3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Родительская суббота в сергиевом посаде служба

Расписание богослужений в Троице-Сергиевой лавре

Трапезный храм и Успенский собор
Вечернее богослужение (9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом) – 16.45 Всенощное бдение – 17.00
Ранняя Литургия – 6.15 5.30
Поздняя Литургия – 8.30
После ранней и поздней Литургии служатся панихиды.
В крипте Успенского собора ежедневно (кроме двунадесятых праздников) служатся заказные молебны: в 9.00 с водоосвящением и в 13.00 без водоосвящения.

Троицкий собор
Братский молебен у мощей преподобного Сергия, утренние молитвы и полунощница – 5.30–6.30 Молебен с акафистом преп. Сергию – 5.00–6.30
Средняя Литургия – 6.30 6.30
Молебны с акафистом преподобному Сергию – 8.30–20.30
Начало молебнов в 8.30; 10.30; 12.30; 14.30; 16.30; 18.30
В воскресенье соборный молебен с акафистом преподобному Сергию – 17.00 (если нет всенощного бдения).
В пятницу соборный молебен Божией Матери с акафистом – 17.00 (если нет всенощного бдения).
Освященное масло можно получить за свечным ящиком.
Накануне воскресных, двунадесятых и великих праздников после всенощного бдения с литией совершается исповедь (около 21.00), а в сам день праздника – дополнительная средняя Литургия в Успенском соборе в 8.30.
Надкладезная часовня открыта ежедневно с 8.00 до 20.00.
Пятницкая часовня открыта ежедневно с 9.00 до 17.00.
На Пасху, в дни Великого поста и в некоторые двунадесятые и престольные праздники богослужения совершаются по особому расписанию. Телефон для справок (496) 540-53-34.

Храм в честь Покрова Божией матери в Московской духовной академии
Вечернее богослужение (9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом) – 16.45 Всенощное бдение – 17.00
Исповедь в исповедальне Академии – 6.00 7.00
Литургия – 6.20 7.45
По средам совершается акафист Покрову Божией Матери (кроме дней, когда совершается всенощное бдение) – 18.20

Храм во имя Преподобного Иоанна Лествичника в семинарии
(вход с западной стороны Лавры только во время богослужения)
Вечернее богослужение (9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом) – 16.45 Всенощное бдение – 17.00
Исповеди в притворе храма нет Исповедь в притворе храма – 7.00
Литургия – 6.20 7.30
По средам (кроме дней, когда совершается всенощное бдение) чередуются акафист Иисусу Сладчайшему и параклисис Божией Матери – 18.20

Храм святых апостолов Петра и Павла
(находится с северной стороны Лавры, ул. 1-й Ударной Армии, д. 17, тел. 8 (496) 547-36-45).
Ежедневно
Вечернее богослужение 17.00
Литургия 7.40
Таинство соборования 12.00
Чин изгнания злых духов (отчитывание бесноватых) совершает архимандрит Герман в четверг, пятницу и субботу, кроме двунадесятых праздников, в 12.00 в храме святых первоверховных апостолов Петра и Павла (г.Сергиев Посад, ул. 1-ой Ударной Армии). Справки по тел. (496) 547-36-45.

Какие требы заказать
Перед службой в храмах Лавры можно подать записки о здравии и упокоении. Простые записки самостоятельно оставляются в предназначенных для этого корзинах, а заказные отдаются дежурному. На добровольное пожертвование во всех храмах Лавры можно заказать сорокоуст – молитвенное поминовение человека в течение сорока дней.
Учитывая, что ежедневно в Лавру приезжает большое число паломников, просим проявить умеренность при написании записок. Едва ли будет правильным пытаться вместить на одной записке всех близких и дальних родственников вместе со всеми знакомыми. Лучше постараться выбрать 10 – 15 имён тех, кто прежде всего нуждается в вашей молитве.
Заказные молебны совершаются в крипте Успенского собора. Там же можно освятить привезенную с собой икону или нательный крест.
Для совершения таинств крещения, венчания, отпевания и других треб лучше обратиться в любой приписной к Лавре храм – поскольку традиционно в монастырях эти требы не совершаются. В непосредственной близости от Лавры находятся храмы Пятницкого подворья (по правую сторону при выходе из Лавры, пр-т Красной Армии, 127., тел. +7 (968) 717-25-41), а также храм св. апостолов Петра и Павла (за Каличьей башней, пр. 1-й Ударной Армии, 17, тел. (496) 547-36-45 ).
На Пятницком подворье, как и в храмах Лавры, богослужение совершается ежедневно. Вы можете подать поминовение на сорок дней (сорокоуст), или на более продолжительный срок – на полгода или же на год. Еженедельно по воскресным дням перед Божественной Литургией совершаются заказные молебны. Начало молебна – 8.00.
В храме св. апостолов Петра и Павла, который находится за стенами Лавры по адресу ул.1-й Ударной Армии, д. 17, можно заказать поминовение на «неусыпаемой псалтири» – когда чтение Псалтири в храме идёт постоянно и не прекращается ни днём, ни ночью. Подавать можно как за живых, так и за усопших.
Свечи и просфоры в храмах Лавры раздаются на пожертвование. Свечи о здравии нужно ставить на круглые подсвечники, об упокоении – на канон (квадратный низкий подсвечник у Распятия).

Как исповедаться и причаститься
В Троицком соборе в 6:30 начинается Литургия, в Трапезном храме или Успенском соборе в 8:30 – Литургия, а в 17:00 — Всенощное бдение.
Исповедаться можно на втором этаже Надвратного храма св. Иоанна Предтечи. Исповедь к ранней Литургии начинается в 6 утра, к поздней – в 9. Расписание исповеди и Богослужений смотрите здесь. Перед исповедью читаются особые молитвы. Не опаздывайте! Даже если вы не готовились к Причастию, все равно стоит приехать к началу службы. В любом случае время, проведенное в храме, станет для вас благодатным и радостным. Перед входом в храм не забывайте выключать свои мобильные телефоны.

Поездки в Троице-Сергиеву Лавру осуществляет туристическая компания «Семейный Чемодан»

Родительская суббота. Поминаем наших усопших

Жизнь коротка, не упустите существенное!

Слово протоиерея Александра Шаргунова на Димитровскую родительскую субботу …

Это поминовение в честь и память великомученика Димитрия Солунского было впервые совершено преподобным Сергием Радонежским после Куликовской битвы и продолжается из века в век. Церковь верно молится за всех воинов православных, живот свой за веру и Отечество на поле брани положивших. Сколько погибло их в Великую Отечественную войну 1941-1945 годов — ни один дом, наверное, не обошло горе. Мы сугубо поминаем в этот день невинно убиенных в октябре 1993 года и недавно погибших в Чечне и Южной Осетии. Моряков на подводной лодке «Курск». Всех утонувших и сгоревших в катастрофах и стихийных бедствиях. Всех в последние годы насильственно жизни лишенных, среди которых немало священников, стариков, девиц и детей. И молимся, как всегда, за всех усопших, сподобившихся принять святое крещение. Просим тех, кто кровью своей запечатлел верность заповеди Христовой, заступиться за них пред Господом.

Бесчисленны имена усопших, которые произносятся в ектении, читаются в записочках о упокоении. Это члены нашей семьи, те, кого мы особенно любим. Те, кто упокоился вдали от нас, и которых мы иногда забываем. Те, с кем порой у нас были трудные отношения. Наши предки и все те, кому мы обязаны жизнью. Наши соседи и наши близкие. Те, кого мы хорошо знали. Те, кто умер в этом году. Те, кто умер давно. Сколько гробов каждый день выходит из домов нашего города, из всех селений вымирающей нашей России! Среди них ― те, кого все знают благодаря прессе и телевидению ― художники, писатели, ученые и прочие знаменитости. И толпы безвестных, ничем не прославленных, почти безымянных. Те, кто были счастливы, и те, для кого жизнь была бездной отчаяния. Те, кто были благородными и щедрыми, и те, кто были ко всему безразличными. Те, чьи надгробные памятники всегда украшены цветами, и те, чьи братские могилы давно сравнялись с землей. Те, кто верили, что сподобятся рая, и те, кто ни на что не надеялись.

Вслушаемся в то, что поет Церковь, и постараемся услышать за этим пением голоса усопших. Слава Богу, что мы находим время, чтобы придти ради них в храм, остановиться среди нескончаемого бега жизни и смерти. Не ограничимся подачей свечек и записочек или принесением на могилу цветочков. Воскресим в нашей памяти то, чем они были. На расстоянии мы видим их лучше, подлинней. Мы различаем их главные черты. Мы по-новому воспринимаем все, в чем проявились их слабости, их хрупкость, но также их доброта, их глубина, их единственность и неповторимость. Вечность дается человеку, чтобы он мог избавиться от всего, что было не так, чтобы как в огне сгорело все, что недостойно истинной жизни.

Читать еще:  Почему нельзя вспоминать умерших на ночь

Пусть наша личная память об усопших соединится с вечной памятью Церкви во Христе Иисусе. Мы все прекрасно знаем, когда умирает кто-то из наших близких, какими бы ни были наши отношения, внезапно открывается, как недостаточно мы проявляли к ним любви. И мы понимаем, что теперь это совершенно непоправимо. Но Христос по-прежнему обнимает всех на Кресте и дает, пока мы живы, новые возможности. Услышим, что говорят нам наши усопшие: «Жизнь коротка, не упустите существенное!»

Ныне день молитвы за них и с ними. Некоторые из них, может быть, уже в славе и созерцают лицо Господне. А другим еще надо очистить свои запачканные в грязи греха одежды, прежде чем они смогут войти в дом Отчий. Они жаждут этого очищения и надеются на наше заступничество. Пусть наша молитва соединится с евхаристическим приношением Церкви о всех и за вся. И с предстательством тех, кто, приобщившись Христу, жизнь свою положил за друзей своих. Чтобы все могли научиться Христовой любви. Потому что Бог уготовал встречу лицом к лицу для любящих Его.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

ДМИТРИЕВСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА: ИСТОРИЯ УСТАНОВЛЕНИЯ, ТРАДИЦИИ, МОЛИТВЫ

Димитриевская родительская суббота – ближайшая суббота перед днем памяти св. великомученика Димитрия Солунского (26 октября / 8 ноября). Установлена после битвы на Куликовом поле. Первоначально поминовение совершалось по всем воинам, павшим в этом сражении. Постепенно Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших православных христиан.

История установления

Димитриевская суббота установлена великим князем Димитрием Донским. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле над Мамаем 8 сентября 1380 года Димитрий Иоаннович по возвращении с поля брани посетил Троице-Сергиеву обитель. Преподобный Сергий Радонежский, игумен обители, ранее благословил его на битву с неверными и дал ему из числа братии своей двух иноков – Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Оба инока пали в бою и были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове монастыре.

В Троицкой обители совершили поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, заупокойным богослужением и общей трапезой. Со временем сложилась традиция совершать такое поминовение ежегодно. С Куликова поля не вернулись более 250 тысяч воинов, сражавшихся за Отечество. В их семьи пришла вместе с радостью победы и горечь утрат, и этот частный родительский день стал на Руси по сути вселенским днем поминовения.

С тех пор в субботу перед 26 октября / 8 ноября – днем памяти святого Димитрия Солунского (день тезоименитства самого Димитрия Донского) – на Руси повсеместно совершали заупокойные богослужения. Впоследствии в этот день стали совершать поминовение не только воинов, за веру и Отечество жизнь свою на поле брани положивших, но и всех усопших православных христиан.

Традиции

В Димитриевскую родительскую субботу традиционно посещают могилы почивших родных, в церквях и на кладбищах служат панихиды и заупокойные литии, устраивают поминальные трапезы.

В этот день, как и в другие родительские дни (на мясопустную и Троицкую субботы, в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста), православные христиане молятся об упокоении душ почивших христиан, преимущественно родителей. Но Димитриевская суббота несет в себе еще особый смысл: установленная после Куликовской битвы, она напоминает нам обо всех тех, кто погиб, пострадал за православную веру.

Если нет возможности в эти дни посетить храм или кладбище, можно помолиться об упокоении почивших в домашней молитве. Вообще Церковь заповедует нам не только в особые дни поминовения, но каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва:

Молитва об усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по помяннику – небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые и в домашней молитве, и во время церковного богослужения, православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

Церковное поминовение в родительскую субботу

Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, необходимо прийти в храм на богослужение вечером в пятницу накануне родительской субботы. В это время совершается великая панихида, или парастас. Все тропари, стихиры, песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших. Утром в саму поминальную субботу совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду.

Для церковного поминовения на парастас, отдельно на литургию, прихожане готовят записки с поминовением усопших. В записке крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины). Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).

Кроме того, в качестве пожертвования в храм принято приносить продукты. Как правило, на канон кладут хлеб, сладости, фрукты, овощи и т.д. Можно приносить муку для просфор, кагор для совершения литургии, свечи и масло для лампад. Не положено приносить мясные продукты или крепкие спиртные напитки.

Необходимо помнить

Молитва за усопших – это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе – все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа.

Родительская суббота

7 июня — Троицкая родительская суббота — день общерусского поминовения усопших, приходящийся на субботу перед Троицей (на Зелёных Святках). В России и на юго-востоке Белоруссии считается самым большим и почитаемым поминальным днём.
В церковном календаре именуется Вселенской родительской субботой. Во время вселенской панихиды в этот день Церковь поминает всех умерших православных христиан.

На Троицу в церкви ставят простые букеты, а после службы в церкви этими букетами украшают свой дом. В древности считалось, что хорошо взять из церкви на Троицу пучок травы, засушить его и беречь целый год как оберег от дурного глаза случайного гостя.
Установление традиций этого дня произошло ещё в апостольские времена.
Основными из этих традиций, как и в первую Вселенскую родительскую субботу (мясопустную), которую отмечают перед мясопустной неделей, являются общие всецерковные панихиды, заупокойные богослужения, литургии и поминовение всех усопших христиан. По сложившемуся обычаю, уже после посещения храма верующие проведывают могилы своих почивших родных.

Троицкую субботу отличает от других родительских суббот то, что в этот день нужно молиться за всех людей, даже за тех, кто попал в ад. Соборная заупокойная молитва для них – это большая помощь.

В день Троицкой родительской субботы принято ходить на службу, где читается 17-ая кафизма. В ней поминаются все усопшие христиане (от века), а священнослужители в эту субботу поминают все записки, поданные прихожанами. Такая общая молитва очень важна для усопших. Вечером 17-ую кафизму можно читать и дома.

Читать еще:  Поминальная суббота в 2018 году какого числа

Храм обязательно следует посетить, но надо учесть, что в храме не совершаются панихиды после вечерни. Вместе со всеми, во время церковной службы следует попросить у Господа вечного упокоения и прощения для душ умерших родных.

В этот день православным христианам можно и нужно поехать на кладбище на могилы родственников. Это делается после того, как родственников помянули в церкви. Принято считать, что ушедшие в мир иной молятся за нас именно в то время, когда мы молимся за них.

ДРЕВНИЕ ТРАДИЦИИ
С собой на кладбище в Родительскую субботу перед Троицей приносят поминальную еду, троицкие березовые ветки, цветы, венки, веники. Одной из традиций Троицкой субботы является «опахивание могил» родных березовыми веточками. Так же на кладбищах на Троицкую субботу с давних времен принято было устраивать ритуальную трапезу. Основные блюда такой трапезы — кутья, блины, яйца, покрашенные свежей зеленой листвой берез.
Умершего было принято приглашать к трапезе словами: «Приди (называли имя) и поешь» или «Выходи и угощайся».
Посещение могил родственников на Троицкую субботу нередко заканчивалось веселым гуляньем, которое устраивали здесь же, на кладбище.
Поминовение усопших в Родительскую субботу перед Троицей продолжается и после посещения кладбищ.
Кстати, еще одной древнерусской традицией Троицкой субботы был обычай топить баню для умерших. Считалось, что в этот день необходимо растопить баню, а после того, как все члены семьи попарятся в ней, необходимо оставить воду и веник для «родителей».
И еще одним обычаем Троицкой субботы является обязательная раздача милостыни всем нуждающимся.
На Троицкую субботу нужно поминать усопших, не забывайте только о том, что пить спиртные напитки на могилах категорически запрещено. Согласно церковной традиции, распивание спиртных напитков на могилах — кощунство.

Этот день — праздник памяти, день грусти. Поминая в Троицкую родительскую субботу умерших, давайте отложим все дела и посетим то место, где нашли они вечный покой. Пусть подарит им Господь Царствие небесное и простит им все земные прегрешения, а мы не будем забывать молиться об этом.

ДИМИТРОВСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА

Димитриевская родительская суббота – это поминальная суббота перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского (26 октября/8 ноября).

Предстательством святого великомученика Димитрия Солунского Мироточивого и молитвенным ходатайством преподобного чудотворца Сергия Радонежского русскими воинами была одержана важнейшая в истории нашего Отечества победа над иноверной татаро-монгольской ордой в Куликовсковом поле.

После победы в Куликовской битве в память о русских воинах, павших в сражении с Мамаем, была установлена для общецерковного поминовения Дмитриевская родительская суббота. В первый раз эта панихида была совершена 20 октября 1380 года в Троицком монастыре преподобным Сергием Радонежским в присутствии святого благоверного великого князя Димитрия Донского.

Первоначально поминовение совершалось по воинам, павшим в этом сражении. Впоследствие в этот день стали совершать поминовение не только воинов, за веру и Отечество жизнь свою на поле брани положивших, но и всех усопших православных христиан..

Церковное поминовение в родительскую субботу

Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, необходимо прийти в храм на богослужение вечером в пятницу накануне родительской субботы. В это время совершается Великая панихида, или Парастас – Утреня с торжественным чтением священнослужителями 17-й кафизмы. Все тропари, стихиры, песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших. Утром в саму поминальную субботу совершается Божественная литургия, после которой служат общую панихиду.

Для церковного поминовения на Парастас, отдельно на Литургию, прихожане готовят записки с поминовением усопших. В записке крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже, причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины). Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).

Кроме того, в качестве пожертвования в храм принято приносить продукты.

Молитва за усопших – это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе – все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа.

Проповедь арх. Кирилла (Павлова)
в Димитриевскую родительскую субботу[1]

Возлюбленные о Господе братия и сестры, чадолюбивая наша матерь Святая Церковь собрала нас сегодня на заупокойный праздник, именуемый Димитриевской родительской субботой, для того чтобы каждый из нас по мере своего усердия, по мере своей любви к отшедшим от нас нашим близким и сродникам, при живой несомненной вере в непрекращающуюся их жизнь за гробом принес свою горячую молитву об их упокоении, чтобы наши молитвы слились в единую общую молитву, чтобы едиными устами и единым сердцем просить милосердного Господа о помиловании наших усопших и о вселении их в месте светле, в месте злачне, в месте покойне. А о том, насколько необходима и важна молитва за усопших, помимо других примеров, уверяет нас характерный случай, описанный в житии преподобного Макария Великого.

Однажды преподобный Макарий, шествуя по пустыне, нашел на земле сухой череп. Поворачивая его своим жезлом, он заметил, что череп издает какой-то звук.

– Чей ты, череп? – спросил святой старец.

– Я был начальником всех обитавших здесь жрецов, – послышался голос из черепа. – А ты – авва Макарий, исполненный Духа Божия. Когда ты молишься за нас, сущих в муках, то мы испытываем некоторую отраду.

– Какую же вы испытываете отраду и какую муку? – опять спросил Преподобный у черепа.

– Как небо далеко отстоит от земли, так велик огонь, в котором мы мучаемся, опаляемые отовсюду, с ног до головы, – со стенанием проговорил голос, – и даже не можем видеть друг друга. Когда же ты молишься за нас, то мы отчасти друг друга видим, и это доставляет нам некоторую отраду.

Прослезился Преподобный и сказал:

– Несчастен тот день, когда человек преступил заповедь Божию.

Потом спросил он:

– А есть ли муки другие, большие?

– Есть еще другие люди, которые находятся под нами, глубже. Мы, которые не познали Бога, имеем еще некоторое утешение от милосердия Божия, а те, которые, познавши Бога, отверглись Его и не исполняли Его заповедей, те испытывают тягчайшие, несказанные муки.

После этих слов Макарий закопал череп в землю и пошел в большом раздумье.

Вы слышали, дорогие, что молитва Преподобного доставляла некоторую отраду даже язычникам; тем более церковная молитва доставит отраду и окажет свое благотворное влияние на души усопших христиан, за которых принесена Голгофская Жертва, которых Господь искупил Своею бесценной Божественной Кровью. Молитесь, дорогие, за усопших с усердием, с любовью, поминайте их добрым словом. Вспомните их добрые дела, их труды, их добрые качества, наконец, вспомните, что у нас общий жребий, одна и та же дорога, и пусть уже это воспоминание побуждает с любовью, с усердием молиться за усопших.

Любовь, которую нам заповедал Господь наш Иисус Христос, должна простираться не только на живых, но и на ушедших от нас наших близких и родных. К усопшим наша любовь должна быть даже больше, потому что живые наши ближние сами могут себе помочь покаянием или совершением добрых дел и таким образом облегчить участь свою, но усопшие помочь себе уже ничем не могут, вся их надежда на облегчение своей загробной доли – только на оставшихся в живых членов Церкви. Мы должны им в этом сочувствовать, тем более что участь их нам неизвестна. В большинстве ведь люди умирают с грехами. Верно слово, что во грехах мы рождаемся, во грехах и проводим свою жизнь и хотя мы каемся и причащаемся, но тем не менее опять грешим, так что смерть нас всегда застает во грехах. А раз так, то как мы должны заботиться о помиловании наших усопших и молиться за них! Если бы неожиданно отверзлись двери вечности, в которой находятся их души, то перед нами предстала бы умилительная картина безмолвной мольбы наших единокровных братьев, просящих наших молитв за них, – и какая душа не содрогнулась бы при виде этих миллионов душ, вопиющих о помощи! Ведь участь усопшего подобна положению человека, который плывет по очень опасному месту. А наши молитвы являются как бы тем спасительным канатом, который мы подаем ближнему в этот опасный момент. А поэтому как приятно будет тому человеку, который исполнял свой христианский долг, молился, когда мы все там, за гробом, встретимся, увидим друг друга лицом к лицу и услышим от наших собратий благодарность за помощь им! И напротив, какой будет горький упрек тем, которые не помогли родным, близким людям в опасное время своими молитвами!

Читать еще:  Троицкая родительская суббота

Один афонский схимник очень любил молиться за усопших. Однажды во время молитвы он неожиданно впал в забытье, и им овладело полусонное состояние. И видит он себя среди прекрасного луга, на котором росло множество чудесных цветов, а впереди перед ним раскинулся изумительнейший сад со многими ароматными деревьями. Долго старец любовался этим райским садом. Затем он обернулся направо и увидел красивые беленькие домики и возле одного из них – своего старого знакомого, который недавно умер и за которого он молился. Схимник подошел к нему, поцеловал его и спросил:

– Как ты здесь живешь?

– Хорошо, – отвечал тот, – по милости Божией нахожусь среди этого красивого места.

– А знаешь ли ты, что я молюсь за тебя? – спрашивает его старец.

— Как же не знаю, все знаю и спасибо тебе за это. Когда вы поминаете нас на проскомидии или на Божественной литургии, то в это время здесь для нас бывает духовный праздник.

Так вот видите, дорогие, что усопшие наши всё знают и всё слышат. И мы должны несомненно веровать, что со смертью общение между усопшими и живыми не прекращается, что оно существует. Смерти, как таковой, нет. Только на время человек разрешается от своего тела, оставляет этот видимый и переселяется в другой, невидимый для нас, мир. Спаситель говорит, что Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк. 20, 38). И бывали случаи, когда усопшие, по воле Божией, являлись живущим, чтобы свидетельствовать им о своей новой жизни, или побудить молиться, или предупредить о какой-либо опасности, являя им таким образом бессмертие души человеческой.

По свидетельству всех Святых Отцов, сильнейшим средством для облегчения участи усопших является принесение Бескровной Жертвы, но так как на Божественной литургии не всякий имеет возможность присутствовать, то не надо пренебрегать и частной, домашней молитвой. Можно молиться за усопших и утром, и вечером, и дома, и на пути, и за работой – во всякое время и на всяком месте, и Бог примет такую молитву, если она будет исходить от чистого, любящего сердца и будет соединена с живой верой в Господа Иисуса Христа. Мы не можем молиться только за тех ближних, о которых знаем, что они умерли в упорном неверии, при жизни своей издевались над христианскими истинами и отошли в мир иной без признаков раскаяния. Такой человек – хулитель Духа Святого, и ему грех его не простится ни в сей век, ни в будущий (см.: Мф. 12, 31-32). А за тех, которые умерли в вере и с раскаянием, надо молиться, и можно быть смело уверенными, что молитвы наши облегчат их участь.

Поэтому, дорогие братия и сестры, помолимся сегодня за усопших наших родных и за всех вообще почивших православных христиан. Пусть наши сердца, проникнутые чувством любви и благодарности к усопшим, сольются сейчас в едином общем молитвенном вопле к Богу о помиловании их, о прощении их грехов, вольных и невольных, и о вселении их в обители праведных. Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная!

[1] Ищите прежде Царствия Небесного. Архимандрит Кирилл. 2002 г., Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, с. 423-428

Храм Петра и Павла в Сергиевом Посаде — описание, расписание богослужений

К северу от Свято-Троицкой Сергиевой Лавры расположен удивительный по своему архитектурному решению храм Петра и Павла. Сергиев Посад стал местом, куда стекаются тысячи верующих людей. Здесь они ищут умиротворения и ответы на извечные вопросы.

Расписание богослужений

Храм Петра и Павла в Сергиевом Посаде открыт для верующих каждый день. Службы здесь проводятся без выходных. Литургия начинается в 7:40, а вечерняя служба в 17:00. Ежедневно в 12:00 проводится таинство соборования.

Особенностью храма Петра и Павла в Сергиевом Посаде является то, что еженедельно в пятницу, субботу и воскресенье, исключая великие праздники архимандритом Германом совершается чин изгнания злых духов. Одержимых бесами привозят сюда во всех концов страны. Запись на это мероприятие производится заранее.

Адрес храма

В обитель святых может заглянуть любой человека с любого конца мира. Храм открыт для всех и расположен по адресу: г. Сергиев Посад, улица 1 Ударной Армии.

Историческая справка

В 1608 году объединенная польско-литовская армия напала на Троицево-Сергиевую лавру. Осада длилась долго, но стены монастыря выдержали натиск врагов. На месте нынешнего храма Петра и Павла находилась Конюшенная слобода, на месте которой неоднократно происходили ожесточенные бои. По словам летописцев «земля в этом месте орошена кровью, как каплями дождя». В память о мужестве защитников крепости была освящена небольшая Вознесенская церковь, построенная из дерева.

К 1820 году строение обветшало, его снесли и возвели кирпичный храм Петра и Павла (Сергиев Посад). Его построили в стиле классицизма, что разительно отличало новый храм от других монастырских построек. При этом была сохранена схема и план первоначального храма. Появились лишь новые приделы с южной и северной сторон.

В строительстве обновленного храма Петра и Павла в Сергиевом Посаде принимал активное участие крестьянин из Кокуева Г.А. Лобов, о чем есть записи в церковных архивах.

К концу XIX века приход насчитывал 185 дворов. В первые годы XX века храм был отреставрирован, рядом с ним была возведена колокольня. Но грянувшая революция изменила судьбу церкви кардинально. В 1939 году, несмотря на увещевания прихожан, которых по официальным данным было 592 человека, ее закрыли, а спустя несколько лет взорвали колокольню. Часть построек была разобрана и пущена на нужды города, в том числе и на строительство рынка.

Еще об этом уникальном месте известно, что в 1920 году неподалеку жил иеромонах Алексий, после закрытия Зосимовской пустыни. Именно этому святому человеку было доверено тянуть жребий, предрешивший судьбу Митрополита Тихона.

Лишь в 1990 году изрядно обветшавший храм без куполов, крестов и церковной утвари был возвращен церкви. Сейчас он восстановлен и в нем вновь проводятся богослужения, возносятся молитвы и звучат песнопения.

Культурное наследие

Храм Петра и Павла в Сергиевом Посаде – единственный в городе архитектурный памятник, который относится к эпохе классицизма, возведенный в XIX веке. К сожалению, после реставрации были установлены пластиковые двери, не вписывающиеся в исторический облик.

Изначально у храма была важная градообразующая роль, ведь для большинства жителей слободы это был домовой храм, где проводились все важнейшие церковные таинства.

Сегодня храм Петра и Павла снова является центром притяжения верующих. Он открыт для прихожан каждый день.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector