6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Слова для запоминания для детей

Методика «Заучивание 10 слов » А.Р. Лурия
тест по психологии на тему

Цель диагностики

Методика заучивания десяти слов позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение.

Анализируемые показатели

  1. Объем слухоречевого запоминания;
  2. скорость запоминания данного объема слов;
  3. объем отсроченного воспроизведения;
  4. особенности мнестической деятельности (наличие литеральных или вербальных парафазий и т.п.);
  5. особенности слухового, в том числе фонематического восприятия.

Возраст.

Методика может быть использована в полном объеме, начиная с 7-летнего возраста. Запоминание в объеме 9+1 слово доступно здоровым детям. Отсроченное воспроизведение в объеме 8+2 слова доступно 80% детей данной возрастной группы.

Для детей младше 7-ми лет целесообразно использование меньшего объем словарного материала (5-8 слов).

Источник

Источник: Альманах психологических тестов. М., 1995.

www.metodi4ka.com Коллекция психологических методик 4

Скачать:

Предварительный просмотр:

Методика заучивания десяти слов позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение.

  • Объем слухоречевого запоминания;
  • скорость запоминания данного объема слов;
  • объем отсроченного воспроизведения;
  • особенности мнестической деятельности (наличие литеральных или вербальных парафазий и т.п.);
  • особенности слухового, в том числе фонематического восприятия.

Методика может быть использована в полном объеме, начиная с 7-летнего возраста. Запоминание в объеме 9+1 слово доступно здоровым детям. Отсроченное воспроизведение в объеме 8+2 слова доступно 80% детей данной возрастной группы.

Для детей младше 7-ми лет целесообразно использование меньшего объем словарного материала (5-8 слов).

Источник: Альманах психологических тестов. М., 1995.

www.metodi4ka.com Коллекция психологических методик 4

Никакого специального оборудования не требуется. Однако в большей мере, чем при остальных методиках, необходима тишина: при наличии каких-либо разговоров в комнате опыт проводить нецелесообразно.

Протокол с девятью короткими односложными и двусложными словами, не имеющим: между собой никакой связи.

Слова односложные или двусложные, имена существительные в единственном числе именительном падеже, не связанные между собой. Слова можно придумать самостоятельно.

Вот несколько вариантов слов для предъявления:

1. Стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мёд, дом.

2. Дым, сон, шар, пух, звон, куст, час, лёд, ночь, пень.

3. Лес, хлеб, стул, брат, конь, гриб, мед, дом, мяч, куст.

4. Число, хор, камень, гриб, кино, зонт, море, шмель, лампа, рысь

Исследование состоит из нескольких этапов. Его проводят в паре испытуемый и экспериментатор. Испытуемого спрашивают о самочувствии и просят удобно расположиться за хорошо освещенным столом.

Испытуемому дается инструкция :

Инструкция: (вариант для детей) состоит из нескольких, этапов;

а) «Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова; ты прослушаешь их, а потом повторишь сколько сможешь, в любом порядке».

Слова зачитываются испытуемому четко, не спеша.

б) «Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их

послушаешь и повторишь — и те, которые уже называл, и те которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке».

Инструкция для взрослых:

а) «Сейчас я прочту несколько слов. Слушайте внимательно. Когда я окончу читать, сразу же повторите столько слов, сколько запомните. Повторять слова; можно в любом порядке».

б) «Сейчас я снова прочту Вам те же слова, и Вы опять должны повторить их, — и те, которые Вы уже назвали и те, которые в первый раз пропустили. Порядок слов не важен».

Далее опыт повторяется без инструкций. Перед следующими 3—5 прочтениями экспериментатор просто говорит: «Еще раз». После 5—6 кратного повторения слов, экспериментатор говорит испытуемому: «Через час Вы эти же слова назовете мне ещё раз». На каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется в соответствующей графе. Спустя час, испытуемый, по просьбе исследователя, воспроизводит, без предварительного зачитывания, запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.

На основе подсчета общего количества воспроизведенных слов после каждого предъявления может быть построен график: по горизонтали откладывается число повторений, по вертикали — число правильно воспроизведенных слов. Существенна прежде всего качественная оценка результатов исследования: по характеру выполнения методики можно судить об особенностях запоминания, воспроизведения и сохранения, а также утомляемости больных.

Протокол методики «Заучивание 10 слов»

Фамилия, имя, отчество —————————————Дата ———Возраст—————
Исследование памяти с помощью методики заучивания десяти слов

В норме при первом предъявлении воспроизводится 3-5 слов, при пятом — 8-10. Отсроченное воспроизведение — 7 — 9 слов.

4 балла — Высокий уровень — запомнил 9 — 10 слов после 5-го предъявления, 8-9 слов при отсроченном воспроизведении.

3 балла — Средний уровень — запомнил 6 — 8 слов после 5-го предъявления, 5 — 7 слов при отсроченном воспроизведении.

2 балла — Ниже среднего — запомнил 3 — 5 слов после 5-го предъявления, 3 — 4 слова при отсроченном воспроизведении.

1 балл — Низкий уровень — запомнил 0 — 2 слова после 5-го предъявления, 0 — 2 слов при отсроченном воспроизведении, или в возрасте 6-7 лет не вступает в контакт, или не может себя организовать для выполнения данной деятельности.

По этому протоколу может быть составлена «кривая запоминания». Для этого по горизонтальной оси откладываются номера повторения, а по вертикальной — число правильно воспроизведенных слов. По данному примерному протоколу кривая примет следующий вид.

По форме кривой можно делать некоторые выводы относительно особенностей запоминания испытуемых. На большом количестве здоровых исследуемых установлено, что у здоровых людей, как взрослых, так и детей школьного возраста, кривая запоминания носит примерно такой характер: 5,7,9, или 6,8,9 или 5, 7,10 и т.д., т.е. к третьему повторению исследуемый воспроизводит 9 или 10 слов и при последующих повторениях удерживается на числах 9 или 10. В приведенном протоколе кривая (4,4,5,3,5) свидетельствует о плохой памяти и инактивности исследуемого. Кроме того, в этом протоколе отмечено, что исследуемый воспроизвел одно лишнее слово «огонь» и в дальнейшем при повторении «застрял» на этой ошибке. Такие повторяющиеся «лишние» слова, по наблюдениям некоторых психологов, встречаются при исследовании больных, страдающих текущими органическими заболеваниями мозга, а также иногда у больных шизофренией в период интенсивной медикаментозной терапии. Особенно много таких «лишних» слов продуцируют дети в состоянии расторможенности и взрослые по окончании или перед началом синдромов расстройств сознания. ………………………………………………………………………
«Кривая запоминания» может указывать и на ослабление активного внимания и на выраженную утомляемость испытуемых. Так, например, иногда он ко второму разу воспроизводит 8 или 9 слов, а затем после каждой пробы воспроизведения — все меньше и меньше. В жизни такой человек страдает обычно забывчивостью и рассеянностью, но в основе его забывчивости лежит преходящая астения, истощаемость внимания. Истощаемость внимания испытуемых не обязательно проявляется в кривой с резким спуском вниз, иногда кривая принимает зигзагообразный характер, свидетельствующий о неустойчивости внимания, о его колебаниях.

Кривая истощаемости внимания

В отдельных, сравнительно редких случаях, они воспроизводят одно и то же количество одних и тех же слов. Кривая имеет форму плато. Такое отсутствие нарастания удержания слов после их повторения свидетельствует об эмоциональной вялости испытуемых; нет отношения к исследованию, нет заинтересованности в том, чтобы запомнить побольше. ………………………………………………
Число слов, удержанных и воспроизведенных испытуемым час спустя после повторения, в большей мере свидетельствуют о памяти в узком смысле слова, т. е. о фиксации следов воспринятого.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн.

Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн.

Подробный конспект урока по «Слову о полке Игореве. «.

Конспект разработан для 7 класса для детей с умеренной степенью умственной отсталости, проживающих в условиях детского дома-интерната. Данный конспект был разработан с учетом индивидуальных особ.

С данным эссе я стала победителем интернет-тура I Всероссийского фестиваля «Русский язык – общенациональное достояние народов Российской Федерации» в номинации «Знаток русского языка», который проходи.

Данное занятия было разработано и проведено с обучающимися 3 класса, имеющими нарушение письма и чтения, обусловленным системным недоразвитием речи легкой степени при ЗПР. Также представлен и са.

Конспект урока для учащихся 2 классов с НВОНР, нарушением чтения и письма.

Методика «10 слов Лурия»: для дошкольников

От качества нашей памяти зависит многое. Дети лучше запоминают стихи, учатся в школе, у них лучше развивается мышление, логика, т.к. они могут больше информации удерживать в памяти. Начать развивать память никогда не поздно, главное вовремя определить ее уровень. Тренировка и определение качества памяти ребенка (а ее насчитывается несколько видов), осуществляется с помощью специальных тестов. Одной из таких методик является методика «10 слов Лурия». Что она собой представляет, как проходит тестирование, как интерпретируются результаты теста и многое другое в материалах этой статьи.

Читать еще:  Православные поминальные дни

В чем заключается методика

Данную методику разработал выдающийся психолог основатель нейропсихологии Александр Романович Лурия. Методика «10 слов» направлена на оценку состояния слуховой памяти и ее основных характеристик:

  • Восприимчивости ребенка;
  • Его утомляемости;
  • Запоминания ребенком текстов;
  • Последующего его воспроизведения.

Методика позволяет определять состояние нервно-психически больных детей, оценивает успешность применяемых методов и лекарственных препаратов для лечения этих заболеваний, прослеживая динамику выздоровления или наоборот ухудшения состояния.

Методика «10 слов» заключается в том что, испытуемому пациенту в нашем случае это ребенок дошкольного возраста, предлагается прослушать перечень из 10 абсолютно не взаимосвязанных между собой слов.

Характерной особенностью является то, что эти слова должны быть односложными, употребляющимися в речи испытуемого и понятными для него. Это необходимо для того чтобы, у ребенка не возникало ни каких ассоциаций и не было желания поинтересоваться у взрослого о значении данного слова.

В помещении, где проводиться тестирование не должно быть никаких отвлекающих предметов, посторонних людей или животных, на которых ребенок мог бы сконцентрировать свое внимание. Ребенка спрашивают о его самочувствии и просят занять удобную для него позу сидя за письменным столом.

Проведение тестирования

Для проведения исследования тестируемому ребенку говорят: «Сейчас мы проверим твою память, я произнесу тебе слова, а ты повторишь их в любом порядке, в каком запомнил». После экспериментатор говорит четко, не запинаясь, ребенку слова в именительном падеже, только имена существительные.

Далее просим испытуемого повторить те слова, которые он запомнил, и отмечаем их галочкой в таблице. После говорим ребенку еще раз о том, что: « Сейчас я назову тебе еще раз эти же слова, а ты мне их снова повторишь, те слова, которые уже говорил, и новые которые запомнишь в любом порядке».

Зачитываем еще раз список слов и отмечаем во второй графе таблицы те слова, которые испытуемый называет. При этом если ребенок горит слова, которых не было в списке теста, мы их так же записываем в таблицу ответов в специальной графе. После чего исследуемый материал предлагается повторить ребенку еще 5-6 раз до полного его запоминания. Экспериментатор для проверки ребенка, горит только: «Еще раз» и ребенок должен начать перечисление запомнившихся ему слов. Каждый ответ фиксируется в таблице.

После проведения первой части тестирования, экспериментатор сообщает испытуемому о том, что: «Через час, повторишь мне эти слова еще раз». И дает ребенку время на отдых, он может поиграть в пассивные игры, почитать книгу, посмотреть в окно.

По истечении 60 минут, экспериментатор просит повторить еще раз слова. Испытуемый без предварительного прочтения списка слов, повторяет запомнившиеся ему слова, в любом порядке. Экспериментатор отмечает в таблице все слова, которые произносит ребенок кружочками.

Составление таблицы и построение графика кривой запоминания

На основании результатов теста для интерпретации его результатов составляется таблица и строится графика кривой запоминания. По этим данным можно судить о состоянии памяти дошкольника и о наличии у него каких-либо заболеваний.

Таблица с примерным перечнем слов для тестирования.


После окончания тестирования нужно посчитать количество правильных ответов, при каждом из повторений, и обозначить их какой-либо буквой.

В научной среде существует мнение, что диапазон кратковременной памяти взрослого человека составляет, от 5 до 9 единиц. У детей же в школьном возрасте примерный объем кратковременной памяти равен его возрасту жизни. Поэтому можно рассмотреть следующий вариант перевода показателей тестирования кратковременной памяти в стандартные показатели по десятибалльной шкале.

  1. Высокий показатель 10 баллов, объем памяти равен приблизительно 7-8 единиц.
  2. Высокий показатель 8-9 баллов, объем памяти равен приблизительно 5-6 единиц.
  3. Средний показатель 4 балла, объем памяти равен приблизительно 3-4 единицы.
  4. Низкий показатель 2 балла, объем памяти равен приблизительно 1-2 единицы.
  5. Очень низкий показатель 0 баллов, объем памяти равен 0 единиц.

Построение кривой запоминания

Необходимо нарисовать систему координат, в которой по оси «игрек» мы отмечаем количество повторений, а по оси «икс» отмечаем посчитанное ранее число правильных ответов.

По форме кривой можно определить особенности развития и запоминания ребенка, у здоровых детей с каждым разом увеличивается число правильных ответов, и концу пятого повторения ребенок почти безошибочно повторяет все слова.

Дети с проблемами памяти. Показывают наоборот худший результат от раза к разу, количество запомнившихся им слов уменьшается, присутствует большое количество слов не по тексту задания, это свидетельствует о том, что у ребенка имеется расстройство сознания, невнимательность, рассеянность.

Количественный анализ можно рассчитать по следующей формуле.

  1. Сосчитать результат правильно повторенных слов после каждого тестирования – Sn, где n – порядковый номер тестирования
  2. Сосчитать показатель продуктивности запоминания – среднее значение правильно воспроизведенных слов можно по этой формуле:
    S cp = (S1 + S2 + S3 + S4 + S5) / 5

Показатель продуктивности запоминания будет указывать о наличии или отсутствии проблем с состоянием здоровья.

Болезни детей, о которых свидетельствует кривая

Кривая запоминания указывает на ярко выраженную утомляемость, перегруженность сознания, ослабленное внимание.

  • Повышение кривой на графике с каждым новым повторением говорит о том, что ребенок развивается нормально, примерно уже к третьему повторению нормально развитый ребенок должен повторить примерно 8-10 слов из предложенного ему списка.
  • Понижение кривой при каждом повторении свидетельствует о том, что испытуемый страдает забывчивостью и невнимательностью.
  • Зигзагообразный вариант кривой, показывает на наличие неустойчивости внимания.
  • График в форме плато, свидетельство эмоциональной вялости испытуемого, безразличия к происходящему процессу.
  • Прямой не меняющийся график, свидетельство эмоциональной пассивности, отрешенности испытуемого.

Свидетельством черепно-мозговой травмы — механического повреждения костей головного мозга и его мягких тканей, сосудов, мозговых оболочек или нейроинфекции – поражения бактериями, вирусами всей нервной системы или отдельных ее отделов, служит наличие графика формы плато, испытуемые чаще запоминают слова в начале и конце теста, объем запомнившихся слов остается на начальном уровне и не меняется.

Свидетельством неврозов — а именно расстройством психики, переходящим в затяжной характер, обусловленным снижением умственной и физической активности, а так же истерическим поведением является зигзагообразный график, медленное запоминание при котором, количество раз правильных повторений постепенно снижается. Проявляется неустойчивость внимания иногда и раздражительность от невозможности воспроизведения предыдущих слов.

Методика «10 слов Лурия», это настоящая находка для современных родителей и учителей для быстрой, эффективной, профессиональной проверки памяти ребенка, его эмоционального состояния. Данная методика не только поможет проверить внимательность и память, но и выявить на ранних стадиях возможные нарушения и отклонения в физиологическом развитии и принять необходимый комплекс мер по восстановлению и лечению функций головного мозга и нарушенных функций нервной системы.

Вместо заключения

В настоящее время с помощью этой методики в школах учителя проверяют динамику запоминания и усвоения информации предложенной на уроке всем классом. Корректируют учебные программы, методику преподавания, акцентирования внимания на отдельных деталях учащимися, что в конечном итоге приводит к наилучшему усвоению, запоминаю, анализу, пройденного материала в рамках образовательного процесса.

Основные принципы методики Александра Романовича Лурия применимы не только для детей, но и для взрослых людей, отличие лишь в принципе постановки вопроса экспериментатора перед испытуемым, и вариации количества правильных ответов по десятибалльной шкале.

Слова для запоминания для детей

Цель: оценка состояния слуховой памяти на слова, утомляемости, активности внимания, запоминания, сохранения, воспроизведения, произвольного внимания.

Описание. Методика заучивания десяти слов была предложена А. Р. Лурия. Она позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Методика может использоваться для оценки состояния памяти, произвольного внимания, истощаемости больных нервно-психическими заболеваниями, а также для изучения динамики течения болезни и учета эффективности лекарственной терапии.

Проведение методики нуждается в соответствующей обстановке. В комнате не должно быть посторонних разговоров. Испытуемому предлагают запомнить 10 слов. Они должны отвечать нескольким условиям:

  1. однообразие: все слова — имена существительные в ед. числе, им. падеже, состоящие из одинакового количества слогов (одно- или двусложные);
  2. слова по возможности должны быть не связаны между собой (нельзя предлагать для запоминания слова: стол -стул; огонь — вода и т. п.).

Применение. Методика может быть использована как для детей (с пяти лет), так и для взрослых.

Стимульный материал. Протокол с десятью короткими односложными и двусложными словами, не имеющими между собой никакой связи.

Наиболее часто используют следующий набор слов: Лес, Хлеб, Окно, Стул, Вода, Конь, Гриб, Игла, Мед, Огонь.

Методика проведения исследования. Испытуемому зачитываю инструкцию (а). После чего зачитывают ряд слов. По окончанию зачитывания фиксируют запомненные испытуемым слова в протоколе. После чего зачитывают инструкцию (б). После фиксации данных в протоколе опыт повторяется без инструкций. Материал предъявляется несколько раз до полного запоминания либо 5-6 раз. Перед следующими прочтениями материала экспериментатор просто говорит: «Еще раз».

Читать еще:  С чем прийти на поминки

Таким образом, на каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется соответствующей графе. После окончания повторения слов, экспериментатор говорит испытуемому: «Через час Вы эти же слова назовете мне еще раз». Спустя час испытуемый по просьбе исследователя, воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.

Инструкции.

Инструкции для детей.

— Инструкция (а): «Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова, ты прослушаешь их, а потом повторишь сколько сможешь, в любом порядке».

—·Инструкция (б): «Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их послушаешь и повторишь – и те, которые уже называл, и те которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке».

Инструкции для взрослых.

— Инструкция (а): «Сейчас я прочту несколько слов. Слушайте внимательно. Когда я окончу читать, сразу же повторите столько слов, сколько запомните. Повторять слова можно в любом порядке».

— Инструкция (б): «Сейчас я снова прочту Вам те же слова, и Вы опять должны повторять их, и те, которые Вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили. Порядок слов не важен».

Обработка результатов

1. Посчитать общее количество правильно воспроизведенных слов при каждом повторении, и записать в графе протокола V.

2. Построить по этим данным график заучивания. На оси абсцисс откладываются порядковые номера повторений, а на оси ординат – значения V.

График заучивания слов

3. Подсчитать частоту воспроизведения каждого слова за все количество повторений и вычислить для них коэффициент запоминания по формуле (точность вычислений равна 1%):

Кi —коэффициент запоминания i-го слова,

Рi — его абсолютная частота;

n — количество повторений.

4. Построить график частоты запоминания каждого слова. На оси абсцисс откладываются порядковые номера слов, на оси ординат – значения К

График частоты запоминания слов

5. Составить сводные таблицы по показателям V и К для группы испытуемых; вычислить средние показатели и нанести эти данные на индивидуальные графики данного испытуемого. Сопоставить индивидуальные данные со средними значениями по группе.

6. Наряду с этим, можно вычислить процент потери информации через час после запоминания:

Vдолговрем. — объем долговременной памяти (через один час)

V6 ·— количество воспроизведенных слов в 6-й серии

Интерпретация.

Проанализировать формы полученных графиков, привлекая материал словесного отчета и наблюдений за ходом работы. По форме кривой можно сделать выводы относительно особенностей запоминания.

Так, у здоровых детей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, ослабленные дети воспроизводят меньше количество, могут демонстрировать застревание на «лишних» словах. Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания. При обследовании взрослых к третьему повторению испытуемый с нормальной памятью обычно воспроизводит, правильно до 9 или 10 слов.

Кривая запоминания может указывать на ослабление внимания, и/либо выраженную утомленность. Повышенная утомляемость регистрируется в том случае, если испытуемый (взрослый или ребенок) сразу воспроизвёл 8-9 слов, а затем, с каждым разом все меньше и меньше (кривая на графике не возрастает, а снижается). Кроме того, если испытуемый воспроизводит все меньше и меньше слов, это может свидетельствовать о забывчивости и рассеянности. Зигзагообразный характер кривой свидетельствует о неустойчивости внимания. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости ребенка, отсутствии у него заинтересованности.

При черепно-мозговой травме или нейроинфекции испытуемые запоминают первое и последнее слова. При этом объем запоминания материала не изменяется.

При неврозах запоминание медленное, график зигзагообразный, необходимо большее число предъявлений. Зигзагообразность также свидетельствует о неустойчивости внимания и его колебаниях.

Следует обратить внимание на наличие «краевого эффекта».

Число слов, удержанных и воспроизведенных в первой серии, показывает объем слуховой кратковременной памяти. Нормой считается объем, равный 7±2 слов (единицы информации).

Число слов, удержанных и воспроизведенных один час спустя, показывает объем слуховой долговременной памяти.

Слова для Запоминания или Мега Память

Этот приём запоминания слов придуман ещё в Древнем Риме. Приём помогает запомнить список слов в определенном порядке.
Сначала надо составить список мест.
Например, выбрать комнату, которая хорошо известна. В этой комнате надо определить места, к которым будут привязываться слова (шкаф, стул, стол, ковёр и так далее). Чтобы не сбиться, комнату надо мысленно всегда обходить в одном направлении, например, по часовой стрелке.
Затем можно перейти к списку слов, который надо за-помнить. Список слов связывается мысленно со списком мест в комнате. Например:
Список 10 мест: ШКАФ, СТУЛ, СТОЛ, КОВЁР, ПОДОКОННИК, ЗАНАВЕСКА, КРЕСЛО, ДИВАН, ТУМБОЧКА, ЗЕРКАЛО.
Список 10 слов, которые надо запомнить: КНИГА, ГРУША, КОШКА, СЫР, САМОЛЁТ, РАСЧЁСКА, ПЕТУХ, КРУЖКА, ВЕТЕР, РОЗА.
Связываются слова с местами, например: КНИГА лежит под ножкой ШКАФА, ГРУШУ положили на СТУЛ, КОШКА забралась на СТОЛ, кусочки СЫРА упали на КО¬ВЁР, игрушечный САМОЛЁТ приземлился на ПОДОКОННИКЕ, РАСЧЁСКА зацепилась за ЗАНАВЕСКУ, ПЕТУХ заснул на КРЕСЛЕ, КРУЖКА перевернулась на ДИВАНЕ, ВЕТЕР распахнул дверцы в ТУМБОЧКЕ, красная РОЗА отражается в ЗЕРКАЛЕ.

Задания на запоминание слов

1. Учитель называет 10 слов, не связанных друг с другом. После этого ученикам даётся задание вспомнить и за¬писать эти слова, используя приём «Цепочки образов». Для запоминания 10 слов даётся 20 секунд (по 2 секунды на одно слово).
2. Учитель называет 10 слов, не связанных друг с другом. После этого ученики записывают эти слова, используя приём «Рассказ». Для запоминания 10 слов даётся 20 секунд (по 2 секунды на одно слово).
3. Учитель называет 10 слов, не связанных друг с другом. После этого ученики записывают эти слова, используя приём «Римская комната». Важен порядок слов. Для запоминания 10 слов даётся 20 секунд (по 2 секунды на од¬но слово). Надо назвать правильно слово и его порядковый номер.
4. Учитель называет 10 пар слов, в каждой паре слова связаны по смыслу. Затем учитель называет первое слово, а надо записать второе слово этой пары.
Например, такие слова:
КНИГА — СТРАНИЦА КОРОВА — МОЛОКО ЗУБЫ — ЩЁТКА ВЕЧЕР — ЛАМПА САПОГИ — ДОЖДЬ ЯБЛОКО — КОМПОТ УРОК — ЗВОНОК СЕНО — ЛОШАДЬ РЮКЗАК — ПОХОД РЕКА — МОСТ
5. Учитель называет 10 пар слов, в каждой паре слова
не связаны по смыслу. Затем учитель называет первое слово. А надо записать второе слово этой пары. Запоминая слова, следует их мысленно связать друг с другом ярким образом.
Например, даются такие пары слов:
КНИГА — МОЛОКО
КОРОВА — СТРАНИЦА
ЗУБЫ — ПОХОД
ВЕЧЕР — ЗВОНОК
САПОГИ — ЛОШАДЬ
ЯБЛОКО — МОСТ
УРОК — КОМПОТ
СЕНО — ДОЖДЬ
РЮКЗАК — ЩЁТКА
РЕКА — ЛАМПА
Чтобы лучше запомнить слова, надо связать, создавая яркий образ.

Вербальная Память

Например:
КНИГА — МОЛОКО (на КНИГУ пролилось МОЛОКО)
КОРОВА — СТРАНИЦА (КОРОВА сжевала СТРА¬НИЦУ)
ЗУБЫ — ПОХОД (заболели ЗУБЫ в ПОХОДЕ)
ВЕЧЕР — ЗВОНОК (каждый ВЕЧЕР раздаётся телефонный ЗВОНОК)
САПОГИ — ЛОШАДЬ (САПОГИ одели на ЛОШАДЬ)
ЯБЛОКО — МОСТ (ЯБЛОКО упало под МОСТ)
УРОК — КОМПОТ (после УРОКА будем пить КОМПОТ)
СЕНО — ДОЖДЬ (СЕНО намокло от ДОЖДЯ)
РЮКЗАК — ЩЁТКА (в РЮКЗАК положили ЩЁТКУ)
РЕКА — ЛАМПА (у РЕКИ горела ЛАМПА)
6. Учитель называет 20 слов, не связанных друг с другом. После этого учащимся даётся задание вспомнить и за¬писать эти слова, используя приём «Цепочка образов». Для запоминания 20 слов даётся 40 секунд (по 2 секунды на одно слово).

7. Учитель называет 20 слов, не связанных друг с другом. После этого учащимся даётся задание вспомнить и за¬писать эти слова, используя приём «Рассказ». Все слова можно разбить на два десятка, придумать рассказ сначала к первому десятку слов, потом ко второму. Для запоминания 20 слов даётся 40 секунд (по 2 секунды на одно слово).
8. Учитель называет 20 слов, не связанных друг с другом. После этого учащимся даётся задание вспомнить и за¬писать эти слова, используя приём «Римская комната». Важен порядок слов. Для запоминания 20 слов даётся 40 секунд (по 2 секунды на одно слово). Надо назвать правильно и слово, и его порядковый номер.
9. Игра «Снежный ком». Первый участник игры называет одно слово, второй повторяет это слово и называет ещё одно слово. Третий участник игры называет сначала два слова, которые уже были сказаны, и добавляет ещё одно слово. Четвёртый участник — три слова повторяет и ещё од¬но добавляет, и так далее. Тот, кто допустил ошибку, вы¬бывает из игры. Игра начинается заново.

Читать еще:  Что нужно когда идешь на поминки

10. Игра «Снежный ком». Дополнительные условия иг¬ры: все слова называются только на одну какую-нибудь те¬му, например, «Урок математики».
11. Игра «Снежный ком». Дополнительные условия иг¬ры: можно называть только те слова, которые начинаются на одну и ту же букву, например, на букву «Н» (НОС, НАРДЫ, НИТКА, …).
12. Игра «Снежный ком». Дополнительные условия иг¬ры: можно называть только те слова, которые состоят из одного и того же числа букв, например, из четырёх букв (КАША, РУКА, КОФЕ, …).

Простая оценка памяти: метод запоминания 10 слов

Память – важный познавательный процесс, благодаря которому человек знает, кто он такой и становится сознательной личностью. Уменьшение или потеря способности запоминать, сохранять и воспроизводить информацию является нарушением того или иного вида памяти. Многие ученые изучали процессы запоминания и разработали различные методики исследования памяти. Методику заучивания 10 слов предложил советский ученый Александр Романович Лурия, основатель отечественной нейропсихологии.

Для чего используется методика?

  • Изучение процессов памяти;
  • оценивание состояния памяти и произвольного внимания;
  • исследование истощаемости пациентов нервно-психическими болезнями, динамики течения заболевания и учета результативности терапии.

Методику А.Р. Лурии можно применять как для взрослых, так и для детей с 7 лет. Можно также применить данную методику в неполном объеме (5-8 слов) для детей старше 5 лет.

Описание методики

Сначала человеку дают четкие инструкции. Затем зачитывается десять слов, которые необходимо запомнить. По окончанию диктовки, исследуемый должен назвать все слова, которые запомнил в произвольном порядке. Все показания записывают в протокол. Опыт можно повторять 5-7 раз, только при последующих занятиях инструкцию не зачитывают заново, а просто говорят: «Еще раз». Обычно к пятому опыту пациент запоминает все 10 слов.

При проведении эксперимента важно соблюсти следующие правила:

  1. в комнате должна быть тишина, посторонние разговоры могут помещать;
  2. все слова должны относиться к одной и той же части речи, например, к существительным;
  3. слова не должны быть связаны по смыслу;
  4. необходимо выбирать короткие слова, состоящие из одного или двух слогов.

Тестовый материал

Желательно иметь несколько комплектов слов. Ниже представлены варианты словесных наборов для запоминания.

  1. Небо, мед, кот, лес, хлеб, огонь, стол, гриб, дым, вода.
  2. Окно, река, мышь, боль, стул, лен, воск, хор, цвет, волк.
  3. Брат, куст, час, число, шар, сон, пух, лампа, ночь, лед.
  4. Бар, степь, мел, сын, пол, дом, кит, сыр, шок, пень.

Расшифровка полученных результатов

Как говорилось ранее, все данные записывают в протокол. По этим данным составляют график для получения так называемой «кривой запоминания». Здоровые пациенты (дети и взрослые) с каждым повторением опыта запоминают больше слов. Если ребенок застревает на лишних словах (которых не было в наборе), то это может говорить о расстройствах сознания или расторможенности.

При помощи повторения опыта можно зарегистрировать повышенную утомляемость испытуемого. В этом случае кривая снижается. Также если количество запомнившихся слов уменьшается, то это может говорить о забывчивости или рассеянности. Неустойчивость внимания может диагностировать зигзагообразная кривая. Для проверки долговременной памяти, пациента просят воспроизвести слова спустя некоторое время после эксперимента.

Также можно выявить следующие особенности запоминания:

  • если испытуемый называет не менее 7 слов, значит, непосредственное запоминание в норме;
  • в случае если пациент называет меньше 7 слов сразу после зачитывания, значит, у него расстройство непосредственного запоминания — чем меньше слов, тем больше выражено нарушение памяти;
  • если через полчаса, после испытания, человек называет 7 и более слов, то это говорит о нормальной долговременной памяти;
  • обследуемый, который воспроизводит менее 7 слов спустя 20-30 минут после испытания, имеет сниженную долговременную память.

В завершении хочется отметить, что заучивание 10 слов является одной из наиболее применяющихся методик, поскольку не требует специального оснащения. Используя разные комплекты слов, можно проводить этот эксперимент повторно для учета результативности терапии и оценки развития болезни.

15+ простых мнемонических фраз, которые помогут детям и их родителям запомнить что угодно

Мнемоника — это система различных приемов, увеличивающих объем вашей памяти с помощью простых ассоциаций. Чтобы запомнить сложные правила, законы и цифры, их превращают в короткие зарифмованные фразы, которые легко заучиваются. Наверняка многие помнят короткий стишок про Ивана, родившего девчонку, или считают количество дней в месяцах по костяшкам пальцев.

Мы в AdMe.ru перелистали все наши школьные книжки и тетрадки, чтобы найти самые полезные мнемонические фразы, которые помогут современным ученикам получать одни пятерки.

1. Число пи

Число пи — это математическая константа, которая выражает отношение длины окружности к ее диаметру. Запомнить его полностью вряд ли получится, но от школьников это и не требуется. Достаточно зазубрить его начало (π ≈ 3,1415926. ) с помощью этого короткого четверостишия.

2. Биссектриса и медиана

Еще один популярный вариант, который мы обнаружили: «Медиана — это дама, которая сидит посередине дивана».

3. Теорема Пифагора

Одна из основополагающих теорем евклидовой геометрии, устанавливающая соотношение между сторонами прямоугольного треугольника. Выучить, что сумма квадратов длин катетов равна квадрату длины гипотенузы, проще, если провести ассоциацию со штанами Пифагора.

4. Римские цифры

Хотя римские цифры сегодня достаточно редко встречаются, разве что на часах или томиках книг, но учить в школе их заставляют. Запомнить буквенные обозначения римских цифр в порядке убывания можно с помощью этой простой фразы.

5. Закон Архимеда

Закон, открытый Архимедом еще в III в. до н. э., в учебнике по физике звучит уж очень скучно и длинно: «На тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая, или подъемная, сила, равная весу объема жидкости, вытесненной частью тела, погруженной в жидкость». А теперь сравните это описание с коротким и забавным стишком, который не составит труда понять.

6. Как смешивать кислоту и воду

При приготовлении растворов сильных кислот на уроках химии, согласно правилам техники безопасности, кислоту нужно лить в воду, но ни в коем случае не наоборот. Для этого лабораторного приема существует множество мнемонических фраз. Еще одна из популярных: «Лей кислоту поверх воды, а то недолго до беды!»

7. Валентность

Для быстрого запоминания валентности некоторых химических элементов можно использовать это простое мнемоническое стихотворение.

8. Как отличить кислоту от щелочи

Во время лабораторных работ на уроках химии школьники должны уметь определять кислоты и щелочи с помощью специальных веществ — индикаторов (например лакмусовых бумажек). Мнемоническая фраза поможет проще понимать значение цвета индикатора.

9. Порядок планет

Эта фраза для запоминания порядка планет была придумана до того, как Плутон стали считать карликовой планетой. Первая буква каждого слова в этом предложении соответствует первой букве названия планеты: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

10. Города

Мнемоническое правило можно применять, например, когда необходимо выучить несколько городов в одной стране. Попробуйте расположить их в таком порядке, чтобы образовалась рифма.

11. Крупнейшие по площади страны

Вспомнить очередность стран по их площади для уроков географии поможет фраза, в которой первые буквы слов соответствуют первым буквам названий стран: Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия.

12. Сталактит или сталагмит

Чтобы не путать минеральные образования в пещерах, нужно просто выучить эту зарифмованную фразу. Хотя есть еще один мнемонический способ, который построен на ассоциациях. Можно представить, что в слове «сталактит» буква «т» в середине слова по форме напоминает сосульку, или сталактит, свисающий с потолка. В слове «сталагмит» буква «м» похожа на две стоящие рядом сосульки, растущие снизу, следовательно, сталагмит растет вверх. А есть еще и «сталагнат» — это сросшиеся сосульки. Можно представить, что в букве «н» есть линия посередине, которая показывает, что сосульки соединились.

13. Цвета

Почти все школьники знают мнемоническую фразу для запоминания порядка цветов в радуге про охотника, но есть уже и современный аналог про фотошоп. В английском языке тоже существует своя уникальная фраза: Richard Of York Gave Battle In Vain («Ричард Йоркский напрасно сражался»). Каждая начальная буква слова соответствует первой букве в названии цвета: Red («красный»), Orange («оранжевый»), Yellow («желтый»), Green («зеленый»), Blue («голубой»), Indigo («синий»), Violet («фиолетовый»).

14. Правила дорожного движения

Простое стихотворение, которое поможет не запутаться в сигналах регулировщика.

15. Русский язык

Эти короткие фразы помогут легко заучить правильное ударение в словах и будут полезны не только школьникам, но и взрослым.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector