0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Последование родительской субботы

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

В одиннадцатую годовщину интронизации Святейшего Патриарха Кирилла в Храме Христа Спасителя состоялся торжественный прием

Святейший Патриарх Кирилл предложил добавить в Конституцию РФ упоминание о Боге

Председатель Государственной Думы России В.В. Володин поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации

Заместитель председателя Совета Безопасности РФ Д.А. Медведев поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации

Председатель Правительства РФ М.В. Мишустин поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации

Архив

Богослужебные указания за 2 марта 2020 года

Суббота мясопу́стная. Вселенская родительская суббота.

Вмч. Фео́дора Ти́рона. Сщмч. Ермоге́на, патриарха Московского и всея России, чудотворца. Прп. Варна́вы Гефсима́нского, Ра́донежского.

Память совершаем всех от века усопших православных христиан, отец и братий наших. Служба по Октоиху и Триоди.

Примечание. Аналогичная служба совершается и в Троицкую родительскую субботу (перед праздником Пятидесятницы). Если же на дни этих Вселенских родительских суббот придется храмовый праздник, то поется служба храма, а субботняя заупокойная служба совершается только в особых храмах – «гробницах» (ср.: Типикон, гл. 49, «В субботу мясопу́стную…», 1-е «зри») или переносится на предшествующие субботу или четверг (ср.: Типикон, 26-я и 54-я Храмовая глава, 3-я Маркова глава под 2 февраля).

Примечание. Полиелейная служба сщмч. Ермоге́на, патриарха Московского и всея России, может быть перенесена на пятницу, 16 февраля (ср.: Типикон, 24 февраля, 2-я Маркова глава).

На вседневной вечерне кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха мученичны, глас 6-й – 3 (2-й: «Му́ченицы Твои́, Го́споди…», 3-й – тот же, и 4-й: «Страстоте́рпцы му́ченицы…»; см. на «Господи, воззвах»), и Триоди, глас 8-й – 3. «Слава» – Триоди, глас тот же: «Пла́чу и рыда́ю…», «И ныне» – догматик, глас 6-й: «Кто Тебе не ублажи́т…».

Входа нет. Вместо прокимна – «Аллилуия», на 8-й глас, с заупокойными стихами – стих 1-й: «Блаже́ни, я́же избра́л и прия́л еси́, Го́споди, и па́мять их в род и род»; стих 2-й: «Ду́ши их во благи́х водворя́тся».

«Сподоби, Господи…». Ектения просительная: «Исполним вечернюю…», и молитва главопреклонения.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 6-й (с заупокойными припевами, см. Триодь). «Слава» – Триоди, глас тот же: «Нача́ток ми и соста́в…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Моли́твами Ро́ждшия Тя, Христе́…».

Примечание. «На стихо́вне му́ченичен гла́са, и два ме́ртвена Иоа́нна Дамаскина́» (Типикон, гл. 49-я, «В субботу мясопу́стную. »). По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 748–749), если совершается субботняя служба Октоиха 4-го, 5-го или 6-го гласа, где на стиховне вечерни приводится два мученична и один мертвен, нужно, следуя указаниям Устава, петь один мученичен (1-й), а мертвен повторить дважды. В субботней службе Октоиха 1-го, 2-го, 3-го и 8-го гласа на стиховне вечерни – один мученичен и два мертвена, а в службе 7-го гласа – два мученична и два мертвена.

По Трисвятом – тропарь, глас 8-й: «Глубино́ю му́дрости…». «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «Тебе и сте́ну, и приста́нище…». Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже…», и отпуст: «Христос, Истинный Бог наш. ».

Примечание. В Триоди Постной (л. 16 об.) сказано: «По отпуще́нии же вече́рни твори́м в притво́ре панихи́ду за усо́пших и пое́м кано́н рядова́го гла́са ме́ртвым». Канон мертвен, или покоин, за усопших, заимствуется из Октоиха с утрени субботы текущего гласа (2-й канон). Устав панихиды – тот же, что и в период пения Октоиха (см.: Типикон, гл. 14).

На повечерии может петься служба вмч. Фео́дора Ти́рона (с этого дня) и служба свт. Льва, папы Римского (с 18 февраля)50, а также канон мертвен Октоиха (без ирмосов)51. По «Достойно» – кондак, глас 8-й: «Со святыми упоко́й…».

Примечание. Сначала поются каноны рядовых святых, а потом канон из Октоиха – это особенность субботы, когда молитвословия святого предшествуют молитвословиям дня52. Такой последовательности канонов придерживается В. Розанов в книге «Богослужебный Устав Православной Церкви» (с. 636 и далее). Этим пособием в вопросе распределения канонов на повечериях периода Постной Триоди руководствуются «Богослужебные указания». Однако существуют доводы и в пользу пения заупокойного канона первым (см.: Типикон, 9-я Маркова глава под 24 февраля; Сырников Н. Ключ к Церковному Уставу. Л. 65 об.).

Примечание. Если по отпусте вечерни служилась панихида, то канон усопшим рядового гласа на повечерии не поется, ввиду того, что он уже пропет на панихиде, а совершаются службы рядовых святых53.

На утрене вместо «Бог Господь» – «Аллилуия»54 на глас 8-й, с заупокойными стихами – стих 1-й: «Блаже́ни, я́же избра́л и прия́л еси, Го́споди»; стих 2-й: «Па́мять их в ро́д и ро́д»; стих 3-й: «Ду́ши их во благи́х водворя́тся».

Тропарь, глас 8-й: «Глубино́ю му́дрости…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «Тебе́ и сте́ну…».

Кафизма 16-я. Малая ектения (обычная, не заупокойная). Седальны Октоиха55, глас 6-й (три мученична – 2-й: «Страда́льческий по́двиг…», 3-й: «Страда́льческое стоя́ние…»; затем стих: «Ди́вен Бог во святы́х Свои́х. », и 4-й мученичен: «Го́споди, святы́х Твои́х па́мять…»; потом другой стих: «Мно́ги ско́рби пра́ведным…» [или стих: «Блаже́ни, я́же избра́л…»], и седален поко́ин гласа: «Вои́стинну суета́ вся́ческая…»). «Слава, и ныне» – Богородичен по 2-м стихословии: «От се́рдца воздыха́ния…», или Богородичен гласа, по 1-м стихословии: «И́же Благослове́нную нареки́й. ».

Кафизма 17-я, разделяемая на две статии́, поется, по Уставу, на 5-й глас, без «захода» («Господи, помилуй» (3), «Слава, и ныне»); к каждому стиху 1-й статии́ поется припев: «Благослове́н еси, Го́споди, научи́ мя оправда́нием Твои́м», к стихам 2-й статии́ припев: «Спа́се, спаси́ мя».

Примечание. Согласно распространенной практике, стихи 17-й кафизмы читаются священнослужителями. С началом пения кафизмы священник с диаконом выходят через северные и южные врата на середину храма к тетрапо́ду (панихидному столу), иерей (со свечой в руке) читает псаломские стихи, а певцы тихо поют припев: на 1-й статии – «Благословен еси, Господи. », на 2-й статии – «Спасе, спаси мя». Диакон в это время непрерывно кадит тетрапод.

Примечание. В приходских храмах существует практика выхода на чтение 17-й кафизмы и на малую заупокойную ектению по 6-й песни канона через царские врата.

Первая статия́ начинается пением: «Блаже́ни непоро́чнии…».

После 91-го стиха певцы поют (с припевом) 92-й и 93-й стихи: «Я́ко а́ще бы не зако́н Твой поуче́ние мое́ был, тогда́ у́бо поги́бл бых во смире́нии мое́м»; «Во век не забу́ду оправда́ний Твои́х, я́ко в них оживи́л мя еси́» (каждый стих по трижды)56.

Примечание. Относительно окончания первой и второй статии 17-й кафизмы при заупокойном богослужении существуют следующие мнения: 1) каждый из двух последних стихов первой и второй статии поется по трижды с соответствующим припевом57; 2) в каждой статии два последних стиха объединяются «за един» и поются с припевом трижды58.

Затем произносится малая заупокойная ектения (по обычаю, с кадилом): «Паки и паки…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Еще́ молимся о упокое́нии душ усо́пших рабо́в Бо́жиих пра́отец, оте́ц, и бра́тий наших, зде лежа́щих, и повсю́ду правосла́вных христиа́н, и о е́же прости́тися им вся́кому прегреше́нию во́льному же и нево́льному», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Яко да Господь Бог учини́т ду́ши их…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Милости Божия…», певцы: «Подай, Господи». «Господу помолимся», певцы тихо: «Господи, помилуй» (40). Иерей тайно читает молитву: «Боже духо́в и вся́кия пло́ти…». Возглас: «Яко Ты еси Воскресение…». Певцы: «Аминь».

По возгласе: «Яко Ты еси Воскресение…» правый лик начинает петь вторую статию: «Твой есмь аз…». Иерей с диаконом (или диакон) совершают, по традиции, малое каждение (тетрапод окрест, иконостас, лики, народ, местные иконы иконостаса, тетрапод спереди, то есть с западной стороны).

Последние стихи: 175-й и 176-й – «Жива́ будет душа́ моя и восхва́лит Тя, и судьбы́ Твоя помо́гут мне»; «Заблуди́х, яко овча́ поги́бшее: взыщи́ раба́ Твоего́, я́ко за́поведей Твоих не забы́х» – поются (с припевом) по трижды, и тотчас – тропари по Непорочных, глас 5-й: «Святы́х лик обре́те…», во время которых священник с диаконом совершают, по обычаю, полное каждение всего храма.

Затем произносится малая заупокойная ектения (по обычаю, с кадилом; см. по 1-й статии). По возгласе поется седален, глас 5-й: «Поко́й, Спа́се наш…». «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «От Де́вы возсия́вый…»59. Псалом 50-й.

Каноны: храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и Триоди на 8.

Библейские песни «Господеви поем…».

Катавасия Триоди: «Песнь возсле́м…».

Поется 2-я песнь канона, на 8 (ирмос дважды, тропари на 6, припев к тропарям: «Упоко́й, Го́споди, ду́ши усо́пших раб Твои́х», к последним тропарям – «Слава» и «И ныне»). В конце этой песни катавасия – тот же ирмос.

По 3-й песни – малая ектения (обычная, не заупокойная). Седален Триоди, глас 5-й. «Слава» – тот же седален, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же.

По 6-й песни – малая заупокойная ектения (см. по 1-й статии 17-й кафизмы). Кондак, глас 8-й: «Со святы́ми упоко́й…», и икос, глас тот же.

Примечание. По традиции, во время пения катавасии 6-й песни, через северные и южные (или через царские) врата священник с диаконом выходят к тетраподу. У тетрапода произносится малая заупокойная ектения (по обычаю, с кадилом). Во время пения кондака «Со святыми упокой…» иерей с диаконом (или диакон) совершают малое каждение (окрест тетрапода, иконостас и предстоящих). После пения кондака и икоса священник с диаконом возвращаются в алтарь.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» обычно не поется60. Малая ектения (обычная, не заупокойная). Светилен Триоди. «Слава» – ин светилен Триоди, «И ныне» – Богородичен Триоди.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы61.

На хвалитех стихиры Триоди, глас 8-й – 4. «Слава» – Триоди, глас 2-й: «Яко цвет увяда́ет…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Ра́дуйся, Мари́е Богоро́дице…».

«Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Октоиха (покойны) рядового гласа (в данном случае 6-го)62 с заупокойными стихами. «Слава» – Триоди, глас 6-й: «Боле́знь Ада́му бысть…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Ты еси Бог наш…».

По Трисвятом – тропарь, глас 8-й: «Глубино́ю му́дрости…». «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «Тебе и сте́ну…».

Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже. ». Диакон: «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благослове́н…». Певцы: «Утверди́, Боже…». Читается 1-й час, и бывает отпуст: «Христос, Истинный Бог наш. ».

На часах – тропарь: «Глубино́ю му́дрости…». Кондак: «Со святыми упокой…».

Примечание. На 1-м часе после молитвы «Христе́, Све́те И́стинный. », по традиции, поется кондак «Взбра́нной Воево́де. ».

На Литургии антифоны изобразительны.

Блаженны Триоди, песнь 3-я (со ирмосом) и 6-я – 8.

На входе – «…во святых Дивен сый…».

По входе – тропарь, глас 8-й: «Глубино́ю му́дрости…». «Слава» – кондак, глас тот же: «Со святыми упокой…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Тебе и сте́ну…».

Прокимен заупокойный, глас 6-й: «Ду́ши их во благи́х водворя́тся», со стихом: «К Тебе, Господи, воздвиго́х ду́шу мою…».

Апостол – дня и за упокой.

Аллилуиарий, глас 6-й: «Блаже́ни, яже избра́л…», со стихом.

Евангелие – дня и за упокой.

По «Изрядно…» поется «Достойно есть».

Причастен: «Блаже́ни, яже избра́л…».

Отпуст: «Христос, Истинный Бог наш. ».

50 См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 631–636. О порядке пения служб на повечерии см. 6 марта, во вторник 2-й седмицы Великого поста.

51 Канон мертвен, или покоин, за усопших, заимствуется из Октоиха с утрени субботы текущего гласа (2-й канон).

52 Однако в отношении литургийных чтений периода пения Триоди порядок иной – от Недели мытаря и фарисея (ср.: примечание 4 февраля) и до Недели всех святых по субботам Апостол и Евангелие читаются так: сначала чтение дня, затем святого (см. Типикон, гл. 49, 5-е «зри»).

53 Службы рядовых святых могут быть совершены заранее – на повечериях предшествующих дней мясопустной седмицы (ср.: примечание 11 февраля).

54 «Аллилуиа» обыкновенно поется трижды по трижды (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 754–755).

55 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 754–755.

56 После первой статии не произносится: «Слава, и ныне», но трижды поются с припевом заключительные два стиха 1-й статии.

57 Ср.: Богослужебные указания на 1958 год для священно-церковнослужителей. М., 1958. С. 25; Последование исходное монахов, Требник [Большой]. М., 1884. СПб., 1995р. Л. 109, 112, 116.

58 Ср.: Богослужебные указания на 1957 год для священно-церковнослужителей. М., 1956. С. 45; Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 166–167; Последование параста́са, сиречь великия панихиды и всено́щнаго бдения, певаемых по усопшим. Петроград, 1884. Л. 6–6 об., 10; Октоих, последование панихиды.

59 Священнослужители уходят в алтарь.

60 Пение «Достойно есть» допустимо, так как в аналогичной службе Троицкой родительской субботы «Достойно есть» указано в Цветной Триоди.

Читать еще:  Проповеди на дмитриевскую родительскую субботу

61 В аналогичной службе в Троицкую родительскую субботу Триодь указывает петь «Всякое дыхание. » перед хвалитными псалмами.

62 Типикон указывает на стиховне утрени в мясопустную субботу пение стихир Октоиха 6-го гласа. Однако данное указание, вполне подходящее для Троицкой родительской субботы (в которую всегда поются песнопения Октоиха 6-го гласа, приводящиеся на ряду в Цветной Триоди), не может всецело применяться к службе мясопустной субботы, поскольку служба Постной Триоди в этот день соединяется со службой рядового гласа Октоиха (см. соответствующее указание Постной Триоди на утрене субботы мясопустной).

Последование родительской субботы

Парастас. Схема совершения богослужения в родительскую субботу (2013 г.)

Суббота мясопустная. Вселенская родительская суббота.

Память совершаем всех от века усопших православных христиан, отец и братий наших. Служба про Октоиху и Триоди. Полиелейная служба Обретения главы Иоанна Предтечи переносится, согласно Уставу на пятницу, 8 марта.

Схема совершения богослужения

Н а ч а л о о б ы ч н о е.

Псалом 1 0 3 ( ч и т а е т с я )

В е л и к а я е к т е н и я.

Опускается. Р я д о в а я кафизма — 18 (читается)

Опускается. Ектения маая.

Октоиха мученичны, глас 6-й – 3

(см. эти стихиры в Октоихе- 6-ой глас «в пятницу вечера» на «Господи, воззвах»):

Ø 2-й мученичен: «Му́ченицы Твои́, Го́споди. »

Ø 3-й мученичен — тот же

Ø 4-й мученичен: «Страстоте́рпцы му́ченицы. »

Ø Триоди, глас 8-й — 3.

Ø «Слава» — Триоди, глас тот же: «Пла́чу и рыда́ю. »

Ø «И ныне» — догматик, глас 6-й: «Кто Тебе не ублажи́т. ».

В х о д а н е т.

С в е т е т и х и й ( ч и т а е т с я )

Вместо прокимна – «Аллилуиа», на 8-ой глас, с заупокойными стихами (см. стихи в требнике, последование панихиды).

«Сподоби, Господи…» читается

Просительная ектения: «Исполним вечернюю…»

Стихиры на стиховне:

Ø Октоиха, глас 6-й (с заупокойными припевами, см. Триодь) — 3.

Ø «Слава» — Триоди, глас тот же: «Нача́ток ми и соста́в. »

Ø «И ныне» — Богородичен Триоди, глас тот же: «Моли́твами Ро́ждшия Тя, Христе́. ».

Ныне отпущаеши (читается)

Трисвятое по «Отче наш». «Яко Твое есть Царство…»

Ø «Глубиною мудрости…»

Ø «Слава и ныне» — Богородичен: «Тебе и стену…»

Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже…» Возглас: «Яко Милостив…» (при произнесении совершается каждение перед престолом, если вечерня с утреней соединяются)

Возглас: «Сый благословен…»

Хор: Аминь. Утверди, Боже…

Возглас: «Слава Святей…» (крест кадилом перед престолом)

Хор: Аминь и тотчас Шестопсалмие

Шестопсалмие. (на последних стихах последнего псалма духовенство исходит на середину храма при открытых Царских вратах)

(Особенность г. Казани.) Великая заупокойная ектения (произносится у тетрапода на середине храма с каждением). Ектению см. в требнике в последовании панихиды.

(Особенность г. Казани.) Вместо обычного «Бог Господь» — «Аллилуиа» со своими с заупокойными стихами (см. требник, последование Панихиды). Каждение прекращается.

После четвертого «Аллилуиа» на 8-ой глас, тропари:

Ø «Глубиною мудрости…» (дважды)

Ø «Слава и ныне» — Богородичен: «Тебе и стену…»

Кафизма 16 обычно опускается.

Сразу после пения тропарей начинается чтение 17 кафизмы. Первые 2 стиха запевает хор. Затем к стихам первой статии, которую читает (по традиции) священнослужитель, хор поет припев: «Благословен еси, Господи», ко второй: «Спасе, спаси мя».

Окончание статьи первой и второй допевается хором (2 последних стиха)

После первой статии – малая заупокойная ектения. Возглас: «Яко Ты еси Воскресение и Живот…» и сразу поются запевы второй статии.

После второй статии поются тропари по непорочнах: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Святых лик обрете…». Совершается полное каждение храма. В руках священнослужителей — зажжённые свечи.

Произносится малая заупокойная ектения. Возглас: «Яко Ты еси Воскресение и Живот…» и сразу поется седален: «Покой, Спасе наш…» Слава и ныне: «От Девы возсиявый миру…» (каждение прекращается после возгласа ектении)

Читается 50-ый псалом. Духовенство уходит в алтарь. Царские врата затворяются.

Ø 1-ый канон – храма (При сокращении – читаются только 2 тропаря)

Ø 2-ой канон — Триоди (Припев к тропарям Триоди «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих»). (При сокращении – читаются только 2 тропаря)

2-ая песнь! – на второй песни читаются тропари канона Триоди со своим припевом. По завершении 2-ой песни – катавасия Триоди.

Ø Катавасия канона Триоди.

Ø Малая ектения.

Ø Возглас: «Яко Ты еси Бог наш…»

Ø Седален Триоди

Ø «Слава и ныне»: Богородичен (наряду в Триоди).

Ø Катавасия канона Минеи (духовенство исходит на середину храма к тетраподу при открытых Царских вратах).

Ø Малая заупокойная ектения.

Ø Возглас: «Яко Ты еси Воскресение и Живот…»

Ø и сразу поется кондак: «Со святыми упокой…» (совершается малое каждение) и икос: «Сам Един еси…».

Ø Духовенство уходит в алтарь. Царские врата затворяются. Продолжается канон (7-ая песнь).

Ø «Хвалим, благословим…».

Ø Катавасия канона Минеи.

Ø Поется «Честнейшую». Совершается полное каждение храма.

Ø Катавасия канона Минеи.

Ø «Достойно есть…»

Ø Малая ектения.

Ø Возглас: «Яко Тя хвалят…».

Ø Читается светилен Триоди. «Слава» — другой светилен. «И ныне»: Богородичен наряду.

Хвалитные псалмы (см. Часослов на утрени) читаются (до стиха на 4).

На хвалитех стихиры Триоди на 4. «Слава» — Триоди: «Яко цвет увядает…» «И ныне» — Богородичен Триоди: «Радуйся, Марие…».

«Тебе слава подобает» — не читается, но сразу: «Слава, тебе, показавшему нам свет» и читается вседневное славословие.

Просительная ектения (см. служебник последование утрени).

Стихиры на стиховне:

Ø Октоиха – 2-ой глас заупокойные со своими стихами (см. на утрени Октоиха по гласу).

Ø «Слава» — Триоди: «Болезнь Адаму бысть…»

Ø «И ныне» — Триоди: «Ты еси Бог наш…»

Читается «Благо есть» (см. Часослов после славословия)

Трисвятое по «Отче наш». «Яко Твое есть Царство…»

Далее существуют 2 варианта окончания утрени:

Последование родительской субботы

КЛИРОС (Последования, песнопения)

Информация

Описание: Данная группа создана в помощь для руководителей простых сельских хоров, не имеющих специального образования. Здесь будут выкладываться чинопоследования служб, написанных церковно-славянским и гражданским шрифтом, песнопения в нотном и аудио форматах. А также ссылки на сайты, где есть вся необходимая информация для ведения служб на приходах.

Группа создана 14 сентября 2017 года.

Другое

Действия

764 записи Показать записи сообщества

НАЧАЛО ПОСТНОЙ ТРИОДИ ПЕРВАЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ НЕДЕЛЯ
О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ (9 ФЕВРАЛЯ)

Первая приуготовительная седмица к Великому посту
Перед Великим постом Устав назначает три подготовительные недели, или седмицы, Показать полностью… Неделя о мытаре и фарисее – первая из них. Богослужение воскресного дня пока еще не очень сильно отличается от обычного.
Для пробуждения чувств покаяния и сокрушения о грехах Церковь в подговительные седмицы поет на воскресных утренях, начиная с Недели (воскресения) о мытаре и фарисее и кончая пятым воскресеньем Поста, пред каноном умилительные стихиры (тропари) «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», «На спасения стези настави мя, Богородице», «Множество содеянных мною лютых». В подговительные седмицы, на воскресной всенощной после» Воскресе́ние Христо́во видевше»

ПОКАЯНИЯ ОТВЕРЗИ МИ ДВЕРИ

Покая́ния отве́рзи ми две́ри, Жизнода́вче, / у́тренюет бо дух мой ко хра́му свято́му Твоему́, / храм нося́й теле́сный весь оскверне́н: / но я́ко щедр, очи́сти / благоутро́бною Твое́ю ми́лостию.
На спасе́ния стези́ наста́ви мя, Богоро́дице, / сту́дными бо окаля́х ду́шу грехми́, / и в ле́ности все житие́ мое́ ижди́х: / но Твои́ми моли́твами / изба́ви мя от вся́кия нечистоты́.

Поми́луй мя, Бо́же, / по вели́цей ми́лости Твое́й, / и по мно́жеству щедро́т Твои́х, / очи́сти беззако́ние мое́.

Мно́жества соде́янных мно́ю лю́тых помышля́я окая́нный, / трепе́щу стра́шнаго дне су́днаго: / но наде́яся на ми́лость благоутро́бия Твоего́, / я́ко Дави́д вопию́ Ти: / поми́луй мя, Бо́же, / по вели́цей Твое́й ми́лости.

КОНДА́К ИЗ ТРИО́ДИ, ГЛАС 3:
Воздыха́ния принесе́м мыта́рская Го́сподеви,/ и к Нему́ присту́пим гре́шнии я́ко Влады́це:/ хо́щет бо спасе́ния всех челове́ков,/ оставле́ние подае́т всем ка́ющимся./ Нас бо ра́ди воплоти́ся,// Бог сый Отцу́ собезна-ча́льный.

ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ
ПСАЛОМ №1 «БЛАЖЕН МУЖ» (слышим, как хор поёт в начале Всенощного бдения этот псалом из Псалтири царя Давида)
«Нельзя идти на грех, входить в грех и, тем более, не дай Бог, успокаиваться в грехе».

БЛАЖЕ́Н МУЖ: Показать полностью…
Хор: Блаже́н муж, и́же не и́де на сове́т нечести́вых.
Аллилу́иа, аллилу́иа, аллилу́иа.
Я́ко весть Госпо́дь путь пра́ведных, и путь нечести́вых поги́бнет.
Аллилу́иа, аллилу́иа, аллилу́иа.
Рабо́тайте Го́сподеви со стра́хом и ра́дуйтеся Ему́ с тре́петом.
Аллилу́иа, аллилу́иа, аллилу́иа.
Блаже́ни вси наде́ющиися Нань.
Аллилу́иа, аллилу́иа, аллилу́иа.
Воскресни́, Го́споди, спаси́ мя, Бо́же мой.
Аллилу́иа, аллилу́иа, аллилу́иа.
Госпо́дне есть спасе́ние, и на лю́дех Твои́х благослове́ние Твое́.
Аллилу́иа, аллилу́иа, аллилу́иа.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Духу.
Аллилу́иа, аллилу́иа, аллилу́иа.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Аллилу́иа, аллилу́иа, аллилу́иа.
Аллилу́иа, аллилу́иа, аллилу́иа, сла́ва Тебе́ Бо́же. (Трижды)
ПЕРЕВОД
Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! И будет он, как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет. Не так – нечестивые, не так: но они – как прах, возметаемый ветром с лица земли. Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники – в собрании праведных. Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет.


Существует история про молодого инока, который пришел к опытному монаху, духовному авторитету, с желанием получить назидательное поучение. Несколько дней и ночей проведя у кельи отшельника, молодой монах, наконец, попал к нему.

«Отче, – взмолился молодой монах, – дай мне поучение»!

Отшельник, погруженный в молитву, не сразу отреагировал, но потом пробормотал первую фразу первого псалма Давидова: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста и на седалище губителей не седе. ».

Молодой инок медленно проговорил: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста и на седалище губителей не седе. », затем поклонился в ноги отшельнику и удалился в свою пустыню.
Спустя полвека встретились тот самый отшельник, уже в глубокой старости, и бывший молодой послушник, тоже уже преклонных лет монах. Старец, прошедший путями духовного подвига, навыкший в молитве и аскетических упражнениях, спросил, почему, лишь раз пришедши к нему, монах более не вернулся за духовными советами.

Старец, по великому смирению, которого он достиг, думал, что дело в нем. что он не оказал должного внимания молодому иноку, не научил. Монах, ветхий днями, повергся перед старцем с возгласом: «Что вы, отче святый, просто вашего первого поучения оказалось для меня достаточно. Я всю жизнь, все эти годы пытался исполнить слова премудрого Давида и не знаю, получилось ли у меня».
Всю свою жизнь монах пытался претворить в жизнь первые слова первого псалма Давидова, в переводе на русский язык гласящего: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей. »

Бесконечно прав святитель Василий, в том, что, прочитав эти первые слова первого псалма, ты понимаешь, что это рубеж, граница. Это призыв опомниться. Ведь дальше на протяжении 150 псалмов будет говориться о том, как жить человеку перед Лицом Божиим, как строить свою духовную жизнь, как плакать о грехах, как молиться об укреплении, как радоваться вместе с Богом. И доступно это будет лишь тому, кто поймет, что нельзя идти на грех, входить в грех и, тем более, не дай Бог, успокаиваться в грехе.

Блажен, кто мудрости высокой
Послушен сердцем и умом,
Кто при лампаде одинокой
И при сиянии дневном
Читает книгу ту святую,
Где явен Божеский закон:
Он не пойдет в беседу злую,
На путь греха не ступит он.

Ему не нужен пир разврата;
Он лишний гость на том пиру,
Где брат обманывает брата,
Сестра клевещет на сестру;
Ему не нужен праздник шумный,
Куда не входят стыд и честь,
Где суесловят вольнодумно
Хула, злоречие и лесть.
(Н. Языков. Подражание Псалму. 1844 г.)

Соответственно, блажен тот, кто удаляется от этих злых людей, кто не хочет заразиться грехом.
Премудрый Давид не просто советует нам избегать развращающих нас сообществ, чтобы не попасть в сеть греха, он дает совет и о том, как упражняться в доброделании.
«Но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!
И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет.
Мало просто не соизволять на грех, надо активно упражняться в доброделании. И, прежде всего, – изучать, что есть Воля Божия, причем размышлять об этом следует постоянно – и день, и ночь.

Читать еще:  Никулин юрий воспоминания о войне

Священник Константин Пархоменко

Преподобному Макарию Жабынскому, Белевскому чудотворцу

Тропарь преподобному Макарию Жабынскому, Белевскому чудотворцу, глас 4

От мирска́го жития́ изше́д/ в ти́хое приста́нище жи́зни и́ноческия, преподо́бне Мака́рие, Показать полностью… вшел еси́,/ в не́йже до́бре подвиза́вся,/ ду́шу твою́ доброде́тельми превысо́кими обогати́л еси́,/ и яви́лся еси́ добр па́стырь и учи́тель и́ноческому собо́ру,/ ему́же и оби́тель возгради́л еси́,/ та́же в безмо́лвие вшед и богови́дения сподо́бився,/ ко Го́споду преста́вился еси́,/ И́же да́ром чуде́с тя обогати́./ Его́же ны́не моли́,// да спасе́т ве́рою и любо́вию почита́ющих святу́ю па́мять твою́.

Перевод: От мирской жизни удалившись в тихое пристанище монашеского жития, преподобный Макарий, ты прекрасно подвизался в нем, душу твою добродетелями высочайшими обогатил и стал добрым пастырем и учителем собранию монахов, для которых ты и создал обитель, в ней же, обретя безмолвие и удостоившись видения Бога, ко Господу ты преставился, Который обогатил тебя даром чудотворений. Его же сейчас моли, да спасет всех с верой и любовью почитающих святую память твою.

Кондак преподобному Макарию Жабынскому, Белевскому чудотворцу, глас 8

Житие́ чи́стое, терпе́ние, кро́тость и любо́вь нелицеме́рну,/ воздержа́ние соверше́нное, умиле́ние боже́ственное,/ ве́ру же и наде́жду и́стинну и милосе́рдие стяжа́в,/ равноа́нгельно, Мака́рие, на земли́ пожи́л еси́/ и на Небеси́ Бо́гови с ли́ки безпло́тных предстои́ши./ С ни́миже, свя́те, моли́ся, мир Росси́йстей Це́ркви дарова́ти// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Перевод: Жизнь чистую, терпение, кротость и любовь искреннюю, воздержание совершенное, смирение высочайшее, веру и надежду истинную, и милосердие обретя, подобно ангелам, ты прожил на земле, Макарий, и на Небесах в собрании бесплотных ангелов предстоишь. С ними же, святой, молись, мир Российской Церкви даровать и душам нашим великую милость.

Молитва преподобному Макарию Жабынскому, Белевскому чудотворцу

О, свяще́нная главо́! Вели́кий чудотво́рче, преподо́бне о́тче наш Мака́рие, преблаже́нне и пресла́вне, Ду́ха Свята́го исполне́ние! По́стников похвало́, мона́шествующих сла́во, пусты́ни Жабы́нския возгради́телю и украси́телю, те́плый о нас, гре́шных, моли́твенниче! Ны́не со а́нгельскими во́инствы предстоя́й у Престо́ла всех Царя́ сла́вы, Го́спода, и наслажда́яйся све́та Единосу́щныя Тро́ицы, и с Го́рними си́лами воспева́яй Трисвяту́ю песнь, я́ко дерзнове́ние име́яй, моли́ся Всеми́лостивому Влады́це спасти́ вся ве́рующия во и́мя Его́, испроси́ мир и тишину́ Святы́м Це́рквам низпосла́ти, ве́ре Правосла́вней укрепле́ние, проти́вныя язы́ки, бра́ни хотя́щия, ви́димых и неви́димыя враги́ низложи́ти, гра́ды, ве́си и оби́тели на́ши утверди́ти, мир весь умири́ти. Моли́ Ми́лостиваго Бо́га, да твои́м благоприя́тным хода́тайством вся правосла́вныя христиа́ны изба́вит Он от гла́да, губи́тельства, тру́са, пото́па, огня́, меча́, от наше́ствия иноплеме́нник и междоусо́бныя бра́ни, ста́рыя да подкрепи́т, ю́ныя да наста́вит, нему́дрых умудри́т, боля́щия исцели́т, плене́нныя и ю́зники свободи́т, сиро́т заступи́т, младе́нцы воспита́ет и вся лю́ди сохрани́т от бед и напа́стей, и от нападе́ния вра́жия, и смертоно́сныя я́звы, внеза́пныя сме́рти и от вся́каго зла. Днесь же с ве́рою приходя́щих рабо́в твои́х, со стра́хом и любо́вию припа́дающих к честны́м моще́м твои́м и о́браз подо́бия твоего́ любе́зно целу́ющих, я́ко те́плый нам засту́пниче, сохрани́, в ско́рбных обстоя́ниих на́ших предста́ни, душе́вных и теле́сных страсте́й свободи́, в день Стра́шнаго суда́ шу́ияго стоя́ния изба́ви и с десны́ми овца́ми моли́твами твои́ми ста́ти сподо́би и слы́шати блаже́нный о́ный глас Влады́ки, Христа́ Бо́га на́шего: «Прииди́те, благослове́ннии Отца́ Моего́, насле́дуйте угото́ванное вам Ца́рство от сложе́ния ми́ра». Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние, со Безнача́льным Его́ Отце́м и со Пресвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Акафист преподобному Макарию Жабынскому, Белевскому Чудотворцу:
https://azbyka.ru/days/caa/105

Краткое житие преподобного Макария Жабынского, Белевского чудотворца

Под­ви­зал­ся в на­ча­ле XVII ве­ка, из­брав для ино­че­ских по­дви­гов ра­зо­рен­ную в то вре­мя ли­тов­ца­ми Жа­бын­скую пу­стынь. Про­во­дя дни и но­чи в непре­стан­ных тру­дах и за­бо­тах по вос­ста­нов­ле­нию оби­те­ли, пре­по­доб­ный Ма­ка­рий со­брал в ско­ром вре­ме­ни бра­тию и ос­но­вал мо­на­стырь, где стал игу­ме­ном. Под­ви­за­ясь в непре­рыв­ной борь­бе с ис­ку­ше­ни­я­ми от диа­во­ла и пло­ти, пре­по­доб­ный по­да­вал бра­тии при­мер для под­ра­жа­ния. В кон­це жиз­ни, при­няв схи­му, ста­рец все­це­ло по­свя­тил се­бя слу­же­нию Бо­гу, про­во­дя вре­мя в ум­ной мо­лит­ве и ду­хов­ных по­дви­гах.

Гос­подь бла­го­сло­вил ве­ли­кие тру­ды и по­дви­ги сво­е­го угод­ни­ка, про­сла­вив его при жиз­ни и по­сле смер­ти да­ром чу­до­тво­ре­ния. Од­на­жды ста­рец, бу­дучи в ле­су, по­мо­лив­шись, уда­рил по­со­хом по зем­ле, и тотчас же на этом ме­сте за­бил ис­точ­ник во­ды.

Скон­чал­ся пре­по­доб­ный Ма­ка­рий на 84 го­ду жиз­ни в 1623 г. и был по­гре­бен вбли­зи мо­на­стыр­ско­го хра­ма. Мно­го чу­дес и ис­це­ле­ний со­вер­ши­лось от мо­щей свя­то­го.

Последование панихиды в субботы Мясопустную и Пятидесятницы

В эти 2 исключительных поминальных дня, когда по особым причинам совершаются как бы 2 утрени, Устав сокращает, насколько возможно, одну из утрень без опущения всего существенного и основного.

На панихиде накануне суббот Мясопустной и Пятидесятницы опускаются прежде всего великая ектения и заупокойные тропари. Великая заупокойная ектения опускается в данном случае потому, что в дальнейшем предстоит еще многократное поминовение усопших на ектениях: четырежды на панихиде, после тропарей на «непорочных», по 3-й, 6-й и 9-й песнях канона и шесть раз на утрени (по 1-й кафизме, 1-м и 2-м стихословиях «непорочных», по 3-й, 6-й и 9-й песнях канона). Эти последние ектении не могут быть опущены без нарушения строя службы, а опущение великой заупокойной ектении в начале панихиды только еще более сближает ее с утреней, к-рая даже в эти 2 исключит. дня не имеет особых заупокойных прошений для великой ектении. Кроме того, панихида в 2х данных случаях предполагается почти для исключит. поминовения по частным синодикам (помянникам), а великая заупокойная ектения вообще не предполагает чтения на ней многих синодиков со многими именами.

В последовании панихиды в Октоихе на возглáсе великой ектении совсем нет обычного «имярек», оно прямо и безоговорочно заменено общей формулой: «приснопоминаемых создателей, отец и братий наших, зде лежащих и повсюду, православных христиан». А в одном из первых прошений: «о приснопамятных рабех Божиих», где есть «имярек», практически затруднительно вносить многие имена.

В синодиках имена усопших должны быть записаны в родительном падеже, соответственно формуле: «о упокоении душ усопших рабов Твоих (имя рек)«. В родительном падеже они во всех случаях и произносятся. Только на прошении великой ектении их надо возглашать в предложном падеже, а на возглашении: «Во блаженном успении. » – в дательном. Читать многие имена, изменяя каждый раз падежное окончание, довольно нелегко, требует напряжения, тем более, что зачастую имена записаны не в канонической форме и не всегда разборчиво. Поэтому на великой заупокойной ектении и на возглашении: «Во блаженном успении. » возможно лишь незначительное количество имен.

Кроме того, на панихиде вселенских суббот опускаются «непорочны», в виду предстоящего стихословия на утрене. Перед 50 пс. опускается седален «Покой, Спасе наш. », как необязательный на сокращенной утрене, и как относящийся к «непорочным», к-рые уже опущены. Но седальны по 3-й песни канона, кондак и икос по 6-й обязательны и потому сохраняются и в данном случае. Обычные тропари: «Со духи праведных. » в конце панихиды опускаются и заменяются тропарем дня: «Глубиною мудрости. » с его Богородичным. Тропари «Со духи праведных. » на панихиде соответствуют стихирам в конце утрени. Обычно на панихиде в пятницу вечером, в субботу на утрене не бывает особых заупокойных стихир. В 2 вселенские родительские субботы, хотя накануне совершается панихида, на утрене кроме др. заупокойных песнопений, будут особые заупокойные стихиры на стиховне, как бывает в субботы, когда поется «Аллилуиа».

ВСЕЛЕНСКИЕ СУББОТЫ[греч. ψυχοσάββατα — субботы (поминовения) душ (усопших), ср. рус. «задушные субботы»], или вселенские родительские субботы, в правосл. традиции – 2 субботы, посвященные поминовению всех без исключения усопших правосл. христиан.

Вселенское поминовение составляет главную тему богослужения В. с. в отличие от др. суббот года, в т. ч. проч. родительских, богослужение к-рых посвящено в 1-ю очередь прославлению всех святых и лишь во 2-ю — поминовению усопших. В. с. принадлежат годовому подвижному кругу богослужения, находясь в самом начале и самом конце этого периода — перед неделей о Страшном суде (1-я В. с., мясопустная) и перед неделей Пятидесятницы (2-я, Троицкая). Тем самым вселенское поминовение всех от века усопших как бы обрамляет собой важнейший период церковного года — период пения Триоди.

ВТипиконе Великой Церкви 9-10 в. только мясопустная суббота имеет заупокойную службу на литургии (прокимен из Пс 36, Апостол 1 Кор 10. 23-28, аллилуиарий со стихом из Пс 64, Евангелие Лк 21. 8-36 (вероятно, с пропуском стихов 10-24 и 28-32 — так в рукописях служебного Евангелия, хотя Типикон об этом умалчивает), причастен Притч 10. 7) (Mateos. Typicon. T. 2. P. 2, 136). В субботу перед Пятидесятницей назначаются чтения Деян 28. 1-31, Ин 21. 14b — 25.

ВСЕЛЕНСКИЕ СУББОТЫ

[греч. ψυχοσάββατα — субботы (поминовения) душ (усопших), ср. рус. «задушные субботы»], или вселенские родительские субботы, в правосл. традиции — 2 субботы, посвященные поминовению (см. ст. Заупокойное богослужение) всех без исключения усопших правосл. христиан.

Вселенское поминовение составляет главную тему богослужения В. с. в отличие от др. суббот года, в т. ч. проч. родительских, богослужение к-рых посвящено в первую очередь прославлению всех святых и лишь во вторую — поминовению усопших. В. с. принадлежат годовому подвижному кругу богослужения, находясь в самом начале и самом конце этого периода — перед неделей о Страшном суде (1-я В. с., мясопустная) и перед неделей Пятидесятницы (2-я, Троицкая). Тем самым вселенское поминовение всех от века усопших как бы обрамляет собой важнейший период церковного года — период пения Триоди.

В Типиконе Великой ц. IX-X вв. только мясопустная суббота имеет заупокойную службу на литургии (прокимен из Пс 36, Апостол 1 Кор 10. 23-28, аллилуиарий со стихом из Пс 64, Евангелие Лк 21. 8-36 (вероятно, с пропуском стихов 10-24 и 28-32 — так в рукописях служебного Евангелия, хотя Типикон об этом умалчивает), причастен Притч 10. 7) ( Mateos . Typicon. T. 2. P. 2, 136). В субботу перед Пятидесятницей назначаются чтения Деян 28. 1-31, Ин 21. 14b — 25.

В послеиконоборческих визант. монастырских Типиконах В. с., сохраняя литургийные чтения Типикона Великой ц., получают сугубо заупокойное последование на вечерне и утрене. Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г. ( Пентковский . Типикон. С. 234-235, 272), в мясопустную субботу соединяются 2 последования, субботнее из Октоиха и заупокойное из Триоди. Минейная служба рядового святого отменяется, кроме случаев совпадения с большими праздниками. На вечерне вместо прокимна поется «Аллилуия»; на утрене вместо «Бог Господь» — «Аллилуия» на 8-й глас, затем тропарь 8-го гласа ( ) с богородичном (в конце вечерни тропаря нет). После богородична стихословятся непорочны, т. е. 17-я кафизма, «за мертвыя»,- под этим подразумевается пение кафизмы с разделением на 2 части (вместо обычных 3) с заупокойной ектенией между ними (Там же. С. 403-404). Соединяются 2 заупокойных канона — 6-го гласа из Октоиха и 8-го гласа из Триоди. После 9-й песни канона все переходят в усыпальницу, там поют светилен, хвалитные псалмы и прочее последование утрени. Отпустительный тропарь на утрене заменяется заупокойным песнопением ( , или ), к заключительной ектении утрени прибавляется заупокойное прошение с пением 40-кратного «Господи, помилуй». На литургии — изобразительны, на блаженнах — тропари 4-й пеcни канона прп. Феодора Студита; чтения те же, что и в Типиконе Великой ц., но прокимен взят из Пс 24, причастен — Пс 64. 5a и 111. 6b. Служба в Троицкую субботу совершается так же, как в субботу мясопустную. В афонской и южно-итал. редакциях Студийского устава (см.: Кекелидзе . Литургические груз. памятники. С. 273, 302; Arranz . Typicon. P. 187-188, 276 и др.) устав службы В. с. излагается в целом сходно; неск. варьируется объем используемых за богослужением песнопений Октоиха; есть и др. небольшие отличия.

Согласно малоазийской редакции Студийского устава, представленной в Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский . Описание. Т. 1. С. 503-504, 592-593), устав службы также в основном соответствует Студийско-Алексиевскому Типикону. Тропарь на вечерне, в начале и конце утрени — ῾Ο βάθει σοφίας ( ). После вечерни совершается панихида в усыпальнице с пением канона об усопших настоящего гласа из Октоиха. На утрене в мясопустную субботу стихословятся 16-я и 17-я кафизмы, в Троицкую — только 17-я; поются 2 канона — святого дня из Минеи и заупокойный канон Триоди. После 6-й песни параекклесиарх идет в усыпальницу, зажигает все светильники и воскуривает фимиам; после 9-й песни в усыпальницу идут все братия, и служба допевается там. В Типиконе выписаны указания о совершении службы в соединении с последованием великого святого: в этом случае в усыпальнице совершается «пролитургия» (последование изобразительных) с песнопениями и чтениями В. с., а на литургии в храме звучат песнопения и чтения святого. На литургии служба та же, что и по Студийско-Алексиевскому Типикону, но прокимен из Пс 31. Служба Троицкой субботы описана в Типиконе достаточно подробно, отличий от мясопустной субботы почти нет, чтения на литургии, как в ту же субботу по Типикону Великой ц.

Читать еще:  Что делать в родительскую субботу

В ранних версиях Иерусалимского устава изложение службы В. с. могло иметь такие особенности, какие среди студийских памятников встречаются в южно-италийских Типиконах: на «Господи, воззвах» вечерни и на каноне утрени поются только песнопения Триоди, на вечерне исполняется не «Аллилуия», а прокимен дня ( Дмитриевский . Описание. Т. 3. С. 55-56).

В поздневизант. редакциях Иерусалимского устава служба обеих В. с. приняла тот вид, к-рый сохраняется и в совр. печатных изданиях Типикона (в т. ч. в принятом ныне в РПЦ: Типикон. [Т. 2.] С. 802-806, 1008). Соединяются последования Октоиха, Триоди и храмового святого. На вечерне поются стихиры Октоиха и Триоди, прокимен гласа заменяется на пение «Аллилуия» с заупокойными стихами. После вечерни в притворе совершается панихида по усопшим. На утрене вместо «Бог Господь» поется «Аллилуия» с заупокойными стихами; стихословятся 16-я и 17-я кафизмы. 16-я кафизма стихословится обычным порядком, после нее — малая ектения и седальны Октоиха. 17-я поется на 5-й глас, с припевами и ; кафизма разделяется на 2 части (после 1-й части — заупокойная малая ектения; после 2-й — заупокойные тропари по непорочнах , заупокойная малая ектения и седален ). Соединяются каноны храма и Триоди; по 3-й песни седален Триоди, по 6-й — кондак с икосом и заупокойная малая ектения, по 9-й — светильны Триоди. Канон имеет катавасию по каждой песни, и поэтому по 9-й песни не поют «Достойно есть», но в триодном последовании Троицкой субботы (в отличие от мясопустной) «Достойно есть» указано. Утреня заканчивается по будничному чину, есть стихиры и на хвалитех, и на стиховне. На литургии изобразительны, на блаженнах — тропари 3-й и 6-й песней канона Триоди. Последование Минеи поется на повечерии в иной день. Литургийные чтения мясопустной субботы: прокимен из Пс 24, 1 Кор 10. 23-28 и за упокой 1 Фес 4. 13-17, аллилуиарий 4-го гласа со стихом из Пс 64, Лк 21. 8-9, 25-27, 33-36 и за упокой Ин 5. 24-30, причастен Пс 64. 5a. Троицкая суббота имеет те же прокимен, аллилуиарий и причастен; чтения из Апостола и Евангелия: Деян 28. 1-31 и за упокой 1 Фес 4. 13-17, Ин 21. 15-25 и за упокой Ин 5. 24-30. В Троицкую субботу на литургии вместо принято петь тропарь .

В случае совпадения мясопустной субботы с днем памяти полиелейного или бденного святого, предпразднства или отдания Сретения Типикон предписывает переносить последования этих празднований на др. день. В случае же совпадения субботы со Сретением или храмовым праздником, т. е. с теми праздниками, к-рые не могут быть перенесены, заупокойная служба Триоди или совершается не в храме, а в усыпальнице, или поется в др. день — в предыдущие субботу или четверг.

Гимнография

Триодные последования мясопустной и Троицкой суббот различаются лишь составом стихир на хвалитех и светильнов. Основу последований 2 В. с. составляет следующий набор заупокойных песнопений 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа: тропарь ῾Ο βάθει σοφίας φιλανθρώπως πάντα οἰκονομῶν ( ); кондак Μετὰ τῶν ἁγίων ἀνάπαυσον ( ), канон, творение прп. Феодора Студита, с акростихом в троичнах и богородичнах Τοῦ ἀναξίου Θεοδώρου (Недостойного Феодора), ирмос: ̓Αισμα ἀναπέμψωμεν, λαοί, τῷ θαυμαστῷ Θεῷ ἡμῶν ( ), нач.: Πάντες δυσωπήσωμεν Χριστόν, τελοῦντες μνήμην σήμερον, τῶν ἀπ᾿ αἰῶνος νεκρῶν ( ; канон содержит 2-ю песнь и является, т. о., одним из немногих примеров полных канонов в совр. богослужебных книгах). Корпус стихир В. с. включает 2 цикла подобнов и 4 самогласна (заимствованы из субботних заупокойных последований Октоиха). Использование для последования мясопустной В. с. в совр. и древних богослужебных книгах ряда песнопений Октоиха именно 6-го гласа можно объяснить влиянием последования Троицкой субботы (т. к. в то время как в мясопустную субботу поются тексты Октоиха рядового гласа, в Троицкую — всегда 6-го).

В рукописях встречаются и др. заупокойные каноны В. с.: 2-го плагального, т. е. 6-го, гласа, с акростихом в богородичнах Κ[λ]ημεντος (К[л]имента; пропуск «λ» указывает на то, что канон имел 2-ю песнь), ирмос: ῾Ως ἐν ἠπείρῳ παιζεύσας ὁ ᾿Ισραήλ ( ), нач.: ῾Ως φοβερὰ τοῦ θανάτου (Ибо страшны смерти); 2-го плагального, т. е. 6-го, гласа, с акростихом Τῶν χριστιανῶν τοῖς ὑπερμάχοις μέλος ἐντάφιον (Защитникам христиан песнь надгробная), ирмос: ῾Ως ἐν ἠπείρῳ παιζεύσας ὁ ᾿Ισραήλ ( ), нач.: Τὸν κατὰ φύσιν (По природе). Также встречается др. кондак, 3-го гласа, на подобен «Дева днесь»: ᾿Εκ γῆς τὸν ἄνθρωπον (Из земли человека) ( Quinlan . P. 19-29; Карабинов . С. 249-250).

Слова в дни поминовения усопших. В Димитриевскую родительскую субботу

2 ноября — Димитриевская родительская суббота

Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй, и полезная всем подаваяй, Едине Содетелю, упокой Господи души раб Твоих, на Тя бо упование возложиша, Творца и Зиждителя, и Бога нашего.
Последование Панихиды, тропарь, гл. 8.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братия и сестры, чадолюбивая наша матерь Святая Церковь собрала нас сегодня на заупокойный праздник, именуемый Димитриевской родительской субботой, для того чтобы каждый из нас по мере своего усердия, по мере своей любви к отшедшим от нас нашим близким и сродникам, при живой несомненной вере в непрекращающуюся их жизнь за гробом принес свою горячую молитву об их упокоении, чтобы наши молитвы слились в единую общую молитву, чтобы едиными устами и единым сердцем просить милосердного Господа о помиловании наших усопших и о вселении их в месте светле, в месте злачне, в месте покойне. А о том, насколько необходима и важна молитва за усопших, помимо других примеров, уверяет нас характерный случай, описанный в житии преподобного Макария Великого.

Однажды преподобный Макарий, шествуя по пустыне, нашел на земле сухой череп. Поворачивая его своим жезлом, он заметил, что череп издает какой-то звук.– Чей ты, череп? – спросил святой старец.
– Я был начальником всех обитавших здесь жрецов, – послышался голос из черепа. – А ты – авва Макарий, исполненный Духа Божия. Когда ты молишься за нас, сущих в муках, то мы испытываем некоторую отраду.
– Какую же вы испытываете отраду и какую муку? – опять спросил Преподобный у черепа.
– Как небо далеко отстоит от земли, так велик огонь, в котором мы мучаемся, опаляемые отовсюду, с ног до головы, – со стенанием проговорил голос, – и даже не можем видеть друг друга. Когда же ты молишься за нас, то мы отчасти друг друга видим, и это доставляет нам некоторую отраду.

Прослезился Преподобный и сказал:

– Несчастен тот день, когда человек преступил заповедь Божию.
Потом спросил он:
– А есть ли муки другие, большие?
Послышался ответ:
– Есть еще другие люди, которые находятся под нами, глубже. Мы, которые не познали Бога, имеем еще некоторое утешение от милосердия Божия, а те, которые, познавши Бога, отверглись Его и не исполняли Его заповедей, те испытывают тягчайшие, несказанные муки.

После этих слов Макарий закопал череп в землю и пошел в большом раздумье.

Вы слышали, дорогие, что молитва Преподобного доставляла некоторую отраду даже язычникам; тем более церковная молитва доставит отраду и окажет свое благотворное влияние на души усопших христиан, за которых принесена Голгофская Жертва, которых Господь искупил Своею бесценной Божественной Кровью. Молитесь, дорогие, за усопших с усердием, с любовью, поминайте их добрым словом. Вспомните их добрые дела, их труды, их добрые качества, наконец, вспомните, что у нас общий жребий, одна и та же дорога, и пусть уже это воспоминание побуждает с любовью, с усердием молиться за усопших.

Любовь, которую нам заповедал Господь наш Иисус Христос, должна простираться не только на живых, но и на ушедших от нас наших близких и родных. К усопшим наша любовь должна быть даже больше, потому что живые наши ближние сами могут себе помочь покаянием или совершением добрых дел и таким образом облегчить участь свою, но усопшие помочь себе уже ничем не могут, вся их надежда на облегчение своей загробной доли – только на оставшихся в живых членов Церкви. Мы должны им в этом сочувствовать, тем более что участь их нам неизвестна. В большинстве ведь люди умирают с грехами. Верно слово, что во грехах мы рождаемся, во грехах и проводим свою жизнь и хотя мы каемся и причащаемся, но тем не менее опять грешим, так что смерть нас всегда застает во грехах. А раз так, то как мы должны заботиться о помиловании наших усопших и молиться за них!

Если бы неожиданно отверзлись двери вечности, в которой находятся их души, то перед нами предстала бы умилительная картина безмолвной мольбы наших единокровных братьев, просящих наших молитв за них, – и какая душа не содрогнулась бы при виде этих миллионов душ, вопиющих о помощи! Ведь участь усопшего подобна положению человека, который плывет по очень опасному месту. А наши молитвы являются как бы тем спасительным канатом, который мы подаем ближнему в этот опасный момент. А поэтому как приятно будет тому человеку, который исполнял свой христианский долг, молился, когда мы все там, за гробом, встретимся, увидим друг друга лицом к лицу и услышим от наших собратий благодарность за помощь им! И напротив, какой будет горький упрек тем, которые не помогли родным, близким людям в опасное время своими молитвами!

Один афонский схимник очень любил молиться за усопших. Однажды во время молитвы он неожиданно впал в забытье, и им овладело полусонное состояние. И видит он себя среди прекрасного луга, на котором росло множество чудесных цветов, а впереди перед ним раскинулся изумительнейший сад со многими ароматными деревьями. Долго старец любовался этим райским садом. Затем он обернулся направо и увидел красивые беленькие домики и возле одного из них – своего старого знакомого, который недавно умер и за которого он молился. Схимник подошел нему, поцеловал его и спросил:

– Как ты здесь живешь?
– Хорошо, – отвечал тот, – по милости Божией нахожусь среди этого красивого места.
– А знаешь ли ты, что я молюсь за тебя? – спрашивает его старец.
— Как же не знаю, все знаю и спасибо тебе за это. Когда вы поминаете нас на проскомидии или на Божественной литургии, то в это время здесь для нас бывает духовный праздник.

Так вот видите, дорогие, что усопшие наши всё знают и всё слышат. И мы должны несомненно веровать, что со смертью общение между усопшими и живыми не прекращается, что оно существует. Смерти, как таковой, нет. Только на время человек разрешается от своего тела, оставляет этот видимый и переселяется в другой, невидимый для нас, мир. Спаситель говорит, что Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк. 20, 38). И бывали случаи, когда усопшие, по воле Божией, являлись живущим, чтобы свидетельствовать им о своей новой жизни, или побудить молиться, или предупредить о какой-либо опасности, являя им таким образом бессмертие души человеческой.

По свидетельству всех Святых Отцов, сильнейшим средством для облегчения участи усопших является принесение Бескровной Жертвы, но так как на Божественной литургии не всякий имеет возможность присутствовать, то не надо пренебрегать и частной, домашней молитвой. Можно молиться за усопших и утром, и вечером, и дома, и на пути, и за работой – во всякое время и на всяком месте, и Бог примет такую молитву, если она будет исходить от чистого, любящего сердца и будет соединена с живой верой в Господа Иисуса Христа. Мы не можем молиться только за тех ближних, о которых знаем, что они умерли в упорном неверии, при жизни своей издевались над христианскими истинами и отошли в мир иной без признаков раскаяния. Такой человек – хулитель Духа Святого, и ему грех его не простится ни в сей век, ни в будущий (см.: Мф. 12, 31-32). А за тех, которые умерли в вере и с раскаянием, надо молиться, и можно быть смело уверенными, что молитвы наши облегчат их участь.

Поэтому, дорогие братия и сестры, помолимся сегодня за усопших наших родных и за всех вообще почивших православных христиан. Пусть наши сердца, проникнутые чувством любви и благодарности к усопшим, сольются сейчас в едином общем молитвенном вопле к Богу о помиловании их, о прощении их грехов, вольных и невольных, и о вселении их в обители праведных. Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная!

Аминь.
1963 г.
Архимандрит Кирилл (Павлов)

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector