2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Причастие сие творите в мое воспоминание

Причастие сие творите в мое воспоминание

Сие творите в Мое воспоминание

Говоря о библейских основах православного богослужения, не возможно не остановиться на таинстве Евхаристии, этом духовном центре церковной жизни. Ветхозаветное богослужение, синагогальный чин оказали свое влияние на некоторые формы христианской молитвы (см. Воскресение №12 2005,), но внутреннее ее содержание было другим, новозаветным. Храмовые жертвоприношения утоляли чувство вины перед Богом, когда кровь животного смывала человеческий грех, благочестие же питалось надеждой будущего примирения с Богом в пришествие Мессии – Избавителя. Крестная жертва Христа упразднила жертвы ветхозаветные, кровь Христова стала новым заветом, заветом любви. «Христос за всех умер, – говорит св. ап. Павел, – чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего» (2 Кор.5,15).

«Евхаристия» с греч. «Благодарение» стала выражением этой новой веры, нового религиозного основания. «Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге», – говорит св. ап. Иоанн (1 Ин.4,15). Святое Причащение (от слова «часть», «участие») – это таинство пребывания в Боге, таинство, в котором человек соединяется с Ним, вкушая Тело и Кровь Христову под видом хлеба и вина.

За год до распятия на пути в Иерусалим Христос беседует с народом о чудесном знамении, которое будет подобно насыщению хлебом (манной) во время странствования по пустыне с Моисеем. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день; ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие; Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне и Я в нем…сей-то есть хлеб, сшедший с небес; не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек» (Ин.6,54-58). Эти слова тогда приняли не все, часть слушателей отошли от Христа.

Своим ученикам на Тайной вечери накануне крестных страданий, Христос преложил хлеб и вино в Свое Тело и Кровь: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф.26, 26-28). «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк.22,19), – сказал Господь.

Уже в книге Деяний апостольских мы находим замечание, что первые христиане собирались не только в храме, но и по домам, где совершали «преломление хлеба» (Деян. 2;42,46). Примечательно, что св. ап. Павел, который не был в числе двенадцати учеников Господа на Тайной вечери, в послании к Коринфянам (57 г.) напоминает, что Он от Самого Господа принял то, что и коринфянам передал о Евхаристии, близко к евангельскому тексту цитируя слова Самого Христа (1 Кор.11,23-29). Воспоминание слов Господа несомненно сопровождалось и воспоминанием самого действия над хлебом и вином. Другой важный момент, что само собрание христианское для совершения Евхаристии стало называться «церковью» (греч. ecclesia , напр. 1Кор.11,17).

Православная Церковь всегда исповедовала, что в Евхаристии преподаются истинные Тело и Кровь Христовы. Св. Иоанн Кронштадтский († 1908) говорит, что мы не доверяем своим чувствам (зрению, осязанию и вкусу), которые как будто свидетельствуют, что мы вкушаем хлеб и вино, но верим, что во Святых Дарах Сам Христос пребывает, видимо питая нас тем, что сродно нашей природе, но при этом невидимо отдающий нам Самого Себя: «Через Тайны (Святое Причащение – А.Х.) Ты всецело с нами, и плоть Твоя соединяется с нашей плотию и дух Твой соединяется с нашей душою». А нам известно, что св. Иоанн причащался, будучи священником, каждый день. Каждый день служил и причащался последние годы жизни св. Феофан Затворник († 1891). В древности христиане также причащались часто, каждую неделю. Но «да испытывает себя человек», когда приступает к Чаше Господней, чтобы не было причастие в осуждение (1 Кор.11,28-29). Поэтому накануне литургии будущему причастнику положено особое молитвенное правило и трехдневный пост.

Объясним значение некоторых названий, которые прилагаются к службе Таинства Святого Причащения.

Евхаристия (с греч. Благодарение). Древнее наименование. Указывает на особенность молитвы Христовой на Тайной Вечери: Иисус, «взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им (ученикам – А.Х.), говоря: сие есть Тело Мое» (Лк.22,19), «и взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя» (Мф.26,27-28). Благодарение – высокая форма обращения к Богу. Перед освящением хлеба и вина священник читает молитву, в начале которой призывает всех: «Благодарим Господа!» В это время по традиции раздается удар колокола, призывающий ко вниманию не только находящихся в храме, но и тех, кто за его пределами. Священник же тайно читает в алтаре благодарственную молитву, в которой славит Бога за Его Промысел о человеке. Бог не только сотворил человека, но и когда тот отпал, не перестал заботиться о нем, сделал все, чтобы восстановить падшего и сподобить его вечного блаженства. Свт Игнатий Богоносец в нач. II в. писал в послании к Филадельфийцам о важности единства между христианами: «Старайтесь иметь одну евхаристию. Ибо одна плоть Господа нашего Иисуса Христа и одна чаша в единение крови Его, один жертвенник, как один епископ с пресвитерством и диаконами, сослужителями моими, дабы все, что делаете, делали вы о Боге».

Литургия (с греч. общественное дело). Указывает на участие в этой службе всей христианской общины. В Священном Писании «литургией» называется иногда служение ближним, т.е. благотворительность (Рим. 15,26-27;2 Кор.9,12), ветхозаветные жертвоприношения (Евр. 10,11). Под «литургиями» в христианской литературе понимались также все храмовые богослужения, но постепенно это название закрепилось только за одной, когда совершалась Евхаристия. 52 правило VI Вселенского Собора (именно Трульского 691 г.) гласит: «Во все дни поста Святой Четыредесятницы, кроме субботы и воскресенья и святого дня Благовещения, святая литургия да бывает не иная, как только Преждеосвященных Даров».

Обедня. Название простонародное. Указывает на приобщение, причащение Телу и Крови Христовой, Которые есть истинная пища и питие (Ин.6,55). Примечательно, что в т.н. «Апостольских постановлениях», памятнике IV в., благодарственные молитвы после совершения Евхаристии называются молитвами «по причащении». Ап. Павел называет Евхаристию «трапезой Господней» (1 Кор.10,21). Вкушение от этой трапезы никогда не воспринималось христианами, как вкушение обычной пищи. Св. Иустин Философ (ок. † 166 г.) писал в своей Апологии: «Пища эта называется у нас Евхаристией и никому другому не позволяется участвовать в ней, лишь только тому, кто верует в истину нашего учения и омылся омовением в оставление грехов и в возрождение и живет так, как заповедал Христос. Ибо принимаем это не так, как обыкновенный хлеб или обыкновенное питье: но как Христос, Спаситель наш, Словом Божиим воплотился и имел плоть и кровь для спасения нашего…таким же образом пища эта…есть Плоть и Кровь Того воплотившегося Иисуса».

Бескровное жертвоприношение. В одной молитве на литургии сказано о Христе: «Ты приносяй и приносимый», т.е. Ты есть Тот, Кто приносит жертву, и одновременно Тот, Кого приносят в жертву. Св. ап. Павел пишет, что Христос однажды «явился для уничтожения греха жертвою Своею» (Евр.9,26). И, заповедуя апостолам, Он не просто указал совершать Евхаристию «в воспоминание» (для напоминания), а для приобщения к той единственной крестной жертве, которую Он принес на Голгофе.

38. Говорит ли Библия о таинстве Причащения?

Почти каждый день в православных храмах совершается главное богослужение Церкви – литургия. Более того, православные утверждают, что христианам недостаточно просто читать Библию и следовать учению Христа, им нужно регулярно причащаться за литургией. Что же это такое, приобщение Плоти и Крови Христа? Некий обряд, придуманный в Средние века и не имеющий отношения к Библии, как считают некоторые? Слишком буквально понятая метафора, как полагают другие?

Что это значит: «есть плоть»?

Библия – это книга, полная поэтических образов и метафор (об этом подробнее говорилось в 8-й главе). К примеру, в Евангелии Христос называет Себя и добрым пастырем, и виноградной лозой, и дверью, и путем…. Но конечно, всем было совершенно ясно, что это метафоры: Он ни в каком смысле не был ни дверью, ни лозой, и с Ним нельзя было обращаться, как с этими предметами, но среди Его качеств были и такие, в которых обнаруживалось сходство с дверью или лозой. Никого такие обороты речи, конечно, не смущали.

Но есть в Евангелии и нечто совсем другое. Однажды Христос назвал Себя

«хлебом жизни», данным с небес, и это, конечно, метафора. Но далее Он добавил:

«истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» ( Ин 6:53 ). Такие странные слова не просто заставили задуматься досужих зевак, но и оттолкнули от Христа некоторых учеников, навсегда оставивших Его. Интересно заметить, как отреагировал Сам Христос на их уход. «Не хотите ли и вы отойти?» – спросил Он оставшихся. И тогда Петр ответил: «К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни, и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога Живаго» ( Ин 6:67–69 ).

Современному человеку слова Христа о Себе как о «хлебе жизни» могут показаться непонятными, а то и вовсе бессмысленными. Но почему же для учеников Господа заявление «есть плоть, пить кровь» прозвучало так серьезно, стало развилкой, на которой человек решал, остаться ли ему с этим Чудотворцем или пойти своим путем?

Дело в том, что, с одной стороны, эти слова вступали в вопиющее противоречие с требованиями ветхозаветного закона, которому подчинялись слушатели Иисуса. Кровь была для них носителем жизни, пить ее или готовить из нее пищу строжайше запрещалось ( Лев 7:26–27 ). Евреи, когда забивали животное, даже если это не была жертва, все равно обязаны были вылить всю кровь на землю ( Втор 12:15–16 ): считалось, что в крови содержалась душа, а душа принадлежала только Богу. А уж что говорить о человеческой крови или о том, чтобы есть человеческое мясо! Ничего более запретного и представить себе невозможно.

С другой стороны, эти слова ясно указывали на жертвенный пир. В те времена и евреи, и язычники постоянно приносили жертвы. В некоторых случаях жертвенных животных сжигали на алтарях целиком, но в большинстве случаев часть мяса съедали жрецы и те, кто приносил жертву. Таким образом, люди символически участвовали в совместной трапезе с божеством, что и было своего рода кульминацией всякого культа – и поклонения Единому Богу, и поклонения разным богам у язычников. И по сей день мы отмечаем торжественные, радостные или скорбные дни, собираясь за общим столом с теми, кто нам дорог, с кем мы чувствуем себя единым целым.

Иисус тоже много говорил о пирах; брачный пир для Него был обычной метафорой Царства Божьего. Здесь Он тоже явно указывал на такой пир. Но почему же вместо роли хозяина пира Он присваивал Себе роль главного блюда?! Понять это можно только в одном смысле: Он представлял Себя Жертвой, Которая будет заклана ради этого пира.

Кровь Нового Завета

Такой пир действительно состоялся в канун ветхозаветной Пасхи, в христианской традиции его называют Тайной Вечерей – о ней уже говорилось в 22-й главе. В канун пасхального праздника каждая еврейская семья должна была зарезать ягненка или козленка (кто не мог себе этого позволить, объединялся с соседями), в память о том, как в ночь перед исходом израильтян из Египта они принесли в жертву такое же животное, и его кровью пометили свои двери. В ту ночь, как повествует книга Исход, ангел Господень умертвил всех первенцев египтян, но дома евреев, отмеченные кровью ягненка, остались нетронутыми.

На праздник Пасхи Иисус с учениками пришел в Иерусалим. Позади были триумфальный вход в город, каверзные вопросы фарисеев, подозрительность переменчивой толпы. Впереди были арест, неправый и скорый суд, крики «Распни Его!», Крест на Голгофе. Но этот вечер принадлежал им, узкому кругу учеников во главе с Учителем. Они собрались на свой праздничный ужин. А дальше… Матфей описывает это так: «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф 26:26–28 ). Другие евангелисты запомнили Его слова немного иначе, но общий смысл не меняется. Вот как звучат они у Луки: «сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание… сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» ( Лк 22:19–20 ).

На сей раз никто не высказал удивления, хотя слова эти звучали не менее загадочно. Что это за «Новый Завет»? Это сегодня мы привыкли, что книга с таким названием стоит на полке, но тогда эти слова звучали примерно как «новое небо и новая земля». Завет был заключен давно, и он был один – договор между Господом и избранным Им народом, Израилем. Собственно, с этого договора и началась история Израиля как народа, он определял весь ее ход и смысл – и какой же завет можно было заключить в дополнение к нему? Правда, у пророков можно было встретить предсказание, что однажды с израильтянами будет заключен «новый завет» (например, Иер 31:31 ), но уж, конечно, такое торжественное событие не могло происходить в небольшой комнате, прямо так, за ужином. Ведь когда заключался прежний Завет, весь израильский народ собрался у подножья Синайской горы, он три дня и готовился к этому событию, но на гору взошел только Моисей. Это походило на землетрясение или извержение вулкана: окутанная дымом гора сотрясалась, раздавался громовой голос. Но здесь-то не было ничего подобного! И почему Он говорил о крови?

Читать еще:  Молитвы на родительскую субботу

Заключение прежнего завета было скреплено кровью жертвенного животного: тогда первосвященник налил ее в чашу и окропил ей и Ковчег Завета (символический трон, на котором как бы восседал среди Своего народа Господь), и весь израильский народ. Представление о том, что именно жертвенная кровь служит своеобразной печатью на договоре, было общим для всех народов древности, равно и для израильтян и для язычников – ведь это была форма совместной священной трапезы договаривающихся сторон (и об этом шла речь в 21-й главе).

В тот вечер в той комнате не проливалась кровь. Однако ночью Иисус был арестован, и на следующее утро толпа во дворе Пилата кричала: «кровь Его на нас и на детях наших!» ( Мф 27:25 , мы подробнее говорили об этом в 22-й главе). Жертвенная кровь окропила людей…

А потом было Распятие. Жертвенным ягненком (по-славянски «Агнцем») этой новой Пасхи стал сам Иисус. Евангелисты подчеркивают, что Его смерть даже в деталях совпадала с тем, как резали пасхальных барашков или ягнят (например, нельзя было ломать им кости – Ин 19:36 , см. подробнее 20-ю главу). Конечно, дело не просто во внешних совпадениях, а в самой сути – жертвенная смерть Иисуса Христа на Кресте открывала возможность совершенно новых отношений между Богом и человеком, причем этот Завет был заключен не с отдельным народом, но со всем человечеством. Точнее, с теми людьми, которые пожелают в него войти.

Не случайно Тайная Вечеря была действительно тайной, очень домашней: принятие Нового Завета есть дело личного выбора. Человек сам, осознанно и добровольно должен сказать Христу «да», в каком-то смысле – встретить Его лицом к лицу. Это не значит, что такой встречей всё и закончится, ведь Иуда тоже был на Тайной Вечери, после чего немедленно отправился совершать свое предательство. Но даже для него, каковы бы ни были его мотивы, Тайная Вечеря стала несомненной точкой отсчета, моментом главного выбора.

Ученики узнают Христа

В 24-й главе Евангелии от Луки есть один удивительный эпизод. Христос уже был распят и уже воскрес, Он даже явился некоторым ученикам, но остальные все еще сомневались в рассказах об этом. Для них всё закончилось: Учителя убили, Царство Божие так и не настало, пора было расходиться по домам…

И вот, вечером в день Воскресения двое учеников идут в селение Эммаус, рассуждая обо всем происшедшем. К ним на дороге подходит воскресший Иисус, но они, погруженные в собственные горестные раздумья, не узнают Его, принимают за случайного прохожего. Они сами охотно стали Ему пересказывать все события последних дней, делятся своими сомнениями. Тогда Он начал цитировать им Писание, и объяснять, что называется, с цитатами в руках, что так и должно было случиться с Мессией, что Ему и предстояло пострадать, а потом воскреснуть. Тем временем путники подошли к селению, в которое шли, и Господь, до сих пор не узнанный учениками, показал им, что хочет идти дальше. Однако ученики задержали Его и предложили остаться и заночевать с ними вместе, потому что было уже поздно. Господь согласился, и когда пришло время трапезы, «взяв хлеб, благословил, преломил и подал им, тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?» ( Лк 24:25– 32 ).

Они много думали и говорили об Иисусе; в них даже «горело сердце», но они не могли Его узнать, пока Он не преломил хлеб, как преломлял его за Тайной Вечерей, как делал это множество раз во время земных странствий с учениками. Привычное движение рук, знакомые слова благословения перед трапезой… Недостаточно было говорить о Господе и даже с Господом, надо было сесть за один стол с Ним, надо было поучаствовать в Его трапезе, чтобы узнать Его.

«Сие творите в Мое воспоминание»

Неудивительно, что именно Вечеря Господня, или преломление хлеба, как еще называется она в Новом Завете, с самого начала стала главным стержнем всей жизни учеников Иисуса. «И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» – так книга Деяний (2:42) кратко описывает жизнь ранней Церкви.

Сегодня такая же Вечеря совершается по особым правилам и называется Евхаристией. Само это слово означает по-гречески «благодарение», и тоже восходит непосредственно к библейским текстам. Христос на Тайной Вечере благодарил Отца за Его щедрые дары, как это вообще было принято делать на праздничном ужине. Точно так же христиане на Вечере Господней благодарят Бога за все его милости, прежде всего за спасение, дарованное человечеству в Новом Завете.

Откуда же берется слово «причастие»? Тоже из Нового Завета. Участвуя в Вечере Господней, христиане становятся причастны крестной жертве Христа, причем они участвуют в той самой Тайной Вечере – так верит и всегда верила Церковь. Кроме того, так проявляется их единство, сопричастность друг другу, и тот же апостол Павел писал:

«один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» ( 1Кор 10:17 ). Приходя к Богу, мы и к другим людям становимся ближе.

Вечеря Любви постоянно упоминается и в апостольских посланиях. Она действительно творилась в воспоминание Господа, и прежде всего – в воспоминание Его жертвенной смерти. Павел писал: «всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей» ( 1Кор 11:26–28 ).

Слова апостола звучат несколько неожиданно. Может ли быть человек достоин того, чтобы принимать Тело и Кровь Господа? Строго говоря, ни при каких обстоятельствах. Но если обратиться к ближайшему контексту, станет ясно, что апостол Павел имеет в виду. Тогда, на заре церковной истории, многие события еще не обрели форму нынешних обрядов. Так и на Вечерю христиане собирались в то самое время суток, когда она и происходила изначально – вечером, после утомительного дня. Они приносили с собой еду, и кто-то из них был настолько голоден, что ему уже некогда было размышлять о смысле всего этого, а хотелось просто поскорее насытиться.

Павел же настаивает, что всякий, приступающий к Вечере, должен хорошо представлять себе, в чем он участвует и что для него сделал Господь. Это слишком серьезно, и легкомысленное отношение к Вечере может быть, как он пишет, даже причиной болезни и смерти. В Ветхом Завете люди были уверены, что невозможно увидеть Бога и остаться в живых. Новый Завет дает им возможность сесть с Ним за один стол. Но это еще не значит, что отменяется дистанция между Богом и человеком, что человек может, образно говоря, открывать пинком дверь на небо.

Именно поэтому Вечеря Господня стала постепенно отделяться от обычного ужина. В Деяниях 20:7–12 мы читаем историю одного из таких собраний, которое проводил сам апостол Павел. Христиане собираются вечером «первого дня недели», то есть в тот самый день, когда воскрес Христос и который называется теперь воскресеньем (у иудеев неделя завершалась субботой), Павел беседует с ними до полуночи, один из слушателей, заснув, случайно падает из окна и разбивается, но апостол, спустившись вниз, возвращает его к жизни! И только затем он «преломляет хлеб», то есть совершает Евхаристию, причем собрание продолжается дальше до рассвета.

Удивительные слова Христа читаем мы в Откровении Иоанна Богослова: «се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» ( Ин 3:20 ). Это не просто красивый образ; у нас действительно есть возможность принять участие в этой Вечере, она уже приготовлена для нас – осталось только услышать голос и отворить дверь.

«Сие творите в Мое воспоминание» — давайте обсудим!

У меня, честно говоря, своё понимание этих Слов Божьих. Думаю, не только у меня. У РПЦ — своё, так сказать. По-моему это несогласие висит в воздухе, открыто не обсуждается, все стоят на своих позициях, самоуверенно и самодовольно игнорируя друг друга, не особо пытаются сблизиться и найти точки соприкосновения, нет каналов разрешения разногласий и даже споры не особо приветствуются.

Два отдельных мира существуют довольно обособленно и я считаю, что это не нормальное положение вещей, и никому не запрещено попытаться со своей стороны искать выход и разрешение этого положения!

Нет обмена личными взглядами на вещи, личной точкой зрения, личной верой, нет обсуждения Писания, поиска конкретной истины в конкретной ситуации между конкретными людьми, нет культуры общения, культуры спора, культуры разрешения противоречий, культуры примирения и мирной счастливой жизни!

А между тем, на мой взгляд, нужно не бояться высказывать свою точку зрения, свои сомнения открыто, говорить честно о своём понимании Писания, выслушивать друг друга, обмениваться мнениями, приводить аргументы, учиться общаться с любовью, всем со всеми, учиться друг у друга, искать Правду всем всегда и во всём.

Так давайте обсудим этот вопрос, мы же можем попробовать разобраться, на нейтральной территории, так сказать, без давления кого бы то ни было, объективно, с привлечением всех желающих, мы же не делаем ничего противозаконного или аморального! Истина рождается в споре!!

Споры, напомню, это противопоставление аргументированных точек зрения, где путём сведения их к общеизвестным и очевидным истинам, исчезают разногласия и все расходятся довольные. Чуть подробнее об этом можно прочитать, например у Дмитрия Сергеевича Лихачёва в его «Письмах о добром»Письмо семнадцатое. Уметь спорить с достоинством.

Начну. Я считаю, что эти слова адресованы всем, т.е. я могу сие творить дома, например, и сам, с моей верой в Христа, какая уж есть. Я не понимаю обязательность этого в храме через посредство третьих лиц. Допускаю, что по разным причинам многие называют это Таинством Причастия и совершают его в храме. Но исключительная необходимость или обязанность творить сие в храме, из Божьих Слов не следует! Я знаю про Предание, Традиции, контекст и прочее, но извините я раб Божий, а не раб человеческих традиций!

Более того, думаю, что те встречи с друзьями и возлияниями в пятницу после работы или в выходные, отголоски именно этого Призыва Христа. Другой вопрос во что превращается иногда этот Призыв и Завет, но тут уж каждому отвечать самому перед Богом, я лично не судья никому, один Бог ведает, что в наших сердцах.

Родители мои разных национальностей, и у них с родителями похожая история. С конца 90х изучаю Писание, было время не мог заснуть без Библии рядом с подушкой, Предание изучаю лет 5, считаю себя христианином, и по национальности тоже.

Волею судеб крещён в РПЦ несколько лет назад. Священник ничего мне вообще не говорил перед крещением, я пытался поговорить с ним, возможно в неудобное время. На службах был, ну без обстоятельного разговора и выяснения всех вопросов и непонятных моментов нечего мне делать в храме.

Пытался и онлайн общаться с представителями духовенства, два случая из трёх не вызывают у меня желания продолжить общение в этом направлении. На соответствующих форумах, думаю, ещё неадекватнее ситуация.

Здесь, в нескольких темах ответов не получил, в одной вообще отключили возможность комментариев после моих таких естественных и разумных вопросов, так что другого выхода я не вижу и не могу молчать, что называется)

Готов выслушать любое мнение, на все сообщения постараюсь ответить, при аргументированном опровержении моих взглядов на жизнь, извинюсь, задумаюсь, изменюсь очевидно и всё такое прочее!!

Читать еще:  Молитвенное прошение о поминовении усопшего

Наибольшая Заповедь — «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» Мф. 22:37

Собираюсь поднимать и другие «беспокойные» для меня вопросы! А также высказывать и выкладывать другие мои аргументированные взгляды на вещи!

ПРОТЕСТАНТАМ О ПРИЧАСТИИ — ВОСПОМИНАНИЕ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

В последнее время, с приходом в Россию разнообразных течений протестантского толка, у многих сформировалось ложное представление об этом великом Таинстве. Протестанты считают, что во время причастия не происходит таинственного переосуществления хлеба и вина в истинное Тело и Кровь Христову, а так и остается хлебом и вином которым они причащаются только в воспоминание Тайной Вечери. Давайте рассмотрим, так ли это и нет ли здесь противоречий с Библейским учением.

В Евангелии Господь говорил о причастии –

Я — хлеб живый. ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть моя. если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне и Я в нем. ядущий хлеб сей будет жить вовек. (Ин. 6:51-53).

Вопрос, ответом на который, стоит особняком между протестантским учением и православным – говорил ли Господь буквально или аллегорически, буквально ли имел ввиду свое Тело и Кровь или же это был образ? Ответ мы находим в реакции Его учеников — Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать? (Иоан.6:60)
Но Господь не переубеждает учеников, не поправляет их, мол вы не правильно поняли, а видя что они ропщут, ещё более обостряет ситуацию говоря — что никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего.( Иоан.6:65) после чего, множество учеников отошли от Него и уже не ходили с Ним (Иоан.6:66) Современному человеку слова Христа о Себе как о хлебе жизни могут показаться непонятными, а то и вовсе бессмысленными. Но почему же для учеников Господа заявление «есть плоть, пить кровь» прозвучало так серьезно, стало развилкой, на которой человек решал, остаться ли ему с Ним или пойти своим путем.

Очень понятна реакция людей, которые не могут вместить слова Бога, ведь когда Иисус говорил им образами (что Он есть дверь, виноградная лоза, путь) это не вызывало такой реакции, а когда Господь сказал им прямо, тут и открылась вся их вера, впрочем Господь и не сказал что это будет легко, а только тем кому будет дано от Отца. Поэтому можно сделать вывод, что протестантам не дано от Отца такой веры, они не могут вместить столь странного и великого чуда – Евхаристии. Они не могут принять, как это есть Тело и пить Кровь, некоторые даже дерзают называть это каннибализмом и повторяя Евангельское событие, уже не ходят (не принимают) истинное учение Христа, а продолжая заблуждаться и вводить в заблуждение многих.
Давайте рассмотрим, на какие стихи ссылаются протестанты, объясняя свои заблуждения. Рассмотрим то место, которое чаще всего они приводят в полемике.

И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. (Лук.22:19)

Тайная Вечеря, действительно творилась в воспоминание Господа, и прежде всего — в воспоминание Его жертвенной смерти. Павел писал: всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. (1Кор.11:26)
Мы не сомневаемся, что апостол имеет в виду и Воскресение Христово. Но слово, которое мы слышим здесь, — смерть. Тайная Вечеря совершилась в ночь, когда Господь был предаваем на смерть. Он оставляет Своим ученикам воспоминание о Себе, о Своей Жизни и о Своей Смерти. И это воспоминание бесконечно больше, чем просто память о Нем. Это священнодействие, которое мы должны совершать до скончания века. Сие творите в Мое воспоминание — заново творить, даром Духа Святого, то, что Господь совершил на Тайной Вечери.

Господь вначале преломил хлеб и потом сказал: Сие есть Тело Мое. Неужели Тело Христово — это хлеб? Нет, — говорит нам Святая Церковь, — это Хлеб преломляемый. Прежде раздаяния этого Хлеба — его преломление. И в этом Хлебе ломимом — знамение возвещаемой смерти. Великое Преломление жизни Христа — преломление в мире, лежащем во зле, раздирание завесы храма от верхнего края до нижнего.

Ученик апостола Иоанна свт. Игнатий Богоносец еще в 107 году по РХ сказал: Еретики удаляются от евхаристии. Они удаляются от евхаристии и молитвы, потому что не признают, что евхаристия есть плоть Спасителя нашего Иисуса Христа, которая пострадала за наши грехи, но которую Отец воскресил, по Своей Благости. Таким образом, отметая дар Божий, они умирают в своих прениях. А мы знаем отношение Бога, к тем, кто искажает учение (еретики) который сказал нам Духом Святым, через ап. Павла — Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся (Тит.3:10) именно настолько противны Богу люди искажающие учение церкви, что Он повелевает удаляться от них.
Протестанты говорят – да, все что произошло на Тайной вечери было действительно Тело и Кровь Христа, но потом все что происходило у христиан, было образом, символом.

Опять же возвращаемся к вопросу, говорил ли Христос символически или Он имел в виду то, что хлеб и вино реально есть Его Кровь и Плоть? Следом можно так же спросить – когда Он говорил — Я и Отец — одно (Ин. 10:30) То он тоже говорил символически? По какому критерию вы рассуждаете, где аллегория, а где буквализм?

Еще одно важное место находится в 1 Кор. 10:16: Чаша благословения не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который благословляем, не есть ли приобщение Тела Христова?. В 17 стихе Павел пишет, что приобщаемся мы от одного хлеба, но в то же время, мы приобщаемся не хлеба, а самого Тела Христова. Как это можно объяснить? Прежде всего, это является такой же тайной, Таинством, как тайна воплощения: Бог явился во плоти (1 Тим. 3:16).
Как за образом раба скрывалась Божественность Христа, так и за образами хлеба и вина скрывается Тело и Кровь Христовы.

Господь говорил – Я есть Хлеб Жизни, простите уважаемые протестанты, но если для вас причастие символическое, так и спасение их будет тоже символическое. Ведь не зря Господь сказал — Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я
воскрешу его в последний день.
(Иоан.6:54) Не сказал, воскрешу тех, кто будет символически пить вино (или как у вас принято – компот), а именно тех, кто будет пить Кровь и есть Плоть. Здесь мы видим не только великую Тайну, но и параллель между ветхим и новым заветом, когда Господь повелевал — и пусть возьмут от крови [его] и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах (Исх.12:7) именно так, когда поражал египтян, Господь узнал своих и именно так воскреснут в жизнь, те, кто причащался истинным Телом и Кровью Бога, а не вином и булкой.

В протестантизме хотя и совершается подобие Причастия, но в зависимость ко спасению оно никем никогда не ставится, хотя в Ин. 6:51-57 Христос говорил о прямой зависимости Причастия и спасения.

Очень важно подчеркнуть, что первые христиан именно так и понимали Евхаристию, как и продолжает, понимать и исповедовать Православная церковь. Для того что бы уточнить, действительно ли это так, давайте обратимся к дошедшим до нас, трудов святых отцов первых веков.

I век, Игнатий Богоносец: «Евхаристия есть плоть Спасителя нашего, которая пострадала за наши грехи. » (Послание к Смирянам, 7 Цит. по «Протестантам о Православии», с. 183)

II век, Иреней Лионский, комментируя слова Павла «Мы члены тела Его, от плоти Его» (Еф. 5:30), пишет: «И эта плоть питается от чаши Его, которая есть Кровь Его, и растет от хлеба, который есть Тело Его. Питаемые от Евхаристии тела наши, погребенные в земле и разложившиеся в ней, в свое время восстанут. » (Против ересей, 3. Цит. там же).»Как земной хлеб чрез призывание на него Бога уже не есть обыкновенный хлеб, но Евхаристия, состоящая из земнаго и небеснаго — так и тела наши, приобщаясь Евхаристии, уже не суть тленны, но имеют надежду воскресенья».

III век, Ориген, последовательный аллегорист в толковании Библии, а это, в данном случае, очень важно, причастие признает реальностью (Беседы на Исход 13:3. Цит. там же.).

IV век, Августин, как бы от лица Христа объясняя смысл причастия, говорит: «Я есмь пища Твоя, но вместо того, чтобы Мне преложиться в Тебя, ты сам преобразуешься в Меня и ещё Здесь уже не только смысл, но и сами слова выдают веру в пресуществление.

IV век, Иоанн Златоуст говорит о Причастии: «Или ты не знаешь, что души человеческие никогда не могли бы перенести огня этой жертвы, но все совершенно погибли бы, если бы не было великой помощи Божественной благодати» (Златоуст «Шесть слов о священстве», с. 34. Цит. там же. с. 176).
Т.е. он говорит, что если бы эта жертва, Тело и Кровь Христа, являлась в своем истинном славном виде, то никто бы этого не вынес, и помощь Бога заключается как раз в том, что Тело и Кровь Христовы скрыты для нас под видом хлеба и вина.
В другом месте Златоуст говорит: «Столь многие ныне говорят: желал бы я видеть лицо Христа, образ, одежду, сапоги! Вот ты видишь Его, прикасаешься к Нему, вкушаешь Его. Ты желаешь видеть Его, а Он дает не только видеть Себя, но и касаться, и вкушать, и принимать внутрь» (Беседы на Евангелие от Матфея, 82. Цит. там же, с. 182).

Кирилл Иерусалимский: «Хлеб в Евхаристии, по призывании Святаго Духа, не есть более простой хлеб, но тело Христово» («Православно-догматическое богословие», с. Так же верили Климент Александрийский, Тертуллиан, Киприан, Евсевий Кесарийский, Григорий Нисский, Епифаний, Макарий, Амвросий, Кирилл Александрийский, Феодорит и все остальные древние учителя и Отцы Церкви.
Подобных цитат можно привести из Отцов Церкви сколько угодно. Церковь с самого начала верила в реальность причащения — это факт! (Рогозин, по своему обычаю, баснословит, что догмат пресуществления даров появился впервые в 1059 г.) .

Неужели вы считаете, что Церковь с самого начала ошибалась, а мы только сейчас поняли истинный смысл Причастия? Как вы дерзаете так говорить, при этом взирая на слова Христа — Я с вами во все дни до скончания века. (Матф.28:20), ведь если церковь ошибалась, тогда получается Христос солгал, что Он все дни будет с ней, так как церковь есть столп и утверждение истины.(1Тим.3:15), а в ваших словах, на протяжении двух тысячелетий эта церковь охраняла заблуждения.

Поэтому каждый, кто не признает Евхаристию, не участвует в ней, не признает, что она есть плоть и кровь Господня, отметают дар Божий и умирают, так и ничего не поняв, в продолжающихся спорах между своими множащимися деноминациями.

Каков же смысл приобщаться Тела Христова? Как сам Христос сказал, чтобы иметь жизнь в себе. Спасение наше заключается в возвращении единства с Богом. В Причастии же мы именно соединяемся (причащаемся, становимся частью) со Христом. В этом Таинстве подаются человеку, приходящему к нему с верою, силы не грешить и освящаться.
В Причастии укрепляется наша волю; просвещает наш разум; чувства наши очищаются, чтобы любить добро и ненавидеть грех; защищает нас от дьявольских искушений. Кто-то из Отцов Церкви сказал: «Для того Бог стал человеком, чтобы человек мог стать Богом». Об этом пишет и Ап. Петр, что верующим дано стать причастниками Божеского естества (2 Пет. 1:4).Причастие же полностью обожествленной воскресшей Плоти и Крови Христа является одним из необходимых условий нашего обожения.

Отвергнув это учение, вместо реального приобщения Христа, протестанты оставили о Нем лишь воспоминание и вместо реального вкушения Христа довольствуемся лишь символом Его Тела и Крови. Но как символ воды не способен удовлетворить мою жажду — для утоления жажды нужна сама вода — так и символ Тела Христова не способен удовлетворить мою духовную жажду, приобщить Христу.

Анатолий Баданов свщ. Евгений Лищенюк

«Сие творите в Мое воспоминание»

Справка km.ru

Великий четверг, Страстной четверг, Чистый четверг – в христианстве четверг Страстной недели (Великой седмицы), в который вспоминается Тайная вечеря и установление Иисусом Христом таинства евхаристии.

В Великий четверг вспоминается установление Иисусом Христом таинства таинств – Святого Причастия

В четвертый день Страстной недели – Чистый четверг – христиане вспоминают Тайную вечерю и установление Иисусом Христом главнейшего обряда в христианстве – евхаристии или Святого Причащения. При этом таинстве верующие вкушают Тело и Кровь Христа Искупителя и таким образом соединяются с Богом.

Читать еще:  Поминки в день похорон

Перед Тайной вечерей, последней Своей трапезой с учениками в Сионской горнице, Иисус Христос в знак смирения и братской любви омыл ноги апостолам, что нашло отражение в богослужебной практике: во время особого чина архиерей омывает ноги 12 священнослужителям. Смирение священники называют «обнаружением силы духа и высоты чувствований», а никак не унижением или слабостью. При этом важно смиряться не наподобие слабых людей, которые признаются в своих слабостях только для того, чтобы возвыситься. Истинно смиренными могут быть только великие и святые люди. В Русской Церкви обряд омовения ног был восстановлен в 2009 году Патриархом Кириллом.

Таинство таинств, Святое Причащение, согласно Евангелию, установил Сам Спаситель на Тайной вечере, где Он праздновал с апостолами ветхозаветную иудейскую пасху в память об избавлении еврейского народа от египетского рабства. После вкушения пасхи Христос взял хлеб, благословил его и подал ученикам со словами: «Сие есть Тело Мое, которое за вас предается». Затем Спаситель взял чашу с виноградным вином, возблагодарив Бога Отца за все Его милости к роду человеческому, подал апостолам и сказал: «Пейте из нее все; Ибо сие есть Кровь Моя Нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов». После причащения учеников Христос дал им заповедь совершать это таинство всегда: «Сие творите в Мое воспоминание». Величайшее таинство соединения верующих со Христом с тех пор совершается христианской церковью за каждой Божественной литургией.

В соответствии с богословским значением евхаристии причащаться должен каждый христианин для спасения: «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.» (Ин.6:53-58). Таинство Евхаристии доступно каждому и отличается от нехристианских мистических систем, где человек, оставаясь наедине с Богом, рвет связи с окружающими его людьми. В православии таинство Евхаристии направлено на единение с Богом, а значит, и со всеми людьми. В древнем христианском тексте, «Учении двенадцати апостолов», одна из молитв как нельзя лучше описывает Святое Причастие: «Подобно тому, как этот хлеб был разбросан по горам, а затем собран воедино, так даруй, Господи, чтобы Церковь собралась воедино со всех концов земли в единое Царство». Хлеб, кроме того что занимает у иудеев центральное место в пасхальной трапезе, является еще и продуктом, над которым люди трудятся вместе.

Одна из главных тем богослужения Великого четверга – падение Иуды. После Тайной вечери Господь и апостолы пошли в Гефсиманский сад. Молитва Христа в саду перед арестом называется в богослужении «преестественной», т. е. «превыше естества». Имеется в виду преодоление Спасителя над смертью и врагом рода человеческого – молитва до кровавого пота. В то время когда ученики спали, а Господь молился, в сад вошла «толпа вооруженная» под предводительством Иуды.

По мнению специалистов литургии, богослужение Великого четверга не случайно в большей степени посвящено Иуде, чем Тайной вечере. Гимнографы акцентируют внимание верующих на страшной метаморфозе, которая происходит с предателем, в котором «соединилось несоединимое». В стихах богослужения Великого четверга содержится предостережение от такого участия в Тайной вечере, которое принял в ней Иуда.

У восточных славян вокруг Великого четверга за несколько веков сложился целый комплекс обрядов и поверий. Одним из самых распространенных считается общепринятый обычай проводить в этот день генеральную уборку.

Также среди православных существует обычай приносить домой свечу, с которой они стояли во время богослужения вечером в Великий четверг. «Четверговый огонь» или «четверговая свеча», по мнению верующих, защитит дом от зла. Некоторые пытаются донести свечу до дома горящей. Также существует мнение, что дымом от «четверговой свечи» необходимо начертать крест над входной дверью.

Священники предостерегают от концентрации на быте в дни Страстной седмицы. Тем более не стоит переоценивать бытовые приготовления, считает протоиерей Максим Козлов. Нельзя забывать, напоминает о. Максим, что самое важное в Страстной седмице и вообще в духовной жизни христианина – это Христос.

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на 1 Кор. 11:25

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 25-27 Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней

«Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание» (1Кор.11:25) . Что говоришь? Совершаешь воспоминание о Христе, и презираешь бедных, и не трепещешь? Когда ты совершаешь поминовение по умершем сыне или брате, то совесть замучила бы тебя, если бы ты не исполнил обычая и не пригласил бедных; а совершая воспоминание о своем Владыке, ты не хочешь даже поделиться трапезой? Но что означают слова: «сия чаша есть новый завет»? Была чаша и ветхого завета – возлияния и кровь бессловесных животных; наполняли чашу и фиал кровью и после жертвоприношения совершали возлияние. Предложив вместо крови бессловесных Свою кровь, (Господь) напомнил о древнем жертвоприношении, чтобы, слыша это, кто-нибудь не смутился. Сказав о вечери, далее (апостол) соединяет настоящее с прошедшим, чтобы верующие были и ныне в таком же расположении духа, как будто присутствовали на той самой вечери, возлежали вместе (с апостолами) и принимали от самого Христа эту жертву, и говорит: «ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (1Кор.11:26). Как Христос, сказав о хлебе и о чаше: «сие творите в мое воспоминание», открыл нам причину установления таинства, и между прочим внушил, что эта причина достаточна для возбуждения в нас благоговения, – и подлинно, когда ты представишь, что потерпел для тебя Владыка твой, то сделаешься любомудреннее, – так и Павел говорит здесь: «ибо всякий раз, когда вы едите, смерть Господню возвещаете». Такова эта вечеря!

Далее внушает, что она пребудет до скончания века, словами: «доколе Он придет. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней» (1Кор.11:26–27). Почему? Потому, что проливает кровь и производит заклание, а не жертву приносит. Как тогда пронзившие (Господа) пронзали не для того, чтобы пить, но чтобы пролить (кровь Его), так поступает и тот, кто приобщается недостойно, и не получает никакой пользы. Видишь ли, как страшна речь его и как сильно он тронул их, показав, что если они таким образом намерены пить (кровь Господа), то будут недостойно причащаться предлежащих (таин)?

Гомилия 27 на 1-е послание к Коринфянам.

Свят. Феофан Затворник

Такожде и чашу, по вечери, глаголя: сия чаша новый завет есть в Моей Крови; сие творите, елижды аще пиете, в Мое воспоминание

Такожде и чашу, то есть прием, благодарения и благословения тайносовершительного не повторяет, а уже как готовую кровь подает, говоря: сия чаша новый завет есть. Апостол не приводит слов: пийте от нея, ибо это разумелось само собою, а только воспоминает слова, означающие таинственную силу крови: сия чаша новый завет есть в Крови Моей. Моисей, прочитав закон вслух всех израильтян, окропил их кровию жертвенною, и сказал: се кровь завета, который положил Господь с вами (Исх. 24, 8). Смысл ветхозаветного кропления был: не исполнишь закона, своею кровию заплатишь за неисполнение. Смысл чаши нового завета есть, хоть бы мне пришлось всю кровь свою пролить, не отступлю от Тебя и заповедей Твоих, Господи. Как Господь ради нас пролил кровь Свою, так мы должны быть готовы пролить за Него свою. В этом существо нового завета. На наше решение жертвовать жизнию за Господа и веру в Него и заповеди Его, животворящая Кровь Господа нисходит внутрь, как очистительная и освятительная сила. Пиющие ее не страх смерти на себя приемлют, а воодушевлением благодатным исполняются, готовым на все святые дела и все лишения и скорби. Сие творите, елижды аще пиете, в Мое воспоминание.– Сие творите, то есть совершайте таинство Крови и пейте Мою Кровь,– в Мое воспоминание, в воспоминание крови, Господом пролитой за нас, а вместе и завета, нами в приобщении Крови Его приемлемого.– Елижды аще пиете, всякий раз, как пиете. Сила таинства одна и та же всегда: и ваше обязательство при сем должно быть одно и то же, и чувство, с каким должно приступать к чаше, как в первый раз, так и всегда должно быть одно и то же. Апостол воспомянул сии слова, чтоб предотвратить пагубное наше ко всему привыкание и последующее за тем равнодушие, и чтоб расположить всякий раз пред чашею возобновлять расположения, какие бывают при сем в первый раз.

Вот как, говорит, установлено таинство Тела и Крови, по принятии коих вы переходите и на вечерю любви, и там ведете себя так, как не следует тому, кто помнит и разумеет, какую силу и какое значение имеет сие таинство. Какие исправительные внушения могли отсюда заимствовать коринфяне, это святой Златоуст так излагает: «Если ты приступаешь (к Тайнам Тела и Крови) для благодарения (таинство сие иначе называется Евхаристия – благодарение), то не делай ничего недостойного благодарения, не посрамляй брата своего, не презирай алчущего, не упивайся, не оскорбляй Церкви. Ты приступаешь, чтобы благодарить за те блага, которые получил; воздавай же и с своей стороны, и не отделяйся от ближнего. Христос преподал вечерю равно всем, сказав: приимите, ядите. Он равно всем преподал Тело, а ты не хочешь равно всем раздавать общий хлеб? Хлеб был преломлен Им равно за всех, и соделался Телом равно за всех. Сие творите в Мое воспоминание. А ты что делаешь? Совершаешь воспоминание о Христе, и презираешь бедных, и не трепещешь? Когда ты совершаешь воспоминание по умершим сыне или брате, то совесть замучила бы тебя, если бы ты не исполнил обычая и не пригласил бедных, а совершая воспоминание о своем Господе, ты не хочешь даже поделиться трапезою».

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Ефрем Сирин

Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание

См. Толкование на 1 Кор. 11:24

Блаж. Августин

Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание

Старое ушло и обновилось во Христе, так что алтарь уступил алтарю, меч — мечу, огонь — огню, хлеб — хлебу, жертва — Жертве, кровь — Крови.

Послания.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови

И в Ветхом Завете были чаши, в которые после жертвоприношения отливали кровь бессловесных (Исх. 24:6-8), и принимали ее бокалом и чашею. Итак, вместо крови бессловесных, которая запечатлевала Ветхий Завет, Я ныне полагаю Свою Кровь, запечатлевая ею Новый Завет. Итак, не смущайся, когда слышишь о крови. Ибо если в Ветхом Завете ты принимал кровь бессловесных, не тем ли более должен ныне принимать Кровь Божественную?

Сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание

И чрез чашу, говорит, ты творишь воспоминание смерти Владыки. Как же ты один только сам пьешь и упиваешься, когда страшная Чаша сия дана равно для всех?

Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Фульгенций Руспийский

Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание

Чаша здесь обозначает не что иное, как новый завет в Господе… Когда используется слово чаша, имеется в виду намерение Господа принять благодать страдания. Ибо что Он подразумевал, говоря сынам Зеведеевым: Можете ли пить чашу; которую Я буду пить? (Мф. 20:22)… а также: Неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец? (Ин. 18:11). На расстоянии броска камня от Своих учеников Его уводят на смерть за грехи человеческого рода. Это — чаша Его страдания. И Он проявляет настоящее чувство человеческой слабости, говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! (Лк. 22:42).

Послания.

Лопухин А.П.

Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector