3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Текст бунина вспоминается мне ранняя погожая осень

Великому Бунину. Погожая осень

Антоновские яблоки. Погожая осень.
I.
. Вспоминается мне ранняя осень, погожая.
Август был с тёплыми дождиками, что целыми днями шли без конца,
Как будто нарочно выпадавшими – для сева, похоже,
Дождики – в самую пору, в середине месяца.
А «осень и зима хороши живут,
коли на Лаврентия вода тиха и дождик» тут.
Потом бабьим летом паутины много село на поля.
Это тоже добрый знак: «Много тенетника* на бабье лето – осень ядрёная».
Помню раннее, свежее, тихое утро.
Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад,
помню кленовые аллеи, тонкий аромат
опавшей листвы и – запах антоновских яблок чуть свет,
запах мёда и осенней свежести букет.
Воздух так чист, точно его совсем нет.
И тишину утра, где стоит прохлада,
нарушает только сытое квохтанье дроздов в чаще сада
на коралловых рябинах, где их уголок,
голоса, да гулкий стук ссыпаемых в меры и кадушки яблок.
. К ночи в погоду становится очень холодно и росисто. Темнеет.
И вдруг ещё запах: в саду – костёр алеет
и крепко тянет душистым дымом вишнёвых сучьев – струйкой длинной.
В темноте, в глубине сада – сказочная картина:
точно в уголке ада,
пылает около шалаша багровое пламя, окружённое мраком сада,
и чьи-то чёрные, точно вырезанные из чёрного дерева силуэты
двигаются вокруг костра, как затемнённые планеты,
меж тем как гигантские тени от них ходят по яблоням, в дым одеты.
То по всему дереву ляжет чёрная рука в несколько аршин, а кажется – до неба,
то чётко нарисуются две ноги – два чёрных столба.
И вдруг всё это с яблони скользнёт
и тень упадёт –
по всей аллее,
от шалаша до самой калитки темнеет.
Поздней ночью, когда на деревне погаснут огни,
исчезнет в саду от костра жар и теней ад,
когда в небе уже высоко блещет бриллиантовое созвездие Стожар,
ещё раз пробежишь в сад.
Шурша по сухой листве, как слепой, доберёшься до шалаша как-нибудь.
Там на полянке немного светлее, а над головой белеет Млечный Путь.
А чёрное небо чертят огнистыми полосками
падающие звёзды, летящие в тишину.
Долго глядишь в его тёмно-синюю глубину,
переполненную созвездиями,
пока не поплывет земля под ногами с ними .
Тогда встрепенёшься и, пряча руки в рукава,
быстро побежишь по аллее к дому в звёздном свете.
Как холодно, росисто
и как хорошо жить на свете!
–––––––––––
* Тенетник – осенняя паутина, летающая по воздуху.

––––––––––––––
Иван Алексеевич Бунин. Антоновские яблоки. (Отрывок.)
I.
. Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с теплыми дождиками, как будто нарочно выпадавшими для сева, с дождиками в самую пору, в середине месяца, около праздника св. Лаврентия. А «осень и зима хороши живут, коли на Лаврентия вода тиха и дождик». Потом бабьим летом паутины много село на поля. Это тоже добрый знак: «Много тенетника на бабье лето — осень ядреная».
Помню раннее, свежее, тихое утро. Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и — запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет, .
И прохладную тишину утра нарушает только сытое квохтанье дроздов на коралловых рябинах в чаще сада, голоса да гулкий стук ссыпаемых в меры и кадушки яблок.
. К ночи в погоду становится очень холодно и росисто. Темнеет. И вот еще запах: в саду – костер, и крепко тянет душистым дымом вишневых сучьев. В темноте, в глубине сада — сказочная картина: точно в уголке ада, пылает около шалаша багровое пламя, окруженное мраком, и чьи-то черные, точно вырезанные из черного дерева силуэты двигаются вокруг костра, меж тем как гигантские тени от них ходят по яблоням. То по всему дереву ляжет черная рука в несколько аршин, то четко нарисуются две ноги – два черных столба. И вдруг все это скользнет с яблони — и тень упадет по всей аллее, от шалаша до самой калитки. Поздней ночью, когда на деревне погаснут огни, когда в небе уже высоко блещет бриллиантовое созвездие Стожар, еще раз пробежишь в сад. Шурша по сухой листве, как слепой, доберешься до шалаша. Там на полянке немного светлее, а над головой белеет Млечный Путь
. А черное небо чертят огнистыми полосками падающие звезды. Долго глядишь в его темно-синюю глубину, переполненную созвездиями, пока не поплывет земля под ногами. Тогда встрепенешься и, пряча руки в рукава, быстро побежишь по аллее к дому. Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!

Антоновские яблоки

Автор: Иван Бунин

Добавлено: 01.01.2016

Оглавление

…Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с теплыми дождиками, как будто нарочно выпадавшими для сева, – с дождиками в самую пору, в средине месяца, около праздника св. Лаврентия. А «осень и зима хороши живут, коли на Лаврентия вода тиха и дождик». Потом бабьим летом паутины много село на поля. Это тоже добрый знак: «Много тенетника на бабье лето – осень ядреная»… Помню раннее, свежее, тихое утро… Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег. Это тархане, мещане-садовники, наняли мужиков и насыпают яблоки, чтобы в ночь отправлять их в город, – непременно в ночь, когда так славно лежать на возу, смотреть в звездное небо, чувствовать запах дегтя в свежем воздухе и слушать, как осторожно поскрипывает в темноте длинный обоз по большой дороге. Мужик, насыпающий яблоки, ест их с сочным треском одно за одним, но уж таково заведение – никогда мещанин не оборвет его, а еще скажет:

– Вали, ешь досыта, – делать нечего! На сливанье все мед пьют.

И прохладную тишину утра нарушает только сытое квохтанье дроздов на коралловых рябинах в чаще сада, голоса да гулкий стук ссыпаемых в меры и кадушки яблок. В поредевшем саду далеко видна дорога к большому шалашу, усыпанная соломой, и самый шалаш, около которого мещане обзавелись за лето целым хозяйством. Всюду сильно пахнет яблоками, тут – особенно. В шалаше устроены постели, стоит одноствольное ружье, позеленевший самовар, в уголке – посуда. Около шалаша валяются рогожи, ящики, всякие истрепанные пожитки, вырыта земляная печка. В полдень на ней варится великолепный кулеш с салом, вечером греется самовар, и по саду, между деревьями, расстилается длинной полосой голубоватый дым. В праздничные же дни около шалаша – целая ярмарка, и за деревьями поминутно мелькают красные уборы. Толпятся бойкие девки-однодворки в сарафанах, сильно пахнущих краской, приходят «барские» в своих красивых и грубых, дикарских костюмах, молодая старостиха, беременная, с широким сонным лицом и важная, как холмогорская корова. На голове ее «рога», – косы положены по бокам макушки и покрыты несколькими платками, так что голова кажется огромной; ноги, в полусапожках с подковками, стоят тупо и крепко; безрукавка – плисовая, занавеска длинная, а панева – черно-лиловая с полосами кирпичного цвета и обложенная на подоле широким золотым «прозументом»…

– Хозяйственная бабочка! – говорит о ней мещанин, покачивая головою. – Переводятся теперь такие…

А мальчишки в белых замашных рубашках и коротеньких порточках, с белыми раскрытыми головами, все подходят. Идут по двое, по трое, мелко перебирая босыми ножками, и косятся на лохматую овчарку, привязанную к яблоне. Покупает, конечно, один, ибо и покупки-то всего на копейку или на яйцо, но покупателей много, торговля идет бойко, и чахоточный мещанин в длинном сюртуке и рыжих сапогах – весел. Вместе с братом, картавым, шустрым полуидиотом, который живет у него «из милости», он торгует с шуточками, прибаутками и даже иногда «тронет» на тульской гармонике. И до вечера в саду толпится народ, слышится около шалаша смех и говор, а иногда и топот пляски…

К ночи в погоду становится очень холодно и росисто. Надышавшись на гумне ржаным ароматом новой соломы и мякины, бодро идешь домой к ужину мимо садового вала. Голоса на деревне или скрип ворот раздаются по студеной заре необыкновенно ясно. Темнеет. И вот еще запах: в саду – костер, и крепко тянет душистым дымом вишневых сучьев. В темноте, в глубине сада, – сказочная картина: точно в уголке ада, пылает около шалаша багровое пламя, окруженное мраком, и чьи-то черные, точно вырезанные из черного дерева силуэты двигаются вокруг костра, меж тем как гигантские тени от них ходят по яблоням. То по всему дереву ляжет черная рука в несколько аршин, то четко нарисуются две ноги – два черных столба. И вдруг все это скользнет с яблони – и тень упадет по всей аллее, от шалаша до самой калитки…

Поздней ночью, когда на деревне погаснут огни, когда в небе уже высоко блещет бриллиантовое семизвездие Стожар, еще раз пробежишь в сад. Шурша по сухой листве, как слепой, доберешься до шалаша. Там на полянке немного светлее, а над головой белеет Млечный Путь.

– Это вы, барчук? – тихо окликает кто-то из темноты.

– Я. А вы не спите еще, Николай?

Читать еще:  Родительская суббота в картинках

– Нам нельзя-с спать. А, должно, уже поздно? Вон, кажись, пассажирский поезд идет…

Долго прислушиваемся и различаем дрожь в земле. Дрожь переходит в шум, растет, и вот, как будто уже за самым садом, ускоренно выбивают шумный такт колеса: громыхая и стуча, несется поезд… ближе, ближе, все громче и сердитее… И вдруг начинает стихать, глохнуть, точно уходя в землю…

– А где у вас ружье, Николай?

– А вот возле ящика-с.

Вскинешь кверху тяжелую, как лом, одностволку и с маху выстрелишь. Багровое пламя с оглушительным треском блеснет к небу, ослепит на миг и погасит звезды, а бодрое эхо кольцом грянет и раскатится по горизонту, далеко-далеко замирая в чистом и чутком воздухе.

– Ух, здорово! – скажет мещанин. – Потращайте, потращайте, барчук, а то просто беда! Опять всю дулю на валу отрясли…

А черное небо чертят огнистыми полосками падающие звезды. Долго глядишь в его темно-синюю глубину, переполненную созвездиями, пока не поплывет земля под ногами. Тогда встрепенешься и, пряча руки в рукава, быстро побежишь по аллее к дому… Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!

«Ядреная антоновка – к веселому году». Деревенские дела хороши, если антоновка уродилась: значит, и хлеб уродился… Вспоминается мне урожайный год.

На ранней заре, когда еще кричат петухи и по-черному дымятся избы, распахнешь, бывало, окно в прохладный сад, наполненный лиловатым туманом, сквозь который ярко блестит кое-где утреннее солнце, и не утерпишь – велишь поскорее заседлывать лошадь, а сам побежишь умываться на пруд. Мелкая листва почти вся облетела с прибрежных лозин, и сучья сквозят на бирюзовом небе. Вода под лозинами стала прозрачная, ледяная и как будто тяжелая. Она мгновенно прогоняет ночную лень, и, умывшись и позавтракав в людской с работниками горячими картошками и черным хлебом с крупной сырой солью, с наслаждением чувствуешь под собой скользкую кожу седла, проезжая по Выселкам на охоту. Осень – пора престольных праздников, и народ в это время прибран, доволен, вид деревни совсем не тот, что в другую пору. Если же год урожайный и на гумнах возвышается целый золотой город, а на реке звонко и резко гогочут по утрам гуси, так в деревне и совсем не плохо. К тому же наши Выселки спокон веку, еще со времен дедушки, славились «богатством». Старики и старухи жили в Выселках очень подолгу, – первый признак богатой деревни, – и были все высокие, большие и белые, как лунь. Только и слышишь бывало: «Да, – вот Агафья восемьдесят три годочка отмахала!» – или разговоры в таком роде:

Уходящая зрелость: цитаты об осени из русской классики

5 ноября 2014 14:10

Фото: Андрей СТЕПАНОВKP_PSKOV

Фото: Андрей СТЕПАНОВKP_PSKOV

Александр Куприн — «Грантовый браслет»

К началу сентября погода вдруг резко и совсем неожиданно переменилась. Сразу наступили тихие и безоблачные дни, такие ясные, солнечные и теплые, каких не было даже в июле. На обсохших сжатых полях, на их колючей желтой щетине заблестела слюдяным блеском осенняя паутина. Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли желтые листья.

Владимир Короленко — «Поздняя осень»

Наступает поздняя осень. Плод отяжелел; он срывается и падает на землю. Он умирает, но в нем живет семя, а в этом семени живет в «возможности» и все будущее растение, с его будущей роскошной листвой и с его новым плодом. Семя падет на землю; а над землей низко подымается уже холодное солнце, бежит холодный ветер, несутся холодные тучи. Не только страсть, но и самая жизнь замирает тихо, незаметно. Земля все больше проступает из-под зелени своей чернотой, в небе господствуют холодные тона. И вот наступает день, когда на эту смирившуюся и притихшую, будто овдовевшую землю падают миллионы снежинок и вся она становится ровна, одноцветна и бела. Белый цвет — это цвет холодного снега, цвет высочайших облаков, которые плывут в недосягаемом холоде поднебесных высот,— цвет величавых и бесплодных горных вершин.

Константин Паустовский — «Мой дом»

Особенно хорошо в беседке в тихие осенние ночи, когда в саду шумит вполголоса неторопливый отвесный дождь.

Прохладный воздух едва качает язычок свечи. Угловые тени от виноградных листьев лежат на потолке беседки. Ночная бабочка, похожая на комок серого шелка-сырца, садится на раскрытую книгу и оставляет на странице тончайшую блестящую пыль. Пахнет дождем — нежным и вместе с тем острым запахом влаги, сырых садовых дорожек.

Фото: Андрей СТЕПАНОВKP_PSKOV

Лев Толстой «Война и мир»

День был теплый, осенний и дождливый. Пространная перспектива, раскрывавшаяся с возвышения, где стояли русские батареи, защищавшие мост, то вдруг затягивалась кисейным занавесом косого дождя, то вдруг расширялась, и при свете солнца далеко и ясно становились видны предметы, точно покрытые лаком. Виднелся городок под ногами с своими белыми домами и красными крышами, собором и мостом, по обеим сторонам которого, толпясь, лились массы русских войск. Виднелись на повороте Дуная суда, и остров, и замок с парком, окруженный водами впадения Энса в Дунай, виднелся левый скалистый и покрытый сосновым лесом берег Дуная с таинственною далью зеленых вершин и голубеющими ущельями. Виднелись башни монастыря, выдававшегося из-за соснового, казавшегося нетронутым, дикого леса, и далеко впереди на горе, по ту сторону Энса, виднелись разъезды неприятеля.

Фото: Андрей СТЕПАНОВKP_PSKOV

Иван Тургенев — «Осенний день в березовой роще»

С самого утра перепадал мелкий дождик, сменяемый по временам теплым солнечным сиянием; была непостоянная погода. Небо то все заволакивалось рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищалось на мгновение, и тогда из-за раздвинутых туч показывалась лазурь, ясная и ласковая.

Я сидел и глядел кругом, и слушал. Листья чуть шумели над моей головой; по одному их шуму можно было узнать, какое тогда стояло время года. То был не веселый, смеющийся трепет весны, не мягкое шушуканье, не долгий говор лета, не робкое и холодное лепетанье поздней осени, а едва слышная, дремотная болтовня. Слабый ветер чуть-чуть тянул по верхушкам. Внутренность рощи, влажной от дождя, беспрестанно изменялась, смотря по тому, светило ли солнце или закрывалось облаками; она то озарялась вся, словно вдруг в ней все улыбалось. то вдруг опять все кругом слегка синело: яркие краски мгновенно гасли. и украдкой, лукаво, начинал сеяться и шептать по лесу мельчайший дождь.

Михаил Шолохов — «Тихий Дон»

В больничном садике хозяйничала осень: крыла дорожки оранжевой бронзой листьев, утренними заморозками мяла цветы и водянистой зеленью наливала на газонах

траву. В погожие дни по дорожкам гуляли больные, вслушиваясь в переливы церковных звонов богомольной Москвы.

Фото: Андрей СТЕПАНОВKP_PSKOV

Иван Бунин — «Антоновские яблоки»

Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с теплыми дождиками в самую пору, в середине месяца. Помню раннее, свежее, тихое утро. Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и — запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет. Всюду сильно пахнет яблоками.

Сергей Козлов — «Как Ежик с Медвежонком ловили осень»

Весь день шёл дождь, ночью перестал, к утру похолодало.

Ёжик с Медвежонком вышли на крыльцо, постояли немного, вдыхая холодный воздух.

Всё вокруг было непонятно: деревья стояли зелёные, жёлтых листьев было ещё совсем мало, и всё равно — за каждым стволом сидела осень.

— Видишь? — сказал Ёжик.

— Ага, — сказал Медвежонок. — Так и глядит.

— Вот бы её поймать!

— А давай, — Медвежонок чуть не поперхнулся. — Давай поймаем и запрём в чулан. Представляешь? Запрем её в чулан, и сразу — лето!

IV. Работа с текстом (в группах).

На карточках – фрагменты текстов Бунина. Учащиеся проводят самостоятельное исследование текста с целью определения круга речевых средств, использованных автором.

Работа с фрагментом рассказа «Антоновские яблоки».

«. Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с теплыми дождиками, как будто нарочно выпадавшими для сева, – с дождиками в самую пору, в средине месяца, около праздника св. Лаврентия. А «осень и зима хороши живут, коли на Лаврентия вода тиха и дождик». Потом бабьим летом паутины много село на поля. Это тоже добрый знак: «Много тенетника на бабье лето – осень ядреная»… Помню раннее, свежее, тихое утро. Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег.

Это тархане, мещане-садовники, наняли мужиков и насыпают яблоки, чтобы в ночь отправлять их в город, – непременно в ночь, когда так славно лежать на возу, смотреть в звездное небо, чувствовать запах дегтя в свежем воздухе и слушать, как осторожно поскрипывает в темноте длинный обоз по большой дороге».

Примерный ответ

Данный фрагмент в сочетании с включенными в него фольклорными элементами (народными приметами, названием религиозного праздника) создает образ России, страны, которой остался верен эмигрировавший писатель.

Анафорический повтор «вспоминается», «помню» сближает данный прозаический текст с поэзией. В этом фрагменте вообще много повторов, что характерно для стиля писателя. Звучит здесь и мотив звездного ночного неба, так часто встречающийся в лирических стихотворениях.

Читать еще:  Упоминать в суе

На читательское восприятие воздействуют не только нарисованные Буниным-художником картины, но и переданные им запахи (аромат опавшей листвы, запах дегтя, меда и антоновских яблок) и звуки (голоса людей, скрип телег, поскрипывание обоза по дороге).

Работа с фрагментом рассказа «Поздний час».

«Мост был такой знакомый, прежний, точно я его видел вчера: грубо-древний, горбатый и как будто даже не каменный, а какой-то окаменевший от времени до вечной несокрушимости, – гимназистом я думал, что он был еще при Батые. Однако о древности города говорят только кое-какие следы городских стен на обрыве под собором да этот мост. Все прочее старо, провинциально, не более. Одно было странно, одно указывало, что все-таки кое-что изменилось на свете с тех пор, когда я был мальчиком, юношей: прежде река была не судоходная, а теперь ее, верно, углубили, расчистили; месяц был слева от меня, довольно далеко над рекой, и в его зыбком свете и в мерцающем, дрожащем блеске воды белел колесный пароход, который казался пустым, – так молчалив он был, – хотя все его иллюминаторы были освещены, похожи на неподвижные золотые глаза и все отражались в воде струистыми золотыми столбами: пароход точно на них и стоял».

Примерный ответ

В данной зарисовке многообразны речевые средства, воссоздающие разные проявления чувственного восприятия.

Используются не только прилагательные для обозначения цвета (золотой), но и глагол со значением цвета (белел), который так же придает тексту динамизм, как и причастия «в мерцающем, дрожащем свете».

Бунин передает ситуацию в восприятии конкретного лица, на что указывает использование местоимения «месяц был слева от меня». Это делает зарисовку более реалистичной и ставит в центр внимания внутреннее состояние человека, которое раскрывается в воспринимаемых им картинах.

В описании старого моста интересно объединение разных сторон восприятия в сложном прилагательном грубо-древний: грубый указывает на внешние признаки моста, древний привносит в эпитет временной оттенок.

Работа с фрагментом рассказа «Косцы».

«Прелесть была в том несознаваемом, но кровном родстве, которое было между ими (косцами) и нами – и между ими, нами и этим хлебородным полем, что окружало нас, этим полевым воздухом, которым дышали и они и мы с детства, этим предвечерним временем, этими облаками на уже розовеющем западе, этим свежим, молодым лесом, полным медвяных трав по пояс, диких несметных цветов и ягод, которые они поминутно срывали и ели, и этой большой дорогой, ее простором и заповедной далью. Прелесть была в том, что все мы были дети своей родины и были все вместе и всем нам было хорошо, спокойно и любовно без ясного понимания своих чувств, ибо их не надо, не должно понимать, когда они есть. И еще в том была (уже совсем не сознаваемая нами тогда) прелесть, что эта родина, этот наш общий дом была – Россия, и что только ее душа могла петь так, как пели косцы в этом откликающемся на каждый их вздох березовом лесу».

Примерный ответ

В рассказе «Косцы» используется анафорическое построение (для данных предложений характерно единоначатие), что сближает это прозаическое произведение с поэзией. Этот фрагмент построен как лирический монолог. Лирическая экспрессия создается повторами разных типов: лексический повтор (слова было, этот), повтор однокоренных слов (в родстве, хлебородном, родина), повторы слов с общей семантикой «общий» (общий, родной, кровный, родство, вместе).

Звучит тема России, как и в большинстве произведений И. А. Бунина, словами «мы дети своей родины», «наш общий дом»автор признается в любви к этой стране, подчеркивая кровное родство с ее народом.

В данном тексте проявляется еще одна особенность, характерная для стиля писателя: автор воздействует на разные чувственные восприятия читателя, описывая цвет (розовеющий запад), запах (медвяные травы), подключает даже вкус (ягод, которые «поминутно срывали и ели» косцы).

Домашнее задание:

1. Написать миниатюру «Впечатления от первой встречи с Буниным».

2. Индивидуальные задания:

а) вопрос 4 на странице 54 учебника: «С чем связана поэтизация одиночества в творчестве Бунина 1900-х гг.?» Рассмотрите стихотворения «Сонет», «Одиночество»;

б) сообщение на тему «И. А. Бунин – тончайший живописец природы».

Урок 3
Лирическое мастерство, красота и гибкость
стиля поэзии И. А. Бунина

Цели:научить определять особенности поэзии Бунина, ее тематику; продолжить работу по развитию навыков анализа поэтического текста.

Ход урока

. Он просто пишет прекрасные стихи.

I. Проверка домашнего задания.

– Чем же запомнился вам Бунин как человек и писатель?

Учащиеся делятся впечатлениями от первой встречи с Буниным, зачитывают миниатюры, подготовленные дома.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

«Чудная власть прошлого»


в рассказе Ивана Алексеевича Бунина «Антоновские яблоки»

1. Выписать в тетрадь народные пословицы из текста. С какой целью писатель вводит их в рассказ?

2. Найдите в произведении тропы (эпитеты, метафоры, сравнения). Какие из них запомнились?

Наиболее известным из ранних рассказов Бунина стал написанный на рубеже веков, в 1900 году, и опубликованный в журнале «Жизнь» томительно грустный этюд «Антоновские яблоки». Это небольшое по объему произведение вызвало немало споров у критиков-современников Бунина. «Описывает все, что попадается под руку», – злословили они. «Где ты, прекрасное время пирогов с груздями, борзых густопсовых кобелей… крепостных душ, антоновских яблок. » – язвил Александр Куприн в пародии «И.А. Бунин. Пироги с груздями».

Рассказ действительно вызвал немало упреков. «Антоновские яблоки» пахнут отнюдь не демократично», – писал Горький, тем не менее, восхищенный мастерством автора.

Однако Бунин тоскует отнюдь не по крепостному праву.

О чем же этот рассказ?

Об осени, об антоновских яблоках, о воспоминаниях…

Отпрыск беднеющей дворянской семьи вспоминает родовое поместье, знаменитое своими антоновскими яблоками. Кисловатый, осенний их запах, сухие листья, легкая грусть ясного, погожего, но уже короткого дня – вот атмосфера рассказа. Грусть светлая, умиленная, прошлое выглядит идиллией: «На ранней заре, когда еще кричат петухи и по-черному дымятся избы, распахнешь, бывало, окно в прохладный сад, наполненный лиловатым туманом, сквозь который ярко блестит кое-где утреннее солнце, и не утерпишь велишь поскорее заседлывать лошадь, а сам побежишь умываться на пруд»…

Привычной сюжетной линии рассказ не имеет. Это, скорее, рассказ впечатление, рассказ-воспоминание. «Антоновские яблоки – рассказ импрессионистский, произведение, остановившее и запечатлевшее мгновения.

Одна из главных его тем – бренность, хрупкость, краткость жизни, печаль по всему невозвратимому. Пишет ли Бунин о родной усадьбе или о юношеской любви, всюду стремление, хотя бы в слове, удержать жизнь, ежесекундно и непоправимо тающую. И ностальгия его сродни грусти ранней осени – любимого времени года писателя.

Бунин следует традициям русской классической литературы, одно из свойств которой – за внешне простым, незначительным увидеть сложное, важное, дорогое. Оттуда же передача тонких настроений, психологических нюансов в этом рассказе с чертами мемуарного, биографического очерка.

Как организовано повествование? (От чьего лица оно ведется).

Рассказ разворачивается как череда воспоминаний, ретроспектива. Повествование ведется от первого лица: «Вспоминается мне ранняя погожая осень»; «Вспоминается мне урожайный год»; «помню»; «как сейчас вижу»; «Вот я вижу себя снова в деревне…»

Обратите внимание, как употребляются глаголы?

Глаголы употребляются чаще всего в настоящем времени, что приближает читателя к происходящему в воспоминаниях («Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег»; «Всюду сильно пахнет яблоками…»; «Слышно, как осторожно ходит по комнатам садовник, растапливая печи, и как дрова трещат и стреляют»).

Иногда глаголы стоят во втором лице единственного числа – таким образом, читатель вовлекается в действие: «…распахнешь, бывало, окно в прохладный сад, наполненный лиловатым туманом, сквозь который ярко блестит кое-где утреннее солнце, и не утерпишь – велишь поскорее заседлывать лошадь, а сам побежишь умываться на пруд»; «Войдешь в дом и прежде всего услышишь запах яблок…»).

Что является предметом воспоминаний? Приведите примеры.

Воспоминаются не какие-то события, а картины, впечатления, ощущения. Например, праздничный день (гл. I). Вот «молодая старостиха, беременная, с широким сонным лицом и важная, как холмогорская корова. На голове ее «рога», – косы положены по бокам макушки и покрыты несколькими платками, так что голова кажется огромной; ноги, в полусапожках с подковками, стоят тупо и крепко; безрукавка – плисовая, занавеска длинная, а понева – черно-лиловая с полосами кирпичного цвета и обложенная на подоле широким золотым «прозументом»…. Здесь сравнение с коровой вовсе не оскорбительно. Это «хозяйственная бабочка», основательная, крепкая, ладная, нарисована она так ярко, нарядно, подробно, живо, как будто сошла с картины.

Описание охоты (гл. III).

Все, что относится к прошлому, будь то барский дом, или крестьянский двор, или дерево, или столетний старик Панкрат, имеет какой-то мощный запас прочности, кажется надежным, вечным.

Что поэтизирует писатель?

Бунин останавливается на привлекательных сторонах прежнего помещичьего быта, его приволье, довольстве, обилии, сращенности жизни человека с природой, ее естественности, спаянности быта дворян и крестьян.

Писатель поэтизирует не только прошлую жизнь людей своего сословия, но и деревенскую, естественную, опрощенную жизнь вообще. Она прекрасна своим целесообразным ритмом, своей простотой, соответствием когда-то укоренившимся основам бытия, своей сращенностью с жизнью родной природы. Здесь Бунин как бы принимает эстафету от Руссо и Л.Н. Толстого.

Иван Алексеевич так ярко описывает свои воспоминания, что создается впечатление, что мы, читатели, были свидетелями или участниками тех событий. Как достигается эффект присутствия читателя в описываемых картинах?

Читать еще:  Поминают ли полгода со дня смерти

Мы уже отмечали грамматические приемы (употребление глаголов настоящего времени, глаголов 2-го лица ед. числа). Кроме того, Бунин мастерски передает звуки, запахи, цвета окружающего мира. Очень сильна память запахов: «Запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб» – а с ним угасает и прежний уклад жизни. «Крепко пахнет от оврагов грибной сыростью, перегнившими листьям и мокрой древесной корою» – эффект усиливается яркой звукописью. Аллитерации создают впечатление, что мы и впрямь слышим, как, например, шуршат листья под ногами: «Шурша по сухой листве, как слепой, доберешься до шалаша».

А вот запах «дедовских книг в толстых кожаных переплетах, с золотыми звездочками на сафьяновых корешках. Славно пахнут эти, похожие на церковные требники книги своей пожелтевшей, толстой шершавой бумагой! Какой-то приятной кисловатой плесенью, старинными духами…». К обонятельным ощущениям добавляются осязательные («толстая шершавая бумага»). Мы видим мельчайшие подробности – даже золотые звездочки на корешках книг – и словно окунаемся в прошлое.

Что вам напоминает тон рассказа? Возможно, он похож на некую знакомую вам поэтическую форму? Какова интонация рассказа? Как она меняется на протяжении рассказа?

Общая интонация «Антоновских яблок» элегическая. Это изображение угасания, умирания «дворянских гнезд» (вспомним «Вишневый сад» Чехова). Начало рассказа полно радостной бодрости: «Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!». Постепенно интонация становится ностальгической: «За последние годы одно поддерживало угасающий дух помещиков – охота»; «…понемногу в сердце начинает закрадываться сладкая и странная тоска…». И, наконец, в описании поздней осени и предзимья – грусть. Песня «на каком-нибудь глухом хуторе» звучит «с грустной, безнадежной удалью».

Обостренность восприятия, чуткость, зоркость – источник удивительных подробностей, наблюдений, сравнений, наполняющих произведения Бунина. Эти подробности не просто фон повествования, они и есть главное. Все земное, все живое во множестве своих проявлений, раздробленное на отдельные запахи, звуки, краски – самостоятельный предмет изображения у Бунина, наводящий на мысли о неразрывном единстве человека и природы.

Дмитрий Быков. Иван Алексеевич Бунин. // Энциклопедия для детей «Аванта+». Том 9. Русская литература. Часть вторая. XX век. М., 1999

Вера Муромцева-Бунина. Жизнь Бунина. Беседы с памятью. М.: Вагриус, 2007

Галина Кузнецова. Грасский дневник. М.: Московский рабочий, 1995

Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русской литературе. 11 класс. I полугодие. М.: ВАКО, 2005

Д.Н. Мурин, Е.Д. Кононова, Е.В. Миненко. Русская литература XX века. Программа 11 класса. Тематическое поурочное планирование. СПб.: СМИО Пресс, 2001

Е.С. Роговер. Русская литература XX века. СП.: Паритет, 2002

Текст бунина вспоминается мне ранняя погожая осень

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
ГОГОЛЯ

50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
ЛИТЕРАТУРУ

ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ОЦЕНИВАНИЕ ПО
ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ

ОЛИМПИАДА ПО
ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС

ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
СЛОВА ЭФФЕКТИВНО

АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

ГРАММАТИКА
ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
ВИЗУАЛЬНОЕ
ЗАПОМИНАНИЕ

ГРАММАТИКА
ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА

Войти через uID

Цели. Знакомство с творчеством И.А. Бунина; повторение знаний о тексте; обогащение словаря учащихся; воспитание любви к природе.

Оборудование. Портрет И.А. Бунина; карточки с записью слов: мера, кадушка, рогожа, пожитки, кулеш; плакат с записью «Уж небо осенью дышало. «; звукозаписи: квохтанье дроздов, П.И. Чайковский – «Времена года»; выставка книг писателя.

I. Организационный момент

II. Вступительная беседа

Учитель. Ребята, какое время года сейчас на дворе?

У. Какие изменения происходят в природе с приходом осени?

Д. Реже светит солнце, становится холоднее, все больше пасмурных дней, желтеют и опадают листья, дни становятся короче.

У. Кто из вас любит осень? Почему?

Выслушиваются ответы детей.

– Многие поэты и писатели прошлого тоже любили именно осень. Они посвятили этому времени года много чудесных строк.

На этом и последующих занятиях мы будем читать произведения русских писателей об осени. Озаглавим общую тему занятий первого раздела строчкой из романа Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» – «Уж небо осенью дышало».

Учитель вешает на доску текст с названием темы.

III. Сообщение темы занятия

У. Сегодня на занятии мы познакомимся с творчеством Ивана Алексеевича Бунина, прочитаем отрывок из его рассказа «Антоновские яблоки».

IV. Постановка учебной задачи

У. Вам надо будет повторить все, что вы знаете о тексте, определить тему текста и его основную мысль, выделить в прочитанном тексте ключевые и опорные слова.

Мы поговорим о том, какие предложения и словосочетания использовал Бунин и почему.

V. Подготовка к восприятию текста

Далее учитель ведет рассказ на фоне негромкого звучания пьесы «Сентябрь» из альбома П.И. Чайковского «Времена года».

У. В один из осенних дней, 10 октября 1870 года, родился Иван Алексеевич Бунин (учитель показывает его портрет). Его имя ставят рядом с именами Льва Николаевича Толстого, Антона Павловича Чехова и других известных русских писателей. Иван Алексеевич написал очень много замечательных произведений (учитель открывает выставку книг Бунина). Среди них «Митина любовь», «Деревня», «Темные аллеи» и другие. У Бунина нет ни одного стихотворения, рассказа, которые он написал бы специально для детей. Но все же некоторые его стихи мы читаем и в начальных классах. Например, «Листопад», «Матери», «Родина».
Бунин любил осень. Вот послушайте строки одного из его стихотворений, которые он написал в эмиграции, вдали от дома.

Печален долгий вечер в октябре!
Любил я осень позднюю в России.
Любил лесок багряный на горе,
Простор полей и сумерки глухие.

– Это отрывок из стихотворения «Запустение». Писатель посвятил немало проникновенных, задушевных строк этому времени года. Отрывок рассказа, который мы сегодня будем читать, тоже об осени. Рассказ «Антоновские яблоки» Бунин написал в 1900 году. В этом рассказе писатель описывает дворянский усадебный быт. Особенно ему запомнилось то время, когда в саду собирали антоновские яблоки. Бунин писал: «Ядреная антоновка – к веселому году», «Деревенские дела хороши, если антоновка уродилась: значит, и хлеб уродился. Вспоминается мне урожайный год. »
На занятии мы прочитаем отрывок, в котором описывается яблоневый сад. Рассказ Бунин написал сто с лишним лет назад, поэтому в тексте вам встретятся незнакомые слова. Их значение надо найти в Толковом словаре. Прочитайте эти слова.

Ученики находят значения слов в словаре. (Значение слов см. в Приложении, в конце занятия.)

VI. Первичное восприятие текста

У. Ребята, слушайте текст внимательно и постарайтесь заметить, какой период осени описывает Бунин.

Учитель читает отрывок из рассказа «Антоновские яблоки».

«Вспоминается мне ранняя погожая осень. Помню раннее, свежее, тихое утро. Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег.
И прохладную тишину утра нарушают только сытое квохтанье дроздов на коралловых рябинах в чаще сада, голоса да гулкий стук ссыпаемых в меры и кадушки яблок. В поредевшем саду далеко видна дорога к большому шалашу, усыпанная соломой, и самый шалаш. Всюду сильно пахнет яблоками, тут – особенно. В шалаше устроены постели, стоит одноствольное ружье, позеленевший самовар, в уголке – посуда. Около шалаша валяются рогожи, ящики, всякие истрепанные пожитки, вырыта земляная печка. В полдень на ней варится великолепный кулеш с салом, вечером греется самовар, и по саду, между деревьями, расстилается длинной полосой голубоватый дым. «

– Описание какой осени изображает Иван Алексеевич Бунин?

Д. Описание ранней погожей осени.

У. Понравилось вам описание ранней осени?

VII. Работа над определением темы рассказа и его содержанием

Учитель раздает детям тексты с отрывком из рассказа «Антоновские яблоки».

У. Прежде чем мы будем работать с этим текстом, ответьте на такой вопрос: можно назвать этот отрывок текстом?

Д. Он включает несколько предложений, которые связаны между собой по смыслу: дается последовательное описание картин природы и связанной с ней жизни.

У. О чем говорится в этом рассказе?

Д. О незабываемом удивительном воспоминании, о запахе антоновских яблок как запахе ранней осени.

У. Мы выделили сейчас главное событие и определили тему текста – сбор яблок как примета осени.

Определяя тему текста, мы говорим, о чем этот текст. Прочитайте его самостоятельно.

Дети читают отрывок.

– Какая погода стояла в то время? Почему вы так решили?

Д. Погода была теплая.

У. Докажите это примерами из текста.

Дети зачитывают первый абзац и отмечают слова погожая, тихое (утро), аромат листвы, воздух чист.

– Какое время дня описывает Бунин?

У. Да, с описания утра автор начинает свой рассказ. Кто из вас заметил, какое еще время дня описано в рассказе?

У. Найдите это в тексте.

Д. «В полдень на ней варится великолепный кулеш с салом, вечером греется самовар, и по саду, между деревьями, расстилается длинной полосой голубоватый дым. «

У. Подумайте, какие слова использует писатель, чтобы передать осеннюю картину большого сада?

Д. Большой, золотой, подсохший, поредевший сад, кленовые аллеи, аромат опавшей листвы, запах антоновских яблок, запах меда, воздух чист, голоса и скрип телег, большой шалаш, солома.

У. Выпишем прилагательные-определения, которые помогают описать сад.

У учеников в тетрадях записывается таблица.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector