0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Родительская любовь как психологический феномен

Родительская любовь как психологоантропологический феномен

И. Ю. Кульчицкая, г. Ставрополь

Семья и, конкретно, родители являются первой и главной социальной средой развития и становления ребенка. Именно здесь он удовлетворяет практически все потребности, в том числе и потребности в любви и привязанности, в безопасности и защите.

Одна из наиболее сильных и длительных потребностей человека – это потребность в родительской любви, в ней нуждается человек в любом возрасте. Именно родительская любовь обеспечивает чувство безопасности

у ребенка, поддерживает положительное состояние эмоционально-чувственного мира, учит любви, нравственному поведению. Безусловно, родительская любовь является источником жизненного опыта, необходимого растущему человеку как потенциальному родителю.

Многие исследователи подчеркивают большую значимость родительской любви для развития личности ребенка и самого родителя. Родительская любовь обеспечивает наличие у ребенка чувства безопасности, психологической защищенности, поддерживает благоприятное состояние эмоционально-чувственного мира, учит любви и, в целом, выступает как источник жизненного опыта, необходимого растущему ребенку как потенциальному родителю. Тем не менее, не всегда родительская любовь оказывает позитивное влияние, неадекватное выражение родительской любви может повлечь за собой негативные последствия для развития личности ребенка (беспомощность, эгоизм, ожесточенность, эмоциональная невежественность, неспособность строить взаимоотношения с другими людьми). Кроме того, существуют случаи открытого террора родителей по отношению к своим детям (насилие, детоубийства), детские дома переполнены детьми-отказниками.

Многомерность феномена родительской любви находит свое отражение в различной этимологии и определениях данного понятия, встречающихся в философии, психологии, антропологической педагогике и других науках о человеке и его бытии, а также выступает как основное для выделения следующих аспектов проблемы родительской любви:

многогранность феномена родительской любви отражает многообразие проявлений человека в эволюции природы, истории общества и собственной жизни человека;

междисциплинарный статус понятия родительская любовь находится в сфере изучения философии, педагогической антропологии, психологии, социальных и естественных наук;

понимание феномена родительской любви зависит от мировоззрения, стиля мышления родителя, образа его жизни, явно или скрыто присутствующих в культуре, обществе и науке на определенном этапе их развития;

проявления родительской любви специфичны в рамках относительно независимых друг от друга биогенетического, социогенного и персонологического анализа развития человека, в эволюции природы, истории общества и индивидуального развития родителя как неповторимой самости;

необходимо разведение исследовательской установки, ориентирующей на понимание закономерностей развития родительской любви в природе и обществе, и практической установки направленной на помощь и коррекцию межличностных отношений родителя и ребенка.

Понятием «родительская любовь» обозначается сложная и многогранная психологическая реальность, принимающая различные формы и проявляющаяся в различных психолого-антропологических эффектах.

Рассматривая родительскую любовь как феномен, обладающий определенным смыслом, имеет две характеристики: контекстуальность (родительская любовь проявляется и развивается в определенном социальном контексте), интенциональность (целевая направленность родительской любви, то есть родительская любовь имеет свое направление – на ребенка).

Феномен родительской любви рассматривается в качестве отношения, которое проявляется в действиях, реакциях и поступках, что является эффективным способом дать понять ребенку как любит его родитель. Это представляет необходимый для психолого-антропологического подход, в котором объединяются объективное с субъективным, внешнее с внутренним.

Родительская любовь, как динамический процесс, обладает способностью к развитию, которое включает три самостоятельных процесса: становление, формирование и преобразование.

Родительская любовь рассматривается в качестве психолого-антропологической реальности (подтвержденной динамическим изменениям в процессе родительствования), субъективная сторона которой дана родителю посредством эмоционально-чувственного переживания, связанного с отражением образа ребенка, а объективная выражается в отношении любви родителя к ребенку.

Систематизация теоретических и экспериментальных исследований позволила выделить следующие детерминанты формирования родительской

любви. Природные: органические потребности родителя: половое побуждение, потребность в продолжении рода (побуждение к зачатию, вынашиванию, рождению ребенка, заботе о нем, для женщины; побуждение к зачатию ребенка и к заботе о жене и детях, для мужчины); телесный контакт и психофизиологическое взаимодействие ребенка и родителя (М. Аинсворт, Дж. Боулби, Д. Варга, М. И. Лисина, Г. Г. Филиппова, Л. Б. Шнейдер). Социальные: социокультурное развитие общества; социальное и жизненное пространство личности родителя; детский опыт или опыт родительской любви, приобретаемый человеком при взаимодействии с собственными родителями (Д. В. Винникот, И. С. Кон, А. С. Спиваковская, Ф. Хорват). Психологические: личностные особенности родителя, способствующие возникновению и проявлению родительской любви (положительное отношение к себе: самооценка, самопринятие; темперамент; экстраверсия; характер; нравственность; объективность; вера; плодотворность личности во многих жизненных сферах)(К. Роджерс, Э. Фромм, Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман).

Родительскую любовь как единство материнской и отцовской любви необходимо рассматривать с гендерных позиций. Феномен материнской любви является более изученным, по сравнению с феноменом любви отца, в силу того, что в процессе культурно-исторического развития человека любовь к своим детям, изначально, осваивается при доминировании матери. При этом и материнская, и отцовская любовь оказывает влияние на качество развития личности ребенка.

Любовь матери и отца в различной степени детерминирована природными и социальными причинами. Любовь матери, в большей степени,

обусловлена природными причинами, по сравнению с любовью отца, обусловленной, по большей части, причинами социального характера. Однако в обоих случаях имеет место и природная и социальная детерминированность. Кроме этого, на формирование материнской и отцовской любви также оказывают влияние психологические детерминанты – личностные особенности родителя, способствующие формированию родительской любви. Таким образом, в большинстве случает, любовь отца нужно воспитывать, в большей степени, чем любовь матери.

В структуре материнской и отцовской любви выделяются:

1. Физический, физиологический, чувственный аспект. Как правило, в первые годы жизни ребенка, мать проводит больше времени находясь рядом с ребенком, физически взаимодействуя с ним. Между отцом и ребенком существует большая дистанция (Б. И. Кочубей, И. С. Кон).

2. Эмоциональный аспект. Женщины эмоционально более чувствительны и отзывчивы, по сравнению с мужчинами. Именно по этой причине большинство матерей легче налаживают эмоциональные взаимодействия с ребенком, по сравнению с большинством отцов. Как правило, матери превосходят отцов в способности к эмпатии и самораскрытию. В следствии этого, матери лучше ориентируются в переживаниях своего ребенка, в его внутреннем мире, более четко и адекватно реагируют на его потребности.

Большинство матерей более эмоционально, по сравнению с большинсвом отцов, вербально и невербально, выражают свою любовь по отношению к ребенку. В то время как внутреннее переживание родительской любви и у отца, и у матери может быть равносильным.

3. Познавательный, мыслительный, когнитивный аспект. В когнитивных репрезентациях матери и отца, формирующихся в процессе жизни, представлена картина того, какой должна быть любящая мать (*отец) и

каким образом она (он) может проявлять любовь по отношению к ребенку. Как правили, мать представлена заботливой, нежной, мягкой, так как эти качества, способствуют вынашиванию и выращиванию потомства. Отец представлен защитником семейства, физически сильным, готовым к бою, в то время, когда женщина беременна (она становится уязвимой и нуждается в защите) (И. С. Кон).

4. Действенный, деятельностный аспект. Поведенческая специфика любви отца и матери обусловлена совокупностью многих факторов: природные, социальные и психологические детерминанты, содержание эмоционально-чувственного и когнитивного компонентов структуры материнской и отцовской любви. Данная совокупность факторов может быть отражена в понятии «гендерная асимметрия».

Существуют факторы, депривирующие развитие и проявление материнской и отцовской любви. К ним относятся: случайность зачатия ребенка; отсутствие желания иметь детей; отсутствие любви между родителями; негативный детский опыт общения с собственной матерью (отцом); наличие у матери (отца) более сильных «конкурирующих потребностей»; развод родителей, пережитый в возрасте 9-13 лет; отсутствие заботы о ребенке с момента его рождения; наличие у матери ряда неразрешенных психологических проблем; несоответствие ребенка ожидаемому родительскому образу.

Динамичность представлений о родительской любви обуславливается психолого-антропологическим содержанием чувства и особенностями развития отцовской и материнской любви. Любовь матери безусловна, она любит ребенка таким, каков он есть, Любовь отца более условна и взыскательна, он гордится реальными достоинствами и успехами ребенка. Ребенку необходимы обе стороны родительской любви, ему важно, чтобы его объективно оценивали за реальные жизненные достижения, не менее важно, чтобы его безусловно принимали.

(Материал взят из книги Антропологические основы современной теории и практики образования: Материалы V Международной научно-практической конференции)

Билет 32 Родительская любовь как фактор семейного воспитания

Родительская любовь — источник и гарантия благополучия человека, поддержание телесного и душевного здоровья. Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей — это относиться к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно. Только при уверенности ребенка в родительской любви и возможно правильное формирование психического мира человека, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви.

Немаловажную роль играет глубокий постоянный психологический контакт с ребенком — это универсальное требование к семейному воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу. Основа для сохранения контакта — искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым и наивным, проблемам, желание понимать, желание наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека…

У хороших родителей вырастают хорошие дети. Как часто слышим мы это утверждение, часто затрудняемся объяснить, что же это такое — хорошие родители. Можно ли назвать хорошими тех родителей, которые никогда не сомневаются, всегда уверены в своей правоте, всегда точно представляют, что ребенку нужно и что ему можно, которые утверждают, что в каждый момент времени знают, как правильно поступить, и могут с абсолютной точностью предвидеть не только поведение собственных детей в различных ситуациях, но и их дальнейшую жизнь? А можно ли назвать хорошими тех родителей, которые прибывают в постоянных тревожных сомнениях, теряются всякий раз, как сталкиваются с чем-то новым в поведении ребенка, не знают, можно ли наказать, а если прибегли к наказанию за проступок, тут же считают, что были не правы? Все неожиданное в поведении ребенка вызывает у них испуг, им кажется, что они не пользуются авторитетом, иногда сомневаются в том, любят ли их собственные дети. Часто подозревают детей в тех или иных вредных привычках, выражают беспокойство об их будущем, опасаются дурных примеров, неблагоприятного влияния со стороны окружающих, выражают сомнение в психическом здоровье детей. По-видимому, ни тех, ни других нельзя отнести к категории хороших родителей. И повышенная родительская уверенность, и излишняя тревожность не содействуют успешному родительству…

Читать еще:  Слово на родительскую субботу

Самое главное, что должны знать родители:Цель и мотив воспитания ребенка — это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям жизнь этого ребенка. На созидание такой жизни и должно быть направленно семейное воспитание.

Родители не должны забывать о том, что:

· Если ребенка часто критикуют – он учится осуждать.

· Если ребенку часто демонстрируют враждебность – он учится драться.

· Если ребенка часто высмеивают – он учится быть робким.

· Если ребенка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым.

· Если к ребенку часто бывают снисходительны – он учится быть терпеливым.

· Если ребенка часто подбадривают – он учится уверенности в себе.

· Если ребенка часто хвалят – он учится оценивать.

· Если с ребенком обычно честны – он учится справедливости.

· Если ребенок живет с чувством безопасности – он учится верить.

· Если ребенка часто одобряют – он учится к себе хорошо относиться.

· Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь.

Связь воспитания с другими видами деятельности, подчинение воспитания тем или иным мотивам, а так же место воспитания в целостной личности человека — все это и придает воспитанию каждого родителя особый, неповторимый, индивидуальный характер. Именно поэтому родителям, которые хотели бы воспитывать своего ребенка не стихийно, а сознательно, необходимо начать анализ воспитания своего ребенка с анализа самих себя, с анализа особенностей своей собственной личности.

Любите и цените своих детей. Уделяйте им внимание, даже если это будет несколько мгновений в день, не бойтесь испортить ребенка в течение этих минут, это совершенно немыслимо…

188.64.173.24 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Консультация «Благоприятная и негативная родительская любовь»

Ася Кузьмина
Консультация «Благоприятная и негативная родительская любовь»

Что такое родительская любовь? Какие у нее составляющие? Можно ли ее измерить? Это врожденное качество или его можно развить? Есть ли «норма», идеал отношений матери и ребенка к которому надо стремиться? Я обращалась к этой теме в постах «Нелегкий труд — быть родителем», «Как улучшить детско-родительские отношения?», «Безусловная любовь. Информация для родителей». Но эта тема актуальна и вызывает много вопросов, уточнений, споров.

Существуют различные точки зрения о родительской любви. Например, психолог Д. Винникотт в своем труде «Маленькие дети и их матери» утверждает, что нет имеет смысла детально описывать суть родительской любви, т. к. универсальных критериев не существует, но зато есть способность мамы чувствовать и доверять своим чувствам.

Но психолог Р. Шпиц, в своем труде «Первый год жизни», считает, что изначально в материнской любви заложена борьба противоречий — то, что приносит положительные эмоции матери, может кардинально отличатся от того, что доставляет удовольствие ребенку. Этот тезис подчеркивает важность осознания «разделения» матери и ребенка, понимание уникальности каждого, и, к сожалению, естественное расхождение их интересов, вкусов, привычек в силу индивидуальных особенностей, темперамента и т. п.

Р. В. Овчарова в своей книге «Родительство как психологический феномен» [3] рассматривает родительскую любовь как многоаспектное явление (физический, эмоциональный, познавательный, действенный аспекты). Например, родительская любовь всегда связана с эмоциональными проявлениями, как положительными: удовольствие, радость, интерес и др., так и отрицательными: печаль, злость, огорчение, разочарование и др. То есть любовь дана родителю в качестве переживания, которое всегда связано с противоречивыми эмоциями. Р. В. Овчарова сравнивает любовь с внутренней работой родителя, в результате которой ему открываются новые жизненные возможности: он начинает думать по-новому о себе как о родителе, и своем ребенке. То есть, любовь к ребенку помогает осознать родителю свои личностные особенности, а так же особенности ребенка и самосовершенствоваться.

Это очень важная мысль, т. к. многие, как отечественные, так и зарубежные психологи акцентируют внимание на том, что часто первопричиной патологий у детей является нарушение взаимодействия в семье, искаженные детско-родительские отношения, дивиантные проявления отношений родителя к ребенку. Психолог Ф. Дольто в книге «На стороне ребенка» пишет о том, что «все зависит от … общения с тем взрослым, который о нем заботится» [1. С. 453]. Например, мать своим поведением «привязывает» ребенка к себе, делает его зависимым от себя и ребенок «заражается» тревогой матери, становится боязливым, робким, неспособным на самостоятельные решения.

То есть, родительские чувства всегда эмоционально окрашивают родительское отношение к ребенку. При дивиантном родительстве возможено проявление «скрытого инфантицида» — эмоционального отказа матери от ребенка. Это такое эмоциональное состояние матери, которая переживает резкое расхождение между реальным и «идеальным» ребенком, о котором она мечтала. При этом она воспринимает реального ребенка только как источник принуждения и страдания и поэтому стремиться «переделать» своего ребенка под «идеального». То есть мать не может преодолеть искаженные, иллюзорные представления своих фантазий и наладить диалог (отношения) с реальным ребенком. К таким искажениям особенно предрасположены матери с повышенной тревожностью, потребностью в благодарности, с чувством вины.

Таким образом, забота родителей может и не отвечать потребностям ребенка. Например, если родительская позиция обусловлена целью самоутверждения отца и/или матери через родительство (конкуренция родителей между собой, идея сверхценности ребенка и желание посвятить ему жизнь). Или, например, когда безрадостная атмосфера «исполнения долга перед ребенком» оказывается для последнего неуютной и тягостной. Л. Крейслер [2. С. 145], исследуя случаи девиации родительского поведения и его влияния на ребенка, использует понятие патологической «области психической взаимности» между родителями и ребенком, которая не только негативно влияет на развитие ребенка, но и может приводить к остановкам психоаффективного развития ребенка.

Причин девиантной родительская любви много. Одной из них является неблагоприятный детский коммуникативный опыт родителя (например, он сам в детстве отвергался своей матерью), когда неудовлетворенная потребность в материнской/отцовской любви и признании не позволяет самому стать любящим и заботливым родителем.

Таким образом, любовь родителя проявляется через различные формы и способы поддержания контактов с ребенком, сопровождающихся определенным эмоциональным фоном и оказывает существенное влияние на психическое развитие ребенка.

Для написания записи блога использовались источники:

1. Дольто Ф. На стороне ребенка. – Екатеренбург: Рама Паблишинг, 2013.

2. Крейслер Л. Структурные неорганизованности у маленького ребенка как следствие хронической эмоциональной недостаточности // Мать, дитя, клиницист (новое в психоаналитической терапии) / под ред. Г. Виззиелло, Д. Штерн. – М., 1994.

3. Овчарова Р. В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. — М. : Московский психолого-социальный институт, 2006.

Фотоотчёт «Родительская конференция в детском саду» С целью привлечения родителей к участию в образовательном процессе детского сада провели родительскую конференцию где родители делились.

II Районная родительская конференция 26 июня на базе АДОУ «Юргинский детский сад Юргинского муниципального района» прошла II районная родительская конференция темой, которой.

Консультация «Лето-благоприятная пора для сохранения и укрепления здоровья детей» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Родительская гостиная «Непослушный ребёнок… Что делать?» Родительская гостиная: Непослушный ребенок…Что делать? Цель: способствовать пониманию внутренних мотивов ребенка в случае непослушания,.

Родительская любовь: понять и простить. Родительская любовь: понять и простить. Окружив своего ребёнка любовью, заботой и пониманием, помните: всего должно быть в меру! Не дайте.

Родительская любовь: понять и простить. Окружив своего ребёнка любовью, заботой и пониманием, помните: всего должно быть в меру! Не дайте превратиться ему в совершенно чужого для.

Родительская встреча «Играя пальчиками, развиваем речь» Цель: • Вооружить родителей первоначальными знаниями о значении пальчиковых игр в развитии речи ребёнка; • Заинтересовать проблемой. Участники:.

Родительское собрание «Родительская любовь: как ребенок ее воспринимает» Цель: обучить родителей формам проявления любви к своему ребёнку, проанализировать ошибки, допускаемые родителями, в общении с детьми,.

Родительское собрание «Родительская любовь. Как ребёнок её воспринимает» Цель: Создание системы сотрудничества детского сада и семьи. Задачи: 1. Привлечь родителей к сотрудничеству, активному участию в педагогическом.

Совместная детско-родительская рукописная книга «Привет, Весна!» Родители с детьми творчески отнеслись к созданию рукописной книги. Дети с удовольствием рассказывали как они рисовали дома вместе с мамой.

Родительская любовь как психологический феномен

Родительская любовь как основа воспитания

Ребенок рождается с определенным рядом потребностей, которые возникают, удовлетворяются или неудовлетворяются с течением жизни. Родители в данном процессе являются теми личностями, которые на начальном этапе жизни выполняют основные роли в жизни ребенка. Именно они и могут помочь в удовлетворении наиболее важных, базовых потребностей.

Овчарова Р.В. в главе «Родительская любовь как основа воспитания» своей книги «Родительство как психологический феномен», говорит о том, что потребность в родительской любви — одна из наиболее сильных и длительных потребностей человека. Родительская любовь выступает, как источник жизненного опыта, необходимого растущему ребенку как потенциальному родителю. [9, с 181]

В родительскую любовь включен творческий акт, элемент импровизации. Родительская любовь индивидуальна, она сложна, изменчива и противоречива. В ней нет абсолютной нормы, как и нет определенной нормы-идеала любящего родителя. Любящие родители могут совершать ошибки, сомневаться в своих чувствах к ребенку, наказывать его, а не только заботиться, приносить радость, удовлетворять все потребности ребенка.

В научном знании существуют различные точки зрения на проблему сущности родительской любви. Исследователи рассматривают физический, эмоциональный, познавательный, действенный аспекты родительской любви.

Родительскую любовь характеризует чувственность родителя по отношению к ребенку. Интенсивность отношений родительской любви, их глубина объясняются вовлечением родителя и ребенка в эти отношения, между ними наблюдается не только максимальный, всеобъемлющий психический контакт, но и физический контакт (Л.Я. Гозман, 2002; А. Лоуэн, 1989; Н.Н. Обозов, 2002).

Говоря о родительской любви, исследователи подчеркивают ее физический или чувственный аспект, в данном случае речь идет не о сексуальных чувствах, под чувственностью понимается возможность наслаждаться теплом и нежностью младенческой кожи, не испытывая при этом сексуального возбуждения (К.Е. Изард, 2000; Меллен, 1981).

Читать еще:  Поминальные службы в церкви

Родительскую любовь характеризуют эмоциональные проявления. К.Е. Изард (2000) определяет сущность любви как паттерн эмоций и когнитивных процессов, то есть любовь включает в себя эмоциональный и мыслительный аспекты.

Важную роль в родительской любви играют эмоции: удовольствие — радость, возбуждение — интерес. Кроме этого, в ней представлены и негативные эмоции: печаль, злость, огорчение, разочарование и другие (М. Аргайл, 2002; К.Е. Изард, 2000; А.Н. Сизанов, 1989; Л.Б. Шнейдер, 2000).

Для родительской любви характерно познавательное содержание. Так как родительская любовь носит личностный характер, нельзя говорить о наличии любви по отношению к ребенку, не имея определенного объема знаний о нем, не оценив предварительно его индивидуальные качества. Любить значит знать. Знание является одной из сторон любви, оно не остается поверхностным, а проникает в самую суть. Родительская любовь — это деятельностное проникновение в ребенка, в котором родительская жажда познания утоляется путем соединения, в слиянии родитель познает ребенка и себя (К. Василев, 1982;Э. Фромм, 2002; Т. Шибутани, 1969).

Наряду с понятием родительской любви используется термин «принятие» (А.Я. Варга, А.И. Захаров, Д.И. Исаев, М. Сегелман), характеризующий аффективную окраску отношения родителя к ребенку и признание его самоценности. Эмоциональная близость (В.В. Столин) определяет аффективный знак отношения (симпатия-антипатия) и эмоциональную дистанцию между родителем и ребенком.

Родительская любовь определенным образом мотивирована. У каждого родителя выделяется доминирующий мотив любви к своему ребенку, который обусловливает ее смысл: от решения личностных проблем за счет ребенка и компенсации собственных недостатков до принятия ответственности за ребенка, продолжения себя в нем и самореализации.

Смысл родительской любви, с одной стороны, коренится в типах отношений, существующих между определенными фрагментами мира (родитель, ребенок), обладающими специфическими функциями и свойствами, а с другой стороны, коренится в субъекте, который сам испытывает потребность в таких взаимоотношениях с миром. Это отношение аффективно-интеллектуальное, отношение между тем, что человек делает и определенной формой осознанной или неосознанной потребности, намеренья, цели или чувства.

Как феномен, обладающий определенным смыслом, родительская любовь имеет две характеристики (Д.А. Леонтьева, 1999):

Контекстуальность — родительская любовь проявляется и развивается в определенном социальном контексте (ситуация детско-родительских отношений), с одной стороны, влияет на эту ситуацию, с другой стороны, сама подвержена изменениям и трансформациям в ней.

2. Интенциональность — целевая направленность родительской любви, то есть родительская любовь имеет свое направление — на Ребенка.

Родительская любовь не является стабильным состоянием. На протяжении жизни родителя любовь может изменяться, преображаться, переходить из одного состояния в другое (Л.Я. Гозман, 2002). Родительская любовь имеет свою динамику, перемены, присущие родительской любви, неизбежны, так как в процессе жизни родителя изменяются его физиологические процессы и психологические переживания.

Используя теорию отношений В.Н. Мясищева (1995), в родительской любви можно выделить следующие уровни развития:

1. Перцептивный уровень. Характеризуется тем, что происходит нарастание роли дистантных контактов с ребенком, формируются «перцептивные крючки». Происходит сосредоточение первоначальных, положительных или отрицательных реакций на непосредственные внутренние (преимущественно для матери) и внешние (как для матери, так и для отца) контакты с ребенком. На основе этого происходит формирование психофизиологического взаимодействия между родителем и ребенком. В дальнейшем восприятие ребенка становится опытным источником отношений, в котором определяющим является эмоциональный компонент.

2. Эмоциональный уровень. Здесь повторные эмоционально положительные и отрицательные реакции вызываются условно. Интегрируясь речевым аппаратом, они выливаются, прежде всего, в отношениях любви, привязанности, боязни, торможения, вражды. Исходя из этого, родительская любовь представляет собой некоторую силу, потенциал, определяющий степень выраженности эмоции, степень напряжения желания или потребности. Здесь родительская любовь является энергетической силой развития как детско-родительских отношений, так и личности ребенка и родителя.

3. Личностный уровень. На данном уровне непосредственные внешние, ситуативные, конкретно-эмоциональные мотивы сменяются внутренними интеллектуально-волевыми. Данный уровень включает позиции родителей, их ценностные ориентации. Здесь родительская любовь начинает регулироваться рациональным началом.

Считаем, что выделенные уровни развития родительской любви находятся в единстве. Перцептивный уровень выступает в качестве базиса родительской любви. Проявление и доминирование других уровней, в большей степени определяется ситуацией детско-родительских отношений и развития ребенка, а также индивидуальными особенностями родителя и ребенка.]

Родительство как психологический феномен

Детско-родительские отношения составляют важнейшую подсистему семейной системы. Возникают они в связи с появлением ребенка в семье, однако вопрос об их конечной границе решается далеко не так однозначно. Одним из парадоксов данной системы является то, что наряду с ограниченностью периода детства в жизни человека детско-родительские отношения не имеют возрастной границы. Повзрослевший человек сохраняет свою позицию в них в связи с особенностями самосознания. «Мы на всю жизнь остаемся детьми своих родителей», – пишет Э. Эриксон. В еще большей мере неоднозначным является вопрос о протяженности отношений на полюсе родителя. Возникая в связи с необходимостью обеспечить существование беспомощного существа – ребенка, родительская роль становится элементом самосознания взрослого человека и в этом качестве продолжает существовать даже тогда, когда он прекращает осуществлять родительские функции. Таким образом, детско-родительские отношения – это «непрерывные, длительные и опосредованные возрастными и личностными особенностями ребенка и его родителей отношения» .

Выделение периода детства закономерно ведет к появлению и закреплению в культуре социальной позиции родителя как человека, который обеспечивает возможность выживания и взросления ребенка. Речь идет о позиции как социально-психологической реальности, в которой обозначено место индивида в определенной социальной структуре. Обладающий определенным статусом человек попадает в ситуацию, в которой объективно существует нормативно одобренный образ поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию. Традиционно реализация функций, заданных особенностью социальной позиции, описывается через понятие «социальная роль». Социальная роль, понимаемая как функция, образец поведения, ожидаемый от каждого человека, занимающего данную позицию, никак не за висит от воли и сознания отдельного человека: ее субъектом и творцом является не индивид, а общество. Социальная роль, таким образом, – это и вид социальной деятельности, и способ поведения личности в соответствии с общественным предназначением группы, к которой принадлежит человек, и с тем, чего от него ожидают.

Содержание социальной позиции определяется теми функциями, которые предписываются индивиду, реализующему соответствующие социальные роли и занимающему определенное положение. Содержание функций, определяющих ту или иную социальную позицию, задаются на уровне общекультурных влияний как система ценностей, традиций, социальных ожиданий и представлений. В различных культурах эти функции, а соответственно, и особенности позиции могут быть разными. Социальные позиции осваиваются человеком. Принимая на себя определенные функции и начиная реализовывать их в деятельности, он вынужден действовать таким образом, который предписан соответствующей социальной позицией.

Не является исключением и социальная позиция родителя. Ее содержание обусловлено основными задачами воспитания молодого поколения. Особенность родительской роли в том, считает Н. Чодороу, что по сравнению с другими ролями и видами деятельности это не «просто набор поведенческих реакций, а участие в межличностных отношениях» . Анализ самой родительской роли свидетельствует о том, что она является необычайно сложной. Говоря о ней, Росси выдвинул причины, по которым эта роль отличается от других социальных ролей:

• социальные стереотипы, бытующие в обществе, оказывают на родителей давление как в плане рождения, так и ухода за ребенком;

• рождение ребенка далеко не всегда происходит в ситуации, когда супруги хотят этого, нередко переход к исполнению родительской роли оказывается достаточно внезапным;

• родительская роль принимается раз и навсегда, от нее трудно отказаться. Принимая эту роль под давлением культуры, большинство пар осознают, что роль родителя отмене не подлежит. В отличие от супружеских отношений человек продолжает исполнять роль и обязанности родителя даже тогда, когда обстоятельства его жизни меняются;

• подготовка к этой роли, важность ее и ответственность, связанная с ней, не соответствуют друг другу – нет специального тренинга, как правило, не используются руководства, по которым можно стать хорошим родителем, и т. п.

Итак, осваивая родительскую позицию, взрослый человек присваивает опыт данной социокультурной практики, результатом чего становится появление внутренней позиции родителя. Формируется она в специфической деятельности по уходу за ребенком и его воспитанию, обусловлена культурными особенностями и детскими воспоминаниями взрослого человека о воспитании в его собственной семье. Остановимся подробнее на описании содержания социальной позиции родителя.

Социальная позиция и родительские функции

Как и любая другая социальная позиция, она определяется исходя из предписанных функций, в данном случае родительских функций.

Первой родительской функцией является уход за ребенком. В своих работах Винникотт указывает на важность так называемого «холдинга» – естественного ухода за ребенком, при котором он получает возможность существовать (быть), постепенно обретая способность «действовать и испытывать воздействие».

Именно забота и преданность матери, которая способна к чуткой реакции на потребности ребенка, хорошо понимает его желания и страхи, является, по Винникотту, ведущим фактором развития отношений. В первую очередь речь идет о потребностях физиологических, собственно уходе за ребенком, но по мере его взросления все настойчивее требуют удовлетворения познавательная потребность, потребность в общении. Появление самой потребности в общении, а чуть позже потребности в эмоциональной связи с близким человеком, любви, уважении, признании обусловлено характером детско-родительских отношений. Заботясь о ребенке, родитель приобретает зависимость от него – он больше не принадлежит только себе. В процессе реализации родительских функций Винникотт, так же как и в отношении развития ребенка, выделяет движение от потери личностной независимости матери при появлении ребенка к ее восстановлению во взаимодействии с ребенком-подростком.

Следующая родительская функция – это создание необходимых условий для развития ребенка. Поскольку психическое развитие ребенка не является генетически обусловленным процессом, присущие человеку психические способности не появляются у ребенка сами собой. Формирование предметно-орудийной компетентности в раннем возрасте и социальной компетентности в дошкольном, сотрудничество и поддержка в освоении системы научных понятий, осуществлении самостоятельной учебной деятельности в младшем школьном возрасте являются одной из сфер родительской ответственности.

Функция воспитания и обучения ребенка также во многом определяет особенности родительской позиции, поскольку в целях ее реализации родитель неизбежно берет на себя руководство поведением ребенка, в то же самое время принимая на себя ответственность за него (поскольку поведение ребенка складывается под руководством взрослого). В отношении ребенка в силу своей компетентности родитель непременно становится руководителем. На его стороне выдвижение системы требований, начиная с элементарных требований, касающихся использования окружающих ребенка предметов (посуды, одежды, мебели, домашних животных и растений, произведений искусства), и заканчивая нормами человеческого общежития. Родитель же осуществляет и контроль за выполнением этих требований. Отрицание того, что родительская позиция – это ответственная и руководящая позиция, завуалированное гуманистическим принципом уважения личности ребенка, желанием «оставаться с ребенком друзьями», то есть строить с ним отношения на позиции равенства, или собственными характерологическими особенностями (мягкостью, терпимостью, уступчивостью), приводит к отказу от реализации родительской функции или к существенному ее искажению.

Читать еще:  Ребенок не запоминает прочитанный текст

М. Арутюнян, полагая инфантилизм современной молодежи прямым следствием воспитания в детоцентрической семье, среди причин массового распространения этого типа семьи в современном обществе называет:

• увеличение продолжительности жизни, совместного существования детского и родительского поколений (в 1,5 раза дольше, чем в XIX в.);

• нуклеаризация семьи, уменьшение числа детей в семье, сокращение интергенитальных интервалов. Практические связи в совместном труде заменяются эмоциональными, а отношения инфантилизируются;

• отсутствие четких норм санкционирования отношений родителей и детей, что привело к утрате дистанции между родителями и детьми;

• изменения в системе образования: до 17 – 22 лет детям необходима помощь родителей.

Важнейшей родительской функцией являются эмоциональная поддержка, удовлетворение потребности ребенка в любви и уважении. Каждый человек (за редкими исключениями, связанными с патологией) постоянно нуждается в признании, в устойчивой и, как правило, высокой оценке собственных достоинств, каждому из нас необходимы и уважение окружающих нас людей, и возможность уважать самого себя. В близких семейных отношениях малыш получает возможность успокоиться, почувствовать свою нужность, ощутить безусловную ценность своего существования. Эта родительская функция, как ни одна другая, сохраняет свою значимость вне зависимости от возраста человека. Обеспечение необходимого уровня эмоционального комфорта ребенку становится возможным только в случае, когда родительская позиция является эмоционально близкой и поддерживающей.

В отличие от других социальных позиций родительская предполагает высокий уровень сопереживания, эмоциональную насыщенность отношений. Хорошо известен тот факт, что ребенок, не получающий в достаточной мере позитивных эмоций от родителей (любви, симпатии, любования), совершает массу неблаговидных поступков, притягивая к себе хотя бы негативные эмоции. Для него нет ничего хуже безразличия. Достоверно установлен факт отставания в психическом развитии детей, чьи матери были сдержанными в позитивных эмоциональных проявлениях. Позитивное отношение к ребенку, безусловное его принятие являются основой и для осуществления поддержки ребенку. Родительская позиция сочетает в себе требовательность и стремление помочь, вселить веру в свои силы. Она предписывает не отказываться от своих требований, жалея ребенка, а, сохраняя незыблемыми требования, быть готовым помочь, поддержать его. Именно поддержка, а не запугивание и санкции обеспечивает успешность развития ребенка, освоение им высот человеческой культуры.

Итак, мы видим, что родительская роль достаточно полно и всесторонне описана в психологической литературе. Но данный уровень анализа затрагивает лишь поведенческий пласт внешних проявлений данной сферы активности. Неслучайным является обращение к внутреннему миру родителя. В современной психологии наблюдается интерес к мотивации родительства, родительскому отношению, личностным особенностям родителей. Характер взаимодействия с ребенком и стиль его воспитания рассматриваются через призму родительских представлений, сформировавшихся под влиянием детского опыта и опыта личных переживаний. Само же родительство определяется как психологический феномен, являющийся интегральным психологическим образованием личности, которое в развитой форме включает ценностные ориентации родителей (семейные ценности), родительские установки и ожидания, родительские позиции, родительское отношение, родительские чувства, родительскую ответственность и стиль семейного воспитания. Данное определение в значительной степени пересекается с понятием «родительская позиция», введенным А. С. Спиваковской также в качестве интегральной характеристики, отражающей совокупность эмоционального отношения родителя к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним. Определяя родительскую позицию как интегративную, автор подчеркивает многогранность и структурную сложность этого явления, в описании которого через категорию «роль» приходится ограничиваться внешней поведенческой составляющей. Новые возможности содержательного анализа характера реализации родительских функций открываются в связи с использованием категории «деятельность». В отечественной психологии привлечение данной категории в ходе анализа психических явлений оказалось достаточно эффективным.

С позиции деятельностного подхода родительство можно рассматривать как сферу деятельности родителя. В связи с этим, как и любая деятельность, оно побуждается специфическими мотивами. В работах А. С. Спиваковской предложена классификация, в которой мотивы воспитания ребенка сгруппированы в три группы: группа мотивов, определяющих ценностное отношение к ребенку; группа социальных мотивов, связанных с положением женщины в обществе, и группа инструментальных мотивов, определяющих ситуацию родительства, при которой ребенок является средством достижения не связанных с материнством потребностей.

Основное содержание родительской деятельности задается ее целями и задачами. Как и любая другая, деятельность родителя направлена на достижение определенной цели (образ желаемого результата). В качестве «образа результата» родительской деятельности могут выступать представления о различных составляющий благополучной жизни ребенка. Это может быть: здоровый, физически крепкий человек (поддержание жизни и здоровья); интеллектуально развитый, способный, творческий человек (обеспечение его познавательного развития); счастливый человек (обеспечение эмоционального благополучия); достойный член общества (нравственное воспитание, воспитание манер поведения, способов взаимодействия); успешный в карьере человек, занимающий высокое положение в общественных отношениях (воспитание личностных свойств и качеств).

На достижение данного результата и направлена деятельность родителей, причем в каждом конкретном случае содержание целей, их иерархия сугубо индивидуальны.

Мотивы родительства являются элементами более общей мотивационной структуры личности. В связи с этим цели конкретной деятельности выстраиваются в соответствии с мотивационной и ценностной направленностью личности. Родительская деятельность реализуется человеком, в ценностной структуре которого данная сфера занимает определенное положение и находится в непосредственной связи с другими сферами деятельности. Поскольку ценностная структура личности является индивидуальным и достаточно устойчивым образованием, ее анализ в каждом конкретном случае дает возможность не только понимать природу родительского отношения и поведения, но и строить вполне реалистичные прогнозы.

Достижение указанных целей обеспечивается такими средствами, как стили воспитания, способы взаимодействия, качество ухода за ребенком. Именно эти элементы структуры родительской деятельности отражаются в многочисленных классификациях как поведенческая составляющая. В психологии накоплен богатый опыт, позволяющий не только систематизировать реальные проявления деятельности родителей, но и учитывать то, какое влияние на развитие ребенка оказывают тот или иной стиль воспитания, та или иная форма взаимодействия (Э. Г. Эйдемиллер, Г. В. Бурменская, О. А. Карабанова, Е. И. Захарова и др.).

Источник: Психология семьи:учебник / [Н.В. Гребенникова, Е.В. Гурова, Е.И.Захарова]; под ред. Е.Г. Сурковой

Родительская любовь

Любовь родителей – это то, что помогает ребенку на протяжении всей жизни, родители вкладывают ее в свое чадо с момента рождения и всю жизнь. Чувство это является основополагающим для формирования у детей уважения и любви ко всему окружающему. Однако понятие «родительская любовь» может восприниматься ребенком и родителем по-разному. Что же такое настоящая родительская любовь и какой она должна быть?

Нехватка родительской любви

С первых минут своей жизни малыш ощущает любовь мамы, которая бережно берет его впервые на руки. Дети нуждаются в любви и заботе своих родителей. Молодые мамы и папы должны как можно чаще проявлять свою любовь не только физически, но и морально.

Ребенок, который постоянно чувствует, что его любят, растет уверенным в себе и с нормальной самооценкой. Дети, чувствуя любовь мамы и папы, учатся любить сами и проявлять эту любовь.

Нередко родители ошибочно полагают, что дети больше будут их любить, если будут уважать. А вот уважения добиваются самыми разными способами, порой даже запугивая детей и воспитывая их в условиях строжайшей дисциплины.

Родители как можно чаще должны стараться прикоснуться к малышу, ведь физический контакт для него очень важен. Дружеское похлопывание по плечу или крепкое объятие, нежный поцелуй в щеку или щекотание – все это необходимо малышу.

Хорошие родители всегда чувствуют, когда ребенку особенно нужна их любовь, ласка и поддержка. Поэтому при появлении самых первых признаков проблем у малыша, стоит максимально проявить свою любовь и дать ребенку понять, что он будет любим в любых ситуациях и при любых проступках.

В наше время вопрос о родительской любви изучается многими психологами, которые пишут работы на эту тему и проводят психологические тренинги. Казалось бы, что может быть естественней и понятней родительской любви. Но как часто родители проявляют жестокость по отношению к малышам, даже не замечая этого. В результате, повзрослев, ребенок постоянно будет спрашивать себя: “Почему родители меня совсем не любили?”. Полученная в детстве психологическая травма может стать препятствием к счастливой семейной жизни в будущем.

Что такое настоящая родительская любовь?

Много лет психологи пытаются ответить на данный вопрос, и каждый раз кажется, что определение выходит не совсем полным и правильным. Родительская любовь – это огромное, чистое и светлое чувство, которое можно расценивать как огромное счастье, но в то же самое время немалую ответственность. Любовь родителей – это нечто большее, чем просто чувство, так как настоящие родители проявляют свою любовь к малышу не только чувствами, но и поступками. Дети всегда должны ощущать поддержку мамы и папы, их заботу и присутствие.

Да и сами дети, будучи еще совсем крохами, воспринимают любовь немного по-другому. Мама помогла завязать шнурок – это любовь. Папа взял на руки, потому что ножки устали – это любовь. О проявлениях любви стоит помнить всегда.

Компоненты психологической структуры родительской любви:

1. Родительская любовь включает в себя все эмоции и переживания, связанные с детьми, тесный контакт двух поколений.любовь к ребенку
2. Физический контакт с малышом, постоянное стремление пожалеть и пожурить малыша, прикоснуться к любимому ребенку.
3. Постоянное подсознательное стремление воспитывать и ухаживать за ребенком – то тоже, ничто иное, как проявление родительской любви.

Учеными было доказано, что мужчины и женщины любят своих детей по-разному, то есть родительской любви свойственны гендерные отличия. Молодые мамы всегда принимают ребенка таким, какой он есть и всегда безоговорочно поддерживают малыша. Папы же более строгие и постоянно дают малышу понять, что их нужно слушать и уважать. Однако для ребенка важна любовь обоих родителей.

Чтобы малыш рос в благополучной атмосфере и вырос психологически полноценным, забота пап и мам необходима как воздух. Хотя доля требовательности и некоторой строгости все же должна присутствовать в воспитании. Поэтому молодые родители должны сделать все возможное, чтобы создать нужный психологический климат дома. При возникновении проблем, не бойтесь обратиться к детскому психологу или семейному психотерапевту.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector