0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Учимся запоминать игра

Картотека развивающих игр «Учимся запоминать, играя» для детей 3- 6 лет
картотека на тему

Важнейшей особенностью любого человека является его память. Развитие памяти у детей дошкольного возраста также имеет свои определенные особенности. Считается, что именно в этом возрасте можно заложить способность к запоминанию, что положительно скажется и на дальнейшей учебе и на становлении маленького человека как личности.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Картотека развивающих игр «Учимся запоминать»

Для тетей 3 – 6 лет

Содержание

  1. «Найди сам».
  2. «Узнай предмет» .
  3. «Чудесный мешочек».
  4. «Делай, как я».
  5. «Чудесные слова».
  6. «Магазин»
  7. «Нарисуй фигуру».
  8. «Кто знает больше»
  9. «Жук»
  10. «Коробочки».
  11. «Ассоциативная память».
  12. «Картинки»
  13. «10 отличий»
  14. «Запомни зоопарк»
  15. «Описание»
  16. «Танцевальный кружок»
  17. «Попробуй, повтори!»

ля нее необходимо склеить 4 и 3 коробка из-под спичек , поставив их друг на друга так, чтобы получились 2 башенки. На первом этапе l игры в один из коробков кладут, например, пуговицу и коробок закрывают. Ребенку предлагают показать, куда положили пуговицу, в какую из башенок и в какое отделение. На втором, более сложном этапе, в разные отделения одной из башенок прячут уже 2 предмета. На третьем этапе предметы убирают в разные башенки, и ребенку нужно вспомнить, где что лежит. Открывать отделения башенки кроха может сразу после того, как предмет был спрятан (это развитие кратковременной зрительной памяти) или, к примеру, через полчаса, а для старшего дошкольного возраста — на следующий день (развитие долговременной зрительной памяти) .

ебенку старшего дошкольного возраста завязывают глаза, и по очереди кладут в его вытянутую руку различные предметы. При этом их названия вслух не произносятся, малыш сам должен догадаться о том, что это за вещь. После того, как ряд предметов (3-10) будет обследован, ему предлагают назвать все эти вещи, причем, в той последовательности, в которой они вкладывались в руку. Сложность задания заключается в том, что малышу требуется выполнять 2 мыслительные операции — узнавание и запоминание.Взять до 10 предметов, игрушек. Желательно, чтобы были похожие игрушки. Рассмотреть, подержать. Затем ребенок закрывает глаза и ему в руки кладется один из предметов. Он должен его обследовать и после этого предмет возвращается к остальным. Открыв глаза ребенок должен найти предмет.

полотняный мешочек кладут предметы, обладающие разными свойствами: клубок ниток, игрушку, пуговицу, шарик, кубик, спичечный коробок. И малыш на ощупь должен определять один за другим предметы в мешочке. Желательно, чтобы он вслух описывал их свойства. Маленькие дети могут сами складывать предметы в мешочек для лучшего запоминания. Детям постарше дают уже наполненные мешочки.

а первом этапе взрослый становится за спиной ребенка и проделывает несколько манипуляций с его телом — поднимает его руки, разводит их в стороны, поднимает ногу и так далее, а потом просит малыша повторить эти движения.На втором, более сложном этапе, взрослый сам делает несколько движений, а ребенок повторяет их, потом малыш совершает свои движения, а взрослый повторяет за ним.

еобходимо подобрать 20 слов, связанных между собой по смыслу: должно получиться 10 пар, например: еда-ложка, окно-дверь, лицо-нос, яблоко-банан, кошка-собака. Эти слова читаются ребенку 3 раза, причем, пары интонационно выделяются. Через некоторое время малышу повторяют только первые слова пар, а вторые он должен вспомнить. Это тренировка кратковременной слуховой памяти. Для развития долговременного запоминания нужно попросить дошколенка вспомнить вторые слова пар не сразу, а спустя полчаса.

(для малышей, начиная с 3-х лет).

на также хорошо развивает память, если создает мотив, побуждающий запомнить и припомнить. Например, ребенок, выступающий в роли покупателя, должен пойти в «магазин» и «купить»… (называется 3-7 слов). Чем больше слов малыш воспроизводит правильно, тем большего поощрения он достоин.

ебенку показывают 4-6 геометрических фигур, а потом просят его нарисовать на бумаге те, что он запомнил. Более сложный вариант — попросить юного художника воспроизвести фигуры, учитывая их размер и цвет.

«Кто знает больше»

(для старшего дошкольного возраста)

ебенку предлагают за одну минуту назвать 5 предметов заданной формы или цвета. Например, — 5 круглых предметов, или 5 красных предметов. Выбывает из игры тот, кто не успел назвать предметы за отведенное время. Повторы не считаются!

оле, как для шахмат, но вначале можно сделать 10 клеток на 8. Одна игрушка ставится в любое место. Вначале дается команда, только потом можно ходить, к примеру: 3 шага влево, 2 вниз. В дальнейшем можно брать 2, 3 игрушки. Для них дается команда и только потом можно передвигать игрушки. Можно разделить, к примеру: зайчик ребенку, а динозавр – маме. Команды отдаем по очереди.

ля этой игры нужно несколько разных коробочек, не менее 6 штук. Подберите штук 10 разных мелких игрушек. В дальнейшем можно использовать буквы, цифры, картинки. На глазах ребенка положите в несколько коробок игрушки, перемешайте коробки, надо отгадать, где что лежит. В дальнейшем можно положить игрушки во все коробки. Можно давать ребенку коробки в руки, чтобы он мог потрясти, наклонять их.

адо взять несколько пар картинок, чем-то связанных между собой. Например: цветная карточка и картинка такого же цвета, число и картинка с таким же количеством предметов, любые пары картинок, связанные между собой – школа и учитель, спортсмен и коньки… Вначале надо взять 5 пар и правильно положить, затем ребенок отворачивается или закрывает глаза, перемешиваем второй ряд, ребенку надо восстановить пары.

етям на короткое время показывается картинка. Потом картинка убирается и малышам необходимо описать то, что было изображено на картинке, как можно более подробно.

ороший вариант игр картинок это «найди 10 отличий». Этот вариант можно усложнить. Сначала показать для запоминания одну картинку (примерно полминуты), затем показать вторую. Детям необходимо сказать что изменилось.

Ребенку выкладывают на обозрение несколько мягких игрушек (для дошкольника не больше 7). В течение 30 секунд ему необходимо запомнить их расположение. После этого он отворачивается, а взрослый меняет местами игрушки. Малыш поворачивается обратно и рассказывает что изменилось.

Кстати все игры описанные в этой статье развивают еще и внимание.

з группы выбирается ведущий. Его облик необходимо запомнить. После чего, ведущий выходит за дверь и там что-нибудь меняет в своем обличии. Он возвращается, и дети угадывают, что изменилось в его внешности.

осле того как вы прогулялись со своим чадом в парке и пришли домой, попробуйте вспомнить вместе, какой-нибудь интересны объект который увидели или необычного человека который проходил мимо вас. Начинайте называть то, что вам запомнилось в этом человеке или предмете по очереди. Кто больше признаков назовет тот и победил.

та игра развивает двигательную память. Под веселую музыку взрослый показывает детям какое-нибудь движение. Например, приседает, встает и разводит руки в стороны. Малышам необходимо его повторить. Движения можно усложнять и даже придумать интересный танец.

ерем счетные палочки. Взрослый выкладывает из них определенную композицию и дает время ребенку ее запомнить. Затем малыш повторяет эту композицию со своими счетными палочками. Можно поменяться ролями. В этой игре можно использовать не только счетные палочки, но и монетки, бусинки, спички и т. д.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека представляет подборку игр для детей среднего дошкольного возраста по различным разделам:математика, развитие речи, окружающий мир. А также подборка игр на развитие психических процессов: вни.

Картотека развивающих игр по провилам дорожного движения.

Картотека содержит подборку развивающих игр, которые позволя повысит познавательную и речевую активность детей.

Развивающие игры «Запоминаем вместе» (картотека игр, направленных на развитие памяти у детей дошкольного возраста).

Материал для родителей «Картотека развивающих игр «.

Здесь вы можете увидеть : игры на развитие речи,математические игры,игры на обучение грамоте .

Цель: развивать ассоциативное мышление, произвольное внимание, память, речь.Игровой материал и наглядные пособия: карточки от лото или любые другие картинки.Описание: в течение 5 секунд демонстрироват.

Учимся запоминать. Часть 3. Запоминаем колоду карт

В предыдущих статьях мы с вами познакомились с понятием » мнемотехника «, а также научились запоминать последовательность с помощью метода Цицерона (Дворца Памяти). В этой статье я хочу рассказать вам о новом способе, как можно запомнить колоду карт за короткое время, тем самым удивив ваших друзей невероятной памятью.

Для того, чтобы запомнить колоду карт, вам необходимо создать систему ЧДП (человек-действие-предмет), где для каждой карты вы придумаете уникального знакомого вам человека (удобно использовать знаменитостей), который будет выполнять своё уникальное действие, с уникальным предметом. Например для меня 2 пик — это Бред Пит, который курит сигару. Человек — Бред Пит, действие — курит, предмет — сигара. Вспоминаем метод Цицерона из прошлой статьи, в котором мы запоминали последовательность, закрепляя визуальные образы на локациях знакомого вам маршрута. Таким способом, после того, как вы придумаете для каждой карты уникального человека, и выучите этот новый код, вы в процессе запоминания сможете запоминать по 3 карты на одну локацию. Для этого, вы берете первую карту, представляете человека которого она обозначает, затем от второй карты вы берете действие, а от третьей предмет. Приведу пример. Допустим 4 черви — это Гарик Мартиросян который едет на мотоцикле , туз пики — это Алла Пугачева, которая поет песню в микрофон, дама черви — Эмма Уотсон которая жуёт банан . Тогда эти три карты вы запоминаете, с помощью образа: Гарик Мартиросян поёт песню в банан (вместо микрофона). После того как вы представили ярко этот образ, закрепите его на первой локации вашего маршрута. Например у меня получается, что в подъезде моего дома Г арик Мартиросян поет в банан . С помощью одного образа и одной локации, вы запомнили целых три карты. Продолжайте аналогично со следующими тремя картами, пока не запомните всю колоду. Таким образом, чтобы запомнить колоду из 52 карт, вам понадобится 52 уникальных человека, каждый из которых совершает уникальное действие, над уникальным предметом, и 18 локаций на вашем маршруте (17 по 3 карты = 51, + одна карта).
Самое сложное, но в тоже время увлекательное — это придумать саму систему. Я советую для удобства делать так: первая буква имени человека берется но номиналу карты, первая буква фамилии по масти. Считая туз первой картой, получается что туз — буква а , двойка б , тройка в и так далее до десятки. Картинки запоминаем по такому принципу: ва лет — молодой человек, дама — девушка/женщина, король — человек в возрасте.
Для первой буквы фамилии используем первую букву масти: пики — п , трефы — т , черви — ч, буби — б . Приведу пример. 3 пик — тройка это буква в , пикип , получается в — п . У меня это Владимир Путин .
Действия и предмет подбираете на свое усмотрение, в зависимости от того, с чем ассоциируется у вас человек. Самое главное, чтобы все 52 действия были уникальны.
Подведем итоги.

Читать еще:  На родительское ходят на кладбище

Для запоминания колоды карт нам необходимо:
1. Подобрать минимум 18 локаций на вашем маршруте (Метод Цицерона).
2. Для каждой карты придумать уникальную личность, уникальное действие и уникальный предмет.
3. Запомнить вашу систему (в идеале смотря на карту вы сразу должны представить человека).
4. Берём колоду. От первой карты берём образ человека, от второй — действие, от третьей — предмет. Связываем их.
5. Закрепляем получившийся образ на локацию.
6. Повторяем это со следующей тройкой карт, и так, пока не запомним все карты.
7. Мысленно возвращаемся к нашему маршруту и последовательно вспоминаем образы на локациях, как в прошлой статье вспоминали список покупок.

Чтобы заучить саму систему, можете первое время на рубашках карт написать маркером имена людей, которые они означают, чтобы подглядывать. Выучив 13 карт одной масти, вы можете сразу попрактиковаться в их запоминании. Потом пробуйте запомнить 26, потом 39, пока не научитесь запоминать всю колоду. Делайте перерывы между тренировками, чтобы «очистить» ваши локации от старых образов, во избежание путаницы. Это очень важно! Советую вам даже увеличить свой маршрут с локациями, чтобы у вас в запасе всегда были чистые локации. Помните, ваш успех зависит от ваших стараний и мотивации.
Лично я за месяц занятий, научился запоминать колоду карт за 4 минуты, занимаясь по полчаса-часу утром и вечером. Толчком послужил спор с коллегой по работе, в котором я выиграл и смог доказать ему, что возможности человеческого мозга безграничны. Кроме того, позанимавшись мнемотехникой всего месяц, я заметил изменения в работе своего мозга, стал быстрее мыслить, легче постигать новые знания. Поэтому мнемотехника даёт отличную возможность держать наш ум в тонусе!
Также хочу добавить, что таким методом можно запоминать не только карты, но и числа.
Если вам понравилась статья, подписывайтесь на канал. Вас ждёт здесь много интересного! До встречи в следующей статье;)

10 игр, которые научат ребёнка программированию

«Я думаю, что в будущем все, а не только программисты будут связаны с элементами программирования», — считает Марк Цукерберг. Поскольку в этом будущем придётся жить нашим детям, пора подготовить их к трудностям, то есть научить программировать.

Зачем учить ребёнка программированию? Тем более если у вас растёт будущая балерина или футболист? Ответ простой: для того, чтобы научить логически мыслить и планировать свои действия. Родители хвастаются, что современные дети почти с пелёнок умеют включать планшеты и компьютеры. Интерес к технике и тягу к развлечениям можно совместить с обучением и развитием, предложив ребёнку игры, которые научат составлять алгоритмы и даже писать код.

Kodable

Как думаете, с какого возраста нужно начинать обучение программированию? Создатели Kodable утверждают, что их игра доступна двухлетним детям. Учиться коду можно раньше, чем учить буквы. Гонять по лабиринтам весёлые рожицы действительно могут даже малыши, а заодно осваивать составление программ, указывая последовательность действий. Подсказки и рекомендации выполнены при помощи графики, так что читать ребёнку ничего не придётся.

Kodable рекомендуют для изучения информатики в начальной школе: учителя и родители могут контролировать процесс обучения, устанавливать уровни сложности и следить за успехами. Отличное начало для самых маленьких.

Code.org

На сайте Code.org, созданном некоммерческой организацией, международным движением «Час программирования», собрано несколько образовательных курсов для детей и взрослых. Возраст, с которого можно начинать, — четыре года. Одной игры, которая научит всему и сразу, там нет, зато есть пошаговое игровое обучение с персонажами различных мультфильмов. Переходя от уровня к уровню, можно учиться и создавать свои короткие программы.

Lightbot

В игре, доступной на смартфоне или планшете, маленький робот, подчиняясь командам, должен зажечь в нужных местах лампочки. Главная задача, которая при этом будет стоять перед ребёнком, — спроектировать путь игрушки при помощи простых команд. Задача родителя — объяснить малышам, что означают картинки.

Не факт, что ребёнок, играющий в Lightbot, вырастет гениальным разработчиком, но зато точно научится планировать действия и составлять простейшие алгоритмы. Это приложение тоже можно рекомендовать как одно из стартовых даже для дошкольников 4–6 лет. Разработчики предлагают и более сложную версию, которая подойдёт для детей старше девяти лет.

Родители, кстати, тоже с удовольствием могут потратить время на составление маршрутов. Робот достаточно забавный, чтобы понравиться детям, и достаточно серьёзный, чтобы не надоедать взрослым.

ПиктоМир

«ПиктоМир», разработанный НИИСИ РАН по заказу Российской академии наук, — наш ответ зарубежным аналогам. В НИИСИ РАН уже разработали систему «КуМир», в которой с программированием знакомятся старшие школьники, но игрового элемента в ней нет. «ПиктоМир», рассчитанный на дошкольников, получился увлекательным и очень доступным.

Робот раскрашивает поля, а ребёнок учится составлять алгоритмы. Все подсказки выполнены с помощью графики, поэтому «ПиктоМир» можно спокойно давать детям, не умеющим читать, начиная с пяти лет: заметно, что учёные постарались сделать действия понятными даже для малышей. Если родители не знают английского языка и ничего сами не понимают в программах, но очень хотят развивать логическое мышление у детей, «ПиктоМир» будет настоящим спасением. Мобильные версии доступны для iOS, Android и Windows Phone, но скачивать последние две придётся с сайта разработчика.

Robozzle

Выполнить задания и составить алгоритм движения стрелки по пазлу — такой смысл у игры, в которую могут сыграть уже младшие школьники. Правда, обыкновенная стрелка вряд ли увлечёт семилеток надолго, тем более если это будет первая из подобных игр. Зато может всерьёз заинтересовать школьников с десяти лет, уже знакомых с алгоритмизацией, потому что самые интересные головоломки, конечно, встречаются на более сложных уровнях. Robozzle предоставляет почти неограниченные возможности по созданию и поиску новых заданий, поэтому больше всего подходит не для изучения азов, а для постоянного повторения и практики.

Cargo-Bot

Ещё одна простая для освоения игра, на начальных уровнях которой комфортно будут себя чувствовать дошкольники. Поскольку текста в ней мало, детям достаточно различать отдельные буквы, чтобы выполнить первые задания и переложить ящики за меньшее число ходов с места на место. Над сложными комбинациями даже взрослые смогут задуматься надолго. Среди других обучающих и развлекательных приложений Cargo-Bot выделяется очень приятной картинкой. Кстати, Cargo-Bot был полностью спрограммирован на iPad.

CodeMonkey

Лайфхакер уже подробно писал про игру CodeMonkey, которая просто обязана занять достойное место в списке игровых обучалок для детей.

Онлайн-игра, в которой шаг за шагом дети учатся управлять забавной обезьянкой, построена очень просто и наглядно. Каждый новый уровень рассказывает о возможностях программирования, а чтобы выполнить следующее задание, придётся применить знания из предыдущего урока. Чтобы дойти до банана, нужно несколько минут, поэтому занятия удобно планировать так, чтобы ребёнок оставался увлечён и не успевал устать.

Большой плюс CodeMonkey в том, что эта игра даёт представление о синтаксисе как таковом, потому что команды нужно выбирать при помощи пиктограмм, а последовательность действий записывается строчками почти настоящего кода.

Scratch

Включать Scratch в этот список не совсем честно, потому что это не игра, а специально разработанная среда для обучения детей программированию, а не включать нельзя, потому что это отличный образовательный инструмент. Авторство Scratch принадлежит Массачусетскому технологическому университету, а в сообществе большая часть информации переведена на русский язык, поэтому Scratch доступен для очень широкой аудитории.

Возможности у Scratch действительно впечатляющие, хотя в нём нет заданий и уровней, зато есть море фантазии и средств для её применения. Поскольку цель в каждом проекте ребёнок должен установить самостоятельно, то и универсальных решений нет, зато есть простор для творчества, которого не хватает в играх, обучающих алгоритмизации. Scratch отлично подойдёт для детей от восьми лет, которым уже надоело гонять роботов и обезьянок по привычным маршрутам.

СeeBot

Нельзя забывать про классику, даже изрядно запылившуюся. Обучающие игры CeeBot появились в 2003 году как специальная разработка для образовательных учреждений. Изначально разработчики создали Colobot — игру о колонизации новой планеты, главная фишка которой была в том, что для управления персонажами нужно было писать свои программы.

CeeBot — игровой обучающий курс из нескольких заданий с подробными инструкциями. История про программируемых роботов на новой планете, уничтожающих местную фауну, конечно, для малышей не подойдёт, но для подростков, которые уже успели увлечься информатикой и представляют себе, что такое алгоритм, станет неплохим пособием. Выглядит CeeBot на фоне современных игр бледновато, но где ещё ребёнок будет управлять персонажами, создавая собственные программы, максимально приближённые к синтаксису С++?

CodeCombat

CodeCombat — это уже серьёзно, потому что в этой игре учат настоящий код и из победителя получится готовый программист. Вы выбираете язык программирования, на котором придётся писать команды для своего персонажа (игра предлагает Python, JavaScript, Lua или несколько экспериментальных вроде CoffeScript), и отправляетесь в путешествие за кристаллами.

Сажать за игру можно мальчишек и девчонок от восьми лет. Обучение и подсказки на русском языке, за $9,99 можно каждый месяц получать новые уровни для прохождения (первые 70 бесплатны). Игра может использоваться в школах, есть отдельные бонусы для учителей.

В игре перед стартом каждого уровня ребёнок будет читать забавные и мотивирующие цитаты о программировании, напоминающие, что «этот код сам себя не выучит». CodeCombat захватывает сильнее, чем обычные «бродилки» и «стрелялки», одна из лучших комбинаций отдыха и обучения.

Как легче запомнить школьный материал — 5 развивающих игр

Читайте также

Чему не учат в школе: родители рассказали о качестве обучения приемных детей

Как научить детей обращаться с деньгами — 5 советов приемных родителей

Бесплатное онлайн-обучение для приемных детей на портале «Фоксфорд»

Вроде бы уже не новость, что дети лучше учатся, если вносить в уроки атмосферу и элементы игры. Обычно речь при этом идет о младшей школе. Но и старшие школьники гораздо лучше усваивают и запоминают материал, если он как-то окрашен эмоционально или требует взаимодействия с друзьями. О том, как это применить на практике, рассказала психолог Катерина Демина.

Читать еще:  Родительская суббота умершие в церкви

Игры помогут развить необходимые в школе навыки буквально «на ходу». Фото — wordpress.com.

1. «Быки и коровы». Это игра для развития у ребенка фонематического слуха. Один игрок загадывает слово, для начала из трех букв. Допустим, я загадала слово ЧАЙ. (Я вообще мастер загадывать слова с редкими буквами. Моё любимое – Тын, кий и хна). Дети предлагают в ответ другие трехбуквенные слова: сыр, лес, мак. В слове МАК с загаданным словом совпадаем буква А, и она стоит на том же месте в слове: есть один бык. Через несколько выстрелов «в молоко» кто-то предлагает слово ЙОД. О, уже теплее! Но буква Й (и тут вы противным голосом Мальвины спрашиваете: «Все помнят, что буква Й означает мягкий звонкий согласный?») стоит на другом месте в загаданном слове, поэтому я говорю: одна корова.

Повторять до полного попадания. Когда вы с детьми натренируетесь так, что будете угадывать любое трехбуквенное слово меньше, чем за 10 ходов, можно переходить на четырехбуквенные. И вот там вас могут поджидать открытия, связанные с правописанием глухих/звонких согласных, йотированных гласных (Я загадала слово «маяк», Дуся не может его отгадать, сдается, а когда слышит ответ, возмущенно вопит: «Не честно! Он же м-о-й-а-к!»), безударных гласных. Слово «овца» вполне может быть воссоздано как «афца», и хорошо бы, чтобы вы могли объяснить, как и что проверяется. Отлично играется в дороге.

2. «Снежный ком». Подходит для тренировки словарного запаса. Играем в обеих модификациях: подбираем определения к существительному и существительные к определению.

Я называю любое слово, обозначающее предмет, а дети должны назвать как можно больше определений. Песок – какой? Мокрый, сухой, сыпучий, морской, речной, желтый, зыбучий, плотный, жесткий… Очень хорошо, если вы можете привязать этот набор к каким-то важным и приятным для вас событиям, например, «какой был песок на пляже, когда мы ездили на море? А в деревне? А у нас на площадке?». Выигрывает тот, кто назовет последнее слово. И в обратную сторону. Что может быть мокрым? А скользким?

Я использую эту игру для разминки на уроке, иногда в качестве поощрения: если выполним все задания быстро, успеем поиграть.

3. «Буриме». Тренируем чувство ритма, словарный запас, чувство юмора, правописание. Более сложная игра, но смешная до колик. Зафиксированы случаи, когда игроки просто писались от смеха. Играть хорошо впятером-вчетвером, если участников меньше, то не получается складного текста.

Раздаются длинные и узкие полоски бумаги, половинка тетрадного листа вдоль. Задается некий стихотворный размер, например, «пошла муха на базар и купила самовар». Каждый пишет первую строчку, заворачивает один раз листочек, сверху пишет последнее слово. «Я люблю гонять гусей» — гусей.

Передает соседу справа, получает бумажку от соседа слева. Сосед справа пишет следующую строчку С РИФМОЙ на слово «гусей»: «Прискакал тут Елисей». Строчкой ниже пишет свою строку с новой рифмой: «мы гуляли в казино» — пишет сверху «казино». Передает дальше.

Веселье начинается, когда все свитки заканчиваются, разворачиваются и читается получившаяся белиберда. Между прочим, у этого развлечения весьма древние и почтенные корни, в буриме любили играть поэты Серебряного века, да, кажется, и во времена Пушкина забава пользовалась популярностью.

4. «Придумай 10 слов на одну букву», «Антонимы». Для малышей хорошо искать сочетания букв на уличных вывесках или в надписях на упаковках. Подойдут задания в формате «давай говорить наоборотные слова? Ты говори все наоборот, а я буду угадывать, что ты имел в виду». Можно устроить «день одной буквы», это тоже очень веселит народ, когда надо все абсолютно свои послания выражать словами на одну букву. Главное, не выбирайте гласные. Буква Т или П подходят, заодно сами выясните, как устроен русский язык.

5. «Тайный язык шпионов». Моя любимая с детства игра. Берете любой слог, допустим, «цэ» (потому что в русском языке такого сочетания не встречается) и начинаете вставлять его МЕЖДУ слогами слов: «цэ-ма-цэ-ма, цэ-по-цэ-йди цэ-сю-цэда!». Отлично тренируются сразу несколько навыков: разбивать слова на слоги, выделять значимую часть в беглой речи, концентрация внимания. Если детей в семье несколько, старшим может понравиться говорить на непонятном младшим языке, или чтобы бабушка не понимала.

Как игры помогают учиться

Люди проводят за видеоиграми 3 миллиарда часов.

в неделю!

Это много. Неужели мы тратим время впустую? Или все-таки от игр есть польза?

Я склоняюсь ко второму варианту. Люди всё больше времени проводят за видеоиграми. И это не может не влиять на остальные сферы жизни, особенно на образование.

Но, прежде чем говорить об образовании, постараемся понять, в чем феномен видеоигр.

Почему видеоигры популярны?

Чтобы разобраться в этом вопросе, обратимся к науке.

Игры удовлетворяют многие психологические потребности. Не зря игрофикация – применение игровых элементов (достижений, очков) в неигровой среде – стала отдельной научной дисциплиной. При этом она во многом основывается на психологии.

Почему игры затягивают?

  • Они ставят конкретную цель. В реальной жизни мы сами ставим цели и решаем, каких достигать. Но с играми дело обстоит иначе – в них всё решено за нас.
  • Удовлетворяют потребность чувствовать эффективность. Приятно ощущать прогресс, выполняя задания, – даже если они виртуальные.
  • Стимулируют выброс гормона радости дофамина, когда мы открываем достижения, получаем очки или игровые бонусы.
  • Ставят простые задачи вначале и усложняются постепенно. Это позволяет проще входить в потоковое состояние, при котором мы полностью сосредотачиваемся на задании и забываем об остальном.
  • В некоторых играх присутствует социальный аспект, что позволяет проводить время с виртуальными друзьями.

Наконец, играть – весело. Без веселья остальные причины не имели бы значения. Играть – значит преодолевать сложности, получать удовольствие и веселиться одновременно.

Но игры также способны обучать.

Игры в обучении детей

Как выпускник колледжа и истинный геймер я хочу заявить:

Школа – это скучно.

Уверен, вы потрясены. Я не говорю, что занятия в школе должны быть веселыми. Просто мы воспринимаем информацию лучше, когда полностью сосредоточены и получаем удовлетворение от рабочего процесса. Подумайте об этом.

Дети познают мир через игру. Они легче усваивают алфавит через песню или танец и лучше запоминают животных с помощью смешных звуков вроде «му-у» или «гав-гав». Мы поощряем детей заниматься творчеством и создавать поделки, чтобы они изучали цвета, свойства материалов и развивали координацию.

Но со временем обучение переходит в формат лекций. Ученикам что-то рассказывают по восемь часов в день, пять дней в неделю, и затем требуют повторить строго по учебнику. И, что самое неприятное, их пугают плохими оценками, из-за которых есть риск отстать от сверстников.

У многих это вызывает стресс.

Впрочем, нас интересует не критика образования, а роль гейминга в нем.

Игры способны затягивать и приносить радость, а значит погружать в оптимальное для обучения состояние. Они могут научить решать проблемы, обучить математике, физике, истории, языкам и другим гуманитарным наукам. Список можно продолжать.

В этом выпуске TED Джейн Макгонигал рассказывает, как игры способны изменить мир к лучшему:

Джейн создает игры, с помощью которых стремится доказать, что гейминг улучшает командную работу и развивает реальные навыки. Кроме того, Джейн верит, что игры помогут решить глобальные проблемы: голод, нищету, глобальное потепление, войны и т. д. Играя, мы гораздо быстрее сосредотачиваемся на решении сложных задач.

К тому же предполагается, что видеоигры (и игры в целом) помогут решить трудности, связанные с получением образования и поиском работы.

Нынешняя образовательная система рассчитана на подготовку специалистов, которые работают на одном месте всю жизнь. Но мир давно поменялся: по последним данным, средний американец к 45 годам меняет до 10 рабочих мест.

И учитывая сколько новых специальностей появляется каждый год, тенденция только усилится. По мере развития ИИ, робототехники и технологий человечеству придется решать всё больше сложных задач, требующих глубокой концентрации.

Именно эти навыки развивают видеоигры. А значит, в будущем у геймеров может появиться преимущество.

Итак, игры способствуют обучению. Но помогут ли они преодолеть реальные проблемы? Давайте посмотрим, как игры применяются в образовании.

Игры в образовании

Начну с популярной игры Minecraft от компании Mojang.

В ней можно добывать ресурсы, а потом строить из них сооружения разной сложности. Игровой мир состоит из кубических блоков, потому строительство требует определенных навыков планирования и базовых знаний математики.

С помощью Minecraft в школах уже несколько лет обучают программированию, математике и командной работе. А в 2016 году компания Mojang совместно с Microsoft выпустила Minecraft Education Edition.

Эта версия создавалась специально для школ. Она включает ряд улучшений, которые упрощают обучение программированию и оптимизируют совместную работу. Годовая лицензия на Minecraft Education Edition для одного студента стоит всего $5. При этом школы получат бесплатную лицензию на первый год, если переведут компьютеры на ОС Windows 10. Такая низкая цена делает игру доступной всем ученикам.

Это двухминутное видео описывает особенности новой версии:

Но Minecraft не единственная игра в школах. Есть еще SimCityEdu, которая развивает навыки, необходимые для жизни в XXI веке. Недавнее обновление в SimCityEdu называется Pollution Challenge. В нем студенты должны строить город в условиях изменения климата. Таким образом игра учит решать реально существующую проблему.

Но это еще не всё. Существуют школы, где процесс обучения полностью основан на гейминге.

Геймификация в классе

В 2007-2019 годах команда нью-йоркских геймдизайнеров руководила некоммерческую компанию Institute of Play. Исходя из принципов геймдизайна, они разрабатывали проекты школ, продумывали образовательные программы, учебные планы и даже проводили корпоративные семинары.

В Institute of Play предлагали собственную модель обучения – Quest to Learn, которая основывается не только на видеоиграх, но на игровых механиках в целом.

По похожему принципу работают и некоторые образовательные интернет-ресурсы. Codecademy в игровом формате обучает программированию. Duolingo позволяет изучать языки и получать виртуальные награды.

Даже таких серьезных специалистов, как хирурги, скоро можно будет обучать с помощью видеоигр.

Роботохирургия – это относительно новое направление в медицине, которое помогает хирургам выполнять сложные задачи с помощью робототехники. Например, оперировать опухоли мозга. Конечно, при этом от врача требуются точность, идеальная координация движений и стальные нервы.

Читать еще:  Почему нельзя поминать спиртным

Тем важнее исследование доктора Сами Килика и его коллег (Техасский университет в Галвестоне), согласно которому шутеры от первого лица способны улучшать соответствующие навыки у хирургов.

У робота-хирурга много общего c игровой консолью: он тоже управляется двумя руками с помощью аналога джойстиков и выводит процесс на экран. Сами хирурги учатся работать с роботами на специальных симуляторах.

Другое исследование за 2007 год показало, что врачи, игравшие в видеоигры, лучше справлялись с работой на симуляторе. Судя по всему, игры действительно полезны.

Почему же они по-прежнему так мало распространены?

Игры в образовании: препятствия и недостатки

Похоже, гейминг действительно решает многие недостатки системы образования и может изменить ее к лучшему. Но всё не так просто.

О преимуществах игр по-прежнему знают лишь немногие. Чтобы изменения произошли, необходимо проводить больше научных исследований.

Эмма Блэнки, доктор наук по возрастной психологии из Шеффилдского университета, отмечает: «При всем ажиотаже, который наблюдается вокруг обучающих игр, пока существует мало исследований, подтверждающих, что игры улучшают эффективность и успеваемость учеников.

Память играет ключевую роль в обучении, следовательно игры, развивающие память, должны улучшать и успеваемость ученика. Но, чтобы это доказать, нужно провести ряд исследований».

К тому же необходимо сначала обучить новым методикам самих учителей. А если вы когда-нибудь объясняли родителям, как пользоваться смартфоном, то понимаете, насколько трудно переучиваться людям с устоявшимися привычками.

«Видеоигры не панацея от всех недостатков системы образования», – говорит бывший управляющий директор Institute of Play Брайан Ваневски. «Может показаться, что игра – это цифровой учебник нового поколения, который решит многие проблемы, в том числе кадровые. Но сами по себе игры не сделают школы эффективнее, не заменят учителей и не станут инструментом, способным обучать бесконечное количество студентов».

Стоит также затронуть финансовый аспект. Чтобы играть, нужны дорогие устройства вроде планшетов или компьютеров, надежный интернет и возможность покупать сами игры. Конечно, со временем устройства дешевеют, а игры становятся доступнее (как Minecraft Education Edition), но проблема пока актуальна.

Наконец, существует мнение, что игры скорее отвлекают, чем обучают. Это справедливое опасение, но лишь в том случае, если учитель пускает всё на самотек. В такой ситуации нужно поработать над учебной программой или дополнительно проинструктировать учителя. При должной организации опасение можно отбросить.

Вывод

Игры уже приносят пользу образованию. Жаль, что я выпустился раньше, чем они появились в школах.

Но я рад за будущие поколения, потому что нововведения выглядят многообещающе. Возможно, Minecraft Education Edition и SimCityEdu станут началом нового жанра образовательных игр, тем более с поддержкой таких гигантов, как Microsoft, и распространением игр в школах.

Думаю, нас ждет немало инноваций в жанре образовательных игр, и я буду с нетерпением ждать их.

Впрочем, уже сейчас ММО могут научить, как выжить в постапокалиптическом мире.

Если вам понравилась эта статья, отправьте ее друзьям. Вместе мы распространим видеоигры быстрее.

Как научить ребенка читать? Практические советы родителям дошкольника

Малыш тянется к буквам уже в дошкольном возрасте, и первые уроки чтения ложатся на плечи родителей. ЛогикЛайк подскажет, с чего начать занятия и как грамотно подойти к обучению.

С какого возраста учить ребенка читать?

Единого мнения нет. Одни родители убеждены, что ребенка нужно учить чтению в 4-5 лет. Другие снижают планку до 2-3-х лет. Третьи же и вовсе настаивают, что ребенка не стоит «мучить» до школы. Мол, обучение чтению — это задача школьных учителей. Кому верить?

Каждый ребенок развивается в своем темпе. Поэтому не привязывайтесь к конкретному возрасту, а оценивайте, насколько будущий читатель «созрел» к обучению.

Ребенок точно готов учиться читать, если он:

  • умеет строить целостные предложения, говорит четко и связно;
  • легко произносит и различает звуки речи, не путает созвучные слоги (жа-за, да-та) и буквы в созвучных словах (код-кот);
  • различает понятия право-лево, верх-низ;
  • правильно выговаривает буквы;
  • проявляет интерес к буквам и чтению.

Если ребенок в чем-то не соответствует критериям, но проявляет интерес к буквам, и книгам — это нормально. Речь не такая связная как хотелось бы — больше общаемся с ребенком, спрашиваем и отвечаем на его вопросы. Вместо [c] получается [ш] — находим логопедические упражнения, выполняем специальные гимнастики или идем к логопеду.

Ребенок уже не просто рассматривает книжки с иллюстрациями, а просит или даже требует что-то прочитать или пытается разобраться сам?
Время пришло. Не упускайте момент.

Методики обучения чтению, их плюсы и минусы

Существуют десятки методик, по которым можно научить ребенка читать. Мы коротко расскажем о нескольких самых популярных, обозначим не всегда очевидные плюсы и минусы.

Чтение по слогам (фонетический метод)

Классическая методика, которой пользуются в детских садах и начальной школе. Сначала ребенок учится произносить звуки (фонетика) и буквы, затем объединять их в слоги и целые слова.

Типичный арсенал: азбука, букварь, карточки с буквами и слогами.

  • «+» Ребенок с легкостью слышит звуки в словах и произносит их, избавляется от дефектов речи в случае, если они у него есть.
  • «-» Метод не подходит для младших дошкольников (3-4 года) и детей помладше, т.к. требует определенного уровня знаний и занимает много времени.

Кубики Зайцева

На специальных кубиках ребенок видит все частоупотребляемые слоги, одиночные буквы и пары из согласной буквы и твердого или мягкого знака.

Каждый кубик имеет определенный размер, цвет, звучание, чтобы ребенок вместе с буквами и складами запоминал их характеристики. К примеру, железные кубики обозначают звонкие слоги, деревянные — глухие, на больших кубиках размещены твердые гласные, а на маленьких — мягкие.

  • «+» Методика не привязана к возрасту, обучение проходит в виде игры, которая развивает музыкальный слух, мелкую моторику и др.
  • «-» У кубиков Зайцева есть недоработки, которые ведут к тому, что дети «проглатывают» окончания слов и неправильно понимают фонетический состав слова (в школе им приходится переучиваться).

Карточки Глена Домана (чтение целых слов)

Способ заключается в том, что ребенку уже с грудного возраста начинают показывать карточки с картинками и словами, внятно проговаривая их. Дети воспринимают слова не по частям, а как цельные единицы.

  • «+» Возможность начать обучение с раннего детства, развитие феноменальной памяти.
  • «-» Побочный эффект методики Глена Домана — проблемы с грамотностью, трудности при разборе слов по составу.

Методика Марии Монтессори

Ребенок играет с буквами из шероховатой бумаги, которые наклеены на картонные таблички.

Он повторяет за взрослыми звук, а потом пальчиком обводит контур буквы. Затем из букв в специальные рамки складываются слова и фразы.

  • «+» Игровое обучение, развитие мелкой моторики.
  • «-» Методика требует материальных затрат и больше рассчитана на групповые занятия.

Какую методику выбрать?

Пробуйте разные подходы, чтобы найти «свой». Но помните, что какую бы методику вы ни выбрали, нельзя сводить обучение к строгим урокам. Пусть это будет увлекательная игра, к которой захочется возвращаться. Тогда чтение для ребенка будет ассоциироваться с удовольствием, а не мукой.

Учимся читать играючи

Занимательные игры помогают детям научиться читать легче и быстрее, чем целенаправленные занятия.

Держите на заметку несколько нескучных активностей и просто играйте с ребенком.

«Живые буквы»

Видеть и читать буквы — интересно, брать буквы в руки — еще интереснее! Не ограничивайтесь карточками и кубиками, создавайте буквы вместе с ребенком: лепите их из пластилина, вырезайте из бумаги, выкладывайте из теста буквы-печеньки.

Упражнения в игровой форме

Команда ЛогикЛайк регулярно создает интересные задания для развития у детей логического мышления и других важнейших способностей.

Занимательные игры и задания для развития мышления у детей с 5 лет.

Есть у нас и авторский набор упражнений, которые помогут ребенку с интересом развить навыки чтения:

Настольные игры

Карточки с буквами, слогами и словами — это занимательно, но ещё сильнее ребенка увлекают развивающие настольные игры на чтение, в которые интересно играть в компании. Для начала можно рассмотреть такие настольные игры, как «Зверобуквы» и «Читай-хватай».

«Тайные письма»

Попробуйте писать ребенку письма от имени его любимого персонажа или игрушки, чтобы ему захотелось на них ответить. Можно приобрести в книжном и готовые материалы для таких писем.

Пример: блокнот «Я научу тебя читать» с письмами гномика Гоши.

Типичные ошибки родителей в обучении ребенка чтению

Упор на запоминание букв, а не звуков

Казалось бы, что плохого в том, чтобы запомнить букву «В» как [вэ], а букву «М» как [эм] или [мэ]? Но когда вместо «метро», ребенок скажет «мэетэрэо», ошибка станет очевидна. Необходимо учить ребенка называть буквы только соответствующими им звуками: «В» — [в], «М» — [м] и т.д.

Изнуряющие занятия

Дети 3-4 лет не могут долго быть внимательными, поэтому им будет достаточно 10-минутного занятия. С ребятами 5-6 лет оптимально заниматься по 15-20 минут. Если видите, что ребенок стал рассеянным, занятие стоит прекратить.

Психологическое давление

«Тебе уже 5 лет, а ты все еще не умеешь читать! Как же тебя в школу возьмут?» Запугивания лишь отобьют у ребенка желание заниматься. Или вовсе вызовут страх перед чтением.

Английский писатель Эйдан Чамберс в своей книге «Расскажи. Читаем, думаем, обсуждаем» писал, что маленького читателя важно хвалить за каждое достижение. Вот он подошел посмотреть на книжки, взял одну из них, а потом вдруг решил переключиться на другую. И каждый из этих шагов важен.

Отсутствие у родителей привычки читать

Дети во всем стараются подражать взрослым. И если они видят, что мама или папа садятся за книгу, им непременно захочется ее почитать. Поэтому важно, чтобы в семье существовала культура чтения.

Как развить живой интерес ребенка к чтению и учебе вообще?

Читайте книги вместе с ребенком

Обсуждайте и пересказывайте их содержание, чтобы ребенок понимал и запоминал текст. Можно зачитывать вслух интересные отрывки из книг и предлагать ребенку узнать, о чем речь пойдет дальше, дочитав книгу самостоятельно.

Покажите детям, что чтение — это ключ к двери, за которой кроется множество волшебных миров. Увлеченный книгами ребенок будет с интересом учиться и узнавать новое каждый день. Будьте для ребенка наставником, который всегда поддержит и даст совет.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×