0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Продукты в церковь на поминальный стол

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Что приносят в церковь на поминальный стол

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Очень часто в православном храме рядом с тетраподом (подсвечника для поминовения усопших) на столе лежат различные продукты питания. Эти продукты являются ничем иным как поминовения почивших близких. Такой обряд еще называют панихидой. Это заупокойная служба. Она состоит в молитвенном поминовении усопших. На протяжении чтении панихиды священник сосредотачивает свое внимание на том, что души усопших восходят от земли на Суд к Лицу Божию. Поминальная служба проводится именно рядом поминального столика.

Так уж устроен мир, что рано или поздно мы теряем близкого человека, и чтобы он в мире ином мог обрести мир и покой по церковным традициям в храме нужно заказать службу панихиды. Это служба, на которой священник читает молитвы за упокоение души умершего. Считается, что такие молитвы помогают быстрее обрести покой. Когда заказывается такая служба принято нести определенный набор продуктов, как жертвование за проведение службы, который ложатся на специальный поминальный стол. Какими должны быть продукты для поминального стола мы рассмотрим ниже.

Что принято нести в церковь

Милостыня верующим за чтение молитвы за «восстановление погрешней и даровании покоя душе» выражается в виде продуктов. И так, что должно быть на поминальном столе. Набор продуктов зависит от церковных праздников и постов. Если тот день, когда вы заказываете службу нет никакого церковного праздника или поста тогда это может быть:

  • хлеб, крупы;
  • растительное масло;
  • молочные продукты;
  • сахар, мука;
  • овощи, фрукты;
  • рыба;
  • конфеты, печенье и т.д.

Если вы подаете записку на службу в пост. Тогда набор продуктов должен составляться согласно церковных традиций, и они не должны содержать запрещенные продукты в пост. Другими словами, в такие дни не стоит класть такие продукты на поминальный стол в церкви как яйца, мясо, молоко и т.д.

Также нужно детально изучить церковный календарь. На день Радоницы (9 день после Пасхи) для поминовения принято нести яйца, пасхи, куличи. Конечно каждый человек сам лично выбирает набор продуктов. На сегодня не существует никаких конкретных списков, которые необходимо собирать для поминовения. Главное, чтобы эти продукты отдавались в церковь с чистой душой и благими намерениями.

Вместе с продуктами на поминальный стол прихожане также кладут записки с именами усопших родных за которых и нужно читать молитву.

Нужно также отметить, что чаще всего на поминовение подают записки и несут продукты на 9,40 день после смерти. Также обязательно поминают на 1,2 ,3 год. Также на протяжении года существуют специальные поминальные дни, когда принято проводить поминовение.

Где в церкви поминальный стол

Верующие, которые ходят в церковь не ежедневно, а только от случая к случаю наверняка не знают где в церкви находится поминальный стол. Как правило такой стол стоит рядом с кануном где ставят свечки за упокой стоит поминальный стол. Этот канун как правило имеет квадратную форму. Но не всегда. Во многих храмах это может быть подсвечник круглой формы.

Если войти в церковь и спросить у бабушек где ставят свечки за упокой они могут сказать, что для Бога все живы и ставьте где захотите. Но нужно учитывать, что в каждой церкви существует много своих правил и традиций. Но несмотря на это у всех есть именно этот поминальный уголок. Очень часто он располагается напротив с распятием Христа.

Помните, что в поминальные дни нужно не только заказывать церковные панихиды, но и при посещении церкви не лишним будет раздать милостыню нищим, при этом прося у них чтобы они помолились за усопшего.

Что кладут в церковь на поминальный стол

После смерти близкого человека в православной Церкви принято заказывать службу панихиды по усопшему, во время которой по церковным традициям родственники приносят в храм продукты и складывают на специальный стол.

Как священник проводит службу и что кладут в церковь на поминальный стол?

Поминальный обед считается определенной формой милостыни перед Богом, помогающей усопшему очиститься от грехов. Подавая еду в храме, нужно делать это с искренними намерениями, через любовь и молитву, иначе все старания будут напрасными.

Если родственники горячо молятся об усопшем, даже не имея средств для пожертвования, их молитвы будут ценнее, чем у тех, кто организовывает процесс просто «для галочки».

Где в церкви находится поминальный стол

Многие верующие посещают храм достаточно редко, либо от случая к случаю, поэтому могут не знать расположение церковных атрибутов.

Поминальный стол следует искать возле кануна – прямоугольного стола, имеющего ячейки для свечей, которые ставят за упокой.

Некоторые считают, что свечу можно поставить куда угодно, однако, это не всегда уместно. В каждой церкви действуют уже давно установленные правила, поэтому не стоит забывать, что существует специальный поминальный уголок.

Перед началом службы принесенные продукты следует расположить на приставном столике. Во время прочтения заупокойного чина, батюшка окропляет пожертвования святой водой.

После богослужения принесенные дары раздают священникам, служителям храма, нуждающимся, а также нищим и бездомным, блуждающим возле храма.

Зачем в церковь приносить продукты на помин

Отдельная религия придерживается своего мнения по этому вопросу. Например, язычники считают, что поминальные дары переходят на тот свет, и покойный сможет их вкусить. Индуизм рассматривает подношение как плату богам за прощение грехов покойного.

Православная Церковь иначе относится к такому ритуалу. В христианстве считается, что человек в загробном мире сохраняется как личность, теряя свои биологические потребности. Ведь тела больше нет, остается только душа. Что же тогда подразумевает в себе данная традиция в православной религии?

Многие покидают этот мир с тяжелым грузом грехов, накопившимся в течение жизни, не успев раскаяться на земле. И только близкие своими молитвами, милостыней и добрыми делами способны помочь усопшему. Милостыня окажется более действенной, если после нее мы сами сделаемся добрее.

Что приносят в церковь на родительскую субботу

В православной Церкви родительскими субботами считаются дни, когда живые поминают усопших и молятся за них. Они не имеют определенных дат, каждая суббота привязана к определенному религиозному празднику.

Читать еще:  Ребенок плохо запоминает стихи

В канун проводится панихида. Приходить следует заранее, чтобы не мешать молящимся и заказать все, что нужно для помина.

Заупокойная процессия начинается в субботу утром, затем проходит общая панихида. Умерших родителей принято поминать именно в этот день. Люди пишут имена усопших родителей на листочках, молятся за упокой и прощение грехов.

В родительскую субботу приносят в церковь постные продукты, которые батюшка освящает: муку, сахар масло и вино для проведения литургии.

Следует съездить на могилку, привести ее в порядок и помолиться.

Что нужно нести в церковь на панихиду

Панихида – процесс, проводимый в день похорон, на третий день, девятый и сороковой. Проводят ее в день рождения, годовщину и именины усопшего.

Поминальные продукты нужно сложить на поминальный стол. К ним относятся следующие приношения:

  • различные хлебобулочные изделия;
  • мука, крупы, растительное масло;
  • чай, соки;
  • консервы;
  • кагор;
  • кисель.

Самым распространенным блюдом является кутья. Традиционно ее делают из пшеницы и меда, однако, в последнее время основные ее ингредиенты – рис и изюм.

Что нельзя приносить:

  • мясо и мясные изделия;
  • продукты с истекшим сроком годности;
  • крепкий алкоголь (разрешается только кагор).

Продукты, принесенные в церковь на панихиду – это дар Богу, поэтому следует ответственно подойти к данному вопросу.

Что нести в храм на 9 дней

На девятый день после смерти по усопшему заказывают молебен, затем устраивают поминки. Молитвы, произносимые на девятый день, помогут умершему очиститься и преодолеть испытания перед райской жизнью.

Обычно на первое подают кутью, борщ, щи, на второе – каши с кусочком мяса или рыбы. Салаты – винегрет, помидоры с огурцами, капустные салаты. Напитки – кисель, компот, безалкогольные напитки.

На помине важно простить усопшего и проститься с ним, это облегчит его страдания на том свете.

ХРАМ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ
ПЕТРА И ПАВЛА

Кануном в церковной среде именуется день, предшествующий тому или иному празднику. Но есть и выражение «милостыня на канун», и означает оно совсем другое: принесение в храм тех или иных продуктов для трапезы — в память об усопшем. В основном приходящие в Церковь люди воспринимают эту традицию интуитивно — в ней нет ничего сложного, она по-житейски понятна каждому. Но все же уточним некоторые моменты, чтобы те, кто только начинает церковную жизнь, могли избежать неправильного понимания и суеверий.

1. Как возникла традиция?

Традиция приносить в храм все необходимое для общей трапезы берет свое начало в первых веках христианства. Верующие собирались вместе для совершения Евхаристии, которая переходила затем в обычную вечерю, то есть в ужин. Известны с тех времен и поминальные агапы, то есть трапезы в память об усопших.

2. Что приносить?

На канун можно приносить любые продукты, кроме мясных и сырой рыбы. Не стоит, конечно, приносить и алкоголь — если есть желание пожертвовать в алтарь бутылку кагора для богослужений, лучше приобрести его в церковной лавке, так как далеко не всякое вино пригодно по качеству для совершения Литургии. Продукты должны быть плотно упакованы, не распространять никакого запаха, не пачкать ничего вокруг. Они не должны быть просроченными или на грани срока годности. В дни многодневных постов приносят только постное, соответствующее строгости поста по уставу.

На отпевание и в дни поминок в храм приносится кутья. Ее, в отличие от других приношений, затем забирают домой, на поминальный стол. Но можно оставить отдельное блюдо с кутьей и для храмовой трапезы.

3. Когда приносить?

Обычно продукты в храм приносят тогда же, когда заказывают об усопшем панихиду (во время служения которой пища и освящается для общего стола). Как правило, это девятый и сороковой день по кончине, годовщины рождения и смерти покойного, день его именин, а также дни, когда совершаются так называемые вселенские панихиды, именуемые в народе родительскими субботами, и Радоница. Однако ничто не мешает нам творить такую милостыню в любое время, когда у нас есть возможность и этого желает наша душа. При этом можно заказать поминовение усопшего на Литургии, сорокоуст о упокоении или просто помолиться сердцем.

В Церкви есть периоды, когда поминовение усопших по уставу не совершается: дни Великого поста (кроме суббот), Страстная седмица, время от Пасхи до Радоницы, от Рождественского сочельника до Крещения Господня, двунадесятые праздники. Приношения в храм в эти дни обычно тоже не совершаются.

Приносят продукты обычно в утренние часы, когда служится Литургия.

4. Куда приносить?

Чаще всего в храме есть панихидный стол, который нетрудно заметить по уже лежащей на нем снеди. В небольших церквях это может быть тумбочка, коробка или корзина. В некоторых храмах продукты для общей трапезы можно принести непосредственно в трапезную, снабдив запиской с именами усопших для поминовения.

5. Куда потом деваются продукты?

Употребление продуктов с кануна зависит от того, какова приходская жизнь храма и его деятельность. Практически везде они используются для приготовления трапезы после Литургии, раздаются священникам, сотрудникам храма и малоимущим прихожанам. Если социальное служение прихода включает в себя сотрудничество с центром для бездомных, кризисным приютом для женщин и т.п., часть приносимого периодически передается туда. Если при храме действует своя просфорня, мука высшего сорта отдается для выпекания просфор.

6. Распространенные заблуждения

Некоторые считают, что поминать усопших нужно, обязательно жертвуя какие-нибудь сладости. На самом же деле род и вид пищи не имеет значения. С практической точки зрения — для приготовления общей трапезы — ценнее порой бывают банка рыбных консервов или бутылка масла, чем килограмм карамели. Грешат суеверием те, кто обязательно подкладывает в приношение луковицу — «чтобы слезы лились здесь, а не на том свете». А вот обычай приносить любимую еду покойного нельзя назвать ни суеверным, ни каноническим: если это делается из тех же соображений, по которым некоторые кладут в гроб любимые вещи усопшего, то это проявление язычества, если же мы просто готовим какие-то блюда, вспоминая об усопшем с любовью, ничто не мешает принести их и в храм.

Петропавловский листок, №29 август 2017

«Батюшка, что принести на панихиду?» – то, чего не заменят никакие продукты

Священник Андрей Мизюк. Фото:Ивана Привалова / eparhia-saratov

Родительская суббота выпала нынче накануне празднования Казанской иконы Божией Матери. Нечасто так бывает, кстати. Нет, то, что ближайшая суббота к празднику всегда поминальная, это понятно, просто между ними чаще всего бывает еще несколько дней, а тут вот совсем рядом. И как-то тепло от этого, что ли.

Утром мы вспоминаем всех почивших, ушедших из этого мира, а уже вечером возносим молитвы к Той, для Кого дети земные не разделены чертой жизни и смерти, для Которой мы все, здесь некогда жившие и ныне живущие, – причина неустанной заботы и особой просьбы перед престолом Небесного Отца.

Память Церкви не принадлежит отдельной группе людей

Кстати, отчего же все-таки родительская-то? В общем-то, речь, наверное, не только о родителях, тем более что они далеко не у всех ушли. Здесь есть какой-то общий момент – память предков, дедушки, бабушки, прабабушки, вообще все те, кто был некогда с нами, жил прежде нас, кого мы когда-то короткое время знали, а возможно, что и не знали.

Читать еще:  Надежда павлович воспоминания об александре блоке

Память Церкви не принадлежит какой-то отдельной группе людей, она всеобъемлюща, потому что охватывает и тех, кого, возможно, и помнить-то некому. И оттого эта память вселенская, и оттого само поминовение о всех прежде усопших от века.

Обернешься так в свою родословную, ну и кого ты там особенно помнишь-то? Хорошо, если где-то фотографии старые остались, а имена, а кто кому кем приходился? А ведь какие-то сто лет. А дальше что?

Неизвестность? Грустно и стыдно, конечно, от таких мыслей. И вот потому в эту особую поминальную субботу мы возносим свои прошения о ВСЕХ прежде почивших, потому-то в этих словах молитв я словно бы прошу: да, Господи, коротка моя память, как и сама эта суетная жизнь, иногда вчерашний день-то в подробностях теряется, но Ты же знаешь, и для Тебя случайно прошедших в этих коротких отрезках нет, и потому не оставь их, ибо в нашей памяти им места не нашлось, но утешь и не лиши их Света Своего.

Пусть там, где зажглась свеча, загорятся и сердца, и этот пульс будет маленьким посланием куда-то туда, где время окончено, как весть о том, что мы не оставляем, не забываем, что пусть не сохранила память имена и лица, но в сердце остались благодарность и надежда, а именно через них мы узнаем друг друга не только в этой жизни, но и вопреки векам, которые уже прошли и остались пропастью между нами. И там, где рука прикоснулась к давно сглаженному временем холму, там, конечно же, отзовется Небо и наша память станет той путеводной нитью для тех, чьи дороги в этом времени и месте давно уже завершились.

Никакие продукты не заменят сердца, участвующего в молитве

Часто спрашивают, хотя, в общем-то, наверное, и сами знают: батюшка, а что принести на панихиду? Ну, панихидные столы у нас в эти дни – дело известное… Туда, и это знают все, наверное, надо что-то положить. И вот тут начинается то, что затмевает главное. Принесите в храм себя. Никакие крупы, сахар, вообще никакие продукты не заменят сердца, участвующего в молитве, зажгите свечу, но оставьте этот свет от нее в своей душе, не надо вступать в сражение за подсвечник, не там место под солнцем, в конце концов, пусть она останется просто в руке или же даже на любом свободном подсвечнике.

В Церкви живые и усопшие не разделены формой подсвечника, хотя и есть отдельное место для свечей и панихидный стол.

Но думать, что молитва будет действеннее от правильно поставленной свечки, совсем не серьезно. Свеча погаснет, она догорит, но, выходя из храма, надо уносить с собой те слова и мысли, которые вы посвятили своим ушедшим любимым людям. Прийти и отметиться, что вот, мол, отстоял панихиду, был на родительской, съездил на кладбище и вообще долг выполнил – это не о любви. О любви – наша живая вера, что конца никому нет и, как в песне Шевчука, «даже тем, кто не с нами».

Боль этой разлуки, разлуки с теми, кого мы не сможем увидеть, встретить и обнять в этом мире, к сожалению, неотменима. Она рубцом останется и будет напоминать о себе, но пусть эта рана станет и знаком того, что я все же жив, а раз жив, то, значит, и люблю. И не перестаю любить. Ведь как бы просто было, если бы смерть была лишь тяжелой психической травмой. Потому что так устроен человек, что какой-нибудь иной тяжелый шок, который он перенес, порой просто вычеркивается из памяти. Попадает человек в аварию и вот совсем не помнит этого самого страшного момента крушения и боли. Отрезало память. Но со смертью не так. И гораздо больнее.

И все же во всех этих страшных, убивающих чувствах в дни прощания и незаживающей боли все равно остается кое-что очень важное: люблю, не перестаю любить, мне больно, но я не верю всем этим венкам, этому гробу, этой жуткой и страшной потере. Не верю, потому что люблю. И значит, где-то здесь будет место, в котором откроется самая важная весть о том, что это не конец, что это не предел всему и не тупик. А значит, не все.

Смерть – страшный и упрямый педагог

А может быть, однажды и откроется человеку, что в дни своих страданий и переживаний об уходе близкого жалел-то он в большей степени себя… Помните, как обычно прежде на Руси причитали: на кого ж ты меня покинул? То есть это мне сейчас плохо, это меня оставили, это мне нехорошо. А как тому, кто ничего нам сказать и что-то объяснить уже не может?

Мне очень нелегко об этом говорить, но все-таки, наверное, смерть в каком-то смысле страшный и упрямый педагог. Да, как ни странно, но она все-таки учит. Во всяком случае, становится некой отправной точкой. А куда и в какую сторону от этой точки пойти, зависит уже от человека. Это, может быть, длительные, на годы растянутые стадии переживания утраты, а возможно, и совсем иной путь. Путь, когда человек обретает способность вырасти над ней и над собой, прорасти сквозь нее, стать иным и обрести надежду. И вот тут я уверен в том, что эти ростки – они есть в абсолютно любом человеке. Мы в большей или меньшей степени все-таки научены своим сердцем.

Мы любим, а значит, где-то уповаем, что всякому расставанию вечным все равно не быть.

И потому вопреки официальному цвету скорби – черному, Церковь поминает своих ушедших чад в белых и сияющих цветах.

Ночь этой жизни всегда темнее всего перед рассветом. А значит, мы не можем перестать быть. И потому не перестает быть Любовь.

Продукты в церковь на поминальный стол

ЧТО МОЖНО ПРИНОСИТЬ В ЦЕРКОВЬ В ПАМЯТЬ ОБ УСОПШИХ?

Жертва на церковь — это не только деньги. Древние христиане приносили на могилы умерших хлебы и вино. Это делалось не для того, чтобы умилостивить Бога или насытить души усопших, как злословили язычники, — хлеб и вино предназначались церковнослужителям и нищим, которых призывали молиться за усопших. Этот благочестивый обычай дошел до наших времен. На поминальные столы, которые стоят возле канунов(на рисунке), приносят кутию, хлеб, крупы, блины, фрукты, конфеты, муку, кагор. То, что принесено в храм, надо оставить на столе: вкушая принесенное, священнослужители творят поминовение тех, за кого принесена жертва (для этого в принесенное можно положить записку с именем усопшего). Во время постов не следует приносить скоромное. Во дни мясоеда на поминальный стол в храм нельзя приносить мясную пищу.Также можно в церковной лавке приобрести масло для лампад,ладан,кагор,свечи для пожертвования в алтарь, в память об усопших.

Читать еще:  Поминальные службы в церкви

ЧТО ТАКОЕ ЦЕРКОВНОЕ ПОМИНОВЕНИЕ

Поминовение — это молитвенное упоминание имен живых и умерших в православной церкви за Литургией, на молебне, на панихиде, основанное на вере в силу и действенность этого поминовения пред Богом для вечного блага и спасения поминаемых. Поминовение делается или самим причтом (по помянникам, диптихам), или же по запискам «О здравии» и «О упокоении». Если мы хотим, чтобы наших усопших помянули по именам, следует подать записку «О упокоении». В записках пишутся имена только тех, кто был крещен в Православной Церкви. В записках нельзя писать имена некрещеных, самоубийц, безбожников, вероотступников, еретиков.

КАК НАПИСАТЬ ЗАПИСКУ ОБ УПОКОЕНИИ

Вверху записки обычно помещают восьмиконечный православный крест. Затем указывается вид поминовения — «О упокоении», после чего крупным, разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины). Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы). Количество имен в записке не имеет значения; надо только учесть, что не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее. Поэтому лучше подать несколько записок, если хочешь помянуть многих своих близких. Подавая записки, прихожанин вносит пожертвование на нужды монастыря или храма. Во избежание смущений следует помнить, что различие в ценах (заказные или простые записки) отражает лишь разницу в сумме пожертвования. Не стоит смущаться также, если вы не услышали упоминания имен ваших родственников на ектении. Как было сказано выше, главное поминовение происходит на проскомидии при вынимании частиц из просфор. Во время же заупокойной ектении можно достать свой помянник и помолиться о близких. Молитва будет действеннее, если поминающий сам в тот день причастится Тела и Крови Христовой.

Принося еду в храм, также важно помнить несколько моментов. В храме, прежде всего, молятся. И без молитвы оставленное приношение (свечи, продукты, деньги) не имеют для покойника никакой ценности. Можно принести горы, но если это будет сделано без веры и молитвы, то толку от этого будет мало. И для нас, и для умершего. Разве что нуждающиеся будут благодарны за это. И, наоборот, если человеку нечего пожертвовать, но он будет горячо молиться о своем родном или друге, то эта молитва будет ценнее любых богатых приношений. Важно в конечном итоге понять, что Царство Небесное не покупается и не продается ни за какие деньги. Царство Небесное достигается только усердным духовным трудом, и наша милостыня (еда — в том числе) — это всего лишь один из элементов такого труда.

Что нужно приносить в церковь на родительскую субботу

Усопших поминают в особые дни, называемые родительскими субботами — их выделила православная церковь. Завтра будет одна из них — Дмитриевская, имеющая свои особенности, правила. В этот день традиционно нужно сходить в церковь на специальную литургию, помолиться об умерших родственниках, знакомых, близких. Сегодня вечером подают поминальные записки.

Душа умершего человека нуждается в молитве, которая важнее, чем присутствие на кладбище у могилы. Утром в родительский день православные собираются в храмах на службу, во время которой священнослужитель поминает всех усопших, особенно тех, которые указаны в поминальных записках. Молиться можно дома у икон с зажженной свечей.

Что нести в церковь на поминальную родительскую субботу

В родительскую субботу в церковь несут не только деньги для милостыни. У древних христиан было принято приносить хлеб. Его обязательно оставляли на могилах умерших, чтобы их души были сыты. В церковь приносят и оставляют на поминальном столе продукты — это кутья, хлеб с крупами, блины с конфетами, мука. Если поминальный день припал на пост, то несут скоромное.

Поминовением называют упоминание во время молитвы умерших. Это делает священнослужитель во время литургии, молебна, панихиды. Чтобы священник помянул усопшего, нужно накануне родительской субботы подать записку с его именем.

Какие записки подают до родительской субботы

Вечером пятницы накануне родительской субботы подаются записки «О упокоении». У всех благочестивых православных есть помянники — специальные книжечки с именами живых и мертвых. Их покупают в спецализированных магазинах, в храмах. Они служат памятными записями потомству о предках, живших на земле. Хранить такую книжечку нужно у икон. Подаваемая на родительскую субботу поминальная записка является разовым помянником: оставляют их при входе в храм. Затем эти записки будут переданы в алтарь, а священнослужитель во время их прочитывания, то есть поминания усопших, указанных в записке, достает частички просфор, а по окончанию литургии погружает их в чашу с Телом и Кровью Христовой, произнося:

— Отмый (омой), Господи, грехи зде (здесь) поминавшихся Честною Твоею Кровию, молитвами святых Твоих.

Записка должна быть правильно составлена:

  • в верхнем левом углу изображают крест и пишут «О упокоении»;
  • имена умерших вписывают в родительном падеже («Кого?»);
  • пишут имена только крещенных, скончавшихся своей смертью;
  • писать имена самоубийц или некрещенных запрещено.

В записке перед именем поминаемого усопшего указываю:

  • сан — если он был священнослужителем (слово «священник» не пишут — указывают «иерей»);
  • «младенец» — если ребенку было до 7 лет;
  • «отрок», «отроковица» — если ребенок был старше 7 лет;
  • «воин» — если человек был военнослужащим;
  • «новопредставленный» — если со дня смерти не прошли 40 дней;
  • «убиенный» — если умершего убили.

Уборка и поход на кладбище на родительскую субботу

По окончанию литургии в родительскую субботу православные отправляются на кладбище, чтобы убрать могилку, оставить угощение, помолиться, вспомнить все хорошее о покойнике. Также часто заказывают заупокойные литургии, а дома поминают умерших всей семьей. На кладбище запрещено громко разговаривать, кричать, плакать — вести себя нужно смиренно, и обязательно оставить на убранной могилке угощение. Дома, поминая усопших, зажигают свечи, читают молитвы.

Уборка, домашние хлопоты в родительские субботы не запрещены, если они не мешают пойти в церковь на литургию. В такой особый день запрещено:

  • пить алкоголь;
  • говорить что-то плохое о покойнике;
  • вспоминать плохие события, связанные с покойником;
  • шумно себя вести — кричать, петь, смеяться, веселиться;
  • танцевать.

Дмитриевскую родительскую субботу приурочили к событиям 1380 года, когда с Золотой Ордой шла кровопролитная война. На Куликовском поле намечалось жестокое сражение, и на него Сергий Радонежский благослови Дмитрия Донского, приставив к князю иноков. Битва была выиграна, но многие воины погибли. В память о них в Троицкой обители устроили панихиду. С тех пор в ноябре в храмах поминают усопшим, при этом не только погибших в сражении на войне, но и всех — родственников, знакомых, а в первую очередь — родителей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector