1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Православные традиции похорон и поминок

Православный обряд погребения

Погребение усопших по уставу православной церкви происходит на 3-й день после кончины человека. Обряды, совершаемые священнослужителями над телом христианина, обладают глубоким смыслом и основаны на догматах христианской веры. Они берут начало со времен апостолов Христа и первых последователей Мессии.

В Писании демонстрируется погребение Божьего Сына. Сначала совершалось омовение Его Тела, а после облачение в специальный наряд и положение в гроб. Подобные действия совершаются сегодня над каждым православным верующим.

Похороны в православии

Православные традиции похорон и поминок учат с колоссальным почтением смотреть на бездыханное тело верующего. Даже в руках смерти он остается членом Иисусовой Церкви, а его тело считается храмом, где ранее обитал Святой Дух. Через время это тело, по законам Церкви, оживет и приобретет качества нетления и бессмертия.

Православие о смерти:

Каждый народ проявлял особое внимание к телам умерших сограждан. В погребальных обрядах выражались индивидуальный дух и забота о скончавшихся. Иудеи проводили короткие ритуалы, избегая бальзамирования и кремации, они намащивали тела благовониями, укутывали в тонкие полотна и помещали в пещеры.

В память о покойном ломали хлеб, посыпали собственную голову пеплом и нередко накладывали траурный пост.

Приготовление к погребению

Традиции похорон и поминок обладают глубочайшим смыслом и основываются на древнейших правилах первых христиан.

  • Тело последователя христианской веры омывают сразу после физической смерти. Этот обряд производят в знак абсолютной чистоты и непорочности духа, который предстанет в подобном виде перед очами Господа. Омовению подвергаются все части тела: используют теплую воду, обычное мыло и мягкую тряпку (губку).
  • Одновременно с ритуалом читают Трисвятую песнь, а также зажигают лампаду, которая должна гореть, пока в помещении присутствует тело покойного. К обряду омовения допускаются пожилые люди или чистые женщины, сами принявшие ванну.
  • После этого ритуала тело усопшего одевают в новые и стираные одежды, что символизирует нетление и бессмертие души. Вскоре после кончины христианин предстанет на Суде и даст отчет перед Всевышним Творцом за пройденную жизнь.
  • На человека надевают православный крест, а конечности связывают. Руки аккуратно складывают на груди таким образом, чтобы правая оказалась наверху. В левую десницу вкладывают небольшую икону (для мужчин — это образ Христа, для женщин — Девы Марии). Это показывает, что покойный верил в Божьего Сына, предал собственную душу Ему, а ныне переходит к вечному, пречистому и благоговейному лицезрению Святой Троицы.

На заметку! Для подкрепления авторитетности обряда омовения используют свидетельства писателей, живших после апостолов. Здесь описываются подробные указания по проведению обряда. В прошлом христиане свято заботились о теле усопшего, омывая его и воспевая псалмы царя Давида.

Погребение и его последовательность

  • При смерти православного верующего читают составленный по церковному правилу канон из восьми песен. Его применяют, так как перед кончиной человек испытывает естественное чувство страха. Священнослужители подтверждают: душа поддается этому аффекту при разлучении с физической оболочкой, к которой она сильно привыкла.
  • Сознанию человека особенно сложно в первые 3 дня после кончины: здесь люди видят Ангелов-Хранителей, которые сопровождали их все время после ритуала Крещения, а также злобных духов, вызывающих ужас своим отвратительным видом.
  • Канон следует читать для того, чтобы душа покойного нашла умиротворение в загробном мире. Близкие обязаны найти мужество и попрощаться с умершим родственником, исполнив молитвенное прошение перед Отцом Небесным.
  • Перед погребением тело христианина и его гроб символично окропляют святой водой. На лоб усопшего кладут венчик, который выдается священником для отпевания. Это символизирует, что православный верующий с честью оставил поле действий, победив в борьбе с тягостной жизнью и пугающей смертью. На венчике располагаются лики Божьего Сына, Богоматери и святого Иоанна Предтечи, а также надпись «Трисвятое».
  • Под голову и плечи усопшего христианина подкладывается ватная подушка, а тело покрывают белой простыней. Чаще гроб ставится в середине комнаты перед домашним иконостасом, лицо покойного должно смотреть на образы святых. Вокруг смертного ложа зажигаются свечи, предвещающие о переходе покойного верующего в области света и спокойствия.

Интересно! Монахов и священников традиционно не омывают после их кончины. Первых облачают в специфическое одеяние и укутывают в мантию крестообразным способом. Лицо монахов закрывают, указывая на его удаленность от мирских страстей во время земного бытия. Священников же облачают в церковные одежды, а на голову накладывают покров, говорящий о причастности духовника к Тайнам Господа.

Молитвы после омовения

Когда тело покойного христианина очистили от мирской скверны, начинают читать канон, который носит название «Последование по исходе души от тела». В припеве люди просят Господа об упокоении умершего, а в конце обращаются с просьбой о вечной помощи. Этот канон способствует облегчению душевных страданий покойного человека, сразу после смерти испытывающего неодолимую горечь от расставания с телом и внешним миром.

О заупокойной молитве:

Воспевая песню 5, священнослужители и родные просят Всевышнего о щедром помиловании усопшего. В песне 4 идет обращение к Святой Троице, которая способна озарить истинным светом омраченную суетностью мирской жизни душу.

Начальный тропарь — восхваление Богородице, родившей Спасителя без семени. Живые просят о спасении преставившегося человека.

Далее, в течение трех суток над телом усопшего возносятся слова Псалтыря, который разделен на 20 частей (кафизм) и начинается с прошения Господа о милосердии. В каждой кафизме присутствует троекратное восклицание «Слава», которое демонстрирует могущество и милосердие Небесного Отца. Затем воспеваются молитвы.

Псалтырь читают без перерывов, пока гроб не будет погребен. К воспеванию допускаются благочестивые друзья, так как у членов семьи появляется множество хозяйственной работы по организации похорон. Псалтырь имеет колоссальное значение в ритуале прощания с телом.

Он живо воспроизводит душевные эмоции, сочувствует радости и печали, проливает яркий свет утешения в скорбящие сердца родных. Церковь разрешает произносить текст Псалтыря по своему усмотрению: возникает представление о том, что умерший самостоятельно обращается к Всевышнему ради помилования.

Ритуалы в храме

За один час до выноса тела из дома читают канон об исходе души. По традиции покойного выносят ногами вперед. Во время выноса поется молитва в честь Пресвятой Троицы. Это говорит о том, что усопший искренне исповедовался пред Господом и отныне переходит в Царствие Небесное, где будет обитать в качестве бесплотного духа, окружая Престол и воспевая хвалу.

  • Когда тело привозят в храм, его размещаются посредине, лицом к священному алтарю, а по 4 сторонам возжигают лампады. Церковь учит: на 3-й день кончины тонкая оболочка (душа) покойного христианина испытывает жуткие страдания, хотя тело остается мертвым и бездыханным. В этот сложный период усопший чрезвычайно нуждается в помощи от священнослужителей, поэтому над его гробом читают специфические каноны и Псалтырь, а также проводят обряд отпевания, который состоит из литургических песнопений, кратко иллюстрирующих судьбу человека.
  • Греховность не убивает в душе людской славы Господа, поэтому Церковь просит о милосердии и праве каждого праведника войти в Небесный Град.
  • Чтобы поддержать человечество и избавить сердца людей от печали и опасных сомнений, которые порой рождаются при виде смерти, апостол Павел величественно утешает нас, перенося религиозную мысль за пределы тленности и раскрывая божественные тайны дивного преображения праха в вечный дух. К тому же сам Иисус-Спаситель, облачившись в одеяния священника, аллегорично обнадеживает родных усопшего, когда в храме читают Евангелие от Иоанна. После этого провозглашается разрешительная молитва, уничтожающая мирскую греховность умершего христианина.
  • Ритуал прощания состоит в целовании и пении над гробом умиляющих стихир, где говорится о том, что усопший оставляет бренность, суету, обретая успокоение по милости Всевышнего Господа. Родные смиренно обходят гроб, кланяются и просят простить их за нелепо нанесенные обиды. Последний поцелуй направлен на венчик или небольшую икону, располагающуюся на груди.
  • Наконец, покойного закрывают простыней, а батюшка крестообразным движением посыпает тело землею, произнося священные слова. Гроб запечатывают и уже не открывают более. Когда умершего выносят из пределов храма, родные поют «Трисвятую»

На заметку! Если церковь располагается на большом расстоянии от дома почившего христианина, совершается заочное отпевание, которое заказывается родственниками в ближайшем монастыре.

После ритуала в правую руку покойного вкладывают разрешительный молитвенник, а на лоб традиционно кладут бумажный венчик; во время прощания тело, укутанное в простыни, посыпают землею крестообразным образом.

Собственно ритуал погребения

В самой могиле покойного человека поворачивают лицом на Восток, что символизирует ожидание церковного утра (второго пришествия) Божьего Сына. Когда гроб неспешно опускают в подготовленное пространство, вновь поется «Трисвятая» молитва. Перед закапыванием все присутствующие бросают в яму комок земли. Это говорит о покорности высшему провидению.

Крест, являющийся символом спасения, ставят в области ног покойного. Отныне христианин, верующий в распятого Спасителя, покоится долгим сном смерти под опекой Отца. Крест должен быть правильной формы и восьмиконечный.

Елейное масло традиционно не возливают на мертвое тело и не кладут его в гроб, оно используется только при жизни для исцеления.

Православная традиция благословляет людей, помогающих проводить ритуалы омовения, облачения в чистые одежды и погребения. Считается, что эти действа являются последней и необходимой милостью, которую мы способны оказать для отошедшего в мир иной христианина.

Поминовение

Церковь постоянно возносит молитвы о тех, кто прошел свой жизненный путь. Она также разрешает совершать частное поминовение, если у родных возникло благочестивое желание.

  1. На третий день этот ритуал проводится по апостольской традиции, так как православный верующий крещен во славу Троицы. Кроме богословско-философского значения здесь обнаруживается и мистическое, затрагивающие загробную жизнь души. Ангелы объясняли значение поминовения третьего дня святому Макарию. Душа, еще привязанная к мирскому, первые 2 дня скитается около собственного дома, в котором происходит отпевание, в сопровождении божественных ангелов и пытается вновь получить тело. Благочестивое же сознание возносится на третьи сутки, подобно Христу, в Небесную обитель.
  2. На девятый день Церковь совершает молитвенные прошения и делает бескровные жертвы. Душе в течение 6 дней открываются красоты Рая, где она прославляет Бога, забывая о страданиях, которые были основаны на связи с телом. Однако грешники при виде наслаждений укоряют себя до той поры, пока не получают помилование.
  3. 40-дневный период, который предназначен для полноценного поминовения над усопшими. В течение этого времени Святая Церковь читает молитвы, просит особенной милости, приносит бескровные жертвы, смиренно испрашивает благодати для усопшего христианина. С 9 по 40 день душе показывают адские чертоги, где демонстрируются ужасные страдания грешников. Спустя 30 суток скитания по Геенне огненной она возвращается на поклонение и ждет, какое место ей определит Всевышний.

Православные традиции похорон и поминок показывают особенное отношение Церкви к каждой личности. Религия всячески заботится о чистоте и помиловании души, а усопшее тело проходит обряды омовения, облачения, отпевания и погребения.

Важно! Все эти ритуалы делаются с особенной тщательностью, чтобы подготовить умершего человека к встрече с Богом, которой определит его дальнейшую судьбу согласно прожитой жизни.

Православные похороны

Как проходят православные похороны

Протоиерей Игорь Фомин

Православные похороны — важное событие в жизни верующих людей. О смысле христианских похорон, их значении для души человека и православных традициях “Фоме” рассказал протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма св. Александра Невского при МГИМО.

Для христиан смерть — не конец всему, а переход к вечной жизни. Потому похороны — не тяжелое прощание с человеком, которого больше никогда не будет, а проводы в иной мир, который ждет каждого из нас после смерти. Во время похорон главное для нас — молитва о душе почившего человека.

В Символе веры — молитве, в которой рассказывается, во что же верят православные христиане, — есть слова: «Чаю воскресения мертвых» . То есть уповаю и жду воскресения мертвых.

Важно и то, что наша вера много внимания уделяет не только душе, но и телу христианина, потому что тело — храм души. Тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои (Апостол Павел, 1-е послание к Коринфянам: 6, 19).

Тело христианина освящается Причащением Божественных Тела и Крови Христа Спасителя. И главное, мы верим, что мертвое и истлевшее со временем тело христианина снова оживет после Всеобщего Воскресения мертвых: Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие (Апостол Павел, 1-е послание к коринфянам, 15:53). Поэтому для христиан важно и приготовление тела к погребению.

Если человек умер дома и есть такая возможность, его омывают водой с чтением молитвы «Трисвятое»:

«Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас».

Сразу после смерти над телом почившего читают «Последование по исходе души от тела» и Псалтирь с прибавлением молитв об усопших. Если человек умер вне дома (в больнице или еще где-то), после чего его тело оказалось сразу в морге, можно читать молитвы дома. Затем тело привозят в храм, где священник совершает над ним Чин отпевания. И уже после отпевания гроб с телом почившего предают земле.

Читать еще:  Родительская суббота что делать в церкви

После погребения принято устраивать поминки. Но это уже не церковная традиция, а наша человеческая потребность собраться вместе и помянуть почившего близкого человека добрым словом. Важно понимать, что поминки должны проходить тихо и благоговейно.

Отпевание и погребение принято совершать на третий день после смерти (при этом первым днем считается сам день смерти, независимо от времени кончины).

При особых обстоятельствах — войнах, эпидемиях, стихийных бедствиях — разрешается погребение и раньше этого срока. В современной практике из-за особенностей работы государственных и медицинских организаций часто приходится проводить похороны позже третьего дня. В этом нет ничего страшного, и на посмертную судьбу умершего это никак не влияет. Отпевание не совершается в первый день Пасхи и в день праздника Рождества Христова до вечерни.

Как одеться на православные похороны?

Специальной одежды для похорон в нашей церковной традиции нет. Ни цвета, ни стиль не регламентированы.

Одежда должна быть скромная, чистая, аккуратная.

Как организовать православные похороны?

В современном мире православные похороны организуются следующим образом.

После смерти человека его родственники или друзья заботятся о месте захоронения и параллельно договариваются в храме об отпевании. Ритуальные службы могут предложить вам помочь договориться и об отпевании. Но лучше, конечно, отпевать человека в том храме, куда ходил почивший, чтобы оповестить как можно больше прихожан, которые знали его и хотят прийти помолиться о его душе, проводить его в последний путь. Если же он не был постоянным прихожанином одного храма, то отпевать лучше там, где есть знакомый вам священник. Также можно отпевать человека в храме на кладбище, в морге или пригласив священника к вам домой.

Как правильно похоронить православного?

Чтобы правильно похоронить православного христианина, нужно в первую очередь договориться со священником об отпевании. Отпевание — это заупокойный богослужебный чин, которым Церковь провожает в вечную жизнь скончавшегося человека. Во время отпевания мы молимся о человеке, просим о прощение его грехов и даровании ему вечной жизни в Царстве Небесном.

Отпевание совершается, как правило, в храме перед погребением на кладбище. Заочное отпевание благословляется Церковью только в исключительных случаях.

Перед отпеванием на тело человека должен быть обязательно надет нательный крест, в руки вкладывается икона (Христа, Богородицы или небесного покровителя) или Распятие (существует специальный погребальный тип Распятия). Покойного одевают в чистые одежды, часто светлые, что символизируют радость воскресения и будущей встречи с Богом. Тело покрывают до пояса специальным погребальным покрывалом с изображением креста, святых и надписей с молитвами (можно приобрести в церковной лавке или магазине ритуальных услуг), или же просто белой простыней. Этот покров символизирует, что верующий человек находится под покровом Бога. На лоб надевается бумажный венчик с изображением Иисуса Христа, Богоматери и Иоанна Предтечи (его также можно найти в церковной лавке). Венчик символизирует нашу надежду на то, что усопший обретет венец вечной жизни. Каждый усопший христианин для Церкви — воин, одержавший победу на поле битвы со страданиями и искушениями, которые выпали на его жизнь.

Все выше перечисленное можно сделать уже в храме, после того, как тело покойного привезли из морга. Или попросить позаботиться об этом работников морга.

Гроб с телом умершего заносят в храм ногами вперед и ставят лицом к алтарю; то есть ногами на восток, головой к западу. По церковным правилам, вопреки распространенным суевериям, гроб с телом положено нести по возможности именно близким родственникам и друзьям. Этим мы выражаем свою заботу и почтение.

Вокруг гроба ставят четыре подсвечника со свечами: у головы, ног и по обеим сторонам гроба; вместе они изображают крест.

Во время отпевания присутствующие стоят со свечами. Их свет — символ жизни и победы над мраком смерти. Так же, как и всякая свеча в храме, свеча в нашей руке на отпевании — символ теплой молитвы за умершего. Кроме того эти свечи напоминают о тех свечах, которые держат все люди в храме в Пасхальную ночь, радуясь Воскресению Христову.

Когда отпевание завершается, священник прочитывает над покойным разрешительную молитву, в которой молится о прощении человеку его грехов (разрешение — это прощение, освобождение). Грехов, в которых он раскаялся, и грехов, которые забыл. Это не относится к грехам, в которых человек намеренно не каялся.

После все участвующие в отпевании подходят ко гробу прощаться, просят у усопшего прощение, целуют венчик на лбу и икону на груди. Затем тело полностью закрывается покрывалом. После этого гроб накрывается крышкой и уже больше не открывается.

После отпевания гроб с телом умершего провожают на кладбище, опускают в могилу и предают земле.

Если есть возможность пригласить священника с собой на кладбище, то служиться лития — еще одна поминальная служба. После ее окончания священник сыплет крестообразно землю на гроб со словами: «Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней». Если священник не едет на кладбище, то родные родные сами на кладбище крестообразно посыпают гроб землей, освященной после отпевания.

После погребения, по традиции, родные и близкие почившего собираются вместе на поминальную трапезу. Во время трапезы все вспоминают добрые дела почившего, не столько для того, чтобы сказать, какой он был замечательный человек, а более для того, чтобы лишний раз напомнить друг другу, каким, вообще, должен быть человек. Чтобы мы могли подражать лучшему, что есть в наших ближних.

Что нельзя делать после похорон?

После похорон нельзя вести себя недостойно, в том числе по отношению к памяти почившего. Нельзя предаваться унынию, как это ни странно звучит. Стоит сосредоточить весь свой ум и свое страдающее сердце на помощи почившему, чтобы помочь ему перейти из жизни временной в жизнь вечную. Какой может быть помощь почившему? Молитва. Добрые дела в память о нем.

Как хоронят самоубийц?

Самоубийц хоронят без церковного отпевания. Самый дорогой дар, данный человеку, — жизнь — самоубийца как бы бросает в лицо Богу и говорит: «Возьми, мне это не нужно…» Именно поэтому в Православной Церкви не отпевают и церковно не поминают самоубийц.

Раньше людей, покончивших жизнь самоубийством, хоронили за оградой церковного кладбища. Сейчас таких строгих правил нет.

Но никто не запрещает нам поминать самоубийцу в домашней молитве.

Как хоронят пьяниц? Как хоронят наркоманов?

Пьяниц и наркоманов хоронят по обычному чину, если они не покончили с собой.

Алкоголизм и наркомания — болезни, и мы можем сказать, что люди, страдающие ими, погибают по безумию, и это сумасшествие не добровольное — это недуг.

Кто может нести гроб?

Гроб может нести любой человек. У Иоанна Златоуста есть такое слово об умерших, где он говорит о том, что гроб должны нести близкие сродники (то есть родные) почившего, чтобы тем самым в последний раз послужить ему. Очень важно помнить эти слова святого, потому что в народных суевериях распространено ошибочное мнение, что родные не должны нести гроб.

Можно ли беременным на похороны?

Безусловно, можно. Нет никаких препятствий тому, чтобы беременная женщина приходила на похороны родного или близкого человека. То, что это может как-то отразиться на ребенке, — суеверия, не стоящие внимания христианина.

Можно ли краситься на похороны?

Что касается косметики, она на похоронах должна быть умеренной. Не яркой, ни в коем случае не вызывающей и не соблазняющей. Если женщина не может обходиться без макияжа, она может «накраситься», идя на похороны, но макияж должен быть максимально незаметным и деликатным.


Можно ли фотографировать на похоронах?

Да, такая народная традиция существует. Но, по-моему, лучше все-таки оставлять в памяти то, каким человек был при жизни. Излишнее рвение в попытках сфотографировать похороны неуместно по этическим соображениям.

Можно ли поминать до похорон?

Да, уже с первого мгновения после смерти человека его можно поминать в молитвах, в добрых делах.

Кроме того уместно было бы, не дожидаясь сорокового дня после смерти человека, начать раздавать его вещи нуждающимся. Так уже с первых дней вы привлечете других людей к молитве за дорогого вам человека.

Можно ли отпевать после похорон?

Бывают исключительные случаи, когда нет возможности совершить чин отпевания до похорон — над телом усопшего. Тогда, действительно, можно прийти в храм (желательно тот, где почивший был прихожанином) вместе со всеми, кому дорог усопший, и совершить заочный чин отпевания. Если на то, конечно, будет благословение священника.

Можно ли здороваться на похоронах?

Да, конечно, на похоронах можно здороваться друг с другом. Желать друг другу здравия уместно всегда, в том числе и когда мы провожаем близкого нам человека в последний путь.

Можно ли бриться перед похоронами? Можно ли стричься после похорон?

Безусловно, можно. Элементы нашего ухода за собой не имеют никакого отношения к похоронам.

Можно ли стирать после похорон? Можно ли убирать квартиру после похорон?

Да, вести домашнее хозяйство необходимо, чтобы в доме было чисто, аккуратно, достойно. Конечно, никто не будет корить вас, если вы не сможете отдавать много сил и внимания чистоте в сложный для вас период, это далеко не главное в подобные моменты. Но никаких церковных запретов на уборку и стирку не существует.

Как проститься с умершим?

Во время отпевания (в храме или когда священник приходит к вам в дом или в морг, где находится тело усопшего) священник обязательно положит на лоб почившего венчик, поставит иконку к его рукам и в определенный момент совершения чина отпевания призовет всех прощаться с телом. В эту минуту будет уместным подойти, поклониться умершему, тем самым испрашивая прощения у него и отдавая ему последние почести, поцеловать иконочку, которая находится во гробе, и поцеловать венчик на лбу почившего.

Если у вас по каким-то причинам нет сил приблизиться к телу умершего, можете ограничиться поклоном ему, выразить так свое почтение его памяти.

Можно ли детям на похороны?

Безусловно, детям можно приходить на похороны. Бояться, что это как-то негативно на них повлияет, не нужно.

Дети воспринимают смерть совершенно нормально — как определенный этап жизни человека. Их не надо специально ограждать от этого события. Но, как и во всем другом, с детьми надо общаться, беседовать. Рассказать им, что такое смерть, когда она наступает в жизни человека, зачем нужно отпевание и почему все собираются на похороны.

Можно ли после похорон смотреть телевизор? Читать газеты, слушать музыку?

Ни до похорон, ни после развлечения не приветствуются. Конечно, церковного запрета на такое времяпрепровождение нет, но, подумайте сами, уместно ли смотреть телесериал или читать светскую хронику в журнале в такие минуты? Лучше уделить время молитве об усопшем и добрым делам в память о нем.

Что нужно делать после похорон? Какие молитвы читать после похорон?

Есть так называемое правило чтения Псалтири по усопшим. Это древняя и замечательная традиция. Каждый день после смерти человека читается по одной кафизме из Псалтири, с добавлением молитвы об умершем.

После похорон надо занять себя богоугодными делами в честь и память почившего. Это будет лучшим занятием для человека, который хочет помочь своему почившему ближнему.

Православный похоронный обряд

Православные похороны – это подготовка к погребению, само погребение и поминовение усопшего по канонам русской православной церкви.

Земная жизнь в христианстве понимается как преуготовление к воскресению и жизни вечной, в которой будет пребывать душа и тело, которому после воскресения предстоит восстать нетленным. Поэтому смерть – это сон тела или успение на церковно-славянском языке. Умерший человек понимается как усопший, то есть, уснувший. Тело засыпает и покоится, а душа отправляется навстречу Богу. Отсюда слово «покойник» — человек, пребывающий в покое после треволнений земной жизни. Тело и душа человека воскреснут, поэтому нужно обеспечить ему достойное погребение.

Православные традиции и обычаи при похоронах

Следствием такого отношения к телу усопшего являются православно-христианские традиции погребения и поминовения. Краткое описание того, как проводят православные похороны, на какой день проводят православные похороны и каковы православные традиции погребального обряда, дано ниже.

Правила православных похорон

Правила православных похорон – это соблюдение канонических этапов православного обряда. Обязательно нужно использовать обрядовые предметы для православных похорон, предписанные каноном.

  • омовение
  • облачение
  • уложение в гроб
  • крест, саван, икона
  • заупокойные молитвы по усопшему – панихиды
  • заупокойная лития
  • отпевание
  • погребение
  • поминовение (поминки)

Этапы православного погребального обряда

Омовение – это обряд очищения. Тело почившего предстает пред Господом чистым и непорочным.

Покойного облекают в чистые одежды, надевают на него крест, накрывают белым саваном, окропляют святой водою, полагают в гроб, который располагают головой к иконам.

Положение во гроб

Глаза покойного закрыть, уста сомкнуть, руки с вложенной иконой или крестом расположить крестообразно.

До выноса тела совершают заупокойные молитвы по усопшему – панихиды. Начать нужно после положения облаченного тела на стол, затем в церкви. Перед выносом тела читается заупокойная лития.

Читать еще:  Поминают ли покойника в день его рождения

Отпевание в храме

Отпевание оканчивается заупокойной литией.

При опускании в землю священнослужитель читает литию, затем осыпает землей саван почившего, после чего на гроб накладывается крышка. В случае если священнослужителя нет на похоронах, в церкви отправляется чин предания земле, а провожающим передают землю, которую они посыпят на тело перед тем, как закрыть гроб.

После закрытия гроба и опускания его в землю священнослужитель поливает гроб елеем, посыпает его пеплом и зернами пшеницы, затем землей. Прощающиеся бросают в могилу горсть земли. Предание тела земле символизирует надежду на воскресение –тело прорастет как зерно, брошенное в землю.

Во главе могилы водружается крест во исповедание веры в Господа, на кресте смерть победившего и позвавшего всех живущих идти его путем.

3-й день после смерти.

Это обряд вспоминания человека и его добрых дел, а также моления об упокоении его души. Поминки проводятся трижды: в день погребения на 3-й день после смерти, на 9-й (девятины) и на 40-й (сороковины).

Поминки в день погребения

Устраивают сразу после погребения во вспоминание о Воскресении Христа на день третий после его казни. Первые два дня после кончины душа усопшего пребывает на земле и ведет разговор с собой, родными и близкими.

На поминальную трапезу приглашаются все, кто провожал покойного на кладбище, а также те, кто не смог на них прийти. Перед началом поминок родственник покойного становится перед образами с горящей лампадой и читает 17-ю кафизму Псалтыря, после чего все читают молитву «Отче наш». Приступая к трапезе, все осеняют себя крестным знамением. В ходе поминания говорят об усопшем.

Меню поминального стола

Первым блюдом идет кутья – месиво из цельных зёрен риса (или пшеницы), изюма и мёда. Зёрна – символ Воскресения (тело усопшего прорастет как зерно). Кутью освящают в храме на панихиде. Это блюдо ест каждый участник ритуала. Кроме кутьи едят блины и пьют кисель и сыто (вода с мёдом). В пост поминальная трапеза постная, в мясоед скоромная.

Эти поминки отправляются во славу ангелов, которые просят Господа помиловать почившего. На девятый день после упокоения душа усопшего предстает перед Господом на поклонение, поэтому обряд и молитвы 9-го дня помогают душе пройти это испытание достойно. На девятины служится панихида, а на трапезу зовутся близкие почившего. После второго поминовения с 9-го до 40-го дня душа покойного попадает в ад и осознает грехи содеянные.

Проводятся во славу вознесения Господня на 40-й день после Воскресения. В этот день решается участь усопшего, которого Господь судит по делам земным и достижениям души, после чего назначает ему место по заслугам в ожидании Страшного Суда. Усопший поминается в этот день для того, чтобы душа его предстала перед Господом и получила обетованное блаженство на небесах. Цель сороковин – постараться загладить грехи почившего.

Цель сороковин – постараться загладить грехи почившего.

После сороковин почивший поминается в дни рождения, смерти и именин.

Отношение православной церкви к кремации

Православная церковь отрицательно относится к кремации, поскольку телу после воскресения предстоит восстать перед Господом нетленным, и погребение тела в землю выражает для христиан надежду на воскресение. Именно поэтому христианская церковь приняла и хранит обычай не уничтожать тело (сжигать), а зарывать его в землю – как зерно сеют в землю, чтобы оно ожило и взошло. Кремацию церковь допускает только в тех случаях, когда иного выхода нет. Благословение на кремацию нужно получить у священника, описав обстоятельства дела. Урну с прахом после кремации в церковь приносить для отпевания не благословляется. Если человека кремируют, для него возможно заказать только сокращённый чин отпевания — заочное отпевание.

В силу различных социально-экономических обстоятельств в России все больше верующих предпочитают кремацию погребению.

Организация обряда похорон у православных — Ritual.ru

Похоронная служба Ritual.ru поможет вам провести похороны по православному обряду и организовать обряд отпевания в храмах и церквях Москвы и Подмосковья. Мы работаем в ритуальной сфере 25 лет и организовали за это время более 40 000 православных похорон с отпеванием.

Проконсультироваться по любым интересующим вас вопросам вы можете по телефону круглосуточной городской информационной службы 8 (495) 100-3-100 .

Возможно, вам будет интересно:

Православные похороны: традиции и обычаи

Похороны — православные традиции с ними связанные — это важный окончательный этап в жизни верующего христианина. Когда человек умирает, его похороны ведутся согласно традициями тех верований, которые он исповедовал при жизни. На территории России большинство жителей принадлежат к Православной церкви, поэтому стоит знать, как правильно совершать похороны по христианским традициям, чтобы избежать возможных ошибок или «перегибов».

Обряд православных похорон

Приготовление покойного к погребению

Еще тогда, когда душа не совсем рассталась с телом, священник начинает читать особые отходные молитвы. Если же служителя Церкви поблизости нет, текст могут озвучить и кто-либо из близких родственников.

Похороны православные, традиции которых верующие взяли из Священного Писания, проходят этапы, выполнявшиеся во время погребения Господа Иисуса Христа: омовение, облачении в специальную одежду и захоронение.

Считается, что тело человека – это Божий храм, поэтому, проводя его к месту упокоения, следует очень тщательно соблюдать положенный ритуал.

Но начинают процедуру только тогда, когда факт смерти засвидетельствуют официальные лица – врачи и полицейские.

Этапы подготовки тела усопшего:

  • Омовение. Сначала покойника обмывают чистой теплой водой и мылом, как символом воскрешения и чистоты перед Богом. Делают это близкие родственники, одновременно читается Трисвятое: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». По обстоятельствам может использоваться сокращенный вариант «Господи, помилуй». К телу не должны прикасаться женщины в период беременности или менструации.
  • Облачение. После омовения усопший облачается в новую одежду светлых оттенков, поверх которой может быть накинут саван, как напоминание об обязательном крещении человека. Нельзя ни в коем случае снимать с него нательный крест. Чтобы засвидетельствовать, что при жизни человек принадлежал православной церкви, его руки складывают крестообразно, влагая в них небольшую икону Спаса или Распятие.
  • Положение тела. Где бы не лежал покойник – в храме, дома или в часовне морга – его лицо должно быть повернуто на восток и направлено к иконостасу. Русские традиции похорон объясняют это требование предоставлением возможности усопшему совершать свою, безмолвную молитву Господу и святым.

Церковь считает, что молитвы могут облегчить душе переход в мир иной и общение с Господом и ангелами

Правила похорон и поминок описывают и необходимость присутствия некоторых ритуальных предметов. После положения в гроб под голову мертвого кладут специальную подушечку, набитую травой или ватой. Лучше всего, если внутри нее будут освященные растения, собранные человеком при жизни – например, веточки вербы, березовые листья, принесенные домой из храма после Вербного дня или праздника Святой Троицы.

Лоб усопшего накрывается бумажным «венчиком» с изображением Спаса, Матери Божьей и Иоанна-Крестителя, символизирующим драгоценный венец, которым Господь наградит каждого из спасенных. А вот традиции проведения похорон, диктующие класть в гроб продукты питания, личные вещи покойника или деньги – это языческое суеверие.

Проведение отпевания и панихид

Традиции и обычаи похорон в Православной Церкви уделяют особое внимание песнопениям и чтениям священных текстов на похоронах. Нужно, чтобы сразу после того, как мертвый человек был положен в гроб, началось чтение молитвослова – текста, который называется «Последование по исходе души от тела». Его может озвучивать как священник, так и близкий родственник. Считается, что это облегчит боль, которую испытывает душа, отделяясь от своего земного «жилища».

Во время панихиды читаются псалмы и молитвы

Далее следует молитва «Помяни, Господи, Боже наш, в вере и надежде живота вечного преставлъшегося. ». После нее, до самого срока погребения, читаются строки из Псалтыря – книги, которую православные традиции похорон и поминок описывают как описание всех движений души: скорби, радости, надежды, покаяния. Псалмы перемежаются молитвой из молитвословного «Последования по исходе души».

Желательно, чтобы все то время, пока усопший не положен в могилу, в нескольких храмах по нему читались панихиды. Церковь считает, что они могут облегчить душе переход в мир иной и общение с Господом и ангелами, а также помочь обрести место в райских садах.

Погребение

Традиции похорон в России, установленные Православной Церковью, требуют, чтобы мертвые были обязательно преданы земле, а не кремированы. На кладбище открытый гроб несут близкие родственники, а в руках остальных участников процессии должны быть зажженные свечи. Перед тем, как закрыть крышку, из гроба убираются живые цветы, а лицо покойника накрывается находящимся там покрывалом. Когда «усыпальница» ляжет на дно могилы, первым горсть земли крест-накрест бросает священник, потом – поочередно все присутствующие.

Поминки

Православные традиции после похорон устанавливают черед нескольких поминок. Первые из них совершаются прямо на кладбище – всем присутствующим раздаются конфеты, пирожки или булочки. Следующие поминки устраиваются на третий, девятый и сороковой день после похорон. Впоследствии об усопшем особо вспоминают ежегодно, в день его смерти, а также облогораживают могилки в специально отведенные для этого дни.

Похороны

Похороны — трудное испытание для близких человека, который ушел из жизни земной в жизнь вечную. Как организовать похороны? Как постичь уход близкого?

Что такое смерть в православии?

«Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся», — говорил апостол Павел, ученик Христа, в послании к Коринфянам. Для христианина смерть всегда означает — изменение. Душа человека расстается с телом. В отличие от тела душа не была создана для гибели, она вечна. И, если при жизни человек всем сердцем стремился ко встрече с Богом, Бог обещает ему спасение через крестную жертву Иисуса Христа.

Мы считаем, что Господь победил смерть, но смерть и похороны все равно остаются трудным этапом для тех, кто проводил своего близкого в вечную жизнь. Похороны, последний путь человека, называют «путь всея земли». Мы просим у Господа «Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего», надеясь, что Господь примет человека в свои объятья и простит ему земные прегрешения.

Бог сотворил человека для бессмертия, но человек отверг через грехопадение этот Божественный дар, поэтому тело человеко обречено на тление и смерть. Смерть пришла в человека через грех. Чтобы спасти человечество, Бог послал в мир своего Сына — Господа нашего Иисуса Христа, Который победил страдание и смерть и открыл нам путь в Царствие Небесное. У нас есть надежда на вечную жизнь с Богом, а смерть — лишь начало вечной жизни.

Христианин при жизни должен всегда помнить о грядущей кончине, это помогает избежать страстей при жизни. Бывало, что монахи хранили в своей келье гроб или крышку от гроба. Не потому что уже при жизни они готовились к похоронам, это странное соседство напоминало им о том, что смерть неизбежна, и она может случиться в любое время. Человек должен быть всегда готов ко встрече к Небесным Отцом.

Православные на похоронах не только печалятся, хотя человеческое естество глубоко скорбит, но скорбь умиряется мыслью о том, то Господь воскресит каждого из нас в судный день. Разлука в день похорон временная. Мы можем продолжать молиться за усопшего. Общение в земной жизни прекращается, но, если человек был праведником, он также сможет молиться о нашей душе перед Престолом Всевышнего.

Происхождение и цель похорон в православии

Для загробной участи умершего человека не имеет никакого значения, как пройдут его похороны. После распятия с поспешностью погребли даже Самого Христа. Именно поэтому жены-мироносицы спешили воздать Ему почести с ароматами на гроб, не зная, что Господь Воскрес. Даже, если человека не удалось похоронить, потому что он утонул в море или пропал без вести в горах, а потом стало известно о его гибели, это не будет влиять на его посмертную участь в Царствие Небесном.

Но для близких человека похороны имеют значение, чтобы достойно и по-христиански принять его кончину, попрощаться с ним, поэтому атрибуты похорон важны для тех, кто пока остался в земной жизни, будет помнить и молиться о человеке.

Обычаи хоронить человека сохранились еще со времен язычества, после принятия христианства, со времен Киевской Руси, похороны обрели новый смысл и обряды, связанные с похоронами стали иметь христианскую символику. Гроб с телом покойного старались предать земле. Хотя отношение к кремации в православной Церкви долго было неоднозначным, в ноябре 2015 года был принят документ «О христианском погребении усопших», где было сказано, что, хоть кремация и допустима, погребение в земле ближе к Библейской традиции похорон, ведь в Библии речь идет именно о земле:

«земля извергнет мертвецов» (Ис. 26:19)

Тем не менее Церковь относится к кремации снисходительно и кремация не оказывает влияния на посмертную судьбу души человека.

Читать еще:  Почему поминают 9 дней после смерти

Основные правила проведения похорон в православии

Существует множество суеверий, которые сопровождают обряд похорон. Например, в гроб к усопшему часто кладут его личные вещи, чтобы он мог воспользоваться ими в новой жизни. На самом деле, в Библии нет никакого обетования о том, что в грядущей вечной жизни нам понадобятся предметы из мира физического, поэтому оставлять личные вечны умершего человеко во гробе во время похорон — не более, чем суеверие.

Каждый христианский обряд во время похорон — это символ чего-либо, который что-то выражает.

Подготовка похорон

Подготовку к похоронам следует начинать после мирских процедур — констатации смерти врачом, осмотра полицей и.т.д. Сейчас принято забирать тело усопшего в морг. Если тело усопшего до самих похорон родственники решают оставить дома, чтобы попрощаться, его специально готовят: покойного принято омывать теплой водой, одновременно читают «Трисвятое» в знак омытия от грехов, которые человек совершил при жизни. Это имеет лишь символическое значение, потому что грехи в физическом смысле не «смываются» с помощью воды. После омовение тело человека облачают в чистую одежду, кладут на стол и накрывают саваном в знак обета чистоты, который человек давал Бога во время Крещения. Перед положением во гроб для похорон, тело покойного и сам гроб окропляют святой водой. В гроб кладут лицом верх, а под голову кладут подушку, набитую соломой. Глаза покойного закрывают, а руки складывают крестом. Правую руку кладут поверх левой.

Если усопший не носил нательный крест, его тоже следует одеть. Затем на усопшего кладут погребальное покрывало с изображением креста. Когда тело усопшего омыто и одето, читают канон «Последование по исходе души от тела», этот канон читается мирянином, если нет возможности пригласить священника. Для чтения канона мирянами существует специальный текст. У «Последования» исключительный строй.

Пока в доме находится тело покойного, зажигается лампада или свеча. В руки усопшему дают крест, а на грудь кладут икону. Мужчинам — образ Спасителя, женщинам — образ Пресвятой Богородицы. На лоб усопшего возлагают венчик, прообраз венца Иисуса, предзнаменование Небесного венца, который дается тем, кто жил по Заповедям Божиим. Тело — это храм для души, поэтому у погребению тела относятся с уважением.

Мысль о загробной встрече человека и Бога проходит через все чинопоследование отпевания усопшего. Близкие читают над гробом Псалтирь, потом гроб ставят в храме ногами к алтарю, по четырем сторонам гроба зажигают свечи. Чин отпевания состоит из песнопений о земном пути человека: изгнание из Рая, обетование о том, что человек не перестает быть Образом и подобием Бога, по милости Господа Церковь умоляет простить усопшему его грехи.

После отпевания гроб с телом покойного переносят на кладбище и опускают в могилу. Человек возвращается в землю, чтобы восстать из земли по зову Господа. У ног покойного ставится крест, как символ победы Христа над смертью.

Память об усопшем и упоминание его в жизни

Родственники и близкие усопшего поминают его сразу после похорон за поминальной трапезой. Одно из главных блюд поминального стола — кутья: каша их пшеничных зерен с изюмом или сладостями. Человека кладут в землю, подобно зерну, но он рождается для жизни вечной. Мед, изюм или другие сладости — сладость блаженства Царствия Небесного. Во времена первых христиан в этот день милостыню и еду раздавали нуждающимся и голодным. Допускается и употребление алкоголя, но его доза должна соответствовать атмосфере скорби и боли о потере близкого человека, а не радостному шумному праздничному столу. В день похорон близкие человека скорбят о расставании с ним в земной жизни, несмотря на то, что мы верим в жизнь вечную и воскрешение. «Поминки» или поминальная трапеза заканчиваются, так же как и начинаются, молитвой о душе покойного.

Усопших поминают на третий, девятый и сороковой день после кончины. Считается, что в течение первых сорока дней после смерти, душа человека проходит «мытарства», ей тяжело осознать грехи своей земной жизни. В это время решается участь души на Небесах. Несмотря на то, что душа уже отделена от тела и человек ничего не может изменить в уже свершившихся событиях, он способен раскаяться в грехах. Чтобы помочь пройти трудный путь «мытарств», все это время молятся о душе покойного.

В первый день читают «Канон молебный ко Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Богородице Матери Господни при разлучении души от тела всякаго правовернаго». После похорон можно заказать в церкви Сорокоуст. В течение сорока дней усопшего будут поминать за литургией. Можно заказать и панихиду, во время панихиды просят Господа о милости к душе покойного.

В некоторых православных Церквях поминают и на двадцатый день. Филипп Солитарий, древний христианский богослов, живший в XI веке объяснял это так: апостолы просто разделили сорокадневный плач по усопшему, который обычно совершался в Ветхом Завете. Третий день — потому что на третий день Христос восстал из мертвых, девятый — потому что Христос являлся апостолам еще раз и сороковой день, когда Иисус Христос Вознесся на Небеса к Отцу.

Существуют и специальные дни для поминовения усопших: на Радоницу принято посещать могилы близких, совершать на них уборку, молиться. Не существует никаких ограничений, связанных с келейной молитвой об умерших. Ее можно совершать в любое время.

Церковь молится об усопших, родственники могут просить о специальных молитвах об усопших или молиться келейно.

Церковь никак отдельно не регламентирует обращение с вещами покойника. Необязательно также мыть полы или закрывать зеркала. Приметы, связанные с физическим миром, никак не связаны с христианскими похоронами. Это не более чем светские ритуалы. Душе покойника от нас требуется только молитва.

Если усопший совершил грех самоубийства, то похороны проходят по-другому. Отпевание не совершается. За исключением тех случаев, когда покойный страдал от психического заболевания. Тогда родственники пишут прошение на имя правящего архиерея, возможно, потребуется приложить справку из психиатрического диспансера. В таком случае Церковь может допустить заочное отпевание. Решение остается за правящим архиереем. Также можно обратиться, если нет уверенности в том, что человек именно покончил с собой, а не погиб по собственной неосторожности, например, во время ДТП.

Несмотря на то, что Церковь не поминает тех, кто избрал уход из жизни добровольно, близкие человека, надеясь на милость Божию, могут делать это дома, в келейной молитве. Церковь не запрещает молиться о душе человека в таком случае.

Для христианина важно — не забывать, что жизнь человека не заканчивается вместе с похоронами. Бог создавал нас для жизни вечной. Своими молитвами мы можем помочь душе человека пройти посмертные мытарства, просить Церковь молиться за него и наше молитвенное общение с усопшим не прекратиться. В минуты отчаяния мы всегда можем обратиться к Библии, к священнику, иногда близким усопшего после похорон может потребоваться помощь специалиста: психолога и психотерапевта. Так как нам все равно трудно расстаться с человеком в жизни земной, ведь душа осознает смерть как нечто противоестественное, противное Богу и человеческой природе, созданной по Образу и Подобию Божьему.

Похороны. Читать другие материалы по теме:

Видео о христианских похоронах:

Ритуальные традиции погребения у православных людей

Традиции православных похорон: обычаи и суеверия

Православные традиции и обряды настолько тесно переплелись с древнеславянскими, что отделить одно от другого практически невозможно. Особенно это касается похоронных обрядов. Вспомните: всегда, если в доме кто-то умер, завешивают зеркала. Но мало кто знает, что это не православная традиция, а языческая. Батюшка назовет такое действие суеверием, хотя и строго судить не станет. Ведь наши корни и связь с предками настолько сильны, что легче закрыть на что-то глаза, чем пытаться полностью искоренить.

И все же нужно выполнять определенный порядок действий, чтобы провести родственника в последний путь по-православному, без язычества и собственных домыслов.

Подготовка к похоронам

Сразу после смерти тело омывают, читая молитвы. Облачают в чистые, лучше новые одежды, надевают нательный крестик, который покойный носил при жизни. Покойного укладывают в гроб, обрызгивают тело святой водой. Руки скрещивают на груди, обязательно, чтобы правая было сверху левой.

На лоб кладут венчик, рядом крест, в руки — икону (лик Спасителя мужчине, Божьей Матери женщине). Потом читают канон и в доме зажигают свечу или лампадку.

После смерти в храме заказывают Сорокоуст, так называется церковное поминовение за упокой. Похоже, это связано с тем, как православные крестятся — только правой рукой. Говорится, что все, что исходит от правой руки — божественное, а от левой — демоническое. Огонек свечи или лампадки должен гореть все время, пока умерший находится дома. Считается, что покинув тело, душа может испугаться темноты, а свет пламени ее успокоит.

Говоря начистоту, похоронный обряд у православных начинается еще при жизни. То, что наши бабушки “собирали себя на похороны”, очень по-христиански: Церковь одобряет, когда человек готовится к смерти. Это значит, что он осознает ценность жизни и со смирением принимает свою неизбежную участь. Поэтому неудивительно, что у православных сразу после смерти родственника под рукой должны быть и новые одежды, и иконы, и венчик, и свечи. Подразумевается, что все это было заготовлено заранее.

Отпевание и погребение

Отпевание — это не просто молитва за душу покойного. Это прощение всех грехов, в которых раскаялся умерший. Кстати, отсюда и пошла традиция приглашать священника к смертному одру, пока человек еще жив, в сознании и может раскаяться. Те грехи, в которых умерший не успел признаться и попросить за них прощения, батюшка отпустить не может, они “остаются за покойным”.

Есть и множество запретов, которые, тем не менее, в нашей стране часто нарушаются. К примеру, нельзя приглашать оркестр на похороны, кремировать тело, хоронить и отпевать на Пасху или Рождество. Отпевание проходит в храме, проводится уполномоченным лицом — священником. Обряды отпевания и погребения проходят так:

Гроб с телом привозят в церковь или часовню при кладбище, ставят перед алтарем. Возглашается “Вечная память”, священник читает молитву, отпускает покойному грехи. В это время родные держат свечи и молятся за душу близкого. Когда молитва батюшки окончена, родные подходят попрощаться, целуют икону или крест, обходят вокруг гроба. А вот и еще одно распространенное суеверие: гроб не должны нести близкие родственники. На православных похоронах тело умершего несут именно родные, это священный долг и большая честь. После этого гроб закрывают, погружают в катафалк и отправляются на кладбище.

Перед могилой священник читает молитву. Родные кидают на гроб по горсти земли. Обряд погребения завершен.

После этого ставят православный крест. Ставят его не так, как традиционный памятник, а в ногах, чтобы к нему было обращено лицо покойного. Конечно, не всегда есть возможность проводить похороны именно на третий день после смерти или приглашать священника: это платно, причем сумма далеко не символическая. Поэтому отпевание обычно заказывают “заочно”. В этом случае батюшка сам проводит необходимые ритуалы и передает родственникам горсть земли с отпевания. Эту землю надо будет как можно скорее высыпать на могилу.

Православные поминки

После похорон проводится поминальная трапеза. Если есть возможность, родные могут заказать поминки в кафе, если нет, поминают дома. Обычно, пока самые близкие родственники едут на кладбище, кто-то остается готовить. Например, можно попросить помочь соседей.

Поминки проводятся сразу после похорон, то есть на третий день после смерти. Если похоронили раньше, после погребения не поминают, ждут третьего дня. Если позже, тогда в день погребения. На 9, 40 дни и годовщину также поминают. Кстати, предписано в течение всех сорока дней после смерти раздавать милостыню, молиться и совершать всякие богоугодные дела — все это тоже считается поминовением.

Трапеза не должна быть “пышной”, похороны не повод для банкета. Запрещено слушать музыку, но главное, на поминках не должно быть алкоголя! Пусть это будут простые блюда, которые быстро готовятся, потому что поминки лучше проводить в молитве или воспоминаниях о близком, чем хлопоча по хозяйству. Например, традиционно православные поминают усопших кутьей. Это простая каша, приятная на вкус и, как говорят святые отцы, не требующая практически никакой мирской суеты.

Установка памятника

Спустя год крест, установленный на могиле в день похорон, скорее всего станет неопрятным или вообще придет в негодность. И не удивительно, учитывая, что большинство таких крестов деревянные. Дерево, как известно, гниет и портится от осадков, солнца и ветра. Деревянный крест нужно демонтировать и поставить на его место долговечный памятник, который будет хранить память о близком долгие, долгие годы. С этой задачей лучше всего справиться монумент из гранита.

Но православный памятник, неважно, из дерева он или из гранита, должен иметь форму восьмиконечного креста. На нем нельзя размещать фото, но разрешается сделать портрет и памятные надписи у подножия.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector