1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Причастие в родительскую субботу

Главная новость

Статьи в фокусе

  • Вести-UA || Новости Украины
  • »
  • Новости
  • »
  • Общество
  • »
  • Родительские субботы 2019: когда, что нужно нести в церковь и как себя вести

Родительские субботы 2019: когда, что нужно нести в церковь и как себя вести

Родительские субботы – это дни особого поминовения умерших родных и близких. В такие поминальные дни 2020 в Украине служат специальные заупокойные богослужения, пишет Главред.

Родительские дни 2020 выпадают на иные даты, чем, к примеру, в прошлом, так как их даты связаны с днем празднования Пасхи, то есть даты родительских суббот из года в год меняются.

Когда родительские субботы в 2020 году

Ближайшие родительские субботы православных ждут в марте.

Родительские дни 2020 выпали на следующие числа:

  • 2 марта – Вселенская мясопустная суббота: отмечается за 8 дней до начала Великого поста перед Пасхой 2019. Ее еще называют Малая Масленица. Молиться принято за всех усопших;
  • 23 марта,30 марта и 6 апреля – вторая, третья и четвертая субботы Великого поста. В это время в церквях не служат заупокойных служб. Поэтому, если третий, девятый и сороковой день после смерти человека выпал на этот период, то помянуть его родня может исключительно в эти поминальные дни 2019;
  • 7 мая – это Радоница 2020 или, как их еще называют, Гробки 2020 в Украине. Также это главный родительский день 2020 в России. В этот день принято готовить сытный ужин и поминать человека дома, а не на кладбище, дабы не вторгаться в мир усопших;
  • 15 июня – Вселенская Троицкая суббота. Это главный день, когда поминаются души всех умерших православных, а не только родственников;
  • 2 ноября – родительская суббота в ноябре или Дмитриевская родительская суббота накануне Дмитриева дня, в течение этого дня в храмах служатся панихиды. Днем непременно нужно сходить на кладбище, а вечером – помянуть умерших родственников за семейным ужином.

Родительской субботой 2020 в Беларуси и на ряде территорий в Украине считается также Красная горка 2020 – следующее воскресенье после Пасхи.

Кроме того, есть еще родительская суббота в октябре 2019, которую часто не вносят в общие календари поминальных дней. Это Покровская родительская суббота – 12 октября.

Также 9 мая поминаются все погибшие в годы Второй Мировой войны, 25 июля – поминание в Семик (седьмой четверг после Пасхи) и 11 сентября – служатся молебны в честь Дня памяти павших воинов православной веры.

Что такое Димитриевская родительская суббота

Димитриевская родительская суббота связана с днем памяти святого великомученика Дмитрия Солунского. Установлена князем Дмитрием Донским после Куликовой битвы, в которой были убиты более 250 тысяч человек.

Со временем в этот день стали поминать не только погибших славянских воинов, но и других усопших родственников.

Родительская суббота: что нужно нести в церковь

Начинается поминовение с похода в храм накануне родительского дня, то есть вечером в пятницу.

В церковь к родительской субботе нужно нести пожертвования – любые продукты (кроме мяса и спиртного) и можно деньги. Их оставляют в специально отведенном для этого месте.

При этом подаются записки с именами покойных (в родительном падеже).

Вечером в пятницу и в субботу утром читается великая панихида, посвященная поминовению умерших – парастас.

Родительская суббота: как поминать

В родительскую субботу посещают могилы умерших и, как уже отмечалось, ходят в церковь помолиться за души умерших. Если нет возможности помолиться в храме – молятся дома.

Молитвы в родительскую субботу

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное. Во время церковного богослужения, православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

Господь Бог наш, помянем же ушедшего из жизни раба земного (имя), что передал душу свою на Небеса. Прошу, прости его за все деяния грешные, что совершал он, ибо каемся мы и за душу его в молитвах просим Тебя, Боже, о милости Твоей. Подари ему избавление от страданий и мучений, даруй ему жизнь лучшую. Не отпускай его от себя, пусть душа его навек будет рядом с Тобой. Да озарится его душа светом небесным. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Во веки веков. Аминь.

Можно ли работать в огороде в родительскую субботу

Работать в родительскую субботу можно, но не в огороде. В целом, запрет на работу в эти дни – это, скорее, народная, нежели церковная примета на родительскую субботу. Главное – чтобы работа не мешала уделить духовное внимание усопшим, то есть походу в церковь и на кладбище, молитвам и поминальной трапезе.

А вот что касается огородных работ, то народные приметы на родительскую субботу утверждают, что посаженные в этот день растения плохо будут расти и плодоносить не станут.

Можно ли убирать в доме

Как уже отмечалось, работать, в принципе, можно, однако с уборкой есть один нюанс: родительскую субботу принято встречать в уже чистом доме, то есть помыть полы, постирать, заштопать и т.п. стоит накануне. В то же время мелкая домашняя работа, к примеру, убрать со стола и помыть посуду – это нечто само собой разумеющееся.

Можно ли топить баню в родительскую субботу

В родительскую субботу топить баню можно, так как четверг и суббота вообще считаются чистыми днями. При этом в бане после купания, по традиции, нужно оставить веник для усопших.

Можно ли крестить ребенка в родительскую субботу

Ограничений по крещению в родительскую субботу нет. Просто нужно договориться о времени проведения обряда заранее, чтобы оно не совпало с временем поминальной литургии и вообще не пришлось долго ждать.

Можно ли причащаться в родительскую субботу

Причащаться, по традиции, принято в воскресенье, а не субботу. При этом конкретного запрета на причащение в поминальный день нет.

Родительская суббота: что нельзя делать

Помимо вышеперечисленного в родительскую субботу нельзя злоупотреблять спиртным, то есть напиваться.

Кроме того, в родительскую субботу нельзя отказывать в милостыне нуждающимся. При этом надо попросить их помолиться за усопших.

Родительская суббота – Все дни поминовения в православном календаре

Родительская суббота – это день поминовения умерших в русском православии, когда проводится вселенская панихида по умершим христианам, на литургиях читаются молитвы за упокой почивших, а родственники поминают своих родных и близких добрыми словами и молитвами и посещают их могилы на кладбищах.

Что такое Родительская суббота?

В Родительскую субботу верующие молятся за всех умерших христиан, но в первую очередь поминают своих родителей и близких. От этого и происходит название «родительская» – первым делом всегда молятся за своих усопших родителей.

Что делают в Родительскую субботу?

В Родительскую субботу верующие посещают церковь или храм, участвуют в поминальной литургии, обязательно подают записки о упокоении, ставят свечку за своих умерших родственников, могут заказать панихиду по родным усопшим. Многие православные в этот день посещают кладбища, где покоятся их близкие, приводят в порядок могилу и надгробие, кладут цветы, при необходимости меняют крест или ограду.

Многие приносят угощения на могилы своих покойных близких. С точки зрения православной веры – это не более чем языческий предрассудок. Вместо этого лучше принести в храм кагор (вино) для поминальной литургии и постные продукты, чтобы передать их малоимущим.

Также в Родительскую субботу проводят поминки. В такой день желательно собраться всей семьей и помянуть добрым словом своих усопших близких. Церковь не одобряет превращение поминок в бурное возлияние, так как суть коллективной трапезы в этот день состоит в поминовении тех, кого уже нет с нами, а не в предании веселью и плотским радостям.

Также существует традиция приносить в храм вино для литургии и постные угощения, которые будут переданы малоимущим прихожанам.

7 Родительских суббот в православном календаре

В течение года отмечают семь родительских суббот, три из которых приходятся на Великий пост. В православной традиции есть и особые дни поминовения, специально посвященные молитвам за воинов, погибших за православную веру.

Вселенские и частные Родительские субботы

Родительские субботы бывают вселенские (Мясопустная и Троицкая) и частные. Во время Вселенской субботы проводится поминовение всех умерших христиан. Частные родительские субботы – это дни поминовения, существующие только в календаре Русской православной церкви.

Календарь Родительских суббот

В русской православной традиции принято справлять в течение года семь родительских суббот:

  • Мясопустная (Вселенская) родительская суббота;
  • Три Родительских субботы Великого поста;
  • Радоница;
  • Троицкая Родительская суббота;
  • Димитриевская Родительская суббота.

Плавающие даты

Как правило, Родительские субботы не имеют четко фиксированной даты и меняются из года в год. Это связано с тем, что дата проведения поминального дня устанавливается относительно дня недели и других священных праздников. Дату Родительской субботы всегда можно проверить по церковному календарю.

Календарь Родительских суббот на 2019-2020-2021 годы

Мясопустная суббота

Мясопустная Родительская суббота – это первый родительский день в году, одна из двух Вселенских родительских суббот. Проводится в субботу перед Неделей о Страшном суде и за неделю до Великого Поста. Название «Мясопустная» происходит от второго именования воскресенья за неделю до Великого Поста – Мясопуст.

Среди дней поминовения Мясопустная суббота имеет особое значение, так как это первый день в году, когда проводится всеобщая заупокойная литургия. В дни Великого поста полная литургия не служится, поэтому поминовение усопших возможно лишь в особые дни. Многие православные стараются передать записку с именем усопшего в храм за день до Мясопустной родительской субботы, ведь следующая такая возможность появится нескоро.

Родительские субботы в Великий пост

Великий пост длится 48 дней и служит подготовкой верующего к Пасхе. Он установлен в память о подвигах Христа в пустыне на протяжении сорока дней. В течение большей части Великого поста не проводятся заупокойные литургии. Чтобы умершие православные не остались без поминовения, было выделено три родительских субботы на второй, третьей и четвертой неделе (седмице) Великого поста.

В 2020 году родительские субботы Великого Поста приходятся на 23 марта, 30 марта и 6 апреля.

Радоница

Радоница – первый день вселенского поминовения усопших после Великого поста и Светлой седмицы (первой недели после Пасхи). Отмечается во вторник Фоминой седмицы, поэтому её нельзя в полной мере назвать родительской субботой. Тем не менее, она имеет особое значение, так как это первый будний день после полутора месяцев, когда можно проводить литургию после усопших.

В православной традиции церковное празднование Пасхи продолжается 40 дней. Поэтому Радоницу следует рассматривать не просто как день поминовения, а как возможность разделить радость праздника Пасхи со всеми умершими близкими. Несмотря на повсеместное празднование Радоницы, церковный устав не предусматривает заупокойную литургию во вторник Фоминой недели. Некоторые литургисты Русской православной церкви критикуют Радоницу на том основании, что она приводит к смешению празднично-торжественного и заупокойного.

Читать еще:  Советы по запоминанию информации для клиентов аптеки

Троицкая суббота

Для православных Троицкая суббота – это второй из двух главных дней поминовения усопших – Вселенская Родительская суббота. В этот день принято возносить молитвы не только о своих родных и близких, но и обо всех умерших христианах.

Троицкая суббота предшествует Дню Святой Троицы (другое название Пятидесятница). Согласно Евангелию, в этот день на апостолов сошел Святой Дух, ознаменовав тем самым создание вселенской апостольской Церкви. Сошествие Святого Духа сделало возможным спасение человеческой души, а потому в субботу перед Днем Святой Троицы важно молиться не только за живых, но и за усопших христиан.

Димитриевская родительская суббота

Димитриевская Родительская суббота – последняя из Родительских суббот в году. Она приурочена ко дню памяти святого великомученика Димитрия Солунского. В этот день поминаются все умершие, но в первую очередь воины, погибшие за православную веру. Считается, что начало проведению Димитриевской субботы положил князь Дмитрий Донской, когда посетил после победы в Куликовской битве Троице-Сергиеву обитель.

Дни памяти православных воинов

Помимо Димитриевской субботы, есть еще два дня, когда в храмах Русской православной церкви служат литургию по всем погибшим православным воинам. Эти дни не относятся к Родительским субботам, но тоже являются важными днями поминовения. Дни памяти православных воинов, в отличие от Родительских суббот, имеют четко установленную дату.

11 сентября – День памяти православных воинов

11 сентября известно, как День памяти павших за Веру, Царя и Отечество православных воинов. Проводить панихиду в эту дату было установлено в годы войны России с Османской империей указом императрицы Екатерины Великой. Война, длившаяся с 1768 по 1774 год, унесла жизни многих русских православных солдат. Чтобы был день почитания памяти не только тех, кто погиб в Русско-Турецкой войне, но и всех православных воинов, когда-либо сражавшихся с врагами, императрица установила специальный памятный день. В наше время эта панихида проводится нерегулярно.

9 мая – это день поминовения всех погибших в годы Великой Отечественной войны. Великая Отечественная война унесла жизни многих наших соотечественников, в том числе и православных христиан. В праздник Дня Победы церковь проводит службу в память о жертвах войны и молится за упокой всех убиенных.

Молитва об усопших в Родительскую субботу

В Родительскую субботу православному христианину важно не только навестить могилы и провести поминки. В первую очередь он должен посетить храм и помолиться за упокой своих родных и близких, в первую очередь родителей и других своих предков. Если посетить храм не удается, то можно вознести молитву дома в соответствии с молитвословом. Существуют различные молитвы, подходящие для чтения в родительскую субботу, вот одна из них: молитва об усопшем христианине, молитва вдовы и вдовца, молитва детей о почивших родителях.

Самая основная и простая молитва об усопших родных, которую может прочесть любой православный, звучит так:

«Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.»

Если христианин хочется помолиться о каком-то конкретном покойном, то он может прочесть следующую молитву:

«Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу в Единстве православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

Возможно, вам будет интересно:

НЕ ПРОПУСКАЙТЕ РОДИТЕЛЬСКИХ СУББОТ… Как поминать усопших

Остановимся на том, каким образом надо поминать усопших.

Во-первых, необходимо ваше присутствие на соборной службе. И если вы намерены жить жизнью Русской Православной Церкви, ее Богослужением, то вы постараетесь и в пятницу прийти на парастас, и в субботу — на Божественную Литургию, чтобы помолиться за своих усопших родственников. И будете делать это из года в год, до самой своей смерти. А когда вы уйдете в вечность, за вас так же станут молиться ваши родственники.

Сейчас, к сожалению, часто случается, что в родительскую субботу очень мало народу приходит в храм. Нам с вами предстоит восстанавливать все то, что было разрушено, утрачено, возрождать нашу православную богослужебную культуру и беречь ее.

Итак, во время Великого поста есть службы обязательные, которые соборно совершаются всей Церковью. К ним относятся службы поминальные: пятничные парастасы и субботние литургии. Во время этих служб великую пользу для своей души получают и живые, и мертвые.

Во-вторых, необходима милостыня за усопших. Святые отцы говорят, что, подавая ее, мы не сами ее подаем, но нашими руками ее подают сами усопшие. Тем самым, подавая милостыню нашими руками, они получают милость от Бога. И если усопший находится в юдоли мучений, в юдоли страданий, он получает от Бога помилование, послабление в муках. А если этот человек праведник, то тогда ликует он и душа его возвеселяется об умножении добродетели на земле, хотя сам он уже давным-давно на Небе.

Вот такие две простые вещи. Их каждый из нас может сотворить: прийти на соборную службу и вместе со всей Церковью вознести молитвы к Небу; небольшую денежку, сухарик, пряничек или что-то сделанное своими руками принести на канон или подать нищим, которые сидят у церкви или встретятся нам на перепутье. Ничего в этом нет сверхъестественного, все Господь устроил просто для нашего спасения и для того, чтобы в душах наших усопших близких воцарились покой, тишина и благость.

Поэтому давайте возрождать и беречь нашу православную богослужебную культуру и в родительские субботы Великого Поста поминать дорогих нам людей по обычаю Православной Церкви.

Общение с близкими нельзя переоценить

Дни особого поминовения усопших всегда наполнены глубоким содержанием. В такие дни открыта дорога от земли на Небо и все усопшие смотрят на нас.

Когда я был ребенком, родители отправляли меня в разные лагеря (спортивные, пионерские), и я всегда ждал, когда они приедут. Понятно, что ребенок, отрываясь от родителей скучает по ним. Мои сверстники, с которыми я играл в волейбол и другие игры, такие же юные отроки, как я, тоже ждали приезда своих близких. Как же радостно было, когда после встречи с родными кто-то из ребят делился привезенными ему гостинцами — не прятал, не ел втихаря. Щедрость друзей была приятна. Но конфеты друга не могли заменить встречи со своими родными. Как мы ждали этих встреч — не ради гостинцев, а ради общения, как мы скучали по близким, как радовались им!

Если мы с вами лежим в больнице и нас лечат: колют, режут, вскрывают наши гнойники — нам тоже хочется, чтобы к нам пришел кто-то из близких и родных. Он ничем не может нам помочь; он не зашьет наши раны, не снимет наши швы — но нам так хочется, чтобы кто-то из наших родных и близких пришел, просто посидел с нами, помолчал или сказал два-три ласковых слова, погладил по руке… Вот придут нас навестить, и будет нам утешение.

К чему я это говорю? Усопшие видят нас с вами.

В житии святителя Филарета Московского есть такой эпизод. У одного диакона в Троице-Сергиевой лавре очень сильно болела голова, и как-то после службы у него случилось, по всей видимости, кровоизлияние в мозг и он скоропостижно скончался. Святитель Филарет сразу начал за него молиться и молился сорок дней. На сороковой день диакон явился ему и сказал: «Я благодарю тебя за те молитвы, которые ты возносил за меня с момента, когда я умер». Он его спрашивает: «А откуда ты знаешь, что я возносил за тебя молитвы? Ведь я делал это тайно, не при людях, а здесь, в келье, а иногда на ходу — в своем сердце». Диакон отвечает: «Вы, живые, здесь, на земле, не знаете, что мы, усопшие, видим каждого, кто читает за нас молитвы — когда, в какой час, в каком состоянии, с каким сердцем… Мы все видим вас в это время». Вот какое откровение было дано святителю Филарету, митрополиту Московскому.

В 1990-х годах в больнице, где мы служили раньше, у меня была одна больная, которая пережила клиническую смерть. Она оказалась на том свете, потом вернулась — и я с ней разговаривал. Она рассказала мне, что там видела. Мне особенно запомнилось, что эта женщина встретила своих недавно умерших, как и она, от рака сродников; она их раньше не знала, и эти люди ей представились. А еще она увидела одного из своих близких родственников, которого знала при его жизни. Он весь светился и был в белых одеждах.

Она спросила его: «Что с тобой, брат? Почему ты в таком возвышенном состоянии? Что ты весь сияешь?» Он говорит: «Сегодня за меня на земле возносили молитвы мои живые родственники. Я исполнен той радости, той благодати, которые получил от их сердца любящего». Она видела накрытые и уставленные множеством яств столы, за которыми сидели ее усопшие сродники. Она спрашивает: «А что это у вас?» Они отвечают: «Это те приношения на канон, та милостыня, те жертвы, те молитвы, которые возносят сейчас или вознесли за нас в заупокойную субботу наши живые родственники». Вот какое утешение эта женщина увидела, будучи на том свете и встретившись со многими усопшими.

Читать еще:  Родительская поминальная суббота в ноябре 2018

Кто вас будет поминать, когда вы умрете?

Мое сердце как священника всегда исполняется горечи, когда я вижу, что в заупокойную субботу храм Божий не заполнен, пуст. Я не случайно рассказал вам про пионерский лагерь, про больницу. Ведь наши усопшие ждут, когда мы с вами придем и принесем за них наше сердечное жертвоприношение. Мы с вами говорим о любви к Богу и к ближнему, а ведь проявлением любви к ближнему является жертва сердечная, которую мы возносим и за наших усопших.

Мы часто думаем: «Надо убрать квартиру… У меня много семейных забот… Этого я не могу отложить». Но, как правило, в семье ведь не один человек. Кто-то может быть делегирован в храм, чтобы помянуть и родственников отца, матери, мужа, жены. Ведь усопшие ждут нас. Как я ребенком ждал, когда приедут мои родные, так и они ждут — сердцем! живой душой! — когда мы придем в храм Божий и принесем о них молитву. А что же делаем мы?

Некоторые люди даже не знают, в какие дни Святая Церковь совершает особое поминовение усопших. А все должны стоять здесь, в храме Божием, с книжечками — с последованием Панихиды. Вы это последование должны выучить наизусть, чтобы молиться едиными устами и сердцем, как молится вся Святая Церковь.

Дорогие мои, пора проснуться. Пора вернуться к истокам, к Руси Православной. Время идет, оно переломилось. Бог дал нам возможность познать Себя и прийти в Церковь. Нас не сажают за веру в Бога, не увольняют с работы — пришло время вернуться к тому, что было.

Храм Божий в заупокойные субботы должен быть переполнен, потому что наши сродники страждут и ждут, когда мы им поможем своими молитвами. Всегда задавайте себе, дорогие мои, вопрос:

А когда я умру, придут ли мои дети, мои сродники и братья, чтобы помянуть меня? Где мне найти людей, которые станут за меня молиться? С кем я должен договориться?

Ведь многие идут к смерти и не думают, кто их будет поминать. Кто вознесет за них слово тогда, когда они будут там ждать утешения? А ведь оттуда возврата нет, там жизнь вечная.

Кто нас с вами помянет? Когда приходим в храм, поминаем наших соседок, соседей, подруг и друзей, сослуживцев. Господь пошлет нам молитвенников за нас, но мы должны тоже потрудиться за других. Как мальчики-сверстники в лагере делились конфетками, так и мы с вами должны поминать людей, которые нам знакомы, чтобы Господь дал и нам возможность, чтобы нас кто-то после нашей смерти поминал. Нам надо научиться воздавать долг любви.

В Великом посту церковь устраивает три поминальных дня. Это вторая-третья-четвертая субботы Великого Поста; надо найти возможность и прийти хотя бы в одну из них в храм, помолиться. Это наша с вами обязанность — поддержать наших усопших родных и близких.

Вот этот коридор, который открыт между землей и Небом; усопшие стоят и смотрят в этот момент — и видят своих сродников, шатающихся по ларькам и кабакам, спящих, болтающихся по магазинам, занимающихся своими личными делами. И видят других, которые приходят в храм и молятся за соседку, за знакомых, за всех, кого вспомнят — и нашим усопшим очень больно и горько, что они остаются без молитвенной поддержки. Святая Церковь молится безымянно о всех почивших православных христианах, зная, что сердце человеческое неблагодарно, память коротка. Умер человек — и нет человека. Нет человека — и нет проблем. Память списана. А вот у Церкви память не списана. Церковь молится за всех своих почивших чад.

Что делают в Родительскую Субботу?

Боль потери близких и родных людей со временем угасает, а память остается навсегда. Нам не хватает наших ушедших в иной мир родителей, коллег, друзей. Но у нас есть возможность сделать их загробную участь радостнее и светлее. Что такое Парастас – Великая Панихида? Как поминать усопших и заказать панихиду – в нашем материале.

«Не напрасно бывают приношения за усопших, не напрасно моления, не напрасно милостыни: всё это установил Дух Святой, желая, чтобы мы получили пользу друг через друга»

Святитель Иоанн Златоуст

Что такое Родительская суббота?

Заглянем в глубины своей души. Нам хорошо, плохо, тепло или холодно? Примерно так чувствует себя наша бессмертная душа. Когда умирает тело человека, душа переходит в другой мир, где остается наедине со своим внутренним состоянием. Там уже не будет возможности отвлечься, посмотрев телевизор или выйдя на прогулку. Человек останется наедине с самим собой до Страшного Суда.

Как мы можем помочь умершему человеку? У нас есть тело − инструмент спасения. Мы имеем возможность спаться сами и помогать другим, даже усопшим. С помощью молитвы нам открывается возможность просить Бога облегчить их загробное состояние. Наши молитвенные просьбы озаряют души усопших светом и теплом любви и заботы.

У христиан издавна существовал обычай молиться об умерших в специально установленные дни. В каждое воскресенье вспоминается победа Христа над смертью. А в субботу, накануне, – сошествие во ад, то есть Божественная помощь душам усопших христиан.

У термина «родительская» суббота несколько версий происхождения.

  • Во-первых, умерший попадает в иной мир к праотцам, то есть встает в ряд родителей.
  • Во-вторых, в христианских общинах было принято первым делом поминать усопших родственников.

Парастас − Великая панихида

Накануне, в пятницу, в храмах совершается парастас − Великая панихида по всем православным христианам. В отличие от общепринятой практики молитвы на панихидах, во время парастаса к молитвенному чину добавляется пение 17 кафизмы и чтение заупокойного канона. Сохранилась благочестивая традиция на следующий день дома совершать панихиду мирским чином.

Также стоит посетить могилы усопших, пригласить священника или самостоятельно совершить там литию. Лития – это малая панихида, очень короткое чинопоследование, которое мирянин может самостоятельно прочитать как на кладбище, так и дома перед иконами.

Не стоит забывать и о богослужении самой Родительской субботы. Когда мы «заказываем» требы на поминовение усопших, мы не снимаем себя ответственности, а лишь призываем священника помолиться вместе с нами. Ведь в какой нужде двое или трое собрались молиться, посреди них Бог, говорит нам Священное Писание. А значит, Господь услышит ваши молитвы о почивших родственниках.

Что нужно делать в Родительскую субботу

Рай и ад – состояния души человека, которые он создает себе еще в земной жизни. Старец Паисий Святогорец сравнивал пребывание человека в загробной жизни, в аду, как заточение в темнице. По словам святого, умершие отдали бы все, чтобы Бог дал им пять минут земной жизни для покаяния. И молитва живых за усопших сравнима с тем, как если бы мы ухаживали за заточенными в темнице пленниками, принося им воду или продукты, залечивая их раны.

Обращаясь к Богу с молитвами об усопших, мы просим Его не только облегчить их загробные страдания, но и увеличиваем число наших «ходатайств» перед Страшным Судом. Мы верим, что по нашим молитвам Господь помилует умерших родственников.

Живым необходимо вести христианскую жизнь и молиться об усопших. Молитва − это разговор с Богом или дыхание души. Чем больше мы молимся, тем прочнее наша связь с Господом, а значит, полнее и счастливее жизнь. Обращаясь к Богу с просьбой помиловать души усопших людей, мы вступаем с Ним в общение и даже своей душе доставляем пользу. Молясь об умерших, мы памятуем о смерти. Когда мы понимаем, что наши дни в этом мире ограничены, мы начинаем правильно расставлять приоритеты и стремиться к разумной жизни. Наконец, как и молитва, наша жизнь по христианским законам также доставляет радость душам усопших.

Важно не упускать возможностей молиться о своих упокоившихся близких и родственниках. Тем самым мы показываем свою любовь и заботу о них, а также оказываем неоценимую помощь их душам.

Итак, подводя итоги сказанному, 5 шагов, которые мы можем сделать для наших усопших близких в Родительскую субботу:

  1. В пятницу желательно посетить заупокойную службу Парастас, либо подать записки на это богослужение в любом храме. В пятницу также можно подать записки заранее на утреннюю субботнюю литургию и на панихиду, если вы не можете посетить в субботу храм лично.
  2. В субботу прийти на литургию. На проскомидии во время литургии вынимаются частицы за имена усопших православных христиан. После литургии в субботу служится панихида, на которой молятся об усопших. Записки на панихиду подаются отдельно.
  3. Если позволяют погодные условия, желательно сходить на кладбище, пригласить священника отслужить литию, либо прочитать чин литии самостоятельно, текст есть в любом молитвослове.
  4. Не оставлять домашней молитвы об умерших.
  5. Для поддержания домашней молитвы желательно подать поминовение об усопших в монастыри, где всегда особая молитвенная традиция.

«Бог не есть Бог мертвых, но живых»

Все люди, покинувшие наш мир – живы. Это одновременно вселяет надежду на нашу встречу однажды, и делает нас ответственными за возможность оказать им помощь.

Единство живых и усопших в Церкви.
Слово на Троицкую Родительскую субботу

Зачем нужны особые дни поминовения усопших. Что помогает нашей молитве. Важность связи с усопшими в Православной Церкви. Ошибочность мнения протестантов относительно молитвы за усопших. Почему важно за них молиться. Живые живут и за усопших. Почему нужно причащаться в Родительские субботы.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня одна из двух Вселенских Родительских суббот — день, когда Вселенская Церковь совершает память всех от века почивших православных христиан, день накануне Троицы. И в каждый из таких дней те, у кого умерли близкие, приходят, чтобы особенным образом помолиться о упокоении их душ. Хотя, конечно, это нужно делать каждый день, и во время каждого богослужения в Церкви православные христиане молятся об упокоении душ своих близких. Конечно, если рассуждать по-христиански, хоть бы даже и никто не умер из наших близких, мы все равно должны считать своими близкими всех православных христиан, и поэтому мы все равно должны молиться. Но, к сожалению, такое соображение на нас плохо действует. А по мере того, как копится количество родственников, близких и знакомых, которые оказываются в мире ином, все более и более актуальным для нас становится этот день. И потому, хотя и естественно, что самыми постоянными прихожанами в такие дни в храмах оказываются люди наиболее пожилые, все-таки постепенно прибавляются и те, которые гораздо младше.
Для чего нам даны эти дни? Конечно, для того, чтобы особым образом помолиться всей Церковью о всех православных христианах, и чтобы нам напомнить о том, что нужно о них молиться. Но разве так мы забываем? Мы же и так вроде бы не забываем. Чтобы ответить на этот вопрос, надо представлять себе, что такое молитва.

Читать еще:  Что подать на помин

Мы обычно не забываем о том, что Бог есть, мы не становимся неверующими людьми, но мы почему-то начинаем вести себя, как неверующие: забываем молиться, забываем уповать на Бога и, начинаем рассуждать в разных житейских ситуациях, которые с нами приключаются, совершенно как язычники. Для того чтобы мы этого не забывали, существует такая рамка, на которую дальше надо натягивать всю нашу жизнь. Это церковные богослужения; какой-то минимум этих богослужений для нас обязателен, чтобы на них всегда ходить в церковь; это также наши утренние и вечерние молитвы, которые мы читаем ежедневно. Пусть и небольшое время в течение суток мы этому уделяем, но все-таки тут дорого то, что это делается каждый день. И когда у нас есть такие вехи, тогда мы приучаемся потихоньку молиться в течение и всего остального времени, потому что, конечно, христиане должны, как говорит апостол Павел, молиться непрестанно.

И вот, то же самое, но особым образом, относится и к молитвам об усопших. Конечно, мы всегда должны о них молиться и должны подразумевать молитву об усопших в любой нашей молитве, даже когда мы говорим: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго», — этим мы подразумеваем и все наши потребности духовные, а молиться об усопших это тоже духовная потребность, поэтому даже таким образом мы молимся об усопших. Но все-таки, чтобы мы не забывали об этом, чтобы мы как бы не выходили из колеи, чтобы мы сохраняли форму, существует такая рамка — церковное богослужение, когда особым образом поминаются усопшие. Это бывает каждую субботу, потому что субботнее богослужение всегда является заупокойным. Но некоторые субботы оказываются особенно важными, и из этих особенно важных, так называемых Родительских суббот, когда особенным образом совершается поминовение усопших, особенно выделяются две — суббота перед Масленицей и суббота перед Троицей.

Но что же значит — молиться за усопших, и почему это трудно? Потому что, собственно говоря, это так же трудно, как вообще жить по-христиански. Потому что христианская жизнь без молитвы за усопших и невозможна. И недаром христиане с самых первых веков излюбленными местами совершения своих богослужений избирали христианские кладбища, и недаром мы сейчас служим литургию на мощах святых, которые зашиты в антиминс, т.е. тоже, можно сказать, на кладбище, как, бывало, служили раньше на гробах святых мучеников. То есть связь с уже усопшими православными христианами для Православной Церкви настолько важна, что вне этой связи нельзя быть и христианином. Протестанты хотя и не утверждают, как безбожники, что если человек умер, то его больше нет, хотя они и верят в бессмертие души и в воскресение плоти, но считают, что уже никакой связи у живых с усопшими нет, потому что как уже определилось при смерти человека, так все и будет. Они думают, что для души, которая уже не связана с телом, т.е. для нематериального мира, продолжают действовать наши законы времени. Но для души, которая не связана с материей, и для всего, что не связано с материей, время не существует, и поэтому различать для души умершего настоящее, прошлое и будущее в том смысле, в каком мы это делаем, живя на земле, это просто грубая ошибка. И конечно, получается, что для душ усопших имеет значение то, как мы за них молимся, а то, как они за нас молятся на том свете, если они получили спасение души, имеет значение для живущих на этом свете. И это не только если усопшие — такие святые, которых прославила Церковь, но даже если они просто праведно пожившие люди.

Но что же все-таки значит — молиться за усопших православных христианах? Поскольку у нас с ними общая жизнь, поскольку мы все находимся в Теле Христовом, то коль скоро мы еще пребываем на земле и можем за них молиться, то наша обязанность — по-христиански жить и за себя, и за них, и именно это делает наши молитвы доходчивыми до Бога. Потому что, конечно, мы можем просить у Бога всего, чего угодно, но не все наши молитвы будут услышаны. Бог не выполняет наши капризы, Он выполняет наши истинные желания, если они согласны с Его волей. А если наше истинное желание, согласное с Его волей, конечно, заключается в том, чтобы усопшие получили спасение души, то это подразумевает, что тем более у нас есть желание самим получить спасение души, и, следовательно, мы не просто будем читать какие-то молитвы, а будем еще и соответствующим образом подвизаться. И пример такого подвига как раз и являет любимая святая нашего города блаженная Ксения Петербуржская, вся жизнь которой и весь подвиг, который она в течение своей жизни совершала, были как раз таким способом прожить христианскую жизнь за ее рано умершего мужа. Но там было это показано и объяснено, что она живет за своего мужа; однако и все те, у кого умирают близкие люди, должны тоже жить, понимая, что они живут и за них тоже. Если мы становимся христианами, то мы становимся христианами и за них тоже, чтобы за них молиться. И они за нас молятся, чтобы мы были христианами. В этом и проявляется единство Церкви, единство и живых, и усопших православных христиан, которые действительно составляют единое Тело Христово.

И поэтому, конечно, совершенно противоестественно, когда люди, приходя в Родительскую субботу в церковь, приходя на литургию, не причащаются. Потому что как раз причастие и является главным в этой общей жизни, которая у нас с усопшими, и причастие это самое важное. И потому приходить подавать записки, но не причащаться, — это как бы писать начальнику на клочке бумажки: «Сделай мне то и то», — а самому при этом к нему даже и не являться, бросая свое прошение под дверью, вместо того чтобы постараться придти в приемный день, получше выглядеть, подготовиться к этому и самому лично принести начальнику свое прошение. Мы должны именно сами придти к Богу, правильно подготовившись, т.е. подготовившись, прежде всего, к причастию. А тогда даже уже не так важно, подадим мы свою записку или нет, потому что имена наших усопших все равно у нас в голове, и Бог их знает. Поэтому будем стараться жить и за себя, и за наших усопших, и получать молитвенную помощь всех от века почивших православных христиан. Аминь.

Родительские субботы: поминальные дни в древнеславянской и христианской традициях

Родительские субботы издревле считалось временем, подходящим для поминания умерших отца, матери, других родственников и близких. Даты проведения праздников ежегодно устанавливаются церковью и напрямую связаны с православным календарем. Согласно обычаям в родительские субботы принято поминать усопших, заказывая службы в храмах, посещая кладбища и встречаясь за торжественной трапезой. За стол приглашаются и покойные, для них сервируется отдельное место, ритуальная пища оставляется и на могиле.

Древние традиции проведения родительских дней

Поминовение усопших родственников у восточных славян назвалось дедами. Это обобщенное понятие обозначало всех умерших, начиная от основателя рода. Наши предки считали, что в определенные дни душа покойного возвращается на землю, и поэтому уместно почтить ее во время трапезы, которая проводилась по пятницам и гораздо чаще — по субботам. Выбор дней недели не был случайным. В западноевропейской традиции покровителем субботы является римский бог Сатурн, в старославянской — Кродо, Сытиврат и Стрибог, символизирующие пожилых людей, долголетие, терпение и мудрость.

Уважение и обожествление основателей рода присуще большинству индоевропейских народов, которые по традиции поминают умерших. Эти даты у восточных славян приходились на «пору безвременья», которую определяли фазы Луны и ключевые точки Сварожьего круга (солнечного календаря).

Наиболее значимыми днями, когда согласно традиции проводились обряды поминания, являются следующие:

  • зимние деды, отмечание которых происходило в феврале или марте — Среченские деды (13 февраля по новому стилю), Дедовская поминальная неделя (последние 7 дней перед Великим постом) и Масляные деды;
  • Радуница, отмечаемая в Фомин день и связанная с Красной горкой — этот одноименный обряд встречается при праздновании родительских суббот в православии;
  • Навский четверг — день поминовения усопших накануне нынешней Троицы;
  • Семицкие деды, которые были предвестниками Ивана Купалы, сегодня известные как Троицкая суббота;
  • Спасовские деды — день памяти 14 сентября, связанный с праздником сбора урожая;
  • осенние деды, отмечавшиеся в конце первой недели ноября, стали православным обрядом, совершаемым в Дмитриевскую родительскую субботу.

Почтительное отношение к старшим в общине и роду, хранителям знаний и опыта, нашло свое отражение и в устных народных преданиях. Среди их сюжетов немало тех, которые повествуют о помощи умерших живущим родственникам. Поминовение усопших свидетельствует о почтительном и трепетном отношении древних славян к предкам, что впоследствии переняла христианская традиция.

Церковные торжества

В этом году родительских поминальных дней столько же, сколько всегда — семь. Два из них являются Вселенскими христианским праздниками, остальные отведены для частного поминовения души умершего человека. В родительские субботы совершаются заупокойные панихиды за всех крещеных верующих — «Память совершаемая всех от века усопших православных христиан, отец и братии наших».

Субботы в 2020 году пришлись на 2, 23 и 30 марта, 6 апреля и 15 июня. Фиксированную дату имеет только день поминовения 9 мая воинов, которые отдали жизнь за Родину в Великую отечественную войну. Остальные зависят от чисел, на которые приходятся важные торжества — Великий пост, Пасха, Праздник Святой Троицы и Радоница.

В православии поминальная суббота начинается с посещения службы в храме, где совершается заупокойная лития. Далее верующие проведывают своих родителей на кладбище, после этого вспоминают близких за столом во время трапезы. На мирские виды деятельности — стирку и уборку дома — накладывается запрет. Нет церковных ограничений на посещение в поминальные субботы бани, наоборот, для усопших после купания по традиции оставляется веник. Крещение и причастие также разрешены, но из-за занятости священнослужителей рекомендуется перенести эти обряды на другое время. Работать в родительские дни не запрещено, но утром желательно зайти в храм, прочесть молитву и подать записку с именами покойных предков.

В 2020 г. в ближайшее время поминание предков состоится 2 ноября — день памяти Святого Дмитрия Солунского.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector