16 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Цвет облачения на родительскую субботу

Цвет облачения на родительскую субботу

12 — Цвета богослужебных облачений

У казания на цвета облачений излагаются с учетом установившейся богослужебной практики (ср.: Настольная книга священнослужителя. М., 1983, 2001. Т.4. С. 148-149).

Рождество Пресвятой Богородицы

(до отдания включительно)

(до отдания включительно)

И другие праздники

в честь Креста Господня.

бордовый 1 или фиолетовый

Св. ап. и ев. Иоанна Богослова

золотистый (желтый) или белый

Покров Пресвятой Богородицы

Введение во храм Пресвятой Богородицы.

(до отдания включительно)

Навечерие Рождества Христова

(до отдания включительно)

золотистый или белый

Собор Пресвятой Богородицы

белый или голубой

белый или золотистый

Богоявление (Крещение Господне)

(до отдания включительно)

(до отдания включительно)

голубой или белый

Благовещение Пресвятой Богородицы

к Великому посту

золотистый (желтый) или фиолетовый

Великий пост (седмичные дни)

Субботы, Недели Великого поста

и полиелейные праздники в седмичные дни Великого поста

Литургия Преждеосвященных Даров

темно-фиолетовый или багряный

Вход Господень в Иерусалим

зеленый или белый

(на Литургии после чтения Апостола)

и начало богослужения на Святую Пасху (до утрени 1-го дня Пасхи включительно)

(до отдания включительно)

(до отдания включительно)

Пятидесятница (День Святой Троицы)

(до отдания включительно)

Понедельник Святого Духа

зеленый или белый

Рождество св. Иоанна Предтечи

Первоверховных апостолов Петра и Павла

(до отдания включительно)

Успение Пресвятой Богородицы

(до отдания включительно) 3

Усекновение главы св. Иоанна Предтечи

красный или бордовый

Собор Архистратига Михаила

и прочих Небесных Сил бесплотных

белый или красный

Господские средние праздники,

седмичный и воскресные дни

вне Великого поста

Памяти 4 Бесплотных Сил, святых дев и девственников

золотистый (желтый) или красный

и Христа ради юродивых

Памяти благоверных князей

золотистый (желтый), зеленый или красный 5

(вне Великого поста)

(от Недели Фоминой до отдания Пасхи)

1 Существует практика совершения богослужений в честь Креста Господня в бордовых облачениях или в ризах красного цвета, но более темного оттенка, чем пасхальные.

2 В древности в Православной Церкви вовсе не было черных облачений, а в Великий пост служили в багряных ризах, т.е. в темно-бордовых. Таким образом, в седмичные дни Великого поста службы могут совешаться и в фиолетовых облачениях, но более темного оттенка, чем в воскресные дни св. Четыредесятницы.

3 Существует практика, согласно которой в продолжение всего Успенского поста (кроме Преображения) употребляются ризы голубого цвета.

4 Облачения в седмичные дни заменяются ризами, соответствующими лику святого, в случае совершения святому полиелея или службы с великим славословием. В периоды попразднств цвет облачений ради празднования полиелейных святых во многих храмах не изменяется. При совпадении памяти святого с воскресеньем цвет облачения не меняется и остается золотистым.

5 В дни памяти благоверных князей, принявших иноческий постриг (например, св. блгв. кн. Даниил Московский), богослужение совершается в зеленых облачениях. Служба в честь благоверных князей-мучеников или страстотерпцев совершается в красных ризах.

Примечание. В Русской Церкви существовала также традиция совершения богослужения в воскресные дни и в Господские праздники в красных ризах; в дни выноса Креста могли употребляться облачения синего цвета, а на Богородичные праздники, в Великий Четверг (на литургии) и в период от Пасхи до отдания Вознесения – белые. (Ср.: Розанов Н., прот. Руководство для лиц, отправляющих церковные богослужения… в Московском Кафедральном Христа Спасителя соборе и Московском Большом Успенском соборе… М., 1901. С. 244-245.)

Источник: Богослужебные указания на 2017 год.

Новости

    22 Январь 2020

Обновления на сайте

Добавлены новые и отредактированы некоторые молитвословия в разделах: * Богородице; * Святителям; * Мученикам; * Новомученикам. * Соборам святых…

Обновление на сайте

Объявления

    08 Июль 2014

Внимание!

Уважаемые пользователи, скачать богослужебные книги Вы можете на сайте ДЬЯЧОК , который является приложением к сайту Псаломщик.

ПОИСК ПО САЙТУ

Чтобы быстро найти нужную вам информацию, воспользуйтесь Поиском по сайту Псаломщик находящимся на главной странице.

Цвет облачения на родительскую субботу

Литургия

Всенощная

Праздники

Постная Триодь

Ектении

Разные ноты

Светские ноты

Литургия

Всенощная

Праздники

Постная Триодь

Ектении

Разные ноты

Светские ноты

Одноголосные ноты

Сборники

Цвета богослужебных облачений 1

Рождество Пресвятой Богородицы

(до отдания включительно)

(до отдания включительно)

и другие праздники в честь Креста Господня

Бордовый 2 или фиолетовый

Св. ап. и ев. Иоанна Богослова

Покров Пресвятой Богородицы,

Введение во храм Пресвятой Богородицы

(до отдания включительно)

Навечерие Рождества Христова

(до отдания включительно)

Золотистый или белый

Собор Пресвятой Богородицы

Белый или голубой

(до отдания включительно)

(до отдания включительно)

Голубой или белый

Благовещение Пресвятой Богородицы

Подготовительные Недели к Великому посту

Фиолетовый или золотистый (жёлтый)

Тёмно-фиолетовый, багряный или чёрный 3

Субботы, Недели Великого поста и полиелейные праздники в седмичные дни Великого поста

Литургия Преждеосвященных Даров

Фиолетовый, багряный или чёрный

Фиолетовый или бордовый

Вход Господень в Иерусалим

Зелёный или белый

Чёрный или тёмно-фиолетовый

(на литургии, после чтения Апостола)

и начало богослужения на Пасху

(до утрени 1-го дня Пасхи включительно)

(до отдания включительно)

(до отдания включительно)

(до отдания включительно)

Понедельник Святого Духа

Зелёный или белый

Рождество св. Иоанна Предтечи

Первоверх. апп. Петра и Павла

Золотистый (жёлтый) или белый

(до отдания включительно)

Успение Пресвятой Богородицы

(до отдания включительно) 4

Усекновение главы св. Иоанна Предтечи

Красный или бордовый

Господские средние праздники, седмичные и воскресные дни вне Великого поста

Памяти 5 Бесплотных Сил, свв. дев и девственников

Золотистый (жёлтый) или белый

Золотистый (жёлтый), белый или красный

Памяти преподобных и Христа ради юродивых

Памяти благоверных князей

Золотистый (жёлтый), зелёный или красный 6

(вне Великого поста)

Белый, золотистый или красный (от Недели Фоминой до отдания Пасхи)

1 Указания на цвет облачений излагаются с учётом установившейся церковной практики, а также главы 4-го тома «Настольной книги священнослужителя» (М., 1983. С. 148) — «Цвета богослужебных облачений. Символика цветов».

2 Существует практика совершения богослужений в честь Креста Христова в бордовых облачениях или в ризах красного цвета, но более тёмного оттенка, чем пасхальные.

3 В древности в Православной церкви вовсе не было чёрных облачений, а в Великий пост служили в «багряных ризах», то есть в тёмно-бордовых. Таким образом, в седмичные дни Великого поста службы могут совершаться и в фиолетовых облачениях, но более тёмного оттенка, чем в воскресные дни св. Четыредесятницы.

4 Существует практика, согласно которой в продолжение всего Успенского поста (кроме Преображения) употребляются ризы голубого цвета.

5 Облачения в седмичные дни заменяются ризами, соответствующими лику святого, в случае совершения святому полиелея или службы с великим славословием. В периоды попразднств цвет облачений ради празднования полиелейных святых во многих храмах не изменяется. При совпадении памяти святого с воскресеньем цвет облачения не меняется и остаётся золотистым.

6 В дни памяти благоверных князей, принявших иноческий постриг (например, св. блгв. кн. Даниил Московский), богослужение совершается в зелёных облачениях. Служба в честь благоверных князей-мучеников или страстотерпцев совершается в мученических ризах.

Какого цвета должен быть платок у женщин в церкви?

Присутствуя в храме на православном богослужении, непременно обращаешь внимание на красоту и торжественность облачений. Цветовое разнообразие является неотъемлемой частью церковно-литургической символики, а каждый цвет — духовное значение события, в честь которого совершается богослужение.

У прихожан православных храмов есть традиция надевать одежду соответствующего цвета (особенно это касается женских платков), а также накрывать дома полочку красного угла платком соответствующего цвета.

Женщины, регулярно посещающие православные храмы, имеют в своем арсенале платки десяти различных расцветок, резонно полагая, что цвет платка верующей женщины должен соответствовать церковно-литургической символике.

Кто желает приходить в храм в платочках разных цветов – может надевать их в зависимости от цвета облачения священников при Богослужении. Цвета богослужебных облачений в Православной церкви символизируют духовные значения празднуемых событий.

Носить разноцветные платочки — это конечно благочестиво и красиво. Однако, хорошо бы еще знать, что означают эти цвета. Каждый цвет сопоставлен определенной группе праздничных или постных дней.

Символика цветов

Литургическая литература не содержит разъяснений о символике используемых цветов, а иконописные подлинники только указывают, какой цвет надо употреблять при написании одежд того или иного святого, но не объясняют, почему. Символику цветов можно определить, основываясь на ряде указаний Ветхого и Нового Заветов, толкованиях Иоанна Дамаскина, творениях Псевдо-Дионисия Ареопагита, а также деяний Вселенских и Поместных Соборов.

Сложившийся канон цветовой гаммы богослужебных облачений состоит из::
— белого цвета (символизирует божественный нетварный свет).
— семи основных цветов спектра солнечного света , из которых состоит белый цвет (т.е. все цвета радуги — красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый ) (во исполнение слов Иоанна Богослова — «на престоле был Сидящий… и радуга вокруг престола» (Откр. 4:3-4)),
— а также чёрного цвета (символизирует отсутствие света, небытие, смерть, траур или, наоборот, отречение от мирской суеты).

Таким образом, вам необходимо иметь несколько праздничных платочков различного цвета. И понадобится еще один дежурный платочек, неважно какого цвета — для всякой грязной работы, на котором не видны пятна.

Полная таблица платочных цветов

1. Белый цвет. Объединяет в себе все цвета радуги, это символ Божественного нерукотворного света, воссиявшего из Гроба воскресшего Спасителя и освящающего творение Божие. Это цвет торжества и радости.
В белых облачениях служатся все великие праздники: Рождество Христово, Богоявление, Вознесение, Преображение, Благовещение. В них начинается Пасхальная утреня в знак Света, воссиявшего из Гроба воскресшего Спасителя. Белые ризы полагаются для совершения крещений и погребений (так как для христианина смерть является переходом в иной, лучший мир). Облачения белого цвета символизируют уготованные праведникам в Царствии Небесном белые ризы Божественного света.
Платок белого цвета надевают в церковь в дни этих великих праздников; если вы венчаетесь или присутствуете на таинстве крещения, а также во время обрядов погребения. Белый цвет – это олицетворение Божественного света. Платок белого цвета можно одеть на великие православные праздники, такие как праздник Богоявления, Сретение Господне, на Лазареву субботу разрешается платок белого или желтого цвета. Белый платок можно надеть и на Преображение Господне и на Вознесение Господне. Белый цвет-это цвет радости.

2. Красный цвет. В красных ризах вслед за белыми, продолжает богослужение Пасхи и остается неизменным до праздника Вознесения. Это – символ неизреченной, пламенной любви Божией к роду человеческому и победы «Солнца правды» – воскресшего Господа Иисуса Христа.
Но это также цвет крови. Бордовый или багряный цвет — это как кровь Иисуса Христа, пролитая из любви и для спасения всего человечества. И поэтому в красных или багряных облачениях проходят службы в честь святых мучеников в знак того, что пролитая за веру Христову кровь явилась свидетельством их пламенной любви к Господу.
Платок красного цвета надевают в церковь на все последующие службы — на Пасху до самого праздника Вознесения, а также и на службы о мучениках
Платок тёмно-красный, бордовый, или багряного цвета надевают в церковь в день Великого четверга Великого поста на Страстной неделе.

Читать еще:  Почему поминают на 9 день

3. Желтый (золотой) и оранжевый . Это царские цвета. Являются цветами славы, величия и достоинства. Применяются в праздники в честь Господа Иисуса Христа и в воскресные дни. Золотая или желтая цветовая гамма выражает сияние славы Божией.Христос – Царь Славы, а Его служители имеют в Церкви полноту благодати высшей степени священства; кроме того, в золотых одеждах Церковь отмечает дни Его особых помазанников – пророков, апостолов и святителей. Самый распространенный цвет – это желтый. В каноне богослужебных облачений нет места у оранжевого цвета. Однако он присутствует в Церкви с древнейших времен.
Платок желтого, золотого или оранжевого цвета надевают можно одеть на любую воскресную службу (если в этот день не выпадает ни какой праздник). Также будет уместен желтый платок, когда совершаются Богослужения в честь апостолов и пророков, также святителей и равноапостольных. Золотой цвет – это царский цвет, поэтому если в этот день прославлены цари и князья, то также наденьте платок желтого цвета.

4. Зеленый цвет — это цвет духовной радости и вечной жизни, цвет животворения. Слияние желтого и голубого. Он принят в дни памяти преподобных, подвижников и юродиевых, и свидетельствуют о том, что их монашеский подвиг – укрощения греховного начала, человеческого естества не умерщвляет, при этом же самого человека обновляет, соединяет со Христом (желтый цвет) и ведет его к жизни вечной, вознося на небо (голубой).
В зеленых цветах всех оттенков по древней традиции служат в Вербное воскресенье, в день Святой Троицы и в Понедельник Святаго Духа, ибо все, имеющее жизнь по воле Отца и посредством Сына, оживотворяется Святым Духом..
Платок зеленого цвета надевают в церковь в дни Святой Троицы, на Вербное Воскресенье, в Понедельник Святаго Духа и в дни памяти преподобных.

5. Голубой или синий . Это – цвет неба, небесной чистоты, он соответствует представлению о Божией Матери, вместившей Небожителя в Своей Пречистой утробе. Используется для праздников Пресвятой Богородицы, а также в дни памяти святых дев и девственников, как символ особой чистоты и непорочности.
Голубой цвет – это цвет праздников Пресвятой Богородицы. Поэтому на Богослужения в честь Пресвятой Богородицы вы можете надеть платок голубого цвета. Голубой цвет означает чистоту и непорочность, какова и была Пресвятая Богородица. Поэтому на Благовещение Пресвятой Богородицы, Успение Пресвятой Богородицы, Покров, Введение во храм Пресвятой Богородицы, в день Ризоположения Пресвятой Богородицы и дни памяти икон Пресвятой Богородицы должен присутствовать голубой цвет в платке и одежде.



6. Фиолетовый цвет . Принят в дни памяти Креста Господня. В нем соединены красный – цвет Крови Христовой и Воскресения, и синий, указующий, что Крест открыл нам дорогу в небо. Также принят к богослужению в день Усекновения главы Иоанна Предтечи и в воскресные дни Великого поста.
Фиолетовый цвет знаменует в церкви страдания Иисуса Христа.
Поэтому платок фиолетового цвета надевают в церковь в дни памяти Животворящего Креста Господня (на Крестопоклонную (Крестопреклоненную) неделю Великого поста, Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня, на Воздвижение) и на воскресные службы в дни Великого поста (во все субботы и Воскресенья Великого поста).



7. Черный, темно-синий или темно-коричневый цвет . В России впервые было официально предложено облачиться по возможности в черные ризы Петербургскому духовенству в 1730 г. для участия в похоронах Петра II. С тех пор черные облачения входят в обиход погребальных и великопостных служб. Черный цвет является символом отречения от мирской суеты, цветом плача и покаяния. Черный цвет – будничный цвет Великого поста и Страстной седмицы. В черных облачениях совершается Литургия Преждеосвященных Даров, в то время как полную Литургию в таком цвете служить не принято.
Обычно платки черного или темно-синего цвета одевают в дни Великого поста. Это дни скорби и покаяния. Также черный платочек носится в дни траура.
В современной РПЦ имеется тенденция отказа от использования чёрного цвета и замена его фиолетовым более тёмного оттенка, чем те, что используются традиционно для богослужений суббот и воскресений Великого поста.

8. Платочек в цветочек – самый распространенный цвет платка (это красиво и разнообразно). Это платочек для грязной работы, на котором не так заметны пятна).
Платок «в цветочек» надевают в церковь женщины, помогающие в церкви, для грязной работы. Например, когда вас попросят помочь намазать подсвечники маслом (чтобы к ним не прилипал воск), вам первым делом надо будет надеть рабочий платочек, иначе ваш праздничный платочек будет весь в пятнах масла.

Должны ли в церкви женские платки соответствовать цвету облачений того или иного праздника?

Конечно же, это не обязательно. Это возможно, но необязательно. А если женщина на Пасху желает надеть красный платочек как символ ее любви к воскресшему Господу, если поет ее душа и радуется празднику, это очень хорошо. И таким образом, надев платок соответствующего цвета, она хочет приблизиться к нему, почтить Бога. Тогда ее головной убор соответствующего цвета можно сравнить с вербной веточкой – символом Воскресения Христового, которую мы приносим в храм, чтобы встретить Христа-Царя. Но если она наденет красивый голубой головной убор, то в этом греха не будет. Главное, чтобы все было в мире и любви, и истине, и в общении Духа, как часто нам повторял в своих Посланиях святой первоверховный апостол Павел.

Женский платочек тоже может стать чем-то подобным: личным символом любви к Богу конкретной женщины.
Но превращать платки определенного цвета в обязательную униформу, конечно же, не следует. Это личный выбор каждой женщины.

Тем женщинам, которые нерегулярно посещают храм, можно завести три разных платка:

1. Платок светлых тонов (однотонный, в цветочек с рисунком; излишне упоминать о том, что в храм нельзя надевать платки с различной символикой или неприличными надписями и картинками) — белый, светло- голубой, бледно- розовый и т. п.; такой платок надевают на праздники.

2. Платок темных тонов — черный, темно- серый, коричневый, темно-синий, темно-зеленый, и др.; такой платок надевают в пост и в дни траура.

3. Еще какой-нибудь платок. Цвет может быть самый разнообразный. Этот платок надевают на все остальные дни.

Для тех, кто не может справиться и с тремя платочками — рекомендую радикальный вариант — один платочек, не важно, какого цвета, главное, чтобы он был!
Здесь существует одно главное ограничение, о котором следует помнить. В посты и постные дни при посещении церкви следует выбирать платки темных тонов. Конечно же, за яркий платок никто не сделает замечание, но все же в пост это крайне не желательно. В обычные дни можно надевать платок любого цвета. При отпевании покойника не следует одевать платки ярких цветов.

Нужно ли покрывать голову платками маленьким девочкам, когда они идут в храм?

Покров на голове женщины – знак послушания; платочек на голове малышки – это тоже знак послушания. А слушаться детей нужно приучать с самого раннего возраста.

Цвета облачений у священников: какие бывают и что обозначают?

Что обозначает цвет облачения у священника? Почему цвет облачений меняется в зависимости ото дня? Какой цвет полагается священнику на службу в Рождество? На Пасху? В другие праздники? Цвета облачений: рассказываем главное, что нужно знать.

Богослужебное облачение

Богослужебное облачение разнообразно и зависит от сана священника, священник ли это вообще (может быть диакон, например, или пономарь), а также — от тех или иных моментов служб.

Подробно о том, из чего состоит богослужебное облачение священника, мы обязательно раскажем. Но если говорить сейчас в самых общих чертах, то его отличает внешняя торжественность, и без него — надетым частично или полностью — священник не может совершать богослужение или некоторые Таинства. Например, священник не может служить или исповедовать без епитрахили.

В зависимости ото дня, когда проходит служба, облачение свящнника может быть разных цветов: желтым, красным, голубым, фиолетовым, черным, белым или зеленым. Другие цвета не используются.

Цвет облачений священников — что обозначает?

Набор цветов, которые используются в храме, сложились в Церкви традиционно — за два тысячелетия. Причем облачаются в разные цвета не только священник, но и все, кто сослужат ему — диаконы, алтарники, пономари. Также в зависимости ото дня меняется цвет облачения престола и, по возможности иные, детали в устройстве храма (например, на Пасху в некоторых храмах лампады меняют на красные — в цвет этого Праздника).

Что означает цвет облачения священника? С одной стороны, каждый цвет действительно приобрел свое символическое значение в Церкви и с этой точки зрения установились некоторые негласные правила. Например, все Богородичные праздники священники служат в голубом, а Пасхальные дни — в красном.

С другой стороны, цвет облачений — это именно традиция, а не догмат, поэтому в тех или иных случаях, в зависимости от храма, принципы выбора цвета могут незначительно отличаться. Но в общих чертах правила формирования цвета облачений священника одинаковы всюду и выглядят так:

Голубое облачение священника

Здесь и далее фото облачений: pravmagazin.ru

Полагается для Богородичных праздников. Например: Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября) или Успение Пресвятой Богородицы (28 августа). Или в день празднования особо чтимых Богородичных икон.

Читать еще:  Поминки по христианским обычаям

(Кстати, если у храма купол голубого цвета, то он тоже, скорее всего, освящен в честь Богородичного праздника. Хотя в целом, для куполов в отношения цвета каких бы-то ни было правил нет вообще… См. текст: сколько куполов бывает у храмов и какие они бывают?)

Белое облачение священника

Предназначается для праздников Рождества Христова (7 января), Богоявления Господня (18 января), Вознесения Господня (дата зависит от дня Пасхи), Преображения Господня (19 августа) и Обрезания Господня (14 января).

В белое священники, диаконы и алтарники облачаются также в дни Рождества Иоанна Предтечи, апостола Иоанна Богослова, а кроме того в дни памяти бесплотных сил, дев и девственников.

Погребрение, как правило, также совершается в белых облачениях, а не черных — потому что смерть в христианстве — это не трагическое событие, а наоборот — светлое, ибо душа уходит в Вечность.

Белые ризы используются и во время совершения Таинств Крещения и Венчания.

Фиолетовое облачение священника

Предназначается для праздников Креста Господня. Например — Воздвижение Креста Господня (27 сентября).

Кроме того, в фиолетовое священники облачаются во врем Великого Поста в Воскресные дни и дни Больших Праздников. Например — в День Торжества Православия, который празднуется в первое воскресение Поста.

Красное облачение священника

В красное священнослужители облачаются в дни памяти мучеников. Кроме того — это цвет Пасхальной седмицы. Хотя в ходе самого пасхального богослужения принято, что священники попеременно надевают облачения разных цветов, а встречают само Воскресение Христово и первую весть «Христос воскресе!» провозглашают в белом.

В Великий Четверг — последний четверг перед Пасхой — священник тоже облачаются в красный (память о Крови, данной Христом своим ученикам на Тайной Вечери) — но в красной темного оттенка, чтобы он не был Пасхальным.

Зеленый цвет облачений

Зеленые облачения предназначаются для праздников Святого Духа (51-й день после Пасхи), Святой Троицы (50-й день после Пасхи), Входа Господня в Иерусалим (за неделю до Пасхи) и кроме того — в дни памяти юродивых, подвижников и преподобных.

Черный цвет облачений

Черный цвет облачений полагается для постов. Причем, в некоторые дни это может быть не только черный, но темно-синий или темно-зеленый. Однако в Великий пост — особенно в Страстную Седмицу — облачение исключительно черное.

Исключением для «постных» облачений являются Большие Праздники или Воскресные дни, когда священники тоже облачаются в фиолетовое облачение или в черное, но с золотой или цветной отделкой.

Желтое или золотистое облачение священника

Желтый цвет — апостолов, пророков, святителей и иных служителей Церкви.

Кроме того в этот цвет священник может облачаться в небогатых или сельских приходах в те дни, для которых у него нет облачений соответствующего цвета.

Про облачение священника можно сказать еще то, что шьется оно, как правило, из шелка или парчи.

При этом, облачение на узоре может быть самым разнообразным. Например, «минималистичным», как это:

Или наоборот — с изысканным узором, как вот это:

Однако выбор узора, в отличие от цвета облачения, совершенно не несет в себе правил и целиком и полностью зависит от вкусов тех, кто шьет и того, кто это облачение приобретает.

Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте

О священнослужителях

Церковная Священноиерархия

Духовенство – понятие, объединяющее священнослужителей всех степеней. Делится на белое духовенство, состоящее из лиц женатых, и черное – из лиц, принявших монашество.
Церковь изначально имеет священную иерархию с ее тремя степенями: диаконской, пресвитерской и епископской. Эти степени апостольского происхождения, и они пребудут до скончания века. Церковь не властна отменить ни одну из них; не может она и умножить число священных степеней.

Предстоятелем Русской Православной Церкви является Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Он управляет Церковью вместе со Священным Синодом.В Синод, кроме Патриарха, постоянно входят Митрополиты: Киевский, Петербургский, Крутицкий, Минский.

Архиерей — это высшая степень Священства. В каждой области (Епархии) есть свой Архиерей. Архиереем можно называть всякого Священнослужителя, находящегося на этой ступени (Патриарха, Митрополита, Архиепископа и Епископа). Ступенью ниже стоят Священники (Пресвитеры). Им поручается возглавлять церковную жизнь на Приходах, городских и сельских.

Священники делятся на Иереев и Протоиереев. Старший Священник в приходе называется Настоятелем.

Диаконы – Низшая степень Священства. Они помогают при совершении таинств Архиереям и Священникам, но сами не совершают их. Старшие Диаконы называются Протодиаконами.

Монахов («отшельников» – в переводе) в Православии называют «черным» духовенством, как давших обет безбрачия (в отличие от «белого», женатого).
Существуют три степени монашества: рясофор, мантия (или малая схима) и схима (или великая схима). Низшая степень, рясофор, означает «носящий рясу» (ряса — повседневное длиннополое одеяние монахов, с широкими рукавами). Малая и великая схима («форма», «образ») — высшие степени. Они отличаются более строгими обетами.

Все архиереи являются монахами. Их наименования в переводе с греческого означают:
Патриархродоначальник,
Митрополитчеловек из главного рода,
Епископблюститель,
Архиепископстарший Пастырь.

Патриархи или Митрополиты являются главными (Предстоятелями) всех Церковных организаций в Православных странах.

Как правильно обращаться к прихожанам

Поскольку мы едины во Христе, «брат» или «сестра» – это наилучшее обращение верующих между собой. Именно так обращаются ко всему собранию верующие: «Братья и сестры».

В церковной среде не принято даже пожилых людей называть по отчеству, обращаются только по имени (то есть так, как мы подходим к Причастию, ко Христу).

Эти прекрасные слова выражают то глубинное единение верующих, о котором сказано в молитве: «Нас же всех от единаго Хлеба и Чаши причащающихся соедини друг ко другу во Единаго Духа Святаго Причастие». В широком смысле слова и епископ, и священник для мирянина — тоже братья.

При встрече мирян мужчины обычно одновременно с рукопожатием целуют друг друга в щеку, женщины обходятся при этом без рукопожатия. Аскетические правила накладывают ограничения на приветствия мужчины и женщины через целование: достаточно поприветствовать друг друга словом и наклоном головы (даже на Пасху рекомендуются разумность и трезвенность, чтобы не привнести в пасхальное целование страстности).

Отношения между верующими должны быть исполнены простоты и искренности, смиренной готовности при неправоте тотчас же просить прощения. Для церковной среды характерны небольшие диалоги: «Прости, брат (сестра)». — «Бог простит, ты меня прости». Расставаясь, верующие не говорят друг другу (как это принято в миру): «Всего доброго!», но: «Храни, Господи», «Прошу молитв», «С Богом», «Помощи Божией», «Ангела хранителя» и т.п.

Если в миру часто возникает смущение: как отказать в чем-либо, не обидев собеседника, — то в Церкви этот вопрос решается самым простым и лучшим образом: «Простите, я не могу на это согласиться, потому что это грех» или «Простите, но на это нет благословения моего духовника». И таким образом быстро снимается напряжение; в миру для этого пришлось бы приложить немало усилий.

Как правильно обратиться к священнику

«Батюшка» или «отец» – так называют священников как совершителей таинств, чрез которые люди рождаются к жизни духовной. Обычно после слов «отец» добавляют имя , например, «отец Владимир». К диакону можно обращаться «отец диакон», к настоятелю храма (монастыря) «отец настоятель».

В церковной практике не принято приветствовать священника словами: «Здравствуйте», «Добрый день». При встрече говорят «Благословите». Если вы знаете имя священника, то говорите: «Благословите, отец (имя)», если имени священника вы не знаете, то скажите просто: «Благословите, батюшка».

При прощании, как и при встрече, мирянин вновь испрашивает благословения у священника: «Простите, батюшка, и благословите».
В разговорах православных людей часто слышится слово «отче». Нужно помнить, что это слово употребляется только при прямом обращении к священнику. Нельзя, к примеру, сказать «меня благословил отче Андрей», это неграмотно.
Обращаться к священнослужителям «святой отец», как это принято в католических странах, не стоит . Святость человека познается по его смерти. Говорят: «честный отче» (например: «Помолитесь за меня, честный отче»).
Жен Священников, Монахинь и трудящихся в Храме пожилых женщин мы называем ласковым словом «Матушка».

К Архиереям, Епископам, Митрополитам, Патриарху – нужно обращаться «Владыка», как к облеченным церковной властью.

При письменном обращении к:

Патриарху«Ваше Святейшество»;
Архиепископу или Митрополиту«Ваше Высокопреосвященство»;
Епископу«Ваше Преосвященство»;
Протоиерею, Игумену, Архимандриту«Ваше Высокопреподобие»;
Иерею, Иеромонаху, Монаху (Монахине)«Ваше Преподобие»;
Диакону и Иеродиакону«Ваше Благовестие».

Как правильно просить благословение у священника

Всякий верующий человек считает непременным при встрече с Батюшкой испросить у него Пастырское Благословение, но многие делают это неправильно. Разумеется, по такому вопросу нет строгих канонов, однако традиции Церкви и простой здравый смысл подсказывают, как нужно себя вести. Благословение имеет много значений. Первое из них — приветствие (или прощание). Поздороваться со священником за руку имеет право только равный ему по сану , все остальные, даже диаконы, при встрече с батюшкой благословляются у него.

Благословение берется на совершение какого-либо благого дела. Для чего священнику вкратце излагается суть вопроса, а затем испрашивается благословение на совершение данного дела. Священнического благословения — это разрешение, дозволение, напутствие. Перед началом всякого ответственного дела, перед путешествием, а также в любых затруднительных обстоятельствах мы можем просить у священника совета и благословения. Для того, чтобы испросить благословение нужно ладони сложить вместе, правую поверх левой на уровне груди, чтобы принять в них благословляющую руку священника. После этого, человек, получающий благословение, целует благословляющую руку священника, как руку Самого Христа, который и дает благодатную силу благословению. Никакого таинственного значения сложение ладоней не имеет, благодать в них не «опускается», как учат некоторые старушки.

Православный священник благословляет не своей силой и своим именем, а Силой Божией и святым именем Господа нашего Иисуса Христа. Когда священник или епископ благословляет нас рукой, то он складывает пальцы так, что они изображают буквы IС ХС, то есть Иисус Христос. Это значит, что через священника благословляет нас Сам Господь наш Иисус Христос.

Поэтому благословение священнослужителя мы должны принимать с благоговением. Христианин получает благословение от Самого Господа и Бог покровительствует ему в делах и путях его.

Если вы оказались в обществе, где несколько священников, то благословение берут, в первую очередь, у священников старших по званию, то есть вначале у протоиереев, затем у иереев. Если не все они вам знакомы, и это для вас затруднительно, скажите: «Благословите, честные отцы» и поклонитесь.

Читать еще:  Поминки после похорон что говорить за столом

Если для получения благословения подходят несколько человек, то вначале подходят мужчины — по старшинству (если среди собравшихся есть церковнослужители, то они подходят в первую очередь). Затем подходят — женщины (тоже по старшинству).
Если под благословение подходит семья, то вначале подходят муж, жена, а затем дети (по старшинству). Если хотят представить кого-то священнику, говорят, например: «Отец Алексий, это моя супруга, Надежда. Прошу вас, благословите ее».
Если вы встретились со священником на улице, в транспорте, в общественном месте (в магазине, на улице и т.п.) вы можете подойти к нему для получения благословения, даже, если на священнике мирская одежда. Но только в том случае, если будете уверены, что не помешаете его личным делам, и не поставите его своим обращением в неловкое положение.
В случае невозможности взять благословение, можно ограничиться приветствием в виде легкого поклона.

Цвета богослужебных облачений. Символика цветов

Цветовая гамма богослужебных облачений состоит из следующих основных цветов: белый, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, черный. Все они символизируют духовные значения празднуемых святых и священных событий.

В праздники, посвященные Господу Иисусу Христу, а также в дни памяти пророков, апостолов и святителей цвет облачений царский – золотой или желтый всех оттенков.
В Богородичные праздники (а также Сретение) цвет облачений – синий или голубой, а в дни памяти бесплотных Ангельских сил – белый.
В дни памяти Креста Господняфиолетовый или темно-красный, знаменующий силу духа и крестный подвиг Спасителя.
В праздники преподобных и юродивыхзеленый. В зеленых облачениях всех оттенков, символизирующих цвет вечной жизни, празднуются также дни Пятидесятницы, Духа Святого и Вербное Воскресенье.
В обычные дни Великого поста служат в черных облачениях, в субботы и воскресенья, Великий Четверг, Первое и Второе Обретение главы Иоанна Предтечи и Сорок мучеников Севастийских – фиолетовых, в родительские субботы, Лазареву и Великую Субботы – белых, Вербное воскресенье – зеленых, в Субботу Акафиста (и Благовещение, если оно приходится на Великий пост) – синих. Что же касается остальных постов, то цвет облачений в это время не меняется по сравнению с остальными днями церкового года.
Погребения, как правило, совершаются в белых облачениях, ибо для христиан смерть является лишь переходом в лучший мир. Белый цвет определен и в праздники Рождества Христова, Богоявления, Вознесения Господня и Преображения Господня, потому что он знаменует собой Божественный свет, освещающий и преображающий творение Божие.
Праздник Воскресения Христова начинается в белых облачениях в знак Света, воссиявшего из Гроба воскресшего Спасителя, но основной пасхальный цвет – красный с золотом. Красный цвет облачений принят также в дни памяти мучеников, а фиолетовый – в день Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Белый цвет, объединяющий в себе все цвета радуги, – символ Божественного нетварного света. В белых облачениях служат в великие праздники Рождества Христова, Богоявления, Вознесения, Преображения; в них начинается Пасхальная утреня. Белые ризы полагаются для совершения крещений и погребений.

Красный цвет, вслед за белым, продолжает Богослужение Пасхи и остается неизменным до праздника Вознесения. Это – символ неизреченной, пламенной любви Божией к роду человеческому. Но это также цвет крови, и поэтому в красных или багряных облачениях проходят службы в честь мучеников.

Желтый (золотой) и оранжевый цвета являются цветами славы, величия и достоинства. Они усвоены воскресным дням как дням Господа Царя Славы; кроме того, в золотых одеждах Церковь отмечает дни Его особых помазанников – пророков, апостолов и святителей.

Зеленый цвет – слияние желтого и голубого. Он принят в дни памяти преподобных и свидетельствует о том, что их монашеский подвиг оживотворяет человека соединением со Христом (желтый цвет) и возводит его на небо (голубой). В зеленых цветах всех оттенков по древней традиции служат в день Святой Троицы, Вербное Воскресенье, Понедельник Святого Духа.


Голубой или синий – цвет праздников Пресвятой Богородицы. Это – цвет неба, и он соответствует учению о Божией Матери, вместившей Небожителя в Своей Пречистой утробе.


Фиолетовый цвет принят в дни памяти Креста Господня. В нем соединены красный – цвет крови Христовой и Воскресения, и синий, указующий, что Крест открыл нам дорогу в небо.


Черный или темно-коричневый цвет наиболее близок по духу дням Великого Поста. Это – символ отречения от мирской суеты, цвет плача и покаяния.

Цвета богослужебных облачений в православном заупокойном богослужении.

Любой внимательный человек, посещающий православный храм во время богослужения, заметит, что в разные дни года облачения священнослужителей и украшений церкви изменяются в своей цветовой гамме. Применяются облачения практически всех цветов радуги, а также белые и черные. Это разнообразие является неотъемлемой частью богослужебной символики и призвано к тому, чтобы оказать определенное воздействие на умы и чувства молящихся.
В этой краткой статье мы не будем подробно говорить о символизме каждого из применяемых цветом, а сосредоточим внимание только на тех, которые усвоены православному заупокойному обряду. Ведь цвет облачения изменяется не только в зависимости от празднуемого Церковью события, но и от характера богослужения.
Для совершения обрядов поминовения усопших, а также богослужений родительских суббот церковный устав предписывает использование облачений белого цвета. Именно этот цвет наиболее полно соответствует содержанию заупокойных молитв, в которых для отошедших в иной мир испрашивается упокоение со святыми праведниками, которые, согласно Откровению Апостола Иоанна Богослова, облачены в белые ризы (Отк. 7, 9). Также в Библии говорится, что ангелы, явившиеся после Воскресения Христова, были в одеждах белых (Мр. 16, 5).
Белый цвет, объединяющий в себе все цвета радуги, символизирует собой Божественный нетварный свет. Евангелист Марк, описывая событие Преображения Господня, говорит, что «одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег» (Мк. 9, 3). Известно, что снег при ярком блистании солнца дает радужные переливы. Радуга – это разложенный в спектре белый свет, в библейском повествовании она явилась символом Завета Бога с человечеством после Всемирного потопа. Практически все остальные цвета радуги также используются в православном богослужении, раскрывая различные аспекты Священной истории и духовной жизни. Таким образом, именно белый может считаться основным символическим цветом Церкви.
Этот цвет используется не только в заупокойном богослужении. Светлые ризы священнослужители одевают при совершении всех таинств Церкви, а также на большинство Господских (посвященных событиям земной жизни Иисуса Христа) праздников.
На Пасху богослужение начинается также в белых одеяниях, символизирующих воссиявший из гроба Спасителя свет жизни, затем происходит переоблачение в красные ризы. Этот цвет знаменует торжество пламенной любви Божией к роду человеческому, явленной в искупительном подвиге Сына Божия, через пролитие крови Господа на Кресте.
На Светлой седмице (семь дней пасхальных торжеств) отпевания совершаются по особому пасхальному чину. По сути это пасхальные песнопения, к которым добавляются отдельные заупокойные прошения. Это радостное чинопоследование, в котором нет места плачу и рыданиям, всё проникнуто пасхальным торжеством. Умереть на Пасху и быть отпетым таким чином, почитается у православных знаком особой милости Божией к человеку. Разумеется, отпевание, проводимое в эти дни, совершается тоже в красных пасхальных облачениях.
Чёрный цвет в православии издревле понимался как символ небытия, смерти и даже ада. Он противоположен белому свету, дающему жизнь. Смерть для христианина не переход в небытие, не конец жизни, а начало новой жизни – светлой. Поэтому облачения при отпевании белые, как и церковное покрывало (саван). На протяжении многих веков жизни Церкви в ней не существовало чёрных богослужебных облачений. Однако повседневное облачение – рясы, подрясники духовенства (особенно монашествующих) изготовлялись из материалов черных тонов. В данном случае это цвет символизировал отречение от мира (светской жизни), покаяние и смирение. Монахи именуются в духовной литературе добровольными мертвецами, умершими для мира, переставшими для него существовать. Отсюда и чёрный цвет небытия.
Исходя из этого понимания, может быть обоснована и традиция чёрного цвета в траурной одежде светского общества. Человек, одевающий в знак скорби о почившем близком костюм чёрного цвета, тем самым как бы говорит, что теперь он отрекается от жизнерадостных развлечений на время траура, как монах отрекается от мира.
Тем не менее, в Русской Православной Церкви с 1730 года в обиход вошли и богослужебные облачения чёрного цвета. В тот год в Москве скончался 14-ти летний император Петр II, на его погребение духовенству было велено прейти в чёрных ризах. Приказ пришлось исполнить, и облачения пошили. В дальнейшем, чтобы они не пропадали, их стали использовать на будничных богослужениях Великого поста (до этого применялись фиолетовые одеяния). Так чёрные облачения вошли в церковный обиход.
Погребение императора Петра II в чёрных одеяниях было единственным историческим прецедентом такого рода. С канонической точки зрения при совершении любых заупокойных богослужений предпочтение отдается белому цвету в облачениях.
Следует иметь в виду, что отпевание или любое другое заупокойное служение может быть совершено священником в облачении цвета текущего церковного периода. Великим постом – в чёрном, от Пасхи до Вознесения – в красном, в период богородичных праздников – в голубом и т.д. Это нормальное явление, определяемое наличием конкретных облачений в алтаре храма.
Любой цвет богослужебного облачения призван донести до сознания молящегося непреходящие ценности духовного мира.

Священник Сергий Матюшин,
Кандидат богословия,
Храм на Ваганьковском кладбище

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×