0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Самое яркое воспоминание со мной

Все, что было не со мной

Что такое ложные воспоминания и как они образуются

Обычно мы уверены в незыблемости наших воспоминаний и готовы поручиться за точность деталей, особенно когда речь идет о по-настоящему важных для нас событиях. Между тем ложные воспоминания — самая обыденная вещь, они неизбежно накапливаются в памяти каждого из нас и даже могут рассматриваться как определенное благо. Подробнее о том, как рождаются и функционируют ложные воспоминания, а также о том, для чего они нужны, читайте в нашем материале.

Новый год — ностальгический зимний праздник, который для многих почти неразрывно связан с теплыми воспоминаниями из детства. Шум телевизора, по которому с самого утра крутят «Иронию судьбы» и «Гарри Поттера», вкусные запахи из кухни, уютная пижама с маленькими желтыми звездочками и рыжий кот Барсик, постоянно путающийся под ногами.

А теперь представьте: вы собираетесь за семейным столом, и брат говорит вам, что вообще-то Барсик сбежал в 1999 году, а «Гарри Поттера» стали крутить по телевизору только шесть лет спустя. И пижаму со звездочками вы не носили, потому что уже ходили в седьмой класс. И точно: как только брат напоминает об этом, красочное воспоминание рассыпается на кусочки. Однако почему же оно тогда казалось таким реальным?

Бесконечная амнезия

Многие люди убеждены, что человеческая память работает подобно видеокамере, аккуратно записывающей все происходящее вокруг. Особенно это касается личностно значимых событий, связанных с внезапным переживанием сильных эмоций.

Так, делясь воспоминаниями об автомобильной аварии, человек очень часто может вспомнить не только, что делал и куда направлялся, но и, например, какая за окном была погода или что играло по радио. Однако исследования показывают, что все не так просто: каким бы ярким и живым ни было воспоминание, оно все равно подвержено «коррозии».

О несовершенстве памяти ученые заговорили давно, но наиболее наглядно его впервые продемонстрировал Герман Эббингауз в конце XIX века. Он был увлечен идеей «чистой» памяти и предложил метод заучивания бессмысленных слогов, которые состояли из двух согласных и гласного звука между ними и не вызывали никаких смысловых ассоциаций — например, каф, зоф, лоч.

В ходе опытов выяснилось, что после первого безошибочного повторения серии таких слогов информация забывается довольно быстро: через час в памяти оставалось только 44 процента выученного материала, а через неделю — менее 25 процентов. И хотя Эббингауз был единственным участником собственного эксперимента, впоследствии его неоднократно воспроизводили, получая сходные результаты.

Кривая забывания Эббенхауза показывает, с какой скоростью забывается новая информация. По оси Х — количество дней, по оси Y — доля сохранившейся в памяти информации. Кривая показывает, что однократное запоминание информации через шесть дней дает почти что нулевой результат (красная линия), зато при повторении пройденного материала через определенное количество дней качество запоминания улучшается (зеленые линии).

Здесь вы наверняка справедливо возмутитесь — все-таки бессмысленные слоги не то же самое, что значимые моменты нашей жизни. Разве возможно забыть свою любимую детскую игрушку или отчество первой учительницы? Тем не менее, более современные исследования показывают, что даже в нашей автобиографической памяти сохраняется очень небольшая часть прожитого опыта.

В 1986 году психологи Дэвид Рубин, Скотт Ветцлер и Роберт Небис на основе метаанализа результатов, полученных несколькими лабораториями, построили распределение воспоминаний среднестатистического человека в возрасте 70 лет. Выяснилось, что люди достаточно хорошо помнят недавнее прошлое, но при движении назад во времени число воспоминаний резко сокращается и падает до нуля в возрасте примерно 3 лет — этот феномен называется детской амнезией.

Гистограмма автобиографических вопроминаний участников первого эксперимента Дэвида Рубина и его более современного эксперимента. По оси X — возраст испытуемых, по оси Y — процент сохранившихся воспоминаний в этом возрасте.

David C. Rubin, Matthew D. Schulkind / Memory & cognition, 1997

Последующие исследования Рубина показали, что люди все-таки помнят некоторые события из раннего детства, однако большинство этих воспоминаний — результат абсолютно нормальной ретроспективной имплантации, которая часто происходит во время диалогов с родственниками или просмотра фотографий. И, как оказалось впоследствии, имплантация воспоминаний происходит намного чаще, чем мы привыкли думать.

Переписать прошлое

Долгое время ученые были убеждены, что память — нечто незыблемое, что остается неизменным на протяжении всей нашей жизни. Однако уже в конце XX века стали появляться серьезные свидетельства того, что воспоминания можно подсадить или даже переписать. Одним из доказательств пластичности памяти стал эксперимент, проведенный Элизабет Лофтус — одним из наиболее видных когнитивных психологов современности, занимающихся вопросами памяти.

Исследовательница послала мужчинам и женщинам в возрасте от 18 до 53 лет буклет с четырьмя историями из детства, записанными со слов старшего родственника. Три истории были настоящими, в то время как одна — рассказ о том, как участник эксперимента в детстве потерялся в супермаркете, — ложной (хотя она и содержала правдивые элементы, например название магазина).

Психолог попросила испытуемых вспомнить как можно больше деталей об описанном событии или написать «я не помню этого», если никаких воспоминаний не сохранилось. Удивительно, но четверть испытуемых смогла рассказать о событиях, которых никогда не происходило. Более того, когда участников эксперимента попросили найти ложную историю, 5 из 24 человек совершили ошибку.

Похожий эксперимент несколько лет назад был проведен двумя другими исследователями, Джулией Шоу и Стивеном Портером. Психологи, используя аналогичный метод, смогли заставить студентов поверить, что в подростковом возрасте они совершили преступление.

И если в эксперименте Лофтус число людей, которым удалось «подсадить» ложные воспоминания, составляло всего 25 процентов от общего числа участников, то в работе Шоу и Портера этот показатель возрос до 70 процентов. При этом исследователи особо отмечают, что испытуемые не подвергались стрессу — напротив, ученые общались с ними довольно дружелюбно. По их словам, для того чтобы создать ложное воспоминание, оказалось достаточно авторитетного источника.

Сегодня психологи сходятся во мнении, что извлечение воспоминания может стать причиной для изменения ранее приобретенного опыта. Иными словами, чем чаще мы достаем из «дальнего ящика» эпизоды нашей жизни, тем с большей вероятностью они обрастут новыми красочными и, увы, фальшивыми деталями.

В 1906 году в журнал Times Magazine пришло необычное письмо от Гуго Мюнстерберга, заведующего лабораторией психологии Гарвардского университета и президента Американской психологической ассоциации, где описывался случай ложного признания в убийстве.

В Чикаго сын фермера обнаружил тело женщины, которую задушили проволокой и оставили на скотном дворе. Ему предъявили обвинение в убийстве, и, несмотря на то, что у него было алиби, он признался в преступлении. Более того, он не только признался, но и был готов раз за разом повторять показания, которые становились все более детальными, абсурдными и противоречивыми. И хотя все перечисленное явно свидетельствовало о недобросовестной работе следователей, сына фермера все же осудили и приговорили к казни.

Как показывают эксперименты, около 40 процентов деталей того или иного события меняются в нашей памяти еще в течение первого года, а спустя три года эта величина достигает уже 50 процентов. При этом не столь важно, насколько «эмоциональны» эти события: результаты справедливы и для серьезных происшествий, таких как теракты 11 сентября, и для более бытовых ситуаций.

График отношения между интенсивностью освещения в The New York Times крупных событий национального масштаба и точностью воспоминаний о них у испытуемых в зависимости от времени. По оси Y — число правильно запомненных деталей событий (в баллах) в зависимости от момента времени; по оси X — шкала времени: период немедленной реакции NYT на событие; период, когда освещение события в NYT впервые прекращается; период, наступающий по прошествии трех после события. Имеются в виду катастрофа шаттла «Челенджер» 1986 года (толстая линия — точность воспоминаний; пунктирная толстая линия — интенсивность освещения в NYT) и теракты 9/11 (тонкая линия — точность воспоминаний; тонкая пунктирная линия — интенсивность освещения в NYT). Очевидно, что участники эксперимента более или менее точно помнят детали событий, пока о них активно пишут СМИ, по прошествии трех лет у испытуемых начинают преобладать ложные воспоминания о деталях событий (линии уходят ниже значения 0 по шкале Y.

Hirst W et al / J Exp Psychol Gen, 2009

И все потому, что наши воспоминания подобны страницам в Википедии, которые можно редактировать и дополнять с течением времени. Отчасти это связано с тем, что человеческая память — сложная многоуровневая система, хранящая в себе невероятно много информации о местах, времени и обстановке. И когда некоторые фрагменты случившегося выпадают из памяти, мозг дополняет эпизод нашей биографии логичными деталями, которые подходят к той или иной ситуации.

Этот феномен хорошо описывает парадигма Диза–Родигера–Макдермотта (Deese–Roediger–McDermott, DRM). Несмотря на сложное название, она довольно проста, и ее часто используют для изучения ложных воспоминаний. Психологи дают людям список связанных между собой слов, таких как кровать, сон, спать, усталость, зевок, а спустя некоторое время просят вспомнить их. Как правило, испытуемые вспоминают слова, относящиеся к той же теме — например подушка или храп — но которых не было в первоначальном списке.

Кстати, это же отчасти объясняет возникновение «дежавю» — состояния, когда, находясь в новом для нас месте или ситуации, мы ощущаем, что однажды с нами это уже происходило.

Особенную опасность для воспоминаний представляют собой наводящие вопросы. При повторном обращении к прошлому опыту человек переводит свою память в лабильное, то есть пластичное состояние, и именно в этот момент она оказывается наиболее уязвима.

Задавая собеседнику закрытые вопросы во время его рассказа (такие как «Сильный дым был во время пожара?») или, еще хуже, наводящие вопросы («Она была блондинкой, так ведь?»), вы можете трансформировать его воспоминания, и затем они реконсолидируются, или проще сказать «перезапишутся», в искаженном виде.

Сегодня психологи активно изучают этот механизм, так как он имеет непосредственное практическое значение для судебной системы. Они находят все больше подтверждений тому, что показания очевидцев, полученные во время допроса, далеко не всегда могут быть надежной основой для обвинения.

При этом в обществе господствует мнение, будто воспоминания, полученные в стрессовой ситуации, или так называемые «воспоминания-вспышки» (flashbulb memories), наиболее четки и достоверны. Отчасти оно связано с тем, что люди искренне убеждены в том, что говорят правду, когда делятся такими воспоминаниями, и эта уверенность никуда не пропадает, даже если рассказ обрастает новыми ложными деталями.

Именно поэтому эксперты советуют в повседневной жизни либо слушать собеседника молча, либо, если это необходимо, задавать ему вопросы общего характера («Можешь рассказать поподробнее?» или «Ты помнишь что-нибудь еще?»).

Суперспособность забывать

Человеческая память — механизм адаптации к окружающей среде. Если бы люди не могли хранить воспоминания, то у них было бы намного меньше шансов выжить в дикой природе. Тогда почему же столь важный инструмент настолько несовершенен, спросите вы? Тут существует сразу несколько возможных объяснений.

В 1995 году психологи Чарльз Брейнерд и Валери Рейна предложили «теорию нечетких следов», в которой разделили человеческую память на «буквальную» (verbatim) и «содержательную» (gist). Буквальная память хранит яркие детальные воспоминания, в то время как содержательная — смутные представления о прошлых событиях.

Рейна отмечает, что чем старше становится человек, тем больше он склонен полагаться на содержательную память. Она объясняет это тем, что многие важные воспоминания могут понадобиться нам не сразу: например, студенту, успешно сдавшему экзамен, необходимо помнить выученный материал и в следующем семестре, и в будущей профессиональной жизни.

В данном случае важно не только запомнить информацию на определенный день или неделю, но и сохранить ее в течение длительного периода времени, и содержательная память в подобной ситуации играет более важную роль, чем буквальная.

Теория нечетких следов правильно предсказывает заметное влияние возраста на нашу память, называемое «эффектом обратного развития». По мере того, как человек становится старше, улучшается не только его буквальная память, но и содержательная. На первый взгляд, это звучит нелогично, но на самом деле вполне объяснимо.

На практике одновременное развитие буквальной и содержательной памяти означает, что взрослый с большей вероятностью запомнит список слов, но также и с большей вероятностью добавит в него подходящее по смыслу слово, которого в нем изначально не было. У детей же буквальная память окажется пусть и не такой вместительной, зато более точной — она меньше склонна вставлять «отсебятину».

Получается, что с возрастом мы все чаще пытаемся найти смысл в происходящем. С точки зрения эволюции это может быть более полезно для адаптации к окружающей среде и принятия безопасных решений.

Этот тезис хорошо иллюстрируют исследования памяти у грызунов. Так, в одном эксперименте крыс помещали в коробку и подвергали воздействию несильного разряда тока, в ответ на что животные замирали на месте (типичное проявление страха у грызунов).

Спустя несколько дней после того, как крысы обучались ассоциировать связь между средой и электрическим шоком, их помещали либо снова в ту же коробку, либо в новую. Выяснилось, что способность различать контексты со временем ухудшается: если спустя две недели после обучения крысы в новой среде замирали реже, чем в старой, то к 36-му дню показатели сравнивались.

(a) — дизайн эксперимента с участием контекста А (удары током на стадии обучения, без ударов на стадии эксперимента) и контекста В (без ударов на стадии эксперимента); (b) — соотношение между числом дней, прошедших с момента обучения (по оси X), и доли выученных реакций (замирания) в поведении грызунов в ответ на контекст (по оси Y в процентах); (c) — падение способности грызнов различать контексты (по оси Y в процентах) в зависимости от числа прошедших дней (по оси X).

Читать еще:  Поминальная молитва на 9 дней после смерти

Joyce W. Lacy and Craig E. L. Stark / Nat Rev Neuroscience, 2013

20+ человек поделились своими первыми воспоминаниями — все это ставит под сомнение явление детской амнезии

Одни люди утверждают, что помнят себя еще в материнской утробе. Другие признаются, что до школы все как в тумане. У большинства детей первые воспоминания формируются примерно в 3–4 года, но мы никогда не сможем угадать, что именно врежется ребенку в память: улетающий Олимпийский Мишка, песня, которая играла по радио в далеком 85-м, или снег на воротнике маминого пальто.

Мы в AdMe.ru расспросили своих близких, а также отыскали соответствующие посты в соцсетях и решили опубликовать самые яркие и интересные воспоминания, которые нам удалось найти.

  • Я лежал в кроватке и видел, как на столе грели молоко в бутылочке. Был для этого такой специальный советский аппарат с лампочкой. Если лампочка погасла — значит, бутылочка согрелась. Я тогда уже понимал, что, если лампочка погасла, значит, кормить скоро будут. А позже, когда я уже сидеть научился, отец меня возил на коляске гулять, и там мальчики залезали на черемуху и собирали ягоды, он их попросил скинуть немного и дал мне попробовать. ©imploid / pikabu
  • У меня есть сестра-близнец. Когда мне было 4 года, мы оказались в магазине, где были большие зеркала, и я была шокирована тем, что выгляжу так же, как моя сестра. Мы даже одеты и причесаны были одинаково. Помню, что буквально застыла от шока, когда увидела наше с сестрой отражение. Конечно, мама говорила нам, что мы близнецы, но я, наверное, не понимала, что это значит. Я видела себя в зеркале и раньше, но до этого момента в магазине никогда не всплывало, что я выгляжу в точности как моя сестра. Для этого мы обе должны были оказаться у зеркала. Сестра была так же шокирована, и мы обе хором закричали: «Мамочка!» ©Elsa Kristian / quora

  • Меня чуть не задушила моя тетя во время празднования моего первого дня рождения — так сильно она меня обнимала. Потому-то я, годовалый, это и запомнил: думал, что сейчас мне придет конец. ©hiheyreddit / reddit
  • Помню, было мне где-то 2 года. И отвезли меня на лето к бабушке в деревню в Тамбовскую область. Я стоял в огороде, как вдруг мужик на мотоцикле врезался в нашу кучу угля. Мужик встал, весь в угле и крови, отряхнулся, подошел ко мне, сказал, чтобы я не боялся (я и впрямь чуть не заревел). Потом он достал из внутреннего кармана календарик за 1975 год. Протянул мне его, указал на картинку и сказал: «Запомни, это город Ленинград». Потом, через несколько лет, этот мужик с мотоцикла (дядя Коля) женился на моей тетке. © Владислав
  • Мне было 3–4 года, и мы с бабушкой были в кино. В зале было темно, шел черно-белый фильм, и в какой-то момент бабушка сказала: «Смотри, это Ленин». Я была в полном восторге и побежала к Ленину в абсолютной темноте по проходу. © Ольга

  • Не помню уже возраст точно, помню, как примерз языком к прицепу машины и как меня потом от него пытались отодрать. Еще помню, как лет в 5 кормил видеомагнитофон сахаром. ©Revi / twitter
  • Мне было 3 года. Мы были у бабушки в гостях. Собралось много гостей. Был включен телек. И в какой-то момент все ушли за стол. Я остался один перед телевизором. Транслировали закрытие Олимпиады. И когда я остался один, полетел Мишка, а статисты на трибунах составили слезу. Мне было грустно буквально до слез. Меня очень волновал вопрос, куда же он улетел. © Павел
  • В 2,5 года я присутствовала при рождении своей младшей сестры. Я помню комнату и кресло-мешок, в котором я сидела, помню, как врачи взяли эту штуку, в которую был обернут ребенок, и положили ее в металлический лоток. Я понятия не имела, что они делают. Потом я увидела свою сестру. Она кричала не переставая. Она была фиолетовым, морщинистым и самым уродливым пришельцем, которого я видела в своей жизни. Сейчас ей 22, и она красавица. ©Clover Rose / youtube

  • Кто-то из ребят принес в детский сад целую шоколадку «Аленка». Нам не хватало сил ее сломать, чтобы на всех разделить. И мы придумали бросать ее на землю и есть осколки. ©lisiy29 / pikabu
  • Когда мне было между 2 и 3 годами, мы ездили на море. Там мне показали малюсенькую медузу. Медуза была странная и, видимо, глубоко поразила мое воображение. Потому что я ничего больше не помню из той поездки, только маленькую медузу на ладошке. © Татьяна Хватинина / thequestion
  • Старший брат помнит, как грыз перила кроватки и у него переставали болеть десны (первые зубы как раз начинали прорезываться). Когда догрызал до дерева, переходил на новый участок — ему было 10 месяцев. Мне эта кроватка досталась уже погрызенной со всех сторон. ©Sobiratelistory / pikabu

  • У мамы была швейная машинка, которая стояла на веранде. В тот раз мамы не было дома, а мне очень хотелось понять, как она работает. Я взял носовой платок, положил под иглу, придерживая указательным пальцем, и крутанул колесо. Бам! За миллисекунды иголка трижды проткнула мой палец. Помню, что не заплакал, а просто стоял и смотрел на свой палец, пока не прибежала тетя и не отвезла меня в больницу. ©Akshay Kumar / quora
  • Помню, как сделала бахрому на диванном покрывале. Мне было завидно, что у кого-то она есть, а у нас не было. Стащила ножницы. Пока взрослые смотрели по телевизору похороны Брежнева, я сидела под диваном и делала бахрому. Мне было 4 года. © Елена
  • Мне было 2 года, и я помню, как по телевизору показывали высадку на Луну. Я думал, что это искусственное воспоминание, но я в деталях рассказал маме, что помнил, вплоть до ковра на полу и отцовских усов. ©Mike O+ / twitter

  • Точно не помню, сколько мне было. Наверное, года 3. Помню, что папа заболел. Кажется, ангиной. Ему нужно было сделать компресс на шею, и мама искала подходящую вещь. Я предложила свой кукольный матрасик. И я запомнила свои двойственные эмоции. С одной стороны, папу было жалко и хотелось ему помочь, с другой — матрасик у меня был один и его тоже было жалко. © Ирина
  • Проснулась от того, что моя сережка зацепилась за подушку. Помню, как мама злилась на папу за то, что он отвел меня проколоть уши в столь раннем возрасте. ©Irene / twitter
  • 2–3 месяца от роду, лежу в детской кроватке, пялюсь на стены и потолок, помню отчетливо, какие обои на стенах, где стоит мебель, откуда падает свет. Приходят сосед с соседкой посмотреть на новорожденного, у соседа большая черная борода, и он крайне мне неприятен. Склоняется надо мной и пытается что-то сказать — все звучит для меня бессмыслицей. Кричу во все младенческое горло, он отстраняется и уходит из комнаты. Родственники подтверждают, что такое было. Помню ощущение общей беспомощности, руки и ноги не слушаются, что происходит — непонятно. © Владимир
  • Я помню, как мой двоюродный брат показывал мне в саду, как стрелять из лука. Рассказывал в подробностях, что и как, родные делали круглые глаза: дело было в Латвии, а я уехал оттуда, когда мне и 2 лет не было. ©Каджит не виноват / twitter
  • Мне было 4 года. Папа не купил мне тапочки с Эсмеральдой, и я поклялась, что не буду с ним разговаривать, пока мне не исполнится 5. Но потом он купил мне чипсы, и я его простила. ©imnotdaria1 / twitter

  • Едва научившись ходить, я подрался с кастрюлей. Я подумал тогда, что она меня обожгла, потому что хотела сделать мне больно. Я стал ее бить и пинать ногами и обжегся еще несколько раз. Кастрюля победила. ©Br0kenMind / reddit
  • Помню, что лежу в коляске, над головой козырек, а впереди толком ничего не видно, только потолок и мелькающие стены: коляска ездит туда-сюда. Еще руками хочу пошевелить, но не могу: они прижаты к телу, и меня это бесит. Оказывается, родители-студенты меня так укачивали: сидели с учебниками, а к коляске привязывали веревку. Подтянут коляску, потом оттолкнут. А пеленали меня совсем недолго, так что, может, 3–4 месяца мне было. © Татьяна
  • Я был совсем маленьким — года 2–3. Оса приземлилась на мою руку и жалила меня снова и снова. Будучи маленьким и неуклюжим ребенком, я просто вопил после каждого укуса. Помню, мне казалось, что прошла целая вечность, прежде чем родители пришли меня проверить. Они думали, что я кричал во время игры. ©Unsurehowigothere / reddit
  • Мне было примерно 1,5 года. Я ползала по ковру, увидела несколько монет на журнальном столике и проглотила одну из них. Мама рассказывала, что в этот момент я покраснела, стала задыхаться, и она повезла меня в больницу, где мне сделали рентген и обнаружили, что монетка застряла в глотке. Я помню большую комнату, где меня держали. Там был черно-белый пол, как шахматная доска, бледно-зеленые стены, а по периметру стояли кроватки. ©Rhianna Brighten Kane / quora
  • Мне было около 3 лет. Я нашел старые ковбойские сапоги в шкафу и надел их. Они полностью закрывали мои ноги. Я помню, как топал в них и падал на попу, хватался за подлокотник стула, чтобы снова встать, и топал дальше. Я посмотрел на маму — она плакала. Потом узнал почему. Это были старые сапоги моего отца, он умер за год до этого. ©hereticjones / reddit

  • После того как я попыталась сбежать из садика, воспитательница на прогулке привязала меня шарфом на веранде. Мне было года 3. © Ирина
  • У нас был кот Шерхан, который меня ни во что не ставил. Помню, как он прыгал мне на ноги и цеплялся за колготки. Мне было года 3, и я, как все советские дети, носил колготки. Было очень больно, я плакал и звал маму. Однажды он подошел, повернулся задом и пометил меня! Второе мое отчетливое детское воспоминание — как я выбрасываю Шерхана из окна, а жили мы на 4-м этаже. У меня и в мыслях не было отомстить ему или сделать больно: просто хотелось проверить гипотезу, что кошки всегда приземляются на 4 лапы. Ничего плохого с ним не случилось, и Шерхан прожил с нами еще несколько лет. Зато я до сих пор себя ругаю за то, что так с ним обошелся. © Денис
  • В 6,5 месяцев, когда у меня прорезались первые зубы, я укусил себя за большой палец на ноге. ©Roy Javier / quora
  • Мне было чуть больше года. И однажды мы с папой пошли гулять в лес недалеко от дома. Это был, наверное, первый и единственный раз, когда папа гулял со мной один. В лесу было место, где водились двухвостки, и папа по пути рассказывал, какие это вредные насекомые. Когда мы пришли туда, я начала давить их палочкой, думая о том, какое хорошее дело я делаю. Повзрослев, я рассказала об этом маме, и она возмущалась, что я запомнила именно тот раз, когда ходила в лес с папой, хотя это было всего однажды, а как гуляла с ней, не запомнила. © Анна
  • Где-то в 1,5 года я лежу с градусником и потрепанной азбукой. Читать меня уже научила сестра, а цифры я пока не знаю. Папа спрашивает, какая температура, я не знаю, что сказать, и отвечаю фразой «Не лезь не в свое дело», услышанной по телевизору. Папа обижается, мне очень стыдно. ©мужеложница / twitter
  • Думаю, мне было не меньше 3 лет. Мы собрались на семейном пикнике у реки. Я пытался снять свои шорты, но мама не давала, потому что под ними у меня ничего не было.
    ©hiheyreddit/ reddit

Помните ли вы себя в раннем детстве? Сможете описать свое самое первое воспоминание?

НАША ПАМЯТЬ. ЛОЖНЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ

— Суд помню, как шлем брали, помню, в середине отрезало!

— Так не бывает: тут помню, тут не помню!

— Бывает! Я вот раз надрался, проснулся в милиции, ничего не помню!

Память — очень занятная штука. Мы помним цвет бантиков на косичках на школьной линейке . дцать лет назад, но не помним, куда сунули телефон 30 мин назад. Как так? Можно ли доверять памяти? Можно ли ее улучшить? Может, есть для этого волшебная методика или чудодейственная таблетка для «успешного» успеха от гуру новомодных и часто очень опасных «тренингов»? (Ссылка на статью в конце).

Надо это обмозговать.

Память — это способность к запечатлению информации об окружающей нас реальности в нашем сознании для последующего воспроизведения. Об общеизвестных вещах не пишу — каждый может открыть гугл (хотя с Хуглами тоже аккуратнее надо быть).

Если вы с чем-то не согласны, то приводите аргументы. Сам дурак — не аргумент. ЗА МАТЫ -БАН ;). Троллей тут не кормят принципиально. Никак. Никогда.

Мы запоминаем только часть того, что видим и слышим. Наиболее яркие аспекты. Если эти воспоминания освежаются, мы периодически апгрейдим (освежаем) память, то они сохраняются. Если мы этого не делаем, то они постепенно стираются. Яркие события забываются медленнее. С возрастом события последних дней забываются быстрее — пожилой человек помнит, что было в молодости, но не помнит, что было вчера («фиксационная амнезия»), это объясняется особенностями функционирования и строения мозга.

Заставить человека вспомнить то, что он забыл, нельзя, можно, однако, вытащить воспоминания, которые начали забываться, но совсем не забылись, обновить их. Также можно заставить человека сконструировать свои воспоминания заново — по фотографиям, воспоминаниям других людей и т. п. Новые воспоминания могут быть как истинными так и, запросто, ложными. По поводу частично забытого — также, чем больше детали стерлись из памяти, тем больше вероятности, что мы их приукрасим или приврем (не специально).

Читать еще:  На какой день поминают 40 дней

Человек начинает запоминать то, что с ним происходило примерно с возраста 2 — 2.5 лет. Считается, что, до этого возраста у человека «инфантильная амнезия» ( явление до конца не изученное).

Наиболее яркие воспоминания сохраняются в памяти лучше других. Это касается воспоминаний как о хороших, так и о плохих моментах. Воспоминания о трагических событиях, произошедших с нами, никуда не вытесняются, а хранятся в памяти наряду с другими воспоминаниями и, если они постепенно тускнеют и исчезают, то это происходит в соответствии с общими механизмами забывания. Множество людей пережили страшные события во время Второй мировой войны, в том числе, будучи детьми. Эти воспоминания у них никуда не вытеснились, а были с ними всю жизнь, более того, они смогли НАЧАТЬ ПОЛНОЦЕННО ЖИТЬ ЗАНОВО. Не помню имя человека, но он написал работу, связанную с выходом из депрессии, если не ошибаюсь. Бывший узник концлагеря.

Вы сами можете вызывать ложное воспоминание у кого-то.

Например, моя подруга рассказывала мне, какие красивые бантики у меня были в тот день, когда мы познакомились ( я этого в упор не помню). Если она начинает рассказывать подробности, то мне начинает казаться, да, да. Наверное, ты права. Так и было. С чего бы врать подруге (я сейчас не про «типичных» подруг-змеюк). Про дружбу напишу отдельную статью ;).

Массовое распространение ложных воспоминаний может быть основой для возникновения массовой истерии в обществе (с медицинской точки зрения «массовая истерия» не совсем правильное название, лучше что-то вроде «массовое тревожное расстройство» или «массовая паника»). К сожалению, этому способствуют различные деятели около и псевдонаучного мира, а также прочие сектанты и шизотерики.

Я уже молчу про то, как некоторые люди (не все! Всех под одну гребенку не метем) заряжали воду перед телевизором. Мавроди умудрился даже по второму кругу пройтись. Жажда халявы -страшная штука (напишу отдельную статью). Так что магазин на диване всегда будет иметь своих поклонников.

Данные примеры должны помочь нам осознать, что ложные воспоминания могут стать причиной реальных трагедий.

Ранее материал печатала на другом портале под чужим именем и даже в мужском роде))). Совпадения не случайны))). Чего только не сделаешь, чтобы тебя опубликовали. ))))) Хоть на что-то ЯД зен сгодился.

Лучшее Воспоминание — полученные рецензии

странноватое получилось..)
..я Вам очень признательна, Влад.

Спасибо, Леночка! Надо проверить. А вдруг. С тёплой улыбкой.

..да, Вер, есть тут такой глюк..не я одна заметила..на днях вот уже который автор сказал, что тоже и сам побывал у кого-то в чс, а его туда не помещали, и у него случайно в чс те, кого он туда не заносил..
С уважением,

Спасибо, Лен. Правда, проверить надо. Посмотрю. чуть позднее. Пока некогда.

мы достойны того, чего заслуживаем

Вот таким мне увиделся ответ на твой вопрос)

Толково излагаешь. И очень доступно)

..читая твои слова подумалось, как часто человек не знает, что достоин лучшего и мыслями не позволяет себе быть счастливым..блоки, внутренний запрет, неуверенность, что может и должно быть иначе.

Как мне это знакомо! Просто про меня, Лена:

едва закрыв дверь за собою,
сползаю тут же вдоль стены
и с полчаса беззвучно вою.

Очень-очень рада хоть иногда пересекаться! Спасибо!

..кто посмел чтоб так..со мной-то ясно — это у меня отозвалось на творение Скандалиста про прощание..
если кто-то не может сделать так, чтоб женщина была рядом с ним счастлива — пусть под ногами не путается тогда и не крадёт чужое счастье..отвернула бы лично ухи, попадись мне такой.

Грустная история,Лена,мне ли не знать,сам рос безотцовщиной!

увы..в обществе не мало тех, кто мыслит узко и шаблонно..но ..мамы-одиночки, как мне кто-то сказал почти двадцать лет назад — растят детишек самых замечательных, чаще таких, которые не то, что не хуже, а гораздо лучше, чем те, кто вырос в т.н. полной семье.. не сомневаюсь, что так и есть..жизнь неоднократно на живых примерах это подтвердила.. и что забавно.. мальчики из семьи где мама растила — умеют всё вообще..т.е. они не ищут женщину потом, которая будет их обслуживающим персоналом в доме поскольку легко могут всё что касаемо хозяйственной части, вся бытовуха для них не в лом, а как часть ежедневной жизни..)

Прикольные есть надписи. Иногда зачитаться можно)

Удачного Нового года тебе!)

.есть..это да..а иногда написано такое..читать стрёмно..народ порой и сам не в курсе что именно там нацарапано, а те кто владеют знанием языков хихикают или ужасаются от начертанного на одёжке.)

Прекрасного Нового и Тебе..)

Очень нежно. Благодарю за настроение.

..Признательна за визит и отклик.
С уважением,

Спасибо, Леночка! Такое тёплое, даже защемило как-то в груди.
Если откликнется или найдётся автор- шепни. )
С Рождеством Христовым тебя!
С уважением и теплом, Слава.

..Взаимно, Слав, с праздниками.)
. шепну, если отыщется.. сама иногда перечитываю этот стих — очень он душевный и поучительный.
всё думаю, ну почему в школьной программе нет вот таких творений, как это и тех, что есть тут, у наших современных авторов..ведь многие и стихи и проза действительно достойны.. чтоб с младых ногтей прививалось то, что очень важно и ценно..
..С уважением и признательностью,

Привет.. автора творения мне помогла разыскать подруга, имя, а точнее Никнейм — Ника..она/много её произведений есть на других ресурсах..

Изба-Читальня — литературно-художественный портал

Спасибо, Леночка!) Всенепременно загляну.)

Да, это действительно от души.

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2020. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Самое яркое воспоминание со мной

Путь к счастью через детские воспоминания

Спустя три месяца со старта проекта «Ближе к себе» я наконец публикую первый пост (правилами, кстати, не запрещено догонять темы предыдущих месяцев прямо сейчас, имейте в виду). И главная причина этому промедлению — ступор на теме воспоминаний из детства. Я взахлеб читала ваши истории (смотреть комментарии), прописала свои 100 вещей, которые любила в детстве — и застопорилась всерьез и надолго. Отголоски моей прошлогодней статьи о детстве «Из детства. Через боль к радости воспоминаний» то стреляли острой болью, то невыносимо давили или набрасывались из-за угла еще долгое время после публикации. В этот раз я понадеялась, что все уже переболело, и теперь я радостная окунусь в детство и верну оттуда себя. Но не тут-то было!

А теперь немножко предыстории.

Проект «Ближе к себе» я затеяла, находясь снова в затяжной депрессии. Об этом кроме родных, конечно же, никто не знает. Работе это не мешает, я с радостью общаюсь с девушками и вроде даже вдохновляю кого-то на что-то хорошее. Однажды я победила самый сложный свой депрессивный период, начала жить буквально заново. Но это болотце временами возвращается. И цапает грязными лапами в свои сети, не отвертеться. Так что я еще довольно долго и много могу говорить на эту тему.

Спасение пришло неожиданно — как обычно новой идеей для блога, а точнее, для блогерского и писательского сотворчества. Цель проекта — нырнуть в себя, найти себя и вытащить из пучины беспросветной грусти, защитить от нависающих над головой страшных и ярко-серых туч страхов и изменить наконец свою жизнь и себя вместе с ней. А начинать нужно откуда? Правильно, с самого начала.

Почему нырять в детство полезно

  • потому что там было хорошо — вспомнить хорошее, ощутить что-то и следом убедить себя, что ты все тот же живой человек, умеющий чувствовать и радоваться, но просто чуточку подзабывший об этом;
  • потому что там все ярко и интересно — любопытство, познание мира с самого начала и бесконечное море увлечений;
  • потому что там не было забот и душевной боли — возможно, и была, но ощущалась не так мерзко, не так серо, не так разъедающе НИКАК;
  • потому что там бывало плохо и тяжело, новсе эти тяжести можно вылить на бумагу, выплакать, выстрадать и в конечном итоге отпустить.

И я нырнула. Для начала не очень глубоко. Все еще чувствуя греющее меня солнце над водой и понимая, что в любой момент я могу выйти из этого потока и глотнуть свежего воздуха.

Началось все с тетрадки и ручки, которую я таскала весь день с собой и записывала всплывающие одну за одной ассоциации детских приятностей. Набрала целую сотню и остановилась на красивой цифре. Дети 90-х, подключайтесь к воспоминаниям. Думаю, многое вам будет близко. Порядок не меняла. Поудивляйтесь вместе со мной странному ассоциативному ряду.

Сохранить статью в Pinterest

100 вещей, которые я любила в детстве

1. Весеннее чириканье птичек за окном.
2. Весенний аромат воздуха.
3. Вкус фруктов, овощей и другой еды на свежем воздухе.
4. Мороженое «Замороженный сок» в целлофановом пакетике. Кто помнит такое? Стоило 30 коп. Розовое, желтое, оранжевое и зеленое. Любила оранжевое — со вкусом абрикоса.
5. Каждое лето — маленькая жизнь, полная чудес и интересностей. Казалось, длилась бесконечно. И из всех моментов детства мы вспоминаем именно лето.
6. Неспелые абрикосы.
7. Наши игры в мяч: «ABC», «Учитель» и «Выбивной».
8. Бадминтон.
9. Наши грандиозные уличные концерты для всей округи. А мечтала я, как ни странно, о том, что когда мы повзрослеем, сможем танцевать более серьезные танцы и тогда точно покорим всех вокруг на нашей подъездной сцене.
10. Сидеть вечером на лавочке у подъезда с любимыми друзьями. С нелюбимыми было сидеть не так интересно.
11. Ходить в гости.
12. Двоюродную сестру Галю и любые моменты, когда мы были вместе.
13. Когда родители возвращались с работы.
14. Болеть. Блаженное время. 🙂
15. Моего кота Пушка.
16. Соседских котов и собак.
17. Учить мягкие игрушки.
18. Строить домашние «халабуды».
19. Нырять в таинственный мешок игрушек. О, да, у меня был такой, который хранил все интересные штучки, перешедшие мне по наследству от брата.
20. Читать.
21. Укладываться рядом с папой и слушать, как он читает мне сказки братьев Гримм.
22. Решать математические примеры и задачки.
23. Вести личный дневник.
24. Сочинять стихи и сказки.
25. Играть с папой в карты и настольные игры.

26. Обустраивать быт Барби. Но не играть. Не помню, чтобы я в принципе играла долго. Но вот процесс обустройства жилища для кукол мог длиться несколько часов. И это было потрясно!
27. Шить наряды для кукол и устраивать для мамы показ мод.
28. Устраивать домашние концерты для родителей.
29. Редкие мультики по телевизору и русские сказки. Когда у тебя показывает только три канала, один из которых без цвета, выхватить из газетной программы какой-нибудь мультик, ждать его несколько дней, вставать рано-рано, чтоб не прозевать и наконец увидеть, какая бы бредятинка там не попалось (бывало, попадались крышесносные мульты, совсем не для детской психики) — огроооомное счастье!
30. Бывать в незнакомых местах города.
31. Играть с друзьями «в жизнь». Это когда вы представляете себя безумно крутыми, с кучей бабла из листьев, растущих на каждом шагу. А чего только стоят любовные интриги и конфликты, ооо! Никакой современный сериал не сравнится.
32. Когда удавалось дозваться любимых друзей. Вы тоже орали всем двором под балконом, ожидая, пока ненаглядный друг выглянет?
33. Помириться с другом/подругой, если были в ссоре. О, как же это было легко. Хотя и не всегда приятно.
34. Страстно желать что-то. Сны, где ты это все получаешь, безумно сладкие. Хотя че уж далеко ходить — супермаркеты, где я гребу в корзинку неограниченное количество сладостей, мне снятся до сих пор.
35. Играть в приставку. У меня была «Денди». Нет ничего лучше «Денди». И эта ваша 3D-графика и реалистичность меркнет перед восьмибиткой.
36. Никогда не планировать свой день.
37. Одуванчики.
38. Пасху.
39. День рождения.
40. Новый год.
41. Подарки.
42. Делать маме «потрясающие» самодельные презенты и сюрпризы.
43. Рисовать и раскрашивать (благо, тогда я не зацикливалась, что у меня не очень-то получается).
44. Когда приезжали/приходили родственники в гости. Дикий восторг!
45. Открывать «Киндеры» и коллекционировать игрушки. До сих пор храню огромный ящик этого всего добра. Никому не отдам! 🙂
46. Плести фенечки из бисера.
47. Просыпаться рано.
48. Бегать летом под дождем.
49. Поливать друг друга из брызгалок.
50. Запретную «Мивину» (в других краях аналог — «Ролтон» или «Доширак»). Это было так вредно, но так вкусно!

Читать еще:  Родительский день после пасхи

51. Кататься на коньках по твердому снегу. Это проще и приятнее, чем по льду. И безопаснее.
52. Кататься с папой на санках.
53. Смотреть с папой зимнюю олимпиаду или какие-нибудь чемпионаты по фигурному катанию.
54. Идти из школы домой. Особенно, если отпустили неожиданно рано.
55. Приходить к маме и к папе на работу.
56. Когда мама или папа приходили забирать меня из садика или из школы. Некоторые стыдятся родителей перед сверстниками. Я помню, что всегда была счастлива. И в одиннадцатом классе, и даже в университете, когда маме случалось приезжать в Луганск по делам.
57. Быть дома одной. Я всегда находила себе массу интересных дел.
58. Слушать пластинки со сказками. Батюшки, как же я любила наш музыкальный проигрыватель, этот легкий треск иголки, касающейся пластинок.
59. Гулять в нашем дворе и в соседнем школьном на спортивной площадке.
60. Устраивать посиделки-пикники.
61. Строить шалаши под балконами дома.
62. Жечь костры.
63. Ягоды, фрукты, овощи.
64. Мамину домашнюю выпечку.
65. Семейные праздники.
66. Бывать в гостях у тети Люды.
67. Сидеть зимой на горячем подоконнике и смотреть в окно.
68. Бывать на 4-5 этажах в гостях и смотреть на город сверху (мы жили на первом).
69. Прыгать в резиночки.
70. Подбирать мелодии на пианино.
71. Когда в рабочий перерыв на обед/ужин заезжает брат.
72. Ехать с братом на велосипеде в другой город к нему в гости.
73. Играть во дворе в какой-нибудь фильм или сериал.
74. Кататься на 3х-колесном велосипеде.
75. Заполнять чужие анкеты и получать заполнение своей.

76. Понимать, что на тебя обращают внимания мальчики, которые тебе нравятся.
77. Доставать новогодние игрушки и наряжать елку.
78. Запах сосны.
79. Новогоднюю волшебную атмосферу.
80. Ходить с папой за водой в колодец.
81. Рисовать мелками на асфальте.
82. Мечтать повзрослеть и стать бизнес-леди.
83. Мечтать о вселенской любви и свадьбе.
84. Пятиэтажки и постсоветские дворики.
85. «Тетрисы» и «тамагочи».
86. Сундучки-сюрпризы (там обычно лежала жвачка, какая-нибудь интересная штучка и, возможно, что-то еще).
87. Ходить покупать жвачки и копить наклейки.
88. Вести блокнот с вырезками и наклейками.
89. Переливающийся на солнце снег.
90. Выращивать комнатные растения.
91. Домашнюю бытовую суматоху.
92. Пылесосить.
93. Убраться, пока родителей нет дома.
94. Смотреть мультики в кино (это случалось только 1 июня в детском лагере).
95. Осваивать компьютер на уроках информатики.
96. Школьные праздники. Но только в начальных классах. Потом у нас сменилась классная, и все тихонько начало скатываться ко дну.
97. Возиться в своих полочках и коробочках со всякими интересностями.
98. Разглядывать мамины помады и духи.
99. Фотографироваться.
100. Быть с мамой и папой.

Почему нырять в детство вредно

Первое время после глубокого погружения в воспоминания мне было тепло, светло и радостно. Будто бы обрела то, что давно потеряла. Или прятала сама от себя. Вспомнила, сколько классных, интересных и до сих пор приятных занятий существует, чтобы подарить себе маленькую радость.

А потом меня начало засасывать все дальше и сильнее. Каждый день всплывали все новые воспоминания из детства, ощущаемые все ярче и все явственнее. В какой-то момент я начала осознавать, что живу только ими, что прямо из детства я перешагнула в реальность, в сегодняшний день, при этом пропустив пласт событий между.

Последней каплей было путешествие в мой двор детства. Да, вначале это подарило новые силы. А потом становилось только хуже, больнее, тяжелее. Что-то в голове и в реальности явно не состыковывалось. И осознание того, что все эти моменты все-таки остались в прошлом, а в настоящем я даже и близко уже не смогу к ним прикоснуться и вернуться назад, просто добили. Было больно. Еще больнее, если позволить себе почувствовать тот переломный момент, когда детство закончилось, когда семья распалась, когда мы переехали и начался один из самых тяжелых периодов подростковой жизни. На целую неделю меня накрыла температура 38 и выше.

Так почему же возвращаться в детство все-таки вредно?

  • потому что велик шанс потерять чувство реальности и застрять там;
  • потому что все равно будет очень больно;
  • потому что свалившиеся переживания способны сбить вас с ног;
  • потому что назад все равно не вернуться.

Сохранить статью в Pinterest

Спасение

Прямо тут и в этот момент я хочу проститься со своим детством, забрав все хорошее, что меня наполняет, и идти дальше.

Любимое мое детство! Спасибо тебе за самые яркие, теплые и добрые мгновенья! За тот прекрасный и незабываемый мир, который ты мне подарило! Я забираю с собой только самое доброе и светлое. Все это уже часть меня и следует за мной по пятам, независимо от того, где я живу и о чем думаю. Я есть я. И во многом за то, какой я являюсь сейчас, я благодарна именно тебе.

Но я тебя отпускаю! Отдаю все дорогие сердцу места другим деткам, чтобы там творились новые детские миры и счастливые воспоминания. Я закрываю дверь, мой огромный любимый мир, и оставляю тебя позади. Чтобы идти вперед без оглядки и без боли. Чтобы найти новое счастье и новый, взрослый, но не менее и интересный и ярких мир. Но ты всегда в моем сердце. Спасибо тебе за все!

Друзья, огромное спасибо, что прошли все эти непростые этапы вместе со мной. Мне было гораздо легче шагать с ощущением, что я не одна, что многие меня понимают и ощущают нечто подобное. Поблагодарим вместе наше детство и шагнем вперед в светлое будущее!

Обнимаю и желаю счастья и душевного спокойствия. Ваша Маша! Сохранить

P. P. S. Друзья, спасибо, что читаете! Приглашаю вас стать чуточку ближе и подписаться:

– НА МОЙ КАНАЛ В ТЕЛЕГРАМ – там живут ежедневные мысли, находки и выводы;

– НА МОЮ РАССЫЛКУ – там самое важное и откровенное для самых близких (для этого введите свои данные в форму ниже):

Поделитесь статьей с друзьями или сохраните себе на память.

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Человек очень хорошо помнит все то, что случалось с ним в прошлом. Все эти грустные и печальные моменты, веселые и яркие события надолго остаются в нашей памяти. Иногда мы несознательно приукрашиваем их, иногда наоборот, придаем им меньшее значение, чем они были на самом деле. Тем не менее, воспоминания надолго, а то и на всю жизнь, остаются с нами, и никуда от них мы не денемся. Красивые и умные цитаты и фразы про воспоминания смотрите в этой рубрике.

У каждого в жизни, есть не до конца забытый им человек.

Мы никогда друг друга не забудем, но никогда друг друга не вернем.

Какие воспоминания делают вас счастливее – и как ими запастись

Как повысить уровень счастья? Храните воспоминания и не слушайте Мари Кондо

Майк Викинг директор Института исследований счастья

В беспросветные зимние дни, когда уже не знаешь, чем поднять себе настроение, поможет просмотр фотографий, на которых небо голубое, дети маленькие и что-то затевают, а сами вы счастливы от неповседневности и полноты жизни. Сделайте заставку на компьютере из самых любимых фотографий — и вы почувствуете, как счастья в жизни прибавилось. О других составляющих счастливых воспоминаний — от главного исследователя счастья.

В 2018 году в нашем Институте исследования счастья мы провели глобальное Исследование счастливых воспоминаний. Мы просили участников вспомнить и описать что-то из прошлого, что ассоциируется у них с ощущением счастья. Нас не интересовало что-то конкретное, поэтому мы просили людей просто записать первый сюжет, который придет им в голову.

Мы получили более тысячи писем из 75 стран: от Бельгии, Бразилии и Ботсваны до Норвегии, Непала и Новой Зеландии. Я был поражен полученными ответами. Это были воспоминания из самых разных уголков планеты, от людей разных поколений и полов, от тех, кто грустил и кто был влюблен в жизнь.

Несмотря на такое огромное разнообразие, про каждое из них я могу сказать: я понимаю, почему именно этот момент стал для человека счастливым воспоминанием. Не важно, датчанин вы, кореец или южноафриканец, мы все в первую очередь — люди.

Какие события мы запоминаем лучше

При более внимательном рассмотрении полученных нами описаний стали вырисовываться определенные закономерности. Люди запоминают опыт, который оригинален, значим, эмоционально насыщен и задействует разные органы чувств.

Например, 23% сюжетов составлял оригинальный или неординарный опыт, такой, как посещение какой-либо страны в первый раз. 37% составлял значимый опыт, например свадьба или роды. В 62% случаев в опыт были вовлечены несколько органов чувств. Например, одна женщина вспоминала вид, запах и вкус перца поблано, который ее мать жарила на открытом огне, когда она была маленькой.

Также мы спросили людей, почему, по их мнению, они запомнили определенный момент, и 7% ответили, что эти воспоминания уже стали историями или они их запечатлели в сувенирах, дневниках и фотографиях.

Мы получили воспоминания о важных событиях в жизни людей: свадьбы и первые шаги их детей. Рассказы о простых вещах: об ощущении солнца на коже, вкусе бутерброда с сыром и солеными огурцами за просмотром футбола вместе с отцом, о пробуждении утром рядом с любимым человеком. О приключениях: истории катания на собачьих упряжках, одиночного путешествия в Италию или переезда в Амстердам. А также о сумасшедших моментах: истории прыжков со стогов сена, стрельбы апельсинами или попытки открыть бутылку вина ботинком на замерзшем озере.

Были и воспоминания о победах: сданный экзамен, выигранный вопреки всем ожиданиям футбольный матч или момент, когда человек набрался смелости, взял микрофон и со сцены поделился с публикой тем, что написал.

Некоторые рассказы были о повседневности: как кто-то любовался падающими сквозь окно солнечными лучами, зашел в книжный магазин или провел вечер с мамой, поедая торт за просмотром сериала. Какие-то — о единении с природой: о плавании в швейцарском озере в полночь под светом луны и звезд, о прогулке по безлюдной норвежской глуши или любовании Биг-Суром наедине с Тихим океаном. О чем-то веселом: бой наполненными водой шариками, игра в снежки, катание на коньках на безлюдном катке. А также о временах, когда люди поддерживали нас: объятие любимого в нужный момент или как коллеги украсили ваше рабочее место, зная, что у вас непростой период в жизни.

Все эти истории — кусочки пазла, дающие нам представление о том, из чего состоят счастливые моменты, какие ингредиенты складываются в счастливые воспоминания и почему мы помним то, что помним.

8 ингредиентов счастливых воспоминаний

  • Используйте силу первого раза. Пробуйте что-то оригинальное и делайте свои дни необычными.
  • Обращайтесь со своими счастливыми моментами как с любимым человеком на свидании!
  • Задействуйте несколько органов чувств. Используйте что-то помимо зрения. В воспоминания могут быть вовлечены звуки, запахи, осязание, вкус.
  • Создавайте значимые моменты. Сделайте их запоминающимися.
  • Встряхните чувства!
  • Рассказывайте истории, чтобы обойти кривую забывания. Делитесь историями: «А ты помнишь, как мы. «
  • Отмечайте пики и борьбу. Рубежи памятны, но трудности в процессе их достижения особенно незабываемы.
  • Запечатлевайте воспоминания на внешних носителях. Пишите, фотографируйте, записывайте аудио и видео, коллекционируйте. Делайте все вопреки советам Мари Кондо!

Как сделать людей счастливее

Одной из задач нашего исследования было изучить, можно ли мгновенно делать людей счастливее, заставляя их вспоминать счастливые моменты.

Мы попросили участников представить лестницу со ступеньками от 0 внизу до 10 вверху. «Предположим, верхняя часть лестницы представляет собой самую лучшую для вас жизнь, а нижняя часть — худшую. Как вы думаете, на какой ступени вы сейчас находитесь?». Этот вопрос помогает оценить удовлетворенность человека жизнью, его общий уровень долгосрочного счастья, для достижения которого требуется больше усилий.

Кроме того, мы спрашивали у людей: «Насколько вы ощущаете себя счастливым прямо сейчас, если 0 — совершенно несчастен, 10 — очень счастлив». Этот вопрос учитывает влияние таких факторов, как день недели, погода, текущие события или мысли о прошлом.

Мы обнаружили небольшую, но важную взаимосвязь между количеством слов, которое участники использовали для описания своего счастливого воспоминания, и их ощущением счастья на данный момент. Чем больше слов человек использует, блуждая в переулках своих воспоминаний, тем счастливей он себя ощущает на данный момент.

Мы не можем утверждать, что эти люди были счастливее из-за того, что думали о счастливых воспоминаниях, все может оказаться совсем наоборот. В конце концов, находясь в хорошем настроении, вы с большей вероятностью согласитесь потратить время, отвечая на глупые вопросы ученых — но это поле для будущих исследований.

Обнаружилось еще кое-что интересное. В это конфликтное время я бы не хотел подливать масла в огонь, но чувствую, что как ученый должен сказать правду. Просматривая воспоминания участников нашего исследования, я заметил, что семнадцать человек упомянули свою собаку и только двое — кота. И что же это значит?

По одной из теорий все дело в численном преимуществе. Если по статистике люди чаще заводят собак, чем кошек, то собаки с большей вероятностью будут частью счастливых воспоминаний. Вторая теория — собаки просто очаровательные существа. Разве не мимимишная теория?

О том, как целенаправленно создавать счастливые воспоминания, — в следующий раз.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector