3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему ребенок не запоминает

Консультация для родителей «Если ребёнок плохо запоминает»

Нина Герасимова
Консультация для родителей «Если ребёнок плохо запоминает»

Часто родители говорят о том, что у ребенка плохая память. Спрашивают: «Что делать, если ребенок плохо запоминает».

Прежде чем говорить о причинах плохого запоминания, необходимо выяснить: «Что такое память, и какие виды памяти бывают?»

Впечатления, получаемые человеком об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости воспроизводятся или забываются. Эти процессы называются памятью.

Существуют различные классификации видов памяти.

В зависимости от характера участия воли в процессе запоминания различают произвольную и непроизвольную память. Произвольное запоминание требует волевых усилий и постановки цели на запоминание. Непроизвольное запоминание происходит автоматически, без особых усилий со стороны человека.

По способу запоминания различают механическую и смысловую память.

Механическая память – заучивание в результате многократных повторений.

Смысловая память – запоминание с помощью различных приемов осмысления материала.

Существует классификация видов памяти по преобладающему в процессе запоминания анализатору.

Зрительная память – связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов.

Слуховая память – запоминание и воспроизведение различных звуков: музыкальных, речевых, шумовых. Речевая память одна из разновидностей слуховой памяти.

Осязательная (тактильная, обонятельная и вкусовая – запоминание материала с помощью соответствующего анализатора.

По времени сохранения материала существует генетическая (природная) память, мгновенная, кратковременная, долговременная и оперативная.

При оценке интеллектуальной готовности ребенка к школе одним из важных критериев является его память. Ведь это предпосылка к успешному и разностороннему познанию мира, усвоению новой информации. Ведущие педагоги и психологи говорят о том, что улучшить память простыми тренировками, т. е. многократным повторением, механическим заучиванием невозможно. Практика показывает, что родители, как правило, знают только один прием запоминания – «зубрежка» то есть механическое запоминание. Запоминать ребенка можно научить, важно понять причины плохой памяти. Причин может быть много.

1. Ребенок не собранный, рассеянный, не умеет доводить начатое дело до конца. Таим детям необходимо подавать информацию на запоминание в начале или в конце занятия, используя «эффект края».

2. Скучно на занятиях.

Желательно чтобы информация вызывала положительные эмоции, в этом случае человек способен запомнить в 2 раза больше. Материал, который вызывает эмоции, запоминается в два раза быстрее, прочнее, охотнее.

3. Высокая утомляемость, лень.

Есть смысл после подачи материала на запоминание организовать смену деятельности. Прочнее запоминаются незаконченные действия.

4. Отношения в коллективе.

Ребенок очень застенчивый, неуверенный в себе, боится, что другие будут смеяться над ним.

5. Ребенок может притворяться, что ничего не помнит, не понимая, зачем все это нужно помнить.

Таким детям необходима мотивация. Взрослому необходимо сообщить, что материал пригодится в будущем.

«Выучим стихотворение и подарим его бабушке на день рождения».

«Стихотворение для Деда Мороза»

6. Ребенок может делать родителям назло.

Причина такого поведения низкая самооценка.

7. Негативная оценка деятельности ребенка взрослым тоже может являться причиной плохого запоминания.

Проанализируйте, не присутствуют ли в вашей речи такие или похожие выражения: «Плохо сделал, не красиво», «Сделал неаккуратно». Особенно опасны такие высказывания в присутствии других детей. Помните, что нельзя сравнивать своего ребенка с другими детьми.

— Маша из твоей группы столько стихов уже знает, а ты ни одного не можешь запомнить!

Для того чтобы побуждать ребенка к действию необходимо сравнивать его достижения на сегодняшний день с теми результатами, которые были ранее.

— Вчера ты запомнил только две строчки стихотворения, а сегодня выучил уже целых четыре!

8. При заучивании стихов и песен часто детям непонятен смысл, как отдельных слов,

так и в целом всего текста.

После прочтения стихотворения для заучивания, уточните у ребенка, какие слова ему непонятны. Объясните смысл непонятных слов достаточно доступно.

Некоторые взрослые могут даже не предполагать, что ребенку непонятно, что означает слово: спросонок, сморил сон, макушка, сосновый, пойдем пешком, во весь опор, миска, скворечник, крыльцо и т. д.

Если все эти причины исключены, а ребенок все равно не запоминает, можно сделать упор на непроизвольное запоминание.

Для быстрого запоминания букв и цифр – развесьте их в комнате, предложите оживить буквы и цифры, нарисовав им части тела, лица, одежду.

Можно к запоминанию подключить различные анализаторы, т. е. задействовать вкусовую, обонятельную, тактильную память. Цифры и буквы можно рисовать, писать, вырезать из бумаги, лепить из теста и пластилина, выкладывать шнурком, нитками, крупой и т. д.

Можно воспользоваться приемом «кодирование цифр в образы», поиграть с ребенком в игру «На что похожа цифра».

Упражнять в количественном и порядковом счете можно в любой деятельности, не обязательно сидя за столом. Во время одевания посчитать пуговицы на одежде, сравнить у кого больше? Сколько формочек в песочнице, а сколько совочков, чего больше, чего меньше и т. д.

Если дошкольник не может на слух запомнить стихотворение, можно подключить другие виды памяти и чем больше, тем лучше. Предложить рассмотреть картинки. Можно предложить ребенку самостоятельно нарисовать сюжет этого стихотворения. Еще лучше, если на каждую фразу или слово, ребенок придумает знаки-символы (пиктограммы). Затем опираясь на пиктограммы, будет вспоминать стихотворение. Можно использовать двигательную память. Попробовать рассказать стихи с помощью рук или движений тела.

Попробуйте, уважаемые взрослые, рассказать вот такое стихотворение с помощью рук.

Пять воробьев на заборе сидели,

Один улетел, а другие запели.

И пели, пока не сморила усталость,

Один улетел, а четыре осталось.

А теперь попробуйте нарисовать это стихотворение с помощью символов. Приступая к заучиванию этого стихотворения с ребенком, подумайте, какое слово может быть ему не понятно. Скорее всего, непонятным будет слово «сморила». Объясните это слово.

При заучивании текстов песен и стихов можно использовать игровые приемы. Например «Я начну – ты продолжай», «Эхо», «Тихо – громко», «Придумай рифму».

Для более простого и быстрого запоминания научите ребенка пользоваться некоторыми приемами. Включите в работу опосредованную память. Сначала можно использовать известные приемы: классификация и обобщение, рифмование, достраивание материала, ассоциации, кодирование цифр в образы, запоминание с помощью рисунков – символов.

Ребенок, увлекшись игрой, способен в дальнейшем сам «изобретать» для себя свои приемы запоминания.

Что представляют собой названные приемы запоминания.

Классификация и обобщение

Весь материал можно разделить на части классы, т. е. классифицировать информацию. Например, все предложенные картинки разделить на группы с выделением главного существенного признака: животные, птицы, насекомые. В этом случае нагрузка на память уменьшается ровно во столько раз, на сколько частей был разделен материал.

Запоминание с опорой на рисунки символы (мнемический план)

Любая информация содержит нечто, что может стать опорой для запоминания. Картинки или рисунки – пиктограммы, выполненные детьми к содержанию запоминаемого материала – это и есть мнемический план.

Разрозненную информацию легче запоминать, объединив ее, придумывая какие-либо связки посредники, добавляя что-то от себя.

Психика человека так устроена, что любая новая информация, помимо нашей воли, цепляет, как-то затрагивает уже известную. Эти процессы присущи всем людям. Какие ассоциации вызывает у вас, например слово «молоко»? Как правило, многие люди говорят – корова, или сон – кровать и т. д.

Кодирование цифр в образы

Представление информации в виде образов. Например, представление цифр в различных образах. «На что похожа цифра 8?

— На очки, на 2 бублика, на 2 колеса и т. д.

Таким образом, использование множества наглядных материалов, игровая форма занятий, эмоциональное включение детей в деятельность, использование различных приемов запоминания, подключение к запоминанию различных анализаторов приводит к улучшению показателей продуктивности памяти.

Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок кусается?» Информация для родителей! «Что делать, если ребёнок кусается?» Уважаемые родители! Многие дети в возрасте 2-4 лет проходят «кусачий» период,.

Консультация для родителей «Что делать, если ваш ребёнок дерётся?» Что делать если ваш ребёнок дерётся? Большинство детей время, от времени дерутся. Дети, прибегающие к дракам, просто не знают, как поступить.

Консультация логопеда «Если малыш плохо говорит…» В последние годы педиатры, неврологи, логопеды отмечают неуклонный рост речевой патологии у детей дошкольного возраста. Появляется все меньше.

Консультация для родителей «Почему мой ребёнок плохо говорит?» «Почему мой ребёнок плохо говорит?» Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев становления.

Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок агрессивен?» Что делать если ребенок АГРЕССИВЕН? АГРЕССИЯ. Какого либо устойчивого определения агрессии ученые не выработали. Но любая мама и любой папа,.

Что делать, если ребёнок не понимает и не запоминает прочитанного

Эксперт по эффективному чтению — о том, почему может быть так сложно (и не надо) пересказывать учебник в средней школе

Есть дети, которые и к пятому классу продолжают читать не больше 100 слов в минуту. Причём вслух они читают и всё понимают, но начинают читать про себя — скорость падает на 20-30 слов, понимание ухудшается.

Такие дети не могут пересказывать прочитанные параграфы учебника. И родители начинают сидеть с ними, читать и пересказывать вместе. На это уходит как минимум два-три часа, потому что параграфы в пятом классе — это уже не три страницы, а 10, 15, 20. Пока ребёнок дочитает до конца, он уже забыл, что было в начале. Интеллектуальные карты к параграфу мало чем помогут. Главные термины и мысли помогут выделить родители, а с чем связаны эти слова — дети запоминают с трудом.

В итоге, проблемы со чтением не решаются. Техника стоит на месте. Читать такие дети особо не любят. Одна лишняя страница параграфа для них — это наказание. Читать дополнительные книги по учёбе дети не хотят и всячески уходят от этого.

Причины медленного чтения и непонимания текста

Для начала нужно понять, почему ребёнок так читает. Несмотря на уже немаленький возраст, такому ребёнку хватает ресурсов только, чтобы озвучивать буквы, соединенные в слова, но совершенно не хватает на то, чтобы ещё и понимать, и запоминать прочитанное. Поэтому ребёнок может вслух читать одну страницу или десять. Эффект будет одинаковый — ничего не помнит и не может пересказать. Даже если вы задаете наводящие вопросы и всячески подсказываете, вы ясно понимаете, что ребёнок плохо помнит прочитанное.

Для того, чтобы пересказать параграф в 10-20 страниц, ребёнок потратит много времени, читая его два-три раза. После третьего раза желание читать автоматически исчезает. А материал так и не стал понятен и не запомнился.

Второе, что нужно помнить: проблемы с запоминанием прочитанного не решаются за счёт многократного чтения. У ребёнка будет только ещё более негативное отношение к чтению и конфликты с родителями, которые добиваются от него пересказа параграфов. Проблему нужно решать не чтением, а многократным улучшением когнитивных функций. Для этого надо делать упражнения на развитие памяти, внимания, восприятия, ускорения мыслительных операций. Есть специальные книги по возрастам с такими упражнениями, интересные сайты.

Читать еще:  Список усопших для поминовения 7 букв

Ваш план по улучшению чтения может быть таким:

1. 20-30 минут ежедневно упражнения по развитию когнитивной базы.

2. Чтение таблицы слов в три-четыре буквы столбиками. За раз читается вся таблица формата А4.

3. «Волна» — поворот книги на 90 градусов. Поворачиваем книгу каждые восемь строк на 90 градусов.

4. Пересказ коротких текстов в пять-десять строк. Лучше брать отдельные рассказы с законченной мыслью, а не отрывки параграфов. У ребёнка уже есть отвращение к учебнику, а с негативными эмоциями обучение не получится.

5. Пазлы в 24, 36, 54 штуки. Складывать за раз одну картинку.

6. Игра в три алфавита. На столе разложены карточки алфавита, и ребёнок составляет длинные слова в шесть-восемь букв. Это развивает словарный запас и помогает лучше идентифицировать буквы во время чтения.

7. Увеличение словарного запаса — придумывать слова на одну и ту же букву, придумывать слова на последнюю букву предыдущего слова, делать филворды, сканворды, кроссворды.

Если в день тратить на тренировки по чтению 30 минут, вы решите проблему за месяц. Техника чтения вырастет, как минимум в два раза. Но самое главное — успеваемость ребёнка улучшится уже через две недели, желание читать появится через три, а пересказывать параграфы станет во много раз легче.

Помните, что сам школьник проблему со чтением не решит. Если вы не знаете, как правильно строить тренировки и проводить занятия, найдите учителя по быстрому чтению. Работа в группе в учебном центре может помочь не всем детям, помните это, отправляя ребёнка на курсы скорочтения.

Удачи вам в тренировках!

Фото: iStockphoto (LightFieldStudios)

Ребёнок не запоминает стихи. 7 ошибок мамы

Ребёнок не запоминает, а виновата мама. Как мама? Опять мама? – уже слышу вопросы. Потому что только мама научит жизненно важной привычке: научит учиться, накапливать знания и запоминать стихи по ходу дела.

Вы – мамы, вы сами всё знаете. Простые стихотворения могут сделать малыша несчастным, подточить его веру в себя, превратить школу в камеру пыток. Вы в силах предотвратить это: сделайте работу над ошибками.

Я собрала 7 ошибок мам, в результате которых, всё сводится к печальному: «ребёнок не запоминает стихи». Тренерский опыт показывает: дети учат стихи наизусть в два раза быстрее – сразу, как только мамы раскусят, где собака зарыта.

Ну что же, будем исправляться! Расположила ошибки по убыванию: от самой вредной и популярной к менее распространённой.

Ошибка №1. Упускаем важное: глаза, уши или руки?

Визуалы считывают информацию глазами, аудиалы – слухачи, активно используют уши, а кинестетики познают жизнь руками. Люди получают информацию из мира с помощью трёх каналов. Мы знаем или хотя бы раз в жизни слышали, что люди делятся на этих самых визуалов, аудиалов, кинестетиков.

— Насколько важно знать ведущий канал восприятия ребёнка?
— Архиважно!

Запомните: канал восприятия информации напрямую влияет на обучение. Попросить малыша-визуала слушать маму и запоминать стихотворение на слух всё равно, что предложить глухому с рождения послушать новый радиохит. Уши помогают визуалу, но не дают полной картинки. И запоминание идёт со скрипом. Ситуацию исправят цветные карандаши, лист бумаги. Ребёнку стоит только нарисовать иллюстрацию к стихотворению, как оно тут же само собой запомнится. Мамы «глазастиков» также замечают: визуалы начинают быстро и легко учить стихи в школе. Потому, что научились читать, видеть стихотворение собственными глазами.
Ребёнок не запоминает стихи, когда мама задействовала не тот канал восприятия. Исправив ошибку, вы сильно поможете своему сокровищу в школе и в жизни. Пройдите бесплатное тестирование на сайте. Определите, какая память лучше развита у вашего ребёнка? Слуховая или зрительная?

Ошибка №2. Знаем только один метод запоминания стихотворений

Если главный канал приёма информации разный, тогда и способ запоминания — разный. Тут и кроется ловушка. Спросите себя: Какие методы запоминания стихов вы знаете? 90 % родителей окажутся в затруднительном положении, потому что знают только 1 способ: зубрёжка. «Ничего удивительного!» — не выдержат эмоциональные мамы. – Нас по-другому не учили. К тому же, мне помогало, я школу закончила. Так почему мой ребёнок не запоминает стихи?» Разным людям разные методы запоминания. Частные педагоги используют с десяток способов, чтобы выучить стих быстро и безболезненно. Только в курсе «Стихотворный БУМ» я показываю 5 методов для запоминания стихотворений.

Жаль, что прогрессивным методам запоминания в школе по-прежнему не учат. Переполненные классы, большая педагогическая нагрузка, плотная программа всё также не дают учителям развернуться. Хотя ребятам было бы интересно научиться делать невидимые шпаргалки, найти у себя «кнопку» и включать воображение, внимание и многое-многое другое.


Ошибка №3. Нет подготовительной работы со стихом

Часто мамы стремятся быстрее сделать домашнее задание с ребёнком, чтобы выдохнуть после рабочего дня, заняться домашними делами. А получается наоборот: стих не учится, мама и малыш расстраиваются, нервничают. Главная причина: неправильно обращаются со стихом. Важно знать волшебное правило трёх «П»: «Прочитать», «Понять», «Представить». Вначале дайте ребёнку прочитать стих самостоятельно – не перетягивайте одеяло на себя. Тот, кто читает стих, тот и отвечает за заучивание. Дальше выясните: все ли слова понятны ребёнку, и объясните неизвестные, переведите на современный русский слова типа «горница», «пролётка», «жеманство». Ребёнок не запоминает стихи, потому что не понимает смысл, не фокусируется на «абракадабре». Затем пофантазируйте вдвоём, представьте в голове и рассмотрите картинку, которую нарисовал поэт. Стих запомнится в 2 раза легче.

Ошибка № 4. Не правильно повторяем

Повторяйте правильно, чтобы запомнить. Распечатайте и повесьте на видное место график правильного повторения:
1) Через 15 минут, как выучили (закрепляем стих в памяти)
2) Через 2-4 часа, как выучили (заново учим слова, строчки, которые западают)
3) На следующий день по дороге в школу (шлифуем чтение стиха наизусть)
В этом режиме необходимо повторять любую текстовую информацию: правила, иностранные и словарные слова, параграфы.

Ошибка № 5. Учим стих не в том месте, не в то время, не в том настроении

Жаль, что не для всех мам очевидно: дети – не роботы, не запоминают стихи, когда мозг и тело перегружены. Обязательно дайте перекусить, отдохнуть после школы, дополнительных кружков и занятий. Когда учите стихотворные строчки, тоже «делайте привалы». Помните, спустя 10-15 минут работы детское внимание рассеивается. Поэтому важно делать пятиминутные перерывы, переключаться на другой школьный предмет или просто общаться по пустякам, выпить вкусного чаю.

Полезно учить стихи на улице, в движении, на свежем воздухе. Возьмите стишок с собой на прогулку, экономьте время, читайте наизусть по пути в секцию или драмкружок. Пробуйте «учить» во сне: повторите четверостишие, лёжа в кровати, и положите книжку под подушку, чтобы лучше запоминалось. Детки любят этот магический ритуал, а научные исследования подтверждают: стихи лучше запоминаются перед сном.

Ошибка №6. Нет правильной мотивации

Вспомните Новый Год. Рассказать Деду Морозу стишок и получить подарок — живой пример мотивации. Детям часто непонятно (особенно, если даётся трудно): Зачем учить стихи? Ради чего я мучаюсь? В этом месте можно рассказывать о будущем и карьере взрослого, и как надо быть разносторонне развитым человеком. Но для детей эти слова часто звучат как филькина грамота.

Интерес, любопытство – подсвечивают ребячьи глаза светом, вдохновляют познавать новое. Здесь всё в руках вашей фантазии. Как вариант, заключите пари: 100 рублей тому, кто выучит стих всего за 10 минут! Пригласите в гости бабушек и дедушек и устройте фестиваль стихов. Или создайте видео-блог и записывать ролики для своих фолловеров, родных и друзей.

Не запоминают стихи несчастные дети, пойманные в ловушку «так надо» и «ты должен». Пусть же мальчишки и девчонки станут счастливыми, читая стихи наизусть!

Ошибка № 7. Не развиваем интеллект

Играйте с детьми в интеллектуальные игры. Расширяйте кругозор и словарный запас маленького человека, совершенствуйте логику, воображение. Помимо заучивания стихов развитой интеллект справиться и с другими задачами на жизненном пути.

P.S. Люблю ошибки за обворожительное качество: их можно исправить. Теперь вы знаете как. Пишите, что удалось сделать, и где возникли трудности. Задавайте вопросы в комментариях – с удовольствием отвечу вам в следующих статьях.

С уважением,
тренер по развитию памяти и скорочтению
Екатерина Додонова

У ребенка плохая память:
причины и решение проблемы

Одни дети хорошо впитывают информацию и запоминают даже мелкие детали, другие периодически забывают где-то свои вещи, не записывают домашние задания, с трудом учат стихи и пересказывают тексты. Заметив проблему, родителям трудно сообразить, что делать, если ребенок очень плохо запоминает информацию. К примеру, почему ребенок никак не может запомнить цвета? Чтобы исправить ситуацию, стоит узнать, какие бывают причины плохой памяти, к какому специалисту обратиться и какие упражнения могут помочь.

Основные причины

Развитие памяти начинается в раннем возрасте и является постепенным процессом.

В большинстве случаев родители замечают, что у ребенка плохая память в дошкольном возрасте. Они обращают внимание, что некоторая информация плохо откладывается в памяти, например, малышу трудно запомнить имена других людей или цвета.

Также часто с проблемами сталкиваются в 1 классе, когда ребенку приходится запоминать много нового, к примеру, текст при чтении, который необходимо пересказать. Сложности могут обнаруживаться и у детей постарше (в 9-11 лет и старше) при усвоении большого объема информации в старшей школе. При этом причины плохой памяти бывают самые разные.

Режим дня

Одной из распространенных причин проблем с запоминанием и прочими мыслительными процессами бывает нарушенный распорядок дня. Если в жизни ребенка много задач, он не успевает качественно отдохнуть в течение дня и плохо спит ночью, это может ухудшить память, внимание и другие функции мозга.

У дошкольника и младшего школьника не должно быть чрезмерной нагрузки в виде обучающих и развивающих занятий. Они ухудшают запоминание и уменьшают интерес к получению знаний. Ночной сон ребенка должен соответствовать возрастной норме.

Если количество часов отдыха ночью будет недостаточным, а утром ребенок с трудом поднимается в школу, психическая деятельность будет страдать, а вся новая информация будет восприниматься хуже.

Недостаток витаминов

Благодаря сбалансированному питанию дети получают все важные для их развития элементы, в том числе и полезные витамины, которые улучшают деятельность мозга. В меню ребенка обязательно должны присутствовать блюда из овощей, орехов, зелени, рыбы, фруктов, бобовых. Продукты с избытком сахара, а также соленую и жареную пищу дети должны потреблять по минимуму.

Наладив питание, вы сможете быть уверены, что нехватка нужных витаминных веществ не привела к проблемам со здоровьем, в том числе и с памятью. Если же сомнения все еще остались, можно проконсультироваться с педиатром и подобрать ребенку оптимальный мультивитаминный комплекс.

Читать еще:  Родительская суббота стих

Мало тренировок

Постоянные упражнения требуются не только для физического развития, но и для улучшения памяти. Если ребенок не владеет способами запоминания нужной информации, его следует им обучить. Для этой цели применяются разные пособия, представленные в книжных магазинах в большом ассортименте.

К тому же во многих городах функционируют обучающие группы для тренировки памяти, внимания и других важных навыков, которые пригодятся ребенку в будущем.

Неврологические нарушения

Ухудшенная память может выступать одним из симптомов энцефалопатии, невроза, синдрома гиперактивности и других заболеваний, которые диагностирует невролог. При таких проблемах врач порекомендует не только тренировки по запоминанию, но и специальные лекарства, которые активизируют работу мозга и влияют на умственное развитие.

Многие из них обладают побочными эффектами, поэтому применяются в крайних случаях и только по назначению специалиста.

Другие причины

К проблемам с запоминанием могут приводить и прочие факторы, к примеру, у ребенка нет достаточной мотивации и интереса. В таком случае он отлично запоминает то, что его заинтересовало, а полученная в школе информация может остаться без внимания.

Нарушения памяти встречаются и вследствие психологических травм. Они развиваются через некоторое время после травмирующего события, например, после развода родителей или переезда в другой город.

Диагностика

Если проблемы с запоминанием обнаружились во время посещения занятий по подготовке к школе или в первом классе, родителям нужно уделить внимание поведению.

Выясните, действительно ли ребенок не в состоянии отвечать на вопросы и выполнять простейшие задания либо же ему просто не нравится коллектив, правила, ограничения, повышенные требования и подобные нюансы.

Проследите, в каких ситуациях еще проявляется невнимательность и забывчивость помимо школьных дел.

Для проверки общей памяти расспросите ребенка о его дне, прошлых выходных, событиях прошлых новогодних праздников и тому подобных моментах. Ведите разговор о том, что знает не только сын или дочка, но и вы сами, чтобы понимать, правильны ли ответы.

В большинстве случаев дети отвечают на такие вопросы. В случае провалов в памяти стоит задуматься о визите к неврологу, так как это может указывать на дисфункцию мозга.

Далее оцените зрительно-предметную память, например, дайте младшему школьнику 5-6 картинок, на которых изображены понятные ему предметы, например, стул, автомобиль, кастрюля, книга, самолет и так далее. Предложите их запомнить и закрыть глаза, пока вы уберете 1 картинку или перевернете ее. В норме ребенок должен вспомнить, какой предмет «исчез», с одной или двух попыток.

Будет немного сложнее, если вы попросите не просто запомнить предметы, но и порядок расположения их изображений, но и с этой задачей 6-9-летние дети с нормальной памятью должны справляться без проблем.

Отметим, что в случае затруднений или ошибок причиной бывает не только нарушение запоминания, но и низкий уровень внимания.

Для тестирования слуховой и речевой памяти ребенку называют 3 слова. Когда он дважды повторит заданный набор слов, ему называют еще 3 слова и снова дают возможность дважды их повторить. После этого просят сказать, какими были первые слова, а затем назвать вторые слова.

Еще одним тестом на слухо-речевую память является пересказ короткого рассказа. Трудности с такой задачей встречаются при недостатке памяти или образного мышления, слабом слухе, сниженном уровне внимания, плохом речевом развитии.

Какие упражнения делать?

Дошкольники хорошо запоминают информацию во время игровой деятельности, поэтому для развития памяти детей 4-6 лет лучше всего подойдут игры.

Детям школьного возраста тоже рекомендуются интересные занятия с наглядными пособиями (фотографиями, предметами, пиктограммами), поскольку так любая информация будет запоминаться лучше.

Перед тем как начать занятие, объясните правила и убедитесь, что ребенок их понял.

Игры и упражнения подбираются в зависимости от вида памяти, которую требуется развить у ребенка.

  • Для стимуляции двигательной памяти хорошо подходят активные игры с повторением движений. К примеру, можно сказать ребенку присесть, встать, поднять руки вверх, а затем попрыгать на одной ноге. Показав движения по порядку, надо предложить повторить их по памяти.
  • Чтобы воздействовать на зрительную и образную память, часто используют дорисовку отсутствующих элементов. Можно показать ребенку картинку, а затем дать ему такой же рисунок, но без некоторых деталей и предложить восстановить рисунок таким, каким он запомнился. Еще одна популярная игра – положить на стол перед ребенком 5-10 предметов, предложить закрыть глаза, убрать 1-3 предмета и попросить ответить, какие предметы исчезли.
  • Для развития слуховой памяти и способности придумывать ассоциации можно предложить ребенку расшифровывать слова. Для такого упражнения нужно назвать любой предмет, попросив охарактеризовать его, например, назвать его цвет, свойства, внешний вид, предназначение.
  • Чтобы развивать долгосрочную память, расспрашивайте ребенка о событиях в течение дня. Пусть малыш расскажет, что он делал утром, в обед, после обеда, вечером. Задавайте наводящие вопросы, например «Что было на завтрак в саду?», «Какая новая тема была на уроке математики?».

Рекомендации

Заметив, что дочка или сын постоянно что-то забывает, не стоит ругаться, а надо уделить больше внимания развитию и улучшению памяти. Если в поведении ребенка что-то настораживает, следует обратиться к врачу, чтобы убедиться в отсутствии заболеваний, которые могут влиять на запоминание информации.

В случае чрезмерной нагрузки и перенасыщенного графика нужно пересмотреть необходимость дополнительных занятий и кружков. Налаживание правильного режима дня, достаточный ночной сон и полноценное питание – на этих пунктах нужно акцентировать внимание в первую очередь.

И лишь после этого можно начать использовать методики и упражнения, которые совершенствуют умственную деятельность.

Составляя занятия, старайтесь воздействовать на все виды памяти, чтобы развитие ребенка проходило гармонично. Больше разговаривайте и читайте, анализируйте события дня, рассуждайте на интересные темы. Так вы не только простимулируете память, но и хорошо проведете время вместе, расширите словарный запас и поможете ребенку полюбить книги.

Хорошей идеей является и изучение иностранного языка, так как подобные знания никогда не будут лишними. Чтобы мозг успешно запоминал новую информацию, важно также обеспечить достаточное поступление кислорода. В этом помогут частые прогулки, спортивные секции, поездки за город. Здоровый образ жизни в целом благоприятно сказывается на деятельности мозга, поэтому пренебрегать его влиянием не стоит.

Почему ребенок не запоминает

Советы психолога маленькому ученику

Другие публикации на тему данной статьи:

Перед поступлением в школу и в первый период обучения у детей часто обнаруживаются трудности, на которые раньше родители не обращали особого внимания. Ведь для успешного усвоения школьной программы недостаточно быть «хорошим послушным мальчиком» или «милой веселой девочкой». В придачу к этим замечательным качествам надо еще обладать специальными учебными умениями.

В практике детских психологов очень много обращений связано именно с тем, что ребенок, ранее полностью устраивавший своих родителей, оказывается недостаточно готов к школе. В этой статье приводятся некоторые советы, которые дают мамам и папам в подобных случаях. Они будут полезны многим родителям, не имеющим возможности получить индивидуальную консультацию психолога.

Что делать, если ребенку трудно дается выучивание стихов, если воспитательница детского сада или учительница жалуется, что он не запоминает материал, который она дает на занятиях? Можно ли развить детскую память?

В данном случае можно многого достичь, используя для запоминания специальные приемы. Важнейший из них — образное представление того, что требуется запомнить, привлечение самых разнообразных ассоциаций . Одна из методик, помогающих научиться этому, основана на обучении ребенка созданию рисунков, отражающих выучиваемый материал. Проводится она так.

Ребенку предлагают «поиграть в интересную игру»:

— Я буду рассказывать тебе короткие истории, а ты их будешь запоминать. Чтобы ничего не забыть, ты к каждой такой истории нарисуешь простую картинку.

Затем даются для запоминания несколько простых не связанных между собой фраз, например: «Волк выбежал из леса. Девочке подарили куклу. Коля и Маша играли во дворе. Вчера шел дождь, а сегодня светит солнце». После каждой фразы («истории») делается большая пауза, чтобы ребенок успел нарисовать рисунок для ее запоминания. Нужно объяснить ему, что рисунки должны быть как можно проще, что не надо стараться сделать их красивыми и подробными: это не занятия рисованием, а игра на запоминание. Главное — это сделать рисунок побыстрее. Если ребенок слишком увлекается самим процессов рисования (а поначалу это почти неизбежно), то следует остановить его, сказав: «По-моему, того, что ты нарисовал, уже достаточно для того, чтобы запомнить. Теперь слушай следующую историю».

При создании первых рисунков потребуется помощь взрослого. Скорее всего, ему придется подсказать их содержание и побудить ребенка ограничиться предельно схематическим изображением.

— Как мы запомним, что дождь шел вчера? Давай его нарисуем и зачеркнем: ведь сегодня он уже не идет. А солнце зачеркивать не будем: оно светит сегодня.

В итоге получится примерно такой рисунок:

В одно занятие не следует давать более трех-четырех фраз. Вспоминать их можно в тот же день через несколько часов или на следующий день. Ребенку дают его рисунки, и он «читает» по ним рассказанные ему «истории». При этом тоже может потребоваться помощь взрослого. Например, если он говорит: «Дождь кончился, и вышло солнце», то надо задать ему наводящий вопрос: «А как у нас было сказано — когда шел дождь? Правильно, «вчера шел дождь». Как дальше?» Вне зависимости от того, насколько большая помощь потребовалась ребенку для правильного воспроизведения фраз, надо похвалить его: «Видишь, как хорошо ты все запомнил! Значит, ты хорошо записал все истории рисунками».

Такие занятия желательно проводить ежедневно или через день, но не больше одного занятия в день. Через некоторое время рисунки перестанут быть необходимыми, достаточно будет обсудить, «что можно было бы нарисовать, чтобы запомнить историю». Благодаря такому обсуждению ребенок учится образно представлять себе запоминаемый материал, что в дальнейшем очень поможет ему в школе.

При плохой памяти родителям следует особо внимательно относиться к отбору материала, предлагаемого ребенку для заучивания. Надо постараться минимизировать его объем, добиваясь не дословного запоминания, а общего понимания. В тех случаях, когда все же требуется дословное заучивание, нужно проводить его маленькими порциями, добиваясь полного выучивания каждой такой порции, прежде чем переходить к следующей. Например, заучивая стихотворение, удобно учить его по одному четверостишию (не пытаясь повторять все стихотворение целиком). Однако перед началом выучивания нужно подробно разобрать с ребенком развитие сюжета, чтобы впоследствии четверостишия не менялись местами.

Как помочь несобранному, неорганизованному ребенку? Что делать, если он ничего не доводит до конца, начинает и бросает, не умеет сосредоточиться, невнимателен?

При описанных жалобах надо учить ребенка планированию своих действий. Оно должно стать обязательным, но коротким этапом, предваряющим каждое действие. «Расскажи, как ты будешь это делать» — подобными предложениями взрослый может побуждать ребенка к планированию. Оно может относиться к конструированию из кубиков (что построить, какой строительный материал для этого понадобится), к убиранию игрушек (что куда убрать, в какой последовательности), к рисованию, изготовлению поделок из бумаги и подручных материалов, — в общем, к любой детской деятельности.

Читать еще:  Поминание на кладбище

Выделяя отдельный этап планирования как подготовки к действию, взрослый должен следить за тем, чтобы планы были реализованы, чтобы действие не подменялось его планированием. Работа должна доводиться до конца. Для повышения ценности получаемых результатов полезно привлекать к ним внимание окружающих. Покажите другим членам семьи построенное из кубиков сооружение, повесьте на стену сделанную ребенком аппликацию или его рисунок, привлеките к ним внимание пришедших в гости друзей.

Все организационные моменты детской деятельности должны быть доведены до автоматизма. Подобные отдельные автоматизмы позволяют выделить островки упорядоченности в общем хаосе поведения неорганизованного ребенка. С чего начать, какой именно участок детской неорганизованности упорядочить и автоматизировать в первую очередь — приготовление уроков, утренний ритуал сборов в школу или в детский сад, вечернюю уборку игрушек, — это родители решат сами. Только не надо хвататься за все сразу и ожидать немедленных результатов. Каждый отдельный автоматизм нужно тщательно отрабатывать. Ребенок, не владеющий навыками самоорганизации, нуждается сначала в максимальной, а потом — в постепенно убывающей помощи взрослых. Если ему все время трудно выполнять организационные требования, то, следовательно, они завышены: родители торопятся, проявляют неуместное нетерпение.

Для развития организованности и внимания можно предложить и специальные задания, направленные на обучение анализу образца , соотнесению его с полученным результатом, поиску и исправлению ошибок . Вот, например, задание «Где ошибся Буратино»:

— Мальвина хотела научить Буратино рисовать красивые узоры. Она нарисовала узор и сказала ему: «Нарисуй точно так же». А Буратино все время отвлекался, и у него получалось то правильно, то неправильно. Ну-ка найди, где у Буратино ошибки, и помоги ему их исправить.

Узоры могут выглядеть примерно так:

Подобные задания можно давать и на другом материале. Например, в другой раз Мальвина может поручить Буратино сделать постройку из кубиков, или собрать модель из «конструктора», или разложить картинки в определенном порядке (для этого надо иметь два одинаковых набора картинок), или сделать аппликацию. Привычка к проверке и исправлению чужих ошибок впоследствии приведет к способности проверять себя самого, а это — основа внимания к своим действиям.

Действительно ли у ребенка плохая память? Как школьнику развить образную память?

Часто родители маленького школьника жалуются, что их ребенок плохо запоминает объяснения учителя, забывает записывать домашние задания, не может выучить стихи или пересказать короткий рассказ. “Что делать-то с ним, не пойму!” – горестно делится одна мама своей проблемой в разговоре с подружкой. – “И сидим подолгу, и учим, и повторяем, а результата – ноль.”

Бывает, что память, на которую сетуют озабоченные родители и учителя, вовсе не плохая. Ребенок, к примеру, отлично помнит о своих желаниях и намерениях. С удовольствием рассказывает вам о своих впечатлениях, делится новостями в школе. Значит, есть что-то другое, что мешает успешной учебе… Вот что именно?

Чтобы разобраться в причинах плохого усваивания и запоминания, достаточно провести ряд несложных тестов, которые помогут определить источник проблемы.

Детьми они воспринимаются как игра, а вот взрослым дадут информацию к размышлению.

Проверяем общую память:

Попробуйте в непринужденной обстановке поинтересоваться у своего ребенка, что он делал сегодня утром? Вчера днем? Куда ездил отдыхать прошлым летом? Т.е. расспрашиваете его о минувших событиях, о которых знает не только он, но и вы (чтобы проконтролировать правильность ответов).

Довольно редко дети не отвечают на подобные вопросы. У тех, кто не может вспомнить события прошлого из своей жизни (чистый лист, провал памяти), вероятна недостаточность корковой активности мозга или дисфункция его глубинных структур.

Предложите ребенку (6-9 лет) несколько карточек с изображением разных предметов, например, машина, кошка, тетрадь, стул, карандаш, поезд, чемодан и т.п. Всего их должно быть 5-6 штук. Пусть он посмотрит на них и постарается запомнить. Затем он закрывает глаза, а вы переворачиваете одну из этих картинок или совсем убираете. Ребенок должен вспомнить “исчезнувший” предмет. Если он тест выполнил с 1-2 попытки – с зрительно-предметной памятью все нормально.

Усложняем задание. Ребенка просят запомнить порядок расположения карточек. Он снова закрывает глаза. Теперь к этим картинкам добавляем еще 3 – 4 предмета, перемешиваем и оставляем в произвольном порядке. Теперь просим его открыть глаза, отобрать карточки, которые лежали до добавления остальных трех – четырех и разложить в прежнем порядке.

Обычно дети младшего школьного возраста (6-9 лет) с нормальным уровнем развития памяти в спокойной обстановке легко выполняют тест.

Ошибки и затруднения в результате этого теста могут говорить о:

  • недостаточной памяти
  • низком уровне внимания как произвольного, так и непроизвольного

1. Ребенку зачитываются три слова: луч, рама, гриб. Просят повторить один раз, затем еще раз. Потом читают еще три слова: книга, хвост, рама. Эти слова он также повторяет.

Затем просят вспомнить первые три слова (луч, рама, гриб)…, вторые три слова (книга, хвост, рама).

2. Читаете ребенку коротенький рассказ:

Хотела ворона пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине вода была только на дне. Вороне нельзя было достать воду. Она стала кидать в кувшин камушки и столько побросала, что вода стала выше и можно было пить.

После прочтения попросите его пересказать своими словами. Если справился – замечательно. Ошибки или трудности воспроизведения могут указывать на:

  • недостаточную память
  • низкий уровень произвольного внимания
  • слабость фонематического слуха (наиболее частая причина плохого усвоения информации)
  • недостаточное развитие образного мышления
  • низкий уровень речевого развития

Если вы видите, что тесты на общую и зрительно-предметную память выполнены успешно, а тест по слухо-речевой памяти имеет ошибки, скорее всего проблема заключается в восприятии на слух материала (проверьте фонематический слух и уточните, все ли звуки он выговаривает) или в низком уровне внимания, образного мышления.

Как школьнику развить образную память?

Выше речь шла о том, что в трудностях обучения роль играть может не только память, но и другие психические процессы (восприятие, внимание, мышление и др.), недостаточно развитые к моменту начала учебной деятельности.

Но что делать, если в результате тестирования вы у своего ребенка увидели низкий уровень развития памяти? Как ему помочь ее развить? И возможно ли добиться успеха?

К счастью, на эти вопросы можно дать утвердительный ответ. Многими выдающимися психологами была накоплена обширная методическая база и составлено много коррекционных упражнений, которыми я и поделюсь с вами.

Для начала нужно понять, что память – это сложный психический процесс, который заключается в переработке, хранении и воспроизведении материала. Различают кратковременную память и долговременную. Например, ваш друг по телефону продиктовал свой адрес. Вы его можете помнить, не записывая, в течение нескольких секунд, потом информация стирается и воспроизвести ее спустя несколько минут крайне сложно, если, конечно, вы не повторяли про себя этот адрес. Это пример кратковременной памяти.

Долговременная память имеет большой интервал времени для хранения запоминаемого материала. Она тесно связана с мышлением, оперированием образами. Многократно повторяемый материал прочно оседает в долговременной памяти, а если этот материал подкреплялся визуальными, аудиальными и кинестетическими (двигательными) эффектами – прочность усвоения измеряется годами и десятилетиями.

Какие же физиологические особенности памяти?

  1. Успешность обработки информации зависит от условий, в которых находится человек (полное сознание, сосредоточенность, внимание, физическое и психическое здоровье).
  2. Сочетание логического мышления с эмоционально окрашенными образами повышают качество усвоения материала.
  3. Информацию, которую запомнили ранее, можно “перезаписывать” и хранить в новом образе.

Эти положения позволят лучше понять процесс запоминания. Очевидно, если у ребенка есть трудности заучивания, обратите внимание на то, какими способами он запоминает. Самым доступным является образное представление и его запоминание, т.е. материал сначала представляется в виде картинки или сюжета (визуализируется), потом к этому процессу подключается мышление – ребенок как бы пересказывает “увиденную” картинку, поясняет ее. И в конце идет повторение (воспроизведение) запоминаемого материала. Это…

1 этап – Развитие образной памяти

Наглядно представлю цепочку:

рисунок на бумаге –> рисунок в мыслях –> подключение мышления и эмоций –> повторение

На этих четырех составляющих и основана хорошая образная память. Вначале данный алгоритм идет медленно, позже процесс идет намного быстрее и под конец автоматизируется – ребенок легко пересказывает рассказы, учит стихи, запоминает объяснения учителя. Его учебная деятельность становится все более организованной.

Теперь перейдем к упражнениям на развитие образной памяти. Их можно использовать для тренировки и слуховой (зачитываете ему вслух), и зрительной памяти (он читает слова самостоятельно).

1. Рисуем образы
Чтобы ребенок был способен мысленно представлять картинку, на первом этапе ее нужно зарисовать от руки на бумаге. Говорим ему вслух (или даем ему прочесть) простые слова и словосочетания (вы сами по аналогии можете придумать другие):

  • мяч, дерево, стол, сердитый мальчик, забор
  • хорошая погода, умная девочка, ласковое солнышко, веселый цыпленок

Пусть ребенок учится передать все это на бумаге. Не обязательно точная зарисовка, главное, чтобы ему сюжет был понятен и он по рисункам смог бы воспроизвести продиктованные слова правильно.

2. “Рисуем” мысленно
Вы зачитываете вслух (или даете ему прочесть) короткие предложения, пусть ребенок после каждого предложения закроет глаза и попробует мысленно представить сюжет.

  1. Капающая сосулька
  2. Журчащий ручеек в горах
  3. Прыгающая через скакалку девочка
  4. Сладко дремлющая кошка на подоконнике
  5. Веселый щенок, грызущий тапочки
  6. Шоколадная конфета в золотистой обертке, лежащая на столе

Теперь ребенок записывает каждую фразу, опираясь на свои мысленные образы.

3. Связь слова с эмоциями и переживаниями
Ребенок закрывает глаза и представляет себе картины:

  1. Ожог
  2. Ожог руки
  3. Плачущая на улице девочка
  4. Два дерущихся мальчика в парке
  5. Радостно поющая птичка на ветке дерева
  6. Медведь, ломающий кустарник
  7. Голодный кот, требующий колбаски
  8. Пчела, летающая вокруг вашей головы

После этого пусть он запишет то, что ему запомнилось.

4. “Фотографируем” глазами (тренировка зрительной памяти)
Здесь мы поиграем с палочками (в первом классе школьники обычно покупают счетные палочки, их можно использовать) или спичками. Участвуют двое: ведущий и игрок.

Ведущий строит фигурку так, чтобы ребенок ее не видел, потом на пару секунд показывает и накрывает листом бумаги. Игрок “фотографирует” фигурку, прикидывая, сколько там палочек (спичек) и пробует воспроизвести то же самое.+

Для начала можно использовать 3-4 спички и если справляется – усложнять фигуры, добавляя спички.

После успешной тренировки мы переходим к следующему этапу в развитии хорошей памяти – осознанному восприятию.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector