450 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Поминки 7 дней у армян

Традиции армянских похорон

Армянские традиции погребения

Ни для кого не секрет, что основное количество армян — христиане. Согласно полученным данным больше 90% армян, проживающих в Армении, присоединены к Армянской Апостольской Церкви, то есть являются членами этой церкви. Несомненно, армянские традиции погребения имеют какие-то похожие черты с православными похоронными обрядами. Поскольку к православному вероисповеданию придерживается основная часть армян.

Тем временем, у армян есть свои древние армянские традиции и обычаи, которые сохранились и передаются из поколения в поколение.

Таким образом, один из таких обычаи, а именно армянские похороны традиции, которые существенно изменились. Согласно современным армянским традициям, которые сформировались на основе древних, традиции погребения состоят из нескольких действий и обычаев, далее рассмотрим это более детально.

Необычные традиции

Все часы, находящиеся в доме покойного, должны быть остановлены сразу после его смерти. Родные покойного по дому завешивают зеркала. Согласно древним обычаям, у зеркала есть способность забрать собой весь накопленный негатив, который может отрицательно повлиять на остальных, кто проживает в доме покойного.

Каковы же похоронные традиции у других народов? Все о китайских традициях — тут, а о еврейских — здесь.

Погребение

Далее, покойного омывают, облачают в новую ритуальную одежду, затем осторожно укладывают в гроб.

Кстати, допускается только деревянный гроб.

Затем сам гроб ставят на стол, при этом есть условия, что обязательно голова покойного должна быть направлена в сторону запада, а нога, в сторону востока, и лицо должно быть обращено на восток. К тому же крышка гроба не должны заносить домой, ее нужно оставить снаружи. Все морально ценные вещи, которыми пользовался покойный, кладут рядом с ним, позже эти вещи должны быть захоронены вместе с покойным. Ночью покойный не должен оставаться один, с ним рядом должны быть двое мужчин, они возле гроба зажигают свечи и находятся рядом с ним до утра, это делается с целью сохранения покоя покойного.

Родственники приходят для прощания с покойным на следующий день. Они обходят гроб против часовой стрелке, затем целуют руку покойного. Во двор родные выносят гроб с покойным в день похорон. Все родственники и родные во второй раз прощаются с покойным.

По традиции похорон у армян, перед вынесением гроба со двора, необходимо три раза постучать по закрытым дверям, это делается, чтобы смерть не забрала очередную жертву из этого дома. Так же, по обычаям родные покойного 3 раза поднимают, затем опускают гроб, либо три раза крутят гроб вокруг оси.

По всей похоронной дороге специальным человеком посыпаются гвоздики, а в начале похоронной процессии один человек будет нести портрет покойного, за ним будут нести венки и крышку гроба, а затем сам гроб.

Чаще всего родные несут гроб до кладбища пешком, то есть несут на руках, в крайних случаях пользуются катафалком, когда идти приходится слишком долго.

Однако в самом кладбище, они до могилы должны донести гроб на руках, даже если это находится очень далеко.

Церковные традиции

Несомненно, похороны проходят в присутствии священника, он читает молитву у изголовья. После того, как гроб опускают в могилу, родные по очереди должны кидать на крышку гроба горсть земли. По традиции родные должны класть нечетное количество цветов. После похорон, при возращении домой, в котором жил покойный, они у двери перед входом в дом должны помыть руки. Поэтому у двери ставят ведро водой и полотенце.

Поминки

Поминки проходят два дня подряд, и основное блюдо, которое готовят во время поминок, это хашлама. С полным стаканом в руках, произносят прощальные слова.

Согласно традициям, повторные поминки родные устраивают через неделю после похорон, то есть, на седьмой день, а затем через 40 дней. Во время этих поминок, они также вспоминают других умерших людей, а также тех, кто умер во время праздника Хачверац, и во время других праздников.
Армяне выделяются своим умением чтить память усопших, а на кладбищах они устанавливают памятники и создают ритуальные комплексы. Армяне, когда навещают захоронения, с собой приносят ладан и цветы.

В некоторых городах Армении, по сей день существует обычай, по которому 40 дней длится траур у армян после похорон.

Какие традиции еще связаны с этим 40 дневным трауром, возможно, не всем известно. Согласно этой традиции, в течение этих 40 дней, мужчины не бреются, а женщины носят черную одежду. В некоторых случаях, эти традиции соблюдают не только родные, но и родственники, и просто верные друзья тоже.

Согласно еще одному обычаю, родные и родственники спустя год после похорон, ставят надгробный памятник и отдельно они вспоминают усопшего по церковному календарю.

Во все поминальные дни родственники, друзья и родные приходят на кладбище с фруктами, сладостями, мясными, цветами и водкой. Также и другие вещи в память покойного. Прибывшие собираются возле могилы и в память покойного выпивают водки и закусывают мясом и овощами. Уходя, они оставляют за собой нечетное количество фруктов и сладостей, а также немного водки. После этого организовывается трапеза в память покойного. Во время этой трапезы, все гости собираются в доме покойного, собравшись, они садятся за стол, по очереди, сначала мужчины, затем женщины. По окончанию трапезы, гостям раздают пай. Говоря проще, пай – это фрукты или сладкая булка, либо другие сладости.

«Московская ритуальная служба»

Расположено в 7 км от города «Красногорск», в 10 км. от МКАД в северо-западном направлении.

Предоставляются новые участки, размером 2.0 на 2.0 м.

Расположено кладбище недалеко от таких районов Москвы как:
Бирюлёво Западное, Чертаново Северное и Южное, Бутово, гор.Подольск, Щербинка.

Расположено недалеко от таких районов как: Перово, Новогиреево, Вешняки, Ивановское, Новокосино, Косино-Ухтомское, Реутов, Фенино, Салтыковка.

Новодеревенское кладбище расположено недалеко от ВАО г. Москвы, в городе Балашиха Московской области.

Ритуальные принадлежности от производителя:

гробы, венки., и т.д.

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ КАЗЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ Московской области по выдаче разрешений и переоформлений мест захоронений

Погребальные традиции у армян

Хотя Армянская Апостольская Церковь является православной и обычаи при погребении у этого народа сходны со славянскими, но все же имеются определенные различия.

Прощание и поминки

  • После смерти человека не только занавешивают все зеркала, но и останавливают все часы в доме. Считается, что это не дает усопшему возможность оставить негатив в там, где он жил;

  • Гроб с усопшим располагают ногами на восток, а головой на запад. Рядом кладут личные вещи, которые будут впоследствии захоронены вместе с хозяином;

  • На второй день в дом к покойному приходят близкие, которые перед тем, как выразить соболезнование родственникам покойного, обходят гроб против часовой стрелки и целуют руку покойника или край ткани;

  • Ночью покой усопшего стерегут мужчины, которые сидят возле гроба при зажженных свечах;

  • В день погребения гроб с телом выносят во двор и устанавливают на приготовленный стол. После этого близкие еще раз прощаются с усопшим;

  • Перед выносом со двора гроб трижды поднимают и опускают, затем трижды крутят вокруг своей оси. Иногда еще и трижды стучат по дверям дома или воротам;

  • Гроб очень долго несут на руках. Катафальный транспортиспользуется только в больших городах. На землю кидают гвоздики до самого кладбища;

  • На кладбище проходит практически традиционный православный погребальный обряд. Отношение к кремации у представителей Армянской Апостольской Церкви резко отрицательное и погребение проходит гробом в землю.

  • Поминки устраиваются в день погребения и на следующий день. Перед началом поминок все присутствующие обязательно моют руки. Для этого приносят ведро или два воды и полотенца. Традиционное поминальное блюдо – хашлама. При произнесении поминальных слов все гости полные стаканы держат на весу.

  • Усопших поминают на седьмой и сороковой день, на новый Год, во время праздника Хачверац (Воздвижение Креста) и в день Пасхи.

Хоронят армяне своих усопших отдельно на Армянских кладбищах. Есть такое и в Москве.

Ковер в честь покойного

У этого народа есть один интересный обычай – помять о покойном увековечивают в вытканном ковре. В рисунке ковра могут содержаться инициалы, имя или даже портрет усопшего.

Этот старинный обычай жив до сих пор, так как армяне считают, что человек вернется в этот мир, а смерть – всего лишь временное состояние.

Как курьез можно отметить ковер, вытканный в честь вождя революции В.И. Ленина, в Татеве в 1927 году, когда Великого вождя уже не было в живых. В рисунке ковра читаются армянские буквы «В.И. Ленин» в окружении христианских символов и национального орнамента.

Вряд ли этому воинствующему атеисту понравились бы такое соседство.

Вопросы священникам ААЦ

Прошу Вас разъяснить следующие вопросы: Адам, был создан смертным или смертным стал после грехопадения? Ничего не сказано про дочерей Адама, почему? В 6 главе книги «Бытия» говориться о сынах Божьих, которые брали себе в жены дочерей человеческих и от которых рождались исполины. О каких сынах Божьих говориться? Отличаются ли по объему канонические тексты Библии ААЦ от РПЦ (Ветхий Завет — 39 книг и Новый Завет — 27 книг). Насколько я знаю в вероучении ААЦ нет понятия «чистилища» и «мытарства души» в отличии от РПЦ и Католиков. С чем связана такая разница в учении?

Заранее благодарен! С уважением, Касабов Давид.

  • #Постоянная ссылка

Я сам крещен в православии,но всегда с удовольствием посещаю и молюсь в армянской церкви. несколько раз делал матах,но всегда кто-нибудь подойдет и скажет,что я не правильно сделал(то нужно на рассвете,то баран не такого окраса. ). Расскажите,как правильно сделать матах.

  • #Постоянная ссылка

Ter Husik
SPOSIBO ZA VOPROSI. BOG SOZDAL ADAMA CHTOBI ON JIL VECHNO, NO POSLE GREXA, KOTORI OH SDELAL, STAL SMERTNIKOM. PRO JENSHIN POCHTI NICHEVO NETU V BIBLII, KROME TEX KOTORIE CHTO-TO DELALI, PO ETOMU PRO DOCHEREI ADAMA NICHEVO NETU. NASHI OTCI TOLKUYUT, CHTO POSLE UBIISTVA ABELA KAYEN USHOL I SOZDAL SVOYU JIZN, A ADAM I EVA RODILI ESHO ODIN SINA` SETA. SINOVYA SETA STALI BOJII SINOVYA A SINOVYA KAYENA` CHELOVEKA. U NAS V BIBLII EST TOCHNO TAKOY OBYOM KNIGOV (VETXI ZAVET- 39, NOVI ZAVET-27) V VEROUCHENIE AAC NETU CHISTILISHA, POTOMU CHTO MI VERIM, CHTO CHELOVEK NE IMEET VOZMOSHNOSTI OCHISHATSYA POSLE SMERTI, ETO MOGUT SDELAT RODNIE I BLIZKIE, KOTORIE JIVUT.

Спасибо за ответ Ter Husik! Если вам не сложно, то я по мере возникновения вопросов буду обращаться к вам на этом форуме.

  • #Постоянная ссылка

Ter Husik у меня такой вопрос. Есть ли на русском языке толкования Библии отцами ААЦ?

  • #Постоянная ссылка

Уважаемый Ter Husik,является ли Церковь «последней инстанцией»,могу ли я как христианин сомневаться и обсуждать и осуждать некоторые действия и комментарии Церкви на то или иное событие?

  • #Постоянная ссылка

Ter Husik, просвятите. Вопрос касается Символа Веры, а именно слов: «вечный суд душ и тел». Почему суд — вечный? И еще слова «душ и тел», что означают? В день второго пришествия Христа воскреснут только угодные Богу люди или как? С другой стороны суд для того и будет, чтобы отделить праведных от нечестивых, тогда получается угодные Богу должны воскреснуть после суда для вечной жизни?

С уважением, Давид.

  • #Постоянная ссылка

Уважаемый Ter Husik,не кажется ли Вам,что разговор -что из Церкви,то от Бога-как-то неправильно(пусть Бог простит меня).Священники такие же люди,и Католикос тоже(дай Бог долгих лет ему жизни),и ни кто из вас не пророк. Объясните еще раз,почему решение Церкви я должен принимать как «последнюю инстанцию»,хотя сам Господь выбрал в свои ученики Фому,т.е.дал нам,обычным людям,знак-всегда думайте и сомневайтесь во всем.

  • #Постоянная ссылка

Ter Husik
David
Ter Husik, просвятите. Вопрос касается Символа Веры, а именно слов: «вечный суд душ и тел». Почему суд — вечный? И еще слова «душ и тел», что означают? В день второго пришествия Христа воскреснут только угодные Богу люди или как? С другой стороны суд для того и будет, чтобы отделить праведных от нечестивых, тогда получается угодные Богу должны воскреснуть после суда для вечной жизни? С уважением, Давид. NASHI OTCI OBYESNYAYUT, CHTO BUDET SUD, VO VREMYA KOTOROVO HISUS XRISTOS BUDET SUDIT NAM ZA NASHI GREXI, KTORIE MI SDELALI I ETOT SUD BUDET NE TOLKO DLYA DUXA, A YESHO DLYA TELA, POTOMU CHTO POSLE PRIXODA HISUSA MI VSE` (I GRESHNIKI, I CHISTIE LYUDI) BUDEM VOSKRESITSYA I TELOM STAT PERED SUDOM. A POSLE SUDA GRESHNIKI BUDUT VECHNO MUCHATSYA V ADU, A SVETIE VECHNI JIT S BOGOM V RAYU.

Читать еще:  Церковное поминовение усопших

Ter Husik, по поводу воскресения людей я понял. Спасибо! Но все таки я хотел уточнить: Почему суд — вечный? Суд — это же вынесение приговора, либо воскресший человек отправляется в ад, либо к Богу для жизни вечной. Почему же сам суд называется вечный? Если суд будет длиться вечно, то тогда когда будет вынесен приговор. Или это трудности перевода?

С уважением, Давид.

  • #Постоянная ссылка

Ter Husik
Ter Husik, по поводу воскресения людей я понял. Спасибо! Но все таки я хотел уточнить: Почему суд — вечный? Суд — это же вынесение приговора, либо воскресший человек отправляется в ад, либо к Богу для жизни вечной. Почему же сам суд называется вечный? Если суд будет длиться вечно, то тогда когда будет вынесен приговор. Или это трудности перевода? С уважением, Давид. V NASHEM CERKVI SUD NAZIVAETSYA NE VECHNIM, A POSLEDNIM, POTOMU CHTO SUD BUDET POSLEDNIY RAZ I POSLE RESHENIYA NI KTO NE MOJET MENYAT ETOVO RESHENIYA I SNOVO NE BUDET POVTARYATSA.

Ter Husik, все понятно, спасибо! Я так и думал, что это неправильно напечатали. Даже на сайте Араратской Патриаршей Епархии ААЦ почему то написано «вечный суд».

  • #Постоянная ссылка

David
Ter Husik
Ter Husik, по поводу воскресения людей я понял. Спасибо! Но все таки я хотел уточнить: Почему суд — вечный? Суд — это же вынесение приговора, либо воскресший человек отправляется в ад, либо к Богу для жизни вечной. Почему же сам суд называется вечный? Если суд будет длиться вечно, то тогда когда будет вынесен приговор. Или это трудности перевода? С уважением, Давид. V NASHEM CERKVI SUD NAZIVAETSYA NE VECHNIM, A POSLEDNIM, POTOMU CHTO SUD BUDET POSLEDNIY RAZ I POSLE RESHENIYA NI KTO NE MOJET MENYAT ETOVO RESHENIYA I SNOVO NE BUDET POVTARYATSA. Ter Husik, все понятно, спасибо! Я так и думал, что это неправильно напечатали. Даже на сайте Араратской Патриаршей Епархии ААЦ почему то написано «вечный суд».

Ter Husik, я написал письмо на сайт Араратской Патриаршей Епархии по поводу того чтобы они уточнили правильность перевода на русский язык слов из Символа Веры, а именно «вечный суд душ и тел» и они мне ответили, что откорректировали у себя на сайте и правильным считают формулировку «в суд во веки душ и тел». Как Вы думаете так можно перевести?

С уважением, Давид.

  • #Постоянная ссылка

Ter Husik,подскажите пожалуйста, что означают 7 и 40 дни после смерти в нашей Церкви?

  • #Постоянная ссылка

Ter Husik
Geo
Ter Husik,подскажите пожалуйста, что означают 7 и 40 дни после смерти в нашей Церкви? V NASHEM CERKVI SREDNEVEKOV E ATMECHALI SLEDUYUSHIY DEN SMERTI, 3-I, 7-OY, 40-OY DNI I GODOVSHINA. A SEICHAS MI OTMECHAYEM SLEDUYUSHIY, 7-OY, 40-OY DNI I GODOVSHINA. SLEDUYUSHIY DEN NAZNACHENA DLYA JENSHIN, POTOMU CHTO NA DEN POXORONI JENSHINI NE IMEYUT PRAVO PRISUTSTVOVAT NA SLUJBU I MOGUT POYTI KLADBISHE NA SLEDUYUSHIY DEN. CHTOBI KAJDIY DEN NE MUCHIT RODSTVENNIKAM, NAZNACHENA 7-OY DEN I KAJDAYA SUBBOTA, KOGDA MOGUT VSE POYTI KLADBISHE I POMINAT ODNOVO. A 40 DEN NAZNACHENA, CHTOBI ZAVERSHIT TRAURU I JIT DALSHE. GODOVSHINA UJE DEN POMYATI SMERTI I KAJDIY GOD ATMECHAYUT. A CERKOVNIY SMISL 40-OGO DNYA TOT, CHTO DUSHA ZAVERSHAYET VSE DELA NA ZEMLE I UEDET NA NEBO, GDE BUDET JDAT POSLEDNOGO SUDA.

Ортhнецек Тэр hАйр! Если я не ошибаюсь, то где-то читал следующее (возможно оно и ошибочное): До семи дней душа покойного находится в доме (в очаге) со своими родными, а далее на седьмой день покидает. До сорока дней душа мытарствует по Земле, а на сороковой день возносится на небеса. Годовщина и далее каждый год — это дань памяти.

Вопрос: Почему у армян семь и сорок дней, а у православных девять и сорок дней?

Спасибо — с уважением Арко.

  • #Постоянная ссылка

Ter Husik
Geo
Ter Husik,подскажите пожалуйста, что означают 7 и 40 дни после смерти в нашей Церкви? V NASHEM CERKVI SREDNEVEKOV E ATMECHALI SLEDUYUSHIY DEN SMERTI, 3-I, 7-OY, 40-OY DNI I GODOVSHINA. A SEICHAS MI OTMECHAYEM SLEDUYUSHIY, 7-OY, 40-OY DNI I GODOVSHINA. SLEDUYUSHIY DEN NAZNACHENA DLYA JENSHIN, POTOMU CHTO NA DEN POXORONI JENSHINI NE IMEYUT PRAVO PRISUTSTVOVAT NA SLUJBU I MOGUT POYTI KLADBISHE NA SLEDUYUSHIY DEN. CHTOBI KAJDIY DEN NE MUCHIT RODSTVENNIKAM, NAZNACHENA 7-OY DEN I KAJDAYA SUBBOTA, KOGDA MOGUT VSE POYTI KLADBISHE I POMINAT ODNOVO. A 40 DEN NAZNACHENA, CHTOBI ZAVERSHIT TRAURU I JIT DALSHE. GODOVSHINA UJE DEN POMYATI SMERTI I KAJDIY GOD ATMECHAYUT. A CERKOVNIY SMISL 40-OGO DNYA TOT, CHTO DUSHA ZAVERSHAYET VSE DELA NA ZEMLE I UEDET NA NEBO, GDE BUDET JDAT POSLEDNOGO SUDA.

Shnorakalutyun Ter Husik.

  • #Постоянная ссылка

Ter Husik, подскажите пожалуйста, при крещении младенца нужно крестильное полотенце, которое после крещения не должно использоваться?

и еще вопрос: кроме полотенца нужна еще специальная крестильная рубашка или она не обязательна?

  • #Постоянная ссылка

Ter Husik
Geo
Ter Husik, подскажите пожалуйста, при крещении младенца нужно крестильное полотенце, которое после крещения не должно использоваться? и еще вопрос: кроме полотенца нужна еще специальная крестильная рубашка или она не обязательна? POLOTENCE OBYAZATELNO, POTOMU CHTO PRI KRESHENII REBYONKU UMIVAYEM ILI KUPAYEM, KOTOROMU MI DOLJNI VITERAT. A RUBASHKA UJE SMOTRYA KAK XOTYAT RODITELI, ESLI XOTYAT, TO MOJNO I ODET NOVUYU RUBASHKU, A ESLI NET, NE OBYAZATELNO.

Спасибо, а когда лучше благословить(освятить) дом, до рождения ребенка или после?

  • #Постоянная ссылка

Ter Husik
Вопрос: Почему у армян семь и сорок дней, а у православных девять и сорок дней? PRAVOSLAVNIE SCHITAYUT S DNYA SMERTI CHELOVEKA, PO ETOMU POLUCHAYETSYA 9 DNEY, A MI SCHITAYEM S DNYA POXORONI I POLUCHAYETSYA 7 DNEY.

Большое спасибо Ter Husik.

Если позволите, ещё такой вопрос: «Есть ли и где можно прочитать 10 Божих заповедей на армянском языке для русскоязычных»?

Спасибо — с уважением Арко.

  • #Постоянная ссылка

Арко
Ter Husik
Вопрос: Почему у армян семь и сорок дней, а у православных девять и сорок дней? PRAVOSLAVNIE SCHITAYUT S DNYA SMERTI CHELOVEKA, PO ETOMU POLUCHAYETSYA 9 DNEY, A MI SCHITAYEM S DNYA POXORONI I POLUCHAYETSYA 7 DNEY. Большое спасибо Ter Husik. Если позволите, ещё такой вопрос: «Есть ли и где можно прочитать 10 Божих заповедей на армянском языке для русскоязычных»? Спасибо — с уважением Арко.

Укажите Ваш эл. адрес и мы вышлем Вам файл.

  • #Постоянная ссылка

Подскажите пожалуйста, где можно найти толкования заповедей и проповеди отцов Армянской Апостольской Церкви на русском языке?

  • #Постоянная ссылка

Арко
Ter Husik
Geo
Ter Husik,подскажите пожалуйста, что означают 7 и 40 дни после смерти в нашей Церкви? V NASHEM CERKVI SREDNEVEKOV E ATMECHALI SLEDUYUSHIY DEN SMERTI, 3-I, 7-OY, 40-OY DNI I GODOVSHINA. A SEICHAS MI OTMECHAYEM SLEDUYUSHIY, 7-OY, 40-OY DNI I GODOVSHINA. SLEDUYUSHIY DEN NAZNACHENA DLYA JENSHIN, POTOMU CHTO NA DEN POXORONI JENSHINI NE IMEYUT PRAVO PRISUTSTVOVAT NA SLUJBU I MOGUT POYTI KLADBISHE NA SLEDUYUSHIY DEN. CHTOBI KAJDIY DEN NE MUCHIT RODSTVENNIKAM, NAZNACHENA 7-OY DEN I KAJDAYA SUBBOTA, KOGDA MOGUT VSE POYTI KLADBISHE I POMINAT ODNOVO. A 40 DEN NAZNACHENA, CHTOBI ZAVERSHIT TRAURU I JIT DALSHE. GODOVSHINA UJE DEN POMYATI SMERTI I KAJDIY GOD ATMECHAYUT. A CERKOVNIY SMISL 40-OGO DNYA TOT, CHTO DUSHA ZAVERSHAYET VSE DELA NA ZEMLE I UEDET NA NEBO, GDE BUDET JDAT POSLEDNOGO SUDA. Ортhнецек Тэр hАйр! Если я не ошибаюсь, то где-то читал следующее (возможно оно и ошибочное): До семи дней душа покойного находится в доме (в очаге) со своими родными, а далее на седьмой день покидает. До сорока дней душа мытарствует по Земле, а на сороковой день возносится на небеса. Годовщина и далее каждый год — это дань памяти. Вопрос: Почему у армян семь и сорок дней, а у православных девять и сорок дней? Спасибо — с уважением Арко.

Я тоже читал про это в наших старых книгах. Но я думаю, что все это условно. Т.к. есть случаи, когда человек имеет несколько домов, иногда даже несколько семей. А у мусульман там жен и их домов хоть отбавляй. Тогда и получается условность. Но одно ясно, что человеческая душа в течении сорока дней находится на земле. И на 40-ой день возносится на “небеса”- в лоно Авраамова. Оно вне времени, вне территории, вне вселенной. И там души “ожидают” Второго пришествия и Страшного суда. Что касается 7-и и 9-и дней, то у армян седьмица считается со дня похорон, через 2 дня после смерти. А русские считают седьмицу со дня смерти. В итоге разницы нет как таковой.

С благословением, отец Шмавон Гевондян.

  • #Постоянная ссылка

Добрый вечер. А правда, что на обручальных кольцах по канонам ААЦ не должно быть никакой гравировки? А еще гости на Венчании, они обязательно все должны быть Христианами и послушниками ААЦ (если не правильно выражаюсь, поправьте, пожалуйста), или можно, чтобы они были любой веры. Еще вопрос, но он относится скорее к венчанию: мою маму когда венчали, ее даже никто не спросил, крещена ли она или нет, она тогда была не крещена. Сейчас они с отцом больше 8 лет как разведены. Брак (венчание) считается недействительным. Потому что в теме, тут на форуме, я этого условия не прочла.

Честно говоря, у меня столько вопросов, каждый день новые, и я не успеваю их спрашивать. У меня есть возможность спрашивать все у Священника напрямую каждое воскресение, но иногда он бывает настолько занят, что мне не хочется его отвлекать. Вот. Заранее благодарю!

  • #Постоянная ссылка

Mamlo divan
Арко
Ter Husik
Вопрос: Почему у армян семь и сорок дней, а у православных девять и сорок дней? PRAVOSLAVNIE SCHITAYUT S DNYA SMERTI CHELOVEKA, PO ETOMU POLUCHAYETSYA 9 DNEY, A MI SCHITAYEM S DNYA POXORONI I POLUCHAYETSYA 7 DNEY. Большое спасибо Ter Husik. Если позволите, ещё такой вопрос: «Есть ли и где можно прочитать 10 Божих заповедей на армянском языке для русскоязычных»? Спасибо — с уважением Арко. Укажите Ваш эл. адрес и мы вышлем Вам файл.

Как организуют похороны в Армении

Согласно законодательству Армении, в случае смерти человека обнаружившие его тело обязаны в течение трех дней сообщить об этом в органы ЗАГС. Эта задача возлагается на разных людей и организации в зависимости от того, при каких обстоятельствах наступила смерть.

  1. Если человек скончался в медучреждении, то эта задача возлагается на сотрудников медучреждения. Если человек умер вне медучреждения, то обнаружившие его вызывают медиков, умершего доставляют в медучреждение, и далее происходит то же самое.
  2. Если человек умер, находясь в местах лишения свободы, то эта задача возлагается на руководство пенитенциарной организации.
  3. Если человек умер при подозрительных обстоятельствах, и теперь правоохранительные органы ведут расследование, то эта задача возлагается на соответствующие правоохранительные органы.
  4. Если человек умер, находясь на военной службе, то эта задача возлагается на его командира.

Чтобы зарегистрировать смерть человека в органах ЗАГС, необходимо предоставить медицинское свидетельство о смерти и решение суда, согласно которому человек объявляется мертвым. Государственная регистрация смерти производится в день подачи заявления. В результате государственной регистрации смерти родственники или законные представители покойного получают государственное свидетельство о смерти.

После получения государственного свидетельства о смерти появляется возможность захоронить покойного в Армении, либо репатриировать тело, если это был иностранный гражданин. Как правило, похороны доверяют похоронным агентствам. Важно отметить, что по состоянию на 2020 в Армении нет крематориев (хотя де-юре сжигание тел не находится под запретом).

Читать еще:  Молитва поминальная за упокой

Традиции и обычаи

Большая часть населения Армении относит себя к прихожанам Армянской Апостольской Церкви. Здесь будет описан похоронный обряд в рамках этой христианской традиции. При этом важно отметить, что некоторые из армянских похоронных традиций являются очевидно дохристианскими. Для начала, как и в России, в Армении существует суеверный обычай завешивать в доме умершего зеркала. Помимо этого, существует обычай останавливать все часы в доме. Пока гроб находится дома или в покойницкой в ожидании дня захоронения, его располагают ногами на восток. Возле умершего всегда кто-то должен находиться, в том числе и ночью. В течение всего времени, пока тело не вынесут из дома, возле гроба поддерживают пламя свечи. Завешивание зеркал, “слежка” за гробом, поддержание света в помещении с ним – всё это следы очень древних языческих суеверий, широко распространенных как на Кавказе, так и на Ближнем Востоке, так и, частично, в Европе.

В день смерти о ней оповещают родных и близких, договариваются со священнослужителями о проведении обрядов, омывают тело, помещают его в гроб (последним, скорее всего, в наши дни будет заниматься похоронное бюро). На второй день организуют прощание с покойным – приглашают всех желающих в дом. Как и в России, на гроб здесь принято возлагать четное количество цветов. Желающие проститься с покойным, согласно обычаю, трижды обходят гроб против часовой стрелки, после чего целуют либо руку умершего, либо край гроба. Наконец, на третий день происходит погребение.

Раньше пешая траурная процессия двигалась через город, демонстрируя тело усопшего в открытом гробу; сегодня это невозможно из-за напряженного уличного движения, поэтому в наши дни гроб просто трижды проносят вокруг дома, а потом грузят в автокатафалк. Привезя гроб на кладбище, его держат открытым, что все собравшиеся могли видеть покойного, пока священник читает молитвы. Место захоронения украшают цветами и венками, а в гроб покойного часто кладут какие-то его личные вещи – это также часть древнего дохристианского поверья, согласно которому мир мертвых похож на мир живых, и следовательно, умерший будет заниматься в мире мертвых примерно тем же, что делал при жизни. Так, с покойным могут похоронить очки, если он любил читать, или какие-то памятные вещи, которые были ему дороги.

Сразу после похорон, на 7, 40 дни и годовщину проводят поминки. Основное блюдо поминальной трапезы – хашлама (ягненок с овощами). В советскую эпоху поминки чаще всего проводили дома, но сейчас для этого арендуют специальные помещения – залы скорби: это помещения, которые сдаются в аренду специально для траурных мероприятий.

Экономика

В Армении все кладбища принадлежат государству. Согласно законодательству, каждый гражданин имеет право на бесплатное место размером 2,5 квадратных метра на кладбище, ближайшем к месту жительства. Однако зачастую у граждан Армении возникают проблемы с тем, чтобы воспользоваться этой привилегией. Во-первых, некоторые из этих бесплатных мест не имеют нормальных подъездных путей, на некоторые кладбища просто невозможно проехать на машине. Во-вторых, в Армении действует множество похоронных традиций, суть которых сводится к тому, что похороны должны быть как можно дороже и как можно пышнее – нередки случаи, когда люди отказывались от операций, необходимым еще живым членам семьи, лишь бы роскошно похоронить недавно умерших. Согласно заявлениям некоторых частных распорядителей похорон, они предоставляют крупные скидки малоимущим на простые памятники, однако многие пренебрегают этой возможностью и хоронят близких не по средствам, лишь бы не упасть в глазах общества.

Ситуация с кремацией в Армении очень похожа на греческую: с 2006 года государство официально разрешило кремацию как таковую, но по состоянию на 2020 год ни одного крематория в стране так и не появилось – главным образом, из-за сопротивления церкви. Тем не менее, в Армении существует возможность захоронить урну с прахом человека, сожженного в другой стране – на это запретов нет. Но примечательно, что даже в тех случаях, когда человек умер за границей и был кремирован для удобства транспортировки, урну с прахом зачастую все равно вкладывают в гроб, а потом хоронят гроб так, как хоронили бы в обычном случае. Это заставляет даже оптимистично настроенных предпринимателей похоронной сферы думать, чтобы даже если крематорий появится, то окажется не очень востребован, – по-видимому, традиционализм населения в вопросах похорон необычно высок.

Для простоты представив, что речь не идет о стремлении к большой помпезности, можно сказать, что средняя цена похорон в Армении составит чуть больше 2000 $. Эта сумма складывается следующим образом:

  1. Гроб (от 100 $).
  2. Аренда зала скорби (от 250 $).
  3. Надгробие (около 300 $).
  4. Поминки (от 1000 $).
  5. Услуги священнослужителя (от 40 $).
  6. Поминки 40 дня (от 200 $).
  7. Место на кладбище (от 60 $, если выбрано не гарантированное государством бесплатное).
  8. Прочие расходы (цветы, венки, иные украшения — около 150 $).

Жителям Москвы или Петербурга эти расценки могут показаться отнюдь не самыми ужасными, однако здесь нужно принять во внимание, что средняя зарплата, например, учителя в Армении составляет 100-150 $, а хорошая зарплата находится в районе 400. В течение 21 века с каждым годом похороны близкого ложатся на его семью все более тяжким бременем.

Возможно, вам будет интересно:

Армянские похоронные обряды

Особое место в традиционной народной культуре армян занимают похоронно-поминальные обряды. По сравнению с другими обрядами жизненного цикла они наиболее консервативны, поскольку отражают медленно меняющиеся представления человека о смерти, о душе, о взаимоотношениях живых и мертвых.

Армяне верили в судьбу — тчакатагир (букв.: надпись на лбу), и, по их представлениям, день смерти был предопределен в момент рождения человека. Когда наступал этот день, человеку являлся ангел или дух смерти и забирал его душу, которая покидала тело с последним дыханием умирающего. По поверью, если человеку не хотелось умирать в этот день, дух смерти силой отнимал у него душу, а иногда и сама душа не хотела покидать тело, предпочитая оставаться в этом мире. В таких случаях в момент предсмертной агонии использовались различные приемы: вынимали подушку из-под головы умирающего, широко раскрывали все окна и двери в доме, чтобы дух смерти мог беспрепятственно удалиться с душою, и т.п. Повсеместно был распространен обычай класть на умирающего разные предметы, с которыми он хотел бы попрощаться: фотографии, одежду родных, которые в этот момент находились вдали от дома, орудия труда, которыми много лет пользовался покидавший сей мир человек.

Весть о смерти односельчанина распространялась очень быстро. Родственники и соседи тут же приходили в дом родных покойного, чтобы выразить им свои соболезнования и утешить. Если смерть односельчанина происходила вне села, то существовал обычай с высокого холма либо с крыши дома дважды выстрелить из винтовки, что, помимо оповещения, было нацелено на то, чтобы оградить путь плохой вести, не дать ей повториться. До погребения полагалось соблюдать определенные запреты, например, нельзя было работать в поле, саду или огороде, копать или «переворачивать» землю, стирать в домах родственников умершего, так как считали, что «ангел смерти» еще находился в селе и мог за собой еще кого-то «потянуть». Бывало, когда после смерти человека друг за другом умирали и некоторые другие члены его семьи или же кто-либо из односельчан, что ряд исследователей объясняют низким уровнем гигиены. Однако в народе подобные случаи приписывали сакральной «нечистоте» умершего.

Поскольку верили, что отлетевшая душа оставалась около покойника до погребения, сразу же после смерти начинали подготовку к похоронам. Приглашали священника, чтобы он освятил саван, в который должны были завернуть покойного, и воду, которой надо было его обмыть. Тело обмывали обычно пожилые люди, нередко родственники, одного с умершим пола. В качестве вознаграждения они получали одежду покойного. Покойника укладывали на предназначенную для этого случая доску лицом к востоку и мыли прохладной водой с мылом специальной рукавичкой начиная с головы. Оставшейся водой омывали руки и ноги членам семьи умершего с тем, чтобы их покинул страх. Посуду, в которой была вода для обмывания, разбивали; там, где обмывали покойника, зажигали светильник, который горел семь–восемь дней, чтобы, как говорили в народе, «осветить душе путь на небеса».

Чтобы злой дух не поселился в опустевшем теле, покойника со скрещенными на груди руками заворачивали в саван, который затем зашивали. На ночь его переносили в церковь, предварительно заворачивали в карпет и укладывали на погребальные плетеные носилки, которые хранились при церкви. В конце XIX века, под влиянием города, случалось, что зажиточных крестьян начинали хоронить в гробах. Младенцам и умершим в раннем возрасте вкладывали в руки свечку, чтобы они могли, когда умрут их родители, выйти им навстречу и осветить путь.

Перед выносом покойника собравшиеся в его доме родственницы, соседки и специально приглашенные женщины-плакальщицы садились вокруг умершего и начинали его оплакивать песнями-плачами — суг асел (букв.: говорить плач), ерг асел (букв.: говорить песню). В зависимости от возраста, занятия, образа жизни покойного плакальщицы сами сочиняли импровизированные песни и исполняли их столь искусно, что в народе говорили: «От их плача даже камень слезы прольет». Во время оплакивания было принято распускать и теребить волосы (а в далеком прошлом и обрезать их), посыпать голову золой, о чем свидетельствовали сохранившиеся в народе своего рода проклятия: «Чтобы мне золой посыпать твою голову», «Чтобы волосы тебе отрезали», «Чтобы твоя мать волосы на тебе теребила». В этих печальных песнях-плачах рассказывалось о жизненном пути покойного, его достоинствах, восхвалялись его добросердечное отношение к членам семьи и соседям, а кроме того плакальщицы просили дух умершего не беспокоиться об оставшихся на земле родных. Каждую часть своего обрядового плача они заканчивали громким воплем, который подхватывали остальные женщины. После этого мужчины выносили умершего, и обязательно ногами вперед.

Испытывая перед смертью и покойником суеверный страх, армяне, как и многие другие народы, использовали ряд магических приемов, чтобы помешать умершему «возвратиться» домой и «потянуть за собой» кого-нибудь из родных. Поэтому, например, вынося покойника из дома, это не делали сразу через открытую дверь: ее сначала закрывали, затем троекратным ударом носилками с телом покойного как бы пробивали ее и только тогда выходили через открытую дверь. Полагали, что после этого покойник потеряет дорогу домой и не сможет возвратиться никогда. С этой же целью клали тяжелый камень на то место, где он только что лежал, как бы «занимая» его, чтобы «нога покойника была тяжелой на семье», чтобы никто другой из этого дома скоро не умер либо чтобы память о покойном была так же тверда, как камень.

После отпевания покойного в церкви женщины должны были вернуться домой, поскольку им не полагалось идти на кладбище и принимать участие в погребении. Но прежде чем попрощаться с покойным и покинуть церковь, они вновь начинали его оплакивать, причем на этот раз голосили, доходя порой до самоистязания — царапали себе лицо, били себя в грудь и по голове, срывали головной убор, выражая так свою скорбь, а иногда от перенапряжения даже падали в обморок. Свой плач они продолжали и по возвращении из церкви в доме покойного над тяжелым камнем, оставшимся на том месте, где до этого он лежал, над его постелью, одеждой, и затем в течение целой недели, когда родственники и друзья собирались утешать его семью.

Через семь дней этот камень относили как можно дальше от дома, постель тщательно стирали, а одежду раздавали прежде всего тем, кто обмывал покойника, рыл могилу, церковным служителям, а также распределяли между родственниками «на память»: если покойник надумает вернуться домой по следам своей одежды, ему будет трудно понять, к кому возвратиться.

Читать еще:  Непоминание патриарха кирилла

Во время траурного шествия никому и особенно священнику не следовало оглядываться назад, чтобы невольно не указать покойнику путь к дому, иначе в этой семье несчастье могло повториться. По пути к кладбищу процессия трижды останавливалась для прощания с покойным. При этом носилки троекратно поднимали и тяжело опускали на землю, как бы «пригвождая» их к месту и тем самым отмечая дорогу от церкви к кладбищу. Так же поступали при выносе покойника из церкви и у самой могилы; при перенесении же из дома в церковь этого не делали. Иногда покойника поворачивали по ходу солнца три раза. В народе объясняли это так: если он захочет вернуться домой, то теперь не сможет, потому что в его памяти отпечатался только путь от могилы до церкви, а не от церкви до дома. С той же целью «дезориентации» покойного железное лезвие лопаты, которой копали могилу, насаживали на черенок наоборот. Суеверный страх испытывали и перед духом покойного, поэтому символически стремились разорвать возможные материальные связи между ним и живыми. Для этого, например, поднимая носилки с умершим, откидывали край ковра, на котором они стояли; при выносе тела из дома кто-нибудь разбивал глиняную миску или чашку; посуда разбивалась и на кладбище; священник своим крестом чертил над могилой крест, как бы «запечатывая» ее. Каменная плита — памятник на могиле — не только отмечала место погребения, но и еще «не давала покойнику встать». С той же целью в древности по контуру могилы насыпали крупные и мелкие камни — кромлехи, создавая магическое кольцо, из которого покойнику невозможно было выйти. Могилу для умершей женщины рыли глубже, чем для мужчины, так как полагали, что «женщина дружит с чертями, возбуждает зло».

В народе верили, что покойники могут навещать родных, особенно в субботние ночи, поэтому в доме, где недавно случилось несчастье, оставляли зажженный светильник. Считалось, что если покойник часто снится, а еще хуже — зовет во сне своего родственника, то это не к добру и означает, что он не окончательно погребен и может навлечь на семью новую смерть. В таких случаях вбивали длинный кол или кинжал в могилу у того места, где должно было находиться его сердце. Если оказывалось, что в доме вскоре после чьей-либо смерти кто-то из членов семьи заболевал, это приписывали тому, что покойник еще не окончательно умер и его сердце «тоскует» по живым. Тогда посыпали его могилу ячменем, подводили коня и следили за его поведением. Если конь начинал спокойно есть зерно, то считали, что покойник на самом деле мертв; но если конь отказывался от еды, то это было плохим знаком. В таких случаях проводились различные ритуалы.

Каменные изваяния на армянском кладбище при монастыре Варзахан (ныне деревня Уграк, турецкой провинции Байбурт), 1898. Автор фотографии — Генри Финис Блос Линч, британский географ и путешественник, арменовед, общественно-политический деятель. На основе материалов, собранных во время двух путешествий в Армению (в 1893–1894 и в 1898), Линч написал приобретший широкую известность труд «Армения» (1901), состоящий из двух томов — «Русская Армения» и «Турецкая Армения» ǁ wikimedia.org

Обряд погребения совершался согласно церковной традиции. Труп опускался в могилу завернутым в саван, а впоследствии — в гробу. Первым в могилу кидал горсть земли (предварительно дав священнику благословить ее крестом) один из ближайших родственников. За ним то же самое делали и остальные, при этом они давали как бы напутствие покойному со словами: «Доброго пути, передавай привет нашим покойникам». На этот счет существовало старинное изречение, своего рода пожелание, с которым старшие члены семьи обращались к младшим, обычно сыновьям: «Чтобы мне удостоиться горстки земли твоей», — чем выражалось пожелание родителей быть похороненными своими сыновьями, внуками, а не наоборот. Издревле у армян существовал архаический обычай класть в могилу различные предметы, которые, как считалось, будут необходимы и самому покойнику, и давно умершим родственникам. Так, кузнецу «давали с собой» молот, плотнику — топор, цирюльнику — бритву, священнику — Евангелие и посох, умершим ранее детям «посылали» яблоки.

После погребения все присутствующие на кладбище подходили к родным покойного и пожимали им руки в знак скорби и утешения. Затем их приглашали на поминальный обед. В качестве поминального блюда подавали куркут — хорошо разваренную пшеничную кашу с бараниной или говядиной, а также отварную фасоль. Готовили обычно родственницы хозяйки, так как сама она считалась в то время «нечистой». Из напитков подавали водку домашнего приготовления и белое вино.

Прежде чем сесть за поминальную трапезу, все должны были вымыть руки, смыть с себя все, что было связано с покойным, чтобы «очиститься». За столом священник читал молитву за упокой души умершего, все присутствующие не чокаясь выпивали за это, за его «светлый путь», за то, чтобы он «в том мире» был «ходатаем» за оставшихся на земле родных. Тосты были короткими и в основном утешительными. За обедом делились воспоминаниями о покойном.

По традиции члены азга должны были помочь семье умершего, в дом которого они приносили в основном сахар, водку, мыло, отрезы ткани.

Как и многие другие народы, армяне верили, что смерть — это не окончательное исчезновение человека, а только переход от одной формы жизни к другой. Поэтому мертвых следовало кормить. Такое кормление начиналось уже с первого дня смерти, когда на грудь покойного клали кусок хлеба.

На следующий день после похорон (обычно ранним утром, вскоре после восхода солнца) родственники и близкие умершего, в основном женщины, взяв с собой еду и напитки, шли на кладбище. Это посещение называлось экнаhох . Священник освящал могилу, женщины вновь оплакивали умершего, одни из них сыпали себе на грудь горсть земли с его могилы, чтобы сколько-нибудь утешиться, «прохладиться», другие сыпали эту землю с затылка под рубашку, чтобы освободиться от всякого страха. Помянув покойного, немного выпив и закусив, пришедшие выливали часть вина или водки на могилу и оставляли остатки еды как долю умершего либо раздавали бедным. Затем шли в дом покойного, где садились за поминальный обед, устроенный для близких родственников.

Накануне седьмого дня после смерти родственницы и соседки приходили в дом покойного, чтобы снять траур с женщин этого дома, для чего они мыли им и себе головы, помогали убрать постель покойного, постирать все белье; мужчинам разрешалось побриться; этими действиями, которые не полагалось совершать до этого дня, они «смывали» всякий след, который мог еще остаться в семье от пребывания покойника. На седьмой, сороковой (каррасунк) день и через год (тари) после смерти устраивали поминки. В эти дни родственники и соседи вновь шли сначала на кладбище, где над могилой совершались панихида и оплакивание, а затем в дом покойного, где садились за поминальный стол. Особенно многолюдными поминки были в годовщину, когда приглашались практически все взрослые жители селения, которые пили и ели за упокой души не только самого покойного, но и всех его умерших родственников.

Могилы родственников было принято посещать также на второй день после больших церковных праздников, в особенности Пасхи, и в дни поминовения усопших (мерелоц) .

К первой годовщине после смерти (тари) полагалось поставить на могилу камень. По обычаю, на надмогильных памятниках изображали орудия труда, которыми пользовался покойник при жизни. Эта традиция сменила связанный с первобытной магией архаический обычай класть эти предметы в могилу, чтобы можно было «работать» имя в загробном мире.

Литература: 1. Тер-Саркисянц А.Е. Армяне Нагорного Карабаха: История. Культура. Традиции / А.Е. Тер-Саркисянц ; Институт политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона. — Москва : НП ИД «Русская панорама», 2015.

Похороны в Армении — традиции, обряды и ритуалы

Подавляющее большинство армян исповедуют христианскую религию. В ряде случаев ритуалы погребения у армян совпадают с православными. Однако с древних времён у этого народа имеются свои собственные нюансы и обычаи, которые принято строго соблюдать.

В армянской культуре ритуал погребения состоит из нескольких последовательных стадий. Именно эти стадии и их особенности будут подробно представлены в статье.

Особые традиции

Согласно армянским национальным ритуалам, в доме, где умер человек, останавливаются все часы. Все зеркала в доме в обязательном порядке занавешиваются. Согласно древним верованиям зеркала обладают особой силой — они уносят с собой всю негативную энергию. Это может плохо отразиться на тех, кто проживает в этом доме.

Как происходит предание земле

После смерти покойного принято обмыть и одеть в новую одежду, а затем уложить в гроб. Он обязательно должен быть только деревянным.

Далее гроб устанавливают таким образом, чтобы голова усопшего располагалась в сторону запада. Лицом покойник должен быть обращён на восток. Крышку гроба домой не заносят, а оставляют на улице. Все вещи, которые очень любил покойный, оставляются с ним и впоследствии захоронятся с ним. В ночное время покойного не оставляют одного. С ним всегда остаётся двое мужчин. Чтобы хранить покой усопшего — возле него зажигают свечи и дежурят до рассвета.

На следующий день приходят родственники, чтобы попрощаться с покойным. Они должны обойти гроб против движения часовой стрелки и потом приложиться к руке усопшего. В день похорон тело выносят во двор. В этот день все второй раз прощаются с покойным.

В армянской культуре присутствует особая традиция – перед тем, как выносит тело со двора, стучат 3 раза в закрытые двери, чтобы не дать смерти забрать новую жертву из этого дома. Кроме того, родные трижды поднимают и опускают горб или вращают его вокруг своей оси.

В начале похоронной процессии по дороге разбрасываются гвоздики. Первым несут портрет покойного, затем венки и крышку гроба. В конце несут сам гроб. Чаще процессия идет пешком. Если до кладбища очень далеко – пользуются катафалком. Однако по территории кладбища гроб несут исключительно на руках.

Церковные ритуалы

В обязательном порядке на похоронах присутствует священнослужитель. Он стоит у изголовья покойного и произносит молитву. Когда гроб опускается в землю – все по очереди бросают горсть земли на крышку. По возвращении с кладбища необходимо обязательно помыть руки. Поэтому перед дверью ставится ведро воды и полотенце.

Особенности поминального ритуала

Поминки по усопшему проходят на протяжении последующих двух дней подряд. В эти дни готовится основное ритуальное блюдо под названием хашлама. Держа в руках наполненный стакан, родные по очереди произносят слова прощания. На 7 день по традиции устраиваются повторные поминки. Следующие — на 40 день.

Особенностью армянской культуры является способность чтить память своих ушедших. На армянских кладбищах создаются специальные мемориальные комплексы. Навещая такое захоронение, армяне приносят букеты цветов и ладан. Некоторые люди соблюдают траур по усопшему на протяжении 40 дней поле его кончины.

В эти 40 дней мужчины не должны бриться, а женщины носят одежду исключительно черного цвета. Кроме самых близких родственников носить траур могут преданные друзья.

Во все дни, которые посвящаются поминовению ушедшего, родные и друзья приносят на кладбище мясные продукты и спиртное, сладости и фрукты. посетители собираются на могиле покойного и выпивают, и закусывают, вспоминая ушедшего и оказывая ему таким образом честь и уважение. после окончания трапезы все расходятся и оставляют на могиле нечетное количество фруктов и немного спиртного.

Далее трапеза в память покойного проводится дома у его семьи. Первыми за стол садятся мужчины, а женщины только после них. После того как трапеза подходит к концу, всем уходящим гостям раздаётся с собой угощение, имеющее название пай – это сладкие булки и фрукты.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector