20 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Поминать на 20 день усопшего

Поминают ли на 20 дней после смерти

Каждым народом отдается предпочтение своим обычаям проведения погребального обряда и поминальных трапез. Но всех их объединяет вера в то, что только земная жизнь является ограниченной по времени, тогда как душа живет вечно. Поэтому такое большое значение придается соблюдению всех ритуалов захоронения и последующих поминовений. И в этой связи многих интересует вопрос, а поминают ли 20 дней после смерти.

  • В соответствии с христианской православной обрядностью поминки по усопшему должны организовываться не меньше трех раз. Во-первых, поминальный стол накрывается непосредственно в день похорон. За ним собираются все те, кто принимал участие в этом траурном процессе, близкие и родственники.
  • Во-вторых, поминки устраиваются на девять дней, когда за столом собираются только близкие родственники. В-третьих, сорокадневные поминки, которым придается большое значение. Ведь, по православным канонам, именно в этот день происходит прощание души усопшего с земным миром и отправляется в Загробный мир. За этим поминальным столом собираются родственники, друзья, соседи и знакомые покойного.
  • Дальше, как правило, родственники поминают умершего каждый год в день его смерти.

Нужно ли поминать в 20 дней

После смерти человека, его душе постоянно нужна поддержка живущих. Поэтому священнослужителями рекомендуется каждодневное ее поминовение на протяжении сорока дней начиная с этой трагической даты. По церковному канону нет специальных поминок на двадцать дней, однако этой традиции в былые времена устойчиво поддерживались в сельской местности. Сегодня эту дату редко кто выделяет.

Почему именно на двадцатый день делали поминки, и как они проходили

По той причине, что до истечения сорокадневного срока душа продолжает обитать на земле, среди деревенских жителей было заведено накануне двадцатого дня отправляться на погост с целью приглашения покойного на собрание. С этой целью родственниками усопшего до того, как зайдет солнце, читали у могилы специальные приговоры, призывая умершего за стол. Вместе с ним приглашались и другие умершие родственники.

Перед собранием было принято печь пироги и петь поминальные стихи. Также возносились молитвы с просьбой к Господу за умершего, чья душа в ближайшее время должна прийти к нему с поклоном. На столе, установленном в переднем углу, выставлялся кисель.

Непосредственно в день поминовения стол для живых не собирался. В качестве угощения для покойного выставлялись пироги или блины, чай, а чаще всего кисель. Перед иконами зажигались свечи. В этот день полагалось к вечеру провожать душу. Для этого выходили из дома вознося молитвы и произнося прощальные слова.

Поминки по истечении двадцати дней после смерти

Если у родственников имеется желание помянуть усопшего, собравшись узким кругом, то в этом нет ничего предосудительного. Только не надо при этом устраивать большое застолье. Надо помнить, что умершие поминаются в первую очередь не обильным поеданием пищи, а молитвой и милостынею, розданной нуждающимся. Можно также сходить в храм, заказать панихиду и помолиться за упокой души.

Сегодня поминовение усопшего на двадцатый день принято в отдельных епархиях Австралии и Новой Зеландии. Эта традиция поддерживается представителями русского зарубежья. По их убеждению, двадцать дней надлежит считать важной датой, кратной сорока дням. В России это мнение не поддерживается, как и в странах ближнего зарубежья, но при этом никаких возражений против поминовения в двадцатый день не выдвигаются.

Есть еще мнение, что для покаянной души выделены третины, девятины и сорочины для похода к Господу на поклонение. В эти дни она активно поддерживается молитвами живущих. А двадцатый день, называемый полусорочинами, отведен ангелу, чтобы показать душе место, в котором она будет находиться до Страшного Суда, после окончания сорочин.

Что можно и нельзя делать родственникам после похорон

Ниже вы найдете приметы, которые нужно знать людям, похоронившим близкого человека — когда можно открывать зеркало после похорон, делать уборку и ремонт, смотреть телевизор. Существует множество ограничений и запретов, которые были придуманы нашими предками, по большей части, еще в дохристианские времена.

Когда открывать зеркало

Известный факт — после смерти человека полагается закрывать все отражающие поверхности. Это не только зеркала, но и телевизоры, мониторы компьютеров и другие вещи, в которых можно увидеть свое отражение. Это делается для того, чтобы отражение покойного не осталось в доме, а его призрак не являлся живым.

О том, когда можно открывать зеркало после похорон, примет много. По одним, это можно делать сразу же после возвращения с кладбища и поминок. По другим поверьям это делают спустя три дня, или не раньше девятого дня после смерти. Но это все — современные традиции. В деревнях по сей день снимают занавеси с зеркал только на 41-й день, когда судьба души усопшего уже решена.

Приметы основаны на пути усопшего. Так, по истечении трех дней после смерти ангел-хранитель уводит его осматривать рай. На 9 дней он предстанет перед Господом и отправится на осмотр ада. На 40-й же день душе выносится окончательный вердикт о том, где она будет пребывать. Поскольку только первые три дня после смерти душа находится среди живых, открыть зеркала можно после того, как она покинет его. То есть, на четвертый день. Раньше считалось, что все 40 дней душа время от времени может наведываться к родственникам. Поэтому и не открывали зеркала весь этот срок.

Иногда зеркала вовсе не завешивают. Например, когда человек умер в больнице, и его тело везут на кладбище из морга, а не из дома. Это неправильно. Душа человека все равно будет возвращаться домой и пребывать возле близких при жизни людей. Иногда закрывают только те зеркала, которые находятся там, где находится покойник. Также неверно, ведь душа будет бродить по всем комнатам дома.

Некоторые славянские приметы утверждают, что тот, кто первым посмотрится в открытое после похорон зеркало, вскоре умрет. Чтобы не допустить этого, к зеркалу первой подносят кошку. Ей эта примета не страшна.

Можно ли смотреть телевизор

По понятным причинам старинных примет по этому поводу не существует, но как уже было сказано выше, телевизоры полагается закрывать, как и зеркала. Открывать их можно одновременно с зеркалами. То есть, либо после похорон, либо после третьего, девятого или сорокового дня.

Эти правила касаются и прослушивания музыки. Исключение — церковные песнопения. Если имеется такое желание, можно послушать классическую музыку. Кстати, траурный оркестр — советское нововведение. В старину похоронную процессию сопровождали молитвы и религиозные песнопения.

Хранить ли фото умерших?

Ответ положительный. Фото — это воспоминания о дорогом человеке, память для его внуков и правнуков. Уничтожая фотографии усопшего, вы позволяете его потомкам никогда не узнать о нем.

Но все же изображение покойника связано с миром мертвых. Экстрасенсы по фото могут определить, жив человек или нет. Поэтому рассматривать фотографии усопших слишком часто не стоит. Нельзя также перебарщивать с их количеством на стенах, полках и столах. Не вешайте возле портретов живых людей, отделяйте живую и мертвую энергии. Лучшее место для хранения — фотоальбом.

Гораздо больше негатива несут в себе фотографии, сделанные во время похорон. Лучше всего не делать их. Но, если фото уже имеются, их лучше уничтожить. Не имеет значения, что там изображено — гроб, кладбище, процесс отпевания, они являются сильным источником некротической энергетики.

Когда убираться в квартире

Пока в доме находится покойник, заниматься уборкой и выносить мусор нельзя. В противном случае может умереть еще один человек в этом доме. По поверью, убирающий выметет или вымоет его из жилища.

Убирать же нужно сразу после выноса гроба. За усопшим подметают и вымывают полы в то время, когда провожающие в последний путь уже уехали на кладбище. Так делают, чтобы сразу вымести из дома смерть, болезнь, горе.

Причем, такую легкую уборку нельзя делать кровным родственникам умершего. Им лучше поменьше соприкасаться с эманациями смерти, чтоб покойник не забрал своих близких с собой. Не убирают после покойника и беременные, им и на похоронах-то находиться нежелательно. Обычно просят подмести и вымыть пол кого-то из друзей семьи. Только он должен оставаться в квартире после выноса гроба. После этого человек присоединяется к скорбящим на поминках, на кладбище не присутствует.

Некоторые вещи особенно сильно пропитаны энергетикой смерти. Так, табуретки или стол, на которых стоял гроб, на несколько дней выносят на улицу и оставляют там ножками вверх. Это делается для того, чтобы избавиться от этой энергетики. В квартире можно воспользоваться балконом.

Обязательно уносят из дома все, что связано со скорбным обрядом. Это остатки ткани для обивки гроба, щепки от него, а также прочая ритуальная атрибутика, кроме портрета с черной лентой, стакана воды и куска хлеба. Все принесенные скорбящими цветы полагается оставить на могиле — они предназначены усопшему.

Не оставляют в доме также инструмент, которым снимали мерки для гроба, он приносит смерть еще одному жильцу в течении года. Из гроба ничего не забирают. Веревки, которыми связывали руки покойнику, копейки, которые лежали на глазах — все это должно оставаться в гробу. Свечи забирают на кладбище, как и зерно, в котором они стояли. Нельзя хранить также икону, которая стояла перед гробом. Ее пускают по реке или относят в церковь.

Когда же можно убираться после похорон, если вопрос заключается в генеральной уборке или приведении в порядок комнаты умершего? В любое время, но после поминок или выноса гроба. Если в это же время вы открываете зеркала, их также следует вымыть. Если вы решили держать их закрытыми 3, 9 или 40 дней, оставьте это на потом.

Можно ли делать ремонт

Ремонт после похорон делать можно, но только как пройдет 40 дней после смерти. Душа умершего время от времени наведывается посмотреть, как живут близкие. Ей хотелось бы видеть привычную обстановку, изменения могут разгневать дух.

После 40 дней же, как минимум, придется заменить кровать, на которой спал усопший, а также кровать (диван, покрытие пола или лестницы, кресло и т.д.), ставшую смертным одром. Кроватью мертвого человека нельзя пользоваться его кровникам. Ее можно отдать или продать. Ставить новую кровать необязательно, используйте освободившееся пространство так, как посчитаете нужным.

Место смерти же еще несколько лет будет источать некротическую энергетику. Поэтому и полагается заменить все то, что соприкасалось с умирающим, будь это покрытие пола, куда он упал, или мебель и постельное белье. Как правило, такие вещи выбрасывают или сжигают. В деревнях поступают несколько иначе — уносят на три в курятник, чтобы петух «отпел весь негатив».

Личные вещи умершего , как правило, раздают малоимущим или продают. Это касается не только одежды. Любимая чашка или тарелка, пепельница, игрушка-антистресс — не стоит это все хранить. Хотя многие оставляют на память о покойном.

Что еще нельзя делать после похорон

В доме, где умер человек, нельзя заниматься стиркой. Данный запрет действует, пока в доме стоит гроб. То есть, после похорон можете приступать к приведению одежды в порядок.

Можно ли купаться после похорон? Поверья рекомендуют делать это тогда же, когда вы решите снять ткань с отражающих поверхностей. То есть, сразу после поминок, через три, девять или сорок дней. В старину мылись только на 41-й день после смерти.

Среди того, что нельзя делать после похорон — шумные праздники. В течение 40 дней нежелательно устраивать торжества. Празднование Дня рождения лучше перенести или вовсе отменить. Но можно отметить его скромно, в кругу семьи, без громкой музыки и шума.

Девятидневный, а лучше сорокадневный запрет касается и свадьбы, но здесь все зависит от эмоционального состояния родственников умершего. К тому же, свадьба — назначенное заранее мероприятие, связанное с большими затратами. Если вы играете свадьбу раньше, чем истекло сорок дней со дня смерти родственника, во время торжества нужно упомянуть об этом и отдать дань памяти об усопшем. Венчание же разрешено в любое время.

Многие считают, что среди того, что нельзя делать после похорон близкого человека, находятся поездки и путешествия. Это неверно. Они помогут отвлечься, но во время путешествия стоит отказаться от различных увеселительных мероприятий. Не забывайте поминать умершего и молиться о его душе во время отпуска.

Кроме этого, родственникам усопшего в течение сорока дней нельзя шить и стричься. Если имеется необходимость в ремонте одежды, придется этим заняться. Но пошив одежды, который не является срочным, должен быть отложен. Это же касается стрижки. Челка мешает выполнять повседневные дела? Избавьтесь от нее. Но если дело в смене имиджа, сделайте это через сорок дней.

Столько же времени семье покойного нельзя пить алкоголь. Возможно, запрет вызван тем, что горе — пособник алкоголизма. Но поминальные приметы запрещают пить также на поминках. Причина заключается в том, что алкоголизм — это грех. Сорок дней родные могут отмолить грешного человека. Если же в это время они будут грешить, это только усложнит его загробную жизнь.

Читать еще:  Моя судьба воспоминания

После похорон идут только на поминки, а оттуда — домой. Идти в гости нельзя, иначе в тот дом придет смерть. Ходить в гости или по делам можно только на следующий после похорон и поминок день. Поминки — это еще и девятый и сороковой день, и после них также действует этот запрет. Нельзя также ходить на торжества, которые проходят в общественных местах — дни рождения, свадьбы.

Не ходят с поминок на поминки. Если в один день поминают двоих усопших, выбирайте того, кто вам ближе. А вот проститься можно и с несколькими покойниками, поддержать родственников, выразить скорбь. Во время похорон не посещают могил близких и друзей. В этот раз вы пришли только к одному умершему, и посещение других будет расценено как неуважение.

Мнение церкви

Существует множество поверий, которые полагается соблюдать после похорон. Это поможет защититься от некротической энергетики, болезней и прочих неприятностей. Кроме этого, некоторые приметы направлены на улучшение загробной жизни покойного и его очищение от грехов.

Поминовение на 20 день

Для наших читателей: поминовение на 20 день с подробным описанием из различных источников.

Милость Божия да пребудет с Вами!

Почему поминовение усопших происходит на третий, девятый и сороковой день?

Почему поминовение усопших происходит на третий, девятый и сороковой день после кончины? Все христиане придерживаются этого правила, но не все знают, почему была установлена именно такая система поминовения. Среди верующих бытует несколько версий, объясняющих причины поминовения в эти дни. На самом деле ответ можно найти в Евангелии.

Дни поминовения усопших связаны с воскресением Спасителя. Иисус Христос воскрес через три дня после смерти на Кресте и явился своим ученикам. Он даровал им Дух Святой, который позволил в будущем апостолам проделать тяжелую работу по распространению христианского учения в самых разных странах. В итоге апостолы приняли мученическую смерть за веру.

На девятый день Спаситель снова явился своим ученикам. На этот раз он наставил в вере Фому, который усомнился в реальности воскресения. Ученики молились вместе с учителем. Точно так же на девятый день после кончины близкого человека христиане собираются и молятся на панихиде.

Сороковой день Спаситель вознесся на небеса вместе с физическим телом. Он сделал это в присутствии учеников, и те узрели чудо. Многие среди православных христиан придерживаются убеждения, что на сороковой день душа человека полностью покидает этот мир.

В некоторых епархиях Новой Зеландии и Австралии принято также поминать усопшего на двадцатый день после кончины. Такой традиции придерживаются представители русского зарубежья. Они считают, что 20 дней – это важная дата, она кратна 40 дням. В России и ближнем зарубежье такая традиция не поддерживается. Однако поминовение на двадцатый день не порицается Церковью.

Визайнтийский богослов Филипп Солитерий еще в 9 веке по-своему объяснил причины поминовения усопших на 3, 9 и 40 день. По его мнению, апостолы взяли за основу ветхозаветный плач, приуроченный к сорокадневному сроку кончины, и разделили его на три части. Это позволило установить новую традицию, которая благотворно воздействует на людей, потерявших близких.

В даты, когда происходит поминовение усопших, Церковь наставляет тех, кто остался на земле, и учит их вере и смирению. Утверждается надежда на воскресение и встреча с теми, кто покинул землю. Верующих людей это успокаивает, и они начинают иначе относиться к потере. Православные начинают надеяться на грядущую встречу не только с ушедшими родственника, но и с наставниками, учителями, хорошими знакомыми.

О поминовении усопших на 3, 9, 40 день

Поминальные обряды

Обряды в период до сорокового дня
Обряды в поминальные дни (9, 20, 30, 40-й)
Установка креста на могиле
Дополнительные сведения по поминальным обрядам

Оставление еды для умершего

Приглашение и встреча души

Ср.: Приглашение души в сороковой день

Ср.: Приглашение души в кануны поминальных дней

См. также: Погребальные обряды: … Поминки

См. также: Пение стихов и молитв. Поминание едой.

См. также перечень: Календарные праздники и обряды: … Весенние поминальные обряды

Обряды и запреты при поминании на могилах

Праздники и обряды Череповецкого района в записях 1999 года: Календарные праздники и обряды. Похоронно-поминальные обряды / Сост. А. В. Кулев, С. Р. Балакшина; расш. и нотация С. Р. Балакшиной. Вологда, 2000.

В Церкви существует несколько дней для поминовения усопших. Одни – общие (Радоница, Родительские субботы), другие – частные. Они связаны с датой кончины конкретного человека и важны для его родственников и друзей. Но при любых поминках важно помнить, что сперва нужно сходить в храм, подать записку на проскомидию, заказать панихиду, а уж потом посидеть за столом, вспоминая об усопшем.

Для умершего человека очень важна молитва. Церковь учит, что молиться за новопреставленного нужно начинать как можно раньше. Сразу после смерти родственники и друзья могут читать псалтырь по усопшему или канон о единоумершем.

В первый же день после кончины человека стоит заказать сорокоуст (сорок поминальных литургий за усопшего) в храме. В идеале сорокоуст должен продолжаться с первого по сороковой день со смерти, но на практике чаще бывает, что сорок литургий заканчиваются позже сорокового дня после кончины. Все это время человек поминается как «новопреставленный».

По православной традиции с первого по третий день после кончины душа находится на Земле и посещает близких родственников и места, которые ей были дороги.

На третий день человека отпевают в храме. Эта традиция связана с Воскресением Христовым на третий день после распятия.

Любой умерший крещеный человек, если он не отрекся от православия или не перешел в другую веру, может быть отпет в храме.

В наши дни не всегда удается отпеть и похоронить усопшего именно на третий день после смерти. В этом случае человека отпевают и хоронят тогда, когда это возможно, но молитва в третий день после кончины очень важна.

На девятый день после кончины, как говорит преподобный Макарий Александрийский, душа видит рай и поклоняется Богу. В этот момент ей тоже нужна молитва, поэтому нужно помолиться дома и пойти в церковь, подать записку на литургию (проскомидию) и заказать панихиду.

С девятого по сороковой день после смерти, как говорят многие святые отцы, ангелы показывают человеку адские мучения и помогают пройти испытания, которые проходит душа. Конечно, до конца люди не могут представить себе, что происходит с человеком после его смерти, но Церковь и святые говорят о том, что усопшим христианам помогают молитвы живых.

На сороковой день умерший отправляется до Страшного суда либо в рай, либо в ад. В это время ему тоже нужна молитва на проскомидии и поминовение на панихиде.

В дальнейшем особое поминовение нужно в годовщины смерти. В этот день после молитвы в храме и дома родственники могут вспомнить дорогого им человека за торжественным обедом.

Многие святые отцы называли день кончины днем рождения человека в новой жизни, поэтому скорбь от потери близкого человека в это время может смягчаться радостью от того, что христианин уже ушел ко Христу и может после смерти молиться о своих живых близких.

За усопших Церковь молится и во дни родительских суббот. Самыми главными из них являются две вселенские субботы – Троицкая (накануне Дня святой Троицы), и Вселенская родительская суббота (за две недели до начала Великого поста) Мясопустной недели. Обе этих субботы не имеют фиксированной даты и празднуются каждый год в разное время в зависимости от дат Великого поста и Пасхи.

Поминать на 20 день усопшего

В странах, где исторически сложились давние и сильные христианские традиции, всем известно, что после смерти человека особое значение имеют третий день после печального события, девятый день и сороковой день. Знают-то практически все, но вот многие не могут сказать, по каким именно причинам эти даты – 3 дня, 9 дней и 40 дней – настолько важны. Что же происходит, согласно традиционным представлениям, с душой человека до девятого дня после его ухода из земной жизни?

Христианские представления о посмертном пути человеческой души могут различаться в зависимости от той или иной конфессии. И если в православной и католической картине загробного мира и участи в ней души отличий всё-таки немного, то вот в различных протестантских течениях разброс мнений очень велик – от почти полной идентичности с католичеством до ухода далеко от традиции, вплоть до полного отрицания существования ада как места вечных мучений душ грешников. Поэтому более интересна православная версия того, что же происходит с душой в первые девять дней после начала иной, загробной жизни.

Святоотеческое предание (то есть признаваемый корпус трудов Отцов Церкви) гласит, что после смерти человека в течение почти трёх дней его душа имеет практически полную свободу. Она не только обладает всем «багажом» из земной жизни, то есть надеждами, привязанностями, полнотой памяти, страхами, стыдом, стремлением завершить какие-то неоконченные дела и так далее, но и способна находиться где угодно. Принято считать, что в эти три дня душа либо находится рядом с телом, либо, если человек умер вдали от дома и семьи, рядом со своими близкими людьми, либо в тех местах, которые по каким-то причинам были особенно дороги или примечательны для данного человека. На третий же дань душа теряет полную свободу своего поведения и забирается ангелами на Небеса, чтобы там поклониться Господу. Именно поэтому на третий день, по традиции, нужно провести панихиду и таким образом окончательно попрощаться с душой покойного.

Поклонившись Богу, душа отправляется в своего рода «экскурсию» по раю: ей показывается Царствие Небесное, она получает представление, что такое рай, видит то единение праведных душ с Господом, которое и есть цель человеческого существования, встречается с душами святых и тому подобное. Это «обзорное» путешествие души по раю длится шесть дней. И здесь, если верить Отцам Церкви, начинаются первые терзания души: видя райское наслаждение святых, она понимает, что по своим грехам недостойна разделить их участь и мучается сомнениями и страхом, что не попадёт в рай. На девятый день ангелы снова относят душу к Богу, чтобы та могла восславить Его Любовь к святым, которую она только что могла наблюдать самолично.

Что важно в эти дни для живых

Однако, согласно православному мировоззрению, не стоит воспринимать девять дней после смерти как исключительно потустороннее дело, которое вроде как оставшихся в живых близких покойного и не касается. Напротив, именно сорок дней после смерти человека являются для его родных и друзей временем наибольшего сближения мира земного и Царствия Небесного. Потому что как раз в этот период живые могут и должны приложить все усилия для того, чтобы способствовать лучшей возможной участи души умершего, то есть её спасению. Для этого нужно постоянно молиться, надеясь на Божью милость и прощение душе её грехов. Это важно с точки зрения определения судьбы души человека, то есть где она будет ожидать Страшного Суда, в раю или в аду. На Страшном Суде участь каждой души будет решена окончательно, так что у тех из них, кто был помещён в ад, есть надежда на то, что молитвы за неё будут услышаны, она будет прощена (если за человека молятся, даже несмотря на то, что он совершил много грехов, значит, в нём было и что-то хорошее) и удостоится места в раю.

Девятый день после смерти человека является в православии, как бы это ни звучало странно, почти праздничным. Люди верят, что последние шесть дней душа покойного пребывала в раю, пусть и в качестве гостя, и теперь может достойно восхвалить Творца. Более того – считается, что если человек вёл праведную жизнь и своими добрыми делами, любовью к ближним и раскаянием в собственных грехах снискал расположение Господа, то его посмертная участь может решиться уже после девяти дней. Поэтому близкие человека должны в этот день, во-первых, особенно усердно молиться о его душе, во-вторых, провести поминальную трапезу. Поминки на девятый день, с точки зрения традиции, должны быть «незваными» – то есть на них не нужно никого специально приглашать. Должны сами помнить об этом ответственном дне и придти без напоминаний те, кто желает душе умершего всего наилучшего.

Однако в реальности на поминки практически всегда специальным образом приглашают, и, если людей ожидается больше, чем способно вместить жилище, то они проводятся в ресторанах или подобных заведениях. Поминки на девятый день это спокойное воспоминание о покойном, которое не должно превратиться ни в обычную гулянку, ни в траурные посиделки. Примечательно, что христианскую концепцию об особом значении трёх, девяти и сорока дней после смерти человека взяли на вооружение современные оккультные учения. Но они придали этим датам иной смысл: согласно одной версии, девятый день обозначен тем, что в это срок якобы разлагается тело; согласно другой, на этом рубеже, умирает то из тел, после физического, ментального и астрального, которое может являться в качестве привидения.40 дней после смерти: последний рубеж

Читать еще:  Открытки с дмитриевской родительской субботой бесплатно

В православной традиции третий, девятый и сороковой дни после смерти человека имеют определенное значение для его души. Но именно сороковой день имеет особенное значение: для верующих это тот рубеж, который окончательно отделяет земную жизнь от жизни вечной. Поэтому 40 дней после смерти с религиозной точки зрения дата даже более трагическая, чем сам факт физической кончины.

Борьба за душу между адом и раем

Согласно православным представлениям, которые происходят из описанных в Житиях святых случаев, из богословских трудов Отцов Церкви и из канонических богослужений, душа человека с девятого по сороковой дней проходит через ряд препятствий, называемых воздушными мытарствами. С момента смерти до третьего дня душа человека пребывает на земле и может быть рядом со своими близкими или путешествовать куда угодно. С третьего же по девятый дни она пребывает в раю, где ей предоставляется возможность оценить те блага, которые Господь в награду за праведную или святую жизнь воздаёт душам в Царствии Небесном.

Мытарства же начинаются с девятого дня и представляют собой такие препятствия, в которых от самой человеческой души уже ничего не зависит. Человек изменяет соотношение своих добрых и злых мыслей, слов и поступков лишь в земной жизни, после смерти он уже не в состоянии ничего добавить или убавить. Мытарства это, по сути, «судебные состязания» между представителями ада (бесами) и рая (ангелами), имеющими аналогию в прениях между прокурором и адвокатом. Всего мытарств насчитывается двадцать, и они представляют собой те или иные греховные страсти, которым подвержены все люди. Во время каждого из мытарств бесы представляют список грехов человека, связанные с данной страстью, а ангелы оглашают список его добрых дел. Принято считать, что, если список грехов по каждому мытарству окажется солиднее списка добрых дел, то душа человека отправляется в ад, если по Божьему милосердию добрые дела не умножаются. Если добрых дел больше, душа переходит к следующему мытарству, как и в том случае, если грехов и добрых дел оказывается поровну.

Окончательное решение участи

Учение о воздушных мытарствах не является каноническим, то есть оно не входит в основной вероучительный свод Православия. Однако авторитет святоотеческой литературы привёл к тому, что вот уже на протяжении многих столетий подобные представления о посмертном пути души являются фактически единственными в рамках этой религиозной конфессии. Период с девятого по сороковой день после смерти человека считается наиболее важным, а сам сороковой день едва ли не наиболее трагической датой даже по сравнению с самой смертью. Дело в том, что, по православным представлениям, на сороковой день, после прохождения мытарств и лицезрения всех ужасов и мучений, которые ждут грешников в аду, душа человека в третий раз предстаёт непосредственно перед Богом (в первый раз – на третий день, второй раз – на девятый день). И именно в этот момент решается судьба души – где её пребывать до момента Страшного Суда, в аду или в Царствии Небесном.

Считается, что к тому моменту душа уже прошла все возможные испытания, которые и должны были определить, смог ли человек своей земной жизнью заслужить спасение. Душа уже видела рай и могла почувствовать, насколько она достойна или недостойна разделить участь праведников и святых. Она уже прошла через мытарства и представляет, насколько многочисленны и тяжки её грехи. К этому моменту она должна полностью раскаяться и уповать лишь на Божью милость. Именно поэтому сороковой день после смерти воспринимается Церковью и близкими покойного как ключевой рубеж, после которого душа отправляется либо в рай, либо в ад. Необходимо усердно молиться о душе умершего, исходя как минимум из трёх мотивов. Во-первых, молитва способна повлиять на решение Господа относительно участи души: обращается внимание как на сам факт неравнодушия близких к человеку, так и на возможное заступничество перед Богом святых, которым молятся. Во-вторых, если душа всё-таки отправлена в ад, это ещё не означает для неё конечную гибель: окончательно судьба всех людей решится во время Страшного Суда, а значит, ещё есть возможность молитвами изменить решение. В-третьих, если душа человека обрела Царствие Небесное, необходимо достойно возблагодарить Бога за оказанную Им милость.

Когда и как правильно поминать усопших людей после смерти

Согласно христианским, а особенно православным традициям, поминание усопших – важный обряд, который совершается в память о человеке и его душе. Это во многом отличает христианские обычаи от поминания покойного мусульманина в исламе.

Главной традицией считается коллективный обед, устраиваемый родственниками в доме, где жил человек или на кладбище: на месте его захоронения сразу же после процедуры погребения.

Поминания происходят три раза – в день погребения, на девятый (не на неделю, как некоторые думают) и спустя сорок суток. Посещают поминки все, кто желает вспомнить усопшего хорошим словом. В эти дни также навещают могилу, прибираются на участке.

В связи с таким распространенным для стран СНГ явлением, у многих людей возникает вопрос: как поминать усопших правильно и чем именно поминают умерших. В этой статье будет подробно описано поминание усопших, когда проводятся поминки и как правильно поминать по канонам православной церкви.

Зачем поминать усопших

Традиция поминовения умерших сложилась достаточно давно. Согласно византийско-христианскому обряду, как писалось выше, проводились поминки три раза:

  1. В день похорон, что на самом деле третий день со дня смерти, даже если она наступила незадолго до полуночи.
  2. На девятый день со дня смерти.
  3. На сороковой день (так называемые сороковины).

Далее процедуру повторяют каждый год в день смерти, а не раз в полгода, вопреки мнению некоторых людей. Сам обряд уходит своими корнями далеко в древность.

Некое подобие поминок есть и в вероисповедании других народов, так как многие связывают свою веру с бессмертием в другом мире. По христианским традициям вся процедура в конечном итоге сводится к поминальной трапезе.

Православные таинства и обряды

Богослужебные ритуалы важны для верующих людей, так как неразвитая человеческая сущность и несовершенная природа человека нуждается в видимых и невидимых символических действиях, которые способствуют ощущению воздействия незримой и всемогущей силы Бога.

Насчитывается немало всевозможных таинств и обрядов, к которым прибегают для поминовения умерших людей. Среди них:

  1. Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы. В эти дни на Литургии читают молитвы об усопших православных христианах, совершают богослужения за упокой души. Практически все эти дни связаны с празднованием Пасхи, поэтому даты суббот меняются каждый год.
  2. Третий, девятый и сороковой день. Обычные дни, которые связывают с умершим человеком. Они не являются какими-либо обрядами большого масштаба.
  3. Рождественский пост. Поминки проходят по тем же правилам, что и в Успенский или Петров пост. Не разрешается поминать спиртным и ставить перед фото покойного рюмку водки и хлеб.
  4. Мясопустная суббота. День поминовения умерших христиан, а особенно своих родителей. Это первая родительская суббота в уставе Православной церкви.
  5. Троицкая вселенская суббота (троица). Это день всеобщего поминовения, а также родительская суббота. В Троицу происходит «вселенское» обще церковное поминовение.
  6. Дмитриевская суббота. Совершается каждый год в субботу перед днем памяти Дмитрия Солунского. Является последней субботой, в которую можно совершать поминовение усопших.
  7. Поминовение на Радоницу. Первое после Пасхи поминовение усопших в традиции восточных славян. Отмечается во вторник после Фомина воскресенья.

Как поминать в пост

Когда идет пост, есть особые дни поминовения – Родительская суббота, Воскресный день, когда происходит служба Божественной Литургии в полном объеме (в любой другой день поста она сокращена).

Во время этих богослужений совершается проскомидийный обряд поминовения умерших, когда за каждого человека из большой просфоры хлеба вынимается часть, которая символизирует его душу.

Просфора обозначает небольшой хлеб округлой формы, состоящий из двух частей. Они символизируют двойную природу Иисуса Христа: Божью и человеческую. Делается он на дрожжах или на квасе и используется как символ Литургии и Евхаристии.

Поминки 1 год: традиции и правила проведения

В славянских странах принято отмечать знаковые даты для живых людей, такие как именины и дни рождения, а после гибели – поминки.

Такая дата чрезвычайно значима для христиан, так как они чистосердечно веруют в бесконечную жизнь, и наедятся на встречу с Богом. Именно по этой причине, по мнению христиан, для человеческой души не существует никакого завершения.

Кроме молебна, на один год смерти в церкви часто заказывают:

  1. Поминание в процессе проведения богослужения утром. Проводят следующий обряд: из кусочка хлеба все извлекают небольшие части за новопреставленного.
  2. Сорокоуст – поминание на сорока церковных службах.
  3. Панихиду – обычно производится в субботу, но много договориться и выбрать любой другой день. К такому обряду можно обращаться хоть каждые 7 дней, но один год – дата серьезная.
  4. Литию – следующий тип службы за упокой души. Она намного короче вышеупомянутой и производится в любое время.

На любом мероприятии за упокой молиться должны все пришедшие, так как считается, что у батюшки не будет достаточно сил, чтобы вложить в молитвы все переживания, которые испытывают близкие покойника.

Когда нужно проводить поминки и индивидуальные дни поминовения покойных в церкви

Поминать можно не только в общепоминальные дни. Чтением молитв и вспоминанием людей заниматься разрешается в абсолютно любой день, но правильнее всего делать это на:

  1. Третий, девятый и сороковой дни после кончины. Именно в это время человек держит ответ перед Богом и его душа ожидает перехода к вечной жизни, так как, по мнению христиан, душа не может умирать. В эти дни она нуждается в помощи от родных, а именно в молитве и воспоминаниях.
  2. Годовщину с момента кончины. Уход в другой мир ничуть не менее важное событие, чем день рождения. Для многих это второе рождение и переход в бесконечное бытие. Обязательно нужно помянуть умершего человека в этот день добрым словом. Неважно, какой это месяц: октябрь, ноябрь или июнь.

Церковь не запрещает проводить молитву каждый день. Кроме индивидуальных дат есть еще и общие, когда помянуть родственников считается обязательной процедурой.

Как правильно заказывать поминовение в церкви?

По мнению христиан, молитва облегчает прохождение человека в другой мир и спасает даже самых безнадежных грешников. Чтобы панихида была отслужена по правилам, необходимо прийти в храм, а именно в лавку свечей. Там можно записать имя умершего человека.

При подаче записки нужно принести какие-нибудь продукты на специальный столик панихиды. Кто-то считает, что это еда для усопших, но к православию это не имеет никакого отношения. Покойным людям совершенно ни к чему простая пища, которую они ели, будучи живыми. Им нужна молитва родственников.

Важно не только оставить записку с именем человека, но и лично присутствовать на поминании и служении. Молитва имеет особую силу только в том случае, когда она выражает личное прошение близкого человека о помиловании за грехи и упокое. Именно тогда она будет приносить максимальную позу.

Часто панихиды и другие служения заказывают перед похоронами, а затем на третий, девятый и сороковой день. Помимо этого, важной датой считается и годовщина смерти, а также день рождения и именины.

Поминальные молитвы об усопших

В качестве поминальных молитв часто используют:

  • молитву об усопшем до сорока дней;
  • молитву об усопшем после сорока дней;
  • молитву об усопшем на девятый день;
  • акафист (церковное пение или молитва) за покойника, который читается каждый день до 40 дней и 40 дней перед годовщиной.

От чего следует отказаться в поминальные дни

Поминание умершего куличами или яйцами ни в коем случае не должно превращаться в обычное застолье, так как могила – это место для размышления и упокоения.

Нельзя накрывать стол и устраивать «пир» с родственниками, приехавшими издалека. Также не рекомендуется поминать вином или водкой, а также не кропить спиртным могилы людей, оставлять алкоголь на надгробиях.

Ставить ли усопшему рюмку водки с хлебом

Традиция оставлять водку с хлебом на могиле умершего осталась со времен язычества и не одобряется православием. Нельзя помочь душе попасть в рай выпивкой или едой. Нужно проявлять терпение, выдержку и молиться для покойников, за прощение их грехов, за путь к вечной жизни.

Обряд, согласно которому около портрета усопшего ставят рюмку с водкой и лежащим на ней куском хлеба, также проводить не стоит. Душе это никак не поможет. Подаяниями с водкой проявляют «уважение» к людям, но забывают самое главное – молитвы.

Как помянуть некрещеного

Людей, которые не захотели соединить себя с Богом и Церковью, поминать нельзя. Их участь после смерти останется на рассмотрении Бога и на ситуацию повлиять не сможет никто. Некрещеных людей можно поминать дома, молиться о них, делать добрые дела в их память, попытаться говорить о том всем хорошем, что сделал этот человек за свою жизнь.

Читать еще:  Скончался все о нем прискорбно поминают

Мнение церкви о поминовении усопших

Церковь настаивает на том, что поминовения необходимо производить как можно чаще: в особые и обычные дни. Главные слова люди произносят на Божественной литургии, на которой приносится бескровная жертва Богу.

После литургии рекомендуется провести панихиду. Панихида служится перед кануном, представляющим собой столик с распятием и несколькими подсвечниками. Сюда же приносят пожертвования на храм и его ремонт. Заказывают и сорокоуст до и после пришествия 40 дней с момента кончины.

Таким образом, было рассказано, как помянуть усопшего и когда поминают усопших после кончины. Дни повиновения приходятся на третье, девятое и сороковое число дней после смерти.

При этом совершается ряд русских православных обрядов и молебнов, несущих в себе цель помолиться за усопших родителей, детей или друзей.

Поминовение усопших

Поминальная суббота, день поминовения покойных, родительская суббота – у данного дня много названий. Смысл же один – поминовение усопших через молитвы, воспоминания, поминальную трапезу. Для каждого христианина поминальный день усопших очень важен и дорог. Он объединяет всех людей, заставляя каждого помолиться за близкого человека.

Поминовение у христиан: происхождение традиции

Декрет об образовании всемирного дня особого поминовения умерших датирован 998 годом. Впервые традиция была введена во Франции. Ее основатель — аббат Одилон Клюнийский. Ее распространение происходило достаточно быстро.

Решение организовать повсеместный для католической церкви поминальный день поминовения всех усопших было вызвано легендой пилигрима. Она гласит о том, как возвращающийся со Святой Земли паломник узнал от отшельника об огромной трещине в скале, ведущей прямо в землю. Мужчина рассказал о страшных звуках, доносящихся оттуда. По его словам, это были стоны умерших. Также он повествовал и о криках дьявола, который досадовал о том, что люди читают молитвы за покойников. Услышав эту историю, Одилон Клюнийский и решил сделать поминовение покойных обязательным для всех православных.

Интересный факт: Одилон Клюнийский назначил датой дня памяти усопших 2 ноября. Именно этого числа в католической церкви и читают молитву об умерших ежегодно. У христиан же установлено сразу несколько дней почтения покойных.

Индивидуальные дни поминовения покойных

Поминают умерших не только в общепринятые дни (о которых речь пойдет далее). Читать молитвы об усопших близких можно в любой день. Но правильнее всего делать это на:

  • Третий, девятый и сороковой день после смерти. Именно в этот период (до 40-го дня) умерший держит ответ перед Богом. Его душа находится в стадии перехода от жизни земной к жизни вечной. В эти дни она особо нуждается в помощи (молитве со стороны близких, воспоминаниях о добрых делах умершего и т.д.).
  • Годовщину с даты смерти. Событие ухода души в иной мир по значению не уступает дню рождения тела человека (а для многих православных даже превосходит, ведь когда люди умирают, они переходят в вечную жизнь). Именно поэтому в годовщину смерти необходимо в обязательном порядке помянуть покойного добрым словом.

Церковью не возбраняется ежедневно читать молитву близким людям, ушедшим в вечную жизнь. Помимо индивидуальных дат существуют и общие дни, когда поминание усопших родственниками обязательно.

Вселенский день памяти умерших или родительские субботы

В церковном календаре существуют особые поминальные дни, распространяющиеся на всех христиан. В установленные православной церковью даты совершаются соответствующие панихиды в святых местах. Называются дни вселенскими родительскими субботами. Читать молитву следует не только родителям, но и всем робам божьим, ушедшим в иной мир. Проводить такие поминки можно как в церкви, так и дома.

Мясопустная суббота

Первым календарным днем, когда поминают всех усопших является мясопустная суббота. В 2020 году она выпадает на 2 марта. Проводятся поминки за 8 дней до великого поста перед главным христианским праздником — Пасхой. Приходится мясопустная суббота на последнюю неделю перед Масленицей. Именно поэтому ее также называют и Малой Масленицей.

Церковные панихиды проводятся по особому уставу. Батюшки, когда поминают умерших, читают молитвенные речи одновременно за всех христиан, начиная от Адама и заканчивая именами, предоставленными в записке прихожанами. Вместе с церковным служителем Бога молятся и пришедшие родственники покойных. Они просят у Господа упокоения души усопшего, отпущения всех его земных грехов.

Существует православная традиция того, как помянуть усопших в мясопустную субботу. К основным ее правилам можно отнести:

  • Приготовление блинов. По христианским обычаям, первый испеченный блин хозяйка должна положить у икон, второй — на подоконник, а все остальные — отнести на могилу родственника и раздать их малоимущем либо служителям храма/церкви.
  • Проведение поминального ужина. Вечером хозяйке дома предстоит накрыть богатый стол. Еда может разнообразной, т.к. она еще неограниченна постом. Главное, чтобы на столе было нечетное количество блюд. Желательно, чтобы на столе была кутия.

Перед тем, как поминать покойных за обеденным столом, нужно подготовить место для самих умерших душ. Для этого достаточно лишь отложить в отдельную тарелку понемногу с каждого блюда и налить стакан вина/водки/киселя. Помимо этого, на столе в обязательном порядке должна быть зажжена свеча.

Радоница

После празднования Пасхи (на второй неделе) первым днем памяти всех умерших является Радоница (в 2020 году выпадает на 7 мая). Ее основной смысл — разделение радости от великого праздника с усопшими. В Радоницу принято приходить на могилы родственников как бы с благой вестью — Иисус не умер, он сумел победить смерть и защитить душу каждого человека своим поступком.

В этот праздник (именно так называют эту поминальную дату) христиане посещают кладбище, где и происходит встреча живых и мертвых душ. Здесь близкие вспоминают ушедшего на тот свет раба божьего добрыми словами, поминают его и молятся за его упокоение. Сопровождается поминовение усопших освящением еды (куличей, крашенок, сладостей) и ее предоставлением родным или чужим людям за упокой души (необходимо называть точное имя).

Помните! Не стоит создавать широкие пиршества на могиле покойного. Это говорит о неуважении к миру мертвых. Церковь возбраняет такое поведение. Кладбище — это место, где необходимо читать молитву об усопших и поминать их.

На Радоницу также принято накрывать обильный поминальный стол дома. Правила его создания не отличаются от уставов, характерных для Мясопустной субботы.

Троицкая вселенская суббота

Не менее значимой поминальной датой в христианстве является Троицкая субботу (в 2020 году выпадает на 15 июня). В вселенскую Троицу принято поминать не только родителей и близких родственников, но и всех людей, некогда живущих на земле. Утром верующие посещают литургию, проводимую в церкви. После этого они отправляются на кладбище на могилы родных. Места захоронения принято украшать свежими ветвями и цветами. Это символизирует пробуждение природы и скорейшее становление единого царства.

В православии Радоница является единой для поминовения всех усопших. Именно поэтому многие прихожане украшают и чужие могилы, отдавая дань каждому рабу божьему. После посещения кладбища верующие отправляются домой, где им предстоит накрыть стол. Для приготовления блюд можно использовать любые продукты (ведь великий пост уже позади). Чтобы правильно поминать умерших, необходимо отказаться за столом от:

  • пустых разговоров, злословий и сплетен;
  • праздного веселья;
  • алкоголя.

Поминальную трапезу можно проводить как в компании родственников и друзей, так и в одиночку. Главное — не забыть о поводе застолья и зажечь свечу в память об усопшем.

Дмитриевская суббота

Еще одним днем поминания покойных является Дмитриевская суббота (в 2020 году выпадает на 2 ноября), появление которой связывают с Куликовской битвой и, соответственно, Дмитрием Донским. Ранее в Дмитриевскую субботу провожали осень и готовились к зимним холодам. Согласно поверьям, закончить подготовку необходимо было до наступления Покровов.

В этот день принято в обязательном порядке проводить генеральную уборку всех помещений, посещать кладбище и церковную службу, поминать усопших. По православным традициям обеденный (вечерний) стол должен быть устелен новой льняной скатертью. Пища на нем должна быть поминальной (кутия, блины с разными начинками, пироги).

Частные поминальные дни

К особым дням поминовения относятся и частные поминальные даты, приуроченные к великим историческим событиям и связывающие большое количество сторонников православия. Среди наиболее значимых можно выделить:

  • 9 мая — дата, когда день поминовения усопших посвящен всем жертвам Великой Отечественной Войны;
  • 22 июня — день памяти и скорби, связанный с нападением фашисткой Германии на СССР;
  • 11 сентября — день скорби павших православных воинов.

В эти даты необязательно сопровождать поминание походом на кладбище и в церковь. Достаточно будет помянуть погибших родителей, родственников, знакомых добрыми словами и чистыми мыслями за обедом или ужином.

Особенности поминания умерших в родительские субботы

Православные христиане, чтущие свои традиции и обязанности, несмотря на то, в какие дни они поминают усопших, соблюдают целый ряд правил. Большинство уставов являются общими и подходят для всех вселенских суббот. Изучить их несложно. Главное — подходить к данному процессу с душой и пониманием. Необходимо осознавать, что поминание умерших — это наш долг. Каждому стороннику православия известно, что при втором пришествии все, чье тело погибло, а душа осталась жива, воскреснут. Именно поэтому богослужители просят верующих молиться о своих родителях и близких людях, спасая тем самым их душу и очищая ее от земных грехов. И совершать молитвенные обряды следует не только на годовщины со дня смерти, но и во все вселенские субботы (а лучше — чаще).

Чтобы быть услышанным Господом, необходимо знать о том, как правильно поминать усопших, и стремиться к полному соблюдению основных уставов проведения поминок. Касается это как поведения на церковной службе, так и совершения поминального обряда дома.

Церковные поминальные службы

Далеко не все верующие знают, как правильно в церкви поминать усопших и что необходимо нести в храм. Ответить на вопрос непросто, так как данный процесс имеет сразу несколько нюансов:

  • Имя усопшего. Перед непосредственным началом поминальной службы пришедшему необходимо записать на листке имена усопших и подать записку богослужителю.
  • Свечи и молитва. После того, как записка отдана, необходимо поставить свечу за упокой души умершего. Устанавливаются поминальные свечи на панихидный столик.
  • Молитва. Во время богослужения от прихожан требуется лишь одно — искренне молиться за усопших близких.
  • Совершение блага. В память об усопших принято творить добро и оставлять нуждающимся милостыню (деньгами или продуктами).

Приносить же в храм следует постную еду и кагор. Она раскладывается на отдельном столе, расположенном недалеко от панихидной подставки. Приносить крепкие спиртные напитки (коньяк, водка) нельзя. В церкви можно также заказать и индивидуальную панихиду об усопшем.

Заупокойные молитвы дома

Если возможности посещения церкви нет, необходимо помянуть душу близкого человека дома. Умерший нуждается лишь в нашей молитве и памяти. Ему неважны материальные блага и большие яства. Чтобы правильно почтить его душу, достаточно лишь веровать и уметь молиться. Молитва — неотъемлемое звено самостоятельного поминовения. В молитвеннике представлено большое разнообразие поминальных слов. Произносить их необходимо искренне, от души, обдумывая истинный смысл произносимого. Правильно делать это перед иконой с саженной рядом свечой.

Поминать близкого следует и за столом. Для этого следует создать для раба божьего отдельное блюдо с едой и стакан с напитком. Во вселенские родительские субботы все души, потерявшие свое тело, возвращаются к близким людям. Поэтому так важно уделить им в эти дни свое внимание.

Особенности поминального стола

Перед тем, как поминать усопших за поминальным домашним столом, в обязательном порядке следует прочитать краткий чин панихиды. При отсутствии слов такового можно прочесть «Отче наш». Только после этого все пришедшие на обед приступают к трапезе. Первым блюдом, которое можно вкусить, является кутия. Она должна быть освещена в церкви. Если такой возможности не было, необходимо сбрызнуть блюдо святой водой.

При проведении поминок рекомендуется воздержаться от употребления спиртного. Необходимо следить и за тем, чтобы поминальный обед не превращался в шумное застолье. За столом не должны обсуждаться новости, вестись сплетни и пустые беседы. В течение обеда разговоры должны посвящаться добрым делам усопшего. Отметить следует и его положительные качества.

От чего следует отказаться в поминальные дни?

Родительские поминальные субботы не ограничивают православных жесткими рамками поминовения. Единственно, что не рекомендуют делать церковные служители, — это организовывать пиры на кладбище. Могила — это место упокоения души. Здесь не стоит сплетничать, вести пустые разговоры и слишком много пить, есть. Лучше отдать еду нуждающимся. Приходить сюда следует с одной целью — для чтения молитвы и предоставления подати за упокой. Действует этот устав независимо от того, в какой день поминается умерший человек.

Помните, что поминание умершего — это серьезный процесс, требующей искренности и чистоты. Поэтому перед тем, как , стоит освободить свои мысли от дурных помыслов и настроиться на духовную связь с Богом через молитву. Состояние души близкого человека, ушедшего в иной мир, находится именно в наших словах. Поэтому читать поминальные молитвы следует не только после похорон, но и в родительские субботы, а также при любой другой возможности в поминальный день. Особенности того, как нужно поминать усопших, необходимо прививать верующим с раннего возраста.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector