1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Упоминание дьявола в библии

Демоны с Точки Зрения Библии

ДЕМОНЫ СЛУГИ САТАНЫ

Хотя термину оккультизм дают много различных и часто взаимоисключающих значений, он основан на латинском «occultare» («тайна, покрытая свыше»), и Оксфордский словарь английского языка определяет прилагательное «оккультный» как имеющий отношение или относящийся к мистическим, сверхъестественным, или магическим силам, практике или явлениям.»
Очевидно, что наша тема соотносится прямо с этой сферой. Бесчисленные тома были написаны на эту тему за последние пятьдесят лет, начиная с тех, которые рисуют причудливо зловещие картины, лишенные какой-либо достоверной основы, до тех, которые побуждают людей окунуться с головой в неизвестность, чтобы пополнить свою жизнь новыми захватывающими аспектами.
В своём очерке я строго следую библейской линии, и конечно, и для этого лучше всего ответить по порядку на семь вопросов, начиная с наиболее фундаментальных.

Существуют ли демоны?

Хотя существует огромное количество нелепых свидетельств относящихся к истории древнего Египта, Ассирии, Греции и Рима, нам следует ответить в точном соответствии с Писанием.
Это вносит ясность и определённость. В Ветхом Завете говорится о людях, «приносящих жертвы демонам, которые не являются богами ( Второзаконие 32:17), и о людях, «приносящих в жертву демонам своих сыновей и дочерей» (Пс. 106:37)
О демонах упоминается в девятнадцати из двадцати семи книг Нового Завета, и про Иисуса часто говорится, что он «изгоняет демонов» ( Матфей 12:27).
Демоны не являются продуктом чрезмерного религиозного воображения, ни бестелесными духами доисторической расы, ни результатом архаичного секса между ангелами и земными женщинами (такие теории неоднократно выдвигались). Библия никогда не ставит под сомнение их существование.

Каково их происхождение?

Бог создал всю реальность вне Себя, от жизни до титана — от космоса до стволовых клеток, о чём недвусмысленно заявляет Библия: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Иоанн. 1:3). Однако, Бог не может принимать непосредственное участие в создании зла, и здравый смысл согласен с Писанием в том, что хотя все ангелы были созданы святыми, некоторые из них стали падшими.
Первого смутьяна,Сатану, быстро сбросили с неба вместе с мириадами ангелов, которые последовали его примеру. Библия говорит, что они «не остались в пределах их собственных полномочий, но оставили свое жилище» (Иуд. 6), в отличие от «избранных Ангелов» (1 Тим. 5:21), которые получили благодать оставаться безгрешным. Следует отметить, что в отличие от человечества, которое упало в лице своего прародителя (Адама), каждый ангел -отступник пал в результате своего собственного выбора.

Что нам известно о Сатане?

В Писании о нём упоминается на много раз больше, чем о всех остальных падших ангелах вместе взятых; из двадцати девяти упоминаний о нём в Евангелии двадцать пять принадлежат Иисусу.
Он «князь демонов» (Матф. 12:24), неоспоримый правитель мириад злых духов, населяющих космос точно также как человечество населяет Землю.
Он «князь мира сего» (Иоанн. 12:31), имеющий широкую власть в упорядоченной системе вещей, противостоящей Богу.
Он есть «князь, господствующий в воздухе» (Еф. 2:02), который включает в себя все не возрождённое человечество и всех падших ангелов.
Он есть «бог мира сего» (2 Кор. 4:4), всего мирового порядка, который отвергает Творца и подменяет Его творения.
Библия обозначает его пятьдесят пять раз как «Сатана» (соперник или противник) и тридцать пять раз как «Дьявол» ( обличитель и клеветник), в то же время как и другими наименованиями: «лукавый» (17:15), «ревущий лев» (1 Пётр 5:8), «Абаддон» (разрушитель; Откр. 9:11), «великий красный дракон» (Откр. 12:3) и «тот древний змий» (Откр. 12:9).
Собрав всё это вместе, мы получаем действительно ужасающую картину не только некоторого смутного влияния, но чрезвычайно мощной, удивительно умной, абсолютно воплощающей зло, разрушительной персоны, являющейся правителем и лидером множества меньших духов, находящихся под его полным контролем.

Где демоны обретают статус?

Большинство ссылок на них имеется в Новом Завете, где для их описания используются четыре основных слова. Наиболее частые из них «демоны» (1 Тим. 4:1). Некоторые версии перевода греческого Daimonion слово «дьяволы», но этот перевод является неправильным и уводящим от истины, потому что демонов множество, а дьявол только один. Часто применяется обозначение «духи», но легко увидеть из Евангелия от Луки 10:17-22, что нет существенной разницы в значениях между этим и «демонами.» Другое ключевое используемое обозначение «ангелы» (Мф. 25: 41), ясно показывающее, что Сатана правит обширным царством злых существ, выполняющих его приказы.

Как демоны организованы?

Библия говорит, что христиане пребывают в борьбе против «правителей, против властей, против вселенских правителей этой настоящей темноты, против небесных злобных духов» (Еф. 6:12).
Некоторые Христианские авторы и проповедники видели в этом свидетельство того что демоны образовывали высоко структурированную иерархию, и такое направление мыслей трансформировалось в идею «территориальных духов» с континентами, странами, городами и областями, подвластными им.
Другие доходили до того, что считали демонов организацией, пытающейся тайно контролировать правительство, банки, школы и средства массовой информации.
Это в свою очередь привело к идеям моления или марша вокруг определённых мест или зданий для того чтобы «восстановить утраченные позиции Бога», но в Библии не имеется оснований для такого рода акций. Хотя Библия даёт около двенадцати обозначений падшим ангелам или демонам а так же некоторые намёки на существование структуры, невозможно принять это за неопровержимую истину.

Чем они занимались?

Попросту говоря, демоны принимают участие в каждой части программы Сатаны — противятся линии Бога, мешают людям понимать Евангелие, являются противниками народа Божьего, нападая на Церковь, искушая людей грехом и препятствуя распространению Евангелия.
Им приписывают большую роль в возникновении болезни, но, хотя есть пример в Библии о женщине, которая была » с искалеченным духом в течение восемнадцати лет,» причём Иисус говорил о ней как о человеке, которого «Сатана держал в плену в течение восемнадцати лет» (Лука 13:11 , 16), у нас нет никаких оснований для того чтобы непосредственно приписывать все физические болезни сатанинской или демонической активности. Некоторые утверждают, что демоны несут ответственность за всякую скорбь, болезнь, или аберрацию, но американский теолог Август Стронг имел основание говорить: «Нам следует отнести заболевания и стихийные бедствия на их счёт только тогда, когда это является предметом особого откровения. «

Что такое одержимость демоном?

В Новом Завете содержится несколько примеров одержимости (например, Марк 1:23).
Либералы полагают, что Библия просто отражала современные представления, или, что Иисус снисходительно относился к верованиям людей, тогда как другие считали, что одержимость была ограничена библейскими временами, и особенно временем, когда Иисус был на земле, прямо противоборствуя деятельности Сатаны. Но все эти идеи не выдерживают поверки фактами.
Нет никаких доказательств, что работа Сатаны или его слуг уменьшилась по интенсивности по прошествии веков.
В случаях одержимости демоном сознание личности затмевается демоном таким образом, что проявляется демоническая сущность. Может ли Христианин быть одержим демоном?
Существуют некоторые нелепые свидетельства о том что в определённых обстоятельствах Христиане становились объектом интенсивных атак демонов, но мы должны полагаться на уверения Библии о том что к верующему «зло не прикоснётся» (1 Иоанн 5:18).
Здесь «не прикоснётся» означает «не схватит и не будет удерживать», и это также согласуется с утверждением Иисуса в отношении верующих, что «никто не в состоянии вырвать их из руки Отца»(Иоаннб10:29).
Итак, из доктрины Писания с ясностью вытекает, что истинный верующий не может быть одержимым силами зла.
Мы также должны остерегаться того, что Мартин Ллойд-Джоунс называет «капитуляцией перед явлением», особенно в области экзорcцизма, как становится ясным из Евангелия от Матфея 7:22-23, что даже изгнание злых духов не гарантирует человеку, сделавшему это, место на небесах! Необходимостью, всей наших жизни, проповеди, и размышлений, является концентрация внимания на Христе.
Даже этот вихревой обзор предмета неизбежно отрезвляет, но, если смотреть через призму Священного Писания, мы можем быть уверены в двух вещах. Во-первых, ни дьявол, ни его демоны не являются независимыми, всемогущими, всеведущими, или вездесущими.
Их власть и влияние, во времени и по степени ограничена разрешительной волей Бога, который «совершает всё по изволению Своей воли» (Еф. 1:11). Во-вторых, Иисус дал понять, что их окончательной судьбой является «огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его» (Мф. 25:41).

Есть ли в Ветхом Завете сатана?

Андрей Десницкий о противнике Бога

Этот вопрос нередко задают, причем очень энергично протестуют, если в новых переводах Библии слова «сатана» не находят. Конечно, можно задуматься о том, сатану ли надо искать в первую очередь, или Того, Кто в Ветхом Завете присутствует с самой первой и до самой последней страницы как Главный Герой этой книги, и почему вообще народное религиозное сознание уделяет всякой нечисти в миллион раз больше внимания, чем само Священное Писание, но это отдельный вопрос.

Разумеется, древнееврейское слово שָׂטָן (сатан) в Библии есть. Чаще всего оно встречается в книге Иова: «И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана» (так в 1:6, а всего это слово употреблено 14 раз в первых двух главах книги Иова, но более нигде в этой книге). Это одно из действующих лиц в книге, собственно, именно он и подстрекает Бога обрушить на Иова несчастья, чтобы его испытать…

В греческом переводе (Септуагинте) это слово было передано как διάβολος, буквально «клеветник», откуда и русское диавол. Казалось бы, все ясно, это та самая личность, тот самый глава всех падших духов, о котором мы читаем в любом катехизисе…

Но не будем торопиться: далеко не всегда слова, которые известны нам как богословские термины, употребляются в Библии именно в своем нынешнем терминологическом значении. Честно говоря, это, как правило, не так. Поэтому сначала посмотрим, как употребляется это слово в других местах Ветхого Завета.

Есть несколько мест, где слово сатан употребряется вполне сходно с книгой Иова, причем наш Синодальный перевод в одном месте даже переводит его словом диавол, по греческой традиции: «И показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего перед Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему» (Захария 3:1, в 3:2 точно так же). «Поставь над ним нечестивого, и диавол да станет одесную его» (Псалом 108:6, в еврейском тексте 109:6).

Но особенно интересное место –1 Паралипоменон 21:1: «И восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление Израильтян». Дело в том, что несколько иначе звучит параллельный рассказ более ранней книги, 2 Царств 24:1: «Гнев Господень опять возгорелся на Израильтян, и возбудил он в них Давида сказать: пойди, исчисли Израиля и Иуду». Так кто же был причиной переписи – Господь или сатана? Конечно, у современных богословов на это готов ответ: Господь попустил сатане внушить Давиду эту мысль. То есть непосредственным автором идеи, что называется, был сатана, но в конечном счете это событие произошло не без воли Господней, как описано и в книге Иова.

Всё ясно? Отнюдь нет. Дело в том, что в Библии есть немало мест, где слово сатан означает просто военного противника, в соответствии со своим основным значением в древнееврейском языке, и даже на греческий оно обычно в таких случаях переводится другим словом ἐπίβουλος, т.е. «злоумышленник». Вот одно из них: «ныне же Господь Бог мой даровал мне покой отовсюду: нет противника, и нет более препон» (3 Царств 5:4, в еврейском тексте 5:18). Сходно говорится о военных противниках Соломона в стихах 11:14, 11:23, 11:25 той же книге.

Царь Давид говорит о своих приближенных (Авессе и, вероятно, его брате Иоаве), которые дают ему дурной совет: «что мне и вам, сыны Саруины, что вы делаетесь ныне мне наветниками?» (1 Царств 19:22, в еврейском тексте 19:23). Заметим, что они не выступают тут против Давида и совсем не желают ему зла, просто он отказывается следовать их предложению, считая его неправильным.

Более того, для филистимлян сам Давид может оказаться в роли того самого сатан. Некоторое время Давид жил у филистимского царя, и вот перед битвой с израильтянами его князья отказывались брать его с собой в поход, «чтоб он не шел с нами на войну и не сделался противником нашим на войне» (1 Царств 29:4). По-видимому, если бы слово сатан однозначно относилось к врагу рода человеческого, автор книг Царств не стал бы применять его к Давиду даже в цитате из речи филистимских вождей.

Но самая удивительная история рассказана в 22-й главе книги Чисел, где это слово в глагольной форме относится непосредственно к ангелу Господню. Пророк Валаам отправился в путь, чтобы проклясть народ Израиля вопреки воле Божьей, и тогда… «воспылал гнев Божий за то, что он пошел, и стал Ангел Господень на дороге, чтобы воспрепятствовать ему» (Числа 22:22). Более того, сам ангел сообщает: «я вышел, чтобы воспрепятствовать тебе, потому что путь твой не прав предо Мною» (Числа 22:32). В еврейском оригинале стоит то самое слово שָׂטָן, и даже в греческом переводе мы встречаем выражение εἰς διαβολήν σου, буквально «на диавольство тебе». Но неужели ангел играл тут роль сатаны или диавола?

Нет, конечно. Здесь перед нами просто противник, без оценок – и тот, кто воспротивился злу, выступает на стороне добра. Слово это изначально имело самое общее значение, которое и засвидетельствовано в Ветхом Завете, а тот более узкий смысл, которое оно получило в новозаветные времена, вчитывать в Ветхий Завет не обязательно.

Значит ли это, что в Ветхом Завете вовсе нет соблазнителя, который отвращает человека от Бога? Конечно же, есть, его мы встречаем уже в третьей главе книги Бытия – это змей (по-еврейски נָחָשׁ, нахаш), соблазнивший Еву и через нее Адама. Но там он нигде не назван словом сатан.

И поэтому совершенно не исключено, что в книге Иова, а равно и в других местах Ветхого Завета, где употреблено это слово, речь тоже не идет непосредственно о диаволе или сатане, а лишь о некотором враге, противнике, противоречащем (именно так перевел это слово в книге Иова С.С. Аверинцев) – о том, кто предлагает Богу аргументы против праведности Иова. Но он, заметим, никак Иова он не соблазняет, вообще не разговаривает с ним – а вот змей, соблазнивший Еву, никак не спрашивает на то позволения у Бога, в отличие от нашего персонажа.

Читать еще:  Текст службы на дмитриевскую родительскую субботу

Одна и та же это личность или разные, мы наверняка не знаем. Может быть, этим словом назывался некий «ангел противоречия», что-то вроде «адвоката диавола» на современных католических процессах по канонизации новых святых: так называют человека, который вовсе не оправдывает диавола, но высказывает все аргументы, какие только могут быть приведены против канонизации. На современных защитах диссертаций такую обязанность исполняет оппонент – это слово, кстати, тоже переводится как «противоречащий». Оппонент, как правило, не против того, чтобы диссертант получил искомую степень, но его задача – добросовестно привести все аргументы, какие только могут быть высказаны против этого. А уж задача диссертанта – с ними смиренно согласиться и признать свою работу несовершенной, или же их доказательно оспорить (что и сделал Иов).

В Ветхом Завете безо всякого сомнения есть враг Бога и рода человеческого (там он описан как змей), но не обязательно он носит там то же имя, что и в наших учебниках богословия. Слова вообще не всегда употребляются всегда в одном и том же значении, и это, кстати, одно из самых сильных оружий врага – запутать нас, заставить спорить об именах, упуская суть.

И в конце-то концов: в книге Иова тот самый враг, или противоречащий, или сатана – мелкий эпизодический персонаж, присутствующий только в первых двух главах. Книга – о драматических отношениях Бога и страдающего праведника, а вовсе не о нем, так что не надо воздавать ему больше чести, чем ему причитается.

Что говорит библия о падшем ангеле — сатане

Библия как в Ветхом, так и в Новом Завете очень ясно и определенно говорит о существовании сатаны. В доказательство этого можно было бы прочесть множество мест Священного Писания. Но мы прочтем лишь некоторые из них.

В Книге Иова 1, 6 мы читаем: «Был день, когда пришли сыны Божий предстать пред Господа; между ними пришел и сатана». В Ев. Иоан. 13, 2 написано: «Во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его. » В Ев. Матф. 13, 39 мы имеем слова Самого Христа: «Враг, посеявший их (плевелы), есть диавол».

Библия говорит также о происхождении сатаны, причем образно и прямо. Образно о происхождении сатаны говорится в Книге пророка Исайи и в Книге пророка Иезекииля. Прочтем Ис. 14, 12 — 15: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «Взойду на небо, выше звезд Божьих вознесу престол мой, и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней. » В этих словах сатана изображен в образе какого-то большого властелина, имевшего престол, но потерявшего его вследствие своей непомерной гордости.

Прочтем также Иезек. 28, 12 — 17: «Сын человеческий! плачь о царе Тирском и скажи ему: так говорит Господь Бог: ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты. Ты находился в Едеме, в саду Божьем; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями. ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божьей. ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония. От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою». Здесь, у Иезекииля, сатана изображен в образе безымянного «царя Тирского», но прошлое его описывается, как прошлое «помазанного херувима», то есть высшего ангела, имевшего «печать совершенства, полноту мудрости, венец красоты», но потерявшего все-это вследствие «гордости» и «тщеславия» сердца своего. О том, что сатана был на большой высоте, но упал с нее, говорит Сам Христос в Ев. Иоанна 8, 44: «Ваш отец диавол. он не устоял в истине». В Ев. Луки 10, 18 Христос говорит, что Он видел падение сатаны: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию».

Итак, Библия говорит ясно, что сатана был херувимом, но гордость и тщеславие привели его к падению и сделали его злейшим врагом Бога и человека. Но сатана пал не один, он увлек за собою часть ангелов, которые стали «его ангелами». Об этом очень ясно говорит Христос в Ев. Матф. 25, 41: «Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его». Слово Божье говорит не только о падшем херувиме — сатане, но и об ангелах «согрешивших» (2 Петра 2, 4), об ангелах, «не сохранивших своего достоинства» (Иуд. 6), которые вместе с ним, как с своим главою, соблюдаются «на суд великого дня».

Слово Божье говорит, что сатана является определенной личностью. Не безличным злом, не безличной злой идеей, но личностью. Это особенно ясно видно из двух мест Писания, где в одном месте сатана говорит с Богом, а в другом месте описывается его беседа со Христом. Прочтем разговор сатаны с Богом в Книге Иова 1, 6 — 12: «Был день, когда пришли сыны Божий предстать пред Господа; между ними пришел и сатана. И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу, и сказал: я ходил по земле и обошел ее. И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо» нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла. И отвечал сатана Господу и сказал:; разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его, и дом его, и всё, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле. Но простри руку Твою, и коснись всего, что у него, — благословит ли он Тебя? И сказал Господь сатане: вот, всё, что у него, в руке твоей: только на него не простирай руки твоей. И отошел сатана от лица Господня».

Прочтем теперь беседу сатаны со Христом в Ев. Матф. 4, 1 — 11: «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: «не хлебом одним будет жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих». Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: «Ангелам Своим заповедает о Тебе и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею». Иисус сказал ему: написано также: «не искушай Господа Бога твоего». Опять берет Его диавол на весьма высокую гору, и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: всё это дам Тебе, если падши поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана; ибо написано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи». Тогда оставляет Его диавол. » Из прочитанных мест Писания очень ясно видно, что сатана является мыслящей личностью и даже знатоком Писания.

Слово Божье говорит, что сатана имеет большую силу. Христос называет его «князем мира сего» (Ев. Иоан. 14, 30). Ап. Павел в Ефес. 2, 2 говорит о нем как о «князе, господствующем в воздухе». Слово Божье говорит о «веельзевуле» — «князе бесовском», то есть князе «бесов» или падших ангелов. В Послании к Коринфянам сатана назван даже «богом века сего» (2 Кор. 4, 4).

Как Царство света возглавляется личностью Иисуса Христа, так царство тьмы возглавляется личностью сатаны. Власть сатаны велика, миллионы людей находились, находятся и будут находиться под его влиянием. Но он не всемогущ, как наш Бог, и сила его ограничена.

Что говорит Библия о деятельности сатаны? Прочтем еще раз 1 Петра 5, 8: «. противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить». Диавол находится в постоянном движении, ища добычи, ища, кого бы погубить, кого бы вырвать из рук Христа. Прочтем Откров. 12, 10: «И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братии наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь».

( «Поглощение» детей Божьих, клевета на них пред Богом — вот зловещая деятельность сатаны. И еще об одной деятельности сатаны говорит Писание: он — искуситель. Он неутомим в искушении людей. В этой своей деятельности он принимает «вид ангела света» (2 Кор. 11, 14) или жалит тонко и незаметно, как «змей» (Быт. 3, 1 — 6), или как самый опытный стрелок метко пускает свои «раскаленные стрелы» (Ефес. 6, 16).

Ап. Павел в 2 Фессал. 2, 9 говорит об обольщении людей сатаною также «знамениями и чудесами ложными». Как нам побеждать все эти «козни диавольские»? Слово Божье говорит: «Противостаньте диаволу, и убежит от вас» (Иак. 4, 7). «Противостаньте ему твердою верою» (1 Петра 5, 9), верою в помощь Божью, в Его защиту. «Облекитесь во всеоружие Божье, чтобы вам можно было стать против козней диавольских» (Ефес. 6, 11).

Будем воинами Иисуса Христа, сражаясь и подвизаясь «до крови» против греха (Евр. 12, 4), против сатаны. И будем в числе «побеждающих», о которых говорят 2 и 3 главы Откровения Иоанна.

Что говорит Библия о конечной участи сатаны? На Голгофе он потерпел большое поражение вопреки всем его усилиям не допустить Христа стать Спасителем мира. Христос умер за грехи всего мира и совершил спасение всех грешников от вечного ада. Диавол потерпит окончательное поражение, о котором мы читаем в Откров. 20, 10: «Диавол. ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков».

Есть ли сатана или дьявол в Ветхом Завете?

Мой вопрос касается статьи, опубликованной несколько дней назад. В ней говорится о том, как сатана или дьявол связан со змеем в Ветхом Завете (книга Бытие). Далее автор утверждает, что идея «князя тьмы» появилась только во 2-м и 1-м веках до н.э., а уже затем «князь тьмы» был связан со змеем.

Также он упоминает дракона из книги Откровения. Если это так, то тогда идея сатаны — это лишь более поздняя доктрина. Майкл Хейзер также написал статью об отсутствии сатаны в Ветхом Завете и, в частности, он приводит для примера книгу Иова. Некоторые скептики утверждают, что Иисус приспособил своё учение под богословие своего времени. Мне интересно, как это можно объяснить.

Сатана и дьявол в Ветхом Завете

Есть теория, в рамках которой действуют эти авторы. Они утверждают, что Иисус и писатели Нового Завета приспособили свое учение к ложным идеям вокруг них. Другими словами, они не исправляли ошибки людей, находясь среди них, но использовали ложные идеи и их словарный запас, чтобы учить более глубоким идеям. Если говорить более откровенно, данная теория подразумевает, что в Библии есть ошибки. Она опасна, поскольку подрывает библейский авторитет. Проще говоря, она просто не верна.

Прежде всего, отвечая на все утверждения, отмечу, что есть доктрины, которые менее развиты в Ветхом Завете, но более подробно описаны в Новом. Есть несколько примеров:

  • верьте или нет, но мысли о рае и аде в Ветхом Завете относительно расплывчаты и больше подразумеваются, чем раскрываются. Тем не менее есть одно очень четкое описание окончательного воскресения и суда в книге пророка Даниила 12:1-4. Когда же мы видим новозаветное учение, многие ветхозаветные отрывки о последнем воскресении, небесах и об аде становятся более ясными (Книга пророка Иезекииля 47:1-12, Книга пророка Захарии 14). Не то, что бы истина изменилась или что Ветхий Завет ошибался, а просто Бог открывает истину постепенно;
  • учение об ангелах предлагается и изредка упоминается в Ветхом Завете, но более полно развито в Новом.

Можно утверждать, что идея сатаны также представлена в Ветхом Завете, но в менее развитой и ясной форме, чем в Новом, точно так же, как с библейским учением о небесах и аде. Дело не в том, что истина изменилась, а в том, что Бог открывает нам этот аспект более ясно через Иисуса Христа. Безусловно, сатана присутствовал в Ветхом Завете. Утверждения о том, что идея дьявола была изобретена в 1-м или 2-м веке до н.э., или что она была включена в иудаизм, а позднее в христианство, как более позднее изобретение, просто не верны. Иисус не учился у своих современников! Он не только знал правду, но Он сам был Истиной (Евангелие от Иоанна 1:17 и 14:6). Если Иисус говорит нам, что сатана реален, тогда это действительно так. Он знает это, поскольку Он есть Сын Божий. Сатана не является претворением ложных убеждений евреев во 2 веке до н.э.

Сатана присутствует в Ветхом Завете (книге Бытие) в виде змея. В отрывке Бытие 3:15 есть пророчество относительно змея и его вражды с Мессией, как это произошло, когда Иисус Христос был искушен сатаной в пустыне, и включая окончательное уничтожение змея (или дьявола), как записано в Откровении 20:10. Откровение показывает четкую связь между змеем и сатаной. Они — одно и то же.

Сатана скрывается за кулисами во многих местах Ветхого Завета, более заметен он, например, в 1 главе Книги Иова и в 10 главе Книги пророка Даниила, где ангелы-сторонники сатаны ведут битву с архангелом Михаилом. В Книге Иова 1:6-12 мы встречаем сатану, названного по имени. Фактами опровергается утверждение, что во 2-м веке до н.э. было придумано, что сатана — личный и злой противник Бога и Его воли, ведь Книга Иова — одна из первых письменных книг в Ветхом Завете.

Итак, сатана встречается в 1 главе Книги Иова, где он обсуждает Иова с Богом. Он же искушает Давида испытать Господа в 1-ой Книге Паралипоменон 21:1. Являются ли эти упоминания о нем более расплывчатыми и менее личными, чем его встреча с Иисусом в Евангелии от Матфея 4:1-11? Возможно, но они одного типа. Идея в том, что Новый Завет дает более четкое представление о том, что подразумевается в Ветхом. Слуги сатаны видны в Книге пророка Даниила 10:12-21: это ангелы Персии и Греции, которые выступают против Архангела Михаила. Если авторы указанных вами статей утверждают, что в Ветхом Завете у Бога нет личных духовных врагов, то как насчет этого отрывка?

Читать еще:  Родительская суббота что это

Ученым нравится делать себе имя, подрывая нашу веру в надежность Библии, ведь никто не получает славу, заявляя очевидное, что вся Библия вдохновлена Богом. В том, что говорят эти люди, есть доля правды, но истины там крупица. Верно, что учение о дьяволе/сатане/змее более четко очерчено Иисусом и в Новом Завете, чем в Ветхом. Однако, утверждение о том, что это было просто идеей, взятой из другой религиозной традиции или изобретенной в религиозных целях во 2-м или 1-м веке до н.э., является возмутительным и не верным. Библия вдохновлена Богом и верна полностью. Пожалуйста, не бойтесь тех, кто хочет подорвать вашу веру в надежность Библии.

Автор первой статьи, указанной вами, утверждает, что сатана в Книге пророка Захарии 3:1-2 является слугой Бога, исполняя Его волю. Это тонкий аргумент. Этот сатана называется обвинителем и упрекается Богом. Это явно тот же клеветник, что и в Откровении 12:10 — обманщик и обвинитель Божьего народа.

Автор второй статьи утверждает, что слово «сатана» в 1 главе Книги Иова не является ссылкой на того, кто является обманщиком/обвинителем. В самом деле? Прочтите еще раз этот отрывок. Есть ли кто-нибудь, кто не видит здесь сатану как личность, являющуюся обманщиком/обвинителем (как и в Откровении 12:10)? Это особая гипотеза для научного обсуждения. Вы можете смело отказываться от этого аргумента.

«И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее» (Книга Иова 2:2)

Для меня это звучит как разговор между людьми. Попытка автора доказать свою точку зрения использованием или отсутствием неопределенного артикля в английском переводе рушится, когда мы читаем 3 главу Книги Бытия или 1 главу Книги Иова.

Часть аргументов людей, на которых вы ссылаетесь, связана с лексикой. Они говорят, что формулировка «князь тьмы» не встречается в Ветхом Завете, тем не менее она встречается в междузаветье, а затем и в Новом Завете. Поэтому, утверждают они, «князь тьмы» — более позднее «изобретение». Это верно отчасти и ничего не доказывает. Присутствует ли идея уникального, могущественного, личного врага Бога и обвинителя Его людей (сатаны), как в Ветхом, так и в Новом Заветах? Конечно, да! Какие имена используются для этой личности, не является существенным вопросом. Распространению многих ложных идей поспособствовали ученые, которые утверждали, что есть большая разница в именах, под которыми знают Бога в разных частях Ветхого и Нового Заветов. Но самое главное, что во всей Библии Бог один.

«Слушай Израиль, Господь Бог твой, Бог один есть» (Евангелие от Марка 12:29)

Да, Он известен как Отец, Бог, ЯХВЕ, Адонай, Иегова, Элохим, Бог Небесный и т.д., и всё это Он — Бог. Обвинитель и обманщик, он же ревущий лев, змей, сатана, дьявол реален, и он против нашей любви к Богу.

Я отвергаю гипотезы этих людей как опровергнутые Священным Писанием.

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».

  • Подписаться на новости

Подпишитесь, если хотите получать новости на почту. Мы не рассылаем спам и не передаем вашу почту третьей стороне. Вы всегда сможете отписаться от нашей рассылки.

  • Христианские тесты онлайн

Мы предлагаем вам проверить ваши знания, связанные с христианской верой. Тесты на знание Священного Писания и христианства.

10 неразгаданных тайн о Сатане

1. Он ли был в образе Змея в Эдеме?

Змея, искушающего Еву вкусить запретный плод, часто считают Сатаной, однако в Библии ни о чём подобном не упоминается. Это всего лишь предположение людей, которое, по всей видимости, возникло под влиянием того факта, что Змей и Сатана играют одну и ту же роль.

На самом деле оригинальный рассказ в «Книге Бытия» скорее исключает данную идею, называя Змея «умнейшим из всех полевых зверей». Исследователи Библии утверждают, что в то время, когда была написана «Книга Бытия», идея Сатаны ещё не была разработана. Но, если Змей – не Сатана, то кто же он? Просто говорящая змея? Если да, то выходит, что это единственное разумное животное в Библии.

В любом случае, в «Книге Бытия» конкретно говорится о том, что Змей в наказание был приговорён к ползанию на животе. По этой причине, если считать что Люцифер – это именно тот, кто искушал Еву, то он должен всегда ползать на своём животе.

2. Кто поручил Давиду провести перепись населения?

В 24-й главе «Второй Книги Царств» Бог гневается на Израиль и подстрекает царя Давида провести перепись. Давид понимает, что перепись является греховной, и тогда Бог насылает на Землю чуму. Однако далее, в 21-й главе «Первой книги Паралипоменона», говорится, что это Сатана подговорил царя Давида сделать перепись. Кажется, эти два библейских отрывка противоречат друг другу. Так кто же – Бог или Сатана – подстрекал Давида к проведению греховной переписи?

В качестве одного из объяснений приводится аргумент в пользу того, что Сатана мог действовать только с разрешения Бога. По этой причине, когда Сатана предложил провести перепись, он сделал это в соответствии с волей Божьей. Другие исследователи используют данное расхождение в качестве доказательства того, что евреи во время их изгнания в Вавилон находились под влиянием зороастризма. Зороастрийцы верили в противопоставление сил добра и зла; авторы хроники могли впитать эту веру и переназначить ответственность за перепись на Сатану.

3. Есть ли у него имя?

«Сатана» – это еврейское слово, означающее «противник» или «обвинитель». В Ветхом Завете это слово никогда не используется в качестве имени и часто применяется по отношению к людям. Например, король Резон из Сирии называется сатаной («противником») Соломона. Существует также ангельское существо, известное как «сатана», которое выступает в качестве своего рода прокурора. Например, Бог позволяет сатане испытать Иова, чтобы проверить, останется ли тот верным ему даже после того, как потеряет всё.

Слово «дьявол» также означает «обвинитель»; оно пришло из греческого языка. Было бы правильным считать, что эти слова являются равнозначными, однако в какой-то момент мы стали относиться к слову «Сатана» как к имени безо всяких на то оснований.

Так есть ли у дьявола имя? «Люцифер» («утренняя звезда») не подходит, так как это слово упоминается в Библии только один раз – при описании царя Вавилонского. Имена «Велиар» и «Вельзевул» также не относятся к нему. Если у дьявола и есть имя, то мы не имеем о нём ни малейшего представления.

4. Почему мы думаем, что он правит Адом?

Конечно, все знают, что Сатана правит Адом, где он получает наслаждение, подвергая пыткам злые души. Но мало кому известно, что об этом не сказано ни в одном из авраамических религиозных текстов. В Библии не содержится ни единого фрагмента, привязывающего Сатану к Аду, за исключением упоминания о том, что он там окажется после вынесения окончательного приговора.

Так откуда же появилась мысль о том, что Сатана правит Адом? Это загадка. Самая популярная теория заключается в том, что образ Сатаны был скопирован с греко-римских богов подземного мира, таких как Аид и Плутон. Другая теория ссылается на зороастризм, в котором злой дух Ангра Майнью мучает грешников в загробном мире. Как появился этот миф, пока не ясно, однако он остаётся чрезвычайно популярным.

5. Является ли Сатана, упоминаемый в Ветхом и Новом Заветах, одним и тем же лицом?

В Ветхом Завете дважды упоминается об ангеле, называемом «сатаной». В первый раз он появляется, когда Бог говорит о том, что Иов является его самым верным последователем. Сатана возмущается и говорит, что Иова непременно проклянёт Бога, когда его прекрасная жизнь пойдёт наперекосяк. Бог позволяет сатане испытать Иова, чтобы доказать, что тот останется верен Ему. Второе появление сатаны описано в «Книге пророка Захарии», где первосвященник Иисус предстаёт перед небесным судом. Сатана обвиняет Иисуса, но Ангел Господень защищает его.

В обоих случаях сатана, кажется, служит Богу в качестве своего рода небесного прокурора. Тем не менее, в Новом Завете сатана уже принимает обличие «принца демонов» и становится однозначным злом. Так почему же в Ветхом и Новом Заветах он предстаёт в разных ролях? Быть может, потому, что «сатана» – это просто название любой противостоящей сущности?

6. Есть ли у него власть на Земле?

Большинство произведений поп-культуры наделяют дьявола невероятным могуществом, но действительно ли у библейского сатаны есть на Земле власть? Ответ неоднозначен. В Ветхом Завете сатана способен мгновенно испортить жизнь Иову – но только после того, как Бог даёт ему разрешение. В Новом Завете сатана подбивает Иисуса использовать свои собственные силы. Например, когда Иисус голоден, сатана говорит ему, чтобы он превратил камни в хлеб, но не делает этого сам.

С другой стороны, в 5-й главе «Евангелия от Марка» и 8-й главе «Евангелия от Луки» описывается, как Иисус изгоняет демонов, которые вселились в людей. И это говорит о том, что демоны или сатана действительно способны как-то управлять людьми. Сатана также предлагает подарить Иисусу «все царства мира» – но до конца не ясно, действительно ли он способен это сделать. Тем не менее, официальная позиция крупнейших христианских групп заключается в том, что сатана не имеет реальной земной власти, и он способен лишь на то, чтобы искушать.

7. Как он выглядит?

В современном мире мы привыкли к тому, что у нас есть «классический» образ дьявола, который включает в себя вилы и козлиные рога с копытами. В мультяшных версиях он носит преимущественно красные одежды и даже может иметь кожу такого же цвета. Ни одна из этих деталей не встречается в Библии, хотя они были распространены ещё в период позднего Средневековья. Так откуда же всё это взялось? Ответим честно: так же, как и о многом остальном в нашем списке, мы не имеем об этом ни малейшего представления.

Козлиные признаки могли быть позаимствованы у греческого бога Пана, дикого и пугающего божества, который вселял в людей внезапный страх в пустынных местах (отсюда – «паника»). Вилы напоминают трезубец Посейдона. Цвет может происходить от Великого красного дракона, описанного в «Книге Откровений». Но все эти теории не более чем догадки. Правда заключается в том, что на самом деле этого никто не знает.

8. Что такое сатана в исламе?

В исламе Аль-Шайтан («сатана») более известен как Иблис. Согласно Корану, Аллах делает Адама из глины и приказывает ангелам поклониться своему созданию. Но Иблис отказывается склониться, говоря: «Я лучше, чем он; Ты создал меня из огня, а его из грязи». Аллах гневается, но соглашается отложить наказание, давая Иблису возможность доказать свою правоту тем, что тот сможет склонить людей к греху.

Учёные расходятся во мнениях по поводу того, кем на самом деле следует считать Иблиса. В исламе есть три категории существ: ангелы, люди и духи (известные как джинны), которые были сделаны из огня и наделены свободой воли. С одной стороны, в Коране говорится, что Аллах велел ангелам, в том числе и Иблису, поклониться человеку. Это значит, что Иблис тоже был ангелом. С другой стороны, Иблис показывает свободную волю и говорит, что Аллах сделал его из огня. Это наводит на мысль, что он был джинном. Данная тема остаётся предметом горячих споров.

9. Был ли исламский Сатана прав?

В исламе суфийского толка есть интересное поверье, гласящее о том, что Иблис был прав, ослушавшись Аллаха и отказавшись подчиняться Адаму. С точки зрения поверья, для ангелов было бы неправильным пасть ниц перед кем-либо ещё, кроме Аллаха. Хотя Иблис и ослушался, он сделал это только из-за своего подлинного подчинения Богу.

Живший в XI веке суфий Ахмад Газали сказал про Иблиса следующее: «Небеса запрещают поклоняться кому-либо ещё, кроме Единого […]. Этот приказ был проверкой». Айн-аль-Козат Хамадани писал, что когда Аллах стал угрожать наказанием за непослушание, Иблис воскликнул: «Господь, я не прошу у тебя прощения. Моя преданность не нуждается в нём».

Тем не менее, идея о том, что аль-Шайтан является наиболее преданным слугой Бога, никогда не пользовалась популярностью, даже среди суфиев.

10. Что его связывает с Антихристом?

В Новом Завете существует целый ряд пророчеств о приходе лжемессии, часто называемым Антихристом. В обоих «Посланиях к Фессалоникийцам» и «Книге Откровений» указывается на связь этой личности с Сатаной, но даётся понять, что это не одно и то же лицо. Так какова же связь между Сатаной и Антихристом?

В средневековый период пришли к выводу, что Антихрист будет противоположностью Христу во всех отношениях. Подобно тому, как Христос был сыном Бога, рождённым девственницей, Антихрист будет сыном Сатаны, рождённым шлюхой. Эти представления были основаны на чрезмерно буквальном толковании самого слова «антихрист», но идея стала популярной благодаря таким фильмам, как «Омен».

Тем не менее, идея об Антихристе как о сыне Сатаны отвергается большей частью христианства. На самом деле не ясно, что связывает эти две фигуры. Однако во «Втором Послании к Фессалоникийцам» действительно говорится о том, что приход Антихриста будет «виден по работе Сатаны».

Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви

Кем был Змей?

Читая историю грехопадения Адама и Евы в третьей главе книги Бытия, мы сталкиваемся со «Змеем». Что это было за существо? Действительно ли это была змея? Некоторые считают, что, так как животные говорить не могут, то библейская история грехопадения человечества это всего-навсего аллегория, в которой каждый герой является определённым духовным символом.
Итак, что же это за таинственная личность, которая скрывается под маской змея? Кто этот таинственный «некто», который не только может говорить с Евой на человеческом языке, но и подтолкнуть её к неповиновению Великому Богу?

Давайте воспользуемся золотым правилом интерпретации Священного Писания, которое гласит: «Библия интерпретирует Библию». Итак, обратимся к Слову Божьему для того, чтобы узнать, что оно может рассказать по данному вопросу. Другими словами, давайте выясним, что ещё Библия говорит об этом змее?

Читать еще:  Что нельзя делать в родительский день

I. ЧТО ИИСУС ХРИСТОС ГОВОРИЛ О САТАНЕ?

Однажды, обращаясь к фарисеям, пытавшимся Его убить, Иисус сказал: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Иоанна 8:44).
О чём здесь говорит Иисус? На какие события прошлого, во время которых дьявол лгал и замышлял убийство, Иисус ссылается в этом стихе?
На наш взгляд, искушение Евы вполне подходит к этому описанию. Причём эти события вполне соответствуют выражению Иисуса «от начала», поскольку история грехопадения человека является первой записью событий после его сотворения. Змей солгал Еве, сказав ей «нет, не умрете». Это была первая ложь, запись о которой сохранилась в Священном Писании. А титул «отец лжи» как нельзя точно описывает личность, уличённую в первой в мире лжи.

Как нам известно, из-за лжи Змея пострадали не только Адам и Ева, но и всё человечество. Смерть вошла в мир посредством первого греха и теперь царит во всех людях. Титул «человекоубийца», которым Иисус наделил Сатану, как нельзя лучше подходит к личности, искусившей Еву в начале веков.

Таким образом, мы видим, что описание Сатаны, данное Иисусом Христом в Евангелии от Иоанна 8:44, является точным описанием черной работы, совершённой Змеем в Эдемском саду. Более того, в древней истории нет ни одного случая, который бы лучше соответствовал этому описанию дьявола, чем история об искушении Евы Змеем, записанная в Бытии 3.

Более тесную взаимосвязь между Сатаной (или дьяволом) и Змеем из книги Бытия можно увидеть в Откровении 12:9 «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» и в Откровении 20:2 «Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет».

Слово «Сатана» означает «противник» или «враг»: во-первых, — по отношению к Богу, и, во-вторых, — по отношению к человеку. Термин «дьявол» означает «клеветник» или «обвинитель»: Сатана клевещет Богу на человека, а человеку – на Бога.

II. ТАК КЕМ ЖЕ БЫЛ ЗМЕЙ?

Означает ли всё это, что змеем, описанным в Бытии 3, был Сатана?
В Библии говорится, что «сам сатана принимает вид Ангела света» (2 Коринфянам 11:14). Сатана любит маскироваться в облик ангела света. Но в данном случае, нам кажется, дело обстоит несколько иначе, потому что речь идёт о Змее.
Мы не думаем, что слово «Змей» было всего лишь символическим описанием Сатаны. Также мы не считаем, что Сатана превратился в змею. Мы полагаем, что змей (змея) был орудием в руках Сатаны. Это видно…

  • …из описания рептилии, данного в Бытии 3:1Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог»),
  • …и из проклятия, которым Бог проклял змея в Бытии 3:14проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей»).

Также Библия повествует о том, что перед тем, как Иуда Искариот покинул комнату, в которой проходила тайная вечеря, и пошёл предавать Иисуса, в него вошёл Сатана: «Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошел в него сатана» (Иоанна 13:26–27).
Точно также и демоны, при определённых условиях, могут входить в тела людей и животных. Вспомните, например, историю, когда Иисус изгнал из человека легион бесов. Что с ними случилось после этого? Они вошли в стадо свиней, пасущихся неподалёку, которое затем бросилось с обрыва в море и утонуло (Марка 5:1–13).
Это ещё раз подтверждает правильность наших подозрений о том, что Сатана завладел телом змея и воспользовался им для осуществления своего порочного плана – совращения Евы.
Кроме того, задумайтесь над тем фактом, что змея (змей) является символом зла и Сатаны. Это тоже неспроста. Корни этого символизма уходят в глубь веков – к истории искушения Евы змеем в Эдемском саду. Эта встреча Евы со Змеем настолько же правдоподобна, как и история искушения Иисуса в пустыне.

Теперь, после того, как мы выяснили, что змей был инструментом Сатаны, возникает ещё один вопрос: действительно ли Сатана может говорить вслух?

III. МОЖЕТ ЛИ САТАНА ГОВОРИТЬ?

Когда Сатана искушал Иисуса, он это делал при помощи слов. Иисус Христос отвечал ему тоже обычным человеческим языком. Этот диалог записан в двух Евангелиях (Матфея 4:1-11 и Лука 4:1-13). И хотя нам известен весь разговор, Библия не рассказывает, как выглядел Сатана во время искушения Иисуса в пустыне.

Сатана – это реальная личность. Известно, что однажды его явление Мартину Лютеру было настолько реальным, что тот швырнул в него чернильницу.

Возвращаясь к истории грехопадения человечества, хочется процитировать слова христианского писателя Освальда Сандерса, который сказал: «Позволю себе провести черту между змеем и ослицей Валаама: говорящая ослица была божественным чудом, тогда как говорящий Змей был сатанинским чудом».

IV. ОТКУДА ПОЯВИЛСЯ САТАНА?

Бог решил не рассказывать нам слишком много подробностей о происхождении и грехопадении Сатаны. Из Библии нам известно следующее:

1. Сатана был прекрасным Божьим ангелом – херувимом:
Иезекииль 28:13-15 «Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего. Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония».

2. Сатана — глава падших ангелов, называемых демонами и нечистыми духами.
Матфея 25:41 «Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его»; Откровение 12:9 «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним».
2 Петра 2:4 «Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания».

3. Сатана является врагом Бога и человека:
Иов 1:6–12 и Иов 2:1–6 описывает желание Сатаны погубить Иова.
1 Петра 5:8 «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить».

4. Грехопадение Сатаны произошло из-за его гордости:
Иезекииль 28:15-17 «Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония. От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней. От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор». 1 Тимофею 3:2,6 «Но епископ должен быть…не из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом».

5. Скорее всего, грехопадение Сатаны и падших ангелов произошло…

  • После шести дней творения . Ведь всё, что сотворил Господь Бог, было прекрасным: Бытие 1:31 «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой».
  • До грехопадения человека , описанного в Бытии 3.
  • Иисус называет Сатану «князем мира сего»:
    Иоанна 12:31 «Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон», Иоанна 14:30 «Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего», Иоанна 16:11 «князь мира сего осужден».
  • Библия также называет сатану «богом века сего»:
    2 Коринфянам 4:3-4 «Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы».
  • Библия также называет Сатану «князем, господствующем в воздухе»:
    Ефесянам 2:2 «…по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления…»
  • Библия говорит, что он бродит по земле и строит козни:
    Иов 2:2 «И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел её»; 1 Петра 5:8 «Противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить». Ефесянам 6:11 «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских». Сатана знает, что уже осуждён на вечную гибель, но хочет утащить с собой в Ад как можно больше человеческих душ.

V. ЗАЧЕМ БОГ СОЗДАЛ САТАНУ?

Вопрос №1: Зачем же Бог создал Сатану?
Ответ: Во-первых, Бог не создавал Сатану. Точно также, как Бог не создавал Адама грешным человеком. Господь создал прекрасного ангела — «херувима осеняющего», как его описывает Библия в книге пророка Иезекииля 28:13-17. Сатана был Ангелом света до тех пор, пока в его сердце не зародилась гордость, которая есть беззаконие. Это и стало началом его падения. Теперь это ангел тьмы или же нечистый дух.

Вопрос №2: Если Господь Бог знал, что Сатана будет искушать человека, и Адам с Евой согрешат, то почему же Он не вмешался в ход событий и не изменил их к лучшему?
Ответ: Дело в том, что Бог дал Адаму (и в его лице — всему человечеству) свободную волю и право выбора. Бог никогда не нарушает Свои законы, и никогда не насилует свободную волю человека. Он лишь предоставляет право выбора и советует, что лучше выбрать. В данном случае, человек выбрал грех и теперь пожинает плоды своего выбора.

Также мы можем сделать ещё некоторые выводы, исходя из того, что нам известно о грехе и грехопадении человека:

1. Бог позволил греху войти в мир, хотя и знал, (1) какова будет сущность и природа греха, (2) какие последствия греха ожидают Его творение, и (3) на что Ему придётся пойти для того, чтобы избавить мир от греха.

2. Бог запланировал искоренить грех раз и навсегда.
У Бога были Свои причины, по которым Он допустил появление греха в мире, но Он собирается искоренить его раз и навсегда.

3. Бог запланировал и приготовил для людей спасение от греха, которое даровано нам через смерть и кровь Иисуса Христа:
Евреям 9:14 «Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному»;
1 Петра 1:18–21 «…Не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас, уверовавших чрез Него в Бога, Который воскресил Его из мертвых и дал Ему славу, чтобы вы имели веру и упование на Бога»;
1 Иоанна 1:7 «…если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха»).
1 Иоанна 4:8-10 «Бог есть любовь. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши».

4. Бог запланировал полностью разрушить дела дьявола (1 Иоанна 3:8 «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола») и провозгласить Свою праведность и справедливость посредством Великого и Страшного Суда и наказания нечестивых: Деяния 17:31 «Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых».

5. Бог запланировал отправить Сатану в Озеро огненное (Ад), которое Он приготовил для дьявола и падших ангелов:
Матфея 25:41 «Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его»;
Откровение 20:10 «…а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков».

6. Все, восставшие против Бога и не принявшие дар спасения, будут также осуждены и повержены в Огненное Озеро:
Иоанна 3:18 «Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия»,
Откровение 20:11–15 «И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное».

Иоанна 3:16-17 «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него».

Деяния 17:30 «Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×