1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Поминки по православному обычаю

Православные похороны и проведение поминок

Проведение поминок по усопшим существует в христианской церкви с самого начала ее основания. Особые дни для этого по православному обычаю — 3, 9 и 40 день после смерти. Кроме того, близкие люди поминают умерших в годовщину, день рождения, день Ангела.

Поминки после похорон проводят на третий день после кончины, когда, в соответствии с учением церкви о жизни за гробом, душа возносится на небо для поклонения Богу. Даже те славяне, которые при жизни нечасто посещали церковь, соблюдая посты и предаваясь молитвам, у последней черты выражают желание, чтобы их похороны и поминки проходили в соответствии с православными традициями.

Значение отпевания

Тело усопшего омывают, одевают в новую чистую одежду, покрывают саваном — белым покровом, подобным которому пользуются при крещении и означающим, что новопреставленный сохранил данный тогда обет. Провести омовение умершего должны не родные ему пожилые женщины. На покойном должен быть нательный крестик. На лоб усопшего надевают бумажный венчик с надписью: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». В руки вкладывают икону Спасителя. Гроб с покойным ставят посреди комнаты, зажигают вокруг него свечи. Перед тем как вынести тело из дома, священник совершает краткую заупокойную литию с каждением, знаменующим, что душа преставившегося, подобно кадильному фимиаму, возносится на небо. В некоторых регионах сохранился обычай при выносе тела и прощании с ним возле дома бить в колокол.

Гроб с покойным приносят в храм для отпевания, без которого душа усопшего не находит покоя.

Устанавливают его головой на запад, ногами — на восток, лицо открыто. Пришедшие с похоронной процессией в церковь держат в руках горящие свечи и молятся о том, чтобы душа прошла все испытания после смерти. Заупокойное богослужение возносит мольбу о прощении грехов, напутствует и провожает усопшего в другой мир, выказывает ему почтение. От лица покойного поются древние стихиры со словами: «Видя… лежащего безгласным и бездыханным, восплачьте!…»Настиг… страшный час смерти… уже более не поживу с вами!«…»Помолитесь!«…»Придите, дайте последнее целование!« Церковная молитва любящих близких людей за умершего должна исходить от сердца.

Церковь отказывает в отпевании не крещенным в православной церкви, самоубийцам и тем, кто при жизни позиционировал себя атеистом или являлся гонителем верующих.

Погребение и захоронение урны

При прощании целуют венчик и икону, находящуюся в гробу, просят у покойного прощения и молят простить его за то, в чем он был виновен сам. После этого икону вынимают и тело полностью накрывают покрывалом, священник крестовидно посыпает тело землей, произнося: «Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущие на ней», и гроб закрывают крышкой. На кладбище его опускают в могилу так, чтобы лицо усопшего было направлено к востоку. Священнослужитель бросает землю на гроб крестообразно. В ногах усопшего устанавливают крест, как символ спасения, таким образом, чтобы на него было направлено лицо покойного.

В крупных перенаселенных городах все чаще по желанию усопшего или его родственников тело кремируют. Захоронение урны с прахом после кремации может проводиться, как и погребение в гробу: выделяется маленький участок, выкапывается могила. Панихиды и отпевание совершаются, как обычно, но молитвы с венчиком остаются у родных. При кремации в гробу не оставляют святынь. Согласно традициям православной церкви, прах должен быть предан земле. Урну захоранивают, в яму опускают молитву и венчик, предавая их тлению.

Православные похороны дают осознание значения человеческой жизни, сплачивают семью и помогают справиться с болью утраты.

Погребение совершают до захода солнца, не проводят его в день Святой Пасхи и в Рождество Христово.

Поминальная трапеза

После похорон семья покойного собирает его родных, близких и друзей на поминальный обед, который является продолжением богослужения и прощания. Несмотря на то что все эти хлопоты горькие, каждая семья старается организовать поминки как можно лучше, выразив этим любовь и уважение к почившему. Обычно приглашают всех, кто был на похоронах. Если накрыть стол предполагают в доме покойного, то после выноса гроба с его телом моют полы, убирают мусор, устанавливают портрет умершего, зажигают свечи. Организация поминок возможна в кафе или траурном зале ритуальной службы. Меню обсуждается и составляется заранее.

Накрывать стол нужно непраздничной посудой. Какие блюда готовят на поминки? Начинается трапеза с кутьи, кроме нее обязательно подают блины и кисель. Готовят лапшу, овощи, рыбу, мясо, сдобные булочки. В вазочки раскладывают конфеты. На поминки не нужно устраивать грандиозное застолье, чтобы столы ломились от изысканных яств. В наши дни редкая поминальная трапеза обходится без спиртных напитков, однако сладкие и игристые алкогольные напитки должны быть исключены.

Православные поминки после похорон непродолжительны, их еще называют скорбными. Уходя, гости не говорят «спасибо».

Как проводить поминки во время православного поста? Ограничения касаются только Великого поста. Если поминки пришлись на самые строгие его недели (1, 4 и 7), собирается лишь близкая родня. В будние дни Великого поста поминовение на 9 и 40 дней не делают, их переносят на субботу или воскресенье, только не на Вербное. Не будучи уверенными в правильности определения дня поминок в конкретном случае, обратитесь за советом к священнику вашей церкви. Молиться за усопших можно всегда. Поминки в пост в день похорон нужно организовывать, подавая для трапезы такие блюда:

  • суп или борщ, приготовленный не на мясном бульоне;
  • грибы с лапшой или картофелем;
  • овощи свежие, соленые или квашеные;
  • сою, фасоль, чечевицу;
  • блины и пироги, приготовленные по специальным рецептам;
  • изюм, орехи.

Постные поминки начинаются с вкушения кутьи. На Благовещенье и Вербное воскресенье можно подать рыбу. Исключается из меню мясо, молоко, яйца, животные жиры. Не допускаются алкогольные напитки. Пьют квас, кисель, компот, сок.

Поминальный этикет

На поминки без приглашения не приходят. Правила поведения на этом мероприятии основаны на скромности и уважении к покойному и его семье. Как организовать поминки, чтобы они не превратились в повод вкусно поесть и обсудить новости? Главное место за столом занимает хозяин дома, возле него размещаются родственники и близкие люди. Детей рассаживают обычно в конце стола. Приглашает приступить к трапезе один из родных покойного, чаще всего старший. Застольные речи посвящаются усопшему, его добрым земным делам и утешению родных.

У православных христиан существует традиция за поминальным столом молиться об умершем.

Правила этикета на поминках запрещают громко разговаривать, чокаться, смеяться, активно двигаться, жестикулировать, спорить, нарушать порядок выступлений и оскорблять память усопшего. За столом нельзя рыдать, причитать. Если трудно справиться с эмоциями, следует найти уединенное место. В конце поминального обеда родные встают, самая старшая женщина благодарит пришедших на поминки за добрые слова и желает всем здоровья. Уходящим раздают выпечку и конфеты с поминального стола.

Многие приметы и церемонии, связанные с похоронами и поминками, дошли до нас из далекого язычества. Ничего общего не имеют с православным христианством такие обычаи:

  • завешивание зеркал в доме, где лежит покойник, чтобы его душа не осталась по ту сторону отражающей поверхности;
  • укладывание в гроб различных предметов, любимых вещей покойного;
  • кидание монет в могилу.

Обычай ставить для умершего на столе и на могиле еду тоже языческий.

Славянские церковные поминки по усопшим проводят в родительскую, Дмитриевскую и Троицкую субботу, Радоницу. В эти дни в церкви заказывается заупокойная служба, раздается милостыня. После этого идут на кладбище, чтобы поправить могилки и пообщаться с ушедшими. Самое лучшее, что люди могут сделать для своих умерших — сердечно помянуть и молиться о них.

Поминальная трапеза

Благочестивый обычай поминать умерших за трапезой известен очень давно. Этот обычай описан еще у пророка Иеремии, откуда явствует, что у древних иудеев было обыкновение в утешение об умершем. преломлять для них хлеб ( Иер. 16: 7 ). Словами преломлять для них хлеб пророк свидетельствует, что поминать умерших хлебом, а тем более с молитвами, полезно для покойных.

Но вот как именно за обеденным столом поминать усопших родных? Что читать? Как себя вести? Трудные вопросы. Не случайно многие поминки превращаются для родственников лишь в повод собраться вместе, обсудить последние новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальной трапезой должны молиться за своих братьев по вере.

В этой главе мы пытались, прислушиваясь к мнениям различных людей, живущих православной жизнью, свести воедино разрозненные советы и пожелания. Это не правило, не устав, а обобщенный опыт поминовения усопших.

Если поминки (третий, девятый, сороковой день, годовщина) приходятся на время Великого поста, то в

первую, четвертую и седьмую неделю поста родные и

близкие усопшего на поминки никого не приглашают. Эти недели особенно строгие. Пусть за столом будут лишь самые-самые близкие: мать или отец, жена или супруг, дети или внуки.

Если поминальные дни приходятся на будни других недель Великого поста (то есть кроме первой, четвертой и седьмой), то они переносятся на ближайшие (предстоящие) субботу или воскресенье. Это называется встречным поминовением. Делается это потому, что праздничными днями Великого поста считаются субботы и воскресенья, только в эти дни совершаются Божественные литургии святителя Василия Великого (в субботу) и святителя Иоанна Златоуста (в воскресенье).

Если поминки приходятся на Светлую седмицу (первая неделя после Пасхи), то в эти первые восемь дней после Пасхи не читаются молитвы за усопших, не совершаются по ним панихиды. Вместо панихиды в Церкви поется Пасхальный канон.

Поминать усопших Святая Православная Церковь разрешает с Радоницы (вторая неделя после Пасхи), с этого дня в церкви по усопшему можно заказывать сорокоуст, обедню, проскомидию и панихиду.

Дома (келейно) со дня Пасхи до Радоницы по усопшему читают только Пасхальный канон.

Не следует поминать усопшего за столом водкой или другими алкогольными напитками (даже если умерший человек и любил выпить!). Поминки – это дни скорби, дни усиленной молитвы за душу умершего, которой, может быть, очень тяжело. Так неужели душе будет в том мире легче, если мы здесь будем услаждать себя вином?

За столом лучше прочитать или спеть те молитвы, которые знает большинство присутствующих, а не обсуждать политические новости, бытовые проблемы.

Поминальная трапеза, которую устраивают родные и близкие покойного, – это своего рода милостыня для всех, кто на ней присутствует. Отсюда происходит желание хозяев угощать всех повкуснее, посытнее. Но нужно соблюдать постные дни, установленные Святой Церковью. Умерших поминают той едой, какая положена в день поминок: в среду, пятницу, в дни длительных постов – постной, в мясоед – скоромной.

Перед поминальной трапезой читают 17-ю кафизму. Молитвы читают перед святыми иконами, перед зажженной лампадкой или свечами. В это время с особой силой должно звучать прошение помиловать усопшего. Между подачей очередных блюд читают следующие молитвы.

«Зряще мя безгласна и бездыханна предлежаща, вос- плачите о мне, братие и друзи, сродницы и знаемии: вчерашний бо день беседовах с вами, и внезапу найде на мя страшный час смертный.

Но приидите, вси любящие мя, и целуйте мя последним целованием: не к тому бо с вами похожду или собеседую прочее: к Судии бо отхожду, идеже несть лицеприятия: раб бо и владыка вкупе предстоят, царь и воин, богатый и убогий в равном достоинстве: кийждо бо от своих дел или прославится или постыдится. Но прошу всех и молю: непрестанно о мне молитеся Христу Богу, да не низведен буду по грехом моим на место мучения, но да вчинит мя, идеже свет животный».

Читать еще:  Ты превращен в мое воспоминание

На русском языке: «Братья, друзья и знакомые. Видя, как я лежу безмолвный и бездыханный, плачьте обо мне. Давно ли я беседовал с вами? И вот как скоро застиг меня смертный час. О, все вы, которые любили меня! подойдите, отдайте мне последний поцелуй; больше мне уже не быть и не беседовать с вами, потому что я отхожу к Судии, у Которого нет лицеприятия, пред Которым предстоят наравне раб и господин, царь и воин, богатый и нищий – все равны, и каждый за свои дела будет или прославлен, или посрамлен. Но прошу всех и умоляю: непрестанно о мне молитеся Христу, чтобы я не был, за свои грехи, ввержен в место мучения, но чтобы Он вселил меня туда, где свет жизни».

Эту молитву читают или поют в третий, девятый и сороковой день поминовения, когда еще живы и ярки в памяти родных все обстоятельства похорон. В дни годовщин и в родительские дни эту молитву, по обыкновению, уже не читают.

Следующие молитвы читают в любые дни поминок.

«Молитвами Рождшия Тя, Христе, и Предтечи Твоего, апостолов, пророков, иерархов, преподобных и праведных, и всех святых, усопшаго раба Твоего упокой».

«Богородице Дево, радуйся. »

В конце трапезы попросите у Бога за всех усопших: «Подаждь, Господи, оставление грехов всем прежде отшедшим в вере и надежди воскресения, отцем, братиям и сестрам нашим и сотвори им вечную память».

«Вечная память» (трижды).

Далее следует краткое прошение, которым в земной жизни Сам Спаситель кончил Свою последнюю трапезу: «Благословен еси. Господи, научи мя оправданием Твоим».

Непосредственно перед едой читают молитву «Отче наш». Первым блюдом, которое по праву родства и близости к покойному сначала отведывают его ближайшие родные и друзья, является кутья. Это отваренные зерна пшеницы, смешанные с медом. Если этого нет, то используют отваренный рис с изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед (или изюм) – сладости, каковою наслаждаются праведники в Царствии Небесном. Кутья освящается в храме во время панихиды.

Затем кутью понемногу отведывают все присутствующие. Подают ее, по обычаю, в третий, девятый и сороковой дни поминовения.

После еды читают благодарственные молитвы: «Благодарим Тя, Христе Боже наш. », «Достойно есть. »

Но самое главное – молиться об упокоении и помиловании души умершего человека. Может так случиться, что в доме ничего не останется, кроме воды и сухарей, не будет даже кутьи. Что же, поминовение будет хуже? Если не окажется в доме и молитвослова, то будем читать те молитвы, которые знаем по памяти, обратимся к Богу своими словами, лишь бы только воздыхание наше за души умерших шло от сердца нашего. Если же молитвослов есть, лучше молиться по нему, как было рассказано ранее.

Молиться (принимать участие в чтении, пении молитв) нужно всем, кто собрался за поминальной трапезой ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них ( Мф. 18: 20 )

Будем же помнить, что сердцеведец Бог судит не только дела, но и намерения. И если мы серьезны, если мы готовы потрудиться (а молитва есть труд!) ради упокоения душ наших усопших, если мы верим, что по нашим трудам молитвенным, по вере нашей и милостыне придет облегчение тем, за кого мы молимся, то Бог, будем надеяться, и услышит нас, ведь сказано Самим Спасителем: все, чего ни попросите в молитве с верою, получите ( Мф. 21: 22 ).

Во время поминок оставляют во имя умершего место, тарелку, обеденный прибор, часть блюд: это очень древний обычай.

Во время похорон существует еще один обычай – закрывать в доме зеркала материей. Это делают из чувства благочестия, дабы ничто лишнее не рассеивало скорби и печали о грехах перед Богом.

Источник: Что нужно знать о поминовении и погребении усопших. – Синтагма, 2008. – 64 с.

Православный похоронный обряд

Православные похороны – это подготовка к погребению, само погребение и поминовение усопшего по канонам русской православной церкви.

Земная жизнь в христианстве понимается как преуготовление к воскресению и жизни вечной, в которой будет пребывать душа и тело, которому после воскресения предстоит восстать нетленным. Поэтому смерть – это сон тела или успение на церковно-славянском языке. Умерший человек понимается как усопший, то есть, уснувший. Тело засыпает и покоится, а душа отправляется навстречу Богу. Отсюда слово «покойник» — человек, пребывающий в покое после треволнений земной жизни. Тело и душа человека воскреснут, поэтому нужно обеспечить ему достойное погребение.

Православные традиции и обычаи при похоронах

Следствием такого отношения к телу усопшего являются православно-христианские традиции погребения и поминовения. Краткое описание того, как проводят православные похороны, на какой день проводят православные похороны и каковы православные традиции погребального обряда, дано ниже.

Правила православных похорон

Правила православных похорон – это соблюдение канонических этапов православного обряда. Обязательно нужно использовать обрядовые предметы для православных похорон, предписанные каноном.

  • омовение
  • облачение
  • уложение в гроб
  • крест, саван, икона
  • заупокойные молитвы по усопшему – панихиды
  • заупокойная лития
  • отпевание
  • погребение
  • поминовение (поминки)

Этапы православного погребального обряда

Омовение – это обряд очищения. Тело почившего предстает пред Господом чистым и непорочным.

Покойного облекают в чистые одежды, надевают на него крест, накрывают белым саваном, окропляют святой водою, полагают в гроб, который располагают головой к иконам.

Положение во гроб

Глаза покойного закрыть, уста сомкнуть, руки с вложенной иконой или крестом расположить крестообразно.

До выноса тела совершают заупокойные молитвы по усопшему – панихиды. Начать нужно после положения облаченного тела на стол, затем в церкви. Перед выносом тела читается заупокойная лития.

Отпевание в храме

Отпевание оканчивается заупокойной литией.

При опускании в землю священнослужитель читает литию, затем осыпает землей саван почившего, после чего на гроб накладывается крышка. В случае если священнослужителя нет на похоронах, в церкви отправляется чин предания земле, а провожающим передают землю, которую они посыпят на тело перед тем, как закрыть гроб.

После закрытия гроба и опускания его в землю священнослужитель поливает гроб елеем, посыпает его пеплом и зернами пшеницы, затем землей. Прощающиеся бросают в могилу горсть земли. Предание тела земле символизирует надежду на воскресение –тело прорастет как зерно, брошенное в землю.

Во главе могилы водружается крест во исповедание веры в Господа, на кресте смерть победившего и позвавшего всех живущих идти его путем.

3-й день после смерти.

Это обряд вспоминания человека и его добрых дел, а также моления об упокоении его души. Поминки проводятся трижды: в день погребения на 3-й день после смерти, на 9-й (девятины) и на 40-й (сороковины).

Поминки в день погребения

Устраивают сразу после погребения во вспоминание о Воскресении Христа на день третий после его казни. Первые два дня после кончины душа усопшего пребывает на земле и ведет разговор с собой, родными и близкими.

На поминальную трапезу приглашаются все, кто провожал покойного на кладбище, а также те, кто не смог на них прийти. Перед началом поминок родственник покойного становится перед образами с горящей лампадой и читает 17-ю кафизму Псалтыря, после чего все читают молитву «Отче наш». Приступая к трапезе, все осеняют себя крестным знамением. В ходе поминания говорят об усопшем.

Меню поминального стола

Первым блюдом идет кутья – месиво из цельных зёрен риса (или пшеницы), изюма и мёда. Зёрна – символ Воскресения (тело усопшего прорастет как зерно). Кутью освящают в храме на панихиде. Это блюдо ест каждый участник ритуала. Кроме кутьи едят блины и пьют кисель и сыто (вода с мёдом). В пост поминальная трапеза постная, в мясоед скоромная.

Эти поминки отправляются во славу ангелов, которые просят Господа помиловать почившего. На девятый день после упокоения душа усопшего предстает перед Господом на поклонение, поэтому обряд и молитвы 9-го дня помогают душе пройти это испытание достойно. На девятины служится панихида, а на трапезу зовутся близкие почившего. После второго поминовения с 9-го до 40-го дня душа покойного попадает в ад и осознает грехи содеянные.

Проводятся во славу вознесения Господня на 40-й день после Воскресения. В этот день решается участь усопшего, которого Господь судит по делам земным и достижениям души, после чего назначает ему место по заслугам в ожидании Страшного Суда. Усопший поминается в этот день для того, чтобы душа его предстала перед Господом и получила обетованное блаженство на небесах. Цель сороковин – постараться загладить грехи почившего.

Цель сороковин – постараться загладить грехи почившего.

После сороковин почивший поминается в дни рождения, смерти и именин.

Отношение православной церкви к кремации

Православная церковь отрицательно относится к кремации, поскольку телу после воскресения предстоит восстать перед Господом нетленным, и погребение тела в землю выражает для христиан надежду на воскресение. Именно поэтому христианская церковь приняла и хранит обычай не уничтожать тело (сжигать), а зарывать его в землю – как зерно сеют в землю, чтобы оно ожило и взошло. Кремацию церковь допускает только в тех случаях, когда иного выхода нет. Благословение на кремацию нужно получить у священника, описав обстоятельства дела. Урну с прахом после кремации в церковь приносить для отпевания не благословляется. Если человека кремируют, для него возможно заказать только сокращённый чин отпевания — заочное отпевание.

В силу различных социально-экономических обстоятельств в России все больше верующих предпочитают кремацию погребению.

Организация обряда похорон у православных — Ritual.ru

Похоронная служба Ritual.ru поможет вам провести похороны по православному обряду и организовать обряд отпевания в храмах и церквях Москвы и Подмосковья. Мы работаем в ритуальной сфере 25 лет и организовали за это время более 40 000 православных похорон с отпеванием.

Проконсультироваться по любым интересующим вас вопросам вы можете по телефону круглосуточной городской информационной службы 8 (495) 100-3-100 .

Возможно, вам будет интересно:

Православный обряд погребения

Погребение усопших по уставу православной церкви происходит на 3-й день после кончины человека. Обряды, совершаемые священнослужителями над телом христианина, обладают глубоким смыслом и основаны на догматах христианской веры. Они берут начало со времен апостолов Христа и первых последователей Мессии.

В Писании демонстрируется погребение Божьего Сына. Сначала совершалось омовение Его Тела, а после облачение в специальный наряд и положение в гроб. Подобные действия совершаются сегодня над каждым православным верующим.

Похороны в православии

Православные традиции похорон и поминок учат с колоссальным почтением смотреть на бездыханное тело верующего. Даже в руках смерти он остается членом Иисусовой Церкви, а его тело считается храмом, где ранее обитал Святой Дух. Через время это тело, по законам Церкви, оживет и приобретет качества нетления и бессмертия.

Православие о смерти:

Каждый народ проявлял особое внимание к телам умерших сограждан. В погребальных обрядах выражались индивидуальный дух и забота о скончавшихся. Иудеи проводили короткие ритуалы, избегая бальзамирования и кремации, они намащивали тела благовониями, укутывали в тонкие полотна и помещали в пещеры.

В память о покойном ломали хлеб, посыпали собственную голову пеплом и нередко накладывали траурный пост.

Приготовление к погребению

Традиции похорон и поминок обладают глубочайшим смыслом и основываются на древнейших правилах первых христиан.

  • Тело последователя христианской веры омывают сразу после физической смерти. Этот обряд производят в знак абсолютной чистоты и непорочности духа, который предстанет в подобном виде перед очами Господа. Омовению подвергаются все части тела: используют теплую воду, обычное мыло и мягкую тряпку (губку).
  • Одновременно с ритуалом читают Трисвятую песнь, а также зажигают лампаду, которая должна гореть, пока в помещении присутствует тело покойного. К обряду омовения допускаются пожилые люди или чистые женщины, сами принявшие ванну.
  • После этого ритуала тело усопшего одевают в новые и стираные одежды, что символизирует нетление и бессмертие души. Вскоре после кончины христианин предстанет на Суде и даст отчет перед Всевышним Творцом за пройденную жизнь.
  • На человека надевают православный крест, а конечности связывают. Руки аккуратно складывают на груди таким образом, чтобы правая оказалась наверху. В левую десницу вкладывают небольшую икону (для мужчин — это образ Христа, для женщин — Девы Марии). Это показывает, что покойный верил в Божьего Сына, предал собственную душу Ему, а ныне переходит к вечному, пречистому и благоговейному лицезрению Святой Троицы.
Читать еще:  Поминание усопших после смерти полгода

На заметку! Для подкрепления авторитетности обряда омовения используют свидетельства писателей, живших после апостолов. Здесь описываются подробные указания по проведению обряда. В прошлом христиане свято заботились о теле усопшего, омывая его и воспевая псалмы царя Давида.

Погребение и его последовательность

  • При смерти православного верующего читают составленный по церковному правилу канон из восьми песен. Его применяют, так как перед кончиной человек испытывает естественное чувство страха. Священнослужители подтверждают: душа поддается этому аффекту при разлучении с физической оболочкой, к которой она сильно привыкла.
  • Сознанию человека особенно сложно в первые 3 дня после кончины: здесь люди видят Ангелов-Хранителей, которые сопровождали их все время после ритуала Крещения, а также злобных духов, вызывающих ужас своим отвратительным видом.
  • Канон следует читать для того, чтобы душа покойного нашла умиротворение в загробном мире. Близкие обязаны найти мужество и попрощаться с умершим родственником, исполнив молитвенное прошение перед Отцом Небесным.
  • Перед погребением тело христианина и его гроб символично окропляют святой водой. На лоб усопшего кладут венчик, который выдается священником для отпевания. Это символизирует, что православный верующий с честью оставил поле действий, победив в борьбе с тягостной жизнью и пугающей смертью. На венчике располагаются лики Божьего Сына, Богоматери и святого Иоанна Предтечи, а также надпись «Трисвятое».
  • Под голову и плечи усопшего христианина подкладывается ватная подушка, а тело покрывают белой простыней. Чаще гроб ставится в середине комнаты перед домашним иконостасом, лицо покойного должно смотреть на образы святых. Вокруг смертного ложа зажигаются свечи, предвещающие о переходе покойного верующего в области света и спокойствия.

Интересно! Монахов и священников традиционно не омывают после их кончины. Первых облачают в специфическое одеяние и укутывают в мантию крестообразным способом. Лицо монахов закрывают, указывая на его удаленность от мирских страстей во время земного бытия. Священников же облачают в церковные одежды, а на голову накладывают покров, говорящий о причастности духовника к Тайнам Господа.

Молитвы после омовения

Когда тело покойного христианина очистили от мирской скверны, начинают читать канон, который носит название «Последование по исходе души от тела». В припеве люди просят Господа об упокоении умершего, а в конце обращаются с просьбой о вечной помощи. Этот канон способствует облегчению душевных страданий покойного человека, сразу после смерти испытывающего неодолимую горечь от расставания с телом и внешним миром.

О заупокойной молитве:

Воспевая песню 5, священнослужители и родные просят Всевышнего о щедром помиловании усопшего. В песне 4 идет обращение к Святой Троице, которая способна озарить истинным светом омраченную суетностью мирской жизни душу.

Начальный тропарь — восхваление Богородице, родившей Спасителя без семени. Живые просят о спасении преставившегося человека.

Далее, в течение трех суток над телом усопшего возносятся слова Псалтыря, который разделен на 20 частей (кафизм) и начинается с прошения Господа о милосердии. В каждой кафизме присутствует троекратное восклицание «Слава», которое демонстрирует могущество и милосердие Небесного Отца. Затем воспеваются молитвы.

Псалтырь читают без перерывов, пока гроб не будет погребен. К воспеванию допускаются благочестивые друзья, так как у членов семьи появляется множество хозяйственной работы по организации похорон. Псалтырь имеет колоссальное значение в ритуале прощания с телом.

Он живо воспроизводит душевные эмоции, сочувствует радости и печали, проливает яркий свет утешения в скорбящие сердца родных. Церковь разрешает произносить текст Псалтыря по своему усмотрению: возникает представление о том, что умерший самостоятельно обращается к Всевышнему ради помилования.

Ритуалы в храме

За один час до выноса тела из дома читают канон об исходе души. По традиции покойного выносят ногами вперед. Во время выноса поется молитва в честь Пресвятой Троицы. Это говорит о том, что усопший искренне исповедовался пред Господом и отныне переходит в Царствие Небесное, где будет обитать в качестве бесплотного духа, окружая Престол и воспевая хвалу.

  • Когда тело привозят в храм, его размещаются посредине, лицом к священному алтарю, а по 4 сторонам возжигают лампады. Церковь учит: на 3-й день кончины тонкая оболочка (душа) покойного христианина испытывает жуткие страдания, хотя тело остается мертвым и бездыханным. В этот сложный период усопший чрезвычайно нуждается в помощи от священнослужителей, поэтому над его гробом читают специфические каноны и Псалтырь, а также проводят обряд отпевания, который состоит из литургических песнопений, кратко иллюстрирующих судьбу человека.
  • Греховность не убивает в душе людской славы Господа, поэтому Церковь просит о милосердии и праве каждого праведника войти в Небесный Град.
  • Чтобы поддержать человечество и избавить сердца людей от печали и опасных сомнений, которые порой рождаются при виде смерти, апостол Павел величественно утешает нас, перенося религиозную мысль за пределы тленности и раскрывая божественные тайны дивного преображения праха в вечный дух. К тому же сам Иисус-Спаситель, облачившись в одеяния священника, аллегорично обнадеживает родных усопшего, когда в храме читают Евангелие от Иоанна. После этого провозглашается разрешительная молитва, уничтожающая мирскую греховность умершего христианина.
  • Ритуал прощания состоит в целовании и пении над гробом умиляющих стихир, где говорится о том, что усопший оставляет бренность, суету, обретая успокоение по милости Всевышнего Господа. Родные смиренно обходят гроб, кланяются и просят простить их за нелепо нанесенные обиды. Последний поцелуй направлен на венчик или небольшую икону, располагающуюся на груди.
  • Наконец, покойного закрывают простыней, а батюшка крестообразным движением посыпает тело землею, произнося священные слова. Гроб запечатывают и уже не открывают более. Когда умершего выносят из пределов храма, родные поют «Трисвятую»

На заметку! Если церковь располагается на большом расстоянии от дома почившего христианина, совершается заочное отпевание, которое заказывается родственниками в ближайшем монастыре.

После ритуала в правую руку покойного вкладывают разрешительный молитвенник, а на лоб традиционно кладут бумажный венчик; во время прощания тело, укутанное в простыни, посыпают землею крестообразным образом.

Собственно ритуал погребения

В самой могиле покойного человека поворачивают лицом на Восток, что символизирует ожидание церковного утра (второго пришествия) Божьего Сына. Когда гроб неспешно опускают в подготовленное пространство, вновь поется «Трисвятая» молитва. Перед закапыванием все присутствующие бросают в яму комок земли. Это говорит о покорности высшему провидению.

Крест, являющийся символом спасения, ставят в области ног покойного. Отныне христианин, верующий в распятого Спасителя, покоится долгим сном смерти под опекой Отца. Крест должен быть правильной формы и восьмиконечный.

Елейное масло традиционно не возливают на мертвое тело и не кладут его в гроб, оно используется только при жизни для исцеления.

Православная традиция благословляет людей, помогающих проводить ритуалы омовения, облачения в чистые одежды и погребения. Считается, что эти действа являются последней и необходимой милостью, которую мы способны оказать для отошедшего в мир иной христианина.

Поминовение

Церковь постоянно возносит молитвы о тех, кто прошел свой жизненный путь. Она также разрешает совершать частное поминовение, если у родных возникло благочестивое желание.

  1. На третий день этот ритуал проводится по апостольской традиции, так как православный верующий крещен во славу Троицы. Кроме богословско-философского значения здесь обнаруживается и мистическое, затрагивающие загробную жизнь души. Ангелы объясняли значение поминовения третьего дня святому Макарию. Душа, еще привязанная к мирскому, первые 2 дня скитается около собственного дома, в котором происходит отпевание, в сопровождении божественных ангелов и пытается вновь получить тело. Благочестивое же сознание возносится на третьи сутки, подобно Христу, в Небесную обитель.
  2. На девятый день Церковь совершает молитвенные прошения и делает бескровные жертвы. Душе в течение 6 дней открываются красоты Рая, где она прославляет Бога, забывая о страданиях, которые были основаны на связи с телом. Однако грешники при виде наслаждений укоряют себя до той поры, пока не получают помилование.
  3. 40-дневный период, который предназначен для полноценного поминовения над усопшими. В течение этого времени Святая Церковь читает молитвы, просит особенной милости, приносит бескровные жертвы, смиренно испрашивает благодати для усопшего христианина. С 9 по 40 день душе показывают адские чертоги, где демонстрируются ужасные страдания грешников. Спустя 30 суток скитания по Геенне огненной она возвращается на поклонение и ждет, какое место ей определит Всевышний.

Православные традиции похорон и поминок показывают особенное отношение Церкви к каждой личности. Религия всячески заботится о чистоте и помиловании души, а усопшее тело проходит обряды омовения, облачения, отпевания и погребения.

Важно! Все эти ритуалы делаются с особенной тщательностью, чтобы подготовить умершего человека к встрече с Богом, которой определит его дальнейшую судьбу согласно прожитой жизни.

Правила проведения поминок: обычаи и традиции поминовения усопших

Поминальный обед – обязательный ритуал похоронного процесса, который символизирует вечную память об ушедшем в иной мир человеке. В нем принимают участие родственники усопшего, близкие друзья, коллеги. Поминки после похорон проводятся прежде всего для души умершего. Однако не менее важен этот ритуал и для близких усопшего. Он помогает им облегчить боль утраты и постепенно прийти к успокоению. В этой статье мы расскажем об основных правилах проведения поминок после похорон.

Как поминают усопшего?

Согласно православным традициям, ритуальный обед проводится:

  • В день погребения (на 3 день после смерти);
  • На 9 день после похорон;
  • На 40 день после погребения;
  • Через год после смерти человека.

Также можно организовывать поминальную трапезу через полгода после смерти, на день рождения усопшего и в День Ангела.

Если вы не уверены, можно ли организовывать поминовение в конкретный день, или у вас есть другие вопросы относительно этого ритуала, вы можете прийти в храм и задать их священнику.

Поминальная трапеза в день похорон.

Ритуальный обед традиционно начинается с молитвы «Отче наш». Если на поминках присутствует священник, он освещает трапезу и благословляет на принятие пищи.

Усопшему принято отводить отдельное место за столом. На него ставится рюмка, накрытая хлебом, и тарелка со столовыми приборами. Пустой стул остается свободным.

Первое блюдо, подаваемое присутствующим, — кутья (отварное пшено или рис со сладким сиропом и сухофруктами). Все присутствующие должны съесть несколько ложек. Это символизирует счастливую жизнь души усопшего в ином мире. Также на столе присутствуют и другие блюда: отварной картофель, мясо, рыба, блины, овощи, пироги и т.д. При этом следует учитывать, что во время постов пища должна быть постной.

Все присутствующие за столом вспоминают усопшего добрыми словами, рассказывают о его жизни. Согласно традициям русской православной церкви, на поминках читают следующие молитвы:

  • 17 Кафизму из Псалтыря — псалом 90 и 118;
  • поминальную молитву — «Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго новопреставленного раба…».

Поминки на 9 день после погребения.

В этот день близкие усопшего снова организуют ритуальную трапезу, отдавая дань его памяти. Перед поминальным обедом присутствующие читают молитву «Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавол упразднившей…», после чего вспоминают усопшего, помогая его душе найти умиротворение. Угощение, которое остается после трапезы, рекомендуется раздать нищим.

Читать еще:  Почему поминают на 9 день после смерти

Поминки на 40 день после похорон.

Верующие считают, что в это время душа умершего в последний раз спускается на землю для прощания. Утром родственники усопшего посещают церковь, читают молитвы и заказывают панихиду. Поминки начинаются с раздачи присутствующим выпечки и конфет и заканчиваются ритуальным обедом. После 40 дней можно отдать личные вещи умершего его близким или нуждающимся.

Поминки на годовщину.

Поминальный обед через год после смерти человека проводится по тем же правилам, что и через 9 и 40 дней. Утром родные и близкие могут прийти на кладбище, чтобы постоять возле могилы. А затем все желающие садятся за поминальный стол, чтобы еще раз вспомнить усопшего.

Правила проведения поминок после похорон у православных

При организации ритуальной трапезы рекомендуется придерживаться основных правил.

  • Поминальный обед начинается минутой молчания. Затем право произнесения небольшой траурной речи поочередно предоставляется близким, друзьям и коллегам умершего.
  • Согласно правилам поминального этикета, на траурном обеде недопустимо громко разговаривать, чокаться и смеяться.
  • Также не принято громко причитать и рыдать. Если справиться с эмоциями становится сложно, рекомендуется покинуть поминальный стол и найти уединенное место.
  • После завершения трапезы каждый приглашенный встает и кланяется портрету усопшего и оставленному для него месту за столом. В этот момент уместно произнести слова сочувствия близким умершего.
  • Угощение, которое остается после трапезы, можно раздать присутствующим или нуждающимся, чтобы еще раз почтить память усопшего.

По церковным понятиям поминки после похорон организовывают на 3, 9 и 40 сутки после смерти. Это сложный ритуал, целью которого является почтение памяти ушедшего на тот свет человека и общая молитва о его душе. Правильное поведение родных и близких после похорон позволит легче пережить утрату и не усугубить и без того печальную картину моральными и социальными конфликтами.

Когда и как правильно поминать усопших людей после смерти

Согласно христианским, а особенно православным традициям, поминание усопших – важный обряд, который совершается в память о человеке и его душе. Это во многом отличает христианские обычаи от поминания покойного мусульманина в исламе.

Главной традицией считается коллективный обед, устраиваемый родственниками в доме, где жил человек или на кладбище: на месте его захоронения сразу же после процедуры погребения.

Поминания происходят три раза – в день погребения, на девятый (не на неделю, как некоторые думают) и спустя сорок суток. Посещают поминки все, кто желает вспомнить усопшего хорошим словом. В эти дни также навещают могилу, прибираются на участке.

В связи с таким распространенным для стран СНГ явлением, у многих людей возникает вопрос: как поминать усопших правильно и чем именно поминают умерших. В этой статье будет подробно описано поминание усопших, когда проводятся поминки и как правильно поминать по канонам православной церкви.

Зачем поминать усопших

Традиция поминовения умерших сложилась достаточно давно. Согласно византийско-христианскому обряду, как писалось выше, проводились поминки три раза:

  1. В день похорон, что на самом деле третий день со дня смерти, даже если она наступила незадолго до полуночи.
  2. На девятый день со дня смерти.
  3. На сороковой день (так называемые сороковины).

Далее процедуру повторяют каждый год в день смерти, а не раз в полгода, вопреки мнению некоторых людей. Сам обряд уходит своими корнями далеко в древность.

Некое подобие поминок есть и в вероисповедании других народов, так как многие связывают свою веру с бессмертием в другом мире. По христианским традициям вся процедура в конечном итоге сводится к поминальной трапезе.

Православные таинства и обряды

Богослужебные ритуалы важны для верующих людей, так как неразвитая человеческая сущность и несовершенная природа человека нуждается в видимых и невидимых символических действиях, которые способствуют ощущению воздействия незримой и всемогущей силы Бога.

Насчитывается немало всевозможных таинств и обрядов, к которым прибегают для поминовения умерших людей. Среди них:

  1. Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы. В эти дни на Литургии читают молитвы об усопших православных христианах, совершают богослужения за упокой души. Практически все эти дни связаны с празднованием Пасхи, поэтому даты суббот меняются каждый год.
  2. Третий, девятый и сороковой день. Обычные дни, которые связывают с умершим человеком. Они не являются какими-либо обрядами большого масштаба.
  3. Рождественский пост. Поминки проходят по тем же правилам, что и в Успенский или Петров пост. Не разрешается поминать спиртным и ставить перед фото покойного рюмку водки и хлеб.
  4. Мясопустная суббота. День поминовения умерших христиан, а особенно своих родителей. Это первая родительская суббота в уставе Православной церкви.
  5. Троицкая вселенская суббота (троица). Это день всеобщего поминовения, а также родительская суббота. В Троицу происходит «вселенское» обще церковное поминовение.
  6. Дмитриевская суббота. Совершается каждый год в субботу перед днем памяти Дмитрия Солунского. Является последней субботой, в которую можно совершать поминовение усопших.
  7. Поминовение на Радоницу. Первое после Пасхи поминовение усопших в традиции восточных славян. Отмечается во вторник после Фомина воскресенья.

Как поминать в пост

Когда идет пост, есть особые дни поминовения – Родительская суббота, Воскресный день, когда происходит служба Божественной Литургии в полном объеме (в любой другой день поста она сокращена).

Во время этих богослужений совершается проскомидийный обряд поминовения умерших, когда за каждого человека из большой просфоры хлеба вынимается часть, которая символизирует его душу.

Просфора обозначает небольшой хлеб округлой формы, состоящий из двух частей. Они символизируют двойную природу Иисуса Христа: Божью и человеческую. Делается он на дрожжах или на квасе и используется как символ Литургии и Евхаристии.

Поминки 1 год: традиции и правила проведения

В славянских странах принято отмечать знаковые даты для живых людей, такие как именины и дни рождения, а после гибели – поминки.

Такая дата чрезвычайно значима для христиан, так как они чистосердечно веруют в бесконечную жизнь, и наедятся на встречу с Богом. Именно по этой причине, по мнению христиан, для человеческой души не существует никакого завершения.

Кроме молебна, на один год смерти в церкви часто заказывают:

  1. Поминание в процессе проведения богослужения утром. Проводят следующий обряд: из кусочка хлеба все извлекают небольшие части за новопреставленного.
  2. Сорокоуст – поминание на сорока церковных службах.
  3. Панихиду – обычно производится в субботу, но много договориться и выбрать любой другой день. К такому обряду можно обращаться хоть каждые 7 дней, но один год – дата серьезная.
  4. Литию – следующий тип службы за упокой души. Она намного короче вышеупомянутой и производится в любое время.

На любом мероприятии за упокой молиться должны все пришедшие, так как считается, что у батюшки не будет достаточно сил, чтобы вложить в молитвы все переживания, которые испытывают близкие покойника.

Когда нужно проводить поминки и индивидуальные дни поминовения покойных в церкви

Поминать можно не только в общепоминальные дни. Чтением молитв и вспоминанием людей заниматься разрешается в абсолютно любой день, но правильнее всего делать это на:

  1. Третий, девятый и сороковой дни после кончины. Именно в это время человек держит ответ перед Богом и его душа ожидает перехода к вечной жизни, так как, по мнению христиан, душа не может умирать. В эти дни она нуждается в помощи от родных, а именно в молитве и воспоминаниях.
  2. Годовщину с момента кончины. Уход в другой мир ничуть не менее важное событие, чем день рождения. Для многих это второе рождение и переход в бесконечное бытие. Обязательно нужно помянуть умершего человека в этот день добрым словом. Неважно, какой это месяц: октябрь, ноябрь или июнь.

Церковь не запрещает проводить молитву каждый день. Кроме индивидуальных дат есть еще и общие, когда помянуть родственников считается обязательной процедурой.

Как правильно заказывать поминовение в церкви?

По мнению христиан, молитва облегчает прохождение человека в другой мир и спасает даже самых безнадежных грешников. Чтобы панихида была отслужена по правилам, необходимо прийти в храм, а именно в лавку свечей. Там можно записать имя умершего человека.

При подаче записки нужно принести какие-нибудь продукты на специальный столик панихиды. Кто-то считает, что это еда для усопших, но к православию это не имеет никакого отношения. Покойным людям совершенно ни к чему простая пища, которую они ели, будучи живыми. Им нужна молитва родственников.

Важно не только оставить записку с именем человека, но и лично присутствовать на поминании и служении. Молитва имеет особую силу только в том случае, когда она выражает личное прошение близкого человека о помиловании за грехи и упокое. Именно тогда она будет приносить максимальную позу.

Часто панихиды и другие служения заказывают перед похоронами, а затем на третий, девятый и сороковой день. Помимо этого, важной датой считается и годовщина смерти, а также день рождения и именины.

Поминальные молитвы об усопших

В качестве поминальных молитв часто используют:

  • молитву об усопшем до сорока дней;
  • молитву об усопшем после сорока дней;
  • молитву об усопшем на девятый день;
  • акафист (церковное пение или молитва) за покойника, который читается каждый день до 40 дней и 40 дней перед годовщиной.

От чего следует отказаться в поминальные дни

Поминание умершего куличами или яйцами ни в коем случае не должно превращаться в обычное застолье, так как могила – это место для размышления и упокоения.

Нельзя накрывать стол и устраивать «пир» с родственниками, приехавшими издалека. Также не рекомендуется поминать вином или водкой, а также не кропить спиртным могилы людей, оставлять алкоголь на надгробиях.

Ставить ли усопшему рюмку водки с хлебом

Традиция оставлять водку с хлебом на могиле умершего осталась со времен язычества и не одобряется православием. Нельзя помочь душе попасть в рай выпивкой или едой. Нужно проявлять терпение, выдержку и молиться для покойников, за прощение их грехов, за путь к вечной жизни.

Обряд, согласно которому около портрета усопшего ставят рюмку с водкой и лежащим на ней куском хлеба, также проводить не стоит. Душе это никак не поможет. Подаяниями с водкой проявляют «уважение» к людям, но забывают самое главное – молитвы.

Как помянуть некрещеного

Людей, которые не захотели соединить себя с Богом и Церковью, поминать нельзя. Их участь после смерти останется на рассмотрении Бога и на ситуацию повлиять не сможет никто. Некрещеных людей можно поминать дома, молиться о них, делать добрые дела в их память, попытаться говорить о том всем хорошем, что сделал этот человек за свою жизнь.

Мнение церкви о поминовении усопших

Церковь настаивает на том, что поминовения необходимо производить как можно чаще: в особые и обычные дни. Главные слова люди произносят на Божественной литургии, на которой приносится бескровная жертва Богу.

После литургии рекомендуется провести панихиду. Панихида служится перед кануном, представляющим собой столик с распятием и несколькими подсвечниками. Сюда же приносят пожертвования на храм и его ремонт. Заказывают и сорокоуст до и после пришествия 40 дней с момента кончины.

Таким образом, было рассказано, как помянуть усопшего и когда поминают усопших после кончины. Дни повиновения приходятся на третье, девятое и сороковое число дней после смерти.

При этом совершается ряд русских православных обрядов и молебнов, несущих в себе цель помолиться за усопших родителей, детей или друзей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector