1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Поминки на руси сканворд 6

Как на Руси справляли поминки

Похороны у славянских народов являются лишь малой частью обряда проводов человека в иной мир. За ними следуют дни, когда семья покойного снова вспомнит о нём и посвятит ему ряд действий, предписанный многовековой традицией.

В первые дни

Первые поминки организовывались в день погребения. Считали, что в этот период душа покойного ещё рядом, среди живых и способна занять место за столом во время трапезы.

Всем известный ломтик хлеба поверх стакана со спиртным — лишь отголосок той серьёзности, с которой воспринималось это убеждение. Как правило, на поминки не принято было никого приглашать, но вместе с тем, любой проходящий мимо, даже странник или нищий могли приобщиться.

Дети и молодые люди, особенно женщины первых лет замужества, редко были допущены к этой трапезе. Не всегда в первый раз поминали дома за столом, это могло происходить даже прямо на месте, где только что погребли тело. Помимо старших родственников в этом часто принимали участие могильщики и священник.
Нередко трапеза имела вид древней формы застолья — ссыпчины, то есть каждый приносил одно или несколько блюд с собой. Старались, чтобы подаваемая пища была горячей и от неё шёл пар, ведь по поверьям, именно им питались души усопших.

Кроме кутьи и блинов подавали в скоромные дни и мясо, рыбные блюда, различные пироги, холодец и блины. Поминальную пищу не резали и не протыкали, а брали руками, отламывали кусочки.

Как правило, выпивали немного, после третьей чарки гости уже расходились. В некоторых регионах было принято подарить что-нибудь на память каждому из присутствующих — платок, денежку или катушку ниток. Ничего из еды с собой забирать было нельзя.

Проводы души

Последующие поминки проводили на сороковой день обязательно, в остальные — уже регионально. Между погребением и сороковинами ходили на кладбище, оставляли немного еды на могиле, оплакивали усопшего. Кроме того, для него клали на стол хлеб, воду, стелили постель, топили баню.

Думали, что этот период душа ещё путешествовала по местам своей прежней жизни, ходила среди живых родственников. Через 6 недель, на сорочины, снова проводили застолье.

В этот важный день душу усопшего нужно было окончательно отпустить и помочь перейти на “тот свет”. Считалось, что покойные, которых плохо поминали, могли так и остаться ходить по свету, им приписывали кошмары у живых, различные беды и внезапные смерти в деревне.

Чтобы этого не случилось, в первую очередь, вещи и постель покойного раздавали нищим, относили в церковь, либо сжигали. Кланяясь за воротами на все четыре стороны, усопшего просили не ходить к живым взамен того, что они сами будут навещать его.

На Урале был обычай, касавшийся женщин, обмывавших тело: на сороковой день они надевали вещи покойного и приходили на поминки, символизируя самого ушедшего. По ним плакали и причитали, давали в дорогу пищу со стола, после чего обмывальщицы покидали дом.

Именно после сорокового дня зеркала в доме освобождали от завес, кончался траур у родственников.

Никто не забыт

Православная церковь рекомендовала поминать усопших ровно через год после смерти, кроме того, существовали родительские субботы. Это несколько дат в году, когда вспоминали и молились за всех, чьи имена ещё не ушли из семейной памяти.

Обычай благополучно дошёл до наших дней и соблюдается верующими. За такой трапезой не принято было много пить, исключалось вино ввиду того, что было напитком земных радостей.

Медовуха и пиво же символизировали сладость рая и горечь смерти ещё со времён некрещёного славянского мира, были слабоалкогольными и не так вредили благочестивому настроению поминок.

Впрочем, когда такие субботы выпадали на постные периоды, никаких послаблений для трапезы не предполагалось, скоромного не употребляли. Кроме того, более древние обычаи предполагали поминать усопших на каждый большой праздник аграрного года, эта традиция тоже сохранилась на многие века.

Как на Руси справляли поминки

Похороны у славянских народов являются лишь малой частью обряда проводов человека в иной мир. За ними следуют дни, когда семья покойного снова вспомнит о нём и посвятит ему ряд действий, предписанный многовековой традицией.

В первые дни

Первые поминки организовывались в день погребения. Считали, что в этот период душа покойного ещё рядом, среди живых и способна занять место за столом во время трапезы.

Всем известный ломтик хлеба поверх стакана со спиртным — лишь отголосок той серьёзности, с которой воспринималось это убеждение. Как правило, на поминки не принято было никого приглашать, но вместе с тем, любой проходящий мимо, даже странник или нищий могли приобщиться.

Дети и молодые люди, особенно женщины первых лет замужества, редко были допущены к этой трапезе. Не всегда в первый раз поминали дома за столом, это могло происходить даже прямо на месте, где только что погребли тело. Помимо старших родственников в этом часто принимали участие могильщики и священник.
Нередко трапеза имела вид древней формы застолья — ссыпчины, то есть каждый приносил одно или несколько блюд с собой. Старались, чтобы подаваемая пища была горячей и от неё шёл пар, ведь по поверьям, именно им питались души усопших.

Кроме кутьи и блинов подавали в скоромные дни и мясо, рыбные блюда, различные пироги, холодец и блины. Поминальную пищу не резали и не протыкали, а брали руками, отламывали кусочки.

Как правило, выпивали немного, после третьей чарки гости уже расходились. В некоторых регионах было принято подарить что-нибудь на память каждому из присутствующих — платок, денежку или катушку ниток. Ничего из еды с собой забирать было нельзя.

Проводы души

Последующие поминки проводили на сороковой день обязательно, в остальные — уже регионально. Между погребением и сороковинами ходили на кладбище, оставляли немного еды на могиле, оплакивали усопшего. Кроме того, для него клали на стол хлеб, воду, стелили постель, топили баню.

Думали, что этот период душа ещё путешествовала по местам своей прежней жизни, ходила среди живых родственников. Через 6 недель, на сорочины, снова проводили застолье.

В этот важный день душу усопшего нужно было окончательно отпустить и помочь перейти на “тот свет”. Считалось, что покойные, которых плохо поминали, могли так и остаться ходить по свету, им приписывали кошмары у живых, различные беды и внезапные смерти в деревне.

Чтобы этого не случилось, в первую очередь, вещи и постель покойного раздавали нищим, относили в церковь, либо сжигали. Кланяясь за воротами на все четыре стороны, усопшего просили не ходить к живым взамен того, что они сами будут навещать его.

На Урале был обычай, касавшийся женщин, обмывавших тело: на сороковой день они надевали вещи покойного и приходили на поминки, символизируя самого ушедшего. По ним плакали и причитали, давали в дорогу пищу со стола, после чего обмывальщицы покидали дом.

Именно после сорокового дня зеркала в доме освобождали от завес, кончался траур у родственников.

Никто не забыт

Православная церковь рекомендовала поминать усопших ровно через год после смерти, кроме того, существовали родительские субботы. Это несколько дат в году, когда вспоминали и молились за всех, чьи имена ещё не ушли из семейной памяти.

Обычай благополучно дошёл до наших дней и соблюдается верующими. За такой трапезой не принято было много пить, исключалось вино ввиду того, что было напитком земных радостей.

Медовуха и пиво же символизировали сладость рая и горечь смерти ещё со времён некрещёного славянского мира, были слабоалкогольными и не так вредили благочестивому настроению поминок.

Впрочем, когда такие субботы выпадали на постные периоды, никаких послаблений для трапезы не предполагалось, скоромного не употребляли. Кроме того, более древние обычаи предполагали поминать усопших на каждый большой праздник аграрного года, эта традиция тоже сохранилась на многие века.

Откуда пошёл обычай у русских — поминать покойника не только едой, но и спиртным?

Пить же алкоголь на поминках, с православной точки зрения, равносильно беснованию! Это несомненно приносит страдания душе умершего — с христианской точки зрения. Так же как и полив могилы водкой, «втыкание» и прикуривание в могилу сигарет и прочее мракобесие.
Всегда на Руси были трезвые поминки. Помнили слова свят. Иоанна Златоустого: «Кто напоминает вином, тот испрашивает больших мучений для поминаемого»
Это является грехом и осквернением памяти усопшего. Необходимо осознавать, что смысл поминок не просто еда и питье, но память и молитва о умершем, равно как и творение добрых дел.

Мы идем на поводу у толпы, поминая алкоголем. Эта ужасная традиция не имеет место в истории дореволюционной России, поэтому неправильно говорить о том, что так было всегда. Этого не было, люди понимали всю необходимость правильного поминовения. Не принято пить за упокой, но только за здравие и в меру.

Трапезы устраиваются для родственников и знакомых умершего на третий, девятый, сороковой день и годовщину. Традиционно, до трапезы перед свечой или лампадой один из родственников читает 17 кафизму из Псалтыри, после этого все присутствующие читают «Отче наш».

Первым блюдом, которое вкушается на поминках, является коливо (кутья) — отваренные зерна крупы (пшеницы или риса) с медом и изюмом. Если кутья не была освящена, то нужно окропить её святой водой.

Если поминки совершаются в постные дни, то и пища должна быть постной.

ОТ ВИНА, А ТЕМ БОЛЕЕ ВОДКИ НА ПОМИНАЛЬНОЙ ТРАПЕЗЕ НУЖНО ВОЗДЕРЖАТЬСЯ. ВИНОМ УСОПШИХ НЕ ПОМИНАЮТ. Поминки — повод для усиленной молитвы о человеке, который может тяжко страдать в загробной жизни.

За столом нужно вспоминать усопшего, его добрые качества и дела (отсюда и название — поминки).

Не нужно убирать со стола вилки — в этом нет никакого смысла. Обычай ставить на стол столовый прибор «для усопшего» или хуже перед портретом ставить водку в стакане и кусок хлеба, является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях. Много существует и других странных обычаев, но главное, о чем мы должны всегда помнить: наша жизнь и смерть зависят не от каких-либо примет, а находятся в руках Божиих.

А вместо расхожей атеистической фразы: «Пусть земля ему будет пухом», помолитесь кратко: «Упокой, Господи, душу раба Твоего новопреставленного, и прости ему вся согрешения его вольная и невольная и дáруй ему Царствие Небесное».
или:
«Упокой, Господи, душу рабы Твоей новопреставленной, и прости ей вся согрешения ея вольная и невольная и дáруй ей Царствие Небесное».

Читать еще:  Надо ли поминать усопшего через 6 месяцев

Молитву эту нужно совершать перед тем как приступить к очередному блюду.

Умершему человеку еда не нужна! Это Церковь говорила всегда. По ту сторону смерти сохраняется личность, душа и все эмоциональные характеристики человека, но чисто биологические функции там прекращаются – ведь тела нет! Поэтому «передачи на тот свет» абсурдны с точки зрения Церкви. Но что же тогда имеет в виду христианская традиция, которая не отрицает идею поминовения умершего едой?

Дело в том, что умершим людям нужна молитва за них. Очень хорошо, если человек умирает, очистившись и исправившись. Но, увы, многие уходят в вечность нераскаянными, с тяжелым греховным грузом, который они накопили в своей жизни. И, находясь в таком состоянии, люди нуждаются в нашей помощи. А помочь им мы можем молитвой, милостыней и добрыми делами, сделанными ради них.

Нехристианская традиция
Потеряв близкого человека, родственники стремятся к тому, чтобы похоронить его как можно лучше. Полированный гроб и роскошный мраморный памятник становятся своеобразными показателями любви родных к умершему. Особое внимание уделяется поминкам. Провести их следует так, что не было стыдно перед соседями и знакомыми. Родственники арендуют дорогие рестораны или устраивают шикарные застолья у себя дома.

Если вы пьете для того чтобы ваши действия принесли пользу умершему, ваша цель не будет достигнута. Слово «помянуть» стало прочно ассоциироваться с понятием «выпивать». Значение самой трапезы также было утрачено. Поминальный стол в доме современного христианина выглядит, как свадебное пиршество. У постороннего человека может сложиться впечатление, что собравшиеся отмечают какое-то радостное событие. Трапеза должна быть максимально скромной, не отвлекающей от мыслей об усопшем. Поминать родственника необходимо искренней молитвой.

В настоящее время поминки иногда более напоминают языческие тризны, которые устраивали древние славяне, верившие, что чем богаче и пышнее проводы умершего, тем лучше он будет жить в ином мире. Определенную роль в этом играют и элементы тщеславия, престижа, финансового состояния родственников покойного, а также незнание церковного устава

К поминальному столу было принято подавать ритуальные кушанья: канун (сыта), кутью (коливо), блины, кисель. Кроме этих обязательных блюд обычно подают холодные рыбные закуски, сельдь, шпроты, рыбные кушанья, рыбные пироги, что имеет определенную связь с христианской символикой.
В скоромные дни разрешались мясные блюда: жаркое, мясная тушенка, пироги «кулебяка», борщ, каша, лапша с птицей. Горячая пища считалась обязательной, т. к. верили, что душа покойного отлетает вместе с паром.

В настоящее время меню поминального стола тоже состоит из определенного набора блюд в зависимости от того, на какие дни приходятся поминки (постные или скоромные).
В качестве закусок подают салаты из свеклы с чесноком, редиса, огурцов, помидоров, брынзы с помидорами, свежей и квашеной капусты; икру из яблок, овощей (моркови, кабачков, баклажанов), винегрет, винегрет с сельдью и др. Из горячих блюд, помимо названных, подают котлеты, баранину тушеную, птицу запеченную или жареную в растительном масле, утку с квашенной капустой, баклажаны жареные, перец фаршированный, картофель отварной, голубцы, фаршированные овощами. Из постного дрожжевого теста делали пирожки с картофелем, ягодами, яблоками, сухофруктами, курагой, грибами, капустой, рыбой, крупой, рисом и т. п. Обязательными были поминальные блины. На стол ставили пряники, коврижки, оладьи, конфеты. Торты и пирожные не рекомендовались. Из напитков — кисель из ягод, лимонный напиток с медом, яблочный, из ревеня, квас из сухарей.
Старались, чтобы на столе стояло четное количество блюд, смена их не практиковалась, но придерживались определенной последовательности приема.

Значение ПОМИНКИ. ПОМИНАЛЬНЫЙ СТОЛ в Словаре Обрядов и таинств

Поминки. Поминальный стол

После погребения и в дни поминовений обязательно устраивался поминальный стол. Обычай поминать умерших за трапезой известен очень давно. Еще у древних иудеев было обыкновение «в утешение об умершем. преломлять для них хлеб».

В России поминки вдень похорон являются слабым отголоском поминальной тризны. Тризна бывала многодневной и представляла собой сложный комплекс коллективных символических действий, включающих пирование, поминки, поминания, песнопения и семейный совет по различным вопросам наследства или помощи семье умершего.

Поминовение по усопшим родственникам у русских справляли, как правило, на 3, 9, 20, 40 дни, в годовщину и праздники. Отмечая поминки, крестьяне верили, что в 9, 20, 40 дни после смерти душа прилетает домой, поэтому надо ее ублаготворить. Крестьяне считали, что поминовение облегчает страдание умершей душе.

На обед приглашались все, кто участвовал в похоронах. Как правило, народу собиралось много, поэтому обед устраивали в 2-3 приема. Поминальный обед начинался с молитвы. Вначале угощали служителей церкви, обмывальников и копальщиков, родных и близких. Стол накрывался до моленья. Считалось, что покойный невидимо присутствует на поминках; для него на время поминального обеда оставляли место за столом, клали ложку (иногда под скатерть), ломоть хлеба и обычно стопку водки, если умирал мужчина. Бывало, оставляли на ночь на столе соль и хлеб и меняли его на свежий в течение сорока дней.

Непременными кушаниями обеда после похорон бывали кутья, мед и овсяный (клюквенный) кисель, в некоторых районах — рыбный пирог, блины.

Общеизвестно, что кутья составляет обязательную принадлежность похоронного обряда и поминок. Кутья, как правило, варилась из цельных, нераздробленных зерен — чаще всего пшеницы. (В городах ее заменил рис). Зерно обладает свойством надолго сохранять и вновь воссоздавать жизнь, умножая ее. К кутье обычно примешивались ягоды (черемуха, в городах — изюм). Можно предположить, что кутья знаменует собой постоянство возрождения жизни, невзирая на смерть. Ведь кутью употребляли и на свадьбах, крестинах, родинах.

Готовили кутью обычно сладкой, с медом или патокой. Говорили «чем слаще кутья, тем жальче покойника».

Кутью следовало взять ложкой три раза.

Помимо ржаного, овсяного или клюквенного киселя, обязательной на столе была чаша с медом, разведенным в воде или браге. Полагали, что ими «торили дорогу покойнику».

Где-то полагались блины, где-то — рыбный пирог. Но, как правило, блины подавались на 9 и 40 день, а в день похорон (обычно это 3-й день после смерти) блины на стол не ставились.

В некоторых местностях подавали еще муковню — заваренную кипятком муку с молоком или кулеш — кашу с салом.

На западе Псковщины, кроме кутьи, еще делали камы:

сваренные в воде «колобочки» из тертой картошки с мукой, салом и луком и поливку — бульон с мясом, заправленный ржаной мукой и луком. Камы готовили и в Смоленской области. На западе обязательным блюдом были клецки.

Поминальный стол состоял из 7-8 блюд. Еда готовилась в зависимости от того, на какой день приходились похороны (постный или скоромный). На скоромный день подавали жаркое из телятины, холодец, каши на молоке, яичницу. На постный день подавали похлебку из сухих грибов с постным маслом, соленые грибы, каши из проса, кисели. Сладкие пироги, шаньги готовили в любой день.

Не в обычае было подавать на поминки картофель и чай. Ели ложками (ножами и вилками за поминальным столом не пользовались очень долго), а пирог разламывали руками.

Сегодня принято считать, что на поминках в день похорон всегда много пили. Неправда это. Много водки, пива, вина и еды выставляли на поминках сорокового дня, годовщинах, специальных родительских субботах, 9-й и 20-й дни отмечали скромно, в узком семейном кругу. Варили кутью из риса или пшеницы с медом, патокою или сахаром, пекли пироги и затем разносили пироги и кутью по всей деревне или соседям, предлагая каждой семье помянуть умершего. Обязательно посещали кладбище и подавали нищим милостыню. Постепенно обычай поминать усопших на 20-й день забылся вовсе.

Если поминки (3, 9, 40 дни, годовщина) приходятся на время Великого Поста, то в 1-ю, 4-ю и 7-ю неделю Поста на поминки никого не приглашают. За столом должны присутствовать лишь самые-самые близкие. Если поминальные дни приходятся на будни других недель Великого Поста, то они переносятся на ближайшие субботу и воскресенье. Это называется встречным поминовением.

Умерших поминают той едой, какая положена в день поминок: в среду, пятницу, в дни родительских постов — постной, в мясоед — скоромной.

1. 1 стакан риса, 2 стакана воды или молока, 1/2 стакана изюма, 2 ст. ложки сахара, соль по вкусу.

Рис промойте, сварите рассыпчатую кашу на воде или молоке с сахаром, добавив в середине варки промытый изюм. Уложите на блюдо горкой.

2. 200 г риса, 100 г кишмиша, 100 г мелкого сахара, 50 г грецких орехов, 100 г мармелада.

Рис промойте и отварите в воде до мягкости, вместе с кишмишом, обдайте холодной водой, дайте стечь воде. Затем переложите на блюдо, облейте сахаром, разваренным в горячей воде, смешайте с грецкими орехами и уберите мармеладом.

3. Кутья (крещенская) готовится так же, как предыдущая, но из пшеницы вместо риса и меда вместо сахара. Овсяный кисель с медом 2 стакана истолченной овсяной крупы, 4 стакана воды, 2 чайн. ложки сахара, 1/2 чайн. ложки соли, мед и масло по вкусу.

Овсяную крупу истолките в ступке, залейте теплой водой и оставьте в теплом месте на 1-1,5 суток. Затем размешайте, процедите и отожмите. В полученную жидкость добавьте сахар, соль и варите, помешивая, пока не загустеет. Если нужен кисель более жидкий, то его можно разбавить 1 стаканом горячей воды или молока. Горячий кисель разлейте в формы и охладите. Подавайте с маслом и медом. Этот кисель можно варить из овсяных хлопьев » Геркулес».

Несколько советов: при варке киселя разведенный водой крахмал вливайте сразу, а не частями, и быстро размешивайте. Лейте крахмал ближе к стенкам кастрюли, а не в середину.

Лимонная кислота улучшит не только вкус киселя, но и его окраску.

Если в горячий кисель добавить ванилин, немного цедры лимона, апельсина или гвоздику, корицу, он будет ароматнее.

Обряды и таинства. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПОМИНКИ. ПОМИНАЛЬНЫЙ СТОЛ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • СТОЛ в Соннике Миллера, соннике и толкованиях сновидений:
    Если Вы видите во сне накрытый к обеду стол — значит, скоро Вас ждут приятные знакомства и благоприятные обстоятельства.Если Вы …
  • СТОЛ в Однотомном большом юридическом словаре:
    1) в древней Руси княжий престол; 2) низшая структурная часть центральных и местных учреждений дореволюционной России; 3) учреждение, занимающееся каким-либо …
  • СТОЛ в Большом юридическом словаре:
    — 1> в Древней Руси княжий престол; 2> низшая структурная часть центральных и местных учреждений дореволюционной России; 3> учреждение, занимающееся …
  • СТОЛ в Словаре экономических терминов:
    — 1) в Древней Руси — княжий престол; 2) в дореволюционной России — низшая структурная часть государственных центральных и местных …
  • СТОЛ в Большом энциклопедическом словаре:
    1) в Др. Руси княжеский престол.2) Низшая структурная часть государственных центральных и местных учреждений дореволюционной России.3) Учреждение, занимающееся каким-либо узким …
  • ПОМИНКИ в Большом энциклопедическом словаре:
    обычай устраивать угощение после похорон, сопровождая его различными обрядами в честь …
  • ПОМИНКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    обычай устраивать угощение, сопровождая его различными обрядами, в память об умершем, после его похорон и в т. н. поминальные дни; …
  • ПОМИНКИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    представляют собой одно из проявлений древнего культа мертвых и состоят в особом торжественном столовании, имевшем некогда значение жертвоприношения умершему, которое …
  • СТОЛ в Энциклопедическом словаре:
    1, -а, м. 1. Предмет мебели в виде широкой горизонтальной пластины на опорах, ножках. Обеденный, письменный, рабочий, кухонный, садовый с. …
  • ПОМИНКИ в Энциклопедическом словаре:
    , -нок. Обряд угощения после похорон в память умершего. Справить п. по ком-н. или по кому-н. Звать на п. На …
  • ПОМИНАЛЬНЫЙ в Энциклопедическом словаре:
    см. …
  • СТОЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    в Др. Руси — княжеский престол. Низшая структурная часть гос. центр. и местных учреждений в дорев. России. Учреждение, занимающееся к.-л. …
  • ПОМИНКИ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПОМ́ИНКИ, обычай поминовения умерших. Устраиваются после похорон и в установленные традициями дни. В прошлом сопровождались жертвоприношениями, магич. обрядами, общей трапезой, …
  • ПОМИНКИ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? представляют собой одно из проявлений древнего культа мертвых и состоят в особом торжественном столовании, имевшем некогда значение жертвоприношения умершему, …
  • СТОЛ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    сто’л, столы’, стола’, столо’в, столу’, стола’м, сто’л, столы’, столо’м, стола’ми, столе’, …
  • ПОМИНКИ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    поми’нки, поми’нок, поми’нкам, поми’нки, поми’нками, …
  • ПОМИНАЛЬНЫЙ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    помина’льный, помина’льная, помина’льное, помина’льные, помина’льного, помина’льной, помина’льного, помина’льных, помина’льному, помина’льной, помина’льному, помина’льным, помина’льный, помина’льную, помина’льное, помина’льные, помина’льного, помина’льную, помина’льное, помина’льных, …
  • ПОМИНКИ в Весёлом этимологическом словаре:
    1) ежедневник; 2) ботинки сапера; 3) женщины-минёры; 4) массаж; 5) саперные работы; 6) …
  • СТОЛ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Накрыт …
  • СТОЛ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Ломберная …
  • СТОЛ в Тезаурусе русской деловой лексики:
    Syn: см. …
  • СТОЛ в Тезаурусе русского языка:
    Syn: см. …
  • СТОЛ в Словаре синонимов Абрамова:
    см. питание, пища || жить на готовом столе, сидеть за …
  • СТОЛ в словаре Синонимов русского языка:
    бильярд, бюро, верстак, вибростол, вибростолик, дастархан, еда, жертвенник, жратва, кассореал, княжение, конторка, кормежка, кульман, мебель, питание, пища, плангерд, планшайба, престол, …
  • ПОМИНКИ в словаре Синонимов русского языка:
    новемдиалин, обряд, паренталии, …
  • СТОЛ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    1. м. 1) Предмет мебели в виде широкой горизонтальной доски на одной или нескольких ножках (иногда с ящиками, тумбочками), на …
  • ПОМИНКИ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    мн. Обрядовый обед в память …
  • ПОМИНАЛЬНЫЙ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    прил. 1) Соотносящийся по знач. с сущ.: поминовение, поминание, поминки, связанный с ними. 2) Свойственный поминовению, поминанию, поминкам, характерный для …
  • ПОМИНКИ в Словаре русского языка Лопатина:
    пом`инки, …
  • ПОМИНАЛЬНЫЙ в Словаре русского языка Лопатина.
  • СТОЛ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    стол, …
  • ПОМИНКИ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    поминки, …
  • ПОМИНАЛЬНЫЙ в Полном орфографическом словаре русского языка.
  • СТОЛ в Орфографическом словаре:
    стол, …
  • ПОМИНКИ в Орфографическом словаре:
    пом`инки, …
  • ПОМИНАЛЬНЫЙ в Орфографическом словаре.
  • СТОЛ в Словаре русского языка Ожегова:
    2 В Древней Руси: престол, княжение Киевский с. стол 1 предмет мебели в виде широкой горизонтальной пластины на опорах, ножках …
  • ПОМИНКИ в Словаре русского языка Ожегова:
    угощение после похорон в память умершего Справить п. по ком-н. Звать на п. На …
  • ПОМИНАЛЬНЫЙ в Словаре русского языка Ожегова:

Читать еще:  Чем поминают на 9 день

Правила проведения поминок: обычаи и традиции поминовения усопших

Смерть близкого человека — большое горе для его родственников и друзей. Поминки после похорон проводятся прежде всего для души усопшего. Немаловажную роль ритуал прощания играет и в облегчении состояния людей из его окружения. Правильное поведение в дни скорби, соблюдение обычаев и церковных канонов — залог постепенного прихода к близким покойного душевного спокойствия и внутреннего равновесия.

Поминки в день похорон по христианской традиции

Каноны православия запрещают проводить погребение и устраивать поминовение в дни Рождества Христова и Святой Пасхи. Перед принятием пищи каждый православный человек читает молитву «Отче наш». Это относится и к прощальному обеду. Если провести поминки пригласили священнослужителя, то он сначала совершает заупокойную литию, пропивает «Отче наш» и благословляет принятие еды. В отсутствие иерея чтение молитв и освещение трапезы доверяют старшему из мирян.

На поминках покойному отводится за столом отдельное место с рюмкой, покрытой хлебом, тарелкой и столовыми приборами. Пустой стул никто не занимает. Первым блюдом, которое подается согласно обычаю, является кутья. Кушанье освящают во время службы в церкви, панихиды по умершему, или окропляют святой водой перед началом обеда. Зерна пшена или риса в каше выступают символом жизни, а мед — сладостью от попадания праведников в Царство Божие. Также присутствующих угощают другой едой. Во время Великого и других постов блюда на столе у православных мирян должны быть постными.

Православные поминки имеют глубокий смысл — присутствующие молятся и просят Господа простить грехи, уменьшить страдания души усопшего в загробной жизни. За столом ведутся неспешные беседы об умершем, которого вспоминают добрыми словами — всепрощение и примирение являются целью траурной церемонии. Согласно православным канонам родственники должны усердно молиться за новопреставленного, что и делают в течение 40 дней после его смерти. Таким образом родные люди улучшают загробную участь умершего и облегчают его пребывание в ином мире.

К православным молитвословиям за упокой души, которые церковь рекомендует читать на первых поминках, относятся

  • 17 Кафизму из Псалтыря — псалом 90 и 118;
  • поминальную молитву — «Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго новопреставленного раба…».

Перед приемом последнего сладкого блюда все присутствующие встают и поют стихиру на глас 6. Трапеза заканчивается питием заупокойной чаши, принятием последнего блюда и обычным благодарением.

Как правильно проводить поминки

Этикетом и негласными правилами регулируется организация прощального обеда. Провести трапезу доверяют близкому другу усопшего или членов его семьи. В начале обеда покойника чествуют минутой молчания. Далее распорядитель поочередно дает слово родственникам умершего человека в зависимости от степени родства. После них помянуть добрым словом предлагается друзьям. Правильно все тосты произносить стоя, допустимо заканчивать их риторическими выражениями «Пусть земля ему будет пухом! Вечная память!» и другими. Если выступление прерывается слезами, ведущий вставляет несколько фраз для того, чтобы разрядить обстановку и снять напряжение.

Речь при поминании согласно заведенному порядку не должна быть длинной. Ее желательно заранее отрепетировать. Значение выступления состоит в том, чтобы напомнить присутствующим о том, каким хорошим человеком был покойный. Во время похорон все добрые слова являются поддержкой для семьи усопшего, это притупляет горе и умиротворяет душу покойного. Слова скорби на поминках должны быть лаконично изложенными, это касается речи на кладбище или в крематории у гроба.

В конце поминок каждый присутствующий встает из-за стола и кланяется портрету усопшего и его символическому месту за столом. Уходя принято выразить сочувствие родственникам, прощаться словами «До свидания» или «До встречи» неправильно.

Поминальное угощение и оставшуюся еду по традиции раздают не только присутствующим на торжественном обеде, но и другим людям, в т.ч. нуждающимся в виде милостыни. Это делается для того, чтобы как можно больше человек почтили память покойного.

Последний завтрак

Родственники приходят к усопшему на кладбище на следующее утро после погребения. Поминки на кладбище в день похорон не включают в себя поедание еды и распитие спиртных напитков. Последний же завтрак покойного, который ему приносят близкие на утро, помогает душе усопшего почувствовать заботу родственников. Этот акт является концом похорон и началом проведения поминов. Еда должна содержать продукты растительного и животного происхождения. Близкие также завтракают у могилы, по правилам приглашая разделить трапезу нищих и нуждающихся. Еду для покойного оставляют на погосте, посуду и другую утварь с него не забирают и домой не приносят.

Проведение подобных процедур, особенно с распитием на кладбище алкогольных напитков, православная церковь не одобряет, относя их к языческим традициям. Однако обычай имеет глубокие корни. Тризна у восточных славян состояла из множества ритуалов — омовения покойного, сожжения, танцев, боев и спортивных состязаний. Частью обряда было и поминальное пиршество, на котором вкушали яства и пили хмельной медовый напиток. Тризну служили рядом с местом похорон, там же и поедали ритуальную пищу, страву. Еда, которая ставилась в кутном углу дома, стакан с водой и хлеб, была скромной. Это делалось для того, чтобы покойный поскорее уходил в мир мертвых, понимая, что теперь ему «не едать вволю хлеба живых».

Проведение поминок и оккультная безопасность

Смысл древнеславянской традиции прощания с умершим, тризны, состоят в противостоянии силам Нави — миру мертвых. Злые духи не должны были повлиять на живущих людей, поэтому их изгоняли с помощью природных стихий — огня в поминальном костре. Процедура обязательного омовения тела, очищения водой, имеет глубокий сакральный смысл и появилась задолго до прихода христианства. И сегодня по возвращению с кладбища после обряда погребения принято ополоснуть лицо и вымыть руки по локоть перед началом трапезы.

Читать еще:  Православные дни поминовения усопших

На поминках правилами поведения, которых следует придерживаться, являются следующие.

  1. Родные усопшего или те, кто занимается организацией похорон, не подают поминальный обед со столовыми приборами с углами — ножами и вилками. Впервые на Руси вилка с двумя зубцами появилась с подачи Петра I. Прибор долго не приживался в обиходе славян, т.к. рогатина издревле ассоциировалась с дьяволом. Тем более традиционные кушанья поминальной трапезы — суп, кутья и блины — не требуют использования столовых приборов с острыми углами.
  2. По правилам поминок в день похорон умершему ставят угощение — наливают стопку водки и накрывают ее хлебом. Есть кому-то из присутствующих эту еду нельзя. Её принято оставлять до 40 дня, спрятав в укромном месте в доме. После этого рюмку снова наполняют и относят с хлебом на могилу усопшего, когда поминают его на кладбище.
  3. На столе обязательно должна быть кутья — сладка рисовая каша и блины, чья круглая форма символизирует цикличность жизни и смерти. До XII в. славяне поминали умерших колевом — разваренной пшеницей с маком и фундуком, т.к. рис исконно не является национальным продуктом.
  4. За поминальным столом близкие и родственники не ведут бесед о дележе имущества усопшего человека не только потому, что это неприлично. Существует убеждение о том, что до 40 дня все принадлежит покойному, который с эзотерической точки зрения еще не совсем умер — душа разобществляется с мертвым телом постепенно.
  5. Сладости и выпечка — то, что раздают на поминках присутствующим перед их уходом домой. Личные вещи умершего, столовые приборы и другую посуду из соображений оккультной безопасности брать не стоит.

Эзотерики объясняют запрет на использование острых столовых приборов тем, что с их концов «стекает» негативная энергия, которая может привести к поражению тонких тел человека. Поминки и другие похоронные ритуалы, связанные со смертью, не несут положительного заряда для любого биологического объекта. Физикам также известен эффект стекания поверхностного заряда в сторону острия предмета. Запрет на применение по ходу проведения поминок определенных столовых приборов, как и сиденье на углу стола, на поверку оказываются не дремучими суевериями, а простым соблюдением правил безопасности.

Как и когда делают поминки на 9 день после смерти

По христианским правилам вспоминать человека принято в дни рождения или именин и по торжественным церковным датам — на Вселенскую мясопустную субботу, Радоницу, в родительские дни, на Троицкую и Дмитриевскую субботу. Временем для особого поминовения считаются 3, 9 и 40 день. Это объясняется периодами, которые связаны с постепенным покидаем души земной обители. Отчет времени ведется со дня смерти.

По традиции на 9 день родственники умершего собираются на обед, отдавая дань его памяти. Верующие читают молитву «Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавол упразднившей…», заказывают Сорокоуст о поминовении или в монастыре — Неусыпаемую Псалтирь. Это помогает усопшему представь перед Судом Божьим, согласно христианским догмам пришло время, когда ангелы приводят душу к Всевышнему для разговора. После поминальной службы близкие приходят на кладбище, где зажигают свечу и читают «Отче наш». Церковь не одобряет поминальных трапез у могилы, рекомендуя провести их дома, а угощения — пирожки, сладости, булочки, конфеты — раздать малоимущим, которые проходят мимо погоста или стоят у входа на кладбище. Допустимы денежные подношения.

Молитвы и воспоминания об умершем на 9 день после похорон дают успокоение и оказывают помощь его душе. За столом ведется неспешная скорбная беседа. Всю еду, оставшуюся после поминального обеда, раздают нищим или нуждающимся. Девятину, которая выпала на дни поста, переносят на ближайшие выходные.

Как проходят поминки на 40 день после похорон

Первое время после смерти проходит в скорби и молитвах за душу усопшего. Древние славяне прощались с покойными в разные периоды, совершая в т.ч. «полусороковины» на 20 день со дня смерти. Сегодня поминание усопших проводится на 40 день — в это время душа последний раз спускается на землю для посещения любимых мест.

Родственники проводят утро на службе в храме, читают молитву «Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежде живота вечного преставльшагося…», заказывают панихиду и Сорокоуст. Правильным будет провести весь день в траурных одеждах. Верующие христиане приносят в церковь на поминальный столик продукты, а на могилы — свечи, живые или мертвые цветы. Поминают усопшего раздачей угощений — выпечки и конфет. Дома устраивают торжественный обед. Во время трапезы вспоминают добрыми словами ушедшего в иной мир. После сорокового дня допустимо раздать личные вещи покойного родственникам или нуждающимся, отнеся в храм.

После того, как человек умирает, хоронят его физическое тело, для прощания с душой необходимо провести определенные ритуалы. Существующие обычаи связаны со старославянскими и христианскими традициями. Поминки и правила их проведения помогают душе покойного покинуть мир живых, а родственникам правильно попрощаться с усопшим без излишней суеты, истерик и чрезмерной скорби.

Похоронные обряды на Руси

П роводы человека в мир иной чтились на Руси не меньше, чем его появление на свет. Мы расскажем вам о самых необычных похоронных обрядах, о которых ученые узнали из этнографических экспедиций. Некоторые из этих ритуалов соблюдаются и по сей день.

Марганцовка, яйца и «магическое» мыло

В селе Средней Сухоны Вологодской области был популярен обычай приготовления к смерти. Старики заранее готовили себе смертную одежду, высказывали пожелания, где и как их похоронить, каким образом поминать.

Для лучшей сохранности тела умершего под стол или лавку ставили таз с холодной водой, в которой растворяли марганец. Около ушей покойного клали сырые яйца, которые во время захоронения бросали в могильную яму.

Здесь существовало поверье, что мыло после обмывания покойного приобретает магические свойства. Его хранили и использовали в дальнейшем болезней у людей и животных. При заболевании рук — мыли им руки и приговаривали: «Человек ушёл, у него ничего не болит, и у меня ничего не заболит».

Ночевка над покойником, «откупливание» нового места жительства

В деревне Черёмуха Брянской области было принято ночью сидеть/ночевать над покойником — ходить на хавтуры. В сидениях обычно участвовали пожилые женщины, многие из которых знали церковные молитвы. Сюда приходили без приглашения. В шесть утра усопшему открывали лицо и умывали святой водой, женщины выходили на улицу и голосили.

На кладбище в могилу, которую обязательно выкапывали чужие люди, перед опусканием гроба бросали монетки — «откупливали» место. Здесь же устраивали поминальную трапезу, постелив на могилу небольшое полотенце — постельку — и скатерть, которые затем уносили домой. До наступления 40-го дня после смерти скатерть нельзя было стирать, а постельку после 40 дней отдавали в церковь.

«Плохая» вода, крапива и металлические предметы

В села Новосолдатка Воронежской области обмывали и обряжали покойника по истечении двух часов после смерти. Мыть умершего могли как родственники, так и чужие люди, существовал запрет только на обмывание детьми своей матери. Считалось, что эта вода приобретала особые свойства, прикосновение к ней могло негативно сказаться на человеке, поэтому ее выливали в такие места, где люди не могли бы на нее наступить, например под забор.

Умершего человек клали на лавку и связывали руки и ноги. Развязывали их только на кладбище, перед тем как опускать гроб в могилу. Над покойником совершали магические действия, чтобы дольше сохранить тело. Например, под лавку, на которой лежал покойник, обязательно клали какой-нибудь металлический предмет (чаще всего — топор или замок), обкладывали умершего крапивой.

Ночью, пока покойник находился в доме, не разрешалось спать. В полночь устраивали поминальную трапезу, по окончании которой лицо покойника закрывали. По традиционным представлениям это связано с тем, «что если его не накрыть, то он не будет спать, а будет беспокоить живых».

Длина ног, сожженная солома и причитания

В Осиновице, что в Смоленской области, сравнивали длину ног покойника: если у него длиннее левая нога — следующей в деревне умрет женщина, а если правая — мужчина.

Под голову умершему подкладывали подушечку, которую набивали сухой листвой из березовых веников. Клали покойника на лавку на солому, застеленную белым льняным полотном. После похорон эту солому уносили в поле и сжигали, наблюдая, куда пойдет дым: «Если на дом, то хорошо, а если в поля, то, говорят, что всё потянет за собой, в доме будет плохо, пустота».

После того как умершего обмоют и положат на лавку, начинали причитать — голосить. Но на исполнение причитаний налагались определенные запреты. Нельзя было голосить в темное время суток и особенно ночью. Не должны были голосить беременные женщины, «а то ребёнок будет беспокойный».

«Приказывания» и белые платки

Одна из локальных этнографических групп русского населения, которая привлекала внимание исследователей еще в ХIХ веке, — горюны. Они проживали в западной части Курского Посемья, в Путивльском (а ранее и в Белопольском) районах Сумской области Украины. Эта территория до 1925 года входила в состав Курской губернии.

К наиболее специфическим особенностям погребальной традиции горюнов относятся обычай захоронения умерших в садах, в пределах места проживания.

Кроме того, в оплакивании покойника участвуют всех женщины села. Громкие похоронные причитания оповещали всех жителей о смерти односельчанина. Обмытого и одетого покойника клали на лавку, мужчин — к передней стене дома, а женщин — к правой боковой, выходящей на двор. Причитать — или, как здесь говорили, приказывать — начинали с порога, когда приходили в дом, чтобы попрощаться с покойником. В теплое время года жительницы по старинному обычаю приходили на похороны в белых платках.

«Чтеи» и духовные стихи

Основным музыкально-фольклорным жанром современных похоронно-поминальных обрядов в деревне Епихино Шатурского района являются духовные стихи. Они поются поочередно с чтением Псалтири до похорон («пакойника аднаво не аставляли, всё эта вот и читали»), на «девятинки» (девятый день), «сороковой день», «полгода» и на «годину» (год) со дня кончины.

Хранители духовных стихов — женщины старшего возраста (от 60 лет). В быту их называют «чтеями», «читалками» или «духовными» («когда соберутся духовные, они не обсуждают, что там в мире творится, а всё про Бога поют», а сами стихи — «божественными песнями», иногда — «стишками».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector