0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Последование димитровской родительской субботы

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

В одиннадцатую годовщину интронизации Святейшего Патриарха Кирилла в Храме Христа Спасителя состоялся торжественный прием

Святейший Патриарх Кирилл предложил добавить в Конституцию РФ упоминание о Боге

Председатель Государственной Думы России В.В. Володин поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации

Заместитель председателя Совета Безопасности РФ Д.А. Медведев поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации

Председатель Правительства РФ М.В. Мишустин поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации

Архив

Богослужебные указания за 2 ноября 2020 года

Димитриевская родительская суббота. Вмч. Арте́мия.

Прав. Арте́мия Веркольского (службу зри 23 июня).

В отличие от родительских суббот Мясопустной и Троицкой, имеющих общецерковное значение, о Димитриевской субботе Типикон умалчивает, поскольку эта суббота – русское благочестивое установление.

Димитриевское поминовение усопших совершается в субботу перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского (26 октября ст. ст.), если с этой субботой не совпадет бденный или полиелейный праздник. При наличии такого совпадения поминовение переносится на субботу, предшествующую субботе перед днем памяти вмч. Димитрия.

Служба вмч. Арте́мия совершается вместе с субботней службой Октоиха по 13-й главе Типикона.

Порядок чтений, согласно календарю:

На вечерне кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: великомученика, глас 4-й – 3, и мученичны Октоиха, глас 2-й (2-й: «И́же земны́я сла́сти…», 3-й: «Святы́м му́чеником…», 4-й: «Ли́цы му́ченичестии…»; см. на «Господи, воззвах») – 3. «Слава» – великомученика, глас тот же: «Разу́мнаго свети́льника…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Пре́йде сень зако́нная…».

Входа нет. Прокимен дня, глас 7-й: «Бо́же, Засту́пник мой еси Ты. », со стихом.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 2-й (с заупокойными припевами: «Блаже́ни, яже избра́л. », и проч.). «Слава» – великомученика, глас 6-й: «За Христа́ зако́нно…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Моли́твами Ро́ждшия Тя, Христе́…».

Примечание. «На стихо́вне му́ченичен 1-й, и ме́ртвена два кир Иоа́нна Дамаскина́» (Типикон, гл. 13-я). По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 748–749), если совершается субботняя служба Октоиха 4-го, 5-го или 6-го гласа, где на стиховне вечерни приводится два мученична и один мертвен, нужно, следуя указаниям Устава, петь один мученичен (1-й), а мертвен повторить дважды41.

Примечание. На субботнем богослужении с «Аллилуиа» припевы вечерних стиховных стихир в службе 2-го и 8-го гласов приводятся в Октоихе на ряду. При совершении субботней службы 1-го, 3-го – 7-го гласов припевы заимствуются с утренних стиховных стихир Октоиха (см.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 748).

По Трисвятом – тропарь, глас 2-й: «Апо́столи, му́ченицы и проро́цы…». «Слава» – ин тропарь, глас тот же: «Помяни́, Го́споди, яко Благ…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Ма́ти Свята́я…».

На утрене вместо «Бог Господь» – «Аллилуия»42, глас 2-й, с заупокойными стихами: 1-й – «Блаже́ни, яже избра́л и прия́л еси, Господи», 2-й – «Па́мять их в род и род», 3-й – «Ду́ши их во благи́х водворя́тся».

Тропарь, глас 2-й: «Апо́столи, му́ченицы и проро́цы…» (дважды). «Слава» – ин тропарь, глас тот же: «Помяни́, Го́споди, яко Благ…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Ма́ти Свята́я…».

Кафизма 16-я. Обычная малая ектения. Седальны Октоиха, глас 2-й: «Апо́столи, му́ченицы и проро́цы…» (см. по 1-м стихословии), «И́же просвети́вый святы́я Твоя́…» (см. по 2-м стихословии), стих: «Ди́вен Бог во святы́х Свои́х, Бог Изра́илев», и седален: «Страстоте́рпцы Госпо́дни…», стих: «Блаже́ни, яже избра́л…», и седален: «Помяни́, Го́споди, яко Благ…». «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха (см. по 2-м стихословии): «Богоро́дице Де́во Мари́е…». (Ср.: Типикон, гл. 13.)

Кафизма 17-я (Непорочны) поется, по Уставу, на 2-й глас; эта кафизма разделяется на две части, или статии́43. Припев к стихам 1-й статии: «Благослове́н еси, Го́споди, научи́ мя оправда́нием Твои́м». В конце статии «Слава, и ныне» не поется, но вместо этого трижды (с припевом) последние стихи: «Яко а́ще бы не зако́н Твой…», «Во век не забу́ду оправда́ний Твои́х. ».

Примечание. Относительно окончания первой и второй статии 17-й кафизмы при заупокойном богослужении существуют следующие мнения: 1) каждый из двух последних стихов первой и второй статии поется по трижды с соответствующим припевом44; 2) в каждой статии два последних стиха объединяются «за един» и поются с припевом трижды45.

Затем произносится малая заупокойная ектения: «Паки и паки…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Еще́ молимся о упокое́нии душ усо́пших рабо́в Бо́жиих (имя рек)…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Яко да Господь Бог учини́т ду́ши их…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Милости Божия…», певцы: «Подай, Господи». «Господу помолимся», певцы: «Господи, помилуй» (40). Иерей тайно читает молитву: «Боже духо́в и вся́кия пло́ти…». Возглас: «Яко Ты еси Воскресение…». Певцы: «Аминь».

После этого начинается пение 2-й статии: «Твой есмь аз…» с припевом к стихам: «Спа́се, спаси́ мя»46; последние стихи статии: «Жива́ будет душа́ моя…», «Заблуди́х, яко овча́ поги́бшее. », поются (с припевом) трижды.

Затем на 5-й глас поются тропари по Непорочных47: «Святы́х лик…» и прочее, с припевом: «Благослове́н еси, Го́споди…». Произносится малая заупокойная ектения (см. по 1-й статии). В конце ее «Господи, помилуй» – 40 раз, а иерей тайно читает молитву «Боже духо́в…». По возгласе поется седален, глас 5-й: «Поко́й, Спа́се наш…». «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «От Де́вы возсия́вый…». Псалом 50-й.

В храме Господском и Богородицы – храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), великомученика на 4 и Октоиха 1-й (мученичный) на 4.

Примечание. О пении канонов в храме Воскресения Христова в субботу см. Октоих, ч. 1, с. 699.

В храме святого – канон великомученика со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), храма на 4 и Октоиха 1-й (мученичный) на 4.

Библейские песни «Господеви поем…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы 1-го (мученичного) канона Октоиха.

По 3-й песни – обычная малая ектения; кондак («Благочести́ваго и венцено́снаго му́ченика. ») и икос великомученика, глас 2-й; седален великомученика, глас 8-й: «Царю́ веко́в угожда́я. ». «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Со́лнца о́блаче. ».

По 6-й песни – малая заупокойная ектения48. Кондак, глас 8-й: «Со святы́ми упоко́й…» и икос, глас тот же: «Сам Еди́н еси Безсме́ртный…».

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий49 Октоиха: «Иже и ме́ртвыми, и живы́ми облада́яй…». «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха: «Мы о Тебе́ хва́лимся…»50.

Примечание. Типикон указывает при аллилуйной службе в субботу петь светилен Октоиха. Светилен заимствуется из приложения Октоиха «Светильны дневнии во всю седмицу» и берется по рядовому гласу Октоиха (в данном случае 2-го гласа). Светилен исполняется дважды через «Слава, и ныне», первый раз оканчиваясь словами: «Моли́твами, Го́споди, святы́х Твои́х, и спаси́ мя», а второй – «Моли́твами, Го́споди, Богоро́дицы, и спаси́ мя».

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры Октоиха (мученичны), глас 2-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – мертвен Октоиха, глас тот же: «Увы́ мне. », «И ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Прииди́те, Ма́терь Све́та. ».

«Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 2-й (со своими припевами: «Блаже́ни, яже избра́л. », и проч.). «Слава» – великомученика, глас 6-й: «Днесь вселе́нная вся…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Бо́га, из Тебе воплоти́вшагося. ».

По Трисвятом – тропарь, глас 2-й: «Апо́столи, му́ченицы и проро́цы…». «Слава» – ин тропарь, глас тот же: «Помяни́, Го́споди, яко Благ…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Ма́ти Свята́я…».

На часах – тропари: «Апостоли, мученицы и пророцы…». «Слава» – «Помяни, Господи, яко Благ…». Кондак: «Со святыми упокой…».

Литургия свт. Иоанна Златоуста.

Блаженны Октоиха – 6.

По входе – тропарь, глас 2-й: «Апостоли, мученицы и пророцы…», ин тропарь, глас тот же: «Помяни, Господи, яко Благ…». «Слава» – кондак, глас 8-й: «Со святыми упокой…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Тебе́ и Сте́ну, и Приста́нище…».

Прокимен – дня (субботы), глас 8-й: «Весели́теся о Господе…», и заупокойный, глас 6-й: «Ду́ши их во благи́х…».

Апостол – дня и заупокойный (1 Сол., зач. 270).

Аллилуиарий – дня (субботы): «Воззва́ша пра́веднии…», стих: «Мно́ги ско́рби пра́ведным…»; и заупокойный: «Блаже́ни, яже избра́л…».

Евангелие – дня и заупокойное (Ин., зач. 16).

Причастен – дня (субботы): «Ра́дуйтеся, пра́веднии…», и заупокойный: «Блаже́ни, яже избра́л…».

Примечание. При совершении в субботу службы с «Аллилуиа» (по 13-й главе Типикона) на Литургии Апостол и Евангелие святого не читается, а прокимен, аллилуиарий и причастен святого не поется.

41 В субботней службе Октоиха 1-го, 2-го, 3-го и 8-го гласа на стиховне вечерни – один мученичен и два мертвена, а в службе 7-го гласа – два мученична и два мертвена.

42 «Аллилуиа» обыкновенно поется трижды по трижды (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 754–755).

43 Порядок священнодействий иерея и диакона см. в субботу Мясопустную.

44 Ср.: Богослужебные указания на 1958 год для священно-церковнослужителей. М., 1958. С. 25; Последование исходное монахов, Требник [Большой]. М., 1884. СПб., 1995р. Л. 109, 112, 116.

45 Ср.: Богослужебные указания на 1957 год для священно-церковнослужителей. М., 1956. С. 45; Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 166–167; Последование парастаса, сиречь великия панихиды и всенощнаго бдения, певаемых по усопшим. Петроград, 1884. Л. 6–6 об., 10; Октоих, последование панихиды.

46 По возгласе: «Яко Ты еси Воскресение…» правый лик начинает петь вторую статию: «Твой есмь аз…». Иерей с диаконом (или диакон) совершают, по традиции, малое каждение (тетрапод окрест, иконостас, лики, народ, местные иконы иконостаса, тетрапод спереди, то есть с западной стороны).

47 Во время пения тропарей по Непорочных священник с диаконом совершают, по обычаю, полное каждение всего храма.

48 По традиции, во время пения катавасии 6-й песни, через северные и южные (или через царские) врата священник с диаконом выходят к тетраподу. У тетрапода произносится малая заупокойная ектения (по обычаю, с кадилом). Во время пения кондака «Со святыми упокой…» иерей с диаконом (или диакон) совершают малое каждение (окрест тетрапода, иконостас и предстоящих). После пения кондака и икоса священник с диаконом возвращаются в алтарь.

49 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 764.

50 Поскольку в службе великомученика в Минее есть светилен, ексапостиларии допустимо петь следующим образом: светилен великомученика; «Слава» – ексапостиларий Октоиха: «Иже и ме́ртвыми, и живы́ми облада́яй…», «И ныне» – Богородичен Октоиха: «Мы о Тебе́ хва́лимся…».

Парастас. Схема совершения в Димитриевскую родительскую субботу (2 октября 2013 г.)

ПАРАСТАС

Схема совершения в

ДИМИТРИЕВСКУЮ РОДИТЕЛЬСКУЮ СУББОТУ

(2 октября 2013 г.)

В отличие от родительских суббот Мясопустной и Троицкой, имеющих общецерковное значение, о Димитриевской субботе Типикон умалчивает, поскольку эта суббота — русское благочестивое установление, связанное, по преданию, с именем св. благоверного великого князя Димитрия Донского.

Димитриевское поминовение усопших совершается в субботу перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского (26 октября ст. ст.), если с этой субботой не совпадет бденный или полиелейный праздник. При наличии такого совпадения поминовение переносится на субботу, предшествующую субботе перед днем памяти вмч. Димитрия.

Служба вмч. Артемия совершается вместе с субботней службой Октоиха по 13-й главе Типикона.

Данная схема составлена на основании совершения парастаса в Казанской епархии, т.н. Казанская традиция.

Вечерня вседневная

Открывается завеса. «Благословен Бог наш».

103-ий псалом (см. часослов)

На «Господи воззвах» совершается полное каждение храма. Поются стихиры на 6:

3 – из Минеи – великомученику Артемию, глас 4-й;

3 — из Октоиха (1 часть, т.к. неделя 1-го гласа) мученичны, глас 1-й (см. на «Господи воззвах»):

«Молитвами, Господи, всех святых…»;

«О, добрыя вашея купли…»;

«Иже земныя сласти…»

«Слава» — великомученика, глас 2-й: «Разу́мнаго свети́льника…»;

«И ныне» — догматик, глас 1-й: «Всеми́рную сла́ву…».

Входа нет. «Свете тихий» читается.

Вместо прокимна – «Аллилуиа», на 8-й глас, с заупокойными стихами (стихи см. требник, последование Панихиды).

«Сподоби, Господи…» читается

Просительная ектения: «Исполним вечернюю…»

Стихиры на стиховне:

Октоиха, глас 1-й (с заупокойными припевами «Блаже́ни, яже избра́л…», и проч. Эти стихи можно взять из Аллилуиария).

«Слава» — Минеи, великомученика Артемия, глас 6-й: «За Христа́ зако́нно…»

«И ныне» — Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Моли́твами Ро́ждшия Тя…» (см. 2-е приложение Минеи или в Ирмологии).

«Ныне отпущаеши» — читается

Трисвятое по «Отче наш». Возглас: «Яко Твое есть Царство…»

Читать еще:  Что нужно говорить когда поминают человека

«Апостоли, мученицы и пророцы…»;

«Слава» — ин тропарь, глас тот же: «Помяни, Господи, яко Благ…»;

«И ныне» — Богородичен, глас тот же: «Мати Святая…».

Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже…» Возглас: «Яко Милостив…» (при произнесении совершается каждение перед престолом)

Возглас: «Сый благословен…»

Хор: Аминь. «Утверди, Боже…»

Возглас: «Слава Святей…» (крест кадилом перед престолом)

Утреня

Шестопсалмие (на последних стихах последнего псалма духовенство исходит на середину храма при открытых Царских вратах)

Великая заупокойная ектения (произносится у тетрапода на середине храма с каждением). Ектению см. в требнике в последовании Панихиды.

Вместо обычного «Бог Господь» — «Аллилуиа» со своими с заупокойными стихами: 1-й — «Блажени, яже избрал и приял еси, Господи», 2-й — «Память их в род и род», 3-й — «Души их во благих водворятся». (См. требник, последование Панихиды). Каждение прекращается.

После четвертого «Аллилуиа» на 2-ой глас, тропари:

«Апостоли, мученицы и пророцы…»;

«Слава» — ин тропарь, глас тот же: «Помяни, Господи, яко Благ…»;

«И ныне» — Богородичен, глас тот же: «Мати Святая…».

Кафизма 16-я обычно опускается.

Сразу после пения тропарей начинается чтение 17-й кафизмы. Первые 2 стиха запевает хор. Затем к стихам первой статии, которую читает (по традиции) священнослужитель, хор поет припев: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим», ко второй: «Спасе, спаси мя».

Окончание статьи первой и второй допевается хором (2 последних стиха)

После первой статии – «Яко аще бы не закон Твой…», «Во век не забуду оправданий Твоих…».

Малая заупокойная ектения. Возглас: «Яко Ты еси Воскресение и Живот…» и сразу поются запевы второй статии.

После второй статии — «Жива будет душа моя…», «Заблудих, яко овча погибшее…»

Поются тропари по непорочнах: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Святых лик обрете…». Совершается полное каждение храма. В руках священнослужителей зажжённые свечи.

Произносится малая заупокойная ектения. Возглас: «Яко Ты еси Воскресение и Живот…» и сразу поется седален: «Покой, Спасе наш…» Слава и ныне: «От Девы возсиявый миру…» (каждение прекращается).

Читается 50-ый псалом. Духовенство уходит в алтарь. Царские врата затворяются.

В храме Господском и Богородицы — первый канон храма, второй – великомученика Артемия, третий — Октоиха 1-й (мученичный).

Примечание. О пении канонов в храме Воскресения Христова в субботу см. Октоих, ч. 1, с. 699.

В храме святого — первый канон великомученика (святый великомучениче Артемие, моли бога о нас), второй — храма, третий — Октоиха 1-й (мученичный: «Святии мученицы, молите Бога о нас»).

Катавасия из Октоиха (ирмосы первого мученичного канона).

Возглас: «Яко Ты еси Бог наш…»

Кондак и икос великомученика, глас 2-й;

Седален великомученика, глас 8-й.

«Слава, и ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же.

Катавасия из Октоиха (ирмосы первого мученичного канона). Духовенство исходит на середину храма к тетраподу при открытых Царских вратах.

Малая заупокойная ектения.

Возглас: «Яко Ты еси Воскресение и Живот…»

По возгласе сразу поется кондак: «Со святыми упокой…» (совершается малое каждение) и икос: «Сам Един еси…».

Духовенство уходит в алтарь. Царские врата затворяются. Продолжается канон (7-ая песнь).

Катавасия из Октоиха (ирмосы первого мученичного канона)

Поется «Честнейшую». Совершается полное каждение храма.

Катавасия из Октоиха (ирмосы первого мученичного канона)

Поётся «Достойно есть…»

Возглас: «Яко Тя хвалят…».

Читается Ексапостиларий Октоиха: «Иже и мертвыми, и живы́ми обладаяй…».

«Слава, и ныне» — Богородичен Октоиха: «Мы о Тебе́ хва́лимся…».

Хвалитные псалмы (см. Часослов на утрени) читаются (до стиха на 4).

На хвалитех стихиры Октоиха (мученичны) на 4.

«Слава» — мертвен Октоиха, глас тот же: «Де́лом, Спа́се мой, явля́еши…»;

«И ныне» — Богородичен Октоиха, глас тот же: «Ра́дуйся от нас…».

«Тебе слава подобает» — не читается, но сразу: «Слава, тебе, показавшему нам свет» и читается вседневное славословие.

Просительная ектения (см. служебник последование утрени).

Стихиры на стиховне:

Октоиха – 1-й глас заупокойные со своими стихами (см. на утрени Октоиха по гласу).

«Слава» — великомученика, глас 6-й: «Днесь вселе́нная вся…»;

«И ныне» — Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Бо́га, из Тебе воплоти́вшагося…».

Читается «Благо есть» (см. Часослов после славословия)

Трисвятое по «Отче наш». Возглас: «Яко Твое есть Царство…»

Далее существуют 2 традиции окончания утрени:

Вариант 1:

Духовенство исходит на середину храма к тетраподу.

Тропари: «Со духи…» и прочие тропари заупокойной литии (см. требник)

Ектения заупокойная сугубая. «Боже духов» и «Яко Ты еси Воскресение…»

Возглас: Сый благословен…

Аминь. Утверди, Боже…

Пресвятая Богородице спаси нас!

Возглас: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе». Слава и ныне.

Отпуст как на панихиде: «Живыми и мертвыми обладаяй…».

«Во блаженном успении…» и «Вечная память» (трижды). Малое каждение.

И сразу — Первый час.

На часах: тропарь

«Апо́столи, му́ченицы и проро́цы…»;

«Слава» — ин тропарь, глас тот же: «Помяни́, Го́споди, яко Благ…»;

Кондак: «Со святыми упокой…»

Отпуст обычный. Многолетие.

Вариант 2:

«Апо́столи, му́ченицы и проро́цы…»;

«Слава» — ин тропарь, глас тот же: «Помяни́, Го́споди, яко Благ…»;

«И ныне» — Богородичен, глас тот же: «Ма́ти Свята́я…».

Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже». Возглас: «Яко Милостив…»

Возглас: «Сый благословен…»

Хор: Аминь. «Утверди, Боже…»

«Апо́столи, му́ченицы и проро́цы…»;

«Слава» — ин тропарь, глас тот же: «Помяни́, Го́споди, яко Благ…»;

Кондак: «Со святыми упокой…»

Отпуст. Многолетие. Духовенство исходит на середину храма к тетраподу.

«Со духи…» и прочие тропари

Ектения заупокойная сугубая. «Боже духов» и «Яко Ты еси Воскресение…»

Премудрость. Пресвятая Богородице спаси нас!

Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе. Слава и ныне. Отпуст как на панихиде: «Живыми и мертвыми обладаяй…».

«Во блаженном успении…» и «Вечная память» (трижды). Малое каждение.

На Литургии:

«во святых Дивен Сый…»

«Апо́столи, му́ченицы и проро́цы…»;

«Слава» — ин тропарь, глас тот же: «Помяни́, Го́споди, яко Благ…»;

Кондак: «Со святыми упокой…»

Слава: «Со святыми…» — совершается каждение малое. Произносится возглас: «Во блаженном успении…» и «Вечная память» (трижды).

и сразу «И ныне»: Богородичен, глас 2-й: «Ма́ти Свята́я…».

Прокимен – дня (субботы), глас 8-й: «Весели́теся о Господе…», и заупокойный, глас 6-й: «Ду́ши их во благи́х…».

Апостол. Аллилуиарий, Евангелие – дня и заупокой.

Причастен: дня (субботы): «Ра́дуйтеся, пра́веднии…», и заупокойный: «Блажени, яже избрал…».

Отпуст обычный: «Христос истинный Бог наш…»

После Литургии совершается Панихида на середине храма у тетрапода. Порядок совершения обычный. Ирмоса «Яко по суху…», а не как в некоторых храмах: «Воду прошед…». (см. требник «Панихида»)

И бывает по обычаю освящение приношений.

Подготовил: чтец Сергий Забавнов

Димитриевская родительская суббота — 3 ноября в 2018 году

Димитриевская (Дмитриевская) родительская суббота в 2018 году — 3 ноября

Димитриевская (Дмитриевская) родительская суббота в 2020 году — 2 ноября

Димитриевская (Дмитриевская) родительская суббота в 2020 году — 7 ноября

Димитриевская родительская суббота — поминальная суббота перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского (26 октября по старому стилю). Людям «советского» возраста, приходящим поминать в родительские субботы своих усопших, проще запомнить этот день по другой дате: где 7 ноября – «красный день календаря», там где-то рядышком перед ним – и Димитриевская…

Народная традиция крепко связала этот день с Куликовской битвой: дескать, благоверный князь Димитрий Донской просил в этот день преподобного Сергия Радонежского отслужить панихиду по воинам, полегшим в Мамаевом побоище…

Правда, в «Православной энциклопедии» мы читаем, что слова из Киприановской редакции «Сказания о Мамаевом побоище», созданной в середине 16 века : «И чтобы тебе пети понафида и служити обедня по всех по них избьенных. И тако бысть, и милостыню даде, и преподобнаго игумена Сергиа корми, и всю братию его» – не связаны напрямую с Куликовской битвой. В богослужебном уставе этот день не отмечен как поминальный, и народная традиция (вероятно, еще древняя, дохристианская) поминать в этот день усопших не сразу стала церковной.

Тем не менее тысячи россиян заходят в этот день в православные храмы, ставят свечи, кладут на канунник продукты и пишут в поминальных записочках имена своих умерших близких. Стопы записочек, вереница имен… Горят свечи, поет хор, воздух светло-синь от кадильного фимиама, люди стоят плечом к плечу, и мнится, что пространство храма в этот день расширяется, увеличивается вдвое: плечом к плечу стоят здесь незримо и наши усопшие, для кого поминальная наша молитва – поддержка и утешение…

photosight.ru. Фото: Диoниcий 3eмлянoв

Один из самых болезненных вопросов в такие дни – можно ли поминать тех, кто умер некрещеным?

Распространено среди прихожан такое мнение: молиться можно только о крещеных и умерших в вере, перед кончиной исповедавшихся и причастившихся св.Таин (знаю монастырь, монахини которого учат паломников: молитесь только о самых близких, и то с осторожностью, за верующих, а за некрещеных – даже за самых близких нельзя, мол, человеку бы свои грехи отмолить, а молиться о других – брать на себя еще и их грехи, сие есть дерзость и неразумие пред Богом…)

Что ответить усвоившим такой взгляд на молитву? Отвечаю просто: молитва и милостыня наша о душе усопшего – в помощь такому человеку.

И вот представьте: один человек сидит себе на берегу, а другой тонет – кого надо спасать? Тонущего. Так кому первоочередно нужна молитва-помощница, верующему или неверующему усопшему? Понятно, что неверующему, тому, кому после смерти тяжелее…

Конечно, если человек умер некрещеным, а тем паче – сознательно неверующим, если в земной жизни не принадлежал к Церкви Христовой, то после смерти его насильственно к Церкви не «пристегнешь», в записках на проскомидию его имя не пишут – но самим-то родным и близким, тем, кому судьба усопшего небезразлична, молиться о нем надо – и дома, и в храме – самим, в том числе и во время панихиды (молитву в храме, в евхаристическом собрании, совершает вовсе не только один батюшка, но в с я Церковь, все предстоящие).

Коли мы сами христиане – это наш христианский долг во исполнение заповеди Божьей о любви к ближнему.

Он ушел из земной жизни в тяжких грехах, нераскаянным? Что ж, предоставим его Богу и суду Божию, сколь праведному, столь и – в отличие от нашего с вами суда –милосердному. Об этом нам на каждом богослужении напоминает Церковь словами одной из ектений: «Сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим».

Заупокойная служба. Поют по крюкам.
Или голоса так свежи, или это
Умерший так стремительно уходит,
Но в тесной часовне ветер поднялся невидимый.
Шевелит листы старинной книги,
Пылают над строками, летят киноварные невмы
За умершим вслед.
Пение напряжённо тянется, пока может
Поддерживать душу, уходящую ввысь
Ступенями мытарств. И вот – дальше стоп.
Предел. Тончают,
Глохнут нёбные кратиматы.

Мы – дети, а взрослые – наши умершие.
Мы в их прошлом живём.
Никому не вернуться в детство.
То-то я замечаю,
Насколько наш мир мал, прост, шаток,
Ярок, аляповат – манеж для игр
При постоялом дворе! Особенно
В сравнении с тобой, живой смертный голос,
В следовании за умершим сам истаять готовый,
Ветреною весной в часовне поющий
Славу незнаемому, отчаянно чаемому
Превечному Богу.

Вы прочитали статью Димитриевская родительская суббота в 2017 году. Читайте также:

Димитриевская родительская суббота

Историческое содержание

Димитриевская родительская суббота – ближайшая суббота перед днем памяти св. великомученика Димитрия Солунского (26 октября / 8 ноября). Установлена после битвы на Куликовом поле. Первоначально поминовение совершалось по всем воинам, павшим в этом сражении. Постепенно Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших православных христиан. С Димитриевской субботой связаны некоторые народные традиции, вероятно уходящие корнями в дохристианское прошлое.

Осеннее поминовение усопших у неславянских народов

У древних кельтов одним из главных праздников года был Самайн (Samhain) — праздник окончания теплого времени года. В этот день, согласно верованиям кельтов, исчезали обычные преграды между миром смертных и потусторонним миром, так что люди могли побывать в загробном мире, а духи — приходить на землю и даже вмешиваться в дела смертных. Представление об особой близости к обитателям потустороннего мира стало основой для совмещения Самайна с поминовением усопших.

Такие обычаи известны и у др. народов Евразии. Так, у чувашей октябрь (юпа) считается месяцем особенного поминовения усопших предков, временем проведения «юпа ирттерни», т. е. поминок.

В VIII в. в Риме, а с IX в. повсеместно на Западе 1 нояб. стало праздноваться как день Всех святых. В 994–1048 гг. аббат Клюнийского монастыря св. Одило закрепил за 2 нояб. поминовение всех усопших верных; эта традиция получила широкое распространение в латинской церкви. Мн. исследователи видят в установлении этих памятей попытку воцерковить языческие традиции европейских народов.

Читать еще:  Родительская суббота в ноябре 2018 молитва

Димитриевская родительская суббота в славянских странах

В русских рукописях Димитриевская родительская суббота упоминается редко, не отмечается в переводных литургических книгах (Типиконах, Минеях) и лишь изредка указывается в оригинальных русских памятниках — соборных Чиновниках и монастырских Обиходниках, отражающих не описанные в Типиконе особенности реальной богослужебной практики древнерусских кафедральных храмов и монастырей.

Одно из первых упоминаний Димитриевской субботы как дня поминовения всех усопших содержится в сборнике новгородского происхождения XV в., но традиция поминовения в этот день, вероятно, значительно древнее.

В монастырских Обиходниках Димитриевская родительская суббота является днем поминовения усопшей братии. Так, столовый Обиходник Троицкой лавры 1-й пол. XVI в. предписывает предлагать «корм монастырской по всей братии в обители сей преставльшихся, а кормят в субботу в Дмитриевскую» в Уставе Волоколамского монастыря того же времени сказано, что «в субботу Дмитровскую по преподобнем отце нашем начальнице святыя обители сея игумене Иосифе и по всей братии». Димитриевская суббота также упоминается в указе о трапезе Тихвинского монастыря, написанном в 1590 г., в Обиходнике Свято-Троицкой лавры 1645 г. и в сводном Уставе Свято-Троицкого и Кириллова Белозерского монастырей нач. XVII в.

Вне монастырей Димитриевскую субботу воспринимали как день заупокойной молитвы обо всех усопших верных. Царь Иоанн IV Грозный повелел в Димитриевскую субботу «петь панихиды и служить обедни по всем церквам и общую милостыню давать, и кормы ставить». В Чиновнике московского Успенского собора под 23 окт. содержится следующая запись 2-й пол. XVII в.: «Пред памятию святаго великомученика Димитрия в пяток вечера бывает паннихида по всех православних христианех». В старообрядческих рукописях встречается компиляция из Обиходников и Уставов, посвященная Димитриевской родительской субботе с заглавием: «Подобает ведати о суботе иже пред праздником великомученика Димитрия Солунскаго».

В XVII в. Димитриевская суббота, по всей вероятности, еще не связывалась с поминовением воинов, павших в Куликовской битве. Так, в Синодике РГБ. Троиц. № 818, XVII в., выписаны имена монахов Троицкого монастыря, павших в Куликовской битве, но это поминовение не увязано с Димитриевской субботой. Сказания о Куликовской битве также не содержат указания об установлении Димитриевской родительской субботы блгв. кн. Димитрием Донским. Только в Киприановской редакции «Сказания о Мамаевом побоище», созданной в сер. XVI в. и дошедшей до нас в составе Никоновской летописи, повествуется о том, что блгв. князь обращался к прп. Сергию со словами: «И чтобы тебе пети понафида и служити обедня по всех по них избьенных. И тако бысть, и милостыню даде, и преподобнаго игумена Сергиа корми, и всю братию его», но и в этих словах Димитриевская родительская суббота не связывается с Куликовской битвой.

Можно предположить, что ассоциация Димитриевской родительской субботы с поминовением павших на поле Куликовом появилась только в XVIII или даже XIX в. Известен духовный стих позднего происхождения, опубликованный несколькими собирателями духовных стихов XIX в., названный «Стих о Димитровской родительской субботе, или Видение Димитрия Донского» (нач.: «Накануне субботы Димитровской. »).

В стихе описывается видéние блгв. кн. Димитрия Донского во время Божественной литургии: князь видит павших на поле брани рус. и татар. воинов, слышит предсказания о своей смерти и о пострижении княгини в монашество. Стих заканчивается словами: «А на память дивнаго видения уставил он Дмитровску субботу». Т. о., даже этот стих, который считается аргументом в пользу установления Димитриевской субботы как дня поминовения воинов, павших на поле Куликовом, интерпретирует Димитриевскую родительскую субботу иначе.

Свт. Филарет Московский писал в письме к А. Н. Муравьёву от 26 нояб. 1845 г.: «О Дмитриевой субботе постановления не знаю, кроме предания нашего, русского. Может быть, поминовение преподобным Сергием падших в Мамаевой битве было началом общаго поминовения? День поминовения, может быть, определился первою удобностию по возвращении из похода. Или, может быть, по кончине Дмитрия Донского в ближайшую подле ангела его субботу (обычный в неделе день поминовения усопших, потому что в сей день Господь наш пребывал в усопших) определили поминать его и сподвижников его, и, как всякому при сем, кстати было помянуть и своих присных, то поминовение сделалось всеобщим» (Письма Филарета, митрополита Московского, к А. Н. Муравьёву (1832–1867)).

В XIX в. мнение о связи Димитриевской родительской субботы с Куликовской битвой постепенно распространилось и стало господствующим. 22 авг. 1903 г. был издан имп. указ (ЦВед. 1904. № 6), предписывающий в войсковых частях совершать в Димитриевскую родительскую субботу панихиды по усопшим воинам, «за веру, царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим». Согласно утверждениям некоторых современников, и до издания этого указа «русская армия чтила память всех павших в Куликовской битве» в Димитриевскую субботу.

Об установлении блгв. кн. Димитрием Димитриевской родительской субботы говорится в ряде учебных пособий XIX–XX вв. по литургике. Тем не менее уже в нач. XX в. Е. Е. Голубинский на основании свидетельств средневек. рус. памятников указывал на иное происхождение Димитриевской субботы в работах «Прп. Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра» и «История Русской Церкви».

На Руси в народной среде Димитриевская родительская суббота (др. название — Дедова суббота) считалась одним из главных поминальных дней, что связано, вероятно, с язычеством, когда середина осени, как и весны, была одним из важнейших моментов годового цикла. Как весна, так и осень имели большое значение для культа предков, отразившееся в народных традициях и обрядах на Димитриевскую субботу В. И. Чичеpов уточняет, что Димитриевская родительская суббота была связана также с «кормлением» матери-земли (Чичеров. 1957). На Руси традиционно на Димитриевскую субботу готовилось обильное угощение для поминок, в некоторых местностях во время трапезы на столе лежали ложки для покойников. По значению это поминовение обычно ставится несколько ниже поминальных дней весеннего времени (вселенских заупокойных суббот и др.).

С Димитриевской субботой связаны некоторые русские пословицы: «Покойнички на Русь Дмитриев день ведут — живых блюдут», «На дедовой неделе родители отдохнут» («Дедова неделя» — традиционное название седмицы перед Димитриевской родительской субботой, пословица имеет в виду поверье о том, что души усопших получат отдых, если в седмицу перед Димитриевской субботой случится оттепель), «Поповская работа», «Не всегда поповым ребятам Дмитриева суббота» (в этих пословицах содержится ирония по поводу многочисленных заказных панихид и обилия приношений в церковь в Димитриевскую субботу).

В период между праздником Казанской иконы Божией Матери и днем памяти вмч. Димитрия или Димитриевской родительской субботы не играли свадеб, чтобы избежать неблагоприятного исхода. На Русском Севере в Димитриевскую родительскую субботу поминают самоубийц и др. «нечисто умерших» (утопленников, висельников), хотя в качестве такого особого дня называют Троицкую субботу.

В Белоруссии осеннее поминовение усопших называли «Восеньскiя дзяды» (осенние деды) или же «Дзмитровка». В этот день устраивались поминки; существовали традиции «приглашать» усопших за стол, класть для них столовые приборы или откладывать часть еды для покойников. Во время трапезы родственники говорили о предках, начиная с древних и до недавно умерших. Поминальная трапеза в Димитриевскую родительскую субботу носила название «ужин по родителям» в отличие от трапезы на Радоницу («обед по родителям») и на Троицкую субботу («полдник по родителям»). В древности в Белоруссии Восеньскiя дзяды определяли не по памяти вмч. Димитрия, а по празднику Покрова — 3-я суббота после Покрова. В 1992 г. был принят офиц. день памяти усопших — 2 нояб., очевидно под влиянием католич. традиции. В наст. время Восеньскiя дзяды — это в первую очередь день, который люди проводят в кругу семьи, редко отмечается посещение могил предков в этот день.

В Болгарской Православной Церкви, перешедшей в 1968 г. на новый стиль, осеннее поминовение усопших стало совершаться перед днем памяти арх. Михаила (в старину день поминовения усопших отмечали перед днем памяти вмч. Димитрия). Такой день может называться «Архангелова задушница» (8 нояб. совпадает с днем памяти вмч. Димитрия по ст. ст.). В Сербской Православной Церкви Димитриевская родительская суббота совершается перед днем памяти вмч. Димитрия и называется «Субота пред Митровдан» или «Митровске задушнице».

Устав богослужения в письменных памятниках встречается крайне редко, обычно упоминается только панихида накануне. В Обиходнике XVII в. предписывается: «А тропари говорити на часех и на заутрени святому», что указывает на службу с «Бог Господь». Т. о., согласно этому Обиходнику, поминовение усопших было ограничено панихидой. В «Богослужебных указаниях», издававшихся Московской Патриархией в 50-х гг. XX в., на Димитриевскую субботу определено совершать такую службу, как в субботу мясопустную, что возвышало статус поминовения до вселенских суббот; та же практика зафиксирована в нек-рых пособиях по богослужебному уставу.

В совр. традиции РПЦ в Димитриевскую родительскую субботу совершается заупокойная служба согласно 13-й гл. Типикона (о службе с «Аллилуия» в субботу). Этот устав формально может применяться во мн. субботы года, но на практике Димитриевская суббота осталась единственным днем в году, когда богослужение совершается по этой главе; 2 вселенские субботы и 3 заупокойные великопостные субботы имеют свой устав, описанный в 49-й гл. Типикона, а в др. субботы служба с «Аллилуия» практически нигде не поется. В случае совпадения Димитриевской родительской субботы с праздничным днем (напр., с 22 окт. — днем памяти Казанской иконы Божией Матери) поминовение усопших переносится на предшествующую субботу. В 1895, 1900 и 1906 гг., когда Димитриевская родительская суббота совпадала с 21 окт. — днем восшествия на престол имп. Николая II, Святейший Синод переносил поминовение на пятницу, 20 окт. — день кончины имп. Александра III.

В богослужебной практике старообрядцев-беспоповцев на Димитриевскую субботу совершается служба по уставу вселенской родительской субботы, последование Минеи отменяется, поются песнопения Октоиха и храма. В случае совпадения с праздником Казанской иконы Божией Матери заупокойная служба переносится, если совершается праздничная служба Божией Матери. Особенное значение придается и всей седмице перед Димитриевской родительской субботой, которая носит название «(Димитриевская) родительская седмица», в эти дни не совершаются бракосочетания (кроме Димитриевской субботы подобные родительские седмицы отмечаются только перед 2 вселенскими субботами).

В богослужебной практике др. старообрядческих согласий (приемлющих священство) на Димитриевскую субботу может совершаться заупокойная служба по главе устава об «Аллилуия» в субботу.

Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, необходимо прийти в храм на богослужение вечером в пятницу накануне родительской субботы. В это время совершается великая панихида, или парастас. Все тропари, стихиры, песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших. Утром в саму поминальную субботу совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду.

В помощь новоначальному христианину

Для церковного поминовения на парастас, отдельно на литургию, прихожане готовят записки с поминовением усопших. В записке крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины). Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).

Кроме того, в качестве пожертвования в храм принято приносить продукты. Как правило, на канон кладут хлеб, сладости, фрукты, овощи и т.д. Можно приносить муку для просфор, кагор для совершения литургии, свечи и масло для лампад. Не положено приносить мясные продукты или крепкие спиртные напитки.

Если нет возможности в эти дни посетить храм или кладбище, можно помолиться об упокоении почивших в домашней молитве. Вообще Церковь заповедует нам не только в особые дни поминовения, но каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное».

Имена удобнее прочитывать по помяннику – небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые и в домашней молитве, и во время церковного богослужения, православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

Необходимо помнить, что молитва за усопших – это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе – все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа.

Слова в дни поминовения усопших. В Димитриевскую родительскую субботу

2 ноября — Димитриевская родительская суббота

Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй, и полезная всем подаваяй, Едине Содетелю, упокой Господи души раб Твоих, на Тя бо упование возложиша, Творца и Зиждителя, и Бога нашего.
Последование Панихиды, тропарь, гл. 8.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Читать еще:  Поминальные молитвы об усопшем слушать

Возлюбленные о Господе братия и сестры, чадолюбивая наша матерь Святая Церковь собрала нас сегодня на заупокойный праздник, именуемый Димитриевской родительской субботой, для того чтобы каждый из нас по мере своего усердия, по мере своей любви к отшедшим от нас нашим близким и сродникам, при живой несомненной вере в непрекращающуюся их жизнь за гробом принес свою горячую молитву об их упокоении, чтобы наши молитвы слились в единую общую молитву, чтобы едиными устами и единым сердцем просить милосердного Господа о помиловании наших усопших и о вселении их в месте светле, в месте злачне, в месте покойне. А о том, насколько необходима и важна молитва за усопших, помимо других примеров, уверяет нас характерный случай, описанный в житии преподобного Макария Великого.

Однажды преподобный Макарий, шествуя по пустыне, нашел на земле сухой череп. Поворачивая его своим жезлом, он заметил, что череп издает какой-то звук.– Чей ты, череп? – спросил святой старец.
– Я был начальником всех обитавших здесь жрецов, – послышался голос из черепа. – А ты – авва Макарий, исполненный Духа Божия. Когда ты молишься за нас, сущих в муках, то мы испытываем некоторую отраду.
– Какую же вы испытываете отраду и какую муку? – опять спросил Преподобный у черепа.
– Как небо далеко отстоит от земли, так велик огонь, в котором мы мучаемся, опаляемые отовсюду, с ног до головы, – со стенанием проговорил голос, – и даже не можем видеть друг друга. Когда же ты молишься за нас, то мы отчасти друг друга видим, и это доставляет нам некоторую отраду.

Прослезился Преподобный и сказал:

– Несчастен тот день, когда человек преступил заповедь Божию.
Потом спросил он:
– А есть ли муки другие, большие?
Послышался ответ:
– Есть еще другие люди, которые находятся под нами, глубже. Мы, которые не познали Бога, имеем еще некоторое утешение от милосердия Божия, а те, которые, познавши Бога, отверглись Его и не исполняли Его заповедей, те испытывают тягчайшие, несказанные муки.

После этих слов Макарий закопал череп в землю и пошел в большом раздумье.

Вы слышали, дорогие, что молитва Преподобного доставляла некоторую отраду даже язычникам; тем более церковная молитва доставит отраду и окажет свое благотворное влияние на души усопших христиан, за которых принесена Голгофская Жертва, которых Господь искупил Своею бесценной Божественной Кровью. Молитесь, дорогие, за усопших с усердием, с любовью, поминайте их добрым словом. Вспомните их добрые дела, их труды, их добрые качества, наконец, вспомните, что у нас общий жребий, одна и та же дорога, и пусть уже это воспоминание побуждает с любовью, с усердием молиться за усопших.

Любовь, которую нам заповедал Господь наш Иисус Христос, должна простираться не только на живых, но и на ушедших от нас наших близких и родных. К усопшим наша любовь должна быть даже больше, потому что живые наши ближние сами могут себе помочь покаянием или совершением добрых дел и таким образом облегчить участь свою, но усопшие помочь себе уже ничем не могут, вся их надежда на облегчение своей загробной доли – только на оставшихся в живых членов Церкви. Мы должны им в этом сочувствовать, тем более что участь их нам неизвестна. В большинстве ведь люди умирают с грехами. Верно слово, что во грехах мы рождаемся, во грехах и проводим свою жизнь и хотя мы каемся и причащаемся, но тем не менее опять грешим, так что смерть нас всегда застает во грехах. А раз так, то как мы должны заботиться о помиловании наших усопших и молиться за них!

Если бы неожиданно отверзлись двери вечности, в которой находятся их души, то перед нами предстала бы умилительная картина безмолвной мольбы наших единокровных братьев, просящих наших молитв за них, – и какая душа не содрогнулась бы при виде этих миллионов душ, вопиющих о помощи! Ведь участь усопшего подобна положению человека, который плывет по очень опасному месту. А наши молитвы являются как бы тем спасительным канатом, который мы подаем ближнему в этот опасный момент. А поэтому как приятно будет тому человеку, который исполнял свой христианский долг, молился, когда мы все там, за гробом, встретимся, увидим друг друга лицом к лицу и услышим от наших собратий благодарность за помощь им! И напротив, какой будет горький упрек тем, которые не помогли родным, близким людям в опасное время своими молитвами!

Один афонский схимник очень любил молиться за усопших. Однажды во время молитвы он неожиданно впал в забытье, и им овладело полусонное состояние. И видит он себя среди прекрасного луга, на котором росло множество чудесных цветов, а впереди перед ним раскинулся изумительнейший сад со многими ароматными деревьями. Долго старец любовался этим райским садом. Затем он обернулся направо и увидел красивые беленькие домики и возле одного из них – своего старого знакомого, который недавно умер и за которого он молился. Схимник подошел нему, поцеловал его и спросил:

– Как ты здесь живешь?
– Хорошо, – отвечал тот, – по милости Божией нахожусь среди этого красивого места.
– А знаешь ли ты, что я молюсь за тебя? – спрашивает его старец.
— Как же не знаю, все знаю и спасибо тебе за это. Когда вы поминаете нас на проскомидии или на Божественной литургии, то в это время здесь для нас бывает духовный праздник.

Так вот видите, дорогие, что усопшие наши всё знают и всё слышат. И мы должны несомненно веровать, что со смертью общение между усопшими и живыми не прекращается, что оно существует. Смерти, как таковой, нет. Только на время человек разрешается от своего тела, оставляет этот видимый и переселяется в другой, невидимый для нас, мир. Спаситель говорит, что Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк. 20, 38). И бывали случаи, когда усопшие, по воле Божией, являлись живущим, чтобы свидетельствовать им о своей новой жизни, или побудить молиться, или предупредить о какой-либо опасности, являя им таким образом бессмертие души человеческой.

По свидетельству всех Святых Отцов, сильнейшим средством для облегчения участи усопших является принесение Бескровной Жертвы, но так как на Божественной литургии не всякий имеет возможность присутствовать, то не надо пренебрегать и частной, домашней молитвой. Можно молиться за усопших и утром, и вечером, и дома, и на пути, и за работой – во всякое время и на всяком месте, и Бог примет такую молитву, если она будет исходить от чистого, любящего сердца и будет соединена с живой верой в Господа Иисуса Христа. Мы не можем молиться только за тех ближних, о которых знаем, что они умерли в упорном неверии, при жизни своей издевались над христианскими истинами и отошли в мир иной без признаков раскаяния. Такой человек – хулитель Духа Святого, и ему грех его не простится ни в сей век, ни в будущий (см.: Мф. 12, 31-32). А за тех, которые умерли в вере и с раскаянием, надо молиться, и можно быть смело уверенными, что молитвы наши облегчат их участь.

Поэтому, дорогие братия и сестры, помолимся сегодня за усопших наших родных и за всех вообще почивших православных христиан. Пусть наши сердца, проникнутые чувством любви и благодарности к усопшим, сольются сейчас в едином общем молитвенном вопле к Богу о помиловании их, о прощении их грехов, вольных и невольных, и о вселении их в обители праведных. Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная!

Аминь.
1963 г.
Архимандрит Кирилл (Павлов)

Димитриевская родительская суббота: история установления, традиции, молитвы

Димитриевская родительская суббота – ближайшая суббота перед днем памяти св. великомученика Димитрия Солунского (26 октября / 8 ноября). Установлена после битвы на Куликовом поле. Первоначально поминовение совершалось по всем воинам, павшим в этом сражении. Постепенно Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших православных христиан.

Димитриевская суббота установлена великим князем Димитрием Донским. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле над Мамаем 8 сентября 1380 года Димитрий Иоаннович по возвращении с поля брани посетил Троице-Сергиеву обитель. Преподобный Сергий Радонежский, игумен обители, ранее благословил его на битву с неверными и дал ему из числа братии своей двух иноков – Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Оба инока пали в бою и были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове монастыре.

В Троицкой обители совершили поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, заупокойным богослужением и общей трапезой. Со временем сложилась традиция совершать такое поминовение ежегодно. С Куликова поля не вернулись более 250 тысяч воинов, сражавшихся за Отечество. В их семьи пришла вместе с радостью победы и горечь утрат, и этот частный родительский день стал на Руси по сути вселенским днем поминовения.

С тех пор в субботу перед 26 октября / 8 ноября – днем памяти святого Димитрия Солунского (день тезоименитства самого Димитрия Донского) – на Руси повсеместно совершали заупокойные богослужения. Впоследствии в этот день стали совершать поминовение не только воинов, за веру и Отечество жизнь свою на поле брани положивших, но и всех усопших православных христиан.

В Димитриевскую родительскую субботу традиционно посещают могилы почивших родных, в церквях и на кладбищах служат панихиды и заупокойные литии, устраивают поминальные трапезы.

В этот день, как и в другие родительские дни (на мясопустную и Троицкую субботы, в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста), православные христиане молятся об упокоении душ почивших христиан, преимущественно родителей. Но Димитриевская суббота несет в себе еще особый смысл: установленная после Куликовской битвы, она напоминает нам обо всех тех, кто погиб, пострадал за православную веру.

Фото: Анатолий Горяинов Если нет возможности в эти дни посетить храм или кладбище, можно помолиться об упокоении почивших в домашней молитве. Вообще Церковь заповедует нам не только в особые дни поминовения, но каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва:

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по помяннику – небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые и в домашней молитве, и во время церковного богослужения, православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

Церковное поминовение в родительскую субботу

Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, необходимо прийти в храм на богослужение вечером в пятницу накануне родительской субботы. В это время совершается великая панихида, или парастас. Все тропари, стихиры, песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших. Утром в саму поминальную субботу совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду.

Для церковного поминовения на парастас, отдельно на литургию, прихожане готовят записки с поминовением усопших. В записке крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины). Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).

Кроме того, в качестве пожертвования в храм принято приносить продукты. Как правило, на канон [1] кладут хлеб, сладости, фрукты, овощи и т.д. Можно приносить муку для просфор, кагор для совершения литургии, свечи и масло для лампад. Не положено приносить мясные продукты или крепкие спиртные напитки.

Молитва за усопших – это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе – все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector