0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Поминайте наставников ваших

Поминайте наставников ваших

Поминайте наставников ваших

© Пермский Успенский женский монастырь, текст, 2019

© Сибирская Благозвонница, оформление, 2019

Краткая биографическая справка

Архимандрит Наум (в миру – Николай Александрович Байбородин) родился 6 декабря 1927 года, в праздник блгв. князя Александра Невского, в с. Мало-Ирменка Ордынского района Новосибирской области в семье крестьянина Александра Ефимовича и Пелагеи Максимовны Байбородиных. В воскресенье, 25 декабря того же года, был крещен в Сергиевском храме родного села. Вскоре родители переехали в г. Советская Гавань Приморского края, где мальчик посещал школу. Но в связи с начавшимися военными действиями в стране Николай, закончив 9-й класс, вынужден был прервать учебу.

В октябре 1944 года Николай Байбородин был призван в ряды Советской Армии и проходил срочную службу в авиатехнических частях:

сначала в авиационной радиотехнической школе г. Фрунзе, затем переведен в г. Ригу (Латвия), служил в воинских частях г. Калининграда и г. Шяуляя, обеспечивал техобслуживание аэродромов. Впоследствии был награжден медалью «За победу над Германией» и медалью «30 лет Советской Армии». В ноябре 1952 года был демобилизован в звании старшего сержанта. По окончании службы перед демобилизацией Николай Байбородин был награжден памятной фотографией у знамени части, что являлось высоким поощрением военнослужащего. Вернувшись домой, Николай закончил прерванное обучение в вечерней школе, в 1953 году поступил на физико-математический факультет Киргизского государственного университета.

В 1957 году он поступил в Московскую духовную семинарию. 14 октября того же года Николай Александрович был принят послушником в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. 14 августа 1958 года в Троицком соборе Лавры наместник обители архимандрит Пимен (Хмелевский) совершил постриг послушника Николая в монашество с именем Наум в честь преподобного Наума Радонежского, ученика преподобного Сергия (память – 19 июля). Спустя два месяца, 8 октября того же года, в Сергиевской церкви Троице-Сергиевой Лавры (Трапезном храме) митрополитом Новосибирским и Барнаульским Нестором (Анисимовым) монах Наум (Байбородин) был хиротонисан во иеродиакона. Ровно через год, день в день, 8 октября 1959 года, в Успенском соборе Лавры митрополит Одесский и Херсонский Борис (Вик) рукоположил иеродиакона Наума в сан иеромонаха. После окончания в 1960 году по первому разряду духовной семинарии, поступил в Московскую духовную академию, которую окончил со степенью кандидата богословия.

25 апреля 1970 года иеромонах Наум возведен во игумена. В 1979 году ко дню Святой Пасхи отец Наум был возведен в сан архимандрита. Многие годы был членом духовного совета Троице-Сергиевой Лавры и одним из наиболее влиятельных духовников Русской Православной Церкви.

Скончался ночью 13 октября 2017 года на 90-м году жизни.

Архимандрит Наум (Байбородин) в воспоминаниях современников

Воспоминания митрополита Vефодия[1]

С архимандритом Наумом я был знаком с дней своей юности. В Лавру приезжал я, еще будучи студентом, с 1966 года. Поначалу ездил к отцу Феодориту (Воробьёву, † 1973), был такой духовник, известный архимандрит. Позднее стал обращаться к архимандриту Иоанну (Маслову, † 1991), который преподавал в академии. Через него я и познакомился с отцом Наумом. Я продолжал свою учебу, по возможности посещал Лавру и всегда старался встретиться с Батюшкой. В одну из наших встреч он как-то интересно мне сказал:

– Ну да, учись давай, – это необходимо. Потрудишься везде, и в Москве потрудишься.

А я еще только студентом был. Потом, уже в 1976 году, я приехал в Москву, в ОВЦС[2], и у меня не было жилья. Пришлось остановиться в гостинице «Украина», что было и тяжело, и совершенно неприемлемо: там же толпы народа, шум, гам, после работы невозможно ни сосредоточиться, ни отдохнуть. Я поехал к отцу Науму и в разговоре упомянул о такой сложившейся ситуации.

– Сними себе жилье где-нибудь в ближнем Подмосковье, домик какой-нибудь.

Так я и поступил. Очевидно, по его молитвам и благословению добрые люди мне подсказали, что в ближайшем Подмосковье имеется подходящий дом, где жили две престарелые сестры, очень верующие. Я пришел к ним, мы поговорили, и они назначили какую-то малую цену за аренду, а спустя некоторое время они совсем ничего с меня не стали брать. Только попросили, чтобы я о них помолился.

Впоследствии обе женщины переехали на Украину, к родственникам, и я остался в этом арендованном домике. Но известно: «Дом невелик, а сидеть не велит» – за домом уход нужен, а у меня большие нагрузки на работе, домой возвращался поздно. Ну, и ужин, конечно, приготовить надо бы. Все это ни в какие временные рамки не вписывалось, и снова поехал я в Лавру к отцу Науму:

– Отче, вот нашел жилье, а помочь мне некому, я же…

Он не дал мне договорить:

– А-а, ну да, архиерею нельзя без прислуги, без помощника. А ну-ка, вот ты, подойди сюда, – и подзывает какую-то женщину прямо из толпы; у него в приемной всегда вереница прихожан выстраивалась. – Иди сюда, Пелагия!

Повернувшись ко мне, он сказал:

– Она из Воронежа, будет тебе помогать.

Потом ей говорит:

– Поезжай и делай все, что он скажет. Сама понимаешь, что владыке нельзя без помощника…

– Отец Наум, может, вы спутали, я – иеромонах.

– Ну да, да… – ответил он неопределенно.

Привез я эту Пелагию в свой дом, и она стала вести хозяйство, да так и осталась жить у меня. Позже по благословению Батюшки в доме появились матушки Анна и Анастасия, и мы все называли Пелагию «бабушкой». Ей это нравилось, она улыбалась и учила Анну с Анастасией готовить. Особенно хорошо мы проводили время постов. Пелагия делала все превосходно и была замечательной хозяйкой. Так благодаря отцу Науму у нас получилась очень дружная «семья». Постриг я Пелагию в монашество и назвал Параскевой, в честь Параскевы Пятницы. Дожила наша Параскева с нами до конца своих дней. Я же ее и хоронил и теперь ее могилку навещаю.

Я еще не раз обращался к отцу Науму, и он всегда мгновенно реагировал на мои просьбы.

Впоследствии не раз возникали в моей жизни сложные моменты. После архиерейской хиротонии я был направлен на Иркутскую кафедру. Там тоже было непросто. Приехал оттуда к Старцу. Это было где-то в 1980 году.

– Так это же моя дальневосточная земля, это все мне знакомо. Что там у тебя за дела, чем тебе помочь? У тебя есть такая книжка?

Ну какие тогда книги были? Да никакие!

– Нет, такой не имею.

– Ну вот, возьми. Она хоть и полуиздательство, но тебе будет интересно.

Потом, когда я служил в Воронеже, а затем в Алма-Ате, тоже приезжал к отцу Науму. Иногда приезжал свои вопросы решать, но были и другие случаи, когда мне приходилось жаловаться Батюшке на его же духовных чад. Был у него дар рассуждения, и он мог по справедливости все рассудить.

Например, был случай в Алма-Ате. Там много духовных чад отца Наума, среди них и священники были. Когда они к нему приезжали, то у них прямо крылышки вырастали – такими все ангелами становились. Но как только выходили из приемной, то, бывало, начинали вести себя не вполне адекватно. Одного из таких батюшек я раз предупредил, два предупредил, а потом сказал:

– Как только приеду в Москву, непременно зайду к отцу Науму и скажу ему, что ты себя ведешь неправильно.

Глава 13

Евр.13:1 . Братолюбие между вами да пребывает.

«Братолюбие да пребывает» . Состав сего слова выражает усиление любви, ибо Апостол из слов «любовь» и «брат» сложил одно слово.

Евр.13:2 . Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам.

«Страннолюбия не забывайте: тем бо не ведяще нецыи странноприяша Ангелы» . Патриарх Авраам, приступив, как к людям, обрел Ангелов и Владыку Ангелов. Так и блаженный Лот принял Ангелов, как людей, но приял благословение, как от ангелов.

Евр.13:3 . Помните узников, как бы и вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле.

«Поминайте юзники, аки с ними связани: озлобляемым, аки и сами суще в теле» . Сострадательностию и приличным служением имейте общение с терпящими это за благочестие.

Евр.13:4 . Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог.

«Честна женитва во всех, и ложе нескверно: блудником же и прелюбодеем судит Бог» . Одно законно, а другое крайне беззаконно. И одно узаконил Бог в начале, ибо сказал: «Сотворим ему помощника по нему» ( Быт. 2, 18 ), и, создав, привел, сочетал и дал брачное благословение, говоря: «Раститеся и множитеся, и наполните землю» ( Быт. 1, 28 ). А прелюбодеяние и блуд ввел невоздержный помысл.

Евр.13:5 . Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя.

«Не сребролюбцы нравом» . Не приобретение собственности воспретил Апостол, но любовь к имуществу, потому что от нее рождается любостяжательность.

«Доволни сущими» . Никто да не старается приумножать имение, ибо похвально довольствоваться тем, что имеешь у себя. Апостол же представляет и достаточное ручательство в том, чему учит.

«Той бо рече: не имам тебе оставити, ниже имам от тебе отступити» . Не лжив Обетовавший; с верою примем обетование. Сие и присовокупил Апостол.

Евр.13:6 . Так что мы смело говорим: Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?

Яко дерзающым нам глаголати: «Господь мне помощник, и не убоюся: что сотворит мне человек» ( Пс. 117, 6 )? По необходимости и сие наставление приложил Апостол, чтобы, возводя взор к Богу, смело смотрели на гонителей.

Евр.13:7 . Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.

«Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие: ихже взирающе на скончание жителства, подражайте вере» . Апостол сие сказал о скончавшихся уже святых: о Стефане первомученике, Иакове, брате Иоанновом, Иакове, по прозванию Праведный. Да и другие весьма многие умерщвлены были по неистовству иудеев. На них-то взирая, говорит Апостол, и изучая достохвальный образ их жизни, ревнуйте их вере.

Евр.13:8 . Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же.

«Иисус Христос вчера и днесь Той же и во веки» . И сие сказал Апостол не просто, но причислил к умерщвленным, давая видеть, что и Сам Христос иудеями пригвожден ко Кресту. Но Апостол указывает и на вечное Его бытие. Ибо словами «вчера и днесь » назвал человеческое естество; Божество же нарек вечным. Сказал, что то и другое есть «Той же» ; потому что един Сын Единородный, Он же и первородный.

Читать еще:  Родительская суббота история праздника

Евр.13:9 . Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими.

«В научения странна и различна не прилагайтеся: добро бо благодатию утверждати сердца, не брашны, от нихже не прияша пользы ходившии в них» . «Учениями странными» назвал Апостол учения, противные евангельским. Посему повелевает им пребывать в учении благодати и оставить наблюдения подзаконные. Ибо никто, говорил он, не получил от того пользы. Но поелику и божественный храм в то время еще стоял, и жертвы по закону были приносимы, то Апостол по необходимости присовокупил:

Евр.13:10 . Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии.

«Имамы же олтарь, от негоже не имут власти ясти служащии сени» , то есть алтарь, гораздо досточестнейший ветхозаветного. Ибо тот есть тень; тот приемлет на себя бессловесные жертвы, а наш – жертву словесную и Божественную, почему ни один из тех священников не причащается сей жертвы, если не приимет прежде веры в Господа.

Евр.13:11 . Так как тела животных, которых кровь для очищения греха вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана.

Евр.13:12 . То и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат.

«Ихже бо кровь животных вносится во святая за грехи первосвященником, сих телеса сжигаются вне стана» . «Темже Иисус, да освятит люди Своею кровию, вне врат пострадати изволил» . Посмотрите на прообраз, сличите с ним истину и усмотрите сходство. Закон повелевал заколоть «юницу рыжу, от крове ея» взять архиерею и «седмижды» перстом покропить пред очистилищем. Самую же юницу сжигали «вне полка» , брали пепел и им очищали называемых нечистыми ( Чис. 19, 2–9 ). Сие-то составляло прообраз спасительного страдания, ибо и здесь тело, взятое от Адама (которого имя на еврейском языке значит: красный), «вне врат» пригвождено ко Кресту и Кровь Его очищает наши души; пепел же заменяет нам самое животворящее тело.

Евр.13:13 . Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание;

«Темже убо да исходим к Нему вне стана, поношение Его носяще» . Будем «вне стана» , то есть вне жития по закону, нося на себе поношения за Спасшего нас.

Евр.13:14 . Ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего.

«Не имамы бо зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем» . Посему будем пренебрегать настоящими благами и ожидать оных благ, постоянных и пребывающих.

Евр.13:15 . Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его.

«Тем убо приносим жертву хваления выну Богу, сиречь плод устен исповедающихся имени Его» . Ибо нимало нам не пользует песнопение, возносимое Богу без веры в Сына. поелику же Апостол писал к евреям, которые обыкли чтить одного Отца, то по необходимости прибавил: «Тем» .

Евр.13:16 . Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу.

«Благотворения же и общения не забывайте: таковыми бо жертвами благоугождается Бог» . Апостол указал на «жертву хваления» , благоугодную Богу, но соединил с нею жертву «благотворения» , которую справедливо назвал «общением» . Ибо и Господь сказал: «Сотворите себе други от мамоны неправды, да егда оскудеете, приимут вы в вечныя их кровы» ( Лк. 16, 9 ). И божественный Апостол говорит: «Ваше избыточествие во онех лишение: да и онех избыток будет в ваше лишение, яко да будет равенство» ( 2Кор. 8, 14 ). Посему общение есть и воздаяние. Один дает деньги, другой воздает благословением; и большее дается нуждающимся.

Евр.13:17 . Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.

«Повинуйтеся наставником вашим и покаряйтеся, тии бо бдят о душах ваших, яко слово воздати хотяще: да с радостию сие творят, а не воздыхающе, несть бо полезно вам сие» . Апостол увещевает учеников быть послушными учителям. Но в то же время возбуждает и учителей к большему усердию, ибо учит их быть бдительными и страшиться ответственности.

Евр.13:18 . Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно.

«Молитеся о нас: уповаем бо, яко добру совесть имамы, во всех добре хотяще жити» . На Апостола клеветали евреям, что проповедует противное закону. Посему извещает их, что делает все не ради чего иного, а только из повиновения Божию слову. Посему-то и «совесть» призвал в свидетельство.

Евр.13:19 . Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам.

«Лишше же молю, сие творите, да вскоре возвращуся к вам» . Подайте помощь молитвами, содействуйте моему усердию. Ибо сильно желаю увидеть вас.

Евр.13:20 . Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа.

Евр.13:21 . Да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.

«Бог же мира, возведый из мертвых Пастыря овцам великаго Кровию завета вечнаго, Господа нашего Иисуса Христа» , «да совершит вы во всяцем деле блазе, сотворити волю Его, творя в вас благоугодное пред Ним Иисус Христом: Ему же слава во веки веков, аминь» . К учению по необходимости Апостол присовокупил благословение и как бы некие печати наложил на многие слова. «Пастырем» же «овцам великим» нарек Владыку Христа. Ибо Его это слова: «Аз есмь пастырь добрый» ( Ин. 10, 11 ). А «вечным» назвал Новый Завет, так как после него не будет другого. Ибо, чтобы не предположил кто, будто бы и этот прекратится ради иного завета, справедливо указал на его нескончаемость.

Евр.13:22 . Прошу вас, братия, примите сие слово увещания; я же не много и написал вам.

«Молю же вы, братие, приимите слово утешения: ибо вмале написав послах вам» . С любовию приимите это на письме посланное мною вам утешение, ибо, чтобы никого не утомить продолжительностию речи, вкратце написал я послание.

Евр.13:23 . Знайте, что брат наш Тимофей освобожден, и я вместе с ним, если он скоро придет, увижу вас.

«Знайте брата нашего отпущена Тимофеа, с нимже, аще скорее приидет, узрю вас» . Этим Апостол показал, что с ним отправил послание. Вероятно было, что они обрадуются Тимофею, так как и он был обрезан.

Евр.13:24 . Приветствуйте всех наставников ваших и всех святых. Приветствуют вас Италийские.

«Целуйте вся наставники ваша и вся святыя» . Слово сие дает разуметь, что предстоятельствующие у них не имели нужды в таковом учении. Посему Апостол не им написал послание, но ученикам.

«Целуют вы иже от Италии сущии» . Этим Апостол показал, откуда написал послание, и вместе дал видеть, что в краткое время евангельская проповедь распространилась всюду и язычники, по обетованию, данному Аврааму, улучили благословение.

Евр.13:25 . Благодать со всеми вами. Аминь.

«Благодать со всеми вами. Аминь» . Апостол приложил обычное заключение, пожелав им причастия благодати.

А мы восхвалим Законоположника всего нового и ветхого и будем умолять Его о том, чтобы улучить нам Его помощь, да, сохранив Божественные Его законы, улучим обетованные блага во Христе Иисусе Господе нашем. С Ним Отцу слава со Всесвятым Духом ныне и всегда и во веки веков! Аминь.

Источник: Послание к Евреям писано из Италии и послано с Тимофеем

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Евр. 13:7

Свт. Филарет Московский

Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их

Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие. В этих словах есть нечто печальное. Поминают то, чего уже нет. Итак, когда Апостол завещает поминать наставников Богоглаголивых, то этим самым говорит, что их нет уже, и едва ли не предсказывает, что подобных им не будет. Ибо как тем, что имеем и видим, легче пользоваться, нежели тем, чего не видим и что уже миновало, то не очень нужно было бы заботиться о воспоминании прежних наставников, если бы подобные им непрерывно процветали в Церкви. Но Апостол заботится о воспоминании наставников прежде бывших — видно, не надеется, чтобы в их преемниках наставляемые вполне обрели те же дух и силу, те же подвиги и добродетели, то же слово и тот же пример. Что это предусмотрение верно, к сожалению, свидетельствуют опыты многих веков. Не случается ли слышать и ныне сетования, где ныне Святые? Где прозорливцы или чудотворцы? Где наставники, которые бы говорили слово Божие с такою силою, руководствовали к спасению с такою верностию, как Петр или Павел или хотя как некоторые из Духоносцев, бывших после Апостолов?

На печальный подлинно вид навело нас Апостольское завещание поминать наставников наших. Но смотрите, как оно же может подать нам и утешение.

Сетуют, что нет ныне Святых. Мимоходом замечу, что не должно преувеличивать сего мнения. Многие или немногие, только должны быть и ныне Святые, и не может быть, чтобы их совсем не было, ибо без Святых мир не был бы достоин хранения Божия и не мог бы стоять: Семя свято стояние его (Ис. 6:13). Мы можем говорить, что нет ныне в мире Святых, подобно как отец Алексия человека Божия сказал бы, что у него в доме нет сына и нет Святаго, тогда как сын его жил у него в доме и был муж Святый, но закрыт был и от отца и от других образом нищего. Справедливо можно скорбеть, что Богопросвещенные наставники и Святые ныне слишком редки, что их не видно, что в людях духовных примечается незрелость духа. Что ж? Как утешиться нам в сей скорби? Как восполнить примечаемый недостаток? Возьмите в прошедшем то, чего не находите в настоящем, — поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие прежде. Правда, поминать наставников скончавшихся не то, что пользоваться живущими, но слишком ли велика эта разница и не стоит ли одно другого? Наставление от наставника, живущего близко и удобоприемлемо, когда его видим и слышим, слово и пример его в этом случае для нас так же живы, как и он сам, — преимущество немаловажное! Но живя в теле, подобно нам, кто бы он ни был, он еще подвержен искушениям и не избавлен от возможности споткнуться и, может быть еще, в своем падении увлечь с собою наставляемых. Напротив того, наставник скончавшийся, которого житие и скончание жительства ознаменованы присутствием в нем благодати Божией, которого чистое учение оправдано святою жизнию и святость жизни подтверждена святою и блаженною кончиною, есть руководитель к спасению решительно достоверный и непоползновенный, есть притом помощник тем более сильный и неизмогающий, что, отложив тленность и немощь земной жизни, живет в беспрепятственном причастии света и силы Божией — преимущество высокое и несравненное! Что касается до близости и удобоприемлемости наставления и помощи духовной, близость в духе не измеряется областями жизни и расстояниями места и времени, но мыслию, желанием и любовию, созерцанием, молитвою и верою. Вера может сблизить вас с наставником благоговейно воспоминаемым почти так же, как с присутствующим, ибо и с сим душеполезно сближает она же, а не просто видение лица и слышание слова. Вера посредством Писания или Предания оживит пред вами учение и пример отшедшего к Богу наставника, а посредством молитвы приобретет вам его действенную за вас молитву к Богу и действительную помощь. Сим образом поминайте наставники ваша, и без сомнения вы будете удовлетворены в потребностях духа вашего так, что не будет нужды сетовать на несовершенство или скудость наставления современного.

Читать еще:  Что принести в церковь на поминовение

Слово в день обретения мощей Святителя Алексия (1837 г.).

Прп. Ефрем Сирин

Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их

Вспоминайте, говорит, предстоятелей ваших, то есть сотоварищей его (Ап. Павла) Апостолов, кои посеяли в вас слово Божие. Взирая на жизнь и на исход (кончину) жительства их, подражайте вере (их в) Иисуса Христа.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их

Память о наших наставниках веры должна быть для нас священным делом.

Дневник. Том II. 1857-1858.

Блж. Феофилакт Болгарский

Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие

В этом убеждает и фессалоникийцев, чтобы оказывать им наибольшую честь (1 Фес. 5:13). И как те наставники делали их участниками слова Божия, так и они по возможности должны оказывать им помощь в материальных нуждах. Относительно этого он намекает им словом: поминайте. Или побуждает их к подражанию им.

И, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.

То есть, точнее, — наблюдайте. И как ученики живописца смотрят на оригинал, так и вы, всегда взирая на кончину, то есть на конец их жизни, на их образ жизни, который имел добрый конец, подражайте вере их. Ибо от веры — чистая жизнь. И если бы не верили в будущее, но сомневались, то не оказались бы безукоризненными в поведении. Снова врачует малодушие их; или говорит о вере в догматы. Итак, продолжает.

Лопухин А.П.

Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их

Какая здесь последовательность мыслей? Весьма хорошая; взирая, говорит, на их жительство, т.е. на жизнь, подражайте вере их, потому что вера — от чистой жизни (Злат.). Что значит — взирая? Постоянно обращаясь к тому, рассуждая в самих себе, размышляя, тщательно исследуя и испытывая, как угодно. Хорошо сказал он: на кончину их жизни, т.е. жизнь до конца, потому что жизнь их имела добрый конец (Злат.).

У книжной полки. Поминайте наставников ваших. Архимандрит Троице-Сергиевой Лавры Наум (Байбородин) в воспоминаниях современников

Аудио

В начале XX века Святая Русь прощалась с великим подвижником, которого еще при жизни называли «всероссийским Батюшкой», — кронштадтским протоиереем Иоанном Сергиевым. Он назвал свой автобиографический труд «Моя жизнь во Христе». Так дерзновенно мог сказать о себе только праведник, каждый день жизни которого был прожит со Христом, во Христе и ради Христа. Столь же совершенной была жизнь современного подвижника благочестия архимандрита Наума (Байбородина). Многие из тех, кто знал Батюшку и кому он дорог, соткали свиток воспоминаний в надежде, что современникам пригодится в жизни то, чему он учил. Этот свиток, а вернее книгу мы и предлагаем сегодня вашему вниманию.

Эта книга под названием «Поминайте наставников ваших: Архимандрит Троице-Сергиевой Лавры Наум (Байбородин) в воспоминаниях современников» вышла в свет в издательстве Сибирская Благозвонница. По отзывам читателей, она представляет собой сборник рассказов не только об отце Науме, но и о многих других подвижниках благочестия, и тем самым напоминает книгу митрополита Тихона (Шевкунова) — «Несвятые святые». Предваряет книгу краткая биография старца, из которой читатели узнают, что архимандрит Наум (в миру — Николай Александрович Байбородин) родился 6 декабря 1927 года, в с. Мало-Ирменка Ордынского района Новосибирской области в семье крестьянина Александра Ефимовича и Пелагеи Максимовны Байбородипых. В воскресенье, 25 декабря того же года, был крещен в Сергиевском храме родного села.

Вскоре родители переехали в г. Советская Гавань Приморского края, где мальчик посещал школу. Но в связи с начавшимися военными действиями в стране Николай, закончив 9-й класс, вынужден был прервать учебу. В октябре 1944 года он был призван в ряды Советской Армии и проходил срочную службу в авиатехнических частях: Cначала в авиационной радиотехнической школе г. Фрунзе, затем переведен в Ригу (Латвия), служил в воинских частях Калининграда и Шяуляя, обеспечивал техобслуживание аэродромов. Впоследствии был награжден медалью «За победу над Германией» и медалью «30 лет Советской Армии». В ноябре 1952 года был демобилизован в звании старшего сержанта. По окончании службы перед демобилизацией Николай Байбородин был награжден памятной фотографией у знамени части, что являлось высоким поощрением военнослужащего.

Вернувшись домой, Николай закончил прерванное обучение в вечерней школе, а затем учился на физико-математическом факультете Киргизского государственного университета. В 1957 году он поступил в Московскую духовную семинарию. а 14 октября того же года на Покров Пресвятой Богородицы его приняли в число лаврской братии. Под покровом Божией Матери Батюшка трудился ровно 60 лет и в канун Покрова — 13 октября 2017 года — отошел ко Господу. Как пишет автор воспоминаний, «с первых дней послушник Николай начал очень строго подвизаться, а потому довольно скоро, через год, был пострижен наместником Лавры архимандритом Пименом (Хмелевским) с именем Наум в честь преподобного Наума Радонежского, ученика преподобного Сергия.

В течение семи лет после пострига монах Наум ни разу не вышел за ворота Лавры. Никогда не пропускал он братских молебнов, начинавшихся в 5:30 утра, успевая до этого прочитать в своей келий несколько глав Евангелия. Точно так же неопустительно посещал ежевечерние богослужения и, даже будучи больным, не позволял себе послаблений. Выполняя разные, в том числе и очень трудные, послушания, Батюшка в первую очередь стремился утвердиться во внутреннем человеке (Еф. 3, 16). Духом своим всегда старался предстоять перед очами Божиими, подражая преподобному Сергию, про которого в акафисте читаем: «Радуйся, пред лицем Божиим, яко раб пред Господем, ходивый; радуйся, пред Оным, яко сын пред Отцем, яко ученик пред Учителем, шествовавый. яко воин пред Воеводою готов сый вся повеленная Им творити». Хождению перед Богом отец Наум учил и своих духовных детей.

Его диссертация «Сокровенная жизнь и богопознание по «Добротолюбию»» была не только теоретическим трактатом, но и его личной духовной практикой на протяжении шестидесяти лет монашества, он был делателем непрестанной Иисусовой молитвы. Лаврский архимандрит Захария (Шкурихин) сказал о его молитвенном подвиге: «В монастыре тесное общение между братией. Всегда видно, молится человек или просто ворон считает. Отец Наум молился». Господь рано благословил Своего раба и даром прозорливости. Многие люди отмечали: все, что говорит этот монах, лучше исполнить — себе же во благо. На исповедь к молодому иеромонаху (он был рукоположен 8 октября 1959 года) потянулось множество людей. Он открывал им волю Божию — благую и спасительную. Но свою прозорливость Старец скрывал. Он отмечал: «Говорят — прозорливый. Прожорливый — вот как надо говорить!»

Вообще Батюшка не искал и не желал духовничества. Ведь это великое дерзновение перед Богом — стать чьим-то наставником, тем более наставником монахов. Безусловно, надо иметь на это моральное право. Батюшка стяжал его многими скорбями, непрестанной молитвой и сосредоточенной работой над совершенствованием своей души. И этой работы он требовал от других. Поэтому многие называли его строгим, сравнивая при этом с другим лаврским старцем, архимандритом Кириллом (Павловым). «Вот отец Кирилл такой ласковый, а наш Батюшка такой строгий», — говорили некоторые из духовных чад. Но как отмечают другие: «строгим Старец был только к себе, а в отношении других всегда говорил, что «лучше склоняться к милосердию». Он не накладывал епитимий, кроме каких-то исключительных, вопиющих случаев, не требовал от других сугубых подвигов, но каждому давал наиболее полезные и спасительные в его ситуации советы».

О противопоставлении двух старцев — архимандритов Кирилла и Наума, так говорит, например, протоиерей Сергий Ткаченко: «Отец Кирилл — пастырь любви. Скажешь ему, что, учась в институте, очень трудно утренние-вечерние молитвы полностью прочитывать, и так надо рано вставать, ночью какие-то работы постоянно пишешь. «Ну, сократи себе правило», — говорил отец Кирилл. А к отцу Науму с тем же подойдешь, он сразу: «Так выучи наизусть». Отец Наум был очень требовательный». Отца Кирилла сравнивали с терапевтом, а отца Наума — с хирургом, так он мог иногда твердо отсекать страсти и резко менять судьбу человека. В чем-то такое сравнение, может быть, и имело под собой основание. Но ведь и старцам было видней, какое лекарство нужно больной, измученной душе. И отец Наум вел своих духовных чад так, чтобы не только они спасались, но и служили спасению своих родных и близких. О том, как совершалось его окормление, кто был его учителями, а кто духовными чадами, говорится на страницах этой книги.

Как отмечают издатели, невозможно представить Русскую Церковь без великих молитвенников и подвижников благочестия XX века, таких как митрополит Иосиф (Чернов), архимандриты Амвросий (Иванов), Павел (Груздев), Серафим (Тяпочкин), Тихон (Агриков), Кирилл (Павлов), Адриан (Кирсанов) и другие Псково-Печерские старцы, а также отец архимандрит Наум (Байбородин). Невозможно также представить нашу Церковь без тех скромных делателей, незаметных, искренних служителей, пронесших все тяготы богоборческого времени, устоявших в истине и утвердивших в ней множество своих современников. Они стали для России и для всего мира невидимой оградой. Дай нам, Господи, — говорят издатели, — помнить опыт их жизни, их любовь, их мужество и подражать вере их.

Читать еще:  С чем приходить на поминки

«Поминайте наставников ваших…»

В Святодуховском центре Александро-Невской Лавры прошел вечер памяти митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева)

В минувшую пятницу, 2 ноября, в день 23-й годовщины со дня кончины митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева), в Святодуховском центре Александро-Невской Лавры прошел памятный вечер, посвященный пастырскому служению Владыки, под названием «Поминайте наставников ваших. » (Евр. 13: 7).

В этом году исполняется 70 лет с того дня, как 14 января 1948 года будущий митрополит Иоанн (Снычев) был рукоположён архиепископом Мануилом (Лемешевским) во иеромонаха.

Организаторы мероприятия: информационно-аналитическая служба «Русская народная линия» (главный редактор Анатолий Степанов), издательство «Царское Дело» (директор Сергей Астахов), «Молодежная студия Петербурга» (генеральный директор Сергей Ямщиков).

Вечер проходил по благословлению преемника Владыки на кафедре нынешнего митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия (Судакова), который направил участникам вечера приветственное слово.

Архипастырское приветствие зачитал директор Центр этнорелигиозных исследований, председатель отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии протоиерей Александр Пелин.

«Дорогие отцы, братья и сестры!

Сердечно приветствую вас, собравшихся по случаю памятной даты блаженной кончины и 70-летия священнической хиротонии приснопоминаемого митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна.

Замечательно, что это собрание знаменуют слова из послания апостола Павла: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13:7).

В этих вечерах, ставших уже традиционными, мы с благодарностью вспоминаем владыку Иоанна и его беззаветное служение Церкви.

Со дня кончины иерарха прошло уже двадцать три года, но мне хорошо представляются его одухотворенный лик, спокойный и тихий голос, слово, с любовью обращенное к людям. В своей проповеди он всегда держался Священного Писания и Священного Предания.

Архипастырь говорил спокойно, вдохновенно, доступно объясняя всякому вопрошающему, что самое главное в деле спасения — духовная брань человека, прежде всего со своими страстями и грехами. Большое внимание он уделял внутренней жизни человека.

Пройдя через большие внешние испытания, он прекрасно понимал, что Господь попускает скорби для нашего очищения.

До последних дней жизни владыка неустанно трудился: совершал богослужения, молился, выступал перед людьми, делая все возможное, чтобы, по слову апостола, быть всем для всех, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых (Кор. 9,22).

Мы же, дорогие отцы, братья и сестры, взирая на кончину праведной жизни Высокопреосвященнейшего митрополита Иоанна, должны стараться подражать его твердой и горячей вере.

Благословение Божие да пребудет со всеми нами!» — говорится в приветствии митрополита Варсонофия.

Вечер начался демонстрацией 20-минутного видеоролика о митрополите Иоанне. Ролик подготовила «Православная студия Петербурга». Затем выступил генеральный директор студии Андрей Павлович.

На вечера выступили: насельник Александро-Невской Лавры архимандрит Нектарий (Головкин); протоиерей Андрей Алексеев, клирик храма во имя Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище, часто сослуживший владыке Иоанну; клирик храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала протоиерей Алексий Успенский; председатель Отдела Тихвинской епархии по противодействию наркомании и алкоголизму, настоятель храма во имя святых Царственных страстотерпцев в поселке Сологубовка Кировского района Ленинградской области протоиерей Александр Захаров; протоиерей Александр Зелененко; настоятель храма св. первоверховных апостолов Петра и Павла пос. Ропша протоиерей Аркадий Петровцев; православный публицист иерей Сергий Чечаничев; Николай Симаков, церковный историк, ответственный секретарь «Санкт-Петербургских епархиальных ведомостей» с 1990 по 1995 год, ближайший сподвижник владыки; президент Петровской академии наук и искусств, профессор Алексей Воронцов; доцент Санкт-Петербургского государственного университета, доктор культурологии Ольга Сокурова.

В ходе вечера с творческими приношениями выступили: Детско-юношеский хор преподобного Иоанна Дамаскина под руководством Ирины Болдышевой, лауреат международных конкурсов певица Анна Абикулова, лауреат международных конкурсов певец Сергей Зыков, автор-исполнитель православный бард Антон Галицкий, поэт Татьяна Егорова.

Вели мероприятие главный редактор информационно-аналитической службы «Русская народная линия» Анатолий Степанов и директор издательства «Царское Дело» Сергей Астахов.

В заключение Анатолий Дмитриевич Степанов поблагодарим за помощь в организации вечера наместника Александро-Невской Лавры епископа Кронштадтского Назария (Лавриненко), благословившего провести вечер в Святодуховском центре обители, и председателя Совета предпринимателей Делового сообщества «ДелоРус», председателя Правления Санкт-Петербургского отделения Александро-Невского Братства Бориса Сергуненкова, предоставившего портрет митрополита Иоанна (Снычева).

Вечер длился 3,5 часа. Зал Святодуховского центра Александро-Невской Лавры был полон.

Надеемся, в ближайшее время на сайте «Русской народной линии» появится видеозапись вечера, который снимался несколькими камерами.

Сайт храма Вознесения Господня села Старая Степановка

Пензенская Митрополия. Кузнецкая и Никольская Епархия. Московский Патриархат. Святая Соборная и Апостольская Христова Церковь.

Новости

Объявления

  • Таинство Крещения
  • 02 Февраль 2011

Приготовительные беседы для желающих принять Крещение, а также для крестных и родителей (в случае крещения младенцев) проводятся по субботам в 11.00 и Воскресениям в 11.30.

  • Главная
  • Духовенство
  • О приходе
  • Фотографии
  • Вопрос священнику
  • Святой источник
  • Контактная информация
  • Новости
  • Гостевая книга
  • Заказ треб
  • Объявления
  • О насущном
  • Слово настоятеля
  • Архипастырь
  • Публикации
  • Видеоматериалы
  • Расписание Богослужений
  • Просьбы о молитве
  • Новые записи на сайте
  • Фотогалерея

Поминайте наставников ваших.

Поминайте наставников ваших…

Отец Николай Гудков (в монашестве иеромонах Феофан).

Впервые я увидел отца Николая зимой 1992 года, когда приехал к родителям на каникулы в Кузнецк. В августе я поступил в сельхоз-колледж в Тамбовской области, а осенью наша семья переехала в Кузнецк с Кавказа.

В Тамбове я ходил в Покровский собор, который многие годы был центральным храмом города, был благоустроен и всегда многолюден.

Вознесенский же собор Кузнецка был еще в начале своего восстановления. Служба в тот день шла в боковом приделе Успения Богородицы. Священник был не высокого роста, худощавый, облаченный в золотистую ризу (это облачение батюшка любил, чей-то подарок). Это и был отец Николай Гудков, настоятель собора.

После благолепия Покровского собора Тамбова, мне не понравилось в Вознесенском храме, и с неделю я не приходил. Но потом храм стал для меня родным.

Весной следующего года, в Страстную среду, отец Николай крестил нас с братом. Пригласить кого-либо в крёстные мы не могли, так что можно сказать, батюшка сам стал нам крёстным отцом. Вскоре после Пасхи меня взяли в алтарь, благословили стихарь и я стал пономарить, а затем и звонарить.

Отец Николай был строгим настоятелем, по характеру бывал горяч, но отходчив. Его отличительной чертой была искренность во всем. Служить ему было трудно. Храм нужно было восстанавливать, семья большая (шестеро детей). К тому же Владыка часто присылал в собор для служения священников, нуждающихся в особом присмотре строгого настоятеля, что добавляло хлопот батюшке. А бывало, что отец Николай на большие праздники оставался совсем один в большом городском храме. Запомнился случай, когда во время ночной службы на Рождество, батюшку внезапно вызвали к умирающему. Служба остановилась, батюшка уехал. Весь храм погрузился в дремоту, но никто не ушел. Около часа мы ждали, а потом отец Николай вбежал в храм, прокатился радостный вздох и служба продолжилась.

В такие трудные моменты своего служения, и без того сухощавый отец Николай становился совсем как постник-отшельник. Трудно было…

Укреплялся он молитвой. Часто, прибежав на службу вечером, он бывал совершенно раздавлен заботами, весь растрепанный внутренне, страшно уставший и раздраженный. Всыпав нам «на орехи» он начинал службу. Начинал горячо молиться у престола, класть поклоны, просить у Бога прощения и помощи. И постепенно мы становились свидетелями, как молитва возвращала ему силы, мир и спокойствие, воодушевленность и переживание Праздника. К концу службы батюшка был уже совсем другим человеком. Мы тогда это воспринимали как само собой разумеющееся…

Искренне и горячо он проповедовал, порой со слезами, что тоже мне казалось делом обычным тогда. Но оказалось, что такое не так уж часто встречается.

Семья отца Николая была всегда в храме, матушка пела в хоре с дочерью Ириной, а мальчишки алтарничали (их пятеро). Однажды на всенощной духовенство вышло на литию в притвор, а в алтаре остались Миша и Ваня Гудковы. Им было лет по пять-шесть. Из алтаря раздавался звучно по храму их топоток и смех. Батюшка стоял как на иголках… и когда вернулись в алтарь, оба провинившихся получили наказание в виде земных поклонов, один кланялся с одной стороны престола, а второй с другой. Потом их усадили на стулья и они, уставшие, сразу уснули свесив головушки.

Отец Николай дал мне рекомендацию для поступления в семинарию. И после завершения учебы я вернулся в Кузнецк. В это время в соборе не было второго священника, на буднях помогали сельские батюшки, а по воскресеньям и праздникам отец Николай оставался один. Он очень ждал моей женитьбы и рукоположения и очень радовался, когда я прибыл в собор уже священником и служил сорокоуст. На мои именины горячо меня поздравлял. Пасху мы тоже служили вместе. И по праздникам можно было теперь служить две Литургии. Он любил служить раннюю, а мне доставалась поздняя. Но недолго эта радость была у батюшки, Владыка на Вознесение объявил ему после трапезы, что забирает меня. Батюшка был поражен и расстроен. Спросил меня, сам ли просил я о переводе и узнав что нет, сказал: «Значит воля Божия».

С тех пор мы редко с ним виделись.

Для Кузнецка отец Николай конечно же выдающийся человек, очень много сделавший для города и его жителей, оставивший добрый след в душах людей и в истории города.

Тяжкая болезнь, по человеческому рассуждению, рано забрала его. Он принял монашеский постриг вместе с матушкой. А в самый день кончины Господь дал ему радость – его старший сын стал в этот день священником, приняв эстафету из рук отца.

Последний раз я видел батюшку в епархиальном управлении. Он как всегда быстро подошел ко мне, молча обнял, поцеловал и взбежал вверх по ступеням…

Фото с сайта Вознесенского собора «Кузнецк православный».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector