68 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Поминки у армян

Традиции армянских похорон

Армянские традиции погребения

Ни для кого не секрет, что основное количество армян — христиане. Согласно полученным данным больше 90% армян, проживающих в Армении, присоединены к Армянской Апостольской Церкви, то есть являются членами этой церкви. Несомненно, армянские традиции погребения имеют какие-то похожие черты с православными похоронными обрядами. Поскольку к православному вероисповеданию придерживается основная часть армян.

Тем временем, у армян есть свои древние армянские традиции и обычаи, которые сохранились и передаются из поколения в поколение.

Таким образом, один из таких обычаи, а именно армянские похороны традиции, которые существенно изменились. Согласно современным армянским традициям, которые сформировались на основе древних, традиции погребения состоят из нескольких действий и обычаев, далее рассмотрим это более детально.

Необычные традиции

Все часы, находящиеся в доме покойного, должны быть остановлены сразу после его смерти. Родные покойного по дому завешивают зеркала. Согласно древним обычаям, у зеркала есть способность забрать собой весь накопленный негатив, который может отрицательно повлиять на остальных, кто проживает в доме покойного.

Каковы же похоронные традиции у других народов? Все о китайских традициях — тут, а о еврейских — здесь.

Погребение

Далее, покойного омывают, облачают в новую ритуальную одежду, затем осторожно укладывают в гроб.

Кстати, допускается только деревянный гроб.

Затем сам гроб ставят на стол, при этом есть условия, что обязательно голова покойного должна быть направлена в сторону запада, а нога, в сторону востока, и лицо должно быть обращено на восток. К тому же крышка гроба не должны заносить домой, ее нужно оставить снаружи. Все морально ценные вещи, которыми пользовался покойный, кладут рядом с ним, позже эти вещи должны быть захоронены вместе с покойным. Ночью покойный не должен оставаться один, с ним рядом должны быть двое мужчин, они возле гроба зажигают свечи и находятся рядом с ним до утра, это делается с целью сохранения покоя покойного.

Родственники приходят для прощания с покойным на следующий день. Они обходят гроб против часовой стрелке, затем целуют руку покойного. Во двор родные выносят гроб с покойным в день похорон. Все родственники и родные во второй раз прощаются с покойным.

По традиции похорон у армян, перед вынесением гроба со двора, необходимо три раза постучать по закрытым дверям, это делается, чтобы смерть не забрала очередную жертву из этого дома. Так же, по обычаям родные покойного 3 раза поднимают, затем опускают гроб, либо три раза крутят гроб вокруг оси.

По всей похоронной дороге специальным человеком посыпаются гвоздики, а в начале похоронной процессии один человек будет нести портрет покойного, за ним будут нести венки и крышку гроба, а затем сам гроб.

Чаще всего родные несут гроб до кладбища пешком, то есть несут на руках, в крайних случаях пользуются катафалком, когда идти приходится слишком долго.

Однако в самом кладбище, они до могилы должны донести гроб на руках, даже если это находится очень далеко.

Церковные традиции

Несомненно, похороны проходят в присутствии священника, он читает молитву у изголовья. После того, как гроб опускают в могилу, родные по очереди должны кидать на крышку гроба горсть земли. По традиции родные должны класть нечетное количество цветов. После похорон, при возращении домой, в котором жил покойный, они у двери перед входом в дом должны помыть руки. Поэтому у двери ставят ведро водой и полотенце.

Поминки

Поминки проходят два дня подряд, и основное блюдо, которое готовят во время поминок, это хашлама. С полным стаканом в руках, произносят прощальные слова.

Согласно традициям, повторные поминки родные устраивают через неделю после похорон, то есть, на седьмой день, а затем через 40 дней. Во время этих поминок, они также вспоминают других умерших людей, а также тех, кто умер во время праздника Хачверац, и во время других праздников.
Армяне выделяются своим умением чтить память усопших, а на кладбищах они устанавливают памятники и создают ритуальные комплексы. Армяне, когда навещают захоронения, с собой приносят ладан и цветы.

В некоторых городах Армении, по сей день существует обычай, по которому 40 дней длится траур у армян после похорон.

Какие традиции еще связаны с этим 40 дневным трауром, возможно, не всем известно. Согласно этой традиции, в течение этих 40 дней, мужчины не бреются, а женщины носят черную одежду. В некоторых случаях, эти традиции соблюдают не только родные, но и родственники, и просто верные друзья тоже.

Согласно еще одному обычаю, родные и родственники спустя год после похорон, ставят надгробный памятник и отдельно они вспоминают усопшего по церковному календарю.

Во все поминальные дни родственники, друзья и родные приходят на кладбище с фруктами, сладостями, мясными, цветами и водкой. Также и другие вещи в память покойного. Прибывшие собираются возле могилы и в память покойного выпивают водки и закусывают мясом и овощами. Уходя, они оставляют за собой нечетное количество фруктов и сладостей, а также немного водки. После этого организовывается трапеза в память покойного. Во время этой трапезы, все гости собираются в доме покойного, собравшись, они садятся за стол, по очереди, сначала мужчины, затем женщины. По окончанию трапезы, гостям раздают пай. Говоря проще, пай – это фрукты или сладкая булка, либо другие сладости.

«Московская ритуальная служба»

Расположено в 7 км от города «Красногорск», в 10 км. от МКАД в северо-западном направлении.

Предоставляются новые участки, размером 2.0 на 2.0 м.

Расположено кладбище недалеко от таких районов Москвы как:
Бирюлёво Западное, Чертаново Северное и Южное, Бутово, гор.Подольск, Щербинка.

Расположено недалеко от таких районов как: Перово, Новогиреево, Вешняки, Ивановское, Новокосино, Косино-Ухтомское, Реутов, Фенино, Салтыковка.

Новодеревенское кладбище расположено недалеко от ВАО г. Москвы, в городе Балашиха Московской области.

Ритуальные принадлежности от производителя:

гробы, венки., и т.д.

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ КАЗЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ Московской области по выдаче разрешений и переоформлений мест захоронений

Погребальные традиции у армян

Хотя Армянская Апостольская Церковь является православной и обычаи при погребении у этого народа сходны со славянскими, но все же имеются определенные различия.

Прощание и поминки

  • После смерти человека не только занавешивают все зеркала, но и останавливают все часы в доме. Считается, что это не дает усопшему возможность оставить негатив в там, где он жил;

  • Гроб с усопшим располагают ногами на восток, а головой на запад. Рядом кладут личные вещи, которые будут впоследствии захоронены вместе с хозяином;

  • На второй день в дом к покойному приходят близкие, которые перед тем, как выразить соболезнование родственникам покойного, обходят гроб против часовой стрелки и целуют руку покойника или край ткани;

  • Ночью покой усопшего стерегут мужчины, которые сидят возле гроба при зажженных свечах;

  • В день погребения гроб с телом выносят во двор и устанавливают на приготовленный стол. После этого близкие еще раз прощаются с усопшим;

  • Перед выносом со двора гроб трижды поднимают и опускают, затем трижды крутят вокруг своей оси. Иногда еще и трижды стучат по дверям дома или воротам;

  • Гроб очень долго несут на руках. Катафальный транспортиспользуется только в больших городах. На землю кидают гвоздики до самого кладбища;

  • На кладбище проходит практически традиционный православный погребальный обряд. Отношение к кремации у представителей Армянской Апостольской Церкви резко отрицательное и погребение проходит гробом в землю.

  • Поминки устраиваются в день погребения и на следующий день. Перед началом поминок все присутствующие обязательно моют руки. Для этого приносят ведро или два воды и полотенца. Традиционное поминальное блюдо – хашлама. При произнесении поминальных слов все гости полные стаканы держат на весу.

  • Усопших поминают на седьмой и сороковой день, на новый Год, во время праздника Хачверац (Воздвижение Креста) и в день Пасхи.

Хоронят армяне своих усопших отдельно на Армянских кладбищах. Есть такое и в Москве.

Ковер в честь покойного

У этого народа есть один интересный обычай – помять о покойном увековечивают в вытканном ковре. В рисунке ковра могут содержаться инициалы, имя или даже портрет усопшего.

Этот старинный обычай жив до сих пор, так как армяне считают, что человек вернется в этот мир, а смерть – всего лишь временное состояние.

Как курьез можно отметить ковер, вытканный в честь вождя революции В.И. Ленина, в Татеве в 1927 году, когда Великого вождя уже не было в живых. В рисунке ковра читаются армянские буквы «В.И. Ленин» в окружении христианских символов и национального орнамента.

Вряд ли этому воинствующему атеисту понравились бы такое соседство.

Как организуют похороны в Армении

Согласно законодательству Армении, в случае смерти человека обнаружившие его тело обязаны в течение трех дней сообщить об этом в органы ЗАГС. Эта задача возлагается на разных людей и организации в зависимости от того, при каких обстоятельствах наступила смерть.

  1. Если человек скончался в медучреждении, то эта задача возлагается на сотрудников медучреждения. Если человек умер вне медучреждения, то обнаружившие его вызывают медиков, умершего доставляют в медучреждение, и далее происходит то же самое.
  2. Если человек умер, находясь в местах лишения свободы, то эта задача возлагается на руководство пенитенциарной организации.
  3. Если человек умер при подозрительных обстоятельствах, и теперь правоохранительные органы ведут расследование, то эта задача возлагается на соответствующие правоохранительные органы.
  4. Если человек умер, находясь на военной службе, то эта задача возлагается на его командира.

Чтобы зарегистрировать смерть человека в органах ЗАГС, необходимо предоставить медицинское свидетельство о смерти и решение суда, согласно которому человек объявляется мертвым. Государственная регистрация смерти производится в день подачи заявления. В результате государственной регистрации смерти родственники или законные представители покойного получают государственное свидетельство о смерти.

После получения государственного свидетельства о смерти появляется возможность захоронить покойного в Армении, либо репатриировать тело, если это был иностранный гражданин. Как правило, похороны доверяют похоронным агентствам. Важно отметить, что по состоянию на 2020 в Армении нет крематориев (хотя де-юре сжигание тел не находится под запретом).

Традиции и обычаи

Большая часть населения Армении относит себя к прихожанам Армянской Апостольской Церкви. Здесь будет описан похоронный обряд в рамках этой христианской традиции. При этом важно отметить, что некоторые из армянских похоронных традиций являются очевидно дохристианскими. Для начала, как и в России, в Армении существует суеверный обычай завешивать в доме умершего зеркала. Помимо этого, существует обычай останавливать все часы в доме. Пока гроб находится дома или в покойницкой в ожидании дня захоронения, его располагают ногами на восток. Возле умершего всегда кто-то должен находиться, в том числе и ночью. В течение всего времени, пока тело не вынесут из дома, возле гроба поддерживают пламя свечи. Завешивание зеркал, “слежка” за гробом, поддержание света в помещении с ним – всё это следы очень древних языческих суеверий, широко распространенных как на Кавказе, так и на Ближнем Востоке, так и, частично, в Европе.

Читать еще:  Поминки по православному обычаю

В день смерти о ней оповещают родных и близких, договариваются со священнослужителями о проведении обрядов, омывают тело, помещают его в гроб (последним, скорее всего, в наши дни будет заниматься похоронное бюро). На второй день организуют прощание с покойным – приглашают всех желающих в дом. Как и в России, на гроб здесь принято возлагать четное количество цветов. Желающие проститься с покойным, согласно обычаю, трижды обходят гроб против часовой стрелки, после чего целуют либо руку умершего, либо край гроба. Наконец, на третий день происходит погребение.

Раньше пешая траурная процессия двигалась через город, демонстрируя тело усопшего в открытом гробу; сегодня это невозможно из-за напряженного уличного движения, поэтому в наши дни гроб просто трижды проносят вокруг дома, а потом грузят в автокатафалк. Привезя гроб на кладбище, его держат открытым, что все собравшиеся могли видеть покойного, пока священник читает молитвы. Место захоронения украшают цветами и венками, а в гроб покойного часто кладут какие-то его личные вещи – это также часть древнего дохристианского поверья, согласно которому мир мертвых похож на мир живых, и следовательно, умерший будет заниматься в мире мертвых примерно тем же, что делал при жизни. Так, с покойным могут похоронить очки, если он любил читать, или какие-то памятные вещи, которые были ему дороги.

Сразу после похорон, на 7, 40 дни и годовщину проводят поминки. Основное блюдо поминальной трапезы – хашлама (ягненок с овощами). В советскую эпоху поминки чаще всего проводили дома, но сейчас для этого арендуют специальные помещения – залы скорби: это помещения, которые сдаются в аренду специально для траурных мероприятий.

Экономика

В Армении все кладбища принадлежат государству. Согласно законодательству, каждый гражданин имеет право на бесплатное место размером 2,5 квадратных метра на кладбище, ближайшем к месту жительства. Однако зачастую у граждан Армении возникают проблемы с тем, чтобы воспользоваться этой привилегией. Во-первых, некоторые из этих бесплатных мест не имеют нормальных подъездных путей, на некоторые кладбища просто невозможно проехать на машине. Во-вторых, в Армении действует множество похоронных традиций, суть которых сводится к тому, что похороны должны быть как можно дороже и как можно пышнее – нередки случаи, когда люди отказывались от операций, необходимым еще живым членам семьи, лишь бы роскошно похоронить недавно умерших. Согласно заявлениям некоторых частных распорядителей похорон, они предоставляют крупные скидки малоимущим на простые памятники, однако многие пренебрегают этой возможностью и хоронят близких не по средствам, лишь бы не упасть в глазах общества.

Ситуация с кремацией в Армении очень похожа на греческую: с 2006 года государство официально разрешило кремацию как таковую, но по состоянию на 2020 год ни одного крематория в стране так и не появилось – главным образом, из-за сопротивления церкви. Тем не менее, в Армении существует возможность захоронить урну с прахом человека, сожженного в другой стране – на это запретов нет. Но примечательно, что даже в тех случаях, когда человек умер за границей и был кремирован для удобства транспортировки, урну с прахом зачастую все равно вкладывают в гроб, а потом хоронят гроб так, как хоронили бы в обычном случае. Это заставляет даже оптимистично настроенных предпринимателей похоронной сферы думать, чтобы даже если крематорий появится, то окажется не очень востребован, – по-видимому, традиционализм населения в вопросах похорон необычно высок.

Для простоты представив, что речь не идет о стремлении к большой помпезности, можно сказать, что средняя цена похорон в Армении составит чуть больше 2000 $. Эта сумма складывается следующим образом:

  1. Гроб (от 100 $).
  2. Аренда зала скорби (от 250 $).
  3. Надгробие (около 300 $).
  4. Поминки (от 1000 $).
  5. Услуги священнослужителя (от 40 $).
  6. Поминки 40 дня (от 200 $).
  7. Место на кладбище (от 60 $, если выбрано не гарантированное государством бесплатное).
  8. Прочие расходы (цветы, венки, иные украшения — около 150 $).

Жителям Москвы или Петербурга эти расценки могут показаться отнюдь не самыми ужасными, однако здесь нужно принять во внимание, что средняя зарплата, например, учителя в Армении составляет 100-150 $, а хорошая зарплата находится в районе 400. В течение 21 века с каждым годом похороны близкого ложатся на его семью все более тяжким бременем.

Возможно, вам будет интересно:

Армянские похоронные обряды

Особое место в традиционной народной культуре армян занимают похоронно-поминальные обряды. По сравнению с другими обрядами жизненного цикла они наиболее консервативны, поскольку отражают медленно меняющиеся представления человека о смерти, о душе, о взаимоотношениях живых и мертвых.

Армяне верили в судьбу — тчакатагир (букв.: надпись на лбу), и, по их представлениям, день смерти был предопределен в момент рождения человека. Когда наступал этот день, человеку являлся ангел или дух смерти и забирал его душу, которая покидала тело с последним дыханием умирающего. По поверью, если человеку не хотелось умирать в этот день, дух смерти силой отнимал у него душу, а иногда и сама душа не хотела покидать тело, предпочитая оставаться в этом мире. В таких случаях в момент предсмертной агонии использовались различные приемы: вынимали подушку из-под головы умирающего, широко раскрывали все окна и двери в доме, чтобы дух смерти мог беспрепятственно удалиться с душою, и т.п. Повсеместно был распространен обычай класть на умирающего разные предметы, с которыми он хотел бы попрощаться: фотографии, одежду родных, которые в этот момент находились вдали от дома, орудия труда, которыми много лет пользовался покидавший сей мир человек.

Весть о смерти односельчанина распространялась очень быстро. Родственники и соседи тут же приходили в дом родных покойного, чтобы выразить им свои соболезнования и утешить. Если смерть односельчанина происходила вне села, то существовал обычай с высокого холма либо с крыши дома дважды выстрелить из винтовки, что, помимо оповещения, было нацелено на то, чтобы оградить путь плохой вести, не дать ей повториться. До погребения полагалось соблюдать определенные запреты, например, нельзя было работать в поле, саду или огороде, копать или «переворачивать» землю, стирать в домах родственников умершего, так как считали, что «ангел смерти» еще находился в селе и мог за собой еще кого-то «потянуть». Бывало, когда после смерти человека друг за другом умирали и некоторые другие члены его семьи или же кто-либо из односельчан, что ряд исследователей объясняют низким уровнем гигиены. Однако в народе подобные случаи приписывали сакральной «нечистоте» умершего.

Поскольку верили, что отлетевшая душа оставалась около покойника до погребения, сразу же после смерти начинали подготовку к похоронам. Приглашали священника, чтобы он освятил саван, в который должны были завернуть покойного, и воду, которой надо было его обмыть. Тело обмывали обычно пожилые люди, нередко родственники, одного с умершим пола. В качестве вознаграждения они получали одежду покойного. Покойника укладывали на предназначенную для этого случая доску лицом к востоку и мыли прохладной водой с мылом специальной рукавичкой начиная с головы. Оставшейся водой омывали руки и ноги членам семьи умершего с тем, чтобы их покинул страх. Посуду, в которой была вода для обмывания, разбивали; там, где обмывали покойника, зажигали светильник, который горел семь–восемь дней, чтобы, как говорили в народе, «осветить душе путь на небеса».

Чтобы злой дух не поселился в опустевшем теле, покойника со скрещенными на груди руками заворачивали в саван, который затем зашивали. На ночь его переносили в церковь, предварительно заворачивали в карпет и укладывали на погребальные плетеные носилки, которые хранились при церкви. В конце XIX века, под влиянием города, случалось, что зажиточных крестьян начинали хоронить в гробах. Младенцам и умершим в раннем возрасте вкладывали в руки свечку, чтобы они могли, когда умрут их родители, выйти им навстречу и осветить путь.

Перед выносом покойника собравшиеся в его доме родственницы, соседки и специально приглашенные женщины-плакальщицы садились вокруг умершего и начинали его оплакивать песнями-плачами — суг асел (букв.: говорить плач), ерг асел (букв.: говорить песню). В зависимости от возраста, занятия, образа жизни покойного плакальщицы сами сочиняли импровизированные песни и исполняли их столь искусно, что в народе говорили: «От их плача даже камень слезы прольет». Во время оплакивания было принято распускать и теребить волосы (а в далеком прошлом и обрезать их), посыпать голову золой, о чем свидетельствовали сохранившиеся в народе своего рода проклятия: «Чтобы мне золой посыпать твою голову», «Чтобы волосы тебе отрезали», «Чтобы твоя мать волосы на тебе теребила». В этих печальных песнях-плачах рассказывалось о жизненном пути покойного, его достоинствах, восхвалялись его добросердечное отношение к членам семьи и соседям, а кроме того плакальщицы просили дух умершего не беспокоиться об оставшихся на земле родных. Каждую часть своего обрядового плача они заканчивали громким воплем, который подхватывали остальные женщины. После этого мужчины выносили умершего, и обязательно ногами вперед.

Испытывая перед смертью и покойником суеверный страх, армяне, как и многие другие народы, использовали ряд магических приемов, чтобы помешать умершему «возвратиться» домой и «потянуть за собой» кого-нибудь из родных. Поэтому, например, вынося покойника из дома, это не делали сразу через открытую дверь: ее сначала закрывали, затем троекратным ударом носилками с телом покойного как бы пробивали ее и только тогда выходили через открытую дверь. Полагали, что после этого покойник потеряет дорогу домой и не сможет возвратиться никогда. С этой же целью клали тяжелый камень на то место, где он только что лежал, как бы «занимая» его, чтобы «нога покойника была тяжелой на семье», чтобы никто другой из этого дома скоро не умер либо чтобы память о покойном была так же тверда, как камень.

Читать еще:  Поминки как правильно

После отпевания покойного в церкви женщины должны были вернуться домой, поскольку им не полагалось идти на кладбище и принимать участие в погребении. Но прежде чем попрощаться с покойным и покинуть церковь, они вновь начинали его оплакивать, причем на этот раз голосили, доходя порой до самоистязания — царапали себе лицо, били себя в грудь и по голове, срывали головной убор, выражая так свою скорбь, а иногда от перенапряжения даже падали в обморок. Свой плач они продолжали и по возвращении из церкви в доме покойного над тяжелым камнем, оставшимся на том месте, где до этого он лежал, над его постелью, одеждой, и затем в течение целой недели, когда родственники и друзья собирались утешать его семью.

Через семь дней этот камень относили как можно дальше от дома, постель тщательно стирали, а одежду раздавали прежде всего тем, кто обмывал покойника, рыл могилу, церковным служителям, а также распределяли между родственниками «на память»: если покойник надумает вернуться домой по следам своей одежды, ему будет трудно понять, к кому возвратиться.

Во время траурного шествия никому и особенно священнику не следовало оглядываться назад, чтобы невольно не указать покойнику путь к дому, иначе в этой семье несчастье могло повториться. По пути к кладбищу процессия трижды останавливалась для прощания с покойным. При этом носилки троекратно поднимали и тяжело опускали на землю, как бы «пригвождая» их к месту и тем самым отмечая дорогу от церкви к кладбищу. Так же поступали при выносе покойника из церкви и у самой могилы; при перенесении же из дома в церковь этого не делали. Иногда покойника поворачивали по ходу солнца три раза. В народе объясняли это так: если он захочет вернуться домой, то теперь не сможет, потому что в его памяти отпечатался только путь от могилы до церкви, а не от церкви до дома. С той же целью «дезориентации» покойного железное лезвие лопаты, которой копали могилу, насаживали на черенок наоборот. Суеверный страх испытывали и перед духом покойного, поэтому символически стремились разорвать возможные материальные связи между ним и живыми. Для этого, например, поднимая носилки с умершим, откидывали край ковра, на котором они стояли; при выносе тела из дома кто-нибудь разбивал глиняную миску или чашку; посуда разбивалась и на кладбище; священник своим крестом чертил над могилой крест, как бы «запечатывая» ее. Каменная плита — памятник на могиле — не только отмечала место погребения, но и еще «не давала покойнику встать». С той же целью в древности по контуру могилы насыпали крупные и мелкие камни — кромлехи, создавая магическое кольцо, из которого покойнику невозможно было выйти. Могилу для умершей женщины рыли глубже, чем для мужчины, так как полагали, что «женщина дружит с чертями, возбуждает зло».

В народе верили, что покойники могут навещать родных, особенно в субботние ночи, поэтому в доме, где недавно случилось несчастье, оставляли зажженный светильник. Считалось, что если покойник часто снится, а еще хуже — зовет во сне своего родственника, то это не к добру и означает, что он не окончательно погребен и может навлечь на семью новую смерть. В таких случаях вбивали длинный кол или кинжал в могилу у того места, где должно было находиться его сердце. Если оказывалось, что в доме вскоре после чьей-либо смерти кто-то из членов семьи заболевал, это приписывали тому, что покойник еще не окончательно умер и его сердце «тоскует» по живым. Тогда посыпали его могилу ячменем, подводили коня и следили за его поведением. Если конь начинал спокойно есть зерно, то считали, что покойник на самом деле мертв; но если конь отказывался от еды, то это было плохим знаком. В таких случаях проводились различные ритуалы.

Каменные изваяния на армянском кладбище при монастыре Варзахан (ныне деревня Уграк, турецкой провинции Байбурт), 1898. Автор фотографии — Генри Финис Блос Линч, британский географ и путешественник, арменовед, общественно-политический деятель. На основе материалов, собранных во время двух путешествий в Армению (в 1893–1894 и в 1898), Линч написал приобретший широкую известность труд «Армения» (1901), состоящий из двух томов — «Русская Армения» и «Турецкая Армения» ǁ wikimedia.org

Обряд погребения совершался согласно церковной традиции. Труп опускался в могилу завернутым в саван, а впоследствии — в гробу. Первым в могилу кидал горсть земли (предварительно дав священнику благословить ее крестом) один из ближайших родственников. За ним то же самое делали и остальные, при этом они давали как бы напутствие покойному со словами: «Доброго пути, передавай привет нашим покойникам». На этот счет существовало старинное изречение, своего рода пожелание, с которым старшие члены семьи обращались к младшим, обычно сыновьям: «Чтобы мне удостоиться горстки земли твоей», — чем выражалось пожелание родителей быть похороненными своими сыновьями, внуками, а не наоборот. Издревле у армян существовал архаический обычай класть в могилу различные предметы, которые, как считалось, будут необходимы и самому покойнику, и давно умершим родственникам. Так, кузнецу «давали с собой» молот, плотнику — топор, цирюльнику — бритву, священнику — Евангелие и посох, умершим ранее детям «посылали» яблоки.

После погребения все присутствующие на кладбище подходили к родным покойного и пожимали им руки в знак скорби и утешения. Затем их приглашали на поминальный обед. В качестве поминального блюда подавали куркут — хорошо разваренную пшеничную кашу с бараниной или говядиной, а также отварную фасоль. Готовили обычно родственницы хозяйки, так как сама она считалась в то время «нечистой». Из напитков подавали водку домашнего приготовления и белое вино.

Прежде чем сесть за поминальную трапезу, все должны были вымыть руки, смыть с себя все, что было связано с покойным, чтобы «очиститься». За столом священник читал молитву за упокой души умершего, все присутствующие не чокаясь выпивали за это, за его «светлый путь», за то, чтобы он «в том мире» был «ходатаем» за оставшихся на земле родных. Тосты были короткими и в основном утешительными. За обедом делились воспоминаниями о покойном.

По традиции члены азга должны были помочь семье умершего, в дом которого они приносили в основном сахар, водку, мыло, отрезы ткани.

Как и многие другие народы, армяне верили, что смерть — это не окончательное исчезновение человека, а только переход от одной формы жизни к другой. Поэтому мертвых следовало кормить. Такое кормление начиналось уже с первого дня смерти, когда на грудь покойного клали кусок хлеба.

На следующий день после похорон (обычно ранним утром, вскоре после восхода солнца) родственники и близкие умершего, в основном женщины, взяв с собой еду и напитки, шли на кладбище. Это посещение называлось экнаhох . Священник освящал могилу, женщины вновь оплакивали умершего, одни из них сыпали себе на грудь горсть земли с его могилы, чтобы сколько-нибудь утешиться, «прохладиться», другие сыпали эту землю с затылка под рубашку, чтобы освободиться от всякого страха. Помянув покойного, немного выпив и закусив, пришедшие выливали часть вина или водки на могилу и оставляли остатки еды как долю умершего либо раздавали бедным. Затем шли в дом покойного, где садились за поминальный обед, устроенный для близких родственников.

Накануне седьмого дня после смерти родственницы и соседки приходили в дом покойного, чтобы снять траур с женщин этого дома, для чего они мыли им и себе головы, помогали убрать постель покойного, постирать все белье; мужчинам разрешалось побриться; этими действиями, которые не полагалось совершать до этого дня, они «смывали» всякий след, который мог еще остаться в семье от пребывания покойника. На седьмой, сороковой (каррасунк) день и через год (тари) после смерти устраивали поминки. В эти дни родственники и соседи вновь шли сначала на кладбище, где над могилой совершались панихида и оплакивание, а затем в дом покойного, где садились за поминальный стол. Особенно многолюдными поминки были в годовщину, когда приглашались практически все взрослые жители селения, которые пили и ели за упокой души не только самого покойного, но и всех его умерших родственников.

Могилы родственников было принято посещать также на второй день после больших церковных праздников, в особенности Пасхи, и в дни поминовения усопших (мерелоц) .

К первой годовщине после смерти (тари) полагалось поставить на могилу камень. По обычаю, на надмогильных памятниках изображали орудия труда, которыми пользовался покойник при жизни. Эта традиция сменила связанный с первобытной магией архаический обычай класть эти предметы в могилу, чтобы можно было «работать» имя в загробном мире.

Литература: 1. Тер-Саркисянц А.Е. Армяне Нагорного Карабаха: История. Культура. Традиции / А.Е. Тер-Саркисянц ; Институт политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона. — Москва : НП ИД «Русская панорама», 2015.

Похороны в Армении — традиции, обряды и ритуалы

Подавляющее большинство армян исповедуют христианскую религию. В ряде случаев ритуалы погребения у армян совпадают с православными. Однако с древних времён у этого народа имеются свои собственные нюансы и обычаи, которые принято строго соблюдать.

В армянской культуре ритуал погребения состоит из нескольких последовательных стадий. Именно эти стадии и их особенности будут подробно представлены в статье.

Особые традиции

Согласно армянским национальным ритуалам, в доме, где умер человек, останавливаются все часы. Все зеркала в доме в обязательном порядке занавешиваются. Согласно древним верованиям зеркала обладают особой силой — они уносят с собой всю негативную энергию. Это может плохо отразиться на тех, кто проживает в этом доме.

Как происходит предание земле

После смерти покойного принято обмыть и одеть в новую одежду, а затем уложить в гроб. Он обязательно должен быть только деревянным.

Читать еще:  Поминают ли умерших в день рождения

Далее гроб устанавливают таким образом, чтобы голова усопшего располагалась в сторону запада. Лицом покойник должен быть обращён на восток. Крышку гроба домой не заносят, а оставляют на улице. Все вещи, которые очень любил покойный, оставляются с ним и впоследствии захоронятся с ним. В ночное время покойного не оставляют одного. С ним всегда остаётся двое мужчин. Чтобы хранить покой усопшего — возле него зажигают свечи и дежурят до рассвета.

На следующий день приходят родственники, чтобы попрощаться с покойным. Они должны обойти гроб против движения часовой стрелки и потом приложиться к руке усопшего. В день похорон тело выносят во двор. В этот день все второй раз прощаются с покойным.

В армянской культуре присутствует особая традиция – перед тем, как выносит тело со двора, стучат 3 раза в закрытые двери, чтобы не дать смерти забрать новую жертву из этого дома. Кроме того, родные трижды поднимают и опускают горб или вращают его вокруг своей оси.

В начале похоронной процессии по дороге разбрасываются гвоздики. Первым несут портрет покойного, затем венки и крышку гроба. В конце несут сам гроб. Чаще процессия идет пешком. Если до кладбища очень далеко – пользуются катафалком. Однако по территории кладбища гроб несут исключительно на руках.

Церковные ритуалы

В обязательном порядке на похоронах присутствует священнослужитель. Он стоит у изголовья покойного и произносит молитву. Когда гроб опускается в землю – все по очереди бросают горсть земли на крышку. По возвращении с кладбища необходимо обязательно помыть руки. Поэтому перед дверью ставится ведро воды и полотенце.

Особенности поминального ритуала

Поминки по усопшему проходят на протяжении последующих двух дней подряд. В эти дни готовится основное ритуальное блюдо под названием хашлама. Держа в руках наполненный стакан, родные по очереди произносят слова прощания. На 7 день по традиции устраиваются повторные поминки. Следующие — на 40 день.

Особенностью армянской культуры является способность чтить память своих ушедших. На армянских кладбищах создаются специальные мемориальные комплексы. Навещая такое захоронение, армяне приносят букеты цветов и ладан. Некоторые люди соблюдают траур по усопшему на протяжении 40 дней поле его кончины.

В эти 40 дней мужчины не должны бриться, а женщины носят одежду исключительно черного цвета. Кроме самых близких родственников носить траур могут преданные друзья.

Во все дни, которые посвящаются поминовению ушедшего, родные и друзья приносят на кладбище мясные продукты и спиртное, сладости и фрукты. посетители собираются на могиле покойного и выпивают, и закусывают, вспоминая ушедшего и оказывая ему таким образом честь и уважение. после окончания трапезы все расходятся и оставляют на могиле нечетное количество фруктов и немного спиртного.

Далее трапеза в память покойного проводится дома у его семьи. Первыми за стол садятся мужчины, а женщины только после них. После того как трапеза подходит к концу, всем уходящим гостям раздаётся с собой угощение, имеющее название пай – это сладкие булки и фрукты.

ПОХОРОННАЯ ОБРЯДНОСТЬ.

Традиционный ритуал похоронной обрядности сохраняется в основном при похоронах стариков. Однако прежнее осмысление большинства обрядов, которые связаны с культом предков, забыто; их продолжают соблюдать из уважения к памяти покойного и сочувствия его родным.

Новым в обряде является участие женщины в похоронах, тогда как прежде, вплоть до середины ХХ века, армянская женщина не могла присутствовать при похоронах даже собственного ребёнка.

Похороны сейчас, как и в прошлом, очень многолюдны. В них участвуют не только родственники и друзья умершего, но также знакомые и соседи. По этому случаю приезжают и родственники, живущие в других сёлах и городах.

Во время похорон всё село материально помогает семье умершего, собирают понемногу, но в итоге получается значительная и очень необходимая для этого случая сумма.

Сохраняются до сих пор поминальные обряды. Так по приходе с кладбища устраиваются поминки (horehaц). Если умерший был мужчина, то на поминки приносят обычно вино или водку, а если женщина, то сахар. Стол, накрытый по случаю поминок, бывает очень обильным, однако в ряде мест не должно быть коньяка, красного вина (а только белое вино и водка), зелени, помидоров, т.е. того, что напоминало бы молодую жизнь или кровь.

На следующий день после похорон (экнаhох) могилу обычно посещают женщины. Поминки устаиваются также и на 7-й и 40-й день со дня смерти, а также в день «поминовения умерших» (Сурб Хач — святой крест) и через год после смерти.

До сих пор в некоторых сёлах существует обычай, когда родные умершего, а иногда даже близкие родственники и друзья в знак траура не бреются в течение 40 дней; женщины — ближайшие родственницы покойного (мать, жена) — носят в этот период чёрную траурную одежду.

Через год родственники умершего помогают его родственникам поставить надгробный памятник.

Отмечается память умерших и по церковному календарю.

В поминальные дни родные покойного приносят на кладбище подносы с печёными сладостями, конфетами, яблоками, а также отварное мясо, водку, цветы. Собравшиеся в память покойного выпивают по рюмке водки, немного закусывают. На могиле оставляют поднос со сладостями и яблоками (их должно быть нечётное число), а также рюмку водки. Затем в доме покойного устраивается поминальная трапеза. За стол садятся сначала мужчины, женщины — во вторую очередь. Сохранился у армян обычай по завершении поминок раздавать участникам так называемый пай. Это или сладкая булка, или яблоко, или шоколадка.

Сохранён обычай приносить в дом умершего продукты (рис, сахар, печенье, конфеты).

ПРАЗДНИКИ И ОБРЯДЫ.

В прошлом жизнь армян регулировалась в основном церковным календарём. Некоторые обряды, совершаемые во время праздников церковного календаря, являлись по сути своей унаследованными от языческих времён. До сих пор ещё некоторые из этих праздников отмечаются в сёлах, однако осмысление их людьми разных поколений различно. Если старшее поколение, особенно женщины, вкладывают в них какое-то религиозное содержание, то молодёжь смотрит на них просто как на праздничный день, когда можно повеселиться.

Празднику св.Саркиса предшествует однодневный пост, идущий после Арачаворац наhоц — пятидневного поста, который установил Григорий Просветитель. Этот пост отличается тем, что для него существует специальное блюдо: из особым образом приготовленной пшеницы (похиндз) делается каша (хашил). Похиндз оставляют на подносах на ночь во дворе. Если утром в похиндзе обнаруживают следы копыта, это означает, что св.Саркис, проезжая на своём коне, отметил праведность, богоугодность оставившего похиндз. Праздник святого Саркиса был одним из самых почитаемых у армян. Им начинается Масленица, за которой следует предпасхальный Великий Пост (49 дней). Таким образом, предваряя Пасху, которая отмечается в разные сроки, праздник Сурб Саркис также отмечается в различные дни — с 18 января по 23 февраля. Святой Саркис выступает защитником и помощником влюблённых. Поэтому праздник этого святого особенно радостно встречается всеми влюблёнными, которые в эти дни желают друг другу счастья и любви.

После церковного праздника Преображения Иисуса Христа, после литургии, у армян начинается народное гуляние Вардавар. Вардавар — древний праздник, истоки которого в народном предании. Легенда гласит, что в далёкие времена жил очень богатый и злой человек, который похищал красавиц. И никто не мог спасти их. Но вот родился храбрец по имени Вардан и спас находившихся в плену девушек. В знак благодарности девушки встретили Вардана букетами цветов, песнями, танцами. С тех пор в этот день и празднуется Вардавар. Отмечают его на 98-й день после Пасхи, обычно в первое воскресенье после 22 июля, в канун праздника Преображения Господня.

На Вардавар земля уже полностью набирала силу и не нуждалась в помощи человека. Праздник этот совпадает со временем созревания хлебных злаков и уборки урожая. Люди в этот день приносят в церковь злаки, прося Господа уберечь поля от града и саранчи.

До Вардавара соблюдали яблочный пост. Первое яблоко ели только на Вардавар. Вечером, накануне праздника, молодёжь складывала стога, из которых одни был больше других. В сумерках поджигали маленькие стожки, в них пекли яблоки. Перед рассветом зажигали и большой стог, вокруг которого водили хороводы.

В этот день повсюду царит веселье — поют, танцуют, устраивают пиршества на природе, обливают друг друга водой. Обливание водой — не просто праздничная игра, это торжественное ритуальное действо. Истоки этого ритуала теряются в глубокой древности. Происхождение Вардавара связано с языческим культом богини Ананит, символом материнства, плодородия и чистоты, а вода издревле является символом чистоты. Слово «вард» в санскрите означает вода, а «вар» брызгать.

По легенде, Ной дал своим детям наказ каждый год обливать друг друга водой, чтобы не забывать о потопе. Считается также, что Вардавар связан с культом богини Астхик. По языческим поверьям, Астхик имела розовые пальчики и, когда зодила по земле, следом тотчас вырастали розы. Слово вард в переводе с армянского означает роза. Вардавар является одним из любимых народных праздников армян, его всегда ждут с нетерпением.

В праздник все стараются подняться в горы. Но особенно весело было, когда обливались водой. Во второй половине праздничного дня часто можно было встретить совершенно мокрых людей, с вёдрами, тазами, полными воды, готовых облить каждого встречного. И неважно, знакомы они или нет, молоды или стары. Не случайно, все гулянья проходят у источников и родников.

Среди праздничного шума и гама, громкой музыки запускали в небо голубей.

Девушки на Вардавар любили гадать: плели венки из цветов, в основном из роз, и бросали в реки и озёра. В день празднования Вардавар по рекам плыли неся букеты и венки из цветов. Именно поэтому Вардавар связывают с культом богини Астхик, как покровительницы стихии воды. Именно в жаркий летний период армяне в языческие времена отмечали Вардавар, дарили воде розы и освящали друг друга водой, чтобы вызвать внимание и доброту Астхик, которая должна была отнестись к людям благосклоннее и подарить дождь для нормального созревания урожая.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector