1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Поминальная трапеза сканворд

*риз**: поиск слов по маске и определению

Всего найдено: 18, по маске 6 букв

бризол

гризет

в старину легкая дешевая ткань, серое платье

гризли

топтыгин с американским гражданством

американский бурый медведь

название этого медведя в переводе с английского означает «серый, седой»

хищник, американский бурый медведь, обитающий на Аляске

подвид бурого медведя

бурый медведь, обитающий на севере североамериканского континента

медведь Аляски и Канады

медведь канадской национальности

топтыгин из США

косолапый абориген Аляски

канадский Михайло Потапыч

косолапый абориген Канады и Аляски

североамериканский собрат нашего Топтыгина

медведь с канадской пропиской

михайло Потапыч с канадской пропиской

косолапый абориген Канады

бурый медведь Северной Америки

топтыгин, прописавшийся на Аляске

сев.-амер. собрат нашего Топтыгина

медведь, которого «так задушили»

гризон

(Grison) хищное млекопитающее семейства куньих

хищник семейства куньих

хищный зверь рода куньих

дризул

сов. гос. и парт. деятель, окончил Моск. ист.-архивный институт (1942)

кризис

обусловленное противоречиями в развитии общества расстройство экономической жизни

острая нехватка чего-либо

относительное перепроизводство товаров

пик, перелом болезни

резкий, крутой перелом в чем-нибудь

тяжелое переходное состояние

тяжелый, трудный этап развития с большими переменами

упадок в экономике

фильм Ингмара Бергмана

это слово в китайском языке состоит из двух иероглифов: один означает «опасность», другой — «благоприятная возможность»

«спад — это когда приходится затягивать пояс, а . — когда нет уже и штанов» (афоризм)

состояние нашей экономике в августе 1998 года

рассказ российского писателя М. Зощенко

одна проблема за другой

«плохо» в экономике

сбой в экономике

все проблемы разом

разросшийся ком проблем

резкий, крутой перелом

бывает у среднего возраста

резкое улучшение состояния больного

тяжелое положение в течении болезни

дефицит мани-мани в кармане

крутой перелом в экономике

резкий перелом в течении болезни

тяжелое положение в экономике

карибский . 1962 года

спад экономики и финансов

затяжной недуг экономики

сбой в экономики

«. среднего возраста» (фильм)

оризия

рыба семейства карпозубообразных

рыба, то же, что медака

призба

(призбица) часть избы, отделенная сеньми, покойчик, комнатка, изобка

то же, что завалинка

призер

участник состязания, получивший приз

участник, занявший одно из первых мест

награжденный участник конкурса

спортсмен, завоевавший кубок

занявший первое место

лидер соревнований, состязаний

призма

Многогранник с двумя равными параллельными основаниями (многоугольниками) и боковыми гранями — параллелограммами; то, что формой напоминает такой многогранник

Тело призматической формы, преимущественно трехгранник, обычно из прозрачного вещества, служащий для разложения сложного света в спектр, для изменения направления хода лучей и некоторых других целей

геометрическое тело, фигура

многогранник, используемый в оптических приборах

оптическая деталь, многогранник для поворота хода лучей, разложения в спектр и другого

многогранник с двумя равными параллельными основаниями и боковыми гранями — параллелограммами

название этого многогранника в буквальном переводе с греческого означает «отпиленное»

параллелепипед как многогранник

преломитель светового луча

часть оптического прибора

многогранник, две грани которого являются равными многоугольниками

Поминальный обед: с какими блюдами на столах славяне прощались с умершими

Поминальная трапеза у славян следовала сразу же за обрядом погребения усопшего. Большое значение отводилось блюдам, которые подавались на стол.

Бывшие язычниками, славяне поклонялись огню, земле, воде и Роду. Еда, подаваемая на поминках, символизировала каждую из этих стихий.

Фактрум перенёсся на тысячелетие назад и узнал, какие блюда и напитки были на поминальных столах у наших предков.

С чего начинался поминальный обед

В культуре славян считалось, что умерший человек должен перейти из мира живых в мир мёртвых посредством некоторых обрядов. Так, поминальная трапеза, следующая сразу за погребением, была направлена на подготовку к переходу. Традиционно первым блюдом на поминках являлось коливо, или кутья — рисовая или пшеничная каша с добавлением изюма. Это блюдо было связано с культом земли. Считалось, что оно символизирует землю, в которую был погребён покойный.

После кутьи в поминальном меню значились блины, символизирующие солнце. Но, если круглые блины ассоциировали с огнём небесным, то сложенные вчетверо блины были символом зашедшего солнца и скорби. Часто блины поливали маковым молоком или мёдом, желая, чтобы у усопшего была сладкая загробная жизнь. Часто вместе с блинами подавали булочки из дрожжевого теста с символикой погребального костра.

Что пили во время поминальной трапезы

Алкоголь (брага или пиво) у славян символизировал огненную реку, которую покойный должен пересечь, чтобы оказаться в лучшем мире. Поэтому спиртное было неотъемлемой частью поминального обеда. Ещё до его начала во время похорон рядом с могилой умершего оставляли чарку водки, накрытую краюхой чёрного хлеба. Такой ритуал назывался «кормлением» покойника, сразу после погребения он считался ещё не совсем умершим. Кстати, хлеб тоже играл немаловажную роль, символизируя землю и земную пищу. Восточные славяне оставляли хлеб прямо на могиле, а северные клали кусок хлеба вместе с солью в могилу.

Алкоголь присутствовал на поминальном столе с самого начала обеда. А в его конце обязательно подавали кисель. То, из чего его изготавливали, зависело от региона. Чаще всего кисель был кислым и варили его из яблок, крыжовника, смородины, клюквы или брусники. В некоторых славянских племенах варили только молочный кисель. Он был отражением молочной реки с кисельными берегами, проплыв по которой, покойник попадал в мир иной. Наливали в конце обеда и пиво, подслащённое мёдом, или сладкую брагу.

Поминальный стол. Фото: pomin-trapeza.ru

Основные блюда поминального меню

В качестве горячего на стол славяне подавали щи, сваренные из капусты. Это блюдо было общедоступным и простым в приготовлении, поэтому приготовить их на поминки могли даже в крайне бедной семье. Вместе с капустными щами подавали пироги, объединяющие в себе символы огня, жизни, смерти и плодородия.

Пироги присутствовали на поминальном столе в обязательном порядке. В качестве начинки использовали грибы, мясо, капусту с луком или рыбу. Большое значение имел вид пирога, он обязательно должен был быть закрытым. Открытые пироги со сладкой начинкой обычно подавали на свадьбу, поэтому на поминках им не было места.

Поминальные обеды обычно проводили в доме усопшего. К столу приглашали всех друзей и родных, соседей и знакомых, знавших покойного. Но так было по большей части у северных славянских племен. Восточные славяне же на поминки не приглашали, сесть за стол мог абсолютно любой человек. Единственными, кого не допускали к поминальной трапезе, были неженатые юноши и девицы. Поминки проводили не только в день похорон, но и на второй, тогда исполняли ритуал «бужения» покойника. После поминальные трапезы проходили на девятый и сороковой день, а также в годовщину смерти.

Поминальная трапеза

Благочестивый обычай поминать умерших за трапезой известен очень давно. Этот обычай описан еще у пророка Иеремии, откуда явствует, что у древних иудеев было обыкновение в утешение об умершем. преломлять для них хлеб ( Иер. 16: 7 ). Словами преломлять для них хлеб пророк свидетельствует, что поминать умерших хлебом, а тем более с молитвами, полезно для покойных.

Но вот как именно за обеденным столом поминать усопших родных? Что читать? Как себя вести? Трудные вопросы. Не случайно многие поминки превращаются для родственников лишь в повод собраться вместе, обсудить последние новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальной трапезой должны молиться за своих братьев по вере.

В этой главе мы пытались, прислушиваясь к мнениям различных людей, живущих православной жизнью, свести воедино разрозненные советы и пожелания. Это не правило, не устав, а обобщенный опыт поминовения усопших.

Если поминки (третий, девятый, сороковой день, годовщина) приходятся на время Великого поста, то в

первую, четвертую и седьмую неделю поста родные и

близкие усопшего на поминки никого не приглашают. Эти недели особенно строгие. Пусть за столом будут лишь самые-самые близкие: мать или отец, жена или супруг, дети или внуки.

Если поминальные дни приходятся на будни других недель Великого поста (то есть кроме первой, четвертой и седьмой), то они переносятся на ближайшие (предстоящие) субботу или воскресенье. Это называется встречным поминовением. Делается это потому, что праздничными днями Великого поста считаются субботы и воскресенья, только в эти дни совершаются Божественные литургии святителя Василия Великого (в субботу) и святителя Иоанна Златоуста (в воскресенье).

Если поминки приходятся на Светлую седмицу (первая неделя после Пасхи), то в эти первые восемь дней после Пасхи не читаются молитвы за усопших, не совершаются по ним панихиды. Вместо панихиды в Церкви поется Пасхальный канон.

Поминать усопших Святая Православная Церковь разрешает с Радоницы (вторая неделя после Пасхи), с этого дня в церкви по усопшему можно заказывать сорокоуст, обедню, проскомидию и панихиду.

Дома (келейно) со дня Пасхи до Радоницы по усопшему читают только Пасхальный канон.

Не следует поминать усопшего за столом водкой или другими алкогольными напитками (даже если умерший человек и любил выпить!). Поминки – это дни скорби, дни усиленной молитвы за душу умершего, которой, может быть, очень тяжело. Так неужели душе будет в том мире легче, если мы здесь будем услаждать себя вином?

За столом лучше прочитать или спеть те молитвы, которые знает большинство присутствующих, а не обсуждать политические новости, бытовые проблемы.

Поминальная трапеза, которую устраивают родные и близкие покойного, – это своего рода милостыня для всех, кто на ней присутствует. Отсюда происходит желание хозяев угощать всех повкуснее, посытнее. Но нужно соблюдать постные дни, установленные Святой Церковью. Умерших поминают той едой, какая положена в день поминок: в среду, пятницу, в дни длительных постов – постной, в мясоед – скоромной.

Перед поминальной трапезой читают 17-ю кафизму. Молитвы читают перед святыми иконами, перед зажженной лампадкой или свечами. В это время с особой силой должно звучать прошение помиловать усопшего. Между подачей очередных блюд читают следующие молитвы.

«Зряще мя безгласна и бездыханна предлежаща, вос- плачите о мне, братие и друзи, сродницы и знаемии: вчерашний бо день беседовах с вами, и внезапу найде на мя страшный час смертный.

Но приидите, вси любящие мя, и целуйте мя последним целованием: не к тому бо с вами похожду или собеседую прочее: к Судии бо отхожду, идеже несть лицеприятия: раб бо и владыка вкупе предстоят, царь и воин, богатый и убогий в равном достоинстве: кийждо бо от своих дел или прославится или постыдится. Но прошу всех и молю: непрестанно о мне молитеся Христу Богу, да не низведен буду по грехом моим на место мучения, но да вчинит мя, идеже свет животный».

На русском языке: «Братья, друзья и знакомые. Видя, как я лежу безмолвный и бездыханный, плачьте обо мне. Давно ли я беседовал с вами? И вот как скоро застиг меня смертный час. О, все вы, которые любили меня! подойдите, отдайте мне последний поцелуй; больше мне уже не быть и не беседовать с вами, потому что я отхожу к Судии, у Которого нет лицеприятия, пред Которым предстоят наравне раб и господин, царь и воин, богатый и нищий – все равны, и каждый за свои дела будет или прославлен, или посрамлен. Но прошу всех и умоляю: непрестанно о мне молитеся Христу, чтобы я не был, за свои грехи, ввержен в место мучения, но чтобы Он вселил меня туда, где свет жизни».

Читать еще:  Что означает вселенская родительская суббота

Эту молитву читают или поют в третий, девятый и сороковой день поминовения, когда еще живы и ярки в памяти родных все обстоятельства похорон. В дни годовщин и в родительские дни эту молитву, по обыкновению, уже не читают.

Следующие молитвы читают в любые дни поминок.

«Молитвами Рождшия Тя, Христе, и Предтечи Твоего, апостолов, пророков, иерархов, преподобных и праведных, и всех святых, усопшаго раба Твоего упокой».

«Богородице Дево, радуйся. »

В конце трапезы попросите у Бога за всех усопших: «Подаждь, Господи, оставление грехов всем прежде отшедшим в вере и надежди воскресения, отцем, братиям и сестрам нашим и сотвори им вечную память».

«Вечная память» (трижды).

Далее следует краткое прошение, которым в земной жизни Сам Спаситель кончил Свою последнюю трапезу: «Благословен еси. Господи, научи мя оправданием Твоим».

Непосредственно перед едой читают молитву «Отче наш». Первым блюдом, которое по праву родства и близости к покойному сначала отведывают его ближайшие родные и друзья, является кутья. Это отваренные зерна пшеницы, смешанные с медом. Если этого нет, то используют отваренный рис с изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед (или изюм) – сладости, каковою наслаждаются праведники в Царствии Небесном. Кутья освящается в храме во время панихиды.

Затем кутью понемногу отведывают все присутствующие. Подают ее, по обычаю, в третий, девятый и сороковой дни поминовения.

После еды читают благодарственные молитвы: «Благодарим Тя, Христе Боже наш. », «Достойно есть. »

Но самое главное – молиться об упокоении и помиловании души умершего человека. Может так случиться, что в доме ничего не останется, кроме воды и сухарей, не будет даже кутьи. Что же, поминовение будет хуже? Если не окажется в доме и молитвослова, то будем читать те молитвы, которые знаем по памяти, обратимся к Богу своими словами, лишь бы только воздыхание наше за души умерших шло от сердца нашего. Если же молитвослов есть, лучше молиться по нему, как было рассказано ранее.

Молиться (принимать участие в чтении, пении молитв) нужно всем, кто собрался за поминальной трапезой ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них ( Мф. 18: 20 )

Будем же помнить, что сердцеведец Бог судит не только дела, но и намерения. И если мы серьезны, если мы готовы потрудиться (а молитва есть труд!) ради упокоения душ наших усопших, если мы верим, что по нашим трудам молитвенным, по вере нашей и милостыне придет облегчение тем, за кого мы молимся, то Бог, будем надеяться, и услышит нас, ведь сказано Самим Спасителем: все, чего ни попросите в молитве с верою, получите ( Мф. 21: 22 ).

Во время поминок оставляют во имя умершего место, тарелку, обеденный прибор, часть блюд: это очень древний обычай.

Во время похорон существует еще один обычай – закрывать в доме зеркала материей. Это делают из чувства благочестия, дабы ничто лишнее не рассеивало скорби и печали о грехах перед Богом.

Источник: Что нужно знать о поминовении и погребении усопших. – Синтагма, 2008. – 64 с.

Организация поминальной трапезы

Традиция проводить поминальную трапезу присутствует почти во всех религиях и вероисповеданиях. Для близких поминки – это еще одна возможность попрощаться, вспомнить добрым словом и отдать дать уважения усопшему, а также помочь его душе приблизиться к Господу.

Когда и как проводится поминальная трапеза?

В православной религии поминальный обед считаются обязательным обрядом. Сама похоронная церемония включает в себя три поминальных трапезы: третий день после смерти, девятый и сороковой день. Далее поминать принято в годовщину смерти, в день рождения, а также в специальные дни поминовения, которые присутствуют в церковном календаре.

Первый ритуальный обед в день похорон традиционно наиболее многолюдный. Для его проведения обычно арендуется зал в кафе, на поминальную трапезу приглашаются в первую очередь те, кто принимал участие в организации погребения, помогал в сопутствующих делах, а также родственники, друзья, коллеги, желающие почтить память усопшего. Последующие поминки принято проводить в узком кругу самых близких людей.

По христианским традициям поминальная трапеза на кладбище не может проводиться. Религия вообще не допускает употребление пищи на могилах. Более того, перед обедом нужно провести обряд очищения. Наши предки после кладбища совершали омовение своего тела, меняли одежду, мыли дом и только после этого проводили поминки. Сегодня же эта традиция себя изжила, и очищение ограничивается лишь мытьем рук.

Каким должно быть меню поминальной трапезы?

Христианский поминальный обед включает в себя множество блюд, но меню должно быть простым и строгим. На столе могут быть:

  1. Кутья (поминальная каша из пшеницы или риса);
  2. Горячий суп;
  3. Яйца;
  4. Котлеты;
  5. Голубцы;
  6. Отбивные;
  7. Мясная и сырная нарезка;
  8. Рыба;
  9. Салаты из овощей;
  10. Блины, оладьи, пироги, печенья.

Из напитков поминальную трапезу чаще всего сопровождают фруктовые компоты, соки, кисель. По желанию меню может быть урезано, если дата поминок приходится на пост.

Еду, оставшуюся после поминального обеда, принято раздавать пришедшим, чтобы они могли продолжить обряд поминания и дома. Меню поминальной трапезы в последующие дни может быть таким же.

Молитвы перед поминальной трапезой

Не стоит забывать, что поминальный обед – это не просто прием пищи и уж тем более не пиршество. Это обряд, направленный на помощь душе усопшего. Близкие могут помочь ему вымолить прощение грехов. Именно поэтому молитва должна сопровождать любую поминальную трапезу.

Какие молитвы перед поминальной трапезой стоит прочесть? Традиционно это «Отче наш» и домашняя молитва. В качестве первой молитвы перед приемом пищи обычно читают 17-ю кафизму.

Что можно и нельзя во время поминального обеда?

Поскольку поминальная трапеза является одним из похоронных обрядов, важно соблюдать несколько простых правил:

  1. Неуместны громкие разговоры, шутки, смех, пение песен;
  2. Не стоит говорить на посторонние темы, выяснять отношения с окружающими;
  3. Не принято делать фотографии во время поминальной трапезы;
  4. Есть нужно неспешно, отведать следует все блюда из традиционного поминального меню, имеющиеся на столе;
  5. Поминать усопшего допустимо лишь добрым словом;
  6. Желательно выключить мобильный телефон на все время проведения мероприятия.

Есть и определенные правила рассадки собравшихся. В первую очередь за стол вокруг пустого стула усаживаются самые близкие родственники. Дальше рассадка происходит по принципу близости отношений с усопшим. Женщины должны садиться рядом с мужчинами, но при этом супруги не могут сидеть вместе.

Где провести поминальную трапезу в Москве?

Поминальную трапезу в Москве можно провести в одном из пяти сотен кафе, ресторанов, банкетных залов, которые имеют большой опыт организации подобных мероприятий. Есть возможность выбора по меню, цене, местоположению, интерьеру и другим критериям. Например, это может быть любимый ресторан усопшего. Также поминки могут быть организованы в доме умершего человека.

Учитывайте, что далеко не все заведения общепита могут предложить традиционное меню для поминальной трапезы, также и персонал не всегда понимает специфику скорбных мероприятий. К тому же, в специализированных поминальных залах часто есть дополнительные услуги и удобства. Например, некоторые заведения бесплатно предоставляют автобус.

Не последнюю роль играет и местоположение. Обычно самым удобным вариантом становятся залы, расположенные рядом с крематорием или по пути с кладбища.

Как организовать поминальную трапезу?

Если вам нужна помощь с планированием поминок, обращайтесь в нашу ритуальную службу. Мы поможем решить все сопутствующие вопросы, выбрать удобное место, составить меню и организовать достойные проводы в последний путь. Заказать поминальную трапезу можно по круглосуточному телефону 8 (499) 410-00-00

Поминальная трапеза

Во вторник второй недели по Пасхе, которая называется Фоминой неделей, Православная Церковь отмечает Радоницу — день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи.
9 день от Пасхи — родительский день, принято посещать кладбище и поминать умерших родственников.
Радоница — день особого поминовения усопших
Именно на Радоницу существует обычай празднования Пасхи на могилах усопших, куда приносятся крашеные яйца и другие пасхальные яства, где совершается поминальная трапеза и часть приготовленного отдается нищей братии на помин души. Это реальное, живое, бытовое общение с усопшими отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который «не есть Бог мертвых, но живых» (Мф 22, 32).

Радоница. Само слово говорит за себя. Мы не должны скорбеть, мы просто обязаны радоваться. Нам завещано это. Только у нас крайности всегда. Приехать на кладбище и устроить там попойку. Для меня нет и не будет никогда никаких обычаев, если о них не написано в Св. Писании. Я ВЕРЮ в Писание и нет для меня иного путеводителя по жизни, кроме него, просто НЕТ!
А там ничего подобного вообще не написано, чтобы мы с яйцами и прочими яствами на могилах устраивали поминки. Мало того, Иисус вообще своим ученикам однажды сказал: «Предоставьте мёртвым хоронить мёртвых, нам же нужно идти дальше…». Я помню о своих ушедших близких и друзьях постоянно, не забываю о них никогда и мои воспоминания всегда настолько светлые, и смешные, что мне нисколько не хочется грустить по этому поводу. Ушли, тяжело очень, но ушли, и им там очень хорошо, так и порадуемся за них. Я провожу в городе поминальные трапезы, как ведущая, как Христианка, призванная это делать четыре года назад. Я послушала тогда Господа, который ужаснулся над тем, как всё проходит у людей и сказал мне: «Ты должна проводить поминальные трапезы так, как Я тебе велю!». Я много молилась, много читала, встречалась на кладбище с руководителями. Они были не против, только сразу же сказали, что , если эта форма будет востребована, то для проведений нужна будет армия. «Только на своём кладбище, я хороню ежедневно минимум 40 человек» — сказал он мне и пожал руку. Молитесь, время покажет. Время показало, что наш народ к этому ещё не готов, мне редко приходится проводить такие трапезы, но ведь приходится, значит, кому-то не хочется сидеть на таком застолье, петь песни в пьяном бреду до поздней ночи. Я написала сценарий , который в своё время благословил Пастор и я следую ему всегда, когда в этом бывает необходимость.
На кладбище хожу тогда, когда уже появляется трава. Никого нет, никто не кричит, не ругается, а только слышны птичьи голоса и просто одурманивающий запах весеннего цветения. Убираю и молюсь. 15 минут, и я уезжаю от туда. Я вообще против захоронений. Я мечтаю, что скоро в городе построят крематорий, и частично, а лучше бы все, пользовались его услугами. Я завещала своим близким это. Говорить об этом нужно, ничего страшного в этом нет. И о наследстве и обо всём… умирать я не собираюсь вообще, жить буду вечно, но с телом придётся поступить именно так, как я прошу. Мы должны вернуться туда, из чего взяты. «Прах – к праху».
Когда папа умирал, он сказал, чтобы на его похоронах играли польку. Мне было 16 лет, я это очень хорошо помню. Мама не рискнула, но традиционного фальшивого оркестра не было, звучала музыка Вивальди и Паганини из колонок, поставленных на открытое окно первого этажа нашей старой квартиры. А у меня, чтобы звучал джаз, и Ольга Харламова пела бы самые весёлые песни. Я никогда не плачу, когда люди уходят из жизни, я всегда спокойно к этому относилась. Теперь я понимаю, почему это происходит со мной. Нет никакого страха перед смертью, она не имеет власти надо мной.

Читать еще:  Суббота день поминовения усопших

Сценарий поминальной трапезы «Провожая на Небеса»
(продолжительность трапезы не более 2-х часов). Выкладываю этот материал, так как уверена в том, что он может пригодиться кому-нибудь.

До начала трапезы в помещении звучат литургические песнопения «Тебе поём, Тебе благословим. ». Ведущая трапезы приглашает присутствующих сосредоточиться у небольшого ритуального стола, на котором стоит зажжённая свеча, и лежат маленькие свечи. Ведущая просит всех взять свечу, поджечь её от большой горящей свечи и расположиться в любом месте зала. Пока происходит момент зажжения, в зале звучит инструментальная литургическая музыка в исполнении органа
Ведущая: Давайте помолимся Господу нашему и Спасителю Иисусу Христу. Вы можете повторять молитву вместе со мной или говорить про себя. Пусть каждый будет свободен в решении.

Молитва: Отче наш, сущий на Небесах! да светится Имя Твоё, да придёт Царствие Твоё, да будет воля Твоя и на земле как на Небе. Хлеб наш насущный дай нам на сей день, и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим. И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого, ибо Твоё есть Царство и Сила и Слава во веки. Аминь.

Ведущая: Мы собрались на этом месте, чтобы помянуть перед лицом Господа нашего, имя раба Его усопшего———————-Вместе с сопровождающим Ангелом душа, покинувшего землю,
на третий день возносится на Небеса для поклонения Господу. На этом пути душе предстоит пройти мытарства – миновать легионы злых духов, задача которых преградить путь душе и обвинить в различных грехах, а сопровождающие душу, Ангелы называют всё то доброе, что было сделано на земле. Наконец, душа, согласно своим поступкам, осуждается или оправдывается на частном суде, получая временное, до Страшного Суда, местопребывания. Мы не только можем, мы должны с сегодняшнего дня помочь нашему ближнему пройти этот путь мытарств молясь за него, прося прощение у Господа за совершённые плохие поступки, а так же вспоминая всё хорошее об умершем. «Примите всеоружие Божие, дабы вы могли противостоять в день злый, и всё преодолев, устоять» (Еф.6,13). Наше оружие – молитва, и пока горят наши молитвенные свечи, я прочту из Священного писания Псалом №90.
Псалом№90:-Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится. Говорит Господу: «прибежище моё и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю»! Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы, перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение — истина Его. Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днём, язвы, ходящей в мраке, заразы, опустошающей в полдень. Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя, но к тебе не приблизится. Только смотреть будешь очами твоими, и видеть возмездие нечестивым. Ибо ты сказал: « Господь – упование моё», Всевышнего избрал ты прибежищем твоим. Не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему. Ибо Ангелам Своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих. На руках понесут тебя, да не преткнёшься о камень ногою твоею. На аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона. «За то, что он возлюбил меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Моё. Воззовёт ко Мне и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его, и прославлю его; долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Моё».
Да будет спасена душа усопшего раба Ведущая: Теперь все могут поставить свечи в приготовленные подсвечники и подойти к столу с поминальными яствами.
Возблагодарим и благословим пищу, данную Господом для проведения поминальной трапезы по усопшему рабу (рабе) Божьему (Божьей)——————————————-
Молитва: Господь – Отец, во имя Сына Твоего единственного Господа Нашего и Спасителя — Иисуса Христа мы благодарим Тебя за эту пищу и просим Твоего Благословения и очищения, чтобы пища, данная Тобою, послужила в воспоминание об ушедшем от нас к Тебе (имя усопшего), а так же, вкушая её, непрестанно благодарить Тебя за Твоё благословение. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Ведущая: Теперь мы можем начать трапезу и первое, что мы вкусим, будет кутья, как символ воскресения и сладости, которой причастны праведники в Царствии Божьем. Прошу всех сделать это. Спасибо. Теперь мы можем сесть за столы и продолжить трапезу (в том случае, если форма проведения трапезы не фуршет).
Я прошу Духа Святого придти сейчас на это место в своей силе и славе, чтобы помочь нам, утешить скорбящих, дать силы пережить утрату, услышать Тебя – Господь.
Бог сейчас здесь, в этом зале и всё, что будет сделано и сказано, будет увидено и услышано Им. Я прошу желающих что – либо рассказать об ушедшем от нас, сделать это. Сейчас – время хороших воспоминаний.
После первого воспоминания, исполняется причет артисткой вокального жанра, который может привести близких и других присутствующих в состояние катарсиса, в качестве слов утешения, после окончания исполнения причета, ведущая зачитывает письмо Феофана Затворника, обращённое к родственникам умершего.
Письмо: « Нельзя не скорбеть, — такова уж душа наша; но в меру и притом – небольшую. Что главное для человека: тело или душа? Душа главное. Когда душа жива и человек жив. А когда он умирает, что умирает – душа или тело? Тело, а душа остаётся жить. Стало быть, умершие живы, они только отлучились от вас и стали жить в другом месте. Туда же и вы в своё время перейдёте – увидитесь. Разлука у вас только временная. Потому и говорю, что не поскорбеть нельзя, только немножко, как скорбят при разлуке. И надо полагать, дивятся тому, что вы плачете и убиваетесь ибо им лучше. Тот образ бытия выше нашего. Если бы кто мог явиться и вы попросили их войти в тело, они ни за что не согласились бы. Зачем же вам вступать в такое разногласие? Желать того, что противно. Какая тут будет любовь? Нельзя не пожалеть, вот и поплачьте, только немножко. Телесные очи закрылись, а душевными смотрят. Смотрите и вы душою своей. Не воображайте своих ушедших в могиле, там нет их, там тело, а они вне, и теперь, может при вас стоят. Язык замолк, но не лишены возможности говорить вам в сердце. Внимайте и услышите: « Не тужите и не убивайтесь, я с вами и мне хорошо!». Отвечайте же и вы: «Слава Богу, что всё хорошо!». Отвечайте спокойно, немятущейся душой, тёплой памятью об усопших».

Сразу после чтения письма начинает звучать музыка
Ведущая: Господь наш, Иисус Христос, приготовил Новый город, куда приведёт каждого, покуда время его придёт.
Исполняется псалом « Новый город»
Далее ведущая предлагает продолжить вспоминать о самых приятных и добрых моментах из жизни усопшего, предоставляя слово следующему оратору.
Ведущая: Вера и Любовь – это те духовные узы, которые соединяют живых и умерших. Те, кто достиг совершенства в этой жизни, ходатайствуют перед Богом о нас, живых. Мы, живые, молим Господа об умершем, ибо Он сказал: «И если чего попросите у Отца во имя Моё, то сделаю». Господь наш по великой милости Своей прощает нам грехи наши, изливая на каждую плоть реки любви и мы молим Его об этом наполнении.

Ведущая исполняет псалом « Река Любви»

Ведущая: В воспоминание ушедшего от нас я прошу сейчас каждого присутствующего здесь подумать и сказать определение, каким для него в этой жизни был покойный. Будет очень хорошо, потому что каждый из вас будет ходатайствовать за усопшего перед нашим Господом, говоря о его достоинствах в этой жизни.

Проходит всеобщее воспоминание, ведущая по очереди даёт возможность каждому желающему охарактеризовать покойного, сказать о нём что–нибудь хорошее, доброе в нескольких словах.

Ведущая: Я предлагаю сейчас каждому присутствующему обратить свои мысли к пониманию того, что со смертью на земле жизнь не кончается. Можно всю жизнь прожить без Христа, можно не верить в христианское учение и даже при этом сделать свою жизнь лёгкой и приятной. Но не возможно без Него пройти через мрачную долину смерти, тем более – оправдаться на Страшном Суде. Как важно наше участие в жизни ушедшего от нас! Молитва – это мольба, просьба. Не нужно пугаться того, что вы не знаете наизусть какую – нибудь молитву, сын или дочь не заучивает предварительно своих просьб прежде, чем подойдёт с ней к отцу. Так и вы – дети Отца нашего Небесного, говорите от сердца Тому, кому можно и нужно открыть всё, попросить прощение за того, кто не успел это сделать. Как важны для него наши молитвы, наша живая память! Давайте пребудем в полном молчании и подумаем об этом.

Звучит псалом «Будь всегда со мной»

Ведущая: Возможно, что кто-то из присутствующих, пребывая в мыслях, смог что–либо услышать и хочет поделиться с нами.
Возможно, есть желающие вознести молитву Господу нашему Иисусу Христу? Вы можете ходатайствовать прямо сейчас за раба Божьего, ушедшего от нас—————————————————-

Тихо звучит Христианская музыка.
Проходит молитва или воспоминание об умершем.
Продолжает звучать Христианская музыка, даётся время для свободного общения и трапезы. Желающие выйти отдохнуть могут сделать это. После небольшого перерыва, ведущая просит всех вернуться в зал.

Ведущая: Один из страшных грехов — не способность или не желание простить. Почему страшных? Да потому, что Бог по великой Милости своей и Любви прощает нам всё.
Тяжко приходится человекам, когда они пребывают в состоянии отсутствия примирения, прощения ближнего.
Возможно, кто-то из присутствующих не успел попросить прощение у покойного, пусть это не тревожит вас, время для прощения есть всегда, молитесь и будете прощены. А если покойный по отношению к кому-либо поступил не правильно, простите ему всё прямо сейчас.

Ибо сказано: «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете».
Ведущая предлагает желающим попросить прощение у умершего, при желании сделать это вслух. Далее предлагает всем послушать псалом№50(возможно спеть). Или исполняется псалом «Как Ты Свят, Господь, Ты милостив и добр. ».
Псалом№50: «. Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, ибо беззакония мои я сознаю и грех мой всегда предо мною. Окропи меня иссопом, и буду, чист; омой меня, и буду белее снега. Дай мне услышать радость и веселие, — и возрадуются кости, Тобою сокрушённые. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и Дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего, и Духа Твоего Святого не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего, и Духом владычественным утверди меня. »
Ведущая: Наша поминальная трапеза подходит к своему завершению, но каждый из нас должен помнить о том, что путь мытарств ушедшего от нас только начинается и он очень нуждается в нашей помощи, в наших молитвах о прощении грехов, в нашей живой памяти о нём (ней). Мы начали трапезу кутьёй, перед вами блины и кисель (на подносе выносятся маленькие, уже сложенные блины и разлитый малыми порциями на каждого – кисель). Вкусите, испейте в воспоминание и вечную память.
Да благословит нас всех Господь!
Звучит псалом «Вечную память!», или « Простую песнь Любви пою. »
Звучит скрипичная, классическая музыка. Все выходят из зала, поминальная трапеза закончена.

Читать еще:  Почему поминают 9 дней после смерти

Поминальный обед

В православии принято организовывать поминальные обеды, которые собирают вместе близких и родственников усопшего. Мы чтим покойного на похоронах и после них, на 9 и 40 дней и на годовщину смерти, накрывая стол и вспоминая близкого, но ушедшего от нас человека.

СОДЕРЖАНИЕ

Если христианские поминки отличаются открытым выражением боли утраты и обилием блюд соответственно, то у мусульман не принято выражать свое горе в слезах и рыданиях, а стол должен быть скромным.

Поминальный обед: меню

Поминальный обед, или трапеза – это один из обрядов поминовения усопших, который является заключительной частью богослужения. Он имеет не только свою историю, традиции, но и меню. Стоит отметить, что трапезы для поминовения умерших проводились с древних времен, но христиане имеют на этот счет свое мнение. Итак, стол для почтения памяти усопшего накрывают на третий день после смерти, а также на 9, 40 дней и 1 год. Христиане не должны вкушать пищу на могилах умерших, а только после возвращения с кладбища и совершив перед трапезой обряд очищения. Если в давние времена это воплощалось в омовении всего тела, изменении одежды и мытье полов и стен, то в наше время все упростилось до мытья рук перед едой.

Для поминальных трапез установлен и свой этикет. Так, на них не могут прийти без приглашения. Сервировка стола происходит особым образом: используется обыденная посуда, ставится прибор для усопшего и его портрет с черной лентой, а гости рассаживаются по дальности родства, то есть, ближе всех к прибору покойного будут сидеть супруг или супруга, родители, дети и т.д. Все прибывшие с кладбища, должны вымыть руки, садятся за стол по приглашению. Во время обеда не принято громко разговаривать и смеяться. Трапеза для поминовения всегда начинается с зажигания свечи и чтения молитвы, а также заканчивается ею. Кроме обращения к богу во время такого обеда принято говорить и вспоминать все хорошее об усопшем, в память о котором он организован. После окончания обед и чтения молитвы все расходятся не прощаясь.

Теперь поговорим о меню. На стол в поминовение усопших готовят кутью из пшеничных либо рисовых зерен, заправленную медом. С нее начинается вкушение пищи, ею же завершается. Здесь зерна символизируют воскрешение, обещанное праведникам после страшного суда, а мед показывает, насколько сладкой будет жизнь в царстве господнем. Кутью святят в храме.

Далее еду готовят в зависимости от наличия в день проведения поминок поста. Желательно спиртное на поминальной трапезе исключить. Обязательными блюдами, которые подают на поминках, являются блины и кисель. Здесь блины символизируют суточный круг, когда после заката обязательно следует восход, так и бессмертная душа ждет возрождения. В старину блины подавались обязательно с медом до вкушения блюд основных.

Вообще вся еда, которую принято подавать к столу на поминовение усопшего, несет в себе особое значение и является конкретным символом. Первым яством, которое ставили на стол после кутьи с блинами, был горячий суп, от которого непременно должен подниматься пар, помогая душе усопшего вознестись к богу. На первое обычно подают борщ либо щи, а иногда их заменяют супом с лапшой. Далее по важности шла ячневая или пшеничная каши, демонстрируя заключенную в них силу. Также есть нужно было яйца, как символ перерождения души и ее бессмертия. Если обед приходится не на день поста, то среди необязательных блюд могли быть поставлены на стол:

мясная и сырная нарезки;

другие мясные блюда.

Далее подается рыба в жаренном виде или приготовленные из нее блюда, а также пироги. Она символизирует ловцов человеческих душ, коими были апостолы во главе с Иисусом.

На поминках подают салаты из овощей. Самыми популярными в таких случаях считаются винегрет, салат из свежих огурцов и помидоров, а также из капусты свежей или квашенной. Если поминальную трапезу организовывают дома, то ставят и холодец.

Подают и сладкие блюда: печенье, оладьи, конфеты, другую выпечку. Но не принято в таких случаях подавать торты, пирожные.

В старину по таким поводам подавали густой овсяный кисель, который разрезали на куски ножом. Сейчас напитками для поминовения на трапезах выступают компоты и узвары из сухофруктов, соки и кисели фруктовые.

Пищу, оставшуюся после окончания поминок, принято раздавать участвующим в нем, чтобы они дома со своими близкими продолжили поминовение, и тем самым, помогли душе усопшего приблизиться к творцу. При их организации следует помнить, что они должны служить поддержкой душе умершего в ее нелегком пути к господу, а не становиться пиршеством. Поэтому не стоит готовить и заказывать много еды. Все должно быть скромно и строго.

Все сказанные ранее слова были о людях, которые приняли крещение. Для некрещеных и самоубийц, по которым не свершается молебен и литургия, также можно организовать поминки, прочитав домашние молитвы, а в храме о таких людях молятся в родительскую субботу перед Троицей, когда читается моленье обо всех умерших.

Поминальный обед на 40 дней

Религиозные каноны говорят о том, что по истечении сорока дней после кончины душа умершего предстает перед господом и судят ее, и определяют ее место. Последнюю надежду на ее спасение могут дать молитвы и поминовение родственников. Оно заключается не только в мольбах, возносимых к богу, но и в добрых словах об упокоенном, в поминальном столе, который продолжает богослужение и является демонстрацией любви и уважения к нему.

Душа умершего на 40-й день возвращается в родной дом, чтобы через сутки покинуть его навеки. Для этого и накрывают стол, чтобы за ним еще раз помолиться о ее спасении и помочь обрести покой. Считается, что неуспокоенные души остаются в доме навсегда, потому что не могут уйти из него пока не успокоятся.

Для того чтобы облегчить скитания и мытарства духа усопшего, после его смерти нужно выполнить несколько условий:

В церкви заказывают сорокоуст – молебен, который служится по покойному 40 дней. Дополнительно к нему, все эти дни молятся о душе покинувшего их родственники и близкие люди усопшего.

Чтобы оказать ей весомую помощь, православные священники советуют принести себя в жертву хотя бы на этот период, отказавшись от пагубной привычки: курение, употребление алкоголя, чревоугодие и т.д.

На 40 дней зовут лишь крещенных и верующих в бога людей. Только в их силах помочь душе близкого, но почившего в боге человека, получить прощение грехов и попасть в рай.

Поминальная трапеза не должна превращаться в застолье. Это обряд поминовения и пустые разговоры неуместны.

На поминках запрещено употребление спиртных напитков, веселье и пение песен.

На 40 дней накрывать на стол можно теми же блюдами, что и поминки после похорон. Здесь обязательными будут кутья и блинчики, а приготовить можно различные блюда. Меню на такую трапезу можно собрать такое:

кутья и блины;

закуска овощная из баклажанов и помидоров с чесноком;

гречневая каша с мясом или грибами;

бутерброды со шпротами;

салат из овощей, например, винегрет – зимой, а помидорно-огуречный – летом;

котлеты;

жареная рыба;

фаршированный перец или голубцы;

пироги с различными начинками: грибами, капустой, яблоками;

кисель из ягод или узвар.

Если на дату для проведения поминок припадает пост, то и подавать должны исключительно постные блюда.

На 40 дней христианский обычай предполагает раздавать нуждающимся вещи умершего с просьбой помолиться о его душе. Эта благотворительность может засчитаться ей при принятии решения о ее участи. Не розданные вещи принято относить в храм. Но выкидывать ничего нельзя.

В этот день во время вкушения пищи говорят слова в поминовение не только усопшего, по которому они организованы, но и вспоминают всех умерших родных. Считается, что все они незримо присутствуют вместе с живыми. Слова об умерших произносятся стоя.

На 40 дней можно прочитать молитву своими словами, прочесть святому Уару молебен.

Поминальный обед на 9 дней

По истечении 9 дней после похорон также принято поминать усопшего, организовав обед. Такая трапеза происходит исключительно дома.

Душа умершего после похорон готовится для встречи с творцом. Она, после трех суток пребывания с нами, отправляется в рай, где должна отдохнуть от мирских страданий и боли. Ей показывают все совершенные человеком при жизни грехи. На девятый день душа усопшего предстает перед богом, после чего ей положено отправиться в ад, чтобы претерпеть мытарства.

В православии считается, что постоянно оплакивать умершего нельзя, нужно постепенно успокоиться, ибо это мешает душе усопшего обрести покой. Своими слезами живые не дают душе уйти, удерживая ее на земле.

На 9 дней не принято приглашать людей, все сами приходят. Вначале и конце трапезы читают «Отче наш». Во время трапезы нужно молиться о прощении грехов покойного.

Начинают трапезу с кутьи, а после подают борщ и кашу. К ней подают котлеты, рыбу, грибы, мясо. Напитками могут быть компоты, а заканчивают ее пирожками с повидлом или другой сладкой начинкой, могут быть блины.

Поминальный обед на год

Годовщина смерти является итогом жизни на земле. В этот день ходят на кладбище и поминают умершего в церкви. Тогда же и накрывают стол, приглашая на поминальный обед. На годовщину смерти, кроме обязательной кутьи, принято подавать любимые покойным блюда. Меню должно быть простым. В этот день можно подать:

лапшу или кашу с курицей и грибами;

мясные и рыбные блюда;

кисель, компот или сок;

пирог или пирожки;

нарезки: мясную, сырную, рыбную.

Поминальный обед в пост

Посты не являются причиной отказа в поминовении усопших. Исключением являются те дни, когда 9 и 40 дней попадают на будние дни Великого поста. В таком случае поминальная трапеза переносится на ближайшую субботу. Для проведения трапезы в пост примерное меню может быть таким:

постные борщ или щи;

грибы с картофелем, лапшой, гречневой кашей;

соленые, квашенные или свежие овощи;

бобовые: соя, фасоль;

постные блины и пирожки;

на такие праздники, как Благовещенье и Вербное воскресенье разрешается готовить рыбу.

Молитва перед поминальным обедом

Ни один поминальный обед не обходится без молитвы. Вся суть этого обряда заключается в вымаливании прощения грехов душе усопшего и дарования ей вечной жизни в царствие господнем. Какую молитву читают перед усаживанием за стол? Традиционной для начала поминок является 17 кафизма. Также читают «Отче наш» или домашнюю молитву.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×