Сегодня дмитриевская родительская
Родительская суббота: когда будет в 2020 году, что можно и нельзя
Родительская суббота (прочие её названия Вселенская родительская суббота, Великая Суббота или Троицкая суббота) – день, когда принято поминать умерших родственников. Какого числа она будет в 2020 году, что обязательно следует сделать в эту дату, а от каких действий придётся отказаться – рассмотрим в материале ниже.
Символическое значение Родительской субботы
У многих возникает вопрос, касающийся названия субботы – почему её называют родительской, ведь поминаются и другие родственники? Тому есть несколько объяснений:
- Самые важные люди в жизни каждого человека – самые близкие, то есть родители. Через родителей мы приходим в этот материальный мир, получаем физическое тело и жизнь. Без них не было бы нас. Поэтому именно о них следует вспомнить, прежде всего, если, они уже находятся в другом мире.
- А почему родительской стала суббота, а не, например, воскресенье или любой иной день недели? Дело в том, что во все седмицы в году память об усопших в основном приходится именно на шестой день недели.
Разновидности Родительских суббот, когда будут в 2020 году
В православном календаре выделяются 3 самые значимые родительские субботы, называемые Мясопустной, Дмитриевской и Троицкой. Но в действительности их больше – целых семь:
- Мясопустная – наступает 22 февраля 2020 года;
- Суббота второй седмицы Великого поста – будет 14 марта;
- Суббота третьей седмицы Великого поста – будет 21 марта;
- Суббота четвёртой седмицы Великого поста – будет 28 марта;
- Радоница – отмечается 28 апреля;
- Троицкая – приходится на 6 июня;
- Дмитриевская – выпадает на 7 ноября.
Плюс ещё празднуется 9 мая – дата памяти погибших на войне солдат, а 11 сентября вспоминают православных воинов, отдавших свои жизни за Отечество, Веру и Царя.
Интересно! Только у одной из суббот – 9 мая есть устойчивая дата празднования, а другие отмечаются ежегодно в разные дни.
По названию Троицкой родительской субботы ясно, что она связана с праздником Троицы – выпадает за день до него. Темы для размышлений данного дня – прежде всего, умершие родственники, а также Страшный суд и Великий пост. Традиция отмечать Троицкую субботу имеет древние корни, уходит во времена Киевской Руси. Ещё тогда её находили как важный поминальный день.
Дата Мясопустной субботы наступает до Недели о Страшном Суде или предшествует мясопустной неделе. Своё название она получила от того, что припадает на мясопустную седмицу. В этот день поминовения умерших следует обязательно сходить в церковь, помолиться об усопших и посетить могилы предков.
Дмитриевская суббота обладает богатой историей. Отмечать её установил ещё князь Донской. Аналогично всем остальным родительским поминальным дням, на Дмитриевскую верующие молятся про упокоение душ отошедших в мир иной, в частности, родителей. Но этим всё не ограничивается, ведь у Дмитриевской субботы более глубокое смысловое значение – она призвана напомнить про людей, которые пострадали или погибли за православную веру. В неё в старину отправлялись попариться в баньку, а уходя, должны были оставить новый веник и чистой воды, чтобы покойники тоже символически «помылись». Когда сами обедали, то стол застилали чистой скатертью и оставляли немного пищи предкам.
Мы сегодня сделаем основной акцент на Троицкой родительской субботе. Её, как и Мясопустную субботу, называют Вселенскими, ведь они отмечаются во многих государствах мира.
Троицкая суббота: традиции
Выше упоминалось, что Троицкую субботу отмечают за день до праздника Троицы, она является очень важной среди всех родительских поминальных дат. Но традиции Троицкой не сильно различаются с другими субботами: также важно съездить на кладбище, там помолиться за умерших, принести с собой еду, которую оставляют на могилах. При этом нужно отказаться от действий и мыслей, отвлекающих вас от самого главного – мыслях и молитвах о покинувших родственниках.
А многие священнослужители православной церкви высказывают мнение, что Троицкая суббота символизирует собой уход от Ветхого Завета и переход к Новому завету. И потому в неё поминаются все умершие христиане.
Интересно! Хотя поминальные субботы и названы родительскими, в них вспоминаются все покойные родственники – дедушки и бабушки, тёти, дяди или просто ваши знакомые, друзья, ушедшие в мир иной.
В каждой православной церкви в день Троицкой субботы служится заупокойная литургия, панихида. Все желающие имеют возможность заказать поминовение своих покойных родных. Когда служение в храме завершается, по традиции люди отправляются на кладбища, где проводят ритуальный обед, поминают покойников, на могилы с собой несут зелень, чтобы украсить их.
С давних пор сохранилась традиция на Троицкую оказывать помощь нищим, тем, кто страдает от нужды. Для них можно заранее собрать продукты или вещи и в саму субботу раздать собранное. Как правило, делятся постными продуктами: яйцами, хлебом, крупами, фруктами и овощами, чаем. Допустимо давать церковное вино «Кагор» (но никакие другие спиртные напитки – они находятся под строгим запретом).
Ещё в этот день стараются отпускать старые обиды и самим прощать обидевших вас некогда людей. Достаточно большое число праздников в христианстве имеет языческие корни, поэтому не стоит удивляться проскальзыванию языческих обычаев и традиций. Не исключением стала и Троицкая родительская суббота – так обычай украшения могил умерших родных зелёными растениями и берёзовыми веточками происходит от народного праздника Духова дня.
Хочется отметить одну интересную традицию, каждый год проводимую в пятницу перед Троицкой субботой: перенесение иконы «Троица», написанной Андреем Рублёвым из Третьяковской галереи, где она хранится, в церковь Святителя Николая в селе Толмачи. Там образ проводит четверо суток, а вечером понедельника его возвращают обратно в галерею.
Что можно и нельзя делать?
Что нужно обязательно сделать на Троицкую субботу? Посетить храм Божий, где заказать заупокойную службу об усопших, навсегда хранимых в наших сердцах. Съездить на кладбище, вспомнить самые светлые и положительные качества умерших родных, какими они были и какими навсегда остались в нашей памяти.
Если у вас есть маленькие дети, которые никогда не видали рано умершего бабушку или дедушку, то сейчас самый подходящий момент, чтобы рассказать о них. Покажите малышу фотографии, расскажите о светлых сторонах усопших, чем они занимались при жизни, какой была их жизнь.
Также в субботу проводят поминальную трапезу, собравшись тесным семейным кругом. Хозяйки стараются приготовить блюда, при жизни любимые покойными родственниками или делают то, чем обычно угощали их. Вся семья собирается за обеденным столом, на него ставят дополнительную тарелочку, куда кладут по ложечке каждого блюда. Она символически предназначается душам предков, которые должны таким образом «составить компанию» живым за трапезой.
Теперь поговорим о запрещённых действиях:
- Отправляясь на кладбище, недопустимо распивать на могилах умерших спиртное.
- И уж точно не следует нести с собой на кладбище предметы, связанные с вредными привычками и пристрастиями покойного (например, сигареты). Наоборот, молитесь о том, чтобы грехи его были отпущены.
- Для семейного поминального обеда готовятся только постные блюда.
- Не забывайте молиться о душах усопших.
- Недопустимо в поминальный день говорить плохие вещи о покойниках, вспоминать их негативные стороны личности.
- Не отказывайте, если у вас попросят дать милостыню.
- Не стоит слишком веселиться во время празднования – шутить, смеяться, ведь всё-таки тема дня поминовение. Но и тосковать, печалиться тоже не следует, ведь в христианстве существует вера в бессмертие человеческих душ.
- Под строгий запрет попадают ссоры, споры, любые выяснения отношений. Повремените с разборками, а сейчас уделите внимание памяти об ушедших.
В завершение просмотрите видео по теме:
Димитриевская родительская суббота: история установления, традиции, молитвы
Димитриевская родительская суббота – ближайшая суббота перед днем памяти св. великомученика Димитрия Солунского (26 октября / 8 ноября). Установлена после битвы на Куликовом поле. Первоначально поминовение совершалось по всем воинам, павшим в этом сражении. Постепенно Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших православных христиан.
Димитриевская суббота установлена великим князем Димитрием Донским. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле над Мамаем 8 сентября 1380 года Димитрий Иоаннович по возвращении с поля брани посетил Троице-Сергиеву обитель. Преподобный Сергий Радонежский, игумен обители, ранее благословил его на битву с неверными и дал ему из числа братии своей двух иноков – Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Оба инока пали в бою и были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове монастыре.
В Троицкой обители совершили поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, заупокойным богослужением и общей трапезой. Со временем сложилась традиция совершать такое поминовение ежегодно. С Куликова поля не вернулись более 250 тысяч воинов, сражавшихся за Отечество. В их семьи пришла вместе с радостью победы и горечь утрат, и этот частный родительский день стал на Руси по сути вселенским днем поминовения.
С тех пор в субботу перед 26 октября / 8 ноября – днем памяти святого Димитрия Солунского (день тезоименитства самого Димитрия Донского) – на Руси повсеместно совершали заупокойные богослужения. Впоследствии в этот день стали совершать поминовение не только воинов, за веру и Отечество жизнь свою на поле брани положивших, но и всех усопших православных христиан.
В Димитриевскую родительскую субботу традиционно посещают могилы почивших родных, в церквях и на кладбищах служат панихиды и заупокойные литии, устраивают поминальные трапезы.
В этот день, как и в другие родительские дни (на мясопустную и Троицкую субботы, в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста), православные христиане молятся об упокоении душ почивших христиан, преимущественно родителей. Но Димитриевская суббота несет в себе еще особый смысл: установленная после Куликовской битвы, она напоминает нам обо всех тех, кто погиб, пострадал за православную веру.
Фото: Анатолий Горяинов Если нет возможности в эти дни посетить храм или кладбище, можно помолиться об упокоении почивших в домашней молитве. Вообще Церковь заповедует нам не только в особые дни поминовения, но каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва:
Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.
Имена удобнее прочитывать по помяннику – небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые и в домашней молитве, и во время церковного богослужения, православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.
Церковное поминовение в родительскую субботу
Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, необходимо прийти в храм на богослужение вечером в пятницу накануне родительской субботы. В это время совершается великая панихида, или парастас. Все тропари, стихиры, песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших. Утром в саму поминальную субботу совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду.
Для церковного поминовения на парастас, отдельно на литургию, прихожане готовят записки с поминовением усопших. В записке крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины). Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).
Кроме того, в качестве пожертвования в храм принято приносить продукты. Как правило, на канон [1] кладут хлеб, сладости, фрукты, овощи и т.д. Можно приносить муку для просфор, кагор для совершения литургии, свечи и масло для лампад. Не положено приносить мясные продукты или крепкие спиртные напитки.
Молитва за усопших – это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе – все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа.
Все дни
Все дни — праздники, события, даты. Узнай сегодня то что будет завтра!
Страницы
Родительские субботы 2020 — какие родительские дни будут в 2020 году
Какие бывают родительские дни:
Также, в православной церкви девять раз в 2020 году проводятся общецерковные поминовения умерших христиан. По древней церковной традиции дни памяти усопших чаще всего проводятся в субботу, за исключением, например, Радоницы, отмечаемой через 9 дней после Пасхи, во вторник. Такие даты называются родительскими днями или родительскими субботами и прописаны в церковном календаре. Следует отметить, что даты родительских суббот ежегодно меняются, в соответствии с подвижными церковными праздниками, которые в свою очередь связаны по сроку с днем православной Пасхи, которая в 2020 году отмечается 19 апреля.
Среди населения нашей страны приняты также и несколько поминальных дней, сложившихся в народной традиции, но также привязанных к церковным праздникам.
Ниже приводим полный список родительских дней для 2020 года.
Родительские дни 2020 — какие родительские субботы будут в 2020 году:
В 2020 году в календаре русской православной церкви отмечены следующие даты, когда во всех храмах проводятся заупокойные службы, посвященные памяти усопших:
22 февраля 2020 г. — Вселенская родительская (мясопустная) суббота. Накануне Масленицы 2020 года, в субботу, в церкви совершается служба, посвященная памяти «всех от века усопших православных христиан, отец и братий наших».
Читать подробно о Вселенской мясопустной родительской субботе>>
14 марта 2020 г. — суббота Поминовения усопших на второй седмице (или неделе) Великого поста, с чтением Литургии святого Иоанна Златоуста.
21 марта 2020 г. — суббота Поминовения усопших на третьей седмице Великого поста, также с Литургией святого Иоанна Златоуста.
28 марта 2020 г. — суббота Поминовения усопших на четвертой седмице Великого поста, когда служится Литургия святого Иоанна Златоуста.
28 апреля 2020 г. — вторник, Радоница. Это особенный день для христиан. В самом названии Радоницы присутствует корень «рад», что свидетельствует о радостном настрое этого казалось бы печального дня поминок. После светлого Христова Воскресения, на десятый день отмечается не трагедия кончины, а победа над смертью каждого христианина, не уход в небытие, а переход к новой вечной жизни. В храмах совершается поминальная служба всех усопших на панихиде. Люди стараются побывать на кладбище, прибрать могилы родных и возложить цветы.
9 мая 2020 г. — суббота. В День Победы проводится Поминовение воинов и мирных граждан, погибших в годы Великой Отечественной войны. В этот день в храмах, во время служения Божественной литургии на заупокойной ектении произносятся особые прошения «о вождех и воинах. », а по окончании литургии совершается благодарственный молебен Господу Богу за дарование победы в Великой Отечественной войне.
Также читаем: День памяти и скорби — когда проводится в России>>
4 июня 2020 г. — четверг, Семик. День поминовения добровольно ушедших из жизни и утопившихся. Отмечается Семик (седьмой четверг после Пасхи) в народе перед Троицой. Он не связан с христианской верой, а скорее является народной традицией. В церковном календаре нет этой даты, и церковь не поминает самоубийц, однако люди не могут забыть своих несчастных близких и в Семик имеют возможность дома или на могиле помолиться о них, попросить Бога о прощении их души.
6 июня 2020 г. — Троицкая родительская суббота. Этот день поминовения перед православным праздником Троицы, и в церкви отмечается заупокойной службой обо всех «от века усопших православных христиан…». В эту субботу также многие стараются посетить места захоронения своих родственников и отдать дань памяти.
11 сентября 2020 г. — вторник, день Усекновения главы Иоанна Предтечи, иначе — День памяти православных воинов. Поминовение православных воинов в этот день было установлено в Русской православной церкви благодаря императрице Екатерины II в 1769 году во время Русско-турецкой войны (1768—1774). В настоящее время в православном календаре родительским днем он не значится и остался как исторический факт и дань памяти погибших на полях сражений. Кстати, после литургии совершается молебен о страждущих недугом винопития.
10 октября 2020 года — суббота перед праздником Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября). В церковном календаре этот день так же не значится как родительская суббота, оставаясь народной традицией, согласно которой принято посещать в эту субботу могилы родных.
7 ноября 2020 г. — Димитриевская родительская суббота перед днем святого великомученика Димитрия Солунского (8 ноября). В воспоминание о павших в Куликовской битве православных воинах Дмитрием Донским был установлен этот день памяти. По церковному месяцеслову сейчас в эту родительскую субботу произносятся молитвы за всех усопших христиан.
15 ноября 2020 г. — воскресенье. День памяти погибших в автокатастрофах. Во Всемирный день памяти жертв дорожно-транспортных происшествий (третье воскресенье ноября) церковь совершает молитвы обо всех трагически погибших в автомобильных авариях людях. Эта служба совершается только в кафедральных соборах епархий. В православный календарь такая памятная дата была включена с 2017 года по благословению Святейшего Патриарха Кирилла.
Таким образом, полный список Родительских дней и суббот в 2020 году будет следующий:
- 22 февраля 2020 года — Вселенская мясопустная суббота;
- 14 марта 2020 года — 2-я суббота Великого поста;
- 21 марта 2020 года — 3-я суббота Великого поста;
- 28 марта 2020 года — 4-я суббота Великого поста;
- 28 апреля 2020 года , вторник — Радоница;
- 9 мая 2020 года, суббота — Поминовение усопших воинов и страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны;
- 4 июня 2020 года, четверг — Семик (день поминовения в народной традиции);
- 6 июня 2020 года — Троицкая суббота;
- 11 сентября 2020 года, пятница — День Усекновения главы Иоанна Предтечи и поминовения усопших православных воинов;
- 10 октября 2020 года — суббота перед праздником Покрова Пресвятой Богородицы (день поминовения в народной традиции);
- 7 ноября 2020 года — Димитриевская родительская суббота;
- 15 ноября 2020 года, воскресенье — День памяти жертв автокатастроф.
Димитриевская родительская суббота — 3 ноября в 2018 году
Димитриевская (Дмитриевская) родительская суббота в 2018 году — 3 ноября
Димитриевская (Дмитриевская) родительская суббота в 2020 году — 2 ноября
Димитриевская (Дмитриевская) родительская суббота в 2020 году — 7 ноября
Димитриевская родительская суббота — поминальная суббота перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского (26 октября по старому стилю). Людям «советского» возраста, приходящим поминать в родительские субботы своих усопших, проще запомнить этот день по другой дате: где 7 ноября – «красный день календаря», там где-то рядышком перед ним – и Димитриевская…
Народная традиция крепко связала этот день с Куликовской битвой: дескать, благоверный князь Димитрий Донской просил в этот день преподобного Сергия Радонежского отслужить панихиду по воинам, полегшим в Мамаевом побоище…
Правда, в «Православной энциклопедии» мы читаем, что слова из Киприановской редакции «Сказания о Мамаевом побоище», созданной в середине 16 века : «И чтобы тебе пети понафида и служити обедня по всех по них избьенных. И тако бысть, и милостыню даде, и преподобнаго игумена Сергиа корми, и всю братию его» – не связаны напрямую с Куликовской битвой. В богослужебном уставе этот день не отмечен как поминальный, и народная традиция (вероятно, еще древняя, дохристианская) поминать в этот день усопших не сразу стала церковной.
Тем не менее тысячи россиян заходят в этот день в православные храмы, ставят свечи, кладут на канунник продукты и пишут в поминальных записочках имена своих умерших близких. Стопы записочек, вереница имен… Горят свечи, поет хор, воздух светло-синь от кадильного фимиама, люди стоят плечом к плечу, и мнится, что пространство храма в этот день расширяется, увеличивается вдвое: плечом к плечу стоят здесь незримо и наши усопшие, для кого поминальная наша молитва – поддержка и утешение…
photosight.ru. Фото: Диoниcий 3eмлянoв
Один из самых болезненных вопросов в такие дни – можно ли поминать тех, кто умер некрещеным?
Распространено среди прихожан такое мнение: молиться можно только о крещеных и умерших в вере, перед кончиной исповедавшихся и причастившихся св.Таин (знаю монастырь, монахини которого учат паломников: молитесь только о самых близких, и то с осторожностью, за верующих, а за некрещеных – даже за самых близких нельзя, мол, человеку бы свои грехи отмолить, а молиться о других – брать на себя еще и их грехи, сие есть дерзость и неразумие пред Богом…)
Что ответить усвоившим такой взгляд на молитву? Отвечаю просто: молитва и милостыня наша о душе усопшего – в помощь такому человеку.
И вот представьте: один человек сидит себе на берегу, а другой тонет – кого надо спасать? Тонущего. Так кому первоочередно нужна молитва-помощница, верующему или неверующему усопшему? Понятно, что неверующему, тому, кому после смерти тяжелее…
Конечно, если человек умер некрещеным, а тем паче – сознательно неверующим, если в земной жизни не принадлежал к Церкви Христовой, то после смерти его насильственно к Церкви не «пристегнешь», в записках на проскомидию его имя не пишут – но самим-то родным и близким, тем, кому судьба усопшего небезразлична, молиться о нем надо – и дома, и в храме – самим, в том числе и во время панихиды (молитву в храме, в евхаристическом собрании, совершает вовсе не только один батюшка, но в с я Церковь, все предстоящие).
Коли мы сами христиане – это наш христианский долг во исполнение заповеди Божьей о любви к ближнему.
Он ушел из земной жизни в тяжких грехах, нераскаянным? Что ж, предоставим его Богу и суду Божию, сколь праведному, столь и – в отличие от нашего с вами суда –милосердному. Об этом нам на каждом богослужении напоминает Церковь словами одной из ектений: «Сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим».
Заупокойная служба. Поют по крюкам.
Или голоса так свежи, или это
Умерший так стремительно уходит,
Но в тесной часовне ветер поднялся невидимый.
Шевелит листы старинной книги,
Пылают над строками, летят киноварные невмы
За умершим вслед.
Пение напряжённо тянется, пока может
Поддерживать душу, уходящую ввысь
Ступенями мытарств. И вот – дальше стоп.
Предел. Тончают,
Глохнут нёбные кратиматы.
Мы – дети, а взрослые – наши умершие.
Мы в их прошлом живём.
Никому не вернуться в детство.
То-то я замечаю,
Насколько наш мир мал, прост, шаток,
Ярок, аляповат – манеж для игр
При постоялом дворе! Особенно
В сравнении с тобой, живой смертный голос,
В следовании за умершим сам истаять готовый,
Ветреною весной в часовне поющий
Славу незнаемому, отчаянно чаемому
Превечному Богу.
Вы прочитали статью Димитриевская родительская суббота в 2017 году. Читайте также:
Дмитриевская родительская суббота 2019: что можно и нельзя делать
Дмитриевскую родительскую субботу — день всеобщего поминовения усопших — в 2019-м отмечают 3 ноября
Постоянной даты в церковном календаре у Дмитриевской родительской субботы нет – православная церковь отмечает ее в субботу перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского, который ежегодно отмечает 8 ноября.
Дмитриевская – последняя родительская суббота в году, когда умерших православных христиан поминают в церквях особым образом.
В Дмитриевскую родительскую субботу совершают панихиды не только по всем воинам, павшим за Отечество на поле брани, но и по тем, кто умер скоропостижной смертью и не был напутствован молитвами Святой церкви в жизнь вечную.
Sputnik Грузия рассказывает, что можно и нельзя делать в Дмитриевскую родительскую субботу.
Дмитриевская суббота
Этот поминальный день установил князь Дмитрий Донской для почитания памяти погибших воинов после знаменитой битвы на Куликовом поле 8 сентября 1380 года. Русское войско в сражении понесло большие потери.
Князь Дмитрий, одержав победу, распустив оставшихся в живых воинов по домам, отправился в Троице-Сергиев монастырь, где совершили поминовение воинов, павших в битве.
В обители панихиду отслужил преподобный Сергий Радонежский, давший благословение князю Донскому на битву с неверными и двух иноков — Александра Пересвета и Андрея Ослябю, из числа своей братии.
Оба инока пали в бою – их похоронили в Старом Симонове, у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы
Более 100 тысяч воинов не вернулись с Куликовского поля – радость победы в их семьи пришла вместе с горечью утрат, и этот частный родительский день стал по сути на Руси вселенским днем поминовения.
Совершать ежегодно такое поминовение перед днем памяти Святого Димитрия Солунского стали со временем. На Руси имя этого Святого связывали всегда с патриотизмом, с воинским подвигом и защитой Отечества.
Князь Димитрий был великим почитателем великомученика — главную святыню Владимирского Дмитриевского собора — икону Димитрия Солунского, написанную на доске гроба Святого, он торжественно перенес в Москву из Владимира накануне Куликовской битвы.
На иконах Димитрия Солунского изображают воином в пернатых доспехах, с копьем и мечом в руках. Русские солдаты всегда верили, что находятся под его особым покровительством.
Что можно и нельзя делать
По традиции, в Дмитриевскую родительскую субботу люди поминают своих усопших родителей – по церковным канонам, в храм на богослужение можно прийти в пятницу вечером, когда совершается великая панихида.
Заупокойную литургию, после которой служат общую панихиду, можно отстоять в поминальную субботу утром — люди в церкви подают священнику записочки за умерших родственников и молятся за упокоение их души в загробном мире.
В родительскую субботу можно принести в церковь угощение – помин освящают во время богослужения и позже раздают всем желающим. Также в этот день можно подавать милостыню, с просьбой помолиться об усопших.
После посещения храмов можно посетить кладбище – привести в порядок могилки и прочитать молитву за упокой души умерших. Но если нет возможности посетить храм или кладбище, можно об упокоении умерших помолиться дома.
Помин в Дмитриевскую родительскую субботу нельзя оставлять непосредственно на могилах.
Можно дома накрыть стол и, позвав родственников, вместе помянуть тех, кто ушел из жизни. Готовить можно и те блюда, которые при жизни любили дорогие сердцу люди.
В Дмитриевскую родительскую субботу нельзя о покойных говорить плохо, ругать их или вспоминать их неблаговидные поступки — этим можно разозлить души умерших.
Напиваться, ругаться и дебоширить в родительскую субботу нельзя, а также оставлять спиртные напитки на могилках.
Нельзя в Дмитриевскую родительскую субботу участвовать и в увеселительных мероприятиях.
Материал подготовлен на основе открытых источников
Димитриевская родительская суббота
Димитриевская родительская суббота – один из основных поминальных дней русского Православного календаря.
Вообще же каждая суббота – особый день для христиан. К субботе, по библейскому повествованию, завершилось творение мира, и она стала «днем покоя», – поэтому мы называем этот – последний день недели (подчёркиваю – последний!) несколько измененным еврейским словом шаббат). Но в этот же день уснувший плотью Христос завершил воссоздание этого «обветшавшего» – ветхозаветного – мира и, сойдя во ад, возвестил начало новой жизни. Помните тропарь из Пасхальных Часов? «Во гробе плотски (плотью), во аде же с душею (душой), яко (как) Бог, в раи (раю) же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняя неописанный».
Поэтому в каждую субботу совершается поминовение усопших, – не покинувших нас навсегда, но терпеливо ждущих последнего дня всеобщего Воскресения. Среди этих дней выделяются особые общецерковные ежегодные – «родительские субботы», названные так потому, что каждый христианин молится прежде всего за своих родителей.
Димитриевская суббота получила своё название от имени святого великомученика Димитрия, коменданта греческого города Солуни (или Фессалоник), казнённого за исповедание христианства в 306 году (его память 26 октября / 8 ноября). Он был человеком военным – и потому считается покровителем воинов, а на иконах изображается в доспехах и с копьем. Установил же этот день, согласно преданию, другой Димитрий – наш славный великий князь Димитрий Донской – после знаменитой Куликовской битвы, случившейся 8 сентября 1380 года, то есть в праздник Рождества Пресвятой Богородицы [1] (по юлианскому календарю).
«И оставался великий князь за Доном на том месте восемь дней, – отмечает летописец, – до тех пор, пока не смогли отделить христиан от нечестивых татар: кого смогли, схоронили, а о прочих знает Бог, ведь совершилось это Божьим судом. И велел великий князь священникам петь надгробные песнопения над убитыми, и воспели священники вечную память всем православным христианам, убитым татарами на поле Куликовом, между Доном и Мечей. И сам великий князь со своим братом и оставшимися воинами возгласили громким голосом с плачем и слезами многими вечную память» (Сказания и повести о Куликовской битве. Л., 1982, с. 194).
С тех пор каждый год суббота, предшествующая дню памяти Димитрия Солунского, посвящается христианскому поминовению усопших, в первую очередь – поминовению воинов, «на поле брани за Отечество жизнь свою положивших» [2] [3] .
Юрий Рубан
канд. ист. наук, канд. богословия
Заупокойное Апостольское чтение
1Фес.4:13-17. – Зачало 270
[О воскресении мертвых]
Братья, мы не хотим, чтобы вы не знали об усопших (или: об усыпающих), чтобы вы не печалились, как и прочие, не имеющие надежды. Ведь если мы верим, что Иисус умер и воскрес, то таким же образом и усопших – через Иисуса – Бог приведёт [вместе] с Ним.
Это ведь мы говорим вам словом Господним [*] , что мы, живущие, остающиеся до пришествия Господня, отнюдь не опередим усопших; потому что Сам Господь при призывном кличе (букв. в приказании), при гласе архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и сначала воскреснут мёртвые во Христе; затем мы, остающиеся живые, вместе с ними будем подняты (букв. будем схвачены) в облаках на встречу Господа в воздух; и так всегда с Господом будем.
Заупокойное Евангельское чтение
[Сказал Господь ко пришедшим к Нему иудеям]: «Аминь (истинно), аминь (истинно) говорю вам: Слушающий Моё слово и верящий Пославшему Меня имеет жизнь вечную, и в суд не приходит, но он перешел от смерти в жизнь.
Аминь (истинно), аминь (истинно) говорю вам, что приходит час, и теперь уже настал, когда мёртвые будут слышать голос Сына Божия – и услышавшие будут жить. Ведь как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так дал Он и Сыну иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть творить суд, потому что Он – Сын Человеческий.
Не удивляйтесь этому, потому что приходит час, в который все, находящиеся в гробницах, будут слышать Его голос, и выйдут: делавшие доброе – в воскресение жизни, а делавшие дурное – в воскресение суда (греч. эн анастасин крисеос [**] ).
Я ничего не могу делать Сам от Себя: как слышу – так и сужу, и суд Мой справедлив; потому что не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня [Отца]».
Примечания
[1] Хочу напомнить, что в XIV веке 8-е сентября по юлианскому календарю соответствовало 16-му сентября по григорианскому (хотя сам этот календарь был введён позднее). Это и есть исторически безусловная дата Куликовской битвы. Поэтому попытки отмечать это событие в настоящее время 21 сентября, совмещая с праздником Рождества Богородицы, основаны на элементарной хронологической безграмотности. (Рождество Богородицы приходится на 21 сентября по григорианскому календарю только в XX—XXI столетиях; в XXII веке сместится на 22 сентября и т. д.)
[2] Ради исторической справедливости следует сделать уточнение. Эта суббота – наш национальный поминальный день, основанный на предании. Поэтому Димитриевской субботы нет ни греческом, ни даже в Русском официальном Церковном уставе (Типиконе). Непосредственное участие в его установлении Димитрия Донского тоже подвергается обоснованному сомнению. Как пишет известный автор многократно переиздававшегося руководства по богослужебному уставу, «Димитрий Донской, после погребения убитых на побоище, приказал там совершить панихиду по ним. Затем, возвратясь в Москву 21 сентября (29 сентября по григорианскому календарю. – Ю. Р.), повелел по всем церквам её отправить панихиду об убиенных. Наконец, по прибытии в Троице-Сергиеву лавру, приказал и там совершить панихиду (Русская летопись по Никоновскому списку, изд. Имп. Академии наук, т. IV, с. 124). В летописях не сказано, чтобы Димитрий Донской указал для поминовения воинов субботу пред Дмитриевым днем », то есть пред днём своего тезоименитства. «Естественно думать, что после кончины его назначена суббота пред Димитриевым днём для поминовения усопших» (Никольский К., протоиерей. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. М., 1995, с. 506, прим. 1)
[3] При определении даты Димитриевской субботы в конкретном году надо учитывать следующие календарно-богослужебные поправки (во избежание путаницы, далее все даты – по новому стилю). Если память Димитрия Солунского (8 ноября) приходится на воскресенье, то мы получаем самую позднюю Димитриевскую субботу – 7 ноября. Если же память Димитрия Солунского приходится на субботу, то эта суббота не может быть родительской – и панихида переносится на предшествующую субботу (1 ноября). Но если с субботой перед памятью св. Димитрия совпадает праздник Казанской иконы Божией Матери (4 ноября), то Димитриевская суббота совершается ещё одной неделей ранее. Исходя из этих правил, можно легко определить, что самая ранняя Димитриевская суббота может быть 28 октября.
[*] «Словом Господним» в Древней Церкви называли изречения церковных пророков. Наиболее важные запоминались и в процессе формирования Предания становились миссионерскими или литургическими формулами. (Благодарю за это уточнение архимандрита Ианнуария. – Ю. Р.)
[**] Хорошо знакомое нам греческое слово крисис переводится как «разделение», «суждение», «суд», «приговор», «спор», «выбор», «окончание», «переломный момент», «кризис». Вопреки однозначно отрицательному мещанскому значению («ох, когда же закончится этот очередной проклятый кризис и наступит желанная стабильность»!), разумный христианин всегда пребывает в состоянии крисиса – то естьв состоянии духовного трезвения и суда над своими мыслями, желаниями и поступками. Так он готовится к тому, чтобы последний и окончательный Страшный Суд (= Страшный Кризис!) Божий не стал для него неожиданным и «страшным» в прямом смысле этого слова.