2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Последование панихиды на родительскую субботу

Православный Молитвослов

После обычного начала и 90-го псалма: «Живый в помощи Вышняго…» Великая ектения «Миром Господу помолимся» с заупокойными прошениями, затем «Аллилуиа» со стихами, потом:

Тропарь, глас 8-й:

Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй, и полезное всем подаваяй, Едине Содетелю, упокой, Господи, души раб Твоих: на Тя бо упование возложиша, Творца и Зиждителя и Бога нашего.

Слава:, И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тебе и стену и пристанище имамы, и Молитвенницу благоприятну к Богу, Егоже родила еси, Богородице Безневестная, верных спасение.

Тропари за упокой, глас 5-й

Запев: Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим.

Святых лик обрете источник жизни и дверь райскую, да обрящу и аз путь покаянием, погибшее овча аз есмь, воззови мя, Спасе, и спаси мя.

Запев: Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим.

Агнца Божия проповедавше и заклани бывше якоже агнцы, и к жизни нестареемей, святии; и присносущней преставльшеся: Того прилежно, мученицы, молите долгов разрешение нам даровати.

Запев: Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим.

В путь узкий хождшии прискорбный, вси в житии крест яко ярем вземшии и Мне последовавший верою, приидите насладитеся, ихже уготовах вам почестей и венцев небесных.

Запев: Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим.

Образ есмь неизреченныя Твоея славы, аще и язвы ношу прегрешений, ущедри Твое создание, Владыко, и очисти Твоим благоутробием, и возжеленное Отечество подаждь ми, рая паки жителя мя сотворяя.

Запев: Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим.

Древле убо от не сущих создавый мя и образом Твоим Божественным почтый, преступлением же заповеди, паки мя возвративый в землю, от неяже взят бых, но еже по подобию возведи древнею добротою возобразитися.

Запев: Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим.

Упокой, Боже, рабы Твоя и учини я в раи, идеже лицы святых, Господи, и праведницы сияют яко светила; усопшия рабы Твоя упокой, презирая их вся согрешения.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Трисиятельное Единаго Божества, благочестно поем вопиюще: Свят еси, Отче Безначальный, Собезначальный Сыне, и Божественный Душе; просвети нас, верою Тебе служащих, и вечнаго огня исхити.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Радуйся, Чистая, Бога плотию рождшая во спасение всех, Еюже род человеческий обрете спасение, Тобою да обрящем рай, Богородице Чистая, Благословенная!

Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)

Посем ектения: Паки и паки…

Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих (имярек), и о еже простится им всякому прегрешению, вольному же и невольному.

Хор: Яко да Господь Бог учинит души их, идеже праведнии упокояются.

Хор: Господи, помилуй.

Милости Божия, Царства Небеснаго, и оставления грехов их, у Христа Безсмертнаго Царя и Бога нашего просим.

Хор: Подай, Господи.

Молитва

Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый! Сам Господи, упокой души усопших рабов Твоих ( имярек), в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание. Всякое согрешение, содеянное ими, словом, или делом, или помышлением, яко Благий Человеколюбец Бог прости, яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, Ты бо един, кроме греха, правда Твоя правда во веки, и слово Твое истина.

Возглас: Яко Ты еси Воскресение, и Живот, и покой усопших рабов Твоих…

Седален, глас 5-й:

Покой, Спасе наш, с праведными рабы Твоя, и сия всели во дворы Твоя, якоже есть писано, презирая яко Благ, прегрешения их, вольная и невольная, и вся яже в ведении и не в ведении, Человеколюбче.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

От Девы возсиявый миру, Христе Боже, сыны света Тою показавый, помилуй нас.

Ирмосы канона, глас 8:

ПЕСНЬ 1:

Яко по суху пешешествовав Израиль, по бездне стопами, гонителя фараона видя потопляема, Богу победную песнь поим вопияше.

Катавасия: Воду прошед яко сушу, и египетскаго зла избежав, израильтянин вопияше:

Избавителю и Богу нашему поим.

Запевы: Покой, Господи, души усопших раб Твоих.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

ПЕСНЬ 3:

Несть свят, якоже Ты, Господи Боже мой, вознесый рог верных Твоих, Блаже, и утвердивый нас на камени исповедания Твоего.

Катавасия: Небеснаго круга Верхотворче, Господи, и Церкве Зиждителю, Ты мене утверди в любви Твоей, желаний краю, верных утверждение, Едине Человеколюбче.

ПЕСНЬ 6:

Житейское море, воздвизаемое зря напастей бурею, к тихому пристанищу Твоему притек, вопию Ти: возведи от тли живот мой, Многомилостиве.

Катавасия: Молитву пролию ко Господу, и Тому возвещу печали моя, яко зол душа моя исполнися, и живот мой аду приближися, и молюся яко Иона: от тли, Боже, возведи мя.

Кондак, глас 8-й: Со святыми упокой, Христе, душы раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.

Икос: Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека: земнии убо от земли создахомся, и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя и рекий ми: яко земля еси и в землю отыдеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Иерей: Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим.

Хор: Дуси и души праведных восхвалят Тя, Господи.

ПЕСНЬ 9:

Бога человеком невозможно видети, на Него же не смеют чини ангельстии взирати: Тобою бо, Всечистая, явися человеком Слово воплощенно, Егоже величающе, с небесными вой Тя ублажаем.

Катавасия: Ужасеся о сем небо, и земли удивишася концы, яко Бог явися человеком плотски, и чрево Твое бысть пространнейшее небес. Тем Тя, Богородицу, ангелов и человек чиноначалия величают.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Tрижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (Трижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Тропари, глас 4-й: Со духи праведных скончавшихся души раб Твоих, Спасе, упокой, сохраняя их во блаженней жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.

В покоищи Твоем, Господи, идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и души раб Твоих, яко Един еси Человеколюбец.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Ты еси Бог, сошедый во ад и узы окованных разрешивый, Сам и души раб Твоих упокой.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семене рождшая, моли спастися душам их.

Посем ектения: Помилуй нас, Боже…

Отпуст и возглашение иерея или диакона:

Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшим рабом Твоим (имярек) и сотвори им вечную память.

Заметили ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Последование панихиды на родительскую субботу

Парастас. Схема совершения богослужения в родительскую субботу (2013 г.)

Суббота мясопустная. Вселенская родительская суббота.

Память совершаем всех от века усопших православных христиан, отец и братий наших. Служба про Октоиху и Триоди. Полиелейная служба Обретения главы Иоанна Предтечи переносится, согласно Уставу на пятницу, 8 марта.

Схема совершения богослужения

Н а ч а л о о б ы ч н о е.

Псалом 1 0 3 ( ч и т а е т с я )

В е л и к а я е к т е н и я.

Опускается. Р я д о в а я кафизма — 18 (читается)

Опускается. Ектения маая.

Октоиха мученичны, глас 6-й – 3

(см. эти стихиры в Октоихе- 6-ой глас «в пятницу вечера» на «Господи, воззвах»):

Ø 2-й мученичен: «Му́ченицы Твои́, Го́споди. »

Ø 3-й мученичен — тот же

Ø 4-й мученичен: «Страстоте́рпцы му́ченицы. »

Ø Триоди, глас 8-й — 3.

Ø «Слава» — Триоди, глас тот же: «Пла́чу и рыда́ю. »

Ø «И ныне» — догматик, глас 6-й: «Кто Тебе не ублажи́т. ».

В х о д а н е т.

С в е т е т и х и й ( ч и т а е т с я )

Вместо прокимна – «Аллилуиа», на 8-ой глас, с заупокойными стихами (см. стихи в требнике, последование панихиды).

«Сподоби, Господи…» читается

Просительная ектения: «Исполним вечернюю…»

Стихиры на стиховне:

Ø Октоиха, глас 6-й (с заупокойными припевами, см. Триодь) — 3.

Ø «Слава» — Триоди, глас тот же: «Нача́ток ми и соста́в. »

Ø «И ныне» — Богородичен Триоди, глас тот же: «Моли́твами Ро́ждшия Тя, Христе́. ».

Ныне отпущаеши (читается)

Трисвятое по «Отче наш». «Яко Твое есть Царство…»

Ø «Глубиною мудрости…»

Ø «Слава и ныне» — Богородичен: «Тебе и стену…»

Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже…» Возглас: «Яко Милостив…» (при произнесении совершается каждение перед престолом, если вечерня с утреней соединяются)

Возглас: «Сый благословен…»

Хор: Аминь. Утверди, Боже…

Возглас: «Слава Святей…» (крест кадилом перед престолом)

Хор: Аминь и тотчас Шестопсалмие

Шестопсалмие. (на последних стихах последнего псалма духовенство исходит на середину храма при открытых Царских вратах)

(Особенность г. Казани.) Великая заупокойная ектения (произносится у тетрапода на середине храма с каждением). Ектению см. в требнике в последовании панихиды.

(Особенность г. Казани.) Вместо обычного «Бог Господь» — «Аллилуиа» со своими с заупокойными стихами (см. требник, последование Панихиды). Каждение прекращается.

После четвертого «Аллилуиа» на 8-ой глас, тропари:

Ø «Глубиною мудрости…» (дважды)

Ø «Слава и ныне» — Богородичен: «Тебе и стену…»

Кафизма 16 обычно опускается.

Сразу после пения тропарей начинается чтение 17 кафизмы. Первые 2 стиха запевает хор. Затем к стихам первой статии, которую читает (по традиции) священнослужитель, хор поет припев: «Благословен еси, Господи», ко второй: «Спасе, спаси мя».

Окончание статьи первой и второй допевается хором (2 последних стиха)

После первой статии – малая заупокойная ектения. Возглас: «Яко Ты еси Воскресение и Живот…» и сразу поются запевы второй статии.

После второй статии поются тропари по непорочнах: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Святых лик обрете…». Совершается полное каждение храма. В руках священнослужителей — зажжённые свечи.

Произносится малая заупокойная ектения. Возглас: «Яко Ты еси Воскресение и Живот…» и сразу поется седален: «Покой, Спасе наш…» Слава и ныне: «От Девы возсиявый миру…» (каждение прекращается после возгласа ектении)

Читается 50-ый псалом. Духовенство уходит в алтарь. Царские врата затворяются.

Ø 1-ый канон – храма (При сокращении – читаются только 2 тропаря)

Ø 2-ой канон — Триоди (Припев к тропарям Триоди «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих»). (При сокращении – читаются только 2 тропаря)

2-ая песнь! – на второй песни читаются тропари канона Триоди со своим припевом. По завершении 2-ой песни – катавасия Триоди.

Ø Катавасия канона Триоди.

Ø Малая ектения.

Ø Возглас: «Яко Ты еси Бог наш…»

Ø Седален Триоди

Ø «Слава и ныне»: Богородичен (наряду в Триоди).

Ø Катавасия канона Минеи (духовенство исходит на середину храма к тетраподу при открытых Царских вратах).

Ø Малая заупокойная ектения.

Ø Возглас: «Яко Ты еси Воскресение и Живот…»

Ø и сразу поется кондак: «Со святыми упокой…» (совершается малое каждение) и икос: «Сам Един еси…».

Ø Духовенство уходит в алтарь. Царские врата затворяются. Продолжается канон (7-ая песнь).

Ø «Хвалим, благословим…».

Ø Катавасия канона Минеи.

Ø Поется «Честнейшую». Совершается полное каждение храма.

Ø Катавасия канона Минеи.

Ø «Достойно есть…»

Ø Малая ектения.

Ø Возглас: «Яко Тя хвалят…».

Ø Читается светилен Триоди. «Слава» — другой светилен. «И ныне»: Богородичен наряду.

Хвалитные псалмы (см. Часослов на утрени) читаются (до стиха на 4).

На хвалитех стихиры Триоди на 4. «Слава» — Триоди: «Яко цвет увядает…» «И ныне» — Богородичен Триоди: «Радуйся, Марие…».

Читать еще:  Поминание на 40

«Тебе слава подобает» — не читается, но сразу: «Слава, тебе, показавшему нам свет» и читается вседневное славословие.

Просительная ектения (см. служебник последование утрени).

Стихиры на стиховне:

Ø Октоиха – 2-ой глас заупокойные со своими стихами (см. на утрени Октоиха по гласу).

Ø «Слава» — Триоди: «Болезнь Адаму бысть…»

Ø «И ныне» — Триоди: «Ты еси Бог наш…»

Читается «Благо есть» (см. Часослов после славословия)

Трисвятое по «Отче наш». «Яко Твое есть Царство…»

Далее существуют 2 варианта окончания утрени:

Последование панихиды на родительскую субботу

Диакон: Господу помолимся!

Хор: Господи, помилуй.

Священник глаголет молитву сию: Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот мiру Твоему даровавый: Сам, Господи, упокой души усопших рабов Твоих [имярек], в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание. Всякое согрешение, содеянное ими словом, или делом, или помышлением, яко благий человеколюбец Бог, прости, яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Ты бо Един кроме греха, правда Твоя правда во веки, и слово Твое истина.

Священник же произносит тайно следующую молитву: Боже духов и всякой плоти, смерть поправший и диавола упразднивший, и жизнь мiру Твоему даровавший! Сам, Господи, упокой души усопших рабов Своих (имена) в месте светлом, в месте блаженном, в месте отрадном, откуда отошли мука, скорбь и стенание. Всякое согрешение, соделанное ими словом, или делом, или помышлением, как благой и человеколюбивый Бог, прости. Ибо нет человека, который жил бы и не согрешил, ибо только Ты один без греха, правда Твоя – правда навек и слово Твое – истина.

Возглас: Яко Ты еси воскресение и живот, и покой усопших рабов Твоих [имярек], Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем, и пресвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков.

Возглас: Ибо Ты – воскресение и жизнь и покой усопших рабов Своих (имена) , Христе Боже наш, и Тебе славу воссылаем, со безначальным Твоим Отцом, и всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом ныне, и всегда, и во веки веков.

И после возгласа поем:

Седален, глас 5

Покой, Спасе наш, / с праведными рабы Твоя, / и сия всели во дворы Твоя, / якоже есть писано, / презирая, яко благ, прегрешения их / вольная и невольная, / и вся яже в ведении и не в ведении, Человеколюбче.

Упокой, Спаситель наш, / с праведными рабов Твоих / и посели их во дворах Твоих, как написано, / не взирая, как Благой, на согрешения их / вольные и невольные, / и на все, в ведении и в неведении содеянное, Человеколюбец.

Слава, и ныне, Богородичен: От Девы возсиявый мiру, Христе Боже, / сыны света Тою показавый, / помилуй нас.

Слава, и ныне, Богородичен: От Девы воссиявший мiру, Христе Боже, / и через Нее сынами Света нас явивший, / помилуй нас.

Псалом 50

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе Единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти. Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего; возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на oлтарь Твой тельцы.

Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей и по множеству щедрот Твоих изгладь беззаконие моё; совершенно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня. Ибо беззаконие моё я знаю, и грех мой всегда предо мною. Тебе, Единому, я согрешил и злое пред Тобою сотворил, – да будешь оправдан в словах Твоих и победишь, если вступят с Тобою в суд. Ибо вот, я в беззакониях зачат, и во грехах родила меня мать моя. Ибо вот, Ты истину возлюбил, сокрытое и тайное премудрости Твоей мне открыл. Ты окропишь меня иссопом – и буду очищен; омоешь меня – и сделаюсь белее снега, дашь мне услышать радость и веселие – возрадуются кости униженные. Отврати лицо Твоё от грехов моих и все беззакония мои изгладь. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и Дух Правый обнови внутри меня. Не отринь меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом Владычественным утверди меня. Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, Ты откроешь уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою. Ибо если бы жертвы Ты восхотел, я дал бы её, – к всесожжениям не будешь благоволить. Жертва Богу – дух сокрушённый, сердца сокрушённого и смиренного Бог не презрит. Облагодетельствуй, Господи, во благоволении Твоём Сион, и да будут воздвигнуты стены Иерусалима, – тогда примешь благосклонно жертву правды, возношение и всесожжения, тогда возложат на алтарь Твой тельцов.

(Если панихида служится по уставу в пятницу после вечерни, то поем канон о усопших текущего гласа, помещаемый в Октоихе в чине субботней утрени).

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

В одиннадцатую годовщину интронизации Святейшего Патриарха Кирилла в Храме Христа Спасителя состоялся торжественный прием

Святейший Патриарх Кирилл предложил добавить в Конституцию РФ упоминание о Боге

Председатель Государственной Думы России В.В. Володин поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации

Заместитель председателя Совета Безопасности РФ Д.А. Медведев поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации

Председатель Правительства РФ М.В. Мишустин поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации

Архив

Богослужебные указания за 2 марта 2020 года

Суббота мясопу́стная. Вселенская родительская суббота.

Вмч. Фео́дора Ти́рона. Сщмч. Ермоге́на, патриарха Московского и всея России, чудотворца. Прп. Варна́вы Гефсима́нского, Ра́донежского.

Память совершаем всех от века усопших православных христиан, отец и братий наших. Служба по Октоиху и Триоди.

Примечание. Аналогичная служба совершается и в Троицкую родительскую субботу (перед праздником Пятидесятницы). Если же на дни этих Вселенских родительских суббот придется храмовый праздник, то поется служба храма, а субботняя заупокойная служба совершается только в особых храмах – «гробницах» (ср.: Типикон, гл. 49, «В субботу мясопу́стную…», 1-е «зри») или переносится на предшествующие субботу или четверг (ср.: Типикон, 26-я и 54-я Храмовая глава, 3-я Маркова глава под 2 февраля).

Примечание. Полиелейная служба сщмч. Ермоге́на, патриарха Московского и всея России, может быть перенесена на пятницу, 16 февраля (ср.: Типикон, 24 февраля, 2-я Маркова глава).

На вседневной вечерне кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха мученичны, глас 6-й – 3 (2-й: «Му́ченицы Твои́, Го́споди…», 3-й – тот же, и 4-й: «Страстоте́рпцы му́ченицы…»; см. на «Господи, воззвах»), и Триоди, глас 8-й – 3. «Слава» – Триоди, глас тот же: «Пла́чу и рыда́ю…», «И ныне» – догматик, глас 6-й: «Кто Тебе не ублажи́т…».

Входа нет. Вместо прокимна – «Аллилуия», на 8-й глас, с заупокойными стихами – стих 1-й: «Блаже́ни, я́же избра́л и прия́л еси́, Го́споди, и па́мять их в род и род»; стих 2-й: «Ду́ши их во благи́х водворя́тся».

«Сподоби, Господи…». Ектения просительная: «Исполним вечернюю…», и молитва главопреклонения.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 6-й (с заупокойными припевами, см. Триодь). «Слава» – Триоди, глас тот же: «Нача́ток ми и соста́в…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Моли́твами Ро́ждшия Тя, Христе́…».

Примечание. «На стихо́вне му́ченичен гла́са, и два ме́ртвена Иоа́нна Дамаскина́» (Типикон, гл. 49-я, «В субботу мясопу́стную. »). По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 748–749), если совершается субботняя служба Октоиха 4-го, 5-го или 6-го гласа, где на стиховне вечерни приводится два мученична и один мертвен, нужно, следуя указаниям Устава, петь один мученичен (1-й), а мертвен повторить дважды. В субботней службе Октоиха 1-го, 2-го, 3-го и 8-го гласа на стиховне вечерни – один мученичен и два мертвена, а в службе 7-го гласа – два мученична и два мертвена.

По Трисвятом – тропарь, глас 8-й: «Глубино́ю му́дрости…». «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «Тебе и сте́ну, и приста́нище…». Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже…», и отпуст: «Христос, Истинный Бог наш. ».

Примечание. В Триоди Постной (л. 16 об.) сказано: «По отпуще́нии же вече́рни твори́м в притво́ре панихи́ду за усо́пших и пое́м кано́н рядова́го гла́са ме́ртвым». Канон мертвен, или покоин, за усопших, заимствуется из Октоиха с утрени субботы текущего гласа (2-й канон). Устав панихиды – тот же, что и в период пения Октоиха (см.: Типикон, гл. 14).

На повечерии может петься служба вмч. Фео́дора Ти́рона (с этого дня) и служба свт. Льва, папы Римского (с 18 февраля)50, а также канон мертвен Октоиха (без ирмосов)51. По «Достойно» – кондак, глас 8-й: «Со святыми упоко́й…».

Примечание. Сначала поются каноны рядовых святых, а потом канон из Октоиха – это особенность субботы, когда молитвословия святого предшествуют молитвословиям дня52. Такой последовательности канонов придерживается В. Розанов в книге «Богослужебный Устав Православной Церкви» (с. 636 и далее). Этим пособием в вопросе распределения канонов на повечериях периода Постной Триоди руководствуются «Богослужебные указания». Однако существуют доводы и в пользу пения заупокойного канона первым (см.: Типикон, 9-я Маркова глава под 24 февраля; Сырников Н. Ключ к Церковному Уставу. Л. 65 об.).

Примечание. Если по отпусте вечерни служилась панихида, то канон усопшим рядового гласа на повечерии не поется, ввиду того, что он уже пропет на панихиде, а совершаются службы рядовых святых53.

На утрене вместо «Бог Господь» – «Аллилуия»54 на глас 8-й, с заупокойными стихами – стих 1-й: «Блаже́ни, я́же избра́л и прия́л еси, Го́споди»; стих 2-й: «Па́мять их в ро́д и ро́д»; стих 3-й: «Ду́ши их во благи́х водворя́тся».

Тропарь, глас 8-й: «Глубино́ю му́дрости…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «Тебе́ и сте́ну…».

Кафизма 16-я. Малая ектения (обычная, не заупокойная). Седальны Октоиха55, глас 6-й (три мученична – 2-й: «Страда́льческий по́двиг…», 3-й: «Страда́льческое стоя́ние…»; затем стих: «Ди́вен Бог во святы́х Свои́х. », и 4-й мученичен: «Го́споди, святы́х Твои́х па́мять…»; потом другой стих: «Мно́ги ско́рби пра́ведным…» [или стих: «Блаже́ни, я́же избра́л…»], и седален поко́ин гласа: «Вои́стинну суета́ вся́ческая…»). «Слава, и ныне» – Богородичен по 2-м стихословии: «От се́рдца воздыха́ния…», или Богородичен гласа, по 1-м стихословии: «И́же Благослове́нную нареки́й. ».

Кафизма 17-я, разделяемая на две статии́, поется, по Уставу, на 5-й глас, без «захода» («Господи, помилуй» (3), «Слава, и ныне»); к каждому стиху 1-й статии́ поется припев: «Благослове́н еси, Го́споди, научи́ мя оправда́нием Твои́м», к стихам 2-й статии́ припев: «Спа́се, спаси́ мя».

Примечание. Согласно распространенной практике, стихи 17-й кафизмы читаются священнослужителями. С началом пения кафизмы священник с диаконом выходят через северные и южные врата на середину храма к тетрапо́ду (панихидному столу), иерей (со свечой в руке) читает псаломские стихи, а певцы тихо поют припев: на 1-й статии – «Благословен еси, Господи. », на 2-й статии – «Спасе, спаси мя». Диакон в это время непрерывно кадит тетрапод.

Читать еще:  Родительская суббота как правильно поминать дома

Примечание. В приходских храмах существует практика выхода на чтение 17-й кафизмы и на малую заупокойную ектению по 6-й песни канона через царские врата.

Первая статия́ начинается пением: «Блаже́ни непоро́чнии…».

После 91-го стиха певцы поют (с припевом) 92-й и 93-й стихи: «Я́ко а́ще бы не зако́н Твой поуче́ние мое́ был, тогда́ у́бо поги́бл бых во смире́нии мое́м»; «Во век не забу́ду оправда́ний Твои́х, я́ко в них оживи́л мя еси́» (каждый стих по трижды)56.

Примечание. Относительно окончания первой и второй статии 17-й кафизмы при заупокойном богослужении существуют следующие мнения: 1) каждый из двух последних стихов первой и второй статии поется по трижды с соответствующим припевом57; 2) в каждой статии два последних стиха объединяются «за един» и поются с припевом трижды58.

Затем произносится малая заупокойная ектения (по обычаю, с кадилом): «Паки и паки…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Еще́ молимся о упокое́нии душ усо́пших рабо́в Бо́жиих пра́отец, оте́ц, и бра́тий наших, зде лежа́щих, и повсю́ду правосла́вных христиа́н, и о е́же прости́тися им вся́кому прегреше́нию во́льному же и нево́льному», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Яко да Господь Бог учини́т ду́ши их…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Милости Божия…», певцы: «Подай, Господи». «Господу помолимся», певцы тихо: «Господи, помилуй» (40). Иерей тайно читает молитву: «Боже духо́в и вся́кия пло́ти…». Возглас: «Яко Ты еси Воскресение…». Певцы: «Аминь».

По возгласе: «Яко Ты еси Воскресение…» правый лик начинает петь вторую статию: «Твой есмь аз…». Иерей с диаконом (или диакон) совершают, по традиции, малое каждение (тетрапод окрест, иконостас, лики, народ, местные иконы иконостаса, тетрапод спереди, то есть с западной стороны).

Последние стихи: 175-й и 176-й – «Жива́ будет душа́ моя и восхва́лит Тя, и судьбы́ Твоя помо́гут мне»; «Заблуди́х, яко овча́ поги́бшее: взыщи́ раба́ Твоего́, я́ко за́поведей Твоих не забы́х» – поются (с припевом) по трижды, и тотчас – тропари по Непорочных, глас 5-й: «Святы́х лик обре́те…», во время которых священник с диаконом совершают, по обычаю, полное каждение всего храма.

Затем произносится малая заупокойная ектения (по обычаю, с кадилом; см. по 1-й статии). По возгласе поется седален, глас 5-й: «Поко́й, Спа́се наш…». «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «От Де́вы возсия́вый…»59. Псалом 50-й.

Каноны: храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и Триоди на 8.

Библейские песни «Господеви поем…».

Катавасия Триоди: «Песнь возсле́м…».

Поется 2-я песнь канона, на 8 (ирмос дважды, тропари на 6, припев к тропарям: «Упоко́й, Го́споди, ду́ши усо́пших раб Твои́х», к последним тропарям – «Слава» и «И ныне»). В конце этой песни катавасия – тот же ирмос.

По 3-й песни – малая ектения (обычная, не заупокойная). Седален Триоди, глас 5-й. «Слава» – тот же седален, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же.

По 6-й песни – малая заупокойная ектения (см. по 1-й статии 17-й кафизмы). Кондак, глас 8-й: «Со святы́ми упоко́й…», и икос, глас тот же.

Примечание. По традиции, во время пения катавасии 6-й песни, через северные и южные (или через царские) врата священник с диаконом выходят к тетраподу. У тетрапода произносится малая заупокойная ектения (по обычаю, с кадилом). Во время пения кондака «Со святыми упокой…» иерей с диаконом (или диакон) совершают малое каждение (окрест тетрапода, иконостас и предстоящих). После пения кондака и икоса священник с диаконом возвращаются в алтарь.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» обычно не поется60. Малая ектения (обычная, не заупокойная). Светилен Триоди. «Слава» – ин светилен Триоди, «И ныне» – Богородичен Триоди.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы61.

На хвалитех стихиры Триоди, глас 8-й – 4. «Слава» – Триоди, глас 2-й: «Яко цвет увяда́ет…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Ра́дуйся, Мари́е Богоро́дице…».

«Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Октоиха (покойны) рядового гласа (в данном случае 6-го)62 с заупокойными стихами. «Слава» – Триоди, глас 6-й: «Боле́знь Ада́му бысть…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Ты еси Бог наш…».

По Трисвятом – тропарь, глас 8-й: «Глубино́ю му́дрости…». «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «Тебе и сте́ну…».

Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже. ». Диакон: «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благослове́н…». Певцы: «Утверди́, Боже…». Читается 1-й час, и бывает отпуст: «Христос, Истинный Бог наш. ».

На часах – тропарь: «Глубино́ю му́дрости…». Кондак: «Со святыми упокой…».

Примечание. На 1-м часе после молитвы «Христе́, Све́те И́стинный. », по традиции, поется кондак «Взбра́нной Воево́де. ».

На Литургии антифоны изобразительны.

Блаженны Триоди, песнь 3-я (со ирмосом) и 6-я – 8.

На входе – «…во святых Дивен сый…».

По входе – тропарь, глас 8-й: «Глубино́ю му́дрости…». «Слава» – кондак, глас тот же: «Со святыми упокой…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Тебе и сте́ну…».

Прокимен заупокойный, глас 6-й: «Ду́ши их во благи́х водворя́тся», со стихом: «К Тебе, Господи, воздвиго́х ду́шу мою…».

Апостол – дня и за упокой.

Аллилуиарий, глас 6-й: «Блаже́ни, яже избра́л…», со стихом.

Евангелие – дня и за упокой.

По «Изрядно…» поется «Достойно есть».

Причастен: «Блаже́ни, яже избра́л…».

Отпуст: «Христос, Истинный Бог наш. ».

50 См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 631–636. О порядке пения служб на повечерии см. 6 марта, во вторник 2-й седмицы Великого поста.

51 Канон мертвен, или покоин, за усопших, заимствуется из Октоиха с утрени субботы текущего гласа (2-й канон).

52 Однако в отношении литургийных чтений периода пения Триоди порядок иной – от Недели мытаря и фарисея (ср.: примечание 4 февраля) и до Недели всех святых по субботам Апостол и Евангелие читаются так: сначала чтение дня, затем святого (см. Типикон, гл. 49, 5-е «зри»).

53 Службы рядовых святых могут быть совершены заранее – на повечериях предшествующих дней мясопустной седмицы (ср.: примечание 11 февраля).

54 «Аллилуиа» обыкновенно поется трижды по трижды (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 754–755).

55 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 754–755.

56 После первой статии не произносится: «Слава, и ныне», но трижды поются с припевом заключительные два стиха 1-й статии.

57 Ср.: Богослужебные указания на 1958 год для священно-церковнослужителей. М., 1958. С. 25; Последование исходное монахов, Требник [Большой]. М., 1884. СПб., 1995р. Л. 109, 112, 116.

58 Ср.: Богослужебные указания на 1957 год для священно-церковнослужителей. М., 1956. С. 45; Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 166–167; Последование параста́са, сиречь великия панихиды и всено́щнаго бдения, певаемых по усопшим. Петроград, 1884. Л. 6–6 об., 10; Октоих, последование панихиды.

59 Священнослужители уходят в алтарь.

60 Пение «Достойно есть» допустимо, так как в аналогичной службе Троицкой родительской субботы «Достойно есть» указано в Цветной Триоди.

61 В аналогичной службе в Троицкую родительскую субботу Триодь указывает петь «Всякое дыхание. » перед хвалитными псалмами.

62 Типикон указывает на стиховне утрени в мясопустную субботу пение стихир Октоиха 6-го гласа. Однако данное указание, вполне подходящее для Троицкой родительской субботы (в которую всегда поются песнопения Октоиха 6-го гласа, приводящиеся на ряду в Цветной Триоди), не может всецело применяться к службе мясопустной субботы, поскольку служба Постной Триоди в этот день соединяется со службой рядового гласа Октоиха (см. соответствующее указание Постной Триоди на утрене субботы мясопустной).

Что делают в Родительскую Субботу?

Боль потери близких и родных людей со временем угасает, а память остается навсегда. Нам не хватает наших ушедших в иной мир родителей, коллег, друзей. Но у нас есть возможность сделать их загробную участь радостнее и светлее. Что такое Парастас – Великая Панихида? Как поминать усопших и заказать панихиду – в нашем материале.

«Не напрасно бывают приношения за усопших, не напрасно моления, не напрасно милостыни: всё это установил Дух Святой, желая, чтобы мы получили пользу друг через друга»

Святитель Иоанн Златоуст

Что такое Родительская суббота?

Заглянем в глубины своей души. Нам хорошо, плохо, тепло или холодно? Примерно так чувствует себя наша бессмертная душа. Когда умирает тело человека, душа переходит в другой мир, где остается наедине со своим внутренним состоянием. Там уже не будет возможности отвлечься, посмотрев телевизор или выйдя на прогулку. Человек останется наедине с самим собой до Страшного Суда.

Как мы можем помочь умершему человеку? У нас есть тело − инструмент спасения. Мы имеем возможность спаться сами и помогать другим, даже усопшим. С помощью молитвы нам открывается возможность просить Бога облегчить их загробное состояние. Наши молитвенные просьбы озаряют души усопших светом и теплом любви и заботы.

У христиан издавна существовал обычай молиться об умерших в специально установленные дни. В каждое воскресенье вспоминается победа Христа над смертью. А в субботу, накануне, – сошествие во ад, то есть Божественная помощь душам усопших христиан.

У термина «родительская» суббота несколько версий происхождения.

  • Во-первых, умерший попадает в иной мир к праотцам, то есть встает в ряд родителей.
  • Во-вторых, в христианских общинах было принято первым делом поминать усопших родственников.

Парастас − Великая панихида

Накануне, в пятницу, в храмах совершается парастас − Великая панихида по всем православным христианам. В отличие от общепринятой практики молитвы на панихидах, во время парастаса к молитвенному чину добавляется пение 17 кафизмы и чтение заупокойного канона. Сохранилась благочестивая традиция на следующий день дома совершать панихиду мирским чином.

Также стоит посетить могилы усопших, пригласить священника или самостоятельно совершить там литию. Лития – это малая панихида, очень короткое чинопоследование, которое мирянин может самостоятельно прочитать как на кладбище, так и дома перед иконами.

Не стоит забывать и о богослужении самой Родительской субботы. Когда мы «заказываем» требы на поминовение усопших, мы не снимаем себя ответственности, а лишь призываем священника помолиться вместе с нами. Ведь в какой нужде двое или трое собрались молиться, посреди них Бог, говорит нам Священное Писание. А значит, Господь услышит ваши молитвы о почивших родственниках.

Что нужно делать в Родительскую субботу

Рай и ад – состояния души человека, которые он создает себе еще в земной жизни. Старец Паисий Святогорец сравнивал пребывание человека в загробной жизни, в аду, как заточение в темнице. По словам святого, умершие отдали бы все, чтобы Бог дал им пять минут земной жизни для покаяния. И молитва живых за усопших сравнима с тем, как если бы мы ухаживали за заточенными в темнице пленниками, принося им воду или продукты, залечивая их раны.

Обращаясь к Богу с молитвами об усопших, мы просим Его не только облегчить их загробные страдания, но и увеличиваем число наших «ходатайств» перед Страшным Судом. Мы верим, что по нашим молитвам Господь помилует умерших родственников.

Живым необходимо вести христианскую жизнь и молиться об усопших. Молитва − это разговор с Богом или дыхание души. Чем больше мы молимся, тем прочнее наша связь с Господом, а значит, полнее и счастливее жизнь. Обращаясь к Богу с просьбой помиловать души усопших людей, мы вступаем с Ним в общение и даже своей душе доставляем пользу. Молясь об умерших, мы памятуем о смерти. Когда мы понимаем, что наши дни в этом мире ограничены, мы начинаем правильно расставлять приоритеты и стремиться к разумной жизни. Наконец, как и молитва, наша жизнь по христианским законам также доставляет радость душам усопших.

Важно не упускать возможностей молиться о своих упокоившихся близких и родственниках. Тем самым мы показываем свою любовь и заботу о них, а также оказываем неоценимую помощь их душам.

Итак, подводя итоги сказанному, 5 шагов, которые мы можем сделать для наших усопших близких в Родительскую субботу:

  1. В пятницу желательно посетить заупокойную службу Парастас, либо подать записки на это богослужение в любом храме. В пятницу также можно подать записки заранее на утреннюю субботнюю литургию и на панихиду, если вы не можете посетить в субботу храм лично.
  2. В субботу прийти на литургию. На проскомидии во время литургии вынимаются частицы за имена усопших православных христиан. После литургии в субботу служится панихида, на которой молятся об усопших. Записки на панихиду подаются отдельно.
  3. Если позволяют погодные условия, желательно сходить на кладбище, пригласить священника отслужить литию, либо прочитать чин литии самостоятельно, текст есть в любом молитвослове.
  4. Не оставлять домашней молитвы об умерших.
  5. Для поддержания домашней молитвы желательно подать поминовение об усопших в монастыри, где всегда особая молитвенная традиция.
Читать еще:  Такой богини не было в помине

«Бог не есть Бог мертвых, но живых»

Все люди, покинувшие наш мир – живы. Это одновременно вселяет надежду на нашу встречу однажды, и делает нас ответственными за возможность оказать им помощь.

Вселенская родительская (мясопустная) суббота – 22 февраля 2020 года

Вселенская родительская суббота перед Великим Постом, в 2020 году приходящая на 22 февраля является одним из особых дней, когда во всех храмах идет служба по поминовению усопших христиан. Молитвенные воздыхания живых об ушедших являются драгоценным даром для тех и других.

По словам одной из поэтесс на небесах нет неверующих, души приобретают веру. Задача всех живущих — объединиться во вселенском прошении, звучащем в храмах в это время об упокоении усопших рабов Божиих. Находясь на Небесах, почившие души сверху видят нашу веру, даже те, кто когда-то был ярым борцом с религией.

Второе название этого дня — Мясопустная суббота, когда происходит «прощание» с мясными блюдами до Великой Пасхи.

В чем суть родительской вселенской субботы

За 7 дней до Великого Поста начинается неделя, посвященная раздумьям о Страшном Суде. В молитве православные люди в единстве веры, в общем прошении молят Бога о милости ко всем усопшим, прощении грехов живым.

Почему воспоминания об умерших приходится всегда на субботу?

Ответ находим в Библии (Мат.27:57-66). Иисус был погребен в скале еще в пятницу, но в субботу фарисеи и книжники потребовали опечатать вход в гробницу, чтобы ученики не похитили тело для провозглашения воскрешения обманным путем. Для евреев суббота всегда была и остается днем покоя. Так и тело Иисуса оставалось в покое до истинного Воскрешения.

Почему суббота называется родительской

В этот день поминают старейшин рода, мать, отца и из родителей. Также, принято считать, что все усопшие уходят к прародителям для встречи с ними в небесах.

Уважительное отношение к родителям красной нитью проходит через всю Библию. В 10 заповедях сказано, почитай отца и мать своих. Это пятая заповедь. Здесь не указано, что только хороших и живых.

О заповедях Божих:

Всю свою жизнь дети должны помнить о тех, через кого Бог даровал им жизнь, почитать и вспоминать.

Духовная суть этой заповеди раскрыта далее (Исх.20:12), когда Бог дает обетование, что отдавая должное уважение свои родителям, люди тем самым продлевают свои дни на земле.

Дни людей на земле не ограничиваются их собственными жизнями. Человеческий век продлевается в детях, внуках и правнуках. Возвращаясь к пятой заповеди Божией, можно увидеть, что каждый человек ответственен перед своими детьми и внуками за их долголетие.

Детей надо воспитывать в почитании родителей, не ради отца и матери, а ради их будущей жизни. Невыполнение заповедей грех, почитание родителей стоит выше заповеди «не убей».

Много ли в мире православных, живущих по заповедям Божиим? Сколько среди нас людей, истинно почитающих родителей? Грех ведет к смерти не только физической, впереди каждого человека ждет Страшный суд. Почитай своего отца и мать до и после смерти, и дарована будет тебе, твоим детям и внукам, жизнь с достатком по обетованию Бога.

Но и родители должны помнить, что нужно правильно воспитывать своих детей. Почитание родителей вовсе не означает потакание им в любых прихотях. Как есть неблагодарные дети, которые ни во что не ставят своих престарелых родителей, так есть и родители, которые своим поведением и отношением к детям привели к нежеланию общаться и помогать. Это всегда обоюдный процесс, результат которого зависит от обоих сторон.

О христианском воспитании детей:

Вселенская родительская суббота — день памяти всех почивших, ведь они ушли к прародителям. По великому человеколюбию апостолы оставили наставление совершать вселенские общие молитвы обо всех, независимо от того, кто, когда и где умер.

Почему православные молятся за умерших

По утверждению Святых отцов Церкви человеческая душа встречается с Вечностью, но это еще не конец, далее — Страшный суд. Душа усопшего проходит только малый суд, ожидая Второе пришествие Христа. Живя на земле, человек через пост и молитву, укрощение своего тела может исправить свои грехи, умершие имеют только душу, которой очень сложно исправляться.

Но апостол Иаков дал наставление всем православным молиться друг за друга, чтобы получить исцеление. (Иак.5:16)

Поминальная суббота — вселенская молитва за исцеление душ усопших, почивших или другими словами, уснувших людей, освобождение их от первоначального греха. Триединое начало человека состоит из духа, души и тела, но у усопших есть душа и дух, отсутствует только физическое тело . Молясь за ушедших в мир иной, православные помогают им получить Божию милость — прощение грехов для спасения родной души.

Философ Платон сравнивает тело с футляром от скрипки, порванная струна не означает смерть музыканта.

Человек умирая, не знает, куда идет его душа. Не могут представить этого и оставшиеся в живых люди. Ребенок, находясь внутри матери, не представляет себе жизни вне материнского лона, но приходит время, с криком появляется младенец. Безусловно, ему дискомфортно и страшно, он попадает в другую, вначале кажущуюся враждебной среду. Проходит время, ребенок понимает, что ему здесь рады, его ждали, он обретает чувство комфорта.

Так и человеческая душа попадает в иной мир, она обречена на бессмертие. Умерший человек не может покаяться или изменить что-то в своей грешной земной жизни. Время не идет в обратную сторону. Оставшиеся скорбящие родственники, друзья и просто знакомые в молитвах за почивших могут облегчить их участь на Небесах.

Одним из даров Бога за совершения прошений за умерших дана Вселенская родительская суббота перед Великим Постом.

Смерти нет, есть переход из жизни земной в небесное существование, есть эдакая дверь, которая открывается всегда в одну сторону.

В Мясопустную субботу поминаются все усопшие, начиная от Адама, поэтому этот день называется вселенским.

Основные правила поведения во Вселенскую поминальную субботу

Утро Вселенской субботы начинается Проскомидией, заупокойной литургией, после служится общая панихида. Перед началом Проскомидии христиане подают записки с именами умерших, которые были крещены по православным традициям. За них поименно молятся во время всех служб.

За некрещеных людей родственники могут молиться сами.

Нельзя подавать записки за умерших:

Помянуть таких усопших, не называя имени, просят нищих, раздавая им милостыню.

Важно! Во время молитвы свечи устанавливают около Распятия, а не около икон Святых.

На протяжении Мясопустного дня во время приема пищи поминают умерших. В этот день читается 118 псалом (17 кафизма)

День особого поминовения усопших в церкви

Кроме Мясопустной, еще вторая, третья и четвертая субботы Великого поста являются временем воспоминания и молитв за почивших. Отцы Церкви подчеркивают о великой миссии христиан дарить любовь миру, ибо, Бог есть любовь! Если у Бога нет мертвых, все души живы, то наше призвание любить их, простить и благословить.

Поминовение усопших начинается вечером в пятницу, когда будет совершаться панихида или парастас. Великая пятничная панихида или парастас (ходатайство) — великое прошение перед Богом за всех почивших.

«Последование парастаса, сиречь великия панихиды, по усопшим отцем и братиям нашим и по всем православным христианом преставльшимся»

Начало парастаса такое же, как обычной панихиды (которая есть сокращенный парастас).

После Аллилуиа и тропарей «Глубиною мудрости» поются непорочны.

Непорочны разделяются на 2 статии.

Первая статия: «Блажени непорочнии в путь».

Припев: «Помяни, Господи, душу раба Твоего» (или «душу рабы Твоея», или «души раб Твоих»).

После первой статии — малая заупокойная ектения и возглас: «Боже духов…».

Вторая статия: «Твой есмь аз, спаси мя».

Припев: «Упокой, Господи, душу раба Твоего» (или «душу рабы Твоея», или «души раб Твоих»).

Сразу после этого поются тропари по непорочных:

«Благословен еси, Господи…

Святых лик обрете источник жизни…».

После тропарей и малой заупокойной ектении поется покоин седален: «Покой, Спасе наш», читается 50-й псалом и поется канон «Воду прошед» — егоже краестрочие: «Умирающим верным осмое плету пение» (помещен в Октоихе, глас 8, в субботу).

Припевы к канону: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев» и «Покой, Господи, души усопших раб Твоих».

По 3-й песни катавасия — ирмос: «Небеснаго круга», и седален: «Воистину суета всяческая».

По 6-й песни катавасия ирмос: «Очисти мя, Спасе».

После малой заупокойной ектении — кондак и икос: «Со святыми упокой» и «Сам един еси Безсмертный».

По 8-й песни священник творит возглас: «Богородицу и Матерь Света…».

Хор: «Дуси и души праведных…» и ирмос: «Устрашися всяк слух».

После канона читается Трисвятое по Отче наш и поются тропари литии: «Со духи праведных скончавшихся душу (или души) раба Твоего (раб Твоих), Спасе, упокой…» и проч.

Далее последование подобно, как в обычной панихиде.

Во время субботней Литургии звучат слова утешения, дарящие надежду на будущую встречу на Небесах.

Всех пребывающих в храме на Литургии накрывает настоящая Божья благодать, показывающая, что Христос живет в своих поклонниках, и мы с Ним — одно тело, в этом тайна Его Божественной Любви.

В конце Литургии православные люди причащаются, получая Благодать Святого Причастия. По словам Святого Серафима Саровского, те, кто в этот день не принял святого причастия, отвернулся от Того, Кто даровал нам Любовь в Чаше спасения, которую протянула Божия рука.

Упокой, Господи, души усопшие раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им все согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Когда и кем была установлена Вселенская поминальная суббота

История поминовения почивших уходит в далекое прошлое. Подтверждение этому обряду можно найти в Ветхом Завете Библии (Чис.20:19; Втор. 34:9;Мак.7:38-46).

Апостолы Иаков и Марк совершали молитвы за почивших при проведении древних литургий. В Апостольских Постановлениях четкое указание, в какие дни поминаются ушедшие в иной мир. Отцы Церкви, среди них и Григорий Великий, Иоанн Златоуст, раскрыли истинный смысл поминальных молитв.

Традиция молиться за своих усопших родителей и родственников присуща каждому народу на земле. Уважаемые в Риме патриции отличались от безродных плебеев не только своим богатством, а в первую очередь тем, что знали и помнили своих предков на много поколений назад.

Апостол Павел в своем послании коринфской церкви пишет о том, что нет на земле никого, кто бы мог предугадать того, что приготовлено Богом на Небесах для любящих Его.

Христианское вероучение говорит о том, что совершенствование человека происходит только на земле. Божественная Литургия, читаемая Великим Отпустом дарит надежду всем живым, подчеркивая, что Христос по молитвам Своей Матери Марии дарует нам спасение, ибо Христос человеколюбец.

Оставшиеся люди никогда на земле не узнают тайны о загробной жизни Святых, не найдут ответы, почему не тлеют их тела и каким чином от мертвого тела исходят благовония. Обязанность каждого православного христианина оказать помощь усопшим. Вселенское прошение обладает огромной силой развязывать узы на Небесах. Мясопустная суббота установлена в пятом веке по приказу преподобного Саввы Освященного.

Почему на Вселенскую поминальную субботу готовят коливо

В храм при проведении панихиды или литии приносят коливо или кутию. Это одно блюдо, приготовленное из пшеницы (порой ее заменяю рисом) с добавлением меда и изюма. Зерно является прообразом почившего человека. Как умирает зерно для образования колоса, так и тело усопшего предают земле, чтобы его душа воскресла в раю, где жизнь будет сладкой, как мед.

Зерном можно считать ушедших предков, а колосом — оставшихся живых. Кутия является обязательным блюдом на поминальном обеде, на котором вспоминаются слова апостола Иоанна о пшеничном зерне. (Иоан. 12:24).

Рецепт приготовление заупокойной кутии

Для приготовления колива понадобится очищенная пшеница, которую перед варкой следует замочить на ночь в холодной воде. Добавить в разбухшие зерна чистой воды в соотношении 1:3 и варить до готовности. В готовую кашу добавить замоченный в кипятке изюм и соль по вкусу. Когда каша с изюмом станет теплой, в нее добавляют мед.

В отличие от рождественской богатой кутии с множеством ингредиентов в голодное коливо не добавляется мак, орехи и сухофрукты.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector