2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Родительская ответственность это

Родительская ответственность

Часто родители, когда говорят о своей ответственности по отношению к ребенку, понимают ее несколько однобоко. Например, для многих быть ответственным означает следить, чтобы он хорошо учился, хорошо себя вел, не грубил старшим, был здоров, честен, уважал других, умел зарабатывать себе на жизнь, соблюдал правила гигиены, был аккуратным. Ребенок должен следовать указаниям родителей, выполнять их требования.

Если ребенок попадает в беду, обязанность родителей — вызволить его. Родители должны жертвовать всем для ребенка, потому что его потребности и благополучие более важны, кроме того, ребенок не виноват, что появился на свет. Он-то никого об этом не просил! Поэтому родители должны заботиться о безопасности своего ребенка, предупреждать любые опасные ситуации, защищать ребенка от страданий, неприятностей, ошибок и неудач.

Относятся ли эти высказывания к вашим убеждениям? Это именно то, что вы применяете к своему ребенку?

Но подумайте, часто родители хотят воспитать в своих детях то, что у них уже есть, но мама с папой не видят этого. Конечно, всегда проще сказать, что соседский Саша такой вежливый, всегда здоровается, говорит «спасибо», а Маша у тети Тани всегда помогает маме мыть посуду. А ваш ребенок? Такой ли он плохой, как вы пытаетесь сказать своими неосторожными словами? Ведь наверняка он тоже имеет свои положительные качества, которые вы, привыкнув к своему ребенку, уже не замечаете в нем.

Три ступени ответственности

Карл Роджерс, американский психолог, в своей теории личности изложил основные ступени ответственности родителей за своего ребенка.

Согласно теории Роджерса, большое значение для формирования характера ребенка, развития личности является отношение к нему значимых людей, прежде всего родителей. Если ребенок получает от значимых людей (в данном случае — родителей) полное принятие и уважение, рифы переходного возраста будут пройдены в такой семье с наименьшими потерями. Если же уважение связывается с определенными условиями («Сделаешь уроки – буду тебя любить»), то в этом случае ребенок либо учится подстраиваться под взрослых, либо бунтует, отстаивая свою точку зрения.

Если вернуться к ступеням ответственности родителей, то можно отметить, что на первой родители полностью, безоговорочно и постоянно несут ответственность за ребенка.

На второй ступени родители уже начинают использовать «нет» — у ребенка уже пробуждаются разум и способности отличать, что позволено, а что нет. Родители при этом еще не стараются апеллировать к понятиям «хорошо» и «плохо», а попросту дают ребенку знать об угрозах, от которых и защищают его. Эти «нельзя» связаны с настоящими опасностями, например, прикоснувшись к горячему, можно обжечься, если сунуть палец в розетку — «стукнет» электричеством и т. п. На этой ступени происходит формирование своего рода условного рефлекса.

На третьей ступени у родителей возникает взаимопонимание с ребенком, основанное на объяснении, почему нельзя.

Эти три ступени в реальной жизни не идут строго одна за другой, как классы в школе. Они тесно переплетаются между собой. Так, первая ступень, на которой родители несут полную ответственность за ребенка, как правило, незаметно уходит в прошлое. Если первая ступень пройдена, это означает, что ребенок вырос и больше не нуждается в опеке родителей, он стал самостоятельным.

Если же родители продолжают оставаться на этой ступени долгое время, продолжают брать на себя ответственность за жизнь ребенка, они тем самым лишают его возможности научиться быть самостоятельным.

Родительская ответственность — ответственность за самих себя

Итак, что же такое «родительская ответственность»? Это прежде всего ответственность родителей именно за самих себя. Только тогда родители смогут сформировать самостоятельность и ответственность у своего ребенка, когда сами научатся отвечать только за свои действия, а не за действия другого. Это вовсе не означает, что нужно перестать заботиться друг о друге. Просто вам, родителям, нужно отдать часть ответственности собственному ребенку.

Если у вас возникают трудности в общении с вашим ребенком, то, по всей вероятности, вы пытаетесь управлять его жизнью, брать на себя ответственность за его будущее. А это находится уже не в вашем ведении, а является прямой обязанностью вашего ребенка.

1. Ребенок поздно ложится спать.

Эту проблему мы и решили отнести к событиям его жизни. Это легко сделать в том случае, если подобная ситуация не затрагивает ваших интересов (ребенок не мешает вам спать, не ворчит и злится утром из-за того, что не выспался, вас не вызывают в школу по причине его невнимательности и вялого состояния). Если же его позднее засыпание на вашей жизни все же сказывается, попробуйте четко установить время отхода ко сну. Если ребенок его нарушил сегодня, завтра он будет вами оштрафован на столько минут, на сколько минут позже он лег в постель. Так устанавливается ответственность ребенка за точное соблюдение времени сна. Кстати, если такое четкое время отхода ко сну было установлено с младенчества, у родителей, как правило, не возникает подобных проблем в подростковом возрасте.

2. Если ребенок слишком много смотрит телевизор (или сидит за компьютером и т. д.).

Это не оказывает влияния на вашу жизнь, если, по вашему мнению, он тратит время попусту; портит глаза; смотрит всякую ерунду, вместо того чтобы повышать свой уровень; то, что он смотрит, это не настоящее искусство.

Но если это становится и вашим делом, если он не дает вам посмотреть то, что вам хочется; включает телевизор на полную громкость, а вас это раздражает; телевизор находится в вашей комнате и мешает вам отдыхать, — в этом случае вам следует установить время просмотра телевизора, учитывая общие интересы — ваши и его. Обязательно оговорить, что будет в результате нарушения этого договора. Последствия могут быть такими же, как и в ситуации со сном.

3. Если ваш ребенок не следит за своим внешним видом, не-аккуратен, не моется, не меняет одежду.

Можно спокойно объяснить ребенку, что в подавляющем большинстве случаев мнение о человеке складывается на основе опрятности, чистоты, приятного запаха, поэтому вполне возможно, что окружающие ведут себя по отношению к нему соответственно.

11. Ребенок поздно возвращается домой.

Практически всех родителей беспокоит в этом случае безопасность ребенка: на него могут напасть, избить, отобрать вещи, изнасиловать, убить. Естественно, что родителям спокойнее, когда ребенок находится дома, в безопасности.

14. Ребенок пьет, курит, употребляет наркотики.

В этой ситуации родители должны принять самые решительные меры, чтобы избавить ребенка от этой пагубной страсти. Но при этом должна коренным образом измениться и жизнь вашей семьи: если у вас принято ставить на стол спиртное по праздникам, а ребенок по всем показателям тянется к алкоголю, вы должны изгнать спиртное из вашего дома — совсем, навсегда (тоже самое и с курением).

В чем заключается родительская ответственность?

В каждой семье , которая позволяет себе заводить ребенка или брать его под свою опеку из детдома, должен существовать определенный режим, порядок, дисциплина и хорошие доверительные отношения между всеми членами такой семьи. Но не всегда и не везде люди, ставшие родителями, ведут себя адекватно по отношению к детям. Другими словами, ответственность родителей за воспитание детей ставится под большой вопрос: могут ли вообще некоторые люди воспитывать и находиться рядом со своими детьми?

Основные принципы родительской ответственности

Ребенок до достижения 18 лет по законам РФ обязан находиться под контролем своих родителей. Даже в Конституции указано, что все вопросы по воспитанию и заботе о детях принадлежат их родителям – и это не только их право, но и обязанность. Такое утверждение о всецелом воспитании подразумевает всяческую помощь ребенку и присмотр:

  • в физическом плане и материальных потребностях;
  • в воспитательном процессе, обучении, развитии;
  • в психоэмоциональном плане: установиться, как личности с помощью родителей.

Защищать права своего ребенка, давать ему все необходимое для нормального взросления и полноценной жизни (питание, развитие, обучение, воспитание, забота) не просто должны, а обязаны его родители. Это прописано в Семейном кодексе, а конкретнее в статьях 63-65. Всегда за здоровье, жизнь и психическое состояние детей отвечают родители, не смотря на то, что иногда они могут отдавать своих детей на воспитание посторонних людей или близких родственников. Все равно отвечать за малейший ущерб, доставленный ребенку, будут мать и отец

Какой бывает родительская ответственность?

Ответственность родителей за воспитание детей подразделяется на несколько разновидностей в зависимости от причины ущерба ребенку:

  • неисполнение родительских обязанностей – это умышленный отказ от своих прямых обязанностей заботиться о ребенка (есть масса примеров, когда женщина бросает на произвол судьбы новорожденного, не информируя никого о своем криминальном решении, либо забывает ребенка на улице, у соседей, у знакомых);
  • ненадлежащее исполнение своих обязанностей, как родителя (бездействие, противоправные действия по отношению к ребенку). В этом случае родитель не отказывается полностью от своих детей, но не дает им положенных благ и внимания, нарушает права ребенка, может наносить моральный и физический ущерб своему чаду или подопечному.

В связи с этими двумя видами нарушения закона об ответственности родителей за воспитание детей существующее законодательство страны различает такие виды ответственности:

  1. Уголовно-правовая (что описано подробно в статье 156 УК РФ).
  2. Административно-правовая (КоАП, статья 5.35).
  3. Гражданско-правовая.
  4. Ответственность по Семейному кодексу

Если ребенок, не достигший 16-18 лет, совершил антиобщественный поступок или вовсе криминальный, то притянуты к ответственности за совершенное этим подростком будут родители или его опекуны, официально оформленный как мать/отец в подтвердительных документах. Если ситуация несерьезная, то такие родители могут обойтись уплатой штрафа, однако бывают случаи куда опаснее и сидеть в тюрьме будет кто-то из родителей, либо подростку грозит колония. Подобные нарушения, совершенные несовершеннолетними рассматривает комиссия по месту прописку малолетнего преступника.

Читать еще:  Поминальный обед на полгода со дня смерти

Если же нарушение проявляется со стороны родителей, то тут наступает ответственность родителей за воспитание детей в русле криминальной или административной ответственности. Поэтому специальные органы по защите прав детей (социальные службы надзора) могут подать в суд на таких родителей и лишить их родительских прав, доказав их вину в неисполнении своих обязанностей. Сообщить о правонарушениях по отношению к детям в милицию или службы социального контроля за несовершеннолетними детьми обязан каждый гражданин, который заметил надругательство над ребенком либо ему известна такая информация.

Родительская ответственность

Термин предполагает наличие у родителей не только прав, но и обязанностей при воспитании детей. Родительская ответственность автоматически распространяется на обоих родителей, если они были женаты на момент рождения ребенка. В противном случае ответственность автоматически возлагается на мать, при этом отец может приобрести ответственность по решению суда или по договоренности с матерью. Родитель может утратить родительскую ответственность только в случае усыновления ребенка приемным родителем. Вместе с тем родительскую ответственность можно разделить или передать лицам, не являющимся родителями ребенка.

Так, приемные родители, воспитывавшие ребенка в течение некоторого времени, могут приобрести родительскую ответственность по решению суда, а местные органы власти приобретают родительскую ответственность, если берут ребенка на попечение. В обоих случаях родители не утрачивают родительской ответственности, а разделяют ее с приемными родителями и местными властями. Социальные работники и другие специалисты, работающие с семьями, должны знать, кто несет родительскую ответственность за конкретного ребенка. Хотя Закон о детях не конкретизирует обязанностей, лица с родительской ответственностью играют важную роль в принятии решений относительно ребенка, находящегося на попечении местных властей, и имеют право общаться с ребенком при отсутствии противопоказаний к этому.

Словарь-справочник по социальной работе. — СПб.: Питер . М. А. Гулина . 2008 .

Смотреть что такое «Родительская ответственность» в других словарях:

Семейное посредничество — – примирительный метод оказания помощи разводящимся парам в принятии решений об опеке над детьми, по вопросам воспитания, владения и пользования собственностью. Главная идея семейного посредничества – урегулирование проблем или попытка ослабить… … Словарь-справочник по социальной работе

Семья — Межличностные отношения Типы отношений Агамия · Брачный союз · Броманс · Вдовство · Гражданское партнёрство · Дружба · Жена (супруга) … Википедия

Женщина в гражданском праве — На ранних ступенях развития Ж. является предметом имущественных сделок: отцы продают своих дочерей в замужество, мужья приобретают себе жен разбоем или покупкой; и те, и другие распоряжаются телом дочери или жены как своим имуществом;… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Россия. Русское право: Русское гражданское право — Вступление. Русское гражданское право как в своем историческом развитии, так и современном состоянии в противоположность римскому и новому западноевропейскому характеризуется неопределенностью форм гражданско правовых отношений отдельных и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Правовое регулирование сферы государственных наград России — Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела. Вы можете помочь проекту … Википедия

Охрана детей — сознание необходимости О. детей от произвола и жестокого с ними обращения родителей или заступающих их места, а также от нравственного их развращения, возникло лишь в самое последнее время. В древности, когда человеческая жизнь ценилась гораздо… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Риковер, Хайман Джордж — Хайман Риковер Hyman George Rickover В 1955 году … Википедия

Риковер — Риковер, Хайман Джордж Хайман Риковер 27 января 1900 г. – 8 июля 1986 г. Hyman George Rickover Про … Википедия

Родители — У этого термина существуют и другие значения, см. Родители (значения) … Википедия

СЕМЬЯ — основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены к рой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке и С. отношения, обусловленные различием полов и половой потребностью, проявляются в форме… … Российская педагогическая энциклопедия

МБДОУ ЦРР-ДС №43

Войти через uID

Для родителей

Что такое родительская ответственность?

Наверное, ответственность – это одно из главных качеств, которыми должны обладать хорошие родители. Малыш рождается совершенно беспомощным и беззащитным – с первых минут после появления ребенка на свет мама и папа отвечают за его здоровье и жизнь.

Известный российский психолог Р.В. Овчарова полагает, что родительская ответственность имеет двойственную природу: это ответственность перед социумом и перед «своей совестью». С одной стороны, общество устанавливает круг родительских обязанностей, формирует представления об ответственном и безответственном поведении. С другой стороны, большинство родителей знает, что лучше их ребенку – это подсказывает сердце, родительский инстинкт, помогающий заботиться о своем чаде, действовать ему на благо.

Понятие родительской ответственности многогранно. Она распространяется на уход за ребенком, кормление, заботу о его здоровье и безопасности, обучение и развитие, воспитание, отношение к ребенку, материальное обеспечение. Ответственность включает в себя и умение распределить обязанности в кругу семьи, придерживаться единого стиля воспитания, единой позиции по ключевым вопросам.

Понимание ответственности зависит от системы ценностей родителей, их взглядов и стиля жизни. Например, кому-то может показаться безответственным взять полугодовалого ребенка в туристический поход. А родители-туристы не представляют себе, как можно оставить малыша с бабушками, лишить грудного вскармливания, свежего воздуха и общения с природой.

Нередко мамы и папы вкладывают в понятие ответственности разный смысл. Традиционно мужчине отводится роль «добытчика», а женщине – роль «хранительницы домашнего очага». Для мужчины ответственность может заключаться, прежде всего, в финансовом обеспечении семьи, для женщины – в общении с ребенком, создании атмосферы уюта и тепла в доме.

Ответственность – это и контроль родителей за своими высказываниями и поступками – в воспитании ребенка огромное значение имеет личный пример. Сложно доказать подростку, что сигареты вредны, если оба родителя выкуривают по пачке в день, или что нужно уважительно относиться к людям, если мама и папа каждый постоянно кричат друг на друга.

Когда появляется ответственность за детей?

Специалисты считают, что готовность к родительству, в том числе и проявление ответственности за своего ребенка, свидетельствует о психологической зрелости человека.

Чувство родительской ответственности может возникнуть задолго до рождения малыша. Например, когда, готовясь к пополнению в семействе, будущие родители наводят порядок в своей жизни, оптимизируют дела, решают жилищный и финансовые вопросы. Во время беременности большинство будущих мам чувствуют себя в ответе за здоровье малыша –стараются правильно питаться, ведут более здоровый образ жизни, наблюдаются у врачей.

Впрочем, у некоторых родительские чувства в полной мере проявляются с рождением ребенка или даже некоторое время спустя. Так, ответственность у молодой мамы может проснуться не в роддоме, где персонал помогает заботиться о малыше, а когда она оказывается дома один на один с маленьким существом, жизнь которого находится в ее руках. Некоторые папы проникаются чувством ответственности только когда ребенок немного подрастет – с ним можно поговорить и весело провести время.

Гиперответственность

Родительская ответственность всегда связана с некоторой тревогой, беспокойством за ребенка. Так хочется оградить свое чадо от неприятностей, сделать его детство счастливым и ничем не омраченным!

Некоторым родителям сложно позволить уже подросшему ребенку проявлять самостоятельность, принимать решения самому. Они точно знают, с какими девочками и мальчиками можно, а с какими не следует дружить, занятия в каких секциях приносят пользу, а в каких являются напрасной тратой времени.

В таких случаях ответственность перерастает в тотальный контроль за всеми сторонами жизни ребенка, подростка, а иногда и уже взрослого человека. У родителей с гипертрофированным чувством ответственности вырастают «маменькины сынки», не приспособленные к жизни без чьих-либо подсказок или «бунтари», игнорирующие мнение окружающих.

Другая крайняя форма ответственности – это перфекционизм, предъявление завышенных требований к своему отпрыску. По мнению таких родителей, их ребенок должен учиться лучше всех в классе, выигрывать различные конкурсы, достигать самых высоких результатов в любом деле, за которое берется. Это также создает немало трудностей во взрослой жизни – человек не умеет проигрывать, крайне болезненно переживает малейшие неудачи, предъявляет столь же высокие требования к окружающим, ему бывает трудно наладить как профессиональные, так и личные отношения.

Говоря об ответственности, не стоит забывать о том, что ребенок – это пусть и нуждающаяся в родительской заботе и опеке, но все же самостоятельная личность. Задача родителей заключается, прежде всего, в том, чтобы помочь ребенку проявить себя, а не реализовывать все желания и амбиции мамы и папы.

Безответственность

В СМИ мы время от времени слышим шокирующие истории о жестоком обращении с детьми – родными или приемными. Подобные истории случаются не только в антисоциальных, но и во внешне вполне благополучных семьях. И не только в России, но и в самых цивилизованных государствах – США и странах Европы.

Примерами безалаберных родителей могут быть любители выпивки, чьи дети растут безнадзорными, отцы, годами не платящие алименты, мамы, «сбагрившие» детей стареньким бабушкам и занимающиеся устройством личной жизни, родители, отказывающиеся от своих детей.

По мнению психологов, корни родительской безответственности или полного отвержения собственных детей в большинстве случаев нужно искать в их собственном детстве. Горе-родители, как правило, сами являются детьми из неблагополучных или авторитарных семей; которым в детстве не хватало родительского тепла и ласки.

Читать еще:  Поминание 1 год со дня смерти

Юридическая ответственность

Помимо моральной ответственности, родительские обязанности в отношении детей регламентируется и российским законодательством.

В 1990 году Российская Федерация ратифицировала Конвенцию ООН о правах ребёнка, основные положения которой легли в основу российских законов о детях.

Сегодня в России ответственность за соблюдение прав детей регулируются следующими законами:

  • • Конституция Российской Федерации.
  • • Семейный кодекс Российской Федерации.
  • • Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
  • • Федеральный закон об образовании.
  • • Закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации.
  • • Закон о дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  • • Закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации.

Ответственность за воспитание и развитие. Родители несут основную ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей, обеспечить получение детьми основного общего образования (Семейный кодекс РФ, ст. 63).

Ответственность за материальное содержание. Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи (Семейный кодекс РФ, ст. 60).

Родители или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка (Конвенция о правах ребенка).

Защита интересов ребенка. Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Основополагающим принципом осуществления родительских прав является обеспечение прав и интересов ребенка. (Семейный кодекс, ст. 64). Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.(Ст. 54) .

Родители ребенка (лица, их заменяющие) обязаны ему содействовать в осуществлении самостоятельных действий, направленных на реализацию и защиту его прав и законных интересов с учетом возраста ребенка ив пределах установленного законодательством РФ объема дееспособности ребенка. (Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ст.7, п.2).

Равные права и обязанности родителей. Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (Конституция РФ, ст. 38). Данная конституционная норма конкретизируется семейным законодательством (главы 12,13,16 Семейного кодекса Российской Федерации).

Не причинять вреда. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей (Семейный кодекс РФ, ст. 65).

Неисполнение обязанностей. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих). При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет в суд. (Семейный кодекс РФ, ст. 56).

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей родители могут быть привлечены к различным видам юридической ответственности (Уголовный кодекс РФ, ст. 156):

  • • административной (статья 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях («Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних»));
  • • гражданско-правовой (статьи 1073 — 1075 Гражданского кодекса Российской Федерации);
  • • семейно-правовой (статьи 69 («Лишение родительских прав»),73 («Ограничение родительских прав») Семейного кодекса Российской Федерации);
  • • уголовной (статья 156 Уголовного кодекса Российской Федерации («Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего»)).

Конечно, каждый родитель относиться к воспитанию своего чада по-своему. Кого-то груз ответственности иногда тяготит, кому-то исполнение родительских обязанностей приносит радость и наполняет жизнь смыслом.

Как бы высокопарно не звучали эти слова, но от ответственности сегодняшних родителей зависит не только благополучие каждого ребенка, но и целого поколения в будущем.

Родительская ответственность в системе воспитания ребенка
статья по психологии по теме

В новой социальной политике государства и законодательной системе поддержки детей наряду с родительскими правами и обязанностями большое внимание уделено родительской ответственности, с помощью которой обеспечивается весь комплекс прав, обязанностей, властных полномочий и ответственности родителей в отношении их ребенка.

Скачать:

Предварительный просмотр:

О РОДИТЕЛЬСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СИСТЕМЕ

В новой социальной политике государства и законодательной системе поддержки детей наряду с родительскими правами и обязанностями большое внимание уделено родительской ОТВЕТСТВЕННОСТИ, с помощью которой обеспечивается весь комплекс прав, обязанностей, властных полномочий и ответственности родителей в отношении их ребенка. Объективная необходимость в условии общественной заботы в семье не снимает с родителей ответственность за развитие, здоровье и благополучие своих детей. Более того, общество рассматривает эту ответственность в качестве первоочередной ОБЯЗАННОСТИ родителей. Это требование нашла свое отражение в 26-ой статье Декларации ООН по правам человека, в Семейном Кодексе РФ.

Родительская ответственность включает ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ и РАЦИОНАЛЬНУЮ стороны, тесно связанные между собой. Если эмоциональная сторона складывается преимущественно под влиянием родительской любви, то рациональная сторона – следствии общественных запросов и идеалов, а также конкретной ситуации, складывающейся в семье.

Чем яснее и глубже представляют родители, что именно и для чего они делают и каковы возможные последствия этого, тем свободнее их действия, тем выше уровень их ответственности, тем больше шансов на то, что их меры будут соответствовать требованиям, предъявляемым жизнью.

Усиление ответственности родителей за воспитание и обучение детей – комплексная программа.

Как социальная она предполагает оценку реализации взрослыми своих родительских обязанностей, исходя из потребностей общественного развития.

Как психологическая она характеризует мотивы воспитательской деятельности родителей, обусловленные пониманием ими роли семьи и важности воспитания детей, эмоциональную вовлеченность в процесс общения с ними, способы продуктивного взаимодействия.

Как педагогическая – включает определение содержание и методов приобщения взрослых к знаниям, без которых семейное воспитание осуществляется методом проб и ошибок.

Не трудно заметить, что ответственность родителей за воспитание и обучение детей тесно связана с более общими требованиями – СЕМЕЙНЫМ ВОСПИТАНИЕМ В ЦЕЛОМ и воспитанием ВОСПИТАТЕЛЕЙ, т.е. родителей. Это значит, что усиление ответственности взрослых должно осуществляться не только (и не столько) путем правового регулирования, сколько длительной, кропотливой работой по развитию и углублению их педагогических представлений, воспитанию чувств. Перекладывая свою ответственность на школу, предъявляя к ней свои завышенные требования, ругая школу и учителей за низкую грамотность учителей и воспитателей, родители стараются полностью убрать из внимания, что успешный ученик – дело рук самих родителей. Ослабление воспитательской функции семьи – одна основных причин неблагополучного детства.

Очень тревожит педагогическая безграмотность родителей, которые не владеют в достаточной степени знанием возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, его развитие, зачастую осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Особенно сложен процесс воспитания в тех семьях, где пьянство, иждивенчество, криминальный образ жизни родителей. Вместе с тем семья является для ребенка группой соотнесения, он идентифицируется с ней, создает и сохраняет принятые в ней взгляды, установки, обычаи, образцы поведения и общения.

Существует деление семей по степени их воспитательского воздействия на детей. Так благоприятными для формирования личности является семья является семья, где есть оба родителя и не менее двух детей, где имеют целесообразно и содержательно организовывать жизнь и деятельность ее членов (дисциплина, ответственность, распределение обязанностей, труд, личные интересы каждого члена). Во внутри семейных отношений – полное взаимопринятие, демократический стиль общения и поведения. Неблагоприятные: однодетная семья в большей степени характеризуется конфликтными ситуациями, чем многодетная. Еще сложнее дела в неполных семьях.

Долгие годы в нашей стране теоретически и практически утверждался приоритет ОБЩЕСТВЕННОГО (обеспечиваемого государством) воспитания над семейным. И многие родители считали и продолжают считать, что главная их задача – обеспечить содержание ребенка в семье, создать ему условия жизнедеятельности, а его воспитание – дело школы, и др. учебно-воспитательских учреждений.

Ослабление или даже разрыв семейных связей между детьми и родителями также вызывают:

  • сверхзанятость родителей,
  • конфликтная ситуация в семье,
  • пьянство родителей,
  • случаи жестокого обращения детьми,
  • отсутствие в семье благоприятной эмоциональной атмосферы ,
  • особенности младшего школьного возраста.

Усугубляют семейное неблагополучие просчеты воспитания в семье. Наиболее типичные из них следующие:

  1. Непринятие ребенка, его явное и скрытое эмоциональное отторжение родителями,
  2. Гиперопека, когда ребенку не дают проявить элементарную самостоятельность, изолируют от окружающей жизни,
  3. Непоследовательность и противоречивость воспитания, которая характеризуется разрывом между требованиями к ребенку и контролем за ним, несогласованностью педагогических действий родителей и бабушек, что дезорганизует ребенка.
  4. Непонимание закономерностей и своеобразия личностного роста детей и несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям детей.
  5. Негибкость родителей в отношениях с детьми, которая выражается в недостаточном учете ситуации, в заданности и запрограмированости требований, в отсутствии альтернатив в решениях, в навязывании ребенку собственного мнения, в резкой смене отношения к ребенку в различные периоды его жизни (недостаток заботы сменяется его избытком или наоборот).
  6. Аффективность – избыток родительского раздражения, недовольства, беспокойства, тревоги по отношению к детям, что создает в семье аффект суматохи, хаотичности, всеобщего возбуждения.
  7. Тревожность и страх за детей, которые приобретают навязчивый характер и мешают родителей жизнедеятельности и оптимизма, заставляют их прибегать к постоянным запретам и предостережениям, что заражает детей таким же беспокойством.
  8. Авторитарность воспитания – стремление подчинить ребенка своей воле, категоричность суждений, приказной тон, навязывание своего мнения и готовых решений, стремление к строгой дисциплине и ограничению самостоятельности детей, использование принуждения и репрессивных мер, включая физическое наказание, постоянный контроль за действиями ребенка.
  9. Гиперсоциальность, когда родители пытаются строить воспитание по определенной (пусть и позитивной) заданной схеме, не учитывая индивидуальность ребенка, предъявляя к нему завышенные требования, без надлежайшего эмоционального контакта, проявления отзывчивости и чуткости к детям.
Читать еще:  Поминальный стол в день похорон

Отсюда делаем ВЫВОД, что патогенным фактором в дефекте воспитания детей в семье выступает не состав и структура семьи, не уровень ее материального благополучия, а сформировавшийся в ней психологический климат.

Родительское собрание «Ответственность родителей за воспитание детей. Правовые аспекты.»

Беседа с родителями

«Ответственность родителей за воспитание детей.

Правовые аспекты, связанные с ответственностью

родителей за воспитание детей»

Семья — естественная среда обитания ребенка. Именно здесь закладываются предпосылки развития физически и духовно здорового человека. К тому же семья для ребенка — это и своего рода убежище, обеспечивающее его выживание. Вот почему одни м из основных прав ребенка является его право жить и воспитываться в семье. Поэтому важнейшим вопросом в развитии личности ребенка является роль родителей в его воспитании.

В Российской Федерации п. 2 ст. 38 Конституции установлено, что забота о детях, их воспитании — равное право и обязанность родителей.

Ст. 61 Семейного Кодекса гласит, что родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).

Конвенцией о правах ребенка провозглашено, что родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка, наилучшие интересы которого должны являться предметом основной заботы родителей.

Понятие «воспитание ребенка» охватывает все сферы его развития: духовную, физическую, нравственную, психическую. Также этот термин подразумевает собой материальное обеспечение жильем, одеждой, продуктами питания, получением образования.

На законодательном уровне воспитание детей происходит до определенного возраста. Согласно общепринятым нормам полное совершеннолетие и становление личности, способной самостоятельно принимать решения, наступает с момента достижения человеком 18 лет. В некоторых случаях возраст снижен до 14 и 16 лет. До этого за ребенка отвечают отец и мать.

Несмотря на то, что ответственность родителей за ненадлежащее обучение детей во всех сферах жизни прописана законодательно, нельзя забывать и о моральной стороне проблемы. Дальнейшая судьба подрастающего поколения напрямую зависит от основы, заложенной в них с младенческих лет.

За невыполнение или недобросовестное выполнение родителями своих обязанностей в законодательстве установлены виды ответственности, каждая из которых наступает в зависимости от тяжести наступивших последствий, касаемых жизни, здоровья, душевного состояния ребенка: административная; гражданская; согласно семейному законодательству; уголовная.

Уголовно-правовая ответственность

  • Статья 156 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним , и влечет наказание в виде штрафа до ста тысяч рублей, либо обязательных работ на срок до четырехсот сорока часов, либо исправительных работ на срок до трех лет, либо лишения свободы на тот же срок.
  • Часть 1 статьи 157 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность за неуплату родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариального удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей . Данное преступление наказывается исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

Гражданско-правовая ответственность

  • ст. 151, 1064, 1099 ГК РФ — родитель, который допустил факты нарушения своих обязанностей, не исполнил свои обязанности по предоставлению ребёнку питания и одежды, что повлекло причинение вреда здоровью ребёнка, может быть привлечён к гражданско-правовой ответственности в форме компенсации морального вреда и возмещения убытков.

Административно-правовая ответственность

  • Предусмотренное ст.5.35 КоАП РПФ «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних» правонарушение состоит в бездействии родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, т.е. когда они умышленно не выполняют своих обязанностей по воспитанию и обучению детей: не заботятся о нравственном воспитании, физическом развитии детей и укреплении их здоровья, создании необходимых условий для своевременного получения ими образования, успешного обучения и т.д.
  • Под неисполнением родителями обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних детей понимается систематичность противоправных действий (бездействия), осуществляемых в течение продолжительного времени; данный проступок относится к длящемуся административному правонарушению.
  • Отсутствие родительской заботы, нормального микроклимата в семье, непредоставление родителями надлежащего материального обеспечения детям, отсутствие контроля за их поведением может служить основанием совершения подростком антиобщественного поступка.
  • Административная ответственность родителей и лиц, их заменяющих, по данной статье имеет самостоятельное основание и наступает не за совершение подростками правонарушений, а в связи с ними.

Комендантский час в Пермском крае

Закон Пермского края № 844-ПК « О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию »

  • Комендантским часом в РФ ограничивается посещение детей до 16 лет следующих мест: улиц; стадионов; парков; вокзалов; остановок общественного транспорта; торговых точек и территорий; кафе, ресторанах, особенно в тех, где можно заказать алкоголь; образовательных и культурных учреждений; развлекательных точек.
  • Ночным временем признается время
  • с 23 часов до 6 часов местного времени в период с 1 мая по 30 сентября включительно
  • с 22 часов до 6 часов местного времени в период с 1 октября по 30 апреля включительно.
  • Нарушение закона влекут для родителей (иных законных представителей) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, — предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей;
  • Те же действия, совершенные повторно лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за правонарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, влекут наложение административного штрафа на родителей (иных законных представителей) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, — в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей;

Ответственность, предусмотренная Семейным кодексом Российской Федерации

  • В соответствии со ст. 69 Семейного кодекса РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они:
  • — уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;
  • — отказываются без уважительных причин взять своего ребёнка из родильного дома (отделения) либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из аналогичных организаций;
  • — злоупотребляют своими родительскими правами;
  • — жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;
  • — являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;
  • — совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.

Каждая из них может наступить как при полном бездействии и безучастности матери и отца к жизни детей, так и при частичном игнорировании ими своих обязанностей. Для ее наступления противозаконные действия могут быть проявлены разово или систематически.

Разбирательства по данным вопросам начинаются с момента обнаружения правонарушений. Существует определенный перечень служб, имеющих право возбудить дело против недобросовестных родителей: комиссия по делам несовершеннолетних, отдел полиции по месту прописки или проживания ответчиков (отца и матери); органы социальных служб, органы опеки и попечительства. В особо тяжелых случаях жестокого обращения вопросами о недобросовестном выполнении родителями своих обязанностей занимаются суды по месту их жительства.

Виды наказаний за ненадлежащее воспитание

Если воспитание детей препятствует их нормальному росту и развитию, или допустимые условия проживания полностью отсутствуют, отец с матерью несут наказание, которое проявляется в следующих видах:

  • постановка на учет в качестве неблагополучной семьи и регулярный контроль за исполнением родительских обязанностей;
  • ограничение прав на определенный промежуток времени с обязанностью содержания;
  • лишение прав без возможности восстановления с взысканием средств на их содержание.

Такие меры направлены исключительно на защиту интересов детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Осуждение безответственных родителей происходит не только на законодательном, но и на общественном уровне. Средства массовой информации в особо вопиющих случаях игнорирования родительских обязанностей транслируют репортажи для привлечения внимания к неблагополучным семьям и всеобщего порицания их действий. Поведение, которое нарушает установленные законом нормы и может причинить вред здоровью и формированию ребенка как личности должно пресекаться уполномоченными органами. Это делается не только для защиты пострадавших, но с целью предотвращения осознанных нарушений в воспитании детей. Применяемые меры способствуют улучшению и нормализации условий развития в конкретной семье и обществе в целом.

Защита детства – одна из обязанностей государства, которая возникла, сформировалась и укрепилась из-за безответственности родителей и их безразличия к судьбе своих детей.

Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели — отец и мать. Давно установлено, что для ребёнка общие семейные повседневные радости и огорчения, успехи и неудачи — это источник, рождающий доброту и чуткость, заботливое отношение к людям. Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о правилах общежития, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека.
Семья является важнейшим фактором, влияющим на формирование личности. Именно в семье дети просто и естественно приобщаются к жизни.

Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми. Поэтому, дорогие родители, мы всегда должны помнить о великой важности дела воспитания и о большой ответственности перед теми, кого вы решили когда-то иметь, перед детьми.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector