1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Родительская поддержка ребенка

Влияние родительской поддержки на самооценку ребенка

Доброе слово и кошке приятно.

А человеку, тем более, необходимо и одобрение, и ласка, то есть, как психологи говорят, необходима психологическая поддержка.

Взрослый человек умеет попросить поддержку, а вот ребенок, увы, не научился, поэтому в этой статье, речь будет идти о психологической поддержке ребенку, родителями и тренерами, учителями и взрослыми людьми, то есть теми, кто общается с ребенком и может влиять на его состояние.

Поддержка является одним из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения между ребенком и родителями. При недостатке или отсутствии адекватной поддержки ребенок испытывает разочарование и склонен к разрушительному поведению.

Маша, 8 лет, имела две обязанности по дому: убирать свою постель и мыть посуду. И мама, часто говорила Маше: «Ты плохо справляешься со своими обязанностями, и я вынуждена все доделывать за тебя».

Каждый человек индивидуален и может услышать информацию по-разному. И все же, что говорит мама девочке? Полезно ли это высказывывание мамы для дочери? Принесет ли оно то, что ожидает мама?

А что думает Маша?

«У меня все плохо получается, мама не может на меня рассчитывать, я неумеха».

«Мама злится, потому что я плохо мою окна, и теперь я ее расстроила».

«Мама не может меня любить, потому что я плохо погладила», — и таких историй великое множество. Дети говорят о своей несамостоятельности, о плохо сделанном деле и огорчаются, что подводят роителей.

Отчего же так бывает? Почему родители позволяют себе такие высказывания?

Есть три основные причины:

1. Модель семьи. Родители разговаривают со своим ребенком, так же, как с ними разговаривали их родители.

2. Ребенок создает угрозу престижу или положению родителей.

3. Личные психологические проблемы. В обществе много всего, от чего и родителям, бывает несладко. Поэтому, остановиться и расслабиться, совсем некогда. И тогда, родители говорят ребенку то, о чем позже и сожалеют.

Хочется, чтобы родители стремились к тому, чтобы у ребенка не сформировалась тенденция к постоянному ожиданию неудачи и разочарования. Важно поддерживать и поощрять ребенка.

« Хвалите детей! Отмечайте их хорошие поступки, их успехи в каком-либо виде деятельности. Но не говорите: «Ты самый лучший!» «Лучшим» быть тяжело!» — писал великий Януш Корчак.

Родительская поддержка, — это процесс, в ходе которого, родитель, тренер, сосредотачиваются на достоинствах ребенка, с одной лишь целью: помочь повысить самооценку, помочь поверить в себя, в свои способности и возможности. Помочь ребенку и тогда, когда случаются неудачи.

Требуется колоссальное терпение от родителей и тренеров, учителей и бабушек с дедушками, чтобы научиться искусству поддерживать ребенка, чтобы сосредоточиться на позитивной стороне поступков малыша.

«Мне хочется, чтобы в меня верили», — говорит будущий чемпион России, Европы.

«Бывает, что папа огорчается и я теряюсь, чувствую себя одиноким, неудачником».

«Мне хочется, чтобы папа верил в меня».

Да, это так! Поддерживать ребенка, — это значит верить в него, в его старания, способности.

Часто, родитель и не замечает, как может посмотреть на ребенка. А ребенок видит: «Папа неодобряет его успех, хочет большего».

Хорошо бы, объяснять ребенку о преодолении жизненных трудностей и вместе анализировать промахи, вместе искать выход для улучшения ситуации.

Только успешный родитель, тренер, учитель, который доволен своей жизнью, своими достижениями, сможет дать полноценную поддержку, научит понимать себя, научит видеть слабые и сильные стороны и правильно оценивать происходящее.

В процессе воспитания, сами того не замечая, родители, тренер, могут разочаровать ребенка, сказав ему, например, следующее: «Что то, ты маленький, ростом не вышел, нечего телать в команде», «Посмотри, как твой брат хорошо сделал это!», «Ты должен был смотреть, когда это делал я!», «И в кого ты такой уродился», «У тебя мозги куриные».

Негативные замечания родителей, взрослых, помогают ребенку разочаровываться, а не получать помощь в поддержке.

«Зачем учиться, я всеравно, бестолковый».

«Зачем стараться делать дела по дому? Я их плохо делаю».

«Я сдаюсь. Я неудачник».

И опять родителям надо бы знать, прочитать, что приводит к разочарованию ребенка в жизни, что мешает их воспитаннику достичь успеха?

Причины, из-за, которых ребенок не сможет найти себя, достигнуть желаемого.

1. Завышенные требования родителей.

Завышенные требования к ребенку сделают невозможным успех и вполне, понятным явлением, будет разочарование.

Например, если ребенок долго занимался футболом, то родители рассчитывают и на то, чтобы ребенок всю жизнь занимался футболом.

Если этого не случается, то конфликт между ребенком и родителями обеспечен.

Или в детском саду, ребенок веет себя скромно, то и в школе будет тихим.

Поэтому, если в школу родителя начинают вызывать с первого класса, то у родителей возникает разочарование ребенком.

2. Соперничество между детьми. Между братьями и сестрами.

Родители могут непреднамеренно противопоставить детей друг другу, сравнивая блестящие успехи одного с бледными достижениями другого. Такое соперничество может привести к жестокому разочарованию и разрушить хорошие прежде взаимоотношения.

Будут разрушены и взаимоотношения между детьми. Так как, того кого сравнивают с другим, будет злиться на другого. Вражда между близкими братом и сестрой может быть длительной.

3. Чрезмерные амбиции ребенка.

Чрезмерность амбиций отчетливо проявляется, например, в тех случаях, когда ребенок, плохо разбираясь в каком то предмете, отказывается идти на этот урок.

Или ребенок хочет играть в игру, не идет, так как, знает, что у него не получается и вдобавок он не умеет проигрывать.

Или бывает, мальчик хочет стать лидером, и, не могущий выделиться посредством чего-то позитивного, начинает вести себя вызывающе негативно, то есть предъявляет себя в негативном плане.

Как поддерживать ребенка?

1.Убрать гиперопеку, то есть, зависимость ребенка от взрослого.

2. Убрать навязанные нереальные стандарты.

3. Убрать моменты соперничества между детьми и братьями.

Так как, такие методы, приводят ребенка к переживаниям, мешают выработки нормальной адекватной самооценке, то есть, мешают нормальному развитию личности.

Подлинная поддержка родителями своего ребенка должна основываться на подчеркивании его способностей, возможностей — его положительных сторон.

Бывает, что поведение ребенка не нравится родителю. Именно в такие моменты, родитель обязан предельно четко показать ребенку, что «хотя я и не одобряю твое поведение, я по-прежнему уважаю тебя как личность».

Например, если ребенку не удается вести себя так, как хотелось бы его родителям, именно родители должны помочь ребенку понять, почему так происходит.

Важно, чтобы ребенок понял, что его неудача может проистекать из-за отсутствия готовности или способности вести себя соответствующим образом.

Необходимо показать ребенку, что его неудача ни в коей мере не умаляет его личных достоинств. Важно, чтобы родитель научился принимать ребенка таким, какой он есть, включая все его достижения и промахи, а в общении с ним учитывать значение таких вещей, как тон, жесты, выражения и т.п.

Петя играл в баскетбол в составе школьной команды. Его отец очень гордился тем, что сын увлечен этим видом спорта, и часто тренировались вместе.

Петя прекрасно играл дома, но во время игры в команде становился неловким. Однажды он сделал такое количество ошибок, что тренер удалил его.

Оба, и Петя, и отец, были крайне огорчены.

Что должен был сделать отец?

Конечно, отметить успешные броски сына. Отметить, что сын занимается немного времени, поэтому, все, что произошло-это нормально.

«Надо продолжать тренироваться» — решили отец и сын.

Что сделал отец, — он принял провал сын и дал поддержку. Показал сильные стороны мальчика. И был доволен сыном, его игрой, его стремлением к достижениям, к успеху.

И это важно делать ежедневно.

Задача родителя – ежедневно создавать у ребенка чувство собственной полезности и адекватности.

Демонстрировать ребенку удовлетоврение от его достижений, усилий. Научить справляться с различными задачами.

Говорить ему: «Ты сможешь, если захочешь. Ты справишься».

И можно рассказать ребенку об этапах развития ребенка. Или о росте дуба.

Хорошо демонстрирует этапность. «Сегодня ты родился, завтра ты начинаешь переворачиваться и то с помощью мамы, через пологода ты сидишь.. там уже и ползать начинаешь..а для того, чтобы это произошло вовремя, надо ребенку помочь..»

И рассказываете о помощи, таким образом, ребенок осознает,что

«Без труда и не вытащишь рыбку из пруда».

В конце концов, ребенок научится спокойно относится к ошибкам, и будет считать эти ошибки, своим опытом.

Огромную роль в развитии уверенности ребенка в себя играет, вера родителя в ребенка. Родитель должен показать ребенку, что он является важным членом семьи и значит для нее больше, чем все связанные с ним проблемы.

Родители часто сосредоточены на прошлых неудачах и используют их против ребенка. Примерами такого оценивания являются утверждения типа: «Когда у тебя была птичка, ты забывала кормить ее, когда ты занималась музыкой, ты бросила через год, поэтому нечего идти в танцевальный кружок. Все равно, бросишь».

Сделать надо, по – другому, сказав, что вы верите в своего ребенка, и ребенок имеет полное право искать свои интересы и получать удовольствие от занятий. Таким образом, родитель забывает о прошлых неудачах ребенка и помогает вновь обрести уверенность.

Желательно, ребенку давать такие обязанности, с которыми он в состоянии справиться, и отметить его старания, снизив при этом требования. То есть, создать ситуацию с гарантированным успехом. Да, еще и за ужином отметить, что ваш сын или дочь, лучше вас справились с определенным заданием.

Ежедневно создавать условия для выработки адекватной самооценки и самоценности.

Успех порождает успех и усиливает уверенность в своих силах как у ребенка, так и у родителя, тренера.

Итак, для того, чтобы поддержать ребенка, необходимо:

1. Опираться на сильные стороны ребенка.

2. Избегать подчеркивания промахов ребенка.

3. Показывать, что Вы удовлетворены ребенком.

4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь к ребенку.

5. Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться.

6. Проводить больше времени с ребенком.

7. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.

8. Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.

9. Уметь взаимодействовать с ребенком.

10. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.

11. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.

12. Принимать индивидуальность ребенка.

13. Проявлять эмпатию и веру в Вашего ребенка.

14. Демонстрировать оптимизм.

Существуют слова, которые поддерживают ребенка, и слова, которые разрушают его веру в себя.

Например, слова поддержки:

— Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо.

— Ты делаешь это очень хорошо.

— У тебя есть некоторые соображения по этому поводу. Готов ли ты начать?

— Это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему.

— Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше;

— Ты мог бы сделать это намного быстрее;

— Эта идея никогда не сможет быть реализована;

— У тебя это не получится, поэтому я сам это сделаю.

Родители часто путают поддержку с похвалой и наградой. Похвала может быть, а может и не быть поддержкой.

Например, слишком щедрая похвала может показаться ребенку неискренней. В другом же случае она может поддержать ребенка, опасающегося, что он не соответствует родительским ожиданиям.

Поддержка основана на том, чтобы помочь ребенку почувствовать свою нужность.

Различие между поддержкой и наградой определяется временем и эффектом. Награда обычно выдается ребенку за то, что он сделал что-то очень хорошо, или за какие-то его достижения в определенный период времени.

Читать еще:  Молитвы на родительскую субботу

Поддержка, в отличие от похвалы, может оказываться при любой попытке или небольшом прогрессе.

Когда я выражаю удовольствие от того, что делает мой ребенок, это поддерживает его и стимулирует продолжать дело или делать новые попытки. Он получает удовольствие от себя.

Поддерживать можно посредством отдельных слов («красиво», «аккуратно», «прекрасно», «здорово», «вперед», «продолжай»);

высказываний («Я горжусь тобой», «Мне нравится, как ты работаешь», «Это действительно успех», «Я рад твоей помощи», «Спасибо», «Все идет прекрасно», «Хорошо, спасибо тебе, ты мне очень помог», «Я рад, что ты довел дело до конца и у тебя получилось вовсе не так, как ты ожидал. У тебя получилось здорово»).

прикосновений (потрепать по плечу; дотронуться до руки; мягко поднять подбородок ребенка; приблизить свое лицо к его лицу; обнять его);

совместных действий, физического соучастия (сидеть, стоять рядом с ребенком; мягко вести его; играть с ним; слушать его; есть вместе с ним);

выражения лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех).

Если ребенок не получает поддержку в детстве, то ему трудно добиться успехов во взрослой жизни.

Он будет бояться начинать новое дело, будет бояться доводить дело до конца, будет в состоянии тревоги, — а так ли он сделал, поступил, будет ждать оценки и многое другое.

Поэтому, есть возможность изменить дальнейшую жизнь ребенка, вашего сына, вашего ученика, — учитесь, меняйтесь, поддерживайте.

И успех придет. Это будет вашим общим успехом.

Родительская поддержка

Каждый ребенок нуждается в родительской заботе и внимании, а также в поддержке со стороны родителей, благодаря которой он растет полноценным человеком, я бы даже сказал счастливым человеком, независимо от того, к чему он стремится по жизни. Родительская поддержка значит для ребенка гораздо больше, чем некоторые могут себе это представить, в том числе и дети. Мне приходилось иметь дело с людьми, которых родители поддерживали во всем, и с теми, кто совершенно не получал никакой поддержки, а скорее наоборот, только порицания. Разница я вам скажу колоссальна, и конечно же статус в жизни у таких людей разный, как собственно и взгляды на нее и самооценка, все разное. Дети не имевшие поддержки со стороны своих родителей, очень зависимы от мнения окружающих, они вообще зависимые и ранимые люди, в основном своем большинстве. И если я вижу человека, страстно желающего угодить другим людям, я понимаю, что его детство проходило далеко не идеальным образом, и родительской заботы ему явно не хватало.

Родители, к сожалению далеко не всегда понимают, насколько важно уделять достаточное количество внимания своим детям, а главное поддерживать их во всем и проявлять понимание по отношению к ним. В обществе укоренилось представление о том, что только материальное обеспечение ребенка имеет значение, что главное это деньги, а все остальное второстепенно. Деньги конечно важны, но внимание важнее, это я вам как психолог говорю, кто знает какими вырастают дети обделенные родительским вниманием и пониманием с их стороны. Если родители не поддерживают своего ребенка, он уже чувствует себя одиноким, он уже уязвим перед другими. Такие дети часто ищут поддержки и понимания на стороне, они находят ее на улице в различных тусовках, неформальных объединениях, они часто попадают под влияние сект.

Ведь все кто создают какое-либо объединение для людей, прекрасно понимают, что если человек пришел к ним, значит не все в его жизни ладно, значит он слаб, а с таким человеком можно делать что угодно. Тем более если мы говорим о детях, которые могут оставаться детьми в течении всей жизни, и в течении всей жизни ими будут манипулировать. Я не преувеличиваю друзья мои, это на самом деле так, в детстве закладывается фундамент всей дальнейшей жизни человека. И все неформальные организации, о которых я упомянул, созданы не случайно, люди там не с жиру бесятся, они ищут там поддержки и внимание к себе, которые не смогли получить дома. Человек, у которого все хорошо дома, который живет полноценной жизнью, никогда не окажется ни в секте, ни в какой-либо дурной компании и вообще не будет частью какого-либо объединения, имеющего цель жить не так как все.

Все это идет с детства, и когда родители винят кого угодно но только не себя, за то что их ребенок вырос не таким, как они того хотели, это трусливое поведение безответственных людей, которые боятся признать свои ошибки. Никакое дурное влияние улицы не является определяющим для поведения ребенка и его образа жизни, им является любовь, внимание, уважение и поддержка со стороны его родителей. Если все это есть и этого в достатке, ребенку не зачем идти куда-то еще, он и так все имеет. Родители же имеют самое главное – доверие своего ребенка, если они поддерживают, если не отталкивают, а пытаются его понять, они заручаются его доверием. А когда ребенок доверяет своим родителям, никакое воздействие извне не способно настроить его против них, не способно повлиять на него дурным образом, ведь всегда и по всем вопросам ребенок будет советоваться с родителями, которые понятное дело могут больше знать о том, что такое хорошо и что такое плохо.

Поэтому уважаемые папы и мамы, будьте проще, не надо лепить из своего ребенка сложную скульптуру, позвольте ему быть тем, кем он хочет быть, дайте ему возможность самостоятельно принимать решения и хвалите его за это, радуйтесь за него, поддерживайте его во всем. Если и надо вам будет внести некие коррективы в жизнь своего ребенка, то делайте это аккуратно, не надо размахивать ремнем и ставить жесткие запреты, это конечно иногда необходимая мера, я понимаю это, но она как последняя инстанция, должна применяться только в исключительных случаях. Я сказал что вам надо проще смотреть на жизнь не случайно, дело в том, что мы далеко не всегда знаем как хорошо на самом деле и как правильно поступать в той или иной ситуации, причем ошибаться мы можем все без исключения.

А дети часто видят жизнь несколько иначе, чем мы, у них могут быть в отношении нее свои планы, свои желания и цели. Вы главное не навязывайте им свое, не стоит этого делать, послушайте меня, ведь и каждый из нас был когда-то ребенком, полным энтузиазма и энергии. Вспомните это время и попытайтесь понять, насколько тяжело удерживать в себе эту энергию, если твои родители не дают тебе взлететь, если они постоянно обрезают тебе крылья, причем не всегда по делу. Поддерживайте своего ребенка и любите его, вот что я могу посоветовать каждому родителю, который хочет чтобы его ребенок вырос полноценным человеком. Все проблемы взрослых людей, с которыми мне приходилось работать, уходили корнями в детство и часто эти корни были именно пониманием, уважением, поддержкой и любовью родителей, которых этим людям сильно не хватало.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА В СЕМЬЕ
статья по теме

Роль психического здоровья в общем психическом и личностном развитии детей, условия его обеспечения и сохранения на всех возрастных этапах — дошкольном, младшем школьном, подростковом и раннем юношеском.

Скачать:

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА В СЕМЬЕ

Что такое поддержка? Поддержка является одним из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения между ребенком и родителями. При недостатке или отсутствии адекватной поддержки ребенок испытывает разочарование и склонен к различным проступкам.

Даша, 10 лет, имела две обязанности по дому: убирать свою постель и помогать матери готовить ужин. Мать часто говорила Даше: «Ты еле справляешься со своими обязанностями, и я вынуждена все доделывать за тебя».

Что содержит в себе высказывание Дашиной мамы? Принесет ли оно желаемые результаты?

Даша при этом думает: «Я не самостоятельная, у меня все плохо получается, поэтому мама все сделает сама».

Существуют три причины, по которым родители обычно позволяют себе высказывания, подобные приведенному выше:

1. Родители, как правило, разговаривают с ребенком так же, как разговаривали с ними самими в детстве.

2. Ребенок создает угрозу престижу или положению родителей.

3. Общество приучает нас к столкновению с неудачами, к ожиданию худшего и вообще часто обескураживает не только детей, но и нас самих.

Родители должны стремиться к тому, чтобы у ребенка не сформировалась тенденция к постоянному ожиданию неудачи и разочарования. Важно поддерживать и поощрять ребенка. Родительская поддержка — это процесс:

— в ходе которого родитель сосредоточивается на достоинствах ребенка с целью укрепления его самооценки;

— который помогает ребенку поверить в себя и свои способности;

— который помогает ребенку избежать ошибок;

— который поддерживает ребенка при неудачах. Для того, чтобы научиться поддерживать ребенка, родителям, возможно, придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним. Вместо того, чтобы в центре своего внимания держать ошибки и плохое поведение ребенка, родителю придется сосредоточиться на позитивной стороне его поступков и поощрении того, что он делает.

Поддерживать ребенка — значит, верить в него. Вербально и невербально родитель сообщает ребенку, что верит в его силы и способности. Поддержка касается не только негативного поведения ребенка.

Подчеркнем еще раз: родитель, стремящийся поддержать своего ребенка, рассматривает не только события (поступок) в целом, но и старается выделить отдельные, позитивные для ребенка стороны. Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она считает значимыми для себя.

Для того, чтобы поддержать ребенка, родитель сам должен испытывать уверенность, он не сможет оказывать поддержку сыну или дочери до тех пор, пока не научится принимать себя и не достигнет самоуважения и уверенности.

Родителю необходимо понимать роль поддержки в процессе воспитания и знать, что, оказывая ее, он, сам того не ведая, может разочаровать ребенка, сказав ему, например, следующее: «Ты мог бы и не пачкаться!», «Ты мог бы быть и поосторожнее!», «Посмотри, как твой брат хорошо сделал это!», «Ты должен был смотреть, когда это делал я!». Как правило, негативные замечания родителей не имеют действия. Постоянные упреки типа «Ты мог бы сделать это лучше» приводят ребенка к выводу: «Какой смысл стараться? Все равно я ничего не могу. Я никогда не смогу удовлетворить их. Я сдаюсь».

Родители должны научиться помогать ребенку видеть естественное несовершенство человека и иметь с ним дело. Для этого родитель должен знать, какие силы внутри семьи и в ее окружении способны привести к разочарованию. По мнению американских психологов Дрейкурс и Динкмейер, этими силами являются:

1. Завышенные требования родителей.

2. Соперничество братьев и сестер (сиблингов).

3. Чрезмерные амбиции ребенка.

Завышенные требования родителей к ребенку сделают невозможным успех и вполне вероятным разочарование. Например, если родители прежде ожидали, что ребенок будет получать все награды в детском саду, то теперь они ожидают от него того же и в школе; ребенка, умеющего хорошо кувыркаться, хотят в будущем видеть хорошим гимнастом.

Что касается сиблингов, то родители могут непреднамеренно противопоставить детей друг другу, сравнивая блестящие успехи одного с бледными достижениями другого. Такое соперничество может привести к жестокому разочарованию и разрушить хорошие прежде взаимоотношения.

Читать еще:  Что надо на поминки

На поведение ребенка влияют чрезмерные амбиции. Чрезмерность амбиций отчетливо проявляется, например, в тех случаях, когда ребенок, плохо играя в какую-то игру, отказывается принимать в ней участие. Часто ребенок, не могущий выделиться посредством чего-то позитивного, начинает вести себя вызывающе негативно или превращается в «камень на шее» всей группы.

Как поддерживать ребенка? Типичными для родителей способами поддержки ребенка являются гиперопека, создание зависимости ребенка от взрослого, навязывание нереальных стандартов, стимулирование соперничества с сиблингом и сверстниками. Эти методы приводят только к переживаниям ребенка, мешают нормальному развитию его личности.

Еще раз повторим: подлинная поддержка родителями своего ребенка должна основываться на подчеркивании его способностей, возможностей — его положительных сторон. Случается, что поведение ребенка не нравится родителю. Между тем, именно в такие моменты родитель должен предельно четко показать ребенку, что «хотя я и не одобряю твоего поведения, я по-прежнему уважаю тебя как личность». Например, если ребенку не удается вести себя так, как хотелось бы его родителям, именно родители должны помочь ребенку понять, почему так происходит. Важно, чтобы ребенок понял, что его неудача может проистекать из-за отсутствия готовности или способности вести себя соответствующим образом. Необходимо показать ребенку, что его неудача ни в коей мере не умаляет его личных достоинств. Важно, чтобы родитель научился принимать ребенка таким, какой он есть, включая все его достижения и промахи, а в общении с ним учитывать значение таких вещей, как тон, жесты, выражения и т. п.

Необходимо помнить, что, обсуждая с ребенком его поведение, родитель должен постараться подчеркнуть, что вполне доволен ребенком как личностью. Это можно сделать, сказав: «Ты допустил несколько ошибок, но посмотри, как ты. » Этим противопоставлением родитель дает ребенку понять, что можно совершать ошибки, но его в большей степени интересуют успехи ребенка, а не его промахи.

Родитель должен пользоваться теми словами, которые работают на развитие «Я-концепции» и чувство адекватности ребенка. В течение дня родитель имеет несколько возможностей для создания у ребенка чувства собственной полезности и адекватности. Один путь состоит в том, чтобы продемонстрировать ребенку Ваше удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь — научить ребенка справляться с различными задачами. Этого можно достичь, создав у ребенка установку: «Ты можешь это сделать».

Даже если ребенок не вполне успешно справляется с чем-то, родитель должен дать ему понять, что его чувства по отношению к ребенку не изменились. Полезными могут оказаться следующие высказывания:

— Мне было бы очень приятно наблюдать за происходящим!

— Даже если что-то произошло не так, как тебе хотелось, для тебя это было хорошим уроком.

— Все мы люди, и все мы совершаем ошибки. В конце концов, исправляя свои ошибки, ты тоже учишься.

Таким образом, родитель вскоре научится тому, как помочь ребенку достичь уверенности в себе. По выражению одного из родителей, это подобно прививке ребенку от неудачи и несчастья.

Центральную роль в развитии уверенности ребенка в себе играет, как уже отмечалось, вера родителя в ребенка. Родитель должен показать ребенку, что он является важным членом семьи и значит для нее больше, чем все связанные с ним проблемы.

Родители часто сосредоточены на прошлых неудачах и используют их против ребенка. Примерами такого оценивания являются утверждения типа: «Когда у тебя была собака, ты забывала кормить ее, когда ты занималась музыкой, ты бросила уроки через 4 недели, так что я не думаю, что тебе имеет смысл теперь заняться танцами». Такой акцент на прошлом может породить у ребенка ощущение преследования. Ребенок может решить: «Нет никакой возможности изменить мою репутацию, так что пусть меня считают плохим».

Для того, чтобы показать веру в ребенка, родитель должен иметь мужество и желание сделать следующее:

— забыть о прошлых неудачах;

— помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;

— позволить ребенку начать «с нуля», опираясь на то, что родитель верит в него, в его способность достичь успеха;

— помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.

Очень важно позаботиться о том, чтобы создать ребенку ситуацию с гарантированным успехом. Возможно, это потребует от родителя некоторого изменения требований к ребенку, но дело того стоит. Например, на семейном совете родитель может предложить специально создать такую ситуацию, которая поможет развитию у ребенка чувства адекватности и самоценности. В этой ситуации родитель может помочь ребенку выбрать те задания, с которыми он, с точки зрения родителя, способен справиться, и затем дать ему возможность продемонстрировать свой успех всей семье. Успех порождает успех и усиливает уверенность в своих силах как у ребенка, так и у родителя. Итак, для того, чтобы поддержать ребенка, необходимо:

1. Опираться на сильные стороны ребенка.

2. Избегать подчеркивания промахов ребенка.

3. Показывать, что Вы удовлетворены ребенком.

4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь к ребенку.

5. Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться.

6. Проводить больше времени с ребенком.

7. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.

8. Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.

9. Уметь взаимодействовать с ребенком.

10. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.

11. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.

12. Принимать индивидуальность ребенка.

13. Проявлять эмпатию и веру в Вашего ребенка.

14. Демонстрировать оптимизм. Существуют слова, которые поддерживают ребенка, и слова, которые разрушают его веру в себя. Например, слова поддержки:

— Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо.

— Ты делаешь это очень хорошо.

— У тебя есть некоторые соображения по этому поводу. Готов ли ты начать?

— Это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему.

— Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше;

— Ты мог бы сделать это намного лучше;

— Эта идея никогда не сможет быть реализована;

— Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.

Родители часто путают поддержку с похвалой и наградой. Похвала может быть, а может и не быть поддержкой. Например, слишком щедрая похвала может показаться ребенку неискренней. В другом же случае она может поддержать ребенка, опасающегося, что он не соответствует родительским ожиданиям.

Поддержка основана на том, чтобы помочь ребенку почувствовать свою нужность. Различие между поддержкой и наградой определяется временем и эффектом. Награда обычно выдается ребенку за то, что он сделал что-то очень хорошо, или за какие-то его достижения в определенный период времени. Поддержка, в отличие от похвалы, может оказываться при любой попытке или небольшом прогрессе.

Когда я выражаю удовольствие от того, что делает мой ребенок, это поддерживает его и стимулирует продолжать дело или делать новые попытки. Он получает удовольствие от себя.

Поддерживать можно посредством:

— отдельных слов («красиво», «аккуратно», «прекрасно», «здорово», «вперед», «продолжай»);

— высказываний («Я горжусь тобой», «Мне нравится, как ты работаешь», «Это действительно прогресс», «Я рад твоей помощи», «Спасибо», «Все идет прекрасно», «Хорошо, благодарю тебя», «Я рад, что ты в этом участвовал», «Я рад, что ты пробовал это сделать, хотя все получилось вовсе не так, как ты ожидал»);

— прикосновений (потрепать по плечу; дотронуться до руки; мягко поднять подбородок ребенка; приблизить свое лицо к его лицу; обнять его);

— совместных действий, физического соучастия (сидеть, стоять рядом с ребенком; мягко вести его; играть с ним; слушать его; есть вместе с ним);

— выражения лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех).

Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. — 4-е изд. — Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 176 с. — (Руководство практического психолога)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данной работе речь идет об особенностях периода адаптации первоклассников, пути решения психологических проблем.

В статье идет речь о психологическом выгорании. Даются рекомендации, как избежать данной проблемы.

Система психолого-педагогического сопровождения сегодня стала необходимым компонентом образования. Возникает необходимость технологизировать процесс психолого-педагогического.

Психологическая поддержка является основой свободного развития личности ребенка, благодаря своим потенциальным возможностям взаимодействия со взрослыми. Под психологической поддержкой пони.

Советы родителям как подержать первоклассиников в период адаптации к школе.

Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательноеучреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья«Тальменская специальная (коррекционная) об.

Психологическая поддержка — один из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения между детьми и взрослыми. Поддерживать ребенка — значит верить в него, верить не только когда ему плохо.

Консультация для родителей «Развитие и поддержка детской инициативы»

Любовь Федотова
Консультация для родителей «Развитие и поддержка детской инициативы»

Уважаемые родители!

Все дети по своей природе очень любознательны, инициативны. Мы очень хотим, чтобы наш ребенок вырос уверенным, успешным человеком. А это возможно, если мы с вами будем развивать и поддерживать детскую инициативу, а не притуплять. С самого раннего детства наши дети проявляют самостоятельность. Каждый слышал фразу от своего маленького сына или дочки «Я сам (сама!», стараясь одеваться самостоятельно, или кушать ложкой, что – то пытаться мастерить или достать с полки игрушку. Но, порой, мы спешим – времени маловато, вот и стараемся сделать это за ребенка – одеть его побыстрее, накормить. А уж достать что – то, значит, уронить или разбить, вот и достаем за него сами. Таким образом, подавляя в маленьком человечке задатки самостоятельности и инициативности. А в подростковом возрасте удивляемся, почему дети такие не самостоятельные, ничего сделать без подсказки и оглядки на взрослого не могут. Но, все еще можно поправить в дошкольном возрасте. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях вам, родителям, просят найти новые сведения, что — то сделать вместе. И если вы слушаете рассказы ребенка, уделяете внимание его просьбам – это уже первые шаги к развитию детской инициативы, ее поддержке, самостоятельности ребенка. А, в дальнейшем и доверительным отношениям с вами, родителями. Вот несколько рекомендаций по развитию детской инициативы для родителей.

1. Поддерживайте собственную активность ребенка, даже если она кажется неуместной.

2. Инициатива — первый шаг к творчеству. Для ее подавления достаточно одного слова или взгляда, а чтобы возродить — годы. Понаблюдайте за тем, что ребенок делает с интересом (играет в солдатики, разбирает машинки и т. д.). И даже если все это вам кажется бесполезным, помогите ему организовать эту деятельность (купите книги, почитайте вместе с ним, поиграйте с ним, найдите информацию в интернете и т. д.). Только то, что делается с интересом, по — настоящему продуктивно. Настоящая творческая деятельность бескорыстна, поэтому не ждите мгновенных результатов. Главный критерий успешности деятельности — наличие стойкого интереса к ней. Чаще хвалите его, даже если это еще промежуточный результат, это придаст ему уверенности в своих силах и возможностях.

3. Будьте терпимы к ошибкам ребенка. Не стоит доделывать за него, говорить о том, что могло быть лучше. Критика возможна только, когда ребенок достаточно уверен в себе.

4. Наблюдайте за ребенком, подмечайте моменты его собственного авторства, помогите ему осознать свою индивидуальность и научите ценить себя как творческую личность.

Читать еще:  Проповедь в дмитриевскую поминальную субботу

5. Собственный пример родителей – образец для подражания и гордость ребенка, но не стоит сравнивать ребенка с собой («вот я в твои годы» и т. д.). Для ребенка важно видеть вас не только, когда вы занимаетесь домашними делами, но и когда вы делаете что-то с интересом, радостью, восторгом. Совершенный родитель для ребенка — недосягаемая крепость, а возможные недостатки вызывают стремление исправить их, превзойти. Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми. Каждый ребенок по — своему уникален и индивидуален.

6. Помогите ребенку «оформить» его интересы в конечный продукт, например, сделать рамки для рисунков и выставку, повесить на стену грамоты, создать альбом достижений и т. д. Для ребенка важна оценка его деятельности родителями.

Родительская улыбка, одобрительный взгляд, внимательный поворот головы, восторженный рассказ о достижениях своего ребенка по телефону знакомым или родственникам — это то, ради чего дети способны рисовать, строить, лепить, в общем — творить.

Благодарю всех коллег за внимание и поддержку.

Поддержка детской инициативы и самостоятельности через проектную деятельность в ДОУ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 22 «ЖУРАВУШКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ.

Поддержка детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи. Организация проектной деятельности в детском саду Организация проектной деятельности в детском саду Предлагаемая статья посвящена вопросам поддержки детской познавательной инициативы в.

Поддержка детской инициативы, самостоятельности детей раннего возраста в процессе художественно-эстетического развития Инициатива – почин, внутренне побуждение к деятельности, начало процесса инициации. Инициативность дошкольника — личностное качество, характеризующее.

Развитие детской инициативы, через экспериментирование Иванова Лариса Вениаминовна Воспитатель МАДОУ детский сад № 3 Златоустовский городской округ Развитие детской инициативы, через экспериментирование.

Поддержка детей: сила родительской опоры

Для ребенка любого возраста важная родительская поддержка – чувство, что в него верят, хотят помочь, не осуждают и доверяют ему. Это помогает маленькому человечку расти счастливым и уверенным в своих силах.

Из таких детей вырастают взрослые, которые не боятся трудностей, могут сделать правильный выбор и найти верное решение, умеют строить доверительные и близкие отношениями с другими людьми.

Однако, многие родители не знают, что же такое – правильная поддержка детей. Ведь это – никак не синоним захваливания и постоянного восхищения!

Важно уметь правильно поддерживать малыша, чтобы он рос самостоятельным, уверенным в своих силах и в том, что у него есть близкие люди, которые его любят! Сегодня estet-portal.сom поделится некоторыми психологическими секретами доверительных отношений с детьми.

Поддержка детей: учимся правильному воспитанию

Многие родители совершают одну и ту же ошибку, считая, что покупая ребенку игрушки и удовлетворяя его потребности, они уже выполняют свои обязанности.

Однако воспитание заключается не в этом, а в общении, прежде всего. Наверняка Вы замечали, что в некоторых, казалось бы, благополучных внешне семьях вырастают неуверенные в себе или слишком эгоистичные дети. Поэтому дело совсем не в материальных благах, а в умении наладить контакт с ребенком таким образом, чтобы быть ему не только родителем, но и другом.

Правильная поддержка детей выражается в следующем:

1. Принимайте Вашего малыша таким, каким он есть. Ребенок – даже самый маленький – это уже отдельная личность. Он может быть похож на Вас внешне и некоторыми привычками, но у него все равно есть свои желания, интересы и привычки. Поэтому не сравнивайте его с другими детьми в позитивном или негативном ключе. Оба этих варианта могут привести или к болезненному чувству собственной исключительности, или наоборот – породит зависть к другим людям.

2. Свобода действий. Конечно, в этом случае речь не идет о вседозволенности. Но давайте ребенку свободу действовать самостоятельно, не берегите его от жизни. Пусть он сам соберет игрушки в коробку, решит, что надеть на прогулку, вытрет пролитый чай. Помогайте только в том случае, если ребенок точно не справится сам или просит о помощи. В будущем это поможет ему вырасти в самостоятельного человека – а это отличительная черта успешных людей.

3. Поддержка детей в их проблемах. Многим взрослым детские проблемы кажутся пустяком, а вот для маленьких человечков они – настоящая катастрофа. Отнеситесь с пониманием к проблеме, покажите, что Вам не все равно, и Вы готовы помочь.

4. Не заставляйте что-то делать и не запрещайте. В этом случае речь не идет об обязательных составляющих жизни ребенка – походе в детский сад или школу, необходимость принять таблетку или сделать укол. Однако не ограничивайте его в выборе хобби, не запрещайте носить любимую одежду и т.п. Позвольте личности ребенка формироваться самостоятельно, путем проб и ошибок.

5. Давайте ребенку обязанности по дому. Это поможет малышу ощущать себя значимым, делать собственный вклад в семейный быт. В будущем это поможет избежать ситуации, когда дети буквально увиливают от помощи по дому, не заботятся о близких.

6. Атмосфера равенства. Несмотря на юный возраст, прислушивайтесь к мнению ребенка. Во-первых, очень часто дети говорят логичные и правильные вещи, дают ценные советы. Во-вторых, это поможет ему ощущать себя на равных с Вами, а не бояться, что его мнение не совпадает с Вашим.

Ведите себя с ребенком, как с равным, давая ему не только обязанности, но и права.

Дети должны ощущать, что с их мнением считаются, уважают его, поддерживают любые начинания. Только в этом случае, как маленький школьник, так и подросток будет видеть в Вас друга, которому можно довериться в сложной ситуации, не опасаясь осуждения.

Отсутствие большого количества запретов, свобода выбора, принятие и доверие, разговор с ребенком на равных – все это позволяет показать малышу, что его здесь любят и уважают.

Все это поможет предотвратить ситуацию, когда дети «закрываются» от родителей, не доверяют им из-за страха быть непринятым и наказанным.

Поддержка детей: не путаем ее с чрезмерной похвалой

Поддержка детей – это не постоянная похвала. Хвалить ребенка нужно только за то, что ему удалось сделать. А вот поддержка – это вселение веры в ребенка, что даже в моменты неудач он может довериться Вам и рассчитывать на помощь.

Прежде всего, поддержка предполагает Ваше адекватное отношение к возможным ошибкам ребенка. Не стоит корить его за промахи, а лучше сесть и проанализировать: почему ошибка произошла, как в будущем не допустить ее снова? В таком случае Ваш ребенок, даже тогда, когда будет иметь собственную семью, всегда сможет поделиться с Вами своими проблемами и попросить совета.

Поддержка – это не похвала. Хвалят только за успехи, а вот на поддержку ребенок должен рассчитывать и в случае неудачи.

Поддержка детей – важный аспект воспитания здорового, счастливого и успешного человека. Личность и все ее особенности формируются в детстве – именно тогда закладывается «фундамент».

Он или поможет человеку в его начинаниях, или станет тем самым «балластом», который мешает строить собственную жизнь. Поэтому создавайте в семье атмосферу доверия, не осуждайте ребенка, не высмеивайте его, не сравнивайте с другими.

Он должен понимать, что даже в случае неудачи может рассчитывать на Вашу помощь, что Вы не отвернетесь от него из-за банальной «двойки», которой так любят пугать всех школьников.

Вам может біть интересно: Как работать с недостатками своей внешности? Смотрите видео.

Родительская поддержка ребенка

Отношение родителей к детям — это наглядный пример того, как ребенок должен относиться к себе сам.

Поддержка и внимание со стороны родителей – обязательн ы е услови я для того, чтобы ребенок вырос полноценным и счастливым взрослым. И это не красивый лозунг, а научный факт! Отношение родителей к детям — это наглядный пример того, как ребенок должен относиться к себе сам.

Детский телефон доверия 8 800 2000 122 делится базовыми рекомендациями, которыми важно руководствоваться в воспитании ребенка:

  • Любить ребенка БЕЗусловно — это не значит ни в чем ему не отказывать и все разрешать. Это — любить, даже когда ребенок сопротивляется, бунтует, жалуется, ноет, ленится или требует. КАК? Для начала говорить в подобных ситуациях «я тебя люблю»: «Даже если я ругаю тебя, все равно люблю и сочувствую».
  • Обнимать, целовать, держать за руку. Тактильный контакт с ребенком важен в любом возрасте. Именно так дети особенно чувствуют любовь родителей.
  • Хвалить ребенка за успехи и старания. Не стоит воспринимать дисциплинированность и достижения ребенка само собой разумеющимися. КАЖДЫЙ ДЕНЬ говорите, что в поведении ребенка радует вас. Похвалы всегда должно быть больше, чем критики. Для этого используйте две ключевые техники:

положительное подкрепление – акцент на сильных сторонах: « Вот эту задачу ты оформил правильно и что особенно здорово, полностью сам! »

авансирование – проговаривание будущих успехов и заслуг: « Я уверен, что ты обязательно с этим справишься. Ты смелый, у тебя точно получится! »

  • Никогда не ругать ребенка при посторонних. Наедине ребенок может объяснить свое поведение, как-то оправдаться, сохранив самоуважение и хорошее отношение к себе. При свидетелях это сделать просто стыдно!
  • Не сравнивать ребенка с другими: одноклассниками, соседями, братьями и сестрами. Сравнение негативно сказывается на самооценке ребенка. Оценивайте поступки только относительно ситуации.
  • Слушать своего ребенка. Если ребенок хочет вам что-то рассказать, всегда относитесь к этому серьезно. Фразы типа «мне не до твоей ерунды», «давай по делу», «мне бы твои трудности» сильно обесценивают ребенка и его переживания. Даже если его проблемы вам кажутся наивными — они важны для него . Д айте понять ребенку, что они важны и для вас.

Для этого задавайте больше вопросов « И как ты это воспринял? А что ты почувствовал в этот момент? Какие есть идеи по этому поводу? Что можно сделать в этой ситуации? »

  • Уважать личное пространство ребенка. Никто не любит, когда роются в его вещах. И ребенку не нравится, если вы без его согласия наводите порядок на его столе, перетряхиваете портфель или читаете сообщения в телефоне. Ребенок чувствует несправедливость острее, чем взрослый. Прежде чем что-то сделать или сказать ребенку, возьмите за правило спрашивать себя: «Сказал бы я так своему мужу/жене, коллеге?» или «А понравилось бы мне, если бы так со мной поступили?»
  • Разрешать ребенку иногда допускать ошибки . Существует расхожее мнение, что «умные учатся на чужих ошибках», но оно далеко от жизни. Все люди учатся на личном опыте. Поддержите ребенка, когда он совершает ошибки, и помогите ему их проанализировать. Задавайте конкретные вопросы: «Как тебе кажется, почему не получилось? Что в следующий раз следует сделать по-другому?»
  • Не отстраняться от ребенка. Родительская работа никогда не может быть выполнена до конца — не останавливайтесь и не отстраняйтесь. Не говорите « я уже уделил тебе много времени в раннем детстве, атеперь ты сам… » Быть родителем и поддерживать своего ребенка – это НАВСЕГДА, просто в каждом возрасте наша роль и отношения меняются!

Никто другой не сможет поддержать ребенка так, как это сделает любящий и заботливый родитель, но и вам порой нужна поддержка . Мы будем рады обсудить волнующие вас вопросы. 8 800 2000 122.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector