2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Способы запоминания стихов

Быстрое заучивание стихов: нужна методика?

Иногда учить стихи нужно и школьникам, и взрослым. Но дело в том, что запомнить стихотворение проще, чем прозу, а значит, справиться с этой задачей может и человек без феноменальной памяти.

Снова в школу!

Чаще всего учить стихи наизусть приходится школьникам, поэтому ими придумано много способов запоминания поэтических творений классиков и современников быстро и продуктивно. В большинстве школьные методы основаны на работе короткой памяти, и запомнить надолго вряд ли получится. Но это вытекает только из недостатков нашей системы образования. Неизвестно, есть ли системы лучше, но школьникам приходится запоминать наизусть огромные объемы информации, и кроме короткой памяти, никакая другая такого просто не выдержит. Поэтому нужно быстро запомнить и также быстро забыть…

Итак, школьные способы выучить стихи быстро.

  1. Запоминаете стихотворение понемногу в течение дня, буквально по паре строчек. Полезно повторить его на ночь и сразу после пробуждения. Вспомнится он быстро, ведь память человека лучше работает непосредственно перед сном и сразу после пробуждения.
  2. Знают школьники и о том, как учить стихи в последний момент. Для этого нужно за день до сдачи уложить в памяти только часть произведения либо целиком, но плохо. А дальше за 15 минут, до момента Х начать учить его перед самой сдачей, ни на что не отвлекаясь.

При этом мы понимаем, что другого шанса рассказать произведение просто не будет. Конечно же, это не лучшая методика заучивания стихотворений, но зато это легко для школьников: не придется тратить время на поэзию, когда необходимо сделать домашние задания на завтрашние шесть уроков…

  1. Выучить наизусть любой поэтический шедевр можно, просто разделив на части. Каждую хорошенько запомнить и связать первую со второй, вторую с третьей и все вместе.
  2. Еще один школьный способ. Просто много раз их читать, пока это не будет получаться быстро и легко. Лучше делать это после завтрака, а потом забыть об их существовании. Минут за 15 до сна снова прочесть стихотворение и заснуть. Утром оно вспомнится легко, и знать его вы будете наизусть.
  3. Также можно начитать на диктофон. Частично зубрить придется, но меньше привычного. Музыку же мы без труда сохраняем в памяти!
  4. Еще один способ выучить стихи быстро — просто переписать на бумагу. Запоминания легко добиться, если задуматься над каждым словом.
  5. Наконец, можно напевать их или даже положить на мотив любимой песни – так запомнить будет и лучше, и забавнее.
  6. Недавно появились и сервисы, цель которых — заучивание текстов наизусть. Достаточно вставить в них текст и нажать на кнопку «далее». Текст появится со скрытыми словами, которые необходимо вспомнить. После следующего нажатия исчезнут другие слова. Так текст выучится скорее, чем привыкли.

Для более качественного запоминания

Эта методика заучивания стихотворений эффективнее, чем школьное насилие над психикой. Выучить получится и не так скоро, но лучше, ведь запомнить все вы сможете надолго.

  1. Читаем стихотворение вслух. Делаем это три раза.
  2. При чтении выстраиваем ассоциации и стараемся представить описанную ситуацию. Так волей-неволей что-то в голове да отложится.
  3. Четвертый раз читаем максимально медленно, запоминая сами слова: их время, форму и др.
  4. Для подключения зрительной памяти, произведение нужно переписать на бумагу. При этом проговаривайте вслух все, что записываете.
  5. Каждую отдельную строфу или столбик лучше разбить на несколько.
  6. Сам процесс запоминания. Учить произведение нужно по той бумаге, на которой оно записано. Прочитав первую строчку, повторяем пару раз. Дальше также поступаем со второй, третьей, читая их вместе. Лучше не учить все разом, а разбить стихи на «циклы».
  7. На стыке циклов часто попадаются места, которые нелегко заучить. В этом случае поможет шпаргалка. На руке напишите то слово, с которого начинается момент, который сложно вспомнить.

Таким способом сохранить в памяти любое произведение можно буквально за час, но учить лучше начинать за пару дней до нужного момента, уделяя запоминанию по полчаса до сна.

Как заниматься с малышами

Это не очень легко, ведь у детей из младших классов неразвита никакая память.

Поэтому при прочтении стихотворения важно, чтобы он представлял себе, о чем рассказывается в произведении, причем четко и ярко. Можно даже изобразить. Картинки должны быть предельно ясными.

После пусть прочитает стихотворение в удобном для него темпе пару раз. В это время показывайте малышу всю историю жестами или же картинками.

Представляя историю, ребенку будет легко сохранить в памяти даже объёмный текст, но важно хвалить малыша, хотя бы если он запомнил только пару строчек, но рассказал без запинки.

Как быстро запомнить стих

Считывание стихов бесполезно

Часто мы слышим одну и ту же музыку, например, популярные хиты по радио. Иногда они крутятся по 3-5 раз на день в эфире по многим радиостанциям.

Но можете ли вспомнить полностью текст такой песни?

Иногда вы слышите композиции десятки раз, но все равно не знаете их наизусть. То же самое и со стихами. Если просто читать десятки раз, то вы будете их запоминать очень-очень-очень долго.

И это работает не только с прослушиванием песен, чтением стихов, но и в других сферах.

Например, в музыке. Если бы я, когда учился играть на гитаре в музыкальной школе, все время играл бы по нотам, то я бы никогда ни одно произведение не выучил.

Считывание практически никак не влияет на запоминание, оно бесполезно. Несомненно, что-то остается в памяти, но сознательно воспроизвести при таком подходе к запоминанию вам удастся очень мало.

Самое эффективное запоминание происходит именно тогда, когда мы повторяем информацию по памяти (неважно, что это: ноты, стихи, песни и т.д.)

Именно на такое повторение я делаю упор на всех своих тренингах и во всех книгах.

И эта книга, как вы поняли, не исключение. Методы, предложенные здесь, основаны именно на повторении по памяти.

Как лучше запоминать стихи

Стихи лучше учить небольшими фразами (1-2 строчки). Это не моя прихоть, а особенность речевой памяти. Кратковременная речевая память с трудом удерживает информацию длительностью более 5-ти секунд.

Такие фразы мы можем удерживать в голове путем обычного мысленного проговаривания, как обычно запоминают цифры или слова.

Эти небольшие фразы называются синтагмами (совокупность нескольких слов) Еще одна особенность речевой памяти в том, что если вы сейчас начнете вспоминать песню, которую знаете наизусть, то заметите вот что:

Во время воспроизведения одной строчки песни, автоматически на фоне появляется вторая строчка, которая словно ждет очереди. И так далее до конца. То же самое и со стихами.

Так же на речевую память влияют интонация и паузы в стихах.

Из этих нескольких фактов можно сделать вывод, что учить стихи лучше небольшими фразами (синтагмами) длительностью не более 5 секунд, повторяя их в голове по памяти.

Алгоритм запоминания стихов

Сейчас, опираясь на вышеизложенную информацию, я вам дам пошаговый алгоритм по запоминанию стихов.

  1. Читаем полностью весь стих.
  2. Читаем 2 строчки и запоминаем. Используем образов для запоминания в виде опоры.
  3. Повторяем строчки 3-5 раз.
  4. Читаем следующие 2 строчки. Так же запоминаем и повторяем их.
  5. Повторяем по памяти вместе 4 строчки 3-5 раз
  6. Повторяем шаги 2-4, сначала объединяя по 2 строчки, а после по 4 строчки.
  7. Повторяем весь стих целиком 3-5 раз.

Далее мы подробно разберем отдельные шаги, особенно большое внимание я уделю запоминанию с помощью образов.

Тут есть один нюанс.

Стихи имеют такую интересную особенность как рифмы. Именно благодаря этому их гораздо легче запоминать дословно, чем не рифмующийся текст (прозу).

Быстро запомнить стих можно и без образов. Образы будут полезны при запоминании последовательности четверостиший друг за другом (часто они вылетают из головы) и запоминании стихов большого объема.

2 способа быстрого запоминания стихов образами

Непосредственно перед тем, как приступить к практике запоминания стихов, нужно подробнее остановиться на запоминании образов.

Цепочка выглядит так:

Чтение стиха – Разбиение на фразы – Кодирование в образы

Запоминание образов является сильной вспомогательной техникой

И здесь я вам предлагаю 2 самых эффективных приема для запоминания образов стиха (последовательности образов)

  • Создание истории
  • Размещение образов

Каждый из них имеет свои плюсы и минусы. Вы можете прочитать подробнее о них в других статьях.

Как легко запомнить стих

Прочитав стихотворение, мы начинаем подбирать образы для каждой строчки (или двух). Так же у нас заранее должны быть подготовлены локи, на которых мы будем размещать образы строчек стихов.

Весь процесс запоминания будет состоять из следующих 3-х шагов:

  1. Создание (подбор) образов для отдельных строчек
  2. Вспоминание локаций
  3. Соединение образов с локациями

В этих 3-х небольших пунктах и умещается весь смысл запоминания стихов образами с помощью метода размещения. А теперь переходим непосредственно к практике.

Для запоминания следующего отрывка нам понадобится 4 локации.
Например: дверь, стол, стул и окно

Отрывок из стихотворения Николая Рубцова:

Я буду долго гнать велосипед,
В глухих лугах его остановлю.
Нарву цветов. И подарю букет
Той девушке, которую люблю.1 строчка – образ велосипеда (или парня, сидящего на велосипеде и крутящего педали)
Локация – дверь. В дверном проёме парень крутит педали на велосипеде

2 строчка – представляем пустынный луг
Локация – луг. На столе расположен луг.

3 строчка – букет цветов
Локация – стул. На стуле лежит красивый букет цветов

4 строчка – можно представить девушку, держащую в руках сердце
Локация – окно. На окне сидит девушка и держит в руках сердце

Теперь самостоятельно подберите еще 4 локации и постарайтесь запомнить другой отрывок.

Отрывок их стихотворения Игоря Северянина

Вонзите штопор в упругость пробки, –
И взоры женщин не будут робки!
Да, взоры женщин не будут робки,
И к знойной страсти завьются тропки.

1 строчка – представляем, как штопор с трудом входит в пробку
2 строчка – образ женщины с пристальным взглядом
3 строчка – тот же образ
4 строчка – узенькие извилистые тропинки

Таким образом, мы используем визуальную память, чтобы быстро запомнить стихотворение

Но если вы вспомните алгоритм, то запоминание стихов не ограничивается визуальным представлением.

Вам так же следует повторять строчки по тому принципу, который указан в алгоритме, параллельно держа в голове вспомогательные образы, размещенные на локациях.

В совокупности вы получите более мощный инструмент, чем каждый из них в отдельности.

Как выучить стих за 5 минут: простой способ запоминания наизусть

Разобраться в том, как быстро выучить стих, заинтересованы все школьники, ведь это одно из типичных заданий по литературе. Полезно заучивание текста и для малышей. Некоторым оно дается с легкостью. Другие же с трудом запоминают произведения. На помощь в этом случае придут особые методики. Они помогут быстро и качественно заучить литературное произведение.

Читать еще:  Поминальная суббота в ноябре

Зачем детям учить стихи?

Запоминание произведения очень полезно для ребенка. Оно служит таким целям:

  1. Развивает память. Стоит заметить, что способность сохранять и воспроизводить информацию можно сравнить с воздушным шариком. Чем больше он заполняется воздухом, тем выше взлетает в небо. С памятью происходит аналогичный процесс. Она может «раздуваться» по мере наполнения информацией. Стихи наизусть заполняют память. После такой тренировки мозг буквально летает и развивается с новой силой.
  2. Совершенствует интеллект. Во время заучивания образуются новые нейронные соединения. Разобраться в том, как легко и быстро выучить стих, очень важно. Такие тренировки памяти равносильны по эффективности «витаминкам» для мозга. Заучивание активизирует умственные способности: внимание, мышление и так далее. Научно доказано, что дети, которые запоминают наизусть стихи, лучше учатся, чем тем, которые не тренируют мозг.
  3. Учит презентовать себя. Выученные детками или школьниками стихи произносятся перед аудиторией: на празднике или перед классом. Такие выступления помогают справиться с волнением и правильно расставлять акценты. Как показывает практика, детки, которые в конкурсах читают стихи, становятся прекрасными ораторами.
  4. Способствует разностороннему развитию. Нередко в произведениях присутствуют непонятные слова, например, «ямщик» или «пролётка». Уча стихи наизусть, школьники не просто бездумно все заучивают, а пытаются во всем разобраться. Это же развивает их словарный запас и прививают им поэтический вкус.

Какие стихи учить с ребенком?

Подбор произведений должен осуществляться с учетом возраста детей.

Чаще стихи для детей для заучивания наизусть выбирают такие:

  1. При развитии малышей в возрасте 3-4 года особое внимание следует уделить произведениям, изобилующим сочетанием глаголов и существительных. Например, это стихи Агнии Барто «Мячик», «Грузовик» или «Мишка».
  2. С малышами в возрасте 4-5 лет рекомендуют учить стихи, с несколько усложненным содержанием текста. Такие произведения могут включать в себя элементы абстракции. Потому важно разобраться, как легко выучить стих Маршака С.Я. «Усатый-полосатый» или Чуковского К.И. «Муха-цокотуха».
  3. Малышам 6-7-милетнего возраста смысл заучиваемого произведения усложняется, а объем – увеличивается. Таким требованиям соответствуют произведения Чуковского К.И. «Мойдодыр», Маршака С.Я. «Багаж» и другие.

Для развития памяти школьников разучивают поэзию Ершова П., Пушкина А.С., Тютчева Ф. и других авторов. Однако тут существует некий парадокс. Легче учатся произведения тех авторов, у которых естественный слог. При этом лучше мозг развивают стихи «чуждых» по своей манере изложения писателей. Считается, что они прекрасно раскрывают потенциал мозга.

Вот почему перед тем как быстро выучить стих, нужно еще правильно подобрать произведение. Согласно недавним исследованиям, особое влияние на интеллектуальные способности старшеклассников оказывают такие труды Пушкина:

  • поэма «Граф Нулин»;
  • произведение «Евгений Онегин».

Методы запоминания текстовой информации

Существует множество способов, помогающих быстро выучить произведение. Самыми эффективными считаются такие методы запоминания:

  1. Визуализация – способ разучивания, предполагающий ассоциацию текста с картинками. Если выучить нужно с ребенком четверостишие, для облегчения задачи можно мимикой и жестами изобразить, что говорится в строчках произведения.
  2. Двигательная методика – это такой способ запоминания, который очень похож на увлекательную игру. Суть его такова: родители берут клубок ниток и, произнося произведение, наматывают его. Одновременное ритмичное произношение и наматывание ускоряет процесс запоминания стихотворения.
  3. Слуховой – один из популярных методов запоминания. Он распространен в дошкольных учреждениях. Суть данного метода заключается в том, что воспитатель несколько часов подряд повторяет деткам заранее выученный куплет стиха. Так произведение в течение длительного времени находится у малышей на слуху, и к концу дня они могут повторить все четверостишие.
  4. Логический – один из самых трудоемких методов. При чтении отдельных строк произведения родители просят деток дополнить предложения. Так у детей развивается логическое мышление и ускоряется процесс запоминания произведения.

Как быстро выучить стих наизусть?

Существует немало действенных советов, позволяющих ускорить запоминание произведений.

Как выучить стих быстро и легко наизусть:

  1. Прочитать несколько раз произведение вслух. Можно даже переписать стих или перепечатать (данная рекомендация больше касается школьников и взрослых).
  2. Проговаривая слова, делать это с выражением. Интонация должна быть такой, будто перед аудиторией рассказывается увлекательная история. Чтобы придать эмоциональность речам, слова дополняют мимикой и жестами.
  3. При разучивании читать стих нужно не про себя, а вслух. Это поможет лучше уловить рифму и в короткие сроки запомнить текст.

Чем проще слог, тем легче это сделать. Все же существует ряд рекомендаций в отношении того, как выучить стих за 5 минут.

Заучивая с малышом небольшое стихотворение, важно следовать таким советам:

  1. Взрослый сам должен рассказать малышу произведение наизусть.
  2. Обучающий читает строчку из стиха и дает ее повторить ребенку. Так происходит до конца произведения.
  3. Далее происходит закрепление изученного материала. На этом этапе взрослый вслух читает слова первой строки, оставляя недосказанной последнюю фразу. Ребенку в этом момент нужно напрячь свой мозг, чтобы вспомнить слово.
  4. На следующем этапе взрослый недоговаривает два слова, давая возможность малышу их вспомнить. Постепенно количество слов увеличивается. Так продолжается до тех пор, пока малыш не начнет все произведение произносить сам.

Огромной помощью в этом станет подготовленная экспертами инструкция. Она окажется особенно полезной школьникам старших классов, которым часто приходится заучивать длинные произведения.

Как выучить стих быстро:

  1. Прочитать вслух произведение целиком, пытаясь при этом уловить смысл каждой строфы.
  2. Отложив книгу, нужно попытаться своими слова пересказать стих. На этом этапе важно разузнать значение незнакомых фраз.
  3. Нужно прочитать произведение еще раз, разделяя его на четверостишия. После приступают к заучиванию стихотворения по одной строфе.
  4. Проговаривать произведение нужно с выражением. Важно делать паузы там, где стоят знаки препинания. К тому же следует правильно передавать интонацию произведения.
  5. Для ускорения запоминания можно несколько раз переписать стихотворение, не делая при этом сокращений.

На скорость запоминания произведения главным образом влияет уровень владения иностранным языком. Это вполне логично, поскольку чем больше словарный запас, тем легче воспринимается смысл прочитанного и проще запоминается текст.

Как быстро запомнить стих на английском языке:

  1. Необходимо вслух и с расстановкой прочитать произведение. При этом нужно представлять то, о чем говорится: пейзажах, персонажах, эмоциях и так далее.
  2. Читая стих во второй раз, акцент следует делать на звучании слов (ударении). Это помогает активизировать слуховую память.
  3. Произведение нужно переписать в тетрадь и проговорить записанное. Здесь одновременно задействованы моторная, зрительная и слуховая память.
  4. Снова записывают произведение. На этот раз его разделяют на такие части, которые легче выучить. Между столбцами можно делать зарисовки и комментарии.

Основная причина этого состоит в том, что малыш не чувствует рифму. Потому родителям важно разобраться не только в том, как быстро выучить стих, но и как помочь ребенку прочувствовать рифму.

В этом помогут следующие советы:

  1. Вместе с ребенком нужно отстукивать ритмы, начиная с простых и постепенно усложняя задачу.
  2. Предложить малышу придумать слова, которые бы заканчивались одинаково. Например, «подушка»-«лягушка»-«ватрушка».

Как научить ребенка запоминать стихи?

Закладывать основание для этого нужно еще в раннем детском возрасте. Делать это можно, например, напевая крохе ритмичные песни и рассказывая стишки. Есть и другие рекомендации, как учить стихи с детьми. Воплощать их в жизнь целесообразно, когда ребенок достигнет 3-хлетнего возраста.

Как запомнить стих:

  1. Прежде важно правильно подобрать произведение для малыша. Делать выбор следует с учетом темперамента и возраста ребенка. Спокойным деткам лучше предлагать к разучиванию плавные и размеренные стишки. Непосед же больше заинтересуют ритмичные и веселые произведения.
  2. При разучивании стихотворения у малыша должен быть стимул. Можно ему сказать, что это произведение станет подарком для мамы или бабушки.
  3. Разучивать стихотворение нужно эмоционально, иначе малыш быстро утратит интерес к нему.
  4. Если у ребенка не получается заучить произведение, нельзя его за это ругать! Такой подход только усугубит ситуацию. В этом случае можно просто похвалить малыша за его старания и заверить, что у него все обязательно получится.

Подсказки, как быстро и легко за 5 минут выучить наизусть стих по литературе

В критической ситуации, когда хочется и стишок рассказать, и выйти погулять, стоит знать способы быстрого заучивания рифмовых произведений.

Можно ли осилить длинный стих за 5 минут? Есть простые техники запоминания, которые помогут и взрослым, и детям. Читайте, как быстро выучить стих.

Можно ли выучить наизусть большой и длинный стих за 5 минут

Домашнее задание не выучено, а стихотворение нужно рассказывать уже на следующем уроке? Есть способ избежать позора – прогулять занятие.

На самом деле за 5 минут выучить стихотворение сложно, но есть способы, которые помогут запомнить за этот промежуток времени часть строф.

Важно! Для хорошего запоминания большого отрывка поэмы нужно затратить минимум час.

Для быстрого заучивания рифмованных строчек нужно задействовать максимально мозговые способности. Добиться этого можно активизацией концентрации и внимания.

Попробуйте следовать следующей инструкции:

    Читайте вслух. Проговаривайте каждую строфу. Лучше делать это в тишине, когда никто не мешает и со всех сторон не слышны посторонние звуки.

Именно по этой причине заучивание в школе на перемене не приносит долгожданных результатов. Начитывайте длинное произведение не менее 5 раз.

Фантазируйте. Визуализация поможет понять смысл поэмы и вникнуть в суть, которую хотел донести автор.

Сопоставьте себя с главным героем, представляйте его путешествие, характер или действия. Выстраивайте в голове образные логические цепочки, создавайте ассоциации.

Перепишите текст на листик. Этим вы задействуете еще и моторную память. Можно во время переписывания медленно проговаривать вслух слова.

Поделите стихотворение на несколько логических частей, дайте каждому столбику свое маленькое название.

Всматривайтесь в строки. Обратите внимание… на запятые.

Странный способ, но зрительная память может запомнить не буквы, а детали в нужный момент. Старайтесь визуализировать расположение текста в книге.

Повторение – мать учения. Просто зациклитесь на выполнении поставленных задач.

Повторяйте с первого по четвертый шаг, пока в памяти не отложится часть прочитанного стихотворения.

Совет! Сделайте шпаргалку и напишите на отдельном листе только первые слова каждой строчки. Попробуйте по написанному вспомнить произведение целиком.

Секреты выучивания сложных стихов и на английском языке

Английский язык может вызвать ряд проблем у школьников и даже у взрослых людей, которые впервые сталкиваются с иностранной грамматикой.

Есть несколько методов, которые помогут лучше запомнить сложный стих:

  • Переведите текст на русский язык, чтобы иметь понятие, о чем говорится в тексте.
  • Выговаривайте окончания и громко декларируйте каждое слово.
  • Первые прочтения должны быть с начала до конца, но потом разделите стихотворение на несколько частей по 1-2 столбика.
  • Делайте перерывы для мозга. Не стоит учить без передышки в течение часа. Достаточно посвятить заучиванию 30 минут, отдохнуть и вновь приняться за дело.
Читать еще:  Никулина воспоминания о войне

Важно! Запишите свой голос на диктофон. Включайте пленку и декларируйте стоки параллельно. Лучше записывать фразы в медленном темпе.

Перед тем, как садиться за учебу и учить стихотворение, нужно отдохнуть и набраться сил. Не только мозгу нужна зарядка, но и желудку.

Стимулирует мозговую активность шоколад. Маленькая подзарядка поможет детям и взрослым быстрее справиться с поставленной задачей.

Изучите общие рекомендации по запоминанию сложных стихов в таблице:

Как быстро выучить стих. Методика запоминания

Как быстро выучить стих с ребенком к празднику в детском садике или к школьному концерту? С таким вопросом рано или поздно приходится сталкиваться многим родителям. Оказывается, существует эффективная методика запоминания, с помощью которой можно легко, увлекательно и непринуждённо запомнить любой текст. М ама , автор замечательных детских стихов и прозы , автор собственного блога Ирина Рослова раскроет секреты данной методики:

«Наверняка вы не раз сталкивались с тем, что ребёнку непросто давалось заучивание стихов, или необходимо было выучить стих чрезмерно длинный, или чересчур трудный для запоминания.

Сейчас мы изложим вам метод, который нас со старшей дочкой Маришкой выручает всегда. И мы настолько уверены, что любой стишок или любую роль выучим без особого труда, что это чувствуют окружающие.

Ещё пару лет назад, когда Марине было всего четыре, ей дали выучить на выступление самый длинный и заковыристый стих про маму. Я сначала удивилась. Думаю: «Надо же! Такому маленькому ребёнку и такой не по возрасту длинный и непростой стих!».

А потом, я спохватилась, вспомнила о нашем секрете, и всё было хорошо! Наша маленькая дочка лучше и увереннее всех прочла свой стишок на выступлении, несмотря на то, что были в группе выступающих и дети постарше.

Кстати, сейчас поймала себя на том, что тот самый стишок звенит у меня в голове.

«Всё мама моя понимает,
С ней даже беда не беда.
А если бывает, меня поругает,
То это – за дело всегда!» — В этом месте весь зал хохотал… Наверное, поэтому и запомнила. Или это просто метод такой. Эффективный.

Как быстро выучить стих: Методика запоминания

Итак, о методике ассоциативного запоминания. Что это? Давайте разберёмся.

Ассоциативное запоминание это – когда с целью запомнить что-то для тебя непонятное, ты ассоциируешь это что-то с чем-то для себя понятным и запоминаешь именно это. Понятное.

Итак. Как это выглядит на практике.

Решили мы выучить текст. Формат абсолютно не важен, — стихи это, роль, рассказ. Ура! Намерение есть. Переходим к действию!

Действуем мы следующим образом:

  • Выбираем наши орудия и предметы труда. То есть, например, берём ручку и тетрадку. Или – альбом и цветные карандаши. Или – мел и доску для рисования. Или вообще – асфальт. Что больше по душе. Единственное, на что сразу хочу обратить ваше внимание, — асфальт мы не сможем взять с собой и положить ребёнку на репетицию в кармашек, в качестве шпаргалки.
  • Определяемся со степенью детализации. Возможно, — придумывать ассоциацию к строке, можно к каждому слову, можно – к четверостишию. Всё зависит от возраста ребёнка, от длины произведения, от желания порисовать и пофантазировать.
  • Приступаем! Ассоциируем, фиксируем это нашими имеющимися средствами!
  • Любуемся и воспроизводим текст, глядя на наше творчество.
  • Воспроизводим текст, не глядя на наше творчество.

Методика запоминания стихов на практике

Будем разбирать на более-менее красивом примере, который мы нарисовали с дочкой Мариной специально для этой статьи.

Стих-пример выбирала Марина сама. Я только попросила её вспомнить что-нибудь, не совсем уж простое. Она предложила мой стишок про одуванчики . Зарисовали мы, и, соответственно, рассматривать будем только его первое четверостишие. Оно звучит так:

Одуванчики, — жёлтые мальчики,
В лёгких шапочках вышли гулять.
Соком пачкают детские пальчики
Тем, кто с ними решил поиграть.

Да, действительно, на лицо — непростая последовательность слов. Можно и запутаться.

Посему, для данного четверостишия, мы нарисовали совсем уж детальную ассоциативную схему. Вот она.

Для каждого слова мы придумали свою ассоциацию и поместили её в отдельный квадратик. Ну и для того, чтобы всё четверостишие поместилось в лист – несколько последних слов мы разместили по два в одном квадрате, присвоив им порядковые номера.

Сразу хочу отметить – слова под каждым квадратом написаны для наглядности! Мы никогда их не пишем, когда учим стихи, и, как мне кажется, они будут отвлекать!

Итак. Давайте, для того, чтобы наверняка все поняли, разберём пример детально.

Методы быстрого запоминания стихотворения

Предлагаем рекомендации тем, кто желает улучшить свою память, качественно подготовиться к предстоящему выступлению или быстро выучить стихотворение к грядущему уроку литературы.

Методы тренировки памяти, или какие способы помогут легко запомнить рифмованный (и не только) текст. Чтение стихотворения вслух. Особенно этот метод подойдет аудиалам – людям со слуховым восприятием. Желательно не просто читать вслух, а делать это стоя перед зеркалом, четко проговаривая слова, расставляя смысловые акценты, делая паузы, соблюдая интонационные «волны». Чтение вслух способствует улавливанию и запоминанию ритма, который отпечатывается в памяти.

Записывание текста на бумаге. В данном случае задействуется двигательная память. Прочитав несколько раз текст, нужно записать то, что запомнилось. Таким образом, будет понятно, где существуют «пробелы», и каким моментам стоит уделить больше внимания. Произнося стихотворение или прозу вслух, записывая их, вы задействуете сразу несколько каналов памяти: зрительную, слуховую и двигательную. Это ускоряет и облегчает процесс запоминания в несколько раз.

Чтение нараспев. Небольшие стихи можно положить на знакомую или любимую мелодию. Напевая их, в памяти возникают ассоциативные связи, облегчающие запоминание.

Разъяснение непонятных слов. Поэтическая речь несколько отличается от привычной разговорной манеры. В стихотворениях часто встречаются малопонятные или устаревшие слова и выражения, сложно сконструированные фразы. В произведении, заучиваемом на память, все должно быть понятно. Для облегчения восприятия следует разобраться с «непонятостями». Например, изучая стихотворение А. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», стоит поинтересоваться и узнать что: Александрийский столп – это памятник царю Александру I в Санкт-Петербурге; слово «пиит» устаревшее «поэт»; а тунгусы – не имеют отношения к Тунгусскому метеориту, это название народа «эвенки». После предварительного разбора, становится понятно, о чем говорится в стихотворении и его содержание легко представить в воображении. Иногда кроме разъяснения слов, не мешает познакомиться с историей написания и литературным анализом произведения. Это расширяет представление о смысле написанного.

Использование ассоциаций. Прием составления ассоциаций помогает запомнить текст надолго, в отличие от простого механического зазубривания. Всегда легче запомнить стоки, придумав к ним свои ассоциативные образы. Так легче запоминается любая необходимая информация. Например, читая первые строки стихотворения Б. Пастернака «Февраль», можно представить идущего сквозь метель человека, который плачет навзрыд и достает из кармана налитые в него чернила:
«Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд… »
Разыгравшаяся фантазия и приложенные усилия дадут желаемые результаты незамедлительно.

Заучивание методом «снежного кома». Если логика, анализ и подбор ассоциаций не приносят должные плоды, стоит прибегнуть к заучиванию по методу «снежного кома». Это значит, что следует прочесть несколько раз первую строчку, и повторить ее, затем запомнить вторую строку, и проговорить уже две строки, после этого «подключить» к ним третью и так далее. Перед выступлением вам придется только повторить первую строку – последующие возникнут сами по себе.

Вспомогательные рекомендации. Облегчит и ускорит запоминание ряд дополнительных советов.

  1. Необходимо создать комфортную обстановку, благоприятствующую запоминанию. Если вы любитель тишину – воспользуйтесь отсутствием близких, если нужен фоновый шум – включите приятную негромкую музыку и т.д.
  2. Можно попросить помощи у другого человека. Ему можно прочесть стихотворение, или попросить почитать вместе с ним по очереди: строчка за строчкой или что-то вроде того.
  3. Подготовить шпаргалку-напоминание. На листочке можно выписать основные слова или фазы, составить понятную только вам схему текста, нарисовать образные картинки-подсказки.
  4. Повторить стихотворение на ночь. Небольшой перерыв и повторение на отдохнувшую голову перед сном поможет распределить необходимую для запоминания информацию разложить по полочкам.

Читайте также:

Как похудеть после новогодних праздников

10 популярных лайфхаков из интернета, которые оказались выдумкой

Техника эффективного и прочного запоминания стихов и прозы

У этой страницы есть приложение:

Как происходит процесс говорения? А очень просто — я открываю рот и оттуда вылетают слова. Я не конструирую речь по ходу дела. Я воспроизвожу фразы из своей памяти, лишь слегка редактируя их, подгоняя под конкретную ситуацию. А если моя память не содержит подходящей фразы, то я теряюсь и не нахожусь, что сказать. Впрочем, человек — существо изворотливое, он обыкновенно всеми силами старается избегать ситуаций, для которых у него нет в запасе подходящих слов. Многие из тех, кто думает, что знает русский язык в совершенстве, на самом деле просто ведут очень ограниченный образ жизни, для которого вполне достаточно весьма убогого владения языком.

Для того чтобы подходящая фраза оказалась в памяти, ее надо заранее туда поместить, то есть, попросту говоря, выучить. Известно, как учат язык маленькие дети. У всякого ребенка обязательно есть какая-нибудь любимая сказка, которую он заставляет родителей рассказывать ему много-много раз, пока он сам не будет знать ее наизусть. Потом интерес к этой сказке вдруг резко пропадает, и статус «любимой» занимает уже другая. То же самое — со стихами, с книгами, с фильмами.

Когда же ребенок вырастает, у него откуда-то появляется установка, что если он один раз прочитал какую-то книгу, то уж во второй раз читать ее незачем. После этого его прогресс существенно замедляется, и ему остается только дивиться «необыкновенной» способности маленьких детей к языкам.

Язык, по большому счету, — это всё то, что на нем сказано, написано, спето. Среди сказанного, написанного и спетого есть особенно удачные вещи, которые имеет смысл знать наизусть.

К великому сожалению, эта идея оказалась не чужда школьным методистам, и те постарались извратить и дискредитировать ее как только можно. Картина выглядит так. Учительница задает выучить, скажем, к пятнице стихотворение строчек этак в десять. В четверг вечером ребенок, как обычно, садится за домашнее задание на завтра. Технику заучивания наизусть ему, конечно, никто не объяснял. (Я уж не говорю про то, что никому в голову не пришло поинтересоваться, понравилось ли ему это стихотворение или нет). Как бы он ни старался, он не может за один вечер вызубрить десять строчек так, чтобы потом рассказать их у классной доски без запинок. На следующий день он получает свою законную «четверку», и на этом инцидент, что называется, исчерпан. Стихотворение можно со спокойной совестью забыть.

Читать еще:  Православный календарь поминальная суббота

Спрашивается: есть разница между тем, как четырехлетний малыш учит наизусть свои любимые сказки, и тем, как восьмилетний школьник учит наизусть стихи, предписанные школьной программой? Насколько естественно и продуктивно первое, настолько же мучительно и бессмысленно второе.

Если мы хотим учить стихи легко, во множестве и на всю жизнь, то нам следует решительно отказаться от дурных школьных привычек! Главный принцип — не торопиться. Даже коротенькое стихотворение из десяти строчек невозможно хорошо выучить за один вечер. Но если я буду всего лишь прочитывать его вслух один раз в день на протяжении недели-двух, то оно запомнится как бы само собой. При этом результат практически не зависит от длины стихотворения. С тем же успехом это может быть целая поэма. Поэтому учить лучше сразу большой объем текста, но не строчка за строчкой, а весь целиком. Для первоклассника это может быть, например, «Муха-Цокотуха», а для взрослого — глава из «Евгения Онегина».

В целом, примерная техника заучивания наизусть представлена ниже. С ее помощью можно учить с равным успехам как стихи, так и прозу. Упор сделан не на быстроту получения результата, а на осмысленность действий. Я излагаю эту технику в своей излюбленной манере — от первого лица, — предполагая, что каждый сможет легко адаптировать ее к своим целям.

Этап первый: создание благоприятной среды

Прежде всего мне следует обзавестись звуковым файлом с записью понравившейся мне поэмы (назовем так для определенности заучиваемое произведение). Это может быть профессиональная студийная запись из магазина, или же, как вариант, я могу начитать текст сам. Для удобства пользования файл лучше разбить на короткие отрывки по 3-5 минут с помощью аудиоредактора. Теперь моя задача — просто слушать эту запись при каждом подходящем случае. Например, вечером перед сном, чтобы отвлечься от дневных забот, или утром, сразу после пробуждения, чтобы окончательно проснуться.

Далее, поскольку я всё равно так или иначе учусь русскому языку, то я могу использовать выбранную поэму в качестве учебного материала. Если я вырабатываю красивый почерк, то это — идеальный текст для переписывания. Если я прохожу грамматику, то на данном тексте я могу потренироваться находить подлежащие и сказуемые, или же падежи имен существительных и т.п. Наконец, если я осваиваю компьютерный набор, то мне сам бог велел набрать поэму на компьютере.

Впрочем, в любом случае мне понадобится файл с текстом поэмы, например, в формате Microsoft Word. Я распечатываю этот текст на отдельных листочках, и теперь мне не жалко делать с ними всё, что заблагорассудится — рисовать на них чертиков, складывать и засовывать в карман, брать с собою в туалет, а иногда — заглядывать туда и читать. Пусть эти листочки будут разбросаны по всей комнате. Если какой-то из них пропадет — не беда, всегда можно распечатать новый.

Хорошо бы также обсудить поэму со своими домашними, а то и почитать им ее вслух (пока по бумажке). Можно заглянуть в Википедию и посмотреть, что там написано про автора, а еще лучше — взять в библиотеке книжку с его биографией. Может быть, по поэме поставлен фильм, или мультик, или даже написана опера? Тоже стоит ознакомиться. Вообще, учить что-либо, не создав подходящей среды, это всё равно, что учиться плавать, не залезая в воду. (В этом — один из корней принципиальной несостоятельности школьной системы образования.)

Этап второй: проработка текста (упражнение «эхо»)

Недели через две, после того как поэма усвоена в пассивном режиме, настает время перехода к активным действиям. Следующий прием (назовем его «эхо») позаимствован мною из технологии парного обучения (эта технология предполагает, что у меня есть партнер, который играет роль то моего тренера, то моего ученика). Партнер зачитывает мне одну или несколько строчек поэмы, а моя задача — повторить их за ним слово в слово, не подглядывая в текст. При этом партнер должен уметь подстроиться под мой текущий «уровень» и диктовать мне в точности такой кусочек, чтобы моя задача не была ни слишком простой, ни слишком трудной. Если же всё-таки я не сумел безошибочно повторить весь кусочек вслед за партнером, то он диктует мне его еще раз. Мы оба стараемся декламировать текст как можно более выразительно — чем больше гримас, «переигрывания» и передразнивания, тем лучше. Используя этот прием, мы прорабатываем всю поэму кусочек за кусочком от начала до конца.

Малому ребенку партнер, конечно, нужен — в виде мамы или папы, а еще лучше — в виде старшей сестры или брата. Но если я уже вышел из младшего школьного возраста, то я вполне могу обойтись без партнера, при условии что у меня есть компьютер с аудиоредактором. Я выделяю кусок звуковой дорожки, проигрываю его, воспроизвожу своим голосом, выделяю следующий кусок и так далее. Особенно трудные места можно повторить несколько раз. Это, кстати, отличная возможность потренировать дикцию и артистизм.

Этап третий: декламация с подсказками

На этом этапе мне тоже может пригодиться помощь партнера. Я выхожу на середину комнаты, принимаю театральную позу и начинаю громко декламировать поэму по памяти. Как только у меня случается заминка, партнер подсказывает мне забытое слово и одновременно помечает его в тексте маркером. После того как я дочитал поэму до конца, мы «проходим» трудные места еще раз. Партнер диктует мне строку, предшествующую той, где у меня случилась заминка, а я должен продолжить дальше.

Однако и без партнера можно легко обойтись. Я заготовляю себе шпаргалку, в которой выписаны первые слова каждой строчки поэмы. Теперь, глядя на них, я принимаюсь громко воспроизводить полный текст. Если какая-то строчка не сохранилась в моей памяти, то я делаю соответствующую пометку в шпаргалке и, оставляя строчку несказанной, «иду» дальше. Потом пропущенные строки прорабатываю отдельно — например, с помощью упражнения «эхо» (можно также воспользоваться какими-либо мнемоническими приемами). Приспособление для быстрого изготовления такой шпаргалке находится в приложении к этой странице.

Теперь настало время вспомнить, зачем я это всё делаю. Я это делаю для того, чтобы обогатить свою память заготовками фраз на разные случаи жизни. При этом не так уж принципиально, выучил ли я 100% всех строчек поэмы или только 90%. И уж совсем неважно, запомнил ли я, в каком порядке они следуют. Поэтому если я могу воспроизвести поэму по шпаргалке с умеренным количеством запинок, то это значит, что своей цели я уже достиг (хотя в школе «пятерку» бы мне за это не поставили). Это не тот случай, когда «лучше меньше, да лучше». Известно, что во всяком деле бóльшая часть времени расходуется именно на доработку и «шлифовку». Поэтому рациональнее выучить еще одну поэму на 90%, чем доводить эту до уровня 100%. Важным моментом при этом является то, что поэма настолько длинна, что она в несколько раз превосходит объем моей кратковременной памяти.

Впрочем, есть, конечно, особый шарм в том, чтобы сделать дело на 100%. Тут мне может пригодиться другая шпаргалка — в которой из каждой строки выписаны только первые буквы. Техника работы с этой шпаргалкой остается прежней.

Тут я должен отметить еще два принципиальных отличия от школьной системы. (1) В школе нас приучают к тому, что ошибки — это очень плохо. За ошибки ругают и снижают оценки. (2) В то же время, учебные задания, которые получают ученики, никак не зависят от их предыдущих оценок. Отличники упражняются в том, что они уже и без того хорошо знают, а двоечники маются над упражнениями, которые им не под силу. Первым уготована скука, вторым — комплекс неполноценности.

В действительности, ошибки в учёбе неизбежны и они играют очень важную позитивную роль. Мои ошибки служат мне верным ориентиром: они говорят мне, над чем я должен упражняться дальше. В данном случае, благодаря пометкам, которые я делаю в шпаргалке, я имею возможность сосредоточиться именно над теми строчками, которые в настоящий момент еще не запомнились. Я учу только то, чего не знаю, и поэтому моя учеба исключительно осмысленна и эффективна. Ругать меня за ошибки и ставить мне за них какие-либо оценки было бы совершеннейшим абсурдом.

Этап четвертый: повторение

Хотя школьные учителя любят говорить, что «повторенье — мать ученья», в реальности же, школьный процесс проходит под девизом «сдать и забыть». На повторенье требуется совсем не много времени, однако если им пренебречь, то можно свести на нет все предыдущие усилия.

Есть две разновидности повторения — пассивное и активное. Пассивное повторение означает, что поэма остается присутствовать в окружающей среде и я продолжаю ее изредка слушать — пусть даже вполуха и между делом. Активное повторение — это проговаривание поэмы по памяти (вслух или про себя). Для этого идеально подходит всякого рода бросовое время, как то: ожидание в очереди, поездка в транспорте, сидение на уроке в школе. Шпаргалку иметь в этом случае необязательно, но нужны блокнот и ручка, чтобы делать пометки о забытых местах. Придя домой, я должен буду освежить эти места в памяти по полному тексту поэмы.

Повторения следует делать независимо от того, на какую высоту я поднял планку — на девяносто или на сто процентов. Просто во втором случае на активном повторении должен быть сделан особенно большой акцент. Ну и, разумеется, надо вовсю пользоваться заученными фразами в повседневной жизни.

Помимо стихов имеет смысл учить также и прозу (особенно пьесы). Это делается точно таким же образом, только текст следует сперва разбить на короткие строчки, наподобие стихотворных. Примеры можно посмотреть на страницах с материалами по иностранным языкам:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector