9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Поминание усопших у католиков

Традиции католических похорон

Если умерший человек исповедовал католицизм, необходимо достойным образом провести католические похороны: традиции, обряды, ритуалы, складывавшиеся веками, очень почитаются католиками.

Проведение католических похорон

В православии принято хоронить человека на третий день после смерти, у католиков же нет строгой даты – она зависит от решения близких усопшего. Часто используется бальзамирование – это позволяет выделить больше времени на организацию похорон. Косметические же процедуры не приняты.

Традиции католических похорон позволяют выбрать гроб из любого материала, главное чтобы на крышке гроба был крест. Усопшего укладывают в гроб со сложенными на груди руками, в руки помещают крест.

В гроб допускается поместить некоторые личные вещи умершего. Покойных принято хоронить в темных одеяниях. Если умерла маленькая девочка, ее хоронят в белом платьице. Все украшения, исключая обручальные кольца, необходимо снять.

Католическая церковь разрешает кремацию. Однако процедура развеивания праха не одобряется церковью.

После смерти знакомым и родственникам рассылают извещение о смерти, которое приравнивается к приглашению на похороны. Долг каждого – посетить похороны, выразить соболезнования. Родственникам усопшего принято посылать цветы в знак уважения и скорби. Если материальное положение семьи не позволяет провести достойные похороны, организуется сбор средств для помощи.

Прощание с умершим проводят дома. Все желающие могут с ним проститься, но процедура эта по правилам занимает не более десяти минут. Не допускаются разговоры о причинах смерти, последних днях жизни и болезнях покойных.

Церемония похорон в церкви

Одна из традиций католических похорон – назначение почетной группы для помощи в похоронах. Как правило, это 6-8 мужчин, не являющихся родственниками погибшего. Количество почетных гостей может быть больше, если усопший был известным человеком. Почетная группа будет нести крышку гроба. Сам гроб несут специально подготовленные люди, назначенные церковью. Почетных гостей рассаживают в первых рядах в церкви.

Гости, как правило, проходят в церковь парами. Похороны начинаются с мессы – отпевания покойного. Месса проходит в церкви, дома или в морге. В церкви служба проводится под музыку органа или пение хора.

По традиции католических похорон гроб чаще всего оставляют закрытым. Он устанавливается на постаменте перед гостями. Поверх гроба расстилают кружевное покрывало и помещают цветы. Гроб устанавливается ногами к алтарю.

Члены семьи усопшего рассаживаются на первых рядах справа. Друзья, знакомые и другие гости – позади родственников и в левой части. Схема распределения мест по гостям может быть и четко прописанной. В таком случае с рассадкой гостям помогают церемониймейстеры.

О традициях, связанных с похоронами вы можете узнать здесь. Если вам интересно чем отличаются православные похороны читайте тут.

По окончании церемонии гости неспешно покидают церковь. На выходе может стоять родственник покойного или член почетной группы, который будет благодарить пришедших короткими фразами. Гроб выносят и помещают в катафалк. Катафалк может быть предоставлен церковью бесплатно. Родственники и гости рассаживаются в машины, следующие за катафалком на кладбище. Цветы от гостей помещаются в машину с гробом. Для цветов могут выделить отдельную машину, если их принесли очень много. Допускается выслать цветы сразу на кладбище.

Церемония похорон дома

Более скромная и спокойная служба проводится в доме покойного. Традиции католических похорон позволяют это. Сюда приглашаются, как правило, только близкие люди. Церемония проводится в соседней от гроба комнате. Могут быть включены записи органной музыки. Гости рассаживаются на складных стульях, а гроб устанавливается на постамент. В доме должны присутствовать религиозные атрибуты: кресты, свечи.

На кладбище

Отправляются с кортежем на кладбище не все гости, хотя каждому дано это право. Гроб располагают возле могилы, и гости собираются вокруг. Священник читает молитвы. Традиции католических похорон не позволяют кидать на гроб землю после того, как его опустили в могилу. Вместо этого каждый гость бросает цветок в знак прощания с покойным. Близкие родственники имеют право бросить свои цветы первыми. После этого все покидают кладбище.

Поминки и траур

В зависимости от выбора близких усопшего поминальная служба может проводиться на третий, седьмой или тридцатый день после смерти. Следует помнить, что прием пищи на кладбище (как заведено у православных) у католиков не принят. 2 ноября – католический день всех усопших. Принято посещать могилы умерших, приносить цветы и устраивать домашнюю трапезу.

По католическим традициям после смерти наступает год траура. До истечения этого срока не одобряется новое замужество вдовы или женитьба вдовца. Если близкие покойного принимают полный траур, им полагается ходить в черных одеяниях и избегать шумных мероприятий.

Итак, входящие в католические похороны традиции:

  • Выбор даты похорон после смерти остается за родственниками;
  • Применяется бальзамирование. Косметические процедуры по отношению к покойному не приветствуются;
  • После смерти родственники рассылают извещения о смерти;
  • Близким усопшего принято присылать или приносить цветы;
  • Организуется группа почетных гостей для помощи в похоронах;
  • Похороны начинаются с мессы: в храме, дома или в специальных поминальных залах;
  • Гроб принято держать закрытым;
  • На кладбище не принято принимать пищу и употреблять спиртные напитки. Поминальный обед проводят дома;
  • Вместо горсток земли на гроб, опущенный в могилу, бросают цветы;
  • У католиков нет строгих дат для поминок, близкие покойного выбирают день по своему усмотрению (чаще – третий, седьмой или тридцатый день после смерти);
  • Траур по усопшему длится один год.

Поминальный стол католиков скромен и сдержан

Клин в нынешнем веке становится все больше много-конфессиональным городом, хотя официально зарегистрированы православная церковь и церковь евангельских христиан, имеющие свои здания для моленья и отправления религиозных обрядов.

Есть в Клину и приверженцы католицизма. Особенно это заметно в католические праздники, которые очень широко отмечает почти вся Европа, где католическая церковь является главенствующей. Нередко в Клину стали организовываться и поминки по католическим правилам. Один раз в году – 2 ноября в День всех усопших верных – католики всего мира поминают умерших родственников и близких людей и после посещения кладбища, уборки, украшения могил и зажжения на них свечей тоже организуют поминальный обед.

При этом ни на похоронах, ни на поминках, в том числе и 2 ноября, на следующий день после Дня всех святых, у католиков пить спиртное не полагается и полностью отсутствует принятая в православии традиция пить водку на кладбище или устраивать застолья рядом с могилой.

Католики обычно, как и православные христиане, устраивают поминки после похорон на третий, а также на седьмой и тридцатые дни.

Однако строгих правил по выбору даты для поминального обеда в католической церкви нет. Поэтому день, когда именно организовывать поминальную трапезу, определяют сами родственники умершего. Причем католический поминальный стол не сводится только к еде, а является целым ритуалом, призванным вспомнить человека и отдать ему дань уважения.

Поминальный обед сразу после погребения усопшего у католиков служит еще и для того, чтобы пришедшие восстановили как моральные, так и физические силы. Для этого они вспоминают приятные моменты, связанные с ушедшим в мир иной, говорят о нем только хорошее. Сквернословить и плохо говорить о покойном за католической трапезой категорически запрещено.

Еще поминальный католический стол, впрочем, как и православный, предоставляет близким усопшего возможность не оставаться один на один со своим горем, потому что на поминальный обед собираются родные, друзья и знакомые и все вместе переживают случившееся горе. Причем во время этой трапезы у католиков принято еще вспоминать других умерших родственников вне зависимости от того, как давно они умерли.

Не только после погребения покойного, а и на каждых поминках обязательно читаются католические молитвы. При этом на католических похоронах не принято плакать и причитать, как это нередко делают православные женщины.

Впрочем, причитания при католическом погребении не возбраняются и пасторами не запрещаются, но встречаются все реже. Даже самые близкие покойного стараются сдерживать свое горе и не плакать. Не случайно именно католички завели обычай приходить на погребение в траурных шляпках с вуалями, а теперь еще и в темных очках, которые позволяют скрыть заплаканные глаза и лицо.

Читать еще:  Чем поминают на 9 день после смерти

Сдержанность погребальной церемонии у католиков автоматически переносится и на поминальную трапезу. Поминальный католический стол походит на православный, где бы он не накрывался – дома, в кафе, ресторане или столовой. Главное его отличие – в особо подчеркнутой скромности, без выпивки и совсем без кутьи. Алкоголь на католическом ритуальном столе считается неуважением к умершему.

Не ставят католики на стол ни кисель, ни блины, ни лапшу и какие-либо особые блюда. Это не принято. Хотя выставляют блюда, которые любил покойный, например, из рыбы и морепродуктов. При этом такие блюда приносят все желающие, у которых в разные времена ими угощался усопший и нахваливал.

Еще в католических традициях принято перед поминальным обедом преподносить цветы самым близким покойного, например, родителям, его второй половинке, взрослым детям.

Католики полагают, что тем самым они скрашивают горе родственников и дают им надежду на дальнейшую благополучную жизнь.

Как проходять католические похороны: обряды погребения

Хоронят католиков не так, как православных. Традиции погребения и поминовения усопшего отличаются, эта ветвь христианской веры имеет особенные порядки, касающиеся сфер жизни и смерти.

Традиции католических похорон

Церемония прощания с родным человеком – траурное событие. Обряд похорон обладает характеристиками, выделяющие религию от других.

Ритуальные отличия в католицизме проявляются в:

  • обряде погребения;
  • установке надгробия;
  • выборе даты похорон;
  • организации, ходе поминок;
  • прощании с усопшим.

Католикам разрешено кремировать труп, у православных христиан умерших принято погребать на кладбище. Другие манипуляции с телом усопшего считаются надругательством над душой. Развеивать прах, когда хоронят, запрещается.

Вид памятников на католическом кладбище разнится: православные монументы выполнены из дерева в форме креста, католики создают могильные плиты с именем, датами жизни, смерти. Они лежат на месте погребения. У православных элементы расположены вертикально, рядом с холмом.

Подготовка к похоронам у католиков

Первая стадия подготовки к погребению одинакова для всех религий – после смерти покойника обмывают. Делают это в комнате, где человек скончался. Это проводится для освобождения души, способствует ее выходу из тела.

В старину омовением перед похоронами католика занимались близкие родственники, члены семьи. Сейчас для этого используют услуги по организации ритуальных мероприятий. Процедуру проводят работники агентства.

У католиков при подготовке к похоронам разрешается бальзамирование тела. На лицо покойника не накладывается посмертный грим. Допускается использовать его, если лицо погибшего сильно изуродовано, искажено.

  1. Католические похороны предполагают облечение усопшего в темную закрытую одежду. Юных девушек предают земле в белых нарядах.
  2. Использовать украшения запрещено. На покойнике можно оставить обручальное кольцо.
  3. Руки складываются крест-накрест, ладонями вниз. Часто под ними помещают цветок.

В отличие от христиан, простыней умершего на похоронах не накрывают. Гроб у католиков создается из разных материалов, не только из дерева. Важно, чтобы на крышке с наружной стороны было изображение Иисуса. Внутрь позволяется складывать вещи, которые покойный часто использовал при жизни.

Родственников, друзей оповещают о смерти сразу. Если католическая семья финансово неблагополучна, ведется сбор пожертвований на похороны. Отвечая на извещение о прискорбном событии, высылают цветы, траурные венки, денежные средства. Это способ выразить соболезнования, поддержку семье погибшего.

Суеверий, связанных с обрядом, нет. Организация передается католическим ритуальным службам. Заупокойную службу заказывают в месте, где будет отпевание: в доме умершего, церкви.

Церковью не регламентирует, сколько времени носить траур по умершему после похорон. Семья принимает решение индивидуально. Горюющие надевают темную одежду, головные уборы.

Прощание с усопшим и обряд похорон

Прощание с покойным – морально тяжелый момент. Его организовывают в день погребения или накануне.

Особенности церемонии в католичестве:

  1. Длительность обряда регламентирована рамками поминального документа. Для прощания близких перед похоронами отводят по 10 минут. В комнату к умершему пускают по одному. Это дает право попрощаться со скончавшимся, как человек пожелает, сказать ему сокровенные слова. Гости, пришедшие ожидают, не мешая.
  2. Гроб с телом умершего католика ставят на стол. В помещении тихо, включена классическая музыка.
  3. Разговор с покойным осуществляют шепотом – гостям не стоит тревожить душу умершего, чувства людей, потерявших близкого. Это не должно помешать прощанию.
  4. Во время обряда похорон слово может взять любой близкий человек. Разрешается поблагодарить собравшихся, прочитать молитву об упокоении, рассказать историю из жизни, восхваляющую умершего. Вспомнить шутки, связанные с жизнью покойного, не запрещается.

По желанию семьи скончавшегося католика, ритуал проводится в доме, церкви, зале на кладбище. Во время прощания гроб открыт, после завершения крышку закрывают, проводят похороны.

По завершении начинается отпевание, панихида. Гроб с телом торжественно проносят через католическую церковь. Это делают знакомые мужчины умершего, следом идут близкие члены семьи – муж или жена, дети, родители. Остальные гости рассаживаются, ожидая начала процессии. Домовину устанавливают посередине храма на стол.

Начинается заупокойное похоронное богослужение. Священник читает молитвы и литургию. Посетители не держат свечи в память об умершем. Все гости просят Господа о скором упокоении души скончавшегося.

В церкви не отпевают самоубийц – людей, покончивших с жизнью. Это противоречит католическим религиозным устоям. Священник завершает службу, родственники благодарят всех, просят отправиться на похороны. Гости следуют, проводят умершего в последний путь. По окончании торжественной части гроб погружается в катафалк, родственники, друзья, отдельная машина с цветами отправляются на кладбище.

Отличия упокоения мертвых:

  1. Католический обряд погребения отличается от православного процесса похорон: на дно могилы бросают не землю, а цветы. Сверху бросают венки, букеты.
  2. Памятник устанавливается у изголовья скончавшегося. К нему складывают цветы.
  3. Во время завершения заупокойной службы, согласно католическому обычаю, недалеко от гроба во время похоронной службы стоят близкие родственники.
  4. Когда процедура заканчивается, гости расходятся.
  5. Погребение после кремации предполагает иную процедуру: прах помещают в тару, не закапывая.

Не существует нежелательных для погребения дней. Ритуал производят в выбранный близкими срок. Разницы в обряде по дням недели нет. Похороны устраиваются до трех часов дня, после этого времени погребение католиков не осуществляется. Можно потревожить души людей, лежащих на кладбище.

Во время церемонии родные ведут себя сдержанно – горько плакать по скончавшемуся запрещается. Посетителям станет хуже морально.

Поминки католиков

Заупокойный обряд после похорон представители РКЦ проводят чинно, мирно. Угощения готовят скромные, еда без изысков, помпезности. Часто ставят любимые продукты умершего. Поминки у католиков скромные, без шума и суеты, без выпивки. Чаще всего осуществляется ритуал в тихом кафе, дома.

Приглашают на поминки близких людей, посторонним не стоит приходить. Обязательно читается молитва об упокоении. Важные дни – седьмой и тридцатый после смерти. Живые ходят в храм, ставят свечки и молятся о скорейшем упокоении умершего.

Можно ли хоронить католика на православном кладбище

Погребение рядом с могилами, принадлежащими другой религии, не возбраняется. Священнослужители не приветствуют размещение могил католиков на православном кладбище. Разрешается этот вариант в экстренных случаях: если нет денег для перевозки тела.

Смешение религий при похоронах нежелательно. Представителей разных конфессий погребают на отдельных территориях.

В какие дни поминают усопших католиков

Заупокойный ритуал по умершему устраивают в любой период недели — от понедельника до воскресенья, желая почтить память. На третьи, седьмые, сороковые сутки после похорон заказывают мессу. Единый день поминовения усопших у католиков – 2 ноября. Родственники ходят на кладбище, ставят свечки в церкви, вспоминают умерших.

Через год после смерти проводят традиционные действия: молятся, проговаривают счастливые моменты из жизни почившего, ходят в храм. Необходимо искренне просить Бога за душу похороненного родственника, делать это из чистых побуждений. В неделю святых католики заказывают молебен со священником на кладбище. 2 ноября для усопших проводят индульгенцию – избавление от грехов, совершенных при жизни. Родственнику умершего нужно исповедаться.

Проводы в загробный мир погибшего человека, который исповедовал католицизм, нужно готовить в соответствии с религиозными особенностями обряда похорон. Это позволит душе почившего достичь блаженства, достойно завершить мирской путь.

Похороны в католицизме

Католические традиции погребения берут начало из общих истоков с православными, однако им свойственны некоторые отличия, об основных, наиболее явных, расскажем в данной статье.

Читать еще:  Что значит приснопоминаемый в православии

Традиции похорон у католиков

У католиков, на покойного принято надевать темные одежды, они должны быть достаточно строгими, но все же нарядными. Особенные нарды подбирают даже умершим детям. Например, умерших девочек одевают в белые платья, а мальчиков – нарядные костюмы. Есть важный момент, умерший должен лежать в гробу без каких-либо украшений, допускаются только обручальные кольца.

Принято в кратчайшие сроки информировать близких и друзей умершего о его кончине. Кроме того, очень важно явиться на похороны тем, кто был на них специально приглашен. Только очень серьезные обстоятельства могут быть уважительной причиной отсутствие приглашенного на похоронах.

Традиционно у католиков, самый старший в семье человек берет на себя организацию похорон и связанных мероприятий, определяет группу ответственных людей, как правило это от шести до восьми человек, которые займут первые места на отпевании в костёле, будет нести крышку от гроба во время похоронного шествия. Стоит отметить, что количество участников этой ответственной группы может быть и большим, как правило, чем выше статус умершего в обществе, тем большее количество людей участвует в группе.

Домашнее прощание с усопшим

В католической традиции не принято долго прощаться с умершим, так на прощание отводится не более 10 минут для каждого гостя: за этот отрезок нужно уделить время покойному и оказать знаки соболезнования его близким, которые, как правило, находятся рядом, точнее в комнате по соседству.

При прощании с умершим обязательно учитывают его пожелания и традиции, которые он чтил при жизни. Сам процесс прощания проводится в сдержанной форме, ценится скромность и лаконичность, без лишнего проявления эмоций. Не принято заострять внимание на том, как именно умер человек, вникать в детали его смерти и последних часов жизни. Хорошим тоном считается оказывать моральную и материальную поддержку.

Церковное прощание с умершим

В католическом храме всегда собирается большое количество гостей. При рассадке, первые ряды справа должны занимать родные умершего, его семья. Левую сторону занимают люди из группы ответственной за основные мероприятия на похоронах, их принято считать важными гостями на такой церемонии. По правилам во время проведения панихиды гроб закрывают, на крышку гроба кладут цветы. Если же хоронят человека, связанного с армией, гроб накрывают государственным флагом.

При проведении панихиды гроб ставят на специальное возвышение. Если это похороны знатного человека, например, героя войны, то прощание происходит на церковном дворе. Однако, место проведения прощания с умершим определяется с учетом пожеланий родственников умершего. Похоронная процессия начинается со священнослужителя, за ним идут почетные гости, которые несут гроб и его крышку, следом за ними идут родственники покойного.

После основной части службы гроб с телом усопшего выносят из костела родные покойного обязательно высказывают благодарность всем гостям за поддержку.

Католическое кладбище

Посетить место захоронения может каждый. Во время похорон гроб ставится возле выкопанной предварительно могилы, место вокруг гроба украшается живыми цветами, вокруг собираются приглашенные родственники и друзья. Пока священнослужитель читает молитвы, всем гостям начиная с близких родственников положено бросить по цветку на гроб. В этом выражается одно из принципиальных отличий традиций католиков от традиций православных, в которых вместо цветов принято бросать горсть земли.

Отличительной особенностью католических традиций является то, что нет необходимости ориентировать при помещении гроба в могилу в рамках сторон света, следует учесть только то, что памятник будет установлен при изголовье могилы.

Поминки у католиков

В католических традициях не выделено конкретных поминальных дней. Здесь родные умершего могут распоряжаться своими ресурсами и временем как пожелают, мало того, что поминки не имеют строгих организационных требований, так в добавок ко всему они еще и не привязаны к каким-либо срокам, могут быть проведены в любой удобный день. Единственным требованием к поминкам можно назвать то, что необходимо вспоминать хорошие дела покойного и читать соответствующие молитвы. Есть одно ограничение, в день католических поминок запрещено проводить какие-либо застолья непосредственно на кладбище.

Ограничение для вдов и вдовцов покойных. В течение полугода нельзя вступать в отношения с новыми партнерами и проводить бракосочетание можно только по истечение года со дня смерти человека.

Есть один день, в который все же католики обязаны помянуть своих умерших родных – День всех Святых. Поминальные мероприятия в этот день могут благоприятно сказаться на загробной жизни умерших родных, положительно влияет и посещение храма в этот день, зажжение свечи. В День всех Святых католики предпочитают наведываться на кладбища и заниматься обустройством могил своих родственников, совершать молитвы за упокой души покойных родных.

Как видно из выше описанного, у католиков и православных в большей степени традиции погребения и поминания усопших похожи, однако в некоторых моментах есть существенные отличия, которые мы постарались указать в данной публикации.

Католические поминки и траур — особенности проведения и сроки

Поминки по-другому называются поминальной трапезой. У разных народов и в разных религиях имеются свои особенности этой процедуры.

Католики категорически против трапезы на кладбищах. После похорон родные и близкие возвращаются домой. В этот день первый раз поминают усопшего.

В современном мире нет строгих указаний на проведение поминок в стенах дома. Можно организовать это мероприятие в заранее подготовленном зале, особенно если собралось большое количество людей. В отношении поминальных дней у католиков нет особых правил. Поминки можно устраивать в любой день по желанию. О времени и месте проведения всех уведомляют заранее.

Стол накрывают в доме умершего человека или у родных. Готовят либо члены семьи, либо другие желающие. Какие блюда будут на столе, решают родные. Для поминальной трапезы стол накрывают в соответствии с устоявшимися традициями. Многие католики проводят поминки в виде фуршета, не садясь за стол. Самое главное – это молитва, которая объединяет собравшихся людей, дает силы пережить утрату и позволяет надеяться, что все добрые и важные слова будут услышаны, а молитвы помогут усопшему в ином мире.

Желательно не затягивать трапезу, чтобы она не превратилась в задушевные посиделки. Так как католики проживают во всех странах мира, то у некоторых принято поминать на третий, седьмой и сороковой день.

Один раз в году, а именно в День поминовения усопших, католики поминают умерших родных в обязательном порядке, и это неизменно. Они ходят на кладбище, приносят цветы и молятся об упокоении. Считается, что по дороге на кладбище надо четыре раза остановиться и прочитать молитву, а на обратном пути остановиться в пятый раз.

В этот день следует раздавать милостыню и усердно молиться, чтобы души умерших людей очистились. Регулярно надо поддерживать порядок и чистоту на могиле, менять цветы, зажигать свечи. В поминальные дни заказывают в храме мессу, дома читают молитвы. Католическая церковь категорически против спиртного на поминках, считая, что это может навредить усопшему.

Одежда у присутствующих должна соответствовать случаю. Мужчины надевают строгий костюм темного цвета, женщины должны исключить декольте, мини-юбки, яркие цвета и украшения.

Траур в католической вере

Траур – немецкое слово, означающее внешнее выражение печали и скорби по случаю смерти кого-либо. Человек умирает, его по всем правилам и обычаям хоронят, а любящим его людям остается только одно – пребывать в трауре.

В каждой религии, у каждого народа и во все времена траур был и остается неотъемлемой частью жизни. Но отношение к строгости этого ритуала из поколения в поколение меняется. В прошлые века католики носили траур в зависимости от благосостояния. В прошлые века, да и сегодня, самым строгим считается траур вдовы. Уважаемая дама сорок дней должна была провести в постели. В девятнадцатом веке вдова полностью покидала свет на два года. Она не должна была посещать, театры, балы и даже принимать визитеров.

Сегодня женщина носит траур по мужу один год, как и по родителям. Если умирает супруга, то мужчина обязан носить траур полгода. Затем он может снова жениться, и никто не имеет права его осудить. В наши дни каждый, кто носит траур, должен вести себя скромно и сдержанно. Нежелательно посещать увеселительные мероприятия, театры, концерты, свадьбы. Никто не обидится и не осудит, так как все могут понять глубину страданий от пережитого.

Читать еще:  Наша память не очень надежный хранитель воспоминаний

Имеются определенные требования к одежде. Как правило, это должны быть скромные костюмы и платья. Для женщин траур предполагает три этапа: в первое время она носит черное шерстяное платье, затем – черное шелковое, далее – черное с белым. Люди, пребывающие в трауре, могут совершать скромные визиты вежливости. Необходимо посетить с ответным визитом тех, кто был на похоронах, выразить им благодарность за оказанную помощь.

В этот период разрешается посещение таких церковных праздников, как Пасха и Рождество. Самое главное, чтобы рядом были родные и близкие люди, способные поддержать и помочь. Не стоит выставлять напоказ свои чувства и козырять своим горем. Траур – это молчаливая скорбь и глубокая молитва.

РУСКАТОЛИК.РФ

СПЕЦПРОЕКТЫ

НАС МОЖНО СЛУШАТЬ

ИЩЕТЕ БОЛЬШЕГО?

ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ

Поминовение усопших в традиции Церкви

Согласно представлениям многих религий, молитвы об умершем и определенные ритуалы, посвященные ему, способны обеспечить ему загробное благополучие или хотя бы улучшить его посмертную участь. В христианстве подобные действия вытекают из важнейших основ веры и морали. Заповедь любви к ближнему, обращенная к каждому верующему, предполагает, что эта любовь распространяется не только на живых, но и на умерших. Забота живых об умерших должна проявляться в том, что тела умерших должны быть подобающим образом погребены, а верующие должны постоянно молиться о душах умерших.

Христиане наследуют традицию поминовения усопших из Ветхого Завета. Свидетельством существования в позднем иудаизме молитв за умерших является эпизод, когда Иуда Маккавей приносит жертву за воинов, умерших в грехе: «Посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха» (2 Макк 12, 46).

Для христиан, однако, поминовение усопших основывается прежде всего на вере в мистическое единство Церкви, обозначенное в Апостольском символе веры как общение святых. «Признавая прежде всего общение, существующее внутри всего мистического Тела Иисуса Христа, с первых времен христианства Церковь странствующих по земле окружила великим благоговением память усопших, вознося за них свои молитвы; ибо «свята и целительна мысль молиться за умерших, да разрешатся от греха». Наша молитва за них может не только им помочь, но и сделать успешным их заступничество за нас» (ККЦ 958; ср. LG 50).

Самые древние молитвы христиан за усопших собратьев представляли собой, по-видимому, краткие возглашения, образцы которых запечатлены в раннехристианской надгробной эпиграфике: «Pax (tibi, vobis, spiritui tuo, in aeternum, tibi cum angelis, cum Sanctis)»— «Мир (тебе, вам, духу твоему, вовеки, тебе с ангелами, со святыми)»; «Spiritus tuus in bono (sit, vivat, quiescat)» — «Дух твой во благе (да пребывает, живет, покоится)»; «Aeterna lux tibi (lu-ceat)» — «Вечный свет тебе (да светит)» и др.

С древности наиболее важной и действенной формой поминовения усопших считалось включение его в евхаристическое богослужение. Уже в апокрифических Деяниях Иоанна (2-я пол. II в.) говорится, что умершие в годовщину их смерти поминаются совершением Евхаристии. Та же практика засвидетельствована и у Тертуллиана, упоминавшего о частных молитвах за усопших. О поминовении усопших неоднократно говорят многие церковные авторы IV-V вв.: Амвросий Медиоланский, Августин, Кирилл Иерусалимский, Евсевий Кесарийский, Епифаний Кипрский; Иоанн Златоуст говорит о поминовении усопших как о заповеданном апостолами (Беседы на Послание к филиппийцам 1,4).

О значении поминовения усопших на Божественной литургии свидетельствует тот факт, что с древности оно составляет неотъемлемую часть диптихов, включавшихся в ходатайственные молитвы анафоры; оформление этой части евхаристической молитвы с поминовением усопших и живых наряду с именами чтимых святых особым образом выражает христианскую веру в мистическое единство Церкви. Поминовение усопших по сей день присутствует во всех анафорах основных литургических традиций христианского мира. Кроме того, в ряде традиций оно совершается и в другие моменты Божественной литургии: например, в византийском обряде на проскомидии; в римском обряде с возрождением Молитвы верных в нее обычно включается и прошение об усопших. Специальная заупокойная Месса римского обряда называется Requiem (по первым словам входного песнопения). Как на Востоке, так и на Западе со времен Средневековья широко распространилась практика заказных частных Божественных литургий об упокоении отдельных усопших.

Помимо этого, в различных литургических обрядах существуют и особые моления об усопших. В римском обряде до литургической реформы существовала традиция специального ритуала сразу после заупокойной мессы, представлявшего собой редуцированную форму погребальной разрешительной молитвы.

В византийском обряде примером моления об усопших является заупокойная лития, которая может совершаться не только в храме, но и в других местах (например, на кладбище), а в русской практике также панихида (восходит к византийским монастырским службам, совершавшимся ночью, откуда и название: ср.-век. греч. παννυχίδα дословно переводится как «всенощная»).

Существуют как индивидуальное поминовение усопших, так и дни их общего поминовения. Обычаи поминать отдельных умерших в определенные даты заимствован, по-видимому, из ветхозаветной традиции (в позднейшем иудаизме он выражается в обычае совершать поминовение усопших через неделю, 30 дней и год после кончины). На Западе принято совершать поминовение усопших через неделю и месяц (или, согласно некоторым местным обычаям, 40 дней) после смерти, а также в ее годовщины; на византийском Востоке — в 3-й, 9-й, 40-й день и годовщину со дня смерти.

Обычаи общего поминовения усопших стали складываться в раннее Средневековье. В бенедиктинских монастырях уже с конца VI в. известно поминовение усопших в период Пятидесятницы. По свидетельству Исидора Севильского, в Испании оно происходило в субботу перед началом Великого поста и накануне Пятидесятницы. В Германии в X в. существовала практика поминовения усопших 1 ноября. Одилон Клюнийский в начале XI в. ввел дату поминовения усопших 2 ноября; к XIV в. этот обычай распространился почти на всем Западе, а 2 ноября приобрело в литургическом календаре Римской Церкви название «Поминовение всех усопших верных» (Commemoratio omnium fidelium defunctorum).

В дни общего поминовения усопших принято совершать службы и моления не только в храмах, но в местах захоронений. В день Поминовения всех усопших верных широко практикуется обычай молитвенных процессий на кладбищах.

Согласно учению Католической Церкви, поминовение усопших предполагает прежде всего заботу о душах, находящихся в чистилище. В такой заботе не могут нуждаться спасенные души, поэтому из поминовения усопших исключаются уже прославленные Церковью святые. Вопрос о том, могут ли в ней нуждаться души умерших, находящиеся в аду, не имеет в католической традиции однозначного решения: во-первых, ни о ком из умерших невозможно с полной определенностью сказать, что он уже осужден на вечную погибель; во-вторых, не исключается возможность того, что молитвы верных могут облегчать мучения осужденных в аду.

Католическая Церковь никогда не запрещала частных молитв за кого бы то ни было, включая некатоликов и даже некрещеных, а также еретиков и отступников, допуская возможность того, что и они могли умереть в состоянии благодати; однако, согласно нормам церковной дисциплины, за них невозможно публичное совершение евхаристической жертвы и других поминальных служб; традиционно в этом случае допускалась лишь частная Месса, притом предполагалось, что это не будет заупокойная месса с поминовением конкретного имени, что сделало бы ее публичной. В свою очередь, катехумены, желавшие креститься, но умершие некрещеными, поминаются наравне с верными.

В древности публичное церковное поминовение не допускалось для тех категорий умерших, которым отказывалось в церковном погребении: нехристиан, еретиков и их последователей, схизматиков, отступников, лиц, отлученных от Церкви или находящихся под интердиктом, самоубийц (за исключением тех случаев, когда имели место явные признаки помрачения разума или раскаяния до наступления смерти), погибших на дуэли, нераскаявшихся закоренелых грешников и т.п. Однако многие из этих запретов в более поздние времена были существенно смягчены.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector