0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Родительские субботы в 2017 году православные календарь

Все дни

Все дни — праздники, события, даты. Узнай сегодня то что будет завтра!

Страницы

Родительские субботы 2017 — какие родительские дни будут в 2017 году

Родительские субботы 2017 — какие родительские дни будут в 2017 году:

Когда в 2017 году следует отдавать дань памяти умершим дорогим и родным людям? Конечно, в дни их рождения, именин и смерти. Эти дни для каждого индивидуальны.

Но также православной церковью установлены специальные дни поминовения усопших, предназначенные для проведения в храмах богослужения – панихиды для всех упокоившихся христиан (в народе их называют родительскими днями). Для этого отведена суббота. Суббота ещё с библейских времен была обозначена как день покоя и молитв. Именно в такой день и следует молиться за ушедших в мир иной. Таких родительских суббот в церковном календаре 2017 года шесть.

Две из них особенные, когда в храмах торжественно служится Вселенская панихида, в которой возносится молитва обо всех усопших христианах. Вселенская панихида служится в Мясопустную субботу 18 февраля 2017 года перед Мясопустной неделей и в родительскую Троицкую субботу, которая в 2017 году выпадает на 3 июня 2017 года. В эти субботы верующие обязательно приходят в церковь, чтобы сообща помолиться о своих ушедших родных.

Еще три субботы в церковном календаре отведены в дни Великого поста для молитв об усопших. Во время поста в храмах не проводятся заупокойные литургии, кроме этих трех дней. Это Родительские субботы 11 марта 2017 года во вторую неделю, 18 марта 2017 года в третью неделю и 25 марта 2017 в четвертую неделю поста.

Последняя в 2017 году родительская суббота называется Димитриевской, накануне дня святого Димитрия Солунского (8 ноября) и выпадает в 2017 на 4 ноября 2017 года (перенесена на 28 октября 2017). Эта родительская суббота как день памяти по погибшим пришла к нам со времен Дмитрия Донского, учредившего его в память о павших в Куликовском сражении воинах. Сейчас в эту субботу церковь поминает всех усопших христиан.

Родительские дни в православном календаре бывают и не в субботу. Радоница всегда выпадает на вторник, на девятый день после Пасхи. В 2017 году Радоница будет 25 апреля 2017 года. Радоница – особенный день, когда каждый старается прийти на могилы умерших родных, навести там порядок, помянуть усопших, прочитать молитву.

Погибшим воинам в нашей стране всегда отдавалась особенная честь и память. Для поминовения павших в войнах в Русском православном календаре отведены специальные дни. Панихида за погибших во время Великой Отечественной войны проводится в храмах 9 мая 2017, во вторник.

11 сентября 2017 года, понедельник, также является днем памяти павших православных воинов, и установлен еще в 18 веке по указу Екатерины II после русско-турецкой войны. 11 сентября также день усекновения главы Иоанна Предтечи, погибшего за истину. Верующие держат 11 сентября строгий пост.

* 18 февраля 2017 года – Вселенская мясопустная суббота;
* 11 марта 2017 года – 2-я суббота Великого поста;
* 18 марта 2017 года – 3-я суббота Великого поста;
* 25 марта 2017 года – 4-я суббота Великого поста;
* 25 апреля 2017 года , вторник – Радоница;
* 9 мая 2017 года, вторник – день памяти по погибшим в Великой Отечественной войне;
* 3 июня 2017 года – Вселенская Троицкая суббота;
* 11 сентября 2017 года, понедельник – день поминовения усопших православных воинов;
* 4 ноября 2017 года (в 2017 году перенесена на 28 октября 2017 года, т.к совпадает с праздником Казанской иконы Божьей матери) — Димитриевская родительская суббота.

Также предлагаем ознакомиться с числами Родительских суббот 2018 года.

Родительские субботы в 2017 году – какого числа?

Из этой статьи Вы узнаете, какого числа будут православные родительские субботы в 2017 году. Также Вы узнаете о смысле этого Вселенского богослужения.

Родительские субботы в 2017 году

Нередко эти особые дни поминовения усопших называют «вселенскими родительскими субботами». Это неверно. Вселенских поминальных суббот две: Мясопустная (в субботу, предшествующую Неделе о Страшном суде) и Троицкая (в субботу, предшествующую празднику Пятидесятницы, или называемому еще праздником Пресвятой Троицы – дню рождения Церкви Христовой).

Основной смысл этих «вселенских» (общих для всей Православной Церкви) заупокойных богослужений – в молитве за всех преждепочивших православных, независимо от их личной близости нам. Это дело любви, не разделяющей мир на своих и чужих. Основное внимание в эти дни – всем тем, кто соединены с нами высшим родством – родством во Христе, и в особенности тем, кого некому помянуть.

Родительские субботы в 2017 выпадают на следующие даты:

  • Вселенская родительская суббота (мясопустная) – 18 февраля 2017 года.
  • Суббота 2 седмицы Великого поста – 11 марта 2017 года.
  • Суббота 3 седмицы Великого поста – 18 марта 2017 года.
  • Суббота 4 седмицы Великого поста – 25 марта 2017 года.
  • Поминовение усопших воинов – 9 мая 2017 года.
  • Радоница – 25 апреля 2017 года.
  • Троицкая родительская суббота в 2017 году – 3 июня 2017 года.
  • Димитриевская родительская суббота – 4 ноября 2017 года.

Для преимущественного поминовения лично нам дорогих людей существуют другие родительские субботы. В первую очередь это 2-я, 3-я и 4-я субботы Великого Поста, и кроме них – установленная в Русской Православной Церкви Димитриевская родительская суббота, которая изначально была предназначена для поминовения воинов павших в Куликовской битве, но постепенно стала общим поминальным днем.

Эта поминальная служба выпадает на субботу, предшествующую памяти св. вмч. Димитрия Солунского – святого покровителя кн. Дмитрия Донского, по предложению которого после Куликовской битвы и было установлено ежегодное поминовение воинов. Но со временем память воинов-освободителей была вытеснена в народном сознании, что весьма прискорбно, превратив Димитриевскую поминальную субботу в один из «родительских дней».

Почему «родительские»? Ведь мы поминаем не только родителей, но и других людей, зачастую никакими родственными узами с нами не связанных? По разным причинам. В первую очередь даже не потому, что родители, как правило, вперед своих детей покидают этот мир (и поэтому тоже, но не это главное), а потому, что вообще первоочередной долг наш молитвенный – за наших родителей: из всех людей, чья временная земная жизнь окончена, мы в первую очередь должны тем, через кого мы этот дар жизни получили – родителям и прародителям нашим.

Разумеется, поминовение покойных не ограничивается несколькими днями. Панихиды служить можно, за редким исключением, круглый год, но есть такие субботние дни, в которые Церковь призывает всех своих чад объединяться в молитве о своих усопших. Чего греха таить – мы иной раз подзабываем поминать своих покойных даже на домашней молитве (родителей еще помним, но чем старше становимся, тем больше таких людей, которые оставили след в нашей жизни, да и покинули этот мир, а память наша, наоборот, слабеет), я уж не говорю о том, чтобы пойти в храм и на панихиду за них подать. Вот и нужны такие дни, когда больше некогда откладывать.

Есть и другой аспект заупокойного поминовения, отразившийся в наименовании этих суббот «родительскими»: родовая традиция, родовая связь поколений, связь живых и усопших, связь между собой живых, объединенных общими усопшими предками, общезначимыми для рода личностями, событиями, памятными местами. Это аспект общечеловеческий, дохристианский, находивший в древности мифологическое и ритуальное оформление в различных языческих культах, реминисценции которых поныне проглядывают в «народном православии».

И тут очень важно с одной стороны не путать христианскую традицию с вплетенным в нее языческим наследием, аккуратно выявляя и удаляя последнее, с другой же – бережно относиться к родительским субботам как средству единения людей именно потому, что христианская традиция поминовения усопших помогает осмыслить единство человеческого рода в Отце Небесном, к усыновлению Которому мы все призваны.

Люди осознают, «чьих они будут» в ограниченном плане близких и дальних родственников, задумываются (во всяком случае, получают повод задуматься) о том, что было в их роду достойного принятия и передачи, а что стоит помнить лишь для того, чтобы по наследственной предрасположенности не повторить.

Однако это – лишь начало, отправная точка осознания единства человеческого рода, произошедшего от прародителей, сотворенных Богом по Своему образу и подобию. Осмысление всечеловеческого родства по плоти должно возводить к осмыслению родства в Боге; ограниченное единство по плоти – опорная точка для стремления обрести всечеловеческое единство во Христе. И если этого не происходит, нет речи о единстве христианском. Это единство языческое, даже если осуществляется оно между людьми, принадлежащими к Церкви Христовой. Оно языческое по духу.

Кровь, родственные узы, национальная идентичность, геополитическое единство – все это прекрасно, пока не становятся приоритетной ценностью, а то и самоцелью. А вера православная, религия, Церковь как институт низводятся тогда на уровень «главной государственной скрепы», которую защищают, да, но защищают в соответствующем духе – языческом, кощунственно используя православную атрибутику, подстраивая ее постулаты под абсолютизированные ценности преходящего мира.

Родительские субботы, посвященные нашим покойным – людям, опередившим нас в преставлении от мира суетного к жизни вечной, напоминают нам о главном: род наш – Божий (во-первых, по происхождению человека, по сущности его богоподобной природы, во-вторых, по родству во Христе, в Которого мы крестились и в Которого облекаемся жизнью по Его заповедям, освящаясь в Таинствах), и отечество наше – на небесах (Флп. 3; 20), а все земное ценно настолько, насколько оно способствует исцелению души, ее преображению по образу Создавшего (Кол. 3; 10).

Суббота – последний день седмицы. Да-да, день, завершающий седмичный цикл, который начинается не понедельником, как это принято считать в быту, а воскресеньем, или «неделей», по-славянски – днем, когда ничего не делают. По первому дню – название всей седмицы: «неделя». Понедельник, соответственно, – первый день по неделе, вторник – второй и т.д., а суббота (слово, сохраняющее схожесть с еврейским «шаббат») – заключительный день седмицы, как это и было в ветхозаветную эпоху, с той лишь разницей, что «неделание» перенесено на «неделю», т.е. на День Господень – на воскресенье. Но в память о субботнем покое именно в этот последний, завершающий, заключительный день седмицы принято по Уставу поминать усопших.

Субботой заключается седмичный цикл, но за этим днем – воскресный день – восьмой (число, символизирующее вечность) по отношению к предыдущему воскресенью – первому дню. Вот так: от Воскресения Христова к всеобщему Воскресению всех от века почивших – всех: праведных и грешных, верующих и неверующих… для разной участи в вечности в зависимости от того, кто кем оказался Христу по жизни (как сказал когда-то прот. Владимир Цветков: «Мы на Страшном суде будем не ужасаться, а удивляться»).

Читать еще:  Что нельзя делать в родительский день

Смерть по плоти – лишь «промежуточная станция» на пути к всеобщему воскресению из мертвых. Главный смысл заупокойных текстов – преодоление во Христе смерти вечной в устремленности к всеобщему Воскресению.

Этот смысл подчеркнут самим установлением Димитриевской субботы, изначальное предназначение которой – в заботе о душах воинов, которые пали в сражении за достоинство жизни, понимаемое в свете Откровения – того достоинства, которое человек обретает по мере осознания себя образом Божиим, посильно уподобляясь Первообразу.

Хорошо бы не забывать изначальный смысл установления этой поминальной субботы и хоть сколько-нибудь оправдывать принесенную за нас жертву, прилагая усилия в становлении христианами, помня, что христианство (угроза которому на Руси возрастала по мере исламизации Орды), согласно свт. Василию Великому, это «уподобление Богу в той мере, в какой это возможно для природы человеческой».

Православный календарь родительских суббот в 2017 году

В церковном календаре отмечено множество праздников, почитаемых православными христианами. К ним относятся и родительские субботы. Большинство их них зависят от календарного празднования Пасхи, поэтому меняют даты из года в год.

Родительские субботы — время, в которое во всех церквях и храмах служат литургии, поминая усопших. К таким праздникам православные пишут записочки с именами своих почивших родственников, чтобы священники упомянули их во время службы. Также в эти дни принято посещать кладбища, чтобы отдать дань памяти своим близким.

Кроме обычных, существуют еще и Вселенские родительские субботы. В это время поминают всех усопших, в том числе пропавших без вести, не захороненных должным образом, а также святых, погибших за православную веру.

Родительские субботы в 2017 году

18 февраля — Вселенская мясопустная родительская суббота. Она так названа из-за запрета на употребление мясной продукции. Начинается праздник за 7 дней до начала Великого поста перед Пасхой. В народе суббота получила название Малая Масленица, потому что проходит за неделю до Масленицы. В этот день все православные верующие служат панихиду за всех усопших начиная со времен сотворения мира. По традиции готовят особое блюдо — кутью. Оно представляет собой кашу с орехами, цукатами или сухофруктами, смазанную медом. Особый смысл этого блюда в том, что зерно, для того, чтобы дать хлеб, сначала должно истлеть, а потом возродиться. Так и человеческое тело должно быть предано земле, чтобы бессмертная душа продолжила свой путь в Царствии Небесном. В этот день посещают церковь, освещают кутью, а поход на кладбище нежелателен. В храме или дома стоит помолиться за всех усопших, чтобы помочь им вознестись к Господу:

«Господи Иисусе! Молятся Тебе рабы твои за упокой всех почивших ныне и обитающих в Царствии Небесном. Упокой души не погребенных, и даруй им вечный покой под взором Твоим. От начала мира сотворенного и по сей день. За всех молимся, за каждого почившего на земле и в воде, в воздухе и полыме. Аминь».

11 марта — родительская суббота второй седмицы (или второй недели) Великого поста.

18 марта — родительская суббота третьей седмицы (или третьей недели) Великого поста.

25 марта — родительская суббота четвертой седмицы (или недели) поста. В период Великого поста православные продолжают молиться за души своих умерших родственников, посещают кладбище, где также просят у Господа смилостивиться над всеми усопшими. В период поста, если родительские субботы не выпадают на значимые церковные праздники, службы короткие. Церковью установлено 3 дня молитв, соответственно каждой родительской субботе. Православные несут записки с именами всех, кого хотят помянуть, а также приносят на канон продукты. Эта древняя традиция поминовения усопших через предложенное угощение.

25 апреля — Радоница. Название происходит от слова «радоваться», ведь светлый праздник Пасхи продолжается. Этот день выпадает на вторник, и после панихиды и пасхальных песнопений православные христиане посещают могилы своих умерших родственников, чтобы помянуть память и помолиться за их души:

«Господь наш Всемогущий. Веруем в Тебя и уповаем на Царствие Небесное. Прими к себе души наших родственников (имена), а нас наставь на путь истинный, да избавь нас от лукавого, мыслей нечистых, злобы и скорби неуместной. Возрадуемся вместе, дабы души близких вознеслись к Тебе. Аминь».

9 мая происходит поминовение всех усопших воинов. Этот великий день отмечается по всей стране. Отмечая главный праздник Победы в Великой Отечественной войне, все православные христиане молятся о душах защитников, павших в бою. Также в литургии упоминаются все военнослужащие, отдавшие жизнь за человеческий род, за его процветание и благополучие.

3 июня — Троицкая родительская суббота. Она так же, как и мясопустная, празднуется накануне поста. В этот день проходит панихида (ночное бдение), где молятся о душах всех усопших православных христиан со времен сотворения мира. Упоминаются великомученики, которые приняли смерть от неверующих, не отступившись от своей веры в Иисуса Христа. Этот день также предшествует празднику Троицы, или, как его еще называют, Пятидесятницы.

28 октября — Дмитриевская родительская суббота. Праздник назван в честь Дмитрия Солунского, святого великомученика. Этот день был изначально отведен под поминовение усопших воинов, сражавшихся на Куликовской битве. Сейчас Дмитриевская родительская суббота — это день поминовения всех умерших православных христиан.

Каждый православный христианин свято чтит церковные праздники и проводит время в молитвах. Они открывают душу Господу, очищают сознание и помогают вступить на праведный путь. Слова, исходящие из сердца, всегда находят отклик на Небесах, поэтому место для молитвенных слов не играет огромной роли. Молиться можно и дома перед святыми образами, при свечах или просто в момент слабости и сомнений. Мы желаем вам счастья, и не забывайте нажимать на кнопки и

Какого числа в 2017 году поминальные Родительские субботы?

Во 2-ю, 3-ю и 4-ю седмицы Великого поста в храмах совершается особое сугубое поминовение усопших. Эти дни именуются родительскими субботами.

Нередко эти особые дни поминовения усопших называют «вселенскими родительскими субботами». Это неверно. Вселенских поминальных суббот две: Мясопустная (в субботу, предшествующую Неделе о Страшном суде) и Троицкая (в субботу, предшествующую празднику Пятидесятницы, или называемому еще праздником Пресвятой Троицы – дню рождения Церкви Христовой).

Основной смысл этих «вселенских» (общих для всей Православной Церкви) заупокойных богослужений – в молитве за всех преждепочивших православных, независимо от их личной близости нам. Это дело любви, не разделяющей мир на своих и чужих. Основное внимание в эти дни – всем тем, кто соединены с нами высшим родством – родством во Христе, и в особенности тем, кого некому помянуть.

Для преимущественного поминовения лично нам дорогих людей существуют другие родительские субботы. В первую очередь это 2-я, 3-я и 4-я субботы Великого Поста, и кроме них – установленная в Русской Православной Церкви Димитриевская родительская суббота, которая изначально была предназначена для поминовения воинов павших в Куликовской битве, но постепенно стала общим поминальным днем.

Эта поминальная служба выпадает на субботу, предшествующую памяти вмч. Димитрия Солунского – святого покровителя кн. Дмитрия Донского, по предложению которого после Куликовской битвы и было установлено ежегодное поминовение воинов. Но со временем память воинов-освободителей была вытеснена в народном сознании, что весьма прискорбно, превратив Димитриевскую поминальную субботу в один из «родительских дней».

Родительские субботы в 2017 выпадают на следующие даты:

  • Вселенская родительская суббота (мясопустная)– 18 февраля 2017 г.
  • Суббота 2 седмицы Великого поста – 11 марта 2017 г.
  • Суббота 3 седмицы Великого поста – 18 марта 2017 г.
  • Суббота 4 седмицы Великого поста – 25 марта 2017 г.
  • Поминовение усопших воинов – 8 и 9 мая 2017 г.
  • Радоница– 25 апреля 2017 г.
  • Троицкая родительская суббота в 2017 году – 3 июня 2017 г.
  • Дмитриевская родительская суббота – 4 ноября 2017 г.

Почему «родительские»? Ведь мы поминаем не только родителей, но и других людей, зачастую никакими родственными узами с нами не связанных? По разным причинам. В первую очередь даже не потому, что родители, как правило, вперед своих детей покидают этот мир (и поэтому тоже, но не это главное), а потому, что вообще первоочередной долг наш молитвенный – за наших родителей: из всех людей, чья временная земная жизнь окончена, мы в первую очередь должны тем, через кого мы этот дар жизни получили – родителям и прародителям нашим.

Разумеется, поминовение покойных не ограничивается несколькими днями. Панихиды служить можно, за редким исключением, круглый год, но есть такие субботние дни, в которые Церковь призывает всех своих чад объединяться в молитве о своих усопших. Чего греха таить – мы иной раз подзабываем поминать своих покойных даже на домашней молитве (родителей еще помним, но чем старше становимся, тем больше таких людей, которые оставили след в нашей жизни, да и покинули этот мир, а память наша, наоборот, слабеет), я уж не говорю о том, чтобы пойти в храм и на панихиду за них подать. Вот и нужны такие дни, когда больше некогда откладывать.

Есть и другой аспект заупокойного поминовения, отразившийся в наименовании этих суббот «родительскими»: родовая традиция, родовая связь поколений, связь живых и усопших, связь между собой живых, объединенных общими усопшими предками, общезначимыми для рода личностями, событиями, памятными местами. Это аспект общечеловеческий, дохристианский, находивший в древности мифологическое и ритуальное оформление в различных языческих культах, реминисценции которых поныне проглядывают в «народном православии».

И тут очень важно с одной стороны не путать христианскую традицию с вплетенным в нее языческим наследием, аккуратно выявляя и удаляя последнее, с другой же – бережно относиться к родительским субботам как средству единения людей именно потому, что христианская традиция поминовения усопших помогает осмыслить единство человеческого рода в Отце Небесном, к усыновлению Которому мы все призваны.

Люди осознают, «чьих они будут» в ограниченном плане близких и дальних родственников, задумываются (во всяком случае, получают повод задуматься) о том, что было в их роду достойного принятия и передачи, а что стоит помнить лишь для того, чтобы по наследственной предрасположенности не повторить.

Однако это – лишь начало, отправная точка осознания единства человеческого рода, произошедшего от прародителей, сотворенных Богом по Своему образу и подобию. Осмысление всечеловеческого родства по плоти должно возводить к осмыслению родства в Боге; ограниченное единство по плоти – опорная точка для стремления обрести всечеловеческое единство во Христе. И если этого не происходит, нет речи о единстве христианском. Это единство языческое, даже если осуществляется оно между людьми, принадлежащими к Церкви Христовой. Оно языческое по духу.

Читать еще:  Отмый господи грехи поминавшихся зде

Кровь, родственные узы, национальная идентичность, геополитическое единство – все это прекрасно, пока не становятся приоритетной ценностью, а то и самоцелью. А вера православная, религия, Церковь как институт низводятся тогда на уровень «главной государственной скрепы», которую защищают, да, но защищают в соответствующем духе – языческом, кощунственно используя православную атрибутику, подстраивая ее постулаты под абсолютизированные ценности преходящего мира.

Родительские субботы, посвященные нашим покойным – людям, опередившим нас в преставлении от мира суетного к жизни вечной, напоминают нам о главном: род наш – Божий (во-первых, по происхождению человека, по сущности его богоподобной природы, во-вторых, по родству во Христе, в Которого мы крестились и в Которого облекаемся жизнью по Его заповедям, освящаясь в Таинствах), и отечество наше – на небесах (Флп. 3; 20), а все земное ценно настолько, насколько оно способствует исцелению души, ее преображению по образу Создавшего (Кол. 3; 10).

Суббота – последний день седмицы. Это день, завершающий седмичный цикл, который начинается не понедельником, как это принято считать в быту, а воскресеньем, или «неделей», по-славянски – днем, когда ничего не делают. По первому дню – название всей седмицы: «неделя». Понедельник, соответственно, – первый день по неделе, вторник – второй и т.д., а суббота (слово, сохраняющее схожесть с еврейским «шаббат») – заключительный день седмицы, как это и было в ветхозаветную эпоху, с той лишь разницей, что «неделание» перенесено на «неделю», т.е. на День Господень – на воскресенье. Но в память о субботнем покое именно в этот последний, завершающий, заключительный день седмицы принято по Уставу поминать усопших.

Субботой заключается седмичный цикл, но за этим днем – воскресный день – восьмой (число, символизирующее вечность) по отношению к предыдущему воскресенью – первому дню. Вот так: от Воскресения Христова к всеобщему Воскресению всех от века почивших – всех: праведных и грешных, верующих и неверующих… для разной участи в вечности в зависимости от того, кто кем оказался Христу по жизни (как сказал когда-то прот. Владимир Цветков: «Мы на Страшном суде будем не ужасаться, а удивляться»).

Смерть по плоти – лишь «промежуточная станция» на пути к всеобщему воскресению из мертвых. Главный смысл заупокойных текстов – преодоление во Христе смерти вечной в устремленности к всеобщему Воскресению.

Этот смысл подчеркнут самим установлением Дмитриевской субботы, изначальное предназначение которой – в заботе о душах воинов, которые пали в сражении за достоинство жизни, понимаемое в свете Откровения – того достоинства, которое человек обретает по мере осознания себя образом Божиим, посильно уподобляясь Первообразу.

Хорошо бы не забывать изначальный смысл установления этой поминальной субботы и хоть сколько-нибудь оправдывать принесенную за нас жертву, прилагая усилия в становлении христианами, помня, что христианство, согласно свт. Василию Великому, это «уподобление Богу в той мере, в какой это возможно для природы человеческой».

Родительские субботы: поминальные дни в древнеславянской и христианской традициях

Родительские субботы издревле считалось временем, подходящим для поминания умерших отца, матери, других родственников и близких. Даты проведения праздников ежегодно устанавливаются церковью и напрямую связаны с православным календарем. Согласно обычаям в родительские субботы принято поминать усопших, заказывая службы в храмах, посещая кладбища и встречаясь за торжественной трапезой. За стол приглашаются и покойные, для них сервируется отдельное место, ритуальная пища оставляется и на могиле.

Древние традиции проведения родительских дней

Поминовение усопших родственников у восточных славян назвалось дедами. Это обобщенное понятие обозначало всех умерших, начиная от основателя рода. Наши предки считали, что в определенные дни душа покойного возвращается на землю, и поэтому уместно почтить ее во время трапезы, которая проводилась по пятницам и гораздо чаще — по субботам. Выбор дней недели не был случайным. В западноевропейской традиции покровителем субботы является римский бог Сатурн, в старославянской — Кродо, Сытиврат и Стрибог, символизирующие пожилых людей, долголетие, терпение и мудрость.

Уважение и обожествление основателей рода присуще большинству индоевропейских народов, которые по традиции поминают умерших. Эти даты у восточных славян приходились на «пору безвременья», которую определяли фазы Луны и ключевые точки Сварожьего круга (солнечного календаря).

Наиболее значимыми днями, когда согласно традиции проводились обряды поминания, являются следующие:

  • зимние деды, отмечание которых происходило в феврале или марте — Среченские деды (13 февраля по новому стилю), Дедовская поминальная неделя (последние 7 дней перед Великим постом) и Масляные деды;
  • Радуница, отмечаемая в Фомин день и связанная с Красной горкой — этот одноименный обряд встречается при праздновании родительских суббот в православии;
  • Навский четверг — день поминовения усопших накануне нынешней Троицы;
  • Семицкие деды, которые были предвестниками Ивана Купалы, сегодня известные как Троицкая суббота;
  • Спасовские деды — день памяти 14 сентября, связанный с праздником сбора урожая;
  • осенние деды, отмечавшиеся в конце первой недели ноября, стали православным обрядом, совершаемым в Дмитриевскую родительскую субботу.

Почтительное отношение к старшим в общине и роду, хранителям знаний и опыта, нашло свое отражение и в устных народных преданиях. Среди их сюжетов немало тех, которые повествуют о помощи умерших живущим родственникам. Поминовение усопших свидетельствует о почтительном и трепетном отношении древних славян к предкам, что впоследствии переняла христианская традиция.

Церковные торжества

В этом году родительских поминальных дней столько же, сколько всегда — семь. Два из них являются Вселенскими христианским праздниками, остальные отведены для частного поминовения души умершего человека. В родительские субботы совершаются заупокойные панихиды за всех крещеных верующих — «Память совершаемая всех от века усопших православных христиан, отец и братии наших».

Субботы в 2020 году пришлись на 2, 23 и 30 марта, 6 апреля и 15 июня. Фиксированную дату имеет только день поминовения 9 мая воинов, которые отдали жизнь за Родину в Великую отечественную войну. Остальные зависят от чисел, на которые приходятся важные торжества — Великий пост, Пасха, Праздник Святой Троицы и Радоница.

В православии поминальная суббота начинается с посещения службы в храме, где совершается заупокойная лития. Далее верующие проведывают своих родителей на кладбище, после этого вспоминают близких за столом во время трапезы. На мирские виды деятельности — стирку и уборку дома — накладывается запрет. Нет церковных ограничений на посещение в поминальные субботы бани, наоборот, для усопших после купания по традиции оставляется веник. Крещение и причастие также разрешены, но из-за занятости священнослужителей рекомендуется перенести эти обряды на другое время. Работать в родительские дни не запрещено, но утром желательно зайти в храм, прочесть молитву и подать записку с именами покойных предков.

В 2020 г. в ближайшее время поминание предков состоится 2 ноября — день памяти Святого Дмитрия Солунского.

Календарь Родительских суббот на 2019-2020-2021 годы

Название Родительской субботы

Вселенские родительские субботы

Православие в первую очередь настаивает не на проведении торжественной трапезы, а на молитве за упокой души умерших, которая должна сопровождать их поминание в дни церковных праздников. За 8 дней до начала Великого поста отмечается Мясопустная суббота, Малая Масленица. В это время проходят церковные панихиды за всех крещеных христиан. Вторая Вселенская суббота приходится на июнь и отмечается накануне Дня Святой Троицы. В храмах в этот день также проходят службы, на которых звучат молитвы о душах всех усопших христиан. Верующие закрывают особые поминовения, посещают кладбища, наводят порядок на могилах, украшая их свежей зеленью, и молятся о спасении душ ушедших в иной мир.

По древнеславянской традиции на зимние родительские дни выпекались блины, первый калился на полочку для икон, божницу, второй — на подоконник. Остальные несли на могилы предков, раздавали монашкам, детям и нищим. В домах проводили уборку, а ближе к вечеру устраивали поминальный ужин, который состоял из нечетного количества блюд. По традиции на стол ставили и кутью — кашу из пшеницы и меда, украшенную изюмом и орехами. Сегодня для приготовления традиционного для поминок блюда используют рис.

Родительский день — поминание во время Великого поста

На протяжении 2, 3 и 4 седьмиц не совершается частное поминовение усопших. Из-за запрета на отмечание 3, 9 и 40 дня после смерти молитвенное представительство о них происходит в специально отведенные для этого церковью дни. Во время трех суббот подряд перед Пасхой христиане поминают родителей, присутствуя в храме на литургии, заказывая чтение сорокоустов за упокой и другие обряды. В воскресенье, дне, традиционно отведенном для молитв, верующие продолжают общение с Господом. После 4 седмицы делается перерыв в богослужениях об умерших в связи со Страстной неделей и празднованием Пасхального Воскресенья.

Радоница

Древние славяне почитали с радостью духов предков в один из больших праздников — обрядовый день, известный под различными названиями: Гробки, Тризны, Деды радостные, Дзяды, Радошница и Радуница. Праздник обещал безопасное общение живущих с Навью — миром мертвых. Сбор близких родственников для трапезы объединял общины и обеспечивал целостность рода. Усопшие посещали в этот день землю с целью получения энергии Яви для новых воплощений. Живые надеялись на помощь в виде советов и защиты от духов предков.

В древние времена на Радуницу хозяйки готовили нечетное количество блюд — кашу, блины, хлеб, домашнюю колбасу, печенье — расписывали яйца, брали все это вместе с хмельным медовым напитком и несли на Капь. Там приносились требы богам и предкам, после этого у мест захоронения родителей и других родственников разводились поминальные костры и совершалась общая большая тризна. Перед деревом каждого родича на кладбище ставилась маленькая чарка с напитком и угощение. После застолья начинали веселиться — бороться, танцевать у костра в честь наступившей Велесовой ночи и богини Живы, соревноваться — катать с горы яйца. Прыжки через огонь символизировали очищение предков современных славян от сил Нави и пробуждение вместе с природой после долгой зимы.

В христианской традиции нет древнеславянской веры в перерождение и повторное воплощение душ. Воскресение из мертвых ожидает только Иисуса Христа. Праздник отмечают во вторник после Фомина воскресенья. Православные празднуют Радоницу, привязанную к Пасхе, под чтение следующих молитв:

  • вдовы;
  • об усопшем христианине;
  • вдовца;
  • родителей о почивших детях;
  • детей об усопших родителях;
  • литии «Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас…»
Читать еще:  Что принести в церковь на помин

Их возносят в храмах и на могилах усопших. Можно самостоятельно совершить литию мирским чином. Церковная панихида в родительские дни включает в себя пасхальные песнопения. День наполнен не только скорбью, но и верой во встречу с умершими в ином мире. Пасхальный период сосредоточен вокруг двух событий — распятия и воскресения Христа. Поэтому настроение во время поминовения предков на Радоницу отличает вера в победу над смертью и утверждение вечной жизни. Венчаться в это день не принято, но государственную регистрацию брака церковь проводить не запрещает.

Ближайшая Радоница попадает в следующем году на 28 апреля, в этом году праздник отмечали 7 мая.

Дмитриевская родительская суббота в православии

На первые числа ноября в 2020 г. попадает последний день поминовения умерших, названный в честь великомученика Дмитрия Солунского. Появление этой торжественной даты в православном календаре связано с одним из главных сражений между Русью и Ордой — Куликовой битвой. Помянуть этот день, как и 9 мая, принято всех воинов, погибших за Отчество на поле брани.

Значение большой родительской субботы и остальных поминальных торжеств очень велико. Это традиция говорит о важности почитания предков и о том, что они живы в памяти потомков. Дни поминовения стали символом непрерывной связи поколений. Взрослые, чтущие кровных родственников, подают положительный пример детям, которые учатся уважать старших, в т.ч. усопших. Знание того, когда в этом году родительская суббота, помогает подготовиться к важным поминальным дням и провести их, принеся большую пользу душам ушедших предков.

Родительские субботы в 2020 году – какого числа?

Из этой статьи Вы узнаете, какого числа будут православные родительские субботы в 2020 году. Также Вы узнаете о смысле этого Вселенского богослужения.

Родительские субботы в 2020 году

Нередко эти особые дни поминовения усопших называют «вселенскими родительскими субботами». Это неверно. Вселенских поминальных суббот две: Мясопустная (в субботу, предшествующую Неделе о Страшном суде) и Троицкая (в субботу, предшествующую празднику Пятидесятницы, или называемому еще праздником Пресвятой Троицы – дню рождения Церкви Христовой).

Основной смысл этих «вселенских» (общих для всей Православной Церкви) заупокойных богослужений – в молитве за всех преждепочивших православных, независимо от их личной близости нам. Это дело любви, не разделяющей мир на своих и чужих. Основное внимание в эти дни – всем тем, кто соединен с нами высшим родством – родством во Христе, и в особенности тем, кого некому помянуть.

Родительские субботы в 2020 году выпадают на следующие даты:

  • Вселенская родительская суббота (мясопустная) — 22 февраля 2020 года.
  • Суббота 2-й седмицы Великого поста — 14 марта 2020 года.
  • Суббота 3-й седмицы Великого поста — 21 марта 2020 года.
  • Суббота 4-й седмицы Великого поста — 28 марта 2020 года.
  • Поминовение усопших воинов — 9 мая 2020 года.
  • Радоница — 28 апреля 2020 года.
  • Троицкая родительская суббота в 2020 году — 6 июня 2020 года.
  • Димитриевская родительская суббота — 31 октября 2020 года.
  • Родительские субботы в 2021 году выпадают на следующие даты:

    • Вселенская родительская суббота (мясопустная) — 8 марта 2021 года.
    • Суббота 2-й седмицы Великого поста — 27 марта 2021 года.
    • Суббота 3-й седмицы Великого поста — 3 апреля 2021 года.
    • Суббота 4-й седмицы Великого поста — 10 апреля 2021 года.
    • Поминовение усопших воинов — 9 мая 2021 года.
    • Радоница — 11 мая 2021 года.
    • Троицкая родительская суббота в 2021 году — 19 июня 2021 года.
    • Димитриевская родительская суббота — 6 ноября 2021 года.
  • Для преимущественного поминовения лично нам дорогих людей существуют другие родительские субботы. В первую очередь это 2-я, 3-я и 4-я субботы Великого поста, и кроме них – установленная в Русской Православной Церкви Димитриевская родительская суббота, которая изначально была предназначена для поминовения воинов, павших в Куликовской битве, но постепенно стала общим поминальным днем.

    Эта поминальная служба выпадает на субботу, предшествующую памяти св. вмч. Димитрия Солунского – святого покровителя кн. Дмитрия Донского, по предложению которого после Куликовской битвы и было установлено ежегодное поминовение воинов. Но со временем память воинов-освободителей была вытеснена в народном сознании, что весьма прискорбно, и Димитриевская поминальная суббота превратилась в один из «родительских дней».

    Почему «родительские»? Ведь мы поминаем не только родителей, но и других людей, зачастую никакими родственными узами с нами не связанных? По разным причинам. В первую очередь даже не потому, что родители, как правило, вперед своих детей покидают этот мир (и поэтому тоже, но не это главное), а потому, что вообще первоочередной долг наш молитвенный – за наших родителей: из всех людей, чья временная земная жизнь окончена, мы в первую очередь должны тем, через кого мы этот дар жизни получили – родителям и прародителям нашим.

    Разумеется, поминовение покойных не ограничивается несколькими днями. Панихиды служить можно, за редким исключением, круглый год, но есть такие субботние дни, в которые Церковь призывает всех своих чад объединяться в молитве о своих усопших. Чего греха таить – мы иной раз подзабываем поминать своих покойных даже на домашней молитве (родителей еще помним, но чем старше становимся, тем больше таких людей, которые оставили след в нашей жизни, да и покинули этот мир, а память наша, наоборот, слабеет), я уж не говорю о том, чтобы пойти в храм и на панихиду за них подать. Вот и нужны такие дни, когда больше некогда откладывать.

    Есть и другой аспект заупокойного поминовения, отразившийся в наименовании этих суббот «родительскими»: родовая традиция, родовая связь поколений, связь живых и усопших, связь между собой живых, объединенных общими усопшими предками, общезначимыми для рода личностями, событиями, памятными местами. Это аспект общечеловеческий, дохристианский, находивший в древности мифологическое и ритуальное оформление в различных языческих культах, реминисценции которых поныне проглядывают в «народном православии».

    И тут очень важно с одной стороны не путать христианскую традицию с вплетенным в нее языческим наследием, аккуратно выявляя и удаляя последнее, с другой же – бережно относиться к родительским субботам как средству единения людей именно потому, что христианская традиция поминовения усопших помогает осмыслить единство человеческого рода в Отце Небесном, к усыновлению Которому мы все призваны.

    Люди осознают, «чьих они будут» в ограниченном плане близких и дальних родственников, задумываются (во всяком случае, получают повод задуматься) о том, что было в их роду достойного принятия и передачи, а что стоит помнить лишь для того, чтобы по наследственной предрасположенности не повторить.

    Однако это – лишь начало, отправная точка осознания единства человеческого рода, произошедшего от прародителей, сотворенных Богом по Своему образу и подобию.

    Осмысление всечеловеческого родства по плоти должно возводить к осмыслению родства в Боге; ограниченное единство по плоти – опорная точка для стремления обрести всечеловеческое единство во Христе.

    И если этого не происходит, нет речи о единстве христианском. Это единство языческое, даже если осуществляется оно между людьми, принадлежащими к Церкви Христовой. Оно языческое по духу.

    Кровь, родственные узы, национальная идентичность, геополитическое единство – все это прекрасно, пока не становится приоритетной ценностью, а то и самоцелью. А вера православная, религия, Церковь как институт низводятся тогда на уровень «главной государственной скрепы», которую защищают, да, но защищают в соответствующем духе – языческом, кощунственно используя православную атрибутику, подстраивая ее постулаты под абсолютизированные ценности преходящего мира.

    Родительские субботы, посвященные нашим покойным – людям, опередившим нас в преставлении от мира суетного к жизни вечной, напоминают нам о главном: род наш – Божий (во-первых, по происхождению человека, по сущности его богоподобной природы, во-вторых, по родству во Христе, в Которого мы крестились и в Которого облекаемся жизнью по Его заповедям, освящаясь в Таинствах), и отечество наше – на небесах (Флп. 3:20), а все земное ценно настолько, насколько оно способствует исцелению души, ее преображению по образу Создавшего (Кол. 3:10).

    Суббота – последний день седмицы. Да-да, день, завершающий седмичный цикл, который начинается не понедельником, как это принято считать в быту, а воскресеньем, или «неделей», по-славянски – днем, когда ничего не делают. По первому дню – название всей седмицы: «неделя». Понедельник, соответственно, – первый день по неделе, вторник – второй и т.д., а суббота (слово, сохраняющее схожесть с еврейским «шаббат») – заключительный день седмицы, как это и было в ветхозаветную эпоху, с той лишь разницей, что «неделание» перенесено на «неделю», т.е. на День Господень – на воскресенье. Но в память о субботнем покое именно в этот последний, завершающий, заключительный день седмицы принято по Уставу поминать усопших.

    Субботой заключается седмичный цикл, но за этим днем – воскресный день – восьмой (число, символизирующее вечность) по отношению к предыдущему воскресенью – первому дню. Вот так: от Воскресения Христова к всеобщему Воскресению всех от века почивших – всех: праведных и грешных, верующих и неверующих… для разной участи в вечности в зависимости от того, кто кем оказался Христу по жизни (как сказал когда-то прот. Владимир Цветков: «Мы на Страшном суде будем не ужасаться, а удивляться»).

    Смерть по плоти – лишь «промежуточная станция» на пути к всеобщему воскресению из мертвых. Главный смысл заупокойных текстов – преодоление во Христе смерти вечной в устремленности к всеобщему Воскресению.

    Этот смысл подчеркнут самим установлением Димитриевской субботы, изначальное предназначение которой – в заботе о душах воинов, которые пали в сражении за достоинство жизни, понимаемое в свете Откровения – того достоинства, которое человек обретает по мере осознания себя образом Божиим, посильно уподобляясь Первообразу.

    Хорошо бы не забывать изначальный смысл установления этой поминальной субботы и хоть сколько-нибудь оправдывать принесенную за нас жертву, прилагая усилия в становлении христианами, помня, что христианство (угроза которому на Руси возрастала по мере исламизации Орды), согласно свт. Василию Великому, это «уподобление Богу в той мере, в какой это возможно для природы человеческой».

    Вы прочитали статью Родительские субботы в 2020 году | Поминальные дни. Читайте также:

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector
    ×
    ×