0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пушкин воспоминаньем упоенный

«Кагула памятник надменный». Славное былое Русско-Турецкой войны

Вчера, перечитывая стихи Пушкина, я наткнулась вот на эти строки: « Воспоминаньем упоённый,
С благоговеньем и тоской
Объемлю грозный мрамор твой,
Кагула памятник надменный».

Вот тут и родилось у меня желание «провести» вас к этому обелиску в нашем Царскосельском парке, воспевающему славную победу наших войск в Русско-Турецкой войне . Тем более обелиск этот находится совсем рядом с «Камероновой галереей» , по которой мы и совершали с вами прошлую «прогулку». Накануне Дня Великой Победы не лишне вспомнить и о былых Викториях в истории нашего Отечества. Обещаю, скучно не будет!

Никто другой, кто мог бы сопроводить нас в прогулке, как

с его умопомрачительной «Увертюрой 1812 года» на ум мне не пришёл, хотя главное ведь не год великого события, а патетическое к нему отношение. Чего-чего, а патетики в увертюре с лихвой! Пушки палят! Колокола звонят! Громогласное Урааа!

Подойдём же к «Кагульскому обелиску» поближе! Вспомним славное былое!

Слева и справа от «Кагульского обелиска» раскинулись увитые зеленью две очень красивые Перголы. Кто смотрел художественный фильм «18 14» , тот видел эти Перголы, в которых молодой Пушкин сочинял свои стихи.

В » Собственном садике » Его Императорского Величества, между двух увитых зеленью пергол, стоит строгий, лаконичный и отточено- элегантный, величественный » Румянцевский » или » Кагульский обелиск «, посвящённый величайшей победе русской армии в Русско-Турецкой войне на реке Кагул летом 1770 года

Памятник из серого мрамора установили в 1772 году по проекту Антонио Ринальди. Высота сооружения 11 метров. Со стороны дворца на нём установлена памятная надпись, которую сочинила собственноручно хозяйка Царского Села императрица Екатерина Алексеевна.

Турки в этом сражении потеряли 20 000 убитыми, 2000 взяли в плен, было захвачено более 100 пушек и казна верховного визиря. Русские войска же под водительством Румянцева Петра Александровича , продвинулись и завоевали весь левый берег Дуная, включая крепость Измаил. Величайшая Виктория!

А дело было так!

В 1770 году наступил ключевой момент в Русско-Турецкой войне за выход России к Чёрному морю. Турецкие войска, численностью под 150 000, под командованием верховного визиря Иваз-заде Халиль Паши , перешли Дунай и остановились у молдавской деревеньки Вулканэшты

Лагерь турок с запада защищала река Кагул , с востока находилась большая лощина, а впереди прикрывал древний «Траянов вал».

Русскими войсками командовал генерал-аншеф граф Пётр Александрович Румянцев. Численность армии составляла не более 20 000 человек. Кстати, именно в этом сражении участвовал молодой ещё Михал Илларионович Кутузов

У «Траянова вала» ночью на 21 июля 1770 года Петр Румянцев перегруппировал свои войска в 5 каре различной формы и численности и двинул в наступление на спящих турок, открыв пушечную стрельбу

Картина художника Д.Ходовецкого » Сражение при Кагуле » запечатлела момент, когда наши ребятушки слегка дрогнули и начали отступать, но появился главнокомандующий и воззвал: «Стойте ребята! Стойте! На вас смотрят отцы и матери! На вас смотрит Родина! Стойте!» . В результате русские войска начали давить турка, который в панике начал убегать! Виктория.

Радости Екатерины II, которая в это время управляла империей из Царского Села, не было предела! П.А. Румянцева она тут же наградила Орденом Святого Великомученика и Победоносца Георгия I степени и возвела его в чин генерал-фельдмаршала. Кроме того императрица прислала ему ЛИЧНУЮ, украшенную бриллиантом, Золотую звезду к ордену, написав при этом: » я вспомнила, что в Молдавии золотошвеев может статься мало, поэтому посылаю Вам Георгиевскую Звезду, кою я сама ношу» . Если не считать саму учредительницу высшей военной награды — Румянцев был первым кавалером!

19 000 солдат и офицеров армии фельдмаршала П.А. Румянцева именным указом государыни-императрицы Екатерины Великой получили серебренные медали «За победу при Кагуле» . Гравёр Тимофей Иванов (это видно на аверсе под портретом Екатерины)

Оказывается продаётся всё. Заглянула на аукционы. за такую медаль сейчас просят 120-150 тысяч рублей

Попал наш обелиск и на картину кисти В.Л. Боровиковского «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке с Кагульским обелиском на фоне» . 1810г. Картина выставлена в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, а вторая, точно такая же картина, но с Чесменской колонной выставляется в Третьяковской галерее в Москве.

Но и конечно же нельзя не вспомнить повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (1836г), в которой главная героиня Миронова Маша отправляется в Царское Село к императрице Екатерине Великой, чтобы спасти от виселицы своего возлюбленного Петра Гринёва. Александр Сергеевич устроил встречу Марьи Ивановны с императрицей прямо у Кагульского обелиска, что и видно на акварели. Эх! Романтично то как! Даже не верится, что всё это происходило у нас, в моём любимом Царском Селе!

А на сегодня всё-ё! До новых встреч!

Траянов Вал и Кагульский обелиск осматривала Мэри М

Элегия (Воспоминаньем упоенный…)

Воспоминаньем упоенный,
С благоговеньем и тоской
Объемлю грозный мрамор твой,
Кагула памятник надменный.
Не смелый подвиг россиян,
Не слава, дар Екатерине,
Не задунайский великан
Меня воспламеняют ныне…
. . . . . . . . . .
. . . . . . . . . .1819 г.

Статьи раздела литература

  • Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
  • Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
  • Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, отправьте простую заявку нам на почту stream@team.culture.ru. Образец можно скачать здесь. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

Пушкин воспоминаньем упоенный

ЭЛЕГИИ

Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино — печаль минувших дней
В моей душе чем старе, тем сильней.
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.

Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть — на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.

Читать еще:  Что дают на поминках после похорон

Воспоминаньем упоенный,
С благоговеньем и тоской
Объемлю грозный мрамор твой,
Кагула памятник надменный.
Не смелый подвиг россиян,
Не слава, дар Екатерине,
Не задунайский великан
Меня воспламеняют ныне.

Опять я ваш, о юные друзья!
Печальные сокрылись дни разлуки:
И брату вновь простерлись ваши руки,
Ваш резвый круг увидел снова я.
Все те же вы, но время уж не то же:
Уже не вы душе всего дороже,
Уж я не тот. невидимой стезей
Ушла пора веселости беспечной,
Навек ушла — и жизни скоротечной
Луч утренний бледнеет надо мной.
Отверженный судьбой несправедливой,
И ласки муз, и радость, и покой —
Я все забыл; печали молчаливой
Рука лежит над юною главой.
Перед собой одну печаль я вижу!
Мне скучен мир, мне страшен дневный свет,
Иду в леса, в которых жизни нет,
Где мертвый мрак, — я радость ненавижу,
Во мне застыл ее минутный след.
Чтоб отогнать угрюмые страданья,
Напрасно вы несете лиру мне:
Минувших дней погаснули мечтанья,
И умер глас в бесчувственной струне.
Опали вы, листы вчерашней розы!
Не доцвели до завтрашних лучей.
Умчались вы, дни радости моей!
Умчались вы — невольно льются слезы,
И вяну я на темном утре дней.

О дружество! предай меня забвенью;
В безмолвии покорствую судьбам,
Оставь меня сердечному мученью,
Оставь меня пустыням и слезам.

Счастлив, кто в страсти сам себе
Без ужаса признаться смеет;
Кого в неведомой судьбе
Надежда тихая лелеет;
Но мне в унылой жизни нет
Отрады тайных наслаждений;
Увял надежды ранний цвет:
Цвет жизни сохнет от мучений!
Печально младость улетит,
И с ней увянут жизни розы.
Но я, любовью позабыт,
Любви не позабуду слезы!

Я думал, что любовь погасла навсегда,
Что в сердце злых страстей умолкнул глас мятежный,
Что дружбы наконец отрадная звезда
Страдальца довела до пристани надежной.
С беспечной думою покоясь у брегов,
Уж издали смотрел, указывал рукою
На парус бедственных пловцов,
Носимых гибельной грозою.
Я говорил: «Стократ блажен,
Чей век, свободою прекрасный,
Как век весны промчался ясной
И страстью не был омрачен,
Кто не страдал в любви напрасной,
Кому неведом грустный плен.
Блажен! но я блаженней боле.
Я цепь мученья разорвал,
Опять я дружбе. я на воле —
И жизни сумрачное поле
Веселый блеск очаровал!»
О, что я говорил. несчастный!
Минуту я заснул в неверной тишине,
Но мрачная любовь таилася во мне,
Не угасал мой пламень страстный.
Весельем позванный в толпу друзей моих,
Хотел на прежний лад настроить резву лиру,
Хотел еще воспеть прелестниц молодых,
Веселье, Вакха и Дельфиру.
Напрасно. я молчал; усталая рука
Лежала, томная, на лире непослушной,
Я все еще горел — и в грусти равнодушной
На игры младости взирал издалека.
Любовь, отрава наших дней,
Беги с толпой обманчивых мечтаний.
Не сожигай души моей,
Огонь мучительных желаний.
Летите, призраки. Амур, уж я не твой,
Отдай мне радости, отдай мне мой покой.
Брось одного меня в бесчувственной природе
Иль дай еще летать надежды на крылах,
Позволь еще заснуть и в тягостных цепях
Мечтать о сладостной свободе.

Элегия на смерть Анны Львовны

Ох, тетенька! ох, Анна Львовна,
Василья Львовича сестра!
Была ты к маменьке любовна,
Была ты к папеньке добра,
Была ты Лизаветой Львовной
Любима больше серебра;
Матвей Михайлович, как кровный,
Тебя встречал среди двора.
Давно ли с Ольгою Сергевной,
Со Львом Сергеичем давно ль,
Как бы на смех судьбине гневной,
Ты разделяла хлеб да соль.
Увы! зачем Василий Львович
Твой гроб стихами обмочил,
Или зачем подлец попович
Его Красовский пропустил.

Красивые и трогательные стихи Лермонтова, Пушкина и Пастернака о воспоминаниях.

Как, укрывшись молчаливо
В нашем темном уголке,
С Вакхом нежились лениво,
Школьной стражи вдалеке?

Помнишь ли друзей шептанье
Вкруг бокалов пуншевых,
Рюмок грозное молчанье —
Пламя трубок грошевых?

Закипев, о, сколь прекрасно
Токи дымные текли.
Вдруг педанта глас ужасный
Нам послышался вдали.

И бутылки вмиг разбиты,
И бокалы все в окно —
Всюду по полу разлиты
Пунш и светлое вино.

Убегаем торопливо —
Вмиг исчез минутный страх!
Щек румяных цвет игривый,
Ум и сердце на устах,

Хохот чистого веселья,
Неподвижный, тусклый взор
Изменяли час похмелья,
Сладкой Вакха заговор.

О друзья мои сердечны!
Вам клянуся, за столом
Всякой год в часы беспечны
Поминать его вином.

Он жил с людьми как бы с чужими,
И справедлива их вражда,
Но хоть виновен перед ними,
Тебе он верен был всегда.
Одной слезой, одним ответом
Ты можешь смыть их приговор,
Верь! Не постыден перед светом
Тобой оплаканный позор!

Любви возврата нет, — и на душе печаль,
Как на снегах вокруг осевших, полуталых.
— Тебе не возвратить любви мгновений алых:
Любви возврата нет, — прошелестел февраль.

И мириады звезд в безводном океане
Мигали холодно в бессчетном караване,
И оскорбителен был их холодный свет:

В нем не было былых ни ласки, ни участья.
И понял я, что нет мне больше в жизни счастья,
Любви возврата нет.

Не рыдал, не сплетал
Оголенных, исхлестанных, в шрамах.
Уцелела плита
За оградой грузинского храма.

Как горбунья дурна,
Под решеткою тень не кривлялась.
У лампады зурна,
Чуть дыша, о княжне не справлялась.

Но сверканье рвалось
В волосах, и, как фосфор, трещали.
И не слышал колосс,
Как седеет Кавказ за печалью.

От окна на аршин,
Пробирая шерстинки бурнуса,
Клялся льдами вершин:
Спи, подруга, — лавиной вернуся.

Вступленье: ломкий силуэт,
Повинный в грациозном форсе.
Начало века. Младость лет.
Сырое лето в Гельсингфорсе.

Та — Бог иль барышня? Мольба —
Чрез сотни вёрст любви нечеткой.
Любуется! И гений лба
Застенчиво завешен чёлкой.

Но век желает пировать!
Измученный, он ждет предлога —
И Петербургу Петроград
Оставит лишь предсмертье Блока.

Знал и сказал, что будет знак
И век падет ему на плечи.
Что может он? Он нищ и наг
Пред чудом им свершенной речи.

Гортань, затеявшая речь
Неслыханную,- так открыта.
Довольно, чтоб ее пресечь,
И меньшего усердья быта.

Ему — особенный почёт,
Двоякое злорадство неба:
Певец, снабженный кляпом в рот,
И лакомка, лишенный хлеба.

Из мемуаров: «Мандельштам
Любил пирожные». Я рада
Узнать об этом. Но дышать —
Не хочется, да и не надо.

Так значит, пребывать творцом,
За спину заломившим руки,
И безымянным мертвецом
Всё ж недостаточно для муки?

И в смерти надо знать беду
Той, не утихшей ни однажды,
Беспечной, выжившей в аду,
Неутолимой детской жажды?

В моём кошмаре, в том раю,
Где жив он, где его я прячу,
Он сыт! А я его кормлю
Огромной сладостью. И плачу.

Пилот почтовой линии, один,
Как падший ангел, глушит водку. Скрипки
Еще по старой памяти волнуют
Мое воображение. В окне
Маячат белые, как девство, крыши,
И колокол гудит. Уже темно.

Зачем лгала ты? И зачем мой слух
Уже не отличает лжи от правды,
А требует каких-то новых слов,
Неведомых тебе — глухих, чужих,
Но быть произнесенными могущих,
Как прежде, только голосом твоим.

О, — в камне стиха, даже если ты канула,
Утопленница, даже если — в пыли,
Ты бьешься, как билась княжна Тараканова,
Когда февралем залило равелин.

О, внедренная! Хлопоча об амнистии,
Кляня времена, как клянут сторожей,
Стучатся опавшие годы, как листья,
В садовую изгородь календарей.

Анализ стихотворения «Воспоминание» Пушкина

Стихотворение “Воспоминание” одно их самых мрачных в истории пушкинского творчества. Краткий анализ “Воспоминание” по плану поможет ученикам 9 класса понять, почему. Использовать разбор на занятиях по литературе можно в качестве основного или дополнительного материала.

Читать еще:  Сколько лет поминают умерших

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Воспоминание.

История создания – произведение было написано в 1828 году, а опубликовано год спустя, в 1829-м в альманахе “Северные цветы”.

Тема стихотворения – неприятные воспоминания, которые тяготят человека.

Композиция – одночастная. Замысел автора был таком, что произведение должно быть прочитано буквально “одним глотком”: в произведении четыре строфы, но это одно длинное предложение.

Жанр – философская лирика.

Стихотворный размер – чередование четырех- и шестистопного ямба.

Эпитеты“немые стогны”, “полупрозрачная тень”, “дневные труды”, “томительное бденье”, “ночное бездействие”, “тяжкие думы”.

Метафоры – “строк печальных не смываю“, “умолкнет день”, “часы влачатся”, “сердечная змея”, “мечты кипят”, “ум, подавленный тоской”.

  1. История создания
  2. Тема
  3. Композиция
  4. Жанр
  5. Средства выразительности

Бонус

  • Тест по стихотворению

История создания

Эти поэтические строки написаны в 1828 году, известна даже более точная дата – 19 мая. В то время поэт пребывал в Петербурге. В печать стихотворение вышло с 1829 году – его выпустили в альманахе “Северные цветы”, но история создания этого стиха не ограничивается сухими фактами.

Черновой вариант стихотворения был значительно длиннее: в чистовике осталось только 16 строк из изначальных 36. Изменилось и название произведения, которое Пушкин изначально планировал назвать “Бдение” или “Бессонница”. Но в результате произведение получилось цельным и действительно читается без пауз, как и задумывал автор.

“Воспоминание” – произведение очень мрачное, что достаточно нехарактерно для пушкинской лирики. Объясняется это тем, что поэт находился под глубоким впечатление от расправы над друзьями-декабристами – теми, кому посвящено это стихотворение – и не мог избавиться от пессимистического настроя.

Пушкин рассказывает о тяжелых воспоминаниях, которые томят человека, делая акцент на том, что от этих воспоминаний невозможно избавиться. Тяжесть, которую человек несет – это бремя судьбы, она ему предначертана и совершенно не зависит от его воли. Как древнегреческий герой, он не может противиться року. Единственный путь – подчинение.

Композиция

С композиционной точки зрения это достаточно простое стихотворение – поскольку оно представляет собой единое предложение, Пушкин использовал одночастную композицию.

В первой строфе он описывает место действия и указывает на время – это ночь в Петербурге. Далее следует описание всего, что чувствует лирический герой, того, что его мучит и вызывает бессонницу. Главной для понимания идеи произведения является последняя строчка – лирический герой не избавляется от прошлого несмотря на то, что оно явно мешает ему в настоящем. Он не может этого сделать: разочарования и горести – это та ноша, которую ему суждено нести.

Это философская лирика, в которой жизнь рассматривается с позиции человека, верящего в судьбу. Он принимает свое прошлое как нечто неизбежное, но это не означает, что все разочарования его сломили.

Стихотворение написано ямбом – четырех- и шестистопная его разновидности чередуются, придавая жалобам лирического героя торжественность и тяжеловесность. Пушкин также использует перекрестную рифмовку и чередование мужской и женской рифмы.

Средства выразительности

Тропы играют важную роль в этом произведении: они задают настроение, делают стиль его написания высоким и ставят эмоциональные акценты. Пушкин использовал:

  • Эпитеты – “немые стогны”, “полупрозрачная тень”, “дневные труды”, “томительное бденье”, “ночное бездействие”, “тяжкие думы”.
  • Метафоры – “ строк печальных не смываю “, “умолкнет день”, “часы влачатся”, “сердечная змея”, “мечты кипят”, “ум, подавленный тоской”.

Они создают образы сильных отрицательных эмоций, испытываемых лирическим героем. Кроме них, важную роль играют также славянизмы, благодаря которым слог становится торжественным и в то же время контрастным. В последней строфе основную работу делают глаголы, которые показывают, какие душевные муки испытывает человек.

Сценарий вечера, посвящённого Дню Памяти А. С. Пушкина «Я к вам лечу воспоминаньем»

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Как отличить простую усталость от профессионального выгорания?

Можно ли избежать переутомления?

Сценарий вечера, посвящённого Дню Памяти А. С. Пушкина

«Я к вам лечу воспоминаньем»

Ведущий Мы вновь убеждаемся, что по-настоящему живыми оказываются извечные ценности, пронизанные светом добра, истины и красоты. И все это — Пушкин, наш, сегодняшний, современный. Он входит в нашу жизнь в раннем детстве и остается с нами до конца. Интерес к творчеству Александра Сергеевича Пушкина и его жизни объясняется не только тем, что мы видим в нем гения, нашу национальную гордость, а доверием, которое он заслуживает своей искренностью, правдивостью, честностью. Пушкин никогда не стремился казаться лучше, чем он был на самом деле.

Сбылись пророческие слова поэта.

Выходит Пушкин Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пойдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
И милость к падшим призывал.
Веленью божию, о муза, будь послушна;
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспаривай глупца.

И сегодня, в день 270-летия со дня гибели поэта, мы представляем программу «Я к вам лечу воспоминаньем». (Звучит музыка Альбиони. Полумрак. Льется тихая, грустная музыка).

Ведущий (Голос за кадром на фоне музыки Альбиони) Январской ночью 1837 года спокойно спал Петербург. Спали деревья, спали мосты, спали жители. Спал даже серебристый снег, неслышно падая на землю. И только в одном доме на Набережной Мойке светилось окно. Пушкин сидел за столом и задумчиво перечитывал исписанные листы бумаги, что-то зачеркивал, дописывал, что-то сжигал и снова писал.

На завтра была назначена дуэль…

Он задумался, и перед ним одна за другой стали пролетать картины его жизни.

Пушкин: Как жар крестами золотыми горят старинные главы…

Как часто в горестной разлуке,

В моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе!

Москва, как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

Ведущий Совершенно естественно, что первое воспоминание связано с Москвой: здесь он родился, здесь прошло его детство, здесь он опубликовал свое первое стихотворение. В Москве он встретил Н. Гончарову, здесь он венчался. В Москве после ссылки он впервые читает «Бориса Годунова» и предает ссыльным друзьям в Сибирь послания.

Воспоминание, рисуй передо мной

Волшебные места, где я живу душой

И где, взлелеянный природой и мечтой,

Я знал поэзию, веселость и покой…

В те дни, когда в садах Лицея

Я безмятежно расцветал,

Успех нас первый окрылил

Старик Державин нас заметил

И, в гроб сходя, благословил.

Ведущий В октябре 1811 года Пушкин поступил в Царскосельский лицей. В день открытия на торжество приехал сам царь, министры, именитые гости; были произнесены высокие речи. А они были еще малы и вечером играли в снежки. Так начались годы радостной учебы и дружбы для Александра и других воспитанников. Здесь из курчавого мальчика вырос гениальный поэт. Лицей подарил ему красоту мира, любовь к Родине, к друзьям, с некоторыми из них соединив навсегда.

Стихотворение о лицейской поре читают учащиеся

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой её гранит…

Люблю зимы твоей жестокой

Недвижный воздух и мороз…

Люблю, военная столица,

Читать еще:  Поминают ли усопших в день рождения

Твоей твердыни дым и гром…

Красуйся, град Петров, и стой

Неколебимо, как Россия.

Ведущий Лицей окончен. Июньским днем 1817 года юный поэт спешит в Петербург. Он стремится к участию в литературных делах и спорах, готов сделать все возможное, чтобы изменить жизнь России. Появляются его первые стихотворения о свободе. Но беззаботная молодость берет свое. Пушкин часто бывает в Большом театре, на балах. По воспоминаниям он «кружился в большом свете». Но мало кто знал, как самозабвенно Пушкин работает. И как итог рождается новая, небывалая поэма «Руслан и Людмила».

Две песни на стихи Пушкина в исполнении хора.

Ведущий Но над головою поэта уже сгустились тучи. Александр I прощать вольнодумца не намерен. Поэту грозит ссылка в Сибирь или на Соловки. Тургенев, Жуковский, Карамзин бросаются к «сильным мира сего» и… Пушкина отправляют на юг.

Погасло дневное светило;

На море синее вечерний пал туман.

Я вижу берег отдаленный,

Земли полуденной волшебные края,

Подкумка знойный брег, пустынные вершины,

Обвитые венцом летучим облаков,

И закубанские равнины.

С волненьем и тоской туда стремлюся я

Ведущий Южная ссылка обернулась для поэта новыми яркими впечатлениями. Кавказ поразил его величием, первозданной красотой. Побыв два месяца на Кавказе, Пушкин уезжает в Крым, затем в Одессу. Там он открывает для себя двух новых поэтов – Андре Шенье и Байрона. Посещает Бахчисарай, где поэта поразил небольшой «фонтан слез».

Затем почти три года живет в Кишиневе. В душе поэта надолго остался этот период: Под впечатлением он пишет впоследствии свои знаменитые поэмы «Бахчисарайский фонтан» и «Цыганы». Инсценировка в сокращении

Весной 1823 года полиция перехватила письма Пушкина, где он признавался в своей склонности к атеизму – вот и новый повод для наказания. В июне 1824 года ему было предписано отправиться в «северную ссылку» — в Михайловское.

Вновь я посетил

Тот уголок земли, где я провел

Изгнанником два года незаметных.

Уж столько лет ушло с тех пор –

Переменилось в жизни для меня…

Переменился я – но здесь опять

Минувшее меня объемлет живо,

И кажется, вечор ещё бродил

Вот опальный домик,

Где жил я с бедной нянею моей.

«И был печален мой приезд» — писал Пушкин позднее. В то время семья поэта находилась в Михайловском. Родители, испуганные новой опалой сына, его положением поднадзорного, встретили Александра без радости. Разразилась ссора, и семья вскоре уехала в Петербург. И Пушкин остался один в пустом доме, в глуши псковских лесов. С ним была только его старая няня – Арина Родионовна. Она очень любила своего питомца, и Пушкин отвечал ей такой же привязанностью.

Михайловская ссылка, начавшаяся отчаянием, стала порой расцвета его таланта, приобщения к природе, народу, истории. За два года были написаны более ста художественных произведений, в то числе и главы из «Евгения Онегина». Инсценирование «Евгения Онегина»

Неожиданно в ночь с 3 на 4 сентября 1826 года в Михайловское прискакал курьер: Пушкина срочно вызывают в Москву к царю. Ссылка окончена.

Слова «Болдино», «Болдинская осень» давно стали символами поэтического взлета, небывалого «взрыва» творческой энергии.

31 августа 1830 года Александр Сергеевич Пушкин отправляется из Москвы в Болдино, бедное запущенное село, выделенное ему отцом в наследство, чтобы привести в порядок свои имущественные дела перед женитьбой.

Унылая пора! Очей очарованье!

И с каждой осенью я расцветаю вновь…

Ведут ко мне коня; в раздолии открытом,

Махая гривою, он всадника несет…

Но гаснет день, и в камельке забытом

Огонь опять горит… — а я пред ним читаю

Иль думы долгие в душе моей питаю.

И над листом бумаги белой

Перо стремительно летит,

Покуда день заиндевелый

За дальним лесом не сгорит.

Ведущий Пушкин не собирался надолго задерживаться, но выехать из Болдино не удалось: надвигалась эпидемия холеры. Он беспокоится о невесте, друзьях, пытается вырваться из деревни, но посты никого не пропускают.

Наконец он успокаивается и начинает работать. Неожиданно для него самого «болдинское сидение» наполнилось небывалым творческим подъемом. Одна за другой появляются «Маленькие трагедии», пять «Повестей Белкина», закончены последние главы «Онегина», написаны около тридцати стихотворений. Инсценирование повести «Барышня-крестьянка»

Ведущий В следующий раз Пушкин приезжает туда три года спустя, и тоже осенью. Он уже два года женат, растут дети, ему хочется вдохновенно работать, и Болдино оправдывает его надежды: «История Пугачева», «Пиковая дама», «Капитанская дочка», сказки, среди которых «Сказка о попе и работнике его Балде». (инсценирование сказки)

Пушкин. Цветок засохший, безуханный,

Забытый в книге вижу я;

И вот уже мечтою странной

Душа наполнилась моя…

Что может быть важней

На свете женщины прекрасной?

Улыбка, взор её очей

Дороже злата и честей,

Дороже славы разногласной…

Ведущий В русской поэзии Пушкин первым с глубокой искренностью рассказал о любви, возвышающей человека. Пушкин не просто влюблялся – он дарил женщинам вечную молодость, непреходящую красоту и поклонение потомков. Он через всю жизнь пронес чистые и нежные чувства к тем, кто дарил ему светлую радость вдохновения.

Екатерина Бакунина, Елизавета Воронцова, Анна Керн, Мария Волконская, Екатерина Ушакова…

Романс на стихотворение Пушкина «Я вас любил».

Признаваясь в любви многим, он любил по-настоящему, наверное, только свою Музу — Наталью Гончарову.

Пушкин. Я увидел Натали на балу, в доме на Тверском бульваре. Ей тогда минуло 16 лет. В белом воздушном платье, с золотым обручем на голове, она в первый вечер поразила меня царственной, одухотворённой красотой. Я полюбил её, голова у меня закружилась. «Очарован, очарован, словом, я огончарован».

Стихотворение «Я помню чудное мгновенье…»

Январской ночью 1837г. спокойно спал Петербург. Спали мосты, дома, спали жители; казалось, спал даже серебристый снег, укрывший землю. И только в одном доме на Набережной Мойки горело окно. Было уже два часа ночи, когда Пушкин встал, положил в шкатулку медальон, перстень, письма, закрыл её на ключ, обвёл взглядом полутёмную комнату. Он отдал дань воспоминаниям. Пушкин погасил свечу и вышел. На завтра была назначена дуэль.

27 января (или 10 февраля по новому стилю) 1837г. А. С. Пушкин был смертельно ранен на дуэли. «Солнце нашей поэзии закатилось!

Композиция стихотворений о Пушкине.

Ч 1. Бессмертный Пушкин, верный сын народа,

Певец его по сердцу и уму,

Пришла она, желанная свобода,

К счастливому потомку твоему.

Богатство наше, слава и наследство,

В душе народной навсегда, навек

Неистребимый и глубокий след

Оставил ты, Поэт и Человек.

Ч.2. Звончатый, улыбчивый, красивый,

Излучает он все тот же свет,

Как бывало, числясь по России

Вот уже почти, что 200 лет.

Ч.3. И снова Пушкин перед нами

Встает на милых берегах

И нас приветствует стихами

С улыбкой светлой на устах.

Ч.4. Он – жрец и он веселый малый,

Пророк и страстный человек.

Романтик, классик, старый, новый?

Он – Пушкин и бессмертен он!

Ч.5. Ты памятник себе воздвиг нерукотворный,

Никто не посягнет на вековой гранит,

И плуг вокруг него тропы не тронет торной,

Которую народ хранит.

Ты рядом с теми был,

Кто в сумрачные годы

Великие пути прокладывал вперед, —

И в нынешние дни любовь всего народа

В твоем Михайловском и Болдино живет…

Ч.6 У памятника на бульваре летом,

Играют дети. И, склонив главу,

По пояс озарен вечерним светом,

Он с возвышенья смотрит на Москву.

А он все тот же. Только год от года

Фигура с наклоненной головой

Роднее и дороже для народа,

Шумящего вокруг на мостовой.

Участник наших радостей и бедствий,

Стоит незыблем в бурю и грозу,

Там, где играл, быть может, в раннем детстве,

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector