1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пстгу поминальная записка

Троицкий собор

Елецкая Епархия. Липецкая и Задонская Митрополия.

Новости

  • Главная
  • Объявления
  • Просьба о молитве
  • История храма
  • Митрополит
  • Архипастырь
  • Духовенство собора
  • Таинства
  • Новости
  • Общецерковные новости
  • Публикации
  • Воскресная школа
  • Фотогалерея
  • Видеогалерея
  • Библиотека
  • Вопрос священнику
  • Контактная информация
  • Помощь храму
  • Наше Благочиние
  • Реставрация икон
  • Наш баннер
  • Материалы для скачивания

Поминальная записка

Главное моление о здравии живых и упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать записки с их именами. На проскомидии (первая часть Божественной Литургии) из просфор будут вынуты частицы за их здравие или за упокоение.

В конце литургии опущены в святую чашу со словами: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих».

Делается это в знак омовения Христом человеческих грехов. Таким образом, верующий, за которого приносится на Престоле эта очистительная жертва, получает благодать, освящение, и помощь от Господа. Поэтому поминовение на Божественной литургии это наибольшее благо для тех, кто нам дорог.

Все записки, поданные на Литургию, поминаются также и на сугубой ектенье, в окончании которой в нашем храме также возглашаются по 2 сугубых прошения о болящих, путешествующих, на начало всякого доброго дела, о умножении любви, о благодарении Господа и о страждущих от винопития.

Для сугубого поминовения записки подаются отдельно. С текстом прошений Вы можете ознакомиться.

О Недужных.

— Врачу душ и телес, со умилением в сердце сокрушенном к тебе припадаем, и стеняще, вопием ти: исцели болезни, уврачуй страсти душ и телес рабов твоих, имярек : и прости им, яко благосерд, вся прегрешения, вольная и невольная, и скоро воздвигни от одра болезни, молим ти ся, услыши и помилуй.

— Не хотяй смерти грешных, но еже обратитися, и живым им быти, пощади и помилуй рабов твоих имярек , милостиве: запрети болезни, отстави всю страсть и весь недуг, утоли зиму и огнь, и простри крепкую твою руку, и якоже Иаирову дщерь от одра болезни воздвигни, и здравых представи, молим ти ся, услыши и помилуй.

О Путешествующих.

— Стопы человеческия исправляяй, Господи, призри милостивно на рабы твоея имярек , и, простив им всякое прегрешение, вольное же и невольное, благослови благое намерение совета их, и исходы и входы с путешествием исправи, прилежно молим ти ся, услыши и помилуй.

— Исааку и Товии ангела спутника пославый, и тем путешествие и возвращение их мирное и благополучное сотворивый: и ныне, преблаже, ангела мирна рабом твоим имярек , нами тебе молящымся посли, во еже наставити их на всякое дело благое, и избавити от враг видимых и невидимых, и от всякаго злаго обстояния: здраво же, мирно и благополучно к славе твоей возратити, усердно молим ти ся, услыши и помилуй.

О Призывании помощи, благодати и дара Пресвятаго Духа

вначале всякого доброго дела.

— Призри, человеколюбче, милостивым твоим оком на рабы твоя имярек , к твоему благоутробию верою припадающия, и услышав моления их, благое намерение и дело их благослови, и благополучно начати и спешно кроме всякаго препятия в славу твою совершити, яко всесильному царю молим ти ся, услыши и помилуй.

— Во всем споспешествуяй всем во благое, Господи, милостивно и рабом твоим имярек , поспешествуй, Спасе, и во благополучное совершение делу их спешно произвестися, благослови, молим ти ся, всемогий Владыко, услыши и помилуй.

Благодарение о получении прошения и о всяком благодеянии Божием.

— Благодаряще со страхом и трепетом, яко раби непотребнии, твоему благоутробию, Спасе и Владыко наш Господи, о твоих благодеяниях, яже излиял еси изобильно на рабы твоя, припадаем, и славословие тебе яко Богу приносим, и умиленно вопием: избави от всех бед рабы твоя имярек , и всегда яко милостив исполни во благих желание всех нас, прилежно молимся ти ся, услыши и помилуй.

— Якоже ныне милостиво услышал еси молитвы рабов твоих имярек , Господи, и явил еси на них благоутробие человеколюбия твоего, сице и в предняя не презирая, исполни в славу твою вся благая хотения верных твоих, и яви всем нам богатую милость твою, вся нам согрешения презирая: молим ти ся, услыши и помилуй.

О умножении любви.

— Господи, Боже наш, милостиво, яко Благ, призри на изсохшую в любви землю и сердца рабов Божиих имярек , и тернием ненависти, самолюбия же, и неисчетивых беззаконий люте оледеневшую: и каплю благодати Пресвятаго Твоего Духа испустив, богато ороси ю, во еже плодоносити, и возрастити от горящия к Тебе любве, всех добродетелей корень страх Твой, и о искренняго спасении неленостное попечение творити потщимся, всех же страстей, и многообразных лукавств, и лицемерия искоренение, прилежно яко всех Благодетеля молим, скоро услыши и человеколюбно помилуй.

О избавлении страждущих от винопития.

— Не хотяй смерти грешных, но еже обратитися и живым им быти, пощади и помилуй рабов Твоих имярек , прежде даже не умрети им безгодно лютою смертию от губительнаго зелия, сиречь наркотиков, вразуми их, да уразумеют, яко сие от диавола есть, иже, яко лев рыкая, ищет кого погубити. Но предвари, Господи, и спаси их, яко связани суть страстию: помози им востати на путь благочестия во спасение, молим Ти ся, Всемилосердый Господи, услыши и помилуй.

— Еще молимся Тебе, Господу Богу нашему, о еже услышати глас молитвы нашея, и пощадити и помиловати рабов Твоих имярек , простити им всякое прегрешение вольное и невольное, показати на них великую Твою милость, избавити их от всякия зависимости и насилия диавольскаго, и помиловати их.

Памятка желающему подать записку о живых и усопших

1. Записки на Литургию желательно подавать до начала Богослужения. Лучше всего записки о поминовении подать вечером или рано утром.

2. Все имена нужно писать разборчиво.

3. Имена должны быть написаны в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»).

4. Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Георгия, а не Юрия; Ксении, а не Оксаны) и полностью (например, Александра, Николая, но не Саши, Коли)

5. В записках не указываются фамилии, отчества, звания и титулы, степени родства.

6. Ребенок до 7 лет в записке упоминается как младенец — (например, младенца Иоанна).

7. Поминаются только крещеные люди. Не поминаются самоубийцы. Нельзя подавать записки о усопших, причисленных к лику святых: например, блаженная Матрона Московская.

8. В записках «О упокоении» усопший в течение 40 дней по кончине именуется «новопреставленный».

9. Записки на сугубое поминовение (на литургии) и молебен или панихиду, которые совершаются после окончания литургии, подаются отдельно.

Записка «Об упокоении», как подать записку на литургию

В записке “Об упокоении” мы пишем имена наших усопших родных и знакомых, которые им дали при крещении, именно под этими именами их знает Бог. Как мы молимся о живых, так должны молится мы и за умерших наших родных, и за весь свой род. Молятся об усопших и в Храме на каждой литургии. Мы называем наших покойных усопшими (уснувшими), а не умершими, потому что в конце времен они встанут из гроба, воскреснут из мертвых.

В записках “Об упокоении” усопший в течение сорока дней после кончины именуется”новопреставленный”. Сразу же после смерти ещё до отпевания покойного можно пойти в храм и попросить отслужить панихиду, подать на литургию записочку с указанием имени:

  • ”Новопреставленного раба Божия. (имя)”

Допустимо в записках об упокоении написание перед именем слов:

  • ”убиенный”, “воин”. ПАНИХИДА — это заупокойная служба, целиком и полностью посвященная только поминовению усопших.

Обычно она совершается после молебнов по заказным запискам об упокоении перед кануном. Здесь же оставляют приношение на нужды храма в память об усопших близких.

Панихидный стол — канун.

Какие продукты приносят на поминальный столик, где поминают усопших во время молебна:

  • Хлеб, хлебобулочные изделия.
  • Очищенное рафинированное подсолнечное масло.
  • Напитки: сладкие безалкогольные напитки.
  • Печенье, пряники.
  • Конфеты, сладости.

Принося на канун (панихидный стол) продукты,близкие выражают намерение накормить своих усопших родственников, так как на подсознательном уровне есть понимание видимого мира и невидимого мира.

Физическая смерть человека ещё не означает полного покоя, его душа может страдать, её могут мучить нераскаянные грехи и поэтому она не находит себе покоя.

Поэтому мы, живые, молимся о усопших, просим Бога дать им покой и облегчение.

  • Третий и девятый день — это те дни, в которые, особенно необходимо поминать усопших, когда, по учению Церкви, душа предстанет Небесному Престолу.
  • На сороковой день, когда Господь выносит временный приговор, где будет находиться душа до Страшного Суда.
  • На годовщины… Обязательно надо поминать усопшего в день его смерти, рождения и именин.
  • Напоминаю вам, что по самоубийцам, а также некрещеным панихиды не совершаются (они не поминаются и на литургии).

Главное моление о здравии живых и упокоении усопших — ПРОСКОМИДИЮ — Церковь совершает на Божественной литургии.

Читать еще:  Поминальный стол на 40 дней меню

Проскомидия — ”приготовление” — это когда в момент богослужения священник вынимает из просфор частицы о здравии и упокоении тех, за кого верующие подали записки. Вынутые из просфор частицы в конце литургии священник погружает в Святую Чашу со словами:

  • ”Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих”.

Это не просто молитва за живого или умершего, а очищение грехов этой бескровной Жертвой, когда каждая частица, проникаясь Кровью Спасителя, делается как бы предстательницей пред Ним за того, чьим именем она вынута. и считается самым спасительным и плодотворным поминовением для тех, кто нам дорог!

СОРОКОУСТ — это поминовение , которое происходит в Церкви ежедневно в течение сорока дней, и каждый день совершается проскомидия.

Как правило, сорокоуст о упокоении заказывается в первые дни после ухода христианина и облегчает душе проходить мытарства после отшествия из тела.

”Сорокоусты совершаются в воспоминание Вознесения Господня, случившегося в сороковой день после Воскресения, и с той целью, чтобы и он (умерший) , восстав из гроба, вознесся в сретение (навстречу) Судии, был восхищен на облацех, и так был всегда с Господом”. (святой Симеон Солунский).

  • Можно заказать поминовение живых и умерших также на месяц, полугодие, на год, и на вечное поминовение.

Советую почитать тематические статьи по теме по Пути к Богу:

Первые шаги в храме.
О поминовении

Вверху записки обычно помещают восьмиконечный православный крест. Затем указывается вид поминовения: «О здравии» или «О упокоении», после чего крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины).

Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).

Количество имен в записке не имеет значения; надо только учесть, что не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее. Поэтому лучше подать несколько записок, если хочешь помянуть многих своих близких.

Подавая записки, прихожанин вносит пожертвование на нужды монастыря или храма. Во избежание смущений следует помнить, что различие в ценах (заказные или простые записки) отражает лишь разницу в сумме пожертвования. Не стоит смущаться также, если вы не услышали упоминания имен ваших родственников на ектении. Как было сказано выше, главное поминовение происходит на проскомидии при вынимании частиц из просфор. Во время же заздравной и заупокойной ектении можно достать свой помянник и помолиться о близких.

Касаясь дополнительных сведений о человеке, упоминаемом в записке, нужно сказать следующее. Единственное, что нужно знать совершающему проскомидию священнику, — это имя христианина, данное ему при крещении или (для монахов) при постриге, а также священный сан или степень монашества, если таковые имеются.

Многие, правда, указывают в своих записках перед именами некоторые сведения о возрасте, звании или положении своих сродников, например, мл. (младенец, то есть дитя до 7 лет), отр. (отрок или отроковица — до 14 лет), в. (воин), бол. (болящий, болящая), закл. (заключенный, заключенная), пут. (путешествующий, путешествующая), уб. (убиенный, убиенная).

Православная Церковь не приветствует такого обычая, но и не возбраняет следовать ему. Не указываются в записках фамилии, отчества, мирские звания и титулы, степени родства. Не стоит писать «страждущего», «озлобленного», «нуждающегося», «заблудшего». В записках «О упокоении» усопший в течение сорока дней по кончине именуется «новопреставленный».

Кроме общих богослужений (литургия, вечерня, утреня) в Православной Церкви существуют частные богослужения, называемые требами (так как они совершаются по требованию, по заказу прихожан), в том числе молебен (о живых) и панихида (об умерших). Они совершаются обычно по окончании литургии и заказываются там же, где принимают записки и продают свечи.

Молебен можно заказать Спасителю (благодарственный, о болящих, о путешествующих и др.), Божией Матери (разным Ее иконам) или почитаемым святым — по желанию прихожанина.

Бог благоволит, чтобы мы получали помощь от Него в своих нуждах через молитвы к Богородице и святым. Так, например, молитвы перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша», к святому мученику Вонифатию, праведному Иоанну Кронштадтскому помогают от недуга винопития; святитель Николай Чудотворец является покровителем путешествующих, помогает выдать дочерей замуж, вообще скоро отзывается на различные просьбы о помощи; святые воины Феодор Стратилат, Иоанн Воин, благоверный князь Александр Невский и другие, а также Иоанн Предтеча покровительствуют православным воинам; в болезнях мы прибегаем за помощью к великомученику и целителю Пантелеимону, святым врачам-бессребренникам Косьме и Дамиану; название же многих икон Божией Матери (например, «Всех скорбящих Радость», «Споручница грешных», «Умягчение злых сердец», «Млекопитательница», «Милующая», «Скоропослушница», «Целительница», «Неопалимая Купина», «Взыскание погибших», «Нечаянная Радость», «Утоли моя печали», «Призри на смирение») говорит о том, что Она — наша усердная Заступница пред Богом в различных нуждах.

В конце молебна обычно священник совершает освящение икон, крестиков, кропя их святой водой и читая молитву.

Панихида служится перед кануном — особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких.

Записки на молебен или панихиду оформляются следующим образом: вверху указывается вид записки (например, «Молебен благодарственный Спасителю», «Молебен Владимирской иконе Божией Матери о здравии», «Панихида»), а далее пишутся имена обычным порядком.

Во многих монастырях существует особая треба — поминовение живых и усопших во время чтения Псалтири (таков древний православный обычай).

В монастырях и храмах принимают записки для поминовения живых и усопших христиан на 40 дней (сорокоуст), на полгода и на год. В этом случае имена записываются в поминальный синодик и братия обители или храма в течение указанного срока за каждым богослужением молится о наших сродниках.

Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших близких (особенно усопших), — это подать записку о поминовении на литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия.

С молитвой о близких

Казалось бы, подать записку в храме — самое простое дело. Возьми нужный листок и напиши имена. Однако у многих прихожан, особенно у тех, кто не часто бывает в храме, возникают вопросы: чьи имена можно вписывать в церковную записку, а чьи нельзя? Когда нужно подавать записки — вечером или утром? Обязательно ли присутствовать самому в этот день на богослужении и т. д. На эти и другие вопросы отвечает клирик Свято-Троицкого кафедрального собора г. Покровска (Энгельса) священник Аркадий Махсумов.

— Отец Аркадий, расскажите, как и когда появилась традиция подавать церковные записки?

— Вероятно, записки появились в тот период церковной истории, когда укрепилась литургическая традиция. Из почтения к святым отцам, сложившим чинопоследование Литургии, мы стараемся не отступать от устоявшихся многовековых канонов. Но Господь не ограничивает наше творчество. Так, я думаю, родилась традиция написания церковных записок.

На проскомидии (так называется первая часть Литургии) вспоминаются все живые и усопшие члены Церкви. Вынимая из просфоры частицы и складывая их особым образом на тарель, священники читают записки и поминают о здравии живых и об упокоении усопших рабов Божиих. Это символизирует единство Церкви земной и небесной. Записка — это знак любви нашей к родным и близким — живым и усопшим, общая молитва за них.

— Чьи же имена не следует вносить в записки, даже если мы горячо любим этих людей?

— Тех, кто не является членом Церкви.

— То есть некрещеных или невоцерковленных?

— Конечно же, некрещеных. Человек, получивший благодать Таинства Крещения, уже присоединен к Церкви. Другое дело, как он распорядится этим даром, на это ему дана свободная воля. Но, даже если христианин так и не обретет Бога, не станет по-настоящему членом Церкви, все равно он остается чадом Божиим, о нем надо молиться и подавать записки.

Об упокоении нельзя писать имена людей, закончивших жизнь самоубийством.

— А как быть с теми нашими близкими, в отношении которых нет уверенности, крещеные ли они?

— На Литургии мы соборно молимся только за тех, о ком точно знаем, что они крещены. Если же есть сомнения на этот счет, молитесь за таких людей келейно, во время домашней молитвы.

— В какое время лучше подавать записки: вечером, накануне Литургии, или утром, перед началом службы?

— Подавать записки можно и днем накануне праздника, и вечером, и утром перед Литургией. Это не принципиально. Но лучше все-таки это сделать накануне.

— Как правильно заполнять записку? В записках требуется писать полное христианское имя, простонародные варианты не приемлемы. Не Степан, а Стефан, не Егор, а Георгий. А как быть, если у человека неправославное имя, в святцах его просто нет?

— В Русской Православной Церкви есть хорошая традиция давать имена по святцам. Сейчас же встречаются такие экзотические имена, что священник теряется, православный ли это человек? Или пишут имя так, как привыкли обращаться к этому человеку, не подозревая, что есть еще полное имя, его и следует писать. Это говорит об уровне культуры прихожан. Но если такое происходит, мы произносим имя как следует. Предположим, христианин получил имя Георгий в честь великомученика Георгия Победоносца. Не может же священник, обращаясь к его святому покровителю, назвать его Гошей, как записано в поминальной записке. Но все имена священник знать не может, так что в таких случаях остается только полагаться на Бога.

Читать еще:  Молитва о поминовении усопших родителей

— Нужно ли в качестве дополнения вписывать в записку слова «болящий», «заключенный», «новопреставленный», «младенец» и т. д.?

— Думаю, это лишнее, особенно если речь идет не о маленьком приходе, где священник знает каждого прихожанина, а о большом, с сотней, а то и больше верующих. Но если вы хотите помянуть в своей записке священнослужителя, здесь требуется точность. Мы не можем протоиерея или Патриарха назвать просто по имени, без упоминания его сана.

— И начинать вписывать имена нужно со священнослужителей?

— Конечно, в церковной жизни следует во всем соблюдать иерархичность, если у прихожанина есть это понимание, он все напишет правильно. Ведь и поминать родственников в своих молитвах мы тоже начинаем со старших, бабушек и дедушек, т. е. с начальников рода.

— А часто ли в записках поминают духовенство?

— Да, большое количество людей молится за Патриарха, за митрополита, за своего епископа, за священников. В этом проявляется доверие и любовь людей к своим духовным пастырям.

— Господь заповедовал нам любить и врагов своих, и молиться за обижающих и гонящих нас. Стало быть, истинный христианин должен вписывать в церковные записки и своих недоброжелателей?

— Знаете, способность искренне, от всего сердца молиться за своих врагов — признак высокого духовного состояния. Его еще нужно достигнуть. Но в то же время если мы хотим, чтобы Господь примирил нас с нашими недругами, очистил наше сердце от гнева и ярости, то мы должны пытаться молиться за своих обидчиков. И польза от этого будет, прежде всего, для нашей души.

— Обязательно ли присутствие человека, подавшего записку, на самом богослужении? Или это не имеет значение для тех, кого поминают? Как Вы относитесь к такому новшеству, как подача записок за здравие или упокой через Интернет?

— Конечно, священник выполнит свой христианский долг, но ведь вам, наверное, не все равно, рядом вы или нет, когда поминают ваших близких? Если человек сам участвует в молитве, это принесет больше пользы тому, за кого он просит.

Что же касается Интернета, то знания о Христе, о храме, о богослужении, другую полезную информацию можно получать, используя этот ресурс. Но сакральные вещи, к коим относятся поминальные записки, лучше оставить в храме. Те переживания, которые испытывают люди на богослужении, в соборной молитве, ничем нельзя заменить.

— Как часто следует подавать записки для поминания? В какие дни надо это делать обязательно?

— Да, есть особые дни — рождения, смерти, памяти небесного покровителя — когда стоит особо помолиться за дорогого человека. Душа этого просит. Но вообще-то как можно регламентировать любовь, расписать ее по графику? Для любящего сердца каждый день памятный. Захотел помянуть, пришел в храм, подал записку, и легче стало на душе.

Беседовала Ольга Стрелкова

Святые отцы о поминовении

Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит: «Надобно от всего сердца, с любовью произносить эти слова, нося в душе те лица, имена коих поминаешь… Не хорошо пред лицем Божиим только перебирать языком имена тех, без участия и любви сердца… Великая разница между бесчувственным перечнем имен и между сердечным поминанием их.

Не пропускай случаев молиться за какого-либо человека по его прошению или по прошению о нем его родственников, друзей, почитателей или знакомых. Господь с благоволением призирает на молитву любви нашей и на дерзновение наше пред Ним. Кроме того, молитва за других весьма полезна и самому молящемуся за других: она очищает сердце, утверждает веру и надежду на Бога и возгревает любовь к Богу и ближнему».

Святитель Афанасий Великий, когда его спросили, что ощущают души усопших, когда их поминают, ответил: «Они причащаются некоего благодеяния от бескровной жертвы и благотворений, которые творятся в память их, причащаются так, как ведает и повелевает Сам обладатель живых и мертвых Господь и Бог наш».

Святитель Симеон Солунский пишет: «Да будет известно всякому верующему, что если он любит отшедшего отсюда сродника, то он может исходатайствовать ему великие блага, если будет приносить о нем жертвы: подавая убогим, искупая пленных и совершая другие подвиги милосердия, которыми благоугождается Бог, он становится ходатаем высокого блаженства скончавшегося.

В особенности должно стараться совершать о нем бескровную жертву, потому что частица, изъятая в воспоминание усопшего и соединенная с кровью этой жертвы, соединяет воспоминаемого с Богом, невидимо творит его причастником всеочистительной крови Искупителя и делает его общником Христовым. Поэтому не только пользующиеся этой жертвой, то есть братия, скончавшаяся в мире и покаянии, утешаются и спасаются, но и священные Божественные души святых обретают в них и за них новую величайшую радость; соединяясь и сообщаясь с Христом через эту Священнейшую Жертву, они снова торжествуют Его победу над грехом, и чище, и светлее, и искреннее приобщаются Его дарований, и умоляют Его за них. Для того Христос и установил эту жертву, для того и предал ее во освящение и спасение всех, да вcи едино с Ним будут, как и Сам Он об этом молился.

Поэтому святые присно молятся как о тех, которые поминают усопших, так и о тех, которые, поминая их, вместе с тем совершают священную жертву в честь и память святых — и таким образом для всех и о всех нас бывают ходатаями и молитвенниками, испрашивая милости, чтобы все достигли подобного общения со Христом. Отсюда же понятно, что и отшедших братий мы должны поминать как можно усерднее для того, чтобы они, торжествуя во Христе, сподобились благодати быть ходатаями о нас пред лицем Его, дабы и нам спастись молитвами святых Его».

овомученики и исповедники нашего края.

вятые, память которых приходится в мой день рождения.

Многие старцы советовали молиться тем святым, память которых празднуется в твой день рождения. А знаете ли Вы, память кого из Новомучеников и Исповедников Российских празднуется в Ваш день рожденья? Если нет, то можете посмотреть в церковном календаре, но там Вы найдете только имена. За более подробной информацией следует обратиться к базе данных (БД) «Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века».

Как зайти в базу данных:

В адресной строке наберите http://martyrs.pstbi.ru/ и попадете на сайт факультета Информатики и прикладной математики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

По этому сайту спуститесь вниз до темы «Календарь «Новомученики и исповедники», кликните по надписи и войдите в календарь. Кликните по дате своего рождения, выберите наиболее близкого Вашей душе человека, день памяти которого совпадает с днем Вашего рождения (либо днями, близкими к дате Вашего рождения), Заполните таблицу по следующей форме:

В первой строке таблицы укажите Ваши день рождения, фамилию и имя, обл, р-н, город/поселок.

*Ориентировочное расстояние от Вашего города до места последнего служения (посмотреть по масштабной карте, расстояние можно указать с точностью до 100 км, например: менее 100 км, около
200 км, более 300 км)

** В Примечании можете указать наиболее важные с Вашей точки зрения моменты биографии, если они известны.

2. Пострадавшие за Христа, память которых отмечается сегодня.

Выйдите из календаря, и вернитесь на первую (главную) страницу http://martyrs.pstbi.ru/ (голубая страница с иконой Патриарха Тихона в центре) и спуститесь вниз до темы «События и новости», кликните по строке «Поминальная записка на сегодняшний день». Файл записки начинается с канонизированных святых (если они в этот день есть) их в поминальную записку включать не надо. Ее следует печатать (переписывать) со слов: «Упокой, Господи, …». Скопируйте, приложите к ответу по домашнему заданию, распечатайте или перепишите записку на этот день,. Желательно отнести такую же записку в свой храм для поминания.

3. Икона Собора Новомучеников и Исповедников Российских.

Вернитесь на первую (главную) страницу http://martyrs.pstbi.ru/ (голубая страница с иконой Патриарха Тихона в центре). Кликните на текст «Икона Собора новомучеников и исповедников», Вы увидите слова «средник», «клейма» и номера с названиями 15 клейм.

Кликните на слово «средник», внимательно ознакомьтесь с описанием средника иконы Собора Новомучеников и Исповедников Российских. Кликните на слово «клейма», внимательно ознакомьтесь с общим описанием клейм иконы Собора новомучеников и исповедников. Затем просмотрите все клейма и выберите одно клеймо, которое представляет для Вас наибольший интерес. Из описания этого клейма выберите имя одного святого, который будет наиболее близким вашей душе и найдите в базе и внесите в таблицу следующие сведения о нем:

Читать еще:  Молитва в родительскую субботу для усопших

овомученики и исповедники нашего края.

4.1. Ответьте в следующей таблице на вопросы: есть ли сайт Вашего прихода, благочиния, епархии и есть ли там икона Собора Новомучеников и Исповедников Российских или отдельные иконы новомучеников и исповедников; имеется ли информация о пострадавших за Христа в Вашем крае; жизнеописания местных святых.

*Если у Вашего прихода нет сайта или Вы уже выполняли такую работу в прошлом году – возьмите какой-либо приход Вашего благочиния, у которого есть сайт. В случае, если такого не найдете — возьмите какой-либо приход Вашей епархии, у которого есть сайт. В случае, если такого не найдете — возьмите любую другую епархию (кроме Москвы и Московской обл.). При этом под таблицей нужно написать пояснение, что не нашли сайта прихода, благочиния, своей епархии.

**В примечаниях (или внизу под таблицей) можно написать любую информацию, которая, по вашему мнению, может представить интерес для разработчиков БД «Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века». Желательно давать ссылки на источники, которыми Вы пользовались.

Постарайтесь приводимую Вами информацию подкреплять ссылками на источники (книги, газеты, журналы, документы, сайты)

4.2. Были ли в Вашей семье или семьях Ваших знакомых те, кто пострадал в годы гонений? Напишите, что Вы о них знаете.

Ознакомьтесь с материалами выставки «Преодоление», проходившей в Государственном центральном музее современной истории России в Москве в 2012-2013гг. Эта выставка экспонировалась в последствие еще в нескольких городах России и зарубежья, а теперь на сайте ПСТГУ (http://pstgu.ru/ ) выложен виртуальный тур:

Последовательно опишите этапы взаимоотношений Церкви и государства в советский период. В каких формах осуществлялось гонение на Русскую Церковь и как Церковь на это гонение реагировала?

В заключение напишите, какое значение имеет подвиг Новомучеников для Церкви, для нашего народа, для Вас лично. Что, по-вашему, надо сделать, чтобы почитание Новомучеников стало живой всенародной традицией.

Ваш текст не должен превышать 4-х страниц, и должен быть авторским, не скопированным из интернета (допускаются только цитаты, взятые в кавычки с указанием источника).

6. Святитель Тихон Патриарх Московский и всея России.

1 февраля 2015 года исполнилось 150 лет со дня рождения величайшего святого ХХ века – Патриарха Тихона. 7 апреля исполняется 90 лет со дня его кончины.

Опишите основные этапы жизни Патриарха.

В чем состоял его подвиг.

Чего добивалась от него советская власть?

В чем значение для Русской Православной Церкви деятельности и подвига Патриарха Тихона?

Для того чтобы отправить работу, надо:

· Оформить ответы в виде файла в формате «Документ Word 97-2003».

Внимание: имя Вашего файла с ответами должно содержать название тура, Вашу фамилию, имя и класс. Например: НМ-Сидоров-Петр-10.doc.

· Зарегистрироваться на сайте православных олимпиад по ссылке http://aksios.pravolimp.ru/

· Загрузить файл с работой.

Отдел Новейшей истории Русской Православной Церкви благодарит участников олимпиады за предоставляемые вами сведения, многие из которых очень интересны и важны и могли бы быть включены в нашу БД.

Для включения присылаемых вами сведений в БД необходимо по эл. адресу olimpiada@pstgu.ru с пометкой «БД»

1. прислать заявку с просьбой о включении этих сведений в БД,

2. максимально подробно и точно изложить сведения в заявке,

3. снабдить сведения ссылками;

4. прислать сообщение, что вы согласны быть обозначены на соответствующих страницах Базы как заявитель предоставляемых вами данных.

Для включения в Базу предоставляемой информации мало указать, что при подготовке материала использовались «архивные источники», – нужны конкретные ссылки на архивы и использованные документы, причем не общим списком, а с отдельной ссылкой по каждому тезису с указанием архива, номеров фонда и описи, номеров листов, где содержится данная информация.

Если вы ссылаетесь на воспоминания своих родственников или других взрослых, то, конечно, необходимо указывать их имена, фамилии, отчества и степень родства по отношению к пострадавшему за Христа. Например: «моя прабабушка Ф.И.О., жена (имя пострадавшего), рассказывала мне, что…»

Некоторые указывают данные из реабилитационных документов. Замечательно было бы, если бы вы могли отсканироваь и переслать для прикрепления к БД эти документы.В любом случае желательна научная ссылка на справку о реабилитации (с указанием ее номера, даты, наименованием органа, ее выдавшего, именами прокурора или др. указанного в ней должностного лица).

В ряде работ присутствуют сообщения о том, что авторам известно о наличии фото тех, о ком они рассказывают. Если вы намерены ходатайствовать о включении в БД предоставляемой вами информации, желательно, чтобы эти фото были также отсканированы (600 dpi) или перефотографированы хорошим качеством и пересланы по эл. адресу olimpiada@pstgu.ru с пометкой «БД»

Мы, безусловно, очень заинтересованы, чтобы вы помогли нам в восполнении любых пробелов, имеющихся в нашей БД, и были бы вам очень благодарны, но размещать в Базе мы можем лишь выверенный и правильно оформленный с научной точки зрения материал.

Церковная записка

Если вы хотите, чтобы поданная вами в алтарь поминальная записка было прочитана внимательно и неспешно, помните правила:

Правила написания поминальной записки


1. Пишите четким, понятным почерком, лучше — печатными буквами, стараясь упоминать в одной записке не более 10 имен.
2. Озаглавьте ее: ”О здравии” или ”О упокоении”. С изображением креста.
3. Имена пишите в родительном падеже (вопрос ”кого”?).
4. Ставьте полную форму имени, даже если поминаете детей (например, не Сережи, а Сергия).
5. Узнайте церковное написание светских имен (например, не Полины, а Аполлинарии; не Артема, а Артемия; не Егора, а Георгия).
6. Перед именами священнослужителей укажите их сан, полностью или в понятном сокращении (например, иерея Петра, архиеп. Никона).
7. Ребенок до 7 лет называется младенцем, от 7 до 15 лет — отроком (отроковицей).
8. Не надо указывать фамилии, отчества, титулы, профессии поминаемых и их степени родства по отношению к вам.
9. Допускается включение в записку слов: ”воина”, ”монаха”, ”монахини”, ”болящего”, ”путешествующего”, ”заключенного”.
10. Наоборот, не надо писать: ”заблудшего”, ”страждущего”, ”озлобленного”, ”учащегося”, ”скорбящего”, ”девицы”, ”вдовицы”, ”беременной”.
11. В заупокойных записках отметьте ”новопреставленного” (усопшего в течение 40 дней по кончине), ”приснопамятных” (усопших, имеющих в этот день памятные даты), ”убиенных”.
12. За тех, кого Церковь прославила в лике святых (например, блаженную Ксению), молиться уже не нужно.

О здравии поминают имеющих христианские имена, а о упокоении — только крещенных в Православной Церкви.

Какие записки можно подать на Литургии

На проскомидию — первую часть литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов поминаемых;

На обедню — так в народе называют литургию вообще, и поминовение за ней в частности. Обычно такие записки прочитывают священно- и церковнослужители перед Святым Престолом;

На ектению — поминовение во всеуслышание. Его обычно совершает диакон. По окончании литургии эти записки во многих храмах поминаются вторично, на требах.

Также можно подать записку на молебен или панихиду.

В некоторых храмах, кроме обычных записок о здравии и о упокоении, принимают заказные записки.

Заказная обедня о здравии с молебном отличается от обычного поминовения о здравии тем, что в дополнение к изъятию частицы из просфоры (что происходит при обычном поминовении) диакон гласно читает имена поминающихся на ектении, а затем эти имена повторяет священник перед престолом. Но и на этом не оканчивается поминовение по заказной записке — после окончания литургии о них возносится молитва на молебне.

То же происходит и на заказной обедне о упокоении с панихидой — и здесь, после изъятия частиц с называнием имен усопших, диакон гласно произносит на ектении их имена, затем имена повторяет перед алтарем священнослужитель, а затем усопшие поминаются на панихиде, которая происходит после окончания литургии.

Сорокоусты — это молебен, который совершается Церковью ежедневно в течение сорока дней. Каждый день в течение этого срока происходит изъятие частиц из просфоры. ”Сорокоусты, — пишет св. Симеон Солунский, — совершаются в воспоминание вознесения Господня, случившегося в сороковой день после воскресения, — и с той целью, чтобы и он (умерший), восстав из гроба, вознесся в сретение (то есть навстречу — ред.) Судии, был восхищен на облацех, и так был всегда с Господом”. Сорокоусты заказываются не только о упокоении, но и о здравии, особенно о тяжелобольных.

Молебен — это особое Богослужение, при котором просят Господа, Богородицу, святых о ниспослании милости или благодарят Бога за получение благ. В храме молебны совершаются перед литургией и после нее, а также после утрени и вечерни. Церковное поминовение совершается только о тех, кто был крещен в православной вере. Панихиды по самоубийцам, а также по не крещенным в православной вере не совершаются.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector