1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проповедь на поминовение усопших

Сайт прихода храма в честь Святителя Иоанна Милостивого

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Святая Церковь своей любовью объемлит всех людей и заботится о всех своих чадах. Она побуждает и нас с вами тоже проявлять любовь к нашим ближним, заботиться о них, не только о живых, но и о умерших, потому что христианская любовь никогда не иссякает. Она уходит в вечность, для любви нет преград, поэтому для неё нет ни смерти, ни тления. И Святая Церковь, совершая поминовение усопших, побуждат нас всегда откликаться на призыв Церкви совершать такое поминовение. Конечно, мы должны всегда, в любое время поминать наших усопших, мы это и делаем во время совершения Божественной Литургии, за проскомидией поминаем, за панихидой, как и сегодня. И в домашних молитвах Святая Церковь заповедует нам молиться не только о живых, но и об умерших. Но есть особые дни, которые Святая Церковь посвящает для торжественного поминовения усопших.

Обычно, поминовение совершается накануне воскресных дней или в связи с воспоминанием преславного Воскресения Христова, потому что тем самым Святая Церковь напоминает нам о том, что мы верим в бессмертие, в вечную жизнь. Если мы, как говорит святой апостол Павел, знаем, что Господь воскрес, то и верующие в Него воскреснут, и об этом вы слышали и сегодня за Божественной Литургией, когда читалось Евангелие, в котором говорится относительно того, что верующие во Христа не умирают, но живут, потому что у Бога нет разделения на мертвых и живых, у Бога все живы.

Сегодняшний день — это особый день поминовения, потому что не только накануне воскресного дня совершается это поминовение, а накануне недели мясопустной, которая ещё именуется неделей о Страшном суде, потому что в эту неделю читается евангельское повествование о всеобщем воскресении и о последнем суде над всеми людьми в конце миробытия. И поэтому это поминовение, поистине, является вселенским, потому что, как говорится в молитвословах нынешнего дня, мы поминаем всех от века почивших, которые преставились от этого мира многовидно и многообразно. О тех мы молимся по заповеди церковной сегодня, которые похищены были внезапной смертью во время ураганов, бурь, наводнений, землятресений, пожаров и других катастроф, которые случаются в нашей жизни. И именно в этот день мы поминаем всех тех людей, которые неожиданно скончались, не успев, может быть, даже, возносить поледнего покаянного вопля пред Господом. И Святая Церковь побуждает нас именно в этот день молиться о в сех тех людях, которые вот таким образом, неожиданно были исхищенны из этой жизни и, таким образом, завершили свой земной путь.

Поминовение усопших имеет очень важное значение, потому что поминовение это свидетельствует о том, что существует тесная, благодатная, неразрывная связь между Церковью земной и Церковью небесной, между Церковью, в которой люди стремятся совершить дело спасения своего и Церковью, которая уже объемлит в себе тех, которые достигли святости, о живых и умерших, которые пребывают всегда в Церкви нашей. Поэтому вот это поминовение имеет очень важное значение, свидетельствующее о неразрывной связи, которая существует между Небом и Землей, это благодатное единение, которое никогда не прекращается. И, кроме того, наше поминовение свидетельствует о бессмертии, о том, что мы верим в вечную жизнь, блаженную жизнь в мире ином, в мире лучшем. И поминовение напоминает нам о том, что мы должны неизменно веровать в жизнь вечную, в то, что земная жизнь — это только часть нашего бытия, а значительная часть — там, за пределами видимого мира. Поэтому мы должны надлежащим образом готовиться, поминая усопших, мы должны думать и о себе, о том, что мы нуждаемся в помощи Божией, в милости Божией, в прощении наших прегрешений. И, поэтому, поминая усопших, мы должны заботиться и о том, чтобы устроять свою жизнь таким образом, чтобы удостоиться Божиего прощения и Божиего милосердия.

Очень часто, дорогие братия и сестры, бывает так, что когда с нами расстаются наши близкие, мы скорбим, молимся о них, а потом через какое-то время ощущаем нашу вину перед ними за то, что мы не так поступали с ними, как должно, что мы не проявляли за ними надлежащего ухода, заботы, не отличались терпением по отношению к ним и думаем о том, что надо было бы по-другому с ними говорить, больше проявлять терпение, снисхождение. Это чувство вины на столько охватывает душу, что человек и не знает, что делать. А вот Святая Церковь, устами святых отцов, заповедует в таких случаях, которые, естественны, потому что, когда мы находимся с нашими больными, они, бывает, и досаждают нам. Престарелые люди имеют свои недостатки, и мы негодуем, находимся в состоянии нервного возбуждения, чувства наши не спокойны. Мы не можем объективно судить ни о нашем поведении, ни о наших поступках, о нашем отношении к этим нашим ближним. А когда мы через некоторое время после того, как расстаемся с нашими близкими, начинаем размышлять и думаем, что, действительно, нужно было бы по-другому поступать с нашими ближними. И вот это чувство вины поглощает иногда настолько, что человек не видит выхода из этого положения. Конечно, в таких случаях нужно только усиленно молиться, но этого недостаточно, потому что, как говорит святитель Иоанн Златоуст, необходимо, чтобы загладить чувство вины, стремиться к тому, чтобы совершать дела милосердия за наших ближних усопших, ради их совершать дела милосердия, потому что вокруг нас есть много людей, которые нуждаются в такой помощи — это и престарелые, и больные. Вот по отношению к ним нужно проявить то, что мы не успели проявить к нашим ближним, и, таким образом, как говорит святитель Иоанн Златоуст, от этого бывает большая польза для душ тех, которые отошли от нас в иной мир. И не только для них польза, но и для нас самих, потому что дела благотворения свидетельствуют о том, что мы, в какой-то мере, подражаем Божию человеколюбию, и, кроме того, дела милосердия врачуют вот эти наши раны, которые бывают от того, что мы чрезмерно думаем о своей вине перед нашими близкими. Вместо того, чтобы отвлеченно рассуждать относительно того, что мы что-то не так сделали, нужно заниматься делами милосердия, чтобы удостоиться милости Божией, потому что, как Господь сказал, «Блаженны милостивы, ибо они помилованы будут».

Русская духовная миссия в Иерусалиме

Обычно в субботу, в день покоя, мы поминаем тех, кто упокоился от трудов земной жизни и перешел в вечность, наших родственников, друзей и знакомых. Но нынешняя Мясопустная суббота, предваряющая воскресенье о Страшном суде и называемая Вселенской родительской субботой, – особенный день, в который Святая Церковь постановила поминать всех от века усопших православных христиан. Ведь многие из них умерли внезапно, от вражеского меча, от буйной стихии огня или воды, от болезней вдали от отечества и не получили церковного отпевания. Они были лишены молитвы родных и потомков, которые не знали ничего об их судьбе, да и такая молитва, если есть, тоже длится не долго, прерываемая смертью молящихся.

Церковь, как школа любви, обнимает всех своей молитвой. Поминовение усопших, тех, кто сам уже не может изменить свою участь в вечности, есть дело любви, а любовь Христова выходит за рамки родственных и дружеских отношений, и потому мы молимся не только о своих родственниках и знакомых, но о всех христианах. А если бы мы молились только за своих и тех, кто творил нам добро, то чем отличались бы от язычников, которые тоже молятся за своих близких?

Однако молитва за усопших полезна и живым. Молясь о упокоении ушедших из этого мира людях, мы сами становимся серьезнее, трезвее, замечаем суетность многих своих занятий. Накануне Мясопустной Недели, когда мы вспоминаем Второе Пришествие Спасителя нашего Иисуса Христа и Страшный суд, чтобы настроиться на духовное прохождение Великого поста, Господь напоминает нам о смерти, которой не избежит никто из живущих. Ибо нет ничего более приближенного к концу света, чем личная смерть, когда привычная жизнь внезапно заканчивается и человек предстает пред Праведным Судией.

Как перед кончиной мира, по слову Господа, будут войны, бедствия и бесовские соблазны, так и умирающий испытывает болезни, страхи и искушения. Что может помочь нам устоять в обоих случаях? Конечно, искренняя, твердая вера во Христа, источник надежды и сердечного мира. И в то время как перед кончиной мира неверующие будут умирать, как сказано в Евангелии, от страха, видя страшные знамения на небе, христиане воспрянут, ожидая скорого избавления. Так и умирающий во Христе не страшится смерти, это для него не конец всего, а начало, переход в иной мир и встреча со Христом.

Поэтому и об усопших во Христе мы не переживаем, веря, что Господь примет их. Как говорит Апостол, они раньше нас окажутся со Христом во время Его Второго Пришествия, а простительные грехи замолит Церковь.

Господь предупреждает нас, что перед концом явятся лжепророки, которые будут пытаться обмануть даже верных и лишить их того глубокого внутреннего мира, который дает Своим последователям Христос. Уже и сегодня враг через духовно слабых людей, как правило, неофитов, сеет среди нас разделения и различные страхи, заставляя помышлять больше об антихристе, шестерках, кодах и мировых заговорах, чем о Христе. Эти маловерные фантасты измышляют волшебные технологии зомбирования человека и манипулирования его свободной волей через принятие тех или иных документов, требуемых государством, забывая о силе Божией. Якобы принимая такой документ, например, паспорт, человек, сам того не зная, отрекается от Христа и становится игрушкой сил тьмы.

Но как же сегодня апостол Павел велит нам есть все, что продается на рынке, без всякого исследования, или если кто из неверных позовет христианина к себе, и он захочет пойти, чтобы ел все, не сомневаясь, с благодарением? А вдруг это идоложертвенная пища, вдруг какие-то магические силы через еду отлучат нас от Христа и сделают нас рабами идолов? Но где же тогда наша вера во Христа и упование на Господа, хранящего Своих рабов? Апостол советует воздержаться от вкушения только в том случае, если скажут, что это идоложертвенное, но не потому, что магия сильна, а «за совесть» язычника, предлагающего пищу. Потому что «идол ничто», но мы никого не должны соблазнять.

Эти люди, уклонившиеся в «ревность не по разуму», берутся рассуждать логически, говорят, что каждый такой принятый документ – это очередная ступень к печати антихриста. Но потом делают нелогичный скачок, совершают подлог, подмену логики своей псевдонаучной фантастикой. И оказывается вдруг, что миром правят какие-то магические силы, оккультные законы и технологии, и достаточно тайно подложить человеку какой-то магический символ, например, штрихкод на пищу, чтобы искреннего христианина лишить свободы воли и отторгнуть от Христа.

Но мы знаем, что ни пища, ни документы не могут отлучить нас от Христа, а наши добровольные грехи и страсти могут. И потому Господь в преддверии поста напоминает нам: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно… Итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого» (Лк. 21, 34-36). И потому мы с вами сегодня, совершив это дело любви, помолившись о прощение грехов всех прежде нас живших христиан, и сами будем беречься греха, помня «последняя своя», чтобы глубокий мир Христов хранил нас на путях жизни сей и стал пропуском в Царство Небесное. Аминь.

Игумен Леонтий (Козлов)

10 февраля 2018

Расписание богослужений и требы
перейти в раздел

КРЕЩЕНИЕ И ВЕНЧАНИЕ В ХРАМАХ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ

Подробная информация о том, как совершаются Таинство крещения и Таинство брака (венчание) для граждан государства Израиль и граждан других государств в храмах Русской духовной миссии в Иерусалиме.
подробнее

ЗАКАЗАТЬ ПОМИНОВЕНИЕ В ХРАМАХ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ

Подробная информация о том, как можно заказать поминовение о здравии или о упокоении на полгода, год или сорокоуст в Троицком соборе Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и Горненском женском монастыре в Эйн-Кареме.
подробнее

РАСПИСАНИЯ БОГОСЛУЖЕНИЙ В ХРАМАХ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ

Подробная информация о графике совершения регулярных богослужений на всех подворьях Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и Горненском женском монастыре в Эйн-Кареме.
подробнее

Новости
перейти в раздел

В одиннадцатую годовщину интронизации Святейшего Патриарха Кирилла в Храме Христа Спасителя совершена Божественная литургия

01 февраля 2020 1 февраля 2020 года, в одиннадцатую годовщину интронизации Святейшего Патриарха Московского подробнее

В день престольного праздника Начальник Русской Духовной Миссии совершил Божественную литургию в Яффе

29 января 2020 29 января, в день поклонения честным веригам апостола Петра, Начальник Русской Духовной подробнее

В мэрии Иерусалима состоялся Новогодний прием для глав и представителей религиозных общин

28 января 2020 28 января по благословению Начальника Русской Духовной Миссии архимандрита Александра подробнее

Читать еще:  Почему на ночь нельзя вспоминать умерших

В Иерусалиме открыли памятник жителям и защитникам блокадного Ленинграда «Свеча памяти»

24 января 2020 23 января в Иерусалимском парке «Сакер» состоялась торжественная церемония открытия подробнее

В Русской Духовной Миссии почтили память свт. Феофана Затворника

23 января 2020 23 января, в день памяти одного из небесных покровителей Русской Духовной Миссии в Иерусалиме подробнее

Проповедь на поминовение усопших

Димитриевская родительская субботу. Поминовение усопших.

Из проповеди архимандрита Исихия (Клыпа)

«Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих…»

Н акануне дня памяти святого славного великомученика Димитрия Солунского, Святой Православной Церковью установлен день особого поминовения усопших. Каждый год в церковном календаре дата совершения этого поминовения различна, но всегда един день недели, в который оно совершается — неизменно в день субботний, предшествующий восьмому ноября — дню, когда празднуется память угодника Божия Димитрия.

Это одна из тех суббот, которые Церковь называет родительскими, поскольку в эти дни на богослужении сугубое внимание уделяется молитве о всех от века почивших православных христианах, наших сродниках и родителях.

Согласно церковному преданию, родительская суббота, предваряющая день памяти великомученика Димитрия Солунского, была установлена по благословению преподобного Сергия Радонежского великим князем Димитрием Донским после его победы в Куликовской битве, совершившейся в день Рождества Пресвятой Богородицы 21 сентября 1380 года. Небесным покровителем великого князя является святой воин великомученик Димитрий Солунский, в его честь и было дано название этой родительской субботе — Димитриевская.

Первоначально в этот день чтили лишь память воинов — защитников земли Русской, павших на Куликовом поле в тяжелейшей и кровопролитной битве с Мамаем, немного спустя этот день был днём моления за всех православных воинов и военачальников. Однако впоследствии в эту родительскую субботу православные христиане начали творить сугубое поминовение не только воинов, положивших жизнь свою за веру и Отечество, но также и всех от века почивших православных христиан.

«Упокой, Господи, души усопших раб Твоих»

Накануне дня субботнего в храмах Божиих служатся заупокойные вечерние богослужения, обычно соединя емые с утреней. В саму Димитриевскую родительскую субботу служится заупокойная Божественная литургия, посвящённая особому поминовению усопших. По совершении заупокойной Божественной литургии служат общую панихиду. В эту субботу каждый православный христианин должен постараться посетить храм Божий, чтобы поминанием церковным почтить память своих умерших близких, родных и друзей. Молитва за усопших — это самое большое и главное, лучшее, что мы можем сделать для тех, кто отошёл в мир иной, в жизнь вечную. Ведь говоря откровенно, покойник нисколько не нуждается ни в гробе, ни в памятнике — всё это всего лишь дань традициям, пусть даже благочестивым, чего не скажешь о вечно живой душе почившего. Поскольку сама она уже не может творить добрых дел, которыми могла бы умилостивить Бога, душа почившего испытывает великую потребность в нашей помощи — в милостыне за неё, в делах милосердия, но прежде всего — в постоянной за неё молитве, особенно церковной. По словам одного из современных православных проповедников, молитва за наших усопших близких — это особый вид любви к ближнему, и, быть может, есть максимальная форма выражения любви к людям. Ведь усопший человек в полной мере беспомощен — по словам премудрого Соломона, «живому псу лучше, чем мёртвому льву». Живой грешник ещё может что-нибудь изменить в своей жизни, перемениться к лучшему, а вот почивший человек деятельного восхождения к Богу уже не имеет. От него отнята возможность, например, творить милостыню, совершать какие-нибудь покаянные труды, исповедовать грехи свои, всего того, что примиряет нашу душу с Богом. И только молитва любящих его, молитва Церкви достигает до него, и по милости Божией может очищать и омывать его душу и за гробом. То есть, молитва за усопших есть особый род милостыни, особый род помощи тем, кто сам себе помочь никак уже не может. Это вид особенной любви, рождающейся из веры. Вот почему молитва об усопших — долг всякого православного христианина. И каждый, исповедающий себя православным христианином, должен стремиться исполнить этот свой долг перед родителями и другими ушедшими близкими, молясь за них и подавая записки на Божественную литургию и панихиду, особенно в дни общего поминовения.

«Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века»

Великий учитель Церкви Христовой святитель Иоанн Златоуст так призывает христиан молиться об усопших: «Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо рыданий, вместо пышных гробниц — нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им и нам получить обетованные блага». Согласно православному вероучению, церковная молитва об умерших даёт им возможность получить облегчение и, может быть, даже обрести полное освобождение от загробных наказаний. По словам святителя Феофана Затворника, «участь отшедших не считается решённою до всеобщего Суда. Дотоле мы никого не можем считать осуждённым окончательно, и на сем основании молимся, утверждаясь надеждою на безмерное милосердие Божие!» (Собрание писем. Вып. 6, письмо 948). Ничего лучшего и большего не можем мы сделать для усопших, как молиться о них, подавая за них поминовение на Божественной литургии. «Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь, может наилучшим образом сделать это молитвой о них и в особенности поминовением на литургии, когда частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих» (Святитель Иоанн (Максимович). «Жизнь после смерти»). В одной из своих проповедей великую силу литургического поминовения усопших подчеркнул владыка Арсений, митрополит Святогорский. Его Высокопреосвященство вспомнил случай, произошедший в 19-м веке с одним иеромонахом, несшим послушание у мощей святителя Феодосия Черниговского. Звали иеромонаха Алексием (будущий старец Голосеевского скита Киево-Печерской Лавры, ныне он прославлен как местночтимый святой). Как-то он утомился и задремал у раки с мощами. Во сне ему явился святитель Феодосий, и, поблагодарив за труды, просил помянуть на литургии его родителей — иерея Никиту и Марию. На вопрос удивлённого отца Алексия «Как может просить его молитв святитель, сам стоящий у Престола Всевышнего?», святитель Феодосий ответил, что приношение на литургии сильнее его молитв.

«Яко да Господь Бог учинит ду́ши их, иде́же праведнии упокоя́ются»

Да, безусловно, для души, ушедшей в вечность, во всём мире нет ничего выше и сильнее литургического поминовения. Это искони понимал народ Божий, и многие из лучших его представителей, ныне прославлен ных в лике святых, завещали молиться о своих почивших сродниках, и сугубо — о своих родителях. Просили молитв частных, и прежде всего, молитв церковных. Также поступали и многие известные подвижники благочестия, имена которых ещё ожидают прославления. Когда-то на проповеди в праздник преподобного Алексия, человека Божия, владыка наместник также отмечал важность, и даже необходимость молитвы за близких святых угодников Божиих, и прежде всего, за их благочестивых родителей. Митрополит Святогорский тогда поделился, что сам лично знает священников, на Божественной литургии поминающих родителей угодника Божия Алексия — Евфимиана и Аглаиду, а также и его супругу Марцеллу. В Свято-Успенской Святогорской Лавре также ведётся такое поминание. Молитвенно поминаются близкие прославленных Церковью угодников Божиих, когда-то во Святых Горах подвизавшихся. Тех родственников святогорцев, имена которых сохранила летопись обители. Молитесь за усопших чаще, позаботьтесь об их душах, тем самым заботясь и о своих. Будем помнить, что у нас у всех одна дорога и каждому из нас предстоит тот путь, что прошли до нас наши усопшие ближние. Также, как они сейчас, будем когда-то и мы желать, чтобы молитвенно помянули и нас! Царствие Небесное и вечный покой всем от века почившим отцам, братиям, сестрам и прочим сродникам нашим. Да сподобит нас Господь достойно совершать молитву о всех от века почивших православных христианах, и вместе с тем достойно, по-христиански совершать и свой жизненный путь. И да будет завершение этого пути мирным и непостыдным.

Со ду́хи пра́ведных сконча́вшихся, ду́ши раб Твои́х, Спа́се, упоко́й, сохраня́я их во блаже́нной жи́зни, я́же у Тебе́, Человеколю́ бче. В поко́ищи Твое́м, Го́споди, иде́же вси святи́и Твои́ упокоева́ются, упоко́й и ду́ши раб Твои́х, я́ко Еди́н еси́ Человеколю́ бец. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Ты еси́ Бог соше́дый во ад, и у́зы окова́нных разреши́вый, Сам и ду́ши раб Твои́х упоко́й. И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Еди́на чи́стая и непоро́чная Де́во, Бо́га без се́мене ро́ждшая, моли́ спасти́ся душа́м их. (тропари последования панихиды)

Будем помнить об усопших. О пользе поминовения усопших.

Один юноша с острова Кипр был пленен и отведен в Персию, и там заключен в темницу. До родителей его дошла неопределенная весть с якобы смерти их сына. Поминая его душу, они стали делать особые поминовения в День Рождества Христова, на Пасху и на Троицу. Через четыре года сын сбежал из плена и пришел к родителям.

Восхищенные отец и мать после первых объятий и слез сказали: «Мы слышали, что ты, любезный сын, умер, и молились об упокоении души твоей, особенно в праздники». Юноша сказал; «Именно в эти дни приходил Некто в светлых ризах, снимал с меня тяжелые оковы и выпускал из темницы. Любезные мои родители, вы не знаете сколько молитвами своими сделали мне добра!»

Христиане, молитесь о заточенных в российских темницах, дабы и они получили утешение! Иной пример. Ученик о.Александра однажды спросил его: «Знают ли наши умершие кто именно и когда за них молится?» На этот вопрос, который интересует многих, батюшка ответил следующим рассказом архимандрита Троице Сергиевой Лавры Антония:

«В 1831 году, когда я поступил в Лавру наместником, к нам определился на жительство приходящий диакон с хорошим и сильным голосом. Однажды накануне праздника он отпросился на родину в деревню, заверив, что к праздничной службе поспеет вернуться. На Литургию он не пришел, не было его и на обеде. Наконец, после повечерия явился, дослужил молча и. умер. Я заказал о нем везде молитвы, — так как считал себя виновным в его смерти, и сам молился за него. Накануне сорокового дня вдруг келия моя освятилась — и я вижу перед собой диакона. «Я пришел поблагодарить тебя за твои молитвы обо мне», — сказал он. «Не я один молился о тебе, отец диакон, но многие братья и во многих монастырях!», — ответил я. «Помянув раз, везде забыли записать на все сорок дней», — ответил тот. «Как же вы можете знать. Там кто молится за вас, а кто забыл?», — решил выяснить я. «Нас Там, хоть на три сажени закопай, мы видим все, чем каждый здесь занимается, о чем думает, чего хочет, о чем молится! Видим, кто и за кого молимся! Кольми паче Господь все это видит!». «А как ты прошел мытарства?» «Как молния! Потому что Бог сподобил меня в последний день причаститься Святых Христовых Тайн!» Видение изчезло».

О чтении Богородичного правила об усопших

Богородичное правило можно читать не только о живых, но и об усопших. Рассказ об этом мы встречаем в житии подвижницы XX века монахини Афанасии (Анастасии Логачевой). В свое время она предприняла молитвенный подвиг за своего родного брата Павла, в пьяном виде удавившегося. Пошла первоначально к Пелагее Ивановне-блаженной, жившей в Дивеевском монастыре, посоветоваться, что бы ей сделать для облегчения загробной участи своего брата, несчастно и нечестиво окончившего свою земную жизнь. На совете решено было так: затвориться Анастасии в своей келье, поститься и молиться за него, каждодневно прочитывать по 150 раз молитву «Богородице, Дево, радуйся». По истечении сорока дней она увидела глубокую пропасть, на дне которой лежал как бы кровавый камень, а на нем лежали два человека с железными цепями на шее, и один из них был ее брат. Когда она сообщила о сем видении блаженной Пелагее, то последняя посоветовала ей повторить подвиг. По истечении следующих сорока дней она увидела ту же пропасть, тот же камень, на котором были те же два лица с цепями на шее, но только брат ее встал, походил около камня, опять упал на камень, и цепь оказалась на его шее. По передаче сего видения Пелагее Ивановне, последняя посоветовала в третий раз понести тот же подвиг. Через 40 новых дней Анастасия увидела ту же пропасть и тот же камень, на котором находился уже только один неизвестный ей человек, а брат ее уходил от камня и скрылся; оставшийся на камне говорил: «Хорошо тебе, у тебя есть на земле сильные молитвенники». После сего блаженная Пелагея сказала: «Твой брат освободился от мучений, но не получил блаженства». («Душеполезное чтение», июнь 1902, стр.281. Иеромонах Серафим Роуз «Душа после смерти». Москва, 1991, стр. 161).

Пусть и мирские люди, совершающие этот подвиг, то есть чтение Богородичного правила, хоть не сподобляются видений, но не сомневаются, что оно приносит большую пользу их родным усопшим. По многим свидетельствам, Господь через других людей открывает состояние души умершего, дает знать молящемуся о месте нахождения в загробной жизни. Это правило можно исполнять везде: в дороге, транспорте и даже сидя.

Читать еще:  Поминки в день похорон

Повесть афонского монаха о видении во время панихиды.

Была Родительская Суббота. Кончилась Литургия. Одни прихожане стали выходить из Церкви, другие стали собираться возле кануна, стоящего по обыкновению посредине храма. Я же стоял на клиросе. Вышли из Алтаря священник с диаконом. Священник возгласил: «Благословен Бог наш всегда ныне и присно и во веки веков! Аминь». Молящиеся стали получать от диакона возженные им свечи для соборной молитвы об усопших. В это время — мне было открыто — очень много народа стало входить в храм в двери, в окна и сквозь стены. Церковь заполнилась массой прозрачных теней. Отчетливо различал я в странных гостях священников и императоров, епископов и чернорабочих, дряхлого старика и ребенка, бедную женщину и светскую даму, богатея и нищаго. Безшумно и плотно они окружили священника, но почему-то не могли подойти к кануну. Я же не мог оторвать глаз от этой удивительной картины.

Наконец, этих духов набралось так много, что живые присутствующие казались нарисованными яркими картинками на фоне «пришельцев». Во время панихиды все тени подходили к священному Алтарю, склоняли головы и колени, как бы ожидая приговора. Усопшие дети протягивали руки к горящим свечам на кануне и в руках верующих. И тут я увидел более удивительную картину: диакон стал читать записки за упокой, а в массе духов то одна, то другая фигура зажигалась радостным светом, озаряя собор теней, — непомянутые подходили к вспыхнувшим от помина, глядели на них взглядом, полным любви, радости и умиротворения. Кок будто у поминаемых появлялась духовная свеча в руках!

Я стал наблюдать за общей группой молящихся, которая ничего не замечая, смешалась с дрожащими в светлых лучах призраками из потустороннего мира, и увидел новую картину. В тс время, когда произносились слова священнаго песнопения; «Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим» или «Сам Господи, упокой души усопших раб Твоих», я увидел, как лица живых озарялись одинаковым светом с лицами, стоящими около них отшедших. Мне видно было как сердца всех сливались в одно большое сердце, как слезы радости текли из глаз тех, кто носил телесную оболочку, и в то же время кокою горячею любовью, без предельной преданностью горели глаза тех из «призраков», которых поминали.

Наконец, при облаке дыма благовонного кадила раздался дивный молитвенный призыв: «Со святыми упокой. », и я увидел, как вся Церковь, как один человек, встала на колени, помянутые молились за присутствующих и за себя, а непомянутые — только за себя.

По мере прочитывания списка в толпе безмолвных теней все больше появлялось радостных лиц. Когда записки были прочитаны все, я увидел очень многих с грустными лицами, с поникшей головой — это те, которых не оказалось в списках, кого не помянули. Усопшие были так удручены, как те, которых хотели пригласить на праздник, но забыли в последний момент. Некоторые с надеждой и тревогой посматривали на входную дверь, ожидая кого-нибудь из живых родственников: может, хоть кто-то придет и сам помянет их в храме!

Панихида закончилась. Затухли свечи. Священник произнес отпуст, и тени, стоявшие передо мною, исчезли, Я не в силах передать как велик и отраден для усопших обряд поминовения Православной Церкви, и как грустно бывает тем, кто, преданный забвению, остался без помина, без духовной радости потустороннего мира. Когда же мы поймем, что равнодушие к нашим усопшим замедляет их прощение от Господа, духовное обновление и освобождение из мрачных предадовых мест? Наши «покойники» жаждут наших поминаний и для этого являются нам во снах накануне их земных юбилеев или перед Родительскими Субботами. Самую великую радость души усопших получают как милость Божию, приближающую их к Царству Небесному от помина на проскомидии, когда за них вынимается частица. Но и каждое наше слово памяти, мысль, общение с ними моментально отзывается в усопшем. Причем доброе воспоминание им отрадно, а злое вызывает в них угрызение совести. Невозможно представить ужасы загробных мук дурных людей, нераскаявшихся. оставивших в людях после себя обиды, боль, горечь – всех тех, которых трудно вспомнить добром! Вот почему законы народнаго милосердия призывают не говорить дурно об усопших, чтобы не бередить их душевные раны.

Все сие должно послужить нам предостережением в жизни, чтобы мы могли и после смерти своей заслужить не чувства презрения к нам, укора и ненависти или, того хуже, проклятия, лишившись молитв близких, но непрестанных поминаний, как единственной единящей нас с ближними духовной нити, которая держится на доброй памяти и любви.

Старец Иеросхимонах Сампсон (1898-1979) всегда заботился об усопших. Батюшкин синодик был в виде целой книжки. И за всех он молился, и всех поминал: и своих благодетелей, и тех, кого проводил сам, своих духовных чад, и просто тех, за кого давали батюшке молиться. Проскомидию он совершал около трех часов.

Батюшка рассказал однажды; «Часто во время Проскомидии, когда вынимаю частичку за усопшего, вижу человека, за кого вынимаю. В момент вынимания частички покойник мне делает поясной поклон и отходит. Имя одного забыл как-то, так тот сам мне напомнил: «Меня зовут Владимир». Бывает очередь на весь храм — все ожидают своего помина. Покойники весьма нуждаются в помине!»

Батюшку очень многие прихожане просили молиться об их усопших. Через некоторое время эти усопшие приходили к нему в келью, делали земной поклон, называли свое имя, благодарили его и уходили. Он знал участь человека — прошел он мытарства или нет, помилован или в муках находится его душа, и усугублял молитву с непрощенных Богом. Старайтесь вымолить своих сродников и родственников, родителей и всех — семь колен у отцов и семь колен у матерей — и спасетесь вы, и спасутся все ваши родичи, и даст им Господь Небесное Царство. Какая там будет радость! Пройдут века, пройдет время — не будет ей никогда конца. А те, которые не спасаются идут в муку вечную, и им будет скорбь. Как они будут плакать: «Почему мы не молились, не спасались? Почему нас никто не научил?»

Будьте мудры и старайтесь поскорей очиститься и помочь своим родственником, и спасти их от вечной муки, и самим избавиться от адских мук.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Панихиды, которые так часто вы служите по своим родственникам, научитесь, возлюбленные, обращать в средство к оживлению вашей христианской веры и надежды на будущую жизнь; отошел родственник ваш в вечность: отойдете И вы; нуждается он в упокоении от Господа — и вы с нами молитесь: упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего; нуждаетесь в этом покое и вы: как теперь — потому что и ныне един Господь дарует нам душевное упокоение: приидите ко Мне, и Аз упокою вы (Мф. 11, 28), так особенно будете нуждаться в этом Божием упокоении — тогда, когда душа ваша оставит тело и все обаяние мирской суеты, все мнимое услаждение ее исчезнет для вас. Вы вкушаете сладкое варение в память по усопшим: да послужит это варение к утверждению той надежды христианской, что христианин, умерший с покаянием и в добродетели, по смерти предвкушает сладость будущего блаженства, уготованнаго нам от сложения мира (Ср.;Мф.25,34), и сами старайтесь жить в покаянии и в добродетели. Так, при обрядах над усопшими и при молитве об них все указывает на ту — загробную жизнь, показывает ее свойства и научает нас изощрять и усовершать христианскую надежду, которая так сильно притупляется от многоразличных сует настоящей жизни. — А Литургия святая, которую вы просите служить по усопшим? О! Она вся направлена к тому, чтобы поселить в сердцах наших крепкое, христианское упование спасения и жизни вечной! Предмет Литургии есть Господь наш Иисус Христос, Сын Божий, нас ради человек, и нашего ради спасения сшедший с небес, воплотившийся от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечившийся, распятый за нас, страдавший, погребенный, воскресший в третий день и восшедший на небеса, и паки грядущий со славою судити живым и мертвым. Во время Литургии тот, кто хорошо понимает, в чем она состоит, видит образ всей земной жизни Иисуса Христа с Его страданием за нас, смертию, воскресением и вознесением на небо; слышит Слово Божие — послания Апостольские и слово Самого Господа в Евангелии, возвещающее воскресение мертвых и жизнь вечную, слышит утешительнейшее, полное любви слово Самого Господа: приимите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое (1 Кор. 11, 24) — во оставление грехов (Мф. 26, 28); пиите от нея вси: сия есть Кровь Моя — Новаго Завета, яже за вы и за многая изливаемая во оставление грехов (Мф. 26,27,28) — внушающее нам крепчайшую надежду на оставление наших грехов и на соединение наше с Самим Господом — в это жизни в Таинстве Причащения, а в будущей — в преискреннейшем приобщении Ему (Ср.: Евр. 2,14). — Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем. Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день (Ин. 6, 54, 56). Такова надежда, поселяемая в нас Божественною литургиею. Это — служба из служб, это — служба между другими службами то же, что Пасха между другими праздниками.

О молитвенном поминовении усопших – архимандрит Кирилл (Павлов)

Возлюбленные во Христе братия и сестры! Святая Православная Христианская Церковь, твердо веруя этим неложным словам Спасителя, всегда во всеуслышание исповедует непререкаемую истину, что со смертью человека жизнь его не прекращается. Что мы видим умирающим?

(проповедь в мясопустную родительскую субботу)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы ( Лк. 20, 38 ), — сказал Христос Спаситель неверовавшим в воскресение мертвых саддукеям.

Возлюбленные во Христе братия и сестры! Святая Православная Христианская Церковь, твердо веруя этим неложным словам Спасителя, всегда во всеуслышание исповедует непререкаемую истину, что со смертью человека жизнь его не прекращается. Что мы видим умирающим? Только тело, которое взято из земли и опять возвращается в землю. Плоть разлагается и обращается в прах, а сам по себе человек, со всеми своими чувствами и со своей бессмертной душой, продолжает жить, переходя только из этого мира в другой, загробный. Следовательно, общение между живыми и мертвыми смертью не разрушается, а продолжает существовать.

На основании этой истины Церковь всегда, начиная со времен Ветхозаветных, а особенно в Новозаветное время — время Апостольское, совершала и продолжает совершать поминовение и творить молитвы по усопшим единоверным своим братиям. Святая Церковь, принося ежедневные молитвы за усопших своих чад, побуждает к этому и всех верующих, чтобы они едиными устами и единым сердцем возносили к Престолу Божию пламенные молитвы с просьбой о упокоении усопших своих сродников в местах блаженства. К молитве за усопших побуждает нас христианская любовь, которая соединяет нас взаимно во Иисусе Христе во единое братство. Усопшие единоверцы — наши ближние, которых Бог приказывает нам любить, как самих себя. Ибо Бог не сказал: любите ближних, пока они живут на земле. Стало быть, Господь не ограничивает любовь к ближним границами земного бытия, а простирает ее и в вечный загробный мир. Но чем, как не поминовением, чем, как не молитвою, мы можем доказать свою любовь к перешедшим в жизнь загробную? Каждому из нас желательно, чтобы по отшестии нашем из сей жизни наши ближние нас не забывали и молились о нас. Чтобы это исполнилось, надобно и нам поминать усопших. Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить ( Мф. 7, 2 ), — говорит Спаситель. Поэтому тех, кто поминает усопших, помянет Господь, помянут и люди по отхождении их из сего мира. Велико утешение и велика награда тому, кто ближнего спасает от временного несчастия, но гораздо большая награда и большее утешение ожидает того, кто своими молитвами поможет усопшему ближнему получить прощение грехов и перейти из мрачных адских темниц в светлые блаженные обители.

Необходимы ли наши молитвы за усопших? Да, необходимы, потому что оказывают им весьма большое благодеяние. Дело в том, что после смерти есть две вечности: или вечное блаженство праведников, или вечное мучение грешников. Известно также и то, что нет на земле человека, который бы пожил и не согрешил. Так что верно утверждение, что во грехах мы рождаемся, во грехах проводим жизнь, во грехах и оканчиваем свое земное существование. Но все ли согрешившие приносят полное и искреннее раскаяние перед смертью? Ведь иногда смерть настигает человека, находящегося в состоянии такой тяжкой болезни, когда у него и память теряется, и душевные силы приходят в полное изнеможение. И ясно, что в таком состоянии человек не может припомнить своих проступков и раскаяться в них, — и он умирает со грехами. Часто смерть поражает человека внезапно, и он, не принеся никакого покаяния, также отходит со грехами. Сам он уже не может помочь себе никакими средствами. Изменить свою участь человек может только, когда он жив, творя добрые дела и моля о своем спасении ко Господу. Вот в таких-то случаях молитва за усопших весьма необходима и доставляет им величайшее благодеяние.

Читать еще:  Непоминающие патриарха кирилла

Многих наших присных уже давно нет на земле, однако любящее сердце не может забыть их, рвется к ним, даже, быть может, больше, чем к живым. Подобным образом и усопшие смотрят из потустороннего мира в нашу сторону, горя любовью к тем, кто здесь их сердцу был особенно близок. Если же кто из умерших достиг оправдания перед Богом, то он, отвечая на нашу любовь взаимной любовью, ниспосылает нам свыше небесную помощь; а тому, кто еще не достиг оправдания, в облегчении его загробной участи может очень помочь наша молитва. Придет время, когда мы увидимся с ними. Как же радостно будет услышать от них слово благодарности за молитву! Они скажут: «Вот ты помнил меня, не забыл меня и помог мне во время нужды моей. Благодарю тебя». И напротив: как горько будет услышать упрек тому, кто не молился за умерших! «Вот ты не вспоминал обо мне, не молился обо мне, не помог мне в час нужды моей, упрекаю тебя».

Состояние усопших подобно положению человека, плывущего по очень опасной реке. Молитва за усопших — это как бы спасательный канат, который бросает человек утопающему ближнему. Если бы каким-нибудь образом перед нами отворились врата вечности и мы увидели бы эти сотни, тысячи миллионов людей, рвущихся к мирному пристанищу, — то какое бы сердце не поразилось и не сокрушилось при виде своих единоверных и единокровных близких, без слов взывающих к нашей молитвенной помощи!

О том, насколько необходимы молитвы за усопших, и о том, что существует общение с загробным миром, я приведу вам сейчас чудесную, но истинную повесть из жизни одного храма нашей Русской Церкви. В селе Лысогорка скончался батюшка. На его место был прислан другой священник — молодой, который за первой же службой неожиданно скончался — прямо в алтаре. Прислали еще одного священника, но и с ним случилось то же самое: в первый день его служения, после того, как пропели «Отче наш» и причастный стих, батюшка очень долго не выходил со Святыми Дарами, и когда староста вошел в алтарь, то увидел священника, лежащего во всем облачении у Святого Престола мертвым. Все ужаснулись, узнав об этой таинственной смерти, и, не зная причины ее, говорили, что какой-то тяжкий грех тяготеет над приходом, если жертвою за него стали две молодые ни в чем неповинные жизни. Слух об этом прошел по всей округе, и никто из священников не решался идти на тот приход.

Согласие изъявил лишь один старец-инок. «Мне все равно скоро умирать. Пойду отслужу там первую и последнюю Литургию, смерть моя никого не осиротит».

Во время службы, когда допели до «Отче наш», чувство самосохранения все же заявило о своих правах, и старец распорядился, чтобы открыли и боковые двери, и Царские врата. Во время запричастного стиха он увидел за Горним местом какой-то силуэт. Этот силуэт выступал все резче и резче, и вдруг за Престолом выделился мрачный образ одетого в ризы священника, который был опутан по рукам и ногам цепями.

Дрожа от страха, инок путал слова молитвы. Но через некоторое время все же собрался с силами, укрепился духом и вышел причащать верующих. Все поняли, что с ним случилось что-то неладное.

А призрак все стоял, лязгая цепями, и скованными руками указывал на стоящий в алтаре ящик.

По окончании Литургии иеромонах призвал старосту, и они открыли ящик, в котором оказались… поминальные записки. Дело в том, что когда покойному священнику подавали поминальные записки, он их, не прочитывая, откладывал на будущее время. Теперь старец понял причину видения и стал ежедневно служить панихиды и прочитывать накопившиеся записки.

В следующее воскресение он уже служил заупокойную Литургию по душе усопшего батюшки. Когда запели запричастный стих, силуэт умершего священника появился снова. Но он был уже не трагичным, грозным, каким являлся в первый раз, а со светлым, веселым лицом и без цепей на руках и ногах. После того, как служивший старец-иеромонах приобщился Святых Таин, призрак зашевелился, поклонился ему до земли и исчез.

Мы с вами видим на этом примере, как молитвы за усопших приносят им пользу и облегчают их участь. И не случайно мы говорим об этом именно сегодня. Потому что сегодня Святая Церковь отмечает особый день, называемый мясопустной родительской субботой, и собирает православных для совместной молитвы пред Престолом Божиим о единоверных наших братиях, отошедших в жизнь вечную. А завтра Святая Церковь воспоминает страшное Второе Пришествие Господа и кончину мира.

Побуждая своих членов быть готовыми ко Страшному Суду, Святая Церковь просит нас помолиться Праведному Судии об усопших наших сродниках, да простятся им все согрешения и да очистится пред ними путь перехода из мрачного подземелья в светлые обители Отца Небесного.

Вознесем же, дорогие братия и сестры, молитву ко Христу Богу и от всего сердца возовем: Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Аминь.

Оптина Пустынь

Толкования
Священного
Писания

Новая книга

В издательстве нашего монастыря опубликована новая книга — «Житие священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского и Гдовского, и иже с ним пострадавших преподобномученика Сергия (Шеина), мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова».

В новой книге известного русского агиографа архимандрита Дамаскина (Орловского) читателю предлагается житие митропо­лита Петроградского Вениамина (Казанского) — одного из первых святителей-священномучеников, не погрешивших своей душой, ни совестью во время начавшихся гонений и отдавших свою жизнь за Христа и Его Церковь.

Сог­ла­сие с по­мыс­ла­ми гре­ха есть об­ще­ние с вра­гом, от­сю­да отс­туп­ле­ние от нас си­лы Бо­жи­ей и по­мо­щи.

оптинские
книги

Расписание Богослужений

февраль ← →

Последний фотоальбом

Видео

Духовные беседы с паломниками

Поминовение усопших

Р ассказывают такую притчу. Один священник преставился и оказался перед вратами рая. Перед вратами находится апостол Петр с ключами, который говорит батюшке: «Для того, чтобы войти в рай, необходимо набрать 1000 очков». Священник недоумевает: «Какие очки?» — «Называй свои добрые дела», — говорит апостол. Батюшка называет: «Я построил храм». — «Хорошо, 2 очка», — отвечает апостол Петр. «Я воспитал в вере своих детей», — говорит батюшка. «Хорошо, это еще 2 очка», — отвечает апостол. «Я окормлял своих прихожан, учил их заповедям Божиим, молился за них». «Хорошо, — отвечает апостол, — за это еще 4 очка». Батюшка понял, что ему никак не набрать 1000 очков и взмолился: «Боже, милостив буди мне грешному, я ничего не сделал пред очами Твоими». «А вот за это 992 очка», — сказал апостол Петр и открыл врата Царствия Небесного.

Не так много надо сделать, чтобы войти в Царствие Небесное, не так много надо сотворить. Путь в Царствие Небесное простой и прямой. Этот путь узок, но он прост и прям. Но как сложно человеку пройти этим прямым и простым путем, чтобы в конце пути предстать пред Господом.

Сегодня, в этот субботний день, Церковь установила особое поминовение усопших. В такие дни мы стараемся вспомнить о смерти.

Смерть очень величественна и таинственна. Святая Церковь нам много сообщает о смерти и о приготовлении к ней. Мы, православные христиане, вооружены всей необходимой информацией об этом вопросе. Но эти сведения остаются все же теорией, так как на практике смерть мы встречаем только один раз.

Смерть венчает жизнь, любую жизнь любого человека. Но, наверное, мы все равно будем удивлены при встрече с ней. Жизнь христианина должна стать подготовкой к этой всегда неожиданной, но неизбежной встрече.

Когда-то встретилась выдержка из дореволюционного учебника русской грамматики. В этой выдержке были самые простые и очевидные выражения, по которым дети учились читать и писать: «Дуб — дерево. Роза — цветок. Олень — животное. Воробей — птица. Россия — наше отечество. Смерть неизбежна». В этом детском учебнике, среди простых, понятных любому ребенку выражений, было и такое — «смерть неизбежна». Это было возможно тогда, в той, еще православной России. Сейчас такой информации нет в учебниках. Хотя как это важно для начинающего свою жизнь — знать, что будет являться итогом, венцом жизни — знать, что «смерть неизбежна».

Неизбежность смерти пугает многих людей. Но христианина неизбежность смерти вдохновляет, сообщает смысл его духовной жизни. Неизбежность смерти говорит христианину о неизбежности его встречи с Господом. Именно в смерти совершается таинственно для нас то, о чем тоскует каждая душа, сознательно или для себя неведомо, — совершается встреча с Живым Богом, Отцом.

Расставание с этим миром для человека страстного, живущего во грехах — это всегда боль и ужас. Потому что его душа прилепилась к земным благам, наслаждениям и удовольствиям и с болью и ужасом отрывается от этого мира. «Смерть грешника люта» — говорит Писание. Наоборот, человек, уже здесь устремившийся к Небесному, покидает этот мир легко. Его смерть похожа на сон, успение. Святые сравнивали земную жизнь с темницею, а смерть с освобождением.

Смерть — это не исчезновение. Это переход из одного состояния в другое. Для праведников это будет состояние райского блаженства. Для нераскаявшихся грешников — это мир ада, тоски и богооставленности. Ф. М. Достоевский говорил, что ад можно определить двумя словами: «Слишком поздно». Это страшно, но за пределами нашего земного поприща будет невозможно что-то изменить. Душа человека уйдет из мира в вечность, в ту вечность, которую она заслужила, в которую она способна войти. В нашей земной жизни каждое слово, дело, сокровенный помысл — это семена, которые дадут всходы в вечности. Что мы посеем здесь, то пожнем там.

Господь в Евангелии, в том отрывке, который читался сейчас на Литургии, говорит: «Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную» (Ин. 5;24).

Каждый человек, каждая душа, сознательно или бессознательно, стремится к Богу, к жизни вечной, имеет тоску по вечности. Человек изначально, после творения, имел способность знать и понимать волю Божию, понимать в чем заключается богоугождение, богопочитание. Господь непосредственно сообщал первым людям Свои заповеди. Но после грехопадения прародителей люди перестали понимать волю Божию, перестали слышать Голос Божий.

Теперь стал невозможен путь естественного богоугождения. Каждый человек имеет тоску по вечности, имеет стремление к вечности, но это стремление греховная человеческая природа может выразить в самых причудливых, порою ужасных проявлениях. Отсюда страшные ереси, секты, отсюда коммунизм, как стремление построить Царствие Небесное без Бога. Для того, чтобы человек мог найти этот истинный путь и совершить в своей жизни восхождение к Богу, Господь дал Книгу Жизни, Священное Писание. Поэтому, «слушающий Слово Мое имеет жизнь вечную».

Наша жизнь — это тоже книга, запечатанная книга. Здесь, на Земле, мы можем прочесть лишь несколько первых страниц, остальные же мы увидим и прочтем только в вечности. Как говорит апостол Павел: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу» (1 Кор. 13;12).

Смерть — это проклятие, это наказание падшего человека после грехопадения. Победа над смертью произошла в Воскресении Христовом. «Если мы со Христом умерли, то с Ним и оживем» — говорит Писание (2 Тим. 2, 11). И сейчас эти дни Великого Поста, для многих сложные и обременительные дни Поста, мы совершаем для того, чтобы встретить Светлое Христово Воскресение. Мы должны приложить труд и усилие, покаянный постный труд, чтобы стать участниками этого праздника, Трапезы Господней, Пасхи.

Так и нашу жизнь — этот путь в земле изгнания, мы должны пройти так, чтобы за ее гранью войти в радость Господа, войти в Вечную Пасху, в незаходимый день Воскресения.

«Как хорошо встретить смерть с молитвою!» — говорит преподобный Амвросий Оптинский. Как хорошо провести жизнь с молитвою — хочется добавить. Господь дал нам эту возможность — провести жизнь в стремлении к Нему, и встретить смерть с Его Именем на устах. Господь привел нас и поставил на этот путь спасения. Он дал нам Истинную Святую Церковь — этот корабль спасения. Дал нам Священное Писание, в котором сообщил Свою волю, Свои заповеди. Великий дар Божий — таинства, спасительную силу которых постиг каждый христианин. Господь дал нам наставников, Своих угодников, как ушедших в вечность, так и живущих среди нас, для того, чтобы мы слышали живое слово спасения.

Будем же идти этим простым и прямым путем, путем веры и богоугождения, путем преодоления смерти, путем в Царствие Небесное.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector