0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Родительская суббота в ноябре 2

Димитриевская родительская суббота: история установления, традиции, молитвы

Димитриевская родительская суббота – ближайшая суббота перед днем памяти св. великомученика Димитрия Солунского (26 октября / 8 ноября). Установлена после битвы на Куликовом поле. Первоначально поминовение совершалось по всем воинам, павшим в этом сражении. Постепенно Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших православных христиан.

Димитриевская суббота установлена великим князем Димитрием Донским. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле над Мамаем 8 сентября 1380 года Димитрий Иоаннович по возвращении с поля брани посетил Троице-Сергиеву обитель. Преподобный Сергий Радонежский, игумен обители, ранее благословил его на битву с неверными и дал ему из числа братии своей двух иноков – Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Оба инока пали в бою и были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове монастыре.

В Троицкой обители совершили поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, заупокойным богослужением и общей трапезой. Со временем сложилась традиция совершать такое поминовение ежегодно. С Куликова поля не вернулись более 250 тысяч воинов, сражавшихся за Отечество. В их семьи пришла вместе с радостью победы и горечь утрат, и этот частный родительский день стал на Руси по сути вселенским днем поминовения.

С тех пор в субботу перед 26 октября / 8 ноября – днем памяти святого Димитрия Солунского (день тезоименитства самого Димитрия Донского) – на Руси повсеместно совершали заупокойные богослужения. Впоследствии в этот день стали совершать поминовение не только воинов, за веру и Отечество жизнь свою на поле брани положивших, но и всех усопших православных христиан.

В Димитриевскую родительскую субботу традиционно посещают могилы почивших родных, в церквях и на кладбищах служат панихиды и заупокойные литии, устраивают поминальные трапезы.

В этот день, как и в другие родительские дни (на мясопустную и Троицкую субботы, в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста), православные христиане молятся об упокоении душ почивших христиан, преимущественно родителей. Но Димитриевская суббота несет в себе еще особый смысл: установленная после Куликовской битвы, она напоминает нам обо всех тех, кто погиб, пострадал за православную веру.

Фото: Анатолий Горяинов Если нет возможности в эти дни посетить храм или кладбище, можно помолиться об упокоении почивших в домашней молитве. Вообще Церковь заповедует нам не только в особые дни поминовения, но каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва:

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по помяннику – небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые и в домашней молитве, и во время церковного богослужения, православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

Церковное поминовение в родительскую субботу

Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, необходимо прийти в храм на богослужение вечером в пятницу накануне родительской субботы. В это время совершается великая панихида, или парастас. Все тропари, стихиры, песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших. Утром в саму поминальную субботу совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду.

Для церковного поминовения на парастас, отдельно на литургию, прихожане готовят записки с поминовением усопших. В записке крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины). Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).

Кроме того, в качестве пожертвования в храм принято приносить продукты. Как правило, на канон [1] кладут хлеб, сладости, фрукты, овощи и т.д. Можно приносить муку для просфор, кагор для совершения литургии, свечи и масло для лампад. Не положено приносить мясные продукты или крепкие спиртные напитки.

Молитва за усопших – это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе – все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа.

Родительские субботы в 2020 году – какого числа?

Из этой статьи Вы узнаете, какого числа будут православные родительские субботы в 2020 году. Также Вы узнаете о смысле этого Вселенского богослужения.

Родительские субботы в 2020 году

Нередко эти особые дни поминовения усопших называют «вселенскими родительскими субботами». Это неверно. Вселенских поминальных суббот две: Мясопустная (в субботу, предшествующую Неделе о Страшном суде) и Троицкая (в субботу, предшествующую празднику Пятидесятницы, или называемому еще праздником Пресвятой Троицы – дню рождения Церкви Христовой).

Основной смысл этих «вселенских» (общих для всей Православной Церкви) заупокойных богослужений – в молитве за всех преждепочивших православных, независимо от их личной близости нам. Это дело любви, не разделяющей мир на своих и чужих. Основное внимание в эти дни – всем тем, кто соединен с нами высшим родством – родством во Христе, и в особенности тем, кого некому помянуть.

Родительские субботы в 2020 году выпадают на следующие даты:

  • Вселенская родительская суббота (мясопустная) — 22 февраля 2020 года.
  • Суббота 2-й седмицы Великого поста — 14 марта 2020 года.
  • Суббота 3-й седмицы Великого поста — 21 марта 2020 года.
  • Суббота 4-й седмицы Великого поста — 28 марта 2020 года.
  • Поминовение усопших воинов — 9 мая 2020 года.
  • Радоница — 28 апреля 2020 года.
  • Троицкая родительская суббота в 2020 году — 6 июня 2020 года.
  • Димитриевская родительская суббота — 31 октября 2020 года.
  • Родительские субботы в 2021 году выпадают на следующие даты:

    • Вселенская родительская суббота (мясопустная) — 8 марта 2021 года.
    • Суббота 2-й седмицы Великого поста — 27 марта 2021 года.
    • Суббота 3-й седмицы Великого поста — 3 апреля 2021 года.
    • Суббота 4-й седмицы Великого поста — 10 апреля 2021 года.
    • Поминовение усопших воинов — 9 мая 2021 года.
    • Радоница — 11 мая 2021 года.
    • Троицкая родительская суббота в 2021 году — 19 июня 2021 года.
    • Димитриевская родительская суббота — 6 ноября 2021 года.
  • Для преимущественного поминовения лично нам дорогих людей существуют другие родительские субботы. В первую очередь это 2-я, 3-я и 4-я субботы Великого поста, и кроме них – установленная в Русской Православной Церкви Димитриевская родительская суббота, которая изначально была предназначена для поминовения воинов, павших в Куликовской битве, но постепенно стала общим поминальным днем.

    Эта поминальная служба выпадает на субботу, предшествующую памяти св. вмч. Димитрия Солунского – святого покровителя кн. Дмитрия Донского, по предложению которого после Куликовской битвы и было установлено ежегодное поминовение воинов. Но со временем память воинов-освободителей была вытеснена в народном сознании, что весьма прискорбно, и Димитриевская поминальная суббота превратилась в один из «родительских дней».

    Почему «родительские»? Ведь мы поминаем не только родителей, но и других людей, зачастую никакими родственными узами с нами не связанных? По разным причинам. В первую очередь даже не потому, что родители, как правило, вперед своих детей покидают этот мир (и поэтому тоже, но не это главное), а потому, что вообще первоочередной долг наш молитвенный – за наших родителей: из всех людей, чья временная земная жизнь окончена, мы в первую очередь должны тем, через кого мы этот дар жизни получили – родителям и прародителям нашим.

    Разумеется, поминовение покойных не ограничивается несколькими днями. Панихиды служить можно, за редким исключением, круглый год, но есть такие субботние дни, в которые Церковь призывает всех своих чад объединяться в молитве о своих усопших. Чего греха таить – мы иной раз подзабываем поминать своих покойных даже на домашней молитве (родителей еще помним, но чем старше становимся, тем больше таких людей, которые оставили след в нашей жизни, да и покинули этот мир, а память наша, наоборот, слабеет), я уж не говорю о том, чтобы пойти в храм и на панихиду за них подать. Вот и нужны такие дни, когда больше некогда откладывать.

    Есть и другой аспект заупокойного поминовения, отразившийся в наименовании этих суббот «родительскими»: родовая традиция, родовая связь поколений, связь живых и усопших, связь между собой живых, объединенных общими усопшими предками, общезначимыми для рода личностями, событиями, памятными местами. Это аспект общечеловеческий, дохристианский, находивший в древности мифологическое и ритуальное оформление в различных языческих культах, реминисценции которых поныне проглядывают в «народном православии».

    И тут очень важно с одной стороны не путать христианскую традицию с вплетенным в нее языческим наследием, аккуратно выявляя и удаляя последнее, с другой же – бережно относиться к родительским субботам как средству единения людей именно потому, что христианская традиция поминовения усопших помогает осмыслить единство человеческого рода в Отце Небесном, к усыновлению Которому мы все призваны.

    Люди осознают, «чьих они будут» в ограниченном плане близких и дальних родственников, задумываются (во всяком случае, получают повод задуматься) о том, что было в их роду достойного принятия и передачи, а что стоит помнить лишь для того, чтобы по наследственной предрасположенности не повторить.

    Однако это – лишь начало, отправная точка осознания единства человеческого рода, произошедшего от прародителей, сотворенных Богом по Своему образу и подобию.

    Осмысление всечеловеческого родства по плоти должно возводить к осмыслению родства в Боге; ограниченное единство по плоти – опорная точка для стремления обрести всечеловеческое единство во Христе.

    И если этого не происходит, нет речи о единстве христианском. Это единство языческое, даже если осуществляется оно между людьми, принадлежащими к Церкви Христовой. Оно языческое по духу.

    Кровь, родственные узы, национальная идентичность, геополитическое единство – все это прекрасно, пока не становится приоритетной ценностью, а то и самоцелью. А вера православная, религия, Церковь как институт низводятся тогда на уровень «главной государственной скрепы», которую защищают, да, но защищают в соответствующем духе – языческом, кощунственно используя православную атрибутику, подстраивая ее постулаты под абсолютизированные ценности преходящего мира.

    Родительские субботы, посвященные нашим покойным – людям, опередившим нас в преставлении от мира суетного к жизни вечной, напоминают нам о главном: род наш – Божий (во-первых, по происхождению человека, по сущности его богоподобной природы, во-вторых, по родству во Христе, в Которого мы крестились и в Которого облекаемся жизнью по Его заповедям, освящаясь в Таинствах), и отечество наше – на небесах (Флп. 3:20), а все земное ценно настолько, насколько оно способствует исцелению души, ее преображению по образу Создавшего (Кол. 3:10).

    Суббота – последний день седмицы. Да-да, день, завершающий седмичный цикл, который начинается не понедельником, как это принято считать в быту, а воскресеньем, или «неделей», по-славянски – днем, когда ничего не делают. По первому дню – название всей седмицы: «неделя». Понедельник, соответственно, – первый день по неделе, вторник – второй и т.д., а суббота (слово, сохраняющее схожесть с еврейским «шаббат») – заключительный день седмицы, как это и было в ветхозаветную эпоху, с той лишь разницей, что «неделание» перенесено на «неделю», т.е. на День Господень – на воскресенье. Но в память о субботнем покое именно в этот последний, завершающий, заключительный день седмицы принято по Уставу поминать усопших.

    Читать еще:  Приснопоминаемый в церковной записке

    Субботой заключается седмичный цикл, но за этим днем – воскресный день – восьмой (число, символизирующее вечность) по отношению к предыдущему воскресенью – первому дню. Вот так: от Воскресения Христова к всеобщему Воскресению всех от века почивших – всех: праведных и грешных, верующих и неверующих… для разной участи в вечности в зависимости от того, кто кем оказался Христу по жизни (как сказал когда-то прот. Владимир Цветков: «Мы на Страшном суде будем не ужасаться, а удивляться»).

    Смерть по плоти – лишь «промежуточная станция» на пути к всеобщему воскресению из мертвых. Главный смысл заупокойных текстов – преодоление во Христе смерти вечной в устремленности к всеобщему Воскресению.

    Этот смысл подчеркнут самим установлением Димитриевской субботы, изначальное предназначение которой – в заботе о душах воинов, которые пали в сражении за достоинство жизни, понимаемое в свете Откровения – того достоинства, которое человек обретает по мере осознания себя образом Божиим, посильно уподобляясь Первообразу.

    Хорошо бы не забывать изначальный смысл установления этой поминальной субботы и хоть сколько-нибудь оправдывать принесенную за нас жертву, прилагая усилия в становлении христианами, помня, что христианство (угроза которому на Руси возрастала по мере исламизации Орды), согласно свт. Василию Великому, это «уподобление Богу в той мере, в какой это возможно для природы человеческой».

    Вы прочитали статью Родительские субботы в 2020 году | Поминальные дни. Читайте также:

    2 ноября 2020 года православные отметят Димитриевскую родительскую субботу

    Димитриевская родительская суббота – ближайшая суббота перед днем памяти св. великомученика Димитрия Солунского (26 октября / 8 ноября). В 2020 году она выпадает на 2 ноября. Установлена после битвы на Куликовом поле. Первоначально поминовение совершалось по всем воинам, павшим в этом сражении. Постепенно Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших православных христиан.

    История установления

    Димитриевская суббота установлена великим князем Димитрием Донским. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле над Мамаем 8 сентября 1380 года Димитрий Иоаннович по возвращении с поля брани посетил Троице-Сергиеву обитель. Преподобный Сергий Радонежский, игумен обители, ранее благословил его на битву с неверными и дал ему из числа братии своей двух иноков – Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Оба инока пали в бою и были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове монастыре.

    В Троицкой обители совершили поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, заупокойным богослужением и общей трапезой. Со временем сложилась традиция совершать такое поминовение ежегодно. С Куликова поля не вернулись более 250 тысяч воинов, сражавшихся за Отечество. В их семьи пришла вместе с радостью победы и горечь утрат, и этот частный родительский день стал на Руси по сути вселенским днем поминовения.

    С тех пор в субботу перед 26 октября / 8 ноября – днем памяти святого Димитрия Солунского (день тезоименитства самого Димитрия Донского) – на Руси повсеместно совершали заупокойные богослужения. Впоследствии в этот день стали совершать поминовение не только воинов, за веру и Отечество жизнь свою на поле брани положивших, но и всех усопших православных христиан.

    Традиции

    В Димитриевскую родительскую субботу традиционно посещают могилы почивших родных, в церквях и на кладбищах служат панихиды и заупокойные литии, устраивают поминальные трапезы.

    В этот день, как и в другие родительские дни (на мясопустную и Троицкую субботы, в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста), православные христиане молятся об упокоении душ почивших христиан, преимущественно родителей. Но Димитриевская суббота несет в себе еще особый смысл: установленная после Куликовской битвы, она напоминает нам обо всех тех, кто погиб, пострадал за православную веру.

    Если нет возможности в эти дни посетить храм или кладбище, можно помолиться об упокоении почивших в домашней молитве. Вообще Церковь заповедует нам не только в особые дни поминовения, но каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва:

    Молитва об усопших

    Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

    Имена удобнее прочитывать по помяннику – небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые и в домашней молитве, и во время церковного богослужения, православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

    Церковное поминовение в родительскую субботу

    Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, необходимо прийти в храм на богослужение вечером в пятницу накануне родительской субботы. В это время совершается великая панихида, или парастас. Все тропари, стихиры, песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших. Утром в саму поминальную субботу совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду.

    Для церковного поминовения на парастас, отдельно на литургию, прихожане готовят записки с поминовением усопших. В записке крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины). Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).

    Необходимо помнить

    Молитва за усопших – это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе – все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа.

    Родительские субботы в 2020 году – какого числа?

    Из этой статьи Вы узнаете, какого числа будут православные родительские субботы в 2020 году. Также Вы узнаете о смысле этого Вселенского богослужения.

    Родительские субботы в 2020 году

    Нередко эти особые дни поминовения усопших называют «вселенскими родительскими субботами». Это неверно. Вселенских поминальных суббот две: Мясопустная (в субботу, предшествующую Неделе о Страшном суде) и Троицкая (в субботу, предшествующую празднику Пятидесятницы, или называемому еще праздником Пресвятой Троицы – дню рождения Церкви Христовой).

    Основной смысл этих «вселенских» (общих для всей Православной Церкви) заупокойных богослужений – в молитве за всех преждепочивших православных, независимо от их личной близости нам. Это дело любви, не разделяющей мир на своих и чужих. Основное внимание в эти дни – всем тем, кто соединен с нами высшим родством – родством во Христе, и в особенности тем, кого некому помянуть.

    Родительские субботы в 2020 году выпадают на следующие даты:

    • Вселенская родительская суббота (мясопустная) — 22 февраля 2020 года.
    • Суббота 2-й седмицы Великого поста — 14 марта 2020 года.
    • Суббота 3-й седмицы Великого поста — 21 марта 2020 года.
    • Суббота 4-й седмицы Великого поста — 28 марта 2020 года.
    • Поминовение усопших воинов — 9 мая 2020 года.
    • Радоница — 28 апреля 2020 года.
    • Троицкая родительская суббота в 2020 году — 6 июня 2020 года.
    • Димитриевская родительская суббота — 31 октября 2020 года.
  • Родительские субботы в 2021 году выпадают на следующие даты:

    • Вселенская родительская суббота (мясопустная) — 8 марта 2021 года.
    • Суббота 2-й седмицы Великого поста — 27 марта 2021 года.
    • Суббота 3-й седмицы Великого поста — 3 апреля 2021 года.
    • Суббота 4-й седмицы Великого поста — 10 апреля 2021 года.
    • Поминовение усопших воинов — 9 мая 2021 года.
    • Радоница — 11 мая 2021 года.
    • Троицкая родительская суббота в 2021 году — 19 июня 2021 года.
    • Димитриевская родительская суббота — 6 ноября 2021 года.
  • Для преимущественного поминовения лично нам дорогих людей существуют другие родительские субботы. В первую очередь это 2-я, 3-я и 4-я субботы Великого поста, и кроме них – установленная в Русской Православной Церкви Димитриевская родительская суббота, которая изначально была предназначена для поминовения воинов, павших в Куликовской битве, но постепенно стала общим поминальным днем.

    Эта поминальная служба выпадает на субботу, предшествующую памяти св. вмч. Димитрия Солунского – святого покровителя кн. Дмитрия Донского, по предложению которого после Куликовской битвы и было установлено ежегодное поминовение воинов. Но со временем память воинов-освободителей была вытеснена в народном сознании, что весьма прискорбно, и Димитриевская поминальная суббота превратилась в один из «родительских дней».

    Почему «родительские»? Ведь мы поминаем не только родителей, но и других людей, зачастую никакими родственными узами с нами не связанных? По разным причинам. В первую очередь даже не потому, что родители, как правило, вперед своих детей покидают этот мир (и поэтому тоже, но не это главное), а потому, что вообще первоочередной долг наш молитвенный – за наших родителей: из всех людей, чья временная земная жизнь окончена, мы в первую очередь должны тем, через кого мы этот дар жизни получили – родителям и прародителям нашим.

    Разумеется, поминовение покойных не ограничивается несколькими днями. Панихиды служить можно, за редким исключением, круглый год, но есть такие субботние дни, в которые Церковь призывает всех своих чад объединяться в молитве о своих усопших. Чего греха таить – мы иной раз подзабываем поминать своих покойных даже на домашней молитве (родителей еще помним, но чем старше становимся, тем больше таких людей, которые оставили след в нашей жизни, да и покинули этот мир, а память наша, наоборот, слабеет), я уж не говорю о том, чтобы пойти в храм и на панихиду за них подать. Вот и нужны такие дни, когда больше некогда откладывать.

    Есть и другой аспект заупокойного поминовения, отразившийся в наименовании этих суббот «родительскими»: родовая традиция, родовая связь поколений, связь живых и усопших, связь между собой живых, объединенных общими усопшими предками, общезначимыми для рода личностями, событиями, памятными местами. Это аспект общечеловеческий, дохристианский, находивший в древности мифологическое и ритуальное оформление в различных языческих культах, реминисценции которых поныне проглядывают в «народном православии».

    И тут очень важно с одной стороны не путать христианскую традицию с вплетенным в нее языческим наследием, аккуратно выявляя и удаляя последнее, с другой же – бережно относиться к родительским субботам как средству единения людей именно потому, что христианская традиция поминовения усопших помогает осмыслить единство человеческого рода в Отце Небесном, к усыновлению Которому мы все призваны.

    Читать еще:  Почему кошка не упоминается в библии

    Люди осознают, «чьих они будут» в ограниченном плане близких и дальних родственников, задумываются (во всяком случае, получают повод задуматься) о том, что было в их роду достойного принятия и передачи, а что стоит помнить лишь для того, чтобы по наследственной предрасположенности не повторить.

    Однако это – лишь начало, отправная точка осознания единства человеческого рода, произошедшего от прародителей, сотворенных Богом по Своему образу и подобию.

    Осмысление всечеловеческого родства по плоти должно возводить к осмыслению родства в Боге; ограниченное единство по плоти – опорная точка для стремления обрести всечеловеческое единство во Христе.

    И если этого не происходит, нет речи о единстве христианском. Это единство языческое, даже если осуществляется оно между людьми, принадлежащими к Церкви Христовой. Оно языческое по духу.

    Кровь, родственные узы, национальная идентичность, геополитическое единство – все это прекрасно, пока не становится приоритетной ценностью, а то и самоцелью. А вера православная, религия, Церковь как институт низводятся тогда на уровень «главной государственной скрепы», которую защищают, да, но защищают в соответствующем духе – языческом, кощунственно используя православную атрибутику, подстраивая ее постулаты под абсолютизированные ценности преходящего мира.

    Родительские субботы, посвященные нашим покойным – людям, опередившим нас в преставлении от мира суетного к жизни вечной, напоминают нам о главном: род наш – Божий (во-первых, по происхождению человека, по сущности его богоподобной природы, во-вторых, по родству во Христе, в Которого мы крестились и в Которого облекаемся жизнью по Его заповедям, освящаясь в Таинствах), и отечество наше – на небесах (Флп. 3:20), а все земное ценно настолько, насколько оно способствует исцелению души, ее преображению по образу Создавшего (Кол. 3:10).

    Суббота – последний день седмицы. Да-да, день, завершающий седмичный цикл, который начинается не понедельником, как это принято считать в быту, а воскресеньем, или «неделей», по-славянски – днем, когда ничего не делают. По первому дню – название всей седмицы: «неделя». Понедельник, соответственно, – первый день по неделе, вторник – второй и т.д., а суббота (слово, сохраняющее схожесть с еврейским «шаббат») – заключительный день седмицы, как это и было в ветхозаветную эпоху, с той лишь разницей, что «неделание» перенесено на «неделю», т.е. на День Господень – на воскресенье. Но в память о субботнем покое именно в этот последний, завершающий, заключительный день седмицы принято по Уставу поминать усопших.

    Субботой заключается седмичный цикл, но за этим днем – воскресный день – восьмой (число, символизирующее вечность) по отношению к предыдущему воскресенью – первому дню. Вот так: от Воскресения Христова к всеобщему Воскресению всех от века почивших – всех: праведных и грешных, верующих и неверующих… для разной участи в вечности в зависимости от того, кто кем оказался Христу по жизни (как сказал когда-то прот. Владимир Цветков: «Мы на Страшном суде будем не ужасаться, а удивляться»).

    Смерть по плоти – лишь «промежуточная станция» на пути к всеобщему воскресению из мертвых. Главный смысл заупокойных текстов – преодоление во Христе смерти вечной в устремленности к всеобщему Воскресению.

    Этот смысл подчеркнут самим установлением Димитриевской субботы, изначальное предназначение которой – в заботе о душах воинов, которые пали в сражении за достоинство жизни, понимаемое в свете Откровения – того достоинства, которое человек обретает по мере осознания себя образом Божиим, посильно уподобляясь Первообразу.

    Хорошо бы не забывать изначальный смысл установления этой поминальной субботы и хоть сколько-нибудь оправдывать принесенную за нас жертву, прилагая усилия в становлении христианами, помня, что христианство (угроза которому на Руси возрастала по мере исламизации Орды), согласно свт. Василию Великому, это «уподобление Богу в той мере, в какой это возможно для природы человеческой».

    Вы прочитали статью Родительские субботы в 2020 году | Поминальные дни. Читайте также:

    Дмитриевская суббота 2019: главные запреты праздника

    В данной статье предлагаем узнать подробнее о таком дне – Дмитриевская суббота, что собою представляет этот праздник, о чем гласит его история, какие традиции нам известны и чего стоит придерживаться в этот праздник. Узнайте о том, что можно и даже нужно делать, а чего категорически нельзя в родительские субботы, так же о том в какой день согласно церковным правилам будут осуществляться поминания усопших. О том есть ли необходимость в поездки на кладбище в родительские субботы.

    Церковный календарь в ноябре имеет особенную дату— 2 ноября, на этот день приходится Дмитриевская родительская суббота, в следующем году праздник так же будет смещен и выпадет на новую дату, а именно на — 10 февраля 2020 года. О том, что стоит знать о дате, когда принято поминать усопших родителей, читайте далее в этой статье.

    История праздника

    Дмитриевская родительская суббота — это ближайшая суббота перед днем памяти святого великомученика Димитрия Солунского. Дмитриев день принято отмечать — 8 ноября.

    Дата для этого дня была установлена еще после битвы на Куликовом поле. Как гласит история изначально поминовение совершалось по всем воинам, которые погибли в этом сражении. Со временем Дмитриевская суббота стала днем поминовения всех усопших православных христиан.

    Голая харьковчанка устроила «стриптиз» на высоте и едва не расшиблась в котлету, видео на грани

    «Боже, что с лицом?»: Ани Лорак в откровенном наряде не узнали фанаты

    Тимошенко «продает» депутатов вместо собак Брагара, обращение ПриватБанка, прибавка к пенсиям и другое главное за ночь

    Сухоребрые и едва живые: фотографии львов из столичного зоопарка подняли на уши полмира

    Уже длительный период времени православие устанавливает свои обычаи. Каждый верующий человек просто не может ни знать о простых правилах того, как необходимо поминать усопших, когда можно работать на кладбище и какие вековые нормы соблюдать. Именно в этих и многих возникающих по ходу вопросах поможет разобраться эта статья.

    Смещение даты праздника происходит по причине того, что она наступает после Масленицы, так как она в 2020 году наступила в начале марта, то и дата великого праздника смещается из года в год.

    Так в этом 2020 году первый день особого поминовения умерших родственников и близких людей – состоялся в марте, перед Масленицей и постом, 2-го числа. Таким образом эта суббота и обрела свое название Мясопустной. Она – Вселенская, предшествует воспоминанию Последнего суда. В этот день стоит каждому верующему человеку являть свою милость усопшим христианам.

    Традиции празднования Дмитриевской родительской субботы

    Церковь не перестает твердить о том, что каждый верующий должен молиться об усопших, таким образом отдавая им свое почтение и уважение. Конечно же и для этого праздника отведены старинные поминальные народные традиции, о которых подробнее можно будет узнать далее в этой статье.

    Данный церковный праздник, как и все другие имеет свои особенные традиции, которых стоит придерживаться в этот день. Такими традициями есть:

    • Обязательное посещение могил, почивших родных (преимущественно родителей);
    • Заказ службы панихид в церквях и на кладбищах;
    • проведение заупокойных литий и поминальных трапез.

    Посещать церковь на богослужение лучше всего вечером в пятницу, в качестве пожертвования в этот праздник в храм предпочтительнее приносить разные продукты, такие как: хлеб, сладости, фрукты, овощи. Стоит знать, что в число нежелательных продуктов на пожертвование входят: мясо, крепкие спиртные напитки. Все, что верующие принесли в храм принято класть на заупокойный столик. Все эти продукты передаются малоимущим прихожанам и на нужды прихода. Таким приношением каждый сможет облегчить жизнь нуждающихся людей, которые в этот день находятся на службе в храме, а для себя попросить о прощении грехов, в такой великий день все просьбы и молитвы будут услышаны. После приношения еды, принято слушать молитвы, ставить свечи за упокой и поминать усопших.

    Конечно же, может быть такое, что человек не может в этот день посетить храм или кладбище, то достаточно просто помолиться об упокоении почивших, домашняя молитва будет очень кстати.

    Все верующие в этот день придерживаются традиций и поминают всех погибших в годы войны, и конечно же своих усопших родственников.

    Согласно традициям, после того, как христиане отстояли службу в церкви и помолились они могут, отправится на кладбище, для того, чтобы проведать могилы усопших родственников.

    Издавна люди ходили на кладбище к родственникам перед такими большими церковными праздниками, как: Масленица, Троица, Покрова Пресвятой Богородицы и день памяти Димитрия Солунского. Именно последний праздник почитается в народе больше всего.

    Конечно же существует большое количество молитв об усопших родителях, почивших детях, для вдовы и вдовца, об усопшем христианине.

    В канун Дмитриевской субботы, а именно в пятницу православная церковь каждый год служит великую панихиду «парастас». А на следующее утро в праздник день начинается с заупокойной Божественной литургии, а после неё уже следует общая панихида.

    Народные приметы. Когда лучше ездить на кладбище

    Сегодня церковные служители говорят, что для усопших гораздо важнее поминальная служба в этот день, нежели посещение их могил на кладбище. Из этого понимаем, что в православии главное отстоять службу в храме в родительскую субботу.

    Церковь утверждает, что православным первым делом необходимо проникнуться верой к Богу и душою вникнуть в богослужение, выслушать проповеди и молитвы. Проповедь для верующего человека очень важна, так как именно она помогает собраться с силами в любых жизненных ситуациях и поверить в Бога.

    В родительскую субботу не стоит оставаться дома, а лучше всего пойти в храм, для того, чтобы попросить о прощении грехов для усопших близких, а только после этого уже посетить кладбище.

    Принято придерживаться таких поминальных примет в этот день:

    • Человек обязан прийти на кладбище в трезвом виде;
    • В тот момент, когда пришедший на кладбище будет находиться рядом с могилой усопшего, он должен помнить о том, что ни в коем случае нельзя обсуждать какие-то личные проблемы или жизни в целом, разговоры такого плана на кладбище совершенно не уместны;
    • Категорически запрещается уносить с собою что — то из кладбища. Из — за такого поступка человек сам притянет негатив в свою жизнь, взяв на себя большое количество негативной кладбищенской энергии;
    • Мобильные телефоны должны быть отключены, разговаривать на повышенных тонах, ругаться и тем более смеяться категорически запрещено;
    • Так же не правильным будет решать какие — то финансовые вопросы, даже просто достать деньги из кармана, будет крайне неуместно;
    • После того, как человек выйдет из кладбища, ему обязательно необходимо помыть руки и ополоснуть лицо водой;
    • Наиболее подходящие дни для посещения кладбища — это родительские дни после службы в храме. Но также стоит помнить, что есть дни, в которые категорически не стоит ходить на кладбище — это рождественский день.

    По мнению православия, жизнь усопшего продолжается и после смерти, именно поэтому поминание усопших есть такой важной традицией. В день Рождества не рекомендуется ходить на кладбище, по той причине, что это праздник, посвященный земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы, и для молитв о мертвых он не подходит.

    Именно такое отношение и сохранение традиций просит православная церковь, сохранения такого рода праздником, поможет людям верить в собственные сохранять свою веру в Бога. Надеемся, что данная статья помогла разобраться в истории возникновения праздника — Дмитриевской субботы, рассказала об особенностях традиций и запретов в этот день.

    Читать еще:  Читая текст лескова я вспоминаю стихотворение заболоцкого

    Русская Православная Церковь

    Официальный сайт Московского Патриархата

    Главные новости

    В одиннадцатую годовщину интронизации Святейшего Патриарха Кирилла в Храме Христа Спасителя состоялся торжественный прием

    Святейший Патриарх Кирилл предложил добавить в Конституцию РФ упоминание о Боге

    Председатель Государственной Думы России В.В. Володин поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации

    Заместитель председателя Совета Безопасности РФ Д.А. Медведев поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации

    Председатель Правительства РФ М.В. Мишустин поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации

    Архив

    Богослужебные указания за 2 ноября 2020 года

    Димитриевская родительская суббота. Вмч. Арте́мия.

    Прав. Арте́мия Веркольского (службу зри 23 июня).

    В отличие от родительских суббот Мясопустной и Троицкой, имеющих общецерковное значение, о Димитриевской субботе Типикон умалчивает, поскольку эта суббота – русское благочестивое установление.

    Димитриевское поминовение усопших совершается в субботу перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского (26 октября ст. ст.), если с этой субботой не совпадет бденный или полиелейный праздник. При наличии такого совпадения поминовение переносится на субботу, предшествующую субботе перед днем памяти вмч. Димитрия.

    Служба вмч. Арте́мия совершается вместе с субботней службой Октоиха по 13-й главе Типикона.

    Порядок чтений, согласно календарю:

    На вечерне кафизма 18-я.

    На «Господи, воззвах» стихиры на 6: великомученика, глас 4-й – 3, и мученичны Октоиха, глас 2-й (2-й: «И́же земны́я сла́сти…», 3-й: «Святы́м му́чеником…», 4-й: «Ли́цы му́ченичестии…»; см. на «Господи, воззвах») – 3. «Слава» – великомученика, глас тот же: «Разу́мнаго свети́льника…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Пре́йде сень зако́нная…».

    Входа нет. Прокимен дня, глас 7-й: «Бо́же, Засту́пник мой еси Ты. », со стихом.

    На стиховне стихиры Октоиха, глас 2-й (с заупокойными припевами: «Блаже́ни, яже избра́л. », и проч.). «Слава» – великомученика, глас 6-й: «За Христа́ зако́нно…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Моли́твами Ро́ждшия Тя, Христе́…».

    Примечание. «На стихо́вне му́ченичен 1-й, и ме́ртвена два кир Иоа́нна Дамаскина́» (Типикон, гл. 13-я). По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 748–749), если совершается субботняя служба Октоиха 4-го, 5-го или 6-го гласа, где на стиховне вечерни приводится два мученична и один мертвен, нужно, следуя указаниям Устава, петь один мученичен (1-й), а мертвен повторить дважды41.

    Примечание. На субботнем богослужении с «Аллилуиа» припевы вечерних стиховных стихир в службе 2-го и 8-го гласов приводятся в Октоихе на ряду. При совершении субботней службы 1-го, 3-го – 7-го гласов припевы заимствуются с утренних стиховных стихир Октоиха (см.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 748).

    По Трисвятом – тропарь, глас 2-й: «Апо́столи, му́ченицы и проро́цы…». «Слава» – ин тропарь, глас тот же: «Помяни́, Го́споди, яко Благ…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Ма́ти Свята́я…».

    На утрене вместо «Бог Господь» – «Аллилуия»42, глас 2-й, с заупокойными стихами: 1-й – «Блаже́ни, яже избра́л и прия́л еси, Господи», 2-й – «Па́мять их в род и род», 3-й – «Ду́ши их во благи́х водворя́тся».

    Тропарь, глас 2-й: «Апо́столи, му́ченицы и проро́цы…» (дважды). «Слава» – ин тропарь, глас тот же: «Помяни́, Го́споди, яко Благ…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Ма́ти Свята́я…».

    Кафизма 16-я. Обычная малая ектения. Седальны Октоиха, глас 2-й: «Апо́столи, му́ченицы и проро́цы…» (см. по 1-м стихословии), «И́же просвети́вый святы́я Твоя́…» (см. по 2-м стихословии), стих: «Ди́вен Бог во святы́х Свои́х, Бог Изра́илев», и седален: «Страстоте́рпцы Госпо́дни…», стих: «Блаже́ни, яже избра́л…», и седален: «Помяни́, Го́споди, яко Благ…». «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха (см. по 2-м стихословии): «Богоро́дице Де́во Мари́е…». (Ср.: Типикон, гл. 13.)

    Кафизма 17-я (Непорочны) поется, по Уставу, на 2-й глас; эта кафизма разделяется на две части, или статии́43. Припев к стихам 1-й статии: «Благослове́н еси, Го́споди, научи́ мя оправда́нием Твои́м». В конце статии «Слава, и ныне» не поется, но вместо этого трижды (с припевом) последние стихи: «Яко а́ще бы не зако́н Твой…», «Во век не забу́ду оправда́ний Твои́х. ».

    Примечание. Относительно окончания первой и второй статии 17-й кафизмы при заупокойном богослужении существуют следующие мнения: 1) каждый из двух последних стихов первой и второй статии поется по трижды с соответствующим припевом44; 2) в каждой статии два последних стиха объединяются «за един» и поются с припевом трижды45.

    Затем произносится малая заупокойная ектения: «Паки и паки…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Еще́ молимся о упокое́нии душ усо́пших рабо́в Бо́жиих (имя рек)…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Яко да Господь Бог учини́т ду́ши их…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Милости Божия…», певцы: «Подай, Господи». «Господу помолимся», певцы: «Господи, помилуй» (40). Иерей тайно читает молитву: «Боже духо́в и вся́кия пло́ти…». Возглас: «Яко Ты еси Воскресение…». Певцы: «Аминь».

    После этого начинается пение 2-й статии: «Твой есмь аз…» с припевом к стихам: «Спа́се, спаси́ мя»46; последние стихи статии: «Жива́ будет душа́ моя…», «Заблуди́х, яко овча́ поги́бшее. », поются (с припевом) трижды.

    Затем на 5-й глас поются тропари по Непорочных47: «Святы́х лик…» и прочее, с припевом: «Благослове́н еси, Го́споди…». Произносится малая заупокойная ектения (см. по 1-й статии). В конце ее «Господи, помилуй» – 40 раз, а иерей тайно читает молитву «Боже духо́в…». По возгласе поется седален, глас 5-й: «Поко́й, Спа́се наш…». «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «От Де́вы возсия́вый…». Псалом 50-й.

    В храме Господском и Богородицы – храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), великомученика на 4 и Октоиха 1-й (мученичный) на 4.

    Примечание. О пении канонов в храме Воскресения Христова в субботу см. Октоих, ч. 1, с. 699.

    В храме святого – канон великомученика со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), храма на 4 и Октоиха 1-й (мученичный) на 4.

    Библейские песни «Господеви поем…».

    Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы 1-го (мученичного) канона Октоиха.

    По 3-й песни – обычная малая ектения; кондак («Благочести́ваго и венцено́снаго му́ченика. ») и икос великомученика, глас 2-й; седален великомученика, глас 8-й: «Царю́ веко́в угожда́я. ». «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Со́лнца о́блаче. ».

    По 6-й песни – малая заупокойная ектения48. Кондак, глас 8-й: «Со святы́ми упоко́й…» и икос, глас тот же: «Сам Еди́н еси Безсме́ртный…».

    На 9-й песни поем «Честнейшую».

    По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий49 Октоиха: «Иже и ме́ртвыми, и живы́ми облада́яй…». «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха: «Мы о Тебе́ хва́лимся…»50.

    Примечание. Типикон указывает при аллилуйной службе в субботу петь светилен Октоиха. Светилен заимствуется из приложения Октоиха «Светильны дневнии во всю седмицу» и берется по рядовому гласу Октоиха (в данном случае 2-го гласа). Светилен исполняется дважды через «Слава, и ныне», первый раз оканчиваясь словами: «Моли́твами, Го́споди, святы́х Твои́х, и спаси́ мя», а второй – «Моли́твами, Го́споди, Богоро́дицы, и спаси́ мя».

    «Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

    На хвалитех стихиры Октоиха (мученичны), глас 2-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – мертвен Октоиха, глас тот же: «Увы́ мне. », «И ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Прииди́те, Ма́терь Све́та. ».

    «Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.

    На стиховне стихиры Октоиха, глас 2-й (со своими припевами: «Блаже́ни, яже избра́л. », и проч.). «Слава» – великомученика, глас 6-й: «Днесь вселе́нная вся…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Бо́га, из Тебе воплоти́вшагося. ».

    По Трисвятом – тропарь, глас 2-й: «Апо́столи, му́ченицы и проро́цы…». «Слава» – ин тропарь, глас тот же: «Помяни́, Го́споди, яко Благ…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Ма́ти Свята́я…».

    На часах – тропари: «Апостоли, мученицы и пророцы…». «Слава» – «Помяни, Господи, яко Благ…». Кондак: «Со святыми упокой…».

    Литургия свт. Иоанна Златоуста.

    Блаженны Октоиха – 6.

    По входе – тропарь, глас 2-й: «Апостоли, мученицы и пророцы…», ин тропарь, глас тот же: «Помяни, Господи, яко Благ…». «Слава» – кондак, глас 8-й: «Со святыми упокой…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Тебе́ и Сте́ну, и Приста́нище…».

    Прокимен – дня (субботы), глас 8-й: «Весели́теся о Господе…», и заупокойный, глас 6-й: «Ду́ши их во благи́х…».

    Апостол – дня и заупокойный (1 Сол., зач. 270).

    Аллилуиарий – дня (субботы): «Воззва́ша пра́веднии…», стих: «Мно́ги ско́рби пра́ведным…»; и заупокойный: «Блаже́ни, яже избра́л…».

    Евангелие – дня и заупокойное (Ин., зач. 16).

    Причастен – дня (субботы): «Ра́дуйтеся, пра́веднии…», и заупокойный: «Блаже́ни, яже избра́л…».

    Примечание. При совершении в субботу службы с «Аллилуиа» (по 13-й главе Типикона) на Литургии Апостол и Евангелие святого не читается, а прокимен, аллилуиарий и причастен святого не поется.

    41 В субботней службе Октоиха 1-го, 2-го, 3-го и 8-го гласа на стиховне вечерни – один мученичен и два мертвена, а в службе 7-го гласа – два мученична и два мертвена.

    42 «Аллилуиа» обыкновенно поется трижды по трижды (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 754–755).

    43 Порядок священнодействий иерея и диакона см. в субботу Мясопустную.

    44 Ср.: Богослужебные указания на 1958 год для священно-церковнослужителей. М., 1958. С. 25; Последование исходное монахов, Требник [Большой]. М., 1884. СПб., 1995р. Л. 109, 112, 116.

    45 Ср.: Богослужебные указания на 1957 год для священно-церковнослужителей. М., 1956. С. 45; Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 166–167; Последование парастаса, сиречь великия панихиды и всенощнаго бдения, певаемых по усопшим. Петроград, 1884. Л. 6–6 об., 10; Октоих, последование панихиды.

    46 По возгласе: «Яко Ты еси Воскресение…» правый лик начинает петь вторую статию: «Твой есмь аз…». Иерей с диаконом (или диакон) совершают, по традиции, малое каждение (тетрапод окрест, иконостас, лики, народ, местные иконы иконостаса, тетрапод спереди, то есть с западной стороны).

    47 Во время пения тропарей по Непорочных священник с диаконом совершают, по обычаю, полное каждение всего храма.

    48 По традиции, во время пения катавасии 6-й песни, через северные и южные (или через царские) врата священник с диаконом выходят к тетраподу. У тетрапода произносится малая заупокойная ектения (по обычаю, с кадилом). Во время пения кондака «Со святыми упокой…» иерей с диаконом (или диакон) совершают малое каждение (окрест тетрапода, иконостас и предстоящих). После пения кондака и икоса священник с диаконом возвращаются в алтарь.

    49 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 764.

    50 Поскольку в службе великомученика в Минее есть светилен, ексапостиларии допустимо петь следующим образом: светилен великомученика; «Слава» – ексапостиларий Октоиха: «Иже и ме́ртвыми, и живы́ми облада́яй…», «И ныне» – Богородичен Октоиха: «Мы о Тебе́ хва́лимся…».

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector