1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рюмка водки на поминках

Приметы на поминках — рекомендации и табу

Распространённые приметы на поминках не отличаются универсальностью и постоянством. Одни уходят корнями в древние времена, другие сформировались сравнительно недавно. Некоторые обряды изжили себя и канули в забытье, существуют суеверия, известные лишь в узких кругах.

Помощь Бабы Нины — просто задайте свой вопрос, после чего получите ответ

В славянской культуре траурными признаны одежды в тёмных тонах. Это не только дань традиции, эзотерики утверждают, что чёрный защищает от негатива, в то время как белый символизирует безоговорочное принятие обстановки, царящих вокруг.

Поверья не обошли стороной правила этикета, настроение присутствующих:

  • в разговорах за поминальной трапезой упоминаются только добрые поступки и положительные качества покойного;
  • недопустимы шум, ссоры, брань;
  • обилие пролитых на поминках слёз затрудняет восхождение души в высшие миры;
  • неуместное веселье грозит навлечь беду на шутника.

Староверы не считали смерть трагическим событием. Собравшиеся почтить память радовались, что ближний находится в лучшем мире, оживлённо общались, устраивали ритуальные танцы. Отголоски этой традиции встречаются и в наши дни.

Приметы после похорон

Поминать покойного принято сразу после похорон. Место погребения покидают, не оглядываясь, на выходе с погоста очищают обувь от кладбищенской земли. Руки также нуждаются в энергетической очистке, ладони следует подержать над открытым пламенем или тщательно вымыть.

Перед организацией поминального обеда в доме, где находился умерший, проводится ритуальная уборка. Подметает пол человек не из числа кровных родственников новыми веником и совком. В дальнейшем использовать эти предметы в быту не рекомендуется.

Можно ли беременным ходить на поминки

Чтобы выяснить, можно ли беременной присутствовать на поминках, следует принять во внимание ряд факторов:

  • степень близости с покинувшим этот мир;
  • взаимоотношения с присутствующими;
  • совместимость ритуальных традиций и личных убеждений;
  • самочувствие будущей мамочки.

Столкновение формирующейся жизни с энергетикой смерти создаёт внутренний конфликт. Когда траурная обстановка действует угнетающе, отношения с роднёй натянутые, возмущает излишняя набожность или откровенное пренебрежение религиозными обрядами, имеет место быть недомогание — разумно не подвергать без того уязвимое биополе дополнительной проверке на прочность. Из тех же соображений не рекомендуется присутствие маленьких детей.

Запоздалое раскаяние, чувство невыполненного долга, отчуждения от круга семьи способны причинить моральные страдания, нежелательные в ожидании малыша. Прямых запретов на участие беременных в ритуальных церемониях нет, решение предстоит принять в индивидуальном порядке. Если обстоятельства складываются против, но совесть по-прежнему неспокойна, можно помянуть умершего в церкви.

Поминальная трапеза

Обычаи поминальной трапезы предусматривают особый этикет и выбор блюд:

  1. Кутья из зёрен и мёда или сладких фруктов олицетворяет возрождение и сладкую загробную жизнь.
  2. Холодец, горячие блюда из мяса, кроме свинины.
  3. Грибной суп.
  4. Сдобные пирожки или лесенка: открытый пирог с начинкой овальной формы с поперечными перекладинками из теста — «торить» путь на тот свет.
  5. Сладкий густой кисель.
  6. Блины в некоторых кулинарных традициях не пекутся на третий поминальный день.

Не приняты блюда из картофеля, чай, нарочито пышная сервировка. Приготовление пищи не должно отвлекать от воспоминаний об усопшем, размышлений о духовном, молитвы.

Зачастую суеверия содержат сугубо рациональную подоплёку. Меню составлено из диетических продуктов, придуманные много веков назад правила обращения с пищей соответствуют современным требованиям гигиены. К таким поверьям относится отсутствие режущих и колющих столовых приборов. В былые времена делили наследство сразу после погребения, имущественные споры порой перерастали в поножовщину, потому ножи и вилки благоразумно припрятывали.

Почему на поминках нельзя есть вилками

Предотвращение поножовщины — не единственная причина, в силу которой на поминках нельзя есть вилками. Сей предмет был введён в обиход Петром І в качестве альтернативы старым добрым деревянным ложкам.

На Руси существовал поминальный обычай забирать ложку с собой, благоприятным знаком считалось раздать на сороковой день сорок ложек сорока гостям. В нумерологии число символизирует окончательное завершение земного пути, дух усопшего обоснуется в загробном мире, не будет тревожить живых без веских оснований .

Вилка долго воспринималась как нечто чуждое, внешний вид ассоциировался с агрессией, нечистой силой. Современные биоэнергетики находят неэтичным тыкать металлическим остриём в ритуальную еду, к тому же кутью, кисель или холодец удобнее кушать ложкой.

Можно ли забирать еду с поминок

С точки зрения гигиены и биоэнергетики, между застольной едой с поминок и продуктами, побывавшими на могиле, существуют принципиальные различия. Считается, что употребление найденной на погосте пищи не причинит вреда лишь тем, кто действительно не в состоянии заработать себе на хлеб, остальные рискуют прогневать покойника, которому предназначалось угощение.

В то же время, не следует опасаться незнакомцев, предлагающих сладости прохожим — это старинный способ поминовения ушедших в мир иной. Если дающий не внушает доверия, имеет смысл вежливо отказаться: аналогичный приём используется в чёрной магии для наведения порчи.

Остатки скорбного застолья желательно раздать знакомым или нуждающимся. Допустимо передавать угощения через присутствующих в третьи руки и принимать такие дары у тех, кто не желает другим зла. Чем больше людей помянет покойника, тем лучше. Сакральная еда не должна быть выброшена на помойку или скормлена животным.

Можно ли на поминках пить спиртное

Историки утверждают, что пить спиртное на поминках — сравнительно молодая традиция, которая основательно вошла в обиход и успела обзавестись собственными приметами. Ранее на погребальных церемониях подавали квас.

Любимое место покойного украшает фотография, напротив ставится стопка, накрытая ломтиком хлеба. Обязательно ли наполнять стопку крепким напитком? Если умерший при жизни не употреблял спиртное, здравый смысл подсказывает налить что-нибудь безалкогольное. Запрет чокаться во время траурного застолья возник из опасений разнести горе по домам присутствующих.

Церковь считает распитие водки греховным действом, молитва о прощении души из пьяных уст не будет услышана. Согласно писанию, вино олицетворяет радость бытия. Земные утехи более недоступны мёртвому, он может принять жест за насмешку. Дети родителей, не знающих меры за поминальным столом, проявляют склонность к алкоголизму.

Малоизвестные приметы на поминках

Некоторые приметы на поминках известны лишь узкому кругу лиц, обособленному религиозно или территориально. У порога дома, где проходит заупокойная церемония, кладут еловые ветки. Ель славится свойством впитывать негатив, переступившие порог не унесут с собой беду.

Как только один из собравшихся выходит из-за стола, остальные встают и следуют за ним. Казус можно предотвратить, убедительно объяснив причину отлучки.

В процессе уборки хозяйки задаются щепетильным вопросом: как поступить с хлебом и напитком, символически предназначенных покойнику? Согласно преданиям, употреблять в пищу или скармливать домашней живности смертельно опасно. Композицию следует переставить на подоконник, когда жидкость испарится, хлебушек оставить в малолюдном месте подальше от собственного жилья и перекрёстков — обители нечистой силы. Угощение найдёт и склюют птицы, которым оно не повредит, улетят в небо и передадут умершему все добрые слова, сказанные о нём на поминках.

Поминки у соседей

Следует знать, как себя вести, когда у соседей поминки. Не рекомендуется одалживать свои табуретки, прочую мебель и кухонную утварь, чтобы не накликать неприятности. Возвращаясь с поминок, по дороге нельзя заходить к соседям.

Нежелательно праздновать Дни рождения, играть свадьбы одновременно с погребальной церемонией в соседнем доме. В случае печального совпадения праздник имеет смысл отметить в кафе.

Поверья, связанные с водой

Во время поминок можно набрать в стакан воду, по завершении отнести туда, где покинувший этот мир любил бывать при жизни, в течение сорока дней следить, чтобы стакан не пустовал. Родная душа будет туда наведываться и благодарить за заботу и светлую память.

Стоявшую у изголовья икону не принято класть в гроб, небезопасно хранить в доме, кощунственно сжечь или выбросить. Одно из верований предлагает отнести образа к реке и пустить по течению — такой обряд никому не причинит вреда. Если этот способ неприемлем, можно оставить икону в церкви.

Традиции и приметы, связанные с поминками, адресованы мёртвым и живым. Согласно поверьям, соблюдение обычаев помогает душе усопшего обрести покой, пережившим утрату близким — преодолеть скорбь и растерянность.

Советуемся со священником: порядок и правила проведения поминальной трапезы после похорон. А если умерший иноверец или самоубийца…

Какую бы жизнь ни прожил человек и какие бы поступки ни совершал, в Царстве Божьем мы все едины. Провожать в последний путь близких людей очень тяжело. Хочется ничего не упустить и сделать всё правильно, особенно если при жизни не успел.

Поминки после смерти

Сегодня многих людей интересует вопрос, как поминать усопшего, как лучше организовать застолье, раздавать ли калачи и платки и зачем закрывать зеркала в доме? Кто придумывает эти правила?

«Копилочка Полезных Советов » очень долго изучала христианские традиции в православной библиотеке. Но, посоветовавшись с священнослужителями, мы узнали, где истинное учение, а где языческая предохранительная магия.

Мы предлагаем тебе ознакомиться с советами по проведению похоронного обряда. Ведь поминовение умерших означает желание помочь душе человека и облегчить ее страдания.

Вокруг поминок много народных примет, которые стали традициями. Мы привыкли беспрекословно следовать им, пребывая в незнании и шоковом состоянии. Многих людей можно понять, ведь они надеются, что таким образом отгонят беды от своей семьи. Вот некоторые из популярных суеверий.

ПОХОРОННЫЕ СУЕВЕРИЯ

  1. На похоронах нельзя есть вилками.
  2. Родные не несут гроб, чтобы покойный не подумал, что его смерти рады.
  3. Все зеркала в доме, где находится покойник, нужно закрывать черной тканью.
  4. На поминальном обеде умершему отводится отдельное место за столом, с рюмкой спиртного, прикрытой кусочком хлеба, и тарелкой с ложкой.
  5. Детям до 6 лет и беременным нельзя ходить на похороны.
  6. Если покойник лежит в доме, там нельзя убирать, пока тело не вынесут за пределы помещения.
  7. Всем, кто был на похоронах, нужно дать хлеб и платок.
  8. Лавку, на которой стоял гроб, необходимо перевернуть на сутки и положить возле нее топор. Это делается для того, чтобы в доме не появился еще один покойник.
  9. Нельзя оставлять в доме вещи, которые входили в контакт с уже мертвым человеком.
  10. Дверь и ворота дома, где умер человек, следует держать открытыми три дня.
Читать еще:  Поминальные дни в 2020 году

Верующие люди советуют не обращать внимание на суеверия, а советоваться с церковными служителями. Поминовение усопших — это, прежде всего, церковный молебен. «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Oтца Mоего Hебесного», — пишется в Eвангелии от Mатфея.

Согласно церковным учениям, поминать умерших надо в третий, девятый, сороковой дни после смерти и на годовщину. День смерти всегда считается первым. Самое главное не поминальная трапеза, а совместная молитва. Если твоя семья решила организовать обед в память усопшего, запомни несколько правил.

КАК ПРОВОДИТЬ ПОМИНАЛЬНЫЙ ОБЕД

  1. В особые дни поминовения (3-й, 9-й, 40-й и на годовщину) закажи в церкви панихиду и присутствуй на литургии, если она положена в этот день.
  2. Посоветуйся со священником, на какой день можно перенести обед, если он приходится на большой праздник. Лучше всего проводить трапезу в субботу. Поминки в пост проводить тоже можно.
  3. Не устраивай пышного застолья. «Если можешь помолиться за человека – помолись, не можешь помолиться – скажи о нём хорошо, не можешь сказать – подумай о нём хорошо».
  4. В особый день поминовения следует зажечь свечу, купленную в церкви, и прочитать молитву: «Молитвами рождшия Тя Христе и Предтечи твоего, апостолов, пророков, иерархов, преподобных и праведных, и всех святых, усопшаго раба твоего упокой».

Перед принятием пищи, каждый, кто сидит за обеденным столом, должен прочитать «Отче наш». После трапезы проси у Бога за всех умерших: «Подаждь, Господи, оставление грехов всем прежде отшедшим в вере и надежди воскресения, отнем, братиям и сестрам нашим и сотвори им вечную память. Благословен еси. Господи, научи мя оправданием Твоим».

  • На поминальном столе не должно быть много еды. Первым блюдом, которое гости едят на поминках, является кутья (коливо, или сочиво) — отваренные зерна пшеницы или риса с мёдом и изюмом. Зерно является символом воскресения, а мёд — сладостью праведников в Царстве Божьем. Кутью желательно освятить во время панихиды, но если не получается, надо окропить святой водой.
  • Пищу с поминок можно раздать нуждающимся, выбрасывать ее нельзя.
  • Приносить еду на могилу покойника неправильно, это языческая традиция.
  • Поминки на годовщину после смерти делают скромными. В этот день соберитесь в тесном кругу близких и помяните усопшего общей молитвой, можно без трапезы.
  • Церковь не одобряет употребления спиртного на поминках. Вино считается символом земной радости, а поминки — время для усиленной молитвы о человеке, который может тяжело страдать в загробной жизни. Оставлять на столе рюмку с водкой и кусок хлеба нельзя ни в коем случае, это пережиток язычества, и в верующих семьях так не делают.
  • Но что делать, если умерший был неверующим, некрещеным, самоубийцей или следовал другим религиозным учениям? Вот как отвечает святой отец на этот вопрос:

    «В храмах за таких людей не молятся и их не отпевают, но в случае с самоубийцами по благословению священников следует читать домашнюю молитву, не возбраняются и поминальные трапезы с родственниками. Следует посетить храм в Tроицкую родительскую субботу — в этот день церковь молится обо всех “от века почивших”, в том числе и об “иже во аде держимих”.

    Подавать записки о самоубийце нельзя, а вот поучаствовать в службе и помолиться именно “обо всех” можно и даже нужно. B память об иноверцах, нужно молиться о них и раздавать милостыню. Так как они никогда не были в лоне православной церкви, записки о них не подают и свечи не ставят».

    Никто не живет на этой земле вечно, мы приговорены к летальному исходу. Но смерть — это рождение в новую жизнь, ведь умирает только физическое тело, а душа бессмертна. Людям суждено встретиться после кончины, но где, зависит от нас сейчас, от того, как мы проведем эту жизнь.

    Молись и кайся, живи по заповедям и не проливай бесполезных слез об умерших. Вспоминай их в домашней молитве или в храме.

    Если тебе знакомо чувство утраты, расскажи нам, как тебе удалось с ним справиться. Как ты считаешь, что делать с поминальными суевериями: следовать им, а вдруг сработает эта магия, или прислушиваться к библейским заповедям и мнению священнослужителей? Не забудь написать комментарий.

    Покажи статью друзьям в социальных сетях, ведь здесь именно та информация, о которой должен знать каждый.

    Почему на поминальный стол ставят рюмка с водкой и хлебом

    Рюмка с водкой и хлебом на поминках – это традиция, которая осталась с языческих времен. Подаяния умершему в виде алкоголя, еды не одобряются православными канонами. Нельзя помочь душе попасть в рай, откупившись выпивкой, блюдами. Необходимо проявить терпение, любовь и молиться за прощение грехов усопшего.

    Почему на поминках ставят рюмку с водкой и хлебом

    Похоронные ритуалы связаны с множеством обычаев, не имеющих общих точек соприкосновения с православной верой и ее пониманием о загробной жизни. Распространенная традиция – ставить на поминках перед портретом усопшего рюмку водки, покрытую кусочком хлеба. Данное действие объясняется последним желанием души поесть, попить перед уходом в загробный мир.

    На поминках родственники умершего наполняют рюмку водой, вином или водкой. Последний вариант приветствуется в случаях, когда покойник любил выпить при жизни. Хлеб – закуска после горячительного. Разрешается менять содержимое рюмки и еду до наступления 40 дня, чтобы они не протухли.

    Съедобными подаяниями и водкой на поминках родственники проявляют уважение к памяти, воздают почести и помогают пережить время, пока душа находится среди живых и посещает родные места, прощается с домом.

    Что символизирует обряд

    В христианстве нет упоминания о поминальном ритуале с водкой и хлебом. Обычай ставить рюмку с алкоголем на поминках и хлебом перед фотографией появился во времена Революции.

    В 1917 году правительство решило искоренить в людях веру в Бога, началось активное разрушение храмов, церквей, монастырей. Иконы, Библия, книги сжигались. В результате в атмосфере хаоса, беспредела произошла незаметная подмена христианских традиций поминок выдуманными или языческими, в том числе и рюмками, полными водкой. Славяне до времен православия преподносили различные жертвы в честь покойника в виде стопки водки, корзин с едой.

    Поминальная рюмка с хлебом появилась в отсутствии церковнослужителей после Революции, когда люди старались сохранить знания, передавая их из поколения в поколение. Старики рассказывали молодым, как правильно проводить похороны и что делать для упокоения души. В результате появились традиции приношения еды, водки на могилы или на поминки.

    В разных регионах страны есть собственное объяснение обычаю с рюмкой, куда наливают водку и кладут хлеб. Старожилы утверждают, что он появился более 2000 лет назад и строго соблюдался предками. Одни считают, что совершают подношение умершему, другие говорят о подаянии Богу и помощи в переходе в мир иной. Существует версия, что рюмку и хлеб оставляют проходящему через кладбище. Путник может выпить воду, вино или водку, закусить и помянуть добрым слоем упокоившегося человека. Смысл данной традиции утерялся и люди стали ставить подношение на поминках, а не на могилке.

    Что делать с водой и хлебом после поминок

    Стакан с водой и хлебом для усопшего ставится в день похорон рядом с портретом и остается до окончания поминок. Убирают подношение на третий день или держат дольше 9 дней. Наиболее распространенный вариант – сохранять рюмку с водой или водкой до истечения 40 дня, пока душа находится на земле.

    Если не обновлять содержимое и не менять хлеб на стакане после поминок, происходит испарение алкоголя и очерствение корки. Люди объясняют это тем, что душа покинула землю и была принята Богом.

    В старинных книгах нет руководства к действию, полагаться приходится на «бабушкины» советы. Старшее поколение наставляет отнести хлеб на могилку и раскрошить в крошку, чтобы птицы съели. Водка на поминках выливается из рюмки на землю, которой присыпан умерший.

    После похорон разрешается организовать обед, но не пышное застолье с водкой. Поминки не расцениваются как подаяние Всевышнему. Во время трапезы необходимо молиться, петь церковные песни. Нельзя ставить рюмку с водкой на стол и покрывать ее хлебом. На траурном мероприятии не приветствуется употребление горячительных напитков.

    Православие не рекомендует носить хлеб, рюмки с водой или водкой на кладбище. Для покойного продукты не представляют ценности. Правильнее раздать еду на поминках нуждающимся, попросить искренне молиться за душу усопшего.

    Разрешает ли традицию христианская религия

    Душа умершего человека нематериальна, еда ей не нужна. После смерти невесомая сущность сохраняет эмоции, мысли. Подаяния в виде физических предметов абсурдны и бесполезны. Рюмка водки и хлеб после поминок с целью отдать дань памяти усопшему отрицаются церковью.

    Согласно православной вере и поминкам, освободившаяся душа покидает физическую оболочку и в течение 40 дней подвергается различным испытаниям, проверкам. От того, как умерший человек будет проходить мытарства, зависит его местопребывание в загробном мире, а не от хлеба и водки.

    Покинув тело, душа может чувствовать. После смерти она испытывает боль, сожаление о незавершенных делах, нанесенных обидах, но изменить ситуацию ей не по силам. Облегчить страдания, помочь успокоиться и принять новое существование помогают молитвы родственников и близких людей. Рюмку с водкой и хлебом на поминках лучше заменить молитвами. Особенно важно обращаться за помилованием души к Богу в первые 40 дней.

    Читать еще:  Что по воспоминанию русского писателя ивана шмелева

    Можно заказать панихиду, в течение которой молящиеся уповают на милосердие Творца и прощение грехов покойного. Верующие на поминках обращаются к Господу с просьбой даровать умершему вечную жизнь в Царстве Небесном. Во время службы родственники, друзья стоят перед иконами с зажженными свечами в руках в знак веры в светлое будущего, силу очищения.

    Смерть родного человека – трагедия. При подготовке к похоронам, поминкам родственники находятся в подавленном состоянии, им сложно принять рациональное решение по организационным вопросам. Если покойный крещен при жизни, лучше узнать о похоронных традициях у церковнослужителей. Рюмка с водкой, покрытая хлебом стоит в каждом доме у портрета покойного. Данное действие противоречит законам православия, оскверняет память умершего человека. Произнося молитвы, поднося милостыню на поминках, облегчаются мытарства души.

    Почему нельзя накрывать черным хлебом стакан водки

    Корни этого мифа восходят ко временам после 1917 года, когда в России к власти пришли люди, ненавидящие православие. Настоящие христианские традиции подменяются ненужными сказками. Хлеб и водка — одни из таковых. Так как духовенство было в послереволюционные времена в гонениях, народу просто некому стало объяснять суть поминовений. Поэтому и получается, что такой обычай плотно вошел в нашу жизнь.

    Проблема в том, что человек часто даже и не знает, зачем он это делает, но исполняет в меру необходимости. Но это заблуждение. Так делать не нужно. Необходимо помнить, что главным является не какие-то обряды, а молитва, милостыня и творение добрых дел в память об усопшем. Ставить умершему хлеб и воду — это обычай, который во времена православного имперского государства даже не имел места».

    С поминками вообще связано немало традиций: занавешивать зеркала, не подавать к столу вилки, ставить стакан с водой, «чтобы душа ополоснулась, вылетая из дома»…
    Заметьте – воду, а не водку. Делая так, вы не даете душе «ополоснуться».
    Спиртное понижает вибрации человека, за счет чего низкочастотным сущностям легче входить в тело. Соответственно, душа понижает свои вибрации и опускается в нижние слои астрала, вместо того чтоб «омыться» и получить возможность подняться выше.
    Сами не пробовали в водке искупаться или принять душ, когда вместо чистой воды идет чистый спирт? Приятно ли вам будет после такого душа?

    Если покойник любил выпить при жизни, то наливали спиртное с рюмку, чтобы покойный не серчал. Ломоть хлеба клали как закуску после горячительного, но не на стакан, а рядом.
    Считается, что съедобными подаяниями и водкой на поминках родственники проявляют уважение к памяти, воздают почести и помогают пережить время, пока душа находится среди живых и посещает родные места, прощается с домом.
    А если покойный не был алкоголиком или, более того, радел за здоровое питание, то кого уважите таким подношением?
    Тем паче, если это душа невинного ребенка или подростка, то алкоголь на столе в принципе не приемлем.
    Христианство рекомендует вместо рюмки с вином или водкой и коркой хлеба раздать милостыню нуждающимся, помолиться о душе новопреставленного.
    И я считаю это более целесообразным.

    Вопрос от читательницы моего журнала:
    Странно. Ведь не церковь придумала поминать умерших. Род чтили всегда и поминали, просто обрядность была иная. Да я и не понимаю, как можно не помнить.

    Мой ответ:
    Не поминали, потому что делали «закличку» и душа снова воплощалась в Роду. Какой смысл поминать такую душу, если вот она – маленькая бегает уже воплощенная в новом теле?
    Дело не в самих поминках, а в том, как это у нас происходит. Поминаем чем – молоком или водкой и вином? Спиртное – это низкочастотные вибрации. Если душа после года смогла подняться на определенные высоты, уйти в те слои, где должно быть, то поминая спиртным – опускаем ее обратно. А если на стопку ломоть черного хлеба кладем, то еще хуже делаем.
    Ранее всех кродировали (говоря простыми словами – отправляли к Роду). В курганах оставляли особых героев, которых можно было пробудить в случае великой опасности. Пробудить не буквально, а активировать оставшиеся тут оболочки, которые могли войти в подходящего человека (по факту происходило подселение).
    В наше время могилы – батарейки для религии. Душа может не осознавать факт смерти, противиться этому. Тогда могила служит свидетельством, что физическая жизнь закончилась и можно уходить в общую очередь душ на воплощение. Но может стать и якорем – основанием для души задержаться на этом свете. В том случае, если есть не выполненные обязательства, долг перед кем-то или вина, беспокойство чаще за близких и родных.

    Вопрос:
    И, тем не менее, берешь любую книгу и читаешь – «Слава Богам и предкам нашим». Это ведь тоже поминовение. Как правильно поминать-то? Алкоголь понятное дело. Вот, что хлеб еще хуже не знала.

    Мой ответ:
    Это принципиально разные действия.
    Не путайте «упокой душу раба твоего» со «Слава Богам и предкам нашим».
    Первое – поминовение. Прошение упокоения, чтоб душа не приходили, если совсем просто говорить.
    Второе – славление.
    Обряд в честь умерших предков назывался – тризна. В определенные дни зовутся предки за стол (те, кто из них еще не воплотился) – отведать угощения с ныне живущими потомками, поговорить, попросить совета и т.д.
    На капище и на кургане зажигался огонь либо люди приходили с уже зажженными свечами или лампадами. В более поздние времена костер жгли во дворе, чтоб предкам путь указать. Потом став уже более христианизированным, народ считал, что зажигают во дворе костры, чтоб предков согреть на том свете.

    О хлебе на стакане со спиртным мало кто задумывается в наши дни и еще меньше тех, кто знает. Спиртное понижает вибрации, а черный хлеб исторически считается едой бедных, ввиду того, что издавна черный хлеб был намного дешевле белого. К тому же он относится к пище темного цвета, а едой темного цвета и спиртным до сих пор шаманы призывают низкочастотных сущностей и соответствующие души. Вот и получается, что кладя ломоть черного хлеба на стопку или стакан со спиртным, сами на свой Род беды накликаете.

    Есть обрядовая еда и соответствующие дни. Есть еда, которую можно отнести на могилу, а есть так, которая готовиться для поминального ужина. Ни в коем случае, нельзя есть, пить, курить и т.п. на кладбище. Пост на эту тему писала, но про поминовение пока вопросов не возникало у читателей, да и в сети много пишут.
    Основное блюдо помина – кутья из пшеницы (можно из риса). Так же – молоко, блины, рисовая каша, пироги преимущественно с горохом, кисель тоже мог быть гороховый, а не ягодный.
    Так же есть дни, когда понимать, мягко говоря, неуместно, как и нести куличи на могилу, особенно пасхальные куличи и крашенки.

    Вопрос:
    А про курганы можно чуть подробнее? Донбасс просто усеян курганами. Даже в песне «Спят курганы тёмные. «

    Мой ответ:
    Вот вспомнила, что у Ривки был такой пост

    В завершении хорошая история:
    «Есть история об одном индусском брамине, который каждый день, отправляя ритуал, был вынужден привязывать своего кота, чтобы тот не мешал совершению ритуальных действий. Брамин умер, умер кот, и теперь уже сын, заботясь о «точном» соблюдении ритуала, купил кота и с примерной аккуратностью привязывал его каждый раз во время жертвоприношения! Кот перешел от отца к сыну как необходимый элемент эффективного проведения ритуала. Никто не задумывается о том, зачем и кому нужны эти ритуалы – люди просто выполняют их, следуя традиции».
    (из книги Сатпрем «Шри Ауробиндо, или Путешествие Сознания», глава 17)

    P.S.
    Стакан воды тоже не стоит накрывать ломтем белого хлеба, лучше положить рядом на тарелочке. Я вообще за то, чтоб ставить стакан молока и любые вкусности белого цвета, пожелав новопреставленному светлой дороги, и чтоб Духи Рода помогли на этом пути.
    Потом молоко вылить под живое дерево, а вкусности там же раскрошить для живности.
    Если пища, то благостная, если помин не пищей, а делами, то – благостными. Сделать ли доброе дело, подать ли милостыню, помочь ли слабому или старику… все в честь этого усопшего.

    Но, к примеру, ходить с портретом предка на 9 мая – не есть благое дело. Портрет ли, имя ли становится предметом гордости, по сути, на один день. Да еще и не все идут на парад трезвые. «Бессмертный полк» подымает энергию неупокоенных и подпитывает энергию войны. Для чего нужно будоражить энергию войны?
    Не человек, а портрет делается предметом гордости, но не памяти. Память же передается в рассказах, о том, каким был человек, кем был, о чем мечтал, чего хотел, к чему стремился, как жил…

    Рюмка водки на поминках

    Священник Филипп, В.Борисов
    Русская традиция поминального стола

    В нашей жизни случаются застолья, которых лучше бы не было. Но жизнь есть жизнь, и часть ее — потеря дорогих людей. От этого никуда не деться. И тогда главным становится достойно, согласно исконно русским традициям, помянуть ушедшего.
    Поможет нам поговорить на эту печальную (но неизбежную) тему священник Московской патриархии игумен Филипп (Жигулин).
    Христианская любовь не прекращается со смертью и погребением. С момента смерти она осуществляется в поминовении усопших. Поминовение в Православной церкви — молитвенное упоминание имен живых и умерших в литургии. С верой в силу поминовения перед Богом для блага и спасения поминаемых. Поминальные дни существуют у всех народов. Они признаны всеми религиями.
    У язычников такими днями были: третий, седьмой, девятый, двадцатый, сороковой и семидесятый по смерти усопшего и год со дня его смерти.
    У древних евреев: третий, седьмой, четырнадцатый, сороковой и семь кончин.
    В христианской церкви днями поминовения усопших являются самый день смерти, третий, девятый и сороковой по кончине. На
    третий день изменяется лицо умершего. На девятый — разрушается все тело, кроме сердца. На сороковой — разрушается сердце. Кроме того, поминания осуществляются на Троицкую субботу, мясопустную субботу, в канун Пятидесятницы, в родительские субботы, на Радоницу, на Дмитриевскую субботу. Поминовение усопших было в
    ветхозаветной церкви. Над умершими, по обычаю, преломляли хлебы, раздавали их при гробах неимущим. К началу III века обычай поминовения в христианской церкви установился твердо. Поминовение стало постоянной частью богослужения.
    — Отец Филипп, какие блюда согласно церковным установлениям являются поминальными?
    — Кутья. Это смесь вареного зерна — например, пшеницы, гороха — с медом. Зерна и мед имеют аллегорическое значение. Подобно зерну, воскресающему в новом ростке (вспомните слова апостола Павла), погребенное в земле тело умершего воскреснет в будущей жизни. Мед символизирует сладость будущей блаженной жизни. Что приготовить еще — дело хозяйки. В России на поминальный стол нередко подают
    блины. У славян они еще с языческих времен являются ритуальным блюдом, символизируют солнце и возрождение жизни. Рыбные блюда, пирожки, соки, компоты, кисели. Все что угодно.
    — Но ведь есть, наверное, что-то, чем поминать не принято?
    — Священников и монахов по традиции не поминают скоромным. Хотя никаких канонических запретов на этот счет не имеется. Что касается напитков, церковь категорически запрещает поминать усопших спиртным. На церковных поминальных трапезах я никогда не видел даже красного вина.
    — А как же традиционная накрытая куском хлеба рюмка водки?
    — Это пережитки язычества. Как и то, что на могилы приносят вино, водку, хлеб, колбасу и оставляют вроде как для умершего. Получается, что пища земная может быть необходима в жизни загробной. Продолжив этот ряд, мы придем к тому, что вместе с мужем в гроб надо класть и жену, и домашних животных, и утварь, как это делали во времена египетских фараонов.
    — С поминками вообще связано немало обычаев: завешивать зеркала, не подавать к столу вилки, ставить стакан с водой, «чтобы душа ополоснулась, вылетая из дома». Тоже языческие пережитки?
    — Я бы сказал, народный фольклор. Обычаи. Канонически не подкрепленные, но благочестивые. Не то чтобы они не одобрялись церковью, просто к православию все это не имеет никакого отношения. Впрочем, в некоторых монастырях к поминальному столу действительно не подают ни ножей, ни вилок — только ложки.
    — Поминальные трапезы на третий, девятый, сороковой дни отличаются друг от друга блюдами?
    — В отношении пищи трапезы ничем не отличаются. До сорокового дня сохраняется траур, и соответственно до этого срока поминать приходят в чем-то темном. Потом, скажем, на годовщину смерти, надевать именно темное необязательно.
    — Чем принято начинать и чем заканчивать поминальный стол?
    — Прежде остальных блюд подают кутью. Она выставляется при совершении панихиды по умершему в церкви или в доме. Все берут по ложке из общего блюда и поминают усопшего: вслух или про себя, не имеет значения. Просят, чтобы Господь упокоил его душу, чтобы она обрела царствие небесное. А заканчивается поминальная трапеза по
    традиции пирогами и компотом.
    Если за столом есть священник, он провозглашает заупокойные молитвы и поет вечную память. Главное, не превращать поминки в посиделки, а тем более в пирушку. Смысл поминальной трапезы — подкрепить силы молящихся. Мы молимся об усопших, чтобы они молились за нас перед лицом небесной церкви. Чтобы неимущие имели силы молиться, Православная церковь предписывает раздавать пожертвования — пироги, печенье, сладости.
    #ЗнаетеЛиВы

    Читать еще:  Поминальные слова на 40 дней после смерти

    Рюмка водки на поминках

    На вопросы посетителей портала «Православие и современность» отвечает священник Димитрий Васильев, клирик храма во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла г. Аткарска

    Мне 27 лет, я тяжело заболела, предстоит тяжелая операция (онкология). Обращаюсь к Богу с молитвами о прощении грехов и об исцелении от недуга, святой водой омываюсь, маслом от лампады Матронушки и Животворящего Креста Господня мажусь. Собираюсь послезавтра к Матронушке съездить, мама моя святые места посещает и обо мне молится. Я человек верующий, но в церкви, к своему стыду и огорчению, бываю нечасто. Подскажите, что мне в такой ситуации надо бы сделать?

    На самом деле, делаете Вы все почти правильно, и молитесь, и покаяние в своих молитвах Господу приносите, и даже осознаете, что в храме бы нужно бывать почаще – так за чем и дело стало, разве только что исправить Ваше отношение к посещению богослужений. Если приводить аналогии, которые не всегда, конечно, передают содержание, но помогают понять суть проблемы, то в отрыве от активной приходской жизни, то есть без регулярного посещения храма, участия в Таинствах исповеди и Причастия, без живого общения со священнослужителями, все эти наши обтирания святой водой и освященными маслами – все равно что доморощенное лечение полузабытыми рецептами народной медицины в отрыве от наблюдения квалифицированного врача (в хорошем смысле этого слова). Как Православия не может быть без Церкви, а Церкви нет без святых Таинств, соответственно, и нашего спасения нельзя помыслить безо всего этого. Исповедь – есть баня для души, а Причастие Тела и Крови Христовых – есть истинная Пища, как душе, так и нашему телу. Вот и представьте, что происходит, когда мы по пол года, а то и больше, таким вот образом не «едим» и не «моемся»? Старайтесь не унывать, и, по силам, бывать чаще в храме, молитвенно участвовать в литургии, приобщаться святых Христовых Таин, а если это невозможно по здоровью, то ни один священник не откажет в том, чтобы поисповедовать и причастить Вас на дому. Помоги Вам Господи!

    Скажите, можно ли перед иконой ставить рюмку с водкой и хлебом, чтобы помянуть, и когда ее убрать и куда потом вылить?

    Можно, конечно, ответить одним категорическим словом – нельзя, и все дальнейшие вопросы отпадут за ненадобностью сами собой. Но все равно, останется необходимость еще и еще раз объяснить и напомнить, что самое главное и самое действенное средство помощи для покойного – это наша за него молитва, молитва в церкви на панихиде, куда лучше всего пригласить всех верующих родных и близких усопшего, и молитва домашняя, перед поминальной ли трапезой, или когда мы читаем наше ежедневное молитвенное правило. Эти правила очень хорошо знали наши предки, однако мы от них смогли, к сожалению, незабвенно перенять только одни суеверия – это касается и сигарет на могиле, и рюмок с водкой и хлебом, и священного трепета перед землею, взятой в кульке из церкви (хотя она там вообще не должна браться), и открытых дверей в доме покойника (чтоб душа могла «выйти»), и много чего еще… Печально это все. Душа бестелесна, ей одинаково чужды и голод, и холод, и зной, и закрытые двери, ей важны лишь бескомпромиссные реалии духовного мира, то есть ангелы и демоны, возникшие перед открывшимися после смерти духовными очами, и ее собственные грехи и добродетели, которые могут как оправдать человека перед Богом, так и погубить. Грехи усопшего могут быть прощены по молитвам близких ему людей, на том и основаны все наши чинопоследования об умерших, но поверьте, никакие рюмки и сигареты, никакие «узелки в дорогу» и завешенные зеркала не влияют на нашу загробную участь и участь наших близких. Поверьте в это, пожалуйста!

    Батюшка, я православный человек, мы с моим молодым человеком собираемся пожениться. Мне бы очень хотелось, чтобы мы венчались, но правильно ли будет с моей стороны настаивать на венчании, если он не верующий, хотя и крещен?

    В семейной жизни твердо стоять на своем нужно лишь в одном случае – если один супруг склоняет другого к явному греху, например, к отречению от православной веры, или убийству, или воровству… Во всем остальном должны быть любовь и взаимопонимание, чтобы сатане не оставалось ни одного повода вас поссорить. Церковь уважает и признает государственный брак, и ни в коем случае не рассматривает это как блуд. Молитва освящает верующего, а для неверующего она – как симфонический концерт для глухонемого, его можно на него привести, и он вежливо просидит там с вами два или даже три часа, но не вынесет он оттуда, скорее всего, ничего, кроме, может быть, недоумения, или, чего хуже, затаенного раздражения. Придет время, и, глядя на Вас, может быть, и ваш супруг захочет узнать о нашей радостной евангельской вести, при условии, что Вы заранее не отпугнете его от нее скандалами, связанными с постами, посещениями храма и прочими перегибаниями палки, когда своего ближнего любят настолько, что готовы в рай затолкать чуть ли не силой. А вообще, если есть время, почитайте на эту тему беседы священника Илии Шугаева «Брак, семья, дети» и «Один раз на всю жизнь», в интернете есть возможность скачать как аудио, так и текстовые версии этих книг.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector