2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему нельзя поминать самоубиенных

Как поминать самоубийц

Как известно, поименное церковное поминовение самоубийц ЗАПРЕЩЕНО. Нет никакой панихиды по самоубийцам и нет никаких особых дней поминовений для них, и молитва церковная о них НЕ возносится. Молитва святому мученику Уару возносится не за самоубийц, а за некрещенных.

В песнопениях Троицкой Родительской субботы есть слова, в которых мы просим, чтобы Господь возложил Свою милость и на тех, кто сам покончил с жизнью, но при этом все равно не происходит поименного поминовения, и не вынимаются частицы на Литургии за самоубийц.

Самоубийцы не поминаются НИКОГДА (если не было благословения на отпевание).

За самоубийц можно молиться родным самостоятельно на домашней молитве, прося, чтобы Господь оказал милость грешникам, поднявшим руку на свою жизнь. Вы можете подавать милостыню за его душу, можете ставить свечи о его упокоении и молиться сами. Как дома, так и в храме.

Известен случай, когда на Афон подавали молиться о упокоении, но через некоторое время монахи вернули деньги и сказали, что Господь не принимает молитву — наверное человек сам ушел.

Однако есть исключения из правил. Некоторых самоубийц отпевают. Это случаи, когда человек был психически нездоровым, либо находился в состоянии настолько сильного аффекта, что имело место умопомрачительство. Об этом должны иметься соответствующие медицинские документы. Но в любом случае священник НЕ ИМЕЕТ права совершать такое отпевание без благословения правящего архиерея. Только если есть благословение архиерея в письменном виде на совершение такового погребения, священник может отпевать самоубийцу. Если священник самостоятельно принимает такое решение, без участия владыки, он подлежит наказанию вплоть до запрета в священнослужении, или лишения сана.

Церковные каноны запрещают «приношение и молитву» за самоубийц (Правило святого Тимофея Александрийского, ответ 14), как сознательно отторгших себя от общения с Богом

кто «подымет на себя руки или повержет себе с высоты»: «О таковом не подобает быти и приношение, ибо есть самоубийца»

Справедливость этого правила подтверждается духовным опытом подвижников, которые, дерзая молиться за самоубийц, испытывали непреодолимую тяжесть и бесовские искушения.

Указанное правило святого Тимофея Александрийского было направлено против отпадших членов Церкви. Однако в настоящее время большая часть покончивших с собой это люди крещеные, но не получившие ни церковного воспитания, ни церковного окормления. Они прерывают свою жизнь не вследствие сознательного противостояния Богу и Церкви, а будучи «вне ума», хотя это не зафиксировано медицинскими свидетельствами. Священнику, который не знал умершего в его жизни, невозможно решить, как относиться к такой смерти, а родственники и близкие самоубийцы, встречая отказ священника совершить отпевание, еще далее отходят от Церкви, не получая утешения.

В связи с этим Священный Синод Русской Православной Церкви благословляет, в целях духовного окормления паствы и единообразия пастырской практики предлагает, не совершая отпевания самоубийц и «приношения» о них, то есть поминовения в храме, преподавать близким и родственникам таких умерших следующие утешительные молитвы.
Но следует учесть, что данный чин не является панихидой, и не совершается ни у гроба, ни на могиле, ни у панихидного стола в храме. Это чин на самом деле является молебном в утешение и поддержку скорбящих родственников самоубийцы. То есть такой молебен будет совершаться специально по отдельной договоренности со священником и обязательно в присутствии родственников — в храме.

Кроме совершения предложенного чина родственники и близкие могут взять на себя, с благословения священника, келейное чтение молитвы преподобного старца Льва Оптинского:

Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя.

Более же всего таким умершим помогает раздача милостыни за них и благочестивая жизнь их родных и близких.

Чин молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго

утвержден решением Священного Синода Русской
Православной Церкви от 27 июля 2011 года

Благословен Бог наш:

Трисвятое по Отче наш:

Аллилуия, глас 6. Стих 1: Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, / ниже гневом Твоим накажеши мене. Стих 2: Помилуй мя, Господи, / яко немощен есмь.

Тропари: Помилуй нас, Господи помилуй нас:

Слава: Господи, помилуй нас:

И ныне: Милосердия двери:

И абие антифон, глас 3:

Стих: Помилуй нас, Господи, помилуй нас, / яко помногу исполнихомся уничижения (Пс. 122:3).

Отче Небесный, / Любвеобильне, Человеколюбче, / Милостив, милостив, милостив буди нам, / о, вся Объемлющий / и всех Приемлющий! (Кондак прп. Романа Сладкопевца в Вел. Четв.).

Стих: Рече безумен в сердце своем: несть Бог (Пс. 52:1).

Отче Небесный, / Любвеобильне, Человеколюбче, / Милостив, милостив, милостив буди нам, / о, вся Объемлющий / и всех Приемлющий!

Слава:

Егда, Судие, сядеши яко Благоутробен, и покажеши страшную Славу Твою, Спасе: о, каковый страх тогда, пещи горящей, всем боящимся нестерпимаго судища Твоего! (Вел. Пок. Канон.Чт., п. 8, тр. 4).

И ныне:

Не имамы иныя помощи, / не имамы иныя надежды, / разве Тебе, Владычице, / Ты нам помози, / на Тебе надеемся / и Тобою хвалимся, / Твои бо есмы раби, да не постыдимся.

Молитва
Владыко, Господи, Милостивый и Человеколюбивый, к Тебе взываем: согрешихом и беззаконновахом пред Тобою, преступихом спасительныя Твоя заповеди и любве евангельския отчаявшемуся брату нашему (отчаявшейся сестре нашей) не явихом. Но не яростию Твоею обличи ны, ниже гневом Твоим накажи ны, Человеколюбче Владыко, ослаби, исцели сердечную скорбь нашу, да победит множество щедрот Твоих грехов наших бездну, и Твоея безчисленныя благости пучина да покрыет горькое слез наших море.
Ей, Иисусе Сладчайший, еще молимтися, подаждь рабом Твоим, сродником живот свой самовольне скончавшаго, в скорби их утешение и на милость Твою твердое упование.
Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

КАК ПОМИНАТЬ САМОУБИЙЦ?

Как известно, поименное церковное поминовение самоубийц ЗАПРЕЩЕНО. Нет никакой панихиды по самоубийцам и нет никаких особых дней поминовений для них, и молитва церковная о них НЕ возносится. Молитва святому мученику Уару возносится не за самоубийц, а за некрещенных.

В песнопениях Троицкой Родительской субботы есть слова, в которых мы просим, чтобы Господь возложил Свою милость и на тех, кто сам покончил с жизнью, но при этом все равно не происходит поименного поминовения, и не вынимаются частицы на Литургии за самоубийц. То есть, НИКОГДА самоубийцы не поминаются (если не было благословения на отпевание).

ЗА самоубийц можно молиться родным самостоятельно на домашней молитве , прося, чтобы Господь оказал милость грешникам, поднявшим руку на свою жизнь. Вы можете подавать милостыню за его душу , можете ставить свечи о его упокоении и молиться сами. Как дома, так и в храме.

Известен случай, когда на Афон подавали молиться о упокоении, но через некоторое время монахи вернули деньги и сказали, что Господь не принимает молитву — наверное человек сам ушел.

Однако есть исключения из правил. Некоторых самоубийц отпевают. Это случаи, когда человек был психически нездоровым, либо находился в состоянии настолько сильного аффекта, что имело место умопомрачительство. Об этом должны иметься соответствующие медицинские документы. Но в любом случае священник НЕ ИМЕЕТ права совершать такое отпевание без благословения правящего архиерея. Только если есть благословение архиерея в письменном виде на совершение такового погребения, священник может отпевать самоубийцу. Если священник самостоятельно принимает такое решение, без участия владыки, он подлежит наказанию вплоть до запрета в священнослужении, или лишения сана.

Церковные каноны запрещают «приношение и молитву» за самоубийц (Правило святого Тимофея Александрийского, ответ 14) , как сознательно отторгших себя от общения с Богом: кто «подымет на себя руки или повержет себе с высоты»: «О таковом не подобает быти и приношение, ибо есть самоубийца». Справедливость этого правила подтверждается духовным опытом подвижников, которые, дерзая молиться за самоубийц, испытывали непреодолимую тяжесть и бесовские искушения.

Указанное правило святого Тимофея Александрийского было направлено против отпадших членов Церкви. Однако в настоящее время большая часть покончивших с собой это люди крещеные, но не получившие ни церковного воспитания, ни церковного окормления. Они прерывают свою жизнь не вследствие сознательного противостояния Богу и Церкви, а будучи «вне ума», хотя это не зафиксировано медицинскими свидетельствами. Священнику, который не знал умершего в его жизни, невозможно решить, как относиться к такой смерти, а родственники и близкие самоубийцы, встречая отказ священника совершить отпевание, еще далее отходят от Церкви, не получая утешения.

В связи с этим Священный Синод Русской Православной Церкви благословляет, в целях духовного окормления паствы и единообразия пастырской практики предлагает, не совершая отпевания самоубийц и «приношения» о них, то есть поминовения в храме, преподавать близким и родственникам таких умерших следующие утешительные молитвы. Но следует учесть, что данный чин не является панихидой, и не совершается ни у гроба, ни на могиле, ни у панихидного стола в храме. Это чин на самом деле является молебном в утешение и поддержку скорбящих родственников самоубийцы. То есть такой молебен будет совершаться специально по отдельной договоренности со священником и обязательно в присутсвии родственников — в храме.

Кроме совершения предложенного чина родственники и близкие могут взять на себя, с благословения священника, келейное чтение молитвы преподобного старца Льва Оптинского. Более же всего таким умершим помогает раздача милостыни за них и благочестивая жизнь их родных и близких.

Чин молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго
(утвержден решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 июля 2011 года)

Благословен Бог наш:

Трисвятое по Отче наш:

Аллилуия, глас 6. Стих 1: Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, / ниже гневом Твоим накажеши мене. Стих 2: Помилуй мя, Господи, / яко немощен есмь.

Тропари: Помилуй нас, Господи помилуй нас:

Слава: Господи, помилуй нас:

И ныне: Милосердия двери:

И абие антифон, глас 3:

Стих: Помилуй нас, Господи, помилуй нас, / яко помногу исполнихомся уничижения (Пс. 122:3).

Отче Небесный, / Любвеобильне, Человеколюбче, / Милостив, милостив, милостив буди нам, / о, вся Объемлющий / и всех Приемлющий! (Кондак прп. Романа Сладкопевца в Вел. Четв.).

Стих: Рече безумен в сердце своем: несть Бог (Пс. 52:1).

Отче Небесный, / Любвеобильне, Человеколюбче, / Милостив, милостив, милостив буди нам, / о, вся Объемлющий / и всех Приемлющий!

Слава:

Егда, Судие, сядеши яко Благоутробен, и покажеши страшную Славу Твою, Спасе: о, каковый страх тогда, пещи горящей, всем боящимся нестерпимаго судища Твоего! (Вел. Пок. Канон.Чт., п. 8, тр. 4).

И ныне:

Не имамы иныя помощи, / не имамы иныя надежды, / разве Тебе, Владычице, / Ты нам помози, / на Тебе надеемся / и Тобою хвалимся, / Твои бо есмы раби, да не постыдимся.

Молитва
Владыко, Господи, Милостивый и Человеколюбивый, к Тебе взываем: согрешихом и беззаконновахом пред Тобою, преступихом спасительныя Твоя заповеди и любве евангельския отчаявшемуся брату нашему (отчаявшейся сестре нашей) не явихом. Но не яростию Твоею обличи ны, ниже гневом Твоим накажи ны, Человеколюбче Владыко, ослаби, исцели сердечную скорбь нашу, да победит множество щедрот Твоих грехов наших бездну, и Твоея безчисленныя благости пучина да покрыет горькое слез наших море.
Ей, Иисусе Сладчайший, еще молимтися, подаждь рабом Твоим, сродником живот свой самовольне скончавшаго, в скорби их утешение и на милость Твою твердое упование.
Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Богородице спаси нас.

Именем Господним благослови, отче.

Обычный (малый) отпуст.

Молитва преподобного Льва Оптинского для келейного чтения
Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя.

Когда поминают и как хоронят самоубиенных

Самоубийство является тяжким грехом, ведь человек должен достойно выносить все испытания, посланные ему Богом. И только Всевышний может решать вопрос жизни и смерти. Но не все православные являются достаточно сильными и уверенными в справедливости господней, случаи самоубийства не редки. Если суицид грех, то как хоронят самоубиенных, какие правила и церковные нормы христианам следует соблюдать при организации похорон, поминовении, установке надгробного камня на кладбище? Родственникам самоубийцы стоит прояснить у священника все вопросы, это важно и для их души также.

Читать еще:  Сегодня праздник родительская суббота

Почему в православии запрещено самому лишать себя жизни?

Бог дарит жизнь человеку как великое благо, и нельзя отказываться от него. Смерть каждого для родных, близких людей является большим горем, но еще больше страданий приносит тот, кто сам лишает себя жизни. Он совершает грех перед Богом, губит свою душу, а по законам церкви родственники не могут похоронить его на обычном кладбище. К самоубийцам в православии относят тех, кто сам лишил себя жизни (через повешенье, другое действие), кто погиб на дуэли, был застрелен во время разбоя, воспользовался эвтаназией. Является грехом и смерть из-за наркотиков, алкоголя, из-за экстремального спорта. Прощается только лишение себя жизни человеком душевнобольным, так как он не ведает смысла своего поступка. Чтобы правильно провести похороны убившего себя психически больного, священнику следует предоставить справку об отклонении в его здоровье. Родные получат разрешение поставить крест на могилу, помянуть, провести отпевание в церкви и на кладбище самоубийце душевнобольному.

Почему родственники скрывают суицид?

У христиан ритуал похорон и поминовение усопших имеет большое значение для их души. На третий день после смерти душа определяется в рай или ад. В эти дни важно поминовение, молитвы близких людей и священнослужителей, в которых звучит просьба о прощении души, отпущении грехов. Родные стремятся провести похороны самоубийц по всем канонам, просят священника провести службу, скрывая правду о причине смерти. Но поминать самоубийц в храме не разрешается, обман только навредит мертвому и живым.

Где хоронят по правилам самоубийц

Традиционно кладбище является местом захоронения тех, кто умер от старости, из-за болезни, по вине других людей. Самоубийца отказывается от дарованной ему Богом жизни, перестает считаться человеком. И могилы таких всегда находились за кладбищенской территорией. Как отправляют в последний путь самоубиенных сейчас, что изменилось в церковных правилах? Теперь нет отдельных мест захоронения для грешников, надгробье самоубийцы может располагаться на общей кладбищенской территории. Но священнослужители по-прежнему отказываются поминать самоубиенных в церкви, проводить обряды на похоронах. Не захоранивают грешников на церковных кладбищах, это правило соблюдается строго. Родные усопших самоубийц должны понимать величину греха и последствия, к которым он приведет. Не нужно заставлять священника идти на нарушение церковных канонов, обманывать его, скрывать правду и стараться провести погребение по традиционному обряду, заказывать поминовение.

Особенности погребения суицидника

Самоубийца не может оставаться не погребенным, родные должны позаботиться о могиле для него, постараться попросить у бога снисхождения за такой страшный поступок. Но во время похорон следует соблюдать некоторые правила и запреты, чтобы не навлечь неприятностей для себя. Как хоронят самоубийц?
• Погребение проводится на третьи сутки после смерти человека.
• Близкие будут испытывать боль от потери, но церковь рекомендует не плакать по умершему, не предаваться большой скорби.
• Целовать такого усопшего запрещается.
• В гроб с умершим не кладут венчик, символ испытаний от Бога. Ведь усопший отказался от таких испытаний.
• На тело не кладут церковное покрывало, символ покровительства.
• Как поминать самоубийц? Отпевание, панихида, сорокоуст не заказывается. Священники не проводят отпевание в церкви, не ходят к могиле.

Если родные знают, что покойник сам наложил на себя руки, умер по своему желанию, они обязаны соблюдать все запреты и ограничения. При нарушении церковных правил православные также навлекают на себя наказание за грех. Когда случается в семье такая беда, стоит обратиться к служителю в храме, рассказать всю правду и выяснить, как правильно похоронить усопшего.

Кого церковь разрешает хоронить на общем кладбище?

Самоубийство человека не бывает однозначным поступком. Душевнобольные, совершающие суицидное действие, не осознают смысла происходящего. Поэтому в православии их разрешено хоронить рядом с теми, кто почил по воле Господа. Смягчение может быть и для тех, кто перед смертью прошел обряд покаяния, кто совершил самоубийство случайно, по неосторожности, напоследок раскаялся в свершенном. Можно ли поминать самоубийц? В храме и на кладбище, дома на прощании священник не станет проводить поминальную службу, нельзя ему заказывать панихиды или сорокоуст. Но близкие, родные могут сами помолиться, попросить снисхождения, раздать милостыню нуждающимся. Милосердные дела, молитвы будут успокаивать душу живых, а также они утешат душу покойника.

Будет ли самоубийством в христианстве смерть от наркотика или алкоголя?

Единого ответа от служителей на такой вопрос в этой статье нет, но такие люди идут на смерть осознанно, они знают убийственную силу своего пристрастия. Священник может посчитать смерть наркомана или алкоголика по неосторожности, разрешить погребение на территории церкви. Семье, в которой есть люди с пагубной зависимостью, нужно приложить все усилия, чтобы такой человек перед смертью покаялся, прошел через обряд очищения.

Меньше ограничений возникает с похоронами душевнобольного, совершившего суицидное действие. Родные могут выяснить в храме, как можно поминать самоубиенных с такой болезнью, как похоронить гроб с усопшим. Всегда требуется справка из медицинского заведения, подтверждающая тот факт, что человек стоял на учете из-за своего заболевания.
Наркоманов, алкоголиков, душевнобольных погребают, как и других самоубийц, на третий день после смерти.

Какое надгробье можно устанавливать на могиле суицидника?

Родных человека, наложившего на себя руки, интересует не только погребение, но и каким надгробьем отмечается могила самоубийцы?
• По христианским правилам крест над таким усопшим не ставится.
• Родственники могут установить памятник с именем, в дизайне которого присутствует крест. Он может быть элементом надгробья в виде отдельной детали или рисунка, гравировки креста. Так будет достигнут компромисс.

Нужно помнить о том, каким грешным поступком ознаменовалась кончина человека. Правильное решение для близких – в молитвах просить снисхождения для него у Бога и делать как можно больше благих дел для успокоения души. Крест на надгробье мало чем может помочь тому, кто отказался от дарованной Богом жизни.

Родительская суббота и поминки грешника

Существует неверное представление о том, что на Радоницу можно поминать всех умерших, в том числе и суицидников. Заблуждение связано с текстом канона, который читается в Троицкую субботу. В нем поминаются души утопших, удушенных, но не по своей вине. Когда человек вешается сам, он поступает греховно, нельзя ставить себя выше Бога и пренебрегать дарованной им жизнью. Такой поступок показывает неверие в Божье милосердие, силу и справедливость. Проводить поминки разрешается только по душевнобольным людям, это исключение. Разрешение похоронить их родственникам даруется, так как душевная болезнь не позволяет оценить последствия поступков.

Что можно сделать для души грешного?

Как поминать самоубийцу? Родные того, кто умер такой смертью, не могут не испытывать желания хоть как-то смягчить грех. Они ходят на кладбище, но отпевать, проводить службы, панихиды, заказывать сорокоуст нельзя. Родственникам остается только молиться, творить милостыню. Господь услышит такую молитву обязательно.

В дни поминовений в храмах проводятся утешительные молитвы для родственников, можно поучаствовать в них, но это не панихида. Утешительная молитва осуществляется в стенах церкви, родственники должны обратиться к священнику с просьбой о ней. Не проводится поминание и молебен возле панихидного стола с гробом.

Поминовение человека, покончившего жизнь самоубийством, можно провести с использованием особенного келейного чтения молитвы пресвятого Льва Оптинского. Но на такое действие нужно получить благословление от священника. Если священник не сочтет нужным дать благословение, семья почившего должна сосредоточиться на милостивых делах и домашних молитвах. Иногда после службы приносят и кладут на надгробье просвирку. Необходимо давать милостыню просящим, помогать нуждающимся. Важен благочестивый образ жизни для тех, кто остался жить в семье самоубийцы. При чтении домашних молитв святому нужно исполниться верой и надеждой.

Что можно сделать на Радоницу для самоубиенных?

Радоницей у христиан называют особый день поминовения усопших. Живые идут в церковь, чтобы стать участником общей службы, послушать молитвы за усопших из уст священно служителя. Ходят в храм и ставят свечки за своего умершего, просит прощения для души. В этот день можно помолиться и за душу самоубийцы, слова, обращенные к усопшему, могут быть им услышаны. Радоница — время, когда можно поминать самоубиенных, она обладает особенной энергетикой, в другие дни не рекомендуется сильно тосковать о таком умершем, обращаться к нему с вопросами или сетованием. В другие дни лучше ограничить себя в мыслях о почившем и не надеяться на встречу с ним. Суицид — грешный поступок, за который душа поплатиться попаданием в ад. Надеяться православным на встречу с тем, кто сам лишил себя жизни, дарованной Богом, — это надеяться на ад после своей смерти. Семья усопшего может помнить о нем, молиться, но свою печаль стоит обращать в христианские дела и мысли.

Близкие могут настолько тосковать по умершему, что сами начинают задумываться о прекращении жизни. Важно взять себя в руки, обратившись к вере и Богу. Чистая, искренняя молитва станет опорой, как и чтение церковных книг, работа, забота о семье. Назад дороги после убийства не будет. Душу ожидают муки ада, никаких встреч с умершими. А оставшимся в живых родственникам снова придется страдать.

Читать еще:  Слушай сынок и запоминай

Феномен суицида: почему Церковь не отпевает самоубийц

Протоиерей Сергей Дерменжи

Среди тяжких грехов Церковь всегда отличала самоубийство как грех к смерти (1 Ин. 5:16), потому что совершивший его не имеет возможности принести покаяния в содеянном. С древности святые отцы запрещали молиться за тех, кто самостоятельно отринул священный дар Божий – дар жизни. Но в храм приходят люди с просьбой совершить заочное отпевание сродника, наложившего на себя руки. Церковь идет навстречу этой беде, и если человек был психически нездоров, совершает заочное отпевание. А как быть с теми, о ком неизвестно, в себе был человек или не в себе. Для этого Церковью составлен молитвенный и назидательно глубокий «Чин молитвенного утешения сродников живот свой самовольно скончавшаго». Это не отпевание. Церковь, как милосердная Мать, спешит всякому несчастному и его родным и близким протянуть руку любви и молитвенной поддержки.
Об истоках и причинах, приводящих человека к добровольному уходу из жизни, помощи Церкви этим людям и их близким в скорби и утешении наша беседа с протоиереем Сергием Дерменжи, клириком кафедрального собора в честь Воскресения Христового.

– Феномен самоубийств давно известен обществу. О нем упоминается в разные эпохи и на разных континентах. Какова мотивация людей, решившихся на такой шаг?

– Думаю, что в жизни такого человека сначала появляются нерешенные проблемы, а пустота в душе, которую формирует современность, только усугубляет их. Человек пытается заполнить духовную пустоту – а ведь именно душа вырабатывает наши отношения с окружающим миром – и не может. В конце концов он приходит к выводу, что жизнь бессмысленна, не имеет никакой ценности ни для себя, ни для других, и решает ее закончить, наверное, убеждая себя, что это наилучший выход из создавшейся ситуации и для него, и для окружающих. По крайней мере, в этот момент человеку так кажется.

Часто бывает, что перед принятием такого решения он чаще всего успокаивается. Родственники и знакомые наблюдают улучшения в его поведении. Существовавшие бесконечные проблемы и беспокойства будто исчезают, человек раскладывает все по полочкам – что после его ухода будут делать родственники, дети, знакомые…
К сожалению, будущий самоубийца не думает об ужасных последствиях такого поступка для родственников, не осознает огромной психологической травмы для всех его близких и знакомых.

– Трудно понять решимость к акту суицида. Ведь у человека есть инстинкт самосохранения, он боится иногда простых вещей – темного помещения, высоты, закрытого пространства… И вдруг приходит к выводу подняться на крышу дома, залезть в петлю, наглотаться таблеток, вскрыть вены… Почему это происходит?

– «Отключение» инстинкта самосохранения осуществляется поэтапно. У каждого из нас есть свой порог боли и страха. Маленькие дети, например, боятся того, что не пугает взрослых. Человек сам выбирает свой путь, направляет свою жизнь в определенное русло, рамки, выстраивает ее по своему плану и доводит себя до состояния, как говорят, «залезть в бутылку». Он идет далее, но для решения всех своих проблем находит единственный выход. Самое ужасное то, что в уходе из жизни он не усматривает ничего плохого. Это, на первый взгляд, его воля, его видение, что так будет лучше. Своеобразный способ решения какой-то проблемы. То есть человек, потеряв ценности, веру, поддержку близких, доходит до какой-то черты, которую решается, в конце концов, переступить. Но это не возникает в одночасье. Предшественниками являются стрессы, депрессии, проблемы…

– Могут дойти до такого состояния верующие люди?

– Нужно сказать, что подобное состояние – это большое противостояние… Самоубийцы – люди, которые противятся воле Божией. Мы не созданы для того, чтобы лишать себя жизни, мы живем для спасения. Господь любит всех нас, как своих детей, и хочет, чтобы мы жили, а не допускали мысли о самоубийстве. Если человек верующий, он понимает свое жизненное предназначение и доверяет Богу свое бытие. Жизнь набожных людей не имеет границ, т. к. она вечная. Каждый из нас находится в начале пути к этой жизни, борется с грехами, мешающими ему двигаться к Господу. Такой человек не может сойти с нужного маршрута, совершить самоубийство, разве только утратив веру.

– Но если человек доведен до предела своих сил тяжелой болезнью или обстоятельствами жизни, у него нет ни желания, ни возможностей исправить ситуацию или бороться с ней. Такие люди теряют душевное равновесие, их поведение не совсем адекватное, они, можно сказать, психически неуравновешенны, травмированы. Не является ли это состояние оправданием такого поступка? Ведь Церковь отпевает душевнобольных людей, покончивших с собой?

– Есть разные ситуации. Бывает, человек своей греховной жизнью доведен до состояния, когда он не понимает, что происходит, у него меняется восприятие реальности. Это состояние одержимости бесом, жертва не может видеть и адекватно оценивать свои поступки. Но развивается все, конечно же, не сразу – не за три секунды человек совершает суицид. Воля постепенно порабощается греховными страстями, и он принимает решение под действием темных сил.

Есть два пути, о которых нужно сказать.

Это путь человека неверующего, когда говорят, что он может распоряжаться своей жизнью. Например, если речь идет об аборте и от женщины зависит жизнь ребенка. Во время суицида якобы человек имеет право наглотаться таблеток или подписать документ об эвтаназии. Для таких людей словно наступает конец мира, в их понимании, что от жизни взято все, все испробовано, больше ничего нет и т. д.

Но есть и другой путь. Так, многие даже в сложнейших ситуациях уходили из жизни по-христиански. Например, мои знакомые, зная о смертельном, неизлечимом недуге, достойно закончили свою жизнь, решив все проблемы –дела на работе, в семье, дописав незаконченную книгу. Они покинули этот мир в тишине и спокойствии, так как знали, что для христианина конец жизни – это переход в вечность, где не темнота и ужас, а радость соединения с Богом, со своими родственниками и близкими. Конечно, мы понимаем, что по нашей греховности не сможем попасть в те места, где пребывают души наших родственников. Все боятся этого, но есть надежда на милость Божию.

– Очень многих потряс такой случай: свела счеты с жизнью многодетная мать. Получается, что не только инстинкт самосохранения не спас ее, но и материнские чувства куда-то исчезли?

– Случай этот довольно сложный, неоднозначный, многие о нем слышали. Учитывая биографию женщины, все факторы, которые предшествовали трагедии, нужно сказать, что в ее жизни были огромные ошибки, направлявшие ее по ложному пути. Поступки многодетной матери противоречили законам страны, законам морали, нравственности, что и привело к такому концу. Она имела множество мужей, некоторые браки не регистрировала или узаконивала ради получения денег от государства, попадала под акты насилия со стороны мужчин, имела финансовые проблемы, в которых была виновата и сама, и ее бывшие мужья.

И, конечно же, нарушала законы духовные. Была совершенно далека и от Церкви, и от заповедей Божиих. Безусловно, она пыталась как-то растить своих детей, жить по закону совести, но множество жизненных ошибок привели к такому печальному результату. Ее душевное, нравственное состояние оставалось незаметным для родственников, или же они ничего аморального не видели в ее жизни. В конце концов, родственники отказывались верить в самоубийство – они утверждали, что это убийство и она не виновата в том, что дошла до такого состояния. Действительно, решившись на это, женщина была совершенно спокойной – договорилась о крещении своих детей, наверное, позаботилась и о том, кто их возьмет на воспитание и т. д. Она обдуманно совершила этот ужасный поступок.

– Поэтому хочется спросить: можно ли как-то заблаговременно предупредить намерение человека совершить подобное? Если вы говорите, что человек, наоборот, успокаивается, то получается, что остановить и помочь таким людям невозможно?

– Думаю, что главная причина тех или иных поступков человека – в наборе его основных жизненных ценностей. Если для него заповеди Божии, страдание родственников, близких, детей, которые будут переживать после его ухода, не важны, то и сама жизнь не представляет для такого человека ценности. С юридической точки зрения, уход из жизни не является преступлением, но это злодеяние со стороны Закона Божьего. Возьмем, к примеру, людей, совершающих преступление. Если бы они знали последствия, скажем, ограбления, сроки пребывания в тюрьме, вряд ли решились на неблаговидный поступок.

Мы же, сделав что-либо, всегда ожидаем сиюминутного результата: украли – повеселились, обманули – получили какую-то выгоду, но о дальнейшей перспективе никогда не думаем.

Люди, совершая суицид, тоже не заботятся ни о жизни вечной, ни о родственниках.

– Совсем недавно покончила с собой бабушка, получив квитанцию к счету по оплате газа. Почему в таком почтенном возрасте решаются на это? С другой стороны – выбросились из многоэтажки 12-летние подростки…

– Основы те же. У молодых, может, еще не сформировались жизненные ценности, понятие о смысле жизни. Но, к сожалению, сейчас многие люди даже среднего возраста, с высшим образованием не задумываются о цели своей жизни, «плывут по течению».

Уместно, на мой взгляд, вспомнить слова владыки Никона (Рождественского), записанные в его дневнике еще в начале ХХ века: «Вследствие упадка веры вообще и озлобления, как нравов, так и характеров, умножилось число самоубийств. Убивают себя юноши, убивают себя 90-летние старики. Опустошается душа, расхищаются из сердца последние остатки веры, идеализма, стираются последние следы образа Божия, замирает дух, не остается никакой опоры для борьбы с искушением, и – человек решает: нет смысла больше жить и страдать, и в озлоблении на все, как мятежник, самовольно уходит из жизни. Такова психология большинства случаев самоубийств. В ее основе лежит неверие в Промысел Божий, хула на благость Божию, отчаяние – смертные грехи, смертные потому, что не дают места покаянию, убивают дух, удаляют, гонят от человека спасающую Божию благодать».
Посмотрите даже на тех людей, которые ходят в церковь. Множество прихожан, к глубокому сожалению, не понимают, что происходит на богослужениях, не осознают, зачем нужны Таинства, равнодушны к тому, как нужно правильно поступать в той или иной ситуации. Формальный приход на службу, на праздники, чтобы посвятить что-либо, формальное отношение к Таинствам и к жизни приводят к тому, что человек не задумывается о своей душе, о будущем, о смысле жизни.

В итоге у людей из всего ряда ценностей остаются только сиюминутные эмоции и потребности. Если бы самоубийцы задумывались о последствиях, не говоря уже о родственниках и близких, число бы суицидов уменьшилось.

– Почему Церковь не отпевает самоубийц, ведь некоторые люди делают иногда это неосознанно, в помрачении ума?

Читать еще:  Поминальные слова на полгода

– Как бы ни возмущало это многих, но Господь не нарушает воли человека, поэтому и Церковь не должна этого делать. Священники не отпевают не потому, что не хотят совершать эти богослужения, а из-за того, что сам человек не возжелал такого. Его личное решение уйти из жизни противоречило идее создания человека Господом для жизни вечной. Бог никогда не насилует волю человека, Он не посылает насильно даже хорошее. Господь дает нам право выбора между добром и злом, между жизнью и смертью. В конце концов, мы осуществляем этот выбор всегда, каждую минуту. Если человек решил покончить жизнь самоубийством, а Церковь его будет отпевать, то мы, получается, насильно тащим жертву в Царство Небесное, даже если она этого не хочет и отреклась от самого большого дара жизни, который Господь даровал ей.

– А в принципе возможно ли отпевание самоубийц?

– Только если есть какие-то доказательства того, что человек совершил самоубийство несознательно, не по своей воле, а в помрачении ума, например, в стадии психического нездоровья. К сожалению, епископ часто не имеет возможности детально разобраться в ситуации, чтобы принять решение об отпевании какого-то конкретного человека или об отказе. Иногда люди находятся, как говорят врачи, в пограничной стадии, т. е. человек еще не состоит на учете в психдиспансере, но уже ведет ненормальную жизнь, его действия неадекватны. И такие пограничные состояния всегда тяжелы для родственников, которые знают, что человек был нездоров, но документов, подтверждающих это, предоставить в милицию, священнослужителям не могут. Провести расследование у Церкви нет возможности, и в таком случае может приниматься решение об отказе отпевания.

– Как помочь таким людям, как им молиться? Чем утешить родственников или близких, если в храме нельзя ни записку подать, ни свечку поставить? Как жить дальше с такой болью, с такой утратой?

– В Церкви еще в 2011 году был принят «Чин утешения родственников самоубийц». Учитывая то, что человек сам для себя все решил, а для родственников это очень тяжелая травма, Церковь ввела чин такого утешительного молебна, который может послужить священник для родственников в их тяжелом состоянии.
За самоубийц не молится Церковь всей полнотой церковной, но за них, конечно же, нужно возносить молитву дома, например старца Льва Оптинского, в которой есть такие слова: «Взыщи раба такого-то и аще возможно, помилуй». Также можно просить знакомых, священника, знавшего усопшего, молиться о нем дома (и только дома!), не в храме, без привлечения церковной соборной молитвы.

Протоиерей Сергей Дерменжи
Беседовала Елена Головина

Можно ли поминать самоубиенных — правила и исключения

Отношение Церкви к самоубийству

С древних времен Церковь запрещала молиться за тех, кто самовольно лишил себя дарованной Богом жизни. Что же остается скорбящим родным и близким? Ведь они хотят смягчить участь самоубийцы и сами нуждаются в помощи Церкви. Можно ли поминать самоубиенных?

Для молитвенной поддержки скорбящих близких существует «Чин молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго».

Родственникам можно устроить дома поминки, келейно молиться за самоубиенного, творить милостыню и совершать различные благие дела в память о близком родственнике, окончившем жизнь самоубийством.

Православный канун — столик для поминальных свеч

Почему не отпевают самоубиенных?

Люди, которые добровольно лишают себя жизни тем самым противятся воли Божией, перестают быть Его чадами и лишаются права наследовать Царство Небесное.

Отпевают только людей, которые покидали этот мир с верой в спасение, в жизнь вечную с Богом. Лишающие себя жизни отрекаются от спасения, душа расстается с телом в момент совершения греха, ей чужды умиротворение и покой.

Согласно правилу святого Тимофея Александрийского дается отрицательный ответ на вопрос можно ли отпевать самоубиенных:

«Аще убо кто сам себе убиет, или заколет, или удавит, приношение не принесется за него, токмо аще не будет во истину ум погубил, подобает бо их причетником испытовати о сем со истязанием».

Исключения из церковных правил

Если человек страдал тяжелым психическим заболеванием, был невменяем, совершил самоубийство не по своей воле, а под действием тяжких обстоятельств может быть получено разрешение на отпевание и общецерковное поминовение самоубиенного.

В таких случаях собираются документальные подтверждения болезни и отправляются на рассмотрение правящему епархиальному архиерею (епископу, архиепископу, митрополиту) в епархиальное управление вашего города.

Ни в коем случае нельзя подделывать эти документы или вводить в заблуждение церковные власти. Душе самоубиенного это только навредит, ведь Бога обмануть невозможно.

Тяжкий грех самоубийства

Самоубийство – страшный грех, ведь жизнь это дар Божий и каждому человеку Господь отмерил свой путь, прерывать который никто не вправе. Каждый христианин стремится получить кончину «непостыдную и мирную». Он знает, что за земной жизнью последует другая – вечная жизнь, где ждут его вечное блаженство или вечные муки. И от него самого зависит, обретет он покой или страдания. Именно поэтому так страшен ответ на вопрос, можно ли поминать самоубиенных.

Поводов покончить жизнь самоубийством много, некоторые сознательно восстают против воли Божией, бегут от навалившихся проблем и скорбей, забывая, что все промыслительно и каждая беда, любая болезнь посылается для пользы нашей души.

К примеру, многострадальный Иов, имел все и семью и богатство и уважение в обществе. Господь, попустил чтобы раб Его оказался нищим, больным, бездетным и опозоренным, но несмотря на все эти скорби, Иов даже в мыслях не сетовал на свою судьбу и твердо верил, что Господь его не оставит. Вера праведника была вознаграждена сполна. Вернулось здоровье, восстановилась семья, было нажито богатство.

Господь не даёт испытаний, которые нам не под силу вынести. Нужно верить, быть терпеливыми и непрестанно обращаться к Богу в молитвах.

Как поминают самоубиенных православных

Но все-таки, можно ли поминать самоубиенных и чем помочь несчастной душе самоубийцы? Да, есть канонический запрет общецерковных молитв и поминовения самоубийц. Но никто не отменяет домашней молитвы и дел милосердия в память о несчастном.

Нужно творить милостыню в память о покойном, с благословения священника взять молитвенное правило за умершего, верить, что Господь смягчит участь погибшего.

В день смерти и в последующие годовщины можно устроить дома поминки, однако от общепринятых поминовений на третий, девятый и сороковой день лучше воздержаться. Согласно православному преданию, душа после самоубийства не проходит обычный сорокадневный путь. Поэтому лучше все время посвятить усердной молитве за смягчение загробной участи погибшего.

Как молиться за самоубийцу?

По благословению священника за самоубиенных можно ежедневно молиться дома с зажженной свечой. Выбрать можно один из следующих молитвенных текстов.

Молитва Оптинских старцев

«Отче наш, прости душу раба Твоего (имя), ушедшего из жизни мирской во владения Твои. Раб Твой (имя) оступился с пути наставления Церкви. Воля Твоя нам неведома. Не накладывай на меня грехом сию молитву. Принимаю волю Твою и уповаю на спасение души (имя). Аминь».

Молитва родителя за самоубиенное чадо

«Господь Милостивый, умоляю тебя простить мою кровиночку, невинное дитя, за совершенный грех убийства собственного. Даруй ему отпущение греха этого и убереги его душу. Прошу за него у Тебя, подари душе покой. Аминь».

Молитва детей за самоубиенных родителей

«Отче наш милостивый, молю тебя простить моему родителю грешное деяние, ибо вынудило совершить грех страшное и тяжелое обстоятельство. Не терзай душу его в муках ужасных, да даруй искупление. Прошу, прости мне сию молитву и укажи дорогу в Рай для моего родителя. Аминь».

Когда можно поминать самоубиенных?

Вопрос о том, когда можно поминать самоубиенных, редко поднимается в среде верующих. Отношение к человеку, совершившему суицид, в большинстве случаев негативное. Согласно примете, самоубийца губит не только свою душу. Грех перейдёт и на близких родственников.

Нарушение воли Божьей

Все монотеистические религии запрещают самостоятельно обрывать свою жизнь. Распоряжаться жизнью имеет право только её Создатель. Люди добровольно уходят из жизни из-за тяжёлых испытаний, выпавших на их долю: несчастная любовь, болезнь, смерть любимого человека, банкротство и т. д. Однако даже такие трагические события не могут оправдать самоубийство. Человеку были посланы испытания, которые он должен преодолеть. Не сдав «экзамена», невозможно перейти в следующий «класс». Людям, которые отказались от испытаний, не будет дана возможность перейти в лучший мир.

В 452 году христианская церковь постановила: самоубийство – самый тяжкий грех перед Богом. Но в те годы людей, совершивших суицид, хоронили как праведников. Через 111 лет отпевание самоубийц было запрещено окончательно. Если священнику известно, что человек ушёл из жизни добровольно, он откажется отпевать покойного. Родственники могут ввести батюшку в заблуждение. В таком случае родные умершего разделят с покойным его вину.

Семья самоубиенного может молиться за него келейно (дома). Прямого запрета на это нет. Просить прощения за близкого можно в любое время суток. Не стоит возносить молитвы за оборвавшего свою жизнь добровольно по большим церковным праздникам. Православные сами установили день, когда можно поминать самоубиенных. Это родительская суббота перед Троицей. Устраивать помины с большим количеством присутствующих не полагается ни на третий, ни на девятый, ни на сороковой дни, ни на одну из годовщин смерти. Несколько лет назад православная церковь разрешила проведение «чина молитвенного утешения сродников, живот свой самовольно скончавшаго». Чин представляет собой молебен, проводимый по просьбе родственников или близких людей покойного. Заказавшие молебен должны присутствовать при его проведении.

Кого не считают самоубийцей?

Иногда уход из жизни кажется добровольным. Однако такая гибель не признаётся церковью суицидом. К самоубийству не относятся:

    Смерть по неосторожности. Человека не полагается считать самоубийцей, если смерть наступила из-за пренебрежения правилами техники безопасности. Добровольным уходом из жизни не признаётся гибель, наступившая в результате занятия опасными видами спорта или обычного хулиганства. Если покойный оказался на крыше поезда только ради того, чтобы сделать эффектный снимок, расценивать его действия в качестве самоубийства нельзя.

  • Суицид, совершенный в изменённом состоянии сознания. Находясь под воздействием наркотических веществ или алкоголя, человек перестаёт отвечать за свои поступки. Алкоголики и наркоманы считаются грешниками. Однако если они совершают суицид в изменённом состоянии сознания, их не относят к самоубийцам.
  • Суицид, совершённый душевнобольным человеком. Покойный, признанный психически больным, не считается самоубийцей. Психические заболевания не позволяют воспринимать мир адекватно.
  • Суицид, совершённый в состоянии аффекта. Изменённое состояние сознания возникает не только под действием психоактивных веществ, но и во время стресса, из-за ревности, ненависти и т. д.
  • Церковь не определила дни, когда можно поминать самоубиенных. Однако родственникам не следует оставлять надежду на спасение души близкого человека. Искренняя молитва родных людей обязательно будет услышана Создателем.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector