1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проповедь в поминальную субботу

Проповедь в поминальную субботу

Нужна помощь

Сбор на трактор для уборки территории храма и Дома милосердия

Мы изучили много предложений и нашли подходящий вариант трактора не нового, но в хорошем состоянии, за 830 тыс.руб. Сумма к сбору – 830 000 руб. На 02.02.20 собрано 81% от необходимой суммы — 671 299 руб. (+5 840 руб. за неделю).

Дом милосердия: открыт отдельный домик помощи одеждой и обувью

На территории Дома милосердия работают уже 4 социальных домика. Мы нуждаемся в вашей поддержке! За февраль на 02.02.20 на Дом милосердия собрано: 3 171 руб.

Новости

6 февраля приглашаем в паломническую поездку по местам блаженной Ксении

В программе: архиерейская Божественная Литургия в храме св.блаж. Ксении на Лахтинской улице. Андреевский собор. Экскурсия по музею св. блаж. Ксении. Смоленское кладбище, часовня блаж.Ксении и храм Смоленской иконы Божией Матери.

12-20 мая 2020 г. приглашаем в паломническую поездку по царским местам Италии и Франции

В программе: Милан, Вербания, Флоренция, Генуя, Турин, Сан-Ремо, Ницца, Канны. Поездку сопровождают священник и православный экскурсовод — историк Михаил Талалай.

Введите ваш e-mail и будьте в курсе наших мероприятий и многого другого

Разговор со священником

Статьи/ Разговор со священником/ Не пропускайте родительских суббот!

Не пропускайте родительских суббот!

Как поминать усопших

Остановимся на том, каким образом надо поминать усопших.

Во-первых, необходимо ваше присутствие на соборной службе. И если вы намерены следовать обычаям Русской Православной Церкви, культуре богослужения, то вы постараетесь и в пятницу прийти на парастас, и в субботу — на Божественную Литургию, чтобы помолиться за своих усопших родственников. И будете делать это из года в год, до самой своей смерти. А когда вы уйдете в вечность, за вас так же станут молиться ваши родственники.

Сейчас, к сожалению, часто случается, что в родительскую субботу очень мало народу приходит в храм. Нам с вами предстоит восстанавливать все то, что было разрушено, утрачено, возрождать нашу православную богослужебную культуру и беречь ее.

Итак, во время Великого поста есть службы обязательные, которые соборно совершаются всей Церковью. К ним относятся службы поминальные: пятничные парастасы и субботние литургии. Во время этих служб великую пользу для своей души получают и живые, и мертвые.

Во-вторых, необходима милостыня за усопших. Святые отцы говорят, что, подавая ее, мы не сами ее подаем, но нашими руками ее подают сами усопшие. Тем самым, подавая милостыню нашими руками, они получают милость от Бога. И если усопший находится в юдоли мучений, в юдоли страданий, он получает от Бога помилование, послабление в муках. А если этот человек праведник, то тогда ликует он и душа его возвеселяется об умножении добродетели на земле, хотя сам он уже давным-давно на Небе.

Вот такие две простые вещи. Их каждый из нас может сотворить: прийти на соборную службу и вместе со всей Церковью вознести молитвы к Небу; небольшую денежку, сухарик, пряничек или что-то сделанное своими руками принести на канон или подать нищим, которые сидят у церкви или встретятся нам на перепутье. Ничего в этом нет сверхъестественного, все Господь устроил просто для нашего спасения и для того, чтобы в душах наших усопших близких воцарились покой, тишина и благость.

Поэтому давайте возрождать и беречь нашу православную богослужебную культуру и в родительские субботы Великого Поста поминать дорогих нам людей по обычаю Православной Церкви.

Общение с близкими нельзя переоценить

Дни особого поминовения усопших всегда наполнены глубоким содержанием. В такие дни открыта дорога от земли на Небо и все усопшие смотрят на нас.

Когда я был ребенком, родители отправляли меня в разные лагеря (спортивные, пионерские), и я всегда ждал, когда они приедут. Понятно, что ребенок, отрываясь от родителей скучает по ним. Мои сверстники, с которыми я играл в волейбол и другие игры, такие же юные отроки, как я, тоже ждали приезда своих близких. Как же радостно было, когда после встречи с родными кто-то из ребят делился привезенными ему гостинцами — не прятал, не ел втихаря. Щедрость друзей была приятна. Но конфеты друга не могли заменить встречи со своими родными. Как мы ждали этих встреч — не ради гостинцев, а ради общения, как мы скучали по близким, как радовались им!

Если мы с вами лежим в больнице и нас лечат: колют, режут, вскрывают наши гнойники — нам тоже хочется, чтобы к нам пришел кто-то из близких и родных. Он ничем не может нам помочь; он не зашьет наши раны, не снимет наши швы — но нам так хочется, чтобы кто-то из наших родных и близких пришел, просто посидел с нами, помолчал или сказал два-три ласковых слова, погладил по руке… Вот придут нас навестить, и будет нам утешение.

К чему я это говорю? Усопшие видят нас с вами.

В житии святителя Филарета Московского есть такой эпизод. У одного диакона в Троице-Сергиевой лавре очень сильно болела голова, и как-то после службы у него случилось, по всей видимости, кровоизлияние в мозг и он скоропостижно скончался. Святитель Филарет сразу начал за него молиться и молился сорок дней. На сороковой день диакон явился ему и сказал: «Я благодарю тебя за те молитвы, которые ты возносил за меня с момента, когда я умер». Он его спрашивает: «А откуда ты знаешь, что я возносил за тебя молитвы? Ведь я делал это тайно, не при людях, а здесь, в келье, а иногда на ходу — в своем сердце». Диакон отвечает: «Вы, живые, здесь, на земле, не знаете, что мы, усопшие, видим каждого, кто читает за нас молитвы — когда, в какой час, в каком состоянии, с каким сердцем… Мы все видим вас в это время». Вот какое откровение было дано святителю Филарету, митрополиту Московскому.

В 1990-х годах в больнице, где мы служили раньше, у меня была одна больная, которая пережила клиническую смерть. Она оказалась на том свете, потом вернулась — и я с ней разговаривал. Она рассказала мне, что там видела. Мне особенно запомнилось, что эта женщина встретила своих недавно умерших, как и она, от рака сродников; она их раньше не знала, и эти люди ей представились. А еще она увидела одного из своих близких родственников, которого знала при его жизни. Он весь светился и был в белых одеждах. Она спросила его: «Что с тобой, брат? Почему ты в таком возвышенном состоянии? Что ты весь сияешь?» Он говорит: «Сегодня за меня на земле возносили молитвы мои живые родственники. Я исполнен той радости, той благодати, которые получил от их сердца любящего». Она видела накрытые и уставленные множеством яств столы, за которыми сидели ее усопшие сродники. Она спрашивает: «А что это у вас?» Они отвечают: «Это те приношения на канон, та милостыня, те жертвы, те молитвы, которые возносят сейчас или вознесли за нас в заупокойную субботу наши живые родственники». Вот какое утешение эта женщина увидела, будучи на том свете и встретившись со многими усопшими.

Кто вас будет поминать, когда вы умрете?

Мое сердце как священника всегда исполняется горечи, когда я вижу, что в заупокойную субботу храм Божий не заполнен, пуст. Я не случайно рассказал вам про пионерский лагерь, про больницу. Ведь наши усопшие ждут, когда мы с вами придем и принесем за них наше сердечное жертвоприношение. Мы с вами говорим о любви к Богу и к ближнему, а ведь проявлением любви к ближнему является жертва сердечная, которую мы возносим и за наших усопших.

Мы часто думаем: «Надо убрать квартиру… У меня много семейных забот… Этого я не могу отложить». Но, как правило, в семье ведь не один человек. Кто-то может быть делегирован в храм, чтобы помянуть и родственников отца, матери, мужа, жены. Ведь усопшие ждут нас. Как я ребенком ждал, когда приедут мои родные, так и они ждут — сердцем! живой душой! — когда мы придем в храм Божий и принесем о них молитву. А что же делаем мы?

Некоторые люди даже не знают, в какие дни Святая Церковь совершает особое поминовение усопших. А все должны стоять здесь, в храме Божием, с книжечками — с последованием Панихиды. Вы это последование должны выучить наизусть, чтобы молиться едиными устами и сердцем, как молится вся Святая Церковь.

Дорогие мои, пора проснуться. Пора вернуться к истокам, к Руси Православной. Время идет, оно переломилось. Бог дал нам возможность познать Себя и прийти в Церковь. Нас не сажают за веру в Бога, не увольняют с работы — пришло время вернуться к тому, что было.

Храм Божий в заупокойные субботы должен быть переполнен, потому что наши сродники страждут и ждут, когда мы им поможем своими молитвами. Всегда задавайте себе, дорогие мои, вопрос: «А когда я умру, придут ли мои дети, мои сродники и братья, чтобы помянуть меня? Где мне найти людей, которые станут за меня молиться? С кем я должен договориться?»

Ведь многие идут к смерти и не думают, кто их будет поминать. Кто вознесет за них слово тогда, когда они будут там ждать утешения? А ведь оттуда возврата нет, там жизнь вечная.

Кто нас с вами помянет? Когда приходим в храм, поминаем наших соседок, соседей, подруг и друзей, сослуживцев. Господь пошлет нам молитвенников за нас, но мы должны тоже потрудиться за других. Как мальчики-сверстники в лагере делились конфетками, так и мы с вами должны поминать людей, которые нам знакомы, чтобы Господь дал и нам возможность, чтобы нас кто-то после нашей смерти поминал. Нам надо научиться воздавать долг любви.

В Великом посту церковь устраивает три поминальных дня. Это вторая-третья-четвертая субботы Великого Поста; надо найти возможность и прийти хотя бы в одну из них в храм, помолиться. Это наша с вами обязанность — поддержать наших усопших родных и близких.

Вот этот коридор, который открыт между землей и Небом; усопшие стоят и смотрят в этот момент — и видят своих сродников, шатающихся по ларькам и кабакам, спящих, болтающихся по магазинам, занимающихся своими личными делами. И видят других, которые приходят в храм и молятся за соседку, за знакомых, за всех, кого вспомнят — и нашим усопшим очень больно и горько, что они остаются без молитвенной поддержки. Святая Церковь молится безымянно о всех почивших православных христианах, зная, что сердце человеческое неблагодарно, память коротка. Умер человек — и нет человека. Нет человека — и нет проблем. Память списана. А вот у Церкви память не списана. Церковь молится за всех своих почивших чад.

Из проповеди прот. Сергия Филимонова

Ваш кирпичик в строительстве Дома Милосердия. Начались работы по строительству храма свт.Василия Великого — закладка состоялась 9 февраля 2017 года, принимаются имена на вечное поминовение на сваи. Устроена дорога на стройплощадку, установлена мойка для колес выезжающей техники, ведется работа по разметке свайного поля для храма. Поддержите это нужное дело! Вложите ваш кирпичик прямо сейчас!

Если не можете пожертвовать сегодня, воздохните, помолитесь об общем деле. Пожертвуете, когда сможете. Храни вас Господь!

Похожие материалы:

О главном и второстепенном

Я всегда говорю: строишь что-то — строй, понимаешь, для чего это делаешь — делай. Но осознавай быстротечность жизни, взвешивай все и давай себе отчет: то, что ты делаешь, не повредит ли духовно? Из проповеди прот.Сергия Филимонова

  • Духовная жизнь неразрывна с жизнью земной

    Одерните себя вовремя. Напомните себе: а благодаря чему я живу? Кто мне дает силы, чтобы я мог работать, ухаживать за детьми, зарабатывать на семью? Кто мне подает силы на работе и саму работу? Я не забуду о Боге — и Бог не забудет обо мне. Из проповеди протоиерея Сергия Филимонова

  • Послушание — это часть постного подвига

    Если же мы ходим в церковь уже восемь-десять лет, но все равно поступаем так, как сами того хотим, если становимся все злее, раздражительнее, гневливее, можно ли считать, что мы идем по правильному христианскому пути? Из проповеди прот.Сергия Филимонова

    Иоанно-Предтеченский храм, с.Курашим

    Пермская и Соликамская епархия

    Новости

    • Православный календарь, икона дня
    • 01 Апрель 2011

    «Православный календарь»: «Икона дня»:

    • Главная
    • Архипастырь
    • Новости
    • Строительство храма
    • История прихода
    • Духовенство
    • Контактная информация
    • Расписание Богослужений
    • Паломничество
    • Проповедь
    • Церковные праздники
    • Молитвослов
    • Гостевая книга
    • Святыни
    • Вопрос священнику
    • Богослужение
    • Таинства
    • Святые нашего храма
    • Приходская жизнь
    • Новомученики и подвижники благочестия
    • Фотогалерея

    Покровская поминальная родительская суббота


    Проповедь протоиерея Александра Глебова в родительскую субботу

    Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

    Сегодня родительская суббота — день особой сугубой молитвы за тех людей, которые ушли из этого мира в мир иной.
    То, что мы называем смертью, не является прекращением человеческого бытия. Смерть это не уничтожение человеческой личности. Смерть это переход человека из одного состояния в другое состояние. Что из себя представляет тот мир, мы не знаем, и даже не можем себе этого представить. Поскольку не обладаем для этого ни знанием, ни опытом пребывания в другом сверхчувственном духовном мире. Как не обладает знанием и опытом пребывания в этом мире ребенок, находящийся во чреве матери своей.

    Он не знает и представить себе не может, что есть солнечный свет, что есть этот мир, который во всей своей красоте и многообразии несоизмеримо лучше, чем материнская утроба. Но пока ребенок сам не появится на этот свет и не увидит его, для него само рождение будет означать только одно – смерть. Смерть для того мира, в котором он какое-то время жил, и который он больше никогда не увидит, и в который он никогда не вернется.
    Для него рождение это уход в неизвестность. А это значит, что каждый из нас уже переживал на своем собственном опыте уход из одного мира, смерть для него, и рождение в более совершенный и прекрасный мир, в тот самый мир, в котором мы сейчас и живем.
    И абсолютно каждому из нас предстоит еще раз в жизни перейти эту грань миров. Умереть для этого, материального мира и оставить в нем то, что делает нас сопричастным физическому миру, то есть свое тело, и войти или родиться в мир духовный, в вечность. И входит в тот мир то, что делает человека сопричастным духовному миру, его душа.
    И как не может ребенок, находясь во чреве матери, представить себе жизнь этого мира, пока он не родится в него, и сам не станет его частью, так и мы, живя в этом мире, не можем представить себе жизнь вечную. «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу. Теперь знаю я отчасти, а тогда познаю», — говорит апостол Павел. Это значит, что все наши попытки узнать что-либо о жизни будущего века тщетны, потому что та жизнь до времени от нас сокрыта. Мы смотрим на нее как бы через тусклое стекло, через которое практически ничего не видно, а если и видно, то изображение мутное и сильно искажено.
    А потому мы и начинаем гадать, то есть свои собственные представления и фантазии переносим на загробную жизнь. Но это, конечно, совсем не значит, что если мы так думаем, что если нам так кажется, то так оно и есть на самом деле. Каждый из нас войдет когда-то в вечную жизнь, сам станет частью духовного мира, увидит его, как говорит апостол, лицом к лицу. И только тогда, наверное, мы поймем, насколько наши земные представления о вечности далеки от реальности.
    Но все-таки отчасти мы имеем знание о жизни человеческого духа после физической смерти. Это знание нам даровал Господь, Который как Бог одновременно присутствует и в том и в этом мире. Он сказал нам о вечной жизни столько, сколько человеку необходимо о ней знать и в той степени, в какой человек может это воспринять и понять.
    Но главное, Господь объяснил, что надо делать, чтобы та жизнь была счастливой, чтобы человек обладал вечным блаженством. Из слов Христа, из Его притч мы можем понять, что та вечная жизнь, которая ожидает каждого из нас, далеко не для всех будет одинакова.
    Для кого-то она явится блаженством, а для кого-то скорбью. Конечно, и степень блаженства и степень скорби для каждого человека разные. За время своей земной жизни человек должен подготовить свой внутренний духовный мир к дальнейшей жизни, к жизни без тела.
    Почему Господь в Евангелии призывает проявлять заботу в первую очередь о душе, не повредить ей. «Что пользы, если человек приобретет весь мир, а душе своей повредит?» – говорит Он. Ибо именно от состояния нашего духовного внутреннего мира зависит и образ нашей вечности. Что посеет человек, то и пожнет. «Сеющий в плоть свою, от плоти пожнет тление, а сеющий в дух, пожнет жизнь вечную», — говорит апостол Павел.
    И это действительно так, ведь каждый знает, что человеческое тело, человеческая плоть не живет вечно, оно тленно. И сеющий в нее, то есть человек, приоритетом жизни которого является потребность тела, зов плоти, такой человек, лишившись, в конечном итоге, этого тела переступит порог вечности ни с чем.
    Ведь вся жизнь была связана только с потребностями тела, которое уже разлагается в земле. Получается, что жизнь была прожита ради тления. И конечно, такого человека смерть пугает. Ведь смерть это встреча человека с Богом. Вне зависимости от того, верит человек или нет. Там вера больше не нужна, потому что Бога человек уже видит.
    Если он не обогатил свой внутренний мир за время земной жизни, если нет ничего общего между его миром и миром Божиим, то как же тогда можно быть вместе? Ну а если на протяжении земной жизни человек созидал свой духовный мир, обогащал его, как говорит апостол, «сеял в дух», то он, конечно, пожнет плоды вечности. Смерть не страшит его. Более того, из опыта святых людей мы знаем, с какой радостью они встречали свой последний час, ибо для них это было в первую очередь рождение в новую вечную жизнь, это встреча со Христом, это обретение Того, к Кому стремился.
    Апостол Павел свой взгляд на смерть выразил следующим образом: «Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение. Имею желание разрешиться (разрешиться, это значит, умереть) и быть со Христом, потому что это несравненно лучше». Но вот что еще очень важно понимать.
    Да, вечная жизнь человеческого духа зависит от тех усилий, которые были вложены в развитие этого духа во время земной жизни человека. А таковыми усилиями являются исполнение заповедей Божиих, молитва, доброделание, то есть вот то, к чему призывает нас Господь в Евангелии. Но ведь безгрешных-то людей не бывает, как гласит заупокойная молитва: «Нет человека, который бы жил и не согрешил». Каждому из нас будет за что постыдиться, встав перед лицом правды Божией.
    А потому для человека, ушедшего в вечность, очень важна поддержка и помощь. И эта поддержка и помощь выражает себя в молитве церкви за усопшего, о прощении его человеческих прегрешений, о вечном упокоении. И Господь слышит такую молитву.
    Потому что если мы молимся за другого, то делаем это не потому что это надо нам, а потому что это надо ему. А когда мы проблему другого человека воспринимаем, как свою собственную, то это именуется любовью к ближнему, то есть исполнением основной заповеди Божией. И мы верим, что в ответ на нашу молитву, с которой мы обращаемся к Богу с верою и любовью, Господь дарует тем, за кого мы молимся, вечное упокоение. Аминь.

    Сайт прихода храма в честь Святителя Иоанна Милостивого

    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    Святая Церковь своей любовью объемлит всех людей и заботится о всех своих чадах. Она побуждает и нас с вами тоже проявлять любовь к нашим ближним, заботиться о них, не только о живых, но и о умерших, потому что христианская любовь никогда не иссякает. Она уходит в вечность, для любви нет преград, поэтому для неё нет ни смерти, ни тления. И Святая Церковь, совершая поминовение усопших, побуждат нас всегда откликаться на призыв Церкви совершать такое поминовение. Конечно, мы должны всегда, в любое время поминать наших усопших, мы это и делаем во время совершения Божественной Литургии, за проскомидией поминаем, за панихидой, как и сегодня. И в домашних молитвах Святая Церковь заповедует нам молиться не только о живых, но и об умерших. Но есть особые дни, которые Святая Церковь посвящает для торжественного поминовения усопших.

    Обычно, поминовение совершается накануне воскресных дней или в связи с воспоминанием преславного Воскресения Христова, потому что тем самым Святая Церковь напоминает нам о том, что мы верим в бессмертие, в вечную жизнь. Если мы, как говорит святой апостол Павел, знаем, что Господь воскрес, то и верующие в Него воскреснут, и об этом вы слышали и сегодня за Божественной Литургией, когда читалось Евангелие, в котором говорится относительно того, что верующие во Христа не умирают, но живут, потому что у Бога нет разделения на мертвых и живых, у Бога все живы.

    Сегодняшний день — это особый день поминовения, потому что не только накануне воскресного дня совершается это поминовение, а накануне недели мясопустной, которая ещё именуется неделей о Страшном суде, потому что в эту неделю читается евангельское повествование о всеобщем воскресении и о последнем суде над всеми людьми в конце миробытия. И поэтому это поминовение, поистине, является вселенским, потому что, как говорится в молитвословах нынешнего дня, мы поминаем всех от века почивших, которые преставились от этого мира многовидно и многообразно. О тех мы молимся по заповеди церковной сегодня, которые похищены были внезапной смертью во время ураганов, бурь, наводнений, землятресений, пожаров и других катастроф, которые случаются в нашей жизни. И именно в этот день мы поминаем всех тех людей, которые неожиданно скончались, не успев, может быть, даже, возносить поледнего покаянного вопля пред Господом. И Святая Церковь побуждает нас именно в этот день молиться о в сех тех людях, которые вот таким образом, неожиданно были исхищенны из этой жизни и, таким образом, завершили свой земной путь.

    Поминовение усопших имеет очень важное значение, потому что поминовение это свидетельствует о том, что существует тесная, благодатная, неразрывная связь между Церковью земной и Церковью небесной, между Церковью, в которой люди стремятся совершить дело спасения своего и Церковью, которая уже объемлит в себе тех, которые достигли святости, о живых и умерших, которые пребывают всегда в Церкви нашей. Поэтому вот это поминовение имеет очень важное значение, свидетельствующее о неразрывной связи, которая существует между Небом и Землей, это благодатное единение, которое никогда не прекращается. И, кроме того, наше поминовение свидетельствует о бессмертии, о том, что мы верим в вечную жизнь, блаженную жизнь в мире ином, в мире лучшем. И поминовение напоминает нам о том, что мы должны неизменно веровать в жизнь вечную, в то, что земная жизнь — это только часть нашего бытия, а значительная часть — там, за пределами видимого мира. Поэтому мы должны надлежащим образом готовиться, поминая усопших, мы должны думать и о себе, о том, что мы нуждаемся в помощи Божией, в милости Божией, в прощении наших прегрешений. И, поэтому, поминая усопших, мы должны заботиться и о том, чтобы устроять свою жизнь таким образом, чтобы удостоиться Божиего прощения и Божиего милосердия.

    Очень часто, дорогие братия и сестры, бывает так, что когда с нами расстаются наши близкие, мы скорбим, молимся о них, а потом через какое-то время ощущаем нашу вину перед ними за то, что мы не так поступали с ними, как должно, что мы не проявляли за ними надлежащего ухода, заботы, не отличались терпением по отношению к ним и думаем о том, что надо было бы по-другому с ними говорить, больше проявлять терпение, снисхождение. Это чувство вины на столько охватывает душу, что человек и не знает, что делать. А вот Святая Церковь, устами святых отцов, заповедует в таких случаях, которые, естественны, потому что, когда мы находимся с нашими больными, они, бывает, и досаждают нам. Престарелые люди имеют свои недостатки, и мы негодуем, находимся в состоянии нервного возбуждения, чувства наши не спокойны. Мы не можем объективно судить ни о нашем поведении, ни о наших поступках, о нашем отношении к этим нашим ближним. А когда мы через некоторое время после того, как расстаемся с нашими близкими, начинаем размышлять и думаем, что, действительно, нужно было бы по-другому поступать с нашими ближними. И вот это чувство вины поглощает иногда настолько, что человек не видит выхода из этого положения. Конечно, в таких случаях нужно только усиленно молиться, но этого недостаточно, потому что, как говорит святитель Иоанн Златоуст, необходимо, чтобы загладить чувство вины, стремиться к тому, чтобы совершать дела милосердия за наших ближних усопших, ради их совершать дела милосердия, потому что вокруг нас есть много людей, которые нуждаются в такой помощи — это и престарелые, и больные. Вот по отношению к ним нужно проявить то, что мы не успели проявить к нашим ближним, и, таким образом, как говорит святитель Иоанн Златоуст, от этого бывает большая польза для душ тех, которые отошли от нас в иной мир. И не только для них польза, но и для нас самих, потому что дела благотворения свидетельствуют о том, что мы, в какой-то мере, подражаем Божию человеколюбию, и, кроме того, дела милосердия врачуют вот эти наши раны, которые бывают от того, что мы чрезмерно думаем о своей вине перед нашими близкими. Вместо того, чтобы отвлеченно рассуждать относительно того, что мы что-то не так сделали, нужно заниматься делами милосердия, чтобы удостоиться милости Божией, потому что, как Господь сказал, «Блаженны милостивы, ибо они помилованы будут».

    О молитвенном поминовении усопших.
    Проповедь в мясопустную родительскую субботу

    Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк. 20, 38), — сказал Христос Спаситель неверовавшим в воскресение мертвых саддукеям.

    Возлюбленные во Христе братия и сестры! Святая Православная Христианская Церковь, твердо веруя этим неложным словам Спасителя, всегда во всеуслышание исповедует непререкаемую истину, что со смертью человека жизнь его не прекращается. Что мы видим умирающим? Только тело, которое взято из земли и опять возвращается в землю. Плоть разлагается и обращается в прах, а сам по себе человек, со всеми своими чувствами и со своей бессмертной душой, продолжает жить, переходя только из этого мира в другой, загробный. Следовательно, общение между живыми и мертвыми смертью не разрушается, а продолжает существовать.

    На основании этой истины Церковь всегда, начиная со времен Ветхозаветных, а особенно в Новозаветное время — время Апостольское, совершала и продолжает совершать поминовение и творить молитвы по усопшим единоверным своим братиям. Святая Церковь, принося ежедневные молитвы за усопших своих чад, побуждает к этому и всех верующих, чтобы они едиными устами и единым сердцем возносили к Престолу Божию пламенные молитвы с просьбой о упокоении усопших своих сродников в местах блаженства. К молитве за усопших побуждает нас христианская любовь, которая соединяет нас взаимно во Иисусе Христе во единое братство. Усопшие единоверцы — наши ближние, которых Бог приказывает нам любить, как самих себя. Ибо Бог не сказал: любите ближних, пока они живут на земле. Стало быть, Господь не ограничивает любовь к ближним границами земного бытия, а простирает ее и в вечный загробный мир. Но чем, как не поминовением, чем, как не молитвою, мы можем доказать свою любовь к перешедшим в жизнь загробную? Каждому из нас желательно, чтобы по отшестии нашем из сей жизни наши ближние нас не забывали и молились о нас. Чтобы это исполнилось, надобно и нам поминать усопших. Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить (Мф. 7, 2), — говорит Спаситель. Поэтому тех, кто поминает усопших, помянет Господь, помянут и люди по отхождении их из сего мира. Велико утешение и велика награда тому, кто ближнего спасает от временного несчастия, но гораздо большая награда и большее утешение ожидает того, кто своими молитвами поможет усопшему ближнему получить прощение грехов и перейти из мрачных адских темниц в светлые блаженные обители.

    Необходимы ли наши молитвы за усопших? Да, необходимы, потому что оказывают им весьма большое благодеяние. Дело в том, что после смерти есть две вечности: или вечное блаженство праведников, или вечное мучение грешников. Известно также и то, что нет на земле человека, который бы пожил и не согрешил. Так что верно утверждение, что во грехах мы рождаемся, во грехах проводим жизнь, во грехах и оканчиваем свое земное существование. Но все ли согрешившие приносят полное и искреннее раскаяние перед смертью? Ведь иногда смерть настигает человека, находящегося в состоянии такой тяжкой болезни, когда у него и память теряется, и душевные силы приходят в полное изнеможение. И ясно, что в таком состоянии человек не может припомнить своих проступков и раскаяться в них, — и он умирает со грехами. Часто смерть поражает человека внезапно, и он, не принеся никакого покаяния, также отходит со грехами. Сам он уже не может помочь себе никакими средствами. Изменить свою участь человек может только, когда он жив, творя добрые дела и моля о своем спасении ко Господу. Вот в таких-то случаях молитва за усопших весьма необходима и доставляет им величайшее благодеяние.

    Многих наших присных уже давно нет на земле, однако любящее сердце не может забыть их, рвется к ним, даже, быть может, больше, чем к живым. Подобным образом и усопшие смотрят из потустороннего мира в нашу сторону, горя любовью к тем, кто здесь их сердцу был особенно близок. Если же кто из умерших достиг оправдания перед Богом, то он, отвечая на нашу любовь взаимной любовью, ниспосылает нам свыше небесную помощь; а тому, кто еще не достиг оправдания, в облегчении его загробной участи может очень помочь наша молитва. Придет время, когда мы увидимся с ними. Как же радостно будет услышать от них слово благодарности за молитву! Они скажут: «Вот ты помнил меня, не забыл меня и помог мне во время нужды моей. Благодарю тебя». И напротив: как горько будет услышать упрек тому, кто не молился за умерших! «Вот ты не вспоминал обо мне, не молился обо мне, не помог мне в час нужды моей, упрекаю тебя».

    Состояние усопших подобно положению человека, плывущего по очень опасной реке. Молитва за усопших — это как бы спасательный канат, который бросает человек утопающему ближнему. Если бы каким-нибудь образом перед нами отворились врата вечности и мы увидели бы эти сотни, тысячи миллионов людей, рвущихся к мирному пристанищу, — то какое бы сердце не поразилось и не сокрушилось при виде своих единоверных и единокровных близких, без слов взывающих к нашей молитвенной помощи!

    О том, насколько необходимы молитвы за усопших, и о том, что существует общение с загробным миром, я приведу вам сейчас чудесную, но истинную повесть из жизни одного храма нашей Русской Церкви. В селе Лысогорка скончался батюшка. На его место был прислан другой священник — молодой, который за первой же службой неожиданно скончался — прямо в алтаре. Прислали еще одного священника, но и с ним случилось то же самое: в первый день его служения, после того, как пропели «Отче наш» и причастный стих, батюшка очень долго не выходил со Святыми Дарами, и когда староста вошел в алтарь, то увидел священника, лежащего во всем облачении у Святого Престола мертвым. Все ужаснулись, узнав об этой таинственной смерти, и, не зная причины ее, говорили, что какой-то тяжкий грех тяготеет над приходом, если жертвою за него стали две молодые ни в чем неповинные жизни. Слух об этом прошел по всей округе, и никто из священников не решался идти на тот приход.

    Согласие изъявил лишь один старец-инок. «Мне все равно скоро умирать. Пойду отслужу там первую и последнюю Литургию, смерть моя никого не осиротит».

    Во время службы, когда допели до «Отче наш», чувство самосохранения все же заявило о своих правах, и старец распорядился, чтобы открыли и боковые двери, и Царские врата. Во время запричастного стиха он увидел за Горним местом какой-то силуэт. Этот силуэт выступал все резче и резче, и вдруг за Престолом выделился мрачный образ одетого в ризы священника, который был опутан по рукам и ногам цепями.

    Дрожа от страха, инок путал слова молитвы. Но через некоторое время все же собрался с силами, укрепился духом и вышел причащать верующих. Все поняли, что с ним случилось что-то неладное.

    А призрак все стоял, лязгая цепями, и скованными руками указывал на стоящий в алтаре ящик.

    По окончании Литургии иеромонах призвал старосту, и они открыли ящик, в котором оказались. поминальные записки. Дело в том, что когда покойному священнику подавали поминальные записки, он их, не прочитывая, откладывал на будущее время. Теперь старец понял причину видения и стал ежедневно служить панихиды и прочитывать накопившиеся записки.

    В следующее воскресение он уже служил заупокойную Литургию по душе усопшего батюшки. Когда запели запричастный стих, силуэт умершего священника появился снова. Но он был уже не трагичным, грозным, каким являлся в первый раз, а со светлым, веселым лицом и без цепей на руках и ногах. После того, как служивший старец-иеромонах приобщился Святых Таин, призрак зашевелился, поклонился ему до земли и исчез.

    Мы с вами видим на этом примере, как молитвы за усопших приносят им пользу и облегчают их участь. И не случайно мы говорим об этом именно сегодня. Потому что сегодня Святая Церковь отмечает особый день, называемый мясопустной родительской субботой, и собирает православных для совместной молитвы пред Престолом Божиим о единоверных наших братиях, отошедших в жизнь вечную. А завтра Святая Церковь воспоминает страшное Второе Пришествие Господа и кончину мира.

    Побуждая своих членов быть готовыми ко Страшному Суду, Святая Церковь просит нас помолиться Праведному Судии об усопших наших сродниках, да простятся им все согрешения и да очистится пред ними путь перехода из мрачного подземелья в светлые обители Отца Небесного.

    Вознесем же, дорогие братия и сестры, молитву ко Христу Богу и от всего сердца возовем: Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Аминь.

    СЛОВО НА ПОМИНАЛЬНУЮ СУББОТУ

    СЛОВО НА ПОМИНАЛЬНУЮ СУББОТУ

    Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь

    Дорогие братья и сестры!

    Православная Церковь несколько раз в году совершает Вселенские панихиды: в субботу, накануне воскресенья о блудном сыне, далее панихиды начинаются со 2-й субботы Великого поста, в субботу перед Троицей, на 9-й день после Пасхи — Радоница, накануне памяти Димитрия Солунского — Димитриевская поминальная суббота, поминовение усопших воинов совершается 11 сентября — в день усекновения главы святого Иоанна Предтечи, также 9 мая.

    Зачем мы это делаем, для чего? Если мы не только по имени, по крещению называемся христианами, а по жизни и делам таковые — то вот что из этого следует.

    Христианин — это высоконравственный человек, который стоит выше животных, выше аборигенов, которые не были крещены, не были приведены к познанию Евангелия. Ибо что такое Церковь Христова — это училище любви!

    Святой апостол Иоанн Богослов так и называет Бога — «Бог любы есть» (1 Ин. 4; 16). Ведь если бы Бог не был сама любовь, у нас в сердце не было бы любви, и мир бы погиб давным-давно еще в зачаточном своем состоянии. Еще на заре человеческой истории лишенные любви, озлобленные люди уничтожили бы друг друга. Хотя мы сейчас христиане, а что творим?

    Посмотрите, что происходит в последние времена, десятилетия, века! Мы приближаемся к звериному состоянию, теряем не то что божественную любовь, а человеческий образ. Порой страшно выйти на улицу, не знаешь, что можно от кого ожидать.

    Так вот, если мы не звероподобные существа, а христиане на самом деле, то должны быть любящими. Любить Бога и друг друга, а кого из людей мы должны прежде всего любить? Родителей своих по плоти, через которых Господь даровал нам жизнь, — папеньку и маменьку, братика и сестричку. Бывает, задумаешься: вот погиб брат на фронте, уже сколько — 55 лет не виделись! Деды умерли и прадеды. А ведь в каждом роду были люди, о которых сложилась славная молва. Сядут в семейном кругу и за чаем при горящем камине вспоминают: «Ах, какой дедушка был, добрейший человек. А бабушка — певица, после его смерти в монастырь пошла, монашечкой стала».

    Как хорошо, когда люди оставляют о себе добрую память, и тем самым добрый пример: как угождать Богу и спасаться. Как же нам не помянуть их! И вот, если мы христиане, любящие Бога и своих близких, то и должны молиться за них. А тем паче за усопших — для этого мы и собираемся в храме на этих поминальных субботах, которых особенно много в период Великого поста: одна накануне его и три субботы подряд, начиная со второй.

    Мы сами постимся, готовимся к Пасхе, мало-мальски приводим в порядок свои духовные одежды, чтобы, как говорят в миру, не ударить в грязь лицом. Ведь дома мы перед каким-либо торжеством шьем новые одежды, наглаживаемся, убираемся. Вот перед свадьбой молодая девица, чтобы предстать своему жениху, одевается в новые прекрасные наряды, которые, может быть, сама шьет, подружки не спят, помогают, по миллиметрам меряют, чтобы все подходило. Нарядили невесту на загляденье людям, и родители гордятся: «Посмотрите, мол, как мы Настеньку под венец приготовили. Все чин по чину. Не то, что там с кого-то сняли и взяли напрокат».

    Так мы готовимся к встрече жениха земного — парня молодого. А как же тогда душу надо наряжать! Ведь душа каждого христианина является невестой Жениху Небесному — Богу!

    Во что ее наряжать, в какую фату? Фата духовная — это наша вера и прекрасные дела во славу Божию. Господь при крещении одел нас в боготканную одежду, мы подросли — и к 20 годам нам уже пора сдавать душу в химчистку, так мы ее запятнали и осквернили, вымарали в грязи грехов, мягко говоря, как поросята, о чем пишется в Великом каноне святителя Андрея Критского.

    Так вот, Великий пост — это и есть очищение для нашей души и тела, Церковь нас готовит к встрече земной Пасхи. Мы постимся, молимся, каемся для укрепления нашей веры и обуздания страстей, чтобы потом в радости праздновать Небесную Пасху (после отшествия из этого мира) и встретиться с Женихом Небесным.

    Вспомните, как все прекрасно на Пасху: буквально грудь распирает от радости, все готовы обнять друг друга — Царство Божие на земле, как говорил святой преподобный Серафим Саровский: «Радость моя, Христос Воскресе!» У него всегда на душе была Пасха, потому что он находился в таком благодатном состоянии, в котором мы бываем один раз в году, а может быть, и того не бываем.

    Если мы хотим достойно встретить Пасху, которая прообразует встречу с Богом, всеобщее Воскресение, Страшный Суд, когда все человечество, весь мир предстанет перед Богом для раздаяния наград и принятия наказаний, — то сами к этому готовимся тщательно. А коль мы не эгоисты, а христиане, любящие друг друга, то должны позаботиться хотя бы о своих ближних: об усопших родителях и сродниках. Мы молимся и должны молиться, чтоб и они тоже с радостью встретили эту Пасху — всеобщее Воскресение рода человеческого и предстали в лучшем виде перед нашим Судьей и Творцом, чтобы они были одеты в такие же брачные белые одежды, как невеста во время свадьбы, во время венчания.

    И что мы для этого делаем? Молимся сейчас, в эти субботы, просим Бога, чтобы Он отпустил грехи усопшим. Это одно, что мы просим, но мы должны еще и добрые дела делать. И через наши молитвы, пост, добрые дела, мы, как ивановские ткачихи, ткем для наших усопших белые одежды. Мы прядем на прялке, подаем в мастерскую, штопаем близким своим духовную одежду, которую они изорвали, живя на земле нерадиво, как и мы, собственно.

    Вот мы и молимся, милостыню творим, копеечку подаем ближнему, проповедуем Слово Божие о спасении — это наше духовное прядение.

    Посмотрите, как в Церкви, все продумано, до йоты, до мельчайшей подробности — человек не только о себе должен заботиться, чтобы спастись, но и о ближних — живых и усопших. Ведь даже в молитве мы просим «Отче наш», а не «Отче мой, ты меня помилуй, прости, а его, как фарисей про мытаря говорит, не помилуй».

    Мы — совершенные люди, царство священников, священные люди, как говорится в Священном Писании. И мы, христиане, не должны быть фарисеями, а должны заботиться друг о друге, проявлять любовь, хотя бы о ближних по плоти, а у каждого их наберется до ста или тысячи человек. Итак, если мы — каждый отдельно и все вместе — будем усердно молиться и богоугодно жить в этом мире, на этой земле, то и вымолим своих родных.

    Михаил Архангел каждый год 21 ноября запускает свое гигантское крыло в ад, в преисподнюю, чтобы вытащить оттуда наших вымоленных родственников и доставить их на небо, в Небесные обители. Вот смысл поминальных суббот — чтобы Господь по ходатайству Церкви простил грехи умерших. Такие права и полномочия Он предоставил воинствующей земной Церкви Христианской, такое дал нам право.

    Божественная литургия — это кульминационный момент суточного богослужения Православной Церкви. На ней мы питаемся Духом Святым, т.е. питаемся Богом, в причастии принимаем в себя Тело и Кровь Христа. И вот сегодня мы все насытились и напитались, а подумали ли о том, чтобы пригласить на эту духовную трапезу и души умерших сродников, передать им часть этой божественной энергии, угостить их тем, что сами получили сейчас.

    Как можно это сделать? В первую очередь через молитву, которую возносим Богу. И надо молиться не только в храме, на вселенских панихидах, которые совершаем периодически в течение всего года, но и дома. Есть у нас очень надежное средство, как помочь душам наших умерших сродников — это чтение Псалтири Давида.

    Кроме Вселенских суббот, мы заказываем панихиды в 9-й, 20-й, 40-й дни, годовщину смерти покойных. Самое главное — подавать записки в алтарь, где во время проскомидии за каждого вынимается частичка просфоры, которая прообразует душу умершего человека. Священник опускает ее в чашу после причащения со словами молитвы: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде, Кровию Твоею Честною и молитвами всех святых», — и вот душа напиталась и очистилась.

    Бог называется: Безначальный, Всемогущий, Вседержитель. но есть у Него еще одно определение, характеристика: Всемилостивый Спас! Как говорил прп. Серафим Саровский, что если бы Бог был Праведный Судия, нам бы всем было несдобровать, мы все были бы осуждены. Но Господь Милостив, и мы тоже должны подражать Его милосердию.

    Самое сильное средство, которым можно умилостивить Бога, — это быть милосердным, проявлять христианскую любовь на деле. Не то что там сказать: «Я тебя люблю, мамочка!» — обнять и побежать, помахав ручкой. Тут надо помолиться, дать копеечку и милостыню — кусок хлеба, обогреть ближнего. Наши умершие нераскаявшиеся сродники находятся сейчас в загробном мире в таком же состоянии, как наши живые близкие, заключенные в тюрьму.

    Посадили, допустим, нашего сына, племянника или внука — и мы с ног сбиваемся: посадили Ванечку! Бегаем, адвокатов нанимаем, начальников просим, не знаем ни сна, ни покоя, ни дня, ни ночи — с ног валимся и всех поднимаем на ноги: бежим в церковь к священникам, молимся: «Господи, помоги вызволить Ванечку из тюрьмы».

    Если в этом миреего посадили на 3-5 лет, но ведь заключена только плоть, многим это бывает полезно. Одни, конечно, озлобляются, потом снова попадают в тюрьмы, а другие, наоборот, каются, задумываются о своей жизни.

    Вот аналогия: живые попадают в тюрьму в этом мире, а в загробном, куда отходят наши усопшие, тюрьма называется адом. Если мы так стремимся вызволить близких из тюрьмы земной, то как же нужно стараться освободить их из тюрьмы вечной, адских мучений? Здесь человек посидит 3-5-10 лет и освободится. А оттуда как? Надо просить у Бога, нанимать адвокатов-священников, чтобы они ходатайствовали перед Верховным Судией — Господом нашим Иисусом Христом. И то же самое — подавать копеечку, просить молитв.

    Но у нас есть еще более сильные адвокаты — это святые угодники Божии. А им не подашь в конвертике миллион или 10 миллионов, им не такую жертву надо, а что? Их надо прославлять: прочитать акафист, канон, заказать молебен — они того заслужили. И если мы хорошенько попросим святых угодников Божиих, то они станут перед Судией, Начальником жизни Иисусом Христом и скажут: «Господи, вот люди просят меня за своих близких. А я ведь за Тебя пострадал, 40-50 лет верой и правдой служил Тебе, услыши мои молитвы, освободи от вечных мучений раба Твоего такого-то. », и ангелы откроют дверь в преисподнюю и выведут оттуда нашего Ванечку или Колечку.

    Вот такое сказание о загробном бытии, дорогие братья и сестры, смысл того, о чем мы сегодня с вами молились. Аминь.

    Русская духовная миссия в Иерусалиме

    Обычно в субботу, в день покоя, мы поминаем тех, кто упокоился от трудов земной жизни и перешел в вечность, наших родственников, друзей и знакомых. Но нынешняя Мясопустная суббота, предваряющая воскресенье о Страшном суде и называемая Вселенской родительской субботой, – особенный день, в который Святая Церковь постановила поминать всех от века усопших православных христиан. Ведь многие из них умерли внезапно, от вражеского меча, от буйной стихии огня или воды, от болезней вдали от отечества и не получили церковного отпевания. Они были лишены молитвы родных и потомков, которые не знали ничего об их судьбе, да и такая молитва, если есть, тоже длится не долго, прерываемая смертью молящихся.

    Церковь, как школа любви, обнимает всех своей молитвой. Поминовение усопших, тех, кто сам уже не может изменить свою участь в вечности, есть дело любви, а любовь Христова выходит за рамки родственных и дружеских отношений, и потому мы молимся не только о своих родственниках и знакомых, но о всех христианах. А если бы мы молились только за своих и тех, кто творил нам добро, то чем отличались бы от язычников, которые тоже молятся за своих близких?

    Однако молитва за усопших полезна и живым. Молясь о упокоении ушедших из этого мира людях, мы сами становимся серьезнее, трезвее, замечаем суетность многих своих занятий. Накануне Мясопустной Недели, когда мы вспоминаем Второе Пришествие Спасителя нашего Иисуса Христа и Страшный суд, чтобы настроиться на духовное прохождение Великого поста, Господь напоминает нам о смерти, которой не избежит никто из живущих. Ибо нет ничего более приближенного к концу света, чем личная смерть, когда привычная жизнь внезапно заканчивается и человек предстает пред Праведным Судией.

    Как перед кончиной мира, по слову Господа, будут войны, бедствия и бесовские соблазны, так и умирающий испытывает болезни, страхи и искушения. Что может помочь нам устоять в обоих случаях? Конечно, искренняя, твердая вера во Христа, источник надежды и сердечного мира. И в то время как перед кончиной мира неверующие будут умирать, как сказано в Евангелии, от страха, видя страшные знамения на небе, христиане воспрянут, ожидая скорого избавления. Так и умирающий во Христе не страшится смерти, это для него не конец всего, а начало, переход в иной мир и встреча со Христом.

    Поэтому и об усопших во Христе мы не переживаем, веря, что Господь примет их. Как говорит Апостол, они раньше нас окажутся со Христом во время Его Второго Пришествия, а простительные грехи замолит Церковь.

    Господь предупреждает нас, что перед концом явятся лжепророки, которые будут пытаться обмануть даже верных и лишить их того глубокого внутреннего мира, который дает Своим последователям Христос. Уже и сегодня враг через духовно слабых людей, как правило, неофитов, сеет среди нас разделения и различные страхи, заставляя помышлять больше об антихристе, шестерках, кодах и мировых заговорах, чем о Христе. Эти маловерные фантасты измышляют волшебные технологии зомбирования человека и манипулирования его свободной волей через принятие тех или иных документов, требуемых государством, забывая о силе Божией. Якобы принимая такой документ, например, паспорт, человек, сам того не зная, отрекается от Христа и становится игрушкой сил тьмы.

    Но как же сегодня апостол Павел велит нам есть все, что продается на рынке, без всякого исследования, или если кто из неверных позовет христианина к себе, и он захочет пойти, чтобы ел все, не сомневаясь, с благодарением? А вдруг это идоложертвенная пища, вдруг какие-то магические силы через еду отлучат нас от Христа и сделают нас рабами идолов? Но где же тогда наша вера во Христа и упование на Господа, хранящего Своих рабов? Апостол советует воздержаться от вкушения только в том случае, если скажут, что это идоложертвенное, но не потому, что магия сильна, а «за совесть» язычника, предлагающего пищу. Потому что «идол ничто», но мы никого не должны соблазнять.

    Эти люди, уклонившиеся в «ревность не по разуму», берутся рассуждать логически, говорят, что каждый такой принятый документ – это очередная ступень к печати антихриста. Но потом делают нелогичный скачок, совершают подлог, подмену логики своей псевдонаучной фантастикой. И оказывается вдруг, что миром правят какие-то магические силы, оккультные законы и технологии, и достаточно тайно подложить человеку какой-то магический символ, например, штрихкод на пищу, чтобы искреннего христианина лишить свободы воли и отторгнуть от Христа.

    Но мы знаем, что ни пища, ни документы не могут отлучить нас от Христа, а наши добровольные грехи и страсти могут. И потому Господь в преддверии поста напоминает нам: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно… Итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого» (Лк. 21, 34-36). И потому мы с вами сегодня, совершив это дело любви, помолившись о прощение грехов всех прежде нас живших христиан, и сами будем беречься греха, помня «последняя своя», чтобы глубокий мир Христов хранил нас на путях жизни сей и стал пропуском в Царство Небесное. Аминь.

    Игумен Леонтий (Козлов)

    10 февраля 2018

    Расписание богослужений и требы
    перейти в раздел

    КРЕЩЕНИЕ И ВЕНЧАНИЕ В ХРАМАХ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ

    Подробная информация о том, как совершаются Таинство крещения и Таинство брака (венчание) для граждан государства Израиль и граждан других государств в храмах Русской духовной миссии в Иерусалиме.
    подробнее

    ЗАКАЗАТЬ ПОМИНОВЕНИЕ В ХРАМАХ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ

    Подробная информация о том, как можно заказать поминовение о здравии или о упокоении на полгода, год или сорокоуст в Троицком соборе Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и Горненском женском монастыре в Эйн-Кареме.
    подробнее

    РАСПИСАНИЯ БОГОСЛУЖЕНИЙ В ХРАМАХ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ

    Подробная информация о графике совершения регулярных богослужений на всех подворьях Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и Горненском женском монастыре в Эйн-Кареме.
    подробнее

    Новости
    перейти в раздел

    В одиннадцатую годовщину интронизации Святейшего Патриарха Кирилла в Храме Христа Спасителя совершена Божественная литургия

    01 февраля 2020 1 февраля 2020 года, в одиннадцатую годовщину интронизации Святейшего Патриарха Московского подробнее

    В день престольного праздника Начальник Русской Духовной Миссии совершил Божественную литургию в Яффе

    29 января 2020 29 января, в день поклонения честным веригам апостола Петра, Начальник Русской Духовной подробнее

    В мэрии Иерусалима состоялся Новогодний прием для глав и представителей религиозных общин

    28 января 2020 28 января по благословению Начальника Русской Духовной Миссии архимандрита Александра подробнее

    В Иерусалиме открыли памятник жителям и защитникам блокадного Ленинграда «Свеча памяти»

    24 января 2020 23 января в Иерусалимском парке «Сакер» состоялась торжественная церемония открытия подробнее

    В Русской Духовной Миссии почтили память свт. Феофана Затворника

    23 января 2020 23 января, в день памяти одного из небесных покровителей Русской Духовной Миссии в Иерусалиме подробнее

    Читать еще:  Родительская суббота 3
  • Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector