0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Служба родительской субботы текст

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

В одиннадцатую годовщину интронизации Святейшего Патриарха Кирилла в Храме Христа Спасителя состоялся торжественный прием

Святейший Патриарх Кирилл предложил добавить в Конституцию РФ упоминание о Боге

Председатель Государственной Думы России В.В. Володин поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации

Заместитель председателя Совета Безопасности РФ Д.А. Медведев поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации

Председатель Правительства РФ М.В. Мишустин поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации

Архив

Богослужебные указания за 2 марта 2020 года

Суббота мясопу́стная. Вселенская родительская суббота.

Вмч. Фео́дора Ти́рона. Сщмч. Ермоге́на, патриарха Московского и всея России, чудотворца. Прп. Варна́вы Гефсима́нского, Ра́донежского.

Память совершаем всех от века усопших православных христиан, отец и братий наших. Служба по Октоиху и Триоди.

Примечание. Аналогичная служба совершается и в Троицкую родительскую субботу (перед праздником Пятидесятницы). Если же на дни этих Вселенских родительских суббот придется храмовый праздник, то поется служба храма, а субботняя заупокойная служба совершается только в особых храмах – «гробницах» (ср.: Типикон, гл. 49, «В субботу мясопу́стную…», 1-е «зри») или переносится на предшествующие субботу или четверг (ср.: Типикон, 26-я и 54-я Храмовая глава, 3-я Маркова глава под 2 февраля).

Примечание. Полиелейная служба сщмч. Ермоге́на, патриарха Московского и всея России, может быть перенесена на пятницу, 16 февраля (ср.: Типикон, 24 февраля, 2-я Маркова глава).

На вседневной вечерне кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха мученичны, глас 6-й – 3 (2-й: «Му́ченицы Твои́, Го́споди…», 3-й – тот же, и 4-й: «Страстоте́рпцы му́ченицы…»; см. на «Господи, воззвах»), и Триоди, глас 8-й – 3. «Слава» – Триоди, глас тот же: «Пла́чу и рыда́ю…», «И ныне» – догматик, глас 6-й: «Кто Тебе не ублажи́т…».

Входа нет. Вместо прокимна – «Аллилуия», на 8-й глас, с заупокойными стихами – стих 1-й: «Блаже́ни, я́же избра́л и прия́л еси́, Го́споди, и па́мять их в род и род»; стих 2-й: «Ду́ши их во благи́х водворя́тся».

«Сподоби, Господи…». Ектения просительная: «Исполним вечернюю…», и молитва главопреклонения.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 6-й (с заупокойными припевами, см. Триодь). «Слава» – Триоди, глас тот же: «Нача́ток ми и соста́в…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Моли́твами Ро́ждшия Тя, Христе́…».

Примечание. «На стихо́вне му́ченичен гла́са, и два ме́ртвена Иоа́нна Дамаскина́» (Типикон, гл. 49-я, «В субботу мясопу́стную. »). По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 748–749), если совершается субботняя служба Октоиха 4-го, 5-го или 6-го гласа, где на стиховне вечерни приводится два мученична и один мертвен, нужно, следуя указаниям Устава, петь один мученичен (1-й), а мертвен повторить дважды. В субботней службе Октоиха 1-го, 2-го, 3-го и 8-го гласа на стиховне вечерни – один мученичен и два мертвена, а в службе 7-го гласа – два мученична и два мертвена.

По Трисвятом – тропарь, глас 8-й: «Глубино́ю му́дрости…». «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «Тебе и сте́ну, и приста́нище…». Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже…», и отпуст: «Христос, Истинный Бог наш. ».

Примечание. В Триоди Постной (л. 16 об.) сказано: «По отпуще́нии же вече́рни твори́м в притво́ре панихи́ду за усо́пших и пое́м кано́н рядова́го гла́са ме́ртвым». Канон мертвен, или покоин, за усопших, заимствуется из Октоиха с утрени субботы текущего гласа (2-й канон). Устав панихиды – тот же, что и в период пения Октоиха (см.: Типикон, гл. 14).

На повечерии может петься служба вмч. Фео́дора Ти́рона (с этого дня) и служба свт. Льва, папы Римского (с 18 февраля)50, а также канон мертвен Октоиха (без ирмосов)51. По «Достойно» – кондак, глас 8-й: «Со святыми упоко́й…».

Примечание. Сначала поются каноны рядовых святых, а потом канон из Октоиха – это особенность субботы, когда молитвословия святого предшествуют молитвословиям дня52. Такой последовательности канонов придерживается В. Розанов в книге «Богослужебный Устав Православной Церкви» (с. 636 и далее). Этим пособием в вопросе распределения канонов на повечериях периода Постной Триоди руководствуются «Богослужебные указания». Однако существуют доводы и в пользу пения заупокойного канона первым (см.: Типикон, 9-я Маркова глава под 24 февраля; Сырников Н. Ключ к Церковному Уставу. Л. 65 об.).

Примечание. Если по отпусте вечерни служилась панихида, то канон усопшим рядового гласа на повечерии не поется, ввиду того, что он уже пропет на панихиде, а совершаются службы рядовых святых53.

На утрене вместо «Бог Господь» – «Аллилуия»54 на глас 8-й, с заупокойными стихами – стих 1-й: «Блаже́ни, я́же избра́л и прия́л еси, Го́споди»; стих 2-й: «Па́мять их в ро́д и ро́д»; стих 3-й: «Ду́ши их во благи́х водворя́тся».

Тропарь, глас 8-й: «Глубино́ю му́дрости…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «Тебе́ и сте́ну…».

Кафизма 16-я. Малая ектения (обычная, не заупокойная). Седальны Октоиха55, глас 6-й (три мученична – 2-й: «Страда́льческий по́двиг…», 3-й: «Страда́льческое стоя́ние…»; затем стих: «Ди́вен Бог во святы́х Свои́х. », и 4-й мученичен: «Го́споди, святы́х Твои́х па́мять…»; потом другой стих: «Мно́ги ско́рби пра́ведным…» [или стих: «Блаже́ни, я́же избра́л…»], и седален поко́ин гласа: «Вои́стинну суета́ вся́ческая…»). «Слава, и ныне» – Богородичен по 2-м стихословии: «От се́рдца воздыха́ния…», или Богородичен гласа, по 1-м стихословии: «И́же Благослове́нную нареки́й. ».

Кафизма 17-я, разделяемая на две статии́, поется, по Уставу, на 5-й глас, без «захода» («Господи, помилуй» (3), «Слава, и ныне»); к каждому стиху 1-й статии́ поется припев: «Благослове́н еси, Го́споди, научи́ мя оправда́нием Твои́м», к стихам 2-й статии́ припев: «Спа́се, спаси́ мя».

Примечание. Согласно распространенной практике, стихи 17-й кафизмы читаются священнослужителями. С началом пения кафизмы священник с диаконом выходят через северные и южные врата на середину храма к тетрапо́ду (панихидному столу), иерей (со свечой в руке) читает псаломские стихи, а певцы тихо поют припев: на 1-й статии – «Благословен еси, Господи. », на 2-й статии – «Спасе, спаси мя». Диакон в это время непрерывно кадит тетрапод.

Примечание. В приходских храмах существует практика выхода на чтение 17-й кафизмы и на малую заупокойную ектению по 6-й песни канона через царские врата.

Первая статия́ начинается пением: «Блаже́ни непоро́чнии…».

После 91-го стиха певцы поют (с припевом) 92-й и 93-й стихи: «Я́ко а́ще бы не зако́н Твой поуче́ние мое́ был, тогда́ у́бо поги́бл бых во смире́нии мое́м»; «Во век не забу́ду оправда́ний Твои́х, я́ко в них оживи́л мя еси́» (каждый стих по трижды)56.

Примечание. Относительно окончания первой и второй статии 17-й кафизмы при заупокойном богослужении существуют следующие мнения: 1) каждый из двух последних стихов первой и второй статии поется по трижды с соответствующим припевом57; 2) в каждой статии два последних стиха объединяются «за един» и поются с припевом трижды58.

Затем произносится малая заупокойная ектения (по обычаю, с кадилом): «Паки и паки…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Еще́ молимся о упокое́нии душ усо́пших рабо́в Бо́жиих пра́отец, оте́ц, и бра́тий наших, зде лежа́щих, и повсю́ду правосла́вных христиа́н, и о е́же прости́тися им вся́кому прегреше́нию во́льному же и нево́льному», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Яко да Господь Бог учини́т ду́ши их…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Милости Божия…», певцы: «Подай, Господи». «Господу помолимся», певцы тихо: «Господи, помилуй» (40). Иерей тайно читает молитву: «Боже духо́в и вся́кия пло́ти…». Возглас: «Яко Ты еси Воскресение…». Певцы: «Аминь».

По возгласе: «Яко Ты еси Воскресение…» правый лик начинает петь вторую статию: «Твой есмь аз…». Иерей с диаконом (или диакон) совершают, по традиции, малое каждение (тетрапод окрест, иконостас, лики, народ, местные иконы иконостаса, тетрапод спереди, то есть с западной стороны).

Последние стихи: 175-й и 176-й – «Жива́ будет душа́ моя и восхва́лит Тя, и судьбы́ Твоя помо́гут мне»; «Заблуди́х, яко овча́ поги́бшее: взыщи́ раба́ Твоего́, я́ко за́поведей Твоих не забы́х» – поются (с припевом) по трижды, и тотчас – тропари по Непорочных, глас 5-й: «Святы́х лик обре́те…», во время которых священник с диаконом совершают, по обычаю, полное каждение всего храма.

Затем произносится малая заупокойная ектения (по обычаю, с кадилом; см. по 1-й статии). По возгласе поется седален, глас 5-й: «Поко́й, Спа́се наш…». «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «От Де́вы возсия́вый…»59. Псалом 50-й.

Каноны: храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и Триоди на 8.

Библейские песни «Господеви поем…».

Катавасия Триоди: «Песнь возсле́м…».

Поется 2-я песнь канона, на 8 (ирмос дважды, тропари на 6, припев к тропарям: «Упоко́й, Го́споди, ду́ши усо́пших раб Твои́х», к последним тропарям – «Слава» и «И ныне»). В конце этой песни катавасия – тот же ирмос.

По 3-й песни – малая ектения (обычная, не заупокойная). Седален Триоди, глас 5-й. «Слава» – тот же седален, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же.

По 6-й песни – малая заупокойная ектения (см. по 1-й статии 17-й кафизмы). Кондак, глас 8-й: «Со святы́ми упоко́й…», и икос, глас тот же.

Примечание. По традиции, во время пения катавасии 6-й песни, через северные и южные (или через царские) врата священник с диаконом выходят к тетраподу. У тетрапода произносится малая заупокойная ектения (по обычаю, с кадилом). Во время пения кондака «Со святыми упокой…» иерей с диаконом (или диакон) совершают малое каждение (окрест тетрапода, иконостас и предстоящих). После пения кондака и икоса священник с диаконом возвращаются в алтарь.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» обычно не поется60. Малая ектения (обычная, не заупокойная). Светилен Триоди. «Слава» – ин светилен Триоди, «И ныне» – Богородичен Триоди.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы61.

На хвалитех стихиры Триоди, глас 8-й – 4. «Слава» – Триоди, глас 2-й: «Яко цвет увяда́ет…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Ра́дуйся, Мари́е Богоро́дице…».

«Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Октоиха (покойны) рядового гласа (в данном случае 6-го)62 с заупокойными стихами. «Слава» – Триоди, глас 6-й: «Боле́знь Ада́му бысть…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Ты еси Бог наш…».

По Трисвятом – тропарь, глас 8-й: «Глубино́ю му́дрости…». «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «Тебе и сте́ну…».

Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже. ». Диакон: «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благослове́н…». Певцы: «Утверди́, Боже…». Читается 1-й час, и бывает отпуст: «Христос, Истинный Бог наш. ».

На часах – тропарь: «Глубино́ю му́дрости…». Кондак: «Со святыми упокой…».

Примечание. На 1-м часе после молитвы «Христе́, Све́те И́стинный. », по традиции, поется кондак «Взбра́нной Воево́де. ».

На Литургии антифоны изобразительны.

Блаженны Триоди, песнь 3-я (со ирмосом) и 6-я – 8.

На входе – «…во святых Дивен сый…».

По входе – тропарь, глас 8-й: «Глубино́ю му́дрости…». «Слава» – кондак, глас тот же: «Со святыми упокой…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Тебе и сте́ну…».

Прокимен заупокойный, глас 6-й: «Ду́ши их во благи́х водворя́тся», со стихом: «К Тебе, Господи, воздвиго́х ду́шу мою…».

Апостол – дня и за упокой.

Аллилуиарий, глас 6-й: «Блаже́ни, яже избра́л…», со стихом.

Евангелие – дня и за упокой.

По «Изрядно…» поется «Достойно есть».

Причастен: «Блаже́ни, яже избра́л…».

Отпуст: «Христос, Истинный Бог наш. ».

50 См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 631–636. О порядке пения служб на повечерии см. 6 марта, во вторник 2-й седмицы Великого поста.

51 Канон мертвен, или покоин, за усопших, заимствуется из Октоиха с утрени субботы текущего гласа (2-й канон).

52 Однако в отношении литургийных чтений периода пения Триоди порядок иной – от Недели мытаря и фарисея (ср.: примечание 4 февраля) и до Недели всех святых по субботам Апостол и Евангелие читаются так: сначала чтение дня, затем святого (см. Типикон, гл. 49, 5-е «зри»).

53 Службы рядовых святых могут быть совершены заранее – на повечериях предшествующих дней мясопустной седмицы (ср.: примечание 11 февраля).

Читать еще:  Стихи родительская суббота

54 «Аллилуиа» обыкновенно поется трижды по трижды (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 754–755).

55 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 754–755.

56 После первой статии не произносится: «Слава, и ныне», но трижды поются с припевом заключительные два стиха 1-й статии.

57 Ср.: Богослужебные указания на 1958 год для священно-церковнослужителей. М., 1958. С. 25; Последование исходное монахов, Требник [Большой]. М., 1884. СПб., 1995р. Л. 109, 112, 116.

58 Ср.: Богослужебные указания на 1957 год для священно-церковнослужителей. М., 1956. С. 45; Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 166–167; Последование параста́са, сиречь великия панихиды и всено́щнаго бдения, певаемых по усопшим. Петроград, 1884. Л. 6–6 об., 10; Октоих, последование панихиды.

59 Священнослужители уходят в алтарь.

60 Пение «Достойно есть» допустимо, так как в аналогичной службе Троицкой родительской субботы «Достойно есть» указано в Цветной Триоди.

61 В аналогичной службе в Троицкую родительскую субботу Триодь указывает петь «Всякое дыхание. » перед хвалитными псалмами.

62 Типикон указывает на стиховне утрени в мясопустную субботу пение стихир Октоиха 6-го гласа. Однако данное указание, вполне подходящее для Троицкой родительской субботы (в которую всегда поются песнопения Октоиха 6-го гласа, приводящиеся на ряду в Цветной Триоди), не может всецело применяться к службе мясопустной субботы, поскольку служба Постной Триоди в этот день соединяется со службой рядового гласа Октоиха (см. соответствующее указание Постной Триоди на утрене субботы мясопустной).

Какую молитву читать в родительскую субботу?

Пожалуй, одним из самых важных аспектов жизни является семья. Это те люди и то место, где можно чувствовать себя в полной безопасности и покое, то место, где хочется остаться надолго. Семьи бывают самые разные, но неотъемлемая ее часть — это, конечно, родители.

Не просто так одной из главных заповедей стала та, что говорила об уважении отца и матери. В христианстве специально для родителей был придуманы своеобразные дни поминания — Родительская суббота.

Значение Родительской субботы

С греческого языка это понятие означает «суббота душ». В христианстве Родительская суббота — особый день поминания всех умерших христиан, но прежде всего родителей. Во время этого события в церквях и храмах проводятся специальные богослужения. Так, вспоминаются Крест Господень, Богородица, ангелы, архангелы.

Почему такие дни получили название именно «родительская суббота»? Существует две гипотезы:

  1. В такие дни люди вспоминают, прежде всего, своих самых близких и родных людей — отца и мать.
  2. Часто всех покойников называют «Родителями», потому что они уже отошли на небеса к своим предкам.

В Православии выделяют несколько Родительских суббот:

На самом деле их больше, но это лишь основные.

Читайте о поминовении:

Какая молитва читается в Родительскую субботу

Часто бывают у людей такие ситуации, когда обычай просит идти в церковь, но нет возможности этого сделать. Стоит сказать, что не стоит расстраиваться, если не получается попасть в храм в Родительскую субботу. Можно помянуть родителей и в стенах родного дома. Так, самым лучшим выбором станут молитвы из молитвослова или канон об упокоении. Самые популярные молитвы:

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Совет! Лучше всего перед чтением этой молитвы записать список имен умерших на бумажке и читать по порядку.

Господи, услышь наши мольбы о родителях, что покинули эту землю и отправились в Царствие Твое, где жизнь вечная. Лишь Ты способен утешить души наши скорбящие. Прошу, отпусти все грехи ушедшего и подари ему жизнь в радости и счастье на Небесах. Плачу я и молюсь за душу раба Божьего (имя) с верою и надеждою на утешение. Не оставь меня одного в печали скорбящей, помоги пережить утрату. Отпусти ему все грехи, позволь душе упокоиться и обрести жизнь вечную. Помолюсь же я за него и восславлю имя Твое, Господь наш! Ибо ты Отец наш, и лишь ты знаешь, когда пробьет последний час наш на земле, чтобы забрать после души наши в Царствие Небесное. Да обретем мы вечность рядом с тобой. Во веки веков. Аминь.

Правила чтения

Стоит сказать, что не существует каких-то определенных правил чтения таких молитв. Главными условиями являются сильная вера и искренность. Только так заветные слова коснутся Бога и умершего. Не стоит бояться эмоций или открытия чувств. Будьте честны и говорите искренне. Лучше всего молиться перед святыми иконами, если они есть в доме.

Лучший вариант — это прочтение молитвы про себя или шепотом в стенах храма во время его посещения. Часто святые отцы советуют все же прийти в церковь во время Родительской субботы. Нужно написать карточку об упокоении, где будут перечислены имена всех умерших родственников и близких людей.

На заметку! В день каждой Родительской субботы в храме проводятся специальные богослужения. Это может быть отдельная панихида или Вселенская.

Значение молитв об усопших. Чем помогает

Священники говорят, что по большому счету умершему человеку не нужен ни гроб, ни памятник, ни оградка. Это лишь дополнения или традиции, придуманные людьми. Первое, что необходимо умершему человеку — это искренняя и сильная молитва его родных и близких.

Молитвы помогают бессмертной душе человека, ведь он уже не в силах изменить свою судьбу и искупить грехи. Именно молитва других людей и направлена на это. Молитва в Родительскую субботу — своеобразная просьба, посылаемая Богу за душу ушедшего.

Важно! Молитва детей о родителях — поддержка для ушедших. Это знак, что мы исполняем одну из главных заповедей Божьих — почитаем своих отца и мать.

Бытует мнение, что дети, которые не отпевали умерших родителей, не поминали их в Родительские субботы, часто испытывают тревогу. Если отца или мать практически забывали, о них не молились, то усопшие начинают приходить во снах и всячески напоминать о себе. Все это закончилось, только после возвращения детей к традициям поминания своих родных.

Не стоит пренебрегать таким днем, как Родительская суббота. Именно в этот миг дети могут показать любовь к ушедшим родителям и силу своей веры. Ведь даже судьбы усопших зависят от молитв сущих.

Служба родительской субботы текст

Парастас. Схема совершения богослужения в родительскую субботу (2013 г.)

Суббота мясопустная. Вселенская родительская суббота.

Память совершаем всех от века усопших православных христиан, отец и братий наших. Служба про Октоиху и Триоди. Полиелейная служба Обретения главы Иоанна Предтечи переносится, согласно Уставу на пятницу, 8 марта.

Схема совершения богослужения

Н а ч а л о о б ы ч н о е.

Псалом 1 0 3 ( ч и т а е т с я )

В е л и к а я е к т е н и я.

Опускается. Р я д о в а я кафизма — 18 (читается)

Опускается. Ектения маая.

Октоиха мученичны, глас 6-й – 3

(см. эти стихиры в Октоихе- 6-ой глас «в пятницу вечера» на «Господи, воззвах»):

Ø 2-й мученичен: «Му́ченицы Твои́, Го́споди. »

Ø 3-й мученичен — тот же

Ø 4-й мученичен: «Страстоте́рпцы му́ченицы. »

Ø Триоди, глас 8-й — 3.

Ø «Слава» — Триоди, глас тот же: «Пла́чу и рыда́ю. »

Ø «И ныне» — догматик, глас 6-й: «Кто Тебе не ублажи́т. ».

В х о д а н е т.

С в е т е т и х и й ( ч и т а е т с я )

Вместо прокимна – «Аллилуиа», на 8-ой глас, с заупокойными стихами (см. стихи в требнике, последование панихиды).

«Сподоби, Господи…» читается

Просительная ектения: «Исполним вечернюю…»

Стихиры на стиховне:

Ø Октоиха, глас 6-й (с заупокойными припевами, см. Триодь) — 3.

Ø «Слава» — Триоди, глас тот же: «Нача́ток ми и соста́в. »

Ø «И ныне» — Богородичен Триоди, глас тот же: «Моли́твами Ро́ждшия Тя, Христе́. ».

Ныне отпущаеши (читается)

Трисвятое по «Отче наш». «Яко Твое есть Царство…»

Ø «Глубиною мудрости…»

Ø «Слава и ныне» — Богородичен: «Тебе и стену…»

Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже…» Возглас: «Яко Милостив…» (при произнесении совершается каждение перед престолом, если вечерня с утреней соединяются)

Возглас: «Сый благословен…»

Хор: Аминь. Утверди, Боже…

Возглас: «Слава Святей…» (крест кадилом перед престолом)

Хор: Аминь и тотчас Шестопсалмие

Шестопсалмие. (на последних стихах последнего псалма духовенство исходит на середину храма при открытых Царских вратах)

(Особенность г. Казани.) Великая заупокойная ектения (произносится у тетрапода на середине храма с каждением). Ектению см. в требнике в последовании панихиды.

(Особенность г. Казани.) Вместо обычного «Бог Господь» — «Аллилуиа» со своими с заупокойными стихами (см. требник, последование Панихиды). Каждение прекращается.

После четвертого «Аллилуиа» на 8-ой глас, тропари:

Ø «Глубиною мудрости…» (дважды)

Ø «Слава и ныне» — Богородичен: «Тебе и стену…»

Кафизма 16 обычно опускается.

Сразу после пения тропарей начинается чтение 17 кафизмы. Первые 2 стиха запевает хор. Затем к стихам первой статии, которую читает (по традиции) священнослужитель, хор поет припев: «Благословен еси, Господи», ко второй: «Спасе, спаси мя».

Окончание статьи первой и второй допевается хором (2 последних стиха)

После первой статии – малая заупокойная ектения. Возглас: «Яко Ты еси Воскресение и Живот…» и сразу поются запевы второй статии.

После второй статии поются тропари по непорочнах: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Святых лик обрете…». Совершается полное каждение храма. В руках священнослужителей — зажжённые свечи.

Произносится малая заупокойная ектения. Возглас: «Яко Ты еси Воскресение и Живот…» и сразу поется седален: «Покой, Спасе наш…» Слава и ныне: «От Девы возсиявый миру…» (каждение прекращается после возгласа ектении)

Читается 50-ый псалом. Духовенство уходит в алтарь. Царские врата затворяются.

Ø 1-ый канон – храма (При сокращении – читаются только 2 тропаря)

Ø 2-ой канон — Триоди (Припев к тропарям Триоди «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих»). (При сокращении – читаются только 2 тропаря)

2-ая песнь! – на второй песни читаются тропари канона Триоди со своим припевом. По завершении 2-ой песни – катавасия Триоди.

Ø Катавасия канона Триоди.

Ø Малая ектения.

Ø Возглас: «Яко Ты еси Бог наш…»

Ø Седален Триоди

Ø «Слава и ныне»: Богородичен (наряду в Триоди).

Ø Катавасия канона Минеи (духовенство исходит на середину храма к тетраподу при открытых Царских вратах).

Ø Малая заупокойная ектения.

Ø Возглас: «Яко Ты еси Воскресение и Живот…»

Ø и сразу поется кондак: «Со святыми упокой…» (совершается малое каждение) и икос: «Сам Един еси…».

Ø Духовенство уходит в алтарь. Царские врата затворяются. Продолжается канон (7-ая песнь).

Ø «Хвалим, благословим…».

Ø Катавасия канона Минеи.

Ø Поется «Честнейшую». Совершается полное каждение храма.

Ø Катавасия канона Минеи.

Ø «Достойно есть…»

Ø Малая ектения.

Ø Возглас: «Яко Тя хвалят…».

Ø Читается светилен Триоди. «Слава» — другой светилен. «И ныне»: Богородичен наряду.

Хвалитные псалмы (см. Часослов на утрени) читаются (до стиха на 4).

На хвалитех стихиры Триоди на 4. «Слава» — Триоди: «Яко цвет увядает…» «И ныне» — Богородичен Триоди: «Радуйся, Марие…».

«Тебе слава подобает» — не читается, но сразу: «Слава, тебе, показавшему нам свет» и читается вседневное славословие.

Просительная ектения (см. служебник последование утрени).

Стихиры на стиховне:

Ø Октоиха – 2-ой глас заупокойные со своими стихами (см. на утрени Октоиха по гласу).

Ø «Слава» — Триоди: «Болезнь Адаму бысть…»

Ø «И ныне» — Триоди: «Ты еси Бог наш…»

Читается «Благо есть» (см. Часослов после славословия)

Трисвятое по «Отче наш». «Яко Твое есть Царство…»

Далее существуют 2 варианта окончания утрени:

Димитриевская родительская суббота 2 ноября — последний поминальный день в году

FTIMES — Подпишитесь на самое интересное в

2 ноября 2020 года Православная Церковь отметит особый день поминовения усопших – Димитриевскую родительскую субботу.

Читать еще:  Поминание после смерти

Димитриевская родительская суббота 2019: как правильно поминать усопших

В отличие от родительских суббот Мясопустной и Троицкой, имеющих общецерковное значение для православных всего мира, о Димитриевской субботе Типикон умалчивает, поскольку этот поминальный день – русское благочестивое установление.

В эту субботу посещают могилы умерших и, как уже писалось выше, ходят в церковь — помолиться за души умерших. Если же нет возможности помолиться в храме, можно помолиться дома.

Церковь

В пятницу вечером,накануне поминального дня, в храмах проводится панихида. Во время службы произносятся молитвы за души всех усопших христиан. Прихожане должны оставить добровольные пожертвования. Обычно на специальный стол выкладывают хлеб, любые сладости, фрукты и муку для приготовления священного хлеба – просфоры. Можно пожертвовать красное сухое вино, обычно выбирают Кагор, который используется в таинстве причащения верующих.

Запрещено приносить в церковь другие спиртные напитки, кроме кагора, и все виды мясного.

Несмотря на то, что Дмитриевская суббота не имеет отношения к Вселенским субботам (Троицкая и Вселенская), её значение для русских православных верующих сложно переоценить.

В этот день в храмах служатся заупокойные литургии, совершаются панихиды по воинам — всем, кто погиб защищая родную землю.

В 1903 году был издан указ императором Николаем II, что в Дмитриевскую субботу должна служиться особенная панихида по всем воинам. Называется она «За веру, царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим…».

Также в этот день вспоминаются все тех, кто скончался скоропостижно, без покаяния и причащения.

Прихожане подают записки с именами умерших членов семьи и близких людях. Затем святые отцы перечисляют их на всеобщей панихиде. Указывать имена нужно в родительном падеже и согласно церковному написанию.

Кладбище

После посещения церкви следует отправиться на кладбище. С собой нужно взять свечу и молитвослов.

Обычно в Родительские субботы наводят порядок на могилах, убирают мусор, сажают цветы. После уборки зажигается свеча и произносится молитва за упокоение души умершего.

Никакой еды и, тем более, спиртных напитков, брать на могилу не нужно. Традиция устраивать пиршества на кладбище с массовыми гуляньями, имеет языческие корни и не одобряется православной церковью.

Также не стоит проявлять признаки чрезмерного горевания, громко плакать по родному человеку, кричать и призывать его обратно на землю. Таким образом мы заставляем душу покойного страдать ещё больше.

Достаточно тихонько посидеть, помолиться перед зажжённой свечей. Молитва – это как лекарство для души. И чем больше мы молимся, тем меньше душа страдает, и тем быстрее приближается к Царствию Божьему.

Придя домой после церкви, можно накрыть стол, но без спиртных напитков, лучше, с постной пищей – кутья, компот из сухофруктов, пирожки с грибами и другой овощной или фруктовой начинкой.

Никаких застолий, криков, сквернословий быть не должно. Тихая обстановка и молитва – вот, что необходимо душе, как человеку воздух.

Многие после вопроса о том, какого числа Дмитриевская суббота в 2020 году, спрашивают, а что нельзя делать в этот день?

Не следует выполнять работу по дому, работать в огороде, шить и вязать. Это день установлен только для поминовения усопших, прочтения молитв.

Зачем нужно молиться за души усопших

Каждая Родительская суббота имеет огромное значение. Это очень важные дни для каждого верующего человека. В родительские субботы следует молиться за души не только родных людей, но и близких и даже малознакомых.

Есть люди, у которых при жизни не было родственников и близких людей. А это значит, что после их смерти за них не кому молиться. Если вы знали такого человека, то нужно обязательно помолиться за его душу. Тогда Господь простит ему грехи и дарует Царствие Божье.

Ведь когда человек жив, у него есть возможность покаяться в своих грехах и злодеяниях. После смерти такая возможность исчезает. Поэтому молиться нужно нам — живым людям.

От того, как человек проводил жизнь, соблюдал ли Заповеди Божьи, зависит, куда после смерти попадёт его душа. Если он всё время грешил, не предавался молитвам и не смог сохранить в душе веру, то вряд ли ему удастся попасть в рай.

Его душа будет находится в страданиях и муках. И только после усердной молитвы о прощении ей будет становиться всё легче.

Молитвы 2 ноября в Димитриевскую родительскую субботу

Часто бывают у людей такие ситуации, когда обычай просит идти в церковь, но нет возможности этого сделать. Стоит сказать, что не стоит расстраиваться, если не получается попасть в храм в Родительскую субботу. Можно помянуть родителей и в стенах родного дома. Так, самым лучшим выбором станут молитвы из молитвослова или канон об упокоении. Самые популярные молитвы:

Общая молитва

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Совет! Лучше всего перед чтением этой молитвы записать список имен умерших на бумажке и читать по порядку.

Молитва об умерших родителях

Господи, услышь наши мольбы о родителях, что покинули эту землю и отправились в Царствие Твое, где жизнь вечная. Лишь Ты способен утешить души наши скорбящие. Прошу, отпусти все грехи ушедшего и подари ему жизнь в радости и счастье на Небесах. Плачу я и молюсь за душу раба Божьего (имя) с верою и надеждою на утешение. Не оставь меня одного в печали скорбящей, помоги пережить утрату. Отпусти ему все грехи, позволь душе упокоиться и обрести жизнь вечную. Помолюсь же я за него и восславлю имя Твое, Господь наш! Ибо ты Отец наш, и лишь ты знаешь, когда пробьет последний час наш на земле, чтобы забрать после души наши в Царствие Небесное. Да обретем мы вечность рядом с тобой. Во веки веков. Аминь.

Димитриевская родительская суббота: история установления, традиции, молитвы

Димитриевская родительская суббота – ближайшая суббота перед днем памяти св. великомученика Димитрия Солунского (26 октября / 8 ноября). Установлена после битвы на Куликовом поле. Первоначально поминовение совершалось по всем воинам, павшим в этом сражении. Постепенно Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших православных христиан.

Димитриевская суббота установлена великим князем Димитрием Донским. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле над Мамаем 8 сентября 1380 года Димитрий Иоаннович по возвращении с поля брани посетил Троице-Сергиеву обитель. Преподобный Сергий Радонежский, игумен обители, ранее благословил его на битву с неверными и дал ему из числа братии своей двух иноков – Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Оба инока пали в бою и были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове монастыре.

В Троицкой обители совершили поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, заупокойным богослужением и общей трапезой. Со временем сложилась традиция совершать такое поминовение ежегодно. С Куликова поля не вернулись более 250 тысяч воинов, сражавшихся за Отечество. В их семьи пришла вместе с радостью победы и горечь утрат, и этот частный родительский день стал на Руси по сути вселенским днем поминовения.

С тех пор в субботу перед 26 октября / 8 ноября – днем памяти святого Димитрия Солунского (день тезоименитства самого Димитрия Донского) – на Руси повсеместно совершали заупокойные богослужения. Впоследствии в этот день стали совершать поминовение не только воинов, за веру и Отечество жизнь свою на поле брани положивших, но и всех усопших православных христиан.

В Димитриевскую родительскую субботу традиционно посещают могилы почивших родных, в церквях и на кладбищах служат панихиды и заупокойные литии, устраивают поминальные трапезы.

В этот день, как и в другие родительские дни (на мясопустную и Троицкую субботы, в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста), православные христиане молятся об упокоении душ почивших христиан, преимущественно родителей. Но Димитриевская суббота несет в себе еще особый смысл: установленная после Куликовской битвы, она напоминает нам обо всех тех, кто погиб, пострадал за православную веру.

Фото: Анатолий Горяинов Если нет возможности в эти дни посетить храм или кладбище, можно помолиться об упокоении почивших в домашней молитве. Вообще Церковь заповедует нам не только в особые дни поминовения, но каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва:

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по помяннику – небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые и в домашней молитве, и во время церковного богослужения, православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

Церковное поминовение в родительскую субботу

Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, необходимо прийти в храм на богослужение вечером в пятницу накануне родительской субботы. В это время совершается великая панихида, или парастас. Все тропари, стихиры, песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших. Утром в саму поминальную субботу совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду.

Для церковного поминовения на парастас, отдельно на литургию, прихожане готовят записки с поминовением усопших. В записке крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины). Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).

Кроме того, в качестве пожертвования в храм принято приносить продукты. Как правило, на канон [1] кладут хлеб, сладости, фрукты, овощи и т.д. Можно приносить муку для просфор, кагор для совершения литургии, свечи и масло для лампад. Не положено приносить мясные продукты или крепкие спиртные напитки.

Молитва за усопших – это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе – все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

В одиннадцатую годовщину интронизации Святейшего Патриарха Кирилла в Храме Христа Спасителя состоялся торжественный прием

Святейший Патриарх Кирилл предложил добавить в Конституцию РФ упоминание о Боге

Председатель Государственной Думы России В.В. Володин поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации

Заместитель председателя Совета Безопасности РФ Д.А. Медведев поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации

Председатель Правительства РФ М.В. Мишустин поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации

Архив

Богослужебные указания за 2 марта 2020 года

Суббота мясопу́стная. Вселенская родительская суббота.

Вмч. Фео́дора Ти́рона. Сщмч. Ермоге́на, патриарха Московского и всея России, чудотворца. Прп. Варна́вы Гефсима́нского, Ра́донежского.

Память совершаем всех от века усопших православных христиан, отец и братий наших. Служба по Октоиху и Триоди.

Примечание. Аналогичная служба совершается и в Троицкую родительскую субботу (перед праздником Пятидесятницы). Если же на дни этих Вселенских родительских суббот придется храмовый праздник, то поется служба храма, а субботняя заупокойная служба совершается только в особых храмах – «гробницах» (ср.: Типикон, гл. 49, «В субботу мясопу́стную…», 1-е «зри») или переносится на предшествующие субботу или четверг (ср.: Типикон, 26-я и 54-я Храмовая глава, 3-я Маркова глава под 2 февраля).

Примечание. Полиелейная служба сщмч. Ермоге́на, патриарха Московского и всея России, может быть перенесена на пятницу, 16 февраля (ср.: Типикон, 24 февраля, 2-я Маркова глава).

На вседневной вечерне кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха мученичны, глас 6-й – 3 (2-й: «Му́ченицы Твои́, Го́споди…», 3-й – тот же, и 4-й: «Страстоте́рпцы му́ченицы…»; см. на «Господи, воззвах»), и Триоди, глас 8-й – 3. «Слава» – Триоди, глас тот же: «Пла́чу и рыда́ю…», «И ныне» – догматик, глас 6-й: «Кто Тебе не ублажи́т…».

Читать еще:  Поминовение усопших в 2018 году

Входа нет. Вместо прокимна – «Аллилуия», на 8-й глас, с заупокойными стихами – стих 1-й: «Блаже́ни, я́же избра́л и прия́л еси́, Го́споди, и па́мять их в род и род»; стих 2-й: «Ду́ши их во благи́х водворя́тся».

«Сподоби, Господи…». Ектения просительная: «Исполним вечернюю…», и молитва главопреклонения.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 6-й (с заупокойными припевами, см. Триодь). «Слава» – Триоди, глас тот же: «Нача́ток ми и соста́в…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Моли́твами Ро́ждшия Тя, Христе́…».

Примечание. «На стихо́вне му́ченичен гла́са, и два ме́ртвена Иоа́нна Дамаскина́» (Типикон, гл. 49-я, «В субботу мясопу́стную. »). По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 748–749), если совершается субботняя служба Октоиха 4-го, 5-го или 6-го гласа, где на стиховне вечерни приводится два мученична и один мертвен, нужно, следуя указаниям Устава, петь один мученичен (1-й), а мертвен повторить дважды. В субботней службе Октоиха 1-го, 2-го, 3-го и 8-го гласа на стиховне вечерни – один мученичен и два мертвена, а в службе 7-го гласа – два мученична и два мертвена.

По Трисвятом – тропарь, глас 8-й: «Глубино́ю му́дрости…». «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «Тебе и сте́ну, и приста́нище…». Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже…», и отпуст: «Христос, Истинный Бог наш. ».

Примечание. В Триоди Постной (л. 16 об.) сказано: «По отпуще́нии же вече́рни твори́м в притво́ре панихи́ду за усо́пших и пое́м кано́н рядова́го гла́са ме́ртвым». Канон мертвен, или покоин, за усопших, заимствуется из Октоиха с утрени субботы текущего гласа (2-й канон). Устав панихиды – тот же, что и в период пения Октоиха (см.: Типикон, гл. 14).

На повечерии может петься служба вмч. Фео́дора Ти́рона (с этого дня) и служба свт. Льва, папы Римского (с 18 февраля)50, а также канон мертвен Октоиха (без ирмосов)51. По «Достойно» – кондак, глас 8-й: «Со святыми упоко́й…».

Примечание. Сначала поются каноны рядовых святых, а потом канон из Октоиха – это особенность субботы, когда молитвословия святого предшествуют молитвословиям дня52. Такой последовательности канонов придерживается В. Розанов в книге «Богослужебный Устав Православной Церкви» (с. 636 и далее). Этим пособием в вопросе распределения канонов на повечериях периода Постной Триоди руководствуются «Богослужебные указания». Однако существуют доводы и в пользу пения заупокойного канона первым (см.: Типикон, 9-я Маркова глава под 24 февраля; Сырников Н. Ключ к Церковному Уставу. Л. 65 об.).

Примечание. Если по отпусте вечерни служилась панихида, то канон усопшим рядового гласа на повечерии не поется, ввиду того, что он уже пропет на панихиде, а совершаются службы рядовых святых53.

На утрене вместо «Бог Господь» – «Аллилуия»54 на глас 8-й, с заупокойными стихами – стих 1-й: «Блаже́ни, я́же избра́л и прия́л еси, Го́споди»; стих 2-й: «Па́мять их в ро́д и ро́д»; стих 3-й: «Ду́ши их во благи́х водворя́тся».

Тропарь, глас 8-й: «Глубино́ю му́дрости…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «Тебе́ и сте́ну…».

Кафизма 16-я. Малая ектения (обычная, не заупокойная). Седальны Октоиха55, глас 6-й (три мученична – 2-й: «Страда́льческий по́двиг…», 3-й: «Страда́льческое стоя́ние…»; затем стих: «Ди́вен Бог во святы́х Свои́х. », и 4-й мученичен: «Го́споди, святы́х Твои́х па́мять…»; потом другой стих: «Мно́ги ско́рби пра́ведным…» [или стих: «Блаже́ни, я́же избра́л…»], и седален поко́ин гласа: «Вои́стинну суета́ вся́ческая…»). «Слава, и ныне» – Богородичен по 2-м стихословии: «От се́рдца воздыха́ния…», или Богородичен гласа, по 1-м стихословии: «И́же Благослове́нную нареки́й. ».

Кафизма 17-я, разделяемая на две статии́, поется, по Уставу, на 5-й глас, без «захода» («Господи, помилуй» (3), «Слава, и ныне»); к каждому стиху 1-й статии́ поется припев: «Благослове́н еси, Го́споди, научи́ мя оправда́нием Твои́м», к стихам 2-й статии́ припев: «Спа́се, спаси́ мя».

Примечание. Согласно распространенной практике, стихи 17-й кафизмы читаются священнослужителями. С началом пения кафизмы священник с диаконом выходят через северные и южные врата на середину храма к тетрапо́ду (панихидному столу), иерей (со свечой в руке) читает псаломские стихи, а певцы тихо поют припев: на 1-й статии – «Благословен еси, Господи. », на 2-й статии – «Спасе, спаси мя». Диакон в это время непрерывно кадит тетрапод.

Примечание. В приходских храмах существует практика выхода на чтение 17-й кафизмы и на малую заупокойную ектению по 6-й песни канона через царские врата.

Первая статия́ начинается пением: «Блаже́ни непоро́чнии…».

После 91-го стиха певцы поют (с припевом) 92-й и 93-й стихи: «Я́ко а́ще бы не зако́н Твой поуче́ние мое́ был, тогда́ у́бо поги́бл бых во смире́нии мое́м»; «Во век не забу́ду оправда́ний Твои́х, я́ко в них оживи́л мя еси́» (каждый стих по трижды)56.

Примечание. Относительно окончания первой и второй статии 17-й кафизмы при заупокойном богослужении существуют следующие мнения: 1) каждый из двух последних стихов первой и второй статии поется по трижды с соответствующим припевом57; 2) в каждой статии два последних стиха объединяются «за един» и поются с припевом трижды58.

Затем произносится малая заупокойная ектения (по обычаю, с кадилом): «Паки и паки…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Еще́ молимся о упокое́нии душ усо́пших рабо́в Бо́жиих пра́отец, оте́ц, и бра́тий наших, зде лежа́щих, и повсю́ду правосла́вных христиа́н, и о е́же прости́тися им вся́кому прегреше́нию во́льному же и нево́льному», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Яко да Господь Бог учини́т ду́ши их…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Милости Божия…», певцы: «Подай, Господи». «Господу помолимся», певцы тихо: «Господи, помилуй» (40). Иерей тайно читает молитву: «Боже духо́в и вся́кия пло́ти…». Возглас: «Яко Ты еси Воскресение…». Певцы: «Аминь».

По возгласе: «Яко Ты еси Воскресение…» правый лик начинает петь вторую статию: «Твой есмь аз…». Иерей с диаконом (или диакон) совершают, по традиции, малое каждение (тетрапод окрест, иконостас, лики, народ, местные иконы иконостаса, тетрапод спереди, то есть с западной стороны).

Последние стихи: 175-й и 176-й – «Жива́ будет душа́ моя и восхва́лит Тя, и судьбы́ Твоя помо́гут мне»; «Заблуди́х, яко овча́ поги́бшее: взыщи́ раба́ Твоего́, я́ко за́поведей Твоих не забы́х» – поются (с припевом) по трижды, и тотчас – тропари по Непорочных, глас 5-й: «Святы́х лик обре́те…», во время которых священник с диаконом совершают, по обычаю, полное каждение всего храма.

Затем произносится малая заупокойная ектения (по обычаю, с кадилом; см. по 1-й статии). По возгласе поется седален, глас 5-й: «Поко́й, Спа́се наш…». «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «От Де́вы возсия́вый…»59. Псалом 50-й.

Каноны: храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и Триоди на 8.

Библейские песни «Господеви поем…».

Катавасия Триоди: «Песнь возсле́м…».

Поется 2-я песнь канона, на 8 (ирмос дважды, тропари на 6, припев к тропарям: «Упоко́й, Го́споди, ду́ши усо́пших раб Твои́х», к последним тропарям – «Слава» и «И ныне»). В конце этой песни катавасия – тот же ирмос.

По 3-й песни – малая ектения (обычная, не заупокойная). Седален Триоди, глас 5-й. «Слава» – тот же седален, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же.

По 6-й песни – малая заупокойная ектения (см. по 1-й статии 17-й кафизмы). Кондак, глас 8-й: «Со святы́ми упоко́й…», и икос, глас тот же.

Примечание. По традиции, во время пения катавасии 6-й песни, через северные и южные (или через царские) врата священник с диаконом выходят к тетраподу. У тетрапода произносится малая заупокойная ектения (по обычаю, с кадилом). Во время пения кондака «Со святыми упокой…» иерей с диаконом (или диакон) совершают малое каждение (окрест тетрапода, иконостас и предстоящих). После пения кондака и икоса священник с диаконом возвращаются в алтарь.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» обычно не поется60. Малая ектения (обычная, не заупокойная). Светилен Триоди. «Слава» – ин светилен Триоди, «И ныне» – Богородичен Триоди.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы61.

На хвалитех стихиры Триоди, глас 8-й – 4. «Слава» – Триоди, глас 2-й: «Яко цвет увяда́ет…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Ра́дуйся, Мари́е Богоро́дице…».

«Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Октоиха (покойны) рядового гласа (в данном случае 6-го)62 с заупокойными стихами. «Слава» – Триоди, глас 6-й: «Боле́знь Ада́му бысть…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Ты еси Бог наш…».

По Трисвятом – тропарь, глас 8-й: «Глубино́ю му́дрости…». «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «Тебе и сте́ну…».

Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже. ». Диакон: «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благослове́н…». Певцы: «Утверди́, Боже…». Читается 1-й час, и бывает отпуст: «Христос, Истинный Бог наш. ».

На часах – тропарь: «Глубино́ю му́дрости…». Кондак: «Со святыми упокой…».

Примечание. На 1-м часе после молитвы «Христе́, Све́те И́стинный. », по традиции, поется кондак «Взбра́нной Воево́де. ».

На Литургии антифоны изобразительны.

Блаженны Триоди, песнь 3-я (со ирмосом) и 6-я – 8.

На входе – «…во святых Дивен сый…».

По входе – тропарь, глас 8-й: «Глубино́ю му́дрости…». «Слава» – кондак, глас тот же: «Со святыми упокой…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Тебе и сте́ну…».

Прокимен заупокойный, глас 6-й: «Ду́ши их во благи́х водворя́тся», со стихом: «К Тебе, Господи, воздвиго́х ду́шу мою…».

Апостол – дня и за упокой.

Аллилуиарий, глас 6-й: «Блаже́ни, яже избра́л…», со стихом.

Евангелие – дня и за упокой.

По «Изрядно…» поется «Достойно есть».

Причастен: «Блаже́ни, яже избра́л…».

Отпуст: «Христос, Истинный Бог наш. ».

50 См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 631–636. О порядке пения служб на повечерии см. 6 марта, во вторник 2-й седмицы Великого поста.

51 Канон мертвен, или покоин, за усопших, заимствуется из Октоиха с утрени субботы текущего гласа (2-й канон).

52 Однако в отношении литургийных чтений периода пения Триоди порядок иной – от Недели мытаря и фарисея (ср.: примечание 4 февраля) и до Недели всех святых по субботам Апостол и Евангелие читаются так: сначала чтение дня, затем святого (см. Типикон, гл. 49, 5-е «зри»).

53 Службы рядовых святых могут быть совершены заранее – на повечериях предшествующих дней мясопустной седмицы (ср.: примечание 11 февраля).

54 «Аллилуиа» обыкновенно поется трижды по трижды (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 754–755).

55 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 754–755.

56 После первой статии не произносится: «Слава, и ныне», но трижды поются с припевом заключительные два стиха 1-й статии.

57 Ср.: Богослужебные указания на 1958 год для священно-церковнослужителей. М., 1958. С. 25; Последование исходное монахов, Требник [Большой]. М., 1884. СПб., 1995р. Л. 109, 112, 116.

58 Ср.: Богослужебные указания на 1957 год для священно-церковнослужителей. М., 1956. С. 45; Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 166–167; Последование параста́са, сиречь великия панихиды и всено́щнаго бдения, певаемых по усопшим. Петроград, 1884. Л. 6–6 об., 10; Октоих, последование панихиды.

59 Священнослужители уходят в алтарь.

60 Пение «Достойно есть» допустимо, так как в аналогичной службе Троицкой родительской субботы «Достойно есть» указано в Цветной Триоди.

61 В аналогичной службе в Троицкую родительскую субботу Триодь указывает петь «Всякое дыхание. » перед хвалитными псалмами.

62 Типикон указывает на стиховне утрени в мясопустную субботу пение стихир Октоиха 6-го гласа. Однако данное указание, вполне подходящее для Троицкой родительской субботы (в которую всегда поются песнопения Октоиха 6-го гласа, приводящиеся на ряду в Цветной Триоди), не может всецело применяться к службе мясопустной субботы, поскольку служба Постной Триоди в этот день соединяется со службой рядового гласа Октоиха (см. соответствующее указание Постной Триоди на утрене субботы мясопустной).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector