0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Такой богини не было в помине

Моложавые Яблоки Богини Идан. Легенда

Друзья! Вслед за голландской легендой «О Дьяволе и Карточных Игроках», я предлагаю вашему вниманию вторую Скандинавскую легенду «The Apples of Idun», в моём переводе с английского и обработке (с добавлением сурового скандинавского юмора). Эта скандинавская легенда явно созвучна с 12-м подвигом античного греческого «героя» Геракла (Как Геракл украл яблоки Гестерид) и не менее интересна.
Источник: Norse Stories from the Eddas. 1901

Три могучих бога, ‘Один, Лок и Хоенер, любили бродить по землям, которые они сотворили. Надо сказать, что это не было похоже на легкую прогулку, напротив, такие путешествия были невероятно тяжелыми и опасными. Дорог ещё не было и в помине, так что божественным «путешественникам» приходилось пробираться сквозь дремучие леса, высокие горы, быстрые реки и топи. Но именно такие нелёгкие путешествия были всем трём богам по душе! Адреналин!
Так случилось, что боги остались без еды: те несколько сандвичей, которые они прихватили с собой в дорогу, были давно съедены, а за неделю пути им не попалось ни одного животного, и ни одной птицы.. Три бога ужасно страдали от голода, они почти умирали от голода (хотя и были бессмертны) и готовы были сожрать по целому бегемоту каждый (хотя и не были уверены, что сотворили этих животных). И тут им повезло. Они натолкнулись на стадо диких быков. Быки были настроены весьма воинственно, но боги не испугались. В одно мгновение, жестокий Лок схватил огромного вожака стада за рога и свернул ему шею., а остальные животные, напуганные этим зрелищем, стремительно разбежались. Да! Великий Лок был непревзойдённым убийцей, — это было его любимое увлечение!
Боги принялись готовить ужин: свалили несколько деревьев для костра, водрузили на костёр огромный котёл на 500 литров (они его всегда с собой таскали, точнее — таскал Хоенер, самый «мелкий» из трёх богов), освежевали быка, разрубили его на куски, и побросали их в котёл. Пламя костра гудело и бушевало, и полностью поглотило котёл. Когда костёр, наконец прогорел, Бог ‘Один поспешно снял крышку в котла, и к своему великому удивлению обнаружил, что вода в котле и не закипала, и что мясо осталось сырым. Вторая попытка сварить мясо быка закончилась также печально, как и первая. Это весьма озадачило богов. Сырое мясо они не ели (они же не были дикарями!), и что делать не знали.
Вдруг боги услышали голос над своими головами. Они задрали головы и увидели гигантского орла, парящего над ними, который говорил: «Я могу сварить мясо быка в одно мгновение, если вы отдадите мне мою долю мяса!» ‘Один, как главный бог, воскликнул: «По рукам!».
Орёл замахал могучими крыльями, раздувая угли костра, и через минутe ужин был готов. Когда Лок поднял крышку котла, орёл выхватил из котла огромный кусок мяса, величиной чуть ли не с половину туши. Это привело Лока в ярость, — он не переносил, когда кто-то мог съесть большего его самого! Лок схватил длинный кожаный кнут и стал яростно стегать им орла, намереваясь прикончить эту наглую птицу.. Так случилось, что один конец кнута обмотался вокруг ноги орла, а другой конец — крепко обхватил ногу Лока. Орёл взмахнул крыльями и потащил Лока сквозь лес и гранитные скалы. Бедняка Лок был избит и изранен до полусмерти (хотя он и был бессмертным), и он стал молить орла о пощаде. А орёл говорит ему: «Я Гигант Тхассе. Я пощажу тебя только при одном условии: ты должен дать мне клятву бога, что достойно отблагодаришь меня за свою жизнь и свободу! В небесном городе богов Асгарде живёт богиня Идан, которая хранит яблоки вечной молодости. Так вот, я требую, чтобы ты, Лок, раздобыл эти яблоки и принёс их мне! И не забывай про свою клятву!» Я даю тебе на эту невыполнимую миссию один месяц и три дня!»»
Локу ничего не оставалось, как дать орлу божественную клятву исполнить это поручение. Тогда Гигант Орёл Тхассе освободил Лока и улетел. Израненный до полусмерти Лок был не в силах продолжать дальнейшее путешествие, а посему Один и Хоенер посоветовали своему коллеге возвращаться в Асгард, а сами продолжили путешествие, в поиске новых порций адреналина. Немного отдышавшись, Лок полетел на небеса, в Асгард. Но силы покинули его: он дважды срывался в пике, и пару раз — в штопор, из которого, каким-то чудом выбрался. В конце-концов, Локу удалось добраться до своего дворца в Асгарде, и он месяц и два дня пролежал на своём золотом ложе, покуда не восстановил свои силы.
У Лока оставалось один день, чтобы исполнить невыполнимую миссию. Он даже не стал придумывать какой-либо план, ибо знал, что ему делать. Яблоки? силой у богини Идан не отобрать; своровать тоже не удастся (хотя он и славился своим умением воровать); остаётся единственный способ — обмануть Идан (а в этом деле, Лок был Чемпионом Асгарда и всей Скандинавии. Здесь хотелось вставить пару словечек: Скандинавские боги всегда славились искусством воровства и обмана, но со временем, пальма первенства в этой области «государственного управления» перешла в Восточные страны. )
Лок поспешил во дворец Идан, и застал богиню за сбором волшебных яблок в своём саду. «Привет, Идан! С тех пор, как я видел тебя последний раз, пару месяцев назад, ты стала ещё моложе и ещё краше!» — приветствовал Лок богиню льстивыми словами.
«Это всё благодаря моим яблокам, которые сохраняют красоту и молодость не только мою, но и всех богов Асгарда!» — ответила Идан, кладя несколько яблок в корзиночку.
Идан вернулась в свои покои, и Лок последовал за ней. Он сел за арфу и, перебирая струны, пропел рэп: «Да, твои яблоки действительно прекрасны. Но сегодня утром я увидал яблоню, на которой растут более прекрасные яблоки. »
«Не может быть! Ты врешь, как всегда, Лок!» — воскликнула Идан.
«На этот раз, не вру, а говорю чистейшую правду! Ты сама можешь в этом убедиться! Яблоня растёт недалеко от ворот моего дворца!» — продолжал напевать Лок.
«Я хочу немедленно увидеть эту яблоню! Веди меня. Лок!»
«С удовольствием это сделаю! Советую тебе прихватить с собой несколько твоих замечательных яблок, чтобы сравнить их с теми, что вскоре сама увидишь!» — пропел Лок, и Идан попалась на эту уловку, сраженная его божественным рэпом.
Лок повел Идан к своему дворцу, вокруг которого не росло не единой яблони, а по пути, исхитрился передать Гиганту Орлу Тхассе точные координаты места встречи (Как он это сделал? Не знаю. Может эсэмэску послал?. Или у него был ГЛАНАС навигатор. ) Короче, когда Лок привёл Идан к воротам своего дворца, богине «свалился на голову» огромный орёл, который схватил её (вместе с корзиночкой яблок, которые богиня не выпускала из рук) и унёс её в свой дворец. (Это невероятно, но Лок выполнил невыполнимую миссию! Том Круз может отдыхать. )
Исчезновение богини Идан никто не заметил Прошел день, второй, третий. — богини Идан нет, но никого это обстоятельство не волнует, — ну имеет же богиня право на личную жизнь! Тем более, что все знали, что у Идан был любовник, Тимутис, — местный поэт, композитор и певец в стиле рэп. Но вот когда это поэт и композитор, перестал вдруг появился на публике, и выглядел так, как будто постарел на 50 лет, боги Асгарда сначала удивились, потом призадумались, затем побежали к зеркалам и, к своему ужасу, обнаружили, что сами стали выглядеть седовласыми стариками.
Тут небожители побежали к богу Бастрыке, который руководил «Ведомством по следствиям и последствиям» и потребовали, что бы он нашел виновного в исчезновении богини Иданы. Бог Бастрыка «засучил рукава» и приступил к расследованию этого чрезвычайного происшествия божественной важности. Расследовал, расследовал, но так и ничего не расследовал.. Да тут какой-то пастушок небесных коров (дающих молоко 12% жирности), вдруг признался, что видел, как богиню Идану похитил огромный орёл, и что при этом похищении присутствовал бог Лок, который потирал руки. За эти ценные показания, пастушок получил награду: козу, дающую 2 литра молока 2% жирности в день. При этом пастушку объяснили, что пить много молока, да ещё повышенной жирности, вредно для здоровья.
Бастрыка стал расспрашивать Лока: не знает ли он что-нибудь об исчезновении богини Идан? А Лок в ответ: «Ничего не знаю! Знать не хочу! А пастушок всё врёт!»
«Какой пастушок? Я ни слов не промолвил о пастушке?» — удивился Бастрыка.
Как вы сами понимаете, бог Лок «прокололся» и Бастрыка тут же распорядился, чтобы бог Кагэбэша побеседовал с Локом с «пристрастием». Лок очень тяжело переносил физическую боль, а потому он очень быстро отказался от «бесед с пристрастием» и признался во всём. Сначала боги Асгарда хотели оторвать Локу кое-что, что обычно мешает танцорам, но потом решили: «Раз Лок подстроил похищение богини Идан, так пусть он её и вернёт нам!» Мудрое решение, — ничего не скажешь! Короче, боги Асгарда дали Локу маску богини Фрейи, которая превращала бога в сокола, и Лок улетел «спасть» богиню Идану от злодея Гиганта Тхассе.
После долгого и изнурительного перелёта, сокол Лок, наконец, долетел до замка Срамхайн, в котором жил Гигант Тхассее. Выяснив, что Тхассе улетел на охоту, сокол Лок. Превратил богиню Идан в лесной орех, зажал этот орех в когтях правой ноги и устремился назад, в Асгард.
Когда Гигант Орёл Тхассе вернулся в свой замок, слуги ему тот час доложили, что богиню Идан похитил какой-то кавказский сокол. Орёл бросился в погоню. Он почти догнал сокола Лока, когда до стен крепости Асгард оставались какие-то сотни метров. Небесные боги собрались на стенах крепости и стали делать ставки на то, кто победит: Орёл или Сокол. (Вот так, родились первые букмекерские конторы. ) Сокол Лок, из последних сил, всё же успел перелететь через стены небесной крепости Асгард, и рухнул на золотые плиты её центральной площади. Тот час, в Орла были пущены огненные стрелы, и он был сбит, словно никудышный Ф-25.
А Идан, из ореха, вновь превратилась в богиню. И что самое удивительно, она сохранила корзиночку с волшебными яблоками. Боги Асгарда набросились на яблоки и сожрали их в одно мгновение, и снова стали молодыми и красивыми. Тут и про Лока все вспомнили, и стали его восхвалять и прославлять.
Вот так, Лок, из антигероя, вновь стал великим героем! Ну прям, как Геракл! Ну что тут скажешь? Боги, на то и боги, что бы при любых обстоятельствах оставаться Героями!

Читать еще:  Стихи о родительской субботе

Не произноси имя Его напрасно

Люди чаще всего думают, что речь идет о запрете на ругательства, в которых имя Божие упоминается непочтительно. И это, конечно, тоже, но главное другое — употребление имени Божьего в своих целях, выдвижение от лица Божия каких-то своих требований. В притчах благочестивый человек просит:

«Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру: суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся [Тебя] и не сказал: “кто Господь?” и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» (Прит. 30:7–9).

Очевидно, человек страшится того, что бедность подтолкнет его выпрашивать деньги именем Божиим.

Поминание всуе — это и выпрашивание денег «Христа ради» здоровым и трудоспособным человеком, и политическая агитация в стиле «Бог открыл мне голосовать за такого-то кандидата» без явных на то указаний. И объяснение причин чужих бед: «это Бог на вас навел беду, потому что вы меня не слушаетесь!» И, конечно, объявление Господа Бога своим верным союзником в различных конфликтах.

Конфликты, когда люди охвачены гневом, возмущением, обидой, тревогой, резко снижают уровень того, что психиатры называют «критикой» — способности оценивать свои действия со стороны, и с точки зрения их целесообразности, и с точки зрения их нравственности. Увы, способность себе внимать и избегать греха, и так не слишком развитая в людях, во дни смут и волнений окончательно пропадает, и бесстрашное поминание имени Божьего всуе становится обычным. Каждая из конфликтующих сторон заявляет, что Бог на ее стороне — как в известном немецком лозунге времен Первой Мировой Войны «Gott strafe England!» («Боже, покарай Англию!») который высмеивается в «Бравом солдате Швейке».

Люди, переживающие конфликт, охотно обращаются к Богу — но часто не как к Господу, Которому надо повиноваться, отложив все остальное, а как к кому-то, кого можно мобилизовать на свою сторону в перебранке. К Церкви обращаются с гневными требованиями не молчать, но твердо заявить, что Бог, конечно, всецело на правой, то есть на их, обращающихся, стороне. Нежелание прямо выступить за тех или этих вызывает немалый гнев и огорчение.

Однако беспричинно использовать имя Божие в целях агитации — это и значит нарушать заповедь. Это серьезное преступление. В самом деле, если я, не имея законных полномочий, стану выдавать себя за представителя президента, передавать какие-то указания от его имени, чтобы добиться своих целей, меня накажут за мошенничество. Но тут я погрешу против земного правителя, против порядка, установленного в земном государстве. А употребление имени Божьего напрасно — это мошенничество от имени Господа мироздания, Вечного Судии, на суд Которого придем мы все — цари и президенты, крестьяне и нищие, телеведущие и блогеры.

Когда люди приплетают Господа Бога к своим препирательствам, невольно поражаешься силе их атеизма — и у решительных атеистов могут быть минуты сомнения, а вдруг Бог есть? Как говорили советские лекторы: «Если Бога нет — то слава Богу, а если Он есть — то не дай Бог!». А тут какая-то железобетонная уверенность, что Бог никогда не взыщет за подлог от Его имени.

Очень часто конфликт развивается не между святыми с одной стороны и нечестивцами с другой, а между двумя группами грешников, в ходе которого грешники как совершают неправду, так и становятся жертвами неправды; как лгут, так и бывают оболганы; как обижают, так и терпят обиды.

Да, в пылу спора человек тщательно отмечает свои обиды и не видит обид, которые наносит он сам. Но Бог видит и то и другое.

Как нам открывает Священное Писание, Бог прежде всего хочет примирения людей с Ним и друг с другом. Бог не ищет победы одной гордыни и неправды над другой гордыней и неправдой. Он ищет примирения и исцеления разрушенных отношений.

Как говорит Апостол,

«Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения, потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя [людям] преступлений их, и дал нам слово примирения. Итак мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом. Ибо не знавшего греха Он сделал для нас [жертвою за] грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Кор. 5:18–21).

Заповедь «Не поминай имя Господа всуе»

Заветы, данные человечеству Богом, знают все верующие люди. Но объяснить смысл многих из них сможет не каждый христианин. Заповедь, запрещающая поминать имя Господа всуе, ежедневно нарушается многими людьми. Только вникнув в её истинный смысл, можно избежать богохульных изречений и деяний.

Значение и происхождение слова «всуе»

Для современных людей слова первой части заповеди «не поминай имя Господа всуе» — известная фраза, смысл которой многим непонятен. Во многом это является следствием наличия в ней слова «всуе», не используемого в современной повседневной речи.

Слово «всуе», имеющее старославянское происхождение, в буквальном переводе означает «понапрасну», «впустую». Оно состоит из частицы «в» и общего славянского корня «суи», означающего пустой, напрасный, ложный. Таким образом, однокоренными словами являются всуе, суета, суеверия.

Употребление

Всуе чаще всего можно встретить в православных священных текстах (Библии, Псалтыри), придающих ему ярко выраженный религиозный характер. В дореволюционной России это слово употребляли и светские авторы (например, Н. В. Гоголь).

На заметку! В настоящее время «всуе» считает архаичным церковнославянским выражением, употребляемым в отношении кого и чего-либо особо уважаемого.

Библейская заповедь

Крылатое выражение «поминать всуе» — часть текста одной из десяти заповедей, которые являются основой всех авраамистических религий.

Еще о Заповедях:

Происхождение фразы

События появления божественных законов описаны в книге Исход. Через некоторое время после ухода из Египта Моисей привел еврейский народ к горе Синай. Он поднялся на вершину, где сквозь вой ветра, гром, молнии и шум от землетрясения, слушал заветы Бога. Оглашенные заветы Господь высек на двух каменных плитах, которые передал Моисею. Одно из главных наставлений говорилось: не произносится имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. Все авраамистические учения основаны на этой, казалось бы, простой фразе.

Интересно! Многие священные тексты евреев, христиан и мусульман не содержат упоминания имени Создателя. Христианские священники употребляли его только во время пасхальных богослужений.

Понимание священных слов

Истинное имя Бога обладает неограниченным могуществом. Люди должны с почтением и благоговением упоминать Его, не используя в повседневных праздных разговорах. Ведь именем Его Иисус Христос совершал подлинные чудеса. Всевышний слышит все обращения к нему и каждый раз встаёт с престола, чтобы откликнуться на призывы детей своих. Поэтому обращаться к нему следует только в особых случаях, настроившись на восприятие благодати Божией.

Более глубокий смысл этой завета открывается, если принять во внимание следующие факты:

  1. Истинное имя Создателя означает вездесущий. Он незримо присутствует во всех своих творениях, включая человека.
  2. Некоторые исследователи считают, что более точным переводом божественного наказа будет фраза «не неси имя Господа ложно».

Объединив эти высказывания, можно утверждать, что в заповеди говорится о недопустимости не только напрасного упоминания имени Бога вслух, но и в мыслях и поступках, совершаемых человеком.

Имя Господа — величайшая святыня человечества, которая требует бережного обращения. Постоянное упоминание в мирских делах обесценивает её, противопоставляя человека Всевышнему.

Важно! Не следует забывать о второй части третьей заповеди, в которой говорится о каре за неразумные воззвания, обращенные к Нему. Только милостью Небесного Отца прощаются людям совершаемые ежедневно богохульства.

Поминание Господа всуе

Люди несовершенны и в их жизни бывают разные ситуации, в которых они обращаются к Богу. Простому человеку иногда трудно разобраться, когда имя Его произносится напрасно, но все эти ситуации являются Богохульством.

Христиане, стремящиеся к единению с Господом в Царстве Его, должны избегать подобных деяний. К ним относятся:

  1. Суетные деяния, удаляющие Бога с главного места в жизни человека. Люди, ставящие на первое место в своей жизни семью, работу, деньги, противопоставляют себя Господу, считая себя при этом верующими христианами. Не осознавая этого большинство верующих людей ежедневно совершают Богохульство, нарушая третью заповедь.
  2. Клятвы, произносимые не только именем Бога, но и любого его творения. Любая клятва, произносимая человеком, является ложью, потому что судьба его находится в руках Создателя. Клянясь чем-либо, человек напрасно упоминает имя Его, так как исполнить своего обещания заведомо не сможет.
  3. Проклятия, произносимые в адрес творения Божия, поминают имя Его напрасно. Человек, осуждая кого-то, ставит себя на место Небесного Судьи, упоминая его напрасно. Даже простое обсуждение друзей, знакомых и соседей является Богохульством.

Как и когда употреблять имя Его

Господь даёт своим детям ответы на любые вопросы. В книге Исход говорится, что использовать имя Его нужно с любовью и благоговением, строго соблюдая заповеди и следуя Замыслу Его. В Библии описаны все возможности использования имени Бога. Например, в таких случаях:

  • прославляя и восхваляя Господа;
  • во время молитвенного обращения к Нему;
  • уповая и благодаря Его;
  • крестясь и исповедуя Создателя;
  • собираться во имя Его;
  • проповедуя Слово Божие;
  • творя чудеса именем Бога.

Вездесущий Создатель незримо присутствует в каждом своём создании, поэтому все люди несут в себе имя Его. Относясь с почтением и уважением к этой святыне, живущей в сердце каждого человека, христиане обретут спасение.

Такой богини не было в помине

© Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга», художественное оформление, 2006, 2012

«Поднимите мне веки…»

«Поднимите мне веки…» – эти слова, ставшие в наше время крылатым выражением, принадлежат перу известного русского писателя. Определение «русский» скорее условное, поскольку широкую известность автору принесли произведения, в которых красочно, колоритно, сочно и, наконец, мистически отображены Украина и украинцы. Но противоречие заключается не только в принадлежности писателя к той или иной национальной культуре. В литературной критике его называют великим русским писателем и в то же время – подпольным украинцем и страшным хохлом; нарекают православным христианином и, с другой стороны, чертом и даже сатаной. Языковеды укоряют его за «низкую» тематику и грубый, неправильный язык и вместе с тем восхищаются языком его произведений – «фантастическим» на интонационном и смысловом уровнях. А. С. Пушкин о произведениях писателя восторженно говорил: «Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности». В таких противоречивых определениях трудно не узнать выдающегося писателя XIX века Н. В. Гоголя.

Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта 1809 г. в местечке Сорочинцы (на границе Полтавского и Миргородского уездов). Отец, Василий Афанасьевич, служил при Малороссийском почтамте. Человек веселого характера, занимательный рассказчик, он писал комедии и играл в домашнем театре дальнего родственника Д. Трощинского, бывшего министра и известного вельможи. Его увлечение театром, несомненно, повлияло на воспитание в сыне будущего писателя. Внутренний мир Гоголя во многом формировался под влиянием матери – Марьи Ивановны, полтавской красавицы, происходившей из помещичьей семьи. Она дала сыну несколько необычное религиозное воспитание, в котором переплелись духовность, нравственность с суевериями, пересказанными апокалиптическими пророчествами, страхом перед преисподней и неминуемым наказанием грешников.

Детство Н. Гоголя проходило в родном имении Васильевке. Вместе с родителями мальчик посещал окрестные селения Полтавщины: Диканьку, принадлежавшую министру внутренних дел В. Кочубею, Обуховку, где жил писатель В. Капнист, но чаще всего они бывали в Кибинцах, имении Д. Трощинского, где была большая библиотека.

Литературные способности у Гоголя проявились очень рано. В детские годы он начал писать стихи, которые одобрил В. Капнист, пророчески заметив о художественном даровании будущего писателя: «Из него будет большой талант, дай ему только судьба в руководители учителя-христианина».

С 1818 по 1819 г. Гоголь учится в Полтавском уездном училище, в 1821 г. Гоголь поступил в Нежинскую гимназию высших наук. В гимназическом театре он проявил себя как талантливый актер, исполняющий комические роли. Вскоре в Полтаве открывается театр, которым руководит Иван Котляревский – основоположник украинской драматургии. И художественный вкус Н. Гоголя формируется и воспитывается на драматическом творчестве И. Котляревского. Вместе с Гоголем в гимназии учились Нестор Кукольник и Евген Гребенка.

К этому же времени относятся первые творческие опыты писателя: сатира «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан» (не сохранилась), стихи и проза. Он пишет поэму «Ганц Кюхельгартен», во многом незрелую, наследованную, которая была встречена жесткой и даже убийственной критикой. Гоголь сразу же скупает почти весь тираж книги и сжигает его (через много лет история повторится, когда он, уже известный писатель, сожжет 2-й том «Мертвых душ» и уничтожит незаконченную трагедию о запорожцах).

Окончив гимназию, Гоголь переезжает в Петербург, однако не получает там места, на которое надеялся, и внезапно уезжает в Германию. Возвратившись в Россию, Гоголь путано объяснял эту поездку (якобы Бог велел ему ехать в чужую землю) или же ссылался на проблемы в личной жизни. В действительности же он бежал от самого себя, от расхождения своих представлений о жизни с самой жизнью. В это время в творческой деятельности Гоголя появляются новые горизонты. Он письменно просит мать выслать сведения об украинских обычаях, преданиях, традициях, суевериях. Все это впоследствии послужило материалом для повестей из малороссийского быта, ставших началом литературной славы Гоголя: «Вечер накануне Ивана Купала», «Сорочинская ярмарка» и «Майская ночь». В 1831 и 1832 гг. выходят 1-я и 2-я части сборника повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». После выхода книги Гоголь – знаменитый писатель. Огромное значение для творческой карьеры Гоголя имел восторженно-положительный отзыв Пушкина о «Вечерах…». Один из литературных критиков сказал об этом просто: «Гений благословил гения». В дальнейшем Н. Гоголь создает книги «Миргород», «Арабески», пьесу «Ревизор», петербургские повести, поэму «Мертвые души».

Уставший от усиленной работы над своими последними произведениями и душевных тревог, Гоголь в 1836 г. снова меняет обстановку – едет отдохнуть за границу. Поездка, с одной стороны, укрепила его, но, с другой стороны, с этого момента в его жизни наблюдаются странно-фатальные явления: сплин, уход в себя, отчужденность. Он усиленно работает над «Мертвыми душами», возвращается в Россию и снова уезжает за границу. О писателе (возможно, из-за его душевного состояния) ходили различные слухи: в Риме он будто вскакивал среди ночи и начинал вдруг плясать гопак; прогуливаясь в одном из парков, Гоголь раздраженно давил ящериц, бегавших по дорожкам; как-то ночью ему пришла в голову мысль, что он не исполнил предназначенного ему Богом, – он вынул из портфеля свои записи и бросил их в камин, хотя утром пришел к выводу, что сделал это под влиянием злого духа. Говорят также, что врачи определяли у Гоголя наличие душевной болезни.

Свое впечатление от посещения святых мест – Иерусалима, Палестины, Назарета, Гроба Господня – Гоголь сам называл «сонным». Святые места не улучшили его настроения, наоборот – он еще острее почувствовал в сердце пустоту и холод. 1848–1852 годы психологически были наиболее тяжелыми в его жизни. Им неожиданно овладел страх смерти, он оставил литературно-творческие занятия и углубился в религиозные размышления. Своего духовника – отца Матфея – Гоголь постоянно просил молиться о нем. Однажды ночью он отчетливо услышал голоса, говорившие, что он вскоре умрет. Депрессия все больше усиливалась. И 21 февраля 1852 г. писатель умер в глубочайшем душевном кризисе. О его смерти также ходит немало легенд: говорят, что он вовсе не умер, а уснул летаргическим сном и был похоронен заживо, затем при перезахоронении (1931 г.) оказалось, что тело перевернуто и крышка гроба поцарапана.

Жизненный путь и мировоззрение Н. Гоголя ярко отобразились в его творчестве. Произведения, вошедшие в этот сборник, наилучшим образом демонстрируют сплетение различных образов и сфер действительности – как материальной, реальной (этого мира), так и духовной, потусторонней (того мира). Здесь раскрывается величайший талант писателя: он предстает перед нами как мистик, фантаст, историк, религиовед, знаток демонологии и фольклора.

Выбор места действия в произведениях не случаен: Украина – край, чрезвычайно интересный в этнокультурном, историческом и даже социально-бытовом планах, окутанный легендами, мифами, богатый мистическими преданиями.

Сюжеты произведений, вошедших в сборник, похожи и строятся на неожиданном вмешательстве сверхъестественных темных сил в жизнь людей, а что таинственно и непонятно, то вызывает страх, – страх иррациональный, ничем не объяснимый, переходящий в мистический ужас. Гоголь черпает сюжеты в фольклоре, народной демонологии: это и ночь накануне Ивана Купала, запроданная душа, заколдованное место, родовое проклятие, черт, изгнанный из пекла, – при этом перерабатывает в своей неповторимой манере, иногда ужимая целый сюжет до нескольких строк, а иногда строя на нем полноценную повесть.

Стихи в память об ушедших близких людях

Плачет сердце и боль не уходит.
Ну а время вовсе не лечит.
Ничего никогда не проходит.
И не быть всему так, как прежде.

Больничная палата
Белый потолок
Нет выхода, возврата
Для нас с тобой, сынок
Как гром средь ясна неба
Врачебный приговор…
И для меня расплата,
Судьбы немой укор
За что терплю немилость?
Уж лучше бы самой…
Злой рок распорядился
И выбран путь иной
За что? Помилуй, боже!
В ответ лишь тишина
И дрожь бежит по коже
А по щеке слеза…

Мы в горе, как в море,
Не тонем и выплыть не можем.
Мы с Богом не в ссоре,
Но он нам уже не поможет.
Мы с жизнью простились,
Но сердце стучит почему-то.
В года превратились
Летевшие раньше минуты.
Без лучика света
Остались во тьме бесконечной.
И ставим мы детям
Своим поминальные свечи.

Она не придёт.
Глаза её не видят.
Она не придёт..
Она уже не слышит..
Она не придёт..
Она тихо спит..
Она не придёт.
А весь мир кричит..

Ушел мой брат, унес с собою
Кусочек сердца моего.
В миг стало все теперь пустое,
Все черно-белым без него.
Ушел мой брат, зачем так рано?
Покинул этот мир, родной
На сердце лишь осталась рана
И не найти душе покой.
Ушел мой брат, ушел на вечно,
Поднялся ввысь на небеса.
И смотрит Ангелом святым
Кого оставил навсегда.

Прошу,послушай меня мама,
О жизни я своей,тебе немного расскажу,
Хоть ты и старше больше повидала,
Но,крест тот тяжкий я несу.
Когда я маленькой была
Я о проблемах и не знала
С годами старше становясь
Друзей по жизни я теряла.
Кто предавал,а кто остался,
Кого Бог в небеса забрал,
Кто в верности и дружбе клялся
В глаза так мило улыбался,
А за спиной в тебя плевал.
Я видела как умирает человек,
А ты не в силах и помочь,
Такое не забудешь ты вовек
Вот стала взрослой твоя дочь.
Ты знаешь мама,я врагу не пожелаю
Любимых в день рожденья свой терять,
И 40-дней я горько лишь рыдаю
И эту боль ничем мне не унять.
Ой мама,если б знала ты
Как до безумия я его любила,
Сегодня принесла ему цветы
И со слезами на могилу положила.

Без тебя душе моей тревожно,
Не нужны подруги и друзья.
Почему без миллионов можно?
Почему без одного нельзя?
Я брожу по комнате устало.
Ко всему потерян интерес.
Будто без Тебя меня не стало,
Мир вдруг из реальности исчез.
Мне тоска заламывает руки,
Некуда саму себя девать.
Как мне пережить эту разлуку?
Как, скажи, мне без Тебя дышать?
Время долго тянется, безбожно,
По запястьям лезвием скользя.
Почему без миллионов можно?
Почему без одного нельзя?

Ведь ты же знаешь, просто час пришел.
Не умер я, душа не умирает,
Я был в гостях и вот домой ушёл.
Здесь по-другому все, душа спокойна,
Лишь только больно на тебя смотреть.
Не изводи себя, что не с тобой я,
От этой боли можно и сгореть.
Ты прячешь слезы, чтоб никто не видел,
Лишь только их не скроешь от меня.
А я слежу, чтоб кто-то не обидел
Тебя, Родная Мамочка Моя.
Поверь мне, я про всех все знаю,
Кто как живет и думает порой.
На осужденья я не обижаюсь,
Здесь нет обид, здесь счастье и покой.
И в трудный час, Родная Моя Мама,
Ты только взгляд на небо подними.
И ты увидишь: я всегда с тобою рядом,
Я Ангел твой, и Бог тебя хранит!
Пусть доброта твоя границ не знает,
Пусть скорбь твоя сердечко не черствит.
Любовь и доброта твоя весь мир спасают,
Сумей прожить так — душу не чернить.
Чем больше дел хороших совершаешь,
Тем ближе к Богу продвигаешь путь.
Поступком добрым ты мне помогаешь,
Старайся с этой тропки не свернуть.
Не изводи тоской себя, Родная,
Я рядом, каждый день и час.
Через тебя три слова скажу близким:
«ОБЕРЕГАЮ, ПОМНЮ, ЛЮБЛЮ ВАС!

Не заживает боль от раны.
Как трудно это горе пережить!
Случается, уходят рано,
И как с потерей этой дальше жить?!
Их души вознеслись уже высоко,
Омытые небесной чистотой.
Для нас, земных, они ушли до срока,
У Бога ж календарь совсем иной.
Не отдавайтесь горю безвозвратно,
В отчаянье взывая к небесам,
Ведь это не вернёт родных обратно,
А лишь печаль усилит ТАМ .
Их души из светлого далёка
Вам через сны пытаются сказать :
Не надо изводить себя упрёком
Или вину пытаться отыскать.
И просят отпустить её к порогу,
Но ВАША скорбь не даст переступить.
Душа сейчас стремится к БОГУ,
Чтоб АНГЕЛЬСКИЕ КРЫЛЬЯ получить.

Вновь за листок бумаги снова я берусь,
Чтоб написать о том,что каждый день я о тебе молюсь.
Прошу я Господа,чтоб душу грешную твою простил
Прошу,чтоб хоть во снах,ко мне ты приходил.
Прошу,чтоб он забрал меня туда где ты
Прошу,чтоб показал кусочек Рая красоты.
Сижу пишу стихи,набрасывая строчки
Скучаю и люблю.Целую.Точка.

Я каждый вечер жду звонка и стука в дверь,
Но ты приходишь лишь во сне теперь .
Такой же радостный ,веселый , безмятежный.
Такой же любящий,заботливой и нежный.

Я лишь умоляю,поддержи меня,
Образ твой витает,за собой маня.
Знаю,ты все видишь: как мне нелегко,
И какая рана в сердце глубоко.

Жизнь она не кончается
Если в доме беда .
Просто жизнь разделяется этим днем навсегда.
В сердце боль неуемная от утраты такой
Было горе бездомное-стало горе судьбой.
В жизни все преднамеренно,
не вернуть ничего
Все лишь в двух измерениях,»До» и «После» того.

Как хочется мне крикнуть, чтоб вернулся,
Как хочется тебя мне вновь обнять,
Чтоб ты от тьмы ночной очнулся
И что люблю тебя, так хочется сказать.
Теперь сама сижу в пустой квартире
И боль играется с душой.
Как хочется, чтоб в этом злобном мире
Всю жизнь ты рядом был со мной.

Ждать тебя. Пусть не верят. Пусть -«глупая» — говорят.
Так, как я не могла, не ждала никогда других.
Поджигая прошедшие даты календаря,
и шептать себе тихо: «Господи, помоги».
Ждать тебя. Там, где небо дырявят полдня дожди,
просыпаясь с рассветом, где мятою пахнет чай, —
надышаться тобою — до боли в худой груди.
Миллиарды мгновений любви по тебе скучать.
И у сотен дорог расспросить, где бываешь ты;
умирать на снегу, на листве, на ковре из трав.
И шептать себе тихо: «Боже, сведи мосты».
А уж если сведет — пронестись за тобой стремглав.
Над землею осенней лететь, оседлав ветра,
и бродить за тобою, как бродит за солнцем тень.
Надышаться тобою — от вечера до утра.
Ждать тебя у окна: двадцать восемь столетий в день.
А на улице — дождь. Он становится все сильней.
Без тебя этот мир — недолюблен и одинок.
И не может быть в сердце, что ждет тебя, слов страшней:
«Не дождался он, Господи. Что же ты не помог. «

Не передать как сердцу больно,
И нужных слов — не подобрать,
Умел дружить ты так достойно,
Умел печаль легко прогнать.
Умел надежным быть и верным,
И жизнь неистово любил,
За что же небо стало гневным,
И почему твой час пробил?
Тебе бы цвесть еще мой друг,
И много лет лишь ввысь расти,
Но замолчал твой седца стук,
Не сберегли тебя, прости.
Прощай навек, душа родная,
Свой прекратил ты жизни бег,
От нас на небо улетая,
Прощай, любимый человек.
Земля пусть пухом тебе будет,
И путь на небо — будет тих,
Никто тебя не позабудет,
Прими, мой друг, последний стих..

Разлука всё сильнее режет, душит.
Нет воздуха. Лишь горький сизый дым.
Все звуки напрягают слух и душу,
И мир каким-то серым стал. пустым.
Закрыв глаза, представлю, что ты рядом,
Заколет сердце трепетом в груди,
Твоё лицо с пустым и грустным взглядом.
И тихо прошепчу: «Не уходи. «

Еще одна погасшая звезда,
И чье-то сердце перестало биться.
Сгорает, исчезая в никуда,
Последний вздох. Секунда, чтоб проститься.
А ведь казалось, жить еще да жить,
Но все судьба по-своему решила,
И миру, чтоб об этом сообщить,
Она звезду на небе погасила.
А сумрак ночи поглотил печаль,
И лишь слезинка по лицу скатилась.
Грустит луна, ей нестерпимо жаль
Звезду, что в темной бездне растворилась.

Когда уходит близкий самый,
Родной, любимый человек.
Весь мир предстанет горькой драмой
Где всё чернеет, даже снег.
И никогда! Ничем на свете,
Тепло их рук не заменить.
Пока вы живы, не скупитесь,
Родным любовь свою дарить.

Не слышно голоса родного,
Не видно добрых милых глаз.
Зачем судьба была жестока?
Как рано ты ушёл от нас!
Великой скорби не измерить,
Слезами горю не помочь,
Тебя нет с нами, но навеки
В сердцах ты наших не умрёшь.
Никто не смог тебя спасти,
Ушёл из жизни слишком рано.
Но светлый образ твой родной
Мы будем помнить постоянно.

Жил человек и вдруг не стало.
Биться сердце его перестало.
Плачет мама, плачет любимая,
Что ж вы наделали, вы загубили его.
А ведь могло же быть всё иначе
И не поможите горю вы плачем.
Как дальше жить сами не знаете,
Только при жизни любить забываете.

Наши близкие не умирают —
Возвращаются тёплым дождём.
Возвращаются даже из рая,
Чтоб увидеть, как любим и ждём.
Пробежав по садам и по полю,
Напоив, и цветы и леса,
Подышав родным воздухом вволю,
Поднимаются ввысь — в небеса.
Поднимаются ввысь — испареньем,
Превращаясь в облако вновь.
И опять проливаются — ливнем,
Чтоб увидеть нашу любовь.
Наши близкие не умирают.

Ты в моем сердце навсегда.
Так было, есть и будет.
Мою любовь убить нельзя,
Пусть знают это люди.
И даже в день,
Тот мрачный день.
Её не истребили.
Она всегда со мной, как тень.
Родной мой и любимый.
Мою любовь убить нельзя.

Третья заповедь: Не поминай имени Господа Бога твоего всуе

Что? Разве есть такие, кто смеет поминать всуе страшное и таинственное имя Господа Бога Всевышнего? Когда на небе произносится имя Божие, то склоняются в страхе небеса, звезды сияют ярче, Архангелы и Ангелы воспевают: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля Славы Твоея», а святые угодники Божии падают ниц. Как же тогда смертные уста дерзают поминать Наисвятейшее имя Божие без душевного трепета, без глубокого воздыхания и тоски по Богу?

Когда человек лежит на смертном одре, какие бы имена он ни призывал, ни одно из них не способно сделать его храбрым и вернуть душевный мир. Но имя Господа Иисуса Христа, произнесенное хотя бы раз, придает храбрости и водворяет мир в душе человека. Поминание этого утешающего имени облегчает последний вздох его.

Человече! Когда ты разуверился в родных и близких и почувствовал себя одиноким в этом бескрайнем мире или устал от долгого одинокого пути, помяни имя Бога, и оно станет тебе опорой для уставших и отяжелевших рук и ног твоих.

Ученый! Когда ты измучился над разрешением трудной загадки природы и, использовав все возможности своего маленького разума, не можешь найти верный ответ, помяни имя Божие, имя Высшего разума, и свет осветит твою душу и загадка разрешится.

О пречудное имя Божие! Как Ты всесильно, как прекрасно, как сладко! Пусть умолкнут уста мои навек, если произнесут его небрежно, нечисто и всуе.

Один золотых дел мастер, работая в своей мастерской, непрестанно употреблял имя Божие всуе: или как клятву, или как присказку. Паломник, проходивший через это селение, услышал эти слова и был крайне возмущен. Он громко позвал мастера по имени, чтобы тот вышел на улицу, а сам спрятался. И когда мастер вышел на улицу, он обнаружил, что никого нет. Удивившись, он вернулся в свою мастерскую и продолжил работу. Через некоторое время странник вновь зовет его, а когда тот выходит, делает вид, что совсем не звал его. Сильно разгневанный мастер крикнул страннику: «Искушаешь ли ты меня, странник, или шутишь, когда у меня столько работы? Ты зовешь меня, а потом делаешь вид, что не звал». Отвечает ему странник миролюбиво: «Воистину, у Бога значительно больше работы, чем у тебя, ты же все время поминаешь Его всуе, а на меня обижаешься за то, что я тебя отвлек. Кто имеет больше оснований сердиться — Бог или ты, золотых дел мастер?» И мастеру стало стыдно. Вернулся он в свою мастерскую и с тех пор держал язык за зубами.

Пусть же имя Господне, как неугасимая лампада, непрестанно теплится в нашей душе, в мыслях и сердце, но не касается нашего языка без значительного и торжественного повода.

В одну больницу приехал на практику доктор; ему дали ассистента, с которым приходилось проводить время с утра до ночи, оперируя и перевязывая больных. Ассистент имел привычку грязно ругаться. Он никого не щадил в своих выражениях. Его грязная ругань не миновала даже Бога Саваофа. Однажды доктора посетил его приятель, приехавший из города. Доктор пригласил приятеля присутствовать на операции. Больному вскрывали гнойник. Гостю стало дурно при виде страшной раны, из которой истекал гной. Вдобавок ассистент доктора, не умолкая, грязно ругался. Не выдержав, гость спросил: «Как можешь ты слушать эти мерзкие богохульные слова?» Доктор отвечал: «Друг мой, я привык к тому, что существуют грязные раны и что из ран часто течет гной. Если на теле больного есть гнойный нарыв, то гной благодаря ране становится видимым, и этот нарыв можно вылечить. Но бывает гной в душе человека, и обнаружить его возможно лишь когда он истекает через уста. Мой ассистент, ругаясь богохульно, обнаруживает для нас накопившееся зло, которое изливается из его души, как гной из раны».

О Всемилостивый Боже, даже жабы не ругают Тебя, а человек ругает! Почему же жаба имеет гортань лучше, чем у человека? О Всетерпеливый, почему змеи не хулят Тебя, а человек хулит? Почему змея ближе к ангелам, чем человек? О Всепрекраснейший, почему ветер, крестообразно опоясывающий землю, не обращается всуе к имени Твоему, а человек обращается? Почему ветер более богобоязнен, чем человек?

О Пречудное имя Божие, как ты всесильно, как ты прекрасно и как сладко! Пусть умолкнут уста мои навек, если произнесут его небрежно, нечисто и всуе.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector