0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Поминальная церковная песня

Поминальная церковная песня

Войти

«Гроб мой бережно несите» (1)

Еще давно я обратил внимание на песню с таким названием в хорошо известном многим русским католикам красненьком Сборнике церковных песнопений (Издательство Святого Креста: Рим – Люблин, 1994), составленном безвременно погибшим Андреем Викторовичем Куличенко (1963-2006), Царство ему Небесное. Там она представлена в разделе «За усопших». Атрибуция ее текста дана как «Е. Перегудова /Резекне/». Мелодия предложена в двух вариантах: первая не атрибуирована никак, вторая указана как сочинение самого А. Куличенко. Как явствует из текста, песня предназначена для похорон и представляет собой не что иное, как благочестивое прощание, произносимое от лица самого покойника (в зависимости от того, кто из родных покойного присутствует на похоронах, предлагаются различные варианты одного из куплетов). Я уже давно хотел рассказать о ней и некоторых моих весьма поверхностных изысканиях, связанных с нею, а потому пользуюсь последним днем ноября – месяца, традиционно в КЦ посвящаемого заупокойной тематике (заупокойным песнопением я его начал в этом году – заупокойным и закончу).

Вот текст этой песни, а также те мелодии, которые даны в куличенковском сборнике:

1. Гроб мой бережно несите,* Пусть плывет он, как челнок.*
В путь последний проводите,* Новый дом мой недалек.*
Руки, вы служили верно ,* В этой жизни для труда:*
Нынче в первый раз, наверно, * Отдохнете навсегда.

2. Все, что сердцу было мило,* Украшая жизнь мою,*
Не беру с собой в могилу,* Все обратно отдаю.*
Наш достаток — не богатство,* Наша роскошь — нищета,*
На земле земное счастье* Только в бедности Христа.

3. Ты, любимая супруга,* Всех милей мне здесь была:*
Как любили мы друг друга,* Как тобой душа жила!*
Не рыдай, прошу, над гробом,* Понапрасну слез не лей:*
Скоро встретимся мы оба* Там, где больше нет скорбей.

Не забудь меня, мой милый,* Мой возлюбленный супруг,*
В жизни этой до могилы* Ты мне был как лучший друг.*
Не рыдай, прошу, над гробом,* Понапрасну слез не лей:*
Скоро встретимся мы оба* Там, где больше нет скорбей.

Не рыдай, не сетуй, мама,* Долю горькую кляня*
Ты была мне доброй самой,* Самой лучшей для меня*.
Потерпи, отец, покорно, — * Как мне больно видит Бог,*
Что я в старости опорой* Вам обоим стать не смог.

на смерть дочери:

Не рыдай, не сетуй, мама,* Долю горькую кляня*
Ты была мне доброй самой,* Самой лучшей для меня*.
Потерпи, отец, покорно, — * Я послушна вам была,*
Стать же в старости опорой* Вам обоим не смогла.

Дети милые, простите,* Нам расстаться тяжело,*
В мире добрыми живите,* Не платите злом за зло.*
Все отцовские заветы* Сохраняйте до конца*
И в молитвах поминайте* Чаще вашего отца.

на смерть матери:

Дети, я вас воспитала,* Я всю жизнь вам отдала*
И ночей не досыпала,* И себя не берегла.*
Вспоминайте маму чаще* И, колени преклоня,*
Богородице Скорбящей* Вы молитесь за меня.

4. Навсегда благословенны* Те, кто долг исполнил свой,*
Покаянием смиренным* Завершили путь земной.*
Боже славы бесконечной!* Душу верную спаси*
И для счастья жизни вечной* В день последний воскреси!

Сокращенное наименование «Резекне» используется у Куличенко применительно к машинописному Сборнику духовных песнопений, сост. Е. Перегудовой под ред. о. Яниса Павловского (Самиздат, Резекне, 1989): это собрание песнопений и благочестивых песен в переводах и переложениях Елизаветы Сергеевны Перегудовой*, а также ее собственные духовные стихи, приспособленные к определенным напевам (мелодии представлены нотами, написанными от руки).

* Для нас, русских католиков, Перегудова – это «наше всё»; тем не менее, подозреваю, что даже среди них далеко не многие знают о ней. В качестве справки привожу статью из «Католической Энциклопедии» (с исправленной датой кончины):

ПЕРЕГУДОВА Елизавета Сергеевна – рус. поэтесса, врач; род. 1.04.1913, С.-Петербург, ум. 25.04.1996, Резекне (Латвия).

Родилась в семье воен. инженера; воспитывалась в православии. С юности начала писать стихи, ориентируясь на рус. поэзию «Серебряного века». В 1930-х получила медицинское образование. В годы Вел. Отечественной войны находилась на Карельском фронте в качестве воен. врача. Тогда же пережила новое обращение к религии. В 1946-62 работала врачом-фтизиатром в Карелии, в 1962 переехала в Резекне для работы в противотуберкулезном диспансере. После смерти мужа перешла в 1967 в католичество. Тогда же активнее стала заниматься поэтическим творчеством, приобретшим в осн. рел. окраску. Перу П. принадлежит также большое количество поэтических переводов и переложений зап. гимнографии: благодаря П. мн. традиционные лат. песнопения, а также христ. песнопения из польск., нем., латышского и литов. катол. репертуара со временем прочно вошли в обиход рус. католиков. Эти тексты, первоначально распространявшиеся в самиздатских катол. песенниках, с сер. 1990-х стали публиковаться и в печатных сборниках; поэтическим текстам П. принадлежит немалое место и в первом офиц. сборнике литург. песнопений Католической Церкви в России Воспойте Господу (2005).

Соч.: Стихотворения. Резекне, 1995.

Кроме того, (не вдаваясь в обсуждение чисто литературных достоинств и недостатков ее стихов и поэтических переводов), могу порекомендовать статью о ней о. Анри Мартена, вышедшую весной 1997 г. в тогдашней российской католической газете «Свет Евангелия».

Я был с самого начала почти уверен, что текст этой песни не является собственным сочинением Е.С. Перегудовой, и меня очень заинтересовало, что же за оригинал за ним кроется. Получив однажды доступ к вышеупомянутому самиздатскому сборнику (это была в твердом переплете ксерокопия с машинописи, содержавшей прописанные от руки ноты, а также названия исходных текстов на языке их оригинала), я увидел, что при заголовке интересовавшей меня песни значилось немецкое название исходника: Traget mich zu meinem Grabe. Я тотчас же попытался найти полный немецкий текст в интернете, но тщетно: там не обнаруживалось даже намека на него.

Через какое-то время, однако, мне удалось найти запись песни на этот текст. Правда, она ограничивалась лишь первым куплетом. Запись эта фигурировала на диске с названием Dead & Gone / n. 2: Totenlieder, представлявшем собой обильное ассорти музыки разных народов, времен, жанров и стилей на означенную тему. В качестве исполнителей указаны некие «Steirische Grabsängerinnen». Похоже, это действительно аутентичные штирийские плакальщицы (хотя мне кажется, что там местами голос какого-то мужичонки пробивается, но может быть, это тоже женщина…). При этом мелодия совсем другая, не обнаруживающая почти ничего общего с той, что у Перегудовой. Вот, извольте послушать:

Поминальная церковная песня

ИЗ ПОМИНАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА ДЕРЕВНИ ДЕШОВКИ

Широко известно, что деревня Дешовки славится народной песней, что наш знаменитый народный хор, существующий уже без малого три четверти века, бережно хранит и передает из поколения в поколение драгоценное песенное наследие нашей земли. Однако есть такая сторона песенного фольклора, которая обычно не выносится на сцену, хотя, в отличие от почти вышедшего из реального жизненного обихода набора народных песен, превращенного в основном в концертный репертуар, — остается частью реально существующего обряда. Имеются в виду поминальные песни, исполняемые при обряде поминовения усопших .

Можно сказать, что из всех ритуально организуемых моментов жизни, отмечающих важнейшие вехи человеческой судьбы (крестины, свадьбы, юбилеи, похороны, поминки на третий, девятый и сороковой день после смерти) самое строгое и тщательное отношение в нашей деревне проявляется к прощанию с усопшими. Даже малоцерковные или практически невоцерковленные люди стремятся устроить и похороны, и все поминовения с как можно большей степенью соответствия традиционным православно-народным обычаям. Часто даже над опившимися до смерти людьми, весьма далекими при жизни от какой-либо обрядности или веры, их родственники непременно организуют полное чтение псалтири над телом накануне похорон, а также тщательно следят, чтобы на всех поминках соблюдались все принятые в наших местах обычаи.

В число этих поминальных обычаев входит и особое поминальное пение прямо за поминальным столом, совершаемое негромко, строго, при этом запевают старейшие из присутствующих женщин, остальные негромко подпевают. Похоронные и поминальные песнопения явно подразделяются на два типа – причитания (или плачи) и поминальные песни.

Первые похоронные причитания звучат нередко сразу после смерти: умершего просят проснуться, заговорить со сродниками, умоляют его простить все обиды. Совершаются такие плачи-причитания также при выносе гроба с телом покойника в последний путь. Причитают исключительно женщины, обычно близкие родственницы покойного (жена, сестра, мать), причем причитание, как правило, представляет собой небольшую импровизацию по нескольким традиционным формулам.

За поминальным столом звучат уже не причитания. Здесь преобладает молитвенное пение, включающее как фрагменты православного канонического погребения (фрагменты панихиды, часто поются молитвы Святому духу, Трисвятое), так и фольклорные молитвенные припевы, образованные на основе слегка видоизмененных церковных молитв. Например,

у нас часто поют на поминках :

Отче наш, любовь нелицемерная ( или – неизреченная),

Помяни, Господи, усопших раб Твоих.

Совсем немногие из наиболее пожилых жительниц нашего села помнят и запевают поминальные песни, чем-то напоминающие жанр баллады, так как они содержат целое повествование. Именно эти песни, опасаясь, что они могут быть и утрачены при смене поколений, мы пытались собрать в этом году у наших старожилов. Даже не все старейшие наши хористки могут их спеть (большинство полностью тексты не знают, говорят, что они только подпевают за другими).

Читать еще:  Церковный календарь родительские субботы 2018

Две такие песни поются от имени души усопшего. Первая — призывает не оплакивать ушедшего, так как это тревожит его душу, при этом поминающим напоминается, что умерший – уже обрел свое вечное пристанище, тогда как живые – всего лишь гости этой временной жизни. Припевом служат слова молитвы (Трисвятое):

Для всех солнце светит,

Я лежу в могиле ( или – во гробе)

Святый Боже, Святый Крепкий,

Святый Бессмертный, помилуй нас!

В частой тишине,

Не плачьте, родные,

Тяжко будет мне!

Святый Боже, Святый Крепкий,

Святый Бессмертный, помилуй нас!

Не ходи, прохожий,

Не топчи мой прах,

Я – (уже тут) дома,

А ты еще в гостях.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас!

В другой из записанных нами песен душа умершего словно обращается непосредственно к трапезничающим за поминальным столом, призывая их помнить о ней и поминать не только хлебом-солью, но и всяким добрым словом:

Уж вы братья мои, сестры,

У вас беседа за столом.

А душа моя замкнута

Обитает за окном.

Все я вижу, все я слышу

Как о мне помин ( или – помян) идет,

А душа моя замкнута,

Господь волю не дает.

Поминайте меня, братья,

Поминайте каждый час.

Только ваше поминанье

Облегчает в жизни нас

Даже чистою водой,

Поминайте добрым словом,

Будет все передо мной.

Еще больше поминайте,

Моя милая семья.

Жил ( или – жила) я с вами и старалась,

Не забывайте про меня.

Эту песню напела нам Варвара Васильевна Герасимова. Похожий вариант хорошо помнят сестры Мария и Анастасия Передковы, но они заканчивают еще одним куплетом:

Приходите чаще в церковь,

Где свободно ждут вас там,

С отцем духовным поминайте,

В семье Передковых хранится еще и другой вариант :

Для всех солнце светит,

Я лежу во гробе

И не вижу свет (Припев – Трисвятое)

Крышка уж не давит,

Не теснит доска.

Скорби все умолкли,

Отошла тоска (Припев- Трисвятое)

Сердце уж не бьется

И не слышу звон (припев)

Глаза уж закрыл я,

Прощай, вольный свет.

Мне одна дорога –

Идти на тот свет.(Припев)

Обитель мне готова –

Сырая земля (Припев)

В уютной тишине,

Не плачьте родные

Тяжко очень мне (Припев)

Сырой и глубокий

Вырыт мне приют,

При последнем часе —

Не ходи, прохожий,

Не топчи мой прах,

Я уж теперь дома,

А ты еще в гостях (Припев)

Спи ты, раб наш Божий,

Спи ты крепким сном,

Ты к нам не вернешься,

А мы к тебе придем (Припев).

В следующей записанной нами песне душа усопшего обращается вначале к поминающим ее людям с просьбой о поминовении, а затем – в ней описывается скорбь ее ангела-хранителя, который, из-за множества прегрешений усопшего, явно затрудняется помочь ему в его посмертном непростом пути:

Ой, вы братья мои сестры

У вас беседа за столом

А душа моя прегрешна

Обитает за окном.

Все я вижу, все я слышу

Когда помин мне идет

Но уста мои сомкнуты

Господь воли не дает.

Вы молитесь, братья, сестры

Помогайте вы душе

А ты, ангел мой хранитель

Что стоишь вдали от мене..

А ты раб мой прегрешенный

Не могу хранить тебя,

Ты жил на свете красовался

Никогда не знал меня.

Позовут тебя к престолу,

Что ты будешь говорить?

А я ангел твой хранитель

Не могу больше хранить.

Жил ты жил на белом свете,

Богу ты не угодил.

Ты ему не поклонился,

И свое ты получил.

Ой вы, братья мои сестры,

Помолитесь за меня,

Чтоб Господь наш милосердный

Нас убавил от огня.

Все чаще пустеют дома в нашей деревне. Совсем немного старожилов насчитывается в ней ныне. В ушедшую зиму редкая неделя не была отмечена появлением то на одной, то на другой улице грустных дорожек из еловых веточек, которыми у нас принято отмечать проводы односельчан в последний путь. Опасаясь утраты мало кому теперь известных поминальных песен – мы и пытаемся сохранить и выучить те из них, которые пока еще звучат в дни поминок. В этот год 60-летия Сталинградской победы и 60-летия освобождения нашего района от фашистской оккупации – хочется помянуть наших земляков (как воинов, так и тружеников тыла) не только благодарностью и добрым словом, но также и фольклорно-песенной памятью.

Поминальный — Скачать mp3 бесплатно

Какие блюда приготовить на поминки Поминальный обед

7.68 MB 00:05:50 23

Что подать на стол на поминки

4.08 MB 00:03:06 153

ПОМИНАЛЬНЫЙ ОБЕД ЧТО ЭТО И ЧТО В НЕГО ВХОДИТ

4.58 MB 00:03:29 31

Поминовение усопших Поминальный обед Продукты в Церкви

1.45 MB 00:01:06 40

Эпилог Опять поминальный приблизился час

9.87 MB 00:07:30 1

Поминальный стрим Алла Михайловна умерла

146.30 MB 01:51:10 66

170 Готовлю на поминки накрываем на стол

17.75 MB 00:13:29 198

ПОМИНАЛЬНЫЙ ДЕНЬ РАДОНИЦА ГРОБКИ В ДМИТРОВКЕ

40.93 MB 00:31:06 1K

Поминальный день станица Веселая Краснодарский край

13.40 MB 00:10:11 16

Поминальный день на Лесном Кладбище с высоты полета дрона

2.87 MB 00:02:11 8

поминальный молебен казаков

2.90 MB 00:02:12 2

Нищий Хайп ВЕРСАС ПОМИНАЛЬНЫЙ СТОЛ

256.09 MB 03:14:35 917

Поминальный обед сразу после погребения

13.60 MB 00:10:20 6

Поминальный обед Тбилиси Грузия

3.55 MB 00:02:42 3

Поминальный звон в Дергачах

5.09 MB 00:03:52 22

Видео на поминки поминальный фильм

5.99 MB 00:04:33 1

Поминальный молебен в память о жертвах Сталинских репрессий 28 12 2019

696.29 KB 00:00:31 0

2.90 MB 00:02:12 0

Готовим поминальный стол 1 год со дня смерти папы

28.45 MB 00:21:37 96

В Великий Пост поминальный стол должен быть постным

2.15 MB 00:01:38 7

Поминальный обед в кафе Невская поминальная трапеза на 9 дней

4.58 MB 00:03:29 2

Мединет Абу Поминальный храм Рамсеса III го By Senmuth

24.87 MB 00:18:54 83

Поминальный обряд с Александрия

10.00 MB 00:07:36 42

Поминальный день помним скорбим

3.27 MB 00:02:29 0

В Национальном музее истории Второй мировой войны проходит поминальный реквием Память

2.70 MB 00:02:03 5

Грешный человече поминальный стих западнорусской традиции в обработке В Царегородцева

4.83 MB 00:03:40 289

1.75 MB 00:01:20 10

Почему родители Началовой отменили поминальный обед

1.97 MB 00:01:30 10

В поминальный день пришла душа Мистическая история

7.44 MB 00:05:39 0

2.59 MB 00:01:58 2

Поминальный колокольный звон в храмах Екатеринбургской епархии 03 09 2020 г

3.97 MB 00:03:01 6

12.83 MB 00:09:45 1

Как по морюшку поминальный духовный стих 1995г

5.62 MB 00:04:16 8

День памяти поминальный день Вечная память

7.48 MB 00:05:41 6

Радоница праздник поминальный

1.01 MB 00:00:46 9

45.40 MB 00:34:30 2

Поминальный день в ДНР

3.77 MB 00:02:52 80

ДОРОГОЙ ЕЛЕНЕ ЦЫНХОНОВНЕ СЕГОДНЯ БЫЛО БЫ 80 ЛЕТ ПОМИНАЛЬНЫЙ ОБЕД

15.75 MB 00:11:58 8

В А Сабининъ теноръ Поминальный день 24442

3.64 MB 00:02:46 0

Похороны Карла Станиславича Седлецкого Похоронная церемония и поминальный обед

190.92 MB 02:25:04 14

Поминальный молебен по пострадавшим во время Революции Достоинства

1.12 MB 00:00:51 1

САЖАЮ КАРТОШКУ поездка в село ДЕТИ НЕСУТ МЕШКИ С КЛАДБИЩА поминальный день

23.03 MB 00:17:30 1K

Поминальный хлеб Хлеб в поминальной обрядности Музей хлеба

10.22 MB 00:07:46 2

26.78 MB 00:20:21 4

20180819 Куликово поле Поминальный перезвон храма Рождества Пресвятой Богородицы

7.57 MB 00:05:45 0

Мы ездили на поминальный день

50.76 MB 00:38:34 144

Нож FOX AMK 279 AFGHANISTAN MEMORIAL KNIFE поминальный нож

20.51 MB 00:15:35 133

ПОМИНАЛЬНЫЙ ЗАВТРАК ВСЕУКРАИНСКОГО БЕЗЗАКОНИЯ

1.34 MB 00:01:01 2

Большой позор Гузеевой вдова Караченцова не пустит ее за поминальный стол

2.13 MB 00:01:37 130

В Алматинской области поминальный обед закончился массовым отравлением

1.40 MB 00:01:04 0

Здесь Вы можете прослушать и скачать песни по запросу Поминальный в высоком качестве. Для того чтобы прослушать песню нажмите на кнопку «Слушать», если Вы хотите скачать песню или посмотреть клип нажмите на кнопку «Скачать» и Вы попадете на страницу с возможностью скачать песню, прослушать ее и посмотреть клип. Рекомендуем прослушать первую композицию Какие блюда приготовить на поминки Поминальный обед длительностью 5 мин и 50 сек, размер файла 7.68 MB.

Сейчас слушают

Шалфей И Он Же Сальвия

Аа Ааа Аааа Мем

Waluigi Dank Meme

E P O Gunshot Magic Free Release

Чиройли Кизлар Instagram

Самобытный Древнерусский Говор

Lost Chameleon Hope Ninety9Lives Release

Читать еще:  Поминальные дни в ноябре

Xamdam Sobirov Sevganing Xiyonat Qilsa Mp3

Ст Григорополисская Последний Звонок 2018 И Прощальный Концерт Выпускников

Потому Что Я Влюблен 2018 Ramil Qasanov Чеченская Лезгинка 2018

Orelsan La Vérité Feat Orelsan

Танец Зайчиков Музыка

There Is No Other With Francesco Turrisi Rhiannon Giddens

As In Heaven An Upbeat Joyful Summer Party Mix

Der Mächtigste König Im Luftrevier English Text

Ed Sheeran I See Fire

Пирчик 27 Кузовок Собрал Крыло Перезалил Диды Снова Тут Иж 2715

Drew Holcomb The Neighbors What Would I Do Without You

Mob Psycho 100 Season 2 Op

Монолог Ария Доннера Из Оперы Золото Рейна Р Вагнера Глеб Перязев

Песня Еврейского Портного Live Alexander Rozenbaum

Т. Мосина

(Доклад на III Детских Козельских чтениях (2003). автор — Т. Мосина 10 кл. ДСШ, руководитель — Г.Э. Горохова, учитель истории. Работа отмечена дипломом I степени на XIV областной научно-практической конференции «Молодость — науке» памяти А.Л. Чижевского. )

Широко известно, что деревня Дешовки славится народной песней, что наш знаменитый народный хор, существующий уже без малого три четверти века, бережно хранит и передает из поколения в поколение драгоценное песенное наследие нашей земли. Однако есть такая сторона песенного фольклора, которая обычно не выносится на сцену, хотя, в отличие от почти вышедшего из реального жизненного обихода набора народных песен, превращенного в основном в концертный репертуар, — остается частью реально существующего обряда. Имеются в виду поминальные песни, исполняемые при обряде поминовения усопших .

Можно сказать, что из всех ритуально организуемых моментов жизни, отмечающих важнейшие вехи человеческой судьбы (крестины, свадьбы, юбилеи, похороны, поминки на третий, девятый и сороковой день после смерти) самое строгое и тщательное отношение в нашей деревне проявляется к прощанию с усопшими. Даже малоцерковные или практически невоцерковленные люди стремятся устроить и похороны, и все поминовения с как можно большей степенью соответствия традиционным православно-народным обычаям. Часто даже над опившимися до смерти людьми, весьма далекими при жизни от какой-либо обрядности или веры, их родственники непременно организуют полное чтение псалтири над телом накануне похорон, а также тщательно следят, чтобы на всех поминках соблюдались все принятые в наших местах обычаи.

В число этих поминальных обычаев входит и особое поминальное пение прямо за поминальным столом, совершаемое негромко, строго, при этом запевают старейшие из присутствующих женщин, остальные негромко подпевают. Похоронные и поминальные песнопения явно подразделяются на два типа – причитания (или плачи) и поминальные песни.

Первые похоронные причитания звучат нередко сразу после смерти: умершего просят проснуться, заговорить со сродниками, умоляют его простить все обиды. Совершаются такие плачи-причитания также при выносе гроба с телом покойника в последний путь. Причитают исключительно женщины, обычно близкие родственницы покойного (жена, сестра, мать), причем причитание, как правило, представляет собой небольшую импровизацию по нескольким традиционным формулам.

За поминальным столом звучат уже не причитания. Здесь преобладает молитвенное пение, включающее как фрагменты православного канонического погребения (фрагменты панихиды, часто поются молитвы Святому духу, Трисвятое), так и фольклорные молитвенные припевы, образованные на основе слегка видоизмененных церковных молитв. Например, у нас часто поют на поминках :

Отче наш, любовь нелицемерная ( или – неизреченная),
Помяни, Господи, усопших раб Твоих.

Совсем немногие из наиболее пожилых жительниц нашего села помнят и запевают поминальные песни, чем-то напоминающие жанр баллады, так как они содержат целое повествование. Именно эти песни, опасаясь, что они могут быть и утрачены при смене поколений, мы пытались собрать в этом году у наших старожилов. Даже не все старейшие наши хористки могут их спеть (большинство полностью тексты не знают, говорят, что они только подпевают за другими).

Две такие песни поются от имени души усопшего. Первая — призывает не оплакивать ушедшего, так как это тревожит его душу, при этом поминающим напоминается, что умерший – уже обрел свое вечное пристанище, тогда как живые – всего лишь гости этой временной жизни. Припевом служат слова молитвы (Трисвятое):

Для всех солнце светит,
А для меня нет.
Я лежу в могиле ( или – во гробе)
И не вижу свет.
Святый Боже, Святый Крепкий,
Святый Бессмертный, помилуй нас!

Вырастет могила
В частой тишине,
Не плачьте, родные,
Тяжко будет мне!
Святый Боже, Святый Крепкий,
Святый Бессмертный, помилуй нас!

Не ходи, прохожий,
Не топчи мой прах,
Я – (уже тут) дома,
А ты еще в гостях.
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас!

В другой из записанных нами песен душа умершего словно обращается непосредственно к трапезничающим за поминальным столом, призывая их помнить о ней и поминать не только хлебом-солью, но и всяким добрым словом:

Уж вы братья мои, сестры,
У вас беседа за столом.
А душа моя замкнута
Обитает за окном.

Все я вижу, все я слышу
Как о мне помин ( или – помян) идет,
А душа моя замкнута,
Господь волю не дает.

Поминайте меня, братья,
Поминайте каждый час.
Только ваше поминанье
Облегчает в жизни нас

Поминайте хлебом-солью
Даже чистою водой,
Поминайте добрым словом,
Будет все передо мной.

Еще больше поминайте,
Моя милая семья.
Жил ( или – жила) я с вами и старалась,
Не забывайте про меня.

Эту песню напела нам Варвара Васильевна Герасимова. Похожий вариант хорошо помнят сестры Мария и Анастасия Передковы, но они заканчивают еще одним куплетом:

Приходите чаще в церковь,
Где свободно ждут вас там,
С отцем духовным поминайте,
Поминайте небесам.

В семье Передковых хранится еще и другой вариант :

Для всех солнце светит,
А для меня нет.
Я лежу во гробе
И не вижу свет (Припев – Трисвятое)

Крышка уж не давит,
Не теснит доска.
Скорби все умолкли,
Отошла тоска (Припев- Трисвятое)

Я уснул навеки
Непробудным сном,
Сердце уж не бьется
И не слышу звон (припев)

Глаза уж закрыл я,
Прощай, вольный свет.
Мне одна дорога –
Идти на тот свет.(Припев)

Прощайте родные,
Все мои друзья,
Обитель мне готова –
Сырая земля (Припев)

Вырыта могила
В уютной тишине,
Не плачьте родные
Тяжко очень мне (Припев)

Сырой и глубокий
Вырыт мне приют,
При последнем часе —
«Вечно» пропоют.(Припев)

Не ходи, прохожий,
Не топчи мой прах,
Я уж теперь дома,
А ты еще в гостях (Припев)

Спи ты, раб наш Божий,
Спи ты крепким сном,
Ты к нам не вернешься,
А мы к тебе придем (Припев).

В следующей записанной нами песне душа усопшего обращается вначале к поминающим ее людям с просьбой о поминовении, а затем – в ней описывается скорбь ее ангела-хранителя, который, из-за множества прегрешений усопшего, явно затрудняется помочь ему в его посмертном непростом пути:

Ой, вы братья мои сестры
У вас беседа за столом
А душа моя прегрешна
Обитает за окном.

Все я вижу, все я слышу
Когда помин мне идет
Но уста мои сомкнуты
Господь воли не дает.

Вы молитесь, братья, сестры
Помогайте вы душе
А ты, ангел мой хранитель
Что стоишь вдали от мене..

А ты раб мой прегрешенный
Не могу хранить тебя,
Ты жил на свете красовался
Никогда не знал меня.

Позовут тебя к престолу,
Что ты будешь говорить?
А я ангел твой хранитель
Не могу больше хранить.

Жил ты жил на белом свете,
Богу ты не угодил.
Ты ему не поклонился,
И свое ты получил.

Ой вы, братья мои сестры,
Помолитесь за меня,
Чтоб Господь наш милосердный
Нас убавил от огня.

Все чаще пустеют дома в нашей деревне. Совсем немного старожилов насчитывается в ней ныне. В ушедшую зиму редкая неделя не была отмечена появлением то на одной, то на другой улице грустных дорожек из еловых веточек, которыми у нас принято отмечать проводы односельчан в последний путь. Опасаясь утраты мало кому теперь известных поминальных песен – мы и пытаемся сохранить и выучить те из них, которые пока еще звучат в дни поминок. В этот год 60-летия Сталинградской победы и 60-летия освобождения нашего района от фашистской оккупации – хочется помянуть наших земляков (как воинов, так и тружеников тыла) не только благодарностью и добрым словом, но также и фольклорно-песенной памятью.

Огни Коломны

Блог о Истинной Вере

Поминальные песни текст

Коммюнике 5 декабря 2015 г.

Фотоколлаж С. Рябова. Верхняя часть — Козельск осенью 1942 г., аэрофотоснимок германской авиационной разведки (слева вверху на снимке – храм Сошествия Святого Духа, справа остовы зданий №№ 20-26 на пересечении ул. Б.Советская и Белёвская гора) .

Нижняя часть — сквер Героев Козельска, каким он был не так давно (фото февраль 2008 г).

2 февраля Россия отмечает 70-летие разгрома немецко-фашистских войск

«ПОМИНАЙТЕ МЕНЯ, БРАТЬЯ,

ПОМИНАЙТЕ КАЖДЫЙ ЧАС…»

У Сталинграда и Козельска одна общая судьба. Козельская оборона 1238 г. и Сталинградская битва (17.07.1942-2.02.1943 гг.) – два подвига, навсегда вошедшие в историю Отечества. Козельск явил пример героизма защитникам всех русских городов, включая Сталинград, на все времена. Зимой 1942 г. козельцы, оказавшись в прифронтовой полосе, мужественно дрались с фашистами на линии фронта, партизанили, принимали раненых. Встречали эшелоны с оружием, боеприпасами и боевой техникой, прибывающие к линии фронта. Таков вклад Козельска в победу под Сталинградом. Более миллиона ста тысяч жизней забрала Сталинградская братская могила, среди павших есть и козельчане.

Читать еще:  Молитва поминальная за упокой

Скульптура «Родина-мать зовёт!» на Мамаевом кургане в Волгограде (2.02.2013 – Сталинграде) — одна из самых высоких статуй мира, скульптор Е.В. Вучетич, инженер Н.В. Никитин. Это центр памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы». Возводился с 1959 по 1967 гг.

Сегодня мы чествуем наших ветеранов – участников той битвы.

Низко кланяемся и желаем им здравия!

Но все мы скорбим и по павшим в Великой Отечественной войне. Это к нам, живущим сегодня, обращаются оттуда души земляков, погибших в лютый февраль 1942 года. Призывают помнить о них и поминать. Все они когда-то жили и «старались» во имя нас. Жизни свои они отдали за Родину, за свои Семьи в этом своём старании за нас.

«Уж вы братья мои, сестры,

У вас беседа за столом.
А душа моя замкнута.
Обитает за окном.

Всё я вижу, всё я слышу
Как о мне помян идет,
А душа моя замкнута,
Господь волю не даёт.

Поминайте меня, братья,

Поминайте каждый час.
Только ваше поминанье
Облегчает в жизни нас.

Поминальная трапеза (поминки)

Обычай этот, поминать умерших за поминальной трапезой, известен очень давно. Обычно поминальную трапезу устраивают родственники и близкие после похорон (на 3-й день), на 9-й день, на 40-й день, годовщину смерти, а также в дни его именин и рождения. Основная цель поминальной трапезы — общая молитва за усопшего. Поминают покойного за столом прежде всего христианскими молитвами и добрыми словами, а затем «преломлением хлеба».

Начинать её положено с молитвы, кто-то из близких читает 17 кафизму из Псалтири перед свечой или лампадкой, или совершить литию — краткий чин панихиды, который может быть совершен мирянином, или хотя бы прочитать 90-ый псалом, или «Отче наш».

В третий, девятый, сороковой дни следует читать по усопшему перед святыми иконами при зажженной лампаде или свечах особую поминальную молитву (118-й псалом).

В любые дни поминок читают молитву: «Молитвами рождшия Тя Христе, и Предтечи твоего, апостолов, пророков, иерархов, преподобных и праведных, и всех святых, усопшаго раба твоего упокой».

Непосредственно перед едой читают молитву «Отче наш».

Перед тем как приступить к очередному блюду, надо прочитать такую краткую молитву: «Упокой, Господи, душу раба Твоего новопреставленного, и прости ему вся согрешения его вольная и невольная и дáруй ему Царствие Небесное»
или:
«Упокой, Господи, душу рабы Твоей новопреставленной, и прости ей вся согрешения ея вольная и невольная и дáруй ей Царствие Небесное».

Перед последним кушанием в день погребения поется стихира «Зряще мя безгласна и бездыханна», слова которой «вчерашний бо день беседовах с вами» так трогательно соответствуют этой братской трапезе, в первый раз совершаемой в отсутствии дорогого брата. После стихиры возглашается Вечная память.

Если же поминальная трапеза устраивается в другие дни (в девятины, в сороковины, в годовщину смерти или день Ангела усопшего), то возглашается только Вечная память.

В конце стола попросите у Бога за всех усопших: «Подаждь, Господи, оставление грехов всем прежде отшедшим в вере и надежди воскресения, отнем, братиям и сестрам нашим и сотвори им вечную память».

Далее следует краткое прошение, которым в земной жизни Сам Спаситель кончил свою последнюю трапезу: «Благословен еси. Господи, научи мя оправданием Твоим».

Первое блюдо поминальной трапезы – кутья (коливо). Это отваренные зёрна пшеницы или риса с мёдом (изюмом, курагой). Зёрна в данном случае – это символ воскресения, а мёд – сладости, которой наслаждаются праведники в Царствии Божием.

Если нет возможности осветить кутью в храме, то надо самим окропить её святой водой. Блины и кисель – традиционные поминальные блюда на Руси. Затем подаются другие блюда.

Если поминки совершаются во время одного из многодневных или однодневных (среда, пятница) постов, то необходимо соблюдать его требования. А во Время Великого поста поминки можно устраивать только в субботу или воскресенье. Поэтому, если они приходятся в будние дни, то надо их перенести вперед на субботу или воскресенье.

Пить спиртное на поминках нельзя! «Вино веселит сердце человека» (Пс.103,15), а поминки – не повод для веселья. Бывают случаи, когда это правило нарушают, и тогда, вместо того, чтобы вспоминать усопшего, его достоинства и хорошие дела, начинают говорить о посторонних вещах, спорить, или даже выяснять отношения.

Христианину, которого пригласили на поминки близкого человека в неверующую семью, лучше отказаться под достойным предлогом, чтоб не грешить, нарушая пост или винопитием.

По Церковному Уставу, поминальные трапезы нельзя устраивать в двунадесятые и великие праздники, в воскресные дни, а также в Лазареву субботу, на Светлой седмице, в дни преполовения и отдания Пасхи, в Четверток, Пяток и Субботу Страстной седмицы, во вторые дни Рождества, Крещения и Святой Троицы.

Молитвы на поминальной трапезе

МОЛИТВОСЛОВИЯ НА ПОМИНАЛЬНОЙ ТРАПЕЗЕ

Если на поминальной трапезе присутствует иерей, то сначала совершается обычная заупокойная лития, после которой поется Отче наш… и следует благословение трапезы.

Если же в числе присутствующих нет иерея, то после трех обычных поклонов:

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас (Трижды с поклонами.)

Слава, и ныне. Аминь. Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй (Трижды).

Слава, и ныне. Аминь.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

И заупокойные тропари: Со духи праведных скончавшихся душу раба Твоего (рабы Твоея), Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженней жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.

В покоищи Твоем, Господи, идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего (рабы Твоея), яко Един еси Человеколюбец.

Слава: Ты еси Бог, сошедый во ад и узы окованных разрешивый. Сам и душу раба Твоего (рабы Твоея) упокой.

И ныне: Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семене рождшая, моли спастися душе его (ея).

Затем трижды произносится сия молитва с 15 поклонами: Помяни, Господи, душу усопшаго раба Твоего (усопшей рабы Твоея) имя (поклон). Елика в житии сем яко человек согреши, Ты же, яко Человеколюбец Бог, помилуй (поклон), и вечныя муки избави (поклон), и Небеснаго Царствия причастником (причастницей) учини (поклон), и душам нашим полезное сотвори (поклон).

После этого поется или читается в качестве предобеденной молитвы Отче наш, за ней следует призывание Божия благословения на трапезу по чину для мирян.

В начале поминальной трапезы прежде других снедей всем предлагается кутия. А пред последним сладким блюдом, каким традиционно подается кисель с молоком (в постные дни с миндальным или маковым), — приносится так называемое пивомедие — сладкий неалкогольный напиток. В заключение все встают и, если трапеза совершается в день погребения или поминовения: в 9-й, 20-й, 40-й дни по кончине и в первую годовщину — поют стихиру на глас 6-й:

Зряще мя безгласна, / и бездыханна предлежаща, / восплачите о мне, братие и друзи, / сродницы и знаемии: / вчерашний бо день беседовах с вами, / и внезапу найде на мя страшный час смертный; / но приидите вси любящии мя, / и целуйте мя последним целованием, / не ктому бо с вами похожду / или собеседую прочее; / к Судии бо отхожду, / идеже несть лицеприятия: / раб бо и владыка вкупе предстоят, / царь и воин, богатый и убогий / в равнем достоинстве: / кийждо от своих дел / или прославится, или постыдится. / Но прошу всех и молю, / непрестанно о мне молитеся Христу Богу, / да не низведен (низведена) буду по грехом моим на место мучения, / но да вчинит мя, идеже Свет животный.

Если же поминовение совершается в других случаях, кроме перечисленных, поется стихира, глас 8-й:

Плачу и рыдаю, / егда помышляю смерть, / и вижду во гробех лежащую / по образу Божию созданную нашу красоту, / безобразну, безславну, / не имущую вида. / О чудесе! Что сие еже о нас бысть таинство?/ Како предахомся тлению, / како сопрягохомся смерти?/ Воистинну Бога повелением, / якоже писано есть, / Подающаго преставльшемуся (преставльшейся) упокоение.

Затем иерей: Во блаженном успении рабу Божию (рабе Божией) имя, преставльшемуся (преставльшейся) вечная память.

В отсутствие иерея старший из мирян: Рабу Божию (рабе Божией) преставльшемуся (преставльшейся) вечная память.

Все: Вечная память (трижды).

Пьют заупокойную чашу и вкушают последнее блюдо. Трапеза оканчивается обычным благодарением.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector