1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ребенок не запоминает стихи

Ребёнок не запоминает стихи. 7 ошибок мамы

Ребёнок не запоминает, а виновата мама. Как мама? Опять мама? – уже слышу вопросы. Потому что только мама научит жизненно важной привычке: научит учиться, накапливать знания и запоминать стихи по ходу дела.

Вы – мамы, вы сами всё знаете. Простые стихотворения могут сделать малыша несчастным, подточить его веру в себя, превратить школу в камеру пыток. Вы в силах предотвратить это: сделайте работу над ошибками.

Я собрала 7 ошибок мам, в результате которых, всё сводится к печальному: «ребёнок не запоминает стихи». Тренерский опыт показывает: дети учат стихи наизусть в два раза быстрее – сразу, как только мамы раскусят, где собака зарыта.

Ну что же, будем исправляться! Расположила ошибки по убыванию: от самой вредной и популярной к менее распространённой.

Ошибка №1. Упускаем важное: глаза, уши или руки?

Визуалы считывают информацию глазами, аудиалы – слухачи, активно используют уши, а кинестетики познают жизнь руками. Люди получают информацию из мира с помощью трёх каналов. Мы знаем или хотя бы раз в жизни слышали, что люди делятся на этих самых визуалов, аудиалов, кинестетиков.

— Насколько важно знать ведущий канал восприятия ребёнка?
— Архиважно!

Запомните: канал восприятия информации напрямую влияет на обучение. Попросить малыша-визуала слушать маму и запоминать стихотворение на слух всё равно, что предложить глухому с рождения послушать новый радиохит. Уши помогают визуалу, но не дают полной картинки. И запоминание идёт со скрипом. Ситуацию исправят цветные карандаши, лист бумаги. Ребёнку стоит только нарисовать иллюстрацию к стихотворению, как оно тут же само собой запомнится. Мамы «глазастиков» также замечают: визуалы начинают быстро и легко учить стихи в школе. Потому, что научились читать, видеть стихотворение собственными глазами.
Ребёнок не запоминает стихи, когда мама задействовала не тот канал восприятия. Исправив ошибку, вы сильно поможете своему сокровищу в школе и в жизни. Пройдите бесплатное тестирование на сайте. Определите, какая память лучше развита у вашего ребёнка? Слуховая или зрительная?

Ошибка №2. Знаем только один метод запоминания стихотворений

Если главный канал приёма информации разный, тогда и способ запоминания — разный. Тут и кроется ловушка. Спросите себя: Какие методы запоминания стихов вы знаете? 90 % родителей окажутся в затруднительном положении, потому что знают только 1 способ: зубрёжка. «Ничего удивительного!» — не выдержат эмоциональные мамы. – Нас по-другому не учили. К тому же, мне помогало, я школу закончила. Так почему мой ребёнок не запоминает стихи?» Разным людям разные методы запоминания. Частные педагоги используют с десяток способов, чтобы выучить стих быстро и безболезненно. Только в курсе «Стихотворный БУМ» я показываю 5 методов для запоминания стихотворений.

Жаль, что прогрессивным методам запоминания в школе по-прежнему не учат. Переполненные классы, большая педагогическая нагрузка, плотная программа всё также не дают учителям развернуться. Хотя ребятам было бы интересно научиться делать невидимые шпаргалки, найти у себя «кнопку» и включать воображение, внимание и многое-многое другое.


Ошибка №3. Нет подготовительной работы со стихом

Часто мамы стремятся быстрее сделать домашнее задание с ребёнком, чтобы выдохнуть после рабочего дня, заняться домашними делами. А получается наоборот: стих не учится, мама и малыш расстраиваются, нервничают. Главная причина: неправильно обращаются со стихом. Важно знать волшебное правило трёх «П»: «Прочитать», «Понять», «Представить». Вначале дайте ребёнку прочитать стих самостоятельно – не перетягивайте одеяло на себя. Тот, кто читает стих, тот и отвечает за заучивание. Дальше выясните: все ли слова понятны ребёнку, и объясните неизвестные, переведите на современный русский слова типа «горница», «пролётка», «жеманство». Ребёнок не запоминает стихи, потому что не понимает смысл, не фокусируется на «абракадабре». Затем пофантазируйте вдвоём, представьте в голове и рассмотрите картинку, которую нарисовал поэт. Стих запомнится в 2 раза легче.

Ошибка № 4. Не правильно повторяем

Повторяйте правильно, чтобы запомнить. Распечатайте и повесьте на видное место график правильного повторения:
1) Через 15 минут, как выучили (закрепляем стих в памяти)
2) Через 2-4 часа, как выучили (заново учим слова, строчки, которые западают)
3) На следующий день по дороге в школу (шлифуем чтение стиха наизусть)
В этом режиме необходимо повторять любую текстовую информацию: правила, иностранные и словарные слова, параграфы.

Ошибка № 5. Учим стих не в том месте, не в то время, не в том настроении

Жаль, что не для всех мам очевидно: дети – не роботы, не запоминают стихи, когда мозг и тело перегружены. Обязательно дайте перекусить, отдохнуть после школы, дополнительных кружков и занятий. Когда учите стихотворные строчки, тоже «делайте привалы». Помните, спустя 10-15 минут работы детское внимание рассеивается. Поэтому важно делать пятиминутные перерывы, переключаться на другой школьный предмет или просто общаться по пустякам, выпить вкусного чаю.

Полезно учить стихи на улице, в движении, на свежем воздухе. Возьмите стишок с собой на прогулку, экономьте время, читайте наизусть по пути в секцию или драмкружок. Пробуйте «учить» во сне: повторите четверостишие, лёжа в кровати, и положите книжку под подушку, чтобы лучше запоминалось. Детки любят этот магический ритуал, а научные исследования подтверждают: стихи лучше запоминаются перед сном.

Ошибка №6. Нет правильной мотивации

Вспомните Новый Год. Рассказать Деду Морозу стишок и получить подарок — живой пример мотивации. Детям часто непонятно (особенно, если даётся трудно): Зачем учить стихи? Ради чего я мучаюсь? В этом месте можно рассказывать о будущем и карьере взрослого, и как надо быть разносторонне развитым человеком. Но для детей эти слова часто звучат как филькина грамота.

Интерес, любопытство – подсвечивают ребячьи глаза светом, вдохновляют познавать новое. Здесь всё в руках вашей фантазии. Как вариант, заключите пари: 100 рублей тому, кто выучит стих всего за 10 минут! Пригласите в гости бабушек и дедушек и устройте фестиваль стихов. Или создайте видео-блог и записывать ролики для своих фолловеров, родных и друзей.

Не запоминают стихи несчастные дети, пойманные в ловушку «так надо» и «ты должен». Пусть же мальчишки и девчонки станут счастливыми, читая стихи наизусть!

Ошибка № 7. Не развиваем интеллект

Играйте с детьми в интеллектуальные игры. Расширяйте кругозор и словарный запас маленького человека, совершенствуйте логику, воображение. Помимо заучивания стихов развитой интеллект справиться и с другими задачами на жизненном пути.

P.S. Люблю ошибки за обворожительное качество: их можно исправить. Теперь вы знаете как. Пишите, что удалось сделать, и где возникли трудности. Задавайте вопросы в комментариях – с удовольствием отвечу вам в следующих статьях.

С уважением,
тренер по развитию памяти и скорочтению
Екатерина Додонова

Консультация для родителей «Если ребёнок плохо запоминает»

Нина Герасимова
Консультация для родителей «Если ребёнок плохо запоминает»

Часто родители говорят о том, что у ребенка плохая память. Спрашивают: «Что делать, если ребенок плохо запоминает».

Прежде чем говорить о причинах плохого запоминания, необходимо выяснить: «Что такое память, и какие виды памяти бывают?»

Впечатления, получаемые человеком об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости воспроизводятся или забываются. Эти процессы называются памятью.

Существуют различные классификации видов памяти.

В зависимости от характера участия воли в процессе запоминания различают произвольную и непроизвольную память. Произвольное запоминание требует волевых усилий и постановки цели на запоминание. Непроизвольное запоминание происходит автоматически, без особых усилий со стороны человека.

По способу запоминания различают механическую и смысловую память.

Механическая память – заучивание в результате многократных повторений.

Смысловая память – запоминание с помощью различных приемов осмысления материала.

Существует классификация видов памяти по преобладающему в процессе запоминания анализатору.

Зрительная память – связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов.

Слуховая память – запоминание и воспроизведение различных звуков: музыкальных, речевых, шумовых. Речевая память одна из разновидностей слуховой памяти.

Осязательная (тактильная, обонятельная и вкусовая – запоминание материала с помощью соответствующего анализатора.

По времени сохранения материала существует генетическая (природная) память, мгновенная, кратковременная, долговременная и оперативная.

При оценке интеллектуальной готовности ребенка к школе одним из важных критериев является его память. Ведь это предпосылка к успешному и разностороннему познанию мира, усвоению новой информации. Ведущие педагоги и психологи говорят о том, что улучшить память простыми тренировками, т. е. многократным повторением, механическим заучиванием невозможно. Практика показывает, что родители, как правило, знают только один прием запоминания – «зубрежка» то есть механическое запоминание. Запоминать ребенка можно научить, важно понять причины плохой памяти. Причин может быть много.

1. Ребенок не собранный, рассеянный, не умеет доводить начатое дело до конца. Таим детям необходимо подавать информацию на запоминание в начале или в конце занятия, используя «эффект края».

2. Скучно на занятиях.

Желательно чтобы информация вызывала положительные эмоции, в этом случае человек способен запомнить в 2 раза больше. Материал, который вызывает эмоции, запоминается в два раза быстрее, прочнее, охотнее.

3. Высокая утомляемость, лень.

Есть смысл после подачи материала на запоминание организовать смену деятельности. Прочнее запоминаются незаконченные действия.

4. Отношения в коллективе.

Ребенок очень застенчивый, неуверенный в себе, боится, что другие будут смеяться над ним.

5. Ребенок может притворяться, что ничего не помнит, не понимая, зачем все это нужно помнить.

Таким детям необходима мотивация. Взрослому необходимо сообщить, что материал пригодится в будущем.

«Выучим стихотворение и подарим его бабушке на день рождения».

«Стихотворение для Деда Мороза»

6. Ребенок может делать родителям назло.

Причина такого поведения низкая самооценка.

7. Негативная оценка деятельности ребенка взрослым тоже может являться причиной плохого запоминания.

Проанализируйте, не присутствуют ли в вашей речи такие или похожие выражения: «Плохо сделал, не красиво», «Сделал неаккуратно». Особенно опасны такие высказывания в присутствии других детей. Помните, что нельзя сравнивать своего ребенка с другими детьми.

— Маша из твоей группы столько стихов уже знает, а ты ни одного не можешь запомнить!

Для того чтобы побуждать ребенка к действию необходимо сравнивать его достижения на сегодняшний день с теми результатами, которые были ранее.

— Вчера ты запомнил только две строчки стихотворения, а сегодня выучил уже целых четыре!

8. При заучивании стихов и песен часто детям непонятен смысл, как отдельных слов,

так и в целом всего текста.

После прочтения стихотворения для заучивания, уточните у ребенка, какие слова ему непонятны. Объясните смысл непонятных слов достаточно доступно.

Некоторые взрослые могут даже не предполагать, что ребенку непонятно, что означает слово: спросонок, сморил сон, макушка, сосновый, пойдем пешком, во весь опор, миска, скворечник, крыльцо и т. д.

Если все эти причины исключены, а ребенок все равно не запоминает, можно сделать упор на непроизвольное запоминание.

Для быстрого запоминания букв и цифр – развесьте их в комнате, предложите оживить буквы и цифры, нарисовав им части тела, лица, одежду.

Читать еще:  Поминальные записки бланки для заполнения

Можно к запоминанию подключить различные анализаторы, т. е. задействовать вкусовую, обонятельную, тактильную память. Цифры и буквы можно рисовать, писать, вырезать из бумаги, лепить из теста и пластилина, выкладывать шнурком, нитками, крупой и т. д.

Можно воспользоваться приемом «кодирование цифр в образы», поиграть с ребенком в игру «На что похожа цифра».

Упражнять в количественном и порядковом счете можно в любой деятельности, не обязательно сидя за столом. Во время одевания посчитать пуговицы на одежде, сравнить у кого больше? Сколько формочек в песочнице, а сколько совочков, чего больше, чего меньше и т. д.

Если дошкольник не может на слух запомнить стихотворение, можно подключить другие виды памяти и чем больше, тем лучше. Предложить рассмотреть картинки. Можно предложить ребенку самостоятельно нарисовать сюжет этого стихотворения. Еще лучше, если на каждую фразу или слово, ребенок придумает знаки-символы (пиктограммы). Затем опираясь на пиктограммы, будет вспоминать стихотворение. Можно использовать двигательную память. Попробовать рассказать стихи с помощью рук или движений тела.

Попробуйте, уважаемые взрослые, рассказать вот такое стихотворение с помощью рук.

Пять воробьев на заборе сидели,

Один улетел, а другие запели.

И пели, пока не сморила усталость,

Один улетел, а четыре осталось.

А теперь попробуйте нарисовать это стихотворение с помощью символов. Приступая к заучиванию этого стихотворения с ребенком, подумайте, какое слово может быть ему не понятно. Скорее всего, непонятным будет слово «сморила». Объясните это слово.

При заучивании текстов песен и стихов можно использовать игровые приемы. Например «Я начну – ты продолжай», «Эхо», «Тихо – громко», «Придумай рифму».

Для более простого и быстрого запоминания научите ребенка пользоваться некоторыми приемами. Включите в работу опосредованную память. Сначала можно использовать известные приемы: классификация и обобщение, рифмование, достраивание материала, ассоциации, кодирование цифр в образы, запоминание с помощью рисунков – символов.

Ребенок, увлекшись игрой, способен в дальнейшем сам «изобретать» для себя свои приемы запоминания.

Что представляют собой названные приемы запоминания.

Классификация и обобщение

Весь материал можно разделить на части классы, т. е. классифицировать информацию. Например, все предложенные картинки разделить на группы с выделением главного существенного признака: животные, птицы, насекомые. В этом случае нагрузка на память уменьшается ровно во столько раз, на сколько частей был разделен материал.

Запоминание с опорой на рисунки символы (мнемический план)

Любая информация содержит нечто, что может стать опорой для запоминания. Картинки или рисунки – пиктограммы, выполненные детьми к содержанию запоминаемого материала – это и есть мнемический план.

Разрозненную информацию легче запоминать, объединив ее, придумывая какие-либо связки посредники, добавляя что-то от себя.

Психика человека так устроена, что любая новая информация, помимо нашей воли, цепляет, как-то затрагивает уже известную. Эти процессы присущи всем людям. Какие ассоциации вызывает у вас, например слово «молоко»? Как правило, многие люди говорят – корова, или сон – кровать и т. д.

Кодирование цифр в образы

Представление информации в виде образов. Например, представление цифр в различных образах. «На что похожа цифра 8?

— На очки, на 2 бублика, на 2 колеса и т. д.

Таким образом, использование множества наглядных материалов, игровая форма занятий, эмоциональное включение детей в деятельность, использование различных приемов запоминания, подключение к запоминанию различных анализаторов приводит к улучшению показателей продуктивности памяти.

Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок кусается?» Информация для родителей! «Что делать, если ребёнок кусается?» Уважаемые родители! Многие дети в возрасте 2-4 лет проходят «кусачий» период,.

Консультация для родителей «Что делать, если ваш ребёнок дерётся?» Что делать если ваш ребёнок дерётся? Большинство детей время, от времени дерутся. Дети, прибегающие к дракам, просто не знают, как поступить.

Консультация логопеда «Если малыш плохо говорит…» В последние годы педиатры, неврологи, логопеды отмечают неуклонный рост речевой патологии у детей дошкольного возраста. Появляется все меньше.

Консультация для родителей «Почему мой ребёнок плохо говорит?» «Почему мой ребёнок плохо говорит?» Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев становления.

Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок агрессивен?» Что делать если ребенок АГРЕССИВЕН? АГРЕССИЯ. Какого либо устойчивого определения агрессии ученые не выработали. Но любая мама и любой папа,.

Как научить ребенка запоминать стихи?

Когда-то знаменитый японский ученый, который был знатоком детской души, произнес следующие слова : «стихи для запоминания должны воспитывать в ребенке благородные чувства, они должны быть изысканными, красивыми и заслуживающими того, чтобы их помнить, и в то же время должны нравиться самому ребенку».

И, конечно же, он был прав. Знание стихов обогащает словарь ребенка, формирует навыки правильного произношения слов и отдельных фраз, воспитывает культуру речи. Поэзия очень хорошо развивает в ребенке эстетические, нравственные и эмоциональные качества, закладывает в ребенка смысл, и отвлекает от плохих мыслей.

Для того, чтобы как можно раньше начать формировать у вашего чада такие полезные качества, необходимо еще до школы заниматься с ребенком, учить стихотворения, которые будут актуальны и понятны для его возраста. Однако, важно не просто заучивать стихи, и заставлять ребенка пересказывать их вам вслух, но и научить его самостоятельно и быстро запоминать стихи любого объема. Тем более, что школьная программа предполагает постоянное заучивание стихов целого ряда авторов.

Часто родители школьников жалуются на то, что их ребенок отказывается учить стихи, плачет, и заверяет их, что не может ничего запомнить. Не нужно расстраиваться и ругать ребенка. Таким поведением вы, скорее всего только испортите себе и ребенку настроение, и снизите у него мотивацию на запоминание стихов. Гораздо полезнее будет пойти другим, более эффективным путем, о котором поведает наша методика для быстрого и легкого запоминания стихов любой сложности. Все что от вас потребуется – терпение, фантазия, листок бумаги, карандаш, и, конечно же, ваш позитивный настрой. Суть методики для запоминания стихов Предлагаемая нами методика очень хорошо себя зарекомендовала и имеет высокую эффективность при работе с детьми. Она основывается на том, что мозг человека гораздо проще «опирается» на образы, и именно по ним запомнить слова, фразы и даже цифры, которые до этого запоминались с большим трудом. Другими словами, если ребенку сложно запомнить строки стихотворения, то с нарисованными к нему образными картинками — эффективность запоминания увеличивается на порядок. Описание методики

1. Берем заданное на самостоятельное изучение стихотворение.

2. Разбиваем стихотворение для удобства на блоки по две или четыре строчки для облегчения запоминания. И рисуем возникшие образы на листе бумаги на каждый блок стихотворения. Для выполнения этой задачи можно нарисовать табличку для картинок, можно просто размещать их в столбик или строчку. Все зависит от того, как вам удобнее.

3. Читаем заданное стихотворение, и для каждого блока рисуем ассоциативный образ, который пришел в голову. Конечно же, лучше, если эти картинки будет придумывать и рисовать сам ребенок, но вы тоже можете принять участие в процессе, и помочь в выборе образа. Стоит заметить, что чем проще будет рисунок, тем проще его будет запомнить и нарисовать, поэтому не стоит рисовать целые сюжеты, а ограничиться зарисовкой простой и понятной картинки.

4. После этого, попросите ребенка рассказать стихотворение, используя только ассоциации, то есть нарисованные картинки.

5. Заключительный этап – рассказ стихотворения ребенком без помощи картинок, только с помощью воспоминания нарисованных образов. Для примера, рассмотрим небольшой отрывок из стихотворения С. Маршака:

В октябре, в октябре
Частый дождик на дворе.
На лугах мертва трава,
Замолчал кузнечик.
Заготовлены дрова
На зиму для печек.

Для того, чтобы лучше запомнить этот кусочек стихотворения, разбиваем его на отдельные блоки. Берем лист бумаги, ручку, и рисуем то, с чем у нас ассоциируется та или иная строка стиха.

Предположим, что на первый блок «в октябре, в октябре, чистый дождик на дворе», ребенок нарисует капельки дождя.

Такой простой образ сразу напомнит дошкольнику двустишье из стиха, и не позволит забыть нужный блок.

На двустишье «на лугах мертва трава, замолчал кузнечик», ребенок также может нарисовать то, что ему это напомнило. И, так как речь идет о траве и кузнечике, для ребенка будет уместным нарисовать простую травку и кузнечика, увидев которые, он сразу проассоциирует с этой строчкой стихотворения.

Аналогичные действия нужно проделать и с блоком «заготовлены дрова на зиму для печек». Пример рисунков–образов:

В октябре, в октябре
Частый дождик на дворе.

На лугах мертва трава,

На зиму для печек.

Однако, ни в коем случае нельзя навязывать ребенку ту ассоциацию и тот образ, которые ребенку абсолютно не понятны. Пусть продумает свой образ, привяжет его к строчке из стиха, прочтет этот блок вслух.

С помощью приведенной методики, и вашего настроя на позитивный результат, ваш ребенок сможет не только развиваться посредством запоминания стихов, но и получать от этого огромное удовольствие. Вы позволите ребенку проявить фантазию, поможете существенно сократить время на заучивание стихотворений в будущем, и, кроме этого, разовьете творческие способности ребенка. Заключение.

У разведчиков отменная память. Почему? Потому что в процессе постоянной работы и тренировок они регулярно используют данную методику развития ассоциативно–образной памяти. Поверьте, стоит попробовать помочь Вашему ребенку стать лучше, умнее, ускорить весь процесс его общего развития…

Ребенок плохо запоминает стихи — как помочь ребёнку запоминать

Стихи про папу для детей — стихи на день пап

Короткие стишки для самых маленьких с картинками

Недавно видели, как мамы с испуганными лицами отнекивались от необходимости выучивания с ребёнком пары песенок.

Кто-то даже, пожимая плечами, аргументировал:

— Мой ребёнок вообще — плохо запоминает стихи…

Мы же знали эту пару песенок «на зубок» к следующему занятию.

Думаете, долго учили? Вовсе нет. Просто знаем маленький секрет.

А сегодня расскажем и вам о том, как помочь вашему ребёнку запоминать стихи быстро, легко и весело.

Кстати! Вы слыхали когда-нибудь о том, что память — тренируема? И это, действительно, так!

Мы учим стихи давно, часто и помногу. И вот теперь запомнить за день два-три новых стишка для моей старшей дочки давно уже — дело совершенно обычное.

Так что, дорогие мамы, папы, бабушки и дедушки! Первое что хочу сказать – учите с детьми стихи и песни. Это, во-первых, полезно, во-вторых, практично! Ведь тогда очень скоро ваше участие в запоминании будет совсем не обязательно.

Ну а пока, если вы ещё не щелкаете стишки и песенки, как орешки, расскажем вам о том, как быстро и легко выучить наизусть с ребёнком стихи любой длины и сложности.

Есть у меня уже обобщенная статья на эту тему. Там о том, как запоминать всё подряд. О стихах там тоже есть, можно посмотреть и там.

Читать еще:  Поминовение о здравии

А если вам не надо про всё, то стихи мы поучим сегодня и здесь.

Ребенок плохо запоминает стихи?!

как помочь ребенку запоминать

Содержание статьи

Итак. Допустим, задали вашему чаду выучить стихотворение в саду или в школе. И ладно бы, если это «Мороз и солнце, день чудесный…». Тут, быть может, как–нибудь и так выучится.

А если это какое-нибудь празднично-патриотическое стихотворение, посвященное дню защитника отечества?! Чаще всего 50 % такого стиха состоит из слов и выражений, значение которые приходится самому-то искать, чтобы в последствии разъяснить ребёнку. А уж запомнить…

Вот для такого случая мы и применим одну их методик быстрого запоминания стихов.

Как быстро выучить большой стих? Метод пиктограмм. Для тех, кто может и порисовать

А в чём обычно сложность большого стиха? Правильно! В последовательности!

Что за чем, да почему.

Лучшее, что мы можем сделать с этой последовательностью, это — нарисовать!

Суть метода пиктограмм и последовательность действий

  1. Главное для начала правильно определить, так скажем, — масштаб бедствия. То есть — понять, что именно не запоминается у ребёнка? Каждое слово, или же что за чем идёт? Если каждое слово — будем рисовать детальный конспект с масштабом 1 слово: 1 пиктограмма . Ниже вы найдёте примеры детального и обобщенного масштаба.
  2. Рисуем. Важный момент — мы рисуем именно пиктограммы! То есть обозначения! Значки, которые по вашему совместному решению с ребёнком обозначают слово. Если это слово в стихотворении повторяется, то и пиктограмма повторяется.
  3. Ребёнок смотрит на рисунок и воспроизводит несколько раз стихи по картинкам.
  4. Убираете рисунок. Ребёнок воспроизводит стихи по картинке, оставшейся в памяти

Здесь я сейчас приведу пример рисования пиктограммы к каждому слову стихотворения.

Бывает, что в такой детальности нет необходимости. В этой статье вы найдёте наглядный пример метода пиктограмм, который помог нашему ансамблю выучить именно последовательность событий. Там масштаб такой — один рисунок : одно четверостишие

Ну а здесь мы рассмотрим детальный метод.

Пример метода пиктограмм с масштабом 1 слово : 1 пиктограмма

Возьмём, например, первое, что приходит в голову. Наш стишок про папу.

И разберём первые пару строк:

Кто на свете самый-самый?

Кто почти красивей мамы?

И рисуем. Например так (щелкните по картинке для её увеличения):

Что тут сразу хочу заметить.

  1. На самом деле – так стараться не надо. В большой статье имеется фото честного рабочего примера рисования стишков. Мы так учили. Вы же не хотите победить в конкурсе юных художников, вы хотите быстро выучить стих.
  2. Для каждого слова (или для каждой фразы. Если стих очень длинный, такой вариант — предпочтительней) вам надо придумать визуальную ассоциацию. При этом, если стих учите не вы а ребёнок, — это должна быть его ассоциация.
  3. Если слова или фразы повторяются, значит — повторяется картинка. В этом примере у нас повторяется первое слово в каждой строке — «кто», потому картинка для него… Хм… Одинаковая. Ага ))).

На всякий случай, разъясню немного по порядку.

Так часто бывает, видишь человека, вроде бы знаешь, но кто это?! Не помнишь. Вот так я вижу «Кто».

Ну всякие «на», «под», «в» — у меня всегда шарик на коробке, под коробкой, в коробке и так далее. Да. Это шарик на коробке

Свете

Можно свет рисовать по-разному, правда? У меня свет получился такой. Меньше вероятность перепутать. С миром, землёй и т.п.

Самый- самый

Ну кто тут самый-самый? Всем вроде бы ясно? Лень было два раза рисовать. Потому подписали внизу двоечку.

Знак вопроса для красоты. Ребёнку точно не нужен. Только запутается.

Дальше – это опять «Кто». Да-да!

Почти

Почти бывает разное. Бывает такое, что многие его не замечают. И думают, что всё хорошо. Сделал!

А вот такое почти – оно хорошо заметно.

Это, если что, — человечек. Он перепрыгнул овраг… Почти

Ну и дальше не будем, давайте, особо разбираться. Итак всё ясно.

Красивей – извечный вопрос, кто красивей – Светка или Ленка. Или та тётя в телевизоре.

А маму проще всего изобразить с малышом. Однозначный идентификатор, как мне кажется.

Ну и собственно – даёте ребёнку картинку. Он пару раз рассказывает по ней. Убираете картинку. Картинка остаётся у него в голове. И дальше – всё хорошо. Проверено.

Что касается длинных стихов (опять же, есть вроде бы пример в большой статье) – тут стоит рисовать не отдельные слова, а смысловые куски. То есть те, что рисуются.

Одним словом, главное, чтобы при соединении картинок – стих получился.

Как быстро выучить сложный стих? Метод второй. Для тех, кто в пути и только для фантазёров!

— И как же это выучить?! –

с грустью вздохнёте вы, сломав язык при попытке прочтения заданного.

Для тех, кто, быть может, находится на улице или просто не имеет возможности рисовать

Метод этот, скажу сразу, чудной! И требует проявления бурной фантазии. Так уж повелось у людей — чем чуднее, тем лучше запоминают.

Если вы уверены, что таковой у вас не имеется, рекомендую сразу переходить к пункту два. Он с этой точки зрения попроще. Правда, кому-то из вас придётся порисовать.

Суть первого же метода заключается вот в чём:

К каждому слову, или фразе, или какой угодно другой смысловой единице стихотворения, придумывается яркая, по возможности чудная ассоциация.

При этом все эти ассоциации должны быть последовательно связаны! Ведь последовательность необходимо тоже запомнить.

Так вот мы со старшей дочкой в срочном порядке(пока ехали в автобусе на занятие) выучили эту последовательность:

Весь остальной текст был достаточно простым для запоминания, но это…

А мы и не думали отчаиваться!

Мы просто быстренько придумали историю-ассоциацию.

Вода(АК(ВА) пролилась на вату (ВАТА).

Пришли Андрей(АНДР)и Ирина(ИНА).

Они были артисты(АРИСТА) (можно ещё добавить «без театра=без Т»,чтобы запомнить, что имя получается вычитанием буквы т из артиста),

И говорят: «А тина (АТИНА) где?!»

А им отвечают: — А (А) её делают (ДЕЛЛА)

Алла и Анна (АЛАНА).

Такая вот чудная история повторяется пару раз и — готово! Чтобы запомнилось лучше, весьма желательно подключить воображение.

Поясню. Придумывая рассказ его нужно сразу же представить визуально. В красках.

Вот на опушке солнечного леса, на по яркому зелёном мху тут и там совершенно нелепыми пятнами разложена вата. Вот он лежит. И тут раз – в воздухе появляется стакан с водой, он пару раз наклоняется и выплёскивает воду на вату.

Вот выходят на эту же опушку (тоже совершенно не к месту, а это и хорошо — ярко. Значит, — запомнится лучше) Андрей и Ирина. Я, к примеру, представляю себе их в клоунском трико. Такое не забудешь…

Что они там делают? Ну конечно! Ищут свой потерянный театр!

Для этого им нужна тина. Ей хорошо пометки делать типа «тут мы уже были»

Вот они не видят тины потому и спрашивают:

А им ёжики из-под ёлки виноватым голосом:

— А делают её! Алла и Анна! У них спросите! (ежам стыдно! Это они всю тину съели).

Ну как? Запомнили? То-то и оно.

Ну а теперь для тех, кому не хочется читать большую статью про запоминание, — немного повторюсь о том, как ещё можно выучить стих. Это для тех, чья обстановка располагает к рисованию.

На этом всё. Надеюсь, теперь вам понятно, как быстро и легко выучить стих наизусть с ребёнком.

Так что — удачи! О результатах — пишите! Буду рада узнать!

Ребенок не запоминает стихи

Советы психолога маленькому ученику

Другие публикации на тему данной статьи:

Перед поступлением в школу и в первый период обучения у детей часто обнаруживаются трудности, на которые раньше родители не обращали особого внимания. Ведь для успешного усвоения школьной программы недостаточно быть «хорошим послушным мальчиком» или «милой веселой девочкой». В придачу к этим замечательным качествам надо еще обладать специальными учебными умениями.

В практике детских психологов очень много обращений связано именно с тем, что ребенок, ранее полностью устраивавший своих родителей, оказывается недостаточно готов к школе. В этой статье приводятся некоторые советы, которые дают мамам и папам в подобных случаях. Они будут полезны многим родителям, не имеющим возможности получить индивидуальную консультацию психолога.

Что делать, если ребенку трудно дается выучивание стихов, если воспитательница детского сада или учительница жалуется, что он не запоминает материал, который она дает на занятиях? Можно ли развить детскую память?

В данном случае можно многого достичь, используя для запоминания специальные приемы. Важнейший из них — образное представление того, что требуется запомнить, привлечение самых разнообразных ассоциаций . Одна из методик, помогающих научиться этому, основана на обучении ребенка созданию рисунков, отражающих выучиваемый материал. Проводится она так.

Ребенку предлагают «поиграть в интересную игру»:

— Я буду рассказывать тебе короткие истории, а ты их будешь запоминать. Чтобы ничего не забыть, ты к каждой такой истории нарисуешь простую картинку.

Затем даются для запоминания несколько простых не связанных между собой фраз, например: «Волк выбежал из леса. Девочке подарили куклу. Коля и Маша играли во дворе. Вчера шел дождь, а сегодня светит солнце». После каждой фразы («истории») делается большая пауза, чтобы ребенок успел нарисовать рисунок для ее запоминания. Нужно объяснить ему, что рисунки должны быть как можно проще, что не надо стараться сделать их красивыми и подробными: это не занятия рисованием, а игра на запоминание. Главное — это сделать рисунок побыстрее. Если ребенок слишком увлекается самим процессов рисования (а поначалу это почти неизбежно), то следует остановить его, сказав: «По-моему, того, что ты нарисовал, уже достаточно для того, чтобы запомнить. Теперь слушай следующую историю».

При создании первых рисунков потребуется помощь взрослого. Скорее всего, ему придется подсказать их содержание и побудить ребенка ограничиться предельно схематическим изображением.

— Как мы запомним, что дождь шел вчера? Давай его нарисуем и зачеркнем: ведь сегодня он уже не идет. А солнце зачеркивать не будем: оно светит сегодня.

В итоге получится примерно такой рисунок:

В одно занятие не следует давать более трех-четырех фраз. Вспоминать их можно в тот же день через несколько часов или на следующий день. Ребенку дают его рисунки, и он «читает» по ним рассказанные ему «истории». При этом тоже может потребоваться помощь взрослого. Например, если он говорит: «Дождь кончился, и вышло солнце», то надо задать ему наводящий вопрос: «А как у нас было сказано — когда шел дождь? Правильно, «вчера шел дождь». Как дальше?» Вне зависимости от того, насколько большая помощь потребовалась ребенку для правильного воспроизведения фраз, надо похвалить его: «Видишь, как хорошо ты все запомнил! Значит, ты хорошо записал все истории рисунками».

Читать еще:  Что значит поминать усопших

Такие занятия желательно проводить ежедневно или через день, но не больше одного занятия в день. Через некоторое время рисунки перестанут быть необходимыми, достаточно будет обсудить, «что можно было бы нарисовать, чтобы запомнить историю». Благодаря такому обсуждению ребенок учится образно представлять себе запоминаемый материал, что в дальнейшем очень поможет ему в школе.

При плохой памяти родителям следует особо внимательно относиться к отбору материала, предлагаемого ребенку для заучивания. Надо постараться минимизировать его объем, добиваясь не дословного запоминания, а общего понимания. В тех случаях, когда все же требуется дословное заучивание, нужно проводить его маленькими порциями, добиваясь полного выучивания каждой такой порции, прежде чем переходить к следующей. Например, заучивая стихотворение, удобно учить его по одному четверостишию (не пытаясь повторять все стихотворение целиком). Однако перед началом выучивания нужно подробно разобрать с ребенком развитие сюжета, чтобы впоследствии четверостишия не менялись местами.

Как помочь несобранному, неорганизованному ребенку? Что делать, если он ничего не доводит до конца, начинает и бросает, не умеет сосредоточиться, невнимателен?

При описанных жалобах надо учить ребенка планированию своих действий. Оно должно стать обязательным, но коротким этапом, предваряющим каждое действие. «Расскажи, как ты будешь это делать» — подобными предложениями взрослый может побуждать ребенка к планированию. Оно может относиться к конструированию из кубиков (что построить, какой строительный материал для этого понадобится), к убиранию игрушек (что куда убрать, в какой последовательности), к рисованию, изготовлению поделок из бумаги и подручных материалов, — в общем, к любой детской деятельности.

Выделяя отдельный этап планирования как подготовки к действию, взрослый должен следить за тем, чтобы планы были реализованы, чтобы действие не подменялось его планированием. Работа должна доводиться до конца. Для повышения ценности получаемых результатов полезно привлекать к ним внимание окружающих. Покажите другим членам семьи построенное из кубиков сооружение, повесьте на стену сделанную ребенком аппликацию или его рисунок, привлеките к ним внимание пришедших в гости друзей.

Все организационные моменты детской деятельности должны быть доведены до автоматизма. Подобные отдельные автоматизмы позволяют выделить островки упорядоченности в общем хаосе поведения неорганизованного ребенка. С чего начать, какой именно участок детской неорганизованности упорядочить и автоматизировать в первую очередь — приготовление уроков, утренний ритуал сборов в школу или в детский сад, вечернюю уборку игрушек, — это родители решат сами. Только не надо хвататься за все сразу и ожидать немедленных результатов. Каждый отдельный автоматизм нужно тщательно отрабатывать. Ребенок, не владеющий навыками самоорганизации, нуждается сначала в максимальной, а потом — в постепенно убывающей помощи взрослых. Если ему все время трудно выполнять организационные требования, то, следовательно, они завышены: родители торопятся, проявляют неуместное нетерпение.

Для развития организованности и внимания можно предложить и специальные задания, направленные на обучение анализу образца , соотнесению его с полученным результатом, поиску и исправлению ошибок . Вот, например, задание «Где ошибся Буратино»:

— Мальвина хотела научить Буратино рисовать красивые узоры. Она нарисовала узор и сказала ему: «Нарисуй точно так же». А Буратино все время отвлекался, и у него получалось то правильно, то неправильно. Ну-ка найди, где у Буратино ошибки, и помоги ему их исправить.

Узоры могут выглядеть примерно так:

Подобные задания можно давать и на другом материале. Например, в другой раз Мальвина может поручить Буратино сделать постройку из кубиков, или собрать модель из «конструктора», или разложить картинки в определенном порядке (для этого надо иметь два одинаковых набора картинок), или сделать аппликацию. Привычка к проверке и исправлению чужих ошибок впоследствии приведет к способности проверять себя самого, а это — основа внимания к своим действиям.

Как учить и рассказывать стихи если ребенок плохо запоминает

Как учить и рассказывать стихи если ребенок плохо запоминает

Ученые рекомендуют регулярно учить стихи взрослым и детям, даже если это не вызвано какой-то необходимостью. Заучивание наизусть и последующее чтение рифмованных строк стимулирует работу головного мозга. Это особенно полезно в детском возрасте, поэтому запоминание стихотворений обязательно входит в программу обучения продвинутых частных детских садов. Родители могут и сами учить стихи с ребенком 3 лет, а первые шаги можно делать даже раньше. Главное, подойти к процессу с умом, чтобы быстро добиться положительных результатов и не вызвать у малыша отторжения к этому занятию.

Польза разучивания стихов в раннем детском возрасте

Мозг дошкольников впитывает новую информацию подобно губке, чем рекомендуется воспользоваться. Вопреки распространенному мнению, ему подвластны практически любые объемы материала.

Регулярное заучивание стихотворений детям и взрослым стимулирует работу головного мозга.

Если регулярно и правильно учить стихи наизусть с ребенком, можно рассчитывать на такие результаты:

  • укрепление памяти, развитие внимания, повышение качества восприятия информации;
  • устранение страхов, связанных с обучением в школе, прививание интереса к получению образования, расширению кругозора;
  • выработка навыка публичных выступлений;
  • постановка правильной и красивой речи;
  • повышение уровня интеллекта за счет систематической гимнастики для мозга;
  • оттачивание грамотности, расширение словарного запаса;
  • профилактика эмоциональных срывов и расстройств, психических болезней;
  • работа над такими навыками и качествами, как усидчивость, терпение, стремление к реализации, желание преодолевать трудности;
  • повышение уровня самооценки за счет очевидных достижений.

Если впервые ребенок учит стих уже в школе, выполняя задание учителя, он ограничен временными рамками, у него нет права на ошибку и пространства для творчества. В 99% случаев процесс становится источником стресса, негативного опыта. Это снижает интерес школьника к учебе, провоцирует появление ряда психологических барьеров, боязни публичных выступлений.

Страх – как основная причина проблемы

Не нужно говорить малышу, что сегодня он будет учить стих. Часто дошкольники с опаской относятся к чему-то новому и непонятному, из-за чего готовы отказаться от интересного дела, даже не зная, что от них потребуется. Даже если объяснить суть занятия, это может вызвать отторжение на фоне страха перед большим объемом новой информации. Начинать учить стихи с ребенком надо постепенно, используя маленькие и безобидные хитрости.

Как бороться с детскими страхами и отговорками?

Одни родители с гордостью говорят, что их дети учат стихи в 3 года, а другие не могут заставить своего ребенка запомнить пару строк уже собираясь в школу. Обычно причина такой разницы кроется не в способностях малышей, а в качестве работы, проделанной взрослыми. Даже самого неуступчивого, капризного или закрытого дошкольника можно не просто приучить к разучиванию стихотворений, а разбудить интерес к этому делу.

Чтобы научить ребенка учить стихи наизусть, стоит попробовать такие приемы:

  • не хочет учить – пусть повторяет. На начальном этапе лучше браться даже не за стишки, а за рифмованные предложения или двустишия. Учитель произносит первую строку или часть предложения, главное, чтобы мысль была закончена. Ученик это повторяет. Так надо делать несколько раз, пока информация не осядет у малыша в памяти. Затем так же отрабатывается вторая часть отрывка, после чего составляющие можно объединять;
  • отказывается заниматься сам – пусть слушает. Некоторые дети не хотят даже повторять слова, но они все равно их слышат и запоминают. Если в течение дня мама неоднократно скажет при ребенке складную фразу, тот волей-неволей ее запомнит. Когда он это осознает, не удержится от демонстрации, а страх будет побежден;
  • не желает работать с родителями – пусть общается с учителем. Лучше всего отдать малыша в частный детский сад, где развитию памяти путем декламации стихов часто уделяется повышенное внимание. В крайнем случае можно обойтись обучающими материалами. Прослушивание аудио-записей и просматривание видео-роликов со стишками пробудит интерес ребенка к заучиванию интересных фраз.

Помощь со стороны родителей в социализации ребенка в обществе может проходить в форме заучивания стихов.

Главное, чтобы разучивание стихотворений не стало для ребенка дополнительным стрессом. Если он будет получать от процесса удовольствие, результаты проявятся быстрее и будут более стойкими.

С чего начать?

Даже взрослые порой не умеют правильно учить стихи. Применяя свои некорректные подходы на детях, они усугубляют ситуацию. В результате родители нервничают и теряют терпение, дети пугаются и закрываются.

Чтобы научить ребенка учить стихи, надо усвоить такие правила:

  • стихотворение надо прочитать и выяснить, все ли слова в тексте понятны ученику. Малыш должен хорошо понимать смысл фраз, которые он заучивает. Тогда риск допущения ошибки будет минимальным. Если ребенок ее и сделает, то сам обнаружит проблему и исправится;
  • учить надо по одной строке. К новой надо приступать только после того, как предыдущая отточена до совершенства и не вызывает никаких трудностей;
  • выучив две строки, надо довести до совершенства их совместное произношение. Так надо поступать на каждом этапе по мере увеличения объема пройденного материала;
  • лучше не учить стихотворение, в котором есть труднопроизносимые слова. Они станут для ребенка барьером, он будет сосредоточен не на всем тексте, а конкретно на проблемных участках;
  • в процессе обучения каждое повторение надо сопровождать соответствующей интонацией, а не просто произносить нужные слова;
  • суточный объем материала подбирается индивидуально. На начальном этапе, независимо от возраста, стоит ограничиться двумя строчками. Если процесс будет идти активно, в будущем этот норматив можно пересмотреть.

Стихотворения для изучения лучше всего подбирать совместно с дошкольником. Во-первых, это позволит работать с материалом, интересным ребенку. Во-вторых, он обязательно оценит тот факт, что его мнение имеет вес.

Родители, приучая ребенка учить стихи, повышают самооценку и готовят его к школе.

Полезные советы для родителей

Каждый ребенок индивидуален и требует особого подхода в организации процесса обучения. Все же специалисты выделяют ряд универсальных моментов, на которые стоит обратить внимание.

Несколько рекомендаций, которые помогут научить ребенка запоминать стихи:

  • по возможности уже с пеленок у детей следует вырабатывать легкость восприятия ритмично излагаемой информации. В этом помогут рифмованные загадки, скороговорки, потешки;
  • стих будет запоминаться легче, если его пересказ сопровождать не только интонацией, но и движениями тела в ритм изложению;
  • если ребенок не может выучить стих, его лучше на время отложить, выучить несколько менее сложных, после чего вернуться к проблемному произведению;
  • рифмованные фразы (заученные или собственного сочинения) надо использовать и в повседневной жизни, провоцируя на это самого ребенка. Если он начнет рифмовать в речи слова, ему проще будет учить стихи.

Разучивание стихотворения можно сопровождать различными видами активности, которые подбираются индивидуально. Одним детям нравится рисовать к текстам рисунки, другие хорошо запоминают материал, отбивая нужный ритм или бросая мяч.

Помогая дошкольнику учить стихи и приучая его к этому виду умственной деятельности, родители добиваются массы полезных результатов. Они готовят ребенка к школе, стимулируют в нем интерес к саморазвитию, повышают самооценку малыша.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector