0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проповедь родительская суббота

Русская духовная миссия в Иерусалиме

Обычно в субботу, в день покоя, мы поминаем тех, кто упокоился от трудов земной жизни и перешел в вечность, наших родственников, друзей и знакомых. Но нынешняя Мясопустная суббота, предваряющая воскресенье о Страшном суде и называемая Вселенской родительской субботой, – особенный день, в который Святая Церковь постановила поминать всех от века усопших православных христиан. Ведь многие из них умерли внезапно, от вражеского меча, от буйной стихии огня или воды, от болезней вдали от отечества и не получили церковного отпевания. Они были лишены молитвы родных и потомков, которые не знали ничего об их судьбе, да и такая молитва, если есть, тоже длится не долго, прерываемая смертью молящихся.

Церковь, как школа любви, обнимает всех своей молитвой. Поминовение усопших, тех, кто сам уже не может изменить свою участь в вечности, есть дело любви, а любовь Христова выходит за рамки родственных и дружеских отношений, и потому мы молимся не только о своих родственниках и знакомых, но о всех христианах. А если бы мы молились только за своих и тех, кто творил нам добро, то чем отличались бы от язычников, которые тоже молятся за своих близких?

Однако молитва за усопших полезна и живым. Молясь о упокоении ушедших из этого мира людях, мы сами становимся серьезнее, трезвее, замечаем суетность многих своих занятий. Накануне Мясопустной Недели, когда мы вспоминаем Второе Пришествие Спасителя нашего Иисуса Христа и Страшный суд, чтобы настроиться на духовное прохождение Великого поста, Господь напоминает нам о смерти, которой не избежит никто из живущих. Ибо нет ничего более приближенного к концу света, чем личная смерть, когда привычная жизнь внезапно заканчивается и человек предстает пред Праведным Судией.

Как перед кончиной мира, по слову Господа, будут войны, бедствия и бесовские соблазны, так и умирающий испытывает болезни, страхи и искушения. Что может помочь нам устоять в обоих случаях? Конечно, искренняя, твердая вера во Христа, источник надежды и сердечного мира. И в то время как перед кончиной мира неверующие будут умирать, как сказано в Евангелии, от страха, видя страшные знамения на небе, христиане воспрянут, ожидая скорого избавления. Так и умирающий во Христе не страшится смерти, это для него не конец всего, а начало, переход в иной мир и встреча со Христом.

Поэтому и об усопших во Христе мы не переживаем, веря, что Господь примет их. Как говорит Апостол, они раньше нас окажутся со Христом во время Его Второго Пришествия, а простительные грехи замолит Церковь.

Господь предупреждает нас, что перед концом явятся лжепророки, которые будут пытаться обмануть даже верных и лишить их того глубокого внутреннего мира, который дает Своим последователям Христос. Уже и сегодня враг через духовно слабых людей, как правило, неофитов, сеет среди нас разделения и различные страхи, заставляя помышлять больше об антихристе, шестерках, кодах и мировых заговорах, чем о Христе. Эти маловерные фантасты измышляют волшебные технологии зомбирования человека и манипулирования его свободной волей через принятие тех или иных документов, требуемых государством, забывая о силе Божией. Якобы принимая такой документ, например, паспорт, человек, сам того не зная, отрекается от Христа и становится игрушкой сил тьмы.

Но как же сегодня апостол Павел велит нам есть все, что продается на рынке, без всякого исследования, или если кто из неверных позовет христианина к себе, и он захочет пойти, чтобы ел все, не сомневаясь, с благодарением? А вдруг это идоложертвенная пища, вдруг какие-то магические силы через еду отлучат нас от Христа и сделают нас рабами идолов? Но где же тогда наша вера во Христа и упование на Господа, хранящего Своих рабов? Апостол советует воздержаться от вкушения только в том случае, если скажут, что это идоложертвенное, но не потому, что магия сильна, а «за совесть» язычника, предлагающего пищу. Потому что «идол ничто», но мы никого не должны соблазнять.

Эти люди, уклонившиеся в «ревность не по разуму», берутся рассуждать логически, говорят, что каждый такой принятый документ – это очередная ступень к печати антихриста. Но потом делают нелогичный скачок, совершают подлог, подмену логики своей псевдонаучной фантастикой. И оказывается вдруг, что миром правят какие-то магические силы, оккультные законы и технологии, и достаточно тайно подложить человеку какой-то магический символ, например, штрихкод на пищу, чтобы искреннего христианина лишить свободы воли и отторгнуть от Христа.

Но мы знаем, что ни пища, ни документы не могут отлучить нас от Христа, а наши добровольные грехи и страсти могут. И потому Господь в преддверии поста напоминает нам: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно… Итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого» (Лк. 21, 34-36). И потому мы с вами сегодня, совершив это дело любви, помолившись о прощение грехов всех прежде нас живших христиан, и сами будем беречься греха, помня «последняя своя», чтобы глубокий мир Христов хранил нас на путях жизни сей и стал пропуском в Царство Небесное. Аминь.

Игумен Леонтий (Козлов)

10 февраля 2018

Расписание богослужений и требы
перейти в раздел

КРЕЩЕНИЕ И ВЕНЧАНИЕ В ХРАМАХ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ

Подробная информация о том, как совершаются Таинство крещения и Таинство брака (венчание) для граждан государства Израиль и граждан других государств в храмах Русской духовной миссии в Иерусалиме.
подробнее

ЗАКАЗАТЬ ПОМИНОВЕНИЕ В ХРАМАХ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ

Подробная информация о том, как можно заказать поминовение о здравии или о упокоении на полгода, год или сорокоуст в Троицком соборе Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и Горненском женском монастыре в Эйн-Кареме.
подробнее

РАСПИСАНИЯ БОГОСЛУЖЕНИЙ В ХРАМАХ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ

Подробная информация о графике совершения регулярных богослужений на всех подворьях Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и Горненском женском монастыре в Эйн-Кареме.
подробнее

Новости
перейти в раздел

В одиннадцатую годовщину интронизации Святейшего Патриарха Кирилла в Храме Христа Спасителя совершена Божественная литургия

01 февраля 2020 1 февраля 2020 года, в одиннадцатую годовщину интронизации Святейшего Патриарха Московского подробнее

В день престольного праздника Начальник Русской Духовной Миссии совершил Божественную литургию в Яффе

29 января 2020 29 января, в день поклонения честным веригам апостола Петра, Начальник Русской Духовной подробнее

В мэрии Иерусалима состоялся Новогодний прием для глав и представителей религиозных общин

28 января 2020 28 января по благословению Начальника Русской Духовной Миссии архимандрита Александра подробнее

В Иерусалиме открыли памятник жителям и защитникам блокадного Ленинграда «Свеча памяти»

24 января 2020 23 января в Иерусалимском парке «Сакер» состоялась торжественная церемония открытия подробнее

В Русской Духовной Миссии почтили память свт. Феофана Затворника

23 января 2020 23 января, в день памяти одного из небесных покровителей Русской Духовной Миссии в Иерусалиме подробнее

Сайт прихода храма в честь Святителя Иоанна Милостивого

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Святая Церковь своей любовью объемлит всех людей и заботится о всех своих чадах. Она побуждает и нас с вами тоже проявлять любовь к нашим ближним, заботиться о них, не только о живых, но и о умерших, потому что христианская любовь никогда не иссякает. Она уходит в вечность, для любви нет преград, поэтому для неё нет ни смерти, ни тления. И Святая Церковь, совершая поминовение усопших, побуждат нас всегда откликаться на призыв Церкви совершать такое поминовение. Конечно, мы должны всегда, в любое время поминать наших усопших, мы это и делаем во время совершения Божественной Литургии, за проскомидией поминаем, за панихидой, как и сегодня. И в домашних молитвах Святая Церковь заповедует нам молиться не только о живых, но и об умерших. Но есть особые дни, которые Святая Церковь посвящает для торжественного поминовения усопших.

Обычно, поминовение совершается накануне воскресных дней или в связи с воспоминанием преславного Воскресения Христова, потому что тем самым Святая Церковь напоминает нам о том, что мы верим в бессмертие, в вечную жизнь. Если мы, как говорит святой апостол Павел, знаем, что Господь воскрес, то и верующие в Него воскреснут, и об этом вы слышали и сегодня за Божественной Литургией, когда читалось Евангелие, в котором говорится относительно того, что верующие во Христа не умирают, но живут, потому что у Бога нет разделения на мертвых и живых, у Бога все живы.

Сегодняшний день — это особый день поминовения, потому что не только накануне воскресного дня совершается это поминовение, а накануне недели мясопустной, которая ещё именуется неделей о Страшном суде, потому что в эту неделю читается евангельское повествование о всеобщем воскресении и о последнем суде над всеми людьми в конце миробытия. И поэтому это поминовение, поистине, является вселенским, потому что, как говорится в молитвословах нынешнего дня, мы поминаем всех от века почивших, которые преставились от этого мира многовидно и многообразно. О тех мы молимся по заповеди церковной сегодня, которые похищены были внезапной смертью во время ураганов, бурь, наводнений, землятресений, пожаров и других катастроф, которые случаются в нашей жизни. И именно в этот день мы поминаем всех тех людей, которые неожиданно скончались, не успев, может быть, даже, возносить поледнего покаянного вопля пред Господом. И Святая Церковь побуждает нас именно в этот день молиться о в сех тех людях, которые вот таким образом, неожиданно были исхищенны из этой жизни и, таким образом, завершили свой земной путь.

Поминовение усопших имеет очень важное значение, потому что поминовение это свидетельствует о том, что существует тесная, благодатная, неразрывная связь между Церковью земной и Церковью небесной, между Церковью, в которой люди стремятся совершить дело спасения своего и Церковью, которая уже объемлит в себе тех, которые достигли святости, о живых и умерших, которые пребывают всегда в Церкви нашей. Поэтому вот это поминовение имеет очень важное значение, свидетельствующее о неразрывной связи, которая существует между Небом и Землей, это благодатное единение, которое никогда не прекращается. И, кроме того, наше поминовение свидетельствует о бессмертии, о том, что мы верим в вечную жизнь, блаженную жизнь в мире ином, в мире лучшем. И поминовение напоминает нам о том, что мы должны неизменно веровать в жизнь вечную, в то, что земная жизнь — это только часть нашего бытия, а значительная часть — там, за пределами видимого мира. Поэтому мы должны надлежащим образом готовиться, поминая усопших, мы должны думать и о себе, о том, что мы нуждаемся в помощи Божией, в милости Божией, в прощении наших прегрешений. И, поэтому, поминая усопших, мы должны заботиться и о том, чтобы устроять свою жизнь таким образом, чтобы удостоиться Божиего прощения и Божиего милосердия.

Читать еще:  Что купить на поминки

Очень часто, дорогие братия и сестры, бывает так, что когда с нами расстаются наши близкие, мы скорбим, молимся о них, а потом через какое-то время ощущаем нашу вину перед ними за то, что мы не так поступали с ними, как должно, что мы не проявляли за ними надлежащего ухода, заботы, не отличались терпением по отношению к ним и думаем о том, что надо было бы по-другому с ними говорить, больше проявлять терпение, снисхождение. Это чувство вины на столько охватывает душу, что человек и не знает, что делать. А вот Святая Церковь, устами святых отцов, заповедует в таких случаях, которые, естественны, потому что, когда мы находимся с нашими больными, они, бывает, и досаждают нам. Престарелые люди имеют свои недостатки, и мы негодуем, находимся в состоянии нервного возбуждения, чувства наши не спокойны. Мы не можем объективно судить ни о нашем поведении, ни о наших поступках, о нашем отношении к этим нашим ближним. А когда мы через некоторое время после того, как расстаемся с нашими близкими, начинаем размышлять и думаем, что, действительно, нужно было бы по-другому поступать с нашими ближними. И вот это чувство вины поглощает иногда настолько, что человек не видит выхода из этого положения. Конечно, в таких случаях нужно только усиленно молиться, но этого недостаточно, потому что, как говорит святитель Иоанн Златоуст, необходимо, чтобы загладить чувство вины, стремиться к тому, чтобы совершать дела милосердия за наших ближних усопших, ради их совершать дела милосердия, потому что вокруг нас есть много людей, которые нуждаются в такой помощи — это и престарелые, и больные. Вот по отношению к ним нужно проявить то, что мы не успели проявить к нашим ближним, и, таким образом, как говорит святитель Иоанн Златоуст, от этого бывает большая польза для душ тех, которые отошли от нас в иной мир. И не только для них польза, но и для нас самих, потому что дела благотворения свидетельствуют о том, что мы, в какой-то мере, подражаем Божию человеколюбию, и, кроме того, дела милосердия врачуют вот эти наши раны, которые бывают от того, что мы чрезмерно думаем о своей вине перед нашими близкими. Вместо того, чтобы отвлеченно рассуждать относительно того, что мы что-то не так сделали, нужно заниматься делами милосердия, чтобы удостоиться милости Божией, потому что, как Господь сказал, «Блаженны милостивы, ибо они помилованы будут».

Иоанно-Предтеченский храм, с.Курашим

Пермская и Соликамская епархия

Новости

  • Православный календарь, икона дня
  • 01 Апрель 2011

«Православный календарь»: «Икона дня»:

  • Главная
  • Архипастырь
  • Новости
  • Строительство храма
  • История прихода
  • Духовенство
  • Контактная информация
  • Расписание Богослужений
  • Паломничество
  • Проповедь
  • Церковные праздники
  • Молитвослов
  • Гостевая книга
  • Святыни
  • Вопрос священнику
  • Богослужение
  • Таинства
  • Святые нашего храма
  • Приходская жизнь
  • Новомученики и подвижники благочестия
  • Фотогалерея

Покровская поминальная родительская суббота


Проповедь протоиерея Александра Глебова в родительскую субботу

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня родительская суббота — день особой сугубой молитвы за тех людей, которые ушли из этого мира в мир иной.
То, что мы называем смертью, не является прекращением человеческого бытия. Смерть это не уничтожение человеческой личности. Смерть это переход человека из одного состояния в другое состояние. Что из себя представляет тот мир, мы не знаем, и даже не можем себе этого представить. Поскольку не обладаем для этого ни знанием, ни опытом пребывания в другом сверхчувственном духовном мире. Как не обладает знанием и опытом пребывания в этом мире ребенок, находящийся во чреве матери своей.

Он не знает и представить себе не может, что есть солнечный свет, что есть этот мир, который во всей своей красоте и многообразии несоизмеримо лучше, чем материнская утроба. Но пока ребенок сам не появится на этот свет и не увидит его, для него само рождение будет означать только одно – смерть. Смерть для того мира, в котором он какое-то время жил, и который он больше никогда не увидит, и в который он никогда не вернется.
Для него рождение это уход в неизвестность. А это значит, что каждый из нас уже переживал на своем собственном опыте уход из одного мира, смерть для него, и рождение в более совершенный и прекрасный мир, в тот самый мир, в котором мы сейчас и живем.
И абсолютно каждому из нас предстоит еще раз в жизни перейти эту грань миров. Умереть для этого, материального мира и оставить в нем то, что делает нас сопричастным физическому миру, то есть свое тело, и войти или родиться в мир духовный, в вечность. И входит в тот мир то, что делает человека сопричастным духовному миру, его душа.
И как не может ребенок, находясь во чреве матери, представить себе жизнь этого мира, пока он не родится в него, и сам не станет его частью, так и мы, живя в этом мире, не можем представить себе жизнь вечную. «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу. Теперь знаю я отчасти, а тогда познаю», — говорит апостол Павел. Это значит, что все наши попытки узнать что-либо о жизни будущего века тщетны, потому что та жизнь до времени от нас сокрыта. Мы смотрим на нее как бы через тусклое стекло, через которое практически ничего не видно, а если и видно, то изображение мутное и сильно искажено.
А потому мы и начинаем гадать, то есть свои собственные представления и фантазии переносим на загробную жизнь. Но это, конечно, совсем не значит, что если мы так думаем, что если нам так кажется, то так оно и есть на самом деле. Каждый из нас войдет когда-то в вечную жизнь, сам станет частью духовного мира, увидит его, как говорит апостол, лицом к лицу. И только тогда, наверное, мы поймем, насколько наши земные представления о вечности далеки от реальности.
Но все-таки отчасти мы имеем знание о жизни человеческого духа после физической смерти. Это знание нам даровал Господь, Который как Бог одновременно присутствует и в том и в этом мире. Он сказал нам о вечной жизни столько, сколько человеку необходимо о ней знать и в той степени, в какой человек может это воспринять и понять.
Но главное, Господь объяснил, что надо делать, чтобы та жизнь была счастливой, чтобы человек обладал вечным блаженством. Из слов Христа, из Его притч мы можем понять, что та вечная жизнь, которая ожидает каждого из нас, далеко не для всех будет одинакова.
Для кого-то она явится блаженством, а для кого-то скорбью. Конечно, и степень блаженства и степень скорби для каждого человека разные. За время своей земной жизни человек должен подготовить свой внутренний духовный мир к дальнейшей жизни, к жизни без тела.
Почему Господь в Евангелии призывает проявлять заботу в первую очередь о душе, не повредить ей. «Что пользы, если человек приобретет весь мир, а душе своей повредит?» – говорит Он. Ибо именно от состояния нашего духовного внутреннего мира зависит и образ нашей вечности. Что посеет человек, то и пожнет. «Сеющий в плоть свою, от плоти пожнет тление, а сеющий в дух, пожнет жизнь вечную», — говорит апостол Павел.
И это действительно так, ведь каждый знает, что человеческое тело, человеческая плоть не живет вечно, оно тленно. И сеющий в нее, то есть человек, приоритетом жизни которого является потребность тела, зов плоти, такой человек, лишившись, в конечном итоге, этого тела переступит порог вечности ни с чем.
Ведь вся жизнь была связана только с потребностями тела, которое уже разлагается в земле. Получается, что жизнь была прожита ради тления. И конечно, такого человека смерть пугает. Ведь смерть это встреча человека с Богом. Вне зависимости от того, верит человек или нет. Там вера больше не нужна, потому что Бога человек уже видит.
Если он не обогатил свой внутренний мир за время земной жизни, если нет ничего общего между его миром и миром Божиим, то как же тогда можно быть вместе? Ну а если на протяжении земной жизни человек созидал свой духовный мир, обогащал его, как говорит апостол, «сеял в дух», то он, конечно, пожнет плоды вечности. Смерть не страшит его. Более того, из опыта святых людей мы знаем, с какой радостью они встречали свой последний час, ибо для них это было в первую очередь рождение в новую вечную жизнь, это встреча со Христом, это обретение Того, к Кому стремился.
Апостол Павел свой взгляд на смерть выразил следующим образом: «Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение. Имею желание разрешиться (разрешиться, это значит, умереть) и быть со Христом, потому что это несравненно лучше». Но вот что еще очень важно понимать.
Да, вечная жизнь человеческого духа зависит от тех усилий, которые были вложены в развитие этого духа во время земной жизни человека. А таковыми усилиями являются исполнение заповедей Божиих, молитва, доброделание, то есть вот то, к чему призывает нас Господь в Евангелии. Но ведь безгрешных-то людей не бывает, как гласит заупокойная молитва: «Нет человека, который бы жил и не согрешил». Каждому из нас будет за что постыдиться, встав перед лицом правды Божией.
А потому для человека, ушедшего в вечность, очень важна поддержка и помощь. И эта поддержка и помощь выражает себя в молитве церкви за усопшего, о прощении его человеческих прегрешений, о вечном упокоении. И Господь слышит такую молитву.
Потому что если мы молимся за другого, то делаем это не потому что это надо нам, а потому что это надо ему. А когда мы проблему другого человека воспринимаем, как свою собственную, то это именуется любовью к ближнему, то есть исполнением основной заповеди Божией. И мы верим, что в ответ на нашу молитву, с которой мы обращаемся к Богу с верою и любовью, Господь дарует тем, за кого мы молимся, вечное упокоение. Аминь.

О молитвенном поминовении усопших.
Проповедь в мясопустную родительскую субботу

Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк. 20, 38), — сказал Христос Спаситель неверовавшим в воскресение мертвых саддукеям.

Возлюбленные во Христе братия и сестры! Святая Православная Христианская Церковь, твердо веруя этим неложным словам Спасителя, всегда во всеуслышание исповедует непререкаемую истину, что со смертью человека жизнь его не прекращается. Что мы видим умирающим? Только тело, которое взято из земли и опять возвращается в землю. Плоть разлагается и обращается в прах, а сам по себе человек, со всеми своими чувствами и со своей бессмертной душой, продолжает жить, переходя только из этого мира в другой, загробный. Следовательно, общение между живыми и мертвыми смертью не разрушается, а продолжает существовать.

На основании этой истины Церковь всегда, начиная со времен Ветхозаветных, а особенно в Новозаветное время — время Апостольское, совершала и продолжает совершать поминовение и творить молитвы по усопшим единоверным своим братиям. Святая Церковь, принося ежедневные молитвы за усопших своих чад, побуждает к этому и всех верующих, чтобы они едиными устами и единым сердцем возносили к Престолу Божию пламенные молитвы с просьбой о упокоении усопших своих сродников в местах блаженства. К молитве за усопших побуждает нас христианская любовь, которая соединяет нас взаимно во Иисусе Христе во единое братство. Усопшие единоверцы — наши ближние, которых Бог приказывает нам любить, как самих себя. Ибо Бог не сказал: любите ближних, пока они живут на земле. Стало быть, Господь не ограничивает любовь к ближним границами земного бытия, а простирает ее и в вечный загробный мир. Но чем, как не поминовением, чем, как не молитвою, мы можем доказать свою любовь к перешедшим в жизнь загробную? Каждому из нас желательно, чтобы по отшестии нашем из сей жизни наши ближние нас не забывали и молились о нас. Чтобы это исполнилось, надобно и нам поминать усопших. Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить (Мф. 7, 2), — говорит Спаситель. Поэтому тех, кто поминает усопших, помянет Господь, помянут и люди по отхождении их из сего мира. Велико утешение и велика награда тому, кто ближнего спасает от временного несчастия, но гораздо большая награда и большее утешение ожидает того, кто своими молитвами поможет усопшему ближнему получить прощение грехов и перейти из мрачных адских темниц в светлые блаженные обители.

Необходимы ли наши молитвы за усопших? Да, необходимы, потому что оказывают им весьма большое благодеяние. Дело в том, что после смерти есть две вечности: или вечное блаженство праведников, или вечное мучение грешников. Известно также и то, что нет на земле человека, который бы пожил и не согрешил. Так что верно утверждение, что во грехах мы рождаемся, во грехах проводим жизнь, во грехах и оканчиваем свое земное существование. Но все ли согрешившие приносят полное и искреннее раскаяние перед смертью? Ведь иногда смерть настигает человека, находящегося в состоянии такой тяжкой болезни, когда у него и память теряется, и душевные силы приходят в полное изнеможение. И ясно, что в таком состоянии человек не может припомнить своих проступков и раскаяться в них, — и он умирает со грехами. Часто смерть поражает человека внезапно, и он, не принеся никакого покаяния, также отходит со грехами. Сам он уже не может помочь себе никакими средствами. Изменить свою участь человек может только, когда он жив, творя добрые дела и моля о своем спасении ко Господу. Вот в таких-то случаях молитва за усопших весьма необходима и доставляет им величайшее благодеяние.

Многих наших присных уже давно нет на земле, однако любящее сердце не может забыть их, рвется к ним, даже, быть может, больше, чем к живым. Подобным образом и усопшие смотрят из потустороннего мира в нашу сторону, горя любовью к тем, кто здесь их сердцу был особенно близок. Если же кто из умерших достиг оправдания перед Богом, то он, отвечая на нашу любовь взаимной любовью, ниспосылает нам свыше небесную помощь; а тому, кто еще не достиг оправдания, в облегчении его загробной участи может очень помочь наша молитва. Придет время, когда мы увидимся с ними. Как же радостно будет услышать от них слово благодарности за молитву! Они скажут: «Вот ты помнил меня, не забыл меня и помог мне во время нужды моей. Благодарю тебя». И напротив: как горько будет услышать упрек тому, кто не молился за умерших! «Вот ты не вспоминал обо мне, не молился обо мне, не помог мне в час нужды моей, упрекаю тебя».

Состояние усопших подобно положению человека, плывущего по очень опасной реке. Молитва за усопших — это как бы спасательный канат, который бросает человек утопающему ближнему. Если бы каким-нибудь образом перед нами отворились врата вечности и мы увидели бы эти сотни, тысячи миллионов людей, рвущихся к мирному пристанищу, — то какое бы сердце не поразилось и не сокрушилось при виде своих единоверных и единокровных близких, без слов взывающих к нашей молитвенной помощи!

О том, насколько необходимы молитвы за усопших, и о том, что существует общение с загробным миром, я приведу вам сейчас чудесную, но истинную повесть из жизни одного храма нашей Русской Церкви. В селе Лысогорка скончался батюшка. На его место был прислан другой священник — молодой, который за первой же службой неожиданно скончался — прямо в алтаре. Прислали еще одного священника, но и с ним случилось то же самое: в первый день его служения, после того, как пропели «Отче наш» и причастный стих, батюшка очень долго не выходил со Святыми Дарами, и когда староста вошел в алтарь, то увидел священника, лежащего во всем облачении у Святого Престола мертвым. Все ужаснулись, узнав об этой таинственной смерти, и, не зная причины ее, говорили, что какой-то тяжкий грех тяготеет над приходом, если жертвою за него стали две молодые ни в чем неповинные жизни. Слух об этом прошел по всей округе, и никто из священников не решался идти на тот приход.

Согласие изъявил лишь один старец-инок. «Мне все равно скоро умирать. Пойду отслужу там первую и последнюю Литургию, смерть моя никого не осиротит».

Во время службы, когда допели до «Отче наш», чувство самосохранения все же заявило о своих правах, и старец распорядился, чтобы открыли и боковые двери, и Царские врата. Во время запричастного стиха он увидел за Горним местом какой-то силуэт. Этот силуэт выступал все резче и резче, и вдруг за Престолом выделился мрачный образ одетого в ризы священника, который был опутан по рукам и ногам цепями.

Дрожа от страха, инок путал слова молитвы. Но через некоторое время все же собрался с силами, укрепился духом и вышел причащать верующих. Все поняли, что с ним случилось что-то неладное.

А призрак все стоял, лязгая цепями, и скованными руками указывал на стоящий в алтаре ящик.

По окончании Литургии иеромонах призвал старосту, и они открыли ящик, в котором оказались. поминальные записки. Дело в том, что когда покойному священнику подавали поминальные записки, он их, не прочитывая, откладывал на будущее время. Теперь старец понял причину видения и стал ежедневно служить панихиды и прочитывать накопившиеся записки.

В следующее воскресение он уже служил заупокойную Литургию по душе усопшего батюшки. Когда запели запричастный стих, силуэт умершего священника появился снова. Но он был уже не трагичным, грозным, каким являлся в первый раз, а со светлым, веселым лицом и без цепей на руках и ногах. После того, как служивший старец-иеромонах приобщился Святых Таин, призрак зашевелился, поклонился ему до земли и исчез.

Мы с вами видим на этом примере, как молитвы за усопших приносят им пользу и облегчают их участь. И не случайно мы говорим об этом именно сегодня. Потому что сегодня Святая Церковь отмечает особый день, называемый мясопустной родительской субботой, и собирает православных для совместной молитвы пред Престолом Божиим о единоверных наших братиях, отошедших в жизнь вечную. А завтра Святая Церковь воспоминает страшное Второе Пришествие Господа и кончину мира.

Побуждая своих членов быть готовыми ко Страшному Суду, Святая Церковь просит нас помолиться Праведному Судии об усопших наших сродниках, да простятся им все согрешения и да очистится пред ними путь перехода из мрачного подземелья в светлые обители Отца Небесного.

Вознесем же, дорогие братия и сестры, молитву ко Христу Богу и от всего сердца возовем: Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Аминь.

Оптина Пустынь

Толкования
Священного
Писания

Новая книга

В издательстве нашего монастыря опубликована новая книга — «Житие священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского и Гдовского, и иже с ним пострадавших преподобномученика Сергия (Шеина), мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова».

В новой книге известного русского агиографа архимандрита Дамаскина (Орловского) читателю предлагается житие митропо­лита Петроградского Вениамина (Казанского) — одного из первых святителей-священномучеников, не погрешивших своей душой, ни совестью во время начавшихся гонений и отдавших свою жизнь за Христа и Его Церковь.

Тщес­ла­вия бе­гай – все пло­ды раст­лит.

оптинские
книги

Расписание Богослужений

февраль ← →

Последний фотоальбом

Видео

Духовные беседы с паломниками

Проповедь в Родительскую субботу

«Какая польза человеку, если и весь мир приобретет,
а душе своей навредит…»

В опрос о будущей загробной жизни вольно или невольно заставляет задуматься каждого разумного человека. С ним рано или поздно сталкивается и религиозный человек, и человек равнодушный к религии. Нельзя убежать от размышления о том, что с нами будет после смерти.

Человек тем отличается от животного, что он всюду видит смысл. И в этом разница между смертью животного и кончиной человека. Для животного смерть бессмысленна, потому что животное не может понять смысла жизни. А человек может умирать не как животное. И для этого, чтобы наша смерть отличалась от смерти животных, мы должны в своем сознании, по крайней мере, наделить свою собственную смерть каким-то смыслом. Что люди выносят с кладбища? Что сам усопший смог обрести в опыте своего умирания? Сможет ли человек увидеть смысл в последнем событии своей земной жизни — в смерти? Или человек перейдет границу времени в раздражении и злости, в попытке свести счеты с судьбой.

Отношение к смерти меняет очень много в современной жизни людей. Эта тема стала неприличной, о ней не принято говорить. В некоторых западных городах есть предписание, запрещающее траурным процессиям ездить днем. В католических и протестантских странах покойников хоронят в закрытых гробах — не дай Бог увидеть лицо мертвого человека. И, например, для англичан бывает потрясением, когда они заходят в православный храм и видят покойника с открытым лицом — впервые за многие годы жизни. Потрясение — потому, что прежде всего это далеко не так ужасно, как кажется.

Человек как неповторимая личность не исчезает бесследно. Тело стареет, а человек себя внутри ощущает таким же, как был в юности. Почему? Потому что душа не изменяется, а вся наша внутренняя жизнь — это свойства души. Мы думаем душой, наши чувства и эмоции — это проявление души. Душа — это то, что болит у человека, когда все тело здорово. Ведь говорим же мы, что не мозг болит, не сердечная мышца — а болит душа. Душа пользуется телом — как музыкант пользуется своим инструментом. Если струна порвалась — мы уже не слышим музыки, но это еще не значит, что умер сам музыкант.

Смерти нет, говорит нам Церковь, есть только переход из одной формы бытия в другую. По исходе своем из тела душа попадает в новые условия жизни. Она по своей воле не может уже изменить своего состояния, как это было при жизни на земле. И здесь важнейшее значение приобретает духовная связь умершего человека с Церковью и потому со стороны живых ее членов необходима молитва об усопших.

Святая Церковь установила стройную и последовательную систему поминовения. Устав Церковный довольно подробно определяет, когда и какие заупокойные молитвы совершать. Церковь вводит их в состав общественного и частного богослужения, в домашнюю молитву.

На каждой из девяти суточных служб непременно в той или иной форме совершается поминовение усопших. Из всех дней седмицы церковный устав определяет субботу по преимуществу днем поминовения усопших. И это не случайно. День субботы, как день покоя по своему назначению наиболее подходит для моления о упокоении душ умерших. Кроме того, именно в Великую Субботу, накануне Своего Воскресения, Господь пребывал телом во гробе.

Первые, о ком мы вспоминаем, молясь об умерших, — наши покойные родители. Поэтому и субботы, посвященные молитвенной памяти почивших, называются «родительскими». Таких родительских суббот в течение церковного года — шесть: мясопустная и троицкая, димитриевская, а также вторая, третья и четвертая субботы Великого поста.

В дни поминовения усопших православные христиане передают в храм записки с именами своих почивших родственников, которые при жизни были крещены, т. е. являлись членами Церкви. В эти дни свечи положено ставить не к иконам, а к Распятию, на специальный столик, называемый «тетрапод» или «канун». Есть еще добрый обычай в дни поминовения приносить в храм угощение для неимущих. Оно освящается во время богослужения и потом раздается всем, кто пожелает. Человек, получивший это угощение, молится «о всех зде ныне поминаемых„, и к молитве каждого из нас присоединяется и его благодарная молитва.

Как видимое выражение уверенности живых в бессмертии почивших приготавливается кутия или коливо — сваренные зерна пшеницы, смешанные с медом. Как семена заключающие в себе жизнь, чтобы образовать колос и дать плод, должны быть положены в землю и там истлеть. Так и тело умершего должно быть предано земле и испытать тление, чтобы восстать потом для будущей жизни. Для восточного мистицизма тело человека — лишь тюрьма для души. По высвобождении которое надо сжечь и выбросить. Для христианства тело — храм души. И верим мы не только в бессмертие души, но и в воскресение всего человека т. е. единства души и тела. Поэтому и существуют на Руси кладбища: тело как семя бросается в землю чтобы с новой космической весной взойти.

Совершая сегодня поминовение усопших, нам необходимо и самим серьезно задуматься о жизни вечной. Каждый из нас без исключения, однажды появившись на этом свете, должен непременно покинуть его. И в этом законе Божьем нет исключений.

Непрочна и суетна наша жизнь на земле. Ясное и радостное течение ее часто омрачается неожиданными житейскими скорбями и несчастьями. Радости наши смешаны с горем: от богатства недалеко нищета, здоровье ничем не защищено от болезней, самая жизнь в любой момент может пресечься смертью. Время жизни неудержимо и скоротечно, так что и не замечаешь, как пролетают дни.

Но как это не парадоксально, современный человек меньше всего хочет задумываться над вопросом смерти. Самое разительное отличие современной массовой культуры от культуры христианской — в неумении умирать. Человек подходит к порогу смерти, не столько стараясь всмотреться за его черту, сколько без конца оборачиваясь назад и с ужасом вычисляя все возрастающеея расстояние от поры своей молодости. Старость из времени „подготовки к смерти“, когда „пора о душе подумать“, стала временем последнего и решительного боя за место под солнцем, за последние «права“.

Как писал наш современник — Архиепископ Иоанн Шаховский: «Оглушенные суетой люди уже не способны думать об истинах великих и вечных, для постижения которых нужна хотя бы минута божественного молчания в сердце, хотя бы мгновение святой тишины». Отрицание будущей загробной жизни совершенно обессмысливает земную жизнь — нас не было — и нас не будет, жизнь нелепо мелькает меж двумя пропастями небытия.

Смерть — это предел земной жизни, в течение которой человек может еще исправиться. Священное Писание говорит: «Всяк человек ложь» «Нет человека, который бы жил и не согрешил». Все мы постоянно согрешаем. И за все это придется нам в свое время дать ответ. Поэтому сегодня поминая наших ближних, вспомним и о своей душе, чтобы достойно проводить время земного странствования и дорожить временем, которое Господь отпустил нам.

Проповедь в канун Дмитриевской родительской субботы

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, есть несколько дней в году, когда наша Церковь благословляет нас, верных своих чад, сугубо помолиться о наших почивших братьях и сродниках. Сегодня мы совершаем заупокойную молитву о всех тех, кто переселился уже из этой земной жизни в вечную, и просим мы нашего Господа, чтобы Он упокоил души верных рабов своих.

Такие дни в церковном уставе называются родительскими субботами. А в сегодняшний день, Димитриевскую родительскую субботу, мы молимся также о всех почивших воинах. Эта заупокойная суббота появилась в самом конце XIV века в Русской Православной Церкви. В 1380 г. произошла великая битва на Куликовом поле. Победа в этой битвы повлияла на формирование русского национального сознания.

Преподобный Сергий даёт благословение на эту битву святому благоверному князю Димитрию Донскому и предрекает ему победу. Благоверный князь идёт на Дон и одерживает знаменательную победу, которая на протяжении многих столетий вдохновляет наших защитников, детей нашей Родины.

Но каждая битва это не только победа, но это ещё и потери. Летописи говорят, что на Куликовом поле остались лучшие сыны русского народа – русские князья, бояре, простые воины. Летописи сохранили многие имена этих великих наших предков. Когда святой князь Димитрий Донской вернулся в Москву, многих его единомышленников, соратников уже не было с ним. И вот тогда в ближайшую субботу к 8 ноября, дню памяти великомученика Димитрия Солунского, было установлено особое поминовение воинов. Святой Димитрий Донской носил имя этого угодника Божьего. С момента Крещения Руси наряду с великомучеником Георгием Победоносцем святой Димитрий был покровителем русского войска.

И вот с 1380 года наша Церковь каждый год совершает Димитриевскую родительскую субботу. Со временем наряду с поминовением воинов стали поминать и просто всех почивших братьев и сродников. И для нас, дорогие братья и сестры, это великая почетная обязанность помолиться о тех, кто отдал свою жизнь, защищая Родину и за всех, кого Господь забрал в Свои обители.

Часто люди спрашивают, зачем нужно молиться об усопших? Ведь мы, дорогие братья и сестры, понимаем, что все в руках Божьих. И, наверное, если Господь спас человека, наши молитвы ничего к этому не прибавят. Если было у Бога о человеке иное суждение, наша молитва вряд ли может что-то сильно изменить. Однако же мы молимся и верим, что много может молитва праведного, что молясь за наших почивших сродников, мы не только им оказываем безмерную услугу, но главное – помогаем самим себе. Каждый раз на заупокойной службе, когда мы слышим слова песнопений и молитв: «Яко земля еси, и в землю отыдеши», это обращение к каждому из нас, напоминание, что мы не вечны, что придет то мгновение, когда и нам придется идти в путь всея земли, переселятся из этой временной жизни в жизнь вечную.

Пока жив человек, его сердце одолевают и радости, и скорби, на него восходят те или иные искушения, мы не всегда удерживаемся, согрешаем, падаем, малодушествуем, скорбим. И смерть лучше всего напоминает нам о главной цели нашей жизни. «Помни последняя твоя, и вовеки не согрешишь» (Сир. 7, 39), – читаем мы в Священном Писании. То есть, тот человек, который хотя бы изредка поминает о смерти, о том, что придёт этот день, когда мы встретимся с Богом и будем давать отчёт за свою жизнь, сможет удержаться от многих падений. Существует масса примеров, когда человек, выбирая между грехом и добродетелью, вспомнив о смерти своей, останавливался и не согрешал. И вот мне кажется, дорогие братья и сестры, подобные службы, могут нам помочь не совершить ошибок. Не тратить свое время на пустые осуждения, разговоры. Будем почаще молиться о наших родных, будем почаще вспоминать о том, что и нам когда-нибудь придется, встретившись с Богом, дать Ему отчет. Будем просить у Господа милости и прощения грехов наших, будем надеяться и верить, что Господь не оттолкнет нас.

Сердечно всем желаю помощи Божьей. Пусть Господь упокоит души усопших братьев и сродников наших, вождей и воинов на поле брани за веру и Отечество живот свой положивших и всех от века усопших православных христиан. Аминь.

+Епископ Покровский и Николаевский Пахомий

Свято-Троицкий кафедральный собор г.Покровска (Энгельса)

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector