4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Церковное поминовение усопших

Церковное поминовение усопших

Христианская Церковь уже с самого начала своего существования ввела особые молитвы об упокоении душ преставившихся отцов и братьев наших. Это является логическим следствием ее веры и учения о том, что усопшие верующие живут во Христе и после смерти и что общество любви между живыми и мертвыми не перестает существовать, проявляясь во взаимных молитвах.


Живые молятся за усопших, а усопшие – в том числе и святые, имеющие к Богу дерзновение, – о живых.
Так, были установлены особые молитвы и службы о преставившихся в память о них, то есть поминальные службы. Таким образом, Церковь продолжает общечеловеческие традиции и обычаи. Иными словами, похоронные обряды, существовавшие в эпоху пришествия Христа и в эпоху зарождения и распространения Церкви, христианизированные и очищенные от суеверий и предрассудков, приобретают новый смысл и содержание и продолжаются Церковью.

В Ветхом Завете содержатся сведения об иудейских обрядах, существовавших до Рождества Христова. В Книге Товита 4:17 есть указание:

«Раздавай хлебы твои при гробе праведных»

которое подразумевает совершение поминальных трапез на могилах или раздачу милостыни бедным, очевидно, в качестве поминального обряда по умершим.

Жертвы и приношения мертвым совершали и язычники. Уже с гомеровской эпохи были известны так называемые «заупокойные пиры», на которых, согласно поверьям, умерший пировал вместе со всеми присутствующими. Эти заупокойные трапезы проводились в определенные дни после дня смерти: в третий, в девятый, в тридцатый и каждый год в день рождения умершего. И здесь родство с христианским обрядом очевидно.

Христиане продолжают, как и следовало ожидать, предшествующую традицию в двух направлениях:

  • раздача милостыни за умерших как выражение любви к ним и к бедным
  • молитвы.

Уже «Апостольские Постановления» (конец IV века) рекомендуют

раздавать «из имения» умершего и «в поминовение его» милостыню нищим. (Кн. 8:42)

То же самое советуют Иоанн Златоуст, Иероним, Тертуллиан, Псевдо-Афанасий и другие древние отцы Церкви и христианские писатели.

Однако уже в «Апостольских Постановлениях» мы находим не только сформировавшиеся тексты молитв и диаконских возглашений «за почивших во Христе братьев наших», которые, в основном, содержат просьбы и даже формулировки, знакомые нам из употребляющихся ныне молитв

«простил ему всякое согрешение, вольное и невольное, и … привел его в страну благочестивых, покоящихся в недре Авраама и Исаака и Иакова… откуда отбежали болезнь и печаль и воздыхание» (Кн. 8, 41)

но и сведения о том, что уже существуют в виде апостольских установлений трехдневные, девятидневные, сорокадневные и годовые поминки. По поводу каждых приводится библейское, либо поверхностное богословское обоснование:

«Совершайте же третины почивших в псалмах, чтениях и молитвах, ради Воскресшего в третий день, и десятины, в воспоминание сущих здесь почивших, и сороковницы – по древнему образцу, – ибо так народ израильский оплакивал Моисея, – и годовщины, о памяти почившего»(Кн. 8, 42).

Важно, что Церковь сохранила дохристианские обряды, не противоречащие ее учению, придала им новый христианский смысл, видоизменив некоторые из них по богословским причинам. Так, она переставила тридцатый день на сороковой, очевидно, под влиянием иудаизма, а также связав это событие с Вознесением Христовым. Подобным образом совершаются и ежегодные поминовения – не по дню плотского рождения человека, но по дню его во Христе рождения, то есть дню окончания жизни и вступления его в истинную жизнь, по дню «успения» верующих, по «дню рождения» их в вечной жизни. И здесь Церковь не занимается бессмысленными и бесполезными войнами и борьбой с призраками, но преображает мир во Христе. Это очень мудрая тактика.

Из дошедших до нас уставов различных монастырей мы узнаем о заупокойных обрядах, совершавшихся в монастырях и, очевидно, и в церквях в миру. В течение сорока дней ежедневно во время вечернего и утреннего богослужения совершалось особое моление за усопших и приносилась за них бескровная жертва. Для преставившихся в период Великого Поста или в том случае, если период сорока литургий частично пересекается с ним, осуществляется особая благочестивое практика поминовения. Трехдневное поминовение совершается в первую субботу, девятидневное во вторую, а сорокоуст начинает служиться с понедельника Фоминой недели. Это установление важно во многих аспектах.
Основной его смысл, состоящий в том, что главное поминовение усопшего происходит на Божественной литургии.

Усопшим и молению за них посвящены все субботние дни года.

В эти дни поются заупокойные тропари на каждой песне канона октоиха, и, как правило, совершаются заупокойные службы. Исключение составляют две субботы в год: Вселенские Родительские субботы мясопустной недели и Пятидесятницы, ибо это дни нарочитых и всеобщих поминовений, поскольку во время их

«память совершаем всех от века усопших благочестивых христиан, отец и братий наших»

Выбор субботы как дня поминовения объясняется, во-первых, тем, что в Книге Бытия она упоминается как день, в который «почил» Бог от всех дел Своих творения мира (Быт. 2:2), а во-вторых, тем, что именно в субботу Великой Страстной седмицы Господь наш Иисус Христос пребывал во гробе. Сходные ежегодные поминальные праздники, в дальнейшем замененные на общие поминовения двух Вселенских Родительских суббот, существовали и в дохристианском мире.

Источник на новогреческом: Иоаннис М. Фундулис.
Вопросы литургики. Т. III. Стр. 29-36.
Изд-во: Апостолики Диакониа, Афины, 2007.

Поминовение усопших

Во всех делах твоих помни о конце твоём ( Сир. 7:39 ).
Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы ( Лк. 20:38 ).

Поминове́ние усо́пших — богоугодное действие, ходатайственного характера, направленное на улучшение участи усопших.

Для христианина смерти, как исчезновения, или прекращения существования, нет. Смерть – это завершение земного пути, прекращение страданий, своеобразный рубеж, за которым наступает то, к чему он всю жизнь шел и стремился. Кто познал истину и умер в вере, тот победил смерть, вместе с Воскресшим Христом. Церковь не разделяет своих членов на живых и мертвых, у Христа все живы.

По учению Святой Православной Церкви все верующие в Господа Иисуса Христа не умирают, но живут вечно. «Всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет во век» ( Ин. 11:26 ). Поэтому умирающие православные христиане не перестают быть членами Святой Церкви, сохраняя молитвенное общение со всеми остальными ее чадами.

Любовь не умирает

Плодом жизни любого человека является только одно – любовь, которую он смог проявить в своей жизни. После временного разлучения души и тела до Страшного Суда, усопший уже не может творить дела любви, но его любовь может умножаться через его близких в его память.
Близкие могут духовно возрождаться, желая помочь усопшему, поминать его на Литургии, молиться о нём, творить дела милосердия в его память.

— Поминовение на Божественной литургии

«Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь может наилучшим образом сделать это молитвой о них и, в особенности, подачей записки для поминовения на Божественной литургии. Ничего лучшего и большего сделать для них мы не можем. Это им всегда необходимо…» (архиеп. Иоанн (Максимович)).

— Милостыня

Кроме молитвы за усопших ещё одним действием поминовения их является милостыня. Под милостынею понимается не только подаяние нищим в память усопшего, но всякое благодеяние по отношению к нуждающимся.

Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Роскошное погребение, не есть любовь к умершему, но тщеславие. Если хочешь соболезновать об умершем, покажу тебе иной способ погребения и научу тебя полагать ризы, убранство, достойное его и его прославляющее: это милостыня».

— Молитва

Любовь к умершим родственникам возлагает на нас, ныне здравствующих, святую обязанность – молиться о спасении их душ. По словам священника Николая Успенского, «…молясь об усопших родственниках, мы доставляем им единственное благо, которого жаждут их души, – помилование от Господа».

Для молитв за умерших назначен и особый день в седмице – суббота, в которую полагается заупокойная служба (кроме праздников, если случатся в этот день).

Помимо частных поминовений усопших, Святая Церковь установила общие поминовения. Дни особого общего поминовения усопших называются родительскими субботами. В эти дни поминаются все от века умершие христиане. Почему именно в субботы, а не в другие дни, полагается моление об упокоении душ? Потому что день субботы, как день покоя, по своему значению есть наиболее примечательный для моления – упокоить умерших со святыми. А родительскими они называются потому, что каждый человек поминает, прежде всего, самых близких людей – своих родителей. Это:

– Мясопустная вселенская родительская суббота за неделю перед Великим Постом;
– Троицкая вселенская родительская суббота перед днем Святой Троицы;
– Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й недели Великого Поста;
– Димитриевская родительская суббота (за неделю перед праздником памяти великомученика Димитрия Солунского – Небесного Покровителя благоверного великого князя Дмитрия Донского); Радоница (во вторник второй недели после Пасхи),
– 9 мая – день поминовения всех погибших и трагически умерших в период Великой Отечественной войны.

Накануне родительских дней вечером в храмах совершаются парастасы – заупокойные всенощные бдения, а после литургии бывают вселенские панихиды.

Из глубокой древности идет обычай совершать о каждом усопшем поминовение в третий, девятый и сороковой дни по его кончине, а также совершать сорокоусты. Сорокоуст – это непрерывное поминовение в течение 40 дней по кончине.

Также поминовению усопшего посвящается годовой день смерти, день рождения и именин в том смысле, что умерший жив и бессмертен по духу и некогда совершенно обновится, когда Господь воздвигнет тело его.

Помимо участия в заупокойных богослужениях, Святая Церковь заповедует своим чадам поминать усопших и на домашней молитве. Здесь каждому молящемуся предоставляется некоторая свобода для проявления личного усердия. В дополнение к вечерним и утренним молитвам иноки и миряне прочитывают помянник, совершая поименное поминовение живых и мертвых. Кроме того, существует древний обычай читать Псалтирь по усопшим. На домашней молитве по благословению духовника может быть совершено поминовение и тех, кого нельзя поминать на церковном богослужении – своих родных и близких, скончавшихся вне ограды Православной Церкви – некрещеных, еретиков и т.д. Оптинские старцы разрешали на домашней молитве поминать даже самоубийц.

Слышат ли усопшие наши молитвы о них?

Общение между земной и Небесной Церковью несомненно существует. Оно основано на христианской любви и выражается в молитвенной помощи друг другу. Спаситель говорит: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» ( Лук.20:38 ). Апостол Павел пишет: «Любовь никогда не перестаёт» ( 1Кор.13:8 ).

Вопрос о том, как именно отражаются на усопших молитвы за них со стороны членов земной Церкви, не имеет в Православном Догматическом Богословии детального, вплоть до подробностей, раскрытия. О чём можно говорить с уверенностью, богоугодные молитвы за почивших ближних не остаются бесплодными; благодаря молитвенному повиновению почившие могут получать утешение и отраду. Мы не можем точно сказать, что усопшие именно слышат наши молитвы, но можем утверждать, что они чувствуют их.

О каких-то деталях из жизни усопших и о том, как на них сказываются обращенные к Богу молитвы, можно узнать из содержания частных откровений, преподававшихся в разное время тем или иным святым.

Так, из откровения преподобному Григорию, ученику святого Василия Нового, известно, что душа блаженной Феодоры (после её физической смерти), проходя через мытарства, ощущала на себе следствие молитв духовника, отца Василия. При этом она понимала, кто за неё молится. Его молитвы способствовали ей в прохождении мытарств.

Довольно внимательно к этому вопросу относился святитель Григорий Двоеслов. В одном из наиболее известных произведений этого автора, «Диалоги…», представлена история о двух благочестивых женах, которые, к сожалению, не могли обуздать свои языки. Они не сделали этого даже и после того, как были обличены и наставлены «человеком Божьим», предупредившем их, что если не исправятся, то он отлучит их от Церкви. Вскоре остроязычные женщины умерли и были погребены в пределах местного храма. Когда в храме совершалась Евхаристия, и диакон, в определенное время, согласно традиции, указывал лишённым общения покинуть собрание верных, бывшая кормилица умерших жен видела, как они, вдруг, поднимались из гробов и удалялись вон. Когда она сообщила об этих видениях «человеку Божьему», тот вручил ей просфору и велел принести её Господу. После того, как она выполнила распоряжение святого, усопшие больше не «поднимались» из гробов и не удалялись из церкви. Из сказанного следует, что каким-то таинственным образом душам женщин становилось известным возглашение диакона, однако каким, святитель Григорий не объясняет.

Свидетельств подобного рода известно немало, однако, следует помнить, что не всё, о чём в них сообщается, можно понимать буквально: в них много загадочного и символического.

Кроме того, доверять можно не всяким свидетельствам. Например, далеко не всякое «явление» «родственника» во сне есть действительное явление родственника. Скажем, под видом родственных душ спящему могут являться лукавые духи. С другой стороны, «явление почившего родственника» может быть естественным результатом напряженных воспоминаний или переживаний о нём. Правильным действием в случае «явления» усопшего ближнего будет — усилить молитву как о себе, так и о ближнем, чей образ был явлен во сне.

Читать еще:  Родительские субботы в этом году

Поминовение усопших

Поминальная суббота, день поминовения покойных, родительская суббота – у данного дня много названий. Смысл же один – поминовение усопших через молитвы, воспоминания, поминальную трапезу. Для каждого христианина поминальный день усопших очень важен и дорог. Он объединяет всех людей, заставляя каждого помолиться за близкого человека.

Поминовение у христиан: происхождение традиции

Декрет об образовании всемирного дня особого поминовения умерших датирован 998 годом. Впервые традиция была введена во Франции. Ее основатель — аббат Одилон Клюнийский. Ее распространение происходило достаточно быстро.

Решение организовать повсеместный для католической церкви поминальный день поминовения всех усопших было вызвано легендой пилигрима. Она гласит о том, как возвращающийся со Святой Земли паломник узнал от отшельника об огромной трещине в скале, ведущей прямо в землю. Мужчина рассказал о страшных звуках, доносящихся оттуда. По его словам, это были стоны умерших. Также он повествовал и о криках дьявола, который досадовал о том, что люди читают молитвы за покойников. Услышав эту историю, Одилон Клюнийский и решил сделать поминовение покойных обязательным для всех православных.

Интересный факт: Одилон Клюнийский назначил датой дня памяти усопших 2 ноября. Именно этого числа в католической церкви и читают молитву об умерших ежегодно. У христиан же установлено сразу несколько дней почтения покойных.

Индивидуальные дни поминовения покойных

Поминают умерших не только в общепринятые дни (о которых речь пойдет далее). Читать молитвы об усопших близких можно в любой день. Но правильнее всего делать это на:

  • Третий, девятый и сороковой день после смерти. Именно в этот период (до 40-го дня) умерший держит ответ перед Богом. Его душа находится в стадии перехода от жизни земной к жизни вечной. В эти дни она особо нуждается в помощи (молитве со стороны близких, воспоминаниях о добрых делах умершего и т.д.).
  • Годовщину с даты смерти. Событие ухода души в иной мир по значению не уступает дню рождения тела человека (а для многих православных даже превосходит, ведь когда люди умирают, они переходят в вечную жизнь). Именно поэтому в годовщину смерти необходимо в обязательном порядке помянуть покойного добрым словом.

Церковью не возбраняется ежедневно читать молитву близким людям, ушедшим в вечную жизнь. Помимо индивидуальных дат существуют и общие дни, когда поминание усопших родственниками обязательно.

Вселенский день памяти умерших или родительские субботы

В церковном календаре существуют особые поминальные дни, распространяющиеся на всех христиан. В установленные православной церковью даты совершаются соответствующие панихиды в святых местах. Называются дни вселенскими родительскими субботами. Читать молитву следует не только родителям, но и всем робам божьим, ушедшим в иной мир. Проводить такие поминки можно как в церкви, так и дома.

Мясопустная суббота

Первым календарным днем, когда поминают всех усопших является мясопустная суббота. В 2020 году она выпадает на 2 марта. Проводятся поминки за 8 дней до великого поста перед главным христианским праздником — Пасхой. Приходится мясопустная суббота на последнюю неделю перед Масленицей. Именно поэтому ее также называют и Малой Масленицей.

Церковные панихиды проводятся по особому уставу. Батюшки, когда поминают умерших, читают молитвенные речи одновременно за всех христиан, начиная от Адама и заканчивая именами, предоставленными в записке прихожанами. Вместе с церковным служителем Бога молятся и пришедшие родственники покойных. Они просят у Господа упокоения души усопшего, отпущения всех его земных грехов.

Существует православная традиция того, как помянуть усопших в мясопустную субботу. К основным ее правилам можно отнести:

  • Приготовление блинов. По христианским обычаям, первый испеченный блин хозяйка должна положить у икон, второй — на подоконник, а все остальные — отнести на могилу родственника и раздать их малоимущем либо служителям храма/церкви.
  • Проведение поминального ужина. Вечером хозяйке дома предстоит накрыть богатый стол. Еда может разнообразной, т.к. она еще неограниченна постом. Главное, чтобы на столе было нечетное количество блюд. Желательно, чтобы на столе была кутия.

Перед тем, как поминать покойных за обеденным столом, нужно подготовить место для самих умерших душ. Для этого достаточно лишь отложить в отдельную тарелку понемногу с каждого блюда и налить стакан вина/водки/киселя. Помимо этого, на столе в обязательном порядке должна быть зажжена свеча.

Радоница

После празднования Пасхи (на второй неделе) первым днем памяти всех умерших является Радоница (в 2020 году выпадает на 7 мая). Ее основной смысл — разделение радости от великого праздника с усопшими. В Радоницу принято приходить на могилы родственников как бы с благой вестью — Иисус не умер, он сумел победить смерть и защитить душу каждого человека своим поступком.

В этот праздник (именно так называют эту поминальную дату) христиане посещают кладбище, где и происходит встреча живых и мертвых душ. Здесь близкие вспоминают ушедшего на тот свет раба божьего добрыми словами, поминают его и молятся за его упокоение. Сопровождается поминовение усопших освящением еды (куличей, крашенок, сладостей) и ее предоставлением родным или чужим людям за упокой души (необходимо называть точное имя).

Помните! Не стоит создавать широкие пиршества на могиле покойного. Это говорит о неуважении к миру мертвых. Церковь возбраняет такое поведение. Кладбище — это место, где необходимо читать молитву об усопших и поминать их.

На Радоницу также принято накрывать обильный поминальный стол дома. Правила его создания не отличаются от уставов, характерных для Мясопустной субботы.

Троицкая вселенская суббота

Не менее значимой поминальной датой в христианстве является Троицкая субботу (в 2020 году выпадает на 15 июня). В вселенскую Троицу принято поминать не только родителей и близких родственников, но и всех людей, некогда живущих на земле. Утром верующие посещают литургию, проводимую в церкви. После этого они отправляются на кладбище на могилы родных. Места захоронения принято украшать свежими ветвями и цветами. Это символизирует пробуждение природы и скорейшее становление единого царства.

В православии Радоница является единой для поминовения всех усопших. Именно поэтому многие прихожане украшают и чужие могилы, отдавая дань каждому рабу божьему. После посещения кладбища верующие отправляются домой, где им предстоит накрыть стол. Для приготовления блюд можно использовать любые продукты (ведь великий пост уже позади). Чтобы правильно поминать умерших, необходимо отказаться за столом от:

  • пустых разговоров, злословий и сплетен;
  • праздного веселья;
  • алкоголя.

Поминальную трапезу можно проводить как в компании родственников и друзей, так и в одиночку. Главное — не забыть о поводе застолья и зажечь свечу в память об усопшем.

Дмитриевская суббота

Еще одним днем поминания покойных является Дмитриевская суббота (в 2020 году выпадает на 2 ноября), появление которой связывают с Куликовской битвой и, соответственно, Дмитрием Донским. Ранее в Дмитриевскую субботу провожали осень и готовились к зимним холодам. Согласно поверьям, закончить подготовку необходимо было до наступления Покровов.

В этот день принято в обязательном порядке проводить генеральную уборку всех помещений, посещать кладбище и церковную службу, поминать усопших. По православным традициям обеденный (вечерний) стол должен быть устелен новой льняной скатертью. Пища на нем должна быть поминальной (кутия, блины с разными начинками, пироги).

Частные поминальные дни

К особым дням поминовения относятся и частные поминальные даты, приуроченные к великим историческим событиям и связывающие большое количество сторонников православия. Среди наиболее значимых можно выделить:

  • 9 мая — дата, когда день поминовения усопших посвящен всем жертвам Великой Отечественной Войны;
  • 22 июня — день памяти и скорби, связанный с нападением фашисткой Германии на СССР;
  • 11 сентября — день скорби павших православных воинов.

В эти даты необязательно сопровождать поминание походом на кладбище и в церковь. Достаточно будет помянуть погибших родителей, родственников, знакомых добрыми словами и чистыми мыслями за обедом или ужином.

Особенности поминания умерших в родительские субботы

Православные христиане, чтущие свои традиции и обязанности, несмотря на то, в какие дни они поминают усопших, соблюдают целый ряд правил. Большинство уставов являются общими и подходят для всех вселенских суббот. Изучить их несложно. Главное — подходить к данному процессу с душой и пониманием. Необходимо осознавать, что поминание умерших — это наш долг. Каждому стороннику православия известно, что при втором пришествии все, чье тело погибло, а душа осталась жива, воскреснут. Именно поэтому богослужители просят верующих молиться о своих родителях и близких людях, спасая тем самым их душу и очищая ее от земных грехов. И совершать молитвенные обряды следует не только на годовщины со дня смерти, но и во все вселенские субботы (а лучше — чаще).

Чтобы быть услышанным Господом, необходимо знать о том, как правильно поминать усопших, и стремиться к полному соблюдению основных уставов проведения поминок. Касается это как поведения на церковной службе, так и совершения поминального обряда дома.

Церковные поминальные службы

Далеко не все верующие знают, как правильно в церкви поминать усопших и что необходимо нести в храм. Ответить на вопрос непросто, так как данный процесс имеет сразу несколько нюансов:

  • Имя усопшего. Перед непосредственным началом поминальной службы пришедшему необходимо записать на листке имена усопших и подать записку богослужителю.
  • Свечи и молитва. После того, как записка отдана, необходимо поставить свечу за упокой души умершего. Устанавливаются поминальные свечи на панихидный столик.
  • Молитва. Во время богослужения от прихожан требуется лишь одно — искренне молиться за усопших близких.
  • Совершение блага. В память об усопших принято творить добро и оставлять нуждающимся милостыню (деньгами или продуктами).

Приносить же в храм следует постную еду и кагор. Она раскладывается на отдельном столе, расположенном недалеко от панихидной подставки. Приносить крепкие спиртные напитки (коньяк, водка) нельзя. В церкви можно также заказать и индивидуальную панихиду об усопшем.

Заупокойные молитвы дома

Если возможности посещения церкви нет, необходимо помянуть душу близкого человека дома. Умерший нуждается лишь в нашей молитве и памяти. Ему неважны материальные блага и большие яства. Чтобы правильно почтить его душу, достаточно лишь веровать и уметь молиться. Молитва — неотъемлемое звено самостоятельного поминовения. В молитвеннике представлено большое разнообразие поминальных слов. Произносить их необходимо искренне, от души, обдумывая истинный смысл произносимого. Правильно делать это перед иконой с саженной рядом свечой.

Поминать близкого следует и за столом. Для этого следует создать для раба божьего отдельное блюдо с едой и стакан с напитком. Во вселенские родительские субботы все души, потерявшие свое тело, возвращаются к близким людям. Поэтому так важно уделить им в эти дни свое внимание.

Особенности поминального стола

Перед тем, как поминать усопших за поминальным домашним столом, в обязательном порядке следует прочитать краткий чин панихиды. При отсутствии слов такового можно прочесть «Отче наш». Только после этого все пришедшие на обед приступают к трапезе. Первым блюдом, которое можно вкусить, является кутия. Она должна быть освещена в церкви. Если такой возможности не было, необходимо сбрызнуть блюдо святой водой.

При проведении поминок рекомендуется воздержаться от употребления спиртного. Необходимо следить и за тем, чтобы поминальный обед не превращался в шумное застолье. За столом не должны обсуждаться новости, вестись сплетни и пустые беседы. В течение обеда разговоры должны посвящаться добрым делам усопшего. Отметить следует и его положительные качества.

От чего следует отказаться в поминальные дни?

Родительские поминальные субботы не ограничивают православных жесткими рамками поминовения. Единственно, что не рекомендуют делать церковные служители, — это организовывать пиры на кладбище. Могила — это место упокоения души. Здесь не стоит сплетничать, вести пустые разговоры и слишком много пить, есть. Лучше отдать еду нуждающимся. Приходить сюда следует с одной целью — для чтения молитвы и предоставления подати за упокой. Действует этот устав независимо от того, в какой день поминается умерший человек.

Помните, что поминание умершего — это серьезный процесс, требующей искренности и чистоты. Поэтому перед тем, как , стоит освободить свои мысли от дурных помыслов и настроиться на духовную связь с Богом через молитву. Состояние души близкого человека, ушедшего в иной мир, находится именно в наших словах. Поэтому читать поминальные молитвы следует не только после похорон, но и в родительские субботы, а также при любой другой возможности в поминальный день. Особенности того, как нужно поминать усопших, необходимо прививать верующим с раннего возраста.

Когда и как правильно поминать усопших людей после смерти

Согласно христианским, а особенно православным традициям, поминание усопших – важный обряд, который совершается в память о человеке и его душе. Это во многом отличает христианские обычаи от поминания покойного мусульманина в исламе.

Главной традицией считается коллективный обед, устраиваемый родственниками в доме, где жил человек или на кладбище: на месте его захоронения сразу же после процедуры погребения.

Читать еще:  Скачать картинки дмитриевская родительская суббота

Поминания происходят три раза – в день погребения, на девятый (не на неделю, как некоторые думают) и спустя сорок суток. Посещают поминки все, кто желает вспомнить усопшего хорошим словом. В эти дни также навещают могилу, прибираются на участке.

В связи с таким распространенным для стран СНГ явлением, у многих людей возникает вопрос: как поминать усопших правильно и чем именно поминают умерших. В этой статье будет подробно описано поминание усопших, когда проводятся поминки и как правильно поминать по канонам православной церкви.

Зачем поминать усопших

Традиция поминовения умерших сложилась достаточно давно. Согласно византийско-христианскому обряду, как писалось выше, проводились поминки три раза:

  1. В день похорон, что на самом деле третий день со дня смерти, даже если она наступила незадолго до полуночи.
  2. На девятый день со дня смерти.
  3. На сороковой день (так называемые сороковины).

Далее процедуру повторяют каждый год в день смерти, а не раз в полгода, вопреки мнению некоторых людей. Сам обряд уходит своими корнями далеко в древность.

Некое подобие поминок есть и в вероисповедании других народов, так как многие связывают свою веру с бессмертием в другом мире. По христианским традициям вся процедура в конечном итоге сводится к поминальной трапезе.

Православные таинства и обряды

Богослужебные ритуалы важны для верующих людей, так как неразвитая человеческая сущность и несовершенная природа человека нуждается в видимых и невидимых символических действиях, которые способствуют ощущению воздействия незримой и всемогущей силы Бога.

Насчитывается немало всевозможных таинств и обрядов, к которым прибегают для поминовения умерших людей. Среди них:

  1. Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы. В эти дни на Литургии читают молитвы об усопших православных христианах, совершают богослужения за упокой души. Практически все эти дни связаны с празднованием Пасхи, поэтому даты суббот меняются каждый год.
  2. Третий, девятый и сороковой день. Обычные дни, которые связывают с умершим человеком. Они не являются какими-либо обрядами большого масштаба.
  3. Рождественский пост. Поминки проходят по тем же правилам, что и в Успенский или Петров пост. Не разрешается поминать спиртным и ставить перед фото покойного рюмку водки и хлеб.
  4. Мясопустная суббота. День поминовения умерших христиан, а особенно своих родителей. Это первая родительская суббота в уставе Православной церкви.
  5. Троицкая вселенская суббота (троица). Это день всеобщего поминовения, а также родительская суббота. В Троицу происходит «вселенское» обще церковное поминовение.
  6. Дмитриевская суббота. Совершается каждый год в субботу перед днем памяти Дмитрия Солунского. Является последней субботой, в которую можно совершать поминовение усопших.
  7. Поминовение на Радоницу. Первое после Пасхи поминовение усопших в традиции восточных славян. Отмечается во вторник после Фомина воскресенья.

Как поминать в пост

Когда идет пост, есть особые дни поминовения – Родительская суббота, Воскресный день, когда происходит служба Божественной Литургии в полном объеме (в любой другой день поста она сокращена).

Во время этих богослужений совершается проскомидийный обряд поминовения умерших, когда за каждого человека из большой просфоры хлеба вынимается часть, которая символизирует его душу.

Просфора обозначает небольшой хлеб округлой формы, состоящий из двух частей. Они символизируют двойную природу Иисуса Христа: Божью и человеческую. Делается он на дрожжах или на квасе и используется как символ Литургии и Евхаристии.

Поминки 1 год: традиции и правила проведения

В славянских странах принято отмечать знаковые даты для живых людей, такие как именины и дни рождения, а после гибели – поминки.

Такая дата чрезвычайно значима для христиан, так как они чистосердечно веруют в бесконечную жизнь, и наедятся на встречу с Богом. Именно по этой причине, по мнению христиан, для человеческой души не существует никакого завершения.

Кроме молебна, на один год смерти в церкви часто заказывают:

  1. Поминание в процессе проведения богослужения утром. Проводят следующий обряд: из кусочка хлеба все извлекают небольшие части за новопреставленного.
  2. Сорокоуст – поминание на сорока церковных службах.
  3. Панихиду – обычно производится в субботу, но много договориться и выбрать любой другой день. К такому обряду можно обращаться хоть каждые 7 дней, но один год – дата серьезная.
  4. Литию – следующий тип службы за упокой души. Она намного короче вышеупомянутой и производится в любое время.

На любом мероприятии за упокой молиться должны все пришедшие, так как считается, что у батюшки не будет достаточно сил, чтобы вложить в молитвы все переживания, которые испытывают близкие покойника.

Когда нужно проводить поминки и индивидуальные дни поминовения покойных в церкви

Поминать можно не только в общепоминальные дни. Чтением молитв и вспоминанием людей заниматься разрешается в абсолютно любой день, но правильнее всего делать это на:

  1. Третий, девятый и сороковой дни после кончины. Именно в это время человек держит ответ перед Богом и его душа ожидает перехода к вечной жизни, так как, по мнению христиан, душа не может умирать. В эти дни она нуждается в помощи от родных, а именно в молитве и воспоминаниях.
  2. Годовщину с момента кончины. Уход в другой мир ничуть не менее важное событие, чем день рождения. Для многих это второе рождение и переход в бесконечное бытие. Обязательно нужно помянуть умершего человека в этот день добрым словом. Неважно, какой это месяц: октябрь, ноябрь или июнь.

Церковь не запрещает проводить молитву каждый день. Кроме индивидуальных дат есть еще и общие, когда помянуть родственников считается обязательной процедурой.

Как правильно заказывать поминовение в церкви?

По мнению христиан, молитва облегчает прохождение человека в другой мир и спасает даже самых безнадежных грешников. Чтобы панихида была отслужена по правилам, необходимо прийти в храм, а именно в лавку свечей. Там можно записать имя умершего человека.

При подаче записки нужно принести какие-нибудь продукты на специальный столик панихиды. Кто-то считает, что это еда для усопших, но к православию это не имеет никакого отношения. Покойным людям совершенно ни к чему простая пища, которую они ели, будучи живыми. Им нужна молитва родственников.

Важно не только оставить записку с именем человека, но и лично присутствовать на поминании и служении. Молитва имеет особую силу только в том случае, когда она выражает личное прошение близкого человека о помиловании за грехи и упокое. Именно тогда она будет приносить максимальную позу.

Часто панихиды и другие служения заказывают перед похоронами, а затем на третий, девятый и сороковой день. Помимо этого, важной датой считается и годовщина смерти, а также день рождения и именины.

Поминальные молитвы об усопших

В качестве поминальных молитв часто используют:

  • молитву об усопшем до сорока дней;
  • молитву об усопшем после сорока дней;
  • молитву об усопшем на девятый день;
  • акафист (церковное пение или молитва) за покойника, который читается каждый день до 40 дней и 40 дней перед годовщиной.

От чего следует отказаться в поминальные дни

Поминание умершего куличами или яйцами ни в коем случае не должно превращаться в обычное застолье, так как могила – это место для размышления и упокоения.

Нельзя накрывать стол и устраивать «пир» с родственниками, приехавшими издалека. Также не рекомендуется поминать вином или водкой, а также не кропить спиртным могилы людей, оставлять алкоголь на надгробиях.

Ставить ли усопшему рюмку водки с хлебом

Традиция оставлять водку с хлебом на могиле умершего осталась со времен язычества и не одобряется православием. Нельзя помочь душе попасть в рай выпивкой или едой. Нужно проявлять терпение, выдержку и молиться для покойников, за прощение их грехов, за путь к вечной жизни.

Обряд, согласно которому около портрета усопшего ставят рюмку с водкой и лежащим на ней куском хлеба, также проводить не стоит. Душе это никак не поможет. Подаяниями с водкой проявляют «уважение» к людям, но забывают самое главное – молитвы.

Как помянуть некрещеного

Людей, которые не захотели соединить себя с Богом и Церковью, поминать нельзя. Их участь после смерти останется на рассмотрении Бога и на ситуацию повлиять не сможет никто. Некрещеных людей можно поминать дома, молиться о них, делать добрые дела в их память, попытаться говорить о том всем хорошем, что сделал этот человек за свою жизнь.

Мнение церкви о поминовении усопших

Церковь настаивает на том, что поминовения необходимо производить как можно чаще: в особые и обычные дни. Главные слова люди произносят на Божественной литургии, на которой приносится бескровная жертва Богу.

После литургии рекомендуется провести панихиду. Панихида служится перед кануном, представляющим собой столик с распятием и несколькими подсвечниками. Сюда же приносят пожертвования на храм и его ремонт. Заказывают и сорокоуст до и после пришествия 40 дней с момента кончины.

Таким образом, было рассказано, как помянуть усопшего и когда поминают усопших после кончины. Дни повиновения приходятся на третье, девятое и сороковое число дней после смерти.

При этом совершается ряд русских православных обрядов и молебнов, несущих в себе цель помолиться за усопших родителей, детей или друзей.

О церковном поминовении усопших

Дорогие Братья и Сестры! Накануне Троицкой родительской субботы предлагаем вашему вниманию статью, из которой вы узнаете о том, как правильно подавать записки о упокоении в храме , как правильно поминать усопших, как вести себя на кладбище и как относиться к могиле православного христианина. Также, в назидание нашим читателям, в данной статье рассмотрены наиболее частые искажения церковных правил и нецерковные обряды связанные с погребением и поминанием усопших.

Как правильно подавать записки о упокоении

При церковном поминовении произносятся имена усопших. Церковь поминает своих чад поименно, потому что Бог есть наш Отец и для Него каждый человек, как родное дитя, незаменим, неповторим в своей личности, а личность человека запечатлевается его именем.

В заупокойных записках имена пишутся полностью в родительном падеже, т. е. не Люды, а Людмилы; не Миши, а Михаила и т. д. Если со дня кончины христианина не прошло еще сорока дней, то его имя поминается с добавлением слова «новопреставленный» или «новопреставленная». Почившие дети до семи лет (до шести включительно) именуются младенцами, от семи до шестнадцати — отроками или отроковицами. Имена пишутся православные, т.е. данные при Святом Крещении.

Поскольку церковь существует на пожертвования прихожан, записки, подаваемые в храме на литургию, имеют определенную стоимость. За усопших, имена которых написаны в записках, священником из просфоры вынимается частица и, с молитвой о прощении грехов, омывается в Крови Христовой. Можно подать записку отдельно на панихиду. Если вы узнали, что ваш усопший родственник не был отпет по православному обряду, то независимо от того, когда он умер, нужно обязательно заказать отпевание, если, конечно, для этого нет церковных препятствий. Можно также заказать церковное поминовение на полгода или год. Монастыри же могут принять просьбу поминовения на более долгие сроки. Здесь вы можете скачать бланки записок о упокоении

КАК СЕБЯ ВЕСТИ НА КЛАДБИЩЕ

Как относиться к могиле православного христианина

Кладбища — это священные места, где покоятся тела умерших до будущего воскресения.

Даже по законам языческих государств усыпальницы считали священными и неприкосновенными.

Из глубокой дохристианской древности идет обычай отмечать место погребения устройством над ним холма.

Переняв этот обычай, христианская Церковь украшает могильный холм победным знамением нашего спасения — Святым Животворящим Крестом, начертанным на надгробной плите или поставленным над надгробием.

Мы называем наших покойных усопшими, а не умершими, потому что в определенное время они встанут из гроба.

Могила — это место будущего воскресения, и поэтому необходимо соблюдать ее в чистоте и порядке.

Крест на могиле православного христианина — молчаливый проповедник блаженного бессмертия и воскресения. Водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа — на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в Царстве Божием.

Крест на могиле ставят у ног покойного так, чтобы Распятие было обращено к лицу покойного.

Надо особо следить, чтобы крест на могиле не покосился, был всегда окрашен, чист и ухожен.

Простой скромный крест из металла или дерева более приличествует могиле православного христианина, нежели дорогие монументы и надгробия из гранита и мрамора.

Как вести себя на кладбище

Придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию (это слово в буквальном смысле означает усиленное моление). Для совершения чина литии при поминовении усопших надо пригласить священника. Более краткий чин может совершить и мирянин.

По желанию можно прочитать акафист о упокоении усопших (см. №№ 3-4 «Реквиема» за 1995 год).

Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного.

Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку в могильный холм — этим оскорбляется память покойного. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.

Читать еще:  Поминки в какое время суток

Не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному.

Как правильно поминать усопших

«Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц — нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага», — пишет святитель Иоанн Златоуст.

Молитва за усопших — это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной.

По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике — все это дань традициям, пусть и благочестивым.

Но вечно живая душа почившего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога.

Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего — долг всякого православного христианина.

Особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви.

Прежде чем посетить кладбище, кому-либо из родственников следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами).

После литургии нужно отслужить панихиду.

Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.

В определенные дни года Церковь творит поминовение всех от века преставившихся отцев и братии по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, кто был настигнут внезапной смертью, не был напутствован в загробную жизнь молитвами Церкви.

Панихиды, которые совершаются в такие дни, именуются вселенскими, а сами дни — вселенскими родительскими субботами. Все они не имеют постоянного числа, а связаны с переходящим великопостно-пасхальным циклом.

1. Суббота мясопустная — за восемь дней до начала Великого поста, накануне недели о Страшном Суде.

2. Родительские субботы — на второй, третьей и четвертой неделях Великого поста.

3. Троицкая родительская суббота — накануне дня Святой Троицы, на девятый день после Вознесения.

Накануне каждого из этих дней в храмах служатся особые заупокойные всенощные бдения — парастасы, а после литургии бывают вселенские панихиды.

Кроме этих общецерковных дней, Русская Православная Церковь установила еще некоторые, а именно:

4. Родоница (Радуница) — пасхальное поминовение усопших, бывает на второй неделе после Пасхи, во вторник.

5. Димитриевская родительская суббота — день особого поминовения убитых воинов, первоначально установленный в память о Куликовской битве, а впоследствии ставший днем моления за всех православных воинов и военачальников. Бывает в субботу, предшествующую восьмому ноября — дню памяти великомученика Димитрия Солунского.

6. Поминовение усопших воинов — 26 апреля (9 мая нового стиля).

Кроме этих дней общецерковного поминовения, каждый усопший православный христианин должен ежегодно поминаться в дни его рождения, кончины, в день именин.

Очень полезно в памятные дни жертвовать на Церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться об усопших.

Наиболее частые искажения церковных правил и нецерковные обряды

Что касается предсмертного напутствия, то самая большая беда в том, что о нем чаще всего просто забывают или не знают вообще. На сотни людей, желающих заказать в церкви отпевание, едва ли хотя бы двое или трое знают о том, что главное для почившего они уже не успели сделать и не поправят этого своего греха (или ошибки) уже никогда. Казалось бы, чего проще до той же церкви дойти на два-три дня раньше, — и все могло бы быть совсем по-другому. Но увы, мы больше заботимся о том, как тело погребсти и обряды соблюсти, а душа и ее собственные потребности к рассмотрению просто не берутся. В чинопоследовании о долгостраждущем умрети есть между прочими такие слова: «Кая бо мне польза душе моей в страшныя муки ввержене быти, телу же пету быти от вас…» (песнь 6). Просто удивительно, как при таком распространенном знании о существовании чина церковного отпевания, может быть такое глубокое неведение о предсмертных напутствиях.

Один из самых сложных вопросов: над кем вообще можно совершать отпевание? Строго говоря, конечно, не над любыми крещеными. Трудность вопроса в том, что он всегда ставится о конкретном человеке, ставится, вдобавок, людьми в таком состоянии, что рассуждения на эту тему, подобные приведенным выше, становятся совершенно неуместными и могут быть порой восприняты просто как оскорбление. Если всю жизнь человек считал, что всякий крещеный не просто может, а именно должен быть «отпет», если это постоянно подтверждается нынешней церковной практикой, то пускаться в объяснения возле привезенного в храм гроба почти всегда бесполезно.

В те времена, когда люди серьезно и внимательно вникали в дела веры, вопрос стоял проще. Человек мог быть или христианином, т.е. в большей или меньшей мере церковным, или же нехристианином, т.е. некрещеным или отступником от веры. Таких как ныне крещеных в детстве и потом вовсе не видавших храма в течение многих лет — просто не было. Вопрос можно поставить даже конкретнее: считать ли христианином того, кто без всяких уважительных причин причащался последний раз больше года назад, а перед этим еще лет за пять? Относятся ли к такому слова из чина отпевания: «оправдав верою и благодатию», «сердцем сокрушенным покаяся» и др.? Будет ли всем родственникам таких отпеваемых крещеных неверов какая-либо польза душевная от отпевания, если на самом отпевании они и не вспоминают о Боге и вечности, а после него укрепляются в своем окамененном нечувствии: как ни живи на земле, отпоют всех одинаково?

Предположим далее, что чин отпевания можно и должно совершать без всяких сомнений. Широкое распространение получило так называемое «заочное» отпевание, т.е. совершаемое в храме не над телом почившего. Такое отпевание можно было бы допустить лишь в исключительных случаях, но у нас оно, напротив, стало правилом и распространено даже шире отпевания нормального, «очного». Объясняется такое положение тем же самым неверием. Затягивать похороны на два часа, чтобы ехать в храм, никому не хочется, да теперь и накладно. Проще послать в храм какую-нибудь старушку, которая знает туда дорогу, пусть закажет уж всё сразу: и отпев, и сорокоуст, и еще там подскажут. Пусть при этом не забудет захватить земельку да «подорожную» (разрешительную молитву). Так и помолится батюшка с бабушкой вдвоем, да и сам чин заочного отпевания сокращен, как правило, еще больше обычного. Можно ли вообще считать это отпеванием?

Нередко родственники умершего стремятся пригласить священника на дом в день похорон или накануне. Это, конечно, несколько лучше, чем заочное отпевание, но тоже действие неправильное, терпимое лишь в исключительных случаях. Конечно, легче священнику дойти до дома покойного, чем гроб везти в церковь, но опять же такое стремление родственников к упрощенству свидетельствует об их малой вере и нежелании молиться. Никак не хотят понять, в какой страшной беде оказывается душа, покинувшая тело, душа человека близкого нам, как много требуется от нас напряжения и труда, прежде всего молитвенного, чтобы помочь ему. Увы, в большинстве случаев речь идет лишь о соблюдении обряда, а не о помощи душе почившего. Как положены при погребении венки и цветы, так же, — думают, — положены и «земелька с подорожной». Некоторые выражаются прямо: «Нам надо отпеть земельку» или даже так: «Надо отпеть деньги, собранные на похоронах». Эти неуклюжие фразы очень точно выражают торжество практического материализма, среди которого мы живем.

Самое тягостное и ужасное для покойника совершается уже после погребения. Это величайшее зло чисто языческого происхождения — поминки, с непременным употреблением самых крепких напитков практически в неограниченном количестве. Здесь даже верующие, те, от кого можно было бы ожидать покойному помощи, даже они поворачиваются к нему спиной. Вместо того, чтобы молиться о покойном до погребения, ходят по магазинам, вместо того, чтобы раздать от его имени милостыню, запасаются отвратительным зельем, а вместо молитвы после погребения едят и пьют все приготовленное подобно древним идолопоклонникам.

В чем причина, только ли в нашем чревоугодии? Пожалуй, более важное значение имеет упорное нежелание думать о смерти. Поскорее и подальше от нее, только бы не вспоминать о ней, заглушить всякую мысль о посмертном состоянии души водкою и праздными разговорами, или в лучшем случае — добрыми воспоминаниями о совместно прожитых годах и о добродетелях усопшего. О покойнике говорим хорошо, или ничего, а Церковь между тем молится о прощении грехов. Это не случайно. Благодушными воспоминаниями мы также стремимся убежать подальше в область нереального, вместо того, чтобы оказать реальную помощь человеку в реальной его беде. О ужасное неразумие! Как горько было бы нам, если бы и наши родные отнеслись бы к нам так же, как и мы к ним…

И будем помнить, что ежедневно за каждым богослужением мы просим у Бога для себя и своих близких «христианския кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны, мирны и добраго ответа на Страшном Судище Христове».

Девять способов, как можно поминать усопших и один, как нельзя

Человек — единственный на Земле, кто чтит предков и хранит о них память. Всем своим существом мы не согласны со смертью . Даже язычники верят, что жизнь не заканчивается здесь.

Мы верим в бессмертие души и хотим знать: как можно помочь нашим усопшим родственникам? Непременно молитва о них доставляет им радость и утешение. А усердное поминовение может изменить загробную участь и вместо мучения дать упокоение.

Какие в Православной Церкви есть виды поминовений? Разделим их на 2 части: за всех, и только за крещённых.

Поминовение всех

Вот как можно помянуть душу усопшего человека, не взирая на то, был он крещённым или нет.

1. Домашняя молитва

Вы можете молиться своими словами. О крещённых можно молиться так:

Упокой, Господи душу усопшего (раба Твоего) ____________, прости ему вся согрешения его вольныя и невольныя, даруй ему Царствие Небесное и причастие вечных Твоих благих, и Твоея бесконечныя и блаженныя жизни наслаждение и сотвори ему вечную память! Вечная память, вечный покой!

2. Накормить голодных

Можно купить еду нищему, пожертвовать еду в храм, сделать поминки и пригласить гостей. Узнайте, что можно передать в приют детям к чаю. Купите продукты для подопечных какого-нибудь центра помощи мамам .

3. Пожертвовать вещи

Только не надо старые и пахнущие. Купите новые. Или постирайте и погладьте бывшие в употреблении. Главное — чтобы они достойно смотрелись , а не были из категории «Выбросить жалко».

Недавно узнал, что в память об усопшем дарят ложки. Очень замечательная идея! Верующий человек, когда будет вкушать пищу этой ложкой, вспомнит и помолится за человека.

4. Поставить в храме свечку

Да, в алтаре храма священник молится только за крещённых. Но прийти лично и ничего не заказывая, самому поставить свечку и помолиться за некрещёного родственника никто не запрещает.

Поминовение крещённых

Бывает очное, когда священник молится при теле, и заочное, когда человека уже похоронили. Длится примерно пол часа. Человека отпевают один раз, но если не известно точно, можно отпеть. Напишите в комментариях вопросы на эту тему, и я напишу отдельную статью.

Она похожа на отпевание, только чуть короче. Длится 25 минут. Её можно заказывать много раз. Советую не просто заказывать, а присутствовать на панихиде. Служба очень красивая, особенно с хором. Обычно на панихиду приносят в храм что-нибудь съедобное.

7. Заказная обедня за упокой

Или просто «заказная за упокой», или «обедня за упокой». Это самая «сильная» молитва в Церкви. Священник вынимает частицу из просфоры, поминая имя. А после причащения людей, ссыпает частицы в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов этих людей.

Эта служба называется ещё «Великая панихида». Служится редко, обычно вечером в пятницу, перед «родительской субботой». Это панихида, вплетённая в Утреню. А Утреня сейчас во многих храмах бывает вечером.

Это краткая заупокойная служба. Её может случить и священник, и мирянин. И в храме, и дома, и у могилки. Текст легко найти в сети.

Как нельзя поминать усопших

Усопших нельзя поминать водкой. Им от этого плохо. А сама Божия Матерь явилась одному родителю умершей девочки и сказала:

Делая поминки с водкою, вы лишаете душу усопшего Моих молитв об облегчении мук. Все, кто пьют вино на поминках — Мои враги!

Помните! Ничто так не умиляет Бога, как молитва об усопших . Делайте добрые дела, кормите и одевайте в память о человека — и он получит великое утешение от Бога. А когда мы перейдём в вечность, Господь найдёт, кто помолится за нас!

автор: священник Владимир Панарин

Понравилась статья? Поддержите проект! Подпиской и лайком, репостом и комментарием. А если можете, то финансово:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector