0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Текст для запоминания детям

Рекомендации по развитию памяти младших школьников

Память дается каждому из нас при рождении, но не каждый может правильно ею пользоваться. Задача родителей и учителей обучить школьника приемам запоминания, чтобы он впоследствии использовал их бессознательно. Ребенок должен сам понять, как ему легче запоминать информацию. Однако любая наука не пойдет впрок, если у школьника отсутствует мотивация к учебе. В такой ситуации святая обязанность родителей заинтересовать ребенка, а для хорошего результата – занятия проводить систематически. Во время этих занятий педагоги-психологи рекомендуют родителям обращать внимание на следующее:

  • следите за тем, чтобы ребенку был понятен материал, который он запоминает;
  • пусть ребенок повторит выученный текст на следующий день;
  • при работе над запоминанием текста разбивайте его на небольшие отрывки, но не очень маленькие, чтобы ваш школьник не забыл, что было в самом начале;
  • во время заучивания текста просите малыша проговаривать его вслух;
  • мотивируйте ребенка к занятиям по запоминанию, проявите фантазию: предлагайте для изучения только те тексты, которые ему действительно интересны;
  • занимайтесь с ребенком не более получаса, а в первое время по 15 минут. Если видите, что малыш устал – сделайте перерыв;
  • всегда хвалите ребенка за даже самые маленькие успехи, поощряйте его к занятиям.

Игры по развитию памяти не имеют временных ограничений, внимание ребенка на одном виде деятельности можно удержать 15-20 минут.

Во время тренировки памяти необходима соревновательность:

  • Запомни больше
  • Назови быстрее
  • Придумай фантастический рассказ

Тренировка долговременной памяти:

Это, прежде всего развитие операций установления сходства и различий, анализа деталей и их синтеза

Развитие долговременной памяти:

  • Научить умению сравнивать объекты запоминания;
  • Находить в них сходства и отличия (красочные картинки, таблицы, найти одинаковые предметы, отыскать отличия);
  • Пересказ полученной им информации – просмотренного мультфильма, прочитанного рассказа, пережитого впечатления (тренирует память, развивает речь, позволяет правильно составлять предложения);
  • Заучивать стихотворения, скороговорки, разгадывать кроссворды;
  • Постепенно переходить на запоминание прозы
  • Упражнение. Прочитать текст, разрезать его на кусочки, дать ребенку одну часть и предложить по ней восстановить весь сюжет.

Установление общего смысла.

«Посмотрите на предмет. Что это за предмет? Как он называется?»

— Рассматривание с точки зрения композиции.

«Посмотрите, какие использованы краски, дополнительные элементы, выгодно отличающие предмет? Что находится на переднем плане? и т.д.»

Постарайтесь своими вопросами вовлечь ребенка в пространственное восприятие объекта.

найти наиболее значимые элементы, сосредоточиваясь на отдельных деталях.

«Закройте глаза и попробуйте мысленно представить себе объект.

что вы четко видите на своей картинке?

Возьмите карандаши (краски) и нарисуйте, как вы его запомнили».

Для упражнений используются предметы, доступные в ваших условиях:

  • фрукты или овощи;
  • цветы и растения;
  • деревья; исследуйте с детьми их общую форму, крону, ветки, листья, цветки, плоды;
  • животные (например, кошки, собаки, птицы);
  • Упражнения, направленные на развитие способности устанавливать связи (ассоциации). Логичные ассоциации, развивают логический вид запоминания.

Ассоциация — это психический процесс, в результате которого одни представления и понятия вызывают появление в уме других.

Игра на ассоциации

Называется слово, например, «луна» и ребенок перечисляет свои ассоциации на это слово: луна – космос – звезды – планеты — инопланетяне…

Логические закономерности помогают связать запоминаемую информацию логической связью. Из отдельных слов составляется связанный рассказ, и затем при воспроизведении, вспоминается сочиненный текст, и вычленяются из него нужные слова.

Упражнение «Двойная стимуляция памяти».

— Раскладывают 10-20 карточек с изображением предметов:

яблоко, троллейбус, чайник, самолет, ручка, рубашка, автомобиль, лошадь, флажок, петух и т.д.

инструкция: называется слово. Надо выбери картинку, которая поможет тебе запомнить каждое слово.

Читается первое слово. После того, как ребенок отложит картинку, читается второе слово и т.д. Далее он должен воспроизвести предъявленные слова. Для этого он берет по очереди отложенные в сторону картинки и с их помощью припоминает те слова, которые ему были названы.

Примерный набор слов:

пожар, завод, корова, стул, вода, отец, кисель, сидеть, ошибка, доброта и т.д.

Упражнение: Дается несколько слов, их необходимо перегруппировать, объединяя по какому-либо признаку, чтобы облегчить запоминание. Придумать историю, которая свела бы их вместе.

Упражнение: побудить детей к ассоциативному мышлению. Придумать ассоциации, например:

Верблюд — горб, гора, пустыня, кактус, песок и т.д.

В конце попросите детей поработать самостоятельно над 2-3 словами.

Набор слов: ноготь, стакан, солнечный, осленок и т.п.

Упражнение: Конкретизация абстрактного.

Найти зрительные образы, которые могут ассоциироваться со словами, например, любовь/сердце «

Упражнение: «Нелогичные ассоциации».

Дайте детям несколько слов, логически не связанных между собой.

Лист Цветок Сыр Мыло

Найти ассоциации, которые бы связывали эти слова. В результате должна получиться маленькая история.

Упражнение «Нелогичные» парные ассоциации слов.

Необходимо объединить в воображении два предмета, не имеющих ничего общего друг с другом, создать в уме образ каждого предмета. И мысленно объедините оба предмета в одной четкой картинке.

Примерные пары для тренировки:

Солнце — нос
Скатерть — кофе
Клумба — ножницы
Крыльцо — лампа
Сосиска — песок
Палец — книга
Обезьяна – юбка

Пчела — кресло
Зубной врач — солнце

Упражнение «Запоминание слов».

Теперь можно попробовать научить детей запоминать несколько логически не связанных слов. Начните с 10 слов, например: дерево стол река корзина расческа мыло ежик резинка книга солнце

Эти слова надо связать в рассказ:

Постепенно количество слов, предназначенных для запоминания, увеличивается.

Виды упражнений по «Запоминанию стихов»

1 вид

  1. техника запоминания:
  • Прочитайте внимательно первую строчку стихотворения.
  • Закройте глаза и попробуйте зримо представить себе содержание этой строки в уме. Постарайтесь нарисовать картинку яркой, почувствовать, как вы к ней относитесь.
  • Прочитайте следующую строчку вслух и представьте в своем воображении. Продолжайте то же самое со всеми строчками.
  • Теперь, закройте глаза и воспроизведите те образы, которые вам запомнились.
  • Повторно перечитайте стихотворение вслух.
  • Произнося стихотворение, вслушайтесь в звучание слов. Обращайте внимание на ритм и рифмы.

Каждый раз обсуждайте заучиваемое стихотворение, попросите их поделиться впечатлениями от него.

2 вид запоминания стихов

  1. Текст стихотворения медленно читается вслух.

Ребенок молча слушает с закрытыми глазами, прорисовывая перед внутренним взором каждую строчку.

  1. Затем текст читается, одновременно в сознании фиксируется название и автор текста, факты, действия, основное содержание.
  2. Ребенок отвечает на вопросы:
  • кто автор,
  • как называется прочитанный рассказ…
  • вопросы по фактам и действию в рассказе.
  1. Рисование того что слышит.
  2. Воспроизведение текст по рисунку

Упражнение «Запоминание текста».

  • Определите основную идею содержания текста.
  • о чем идет речь?
  • название рассказа.
  • из скольких частей состоит текст.
  • поставить вопросы к каждой части.
  • найти на них ответы.
  • составьте с детьми план текста.
  • по каждому длинному абзацу выделить основную мысль.
  • подчеркнуть ключевые слова в абзаце.
  • пересказать эти идеи вслух, и про себя.
  • повторное чтение текста,
  • акценты на основных идеях, основной мысли.
  • Перейдите к рассмотрению деталей произведения. Выявите вместе с детьми самые существенные из них.
  • Наконец, перейдите к личным комментариям и замечаниям детей.
  • В заключение ответы на простые вопросы: Кто делает, Что, Когда, Почему, Где, Как?

Упражнения для развития памяти младших школьников

Упражнения на развитие слуховой памяти

Запоминаем на слух

Уметь воспринимать и запоминать информацию на слух очень важно для ребенка. Ведь большая часть учебного материала подается в форме объяснения учителем. Устно педагог дает задания. Если ребенок прослушал, что ему объясняли на уроке, если он не способен запомнить на слух, то и результативность учебы будет низкая. Не зря народная мудрость гласит: «В одно ухо влетело, из другого вылетело». Мы же постараемся путем развития слуховой памяти достичь такого эффекта, чтобы дети не пропускали мимо ушей новые знания. Поэтому предлагаем использовать специальные упражнения для тренировки умения запоминать на слух.

«Эстафета слов»

Занятие проводится по аналогии с известной игрой «Снежный ком». Вы называете одно слово, ребенок называет то слово, которое сказали вы, и добавляет свое слово. Вы повторяете свое слово, слово, которое сказал ребенок, и добавляете третье. Потом эстафета переходит опять к ребенку, он должен повторить 3 названных слова и добавить еще одно и т. д. Для «Эстафеты слов» лучше выбрать какую-нибудь тему, например: «Природа», «Погода», «На улице», «Спорт», «Фрукты». Можно договориться называть слова на какую-нибудь одну букву или только одушевленные существительные и т. д. Вот пример такой эстафеты на тему «Природа». Первый играющий говорит: «Деревья». Второй говорит: «Деревья, трава». Первый добавляет: «Деревья, трава, река». Второй: «Деревья, трава, река, лес». Проигрывает тот, кто ошибется в повторе или не сможет добавить еще одно слово. На первых порах можно играть в медленном темпе, постепенно доводя его до быстрого. Игру можно проводить и в группе, по кругу.

Можно проводить занятие и по-другому. Вы произносите короткое предложение, ребенок повторяет его, добавляя еще одно слово. Вы делаете то же самое и т. д. Например, вы говорите: «Я рисую». Ребенок добавляет: «Я рисую в альбоме». Вы говорите: «Я хорошо рисую в альбоме». Ребенок добавляет: «Я хорошо рисую в альбоме красками». Вы говорите: «Я хорошо рисую в альбоме красками цветы». Ребенок добавляет: «Я хорошо рисую в новом альбоме красками цветы» и т. д.

«Что какого цвета?»

Для занятия вам потребуются картинки-раскраски, цветные карандаши и заранее составленные тексты, в которых описано, как именно необходимо раскрасить предложенную картинку.

Ребенку выдается раскраска и предлагается внимательно прослушать текст, запомнить, что какого цвета, и раскрасить картинку в соответствии с описанием. Предлагаем варианты заданий.

Прослушай текст и запомни, какого цвета игрушки на елке (цвета в тексте выделены курсивом). Раскрась елочные украшения в соответствии с описанием.

Как мы наряжали елочку

Перед Новым годом папа принес домой большую зеленую елку. Мы с сестренкой очень обрадовались, ведь еще неделю назад были приготовлены красивые елочные игрушки. Скорее, скорее будем наряжать нашу елочку! Сначала мы повесили яркую гирлянду из красных конфет. Два веселых грибка-рыжика тоже украсили елку, их яркие оранжевые шляпки так и светились на ее зеленых лапах. Потом мы достали большие шары. На верхних ветках мы развесили желтые шары. Они загорелись, как маленькие солнышки. А красными шарами мы украсили нижние лапы елки. Посередине сестренка повесила целую гирлянду синих звездочек. А большую синюю звезду папа надел на макушку елки. Мы все любовались красавицей елкой.

Прослушай текст и запомни, что какого цвета. Раскрась предметы в соответствии с описанием.

Летние каникулы мы с сестренкой проводим на даче. У нас есть небольшой, но уютный домик за городом. Когда утром поднимается яркое оранжевое солнце, наш домик выглядит очень жизнерадостно. Папа покрасил стены синей краской, как вода в речке, в которой мы купаемся. На коричневой крыше находится черная труба, из которой идет дым, если в доме в прохладные дни топится печка. Но это бывает редко, летом солнышко нагревает дом так, что окна почти всегда открыты. Как отражение солнышка, около дома растет большущий подсолнух с желтыми лепестками и коричневой серединкой, усыпанной семечками. Он машет нам большими зелеными листьями, когда на улице разыгрывается ветерок. Недавно мы помогали папе по хозяйству, он поручил нам покрасить новый забор в такой же цвет, как крыша нашего дома. Это у нас замечательно получилось, правда, и сами себя мы немного покрасили. Раскрась картинку в соответствии с описанием, и ты увидишь, как выглядит наша дача.

«Выбор»

Для занятия вам потребуется составить текст из 8—10 предложений.

Прослушав текст, ребенок должен будет выборочно запомнить слова, о которых вы его предупредите перед чтением. Количество таких слов для запоминания варьируется от 3 до 5 в зависимости от возраста ребенка и длительности занятий. Вот несколько примеров таких заданий.

Читать еще:  Поминальные свечи и цветы фото

Вы говорите ребенку: «Я буду читать тебе текст. Слушай его очень внимательно, тебе нужно будет запомнить все названия конфет, которые прозвучат».

По воскресеньям у нас дома устраивается большое чаепитие. Поэтому мы с мамой утром ходим в кондитерский магазин и выбираем каждому члену семьи его любимое лакомство. Для папы мама просит продавщицу взвесить конфеты «Мишка на Севере» и «Маска». Сестренке мы покупаем карамель «Гусиные лапки». А мы с мамой больше всего любим конфеты «Белочка».

Сегодня к нам в гости приедет бабушка. Она для внуков всегда привозит угощенье. В прошлый раз это были конфеты «Ласточка». Сама же она любит пить чай с вареньем.

А главным украшением стола станет, конечно же, пирог, который мы с мамой испечем к вечернему чаепитию.

Вы говорите ребенку: «Я буду читать тебе текст. Слушай его очень внимательно, тебе нужно будет запомнить все имена героев».

Не удивляйтесь, в нашем лесу все звери дружат между собой. Они помогают друг другу в трудную минуту, ходят в гости и часто проводят время, играя в веселые игры. Вот вчера, например, заяц Василий объявил общий сбор на большой поляне. Именно там звери устраивали футбольные матчи с командой соседней березовой рощи. Он пробежал с этим сообщением по всем жилищам, даже заглянул к лисе Снежане и к колючему ежику Семену, которые живут довольно далеко. Но ведь известно, что заяц — лучший бегун в лесу. Поэтому он и стал капитаном футбольной команды. Главное, что он не забыл разбудить медведя Филиппа, ведь он лучше всех защищает ворота. Ну и к сове Марусе не забыл заглянуть — лучшего судьи для матча нет во всем лесу. Надо пригласить еще братьев волков, и команда будет в полном составе.

Если ребенок не очень хорошо справляется с заданием, то сократите количество слов для запоминания до трех. Можно еще поменять обычные слова для запоминания на эмоционально окрашенные. Тогда запомнить будет гораздо легче. Попробуйте изменить имена зверей. Тогда текст может быть таким.

Не удивляйтесь, в нашем лесу все звери дружат между собой. Они помогают друг другу в трудную минуту, ходят в гости и часто проводят время, играя в веселые игры. Вот вчера, например, заяц по прозвищу Длинное Ухо объявил общий сбор на большой поляне. Именно там звери устраивали футбольные матчи с командой соседней березовой рощи. Он пробежал с этим сообщением по всем жилищам, даже заглянул к лисе, которую в лесу прозвали Рыжуха, и к колючему ежику Кольке, которые живут довольно далеко. Но ведь известно, что заяц — лучший бегун в лесу. Поэтому он и стал капитаном футбольной команды. Главное, что он не забыл разбудить медведя по прозвищу Ворчун, ведь он лучше всех защищает ворота. Ну и к сове не забыл заглянуть — лучшего судьи для матча нет во всем лесу. Не напрасно же лесные жители дали ей имя Умница. Надо пригласить еще братьев волков, и команда будет в полном составе.

«Стоп»

Для занятия подготовьте тексты. Это могут быть отрывки из детских книжек, но лучше, чтобы текст был незнаком ребенку.

Взрослый говорит ребенку: «Я прочитаю одно предложение. Тебе нужно его запомнить». После этого вы читаете одно предложение из середины выбранного отрывка. Переспросите ребенка, запомнил ли он услышанное предложение. Если не запомнил, то попросите его сконцентрироваться и прочитайте еще раз. Затем вы объясняете, что будете читать текст, в котором есть это предложение. Как только вы прочитаете озвученное предложение, ребенок должен прервать вас командой «Стоп!» Для примера приведем фрагмент из сказки Г. X. Андерсена «Дикие лебеди».

Предложение для запоминания: «На голове у каждого лебедя сверкала маленькая золотая корона».

«Вот надвигается на небо большая черная туча, ветер крепчает, и море тоже чернеет, волнуется и бурлит. Но туча проходит, по небу плывут розовые облака, ветер стихает, и море уже спокойно, теперь оно похоже на лепесток розы. Иногда становится оно зеленым, иногда белым. Но как бы тихо ни было в воздухе и как бы спокойно ни было море, у берега всегда шумит прибой, всегда заметно легкое волнение — вода тихо вздымается, словно грудь спящего ребенка.

Когда солнце близилось к закату, Элиза увидела диких лебедей. Как длинная белая лента, летели они один за другим. Их было одиннадцать. На голове у каждого лебедя сверкала маленькая золотая корона. Элиза отошла к обрыву и спряталась в кусты. Лебеди спустились неподалеку от нее и захлопали своими большими белыми крыльями».

Читайте текст выразительно, специально не выделяйте интонацией или паузами нужное предложение. Если ребенок не заметил предложение, увлекся содержанием или забыл задание, дочитайте отрывок до конца и обсудите задание. Для того чтобы справиться с заданием, нужна высокая концентрация и устойчивость внимания (выполняйте больше игр из главы «Шаг первый», затем вернитесь к этому заданию).

«Инопланетяне-2»

Для занятия вам потребуется словесный портрет инопланетянина, лист бумаги, карандаш.

Вы предлагаете ребенку внимательно прослушать описание внешности инопланетянина, мысленно представить себе его и как можно точнее нарисовать портрет на листе бумаги.

На Землю прилетели инопланетяне. Одного из них видели в магазине. Рассказывают, что он очень высокий с длинным прямоугольным телом. Голова же его похожа на треугольник, одним углом воткнутый в тело. На голове торчали две коротенькие антенны, на концах которых были надеты сверкающие шарики. Особенно всех удивили глаза: они не такие, как у людей. Глаза были квадратные, а рот разрезал лицо узенькой полоской. Руки и ноги были тонкими, как ветки у деревца.

На Землю прилетели инопланетяне. Одного из них видели прямо в центре города. Очевидцы говорят, что его нельзя было не заметить. Инопланетянин был маленького роста. Его тело было похоже на круг. Голова же, наоборот, была абсолютно квадратная, а с боков вместо ушей торчали две изогнутые антенны. Глаза были круглыми и немного светились, рот тоже был круглым, но маленьким по сравнению с глазами. Руки и ноги напоминали коротенькие толстенькие палочки.

При сопоставлении детского рисунка со словесным описанием инопланетянина учитывается наличие всех перечисленных частей тела, их форма и соразмерность. Упражнение можно выполнять и в усложненном варианте. Если ребенок без труда справился с рисованием одного инопланетянина, то можно зачитывать описание сразу двух фигур и предлагать нарисовать первого либо второго инопланетянина. Можно добавить в описание цвет. Если упражнение проводится в группе, то выполняется либо самопроверка при повторном чтении описания, либо рисунки собирает взрослый и потом проверяет и анализирует.

Мнемотехника — методика запоминания текста

Аня Карпова
Мнемотехника — методика запоминания текста

Мнемотаблицы для заучивания стихотворений дошкольникам в картинках

Мнемотехника — система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Один из приемов мнемотехники — построение мнемотаблиц, в которых слова, которые нужно запомнить, нарисованы в том же порядке, что и в тексте.

Основной «секрет» мнемотаблиц очень прост. При запоминании работает и слуховое, и зрительное восприятие. К тому же, когда ребенок в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь и в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.

Для прочного и легкого запоминания следует наполнить слово содержанием, связать его с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например, дается слово «мальчик», его символическое обозначение (стикмен). Дети постепенно начинают понимать, что значит «зашифровать слово».

Затем последовательно переходим к мнемодорожкам — поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. И позже к мнемотаблицам. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребенка.

Для 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – желтое, небо – синее, огурец – зеленый. В старшем дошкольном возрасте можно давать детям – черно-белые мнемотаблицы.

Этапы работы над стихотворением:

1. Педагог выразительно читает стихотворение.

2. Педагог сообщает, что это стихотворение ребенок будет сейчас учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

3. Педагог задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.

4. Педагог выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.

5. Педагог читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Примеры мнемотаблиц для заучивания стихотворений для дошкольников

Игры и упражнения для запоминания зрительного образа букв Формирование навыка чтения необходимо для дальнейшего успешного обучения в школе. Но не все дети быстро овладевают этим умением. Это отчасти.

Задания для комплексного анализа текста в 10 классе Класс: 10 Предмет: русский язык Учитель: Колесникова Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы Общеобразовательная программа:.

Коррекционно-развивающая работа по развитию произвольного запоминания младших школьников с нарушением интеллекта Память играет исключительно важную роль в жизни человека. Без запечатления в памяти того, что мы воспринимаем, переживаем и делаем, невозможна.

Мастер-класс для родителей по теме «Мнемотехника как средство быстрого запоминания информации» Цель: Задачи: 1. Обучить эффективным способам общения. 2. Продемонстрировать особенности восприятия и передачи информации. 3. Расширить.

Проблема запоминания музыкального текста Методические аспекты преподавания (предметная деятельность) в условиях реализации ФГТ. Проблема запоминания музыкального текста. Проблема.

Обучение пересказу короткого литературного текста с использованием графических схем. Пересказ рассказа Е. Чарушина «Еж» Цель: обучать детей пересказу короткого литературного текста с использованием графических схем. Задачи: — Формирование навыков отвечать.

Развитие памяти у детей

Запоминание — это один из основных психических процессов, который позволяет людям обобщать их предыдущий жизненный опыт, обучаться навыкам, находить взаимосвязи между новыми объектами и уже знакомыми. Есть много способов, как развить память у ребенка, это поможет им в обучении и познании жизни.

Разновидности памяти

В зависимости от того, какой тип психической деятельности предшествует запоминанию, память делят на:

  • образную;
  • двигательную;
  • эмоциональную;
  • словесно-логическую.

Образная память — это сохранение впечатлений, которые были получены с помощью различных органов чувств. Информация поступает к человеку через зрение, слух, осязание, обоняние и восприятие вкуса. У большинства людей развиты слуховая и зрительная память. Остальные виды образного запоминания развиваются у тех, чьи профессии или ежедневные занятия связаны с деятельностью, затрагивающую эти органы чувств — например, у парфюмеров, массажистов или поваров.

Двигательная память позволяет запоминать различные движения. Так дети обучаются ходить и писать. Этот тип памяти появляется с первых месяцев жизни. По мере взросления рефлекторные движения становятся более осознанными, что получается в результате процесса запоминания.

Благодаря эмоциональной памяти ребенок запоминает, что в жизни приносит удовольствие и неприятные чувства. Пережитые и сохраненные в памяти эмоции являются основой процессов побуждения к действию или избегания чего-либо в поведении детей. В первые годы жизни запоминание эмоций носит в большей степени условно-рефлекторный характер.

Словесно-логическая память развивается позже всего. Она отвечает за сохранение и воспроизведение собственных мыслей, прочитанных или услышанных предложений. Этот тип запоминания используется и при заучивании материала наизусть и при понимании смысла прочитанного или услышанного. Словесно-логическая память присутствует только у людей, другие 3 типа встречаются у некоторых животных.

Читать еще:  Фет в воспоминаниях современников

В зависимости от того, применяются осознанные усилия для запоминания или нет, память у детей и взрослых делится на произвольную и непроизвольную. При произвольном запоминании стоит цель сохранить свойства объекта, текст или впечатления в памяти. Большая часть жизненного опыта формируется посредством непроизвольного запоминания. У детей с первых лет жизни преобладает непроизвольная память, по мере взросления развивается способность целенаправленно запоминать информацию.

Память бывает кратковременной и долговременной. Отличия состоят в том, насколько долго человек помнит что-либо. При кратковременном запоминании информация забывается через какое-то время. Если что-то отложилось в долговременной памяти, человек может помнить это всю жизнь. Для активизации долговременного запоминания нужно приложить больше усилий, периодически повторять и воспроизводить материал.

Процесс запоминания может быть непосредственным, когда впечатления естественным образом сохраняются из-за воздействия на органы чувств, или опосредованным — с применением ассоциаций или специальных мнемонических техник.

Особенности запоминания

Основное отличие детской памяти от взрослой состоит в том, что она является непроизвольной и кратковременной. Дети в первые годы жизни не прикладывают осознанных усилий для запоминания чего-либо и забывают информацию через несколько часов или дней. Из-за этого информация о происходящем сохраняется у них в памяти фрагментами.

В процессе запоминания большую роль играют эмоции. При непроизвольном запоминании сохраняются эмоционально окрашенные события. Поэтому люди помнят из раннего детства только некоторые моменты, которые больше всего удивили, порадовали, расстроили или смутили их.

Долговременная память функционирует благодаря части мозга, которая называется гиппокамп. Он формируется у ребенка только к 2-3 годам, поэтому большинство людей не помнит того, что было с ними в первые годы жизни.

В 3-6 лет у детей появляются первые осознанные воспоминания. В этот период информация хранится преимущественно в кратковременной памяти, но при некоторых усилиях и регулярных повторениях воспоминания можно сделать долговременными. Для облегчения запоминания в этом возрасте важно не только то, чтобы информация была эмоционально окрашенной и стимулировала воображение, но и чтобы факты подавались в виде сюжета, а не в разрозненном виде. Поэтому существует много развивающих игр для детей дошкольного возраста.

Главная особенность памяти детей младшего школьного возраста — появление и развитие произвольного запоминания. С 6-7 лет ребенок может прилагать целенаправленные усилия для того, чтобы запомнить текст, движения, объекты. Как и у более маленьких детей, лучшему запоминанию способствует эмоциональная окраска информации и заинтересованность в материале. При постоянных повторениях воспоминания легко переходят из кратковременной памяти в категорию долговременных.

Самые простые способы

Есть несколько способов облегчить запоминание. Некоторые из них — это специальные занятия, другие касаются всего образа жизни.

Интерес к чтению

Чтение помогает не только развить память, но и пополнить словарный запас, обогатить внутренний эмоциональный опыт человека. Начать прививать любовь к книгам можно с чтения вслух сказок и рассказов. Желательно ежедневно выделять на это время, многие вырабатывают привычку читать детям на ночь. Когда ребенок подрастет, следует стимулировать его к самостоятельному чтению. Вызвать интерес к детской литературе помогут красиво оформленные книжки.

Чтение держит мозг в тонусе, поэтому при нехватке времени рекомендуется читать хотя бы 10 страниц в день. Хорошо развивают память методики скорочтения, которым можно обучаться с детства.

Заучивание стихов и песен

Самый эффективный способ что-либо запомнить — постоянные повторения. Это основное условие для перевода информации в долговременную память. Заучивание наизусть стихов и песен тренирует способность ребенка к сохранению и воспроизведению материала. К тому же, легче запоминается тот материал, который имеет отношение к чему-то, что уже знает человек. Поэтому для хорошей памяти нужно учить больше информации.

Игры, требующие концентрации и последовательности

Развитию памяти и внимания у детей способствуют развлекательные и в то же время обучающие игры. Эффективными будут любые занятия, во время которых ребенку нужно будет сконцентрироваться, удерживать внимание, запоминать информацию, а потом озвучивать ее. Внимательность развивают задания, где надо подбирать пару, найти сходства и различия между 2 картинками, запоминать последовательности слов, объектов. Можно дать ребенку фотографию на 15-20 секунд, потом забрать ее и попросить описать изображение, упомянув как можно больше деталей.

Игра «Поход в магазин» тренирует запоминание последовательности объектов. Надо придумать список продуктов, которые необходимо купить, выучить пункты, а потом распределить с ребенком роли. Покупатель должен вспомнить все из списка, а продавец — проверить, ничего ли второй игрок не забыл купить.

Изучение иностранных языков

Изучение иностранного языка — самый эффективный способ тренировки памяти. К тому же, знание языков — это ценный навык, который обязательно пригодится в будущем. Если приступить к освоению иностранного языка с младшего школьного возраста, в старших классах подростку будут легче даваться эти уроки.

Для тренировки запоминания достаточно изучать несколько новых слов или фраз в день и обязательно повторять их в последующие дни.

Приучение к мыслительной деятельности

Чтобы стать обладателем хорошей памяти, над ее улучшением нужно постоянно работать и не ограничиваться периодическими упражнениями. Наиболее эффективный способ этого добиться — приучать ребенка к регулярной мыслительной деятельности. Для этого можно стимулировать его вопросами о том, как прошел день, что было интересного в садике/школе. Можно попросить его вспомнить последовательно все впечатления за день и особое внимание уделить деталям — какое платье было на однокласснице, какого цвета портфель у соседки по парте и т.д.

Таким образом постепенно ребенок будет приучаться самостоятельно анализировать информацию и быть внимательным к деталям. Активизация мышления автоматически включает в работу память, т.к. эти процессы неразрывно связаны между собой.

Правильный режим дня

Кроме специальных упражнений для хорошей памяти важен здоровый образ жизни. Возможность запоминания и способность к концентрации в первую очередь зависят от физического состояния организма. Следует придерживаться правильного режима сна и бодрствования. При недосыпе человек становится менее внимательным и хуже усваивает информацию.

Питание должно быть сбалансированным, что особенно важно для детей, чей организм растет, а мозг и нервная система только формируются. Рацион должен быть насыщен витаминами, жирными кислотами и другими необходимыми веществами. Для этого нужно регулярно употреблять в пищу рыбу, овощи, орехи.

Занятия спортом также влияют на память и внимание. Во время физических упражнений активизируется мозговое кровообращение, вследствие чего нервные клетки получают больше полезных элементов. Это способствует лучшему запоминанию и более быстрому мышлению.

Подобным эффектом обладает и прогулка на свежем воздухе, которая помогает повысить уровень кислорода в крови и активизировать работу мозга.

Стресс негативно влияет на способности к обучению, при различных расстройствах, таких как депрессия, тревожность и фобии, ухудшаются мыслительные способности. Поэтому, кроме физического развития, важно следить за психическим здоровьем детей.

Обучение ребенка мнемотехникам

Быстрее выучить необходимую информацию помогут мнемотехники, которые с помощью специальных приемов облегчают процесс запоминания.

Метод Цицерона

Этот метод используют, когда надо запомнить перечень объектов. Для этого ребенку нужно вспомнить обстановку в своей комнате и мысленно расположить запоминаемые объекты в разных местах. Например, медведя поместить на диван, апельсин положить на полочку, шоколадку — на подоконник, чашку — на книжный шкаф. Перед этим нужно в воображении представить объекты в одинаковом размере, чтобы они не выделялись в обстановке комнаты.

Чтобы вспомнить объекты, ребенку нужно мысленно вернуться в свою комнату и попеременно вспоминать, что в ней находится. Вместе с мебелью удастся вспомнить и объекты, мысленно там размещенные.

Ассоциативные ряды

Основная рекомендация из психологии для облегчения запоминания — это составление ассоциаций. Человеческая память ассоциативна, поэтому создание взаимосвязей между объектами или объектом и его свойствами поможет в будущем легче воспроизвести эти воспоминания. Ассоциации на разные слова могут быть понятными всем или только ребенку, которые имеют отношение к его предыдущему опыту.

5 упражнений на развитие слуховой памяти у ребёнка 6–7 лет

Хорошая память — важная составляющая успеха в любом деле. От того, как много и какая именно информация хранится в сознании человека, зависит уровень его эрудиции, его способность быстро реагировать на изменившиеся обстоятельства и оперативно находить эффектные решения нестандартных задач.

Память бывает разная:

  • образная;
  • семантическая;
  • двигательная;
  • эмоциональная.

Образная же, в свою очередь, тоже подлежит классификации согласно тому, какие сенсорные органы участвуют в восприятии информационного сигнала. Если информация воспринимается на слух, задействуется слуховая память, важность которой сложно переоценить.

Вы хотите, чтобы ваши дети легко запоминали ваши слова, а в школьные годы демонстрировали отличные успехи в учёбе? Тогда советуем вам взять на заметку 5 несложных упражнений на развитие слуховой памяти ребёнка.

Упражнение 1: «Стоп-слова»

Это игровое упражнение прекрасно развивает слуховое внимание и память.

Назовите ребёнку стоп-слово. Попросите его повторить. А теперь вы перечисляете последовательность любых слов, а малыш, услышав сигнальное слово, должен крикнуть «стоп» или хлопнуть в ладоши.

На базе этого упражнения можно предложить несколько вариаций.

Вариант 1. Объявите тематику, которой будет посвящена последовательность слов, и попросите малыша хлопать каждый раз, когда он услышит неподходящее слово.

Например, тема — цветы:

Меняйте темы, отрабатывая тренировку слуховой памяти и знания об окружающем мире одновременно.

Вариант 2. Пусть малыш выберет книжку, которую хочет послушать в вашем исполнении. Откройте рассказ, сказку или стихотворение, которое будете читать, и несколько раз вслух прочитайте небольшое предложение ближе к концу произведения. Ребёнок должен запомнить эту фразу, а во время прослушивания обратить на неё внимание, хлопнув в ладоши или крикнув слово «стоп».

При чтении никак не акцентируйте внимание на заветной фразе. Если малыш заслушался и забыл подать оговорённый сигнал, дочитайте текст до конца, а потом напомните и обсудите задание.

Упражнение 2: «Великолепная десятка»

Назовите 10 произвольных слов. Произносите их чётко, медленно, делая между ними небольшие паузы. Попросите ребёнка повторить всё, что ему удалось запомнить с первого раза.

Повторите «великолепную десятку» ещё раз, а ребёнок должен называть те слова, которые забыл в первый раз.

Ещё раз произнесите «десятку», а через час малыш должен вспомнить всё, что удалось удержать в памяти за этот период.

Это упражнение для развития слуховой памяти у дошкольников тоже можно разнообразить:

  • можно повторять слова за взрослым в любом порядке (что удалось вспомнить);
  • все слова надо называть строго в том порядке, в котором их произносит взрослый;
  • взрослый называет слова произвольно, а ребёнок должен упорядочить их в алфавитном порядке;
  • слова для «великолепной десятки» можно выбирать произвольно или по одной тематике (цвета, фигуры, столицы, посуда и т.п.);
  • прочитайте «великолепную десятку» один раз, а затем повторите её, но добавьте лишнее слово (конечно, добавлять его лучше в середине последовательности), а малыш пусть ищет затесавшегося новичка;
  • прочитайте «десятку», а затем повторите последовательность, «забыв» назвать одно слово. Сможет ли ребёнок вспомнить «пропажу»?
Упражнение 3: «Цифровая цепочка»

Игра-упражнение отлично развивает слуховую память, хотя на первый взгляд может показаться очень простой для ребёнка 6–7 лет. Но не торопитесь сразу усложнять правила. Любая тренировка, будь то тренировка мускулатуры, интеллекта, внимания или памяти, должна проходить от малого к большему.

Итак, назовите произвольно 3 числа. Ребёнок должен их повторить. Это легко, если называть числа в пределах первой десятки. Если малыш отлично справляется с заданием, давайте повышать уровень сложности:

  • Называйте двузначные и трехзначные числа, а если и так справляться с заданием очень легко, увеличьте количество разрядов.
  • Постепенно увеличивайте количество чисел в цепочке.
  • Пусть малыш слушает цепочку в прямом порядке, а называет в обратном. Это уже более серьёзное упражнение. Его можно предложить не только дошкольникам и младшеклассникам, но и взрослым, которые хотят тренировать свои способности к запоминанию информации на слух.
Читать еще:  Родительская суббота в ноябре фото
Упражнение 4: «Цветные истории»

Чтобы включить это упражнение в развивающие занятия с ребёнком 6–7 лет, придётся немного подготовиться. Найдите подходящую по возрасту картинку-раскраску и составьте по ней небольшой рассказ, в котором упоминаются цвета нарисованных предметов. Положите перед ребёнком раскраску и цветные карандаши. Предупредите, что сейчас надо будет внимательно послушать историю и разукрасить рисунок так, как описано.

Чтобы проверить, насколько внимателен малыш и как хорошо у него получается запоминать аудио информацию, придумайте рассказ, в котором цвета использованы неожиданно.

В зелёном небе из-за красной тучи выглянуло весёлое синее солнышко. Оно послало свои лучики на землю, согрев синие листики старого дуба, лепестки цветика-семицветика и молодую красную травку. Все радуются солнышку. Рад ему и розовый котёнок, и салатовый щенок, и даже маленький фиолетовый кролик прыгает от радости, что увидел тёплое весеннее солнышко.

Упражнение 5: «Графический диктант»

Мы уже писали о том, что собой представляют графические диктант и в чём их польза для развития дошкольника. Почитать наши материалы на эту тему можно тут и тут. В рамках сегодняшней темы нас интересует возможность использования занимательного рисования для развития слуховой памяти. Для этого выбирайте достаточно простые узоры, но диктуйте ребёнку схему не поэтапно, а сразу небольшим алгоритмом.

  • 2 клетки вверх;
  • 1 клетка вправо;
  • 2 клетки вниз;
  • 1 клетка влево.

Что получилось? Обсудите с ребёнком результат. Не забудьте похвалить за старание, а если что-то не удалось, объясните, в чём ошибка, и помогите её исправить.

Как ещё можно развивать слуховую память ребёнка:

  • учите с ребёнком стихи;
  • читайте вслух интересные сказки и просите малыша пересказать, что он запомнил;
  • чаще играйте в полезные и увлекательные словесные игры;
  • слушайте детские песенки, а в свободное время пойте их весёлым семейным ансамблем;
  • предложите ребёнку дома или на улице прислушаться к миру звуков, определяя, какие источники вносят свой вклад в общий звуковой фон.

Пусть ваши занятия с маленьким непоседой приносят и пользу, и удовольствие. Счастливого вам родительства, друзья!

Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей:

Развитие памяти у детей

Запоминание — это один из основных психических процессов, который позволяет людям обобщать их предыдущий жизненный опыт, обучаться навыкам, находить взаимосвязи между новыми объектами и уже знакомыми. Есть много способов, как развить память у ребенка, это поможет им в обучении и познании жизни.

Разновидности памяти

В зависимости от того, какой тип психической деятельности предшествует запоминанию, память делят на:

  • образную;
  • двигательную;
  • эмоциональную;
  • словесно-логическую.

Образная память — это сохранение впечатлений, которые были получены с помощью различных органов чувств. Информация поступает к человеку через зрение, слух, осязание, обоняние и восприятие вкуса. У большинства людей развиты слуховая и зрительная память. Остальные виды образного запоминания развиваются у тех, чьи профессии или ежедневные занятия связаны с деятельностью, затрагивающую эти органы чувств — например, у парфюмеров, массажистов или поваров.

Двигательная память позволяет запоминать различные движения. Так дети обучаются ходить и писать. Этот тип памяти появляется с первых месяцев жизни. По мере взросления рефлекторные движения становятся более осознанными, что получается в результате процесса запоминания.

Благодаря эмоциональной памяти ребенок запоминает, что в жизни приносит удовольствие и неприятные чувства. Пережитые и сохраненные в памяти эмоции являются основой процессов побуждения к действию или избегания чего-либо в поведении детей. В первые годы жизни запоминание эмоций носит в большей степени условно-рефлекторный характер.

Словесно-логическая память развивается позже всего. Она отвечает за сохранение и воспроизведение собственных мыслей, прочитанных или услышанных предложений. Этот тип запоминания используется и при заучивании материала наизусть и при понимании смысла прочитанного или услышанного. Словесно-логическая память присутствует только у людей, другие 3 типа встречаются у некоторых животных.

В зависимости от того, применяются осознанные усилия для запоминания или нет, память у детей и взрослых делится на произвольную и непроизвольную. При произвольном запоминании стоит цель сохранить свойства объекта, текст или впечатления в памяти. Большая часть жизненного опыта формируется посредством непроизвольного запоминания. У детей с первых лет жизни преобладает непроизвольная память, по мере взросления развивается способность целенаправленно запоминать информацию.

Память бывает кратковременной и долговременной. Отличия состоят в том, насколько долго человек помнит что-либо. При кратковременном запоминании информация забывается через какое-то время. Если что-то отложилось в долговременной памяти, человек может помнить это всю жизнь. Для активизации долговременного запоминания нужно приложить больше усилий, периодически повторять и воспроизводить материал.

Процесс запоминания может быть непосредственным, когда впечатления естественным образом сохраняются из-за воздействия на органы чувств, или опосредованным — с применением ассоциаций или специальных мнемонических техник.

Особенности запоминания

Основное отличие детской памяти от взрослой состоит в том, что она является непроизвольной и кратковременной. Дети в первые годы жизни не прикладывают осознанных усилий для запоминания чего-либо и забывают информацию через несколько часов или дней. Из-за этого информация о происходящем сохраняется у них в памяти фрагментами.

В процессе запоминания большую роль играют эмоции. При непроизвольном запоминании сохраняются эмоционально окрашенные события. Поэтому люди помнят из раннего детства только некоторые моменты, которые больше всего удивили, порадовали, расстроили или смутили их.

Долговременная память функционирует благодаря части мозга, которая называется гиппокамп. Он формируется у ребенка только к 2-3 годам, поэтому большинство людей не помнит того, что было с ними в первые годы жизни.

В 3-6 лет у детей появляются первые осознанные воспоминания. В этот период информация хранится преимущественно в кратковременной памяти, но при некоторых усилиях и регулярных повторениях воспоминания можно сделать долговременными. Для облегчения запоминания в этом возрасте важно не только то, чтобы информация была эмоционально окрашенной и стимулировала воображение, но и чтобы факты подавались в виде сюжета, а не в разрозненном виде. Поэтому существует много развивающих игр для детей дошкольного возраста.

Главная особенность памяти детей младшего школьного возраста — появление и развитие произвольного запоминания. С 6-7 лет ребенок может прилагать целенаправленные усилия для того, чтобы запомнить текст, движения, объекты. Как и у более маленьких детей, лучшему запоминанию способствует эмоциональная окраска информации и заинтересованность в материале. При постоянных повторениях воспоминания легко переходят из кратковременной памяти в категорию долговременных.

Самые простые способы

Есть несколько способов облегчить запоминание. Некоторые из них — это специальные занятия, другие касаются всего образа жизни.

Интерес к чтению

Чтение помогает не только развить память, но и пополнить словарный запас, обогатить внутренний эмоциональный опыт человека. Начать прививать любовь к книгам можно с чтения вслух сказок и рассказов. Желательно ежедневно выделять на это время, многие вырабатывают привычку читать детям на ночь. Когда ребенок подрастет, следует стимулировать его к самостоятельному чтению. Вызвать интерес к детской литературе помогут красиво оформленные книжки.

Чтение держит мозг в тонусе, поэтому при нехватке времени рекомендуется читать хотя бы 10 страниц в день. Хорошо развивают память методики скорочтения, которым можно обучаться с детства.

Заучивание стихов и песен

Самый эффективный способ что-либо запомнить — постоянные повторения. Это основное условие для перевода информации в долговременную память. Заучивание наизусть стихов и песен тренирует способность ребенка к сохранению и воспроизведению материала. К тому же, легче запоминается тот материал, который имеет отношение к чему-то, что уже знает человек. Поэтому для хорошей памяти нужно учить больше информации.

Игры, требующие концентрации и последовательности

Развитию памяти и внимания у детей способствуют развлекательные и в то же время обучающие игры. Эффективными будут любые занятия, во время которых ребенку нужно будет сконцентрироваться, удерживать внимание, запоминать информацию, а потом озвучивать ее. Внимательность развивают задания, где надо подбирать пару, найти сходства и различия между 2 картинками, запоминать последовательности слов, объектов. Можно дать ребенку фотографию на 15-20 секунд, потом забрать ее и попросить описать изображение, упомянув как можно больше деталей.

Игра «Поход в магазин» тренирует запоминание последовательности объектов. Надо придумать список продуктов, которые необходимо купить, выучить пункты, а потом распределить с ребенком роли. Покупатель должен вспомнить все из списка, а продавец — проверить, ничего ли второй игрок не забыл купить.

Изучение иностранных языков

Изучение иностранного языка — самый эффективный способ тренировки памяти. К тому же, знание языков — это ценный навык, который обязательно пригодится в будущем. Если приступить к освоению иностранного языка с младшего школьного возраста, в старших классах подростку будут легче даваться эти уроки.

Для тренировки запоминания достаточно изучать несколько новых слов или фраз в день и обязательно повторять их в последующие дни.

Приучение к мыслительной деятельности

Чтобы стать обладателем хорошей памяти, над ее улучшением нужно постоянно работать и не ограничиваться периодическими упражнениями. Наиболее эффективный способ этого добиться — приучать ребенка к регулярной мыслительной деятельности. Для этого можно стимулировать его вопросами о том, как прошел день, что было интересного в садике/школе. Можно попросить его вспомнить последовательно все впечатления за день и особое внимание уделить деталям — какое платье было на однокласснице, какого цвета портфель у соседки по парте и т.д.

Таким образом постепенно ребенок будет приучаться самостоятельно анализировать информацию и быть внимательным к деталям. Активизация мышления автоматически включает в работу память, т.к. эти процессы неразрывно связаны между собой.

Правильный режим дня

Кроме специальных упражнений для хорошей памяти важен здоровый образ жизни. Возможность запоминания и способность к концентрации в первую очередь зависят от физического состояния организма. Следует придерживаться правильного режима сна и бодрствования. При недосыпе человек становится менее внимательным и хуже усваивает информацию.

Питание должно быть сбалансированным, что особенно важно для детей, чей организм растет, а мозг и нервная система только формируются. Рацион должен быть насыщен витаминами, жирными кислотами и другими необходимыми веществами. Для этого нужно регулярно употреблять в пищу рыбу, овощи, орехи.

Занятия спортом также влияют на память и внимание. Во время физических упражнений активизируется мозговое кровообращение, вследствие чего нервные клетки получают больше полезных элементов. Это способствует лучшему запоминанию и более быстрому мышлению.

Подобным эффектом обладает и прогулка на свежем воздухе, которая помогает повысить уровень кислорода в крови и активизировать работу мозга.

Стресс негативно влияет на способности к обучению, при различных расстройствах, таких как депрессия, тревожность и фобии, ухудшаются мыслительные способности. Поэтому, кроме физического развития, важно следить за психическим здоровьем детей.

Обучение ребенка мнемотехникам

Быстрее выучить необходимую информацию помогут мнемотехники, которые с помощью специальных приемов облегчают процесс запоминания.

Метод Цицерона

Этот метод используют, когда надо запомнить перечень объектов. Для этого ребенку нужно вспомнить обстановку в своей комнате и мысленно расположить запоминаемые объекты в разных местах. Например, медведя поместить на диван, апельсин положить на полочку, шоколадку — на подоконник, чашку — на книжный шкаф. Перед этим нужно в воображении представить объекты в одинаковом размере, чтобы они не выделялись в обстановке комнаты.

Чтобы вспомнить объекты, ребенку нужно мысленно вернуться в свою комнату и попеременно вспоминать, что в ней находится. Вместе с мебелью удастся вспомнить и объекты, мысленно там размещенные.

Ассоциативные ряды

Основная рекомендация из психологии для облегчения запоминания — это составление ассоциаций. Человеческая память ассоциативна, поэтому создание взаимосвязей между объектами или объектом и его свойствами поможет в будущем легче воспроизвести эти воспоминания. Ассоциации на разные слова могут быть понятными всем или только ребенку, которые имеют отношение к его предыдущему опыту.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector