1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проповедь в дмитриевскую поминальную субботу

Проповедь в Димитриевскую поминальную субботу

ПОСЛЕДНИЕ ТЕМЫ ФОРУМА

В Сегодняшнюю субботу, дорогие братья, матери и сёстры, Святая русская православная Церковь установила молитвенное поминовение православных воинов и всех за веру и отечество, жизнь свою на поле брани положивших. Такому установлению русскую православную Церковь побудило следующее историческое событие, имевшее место в нашем русском отечестве. Много веков назад в пределы нашего отечества вторглись татары, которые в течении 200 лет обладали нашим отечеством и все эти 200 лет русские князья были вынуждены татарам платить дань. Все это продолжалось до того времени, пока Русь не начала крепнуть и была уже способна сбросить с себя инославное иго. Татары увидели мощь Руси, пригласили к себе поляков и вместе решили стереть Русь с лица земли. «Все церкви разрушу и обращу в мечети», — говорил татарский хан Мамай.

Когда на Руси княжил великий князь Димитрий Иоанович Донской, он собрал многочисленную рать и решил прогнать дерзких татар. Но, не надеясь на свои силы, великий князь просил благословение у преподобного Сергия Радонежского. Преподобный Сергий благословил, утешил, одобрил князя и предсказал ему победу. А далее вы знаете, в 1380 году, 8 сентября, в день праздника Рождества Богородицы и состоялась жестокая кровопролитная битва русских и татар. Русские победили, татары дрогнули в битве и оставили поле битвы. Но сколько воинов, братья и сестры, нашло место вечного упокоения. Великое множество воинов, которые положили душу свою на Куликовом поле. Более половины воинов положили свои души за нравы Божии, за Русь Православную. И чтобы этого потомки не забывали, Русская Православная Церковь и установила перед 26 октября поминовение православных воинов, всех за веру и Отечество жизнь свою на поле брани положивших. А 26 октября чтится память Святого великомученика Димитрия Солунского, который был небесным покровителем святаго благоверного князя Димитрия Донского.

Естественно, мы сегодня собрались в этой святой обители помолится не только о тех воинах, которые положили свои души на Куликовом поле. Сколько войн за веки (627 лет), знала русская земля. Повсюду, во многих местах и в настоящий день ведутся войны, люди гибнут. А ведь были такие войны, свидетелями которых мы с вами являемся ныне, потому что еще до сегодняшнего дня не высохли глаза от слез у матерей за своих мужей, за братьев, за сестер, за сыновей и дочерей, которые положили жизнь свою на поле брани. Можем ли мы с вами забыть эти страдания? Конечно, нет, поэтому сегодня, мы нашей любовью возносим молитвы за этих людей. А ведь, молясь за тех воинов, которые положили жизни свои за наше Отечество, мы с вами должны помнить и то, что каждый христианин есть воин. Мы с вами ведем брань против духов злобы поднебесной.

Значит, сегодня мы должны возносить наши молитвы о упокоении всех православных христиан, а насколько необходимы наши молитвы усопшим, нам являет пример из жития святых за 9 ноября. В Киево-Печерской Лавре жил угодник Божий Онисифор, у которого был духовный сын, который всем казался и постником, и молитвенником, и благочестивым, но на самом деле вел свободную греховную жизнь. И этому сыну духовному пришлось умереть, а по причине исходящего от него зловония, никто не решался к нему приступить и совершить над ним таинство погребения. В таком обстоятельстве преподобному Онисифору явился преподобный Антоний и сказал ему: «Зачем вы положили этого нечестивца здесь в Лавре, ибо такого не было здесь». Онисифор начал молиться о своем сыне, так как было решено, чтобы покойника совсем выбросить с Лавры. Онисифор начал спрашивать Бога: «Господи, зачем Ты скрыл грехи юноши»? Ангел ответил: «А это для грешников, которые не каются». Преподобный Онисифор продолжал возносить свои молитвы и к удивлению всех, зловоние перестало источаться, и Бог простил грехи усопшего юноши.

И мы сегодня, братья и сестры, в день поминовения усопших воинов и всех, за веру и Отечество жизнь свою положивших на поле брани, сейчас присоединим наши молитвы к общей молитве Святой Церкви и все едиными устами и единым сердцем скажем: «Господи, со Святыми упокой усопших вождей и воинов на поле брани жизнь свою положивших. И всели их в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, где нет ни болезни, ни печали, но только жизнь вечная, продолжающаяся во веки веков, аминь».

Русская Православная Церковь
Николаевский Собор

Авторское право © 2012-2020.
Разработчик: Капитула Ян

Проповедь в канун Дмитриевской родительской субботы

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, есть несколько дней в году, когда наша Церковь благословляет нас, верных своих чад, сугубо помолиться о наших почивших братьях и сродниках. Сегодня мы совершаем заупокойную молитву о всех тех, кто переселился уже из этой земной жизни в вечную, и просим мы нашего Господа, чтобы Он упокоил души верных рабов своих.

Такие дни в церковном уставе называются родительскими субботами. А в сегодняшний день, Димитриевскую родительскую субботу, мы молимся также о всех почивших воинах. Эта заупокойная суббота появилась в самом конце XIV века в Русской Православной Церкви. В 1380 г. произошла великая битва на Куликовом поле. Победа в этой битвы повлияла на формирование русского национального сознания.

Преподобный Сергий даёт благословение на эту битву святому благоверному князю Димитрию Донскому и предрекает ему победу. Благоверный князь идёт на Дон и одерживает знаменательную победу, которая на протяжении многих столетий вдохновляет наших защитников, детей нашей Родины.

Но каждая битва это не только победа, но это ещё и потери. Летописи говорят, что на Куликовом поле остались лучшие сыны русского народа – русские князья, бояре, простые воины. Летописи сохранили многие имена этих великих наших предков. Когда святой князь Димитрий Донской вернулся в Москву, многих его единомышленников, соратников уже не было с ним. И вот тогда в ближайшую субботу к 8 ноября, дню памяти великомученика Димитрия Солунского, было установлено особое поминовение воинов. Святой Димитрий Донской носил имя этого угодника Божьего. С момента Крещения Руси наряду с великомучеником Георгием Победоносцем святой Димитрий был покровителем русского войска.

И вот с 1380 года наша Церковь каждый год совершает Димитриевскую родительскую субботу. Со временем наряду с поминовением воинов стали поминать и просто всех почивших братьев и сродников. И для нас, дорогие братья и сестры, это великая почетная обязанность помолиться о тех, кто отдал свою жизнь, защищая Родину и за всех, кого Господь забрал в Свои обители.

Часто люди спрашивают, зачем нужно молиться об усопших? Ведь мы, дорогие братья и сестры, понимаем, что все в руках Божьих. И, наверное, если Господь спас человека, наши молитвы ничего к этому не прибавят. Если было у Бога о человеке иное суждение, наша молитва вряд ли может что-то сильно изменить. Однако же мы молимся и верим, что много может молитва праведного, что молясь за наших почивших сродников, мы не только им оказываем безмерную услугу, но главное – помогаем самим себе. Каждый раз на заупокойной службе, когда мы слышим слова песнопений и молитв: «Яко земля еси, и в землю отыдеши», это обращение к каждому из нас, напоминание, что мы не вечны, что придет то мгновение, когда и нам придется идти в путь всея земли, переселятся из этой временной жизни в жизнь вечную.

Пока жив человек, его сердце одолевают и радости, и скорби, на него восходят те или иные искушения, мы не всегда удерживаемся, согрешаем, падаем, малодушествуем, скорбим. И смерть лучше всего напоминает нам о главной цели нашей жизни. «Помни последняя твоя, и вовеки не согрешишь» (Сир. 7, 39), – читаем мы в Священном Писании. То есть, тот человек, который хотя бы изредка поминает о смерти, о том, что придёт этот день, когда мы встретимся с Богом и будем давать отчёт за свою жизнь, сможет удержаться от многих падений. Существует масса примеров, когда человек, выбирая между грехом и добродетелью, вспомнив о смерти своей, останавливался и не согрешал. И вот мне кажется, дорогие братья и сестры, подобные службы, могут нам помочь не совершить ошибок. Не тратить свое время на пустые осуждения, разговоры. Будем почаще молиться о наших родных, будем почаще вспоминать о том, что и нам когда-нибудь придется, встретившись с Богом, дать Ему отчет. Будем просить у Господа милости и прощения грехов наших, будем надеяться и верить, что Господь не оттолкнет нас.

Сердечно всем желаю помощи Божьей. Пусть Господь упокоит души усопших братьев и сродников наших, вождей и воинов на поле брани за веру и Отечество живот свой положивших и всех от века усопших православных христиан. Аминь.

+Епископ Покровский и Николаевский Пахомий

Свято-Троицкий кафедральный собор г.Покровска (Энгельса)

Слова в дни поминовения усопших. В Дмитриевскую родительскую субботу

Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй, и полезная всем подаваяй, Едине Содетелю, упокой Господи души раб Твоих, на Тя бо упование возложиша, Творца и Зиждителя, и Бога нашего.

Последование Панихиды, тропарь, гл. 8.

Возлюбленные о Господе братия и сестры, чадолюбивая наша матерь Святая Церковь собрала нас сегодня на заупокойный праздник, именуемый Димитриевской родительской субботой, для того чтобы каждый из нас по мере своего усердия, по мере своей любви к отшедшим от нас нашим близким и сродникам, при живой несомненной вере в непрекращающуюся их жизнь за гробом принес свою горячую молитву об их упокоении, чтобы наши молитвы слились в единую общую молитву, чтобы едиными устами и единым сердцем просить милосердного Господа о помиловании наших усопших и о вселении их в месте светле, в месте злачне, в месте покойне. А о том, насколько необходима и важна молитва за усопших, помимо других примеров, уверяет нас характерный случай, описанный в житии преподобного Макария Великого.

Однажды преподобный Макарий, шествуя по пустыне, нашел на земле сухой череп. Поворачивая его своим жезлом, он заметил, что череп издает какой-то звук.

Читать еще:  На какие дни поминают умерших

– Чей ты, череп? – спросил святой старец.

– Я был начальником всех обитавших здесь жрецов, – послышался голос из черепа. – А ты – авва Макарий, исполненный Духа Божия. Когда ты молишься за нас, сущих в муках, то мы испытываем некоторую отраду.

– Какую же вы испытываете отраду и какую муку? – опять спросил Преподобный у черепа.

– Как небо далеко отстоит от земли, так велик огонь, в котором мы мучаемся, опаляемые отовсюду, с ног до головы, – со стенанием проговорил голос, – и даже не можем видеть друг друга. Когда же ты молишься за нас, то мы отчасти друг друга видим, и это доставляет нам некоторую отраду.

Прослезился Преподобный и сказал:

– Несчастен тот день, когда человек преступил заповедь Божию.

Потом спросил он:

– А есть ли муки другие, большие?

– Есть еще другие люди, которые находятся под нами, глубже. Мы, которые не познали Бога, имеем еще некоторое утешение от милосердия Божия, а те, которые, познавши Бога, отверглись Его и не исполняли Его заповедей, те испытывают тягчайшие, несказанные муки.

После этих слов Макарий закопал череп в землю и пошел в большом раздумье.

Вы слышали, дорогие, что молитва Преподобного доставляла некоторую отраду даже язычникам; тем более церковная молитва доставит отраду и окажет свое благотворное влияние на души усопших христиан, за которых принесена Голгофская Жертва, которых Господь искупил Своею бесценной Божественной Кровью. Молитесь, дорогие, за усопших с усердием, с любовью, поминайте их добрым словом. Вспомните их добрые дела, их труды, их добрые качества, наконец, вспомните, что у нас общий жребий, одна и та же дорога, и пусть уже это воспоминание побуждает с любовью, с усердием молиться за усопших.

Любовь, которую нам заповедал Господь наш Иисус Христос, должна простираться не только на живых, но и на ушедших от нас наших близких и родных. К усопшим наша любовь должна быть даже больше, потому что живые наши ближние сами могут себе помочь покаянием или совершением добрых дел и таким образом облегчить участь свою, но усопшие помочь себе уже ничем не могут, вся их надежда на облегчение своей загробной доли – только на оставшихся в живых членов Церкви. Мы должны им в этом сочувствовать, тем более что участь их нам неизвестна. В большинстве ведь люди умирают с грехами. Верно слово, что во грехах мы рождаемся, во грехах и проводим свою жизнь и хотя мы каемся и причащаемся, но тем не менее опять грешим, так что смерть нас всегда застает во грехах. А раз так, то как мы должны заботиться о помиловании наших усопших и молиться за них! Если бы неожиданно отверзлись двери вечности, в которой находятся их души, то перед нами предстала бы умилительная картина безмолвной мольбы наших единокровных братьев, просящих наших молитв за них, – и какая душа не содрогнулась бы при виде этих миллионов душ, вопиющих о помощи! Ведь участь усопшего подобна положению человека, который плывет по очень опасному месту. А наши молитвы являются как бы тем спасительным канатом, который мы подаем ближнему в этот опасный момент. А поэтому как приятно будет тому человеку, который исполнял свой христианский долг, молился, когда мы все там, за гробом, встретимся, увидим друг друга лицом к лицу и услышим от наших собратий благодарность за помощь им! И напротив, какой будет горький упрек тем, которые не помогли родным, близким людям в опасное время своими молитвами!

Один афонский схимник очень любил молиться за усопших. Однажды во время молитвы он неожиданно впал в забытье, и им овладело полусонное состояние. И видит он себя среди прекрасного луга, на котором росло множество чудесных цветов, а впереди перед ним раскинулся изумительнейший сад со многими ароматными деревьями. Долго старец любовался этим райским садом. Затем он обернулся направо и увидел красивые беленькие домики и возле одного из них – своего старого знакомого, который недавно умер и за которого он молился. Схимник подошел нему, поцеловал его и спросил:

– Как ты здесь живешь?

– Хорошо, – отвечал тот, – по милости Божией нахожусь среди этого красивого места.

– А знаешь ли ты, что я молюсь за тебя? – спрашивает его старец.

— Как же не знаю, все знаю и спасибо тебе за это. Когда вы поминаете нас на проскомидии или на Божественной литургии, то в это время здесь для нас бывает духовный праздник.

Так вот видите, дорогие, что усопшие наши всё знают и всё слышат. И мы должны несомненно веровать, что со смертью общение между усопшими и живыми не прекращается, что оно существует. Смерти, как таковой, нет. Только на время человек разрешается от своего тела, оставляет этот видимый и переселяется в другой, невидимый для нас, мир. Спаситель говорит, что Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк. 20, 38). И бывали случаи, когда усопшие, по воле Божией, являлись живущим, чтобы свидетельствовать им о своей новой жизни, или побудить молиться, или предупредить о какой-либо опасности, являя им таким образом бессмертие души человеческой.

По свидетельству всех Святых Отцов, сильнейшим средством для облегчения участи усопших является принесение Бескровной Жертвы, но так как на Божественной литургии не всякий имеет возможность присутствовать, то не надо пренебрегать и частной, домашней молитвой. Можно молиться за усопших и утром, и вечером, и дома, и на пути, и за работой – во всякое время и на всяком месте, и Бог примет такую молитву, если она будет исходить от чистого, любящего сердца и будет соединена с живой верой в Господа Иисуса Христа. Мы не можем молиться только за тех ближних, о которых знаем, что они умерли в упорном неверии, при жизни своей издевались над христианскими истинами и отошли в мир иной без признаков раскаяния. Такой человек – хулитель Духа Святого, и ему грех его не простится ни в сей век, ни в будущий (см.: Мф. 12, 31-32). А за тех, которые умерли в вере и с раскаянием, надо молиться, и можно быть смело уверенными, что молитвы наши облегчат их участь.

Поэтому, дорогие братия и сестры, помолимся сегодня за усопших наших родных и за всех вообще почивших православных христиан. Пусть наши сердца, проникнутые чувством любви и благодарности к усопшим, сольются сейчас в едином общем молитвенном вопле к Богу о помиловании их, о прощении их грехов, вольных и невольных, и о вселении их в обители праведных. Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная!

Ищите прежде Царствия Небесного. Архимандрит Кирилл. 2002 г., Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, с. 423-428

Проповедь в Димитриевскую родительскую субботу

Протоиерея Михаила Пономарева

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!

«Остались имена и даты на крестах у тех, кто в землю лег, и ожидает чуда; Какое имя будет на устах, когда я буду уходить отсюда»?!

Для любящих сердец, ушедший в мир иной человек как бы уехал в другой город и в новую командировку. Разум человеческий понимает, что близкий дорогой человек умер, а сердце человеческое, согласиться не может с этим. Потому что, сердце человеческое чувствует, что близкий дорогой человек не умер, но жив.

Чем познают Бога в этом мире? Чем Его видят? Разумом ли? Сердцем его видят. Вот точно так же и сердце человеческое чувствует, что наши близкие, родные, они живы, и поэтому это все заставляет нас идти и молиться Богу: просить и милости от Него, потому что Сам Бог является любовью.

Нам кажется, что граница между нами и ими поистине, как стена, или может — пропасть. Но это совсем не так. Эта граница очень условна и призрачна. Потому что если человек обладает духовным зрением, то он и чувствует и видит ту будущую жизнь и отвечает на нее. Точно также и они, видят нашу жизнь и, то же самое, беспокоятся; и, конечно же, всегда они печалятся, если мы здесь с вами ведем себя совершенно неправильно.

В духовном мире, кроме Христа и Божией Матери нет целых людей. Потому что смерть человека разрывает его на части: на душу и тело. Человек только тогда целостен, когда в нем и душа и тело. Но смерть разрывает на части и поэтому в том мире нет целых людей, кроме Божьей Матери и Спасителя. И поэтому мы всегда с вами, собираясь здесь, и молимся об этом, чтобы в будущей жизни души человеческие обрели эту полноту бытия в Боге. Мы не можем послать им какую то посылку, или, что то еще такое, но у нас есть молитва. Когда с нами случается несчастье здесь, на земле или, какая то болезнь, разве мы, наученные состраданием, бросаем этих людей, своих близких и родных? Нет, конечно: мы стараемся им помочь, исцелить их и всячески так, чтобы их тяготы немного ослабли или совершенно исчезли.

Точно так же и здесь: когда мы с вами собираемся здесь, в храме, для молитвы, то мы всегда подразумеваем то, что наши молитва поможет им в будущей жизни.

Второго Пришествия не было. Поэтому, души человеческие еще не познали полностью отверженность, или полноту счастья в Боге. Поэтому души их: наших близких и родных, живут сейчас ожиданием: или полноты бытия и радости в Боге, или вечного наказания. И вот когда мы с вами, своим близким, дорогим людям, здесь, еще на земле живущим, помогаем, то почему же мы должны отвергнуть души наших близких и родных? Если мы научены с вами добродетелям?

Читать еще:  Причащают ли в родительскую субботу

Не молиться о наших близких и родных, это равносильно, то же самое, что отсечь руку, выколоть глаз; то есть полностью тот орган, который мы стараемся сберечь. Мы всячески оберегаем и глаз, и руку, чтоб ничего не случилось. Печально осознавать то, что миллионы и миллионы людей не молятся о своих близких и родных, которые ушли в вечность? Это то же самое, что и отсечь и руку и выколоть глаз: то есть лишиться члена своего.

Но дело в том, что Церковь то земная и небесная одна, хотя волос, который на голове, он не видит подошвы наших ног. Правильно? Но в любом случаю, они питаются одной кровью человеческой, которая находится и течет в организме.

На одной лозе, растет множество кистей, но они соприкасаются и питаются одним соком этой лозы. Вот точно также и церковь, небесная и земная — она объединена, она одна, потому что питается от одного Источника Тела и Крови Христова.

И поэтому так важно нам с вами молиться о близких и дорогих нам людях. Потому что у них отнимается воля, но никто в Богословии еще не сказал, о том, что душа человеческая, находящаяся за гробом, лишается благодати Христовой. То есть она не лишается впитывания благодати Божией. И поэтому, если об этой душе молятся, то Бог посылает благодать этой душе. Соответственно, впитывая благодать, она берет в себя силу, и, постепенно, по молитвам здесь живущих, преображается. Соответственно еще до второго пришествия она уже будет искуплена дорогою ценою: Телом и Кровью Христовой и наследует жизнь вечную. Вот почему так важно молиться о близких и родных нам людях.

Прошло их время трудов, прошло их время забот бесконечных на земле. Но жизнь не кончилась для них и за гробом и поэтому они ожидают наших молитв, ожидают нашей любви, ожидают нашей заботы.

Поэтому, живя здесь на земле, будем помнить всегда о том, что часть их, которая называется душою, она жива, она разумна, она все понимает и слышит молитвы своих близких. Так радостно воспринимать, когда те, которых уже нет с нами, осознают, слушают и помнят, что мы не забыли и помним о них.

Молитвами Пресвятой Богородицы да дарует Господь нашим близким, их душам, вечную жизнь, благодати Божией и вечного спасения. Аминь.

Сказано после Божественной Литургии 3 ноября 2012 года. В храме Свято-Троицкой станицы Клеткой.

Оптина Пустынь

Толкования
Священного
Писания

Новая книга

В издательстве нашего монастыря опубликована новая книга — «Житие священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского и Гдовского, и иже с ним пострадавших преподобномученика Сергия (Шеина), мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова».

В новой книге известного русского агиографа архимандрита Дамаскина (Орловского) читателю предлагается житие митропо­лита Петроградского Вениамина (Казанского) — одного из первых святителей-священномучеников, не погрешивших своей душой, ни совестью во время начавшихся гонений и отдавших свою жизнь за Христа и Его Церковь.

Ес­ли вы хо­ти­те най­ти уте­ше­ние в скор­бях, об­ра­щай­те не­мед­лен­но серд­це ва­ше ко Гос­по­ду, Еди­но­му Уте­ши­те­лю, ис­пы­ты­вай­те се­бя, по сло­ву Бо­жию, т.е. кай­тесь, исп­рав­ляй­те се­бя, ве­руй­те и серд­цем и ду­шею во Ии­су­са Хрис­та и при­бе­гай­те к Не­му, как к Еди­но­му Спа­си­те­лю ва­ше­му. Чем бо­лее вы бу­де­те мо­лить­ся Бо­гу в скор­бях, тем ско­рее ощу­ти­те чувство слад­ко­го уте­ше­ния.

оптинские
книги

Расписание Богослужений

февраль ← →

Последний фотоальбом

Видео

Духовные беседы с паломниками

Димитриевская родительская суббота Поминовение усопших

В о имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. «Кто молится за умерших, тот на перед себе ходатайствует жизнь и спасение», — так говорил святитель Иоанн Златоуст. Но почему то мы, живущие в этом суетном бренном мире, не верим словам святых людей и продолжаем жить и погружаться в эту пучину зла, обид, уныния, ропота, суеты и всего этого житейского моря, в котором не видно даже берега, т. е. мы просто тонем.

И вот, одной из спасительных нитей, которую протягивает нам Господь в Священном Писании можно назвать молитву за умерших. Нашей великой православной вере Господь дал все, что нужно для спасения человека, и абсолютно все, для того, чтобы он жил счастливой жизнью! Абсолютно все! В Евангелие каждому христианину дана полная свобода — живи по законам Божиим и ты свободен от любого наказания: свободен от скорбей, свободен от болезней, свободен от обид, от войн, от всего. Что нужно? Нужно только выполнять то, что заповедовал нам Господь.

И вот, среди всего этого Божьего попечения, Божьей помощи о нас, оставил нам такое великое чудо — просто молиться за умерших, за ушедших наших близких и не близких, но дорогих нам по вере православных христиан. Потому что мы все живем одной семьей, мы все братья и сестры. И как обидно бывает видеть, когда люди обращаются к священнику, говорят: «Батюшка, помогите; батюшка, помогите», а рядом стоит такой же «Батюшка, помогите», а христианин отталкивает и говорит: «Отстань, у меня главнее дело, чем у тебя». Это очень страшно видеть. Как же мы называем себя христианами, если, пытаясь попасть в Царство Небесное, идем по головам друг друга. И как мы можем после этого называть кого-то из людей не христианами или язычниками, хотя мы ведем себя гораздо хуже. Нам дарована благодать, нам даровано спасение и мы, не уступая друг другу, а бегая перед друг другом, стремимся в Царство Небесное. С такой беготней мы никуда не добежим. И только уступая друг другу, даже на последней ступеньке перед Царствием Небесным. Уступить другому: «Проходи вперед, брат (или сестра), а я недостоин» или «я подожду». Даже если бы так мы научились делать.

И вот, смотрите, уходят наши близкие туда, их мы уже не обгоним, они уже там. И мы теперь имеем такую возможность, если они уже там — обращаться к ним. Если они уже в раю — обращаемся к ним. Мы, конечно, не знаем где находятся наши близкие, те, за которых мы молимся — в раю или в аду. Конечно, великое приобретение для живущего на земле, если его близкие родственники оказались в раю, потому что все молитвы, которые обращаются к этим людям, они возвращаются к нам с их ответными молитвами: «Господи, ты видишь как нас вспоминают наши близкие, как они молятся о нас, помоги им тоже, дай им всех благ земных; небесных Ты нам уже дал».

Вот, сегодня у нас вселенская родительская суббота. Церковь установила это. Давным давно было установлено князем Дмитрием Донским, который совершил после Куликовской битвы поминовение воинов и заповедовал совершать его ежегодно в субботу перед 8-м ноября, перед днем своего покровителя — святого великомученика Димитрия Солунского. Мы поминаем сегодня не только родителей, но и всех воинов, павших не только на Куликовом поле, но и за всю историю нашей великой Руси.

И сейчас воины погибают. Сейчас можно услышать такие вопросы: «Батюшка, а почему же сейчас воины погибают, у нас же мир?», «Почему люди едут туда, едут туда; почему происходит так или так?». Можно долго объяснять, бывает приходится просто ответить одной фразой: «А ваше ли это дело?», «В вашей ли компетенции что-либо поменять?». И, как вот многие говорят святые: «ну если ты не можешь ничего сделать, зачем об этом вообще говорить или обсуждать?» Мы погрязли в каких-то «пустословных болтовнях», даже не знаю, как назвать по-другому это. Мы просто в этом тонем, мы осуждаем, пересуждаем то или это, а нужно ли это для нас, для наших близких? Не отрываем ли мы сами у себя это бесценное время в этих пустых разговорах. Лучше бы это время посвятили молитве о своих ушедших родственниках.

Вот сегодня приятно видеть, что столько людей пришли почтить своих предков. Но Храм не переполнен до отказа, как должно было быть. Потому что здесь вся округа должна стоять во всех Храмах. Был такой наказ святого Петра Могилы, он говорил, что «Те православные, которые в течении года 20 псалтырей читают от своих ушедших родственниках и 20 канонов о упокоении, и каждую субботу, на обедне подают в Церкви просфору о упокоении душ своих родителей, то какая бы грешная душа не была (конечно, кроме самоубийства) — будет избавлена от тьмы и мучений, и отведена будет в Страну Божьего Света».

Мы должны с вами осознавать, что участь посмертной души наших сродников и наша связаны между собой. А то получается как, мы видим, когда человек тонет, гибнет или в плену находится, мы говорим, зачастую: «Сам виноват, сам туда попал, а это не мое дело». И вот, когда мы не молимся за своих усопших, мы тоже самое говорим как бы, своим бесчувствием, показывая, что нам никакого дела нет о том, что было с ними: «Я другой, у меня другая жизнь и ничего общего у меня с ним нет, ну умер и умер, ушел и ушел». Вот это бесчувствие как раз появляется у людей, когда они погружаются в суету и с утра до вечера занимаются работой, работой, работой, делами, опять работой. И забывают и детей, и жен, и свои семьи, а тем более давно ушедших своих родственников.

А потом удивляемся, что на нас наваливаются куча бед, потому что бесы имеют право пакостить тем людям, которые живут, т. е.у них есть возможность, не то что право, возможность, потому что мы сами себя лишаем защиты, минуя выполнения Заповедей Божьих, в том числе и молитвы, потому что вспомните в Священном Писании слова: «Молитесь друг за друга». Там не написано молитесь за живых, но молитесь за всех, друг за друга. Но эта заповедь не только к нам, но и к тем, кто там на верху или внизу, они тоже молятся, эта к ним тоже заповедь относится, потому что у Бога нет мертвых, это у нас в головах есть мертвые, а у Бога все живы, и там и здесь! И представьте, сколько же радости приносят наши молитвы за тех, кто внизу! Там радость и веселие, когда кто-то о них вспоминает и у них хоть какое-то послабление в их страшных муках.

Читать еще:  Поминают ли 20 дней

Старец Паисий Святогорец говорил так: «Когда человек умирает, то он сразу же понимает, в каком он состоянии находится». Да, он приходит сюда и задает себе вопрос: «Что же я натворил?» Но уже все, все закончено, поезд ушел, уже нет в этом вопросе никакой пользы для него. К примеру, пьяный, убив свою мать, смеется, распевает песенки, потому что не понимает, что наделал. А когда хмель выветривается из головы, он начинает плакать и рыдать, и говорить: «Что же я наделал?»; «Это был не я!». Ну, конечно, же это не ты, это был бес, он сделал все это твоими руками. Однако, когда человек умирает, то этот земной хмель выветривается и люди приходят в себя. У них открываются душевные очи, и они осознают свою вину, и душа, выйдя из тела, движется, видит и ощущает все, совершенно с другой, непостижимой скоростью. И вот здесь нужна наша молитва, наша услада и прохлада для этих душ.

Старец Арсений (Минин) говорил: «Поминовение для душ почивших о Господе всего необходимее. Напрасно иные воздвигают дорогие памятники на кладбищах — это ни малейшей пользы никому не принесет, ни живым, ни мертвым. А поминовение и милостыня — это два крыла, на которых душа возносится к Богу».

Святитель Феофан Затворник пишет в одном из писем: «Отшедшие живы, и общение у нас с ними не пресекается. Как о живых молимся мы, не различая, идет ли кто путем праведным, или другим; так и молимся и об отшедших, не доискиваясь, причислены ли они к лику святых или они с грешниками. Это долг братской любви нашей. И пока последним Страшным Судом не разделены верующие, все они — и живые, и умершие — единая Церковь. И все мы взаимно друг к другу должны относиться, как члены одного тела: в духе доброхотства и любительного общения, и живые, и умершие — не разграничиваясь пополам умиранием. Говорят: «Участь их решена». Но это говорят бесчувственные люди. Участь отшедших не считается решенною до всеобщего Суда. Дотоле мы никого не можем считать осужденными окончательно; и на сем основании молимся, утверждаясь надеждою на безмерное милосердие Божие».

Патриарх Александрийский в одной из своих проповедей рассказал случай о помощи Божией Архистратига Божия Михаила, которую он видел: «Однажды я шел в сопровождении Ангела Божия», это было написано в книги Иоанна Богослова, «и вот, услышали шум, подобный шуму многих вод и когда подошли ближе, то увидели огромное озеро и ужасную казнь нераскаявшихся грешников. Мы увидели огромное пламя, исходящее из преисподней, и это пламя поднималось на огромную высоту». Святой Иоанн Богослов горько заплакал. И ему Ангел ответил: «Не плачь, Иоанне, друже Божий, не плачь, скоро ты увидишь великую радость — великое благоволение к Архистратигу Божьему Михаилу у Господа». И в это время появился Архистратиг Божий Михаил и тотчас же огонь погас, бездна перестала дымиться. И когда все утихло, Архангел Божий погрузил свое белоснежное крыло в это озеро и вывел множество человеческих душ и перенес их на берег. И так он делал много раз. И из завесы Господней раздался глас: «Предстательством Архангела Михаила и Матери Моей, Пресвятой Богородицы, и всех моих Ангелов и избранных, исполнивших на земле волю Отца Моего — введи эти души в Рай блаженства, Вечности и покоя».

Поэтому человек, обращаясь к молитвам святых, в том числе Архистратига Божьего Михаила, не забывающий своих родителей, милостью Божией, своим милосердием и молитвой нашей Святой православной Церкви, избавивший их души, страдающие от ярости ада, уже здесь, при этой жизни, не будет иметь никакой нужды и по окончании земного странствия войдет в Царствие Небесное. Помоги вам всем Господи. Аминь.

В Димитриевскую родительскую субботу (I)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк. 20, 38), — сказал Спаситель не веровавшим в воскресение мертвых саддукеям.

Дорогие братия и сестры, благодарение Господу, что Он неусыпно печется о нашем спасении и достижении нами Царствия Божия и дает нам возможность молиться и помогать своими молитвами облегчению участи наших ближних в загробной их жизни.

Бог, сотворивший человека для блаженной вечной жизни, по Своей благой воле желает всем получить ее в наследие, а потому и принимает до Всеобщего Воскресения и Суда молитвы живых за усопших, когда приносятся они с искренней верой и любовью к почившим ближним нашим.

Церковь, с самых первых времен приняв от Апостолов наставление молиться за усопших, следовала ему уже неизменно. Святой Иоанн Златоуст говорит: «Не напрасно узаконено Апостолами поминать умерших при Страшных Таинах. Они знали, что великая бывает от того польза для усопших, великое благодеяние». Поминовение усопших совершалось и в Ветхозаветной Церкви. Так, например, Иуда Маккавей возносил молитвы за воинов, согрешивших на поле брани. Настоящая же родительская суббота именуется Димитриевской, потому что она установлена великим князем Димитрием Донским, по совету и благословению Преподобного Сергия, в вечное поминовение героев, павших на Куликовом поле.

Дорогие братия и сестры, мы, живые, должны совершать молитвы за усопших с твердой верой, что наши сродники живут той же разумной жизнью, какой жили они в теле, находясь на земле, и потому они слышат нас и ждут нашей молитвы. Человек, оставляя этот мир, не исчезает бесследно, поскольку имеет бессмертную душу, которая никогда не умирает. То, что мы видим умирающим, — видимое, грубое тело, которое есть прах, потому что от земли взято и опять возвращается в землю. Невидимая же тонкая сила, которую мы называем душою, не умирает никогда. Тело само свидетельствует о своей смертности, потому что оно разрушимо и делимо, душа же, напротив, имеет несложное, неразрушимое духовное устроение и потому разлагаться и умирать, как тело, не может.

Тело самостоятельно жить и действовать без души не способно, душа же бессмертна и может продолжать свое существование и без тела. Поэтому наши сродники нас слышат и, может быть, очень нуждаются в нашей молитве. Нет человека, который бы пожил и не согрешил. Никто не чист от греховной скверны, хотя бы он прожил на земле только один день. Все мы во грехах рождаемся, во грехах проводим жизнь и во грехах умираем. Правда, многие из нас часто каются и причащаются Святых Таин, но едва только успеем покаяться, как снова начинаем грешить, и потому смерть всегда застает нас неоплатными должниками пред Богом.

А между тем за гробом нет больше места для покаяния. Только в земной жизни человек может каяться и творить добрые дела, за гробом же он ничего не может сделать для своего спасения, улучшения своей участи, и его ожидает одно из двух: помилование или осуждение. Поэтому Святая Церковь, исполняя заповедь Христову о любви к ближним, призывает и научает нас, чтобы мы молились за скончавшихся в вере и благочестии. Усопшие сродники наши, хотя бы и в вере, и не в ожесточении, не в конечном зле перешли они в жизнь иную, могли не совершить притом и потребных для спасения добрых дел. И оттого теперь души их, находясь в аду, могут, конечно, глубоко раскаиваться в грехах земной жизни и стремиться к благу, к которому порой были они так равнодушны на земле. Однако собственными силами от уз ада им не освободиться. Христос — Разрушитель ада — имеет власть отверзать и закрывать врата ада, и потому со стороны живых членов Церкви остается молить Господа об их помиловании.

Святые Отцы утверждают, что до всеобщего Суда Божия по молитвам Церкви участь умерших может быть изменена. Святитель Иоанн Златоуст говорит об этом: «Есть возможность облегчить наказание умершего грешника. Если будем творить частые молитвы за него и раздавать милостыню, то, хотя бы он был и недостоин сам по себе, Бог услышит нас».

Совершая поминовение усопших, нам необходимо и самим задуматься посерьезнее о загробной жизни, более и более утверждаясь в истине этого верования, потому что от сего зависит построение нашей жизни на земле и утверждение нашего нравственного начала.

Непрочна и суетна наша земная жизнь. Самое ясное течение ее часто неожиданно омрачается черными тучами житейских бурь. Радости наши смежны с горем: от богатства недалеко нищета, здоровье ничем не защищено от болезней, самая жизнь в любой момент может пресечься смертью. И грустно становится, когда видишь и испытываешь всю непрочность ее благ. Но еще грустнее становится, когда при этом остаешься безутешным. Утешение же где искать еще, как не в твердом уповании, что жизнь наша не оканчивается смерью, что мы должны ждать жизни будущей, загробной?

Говоря о ней, святой апостол Павел пишет к солунским христианам: Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды (1 Сол. 4, 13). Только не имеющие надежды на продолжение настоящей жизни по смерти сетуют и печалятся во все дни свои и не находят ни в чем утешения. Верующий же человек, напротив, надеется, что загробная жизнь есть, и надежда эта, и ожидание загробной жизни служат для него источником истинного утешения и успокоения. Таким образом, мысль о нашей участи в будущей жизни должна быть у всех нас и в сердце, и в уме и должна занимать нас чаще, чем любые иные вопросы. Тем не менее эта живая истина некоторыми совершенно отрицается, а некоторые с равнодушием относятся к ней, совершенно не думая о будущей своей участи.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector