0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Поминки на руси

Откуда пошёл обычай у русских — поминать покойника не только едой, но и спиртным?

Пить же алкоголь на поминках, с православной точки зрения, равносильно беснованию! Это несомненно приносит страдания душе умершего — с христианской точки зрения. Так же как и полив могилы водкой, «втыкание» и прикуривание в могилу сигарет и прочее мракобесие.
Всегда на Руси были трезвые поминки. Помнили слова свят. Иоанна Златоустого: «Кто напоминает вином, тот испрашивает больших мучений для поминаемого»
Это является грехом и осквернением памяти усопшего. Необходимо осознавать, что смысл поминок не просто еда и питье, но память и молитва о умершем, равно как и творение добрых дел.

Мы идем на поводу у толпы, поминая алкоголем. Эта ужасная традиция не имеет место в истории дореволюционной России, поэтому неправильно говорить о том, что так было всегда. Этого не было, люди понимали всю необходимость правильного поминовения. Не принято пить за упокой, но только за здравие и в меру.

Трапезы устраиваются для родственников и знакомых умершего на третий, девятый, сороковой день и годовщину. Традиционно, до трапезы перед свечой или лампадой один из родственников читает 17 кафизму из Псалтыри, после этого все присутствующие читают «Отче наш».

Первым блюдом, которое вкушается на поминках, является коливо (кутья) — отваренные зерна крупы (пшеницы или риса) с медом и изюмом. Если кутья не была освящена, то нужно окропить её святой водой.

Если поминки совершаются в постные дни, то и пища должна быть постной.

ОТ ВИНА, А ТЕМ БОЛЕЕ ВОДКИ НА ПОМИНАЛЬНОЙ ТРАПЕЗЕ НУЖНО ВОЗДЕРЖАТЬСЯ. ВИНОМ УСОПШИХ НЕ ПОМИНАЮТ. Поминки — повод для усиленной молитвы о человеке, который может тяжко страдать в загробной жизни.

За столом нужно вспоминать усопшего, его добрые качества и дела (отсюда и название — поминки).

Не нужно убирать со стола вилки — в этом нет никакого смысла. Обычай ставить на стол столовый прибор «для усопшего» или хуже перед портретом ставить водку в стакане и кусок хлеба, является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях. Много существует и других странных обычаев, но главное, о чем мы должны всегда помнить: наша жизнь и смерть зависят не от каких-либо примет, а находятся в руках Божиих.

А вместо расхожей атеистической фразы: «Пусть земля ему будет пухом», помолитесь кратко: «Упокой, Господи, душу раба Твоего новопреставленного, и прости ему вся согрешения его вольная и невольная и дáруй ему Царствие Небесное».
или:
«Упокой, Господи, душу рабы Твоей новопреставленной, и прости ей вся согрешения ея вольная и невольная и дáруй ей Царствие Небесное».

Молитву эту нужно совершать перед тем как приступить к очередному блюду.

Умершему человеку еда не нужна! Это Церковь говорила всегда. По ту сторону смерти сохраняется личность, душа и все эмоциональные характеристики человека, но чисто биологические функции там прекращаются – ведь тела нет! Поэтому «передачи на тот свет» абсурдны с точки зрения Церкви. Но что же тогда имеет в виду христианская традиция, которая не отрицает идею поминовения умершего едой?

Дело в том, что умершим людям нужна молитва за них. Очень хорошо, если человек умирает, очистившись и исправившись. Но, увы, многие уходят в вечность нераскаянными, с тяжелым греховным грузом, который они накопили в своей жизни. И, находясь в таком состоянии, люди нуждаются в нашей помощи. А помочь им мы можем молитвой, милостыней и добрыми делами, сделанными ради них.

Нехристианская традиция
Потеряв близкого человека, родственники стремятся к тому, чтобы похоронить его как можно лучше. Полированный гроб и роскошный мраморный памятник становятся своеобразными показателями любви родных к умершему. Особое внимание уделяется поминкам. Провести их следует так, что не было стыдно перед соседями и знакомыми. Родственники арендуют дорогие рестораны или устраивают шикарные застолья у себя дома.

Если вы пьете для того чтобы ваши действия принесли пользу умершему, ваша цель не будет достигнута. Слово «помянуть» стало прочно ассоциироваться с понятием «выпивать». Значение самой трапезы также было утрачено. Поминальный стол в доме современного христианина выглядит, как свадебное пиршество. У постороннего человека может сложиться впечатление, что собравшиеся отмечают какое-то радостное событие. Трапеза должна быть максимально скромной, не отвлекающей от мыслей об усопшем. Поминать родственника необходимо искренней молитвой.

В настоящее время поминки иногда более напоминают языческие тризны, которые устраивали древние славяне, верившие, что чем богаче и пышнее проводы умершего, тем лучше он будет жить в ином мире. Определенную роль в этом играют и элементы тщеславия, престижа, финансового состояния родственников покойного, а также незнание церковного устава

К поминальному столу было принято подавать ритуальные кушанья: канун (сыта), кутью (коливо), блины, кисель. Кроме этих обязательных блюд обычно подают холодные рыбные закуски, сельдь, шпроты, рыбные кушанья, рыбные пироги, что имеет определенную связь с христианской символикой.
В скоромные дни разрешались мясные блюда: жаркое, мясная тушенка, пироги «кулебяка», борщ, каша, лапша с птицей. Горячая пища считалась обязательной, т. к. верили, что душа покойного отлетает вместе с паром.

В настоящее время меню поминального стола тоже состоит из определенного набора блюд в зависимости от того, на какие дни приходятся поминки (постные или скоромные).
В качестве закусок подают салаты из свеклы с чесноком, редиса, огурцов, помидоров, брынзы с помидорами, свежей и квашеной капусты; икру из яблок, овощей (моркови, кабачков, баклажанов), винегрет, винегрет с сельдью и др. Из горячих блюд, помимо названных, подают котлеты, баранину тушеную, птицу запеченную или жареную в растительном масле, утку с квашенной капустой, баклажаны жареные, перец фаршированный, картофель отварной, голубцы, фаршированные овощами. Из постного дрожжевого теста делали пирожки с картофелем, ягодами, яблоками, сухофруктами, курагой, грибами, капустой, рыбой, крупой, рисом и т. п. Обязательными были поминальные блины. На стол ставили пряники, коврижки, оладьи, конфеты. Торты и пирожные не рекомендовались. Из напитков — кисель из ягод, лимонный напиток с медом, яблочный, из ревеня, квас из сухарей.
Старались, чтобы на столе стояло четное количество блюд, смена их не практиковалась, но придерживались определенной последовательности приема.

Значение ПОМИНКИ. ПОМИНАЛЬНЫЙ СТОЛ в Словаре Обрядов и таинств

Поминки. Поминальный стол

После погребения и в дни поминовений обязательно устраивался поминальный стол. Обычай поминать умерших за трапезой известен очень давно. Еще у древних иудеев было обыкновение «в утешение об умершем. преломлять для них хлеб».

В России поминки вдень похорон являются слабым отголоском поминальной тризны. Тризна бывала многодневной и представляла собой сложный комплекс коллективных символических действий, включающих пирование, поминки, поминания, песнопения и семейный совет по различным вопросам наследства или помощи семье умершего.

Поминовение по усопшим родственникам у русских справляли, как правило, на 3, 9, 20, 40 дни, в годовщину и праздники. Отмечая поминки, крестьяне верили, что в 9, 20, 40 дни после смерти душа прилетает домой, поэтому надо ее ублаготворить. Крестьяне считали, что поминовение облегчает страдание умершей душе.

На обед приглашались все, кто участвовал в похоронах. Как правило, народу собиралось много, поэтому обед устраивали в 2-3 приема. Поминальный обед начинался с молитвы. Вначале угощали служителей церкви, обмывальников и копальщиков, родных и близких. Стол накрывался до моленья. Считалось, что покойный невидимо присутствует на поминках; для него на время поминального обеда оставляли место за столом, клали ложку (иногда под скатерть), ломоть хлеба и обычно стопку водки, если умирал мужчина. Бывало, оставляли на ночь на столе соль и хлеб и меняли его на свежий в течение сорока дней.

Непременными кушаниями обеда после похорон бывали кутья, мед и овсяный (клюквенный) кисель, в некоторых районах — рыбный пирог, блины.

Общеизвестно, что кутья составляет обязательную принадлежность похоронного обряда и поминок. Кутья, как правило, варилась из цельных, нераздробленных зерен — чаще всего пшеницы. (В городах ее заменил рис). Зерно обладает свойством надолго сохранять и вновь воссоздавать жизнь, умножая ее. К кутье обычно примешивались ягоды (черемуха, в городах — изюм). Можно предположить, что кутья знаменует собой постоянство возрождения жизни, невзирая на смерть. Ведь кутью употребляли и на свадьбах, крестинах, родинах.

Готовили кутью обычно сладкой, с медом или патокой. Говорили «чем слаще кутья, тем жальче покойника».

Кутью следовало взять ложкой три раза.

Помимо ржаного, овсяного или клюквенного киселя, обязательной на столе была чаша с медом, разведенным в воде или браге. Полагали, что ими «торили дорогу покойнику».

Где-то полагались блины, где-то — рыбный пирог. Но, как правило, блины подавались на 9 и 40 день, а в день похорон (обычно это 3-й день после смерти) блины на стол не ставились.

В некоторых местностях подавали еще муковню — заваренную кипятком муку с молоком или кулеш — кашу с салом.

На западе Псковщины, кроме кутьи, еще делали камы:

сваренные в воде «колобочки» из тертой картошки с мукой, салом и луком и поливку — бульон с мясом, заправленный ржаной мукой и луком. Камы готовили и в Смоленской области. На западе обязательным блюдом были клецки.

Поминальный стол состоял из 7-8 блюд. Еда готовилась в зависимости от того, на какой день приходились похороны (постный или скоромный). На скоромный день подавали жаркое из телятины, холодец, каши на молоке, яичницу. На постный день подавали похлебку из сухих грибов с постным маслом, соленые грибы, каши из проса, кисели. Сладкие пироги, шаньги готовили в любой день.

Не в обычае было подавать на поминки картофель и чай. Ели ложками (ножами и вилками за поминальным столом не пользовались очень долго), а пирог разламывали руками.

Сегодня принято считать, что на поминках в день похорон всегда много пили. Неправда это. Много водки, пива, вина и еды выставляли на поминках сорокового дня, годовщинах, специальных родительских субботах, 9-й и 20-й дни отмечали скромно, в узком семейном кругу. Варили кутью из риса или пшеницы с медом, патокою или сахаром, пекли пироги и затем разносили пироги и кутью по всей деревне или соседям, предлагая каждой семье помянуть умершего. Обязательно посещали кладбище и подавали нищим милостыню. Постепенно обычай поминать усопших на 20-й день забылся вовсе.

Если поминки (3, 9, 40 дни, годовщина) приходятся на время Великого Поста, то в 1-ю, 4-ю и 7-ю неделю Поста на поминки никого не приглашают. За столом должны присутствовать лишь самые-самые близкие. Если поминальные дни приходятся на будни других недель Великого Поста, то они переносятся на ближайшие субботу и воскресенье. Это называется встречным поминовением.

Читать еще:  Поминальный день на кладбище

Умерших поминают той едой, какая положена в день поминок: в среду, пятницу, в дни родительских постов — постной, в мясоед — скоромной.

1. 1 стакан риса, 2 стакана воды или молока, 1/2 стакана изюма, 2 ст. ложки сахара, соль по вкусу.

Рис промойте, сварите рассыпчатую кашу на воде или молоке с сахаром, добавив в середине варки промытый изюм. Уложите на блюдо горкой.

2. 200 г риса, 100 г кишмиша, 100 г мелкого сахара, 50 г грецких орехов, 100 г мармелада.

Рис промойте и отварите в воде до мягкости, вместе с кишмишом, обдайте холодной водой, дайте стечь воде. Затем переложите на блюдо, облейте сахаром, разваренным в горячей воде, смешайте с грецкими орехами и уберите мармеладом.

3. Кутья (крещенская) готовится так же, как предыдущая, но из пшеницы вместо риса и меда вместо сахара. Овсяный кисель с медом 2 стакана истолченной овсяной крупы, 4 стакана воды, 2 чайн. ложки сахара, 1/2 чайн. ложки соли, мед и масло по вкусу.

Овсяную крупу истолките в ступке, залейте теплой водой и оставьте в теплом месте на 1-1,5 суток. Затем размешайте, процедите и отожмите. В полученную жидкость добавьте сахар, соль и варите, помешивая, пока не загустеет. Если нужен кисель более жидкий, то его можно разбавить 1 стаканом горячей воды или молока. Горячий кисель разлейте в формы и охладите. Подавайте с маслом и медом. Этот кисель можно варить из овсяных хлопьев » Геркулес».

Несколько советов: при варке киселя разведенный водой крахмал вливайте сразу, а не частями, и быстро размешивайте. Лейте крахмал ближе к стенкам кастрюли, а не в середину.

Лимонная кислота улучшит не только вкус киселя, но и его окраску.

Если в горячий кисель добавить ванилин, немного цедры лимона, апельсина или гвоздику, корицу, он будет ароматнее.

Обряды и таинства. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПОМИНКИ. ПОМИНАЛЬНЫЙ СТОЛ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • СТОЛ в Соннике Миллера, соннике и толкованиях сновидений:
    Если Вы видите во сне накрытый к обеду стол — значит, скоро Вас ждут приятные знакомства и благоприятные обстоятельства.Если Вы …
  • СТОЛ в Однотомном большом юридическом словаре:
    1) в древней Руси княжий престол; 2) низшая структурная часть центральных и местных учреждений дореволюционной России; 3) учреждение, занимающееся каким-либо …
  • СТОЛ в Большом юридическом словаре:
    — 1> в Древней Руси княжий престол; 2> низшая структурная часть центральных и местных учреждений дореволюционной России; 3> учреждение, занимающееся …
  • СТОЛ в Словаре экономических терминов:
    — 1) в Древней Руси — княжий престол; 2) в дореволюционной России — низшая структурная часть государственных центральных и местных …
  • СТОЛ в Большом энциклопедическом словаре:
    1) в Др. Руси княжеский престол.2) Низшая структурная часть государственных центральных и местных учреждений дореволюционной России.3) Учреждение, занимающееся каким-либо узким …
  • ПОМИНКИ в Большом энциклопедическом словаре:
    обычай устраивать угощение после похорон, сопровождая его различными обрядами в честь …
  • ПОМИНКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    обычай устраивать угощение, сопровождая его различными обрядами, в память об умершем, после его похорон и в т. н. поминальные дни; …
  • ПОМИНКИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    представляют собой одно из проявлений древнего культа мертвых и состоят в особом торжественном столовании, имевшем некогда значение жертвоприношения умершему, которое …
  • СТОЛ в Энциклопедическом словаре:
    1, -а, м. 1. Предмет мебели в виде широкой горизонтальной пластины на опорах, ножках. Обеденный, письменный, рабочий, кухонный, садовый с. …
  • ПОМИНКИ в Энциклопедическом словаре:
    , -нок. Обряд угощения после похорон в память умершего. Справить п. по ком-н. или по кому-н. Звать на п. На …
  • ПОМИНАЛЬНЫЙ в Энциклопедическом словаре:
    см. …
  • СТОЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    в Др. Руси — княжеский престол. Низшая структурная часть гос. центр. и местных учреждений в дорев. России. Учреждение, занимающееся к.-л. …
  • ПОМИНКИ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПОМ́ИНКИ, обычай поминовения умерших. Устраиваются после похорон и в установленные традициями дни. В прошлом сопровождались жертвоприношениями, магич. обрядами, общей трапезой, …
  • ПОМИНКИ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? представляют собой одно из проявлений древнего культа мертвых и состоят в особом торжественном столовании, имевшем некогда значение жертвоприношения умершему, …
  • СТОЛ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    сто’л, столы’, стола’, столо’в, столу’, стола’м, сто’л, столы’, столо’м, стола’ми, столе’, …
  • ПОМИНКИ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    поми’нки, поми’нок, поми’нкам, поми’нки, поми’нками, …
  • ПОМИНАЛЬНЫЙ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    помина’льный, помина’льная, помина’льное, помина’льные, помина’льного, помина’льной, помина’льного, помина’льных, помина’льному, помина’льной, помина’льному, помина’льным, помина’льный, помина’льную, помина’льное, помина’льные, помина’льного, помина’льную, помина’льное, помина’льных, …
  • ПОМИНКИ в Весёлом этимологическом словаре:
    1) ежедневник; 2) ботинки сапера; 3) женщины-минёры; 4) массаж; 5) саперные работы; 6) …
  • СТОЛ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Накрыт …
  • СТОЛ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Ломберная …
  • СТОЛ в Тезаурусе русской деловой лексики:
    Syn: см. …
  • СТОЛ в Тезаурусе русского языка:
    Syn: см. …
  • СТОЛ в Словаре синонимов Абрамова:
    см. питание, пища || жить на готовом столе, сидеть за …
  • СТОЛ в словаре Синонимов русского языка:
    бильярд, бюро, верстак, вибростол, вибростолик, дастархан, еда, жертвенник, жратва, кассореал, княжение, конторка, кормежка, кульман, мебель, питание, пища, плангерд, планшайба, престол, …
  • ПОМИНКИ в словаре Синонимов русского языка:
    новемдиалин, обряд, паренталии, …
  • СТОЛ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    1. м. 1) Предмет мебели в виде широкой горизонтальной доски на одной или нескольких ножках (иногда с ящиками, тумбочками), на …
  • ПОМИНКИ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    мн. Обрядовый обед в память …
  • ПОМИНАЛЬНЫЙ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    прил. 1) Соотносящийся по знач. с сущ.: поминовение, поминание, поминки, связанный с ними. 2) Свойственный поминовению, поминанию, поминкам, характерный для …
  • ПОМИНКИ в Словаре русского языка Лопатина:
    пом`инки, …
  • ПОМИНАЛЬНЫЙ в Словаре русского языка Лопатина.
  • СТОЛ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    стол, …
  • ПОМИНКИ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    поминки, …
  • ПОМИНАЛЬНЫЙ в Полном орфографическом словаре русского языка.
  • СТОЛ в Орфографическом словаре:
    стол, …
  • ПОМИНКИ в Орфографическом словаре:
    пом`инки, …
  • ПОМИНАЛЬНЫЙ в Орфографическом словаре.
  • СТОЛ в Словаре русского языка Ожегова:
    2 В Древней Руси: престол, княжение Киевский с. стол 1 предмет мебели в виде широкой горизонтальной пластины на опорах, ножках …
  • ПОМИНКИ в Словаре русского языка Ожегова:
    угощение после похорон в память умершего Справить п. по ком-н. Звать на п. На …
  • ПОМИНАЛЬНЫЙ в Словаре русского языка Ожегова:

Как на Руси справляли поминки

Похороны у славянских народов являются лишь малой частью обряда проводов человека в иной мир. За ними следуют дни, когда семья покойного снова вспомнит о нём и посвятит ему ряд действий, предписанный многовековой традицией.

В первые дни

Первые поминки организовывались в день погребения. Считали, что в этот период душа покойного ещё рядом, среди живых и способна занять место за столом во время трапезы.

Всем известный ломтик хлеба поверх стакана со спиртным — лишь отголосок той серьёзности, с которой воспринималось это убеждение. Как правило, на поминки не принято было никого приглашать, но вместе с тем, любой проходящий мимо, даже странник или нищий могли приобщиться.

Дети и молодые люди, особенно женщины первых лет замужества, редко были допущены к этой трапезе. Не всегда в первый раз поминали дома за столом, это могло происходить даже прямо на месте, где только что погребли тело. Помимо старших родственников в этом часто принимали участие могильщики и священник.
Нередко трапеза имела вид древней формы застолья — ссыпчины, то есть каждый приносил одно или несколько блюд с собой. Старались, чтобы подаваемая пища была горячей и от неё шёл пар, ведь по поверьям, именно им питались души усопших.

Кроме кутьи и блинов подавали в скоромные дни и мясо, рыбные блюда, различные пироги, холодец и блины. Поминальную пищу не резали и не протыкали, а брали руками, отламывали кусочки.

Как правило, выпивали немного, после третьей чарки гости уже расходились. В некоторых регионах было принято подарить что-нибудь на память каждому из присутствующих — платок, денежку или катушку ниток. Ничего из еды с собой забирать было нельзя.

Проводы души

Последующие поминки проводили на сороковой день обязательно, в остальные — уже регионально. Между погребением и сороковинами ходили на кладбище, оставляли немного еды на могиле, оплакивали усопшего. Кроме того, для него клали на стол хлеб, воду, стелили постель, топили баню.

Думали, что этот период душа ещё путешествовала по местам своей прежней жизни, ходила среди живых родственников. Через 6 недель, на сорочины, снова проводили застолье.

В этот важный день душу усопшего нужно было окончательно отпустить и помочь перейти на “тот свет”. Считалось, что покойные, которых плохо поминали, могли так и остаться ходить по свету, им приписывали кошмары у живых, различные беды и внезапные смерти в деревне.

Чтобы этого не случилось, в первую очередь, вещи и постель покойного раздавали нищим, относили в церковь, либо сжигали. Кланяясь за воротами на все четыре стороны, усопшего просили не ходить к живым взамен того, что они сами будут навещать его.

На Урале был обычай, касавшийся женщин, обмывавших тело: на сороковой день они надевали вещи покойного и приходили на поминки, символизируя самого ушедшего. По ним плакали и причитали, давали в дорогу пищу со стола, после чего обмывальщицы покидали дом.

Именно после сорокового дня зеркала в доме освобождали от завес, кончался траур у родственников.

Никто не забыт

Православная церковь рекомендовала поминать усопших ровно через год после смерти, кроме того, существовали родительские субботы. Это несколько дат в году, когда вспоминали и молились за всех, чьи имена ещё не ушли из семейной памяти.

Обычай благополучно дошёл до наших дней и соблюдается верующими. За такой трапезой не принято было много пить, исключалось вино ввиду того, что было напитком земных радостей.

Медовуха и пиво же символизировали сладость рая и горечь смерти ещё со времён некрещёного славянского мира, были слабоалкогольными и не так вредили благочестивому настроению поминок.

Читать еще:  Стихи на тему воспоминания

Впрочем, когда такие субботы выпадали на постные периоды, никаких послаблений для трапезы не предполагалось, скоромного не употребляли. Кроме того, более древние обычаи предполагали поминать усопших на каждый большой праздник аграрного года, эта традиция тоже сохранилась на многие века.

Все о русских похоронных обрядах, традициях и обычаях на Руси

Сложно поспорить с тем, что древние славянские и православные обряды и традиции с течением времени тесно переплелись. Сегодня практически невозможно отделить одно от другого – особенно это касается похоронных ритуалов. Например, когда один из жителей дома покидает наш мир, принято завешивать зеркала – а это языческая традиция, которую священник может назвать суеверием, хотя осуждать за такое действие не станет. Однако любые похоронные обряды следует проводить в определенном порядке, чтобы обеспечить душе усопшего легкий переход в Царствие Небесное.

Похороны православного христианина состоят из целого ряда сакральных моментов

Ритуал похорон у русских

Разного рода ритуальные традиции существовали еще у язычников. Однако после Крещения Руси обряды погребения человека приобрели христианскую символику. Тело усопшего больше не сжигали на кострах и не спускали на воду, а предавали земле. Тогда же появились гробы – ящики из дерева, в которые тела покойных помещались после окончания земной жизни.

Некоторые похоронные обряды русских, связанные с погребением, не имеют какого-либо определенного смысла или религиозной подоплеки, однако они позволяют родным покойного упорядочить похороны и отвлекают от боли потери.

Традиция в наше время

Ритуал похорон у русских представляет собой соблюдение нескольких канонических этапов:

  • омовение тела усопшего;
  • облачение;
  • уложение тела в гроб;
  • чтение заупокойных молитв;
  • лития;
  • чин погребения;
  • захоронения;
  • поминальная трапеза.

Подготовка к похоронам

Все российские похоронные и поминальные традиции имеют глубокий смысл, а основаны они на древнейших славянских традициях.

Облачение покойника

Одежда для покойного может быть и не новой, главное, чтобы она была чистой и аккуратной.

После смерти тело христианина омывают. Такой ритуал символизирует чистоту и непорочность духа, который вскоре предстанет перед лицом Господа. Для этого обряда используется мягкая губка и обычное мыло. После завершения омовения тело одевают в новые красивые одежды, которые являются символом нетления.

Положение во гроб

На Руси гроб воспринимался имитацией постели – человеку, уснувшему вечным сном, должно быть в нем уютно так же, как в собственной кровати. После того, как родные или знакомые покойного укладывали тело в гроб, на человека надевался православный крест. Конечности принято связывать – руки ушедшего из жизни человека складываются на груди, правая должна лежать на левой.

В левую руку вкладывается небольшая икона – это показывает, что усопший верил в Бога, передал Ему свою душу, а теперь переходит в Царствие Небесное.

Рядом с покойным все те дни, пока гроб в доме, должен находиться кто-то из родственников или родных – его молитвы облегчат страдания души.

Что принято и что не принято класть в гроб умершему

Первое, что складывается в гроб – это веревки, которыми были связаны руки и ноги. Складывают в гроб расческу или гребень, которыми расчесывали человека после омовения.

Вообще, Православная Церковь придерживается мнения о том, что человек приходит в жизнь с пустыми руками, а значит, и уходить должен таким же образом. Захоронение личных вещей при похоронах у русских священнослужителей является языческим ритуалом. Несмотря на это семья, столкнувшаяся с горем, складывает в гроб дорогие человеку вещи. Так, если из жизни ушла незамужняя девушка, у ее изголовья кладется фата, если усопшая – маленькая девочка, ее наряжают в красивое платье, а рядом с ней кладут куклу или другие игрушки. При погребении беременных женщин в гроб кладут подгузники и соски, пеленки. В случае, если усопший человек ходил с тростью, ее так же могут положить в гроб.

Заочное и очное отпевание

Говоря о том, как хоронят русских, нельзя не сказать о таком обряде, как чин отпевания. Как понятно из названия чина, он состоит из большого количества песнопений. Совершается отпевание на третий день после кончины человека, в день его похорон. Родственники, друзья и близкие люди покойного стоят у гроба, держа в руках зажженные свечи, и молятся о его душе вместе со священнослужителем. Традиционно отпевание совершается в храме, однако допускается совершение обряда дома, на кладбище или даже заочно.

Последнее возможно в нескольких случаях, например, когда:

  • усопший был похоронен в спешке – к примеру, во время боевых действий;
  • человек захоронили в другой стране, где не было доступа к Русской Православной Церкви;
  • человек ушел из жизни во время какой-либо катастрофы или чрезвычайной ситуации;
  • родные получают сообщение о том, что моряк погиб на корабле, тело его было опущено в море или захоронено в ближайшем месте.

Отпевание – не прощение всех грехов, совершенных при жизни, а отпускание тех прегрешений, в которых человек покаялся при своей жизни.

Проходит отпевание заочно после похорон в России следующим образом: священник освящает подготовленную землю, благословляет ее. По завершении чина он передает землю родным покойного, чтобы они отнесли ее на могилу и крестообразно посыпали ее.

Что происходит с душой после отпевания

Чин отпевания очень важен для души. Поэтому долг каждого верующего – обратиться в церковь, чтобы человека отпели. Но что происходит с теми, кто уходит из жизни – и у кого нет ни родных, ни близких? Таких людей некому отпевать, о них никто не помолится, более того, их тела хоронят неопознанными – в общих могилах. Значит ли это, что неупокоенные души ходят по земле, пугая живых?

Священники говорят: это суеверие, основанное на представлениях из фильмов и книг, в которых люди превращаются в привидения. Ни наука, ни церковь в существование призраков не верят. А Бог милостив – и принимает души всех усопших. И на это не влияет, был человек отпет или нет.

Срок погребения

Хоронить человека принято на третий день после его ухода из жизни. При этом первым считается именно день смерти. То есть, если человек преставился во вторник до полуночи, хоронить его следует в четверг.

Как следует вести себя на похоронах?

Плач и причитания на похоронах не совсем уместны –душа усопшего обретает возможность встречи с Богом, что является для нее большой радостью.

Плакать на похоронах не следует – кто-то считает, что горькие слезы вынуждают душу усопшего оставаться на земле, священнослужители же говорят о том, что похороны для души – событие радостное, ведь она готовится к встрече с Живым Богом. Дети до года и беременные женщины должны оставаться в стороне от похорон

Вынос тела и траурная процессия

По традиции вынос тела назначается не ранее 12:00-13:00, но с таким расчетом, чтобы погребальный ритуал завершился до заката солнца. Обычно вынос производят до 14 часов. Тело выносят вперед ногами, стараясь, чтобы гроб не задевал дверных косяков и порога.

Перед выносом те, кто пришел проститься с человеком, могут выстроиться вдоль пути следования похоронной процессии. Прежде чем вынести из дома тело покойного, из дома выносят:

  • венки;
  • портрет усопшего;
  • подушку с наградами;
  • крышку гроба.

Через 10 минут выносят гроб, который проносят к катафалку, выходят родственники. Перед тем, как погрузить гроб в катафалк, его на несколько минут устанавливают у автомобиля и оставляют открытым – так попрощаться с усопшим могут те, кто не смог побывать в доме и не поедет на кладбище.

В катафалке гроб устанавливают изголовьем вперед на постамент, рядом укладывают траурные венки.

Говоря о традициях и обычаях похорон у русских, нельзя не сказать об оплакивании. По традиции, причитания и слезы характеризуют личность человека, ушедшего из жизни: чем больше плача, тем лучше у человека были отношения с окружающими. В былые времена на Руси существовали плакальщицы – женщины, которые приглашались на похороны, чтобы оплакивать усопшего. Фольклор сохранил для нас и славянские похоронные песни-причитания.

Останавливаться по пути похоронная процессия может только в церкви и у кладбища. При этом замедлять движение можно, проходя или проезжая важные для усопшего места. По пути следования можно разбрасывать еловые ветви или живые цветы – гвоздики на похоронах мужчины и розы для девушек и женщин.

Ритуальные кресты на могилу

Традиция установки на могилу после погребения креста появилась довольно давно: ученые говорят о том, что их устанавливали еще древние кельты – таким образом они защищали душу усопшего от нечистых сил. У древних инков крест символизировал четыре стороны света. У славян могильные кресты считались вместилищем души покойного. Для христиан крест – это символ спасения умершего жертвой Иисуса Христа.

Сегодня крест – это, скорее, дань традиции, нежели обязательное условие оформления могилы. Ставить его принято в ногах – в нашей стране считается, что это подчеркивает то, что покойный на протяжении своей жизни опирался на веру. Крест может быть выполнен не только из дерева, но и из других материалов – использовать можно камень, металл и даже пластик.

Православные поминки

Во время поминальной трапезы нельзя пить алкоголь. А вот говорить об усопшем, вспоминать его и желать ему добра – нужно.

После того, как закончится отпевание, а гроб с телом человека будет погребен, родственники и друзья покойного отправляются на поминальную трапезу. Отчасти ее можно считать христианской милостыней для всех, кто собрался проводить человека в его последний путь. Устраивать поминки можно в разные дни:

  • день похорон;
  • девятый день;
  • сороковой день;
  • полгода после смерти;
  • год после смерти;
  • в день рождения.

Поминальная трапеза не должна быть пышной, ведь похороны – это не повод для веселого банкета! Существует ряд запретов: во время поминок нельзя слушать музыку, на столе не должно быть спиртных напитков. Священнослужители говорят о том, что употребление алкоголя только вредит душе умершего человека. Пища должна быть простой, например, поминать покойного можно кутьей.

В случае, если поминки пришлись на дни поста, пища должна быть постной. В будни во время Великого поста поминки не совершаются – их принято переносить на следующие субботу и воскресенье. Те поминальные дни, которые выпали на Светлую седмицу, а также на понедельник второй пасхальной седмицы, следует перенести на Радоницу.

Подводя итоги, скажем: смерть является частью жизни каждого человека. Для Бога не бывает мертвых людей – есть только усопшие. Каждый верующий человек (независимо от вероисповедания – будь то мусульманин, христианин или буддист) должен спокойно относиться к такой процедуре, как предание земле усопшего после похорон. Похороны – это лишь временная разлука с дорогими сердцу людьми. Важно проводить их, молиться о них, ставить свечи и раздавать милостыню.

Читать еще:  Фото поминальных свечей

Похоронные обряды на Руси

П роводы человека в мир иной чтились на Руси не меньше, чем его появление на свет. Мы расскажем вам о самых необычных похоронных обрядах, о которых ученые узнали из этнографических экспедиций. Некоторые из этих ритуалов соблюдаются и по сей день.

Марганцовка, яйца и «магическое» мыло

В селе Средней Сухоны Вологодской области был популярен обычай приготовления к смерти. Старики заранее готовили себе смертную одежду, высказывали пожелания, где и как их похоронить, каким образом поминать.

Для лучшей сохранности тела умершего под стол или лавку ставили таз с холодной водой, в которой растворяли марганец. Около ушей покойного клали сырые яйца, которые во время захоронения бросали в могильную яму.

Здесь существовало поверье, что мыло после обмывания покойного приобретает магические свойства. Его хранили и использовали в дальнейшем болезней у людей и животных. При заболевании рук — мыли им руки и приговаривали: «Человек ушёл, у него ничего не болит, и у меня ничего не заболит».

Ночевка над покойником, «откупливание» нового места жительства

В деревне Черёмуха Брянской области было принято ночью сидеть/ночевать над покойником — ходить на хавтуры. В сидениях обычно участвовали пожилые женщины, многие из которых знали церковные молитвы. Сюда приходили без приглашения. В шесть утра усопшему открывали лицо и умывали святой водой, женщины выходили на улицу и голосили.

На кладбище в могилу, которую обязательно выкапывали чужие люди, перед опусканием гроба бросали монетки — «откупливали» место. Здесь же устраивали поминальную трапезу, постелив на могилу небольшое полотенце — постельку — и скатерть, которые затем уносили домой. До наступления 40-го дня после смерти скатерть нельзя было стирать, а постельку после 40 дней отдавали в церковь.

«Плохая» вода, крапива и металлические предметы

В села Новосолдатка Воронежской области обмывали и обряжали покойника по истечении двух часов после смерти. Мыть умершего могли как родственники, так и чужие люди, существовал запрет только на обмывание детьми своей матери. Считалось, что эта вода приобретала особые свойства, прикосновение к ней могло негативно сказаться на человеке, поэтому ее выливали в такие места, где люди не могли бы на нее наступить, например под забор.

Умершего человек клали на лавку и связывали руки и ноги. Развязывали их только на кладбище, перед тем как опускать гроб в могилу. Над покойником совершали магические действия, чтобы дольше сохранить тело. Например, под лавку, на которой лежал покойник, обязательно клали какой-нибудь металлический предмет (чаще всего — топор или замок), обкладывали умершего крапивой.

Ночью, пока покойник находился в доме, не разрешалось спать. В полночь устраивали поминальную трапезу, по окончании которой лицо покойника закрывали. По традиционным представлениям это связано с тем, «что если его не накрыть, то он не будет спать, а будет беспокоить живых».

Длина ног, сожженная солома и причитания

В Осиновице, что в Смоленской области, сравнивали длину ног покойника: если у него длиннее левая нога — следующей в деревне умрет женщина, а если правая — мужчина.

Под голову умершему подкладывали подушечку, которую набивали сухой листвой из березовых веников. Клали покойника на лавку на солому, застеленную белым льняным полотном. После похорон эту солому уносили в поле и сжигали, наблюдая, куда пойдет дым: «Если на дом, то хорошо, а если в поля, то, говорят, что всё потянет за собой, в доме будет плохо, пустота».

После того как умершего обмоют и положат на лавку, начинали причитать — голосить. Но на исполнение причитаний налагались определенные запреты. Нельзя было голосить в темное время суток и особенно ночью. Не должны были голосить беременные женщины, «а то ребёнок будет беспокойный».

«Приказывания» и белые платки

Одна из локальных этнографических групп русского населения, которая привлекала внимание исследователей еще в ХIХ веке, — горюны. Они проживали в западной части Курского Посемья, в Путивльском (а ранее и в Белопольском) районах Сумской области Украины. Эта территория до 1925 года входила в состав Курской губернии.

К наиболее специфическим особенностям погребальной традиции горюнов относятся обычай захоронения умерших в садах, в пределах места проживания.

Кроме того, в оплакивании покойника участвуют всех женщины села. Громкие похоронные причитания оповещали всех жителей о смерти односельчанина. Обмытого и одетого покойника клали на лавку, мужчин — к передней стене дома, а женщин — к правой боковой, выходящей на двор. Причитать — или, как здесь говорили, приказывать — начинали с порога, когда приходили в дом, чтобы попрощаться с покойником. В теплое время года жительницы по старинному обычаю приходили на похороны в белых платках.

«Чтеи» и духовные стихи

Основным музыкально-фольклорным жанром современных похоронно-поминальных обрядов в деревне Епихино Шатурского района являются духовные стихи. Они поются поочередно с чтением Псалтири до похорон («пакойника аднаво не аставляли, всё эта вот и читали»), на «девятинки» (девятый день), «сороковой день», «полгода» и на «годину» (год) со дня кончины.

Хранители духовных стихов — женщины старшего возраста (от 60 лет). В быту их называют «чтеями», «читалками» или «духовными» («когда соберутся духовные, они не обсуждают, что там в мире творится, а всё про Бога поют», а сами стихи — «божественными песнями», иногда — «стишками».

Языческие похоронные традиции

Далеко не все нынешние русские похоронные традиции связаны с православием. Многие из них возникли еще в далекую языческую эпоху.

Явь и Навь

Наши предки – древние славяне — верили, что существуют Явь и Навь. Явью назывался материальный мир, а Навью – мир потусторонний. В первом мире обитали живые, во втором – мертвые. Считалось, что именно туда уходят души после смерти. Попасть в Навь можно было, перебравшись по Калинову мосту через реку Смородину. Впрочем, туда можно было перебраться и вплавь.

В Древней славянской Руси усопших чаще кремировали. Считалось, что так душа скорее попадет на небо. В землю покойников зарывали только в степных районах, где отсутствовал лес, необходимый для сооружения погребальных костров. Если человек умирал в море, останки бросали в воду.

Подготовка к похоронам

Сразу после кончины славяне обмывали покойника и переодевали в чистую одежду, затем клали на лавку лицом к кумирам – изображениям языческих божеств (в христианскую эпоху их место занял «красный угол» с иконами). Тело укрывали белым холстом, а руки складывали на груди. Если в доме были зерцала (предшественники зеркал из меди или бронзы), их закрывали темной тканью, чтобы мертвец не забрал с собой на тот свет души других домочадцев. Пока усопший находился в доме, дверей не запирали, чтобы душа могла свободно входить и выходить – иначе, по поверью, она могла до трех лет оставаться привязанной к этому месту и беспокоить живых.

Руки и ноги покойному связывали тонкими веревочками. Снимать их полагалось перед сожжением. К среднему пальцу правой руки привязывали медную проволоку, другой конец которой был опущен в сосуд, наполненный землей. Это делалось одновременно для того, чтобы поддержать связь с Матерью-Землей, и чтобы тело дольше сохранялось. Глаза усопшему закрывали медными или серебряными монетами – чтобы ни на кого не глядел и никого больше не забрал с собой. Кроме того, считалось, что эти монеты потом станут платой за переправу в царство мертвых. Возле лица клали зеркальце и легкое перышко.

Затем все родные и близкие выходили из комнаты и уступали место волхву, который три дня читал над покойником. На третий день родственники прощались с усопшим, и его выносили из жилища ногами вперед. Перед тем как возложить тело на костер, уже приготовленный из дров и хвороста, близкие целовали усопшего в чело.

Обряд захоронения

После того как останки обращались в прах, его обычно помещали в горшок или кувшин, аналог современной погребальной урны. В центре будущего кургана ставили столб, на вершине которого находилась площадка с четырьмя столбами. Между ними и размещали домовину. Внизу под площадкой складывали различные вещи и утварь, который умерший «забирал» с собой в загробный мир. Если это был мужчина, то вместе с ним клали оружие, конскую сбрую. Если женщина – клали серпы, посуду и даже зерно.

Сверху все накрывали погребальным платом и вручную засыпали землей, при этом каждый присутствующий должен был кинуть горсть земли. Наверху кургана помещали поминальный камень – то, что сегодня называется надгробием. Некоторые курганы были семейными: площадку под домовину в них делали большего размера, а также строили из бревен проход вовнутрь.

Поминальное пиршество – тризну – устраивали тут же, на кладбище. Кладбища у славян обычно размещались за рекой. Курганы располагали в шахматном порядке на расстоянии трех саженей друг от друга, так, чтобы на все падал солнечный свет, а тень от одного кургана на восходе и закате не падала на соседние. Это было связано с культом Ярилы – бога Солнца.

В редких случаях останки сжигали в лодке (ладье), которую пускали плыть по реке. Так поступали только с мертвецами из знатных родов. Кстати, по мнению историков, гроб символизирует ладью, в которой душа переправляется на тот свет.

Поминальные традиции

Душа в представлении наших предков являлась вполне материальной субстанцией: она могла есть, пить, двигаться. Поэтому еще в древнеславянские времена возник обычай «угощать» покойников. Для этого был установлен специальный «навий» день. В словаре В.И. Даля говорится: «Навь это день поминовения предков. В южной Руси понедельник, в средней и северной — вторник на Фоминой». В некоторых регионах в поминальные дни оставляли кушанья на столах, чтобы усопшие «подкрепились». В Витебской губернии клали на стол «для покойных» по ложке каждого блюда, что подавалось живым – это называлось «дзедоу». В Оленецком крае для умерших выставляли вино и пиво.

В эпоху христианства мертвые тела стали хоронить исключительно в земле, так как православная церковь не одобряла такой способ погребения: считается, что сожженные останки не подлежат воскрешению после Страшного Суда. После революции вновь стали осуществляться обряды кремации, но и сегодня верующие люди обычно отказываются от такой процедуры.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector