1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему в библии не упоминается кошка

LiveInternetLiveInternet

Музыка

Музыкальный плеер

Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

Интересы

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Трансляции

Статистика

Кошка в Библии…(почему не упоминается)

Кошка в Библии…(почему не упоминается)

Задался вопросом, почему такое животное, как кошка не упоминается в Библии? Оказывается упоминание кошки в Библии все же есть, но лишь одно и то в неканонической книге «Послание Иеремии»:

«На тело их и на головы их налетают летучие мыши и ласточки и другие птицы, лазают также по ним и кошки » (Посл. Иер. 1: 21).

Но больше ни слова о кошке.

Православный портал Православие.ру это объясняет тем, что Библия дескать не является «энциклопедией жизни и быта древних людей Палестины, а представляет собой собрание богодухновенных текстов о домостроительстве нашего спасения. Ее цель – научить нас путям Божиим«.

Под путями божьими видимо подразумевается геноцид и рабская покорность…

Также возможной причиной отсутствия кошки, и в тоже время вопросом, почему ее там нет, может быть почитание кошек в Древнем Египте.

Кошки там почти обожествлялись, за убийство или нанесения вреда этом священному животному существовало суровое наказание, а нелогичные евреи, для которых иконы и статуи не идолы, посчитали, что кошка это идол, а поклонятся идолам нельзя. Это великий грех.

Ревнивый бог разгневается и уничтожит всех…, хватило и золотого тельца..

Довольно странно, что древние писцы Библии копируя некоторые элементы египетской мифологии не придумали для кошки какого — то воплощения, даже в злом виде.

Тем более, если принимать на веру, что евреи действительно были в плену у египтян, то и даже в книге Исход нет упоминания о кошке.

В той же книге Левит, в предписаниях каких животных есть можно, а каких нельзя — есть даже упоминания о ящерицах, о зайцах с не раздвоенными копытами, а про кошку нету.. Странно..

Хотя, возможно, кошки попадают под определение хищников, а хищников почти не употребляют в пищу.

По другой версии, более поздней, кошка — это символ предательства и похоти, зла. Именно такой символизм по отношению к этому животному бытовал в Средневековье. Более того портал иеговистов по этому поводу высказывается еще более жестче:

«В течение всей истории, особенно в Средневековье и на Салемских судебных процессах против ведьм в начале 17-го века, кошки были признаны одержимыми демонами животными, и даже настоящими воплощениями реальных демонов. Так как кошки ассоциируются с Дьяволом, можем ли мы, как преданные посвятившиеся служители Бога каким-либо образом быть связанными с «живым образом» сатанинского воплощения? Как это отразилось бы на имени Бога и на Его земной Организации? Хотелось бы нам иметь хоть какое-нибудь отношение к образу Сатаны, «бога этой системы вещей»?»

Явный дуализм в присутствие Святой Троицы…но здесь не об этом.

Свидетели иеговы вообще смешные люди. если судить по тому, что они говорят о кошках:

«Кошки очень грязные животные. Не так давно Центр Контроля за Заболеваниями сообщил, что «фекалии кошек… могут содержать сальмонеллы, и т.о. инфекция может распространяться и среди людей». Сальмонелла вызывает заболевание со следующими симптомами: «диарея, длящаяся около недели, … схваткообразные боли в животе, … в некоторых случаях необходима госпитализация». Показываем ли мы, что по-настоящему уважаем собственную жизнь, Создателя и нашего ближнего, подвергая себя и других этому потенциально смертельному заболеванию?«

Бедные кошки…, какой негатив на этих милых домашних животных…, у меня всю сознательную жизнь были кошки дома, сейчас черный кот (наверняка дьявол во плоти) — Сёма, и не жалуюсь.))

Грязные животные … да кошка одно из чистоплотных созданий в мире…, те же собаки, о которых в Библии полно упоминаний жрут свои фекалии, и ни че… достойны..

К тому же, по свидетельству Иеговистов, кошка имеет множество «отвратительных» привычек, совсем не совместимых с христианской моралью и жизнью. А именно:

«Они отрыгивают комки шерсти, вылизывают определенные части своего тела, мочатся на пол, поедают мертвых животных, зачастую вместе с их кровью, распущены в сексуальном отношении, не сознают ценность брака, имеют пристрастие к растениям, вызывающим наркотическую интоксикацию (кошачья мята, валериана), а также воруют пищу со стола, и это далеко не полный список.»

Ценность брака и кошки — наркоманы меня изрядно повеселили…, бедные бедные кошки..

Почему в Библии кошка не упоминается ни разу?

Читая Библию, можно заместить, что в священной книге ни разу не упоминается такое животное, как кошка. При этом в некоторых местах Писания можно найти упоминание собаки, скорпиона и змеи. На этот вопрос иеромонах Иов (Гумеров) ответил просто. Он считает, что Писание не призвано описывать быт народов. Если бы в Библии говорилось о жизни народов Палестины, о быте, то в этом случае можно было бы найти немало примеров того, как сосуществовали простые палестинцы и представители семейства кошачьих.

Ничтожность материальных идолов

Библия – это сборник текстов, которые направляют человека и вдохновляют его. В текстах говорится о жизни в Боге и о грехах, отклонениях от пути. Что касается животных, то они не занимают такого большого места в жизни людей. Только в одной из библейских книг, не вошедшей в традиционный канон, рассказывается о кошках. Из неканонического “Послания Иеремии” можно узнать, что идолы служили объектом внимания различных животных. Например, по ним спокойно взбирались кошки. Иногда на идолах сидели различные птицы и даже летучие мыши.

В “Послании Иеремии” намекается на ничтожность материальных кумиров, которым поклонялись язычники. Ни один из идолов не мог отогнать живность. Если кошки хотели, они могли точить о деревянный столб свои когти.

Если верующий человек хочет побольше узнать об отношении разных народов к представителям семейства кошачьих, то ответ он должен искать не в Библии, а в этнографических книгах. В некоторых странах этих животных обожествляли, считая их священными. Самый яркий пример – Египет. В этой стране к кошкам относились с благоговением. Их не просто кормили, но и поклонялись им. Православие, да и христианство в целом, не одобряет такого подхода. Это то же самое, что идолопоклонство.

Поклоняясь живой твари, а также ее образу в виде статуи, человек забывает об ее Творце. Все животные были созданы Всевышним, и Господь не заповедал людям поклоняться им. Человек, будучи венцом творения, должен лишь внимательно относиться к братьям меньшим и не причинять им вреда.

Извращения морали в Риме

В этнографических книгах можно найти и другие интересные подробности о кошках. Например, в Риме жизнь кошки почиталась выше жизни человека. На это указывает тот факт, что при пожаре сначала спасали именно кошек, и только потом оказывали помощь людям. Сегодня это кажется абсурдным, но это реальные факты. Так поступали, конечно, язычники, которые имели весьма извращенные моральные понятия. Они были воспитаны в такой среде, где кошки яро почитались.

О почитании кошек в Риме можно узнать из трудов Геродота и Диодора Сицилийского. Будучи греческим историком, Диодор Сицилийский привел немало любопытных подробностей об отношении соотечественников к кошкам. Он не просто описывает отношение в общих чертах, но и рассказывает о частных случаях.

Например, историк говорит о человеке, который совершенно случайно убил кошку. Скорее всего, он не хотел этого сделать. Но в результате этот римлянин пострадал, к его дому собралась толпа разгневанных граждан. Римлянин понес наказание за убийство животного. В таких ситуациях люди не разбирали, было убийство преднамеренным или нет. За кошку казнили человека.

Отношение к домашним животным в церковной среде

Православному человеку совсем не обязательно вникать в такие подробности. Ему достаточно лишь знать о том, что в некоторых языческих странах процветали ереси. Граждане этих стран поклонялись кошкам, приписывая им божественные качества. В Библии это не упоминается, потому что кошка является всего лишь обычным животным. Священное Писание наставляет человека своими боговдохновенными примерами, а не описаниями языческих мерзостей.

Почему кошка ни разу не упоминается в Библии?

Почему кошка ни разу не упоминается в Библии?

Иеромонах Иов (Гумеров)

Слово «кошка» встречается только однажды в Библии — в неканонической книге «Послание Иеремии». Автор говорит о ничтожестве идолов: «На тело их и на головы их налетают летучие мыши и ласточки и другие птицы, лазают также по ним и кошки» (Посл. Иер. 1: 21).

Отсутствие упоминаний в других книгах (прежде всего, канонических) можно объяснить тем, что Священное Писание не является энциклопедией жизни и быта древних людей Палестины, а представляет собой собрание богодухновенных текстов о домостроительстве нашего спасения. Ее цель — научить нас путям Божиим. Различные домашние животные упоминаются только в определенном библейском контексте: описание жертвоприношений, постановления Моисеева закона, важнейшие библейские события, притчи. Часто животные используются метафорически для сравнений и построений образов. Так, например, словом «пес» называются профессиональные блудники: «Не вноси платы блудницы и цены пса в дом Господа Бога твоего ни по какому обету, ибо то и другое есть мерзость пред Господом Богом твоим» (Втор. 23: 18).

Читать еще:  Поминальная панихида по усопшему

Возможно, была еще одна причина, по которой священные писатели не упоминают кошек. Для соседних египтян, жизнь и нравы которых евреи хорошо знали, кошки были предметом культа. Они поклонялись им. Духовное сознание и нравственные понятия язычников были настолько извращены, что кошку ценили выше человека. Геродот пишет, что во время пожара в первую очередь спасали кошек, а потом людей. Греческий историк Диодор Сицилийский (ок. 90 до Р.Х. — 21 по Р.Х.) пишет: «Один римлянин убил кошку, и сбежалась толпа к дому виновного, но ни посланные царем для уговоров власти, ни общий страх, внушаемый Римом, не мог освободить от мести человека, хотя он и совершил это нечаянно» (I, 83).

«Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь» (Рим. 1: 25).

Похожие главы из других книг

11. Почему небо названо в Библии твердым (твердь) — Быт. 1,7-8.

11. Почему небо названо в Библии твердым (твердь) — Быт. 1,7-8. Слово «твердь» совсем не означает твердый.Слово «твердь небесная» переведено с древнееврейского оригинала «раджия». Это слово имеет два значения, которые в совокупности означают атмосферу или воздух —

5. «Ни разу не повторил он ни единого слова»

52. Филострат по второму разу описывает вызов Аполлония-Христа на суд

Сколько всего апостолов упоминается в Новом Завете?

Сколько всего апостолов упоминается в Новом Завете? В Новом Завете термин «апостолы» употребляется прежде всего для обозначения ближайших учеников Иисуса Христа, выделенных им, чтобы, по определению евангелиста Марка (3:14), «с Ним были и чтобы посылать их на проповедь». В

Кошка

Кошка Пару раз Мулла приносил домой печёнку. Жена угощала печёнкой милого дружка, а перед Муллой ставила вечером какое-то месиво. Однажды Мулла и говорит жене: «Послушай, я несколько раз приносил домой печёнку, но мне никак не удаётся её попробовать. Куда она девается?»

Кошка

Кошка Жила однажды девушка-сирота. Ее родители умерли, и у нее никого не было на свете, кроме кошки. Эту кошку звали Айша. Она была очень сообразительной, добывала для девушки еду и напитки, а также все, в чем та нуждалась. Однажды кошка ушла и вернулась с золотым

Почему раскол 17 века словно замалчивается? Как относится к Библии Острожского издания?

Почему раскол 17 века словно замалчивается? Как относится к Библии Острожского издания? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыряО старообрядческом расколе к настоящему времени составилась целая библиотека книг и статей. Приведу некоторые:

Почему православные почитают Деву Марию и других Святых? Где в Библии написано, что Дева Мария была Приснодевой?

Почему православные почитают Деву Марию и других Святых? Где в Библии написано, что Дева Мария была Приснодевой? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыряВысокое почитание Пресвятой Богородицы имеет основание в том факте, что Она является реальной

Почему в Библии описаны жертвоприношения?

Почему в Библии описаны жертвоприношения? иеромонах Иов (Гумеров)Ветхозаветные жертвоприношения были прообразом Искупительной жертвы Иисуса Христа, которую Он принес за грехи всего мира. Они были установлены только на время, «только до времени исправления» (Евр. 9: 10), то

Кошка

Кошка Зима, метель. Возвращаемся на колхозной машине из города: шофер, председатель и я, — они ездили по своим служебным делам, я — по своим. Останавливает инспектор: водитель выходит, показывает документы, начинается разговор… Председатель пожимает плечами: «Вроде

228. Кошка

228. Кошка Кошка, как говорят, семь раз переносит с места на место своих новорожденных слепых котят. Когда она добирается до седьмого места, котята открывают глаза и ясно видят белый свет. Человек меняет дом в каждом своём рождении, но его глаза не открываются на Божью

Почему у православных «не всё по Библии»?

Почему у православных «не всё по Библии»? Нередко можно услышать упреки в адрес православных, будто у них многое противоречит Священному Писанию христиан— Библии. К примеру, они молятся Богородице и святым, а не одному только Богу, а также почитают иконы и называют

Кошка

Кошка Зима, метель. Возвращаемся на колхозной машине из города: шофер, председатель и я — они ездили по своим служебным делам, я — по своим. Останавливает инспектор; водитель выходит, показывает документы, начинается разговор… Председатель пожимает плечами: «Вроде

1. Почему Библии бывают разными?

1. Почему Библии бывают разными? Какую Библию можно читать? Для простоты можно ответить: православным – ту, которая издана по благословению Патриарха. Но откуда же тогда взялись все остальные? Они что, все еретические, неправильные? И кок относиться к изданиям Библии не но

23. Почему в Библии такое значение придается именам?

23. Почему в Библии такое значение придается именам? «И дали ему такое-то имя, ибо…»; «недаром имя его таково…» – в Библии мы то и дело встречаемся с подобными выражениями. Но неужели имя действительно определяет судьбу человека? А что означают переименования, которые

39. Почему у православных «не всё по Библии»?

39. Почему у православных «не всё по Библии»? Нередко можно услышать упреки в адрес православных, будто у них многое противоречит Священному Писанию христиан – Библии. К примеру, они молятся Богородице и святым, а не Одному только Богу, а также почитают иконы и называют

Почему Библия негативно относится к кошкам?

В Библии слова кошка употребляется только один раз. Это можно проверить по симфонии, введя данное слово.

«И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками»(Ис.34:14). Это единственное место в Библии, где упоминаются кошки. И то я так понимаю, что здесь идёт речь о больших видах кошачьих, а не об одичавших домашних кошках.

Поэтому с уверенностью могу вам сказать, что в Библии нет негатива к кошкам, особенно к домашним.

В принципе, вы сами можете проверить сказанное мною по ссылочке указанной выше.

В Библейские времена кошки, вероятно, не были домашними животными. Евреи считали кошек нечистыми, а так же считали, что от кошек нет практической пользы.

Я считаю, что это одна из причин, по которой в Библии о кошках, почти ничего не сказано. В Библии много сказано о ягнятах, собаках, овцах и даже скорпионах и змеях.

А о кошках говориться два раза. В одном говориться, что кошки лазят по языческим истуканам, потому что они (истуканы) не признаны и презренны древними иудеями.

А во втором случае говориться, что звери будут встречаться с дикими кошками. Хотя это спорный вопрос, о ком здесь говориться. Некоторые считают, что в этом месте библии говориться, не о кошках, а о шакалах.

И если считать, что в этих местах в Библии о кошках написано негативно, то скорее всего по той причине, что кошка считалась нечистым животным.

Конкретно Библия, негативно к кошкам не относится.

И там вообще такого нигде нет.Вот то что касается свиней да.Свинья считается нечистым животным.Потому как Христос, сгонял на свиней бесов.Именно поэтому, евреи не едят свинину.Так как она считается в Израиле, нечистым животным

То что касается кошек, это бред.И из области суеверий.

Ничего в Библии, про отрицательное отношение к кошкам, нет.И я вам больше скажу, что на Пасху я вышла из храма и увидела. кого бы вы думали? Черного кота, привязанного к храму.И верующие люди выходили и абсолютно спокойно подходили к этому коту, гладили его и так далее.Почему? Потому что грешно, суеверным быть.Не Христианское это дело.Надо боятся Бога, а не кошек.И если христианин настоящий, он должен об этом знать.

Нелюбовь к кошкам, скорее связана с суеверием, а не с религией.

А вот что касается собак, дело сложнее.Если собака заходила в храм, то этот храм, считался оскверненным.Заметьте, именно собака, а не кошка.Я не знаю как сейчас, но раньше так было

То, что вы «гдк-то яитвли», что «такое где-то есть» не означает, что это есть. Я могу тоже много чего написать, только это не означает, что написанное мной будет правдой. К кошкам у иудаизма (а библия, все-таки, прежде всего, иудейская литература), так вот, в иудаизме к кошкам совершенно индиферентное отношение. Да, есть такой пушистый зверек. И не более того. Что касается «Не сотвори себе кумира», то вы, видимо, притянули за уши, египетскую богиню кошку Баст. Только в Библии нет о ней упоминаний. Вообще.

Читать еще:  Поминули или помянули

Не встречал такого в библии! Собаки — упоминаются в негативном смысле, скорее как символ, а не как сами животные, а кошки не упоминаются вовсе. Они были созданы как домашние животные и радуют нас каждый день. Более чистого животного, с которым можно даже спать в одной кровати не существует.

Прямого негативного отношения к кошкам в Библии точно нет и никогда не было.

Исключение составляют черные коты и кошки, которые считаются пособниками злых сил (вспомним кота Бегемота в «Мастере и Маргарите» Булгакова,он был чёрный)

Но прямого негатива нет.

Не знаю как насчёт библии, досконально не изучала, но точно знаю , что кошки веками жили в Ватикане, даже в папских покоях. Если кошка зашла или живёт в церкви, в этом нет ничего особенного. А вот если в церковь забежала собака, то церковь полагается заново святить. Многие священники говорят, что это предрассудки, а другие отказываются освещать квартиру, если в ней живёт собака. Так что мнения разделились. Я собак очень люблю, мне ближе версия о предрассудках. Вот что нашла на одном сайте(natr39.livejournal.com):

» Уважительное отношение к муркам наблюдается практически у всех народов мира. И идет это с древнейших времен. Египтяне чтили культ богини Бастет, которую изображали в виде кошки. Фрейя, скандинавская богиня любви, разъезжала в чудесной кошачьей упряжке. Мусульмане считали, что кот родился в Ноевом ковчеге от львиного чиха и однажды спас пророка Мухаммеда от змеи. В ряде стран, включая Англию, верят, что черная кошка, перебежавшая дорогу, принесет удачу.

Но самое убедительное свидетельство кошачьей заслуги перед человеком приводит последний оптинский старец Нектарий, скончавшийся в ссылке в 1928 году. По его словам, кот спас Ноев ковчег (а значит, и все человечество), поймав мышь, одержимую дьяволом, которая пыталась прогрызть дно. За эту заслугу все кошки после смерти отправляются в рай.

Как это ни грустно, но лучший друг человека — собака — во многих мифах и легендах мира олицетворяет зло. Причины этому самые разные: нечистоплотная она, воет на луну, да и перед покойником. По исламским представлениям, ангелы никогда не войдут в дом, где живет пес. Существует придание о том, что при сотворении мира Бог оставил новенькое тело человека под присмотром собаки и пошел за душой. Нечистый отвлек сторожа меховой шубой, а сам наплевал и нагадил на человека. Бог не смог очистить свое творение и вывернул его наизнанку. Поэтому у людей грязное нутро, а собака навечно проклята.»

Почему в библии не упоминается кошка

Адин Штейнзальц отвечает на вопросы Михаила Горелика

В детстве у меня была кошка. Старики говорили: не играй с кошкой — кто играет с кошкой, забывает все на свете. Тогда я в это не верил, и действительно: память как-то не подводила. Но сейчас я призадумался: как знать, может быть, потеря памяти происходит не сразу, а, скажем, лет через 70?

— В Библии кошки упоминаются?

Слова: «кошка», «кот» — в Библии не встречаются ни разу, но есть место, где описывается некоторое животное, которое, вообще говоря, может быть и кошкой.

— Стало быть, кошку библейским животным назвать никак нельзя. А собаку?

Собаку можно. Собака на страницах Библии появляется часто.

Вы не могли бы объяснить, отчего такая дискриминация кошек?

В одном комментарии на книгу Бытия рассказывается такая история. Когда Всевышний наказал Каина за братоубийство вечным странничеством, тот попросил Его хоть как-то обеспечить свою безопасность. И Всевышний дал Каину для защиты собаку. Каин — сын первых людей: Адама и Евы. Таким образом, наше предание возводит приручение собаки к самому началу человеческой истории, что, кстати сказать, вполне соответствует мнению современной науки. Что же касается кошки, то ее приручение произошло много позднее — вот она в Библию и не попала. Зато в талмудические времена кошки были уже отчасти приручены; впрочем, и тогда они были еще достаточно дикими. В Талмуде говорится о домашних кошках, которые ловили мелких змей. Надо полагать, они не были такими хорошими охотниками, как мангусты, но, с другой стороны, мангуст не слишком удобно держать в доме. Если кот опытный, он поймает змею, если нет — змея поймает кота. Такая история произошла с одним из моих котов, когда я был маленьким. Его ужалила змея, и он умер.

— В одной пасхальной песенке кошка съедает козленка.

В Талмуде рассказывается, как кошка откусила ребенку руку. Должно быть, эти кошки была совсем не похожи на тех своих нынешних потомков, что сидят с бантиками.

— Бердяев мечтал о том, чтобы встретиться со своим котом после смерти.

Вопрос в том, мечтал ли об этом его кот. Я в этом сильно сомневаюсь. Вот если бы у Бердяева была собака, она бы наверняка мечтала о встрече. Для собаки ее хозяин находится в собачьем мире, для нее он в сущности большая собака, вожак стаи.

Для кошки человек — это не хозяин, но нечто вроде бакалейной лавки. Кошка чувствует себя в доме так, как постоялец в гостинице: он может вызвать горничную или заказать еду в номер, он приходит, когда хочет, уходит, когда хочет, и никому и ни в чем не дает отчета. Кошка готова принять стол и кров и дает себя ласкать, когда ей это нравится. Будет это делать хозяин или человек, совершенно посторонний, для нее особого значения не имеет. Это очень сильно отличается от отношения собаки к человеку: от ее преданности и любви к хозяину. Но и человек относится к кошкам и собакам по-разному. Смотрите, девочка играет с куклой, и ей кажется, что кукла ей отвечает. В 70 лет она будет точно так же разговаривать с кошкой. Мужчина может говорить с женщиной о любви, и она будет с трудом скрывать зевоту. Когда гладишь кошку, она никогда не зевнет: ну как же мне это наскучило.

— Когда ей наскучит, она просто спрыгнет с ваших колен.

Ну конечно: ведь любовь к кошке заведомо не предполагает взаимности. Человек не вовлекается во взаимность любви. Некоторым людям это очень подходит, в то время как для других — совершенно невыносимо. Когда их любовь не питается ответной любовью, они чувствуют себя глубоко несчастными. Взаимные отношения гораздо более обязывающие, и есть люди, для которых только такие отношения единственно возможны. Для них собака подходит куда лучше, чем кошка.

— Несмотря на превосходные качества собак, о которых вы говорили, отношение к ним в еврейском традиционном мире отрицательное. Это как-то объяснимо?

Я полагаю, дело тут в типе культуры. В тех культурных мирах, где собака исходно выступала как партнер человека, отношение к ней было безусловно позитивным. Это касается охотничьих культур. Например, так было в Иране. Напротив, в тех культурах, истоки которых не были охотничьими, отношение к собакам совершенно иное: собака — не сотрудник человека, но паразит, подбирающий объедки. Английский комплимент «old dog» — и на иврите, и на арабском выглядит как оскорбление. Характерно, что охота вообще не принята у евреев, а дичь запрещена для употребления в пищу. В Библии охота и разбой — близкие и пересекающиеся занятия.

— В Библии и Талмуде отрицательное отношение к собакам как-то зафиксировано?

Да, и многообразно. Например, Исайя сравнивает лжепророков с собаками. В Талмуде обыкновенно говорится о собаках крайне презрительно.

— Вы сказали: «обыкновенно». Значит ли это, что есть и исключения?

Есть и исключения. Например, в Талмуде рассказывается про одного знаменитого раввина, который был в гостях, и его, естественно, усадили на самое почетное место. И вот, он видит на соседнем месте собаку. Раввин, понятно, обиделся. И тогда хозяин рассказал, что некоторое время назад в дом проникли разбойники, и семья спаслась только благодаря собаке. «С тех пор я всегда отвожу ей почетное место». И раввин согласился, что собака того заслужила, и оснований для обиды у него никаких нет.

— Если можно, расскажите напоследок какую-нибудь историю, связанную с собаками, но уже не из Библии и Талмуда, а из вашей жизни.

Как вы знаете, до Шестидневной войны Иерусалим был разделен. Между еврейской и иорданской частью города проходила мертвая зона, ограниченная с обеих сторон колючей проволокой. И там жили сотни собак. Помню, как-то раз я проходил по самой границе. Дело было ночью. Улица была полна собак. Они не лаяли, они двигались во мраке бесшумно, как призраки. Все это казалось каким-то кошмарным сном.

Читать еще:  Поминание родителей в 2018 году

Опубликовано в 12 выпуске «Мекор Хаим» за 1999 год.

Кошка в Библии

А вы знаете..

Какой из вариантов правильный?
(по статистике прошлой недели только 50% ответили правильно)

В католицизме кошки постепенно потеряли статус добродетельных существ и превратились в настоящие исчадья ада – нечистых животных, обладающих сверхъестественными способностями, олицетворения злых сил и воплощения самого дьявола.

В Раннем Средневековье в таком качестве кошка практически не упоминается. Репутацию ей испортила книга X века «Житие Св. Григория», принадлежащая перу талантливого венецианского историка Иоанна Диакона, где красочно описывалось, как демон в обличии кота во сне мучил некоего монаха. Еще больше усугубила ситуацию, казалось бы, случайная вещь – сходство наименования христианской секты катаров и названий кошек во многих европейских языках. Так, греческий термин kafaros («чистый, неоскверненный») по чьему-то злому наущению исказился и трансформировался в латинский cattar и французский cattier («котопоклонник»). Еретические, якобы с участием кошек, ритуалы катаров, в течение продолжительного времени бывших, кстати, на ножах с римско-католической церковью и Папой, стали очень удобным предлогом для жестокого уничтожения этого христианского течения. А для европейских кошек предопределилась их дальнейшая весьма печальная судьба.

В 12 веке появился целый класс книг, называемых сводами естественных творений. В них изобиловали такие абсурдности, связанные с кошками, что это окончательно перевело их в разряд демонических тварей – якобы кошки ядовиты, якобы способны возбуждать в человеке похоти, что глаза их видят демонов, и что кошки могут беременеть сами по себе, без котов и прочее. Все эти свойства кошек якобы активно использовались ведьмами для приготовления разнообразных вредоносных снадобий и ядов. Ведьмы и сами могли принимать обличье кошек (особенно, черных), либо получали этих животных в презент от дьявола в качестве помощниц для совершения всяких пакостей. Например, если требуется украсть «по-тихому» какой-либо предмет, то кошкам в этом просто нет равных. Поэтому кошек частенько прозывали воровками. Так как черный цвет считался атрибутом всякой нечисти, соответственно, встреча с черной кошкой добродетельному христианину не сулила ничего хорошего.

Во время средневековой Охоты на Ведьм Инквизиция жестоко преследовала, соответственно, и их спутников – котов и кошек, причем не только черных, а вообще любой масти, но черных в особенности нещадно истребляли. Крестовый поход против кошек в Европе принял массовый характер.

Во Франции в день Иоанна Крестителя кошек пытали, сжигали и вешали, даже на праздничном майском шесте. В Германии женщин, изменяющих своим мужьям, наказывали таким образом: сажали в мешок вместе с кошкой и били палками. Обезумевшее животное кусало и царапало неверных, одержимых наведенной похотью, жен. После экзекуции кошку (вместе с перешедшим на нее грехом прелюбодеяния) сжигали. Во Фландрии и карликовых германских княжествах кошек, в качестве воплощения предателя-Иуды, сбрасывали с колоколен и башен замков. Там же, во Фландрии, с помощью кошек избавлялись от привидений, населявших старые замки – собирали бездомных животных и шпарили кипятком до смерти. Призраки, увидев это, должны были в ужасе покинуть свои пристанища. Белые кошки, в древней скандинавской традиции символы влюбленных, в Средневековой Норвегии и Северной Германии получили статус пособников разврата и преступных любовных похождений. За что нещадно истреблялись. Позже этот варварский обычай переняли английские (в последствие, американские) пуритане, которые к тому же телесно наказывали тех женщин, которые посмели приютить или покормить белых кошек.

Впрочем, была одна европейская страна, в которой даже в Средние Века хорошо относились к кошкам – это Англия. Здравомыслящие англичане крайне негативно относились и подвергали осуждению изуверские обычаи, что имели место быть на территории континентальной Европы, и даже приняли закон об охране кошек. Не удивительно, что именно в Англии родился замечательный сказочный сюжет о коте, что приносил своему хозяину-сиротке разнообразные богатства («Кот в сапогах»).

Скажите, почему кошка ни разу не упоминается в Библии?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Слово «кошка» встречается только однажды в Библии – в неканонической книге «Послание Иеремии». Автор говорит о ничтожестве идолов: «На тело их и на головы их налетают летучие мыши и ласточки и другие птицы, лазают также по ним и кошки» (Посл. Иер. 1: 21).

Отсутствие упоминаний в других книгах (прежде всего, канонических) можно объяснить тем, что Священное Писание не является энциклопедией жизни и быта древних людей Палестины, а представляет собой собрание богодухновенных текстов о домостроительстве нашего спасения. Ее цель – научить нас путям Божиим. Различные домашние животные упоминаются только в определенном библейском контексте: описание жертвоприношений, постановления Моисеева закона, важнейшие библейские события, притчи. Часто животные используются метафорически для сравнений и построений образов. Так, например, словом «пес» называются профессиональные блудники: «Не вноси платы блудницы и цены пса в дом Господа Бога твоего ни по какому обету, ибо то и другое есть мерзость пред Господом Богом твоим» (Втор. 23: 18).

Возможно, была еще одна причина, по которой священные писатели не упоминают кошек. Для соседних египтян, жизнь и нравы которых евреи хорошо знали, кошки были предметом культа. Они поклонялись им. Духовное сознание и нравственные понятия язычников были настолько извращены, что кошку ценили выше человека. Геродот пишет, что во время пожара в первую очередь спасали кошек, а потом людей. Греческий историк Диодор Сицилийский (ок. 90 до Р.Х. – 21 по Р.Х.) пишет: «Один римлянин убил кошку, и сбежалась толпа к дому виновного, но ни посланные царем для уговоров власти, ни общий страх, внушаемый Римом, не мог освободить от мести человека, хотя он и совершил это нечаянно» (I, 83).

«Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь» (Рим. 1: 25).

В Библии не упоминается кошка. Причины этого лежат в истории еврейского народа, творца Ветхого Завета. Религиозное сознание не позволяло им поклоняться богам в образе животных, как это делали египтяне, от рабства у которых иудеи освободились. Если быть точным, то о животном единственный раз говорится в Священном Писании в «Послании Иеремии» в негативном контексте.

Почему не упоминается?

Некоторые служители православной церкви объясняют это тем, что назначение Библии — вести человека по пути спасения, а не живописать быт древней Палестины с этнографической точки зрения. Но если разобраться глубже с этим вопросом, то окажется, что негативное, в лучшем случае, равнодушное отношение к кошке, присутствует в менталитете еврейского народа. Причины, предположительно, лежат в его истории, которая сформировала воззрение на окружающий мир и отразились в Библии.

Отголосок рабства

В Египте кошка считалась священным животным, которое помогало сохранить урожай, охотясь на мышей.

Известно, что рабовладельцы евреев, египтяне, кошке, наоборот, поклонялись и ценили ее дороже человека. Подобное отношение — в истоках верований Египта. Всякая религия — есть отражение экономических условий общества. Основой экономики этого древнего царства было земледелие, особенно посевы пшеницы. Урожай важно было сохранить, и кошки активно помогали в этом. Они охотились:

  • На мышей, оберегая амбары с зерном.
  • Змей — делая окрестности более безопасными.
  • На крыс — предотвращая эпидемии чумы и других инфекционных заболеваний.

Когда кот играет такую большую роль в хозяйстве, не удивительно, что его обожествляют. Воплощением кошки в Новом царстве была богиня Баст, существовал ее культ, центром которого был город Бубатис. Египтяне дошли до того, что начали этих животных бальзамировать. В древнем еврейском языке даже само слово «кошка» созвучно с «пелены», в которые заворачивали мумии. Можно предположить, что горькие воспоминания иудеев о египетском рабстве дискредитировало животное в их глазах и невольно отразилось в Библии.

В современном Израиле в детях воспитывают отвращение к котам, в домах их никогда не держат.

Влияние религии

Евреи одними из первых пришли к понятию единобожия, о чем свидетельствует Библия. Среди главных постулатов их религии было «Не сотвори себе кумира». Выражение имеет буквальный смысл, то есть нельзя изготавливать статуи богов и им служить. А египтяне это делали, поклонялись различным животным — быку, скарабею, кошке — считая их воплощением божества. С точки зрения иудея это «мерзость», а животные — носители зла, в том числе и кошки. Хотя подобные умозаключения имеют предположительный смысл.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector