0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Приемы запоминания стихов

Приемы заучивания стихотворений для учащихся начальных классов

    Навигация по данной странице:
  • Стадии памяти. Приемы запоминания
  • Стадия чувственного восприятия(или мгновенная память)
  • Кратковременная память
  • Оперативная память
  • Правила заучивания наизусть
  • Приёмы для заучивания стихов
  • Памятка «Заучивание наизусть»
  • Способы при заучивании наизусть

Приемы заучивания стихотворений

для учащихся начальных классов
«Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка».

Заучивание — хорошая тренировка для мозга. Запоминание стимулирует память, развивает речь, организовывает самосознание человека, а так же одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Но легко запоминать стихи могут только дети с хорошей памятью. В это понятие входят объём запоминаемой информации, быстрота и точность запоминания, а также время хранения информации. Психофизические особенности восприятия, внимания, памяти, речи, мыслительной деятельности у школьников разные, и иногда дети испытывают сложности при заучивании стихов, запоминают их неточно, на их заучивание времени уходит очень много.

Стадии памяти. Приемы запоминания

Зная их, мы можем организовать работу по заучиванию стихотворений или текста, используя действенные методы и приемы.

  1. Стадия чувственного восприятия(или мгновенная память) – срабатывает после первичного ознакомления с содержанием текста. Она важна в процессе запоминания. Возникают определённые образы и чувства. Процесс чувственного восприятия протекает непроизвольно, без нашего напряжения. Эмоционально окрашенная информация лучше запоминается.
  2. Кратковременная память формируется, если проявить волевое усилие и постараться удержать образ в уме. При повторе мысленно фиксировать слова и образы.
  3. Долговременная память — своеобразное хранилище информации обо всём, из чего состоит наша жизнь, культурный и информационный склад. Для запоминания требуется все три стадии памяти.
  4. Оперативная память — как промежуточное звено между кратковременной и долговременной памятью. Оперативная память используется во время любого действия.
  5. Долговременная память – основа жизнедеятельности. Такие процессы как чтение, запоминание событий своей жизни, связи с окружающим миром накапливаются постепенно, корректируются со временем, переосмысливаются, дополняются или забываются.

При восприятии идёт мгновенное запечатление, анализ и сохранение информации. Процесс воспроизведения складывается из воспоминания и узнавания.

У младших школьников преобладает кратковременная память. В работе по заучиванию наизусть это необходимо учитывать.

Правила заучивания наизусть :
1. Выбранное стихотворение должно отвечать возрастным особенностям ребёнка, нравиться своей музыкальностью, цветистостью образов, быть эмоционально насыщенным, позитивно окрашенным, должно приносить эстетическое и моральное удовлетворение, вызывать желание пережить снова и снова чувства, возбуждаемые стихом, желание воссоздавать, слышать ещё раз и т. д.
2. Нужно не спеша, выразительно прочитать всё стихотворение от начала и до конца. Понимание содержания способствует эффективному запоминанию. Если взрослый расскажет стихотворение наизусть, то эффект будет большим. Хороший эффект даёт прослушивание стихотворений в записи профессиональных актёров.
3. Все дети имеют свои особенности запоминания. Выделяют три основных типа: аудиалы (те, кто легко запоминают информацию на слух), визуалы (те, кому нужно увидеть то, что запоминается) и кинестетики (которым нужно пощупать, подержать в руках объекты информации).

Этими особенностями определяется и выбор вспомогательных приёмов запоминания.

Для аудиала важно по-разному эмоционально окрашивать и проговаривать текст (и шёпотом, и громко, и как медведь, и как зайчик и т. д.).

Для визуала обязательным является возможность увидеть картинку: или в книге, или нарисованную на доске, бумаге.

Кинестетику помогают разнообразные жесты, которые как опоры будут напоминать, о чём будет идти речь дальше в стихотворении.

Важнейшим методом осмысленного запоминания материала и достижения высокой прочности его сохранения является метод повторения.

Повторение — важнейшее условие овладения знаниями, умениями, навыками. Важно правильно распределить повторение во времени. В психологии известны два способа повторения: концентрированное и распределенное. При первом способе материал заучивается в один прием, повторение следует одно за другим без перерыва. При распределенном повторении каждое чтение отделено от другого некоторым промежутком. Исследования показывают, что распределенное повторение рациональнее концентрированного. Оно экономит время и энергию, способствуя более прочному усвоению знаний.
Близок к методу распределенного заучивания метод воспроизведения во время заучивания. Суть метода состоит в попытках воспроизвести материал, который еще полностью не выучен. Например, выучить материал можно двумя способами:

  • ограничиться только чтением и читать до тех пор, пока не возникнет уверенность, что он выучен;
  • прочитать материал один — два раза, затем попытаться его произнести, после чего снова прочитать его несколько раз и вновь попытаться воспроизвести и т.д.

Эксперименты показывают, что второй вариант намного продуктивнее и целесообразнее. Заучивание идет быстрее, а сохранение становится более прочным.

Сохранение — процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Сохранение заученного зависит от глубины понимания. Хорошо осмысленный материал запоминается лучше. Сохранение зависит также от установки личности. Значимый для личности материал не забывается. Забывание происходит неравномерно: сразу после заучивания забывание сильнее, затем оно идет медленнее. Вот почему повторение нельзя откладывать, повторять надо вскоре после заучивания, пока материал не забыт.

Успех запоминания во многом зависит от уровня самоконтроля. Проявлением самоконтроля являются попытки воспроизвести материал при его заучивании. Такие попытки помогают установить, что мы запомнили, какие ошибки допустили при воспроизведении и на что следует обратить внимание в последующем чтении.

Приёмы для заучивания стихов

  1. Образец выразительного чтения наизусть взрослым; выразительность исполнения развивает технику речи: дикцию, дыхание, овладение орфоэпией.
  2. Подсказывание нужной интонации; заучивание наизусть развивает речевой слух, формирует отчётливое произношение звуков и слов, интонационную выразительность, умение определять смысл логических ударений.
  3. Напоминание случая из жизни ребенка, похожего на описанный в стихотворении, чтобы правильно воссоздать чувства; поэтические образы открывают и объясняют ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, расширяют его кругозор, обогащают эмоции, воспитывают воображение.
  4. Анализ характера персонажей, который помогает выбрать нужную интонацию.
  5. Досказывание рифмующегося слова;
  6. Чтение по ролям стихов, написанных в форме диалога;

1. Прочитай стихотворение или прозаический отрывок «про себя».

2. Прочитай вслух.

3. Раздели текст на смысловые части (можно использовать деление на строфы).

4. Заучивай по одной части, повторяя вместе каждый раз ранее выученное и новую заученную часть.

5. Расскажи стихотворение или отрывок наизусть.

6. Повтори выученное перед сном и утром.

1. Читаем вместе:

* кричим стихотворением друг на друга;

* начинаем громко и с каждой строчкой понижаем эту громкость, и наоборот;

* читаем по очереди по одной строчке (учитель-класс, ученик-класс, ученик-ученик).

Потом книжку можно закрыть, и всё то- же самое проделать наизусть.

2. Способ заучивания стихотворения по первоначальным буквам каждой строки.

3. Как вариант визуализации текста стихотворения можно использовать «меловой рисунок».

4. Чтобы выучить стихи быстро, можно написать их, спеть, промаршировать.

5. Несколько раз переписать стихотворение на бумагу.

6. Изобразить, как бы происходило действие, описанное в стихотворении, в реальной жизни.

7. Во время заучивания отображать ритмический рисунок стихов при помощи хлопков, притопов, качания головой, дирижированием.

8. Методика тактильно-двигательного восприятия. Если ребёнок будет не только слушать и смотреть, но и всё трогать руками, то процесс заучивания пойдёт более продуктивно.

Желательно обучить ребёнка всем методам, способам и приёмам, чтобы в дальнейшем он мог использовать их одновременно. Дети, использующие данные способы и приемы заучивания стихотворений, гораздо быстрее справляются с поставленной задачей.

«Если …. хотите, чтобы дитя усвоило что-нибудь прочно, то заставьте участвовать в этом усвоении как можно большее число нервов, заставьте участвовать зрение, показывая карту или картинку… Призовите к участию осязание, обоняние, вкус. При таком дружном содействии всех органов вы победите самую ленивую память».

Список использованной литературы

2 Запорожец А.В. Психология. — М.: Просвещение, 1965.

3. Короткова Э.П. Обучение рассказыванию в дет. саду. — М.: Просвещение, 1978.

4. Лаврентьева Г.П. Культура общения дошкольников. — К.: Радянська школа, 1988.

5. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. -М.:1986.-123с.

6. Любинская А.А. Воспитателю о развитии ребёнка. — М.: Педагогика, 1972.

7. Люблинская А.А. Детская психология. — М.: Просвещение, 1971.

8. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослым / Под ред. М.И. Лисиной.- М., 1985. -211с.

9. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка.- М.; Л.: ОГИЗ, 1932.-192с.

10. Пустовалов П.С., Сенкевич Н.П. Пособие по развитию речи. — М.: Просвещение, 1976.

11. Развитие общения у дошкольников. / Под ред. Запорожцева А.В., Лисиной М.И. — М.: Просвещение, 1971.

12. Развитие речи у детей дошкольного возраста. / Под ред. Сохина Ф.А. — М.: Просвещение, 1984.

13. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. — М.: АПН. РСФСР, 1961.

14. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. — М.: Просвещение, 1967.

15. Усова А.П. Обучение в дет.саду. — М.: Просвещение, 1970.

16. Эльконин Д.Б. Детская психология (Развитие ребёнка от рожд. до 7 лет.). — М.: Учпедиз, 1960.

17. А. И. Елкина. «Пути и средства достижения прочности знаний в начальных классах».

Изд-во «Учпедгиз», М., 1956 г.OCR Detskiysad.Ru

18. Эффективные методы и приемы заучивания стихотворений. Автор Шилова Елена Савельевна.

Методика заучивания стихотворений
методическая разработка на тему

методические рекомендации для педагогов ДОУ

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с. Тербуны

Тербунского муниципального района Липецкой области

« Читайте детям стихи,

пусть ухо их приучится к гармонии русского

слова, сердце преисполнится чувством изящного,

пусть поэзия действует на них так же, как и музыка».

В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи.

Заучивание стихотворений– одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. В дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус

Для методики заучивания стихов существенно знание особенностей восприятия и запоминания стихов детьми.

Облегчает восприятие поэзии и процесс запоминания стихотворений любовь детей к звукам и игре с ними, к повтору, особая чувствительность к рифме.

Легче запоминаются стихи с яркими, конкретными образами, так как мышление ребенка отличается образностью. Воспринимая стихотворение, дети мысленно «рисуют» его содержание.

Малыши быстро запоминают короткие стихи, в которых много глаголов, существительных, где конкретность, образность сочетаются с динамикой действия.

В старших группах дети запоминают значительно большие по объему стихи (два четверостишия) с эпитетами и метафорами.

На характер заучивания положительно влияет интерес к содержанию стихотворения, установка на запоминание, мотивации(для чего нужно?).

Следует учитывать и то обстоятельство, что в непроизвольной деятельности, когда не ставится задача запомнить стихотворение, дети легко усваивают и запоминают целые страницы.

В произвольной деятельности, на занятиях, когда ставится задача запомнить стихотворение, дети испытывают трудности. Установлено, что способность к произвольному запоминанию можно формировать у детей начиная с 4–5 лет.

Методические требования к заучиванию стихов.

●Не рекомендуется заучивать стихи хором. Хоровое повторение текста мешает выразительности, приводит к монотонности, ненужной тягучести, искажению окончаний слов, вызывает у детей быстрое утомление от шума.

●Поскольку для запоминания рекомендуются короткие стихи (объем памяти у детей невелик), стихотворение заучивается целиком (не по строкам и строфам), именно это обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти.

●Не следует требовать полного запоминания стихотворения на одном занятии.

Читать еще:  Поминовение усопших фото

●Для лучшего за поминания рекомендуют менять форму повторения, читать по ролям, повторять стихи при подходящих обстоятельствах.

●В процессе заучивания стихов следует учитывать индивидуальные особенности детей, их склонности и вкусы, отсутствие у отдельных детей интереса к поэзии.

●В процессе заучивания наизусть воспитатель обращает внимание на выразительность чтения детьми.

Методика заучивания стихов

■ Сначала стихотворение ребенку читает взрослый, эмоционально, красиво, не торопясь. Обращайте внимание ребенка на то, какие чувства, настроения вызывает тот или иной текст. Попробуйте придумать вместе, почему поэт написал то или иное стихотворение.

■ Затем проводится словарная работа, т.е. уточняется, все ли слова понятны ребенку, объясняются малознакомые слова и выражения.

■ Задайте вопросы ребенку по содержанию стихотворения, которые помогут ему лучше понять текст, а Вам проверить это понимание.

■ Не забывайте о произношении тех звуков, которые ребенок уже умеет говорить, но не всегда еще употребляет правильно. Необходимо сразу попросит произносить все слова в стихотворении точно, поправить ребенка, если это необходимо; т.к. после заучивания текста это будет сделать уже очень трудно.

■ Обратите внимание ребенка на интонацию каждой строчки, силу голоса при рассказывании стихотворения, логические ударения и паузы в тексте.

Игровые приемы, помогающие лучшему запоминанию

● выполнение игровых действий с предметами во время чтения;

● договаривание детьми слов, которые рифмуются;

● чтение стихов-диалогов по ролям;

● рассказывание стихотворения по-разному (весело, грустно, скучно, как робот, радостно …)

Заучивание стихов с использованием мнемотехники:

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план — схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

1. Педагог выразительно читает стихотворение.

2. Педагог сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

3. Педагог задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.

4. Педагог выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.

5. Педагог читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Мнемотаблицы можно использовать при обучении детей составлению

рассказов, пересказу сказок, разучивании загадок, потешек во всех

возрастных группах ДО

Я рубашку сшила Мишке,
Я сошью ему штанишки.
Надо к ним карман пришить
И конфетку положить.

Электронные образовательные ресурсы:

Международный образовательный портал Maam.ru — http://www.maam.ru/ ;

Социальная сеть работников дошкольного образования — http://nsportal.ru/ ;

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1. Подбор стихотворений для заучивания 2.Приемы, способствующие выразительному чтению стихотворений 3.Структура занятий 4.Творческий конспект по заучиванию стихотворений в старших группах.

Задачи при заучивании стихотворений•Вызвать интерес к стихотворению и желание знать его;•Помочь понять содержание в целом и отдельных трудных мест и слов;•Обеспечить запоминание;•Научить выразит.

методика заучивания стихотворений.

ЗНАЧЕНИЕ ЗАУЧИВАНИЯ СТИХОТВОРЕНИЙ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА•Эффективное средство умственного и эстетического воспитания;•Важное средство овладения выразительной речью;•Поэтичность обеспечивает эмоци.

Современная программа «Детство» в соответствии с ФГОС предусматривает ознакомление детей с художественными произведениями в образовательных ситуациях и вне их (во время игр, театрализованн.

Часто родители сетуют, что у детей плохая память. Эту проблему поможет нам решить заучивание стихотворений. Заучивание стихов в детском возрасте является важным обучающим и воспитательным момент.

Консультация для родителей Методика заучивания стихотворений дошкольниками Подготовила: Воспитатель Баконина М.В. Уважаемые родители, заучивание стихотворения – одно из сред.

Детский сад №1

Методы заучивания стихотворений с дошкольниками

Методы заучивания стихотворений с дошкольниками

Ксензова Оксана Анатольевна

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со взрослыми и сверстниками, успешно обучаться в школе, понимать литературу, теле- и радиопередачи. Особенно это актуально для детей с речевыми нарушениями, отличающихся низкими уровнем внимания, трудностями запоминания, слабым развитием наглядно-образного мышления, что значительно обедняет и сокращает их пассивный и активный словарь.

Могучим и действенным средством разностороннего воспитания детей служит художественная литература, оказывающая огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Чтобы речь ребенка к концу дошкольного детства была более содержательной, достаточно точной и выразительной, следует активно проводить работу по заучиванию стихотворных текстов с помощью зрительных опор, используя наглядно-иллюстративный материал.

Стихотворная речь лучше запоминается. Поэтические образы открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, расширяют его кругозор, обогащают эмоции, воспитывают воображение и дают прекрасные образцы русского литературного языка. В них дети познают лаконичность и точность слова, улавливают музыкальность, напевность поэтической речи, замечают ее ритмическую и метрическую организованность, созвучие стихотворных строк.

Заучивание стихов — один из испытанных приемов развития речи, но легко запоминать стихи могут только дети с хорошей памятью. В это понятие входят объем запоминаемой информации, быстрота и точность запоминания, а также время хранения информации. Память дошкольника развивается постепенно. С возрастом увеличивается роль опосредованной памяти: чем старше становится ребенок, тем большее количество материала усваивается именно благодаря этому виду памяти. С 5 лет уже можно развивать опосредованную память, которая представляет собой особую деятельность ума, специально направленную на запоминание чего-либо и связанную с использованием особых приемов запоминания.

Для облегчения запоминания предлагаемого материала можно использовать дополнительные приемы, т.е. дошкольники должны учить стихи с опорой на наглядно- иллюстративный материал и так называемый ассоциативный метод. Установление смысловой связи между словом или предложением и картинкой помогает ребенку понять смысл стихотворения, вспомнить ключевые рифмованные слова, удерживая последовательность действий и событий. Переводим словесную информацию в образную форму. Стихи сотканы из образов и метафор, поэтому сделать это не очень трудно. Метод может применяться одновременно с иллюстративным — или без него. В обоих случаях важным является следующее. Попросите малыша во время прочтения и повторения каждой строфы закрывать глаза и представлять себе ее смысл в виде образов, как если бы он смотрел мультфильм или картинку. Чтобы образы были максимально яркими и конкретными, используйте какие-нибудь реальные рисунки. По мере увеличения количества заучиваемых строк образы должны постепенно выстраиваться всоответствующей сюжету последовательности. Пусть малыш попробует поэкспериментировать с образами, например, что-то изменить во внешнем виде главного героя, перевернуть его с ног на голову и т. п. Неизменной, однако, должна оставаться последовательность образов и их основное содержание. Такое упражнение является очень интересным, эмоционально насыщенным и, безусловно, крайне полезным, способствует развитию не только образной памяти, но и репродуктивного воображения. Согласно методу иллюстраций, содержание одной, двух или четырех строк стихотворения обозначается определенной картинкой, наиболее ярко отражающей это описание.

Для детей старшей группы каждое стихотворение изображается 4—5 картинками, для детей подготовительной к школе группы — 7—8. Покажем это на примере стихотворения Л. Сорокина «Слышит мишка косолапый…».

Текст стихотворения — картинка (зрительная опора)

Слышит мишка косолапый (медвежонок).

Близкой бури грозный свист (дующий ветер).

Он зовет на помощь папу (медведь).

Удержать последний лист (лист на ветке).

Папа шепчет: Это осень… (осень)

А осеннею порой

Расстается лес с листвой.

Так через зрительные опоры — картинки для детей материализуется содержание стихотворения. Данный подход помогает вспоминать сюжет и не путать в нем порядок событий, поддерживая опосредованную память, существенно увеличивает эффективность процесса запоминания, повышает его продуктивность. На этапе заучивания стихотворения с помощью цельной «ленты» из серии картинок — зрительных образов отражается его содержание. На последующих этапах работы с целью усложнения стих—иллюстрацию можно разрезать на отдельные картинки — фрагменты, позволяющие детям самостоятельно воспроизводить эту последовательность. Таким образом, дети учатся быстро и без особых усилий запоминать стихотворный текст и рассказывать его с опорой на картинки — иллюстрации, что обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти. Опыт работы подтверждает, что заучивание стихов методом иллюстраций, с помощью зрительных опор, позволяет поддерживать у детей интерес к авторским стихам даже при их многократном повторении. Такая работа со стихами активно развивает понимание текста детьми, что является важнейшим условием хорошего осмысленного запоминания, совершенствования долговременной памяти, повышает эффективность заучивания стихов: значительно сокращается время заучивания, облегчается его процесс, увеличивается длительность запоминания стихов, т.е. качество кратко- и долговременной памяти. Вместе с тем у детей развиваются ассоциативное мышление, способности к замещению, активизируется речь в целом: пассивный словарь переходит в разряд активного, побуждая к самостоятельному воспроизведению стихотворения, обогащается словарный запас. Кроме того, зрительные опоры в виде картинок — иллюстраций позволяют сократить энергетические и временные затраты со стороны детей, педагогов и родителей, оказывая им существенную помощь в ходе данной работы.

Правила заучивания стихотворений

1. Выбранное стихотворение должно отвечать возрастным особенностям ребенка. Поэтическое произведение должно нравиться своей музыкальностью, яркостью образов, должно приносить эстетическое и моральное удовлетворение, вызывать желание пережить снова и снова чувства, возбуждаемые стихом, желание воссоздавать, слышать еще раз и т. д.

2. Нужно не спеша, выразительно прочитать ребенку все стихотворение от начала и до конца. Понимание содержания способствует эффективному запоминанию. Если взрослый расскажет стихотворение наизусть, то эффект будет большим. Обратите внимание на первые попытки ребенка воссоздать стихотворение: если появляются искаженные слова, авторские слова заменяются другими, или какие-то слова ребенок постоянно забывает— это свидетельствует о том, что он их не понимает. Задача взрослых — доступно их объяснить.

3. Все дети имеют свои особенности запоминания. Выделяют три основных типа: аудиалы (те, кто легко запоминают информацию на слух), визуалы (те, кому нужно увидеть то, что запоминается) и кинестетики (которым нужно пощупать, подержать в руках объекты информации). От вида запоминания зависит выбор вспомогательных приемов запоминания. Для аудиала нужно по-разному эмоционально проговаривать текст (и шепотом, и громко, и как медведь, и как зайчик и т. д.). Для визуалов обязательным является увидеть картинку: или в книге, или нарисованную родителями. Взрослым не нужно бояться, что они не имеют художественных способностей, сам факт рисования привлекает внимание ребенка. Кинестетикам помогут разнообразные жесты, которые как опоры будут напоминать, о чем будет идти речь дальше в стихотворении. Самостоятельно определить, к какому типу относится ребенок, можно практическим путем, обратив внимание на способ запоминания, который более всего ему нравится и который в дальнейшем окажется более эффективным. Не нужно требовать, чтобы ребенок сразу запомнил и повторил все стихотворение. У кого-то получается легко запомнить большое по объему произведение, а кому-то нужно повторять на протяжении недели одно четверостишие. Но если родители будут спокойны и уверенны, будут ободрять своего ребенка, у них обязательно все получится.

Дома родители могут воспользоваться приемами, которые применяют воспитатели в детских садах. Взрослый предлагает ребенку повторять строки вместе с ним, а потом просит его рассказать все стихотворение, подсказывая слова, которые он забыл. Потом взрослый читает таким образом: он начинает — ребенок заканчивает строку. Запомнить стихотворение помогает наглядность и его разыгрывание по ролям. Поскольку изучение стихов происходит с привлечением произвольной памяти, то важным моментом являются создание мотивации: стихотворение разучивается для какого-то события (на праздник, чтобы рассказать бабушке и т. д.), а ребенка предупреждают, что нужно постараться запомнить.

Читать еще:  Поминальная суббота что нужно делать

Приемы, помогающие лучшему запоминанию: выполнение игровых действий с предметами во время чтения; договаривание детьми слов, которые рифмуются; чтение стихов-диалогов по ролям; драматизация.

Для лучшего запоминания можно задавать вопросы по содержанию текста, а отвечать на вопросы лучше цитатами из этого стихотворения. Особое внимание и в среднем, и в старшем дошкольном возрасте нужно уделять выразительности чтения. Для этого можно использовать такие приемы: образец выразительного чтения взрослого (как основной прием); подсказывание нужной интонации; напоминание случая из жизни ребенка, похожего на описанный в стихотворении, чтобы правильно воссоздать чувства; анализ характера персонажей, который помогает выбрать нужную интонацию. (Какая лисичка? (Хитрая) Как она говорит? (Льстиво, уговаривая))

Визуальный метод часто путают с простым показом книжных иллюстраций. Однако это не одно и тоже. Иллюстрация нужна абсолютно всем детям, так как дошкольникам присуще наглядно-образное мышление. А картинный план, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения, особенно необходим тем, у кого ведущей является зрительная память. Итак, после предварительной работы, о которой говорилось выше, после рассмотрения иллюстраций к стихотворению, вы даете малышу установку на запоминание. «Сейчас мы будем учить это стихотворение наизусть. Ты будешь запоминать, а я — тебе помогать». Если вы хорошо рисуете, то можете построчно читать стихотворение и на глазах ребенка изображать то, о чем говорится, отделяя на рисунке каждую строчку-картинку вертикальной чертой. Ваши изобразительные способности, в общем-то, не так уж и важны. Опыт показывает, что ребенка устраивает даже самое схематичное изображение содержания, и на продуктивность запоминания ваши каляки- маляки особенно не влияют. Главное — принцип. Затем, по вашему «картинному плану» ребенок несколько раз воспроизводит стихотворение. Через некоторое время опора убирается. Можно использовать готовые картинки.

Двигательный прием. Опять же, после проведения предварительной работы, вы даете ребенку установку на запоминание. Затем предлагаете ему взять большую толстую нитку и «смотать из стихотворения клубочек». Вместе с ним, ритмично, мы как бы «наматываем» строчку за строчкой на «катушку» в нашей голове. Намотали? А теперь рассказываем снова и разматываем, а потом снова наматываем. Затем мы прячем ручки вместе с клубочком за спинку и «наматываем понарошку». Тут основной принцип в том, что ребенку- кинестетику (то есть такому, которому нужно не только посмотреть, но и потрогать), мы даем необходимую для запоминания опору — подкрепляем запоминание двигательным актом. Как вариант этого метода вы можете предложить малышу класть в блюдо шарики. Строчка-шарик, а затем вынимать по одному и снова класть. Или нанизывать пирамидку, бусы.

Слуховой метод. Это самый распространенный метод. Его обычно используют в детских садах. Вы говорите ребенку, что сейчас вместе будете учить стихотворение наизусть. Пусть он включит в головке магнитофончик, который будет записывать, а потом воспроизводить стихотворение. Сначала он послушает вас. Потом вы повторите этот отрывок вместе. Потом он один повторит, а за ним снова вы. Здесь обязательно нужно обратить внимание на то, что в данном методе вы опираетесь не на строчку, как в двух предыдущих, а на сочетание двух или четырех строк объединенных рифмой. Идет слухоречевая опора на рифму. Этот метод является оптимальным для детей с одноименным ведущим типом памяти. Таким ребятам два вышеописанных способа заучивания не только не помогают, но порой даже мешают запоминать стихотворение. Так, разучивается каждый куплет, а потом читается все стихотворение целиком.

Консультация «Методы заучивания стихотворений»

Маша КИМ
Консультация «Методы заучивания стихотворений»

При работе с детьми мы замечаем, что они не всегда с радостью включаются в учебную деятельность. У многих детей заучивание стихотворений вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Значит, для нас очень важно пробудить у детей интерес, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности для дошкольника – ИГРУ.

Скажите, пожалуйста, какие методы и приемы разучивания стихов вам известны? И какие вы применяете на практике со своим ребенком?

Существуют разные нетрадиционные способы разучивания стихов. Сегодня мы с вами остановимся на некоторых из них, более доступных детям дошкольного возраста. Итак, назовем эти способы: учить стихи по картинкам, в движении, использование мнемотехники, построчно, с помощью различных театров (пальчиковый, перчаточный, настольный, проговаривание хором.

Перед заучиванием стихотворения нужно провести предварительную работу. Она предполагает знакомство ребенка с предметами, явлениями, соответствующими содержанию художественного произведения. Методика работы по заучиванию стихотворения включает в себя следующие структурные компоненты: подготовка ребенка к восприятию стихотворения; выразительное чтение стихотворения взрослым (2 раза); беседа по содержанию стихотворения; повторное чтение стихотворения взрослым (третий раз). Для облегчения запоминания стихотворных произведений можно использовать вспомогательные методы, включающие нетрадиционные приемы заучивания.

Метод иллюстрации.

Еще К. Д. Ушинский писал «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на лету»

Доказано, что в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память и запоминание носит в основном непроизвольный характер. У детской памяти есть удивительное свойство – исключительная фотографичность. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков (действие непроизвольного внимания и непроизвольной зрительной памяти, позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение. Этот способ заключается в установлении смысловой связи между словом или предложением и картинкой. Картинка помогает ребёнку понять смысл стихотворения, вспомнить ключевые рифмованные слова, удерживая последовательность действий и событий.

Согласно этого метода – метода иллюстраций, содержание одной, двух или четырёх строк стихотворения обозначается определённой картинкой, наиболее ярко отражающей это описание.

Для детей старшей группы подобранные стихи изображаются 4 – 5 картинками, для детей подготовительной к школе группы – 7-8. Покажем это на примере стихотворения Л. Сорокина «Слышит мишка косолапый…»

Учим стихи в движении.

Применяя этот способ, взрослый выразительно читает весь текст, а затем предлагает его разыграть, изобразить в движении. Например: «Солнце светит (чертим руками в воздухе большой круг, а на лице изображаем улыбку, шепчут листья (прикладываем руку к уху, как бы прислушиваясь к шёпоту) и т. п. Взрослый показывает, какие движения дети будут изображать на слова текста. (Движения можно придумать самому или детям). Дети вместе с воспитателем произносят слова и выполняют движения.

Или можно по другому, взрослый предлагает ребёнку взять большую толстую нитку и «смотать из стихотворения клубочек». Вместе с ним, ритмично, мы как бы «наматываем» строчку за строчкой на «катушку» в нашей голове. Намотали? А теперь рассказываем снова и разматываем, а потом снова наматываем. Затем мы прячем ручки вместе с клубочком за спинку и «наматываем понарошку». Тут основной принцип в том, что ребенку-кинестетику (то есть такому, которому нужно не только посмотреть, но и потрогать, мы даем необходимую для запоминания опору — подкрепляем запоминание двигательным актом. Как вариант этого метода, вы можете предложить ребёнку класть в блюдо шарики. Строчка-шарик, а затем вынимать по одному и снова класть. Или нанизывать на нитку бусины.

Такие стихи с движениями можно читать много раз в день, и дети часто сами повторяют его, «приспосабливая» под любые игры. Главное, чтобы дети представляли все предметы и действия с ними. Все это полезно для развития образной памяти, речи, эмоциональной сферы.

Мнемотехника — система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Один из приемов мнемотехники — построение мнемотаблиц, в которых слова, которые нужно запомнить, нарисованы в том же порядке, что и в тексте.

Основной «секрет» мнемотаблиц очень прост. При запоминании работает и слуховое, и зрительное восприятие. К тому же, когда ребенок в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь и в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.

Для прочного и легкого запоминания следует наполнить слово содержанием, связать его с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями. Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например, дается слово «мальчик», придумывается какое-нибудь его символическое обозначение. Дети постепенно начинают понимать, что значит «зашифровать слово».

Затем последовательно переходим к мнемодорожкам — поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. И позже к мнемотаблицам. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребенка.

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. С помощью схем ребёнок легко овладевает словом или фразой, может выучить довольно быстро любое стихотворение. Кроме того, ребёнок, не знающий грамоты, без проблем усваивает смысл фразы, «читая» картинки. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение.

Особенно быстро помогают запомнить текст с диалогами и действиями различные виды «театров» с их атрибутикой.

Например. Стихотворение С. Я. Маршака «Багаж» можно выучить, если разыграть его по ролям с «вещами», которые сдавала дама (игрушками, их заменяющими).

Пальчиковый театр поможет запомнить практически любое стихотворение. Дети 5-го года жизни разыграют стихи и в пальчиковом, и в перчаточном театре, и в лицах.

Детям 6-го года жизни можно предложить самим выбрать вид театра, включая и «театр перед микрофоном». При этом придется постепенно выучить стихотворение: сначала диалог персонажей, а затем и слова автора.

Еще можно предложить детям представить ступеньки лестницы и на этих ступенькам «разложить» весь текст стиха, а потом медленно шагать по ступенькам и читать стихотворение.

Практически все методы и приёмы заучивания текстов в равной степени интересны детям. При этом наиболее эффективными оказываются те, которые соответствуют индивидуальным особенностям детей. Для большинства детей ведущим является зрительный метод запоминания.

Двигательный метод, в основном, используется как вспомогательный, главным образом, с целью развития координации речи с движениями, чувства ритма, и, в свою очередь, также способствует более качественному запоминанию текста.

Консультация «Методы и формы воспитания в группе» Методами воспитания современная наука называет способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников. Методы воспитания проявляют.

Фотоотчет «Дед Мороз» и подборка стихотворений про Деда Мороза для заучивания наизусть с детьми дошкольного возраста *** Ой, Мороз, Красный нос, Мы тебя не знаем. И тебя, Дед Мороз, Радостно встречаем. Ой, Мороз, Красный нос, Песню запеваем И тебя в хоровод.

Консультация для родителей «Разучивание стихотворений с детьми 3–4 лет» Стихи должны быть небольшие, интересные, образные, ясные, понятные. Чем лучше ребенок понял содержание стихотворения, тем больше самостоятельности,.

Консультация «Нестандартные подходы к заучиванию стихотворений с детьми дошкольного возраста по элементам ТРИЗ» Нестандартные подходы к заучиванию стихотворений с детьми дошкольного возраста по элементам ТРИЗ. Консультация для воспитателей..

Консультация для воспитателей и родителей «Разучивание стихотворений с использованием рисунков-пиктограмм» «Давай выучим стишок к празднику!» – вряд ли взрослые, адресуя подобные реплики ребёнку, понимают, какой сложный психический процесс они.

Читать еще:  О дмитриевской родительской субботе

Консультация для воспитателей и родителей «Секреты заучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста» Как правильно выбрать стихотворение для ребёнка? 1. Стихотворение соответствует возрасту ребёнка. 2. Подбирайте стихи, которые интересны детям.

Методика заучивания стихотворений в логопедических группах в дошкольных учреждениях Заучивание стихотворений в логопедических группах дается как с целью выполнения общедидактических задач по этому виду работы детей над развитием.

Консультация «Методы организации продуктивной деятельности» Консультация Организация продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста Методы в организации продуктивной деятельности.

Консультация для родителей «Польза заучивания стихов» Заучивание стихов наизусть в детском возрасте – один из важных обучающих и развивающих моментов в жизни каждого человека. Почему именно.

Как быстро запомнить стих

Считывание стихов бесполезно

Часто мы слышим одну и ту же музыку, например, популярные хиты по радио. Иногда они крутятся по 3-5 раз на день в эфире по многим радиостанциям.

Но можете ли вспомнить полностью текст такой песни?

Иногда вы слышите композиции десятки раз, но все равно не знаете их наизусть. То же самое и со стихами. Если просто читать десятки раз, то вы будете их запоминать очень-очень-очень долго.

И это работает не только с прослушиванием песен, чтением стихов, но и в других сферах.

Например, в музыке. Если бы я, когда учился играть на гитаре в музыкальной школе, все время играл бы по нотам, то я бы никогда ни одно произведение не выучил.

Считывание практически никак не влияет на запоминание, оно бесполезно. Несомненно, что-то остается в памяти, но сознательно воспроизвести при таком подходе к запоминанию вам удастся очень мало.

Самое эффективное запоминание происходит именно тогда, когда мы повторяем информацию по памяти (неважно, что это: ноты, стихи, песни и т.д.)

Именно на такое повторение я делаю упор на всех своих тренингах и во всех книгах.

И эта книга, как вы поняли, не исключение. Методы, предложенные здесь, основаны именно на повторении по памяти.

Как лучше запоминать стихи

Стихи лучше учить небольшими фразами (1-2 строчки). Это не моя прихоть, а особенность речевой памяти. Кратковременная речевая память с трудом удерживает информацию длительностью более 5-ти секунд.

Такие фразы мы можем удерживать в голове путем обычного мысленного проговаривания, как обычно запоминают цифры или слова.

Эти небольшие фразы называются синтагмами (совокупность нескольких слов) Еще одна особенность речевой памяти в том, что если вы сейчас начнете вспоминать песню, которую знаете наизусть, то заметите вот что:

Во время воспроизведения одной строчки песни, автоматически на фоне появляется вторая строчка, которая словно ждет очереди. И так далее до конца. То же самое и со стихами.

Так же на речевую память влияют интонация и паузы в стихах.

Из этих нескольких фактов можно сделать вывод, что учить стихи лучше небольшими фразами (синтагмами) длительностью не более 5 секунд, повторяя их в голове по памяти.

Алгоритм запоминания стихов

Сейчас, опираясь на вышеизложенную информацию, я вам дам пошаговый алгоритм по запоминанию стихов.

  1. Читаем полностью весь стих.
  2. Читаем 2 строчки и запоминаем. Используем образов для запоминания в виде опоры.
  3. Повторяем строчки 3-5 раз.
  4. Читаем следующие 2 строчки. Так же запоминаем и повторяем их.
  5. Повторяем по памяти вместе 4 строчки 3-5 раз
  6. Повторяем шаги 2-4, сначала объединяя по 2 строчки, а после по 4 строчки.
  7. Повторяем весь стих целиком 3-5 раз.

Далее мы подробно разберем отдельные шаги, особенно большое внимание я уделю запоминанию с помощью образов.

Тут есть один нюанс.

Стихи имеют такую интересную особенность как рифмы. Именно благодаря этому их гораздо легче запоминать дословно, чем не рифмующийся текст (прозу).

Быстро запомнить стих можно и без образов. Образы будут полезны при запоминании последовательности четверостиший друг за другом (часто они вылетают из головы) и запоминании стихов большого объема.

2 способа быстрого запоминания стихов образами

Непосредственно перед тем, как приступить к практике запоминания стихов, нужно подробнее остановиться на запоминании образов.

Цепочка выглядит так:

Чтение стиха – Разбиение на фразы – Кодирование в образы

Запоминание образов является сильной вспомогательной техникой

И здесь я вам предлагаю 2 самых эффективных приема для запоминания образов стиха (последовательности образов)

  • Создание истории
  • Размещение образов

Каждый из них имеет свои плюсы и минусы. Вы можете прочитать подробнее о них в других статьях.

Как легко запомнить стих

Прочитав стихотворение, мы начинаем подбирать образы для каждой строчки (или двух). Так же у нас заранее должны быть подготовлены локи, на которых мы будем размещать образы строчек стихов.

Весь процесс запоминания будет состоять из следующих 3-х шагов:

  1. Создание (подбор) образов для отдельных строчек
  2. Вспоминание локаций
  3. Соединение образов с локациями

В этих 3-х небольших пунктах и умещается весь смысл запоминания стихов образами с помощью метода размещения. А теперь переходим непосредственно к практике.

Для запоминания следующего отрывка нам понадобится 4 локации.
Например: дверь, стол, стул и окно

Отрывок из стихотворения Николая Рубцова:

Я буду долго гнать велосипед,
В глухих лугах его остановлю.
Нарву цветов. И подарю букет
Той девушке, которую люблю.1 строчка – образ велосипеда (или парня, сидящего на велосипеде и крутящего педали)
Локация – дверь. В дверном проёме парень крутит педали на велосипеде

2 строчка – представляем пустынный луг
Локация – луг. На столе расположен луг.

3 строчка – букет цветов
Локация – стул. На стуле лежит красивый букет цветов

4 строчка – можно представить девушку, держащую в руках сердце
Локация – окно. На окне сидит девушка и держит в руках сердце

Теперь самостоятельно подберите еще 4 локации и постарайтесь запомнить другой отрывок.

Отрывок их стихотворения Игоря Северянина

Вонзите штопор в упругость пробки, –
И взоры женщин не будут робки!
Да, взоры женщин не будут робки,
И к знойной страсти завьются тропки.

1 строчка – представляем, как штопор с трудом входит в пробку
2 строчка – образ женщины с пристальным взглядом
3 строчка – тот же образ
4 строчка – узенькие извилистые тропинки

Таким образом, мы используем визуальную память, чтобы быстро запомнить стихотворение

Но если вы вспомните алгоритм, то запоминание стихов не ограничивается визуальным представлением.

Вам так же следует повторять строчки по тому принципу, который указан в алгоритме, параллельно держа в голове вспомогательные образы, размещенные на локациях.

В совокупности вы получите более мощный инструмент, чем каждый из них в отдельности.

Быстрое заучивание стихов: нужна методика?

Иногда учить стихи нужно и школьникам, и взрослым. Но дело в том, что запомнить стихотворение проще, чем прозу, а значит, справиться с этой задачей может и человек без феноменальной памяти.

Снова в школу!

Чаще всего учить стихи наизусть приходится школьникам, поэтому ими придумано много способов запоминания поэтических творений классиков и современников быстро и продуктивно. В большинстве школьные методы основаны на работе короткой памяти, и запомнить надолго вряд ли получится. Но это вытекает только из недостатков нашей системы образования. Неизвестно, есть ли системы лучше, но школьникам приходится запоминать наизусть огромные объемы информации, и кроме короткой памяти, никакая другая такого просто не выдержит. Поэтому нужно быстро запомнить и также быстро забыть…

Итак, школьные способы выучить стихи быстро.

  1. Запоминаете стихотворение понемногу в течение дня, буквально по паре строчек. Полезно повторить его на ночь и сразу после пробуждения. Вспомнится он быстро, ведь память человека лучше работает непосредственно перед сном и сразу после пробуждения.
  2. Знают школьники и о том, как учить стихи в последний момент. Для этого нужно за день до сдачи уложить в памяти только часть произведения либо целиком, но плохо. А дальше за 15 минут, до момента Х начать учить его перед самой сдачей, ни на что не отвлекаясь.

При этом мы понимаем, что другого шанса рассказать произведение просто не будет. Конечно же, это не лучшая методика заучивания стихотворений, но зато это легко для школьников: не придется тратить время на поэзию, когда необходимо сделать домашние задания на завтрашние шесть уроков…

  1. Выучить наизусть любой поэтический шедевр можно, просто разделив на части. Каждую хорошенько запомнить и связать первую со второй, вторую с третьей и все вместе.
  2. Еще один школьный способ. Просто много раз их читать, пока это не будет получаться быстро и легко. Лучше делать это после завтрака, а потом забыть об их существовании. Минут за 15 до сна снова прочесть стихотворение и заснуть. Утром оно вспомнится легко, и знать его вы будете наизусть.
  3. Также можно начитать на диктофон. Частично зубрить придется, но меньше привычного. Музыку же мы без труда сохраняем в памяти!
  4. Еще один способ выучить стихи быстро — просто переписать на бумагу. Запоминания легко добиться, если задуматься над каждым словом.
  5. Наконец, можно напевать их или даже положить на мотив любимой песни – так запомнить будет и лучше, и забавнее.
  6. Недавно появились и сервисы, цель которых — заучивание текстов наизусть. Достаточно вставить в них текст и нажать на кнопку «далее». Текст появится со скрытыми словами, которые необходимо вспомнить. После следующего нажатия исчезнут другие слова. Так текст выучится скорее, чем привыкли.

Для более качественного запоминания

Эта методика заучивания стихотворений эффективнее, чем школьное насилие над психикой. Выучить получится и не так скоро, но лучше, ведь запомнить все вы сможете надолго.

  1. Читаем стихотворение вслух. Делаем это три раза.
  2. При чтении выстраиваем ассоциации и стараемся представить описанную ситуацию. Так волей-неволей что-то в голове да отложится.
  3. Четвертый раз читаем максимально медленно, запоминая сами слова: их время, форму и др.
  4. Для подключения зрительной памяти, произведение нужно переписать на бумагу. При этом проговаривайте вслух все, что записываете.
  5. Каждую отдельную строфу или столбик лучше разбить на несколько.
  6. Сам процесс запоминания. Учить произведение нужно по той бумаге, на которой оно записано. Прочитав первую строчку, повторяем пару раз. Дальше также поступаем со второй, третьей, читая их вместе. Лучше не учить все разом, а разбить стихи на «циклы».
  7. На стыке циклов часто попадаются места, которые нелегко заучить. В этом случае поможет шпаргалка. На руке напишите то слово, с которого начинается момент, который сложно вспомнить.

Таким способом сохранить в памяти любое произведение можно буквально за час, но учить лучше начинать за пару дней до нужного момента, уделяя запоминанию по полчаса до сна.

Как заниматься с малышами

Это не очень легко, ведь у детей из младших классов неразвита никакая память.

Поэтому при прочтении стихотворения важно, чтобы он представлял себе, о чем рассказывается в произведении, причем четко и ярко. Можно даже изобразить. Картинки должны быть предельно ясными.

После пусть прочитает стихотворение в удобном для него темпе пару раз. В это время показывайте малышу всю историю жестами или же картинками.

Представляя историю, ребенку будет легко сохранить в памяти даже объёмный текст, но важно хвалить малыша, хотя бы если он запомнил только пару строчек, но рассказал без запинки.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector