1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Родительская суббота умершие в церкви

Родительские субботы и дни особого поминовения усопших

Когда в Церкви молятся об усопших?

Учение Православной Церкви о душе говорит о том, что смерть не является завершением земной жизни, а только переходом в иной мир. У Бога все живы — именно поэтому Церковь постоянно молится не только за живых своих членов, но и за всех почивших. Чтобы показать, насколько важна роль поминальных молитвословий, перечислим основные моменты их присутствия в богослужении:

1) молитвы об упокоении совершаются в Церкви ежедневно (на литургии, во время панихид);

2) по церковному уставу каждый из семи дней недели посвящен определенному событию и имеет свои особенности богослужения. Суббота посвящается памяти святых и всех почивших христиан;

3) частное поминовение умерших совершается в 3-й, 9-й и 40-й дни после смерти, а также на годовщину. Ежегодно панихиды по родным заказывают на именины или в день рождения покойного;

4) дни общего церковного поминовения именуются родительскими субботами. Две из шести родительских суббот (Мясопустная и Троицкая) носят название вселенских, так как полностью посвящены молитвословию о почивших во все времена и имеют исключительный богослужебный порядок.

В течение года количество заупокойных молитв разнится от наименьшего в предпраздничные и праздничные дни до наибольшего во вселенские родительские субботы, которые почти полностью состоят из заупокойных молитвословий.

Что такое родительские субботы?

Дни особого поминовения в Православной Церкви именуются родительскими субботами. Такое название объясняется тем, что в эти дни христиане молятся об упокоении своих родителей (это слово следует понимать шире — дедов, прадедов и всех предков своего рода (прародителей)), а также всех усопших православных христиан. Люди в эти дни посещают кладбища, ухаживают за могилами, заказывают панихиды в храмах или совершают богослужения над могилами самостоятельно — мирским чином (чтение литии).

Вселенские родительские субботы

Субботы перед Масленицей и Духовым днем (Пятидесятницей) — это дни, когда все православные христиане призываются к усиленной молитве об усопших членах Церкви — знакомых и незнакомых, далеких и близких.

Мясопустная суббота предшествует Неделе (воскресенью), в которую Церковь вспоминает о Страшном Суде и сугубо молится обо всех почивших. Это поминовение вообще всех умерших православных людей говорит о единстве Церкви, тело которой составляют души не только живых, но и мертвых, объединенные во Христе.

Троицкая суббота связывается с сошествием Святого Духа в пятидесятый день после Воскресения Христова. Это событие является одним из ключевых для понимания учения о спасении. Святой Дух, сошедший на апостолов, является для всего человечества свидетельством присутствия Божия рядом с людьми, обещанием спасения. Считается, что в день Пятидесятницы была образована апостольская Церковь.

Чин богослужения двух вселенских суббот составлен особенным, исключительным образом: некоторые произносимые в этот день молитвы не присутствуют ни в каких других службах. Если в этот день выпадает память святых, то она переносится на следующий день. Если же выпадает престольный или двунадесятый праздник, заупокойная служба совершается в отдельной части церкви — усыпальнице либо переходит на предыдущую субботу или четверг.

Нужно отметить, что в первую очередь во время вселенских суббот поминаются все усопшие от века православные христиане, а уже во вторую очередь — непосредственно наши сродники. Однако, чтобы дать людям помолиться более лично и усердно именно о своих родных, кроме поминовения на утрени и вечерне совершается еще и великая панихида. В чем отличие между этими поминовениями? Если утреня и вечерня совершаются по исключительному, специально составленному для двух этих дней порядку и носит всеобъемлющий характер, то во время панихиды произносятся молитвы более общие по содержанию и употребляющиеся также при других обстоятельствах (например, канон из обычных заупокойных субботних служб). Еще одним важным отличием является то, что на утрене поминание совершается без указания конкретных имен, но за всех «праотец, отец и братий. », а на панихиде оно происходит по церковным синодикам и личным помянникам.

Субботы Великого поста

Нарочитое (особенное) поминовение усопших совершается также в субботы 2-й, 3-й и 4-й недель Великого поста. Эти субботы являются своего рода восполнением того, что во время Четыредесятницы практически не совершается литургическое поминовение. Перечисленные субботы также называются родительскими, но их чинопоследование не носит такого особенного характера, как в случае с Троицкой и Мясопустной субботами, поэтому родительские субботы Великого поста не называют вселенскими.

Еще одно отличие состоит в том, что во вселенских субботах на первый план выходит поминовение всех умерших во все века существования человечества, а в великопостные субботы главная роль отдается все-таки молитвам об усопших родственниках (совершается во время утрени и вечерни). Отдельная вселенская панихида в этот день не служится. Родительские субботы Великого поста отличает от вселенских и то, что в эти дни не отменяется прославление святых, а если суббота совпадает с Благовещением, престольным праздником либо полиелеем, то заупокойная служба не переносится на другой день, а просто опускается.

Частные родительские дни

Некоторые дни поминовения встречаются лишь в практике Русской Православной Церкви. К ним относятся Димитриевская суббота, Радоница, 9 мая (память погибших в Великой Отечественной войне) и 11 сентября (день памяти православных воинов, установленный указом императрицы Екатерины II, совершается нерегулярно).

Как гласит предание, этот день был утвержден благоверным князем Димитрием Донским в субботу перед днем памяти его святого покровителя — великомученика Димитрия Солунского (26 октября) — в год Куликовской битвы (1380). Тогда князь впервые повелел отслужить в обители преподобного Сергия Радонежского заупокойную службу в память воинов, павших на Куликовом поле.

Со временем связь этого дня с его историческим истоком ослабела, и сегодня Димитриевская суббота является поминальной родительской субботой, без частного соотнесения с событиями 700-летней давности.

Радоница является, пожалуй, самым известным (даже в нецерковных кругах) днем поминовения усопших. В этот день всегда объявляется государственный выходной, чтобы все люди (как верующие, так и светские) имели возможность посетить родные могилы.

Дата Радоницы является переходящей — зависящей от даты Пасхи. Чаще всего она назначается на вторник (если не совпадает с важными праздниками) Фоминой седмицы (вторая неделя после Пасхи).

Установление такого особого дня поминовения связано с Великим постом. Дело в том, что на протяжении постных седмиц очень часто нарочитое поминовение умерших (которое всегда совершается в 3-й, 9-й и 40-й дни) не может быть совершено из-за особенностей великопостного богослужебного устава. Поэтому к концу поста накапливается множество неотслуженных панихид, которые переносятся на первый день, когда можно совершить полную литургию и панихиду. Таким днем и является Радоница.

Поскольку Радоница всегда совпадает с попразднством, в этот день нет никаких специальных заупокойных молитвословий ни на литургии, ни на утрени и вечерне. Поминальные молитвы присутствуют только на полунощнице, а также служится великая панихида после вечерни.

Суеверия, связанные со смертью и поминками

Удивительно, но факт: в мире победившей науки, где люди часто ставят под сомнение все мировые религии, всё еще невероятно сильны так называемые народные приметы, или суеверия.

Этимология слова «суеверие» говорит сама за себя: суетная вера, вера в нечто пустое, несуществующее.

Поскольку смерть для любого человека является темой, окруженной многими тайнами и вопросами, к ней, как к магниту, притягивается и такое же количество различных суеверий. Так, очень распространены многочисленные предрассудки, связанные с организацией поминок. Часто по усопшему устраивается настоящая тризна с большим количеством разнообразных яств и алкоголя. Однако церковные люди должны понимать, что поминки организуются главным образом для того, чтобы проявить милость к людям, которые присутствовали на отпевании и похоронах. Еда нужна живым, душа же покойного нуждается в молитвах.

Абсолютно бессмысленны и все приметы, связанные непосредственно с поминальной едой. Некоторые особенно суеверные люди считают, что еду с поминок нельзя уносить домой, потому что она «обладает отрицательной энергетикой». Это утверждение является ни на чем не основанным суеверием. Еда была приготовлена для того, чтобы накормить людей, и если она остается — ее можно и нужно раздать.

Масса суеверий связывается с подготовкой к похоронам. Часто приходится наблюдать, как в доме завешивают зеркала (чтобы случайно в них не увидеть покойника), переворачивают стулья, на которых стоял гроб (чтобы живые не сели на них) и многие подобные вещи. Как верующие христиане, мы должны всячески искоренять подобные языческие предрассудки в окружающем обществе, объяснять людям полную бессмысленность таких действий.

Абсурдной и одновременно неискоренимой является традиция приносить на кладбище еду или сладости, а также оставлять стопку водки «для покойника». Стоит ли говорить обо всей нелепости подобных обычаев? Душа, которая уже не имеет материальной оболочки, не нуждается ни в чем материальном, в том числе в пище. Чтобы почтить память наших родных, мы можем заботиться об их могилах, о поддержании их в чистоте и порядке. Можем приносить на кладбище цветы и венки. Но самое главное, что мы можем сделать, — это послужить над могилой литию, попросить Господа помянуть усопшего.

В христианстве нет места магии. Цель жизни христианина — очистить собственную душу. Цель его смерти — соединиться с Богом в Царстве Небесном. В отличие от бытовых суеверий и предрассудков, каждое религиозное действие имеет высокую цель. Об этом мы должны твердо помнить и отличать одно от другого.

Даты родительских суббот и дней поминовения усопших в 2020 году

Поминовение пострадавших в годину гонений за веру Христову — 10 февраля.

Вселенская родительская суббота (мясопустная) — 2 марта.

Суббота 2-й седмицы Великого поста — 23 марта.

Суббота 3-й седмицы Великого поста — 30 марта.

День поминовения всех погибших в годы Великой Отечественной войны — 9 мая.

Радоница — 7 мая.

Троицкая родительская суббота — 15 июня.

Димитриевская родительская суббота — 2 ноября.

Димитриевская родительская суббота: история установления, традиции, молитвы

Димитриевская родительская суббота – ближайшая суббота перед днем памяти св. великомученика Димитрия Солунского (26 октября / 8 ноября). Установлена после битвы на Куликовом поле. Первоначально поминовение совершалось по всем воинам, павшим в этом сражении. Постепенно Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших православных христиан.

Димитриевская суббота установлена великим князем Димитрием Донским. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле над Мамаем 8 сентября 1380 года Димитрий Иоаннович по возвращении с поля брани посетил Троице-Сергиеву обитель. Преподобный Сергий Радонежский, игумен обители, ранее благословил его на битву с неверными и дал ему из числа братии своей двух иноков – Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Оба инока пали в бою и были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове монастыре.

В Троицкой обители совершили поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, заупокойным богослужением и общей трапезой. Со временем сложилась традиция совершать такое поминовение ежегодно. С Куликова поля не вернулись более 250 тысяч воинов, сражавшихся за Отечество. В их семьи пришла вместе с радостью победы и горечь утрат, и этот частный родительский день стал на Руси по сути вселенским днем поминовения.

С тех пор в субботу перед 26 октября / 8 ноября – днем памяти святого Димитрия Солунского (день тезоименитства самого Димитрия Донского) – на Руси повсеместно совершали заупокойные богослужения. Впоследствии в этот день стали совершать поминовение не только воинов, за веру и Отечество жизнь свою на поле брани положивших, но и всех усопших православных христиан.

В Димитриевскую родительскую субботу традиционно посещают могилы почивших родных, в церквях и на кладбищах служат панихиды и заупокойные литии, устраивают поминальные трапезы.

В этот день, как и в другие родительские дни (на мясопустную и Троицкую субботы, в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста), православные христиане молятся об упокоении душ почивших христиан, преимущественно родителей. Но Димитриевская суббота несет в себе еще особый смысл: установленная после Куликовской битвы, она напоминает нам обо всех тех, кто погиб, пострадал за православную веру.

Фото: Анатолий Горяинов Если нет возможности в эти дни посетить храм или кладбище, можно помолиться об упокоении почивших в домашней молитве. Вообще Церковь заповедует нам не только в особые дни поминовения, но каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва:

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по помяннику – небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые и в домашней молитве, и во время церковного богослужения, православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

Церковное поминовение в родительскую субботу

Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, необходимо прийти в храм на богослужение вечером в пятницу накануне родительской субботы. В это время совершается великая панихида, или парастас. Все тропари, стихиры, песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших. Утром в саму поминальную субботу совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду.

Для церковного поминовения на парастас, отдельно на литургию, прихожане готовят записки с поминовением усопших. В записке крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины). Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).

Читать еще:  Поминание усопших 40 дней

Кроме того, в качестве пожертвования в храм принято приносить продукты. Как правило, на канон [1] кладут хлеб, сладости, фрукты, овощи и т.д. Можно приносить муку для просфор, кагор для совершения литургии, свечи и масло для лампад. Не положено приносить мясные продукты или крепкие спиртные напитки.

Молитва за усопших – это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе – все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа.

Родительская суббота. Рассказ афонского монаха о видении умерших родственников во время панихиды

Родительская суббота. Рассказ афонского монаха о видении умерших родственников во время панихиды

«Была родительская суббота, кончилась Литургия. Одни из присутствующих уже выходили из церкви, а другие остались и стали подходить к общему кануну (стоящему, по обыкновению, посредине церкви).

Я же, пишет монах, стоял на клиросе. Вышли из алтаря священник и диакон. Священник провозгласил: «Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь». Диакон зажег свечи, стал раздавать их присутствующим. И в это время я увидел, что много народа стало входить в дверь храма с улицы, а затем проникать сквозь стены и окна. Храм наполнялся множеством прозрачных теней.

В этой массе я увидел женщин, мужчин, юношей и детей. Определил я по внешнему виду священников, императоров, епископов и между ними простого чернорабочего, дряхлого солдата-поселянина, бедную женщину и нищих вообще.

После возгласа священника они бесшумно, но чрезвычайно быстро заполнили собой весь храм, становясь тесно друг с другом. Все они как будто стремились к кануну, но почему-то не могли подойти к нему. Я не мог оторвать глаз от этой удивительной картины.

Наконец их набралось так много, что реальные молящиеся казались мне фигурами, ярко нарисованными на фоне этих удивительных теней. Они (тени), подходя в безмолвии, становились у священного алтаря. Некоторые из них как будто бы преклоняли колени, другие нагибали головы, точно ожидая произнесения приговора. Дети протягивали руки к свечам, горящим на кануне, и к рукам молящихся живых.

Но вот диакон вынул записки и начал читать написанные на них имена. Удивлению моему не было конца, когда я заметил, что порывистым, радостным движением выделялась то одна, то другая фигура. Они подходили к тем, кто помянул их, становились рядом с ними, глядели на них глазами, полными любви, радостного умиротворения. Мне даже казалось, что в руках духов появилась какая-то духовная горящая свеча и они сами, молясь вместе с молящимися за них, сияли необыкновенно радостными лучами.

По мере того как прочитывалось каждое имя, из толпы безмолвных теней все более выделялось радостных фигур. Они бесшумно шли и сливались с живыми молящимися. Наконец, когда записки были прочитаны, осталось много неназванных – грустных, с поникшей долу головой, как будто пришедших на какой-то общий праздник, но забытых теми, кто бы мог пригласить их на это великое для них торжество. Некоторые из душ тревожно посматривали на дверь, словно ожидая, что, быть может, придет еще близкий им человек и вызовет их в свою очередь.

Но нет, новые лица не появлялись, и неназванным оставалось только радоваться радостью тех, которых призвали пришедшие для единения с ними.

Я стал наблюдать за общей группой молящихся, которая как бы смешалась с дрожащими в светлых лучах призраками из потустороннего мира, и увидел еще более чудную картину.

В то время, когда произносились слова «Благословен еси, Господи, научи мя оправданиям Твоим» или слова «Сам, Господи, упокой души усопших раб Твоих», видно было, как лица живых озарялись одинаковым светом с лицами отошедших, как сердца сливались в одно общее сердце, как слезы не уныния, а радости, текли из глаз тех, кто носил телесную оболочку, и в то же время какой горячей любовью, беспредельной преданностью горели глаза помянутых.

При облаке дыма благовонного кадила, при струях дыма от горящих свечей раздался дивный молитвенный призыв: «Со святыми упокой…», и я увидел, что вся церковь как один человек стала на колени и духи, имена которых были помянуты, молились и за присутствующих, и за себя, а те, о которых забыли, молились лишь за себя.

Когда окончилось молитвенное песнопение, затухли свечи и священник прочитал последний возглас, а диакон закончил общим поминовением отошедших, стоящие передо мной тени стали исчезать, и оставались только люди, пожелавшие отслужить еще частную панихиду за своих усопших. Тогда я увидел на лицах такой покой, такое удовлетворение, такое обновление, которое не в силах передать»

Велик, свят и отраден для усопших обряд поминовения Православной Церковью. И как грустно бывает тем, кого предают забвению, лишая их не только радости видеть себя не забытыми, но и замедляя тем их духовное обновление и прощение их согрешений у Господа как во время панихиды, так тем более во время Литургии. Потому что с каждым разом, когда священник вынимает частицы за упокой душ, души эти получают милость, при­ближаясь к Царствию Божию.

Эту жажду усопших – чтобы помнили – испытывает каждый из нас. Оттого нередко они и напоминают о себе в наших снах накануне их дней рождения или смерти, накануне родительских суббот.

Каждое наше слово, мысль, воспоминание об усопшем моментально отзывается на нем, причем воспоминание добром – отрадно, воспоминание же злом – мучительно, ибо вызывает у него угрызение совести. Можно себе представить, как ужасны загробные муки для людей, которых трудно вспомнить добром.

Вот почему законы народного милосердия требуют не говорить ничего дурного об усопших, чтобы не растравлять их душевные раны. Все сие должно служить нам предостережением: в жизни поступать так, чтобы после смерти своей не заслужить чувства презрения к нам, укора и ненависти или, еще того хуже, проклятия, и этим бы лишиться молитв наших близких.

Наши «покойники» жаждут наших поминаний и для этого являются нам во снах накануне их земных юбилеев или перед Родительскими Субботами. Самую великую радость души усопших получают как милость Божию, приближающую их к Царству Небесному от помина на проскомидии, когда за них вынимается частица. Но и каждое наше слово памяти, мысль, общение с ними моментально отзывается в усопшем. Причем доброе воспоминание им отрадно, а злое вызывает в них угрызение совести.

Невозможно представить ужасы загробных мук дурных людей, нераскаявшихся, оставивших в людях после себя обиды, боль, горечь – всех тех, которых трудно вспомнить добром! Вот почему законы народнаго милосердия призывают не говорить дурно об усопших, чтобы не бередить их душевные раны.

Все сие должно послужить нам предостережением в жизни, чтобы мы могли и после смерти своей заслужить не чувства презрения к нам, укора и ненависти или, того хуже, проклятия, лишившись молитв близких, но непрестанных поминаний, как единственной единящей нас с ближними духовной нити, которая держится на доброй памяти и любви.

Старец Иеросхимонах Сампсон (1898-1979) всегда заботился об усопших. Батюшкин синодик был в виде целой книжки. И за всех он молился, и всех поминал: и своих благодетелей, и тех, кого проводил сам, своих духовных чад, и просто тех, за кого давали батюшке молиться. Проскомидию он совершал около трех часов.

Батюшка рассказал однажды; «Часто во время Проскомидии, когда вынимаю частичку за усопшего, вижу человека, за кого вынимаю. В момент вынимания частички покойник мне делает поясной поклон и отходит. Имя одного забыл как-то, так тот сам мне напомнил: «Меня зовут Владимир». Бывает очередь на весь храм – все ожидают своего помина. Покойники весьма нуждаются в помине!»

Батюшку очень многие прихожане просили молиться об их усопших. Через некоторое время эти усопшие приходили к нему в келью, делали земной поклон, называли свое имя, благодарили его и уходили. Он знал участь человека – прошел он мытарства или нет, помилован или в муках находится его душа, и усугублял молитву с непрощенных Богом.

Старайтесь вымолить своих сродников и родственников, родителей и всех — семь колен у отцов и семь колен у матерей — и спасетесь вы, и спасутся все ваши родичи, и даст им Господь Небесное Царство. Какая там будет радость! Пройдут века, пройдет время — не будет ей никогда конца. А те, которые не спасаются идут в муку вечную, и им будет скорбь. Как они будут плакать: «Почему мы не молились, не спасались? Почему нас никто не научил?»

Будьте мудры и старайтесь поскорей очиститься и помочь своим родственникам, и спасти их от вечной муки, и самим избавиться от адских мук.

Из журнала «Спасите наши души»

Дополнительная информация о датах Родительских суббот с сайта Азбука веры.

Родительские субботы – девять дней сугубого поминовения усопших православных христиан. Всякая суббота посвящена в церковном календаре поминовению усопших, но есть и особо выделенные субботние дни. Родительскими они именуются потому, что родители — самые близкие нам люди, однако молятся в эти дни не только за родственников.
Все родительские субботы, кроме одной (9 мая), имеют переходящую дату.

В эти дни совершаются заупокойные богослужения — парастасы, панихиды, заупокойные литии. Необходимо иметь в виду, что общественные богослужения могут начинаться накануне вечером (т.е. в пятницу), т.к. богослужебный день начинается с вечера.

Из девяти дней сугубого поминовения усопших, выделяются две Вселенские поминальные субботы: Мясопустная и Троицкая. Основной смысл этих «вселенских» (общих для всей Православной Церкви) заупокойных богослужений – в молитве за всех почивших православных христианах, независимо от их личной близости нам.

Родительская суббота – обобщенное наименование дня особого поминовения усопших. Особого не в плане какого-то другого, а в плане усиленного. В этот день вся полнота Церкви молится об упокоении душ умерших православных христиан. Для нас – живых – этот день памяти наших близких и любимых следует, по возможности, провести в молитве.

Лейтмотив всех молитв об упокоении – прощение грехов. Мертвым уже некогда каяться и просить прощения, зато мы можем приложить все силы и просить Бога о милости к ним. И Господь, видя наше рвение, принимая во внимание наши подвиги молитвы и милостыни (а за усопших можно подавать милостыню) может простить все грехи умершего человека.

В родительские субботы православному христианину, по возможности, нужно посетить заупокойную литургию и панихиду, молиться во время богослужения не только за наших близких, но и за все умерших православных христианах (по церковнославянски – «от века усопших»), после этого посетить кладбище и там совершить уже частную молитву – панихиду, литию или, если позволяет время, прочитать 17 кафизму Псалтири. Это самое главное.

А насчет трапезы – церковными правилами эта сторона жизни никак не регламентируется. Правило одно – умеренность. Во всем. И не забывайте: главное в этот день – молитва.
иерей Павел Коньков (журнал «Фома»)

Когда в храме совершаются заупокойные богослужения родительских суббот?

Богослужебный день начинается с вечера, поэтому заупокойные службы часто начинаются с вечера предыдущего дня. Самое важное поминовение — на Литургии (обычно служится утром).

Нужно ли ездить на кладбище в родительскую субботу?

Молитвенное поминовение в храме несравненно важнее для усопших, чем посещение могилы, однако первое не исключает второго. Важно соблюсти иерархию: богослужение в первую очередь, поездка на кладбище — во вторую. На могиле христиане совершают поминовение мирским чином или приглашают священника.

Зачем в храм приносят еду?

Изначально продукты приносили для совместной поминальной трапезы. В наше время — в качестве жертвы священно- и церковнослужителям на помин души.

Следует трезво относиться к традиции приносить еду «на канун», исходя из современных реалий. Батюшкам при всём усердии не скушать 30 батонов хлеба или 20 пачек пряников, поэтому из продуктов имеет смысл приносить то, что длительно сохраняется. Пожертвование можно совершить и в церковную кружку, у храма много нужд, не только пищевых.

Родительская суббота – Все дни поминовения в православном календаре

Родительская суббота – это день поминовения умерших в русском православии, когда проводится вселенская панихида по умершим христианам, на литургиях читаются молитвы за упокой почивших, а родственники поминают своих родных и близких добрыми словами и молитвами и посещают их могилы на кладбищах.

Что такое Родительская суббота?

В Родительскую субботу верующие молятся за всех умерших христиан, но в первую очередь поминают своих родителей и близких. От этого и происходит название «родительская» – первым делом всегда молятся за своих усопших родителей.

Читать еще:  Православные похороны и поминки

Что делают в Родительскую субботу?

В Родительскую субботу верующие посещают церковь или храм, участвуют в поминальной литургии, обязательно подают записки о упокоении, ставят свечку за своих умерших родственников, могут заказать панихиду по родным усопшим. Многие православные в этот день посещают кладбища, где покоятся их близкие, приводят в порядок могилу и надгробие, кладут цветы, при необходимости меняют крест или ограду.

Многие приносят угощения на могилы своих покойных близких. С точки зрения православной веры – это не более чем языческий предрассудок. Вместо этого лучше принести в храм кагор (вино) для поминальной литургии и постные продукты, чтобы передать их малоимущим.

Также в Родительскую субботу проводят поминки. В такой день желательно собраться всей семьей и помянуть добрым словом своих усопших близких. Церковь не одобряет превращение поминок в бурное возлияние, так как суть коллективной трапезы в этот день состоит в поминовении тех, кого уже нет с нами, а не в предании веселью и плотским радостям.

Также существует традиция приносить в храм вино для литургии и постные угощения, которые будут переданы малоимущим прихожанам.

7 Родительских суббот в православном календаре

В течение года отмечают семь родительских суббот, три из которых приходятся на Великий пост. В православной традиции есть и особые дни поминовения, специально посвященные молитвам за воинов, погибших за православную веру.

Вселенские и частные Родительские субботы

Родительские субботы бывают вселенские (Мясопустная и Троицкая) и частные. Во время Вселенской субботы проводится поминовение всех умерших христиан. Частные родительские субботы – это дни поминовения, существующие только в календаре Русской православной церкви.

Календарь Родительских суббот

В русской православной традиции принято справлять в течение года семь родительских суббот:

  • Мясопустная (Вселенская) родительская суббота;
  • Три Родительских субботы Великого поста;
  • Радоница;
  • Троицкая Родительская суббота;
  • Димитриевская Родительская суббота.

Плавающие даты

Как правило, Родительские субботы не имеют четко фиксированной даты и меняются из года в год. Это связано с тем, что дата проведения поминального дня устанавливается относительно дня недели и других священных праздников. Дату Родительской субботы всегда можно проверить по церковному календарю.

Календарь Родительских суббот на 2019-2020-2021 годы

Мясопустная суббота

Мясопустная Родительская суббота – это первый родительский день в году, одна из двух Вселенских родительских суббот. Проводится в субботу перед Неделей о Страшном суде и за неделю до Великого Поста. Название «Мясопустная» происходит от второго именования воскресенья за неделю до Великого Поста – Мясопуст.

Среди дней поминовения Мясопустная суббота имеет особое значение, так как это первый день в году, когда проводится всеобщая заупокойная литургия. В дни Великого поста полная литургия не служится, поэтому поминовение усопших возможно лишь в особые дни. Многие православные стараются передать записку с именем усопшего в храм за день до Мясопустной родительской субботы, ведь следующая такая возможность появится нескоро.

Родительские субботы в Великий пост

Великий пост длится 48 дней и служит подготовкой верующего к Пасхе. Он установлен в память о подвигах Христа в пустыне на протяжении сорока дней. В течение большей части Великого поста не проводятся заупокойные литургии. Чтобы умершие православные не остались без поминовения, было выделено три родительских субботы на второй, третьей и четвертой неделе (седмице) Великого поста.

В 2020 году родительские субботы Великого Поста приходятся на 23 марта, 30 марта и 6 апреля.

Радоница

Радоница – первый день вселенского поминовения усопших после Великого поста и Светлой седмицы (первой недели после Пасхи). Отмечается во вторник Фоминой седмицы, поэтому её нельзя в полной мере назвать родительской субботой. Тем не менее, она имеет особое значение, так как это первый будний день после полутора месяцев, когда можно проводить литургию после усопших.

В православной традиции церковное празднование Пасхи продолжается 40 дней. Поэтому Радоницу следует рассматривать не просто как день поминовения, а как возможность разделить радость праздника Пасхи со всеми умершими близкими. Несмотря на повсеместное празднование Радоницы, церковный устав не предусматривает заупокойную литургию во вторник Фоминой недели. Некоторые литургисты Русской православной церкви критикуют Радоницу на том основании, что она приводит к смешению празднично-торжественного и заупокойного.

Троицкая суббота

Для православных Троицкая суббота – это второй из двух главных дней поминовения усопших – Вселенская Родительская суббота. В этот день принято возносить молитвы не только о своих родных и близких, но и обо всех умерших христианах.

Троицкая суббота предшествует Дню Святой Троицы (другое название Пятидесятница). Согласно Евангелию, в этот день на апостолов сошел Святой Дух, ознаменовав тем самым создание вселенской апостольской Церкви. Сошествие Святого Духа сделало возможным спасение человеческой души, а потому в субботу перед Днем Святой Троицы важно молиться не только за живых, но и за усопших христиан.

Димитриевская родительская суббота

Димитриевская Родительская суббота – последняя из Родительских суббот в году. Она приурочена ко дню памяти святого великомученика Димитрия Солунского. В этот день поминаются все умершие, но в первую очередь воины, погибшие за православную веру. Считается, что начало проведению Димитриевской субботы положил князь Дмитрий Донской, когда посетил после победы в Куликовской битве Троице-Сергиеву обитель.

Дни памяти православных воинов

Помимо Димитриевской субботы, есть еще два дня, когда в храмах Русской православной церкви служат литургию по всем погибшим православным воинам. Эти дни не относятся к Родительским субботам, но тоже являются важными днями поминовения. Дни памяти православных воинов, в отличие от Родительских суббот, имеют четко установленную дату.

11 сентября – День памяти православных воинов

11 сентября известно, как День памяти павших за Веру, Царя и Отечество православных воинов. Проводить панихиду в эту дату было установлено в годы войны России с Османской империей указом императрицы Екатерины Великой. Война, длившаяся с 1768 по 1774 год, унесла жизни многих русских православных солдат. Чтобы был день почитания памяти не только тех, кто погиб в Русско-Турецкой войне, но и всех православных воинов, когда-либо сражавшихся с врагами, императрица установила специальный памятный день. В наше время эта панихида проводится нерегулярно.

9 мая – это день поминовения всех погибших в годы Великой Отечественной войны. Великая Отечественная война унесла жизни многих наших соотечественников, в том числе и православных христиан. В праздник Дня Победы церковь проводит службу в память о жертвах войны и молится за упокой всех убиенных.

Молитва об усопших в Родительскую субботу

В Родительскую субботу православному христианину важно не только навестить могилы и провести поминки. В первую очередь он должен посетить храм и помолиться за упокой своих родных и близких, в первую очередь родителей и других своих предков. Если посетить храм не удается, то можно вознести молитву дома в соответствии с молитвословом. Существуют различные молитвы, подходящие для чтения в родительскую субботу, вот одна из них: молитва об усопшем христианине, молитва вдовы и вдовца, молитва детей о почивших родителях.

Самая основная и простая молитва об усопших родных, которую может прочесть любой православный, звучит так:

«Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.»

Если христианин хочется помолиться о каком-то конкретном покойном, то он может прочесть следующую молитву:

«Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу в Единстве православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

Возможно, вам будет интересно:

Родительские субботы (или Дни особого поминовения усопших)

Родительская суббота – особые субботы в календаре Православной Церкви, в которые предписывается творить поминовение всех умерших православных христиан. Суббота посвящена памяти всех Святых и почивших. В субботу (означающую по-еврейски – покой) Церковь молится за всех перешедших от земли в загробный мир.

Дни поминовения усопшего.

До 40-го дня усопший именуется новопреставленным. Поминовение новопреставленного в первое время по кончине важно и необходимо особенно потому, что оно облегчает душе усопшего такой нелегкий переход из временной жизни в вечную и помогает проходить так называемые мытарства.

Особые дни поминовений новопреставленного – 3-й, 9-й и 40-й (при этом день кончины считается первым).

Существует также обычай поминать усопшего в каждую годовщину по смерти, в день рождения и день Ангела.

В эти дни собираются самые близкие родственники, чтобы помянуть усопшего молитвою за совместной трапезой. В церкви же подают записку на Литургию или заказывают панихиду, освящают коливо.

Дни особого поминовения всех умерших православных христиан.

Существуют частные и общие поминовения усопших, установленные Святой Церковью. Дни особого общего поминовения усопших называются родительскими субботами. Существуют две версии, которые объясняют, почему субботы (когда совершается особое поминовение усопших) называются родительскими:

  • Так как каждый человек поминает, прежде всего, своих близких людей – родителей;
  • Название этого дня происходит от наименования покойников «родителями», то есть принадлежащими уже к отцам, к которым они отошли.

Родительские дни как правило являются субботами потому что во все седмицы года поминовение усопших бывает преимущественно по субботам – день субботы, как день покоя, есть наиболее приемлемый для моления о упокоении умерших со святыми.

Родительский день – день панихиды или особого всецерковного поминовения о всех усопших православных от Адама до наших дней.

Вселенские панихиды или вселенские родительские субботы согласно Уставу Православной Церкви совершаются пять раз в году:

1. Вселенская родительская суббота или Суббота мясопустная (суббота перед неделей о Страшном Суде). Она бывает за неделю до Великого поста. Первая вселенская родительсая суббота бывает на Мясопустной седмице и свое название получила по следующему за ней дню – «Недели мясопустной», т. е. Дню, в который последний раз разрешается есть мясо. Эту субботу Церковь посвящает поминовению всех усопших от Адама до наших дней.

2. Родительская вселенская суббота 2-й недели Великого поста, или Суббота 2-я Великого поста.

3. Родительская вселенская суббота 3-й недели Великого поста, или Суббота 3-я Великого поста

4. Родительская вселенская суббота 4-й недели Великого поста, или Суббота 4-я Великого поста

Во 2-ю, 3-ю и 4-ю субботы Великого Поста – установлены Церковью чтобы не лишить усопших своего предстательства во дни Великого Поста, так как в это время невозможны обыковенные ежедневные поминовения усопших (сорокоусты и другие частные поминовения), соединенные с совершением полной литургии, которая в Великий Пост положена не каждый день.

5. Троицкая вселенская родительская суббота, или Суббота Троицкая – суббота перед праздником Пятидесятницы (днем Святой Троицы).

Установление этой памяти также уходит к апостольским временам. Как Мясопустная суббота предваряет память Страшного Суда и начало Великого Поста, так Троицкая суббота предваряет раскрытие во всей силе Царства Христова в день Пятидесятницы и начало поста Апостольского. В настоящее время сложился неправильный обычай считать родительским днем сам праздник Троицы.

Частные родительские субботы, которые существуют в Русской Православной Церкви, хотя и не приравниваются ко вселенским, имеют в Русской Церкви схожее значение. Всего их четыре (Радоница, Поминовение православных воинов (29 августа), и Дмитриевская суббота).

1. Радоница – вторник второй недели после Пасхи. Радоницей этот день назван в ознаменование радости живых и усопших о Воскресении Христовом.

2. Поминовение православных воинов, в день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (11 сентября по новому стилю) Церковь совершает поминовение православных воинов, за Веру и Отечество на поле брани убиенных. Поминовение это установлено в 1769 году во время войны с турками и поляками по указу императрицы Екатерины II.

3. Димитревская родительская суббота, или Суббота Димитриевская – суббота перед праздником памяти великомученика Димитрия Солунского (8 ноября по новому стилю), Небесного Покровителя благоверного великого князя Димитрия Донского. Одержав победу на Куликовом поле, князь Димитрий совершил поименное поминовение павших на поле брани воинов накануне своего дня Ангела. С тех пор Церковь поминает в этот день, названный народом Димитриевской субботой, не только воинов, погибших за Отечество, но и всех усопших православных христиан.

В родительские дни православные христиане посещают храм, в которых совершаются заупокойные службы. В эти дни принято приносить жертвы на панихидный стол (канун) – различные продукты (за исключением мясных). После совершения панихиды продукты раздаются служащим храма, нуждающимся, отправляются в детские дома и дома для престарелых. Продукты на панихидный стол приносят и в другие дни, когда совершается панихида, т.е. это есть милостыня за усопших.

Читать еще:  Что такое дмитровская родительская суббота

В весенние и летние родительские дни (Радоница и Троицкая суббота) принято после церкви посетить кладбище: поправить могилки умерших родственников и помолиться уже рядом с их погребенными телами.

Обычай оставлять на могилках различную снедь к православию никакого отношения не имеет. Это все отголоски языческих тризн. Особенно неблагочестиво оставлять на могилках освященные в церкви продукты. Большой грех на кладбище пить спиртное. Самое лучшее, что вы можете сделать для них – это совершить молитву, хотя бы такую краткую: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих, всех наших родных и близких, и прости их вся согрешения вольная и невольная, и д’аруй им Царствие Небесное».

Поминовение усопших

Поминальная суббота, день поминовения покойных, родительская суббота – у данного дня много названий. Смысл же один – поминовение усопших через молитвы, воспоминания, поминальную трапезу. Для каждого христианина поминальный день усопших очень важен и дорог. Он объединяет всех людей, заставляя каждого помолиться за близкого человека.

Поминовение у христиан: происхождение традиции

Декрет об образовании всемирного дня особого поминовения умерших датирован 998 годом. Впервые традиция была введена во Франции. Ее основатель — аббат Одилон Клюнийский. Ее распространение происходило достаточно быстро.

Решение организовать повсеместный для католической церкви поминальный день поминовения всех усопших было вызвано легендой пилигрима. Она гласит о том, как возвращающийся со Святой Земли паломник узнал от отшельника об огромной трещине в скале, ведущей прямо в землю. Мужчина рассказал о страшных звуках, доносящихся оттуда. По его словам, это были стоны умерших. Также он повествовал и о криках дьявола, который досадовал о том, что люди читают молитвы за покойников. Услышав эту историю, Одилон Клюнийский и решил сделать поминовение покойных обязательным для всех православных.

Интересный факт: Одилон Клюнийский назначил датой дня памяти усопших 2 ноября. Именно этого числа в католической церкви и читают молитву об умерших ежегодно. У христиан же установлено сразу несколько дней почтения покойных.

Индивидуальные дни поминовения покойных

Поминают умерших не только в общепринятые дни (о которых речь пойдет далее). Читать молитвы об усопших близких можно в любой день. Но правильнее всего делать это на:

  • Третий, девятый и сороковой день после смерти. Именно в этот период (до 40-го дня) умерший держит ответ перед Богом. Его душа находится в стадии перехода от жизни земной к жизни вечной. В эти дни она особо нуждается в помощи (молитве со стороны близких, воспоминаниях о добрых делах умершего и т.д.).
  • Годовщину с даты смерти. Событие ухода души в иной мир по значению не уступает дню рождения тела человека (а для многих православных даже превосходит, ведь когда люди умирают, они переходят в вечную жизнь). Именно поэтому в годовщину смерти необходимо в обязательном порядке помянуть покойного добрым словом.

Церковью не возбраняется ежедневно читать молитву близким людям, ушедшим в вечную жизнь. Помимо индивидуальных дат существуют и общие дни, когда поминание усопших родственниками обязательно.

Вселенский день памяти умерших или родительские субботы

В церковном календаре существуют особые поминальные дни, распространяющиеся на всех христиан. В установленные православной церковью даты совершаются соответствующие панихиды в святых местах. Называются дни вселенскими родительскими субботами. Читать молитву следует не только родителям, но и всем робам божьим, ушедшим в иной мир. Проводить такие поминки можно как в церкви, так и дома.

Мясопустная суббота

Первым календарным днем, когда поминают всех усопших является мясопустная суббота. В 2020 году она выпадает на 2 марта. Проводятся поминки за 8 дней до великого поста перед главным христианским праздником — Пасхой. Приходится мясопустная суббота на последнюю неделю перед Масленицей. Именно поэтому ее также называют и Малой Масленицей.

Церковные панихиды проводятся по особому уставу. Батюшки, когда поминают умерших, читают молитвенные речи одновременно за всех христиан, начиная от Адама и заканчивая именами, предоставленными в записке прихожанами. Вместе с церковным служителем Бога молятся и пришедшие родственники покойных. Они просят у Господа упокоения души усопшего, отпущения всех его земных грехов.

Существует православная традиция того, как помянуть усопших в мясопустную субботу. К основным ее правилам можно отнести:

  • Приготовление блинов. По христианским обычаям, первый испеченный блин хозяйка должна положить у икон, второй — на подоконник, а все остальные — отнести на могилу родственника и раздать их малоимущем либо служителям храма/церкви.
  • Проведение поминального ужина. Вечером хозяйке дома предстоит накрыть богатый стол. Еда может разнообразной, т.к. она еще неограниченна постом. Главное, чтобы на столе было нечетное количество блюд. Желательно, чтобы на столе была кутия.

Перед тем, как поминать покойных за обеденным столом, нужно подготовить место для самих умерших душ. Для этого достаточно лишь отложить в отдельную тарелку понемногу с каждого блюда и налить стакан вина/водки/киселя. Помимо этого, на столе в обязательном порядке должна быть зажжена свеча.

Радоница

После празднования Пасхи (на второй неделе) первым днем памяти всех умерших является Радоница (в 2020 году выпадает на 7 мая). Ее основной смысл — разделение радости от великого праздника с усопшими. В Радоницу принято приходить на могилы родственников как бы с благой вестью — Иисус не умер, он сумел победить смерть и защитить душу каждого человека своим поступком.

В этот праздник (именно так называют эту поминальную дату) христиане посещают кладбище, где и происходит встреча живых и мертвых душ. Здесь близкие вспоминают ушедшего на тот свет раба божьего добрыми словами, поминают его и молятся за его упокоение. Сопровождается поминовение усопших освящением еды (куличей, крашенок, сладостей) и ее предоставлением родным или чужим людям за упокой души (необходимо называть точное имя).

Помните! Не стоит создавать широкие пиршества на могиле покойного. Это говорит о неуважении к миру мертвых. Церковь возбраняет такое поведение. Кладбище — это место, где необходимо читать молитву об усопших и поминать их.

На Радоницу также принято накрывать обильный поминальный стол дома. Правила его создания не отличаются от уставов, характерных для Мясопустной субботы.

Троицкая вселенская суббота

Не менее значимой поминальной датой в христианстве является Троицкая субботу (в 2020 году выпадает на 15 июня). В вселенскую Троицу принято поминать не только родителей и близких родственников, но и всех людей, некогда живущих на земле. Утром верующие посещают литургию, проводимую в церкви. После этого они отправляются на кладбище на могилы родных. Места захоронения принято украшать свежими ветвями и цветами. Это символизирует пробуждение природы и скорейшее становление единого царства.

В православии Радоница является единой для поминовения всех усопших. Именно поэтому многие прихожане украшают и чужие могилы, отдавая дань каждому рабу божьему. После посещения кладбища верующие отправляются домой, где им предстоит накрыть стол. Для приготовления блюд можно использовать любые продукты (ведь великий пост уже позади). Чтобы правильно поминать умерших, необходимо отказаться за столом от:

  • пустых разговоров, злословий и сплетен;
  • праздного веселья;
  • алкоголя.

Поминальную трапезу можно проводить как в компании родственников и друзей, так и в одиночку. Главное — не забыть о поводе застолья и зажечь свечу в память об усопшем.

Дмитриевская суббота

Еще одним днем поминания покойных является Дмитриевская суббота (в 2020 году выпадает на 2 ноября), появление которой связывают с Куликовской битвой и, соответственно, Дмитрием Донским. Ранее в Дмитриевскую субботу провожали осень и готовились к зимним холодам. Согласно поверьям, закончить подготовку необходимо было до наступления Покровов.

В этот день принято в обязательном порядке проводить генеральную уборку всех помещений, посещать кладбище и церковную службу, поминать усопших. По православным традициям обеденный (вечерний) стол должен быть устелен новой льняной скатертью. Пища на нем должна быть поминальной (кутия, блины с разными начинками, пироги).

Частные поминальные дни

К особым дням поминовения относятся и частные поминальные даты, приуроченные к великим историческим событиям и связывающие большое количество сторонников православия. Среди наиболее значимых можно выделить:

  • 9 мая — дата, когда день поминовения усопших посвящен всем жертвам Великой Отечественной Войны;
  • 22 июня — день памяти и скорби, связанный с нападением фашисткой Германии на СССР;
  • 11 сентября — день скорби павших православных воинов.

В эти даты необязательно сопровождать поминание походом на кладбище и в церковь. Достаточно будет помянуть погибших родителей, родственников, знакомых добрыми словами и чистыми мыслями за обедом или ужином.

Особенности поминания умерших в родительские субботы

Православные христиане, чтущие свои традиции и обязанности, несмотря на то, в какие дни они поминают усопших, соблюдают целый ряд правил. Большинство уставов являются общими и подходят для всех вселенских суббот. Изучить их несложно. Главное — подходить к данному процессу с душой и пониманием. Необходимо осознавать, что поминание умерших — это наш долг. Каждому стороннику православия известно, что при втором пришествии все, чье тело погибло, а душа осталась жива, воскреснут. Именно поэтому богослужители просят верующих молиться о своих родителях и близких людях, спасая тем самым их душу и очищая ее от земных грехов. И совершать молитвенные обряды следует не только на годовщины со дня смерти, но и во все вселенские субботы (а лучше — чаще).

Чтобы быть услышанным Господом, необходимо знать о том, как правильно поминать усопших, и стремиться к полному соблюдению основных уставов проведения поминок. Касается это как поведения на церковной службе, так и совершения поминального обряда дома.

Церковные поминальные службы

Далеко не все верующие знают, как правильно в церкви поминать усопших и что необходимо нести в храм. Ответить на вопрос непросто, так как данный процесс имеет сразу несколько нюансов:

  • Имя усопшего. Перед непосредственным началом поминальной службы пришедшему необходимо записать на листке имена усопших и подать записку богослужителю.
  • Свечи и молитва. После того, как записка отдана, необходимо поставить свечу за упокой души умершего. Устанавливаются поминальные свечи на панихидный столик.
  • Молитва. Во время богослужения от прихожан требуется лишь одно — искренне молиться за усопших близких.
  • Совершение блага. В память об усопших принято творить добро и оставлять нуждающимся милостыню (деньгами или продуктами).

Приносить же в храм следует постную еду и кагор. Она раскладывается на отдельном столе, расположенном недалеко от панихидной подставки. Приносить крепкие спиртные напитки (коньяк, водка) нельзя. В церкви можно также заказать и индивидуальную панихиду об усопшем.

Заупокойные молитвы дома

Если возможности посещения церкви нет, необходимо помянуть душу близкого человека дома. Умерший нуждается лишь в нашей молитве и памяти. Ему неважны материальные блага и большие яства. Чтобы правильно почтить его душу, достаточно лишь веровать и уметь молиться. Молитва — неотъемлемое звено самостоятельного поминовения. В молитвеннике представлено большое разнообразие поминальных слов. Произносить их необходимо искренне, от души, обдумывая истинный смысл произносимого. Правильно делать это перед иконой с саженной рядом свечой.

Поминать близкого следует и за столом. Для этого следует создать для раба божьего отдельное блюдо с едой и стакан с напитком. Во вселенские родительские субботы все души, потерявшие свое тело, возвращаются к близким людям. Поэтому так важно уделить им в эти дни свое внимание.

Особенности поминального стола

Перед тем, как поминать усопших за поминальным домашним столом, в обязательном порядке следует прочитать краткий чин панихиды. При отсутствии слов такового можно прочесть «Отче наш». Только после этого все пришедшие на обед приступают к трапезе. Первым блюдом, которое можно вкусить, является кутия. Она должна быть освещена в церкви. Если такой возможности не было, необходимо сбрызнуть блюдо святой водой.

При проведении поминок рекомендуется воздержаться от употребления спиртного. Необходимо следить и за тем, чтобы поминальный обед не превращался в шумное застолье. За столом не должны обсуждаться новости, вестись сплетни и пустые беседы. В течение обеда разговоры должны посвящаться добрым делам усопшего. Отметить следует и его положительные качества.

От чего следует отказаться в поминальные дни?

Родительские поминальные субботы не ограничивают православных жесткими рамками поминовения. Единственно, что не рекомендуют делать церковные служители, — это организовывать пиры на кладбище. Могила — это место упокоения души. Здесь не стоит сплетничать, вести пустые разговоры и слишком много пить, есть. Лучше отдать еду нуждающимся. Приходить сюда следует с одной целью — для чтения молитвы и предоставления подати за упокой. Действует этот устав независимо от того, в какой день поминается умерший человек.

Помните, что поминание умершего — это серьезный процесс, требующей искренности и чистоты. Поэтому перед тем, как , стоит освободить свои мысли от дурных помыслов и настроиться на духовную связь с Богом через молитву. Состояние души близкого человека, ушедшего в иной мир, находится именно в наших словах. Поэтому читать поминальные молитвы следует не только после похорон, но и в родительские субботы, а также при любой другой возможности в поминальный день. Особенности того, как нужно поминать усопших, необходимо прививать верующим с раннего возраста.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector