0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Поминки по самоубиенному

Как поминать самоубийц

Как известно, поименное церковное поминовение самоубийц ЗАПРЕЩЕНО. Нет никакой панихиды по самоубийцам и нет никаких особых дней поминовений для них, и молитва церковная о них НЕ возносится. Молитва святому мученику Уару возносится не за самоубийц, а за некрещенных.

В песнопениях Троицкой Родительской субботы есть слова, в которых мы просим, чтобы Господь возложил Свою милость и на тех, кто сам покончил с жизнью, но при этом все равно не происходит поименного поминовения, и не вынимаются частицы на Литургии за самоубийц.

Самоубийцы не поминаются НИКОГДА (если не было благословения на отпевание).

За самоубийц можно молиться родным самостоятельно на домашней молитве, прося, чтобы Господь оказал милость грешникам, поднявшим руку на свою жизнь. Вы можете подавать милостыню за его душу, можете ставить свечи о его упокоении и молиться сами. Как дома, так и в храме.

Известен случай, когда на Афон подавали молиться о упокоении, но через некоторое время монахи вернули деньги и сказали, что Господь не принимает молитву — наверное человек сам ушел.

Однако есть исключения из правил. Некоторых самоубийц отпевают. Это случаи, когда человек был психически нездоровым, либо находился в состоянии настолько сильного аффекта, что имело место умопомрачительство. Об этом должны иметься соответствующие медицинские документы. Но в любом случае священник НЕ ИМЕЕТ права совершать такое отпевание без благословения правящего архиерея. Только если есть благословение архиерея в письменном виде на совершение такового погребения, священник может отпевать самоубийцу. Если священник самостоятельно принимает такое решение, без участия владыки, он подлежит наказанию вплоть до запрета в священнослужении, или лишения сана.

Церковные каноны запрещают «приношение и молитву» за самоубийц (Правило святого Тимофея Александрийского, ответ 14), как сознательно отторгших себя от общения с Богом

кто «подымет на себя руки или повержет себе с высоты»: «О таковом не подобает быти и приношение, ибо есть самоубийца»

Справедливость этого правила подтверждается духовным опытом подвижников, которые, дерзая молиться за самоубийц, испытывали непреодолимую тяжесть и бесовские искушения.

Указанное правило святого Тимофея Александрийского было направлено против отпадших членов Церкви. Однако в настоящее время большая часть покончивших с собой это люди крещеные, но не получившие ни церковного воспитания, ни церковного окормления. Они прерывают свою жизнь не вследствие сознательного противостояния Богу и Церкви, а будучи «вне ума», хотя это не зафиксировано медицинскими свидетельствами. Священнику, который не знал умершего в его жизни, невозможно решить, как относиться к такой смерти, а родственники и близкие самоубийцы, встречая отказ священника совершить отпевание, еще далее отходят от Церкви, не получая утешения.

В связи с этим Священный Синод Русской Православной Церкви благословляет, в целях духовного окормления паствы и единообразия пастырской практики предлагает, не совершая отпевания самоубийц и «приношения» о них, то есть поминовения в храме, преподавать близким и родственникам таких умерших следующие утешительные молитвы.
Но следует учесть, что данный чин не является панихидой, и не совершается ни у гроба, ни на могиле, ни у панихидного стола в храме. Это чин на самом деле является молебном в утешение и поддержку скорбящих родственников самоубийцы. То есть такой молебен будет совершаться специально по отдельной договоренности со священником и обязательно в присутствии родственников — в храме.

Кроме совершения предложенного чина родственники и близкие могут взять на себя, с благословения священника, келейное чтение молитвы преподобного старца Льва Оптинского:

Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя.

Более же всего таким умершим помогает раздача милостыни за них и благочестивая жизнь их родных и близких.

Чин молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго

утвержден решением Священного Синода Русской
Православной Церкви от 27 июля 2011 года

Благословен Бог наш:

Трисвятое по Отче наш:

Аллилуия, глас 6. Стих 1: Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, / ниже гневом Твоим накажеши мене. Стих 2: Помилуй мя, Господи, / яко немощен есмь.

Тропари: Помилуй нас, Господи помилуй нас:

Слава: Господи, помилуй нас:

И ныне: Милосердия двери:

И абие антифон, глас 3:

Стих: Помилуй нас, Господи, помилуй нас, / яко помногу исполнихомся уничижения (Пс. 122:3).

Отче Небесный, / Любвеобильне, Человеколюбче, / Милостив, милостив, милостив буди нам, / о, вся Объемлющий / и всех Приемлющий! (Кондак прп. Романа Сладкопевца в Вел. Четв.).

Стих: Рече безумен в сердце своем: несть Бог (Пс. 52:1).

Отче Небесный, / Любвеобильне, Человеколюбче, / Милостив, милостив, милостив буди нам, / о, вся Объемлющий / и всех Приемлющий!

Слава:

Егда, Судие, сядеши яко Благоутробен, и покажеши страшную Славу Твою, Спасе: о, каковый страх тогда, пещи горящей, всем боящимся нестерпимаго судища Твоего! (Вел. Пок. Канон.Чт., п. 8, тр. 4).

И ныне:

Не имамы иныя помощи, / не имамы иныя надежды, / разве Тебе, Владычице, / Ты нам помози, / на Тебе надеемся / и Тобою хвалимся, / Твои бо есмы раби, да не постыдимся.

Молитва
Владыко, Господи, Милостивый и Человеколюбивый, к Тебе взываем: согрешихом и беззаконновахом пред Тобою, преступихом спасительныя Твоя заповеди и любве евангельския отчаявшемуся брату нашему (отчаявшейся сестре нашей) не явихом. Но не яростию Твоею обличи ны, ниже гневом Твоим накажи ны, Человеколюбче Владыко, ослаби, исцели сердечную скорбь нашу, да победит множество щедрот Твоих грехов наших бездну, и Твоея безчисленныя благости пучина да покрыет горькое слез наших море.
Ей, Иисусе Сладчайший, еще молимтися, подаждь рабом Твоим, сродником живот свой самовольне скончавшаго, в скорби их утешение и на милость Твою твердое упование.
Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

КАК ПОМИНАТЬ САМОУБИЙЦ?

Как известно, поименное церковное поминовение самоубийц ЗАПРЕЩЕНО. Нет никакой панихиды по самоубийцам и нет никаких особых дней поминовений для них, и молитва церковная о них НЕ возносится. Молитва святому мученику Уару возносится не за самоубийц, а за некрещенных.

В песнопениях Троицкой Родительской субботы есть слова, в которых мы просим, чтобы Господь возложил Свою милость и на тех, кто сам покончил с жизнью, но при этом все равно не происходит поименного поминовения, и не вынимаются частицы на Литургии за самоубийц. То есть, НИКОГДА самоубийцы не поминаются (если не было благословения на отпевание).

ЗА самоубийц можно молиться родным самостоятельно на домашней молитве , прося, чтобы Господь оказал милость грешникам, поднявшим руку на свою жизнь. Вы можете подавать милостыню за его душу , можете ставить свечи о его упокоении и молиться сами. Как дома, так и в храме.

Известен случай, когда на Афон подавали молиться о упокоении, но через некоторое время монахи вернули деньги и сказали, что Господь не принимает молитву — наверное человек сам ушел.

Однако есть исключения из правил. Некоторых самоубийц отпевают. Это случаи, когда человек был психически нездоровым, либо находился в состоянии настолько сильного аффекта, что имело место умопомрачительство. Об этом должны иметься соответствующие медицинские документы. Но в любом случае священник НЕ ИМЕЕТ права совершать такое отпевание без благословения правящего архиерея. Только если есть благословение архиерея в письменном виде на совершение такового погребения, священник может отпевать самоубийцу. Если священник самостоятельно принимает такое решение, без участия владыки, он подлежит наказанию вплоть до запрета в священнослужении, или лишения сана.

Церковные каноны запрещают «приношение и молитву» за самоубийц (Правило святого Тимофея Александрийского, ответ 14) , как сознательно отторгших себя от общения с Богом: кто «подымет на себя руки или повержет себе с высоты»: «О таковом не подобает быти и приношение, ибо есть самоубийца». Справедливость этого правила подтверждается духовным опытом подвижников, которые, дерзая молиться за самоубийц, испытывали непреодолимую тяжесть и бесовские искушения.

Указанное правило святого Тимофея Александрийского было направлено против отпадших членов Церкви. Однако в настоящее время большая часть покончивших с собой это люди крещеные, но не получившие ни церковного воспитания, ни церковного окормления. Они прерывают свою жизнь не вследствие сознательного противостояния Богу и Церкви, а будучи «вне ума», хотя это не зафиксировано медицинскими свидетельствами. Священнику, который не знал умершего в его жизни, невозможно решить, как относиться к такой смерти, а родственники и близкие самоубийцы, встречая отказ священника совершить отпевание, еще далее отходят от Церкви, не получая утешения.

В связи с этим Священный Синод Русской Православной Церкви благословляет, в целях духовного окормления паствы и единообразия пастырской практики предлагает, не совершая отпевания самоубийц и «приношения» о них, то есть поминовения в храме, преподавать близким и родственникам таких умерших следующие утешительные молитвы. Но следует учесть, что данный чин не является панихидой, и не совершается ни у гроба, ни на могиле, ни у панихидного стола в храме. Это чин на самом деле является молебном в утешение и поддержку скорбящих родственников самоубийцы. То есть такой молебен будет совершаться специально по отдельной договоренности со священником и обязательно в присутсвии родственников — в храме.

Кроме совершения предложенного чина родственники и близкие могут взять на себя, с благословения священника, келейное чтение молитвы преподобного старца Льва Оптинского. Более же всего таким умершим помогает раздача милостыни за них и благочестивая жизнь их родных и близких.

Чин молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго
(утвержден решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 июля 2011 года)

Благословен Бог наш:

Трисвятое по Отче наш:

Аллилуия, глас 6. Стих 1: Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, / ниже гневом Твоим накажеши мене. Стих 2: Помилуй мя, Господи, / яко немощен есмь.

Тропари: Помилуй нас, Господи помилуй нас:

Слава: Господи, помилуй нас:

И ныне: Милосердия двери:

И абие антифон, глас 3:

Читать еще:  Поминовение на 20 день

Стих: Помилуй нас, Господи, помилуй нас, / яко помногу исполнихомся уничижения (Пс. 122:3).

Отче Небесный, / Любвеобильне, Человеколюбче, / Милостив, милостив, милостив буди нам, / о, вся Объемлющий / и всех Приемлющий! (Кондак прп. Романа Сладкопевца в Вел. Четв.).

Стих: Рече безумен в сердце своем: несть Бог (Пс. 52:1).

Отче Небесный, / Любвеобильне, Человеколюбче, / Милостив, милостив, милостив буди нам, / о, вся Объемлющий / и всех Приемлющий!

Слава:

Егда, Судие, сядеши яко Благоутробен, и покажеши страшную Славу Твою, Спасе: о, каковый страх тогда, пещи горящей, всем боящимся нестерпимаго судища Твоего! (Вел. Пок. Канон.Чт., п. 8, тр. 4).

И ныне:

Не имамы иныя помощи, / не имамы иныя надежды, / разве Тебе, Владычице, / Ты нам помози, / на Тебе надеемся / и Тобою хвалимся, / Твои бо есмы раби, да не постыдимся.

Молитва
Владыко, Господи, Милостивый и Человеколюбивый, к Тебе взываем: согрешихом и беззаконновахом пред Тобою, преступихом спасительныя Твоя заповеди и любве евангельския отчаявшемуся брату нашему (отчаявшейся сестре нашей) не явихом. Но не яростию Твоею обличи ны, ниже гневом Твоим накажи ны, Человеколюбче Владыко, ослаби, исцели сердечную скорбь нашу, да победит множество щедрот Твоих грехов наших бездну, и Твоея безчисленныя благости пучина да покрыет горькое слез наших море.
Ей, Иисусе Сладчайший, еще молимтися, подаждь рабом Твоим, сродником живот свой самовольне скончавшаго, в скорби их утешение и на милость Твою твердое упование.
Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Богородице спаси нас.

Именем Господним благослови, отче.

Обычный (малый) отпуст.

Молитва преподобного Льва Оптинского для келейного чтения
Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя.

Когда поминают и как хоронят самоубиенных

Самоубийство является тяжким грехом, ведь человек должен достойно выносить все испытания, посланные ему Богом. И только Всевышний может решать вопрос жизни и смерти. Но не все православные являются достаточно сильными и уверенными в справедливости господней, случаи самоубийства не редки. Если суицид грех, то как хоронят самоубиенных, какие правила и церковные нормы христианам следует соблюдать при организации похорон, поминовении, установке надгробного камня на кладбище? Родственникам самоубийцы стоит прояснить у священника все вопросы, это важно и для их души также.

Почему в православии запрещено самому лишать себя жизни?

Бог дарит жизнь человеку как великое благо, и нельзя отказываться от него. Смерть каждого для родных, близких людей является большим горем, но еще больше страданий приносит тот, кто сам лишает себя жизни. Он совершает грех перед Богом, губит свою душу, а по законам церкви родственники не могут похоронить его на обычном кладбище. К самоубийцам в православии относят тех, кто сам лишил себя жизни (через повешенье, другое действие), кто погиб на дуэли, был застрелен во время разбоя, воспользовался эвтаназией. Является грехом и смерть из-за наркотиков, алкоголя, из-за экстремального спорта. Прощается только лишение себя жизни человеком душевнобольным, так как он не ведает смысла своего поступка. Чтобы правильно провести похороны убившего себя психически больного, священнику следует предоставить справку об отклонении в его здоровье. Родные получат разрешение поставить крест на могилу, помянуть, провести отпевание в церкви и на кладбище самоубийце душевнобольному.

Почему родственники скрывают суицид?

У христиан ритуал похорон и поминовение усопших имеет большое значение для их души. На третий день после смерти душа определяется в рай или ад. В эти дни важно поминовение, молитвы близких людей и священнослужителей, в которых звучит просьба о прощении души, отпущении грехов. Родные стремятся провести похороны самоубийц по всем канонам, просят священника провести службу, скрывая правду о причине смерти. Но поминать самоубийц в храме не разрешается, обман только навредит мертвому и живым.

Где хоронят по правилам самоубийц

Традиционно кладбище является местом захоронения тех, кто умер от старости, из-за болезни, по вине других людей. Самоубийца отказывается от дарованной ему Богом жизни, перестает считаться человеком. И могилы таких всегда находились за кладбищенской территорией. Как отправляют в последний путь самоубиенных сейчас, что изменилось в церковных правилах? Теперь нет отдельных мест захоронения для грешников, надгробье самоубийцы может располагаться на общей кладбищенской территории. Но священнослужители по-прежнему отказываются поминать самоубиенных в церкви, проводить обряды на похоронах. Не захоранивают грешников на церковных кладбищах, это правило соблюдается строго. Родные усопших самоубийц должны понимать величину греха и последствия, к которым он приведет. Не нужно заставлять священника идти на нарушение церковных канонов, обманывать его, скрывать правду и стараться провести погребение по традиционному обряду, заказывать поминовение.

Особенности погребения суицидника

Самоубийца не может оставаться не погребенным, родные должны позаботиться о могиле для него, постараться попросить у бога снисхождения за такой страшный поступок. Но во время похорон следует соблюдать некоторые правила и запреты, чтобы не навлечь неприятностей для себя. Как хоронят самоубийц?
• Погребение проводится на третьи сутки после смерти человека.
• Близкие будут испытывать боль от потери, но церковь рекомендует не плакать по умершему, не предаваться большой скорби.
• Целовать такого усопшего запрещается.
• В гроб с умершим не кладут венчик, символ испытаний от Бога. Ведь усопший отказался от таких испытаний.
• На тело не кладут церковное покрывало, символ покровительства.
• Как поминать самоубийц? Отпевание, панихида, сорокоуст не заказывается. Священники не проводят отпевание в церкви, не ходят к могиле.

Если родные знают, что покойник сам наложил на себя руки, умер по своему желанию, они обязаны соблюдать все запреты и ограничения. При нарушении церковных правил православные также навлекают на себя наказание за грех. Когда случается в семье такая беда, стоит обратиться к служителю в храме, рассказать всю правду и выяснить, как правильно похоронить усопшего.

Кого церковь разрешает хоронить на общем кладбище?

Самоубийство человека не бывает однозначным поступком. Душевнобольные, совершающие суицидное действие, не осознают смысла происходящего. Поэтому в православии их разрешено хоронить рядом с теми, кто почил по воле Господа. Смягчение может быть и для тех, кто перед смертью прошел обряд покаяния, кто совершил самоубийство случайно, по неосторожности, напоследок раскаялся в свершенном. Можно ли поминать самоубийц? В храме и на кладбище, дома на прощании священник не станет проводить поминальную службу, нельзя ему заказывать панихиды или сорокоуст. Но близкие, родные могут сами помолиться, попросить снисхождения, раздать милостыню нуждающимся. Милосердные дела, молитвы будут успокаивать душу живых, а также они утешат душу покойника.

Будет ли самоубийством в христианстве смерть от наркотика или алкоголя?

Единого ответа от служителей на такой вопрос в этой статье нет, но такие люди идут на смерть осознанно, они знают убийственную силу своего пристрастия. Священник может посчитать смерть наркомана или алкоголика по неосторожности, разрешить погребение на территории церкви. Семье, в которой есть люди с пагубной зависимостью, нужно приложить все усилия, чтобы такой человек перед смертью покаялся, прошел через обряд очищения.

Меньше ограничений возникает с похоронами душевнобольного, совершившего суицидное действие. Родные могут выяснить в храме, как можно поминать самоубиенных с такой болезнью, как похоронить гроб с усопшим. Всегда требуется справка из медицинского заведения, подтверждающая тот факт, что человек стоял на учете из-за своего заболевания.
Наркоманов, алкоголиков, душевнобольных погребают, как и других самоубийц, на третий день после смерти.

Какое надгробье можно устанавливать на могиле суицидника?

Родных человека, наложившего на себя руки, интересует не только погребение, но и каким надгробьем отмечается могила самоубийцы?
• По христианским правилам крест над таким усопшим не ставится.
• Родственники могут установить памятник с именем, в дизайне которого присутствует крест. Он может быть элементом надгробья в виде отдельной детали или рисунка, гравировки креста. Так будет достигнут компромисс.

Нужно помнить о том, каким грешным поступком ознаменовалась кончина человека. Правильное решение для близких – в молитвах просить снисхождения для него у Бога и делать как можно больше благих дел для успокоения души. Крест на надгробье мало чем может помочь тому, кто отказался от дарованной Богом жизни.

Родительская суббота и поминки грешника

Существует неверное представление о том, что на Радоницу можно поминать всех умерших, в том числе и суицидников. Заблуждение связано с текстом канона, который читается в Троицкую субботу. В нем поминаются души утопших, удушенных, но не по своей вине. Когда человек вешается сам, он поступает греховно, нельзя ставить себя выше Бога и пренебрегать дарованной им жизнью. Такой поступок показывает неверие в Божье милосердие, силу и справедливость. Проводить поминки разрешается только по душевнобольным людям, это исключение. Разрешение похоронить их родственникам даруется, так как душевная болезнь не позволяет оценить последствия поступков.

Что можно сделать для души грешного?

Как поминать самоубийцу? Родные того, кто умер такой смертью, не могут не испытывать желания хоть как-то смягчить грех. Они ходят на кладбище, но отпевать, проводить службы, панихиды, заказывать сорокоуст нельзя. Родственникам остается только молиться, творить милостыню. Господь услышит такую молитву обязательно.

В дни поминовений в храмах проводятся утешительные молитвы для родственников, можно поучаствовать в них, но это не панихида. Утешительная молитва осуществляется в стенах церкви, родственники должны обратиться к священнику с просьбой о ней. Не проводится поминание и молебен возле панихидного стола с гробом.

Читать еще:  На какой день можно поминать умершего

Поминовение человека, покончившего жизнь самоубийством, можно провести с использованием особенного келейного чтения молитвы пресвятого Льва Оптинского. Но на такое действие нужно получить благословление от священника. Если священник не сочтет нужным дать благословение, семья почившего должна сосредоточиться на милостивых делах и домашних молитвах. Иногда после службы приносят и кладут на надгробье просвирку. Необходимо давать милостыню просящим, помогать нуждающимся. Важен благочестивый образ жизни для тех, кто остался жить в семье самоубийцы. При чтении домашних молитв святому нужно исполниться верой и надеждой.

Что можно сделать на Радоницу для самоубиенных?

Радоницей у христиан называют особый день поминовения усопших. Живые идут в церковь, чтобы стать участником общей службы, послушать молитвы за усопших из уст священно служителя. Ходят в храм и ставят свечки за своего умершего, просит прощения для души. В этот день можно помолиться и за душу самоубийцы, слова, обращенные к усопшему, могут быть им услышаны. Радоница — время, когда можно поминать самоубиенных, она обладает особенной энергетикой, в другие дни не рекомендуется сильно тосковать о таком умершем, обращаться к нему с вопросами или сетованием. В другие дни лучше ограничить себя в мыслях о почившем и не надеяться на встречу с ним. Суицид — грешный поступок, за который душа поплатиться попаданием в ад. Надеяться православным на встречу с тем, кто сам лишил себя жизни, дарованной Богом, — это надеяться на ад после своей смерти. Семья усопшего может помнить о нем, молиться, но свою печаль стоит обращать в христианские дела и мысли.

Близкие могут настолько тосковать по умершему, что сами начинают задумываться о прекращении жизни. Важно взять себя в руки, обратившись к вере и Богу. Чистая, искренняя молитва станет опорой, как и чтение церковных книг, работа, забота о семье. Назад дороги после убийства не будет. Душу ожидают муки ада, никаких встреч с умершими. А оставшимся в живых родственникам снова придется страдать.

Можно ли поминать самоубиенных — правила и исключения

Отношение Церкви к самоубийству

С древних времен Церковь запрещала молиться за тех, кто самовольно лишил себя дарованной Богом жизни. Что же остается скорбящим родным и близким? Ведь они хотят смягчить участь самоубийцы и сами нуждаются в помощи Церкви. Можно ли поминать самоубиенных?

Для молитвенной поддержки скорбящих близких существует «Чин молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго».

Родственникам можно устроить дома поминки, келейно молиться за самоубиенного, творить милостыню и совершать различные благие дела в память о близком родственнике, окончившем жизнь самоубийством.

Православный канун — столик для поминальных свеч

Почему не отпевают самоубиенных?

Люди, которые добровольно лишают себя жизни тем самым противятся воли Божией, перестают быть Его чадами и лишаются права наследовать Царство Небесное.

Отпевают только людей, которые покидали этот мир с верой в спасение, в жизнь вечную с Богом. Лишающие себя жизни отрекаются от спасения, душа расстается с телом в момент совершения греха, ей чужды умиротворение и покой.

Согласно правилу святого Тимофея Александрийского дается отрицательный ответ на вопрос можно ли отпевать самоубиенных:

«Аще убо кто сам себе убиет, или заколет, или удавит, приношение не принесется за него, токмо аще не будет во истину ум погубил, подобает бо их причетником испытовати о сем со истязанием».

Исключения из церковных правил

Если человек страдал тяжелым психическим заболеванием, был невменяем, совершил самоубийство не по своей воле, а под действием тяжких обстоятельств может быть получено разрешение на отпевание и общецерковное поминовение самоубиенного.

В таких случаях собираются документальные подтверждения болезни и отправляются на рассмотрение правящему епархиальному архиерею (епископу, архиепископу, митрополиту) в епархиальное управление вашего города.

Ни в коем случае нельзя подделывать эти документы или вводить в заблуждение церковные власти. Душе самоубиенного это только навредит, ведь Бога обмануть невозможно.

Тяжкий грех самоубийства

Самоубийство – страшный грех, ведь жизнь это дар Божий и каждому человеку Господь отмерил свой путь, прерывать который никто не вправе. Каждый христианин стремится получить кончину «непостыдную и мирную». Он знает, что за земной жизнью последует другая – вечная жизнь, где ждут его вечное блаженство или вечные муки. И от него самого зависит, обретет он покой или страдания. Именно поэтому так страшен ответ на вопрос, можно ли поминать самоубиенных.

Поводов покончить жизнь самоубийством много, некоторые сознательно восстают против воли Божией, бегут от навалившихся проблем и скорбей, забывая, что все промыслительно и каждая беда, любая болезнь посылается для пользы нашей души.

К примеру, многострадальный Иов, имел все и семью и богатство и уважение в обществе. Господь, попустил чтобы раб Его оказался нищим, больным, бездетным и опозоренным, но несмотря на все эти скорби, Иов даже в мыслях не сетовал на свою судьбу и твердо верил, что Господь его не оставит. Вера праведника была вознаграждена сполна. Вернулось здоровье, восстановилась семья, было нажито богатство.

Господь не даёт испытаний, которые нам не под силу вынести. Нужно верить, быть терпеливыми и непрестанно обращаться к Богу в молитвах.

Как поминают самоубиенных православных

Но все-таки, можно ли поминать самоубиенных и чем помочь несчастной душе самоубийцы? Да, есть канонический запрет общецерковных молитв и поминовения самоубийц. Но никто не отменяет домашней молитвы и дел милосердия в память о несчастном.

Нужно творить милостыню в память о покойном, с благословения священника взять молитвенное правило за умершего, верить, что Господь смягчит участь погибшего.

В день смерти и в последующие годовщины можно устроить дома поминки, однако от общепринятых поминовений на третий, девятый и сороковой день лучше воздержаться. Согласно православному преданию, душа после самоубийства не проходит обычный сорокадневный путь. Поэтому лучше все время посвятить усердной молитве за смягчение загробной участи погибшего.

Как молиться за самоубийцу?

По благословению священника за самоубиенных можно ежедневно молиться дома с зажженной свечой. Выбрать можно один из следующих молитвенных текстов.

Молитва Оптинских старцев

«Отче наш, прости душу раба Твоего (имя), ушедшего из жизни мирской во владения Твои. Раб Твой (имя) оступился с пути наставления Церкви. Воля Твоя нам неведома. Не накладывай на меня грехом сию молитву. Принимаю волю Твою и уповаю на спасение души (имя). Аминь».

Молитва родителя за самоубиенное чадо

«Господь Милостивый, умоляю тебя простить мою кровиночку, невинное дитя, за совершенный грех убийства собственного. Даруй ему отпущение греха этого и убереги его душу. Прошу за него у Тебя, подари душе покой. Аминь».

Молитва детей за самоубиенных родителей

«Отче наш милостивый, молю тебя простить моему родителю грешное деяние, ибо вынудило совершить грех страшное и тяжелое обстоятельство. Не терзай душу его в муках ужасных, да даруй искупление. Прошу, прости мне сию молитву и укажи дорогу в Рай для моего родителя. Аминь».

Советуемся со священником: порядок и правила проведения поминальной трапезы после похорон. А если умерший иноверец или самоубийца…

Какую бы жизнь ни прожил человек и какие бы поступки ни совершал, в Царстве Божьем мы все едины. Провожать в последний путь близких людей очень тяжело. Хочется ничего не упустить и сделать всё правильно, особенно если при жизни не успел.

Поминки после смерти

Сегодня многих людей интересует вопрос, как поминать усопшего, как лучше организовать застолье, раздавать ли калачи и платки и зачем закрывать зеркала в доме? Кто придумывает эти правила?

Редакция Мир Путешествий очень долго изучала христианские традиции в православной библиотеке. Но, посоветовавшись с священнослужителями, мы узнали, где истинное учение, а где языческая предохранительная магия.

Мы предлагаем тебе ознакомиться с советами по проведению похоронного обряда. Ведь поминовение умерших означает желание помочь душе человека и облегчить ее страдания.

Вокруг поминок много народных примет, которые стали традициями. Мы привыкли беспрекословно следовать им, пребывая в незнании и шоковом состоянии. Многих людей можно понять, ведь они надеются, что таким образом отгонят беды от своей семьи. Вот некоторые из популярных суеверий.

Похоронные суеверия

  • На похоронах нельзя есть вилками.
  • Родные не несут гроб, чтобы покойный не подумал, что его смерти рады.
  • Все зеркала в доме, где находится покойник, нужно закрывать черной тканью.
  • На поминальном обеде умершему отводится отдельное место за столом, с рюмкой спиртного, прикрытой кусочком хлеба, и тарелкой с ложкой.
  • Детям до 6 лет и беременным нельзя ходить на похороны.
  • Если покойник лежит в доме, там нельзя убирать, пока тело не вынесут за пределы помещения.
  • Всем, кто был на похоронах, нужно дать хлеб и платок.

  • Лавку, на которой стоял гроб, необходимо перевернуть на сутки и положить возле нее топор. Это делается для того, чтобы в доме не появился еще один покойник.
  • Нельзя оставлять в доме вещи, которые входили в контакт с уже мертвым человеком.
  • Дверь и ворота дома, где умер человек, следует держать открытыми три дня.

    Верующие люди советуют не обращать внимание на суеверия, а советоваться с церковными служителями. Поминовение усопших — это, прежде всего, церковный молебен. «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Oтца Mоего Hебесного», — пишется в Eвангелии от Mатфея.

    Согласно церковным учениям, поминать умерших надо в третий, девятый, сороковой дни после смерти и на годовщину. День смерти всегда считается первым. Самое главное не поминальная трапеза, а совместная молитва. Если твоя семья решила организовать обед в память усопшего, запомни несколько правил.

    Читать еще:  Через сколько дней поминают после смерти

    Как проводить поминальный обед

  • В особые дни поминовения (3-й, 9-й, 40-й и на годовщину) закажи в церкви панихиду и присутствуй на литургии, если она положена в этот день.
  • Посоветуйся со священником, на какой день можно перенести обед, если он приходится на большой праздник. Лучше всего проводить трапезу в субботу. Поминки в пост проводить тоже можно.

  • Не устраивай пышного застолья. «Если можешь помолиться за человека – помолись, не можешь помолиться – скажи о нём хорошо, не можешь сказать – подумай о нём хорошо».
  • В особый день поминовения следует зажечь свечу, купленную в церкви, и прочитать молитву: «Молитвами рождшия Тя Христе и Предтечи твоего, апостолов, пророков, иерархов, преподобных и праведных, и всех святых, усопшаго раба твоего упокой».

    Перед принятием пищи, каждый, кто сидит за обеденным столом, должен прочитать «Отче наш». После трапезы проси у Бога за всех умерших: «Подаждь, Господи, оставление грехов всем прежде отшедшим в вере и надежди воскресения, отнем, братиям и сестрам нашим и сотвори им вечную память. Благословен еси. Господи, научи мя оправданием Твоим».
    На поминальном столе не должно быть много еды. Первым блюдом, которое гости едят на поминках, является кутья (коливо, или сочиво) — отваренные зерна пшеницы или риса с мёдом и изюмом. Зерно является символом воскресения, а мёд — сладостью праведников в Царстве Божьем. Кутью желательно освятить во время панихиды, но если не получается, надо окропить святой водой.

  • Пищу с поминок можно раздать нуждающимся, выбрасывать ее нельзя.
  • Приносить еду на могилу покойника неправильно, это языческая традиция.
  • Поминки на годовщину после смерти делают скромными. В этот день соберитесь в тесном кругу близких и помяните усопшего общей молитвой, можно без трапезы.
  • Церковь не одобряет употребления спиртного на поминках. Вино считается символом земной радости, а поминки — время для усиленной молитвы о человеке, который может тяжело страдать в загробной жизни. Оставлять на столе рюмку с водкой и кусок хлеба нельзя ни в коем случае, это пережиток язычества, и в верующих семьях так не делают.

    Но что делать, если умерший был неверующим, некрещеным, самоубийцей или следовал другим религиозным учениям? Вот как отвечает святой отец на этот вопрос:

    «В храмах за таких людей не молятся и их не отпевают, но в случае с самоубийцами по благословению священников следует читать домашнюю молитву, не возбраняются и поминальные трапезы с родственниками. Следует посетить храм в Tроицкую родительскую субботу — в этот день церковь молится обо всех “от века почивших”, в том числе и об “иже во аде держимих”.

    Подавать записки о самоубийце нельзя, а вот поучаствовать в службе и помолиться именно “обо всех” можно и даже нужно. B память об иноверцах, нужно молиться о них и раздавать милостыню. Так как они никогда не были в лоне православной церкви, записки о них не подают и свечи не ставят».

    Никто не живет на этой земле вечно, мы приговорены к летальному исходу. Но смерть — это рождение в новую жизнь, ведь умирает только физическое тело, а душа бессмертна. Людям суждено встретиться после кончины, но где, зависит от нас сейчас, от того, как мы проведем эту жизнь.

    Молись и кайся, живи по заповедям и не проливай бесполезных слез об умерших. Вспоминай их в домашней молитве или в храме.

    Если тебе знакомо чувство утраты, расскажи нам, как тебе удалось с ним справиться. Как ты считаешь, что делать с поминальными суевериями: следовать им, а вдруг сработает эта магия, или прислушиваться к библейским заповедям и мнению священнослужителей? Не забудь написать комментарий.

    Покажи статью друзьям в социальных сетях, ведь здесь именно та информация, о которой должен знать каждый.

    Утешение для родственников самоубийцы.

    Утешение для родственников самоубийцы.

    Дорогие друзья. Нынешним летом (27 июля) произошло достаточно важное церковное событие: На заседании Священного Синода был утвержден Чин молитвенного утешения родственников самоубийцы.

    Постоянно в храм приходят люди с просьбой совершить заочное отпевание сродника, наложившего на себя руки. Церковь издавна шла навстречу этой беде, и если человек был психически нездоров или находился на момент совершения самоубийства в состоянии алкогольного/наркотического опьянения, совершала заочное отпевание. Но тут встают вопросы:

    Во-первых: с древности святые отцы запрещали молиться за того, кто самостоятельно отринул священный дар Божий – дар жизни.

    Во-вторых: если мы согласимся с заочным отпеванием и последующим молитвенным поминовением человека, который действительно был «не в себе» (психические расстройства, опьянение), то что делать с теми, о ком мы не знаем: в себе они были или не в себе? Спрашивает священник: «А брат-то ваш состоял на учете у психиатра?» «Да, нет, вроде здоровый был». Вроде здоровый… Но в душу ведь чужую не залезешь…

    В каких-то епархиях самоубийц отпевали. В каких-то, доводя людей до отчаяния, до слез, прогоняли: «С вашим самоубивцем и не суйтесь».

    Исходя из всего этого Святейший Патриарх пошел на замечательный шаг. Он предложил привести этот вопрос к единообразию. Был составлен текст, который назван: «Чин молитвенного утешения сродников живот свой самовольно скончавшаго». Таким образом, это не отпевание, каковое, как я уже сказал, вступает в противоречие с древнейшей традицией самоубийц не отпевать и не поминать. Это другой чин. В то же время он очень молитвенен и назидательно глубок.

    И этот чин можно совершить над всяким человеком, наложившим на себя руки. В уме он был или без ума… Церковь, как милосердная Мать, спешит всякому несчастному и его сродникам протянуть руку любви и молитвенной поддержки.

    Теперь, если, не дай Бог, у кого-то возникнет нужда помянуть своего близкого, самовольно ушедшего из жизни, этому человеку не откажут. Не имеют права. Священный Синод принял к обязательному употреблению в Русской Православной Церкви этот чин.
    Чин этот есть в храмах, у священников, а я хочу вас познакомить с интересным очерком на эту тему:

    Архиепископ Костромской и Галичский Алексий
    Новое чинопоследование: утешение для родственников самоубийц

    Среди тяжких грехов Церковь всегда отличала грех самоубийства как грех в собственном смысле слова к смерти (1 Ин. 5:16), так как совершивший подобный грех не имеет уже возможности принести покаяния в нем.

    Трудно сказать, насколько распространен он был в первые века христианства. Во всяком случае уже в IV веке святитель Тимофей Александрийский, отвечая на вопрос о возможности поминовения тех, кто сознательно лишил себя жизни, однозначно воспрещает церковную молитву о них. Позднее его ответ вошел в канонический корпус правил Вселенской Церкви как 14-е правило святителя Тимофея Александрийского. Руководствуясь им, Церковь на протяжении столетий вплоть до наших дней отказывала и отказывает самоубийцам в отпевании и поминовении, делая исключение только для лишивших себя жизни «во исступлении ума».

    В то же время нельзя не признать, что по мере расцерковления общества проблема самоубийств становилась все более трагически значимой для Церкви.

    Еще в начале XX века владыка Никон (Рождественский) писал в своем дневнике: «Вследствие упадка веры вообще и озлобления, как нравов, так и характеров, умножилось число самоубийств. Убивают себя юноши, убивают себя 90-летние старики. Опустошается душа, расхищаются из сердца последние остатки веры, идеализма, стираются последние следы образа Божия, замирает дух, не остается никакой опоры для борьбы с искушением, и — человек решает: нет смысла больше жить и страдать, и в озлоблении на все, как мятежник, самовольно уходит из жизни. Такова психология большинства случаев самоубийств. В ее основе лежит неверие в Промысел Божий, хула на благость Божию, отчаяние — смертные грехи, смертные потому, что не дают места покаянию, убивают дух, удаляют, гонят от человека спасающую Божию благодать».

    Особенно вопрос об отношении к самоубийцам обострился и усложнился в наши дни, когда большая часть покончивших с собой — люди крещеные, но не получившие ни церковного воспитания, ни церковного окормления. Они прерывают свою жизнь не вследствие сознательного противостояния Богу и Церкви, а будучи «вне ума», хотя это не зафиксировано медицинскими свидетельствами. Священнику, который не знал умершего в его жизни, невозможно решить, как относиться к такой смерти, а родственники и близкие самоубийцы, встречая отказ священника совершить отпевание, еще далее отходят от Церкви, не получая утешения.
    В связи с этим Святейший Патриарх Кирилл благословил Синодальную богослужебную комиссию составить молитвенный чин, который священник мог бы совершать для утешения тех, родственники или близкие которых самовольно ушли из жизни.

    Руководствуясь резолюцией Святейшего Патриарха, комиссия составила чинопоследование, в основу которого положена евангельская мысль о том, что умножение беззаконий является следствием общего оскудения любви (ср. Мф. 24:12). А стало быть, в отчаянии, приводящем человека к добровольному уходу из жизни, повинны не только внешние обстоятельства жизни или его собственное маловерие, но и все мы, не оказавшие ему как страждущему члену Церкви должной христианской любви.

    Поскольку приведенное выше правило святителя Тимофея Александрийского запрещает молиться о самоубийцах в храме, обычная ектения в чинопоследовании заменена антифоном, состоящим из псаломских стихов, припевом к которым служит принадлежащий преподобному Роману Сладкопевцу кондак Великого четвертка, выражающий упование на непостижимое человеческому разуму милосердие Божие.

    Завершает чинопоследование молитва, в которой сводятся воедино обозначенные выше темы и испрашивается для сродников самоубийцы «в скорби их утешение».

  • Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector
    ×
    ×