4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Приснопоминаемый это значит

12 правил Церковной записки

Существует 12 правил церковной записки подаваемой за упокой или за здравие. Понятие «здравие» включает не только здоровье, физическое состояние человека, но и его духовное состояние. В эту записку следует записать всех, кому мы желаем здравия, спасения и благоденствия. В записке «За упокой» мы пишем имена усопших сродников, знакомых, учителей, благожелателей, всех, кто нам дорог. Как молимся мы о живых, так должны молиться и за умерших – и не только за ближайших сродников, но и за весь свой род, за всех, кто сделал нам добро в земной жизни, помог, научил.

Если вы хотите, чтобы поданная вами в алтарь поминальная записка было прочитана внимательно и неспешно, запомните 12 правил Церковной записки :

  1. Пишите четким, понятным почерком, лучше — печатными буквами, стараясь упоминать в одной записке не более 10 имен.
  2. Озаглавьте ее — «о здравии» или «о упокоении». С изображением креста.
  3. Имена пишите в родительном падеже (вопрос «кого»?).
  4. Ставьте полную форму имени, даже если поминаете детей (например, не Сережи, а Сергия).

  • Узнайте церковное написание светских имен (например, не Полины, а Аполлинарии; не Артема, а Артемия; не Егора, а Георгия).
  • Перед именами священнослужителей укажите их сан, полностью или в понятном сокращении (например, иерея Петра, архиеп. Никона).
  • Ребенок до 7 лет называется младенцем, от 7 до 15 лет — отроком (отроковицей).
  • Не надо указывать фамилии, отчества, титулы, профессии поминаемых и их степени родства по отношению к вам.
  • Допускается включение в записку слов»воина», «монаха», «монахини», «болящего», «путешествующего», «заключенного». Беременных женщин поминают, как непраздных
  • Наоборот, не надо писать «заблудшего», «страждущего», «озлобленного», «учащегося», «скорбящего», «девицы», «вдовицы». Если упоминаемая вами женщина беременна, то в православной традиции перед именем можно указать — «непраздная».
  • В заупокойных записках отметьте «новопреставленного» (усопшего в течение 40 дней по кончине), «приснопамятных» (усопших, имеющих в этот день памятные даты), «убиенных».
  • За тех, кого Церковь прославила в лике святых (например, блаженную Ксению), молиться уже не нужно.
  • Читайте также — Что нужно знать о заказной церковной записке?

    Аналогично пишет и преподобный Паисий Величковский — Так же следует помнить, что записки на Литургию не подаются за людей, которые хоть и крещены. но не живут христианской жизнью. Об этом строго пишет святой Семион Солунский — » Но сколько полезно тому, за кого приносится жертва сия, когда он живет достойно званию Христианскому, столько бедственно и вредно тому, кто, предав себя греховной жизни, нерадит о достойном исправлении звания Христианскаго. Ибо частица, будучи принесена от имени какого либо Христианина, и близ Божественнаго хлеба возлежащая, когда он священнодействуется и пременяется в Тело Господне, делается причастною освящению, и внесенная в растворение Святаго Потира напояется тогда животворящею Кровию: почему и душе той, за которую принесена бывает, ниспосылает благодать; тогда совершается духовное соединение человека с Богом. Если душа благочестива, или хотя по слабости и в грех падает, но потом покаянием очищается: такое невидимо приемлет общение Духа Святаго, часто же и телесной сподобляется пользы, это свидетельствует многократно опыт. Ежели же кто будучи предан греху, и от него отступить не хочет, такой, как недостойный общения с Богом, горшее осуждение себе приимет от принесенной за него жертвы. Поэтому Священник внимательно должен наблюдат, чтобы не принимать приношений и не возносит жертв за таких людей, которые, изгнав из сердца своего стыд и совесть, предаются всякому беззаконию; за это и сам Священник подвергается вместе с ними осуждению. От сего-то приключаются человеку и многоразличныя искушения и скорби. Сего ради, вопиет Павел, мнози в вас немощни и недужливы, и спят довольни (1 Кор. 11, 30). » Семион Солунский (Фессалоникийский) (Книга о храме 63 слово)

    «Если о православном явном грешнике не кающемся Церковь не разрешает приносить бескровную жертву, то может ли она допустить приносить таковую за умершего без всякого покаяния в противлении святой Церкви? Никак не может. О явном грешнике, что не подобает ему причащаться святых Таин и невозможно приносить за него бескровную жертву, свидетельствует святой Симеон, архиепископ Солунский, следующими словами: «нет места неверным или иномудрствующему. Поэтому никак не следует какому бы то ни было священнику приносить жертву или творить поминовение о явно согрешающем и не кающемся, так как это приношение бывает им во осуждение, равно как и принятие страшных Таин недостойно и без покаяния причащающимся, как об этом говорит божественный Павел» (Кор.11:29). Того же Симеона, о каковых следует приносить частицы: «Явно согрешающих верных приношения священники не должны принимать, как случится, но сначала требовать покаяния. Ибо приобщение бывает приносимою частицею, и не подобает, будучи недостойными, причащаться этой жертвы». Того же Симеона о том, что священнику следует внимательно наблюдать, о ком он приносит частицу: «насколько полезно бывает приношение о достойно приносящих, настолько бедственно и вредно о недостойных, в какой мере это возможно для людей, ибо частица, принесенная о ком-либо, будучи положена вблизи божественного хлеба, после того как этот хлеб будет освященнодействован и станет телом Христовым, тотчас же и та частица причащается святыне; вложенная же в потир, соединяется и с Кровию, и этим сообщает благодать и той душе, за которую она принесена. Ибо бывает мысленное причащение, и если человек оказывается прилежащим благоговению, или хотя и из согрешивших, но покаявшийся, то невидимо, как мы сказали, он принимает душою причащение Духа. Во многих случаях, как мы убедились, он получает и телесную пользу. Поэтому и следует священнику внимательно наблюдать, чтобы не от всякого желающего принимать приношение, и не приносить о таких, которые грешат без всякого стыда, чтобы не быть осужденными вместе с ними». Доселе слова святого Симеона, лучше же сказать, слова всей святой соборной Церкви, ибо он говорит согласно с соборным мудрованием. Из этих слов вытекает, что об умерших без покаяния и в противлении святой Церкви никак не следует совершать церковное поминовение. Дерзающий совершать о таковых поминовение воздаст за это страшный ответ, пред Христом Богом в день страшного суда Его

    Такого же мнения держались и оптинские старцы —

    «Не должно поминать явно грешников, пребывающих в нераскаянии, в заблуждении и расколах; по толкованию учителей церковных – через соединение частиц, вынутых за их имена, с Божественною Кровию, – не очищение, но осуждение для них бывает… Подавайте на проскомидию о ближних ваших, известных вам; а о прочих молися вообще, и в мыслях стараясь считать всех святыми (впрочем, не подражая делам их худым)…». (Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев. Письмо 207 к Фоме Никитичу и др. от 31 января 1836 г. – Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2000).

    Снежинск православный

    наш приходской сайт

    Как правильно составить церковную записку

    Церковная записка – это список имен живых или усопших православных христиан, за которых мы желаем помолиться вместе со всеми прихожанами во главе со священником во время богослужения. Это та молитва, о которой Господь сказал: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18,19).

    Кого нужно и можно поминать в записках

    • В записках «о здравии» (понятие «здравие» включает не только здоровье телесное, но и духовное состояние) пишут имена только тех, кто крещен в Православной Церкви.
    • В записках «о упокоении» подаются имена крещеных, православных, умерших естественной смертью или в результате несчастного случая, но не оставивших жизнь по своему желанию (самоубийц). Также нельзя писать имена усопших, причисленных к лику святых.

    Вверху записки обычно помещают восьмиконечный православный крест. Затем указывается вид поминовения: «О здравии» или «О упокоении» и название требы (обедня, проскомидия, сорокоуст, панихида, молебен с указанием, какому святому он возносится), после – имена поминаемых.

    В записках не указывают фамилии, отчества, звания, степени родства и т.д. Единственное , что нужно – это имя христианина , данное ему при Крещении или (для монахов) постриге, а также священный сан или степень монашества , если таковые имеются (укажите их полностью или в понятном сокращении, например, «о здравии» или «о упокоении» еп.Тихона, иер.Петра). Имена священнослужителей пишут первыми, затем имена монахов и монахинь, свое имя, и имена своих родных и близких.

    Основные правила составления записки

    1. Записки надо подавать до начала Литургии. Лучше всего записки о поминании подать вечером или рано утром, до начала службы.
    2. Вписывая имена живых и усопших, поминайте их во время написания, искренне желая им блага, от чистого сердца, стараясь вспомнить того, чье имя вписываете – это уже молитва.
    3. Записка должна содержать не более 10-15 имен, написанных крупно и разборчиво, в один столбик . Если вы хотите помянуть многих своих родных и близких – подайте несколько записок.
    4. Имена должны быть написаны в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?«).
    5. Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Георгия, а не Юрия, Егора; Артемия, а не Артема; Иулии, а не Юлии) и полностью (например, Александра, но не Саши).
    6. Ребенок до 7 лет считается младенцем, с 7 до 14 лет – отроком/отроковицей. В записках это указывать необязательно. Нельзя подавать записки о упокоении младенцев на панихиду и обедню, так как во время совершения этих треб возносятся усиленные молитвы о прощении грехов, а поступки детей–младенцев вследствие их легкой возбудимости, естественной открытости и податливости ко всему окружающему не могут считаться результатом их воли, из-за чего грех младенцам не вменяется.
    7. В записках «О упокоении» усопший в течение 40 дней по кончине именуется «новопреставленный» (например, н/п Андрея). Допускается написание перед именем «убиенный», «воин», «приснопоминаемый» (день смерти, день именин усопшего).
    8. Если младенец еще не крещен, а его мама крещена, в записках «О здравии» (кроме треб с выниманием частиц) можно указать имя матери, дописав «сочадом/чадами» (например, Ольги со чадом).

    Неправильно написанная записка никак не вредит тем, кто в нее вписан, не станет причиной их болезней и бед, но правильно написанная – облегчает священнику ее чтение, потому что ему приходится читать их сразу в большом количестве.

    Подавая записку о поминовении наших близких (особенно усопших), не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия.

    Новопреставленный. Что это значит?

    Каждый из нас наверняка слышал по отношению к усопшим такие определения, как «новопреставленный» и «приснопоминаемый». Что это означает и до какого времени усопшего следует именовать новопреставленным?

    Новопреставленным в православной традиции называют недавно умершего человека в течение сорока дней после его смерти.

    Почему именно сорок дней?

    Для ответа на этот вопрос следует обратиться к Библии. Возможно, древнейшие корни следует искать в древнеегипетской традиции погребения. Так был похоронен Иаков:

    И исполнилось ему [Иакову] сорок дней, ибо столько дней употребляется на бальзамирование, и оплакивали его Египтяне семьдесят дней

    Также можно заметить, что число «сорок» вообще в Библии имеет определенное сакральное значение:

    Моисей водил евреев по пустыне именно сорок лет.

    В течение сорока дней он же беседовал с Богом до получения скрижалей

    Христос постился в пустыне именно сорок дней

    Христос в пустыне. Крамской. 1872 г.

    Читать еще:  Через сколько дней поминают умершего

    После Воскресения Христос оставался на земле сорок дней, уча апостолов

    Не удивительно, что со временем традиционным сроком поминовения стали именно сорок дней , и именно этот срок был утвержден апостолами. Позднее христианское толкование объясняет сорокадневный срок таким образом:

    как Господь Бог устоял перед дьяволом во время сорокадневного поста и поборол его, так и раб Божий должен устоять перед темными силами, побороть их и обрести благодать в Раю.

    Что происходит с душой новопреставленного в течение этого времени?

    Согласно верованиям православной церкви, первые два дня душа остается на земле . Она посещает места, связанные с поступками усопшего – хорошими или плохими, места, наполненные воспоминаниями о бывших в жизни горестях и радостях. Кроме того, душе предстоит освоиться со своим новым положением, привыкнуть к новому бытию.

    На третий день душа возносится на небеса и проходит в сопровождении двух ангелов мытарства – испытания на пути к Богу . На мытарствах душа последовательно отвечает за совершенные за всю свою жизнь грехи.

    Мытарства.

    С третьего по девятый день душа наблюдает красоту и блаженства рая.

    Райский сад. Брейгель. 1612 г.

    С девятого же по сороковой день душа наблюдает весь ужас ада, муки и страдания грешников.

    Ад. Ганс Мемлинг. 1485 г.

    По прошествии сорока дней душа предстает перед Богом на частный суд , где окончательно решается вопрос о ее местонахождении (ад или Рай) до Страшного суда.

    Как молиться за новопреставленного?

    Согласно православному вероучению, молитвы в течение периода в сорок дней особенно важны. Душа должна пройти мытарства и не может молиться самостоятельно, молитвы же близких людей облегчают прохождение испытаний. Усердными молитвами можно спасти от ада даже самые заблудшие души.

    Можно читать родственникам, но лучше позвать священника.

    Потом, уже в церкви, по новопреставленному служат панихиду (молебен по умершему). Заказывать в церкви панихиду желательно три раза: над телом усопшего, на третий и на сороковой день.

    Иногда вместо панихиды служат литию – сокращенный вариант панихиды. Если панихида длится по времени 40-50 минут, то лития – не более 15.

    Потом очень полезно будет заказать сорокоуст. Сорокоуст — это каждодневное поминание новопреставленного во время литургии в течение сорока дней .

    Дома родным и близким необходимо читать Псалтырь. Двадцать глав-кафизм как раз предполагается прочесть за сорок дней. Кроме того, дома обязательно нужно читать особую молитву за новопреставленного.

    Молитва за новопреставленного:

    Близкие должны читать ее самостоятельно в любое свободное время.

    По желанию можно читать специальную молитву за усопших. Выделяют отдельные молитвы о супругах, родителях, детях. Кроме того, отдельные молитвы есть о некрещеных и самоубийцах. Хотя можно обойтись и обычной, но пренебрегать этими молитвами все-таки не стоит. Найти их можно в любом православном молитвослове.

    Канун в церкви

    Кануном (или канунником, также используется название “поминальный стол”) называют специальный стол в церкви, где расположено Распятие и куда нужно ставить свечи об упокоении и приношения для поминовения.

    Что кладут на канун в церкви? На канун можно положить продукты для поминовения усопших. Как правило, кладут муку, хлеб, сахар, реже – овощи и рыбу, в отсутствие поста не возбраняется класть скоромную пищу, например, яйца или молоко.

    Можно положить масло для лампад и воск для свечей. Жесткая регламентация приношений отсутствует, единственное строгое исключение – мясо, его ни в коем случае приносить нельзя: в православной традиции приношение может быть только бескровным.

    Принесенные продукты потом раздаются священнослужителям и работникам храма, а если есть возможность, то беднякам. Вместе с продуктами обычно кладут записку с именем усопшего, которого необходимо помянуть за упокой. Потом, во время трапезы, священнослужители обязательно помянут усопшего.

    Что значит “приснопоминаемый”?

    Слово “присный” переводится со старославянского как “вечный” . Само наименование говорит о том, что усопшего будут помнить его родные и близкие на протяжении всей их жизни. Приснопоминаемым называют усопшего в памятные для него дни: рождение, именины, кончина.

    Следует помнить о том, что смерть для православного христианина не является концом бытия, душа человека бессмертна. Поэтому сильно скорбеть об умершем не стоит, надо просто за него искренне молиться.

    Символ Веры

    О Церковных записках в Православной церкви

    В тех семьях, где с уважением относятся к традициям православного благочестия, имеется помянник, особая книжечка, в которую записывают имена живых и умерших и которая подается во время богослужения для поминовения. Книжки помянников и сейчас можно приобрести в храмах или магазинах православной книги.
    Помянник — это запись на память потомству о живших на земле предках, что делает помянник книгой, важной для каждого христианина и заставляет относиться к ней с уважением. Помянники хранят в чистоте и опрятности, около домашних икон.
    Церковная записка, в сущности, — разовый помянник и требует к себе такого же уважения

    Молитвенное поминовение

    Православным известно, что молитва в храме имеет преимущество перед домашней молитвой. Спаситель сказал: ‘Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них’ (Мф. 18, 19-20). В храме для совместной молитвы собираются верующие. В храме таинственно пребывает Сам Бог. Церковная молитва имеет особенную благодатную силу еще и потому, что она возносится священником, специально поставленным для того, чтобы возносить за людей молитвы и жертвы Богу.

    Наиболее распространенный способ испрашивания благодати Божией для своих родных и близких — молитвенное поминовение. В старину в благочестивых православных семьях существовал помянник — особая книга, в которую записывали имена живых и упокоившихся родственников. Книжка эта переходила из поколения в поколение и хранилась в святом углу дома — у божницы. По ней поминали имена во время домашней молитвы, ее же подавали для поминовения во время богослужения в храме.

    В наше время книжки-помянники, к сожалению, почти вышли из употребления, их заменили церковные записки. Церковная записка, в сущности, — разовый помянник и требует к себе такого же уважения.

    Как совершается поминовение по запискам?

    Делать это священник начинает во время проскомидии. Проскомидия — это начальная часть литургии, во время которой приготовляют хлеб и вино для Таинства причастия. Проскомидия, символизирующая рождество Иисуса Христа, совершается в алтаре скрытно для верующих, находящихся в храме, — так же, как скрытно, не ведомо для мира произошло рождение Спасителя.

    Для проскомидии употребляется пять особых просфор: ‘агничная’ (служит собственно для причащения), ‘Богородичная’, ‘девятичинная’ (в честь святых), ‘о живых’ (о Патриархе, епископах, пресвитерах и диаконах) и ‘об усопших’ (Патриархах, создателях храмов, епископах, священниках).

    Из каждой из этих просфор вынимаются частицы и кладутся на дискос — круглое блюдо на подставке, символизирующее ясли, в которых родился Спаситель.

    Затем священником вынимаются частицы из просфор, поданных верующими. В это время и читаются поминания — записки, книжки-помянники, которые поданы нами на проскомидию в свечной ящик (место при входе в храм, предназначенное для продажи свечей и для оформления треб). После прочтения каждого имени, указанного в записке, священнослужитель вынимает частицу просфоры, говоря: ‘Помяни, Господи (указывается написанное нами имя)’. Эти вынутые по нашим запискам частицы также кладутся на дискос вместе с частицами, вынутыми из богослужебных просфор.

    Это первое, не видимое молящимися поминовение тех, чьи имена написаны в поданных нами записках.

    Итак, частицы, вынутые по нашим запискам, лежат на дискосе, рядом с частицами, вынутыми из особых богослужебных просфор. Это — великое, святое место! Частицы, лежащие в этом порядке на дискосе, символизируют всю Церковь Христову.

    Частицы, вынутые из поданных нами просфор, не освящаются в тело Господне, они не преподаются верующим в Таинстве причастия. Для чего же они приносятся? Для того, чтобы посредством их верующие, имена которых написаны в наших записках, получили благодать, освящение и отпущение грехов от приносимой на престоле очистительной жертвы.

    Частица, вынутая из нашей просфоры, возлежа возле пречистого Тела Господня, исполняется святыни и духовных дарований и ниспосылает их тому, от имени которого возносится. В конце литургии, после того, как все причастники приобщатся Святых Таин, эти частицы погружаются в Чашу с Телом и Кровью Христовой; при этом священник произносит такие слова: ‘Отмый (омой), Господи, грехи зде (здесь) поминавшихся Честною Твоею Кровию’. Это делается для того, чтобы святые в ближайшем соединении с Богом возрадовались на небесах, живые же и мертвые, чьи имена указаны в записках, омывшись самой Пречистой кровью Христовой, получили оставление грехов и жизнь вечную. Таким образом, душам поминавшихся о здравии и об упокоении подается особая Божия благодать.

    Заказная записка

    В некоторых храмах, кроме обычных записок о здравии и об упокоении, принимают заказные записки. Заказная обедня о здравии с молебном отличается от обычного поминовения о здравии тем, что в дополнение к изъятию частицы из просфоры (что происходит при обычном поминовении) диакон гласно читает имена поминающихся на ектении.

    Сугубая (то есть усиленная) ектения начинается по окончании чтения Евангелия. В двух прошениях мы усиленно просим Господа услышать нашу молитву и помиловать нас: ‘Господи, Вседержителю, Боже отец наших, молитися (то есть молится Тебе), услыши и помилуй. — Помилуй нас, Боже. ‘ Все находящиеся в храме просят о Патриархе, о епископе, о священнослужебном братстве (притче церковном) и о всей ‘во Христе братии нашей’, о властях и воинстве.

    Во время ектении диакон произносит имена тех, кто указан в заказной записке, и призывает на них благословение Божие, а священник читает молитвы. Затем священник произносит молитву перед престолом, громко называя имена из записок. Но и на этом не оканчивается поминовение по заказной записке — после окончания литургии о них возносится молитва на молебне.

    То же происходит и на заказной обедне об упокоении с панихидой — и здесь, после изъятия частиц с называнием имен усопших, диакон гласно произносит на ектении их имена, затем имена повторяет перед алтарем священнослужитель, а затем усопшие поминаются на панихиде, которая происходит после окончания литургии.

    Обычай чтения записок с именами во время сугубой ектении идет еще с апостольских времен. Тогда использовали диптихи — две таблички, сделанные из бумаги или пергамента, сложенные, как скрижали Моисея. На одной из них писались для чтения во время священнодействия имена живых, на другой — усопших.

    ‘На ектении же больше поминаются новопреставленные или значительные строители обители, и то не более, чем одно или два имени. Но проскомидия — самое важное поминовение, ибо вынутые части за усопших погружаются в кровь Христову и очищаются грехи сею великою жертвою; а когда случается память кого из родных, то можешь подать записку и помянуть на ектении’, — писал преподобный Макарий Оптинский.

    Поминовение на Божественной Литургии (Церковная записка )

    О здравии поминают имеющих христианские имена, а о упокоении — только крещенных в Православной Церкви.

    На литургии можно подать записки:

    На проскомидию — первую часть литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов

    Сорокоуст — это молебен, который совершается Церковью ежедневно в течение сорока дней. Каждый день в течение этого срока происходит изъятие частиц из просфоры. ‘Сорокоусты, — пишет св.Симеон Солунский, — совершаются в воспоминание вознесения Господня, случившегося в сороковой день после воскресения, — и с той целью, чтобы и он (умерший), восстав из гроба, вознесся навстречу Судии, был восхищен на облацех, и так был всегда с Господом’.

    Читать еще:  Что носят в церковь на родительскую субботу

    Впрочем, сорокоусты заказываются не только об упокоении, но и о здравии, особенно о тяжелобольных.

    Неусыпаемая псалтирь

    Неусыпаемая Псалтирь читается не только о здравии, но и о упокоении. Издревле заказывание поминания на Неусыпаеом Псалтири считается великой милостынью за усопшую душу..

    Также хорошо заказывать Неусыпаемую Псалтирь и за себя, будет живо чувствоваться поддержка. И ещё один важнейший момент, но далеко не самый маловажный,
    Существует вечное поминовение на Неусыпаемой Псалтири. Кажется дорого, но результат в больше чем в миллионы раз превышает потраченные деньги. Если же такой возможности все равно нет, то можно заказываться на меньший срок. И хорошо также читать самому.

    Записку в храме можно подать и с тем, чтобы заказать молебен.

    Молебен — это особое Богослужение, при котором просят Господа, Богородицу, святых о ниспослании милости или благодарят Бога за получение благ. В храме молебны совершаются перед литургией и после нее, а также после утрени и вечерни. Общественные молебны совершаются в дни храмовых праздников, на Новый год, перед началом учения отроков, при стихийных бедствиях, в нашествии иноплеменников, при эпидемиях, в бездождие и т.д. Другие молебны принадлежат к частному богослужению и совершаются по просьбам и нуждам отдельных верующих. Часто во время этих молебнов происходит малое освящение воды.

    Записка на молебен начинается с указания, какому святому возносится молебен, пишется о здравии он или об упокоении. Затем перечисляются имена тех, о ком будет возноситься молебное пение.

    Когда будете подавать записку на молебен, скажите служителю, заказываете ли вы водосвятный молебен — в этом случае совершается малое освящение воды, которая потом раздается верующим, — или же обычный, без водосвятия.

    Можно заказать поминовение живых или усопших на месяц, на полугодие, на год. В некоторых храмах и монастырях принимаются записки на вечное поминовение (т.е. до тех пор, пока действует храм).

    О ком следует молиться

    Подавая записку ‘о здравии’, мы просим помолиться не только за здоровье наших близких, но и за их успехи, материальное благополучие, душевный покой. И если мы молимся о здравии человека, который сделал много зла, то это не значит, что мы молимся о том, чтобы он и в дальнейшем пребывал в таком же состоянии, — нет, мы молим Бога, чтобы Он переменил его намерения и внутреннюю неустроенность, сделал так, чтобы наш недоброжелатель или даже враг стал пребывать в гармонии с Богом, с Церковью, с окружающими. Молитва за врагов, за враждующих — великая сила для прекращения вражды и водворения мира.

    В соответствии с наставлением апостола ‘Поминайте наставников ваших’ (Евр. 13, 7) в записке следует указывать имя вашего духовного отца (если он у вас есть). Каждый должен молиться о здравии и благополучии своей семьи: ‘Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного’ (1 Тим. 5, 8). Не забывайте ваших благодетелей, чтобы не оставаться перед ними в долгу: ‘Отдавайте всякому должное. Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон’ (Рим. 13, 7-8).

    Как молимся мы о живых, так должны молиться и за умерших — и не только за ближайших родственников, но и за весь свой род. Наши отношения с ближними не прекращаются после их смерти. Смерть прерывает только видимое общение с ними. Мы, верующие в то, что наши усопшие не умерли, веруем и в то, что милосердный Господь по молитве нашей простит души, умершие хотя и во грехах, но с верой и надеждой на спасение. Мы верим, что наши усопшие родные, а имен многих из них мы часто и не знаем, молятся о нас, своих потомках.

    Правила написания записок

    Записки надо подавать до начала литургии, потому что поминовение за службой совершается лишь до определенного момента — до Херувимской песни (‘Иже херувимы’). Лучше всего записки о поминании подать вечером или рано утром, до начала службы.

    В начале записки следует изобразить восьмиконечный крест и написать ‘О здравии’ или ‘Об упокоении’. Поминать можно лишь имена людей, крещенных в Православной Церкви.

    Записка должна содержать не более пяти-десяти имен. Об этом обычно написано или можно справиться возле свечного ящика. Если вы хотите помянуть многих своих родных и близких — подайте несколько записок.

    Имена должны быть написаны в родительном падеже (отвечать на вопрос ‘кого?’). Если вы собираетесь указать имена архиереев и иереев, то делайте это в начале записки. Первыми пишут имена епископов, за ними — священников-иноков, священников и диаконов, потом монахов и монахинь. При этом указывается их сан — например, ‘о здравии’ епископа Иоанна, игумена Иоанна, иерея Иоанна. Затем пишите свое имя, своих родных и близких. Обычно порядок написания имен такой: сначала пишут имена мужчин, далее — женщин, отроков, девиц и отроковиц и, наконец, младенцев мужского и женского пола. То же относится и к запискам ‘об упокоении’.

    Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Иоанна, а не Ивана) и полностью (например, Александра, Николая, но не Саши, Коли).

    В записках не указываются фамилии, отчества, звания и титулы, степени родства.

    Ребенок до 7 лет в записке упоминается как младенец — например, младенца Иоанна.

    В записках о здравии перед именем можно упомянуть: ‘болящего’, ‘воина’, ‘путешествующего’, ‘заключенного’. Не пишут в записках — ‘страждущего’, ‘озлобленного’, ‘нуждающегося’, ‘заблудшего’.

    В записках ‘об упокоении’ усопший в течение 40 дней по кончине именуется ‘новопреставленный’. Допускается в записках ‘об упокоении’ написание перед именем ‘убиенный’, ‘воин’, ‘приснопамятный’ (день смерти, день именин усопшего).

    В поминовениях об упокоении нельзя писать имени покончивших с собой. В записках нельзя также писать имена усопших, причисленных к лику святых.

    Записки на молебен или панихиду, которые совершаются после окончания литургии, подаются отдельно.

    Церковные записки

    В записке «О здравии» мы упоминаем всех, кому мы желаем здравия, спасения, добра, благоденствия. Понятие «здравие» включает не только здоровье, физическое состояние человека, но и его духовное состояние, благополучие.

    Мы просим о здравии не только для близких и родных нам людей, но и тех, кто причинил нам зло, кого обидели мы. Если мы молимся о здравии человека, который обидел нас, совершил по отношению к нам зло, значит, мы хотим, чтобы Господь переменил его намерения, сделал так, чтобы наш недоброжелатель обратился к Богу, научился пребывать в мире с окружающими.

    За всех недоброжелателей, обидчиков, завистников или даже врагов, обязательно нужно молиться, по заповеди Господа: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5, 44).

    Молитва за врагов, обидчиков, завистников, за тех, кто находится в ссоре – это великая сила для усмирения и прекращения вражды, для вразумления и водворения мира. Записки (поминовения) подаются прихожанами за свечной ящик (в нашем храме – это место слева от входа, где продаются свечи, крестики, иконы, где оформляются требы).

    Записки следует подавать перед началом Божественной Литургии, совершаемой в утренние часы, либо, накануне вечером (в этом случает, Ваши записки будут читать на утренней Литургии). Перед началом Божественной Литургии записки передаются в алтарь, где священнослужители прочитывают их, вознося молитву за наших родных и близких. За каждое имя, указанное в записке, из просфоры вынимается частица. В конце Литургии эти частицы погружают в Чашу с Телом и Кровию Христовой, при этом, священник произносит такие слова: «Омый, Господи, грехи зде поминавшихся Честною Твоею Кровию молитвами святых Твоих».
    Поминовение за Божественной Литургией — особый вид общецерковной молитвы. Заказывая молитву, мы заботимся о здравии и душевном спасении наших близких или о блаженном упокоении усопших.

    Домашняя молитва, как правило, не имеет такой благодатной силы как молитва общая, молитва единая, молитва Церкви. Церковная молитва — эта та молитва, о которой Господь сказал: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 19-20).
    Начинать записку правильнее всего с имени вашего духовного отца, священника, который вас наставляет, заботится о спасении вашей души, молит о вас Господа.
    Затем пишутся имена родителей, свое имя, имена членов своей семьи, близких и родных. За именами своей семьи и родных, впишите имена ваших благодетелей. Если они сделали вам добро, то и вы должны желать и молить для них добра и блага у Господа, чтобы не оставаться перед ними в долгу.

    Существуют определенные правила написания церковных записок:

    1. Пишите четким, понятным почерком, лучше всего – печатными буквами, стараясь упоминать в одной записке не более 10 имен.
    2. Озаглавьте записку « О здравии» (за живых) или «О упокоении» (за умерших).
    Сейчас во многих храмах есть готовые бланки таких записок. Если готового бланка нет, то на небольшом чистом листе бумаги сначала нарисуйте восьмиконечный Крест а затем, напишите «О здравии» или «О упокоении».

    3. Имена пишутся в родительном падеже (вопрос «кого»). Например, «О здрав ии » Мар ии , Оль ги , Миха ила , и т.д.

    4. Ставьте полную форму имени, даже если указываете в записке маленьких детей (например, не Андрюши, а Андрея, не Даши, а Дарьи и т.д.)

    5. Узнайте церковное написание светских имен (например, не Егора, а Георгия, не Виктории, а Ники, не Артема, а Артемия, не Сергея, а Сергия, не Полины, а Аполлинарии, не Светланы, а Фотинии, не Ивана, а Иоанна и т.д.). Если вы затрудняетесь, и не знаете, как в церковном написании будет звучать имя, вы всегда можете обратиться за помощью к служителям храма.

    6. Перед именами священнослужителей укажите их сан, полностью или в сокращенном виде. Например, иерея (или сокращенно — иер.) Виктора, протоиерея (прот.) Владимира, архимандрита (архим.) Гавриила, диакона (диак.) Петра и т.д.

    7. Дети до 7 лет именуются младенцами. Старше 7 лет – отроком (отроковицей).
    Пример: «О здравии» млад. Надежды, отрока Иоанна, отрок. Людмилы.

    8. Не надо указывать фамилии, отчества, титулы, профессии поминаемых и их степень родства по отношению к вам.

    9. Допускается включение в записку слов перед именем: «воина» (так именуются военнослужащие – например, воина Димитрия), «болящего» (именуются все, кто болеет), «путешествующего» (кто находится в дороге, в командировке), «заблудшего» (крещеные люди, отошедшие от Православия, неверующие), «страждущего» (например, недугом: пьянства, наркомании, табакокурения, азартных игр), «учащегося» (школьники, студенты), «скорбящего», «монаха», «монахини».

    10. Наоборот, не надо писать уточнения, типа «девицы», «вдовицы», «озлобленного», «беременной».

    11. В заупокойных записках следует указывать перед именами: «О упокоении» «новопреставленного» (так усопший именуется в течении сорока дней после кончины, включая день смерти, даже если она произошла близко к полуночи), «приснопамятного» (усопшего, имеющего в этот день памятные даты: дату смерти, день рождения, день именин), «убиенного» (скончавшегося насильственной смертью).

    12. Тех, кого Церковь уже прославила в лике Святых (например, Блаженную Матрону, Блаженную Ксению) в записках «О упокоении» поминать уже не нужно.

    13. В Церкви можно поминать только церковные имена КРЕЩЕННЫХ в Православной вере христиан. Некрещеных людей в церкви не поминают. За некрещеных людей можно и нужно молиться перед иконами дома (келейно).

    Читать еще:  Поминание усопших в октябре 2018

    14. Если ваши крещеные усопшие родственники, о которых вы молитесь, не были отпеты, то их следует «предать земле», заказав заочное отпевание.

    15. Нельзя поминать в церковных записках имена самоубийц. За людей, покончивших с собой, молиться можно только дома. Если вы по ошибке или по незнанию подали записку о человеке, которого, по Церковным правилам нельзя поминать в Храме, то необходимо сказать об этом священнику на исповеди.

    На Божественную Литургию можно подать записки:

    1) Простая записка – подается для поминовения на Проскомидии – первой части Литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову, с молитвой о прощении грехов поминаемых;
    2) Заказная записка на Литургию (Обедню – простонародное название) подается для поминовения как на Проскомидии, так и во всеуслышание на Сугубой Ектении, читаемой сразу после Евангелия. Эта записка может читаться как Диаконом, так и Священником.
    3) Сорокоуст — это поминовение, которое совершается Церковью ежедневно, в течение 40 дней. Каждый день в течение этого срока на Проскомидии происходит вынимание частиц из просфоры за каждое имя. «Сорокоусты совершаются в воспоминание Вознесения Господня, случившегося в сороковой день после Воскресения» (Святой Симеон Солунский).

    Сорокоусты могут заказываться как о здравии, так и о упокоении.
    Кроме обычных записок (простых, заказных, сорокоустов) можно заказывать полугодовые, годовые и вечные поминовения. Чаще всего такие поминовения заказывают в монастырях.

    По окончании Литургии во многих Храмах служатся Молебны (о здравии) и Панихиды (о упокоении). Так можно подать записку и на Молебен, и на Панихиду.

    Молебен – это особое молитвенное пение ко Господу, Богородице или Святым. Поэтому, Молебен следует так и озаглавить: «Молебен ко Господу о здравии» или «Молебен Святителю Николаю о путешествующих», или «Молебен Сергию Радонежскому о помощи в обучении», далее – пишите имена, за кого вы молитесь. Благодарственные Молебны всегда служатся только Господу Иисусу Христу.

    Когда будете подавать записку на Молебен, скажите служителю, заказываете ли вы Водосвятный молебен — в этом случае совершается Малое освящение воды, которая раздается потом всем верующим, — или же обычный, без Водосвятия.

    Подавать записки следует заранее (лучше накануне вечером), до начала Божественной Литургии, потому что поминовение за службой совершается лишь до определенного момента – Херувимской песни («Иже херувимы…»).

    Заполнение записки – духовная составляющая этого процесса: записывая имена живых и усопших, поминайте их в процессе написания от чистого сердца и с искренними пожеланиями им добра, блага, спасения души. Поминая того человека, чье имя вы вписываете — вы уже молитесь за него.

    Помянник
    В тех семьях, где с уважением относятся к традициям православного благочестия, имеется помянник, особая книжечка, в которую записывают имена живых и умерших и которая подается во время богослужения для поминовения. Книжки помянников и сейчас можно приобрести в храмах или магазинах православной книги. Помянники хранят около домашних икон или в своем храме у свечного ящика.

    Значение слова «приснопоминаемые»

    Что означает слово «приснопоминаемые»

    Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Приснопоминаемые

    или приснопамятные — так называет церковь создателей святых обителей и храмов (в сугубой ектении) и всех православных христиан в том же смысле, как и блаженными. В особенности П. называются св. исповедник Даниил, в схиме Стефан (память 17 декабря), и царица Феофания (умерла в 892 г., память 16 декабря), супруга греческого императора Льва Мудрого.

    Смотрите также:

    Морфологический разбор слова «приснопоминаемые»

    Фонетический разбор слова «приснопоминаемые»

    Значение слова «приснопоминаемые»

    Карточка «приснопоминаемые»

    Словари русского языка

    Лексическое значение: определение

    Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

    Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое

    Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:

    • Толковые Найти значение слова вы сможете в толковом словаре русского языка. Каждая пояснительная «статья» толкователя трактует искомое понятие на родном языке, и рассматривает его употребление в контенте. (PS: Еще больше случаев словоупотребления, но без пояснений, вы прочитаете в Национальном корпусе русского языка. Это самая объемная база письменных и устных текстов родной речи.) Под авторством Даля В.И., Ожегова С.И., Ушакова Д.Н. выпущены наиболее известные в нашей стране тезаурусы с истолкованием семантики. Единственный их недостаток — издания старые, поэтому лексический состав не пополняется.
    • Энциклопедические В отличии от толковых, академические и энциклопедические онлайн-словари дают более полное, развернутое разъяснение смысла. Большие энциклопедические издания содержат информацию об исторических событиях, личностях, культурных аспектах, артефактах. Статьи энциклопедий повествуют о реалиях прошлого и расширяют кругозор. Они могут быть универсальными, либо тематичными, рассчитанными на конкретную аудиторию пользователей. К примеру, «Лексикон финансовых терминов», «Энциклопедия домоводства», «Философия. Энциклопедический глоссарий», «Энциклопедия моды и одежды», мультиязычная универсальная онлайн-энциклопедия «Википедия».
    • Отраслевые Эти глоссарии предназначены для специалистов конкретного профиля. Их цель объяснить профессиональные термины, толковое значение специфических понятий узкой сферы, отраслей науки, бизнеса, промышленности. Они издаются в формате словарика, терминологического справочника или научно-справочного пособия («Тезаурус по рекламе, маркетингу и PR», «Юридический справочник», «Терминология МЧС»).
    • Этимологические и заимствований Этимологический словарик — это лингвистическая энциклопедия. В нем вы прочитаете версии происхождения лексических значений, от чего образовалось слово (исконное, заимствованное), его морфемный состав, семасиология, время появления, исторические изменения, анализ. Лексикограф установит откуда лексика была заимствована, рассмотрит последующие семантические обогащения в группе родственных словоформ, а так же сферу функционирования. Даст варианты использования в разговоре. В качестве образца, этимологический и лексический разбор понятия «фамилия»: заимствованно из латинского (familia), где означало родовое гнездо, семью, домочадцев. С XVIII века используется в качестве второго личного имени (наследуемого). Входит в активный лексикон. Этимологический словарик также объясняет происхождение подтекста крылатых фраз, фразеологизмов. Давайте прокомментируем устойчивое выражение «подлинная правда». Оно трактуется как сущая правда, абсолютная истина. Не поверите, при этимологическом анализе выяснилось, эта идиома берет начало от способа средневековых пыток. Подсудимого били кнутом с завязанными на конце узлом, который назывался «линь». Под линью человек выдавал все начистоту, под-линную правду.
    • Глоссарии устаревшей лексики Чем отличаются архаизмы от историзмов? Какие-то предметы последовательно выпадают из обихода. А следом выходят из употребления лексические определения единиц. Словечки, которые описывают исчезнувшие из жизни явления и предметы, относят к историзмам. Примеры историзмов: камзол, мушкет, царь, хан, баклуши, политрук, приказчик, мошна, кокошник, халдей, волость и прочие. Узнать какое значение имеют слова, которые больше не употребляется в устной речи, вам удастся из сборников устаревших фраз. Архаизмамы — это словечки, которые сохранили суть, изменив терминологию: пиит — поэт, чело — лоб, целковый — рубль, заморский — иностранный, фортеция — крепость, земский — общегосударственный, цвибак — бисквитный коржик, печенье. Иначе говоря их заместили синонимы, более актуальные в современной действительности. В эту категорию попали старославянизмы — лексика из старославянского, близкая к русскому: град (старосл.) — город (рус.), чадо — дитя, врата — ворота, персты — пальцы, уста — губы, влачиться — волочить ноги. Архаизмы встречаются в обороте писателей, поэтов, в псевдоисторических и фэнтези фильмах.
    • Переводческие, иностранные Двуязычные словари для перевода текстов и слов с одного языка на другой. Англо-русский, испанский, немецкий, французский и прочие.
    • Фразеологический сборник Фразеологизмы — это лексически устойчивые обороты, с нечленимой структурой и определенным подтекстом. К ним относятся поговорки, пословицы, идиомы, крылатые выражения, афоризмы. Некоторые словосочетания перекочевали из легенд и мифов. Они придают литературному слогу художественную выразительность. Фразеологические обороты обычно употребляют в переносном смысле. Замена какого-либо компонента, перестановка или разрыв словосочетания приводят к речевой ошибке, нераспознанному подтексту фразы, искажению сути при переводе на другие языки. Найдите переносное значение подобных выражений в фразеологическом словарике. Примеры фразеологизмов: «На седьмом небе», «Комар носа не подточит», «Голубая кровь», «Адвокат Дьявола», «Сжечь мосты», «Секрет Полишинеля», «Как в воду глядел», «Пыль в глаза пускать», «Работать спустя рукава», «Дамоклов меч», «Дары данайцев», «Палка о двух концах», «Яблоко раздора», «Нагреть руки», «Сизифов труд», «Лезть на стенку», «Держать ухо востро», «Метать бисер перед свиньями», «С гулькин нос», «Стреляный воробей», «Авгиевы конюшни», «Калиф на час», «Ломать голову», «Души не чаять», «Ушами хлопать», «Ахиллесова пята», «Собаку съел», «Как с гуся вода», «Ухватиться за соломинку», «Строить воздушные замки», «Быть в тренде», «Жить как сыр в масле».
    • Определение неологизмов Языковые изменения стимулирует динамичная жизнь. Человечество стремятся к развитию, упрощению быта, инновациям, а это способствует появлению новых вещей, техники. Неологизмы — лексические выражения незнакомых предметов, новых реалий в жизни людей, появившихся понятий, явлений. К примеру, что означает «бариста» — это профессия кофевара; профессионала по приготовлению кофе, который разбирается в сортах кофейных зерен, умеет красиво оформить дымящиеся чашечки с напитком перед подачей клиенту. Каждое словцо когда-то было неологизмом, пока не стало общеупотребительным, и не вошло в активный словарный состав общелитературного языка. Многие из них исчезают, даже не попав в активное употребление. Неологизмы бывают словообразовательными, то есть абсолютно новообразованными (в том числе от англицизмов), и семантическими. К семантическим неологизмам относятся уже известные лексические понятия, наделенные свежим содержанием, например «пират» — не только морской корсар, но и нарушитель авторских прав, пользователь торрент-ресурсов. Вот лишь некоторые случаи словообразовательных неологизмов: лайфхак, мем, загуглить, флэшмоб, кастинг-директор, пре-продакшн, копирайтинг, френдить, пропиарить, манимейкер, скринить, фрилансинг, хедлайнер, блогер, дауншифтинг, фейковый, брендализм. Еще вариант, «копираст» — владелец контента или ярый сторонник интеллектуальных прав.
    • Прочие 177+ Кроме перечисленных, есть тезаурусы: лингвистические, по различным областям языкознания; диалектные; лингвострановедческие; грамматические; лингвистических терминов; эпонимов; расшифровки сокращений; лексикон туриста; сленга. Школьникам пригодятся лексические словарники с синонимами, антонимами, омонимами, паронимами и учебные: орфографический, по пунктуации, словообразовательный, морфемный. Орфоэпический справочник для постановки ударений и правильного литературного произношения (фонетика). В топонимических словарях-справочниках содержатся географические сведения по регионам и названия. В антропонимических — данные о собственных именах, фамилиях, прозвищах.

    Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

    Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

    Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector
    ×
    ×